Руководства, Инструкции, Бланки

образец справки о том что дом не аварийный img-1

образец справки о том что дом не аварийный

Рейтинг: 4.2/5.0 (1924 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Образец справки о том что дом не аварийный

Как доказать, что дом - многоквартирный? Как доказать, что дом - многоквартирный?

Добрый день. Есть дом на двух хозяев в сельской местности (дом постройки 1948 г.), состоящий из 2-х квартир, у каждого есть свидетельство о праве собственности на земельный участок под домом. Соседи в прошлом году поставили на кадастровый учет свою квартиру без постановки дома (занималась юридическая фирма), получили свидетельство о праве собственности, мы сейчас оформляем, нам отказывают в кадастровом учете квартиры, требуют постановки всего дома, это очень затратно, денег нет, тем более имеем право поставить на учет только квартиру (изменения в п. 25 221-ФЗ, действующие с 01.10.2013 г. внесенные законом 250-ФЗ).
Теперь кадастровый инженер, которая делала техплан и по которому пришел отказ, требует доказательства, что дом - многоквартирный. Принесли Справку из Администрации, что данная квартира расположена в многоквартирном доме, она сказала, что это фигня, принесите другую справку (а лучше Постановление), где будет указано, что назначение дома - многоквартирный (сама кадастровый инженер не дает образец Справки, по- просту не знает). В Администрации говорят, что никаких постановлений у них нет, то, что такие дома относятся к многоквартирным следует из Законодательных актов, а именно - В соответствии с п. 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47. Может, кто подскажет, как правильно сформулировать эту Справку из Администрации (они согласны еще одну выдать), чтобы в Росреестре приняли как доказательство, что дом - многоквартирный.Помогите.

назначение земельных участков какое? у вас и у соседей

Земля в свидетельстве- для ЛПХ (личного подсобного хозяйства). С землей все нормально.Земля не в долевой собственности. У каждого свое свидетельство. Кадастровый инженер посоветовала взять в Администрации Постановление о том, что присвоен вид назначения дому - многоквартирный. Но в Администрации говорят, что назначение здания следует из законодательства (Постановление Правительства №47)

долго объяснять, постараюсь кратко и доступно. для того чтобы признать дом многоквартирным, необходимо чтобы назначение земель было под строительство многоквартирных домов, и дело здесь не в том что места не хватает, а в том что согласно ген плану администрация выделяет разные мощности на разные целевые назначения (они же коммуникации), если на коммуникации в вашем районе не предусмотрена нагрузка от многоквартирника, то никто не даст разрешение на многоквартиный дом. Решайте в администрации, в противном случае у вас будут два дома на разных участках с нарушением как минимум пожарной безопасности (не выдержано расстояние между домами) или дом в общедолевой собственности типо коммунальной квартиры, что в последних двух случаях теряете 80% покупателей по ипотеке и соответственно в цене.

В вашем случае оптимально было бы как 1/2 дома и банки прокредитуют нормально, но как соседи умудрились оформить квартиру, хотя сотрудники реестра не обладают полномочиями контролировать правомерность всех регистраций и с удовольствием этого не делают

Другие статьи

Какие документы необходимы для признания помещения непригодным для проживания?

Какие документы необходимы для признания помещения непригодным для проживания?

В соответствии со статьей 15 ЖК РФ «жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти»

В соответствии со статьей 15 ЖК РФ «жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти». Признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в Положении требованиям.

Постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу » выделяет основания для признания жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу:

Какие основания для признания жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу?

1. Наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.

2. Жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения.

3. Жилые помещения, находящиеся в жилых домах, расположенных на территориях, на которых превышены показатели санитарно-эпидемиологической безопасности в части физических факторов (шум, вибрация, электромагнитное и ионизирующее излучение), концентрации химических и биологических веществ в атмосферном воздухе и почве (оксид азота, аммиак, ацетальдегид, бензол, бутилацетат, дистиламин, 1,2-дихлорэтан, ксилол, ртуть, свинец и его неорганические соединения, сероводород, стирол, толуол, оксид углерода, фенол, формальдегид, диметилфталат, этилацетат и этилбензол), а также в жилых домах, расположенных в производственных зонах, зонах инженерной и транспортной инфраструктур и в санитарно-защитных зонах, следует признавать непригодными для проживания в случаях, когда инженерными и проектными решениями невозможно минимизировать критерии риска до допустимого уровня.

4. Жилые помещения, расположенные в опасных зонах схода оползней, селевых потоков, снежных лавин, а также на территориях, которые ежегодно затапливаются паводковыми водами и на которых невозможно при помощи инженерных и проектных решений предотвратить подтопление территории. Многоквартирные дома, расположенные в указанных зонах, признаются аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

5. Жилые помещения, расположенные в определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти зоне вероятных разрушений при техногенных авариях, если при помощи инженерных и проектных решений невозможно предотвратить разрушение жилых помещений. Многоквартирные дома, расположенные в указанных зонах, признаются аварийными и подлежащими сносу или реконструкции. Под зоной вероятных разрушений при техногенных авариях понимается территория, в границах которой расположены жилые помещения и многоквартирные дома, которым грозит разрушение в связи с произошедшей техногенной аварией.

6. Жилые помещения, расположенные на территориях, прилегающих к воздушной линии электропередачи переменного тока и другим объектам, создающим на высоте 1,8 м от поверхности земли напряженность электрического поля промышленной частоты 50 Гц более 1 кВ/м и индукцию магнитного поля промышленной частоты 50 Гц более 50 мкТл.

7. Жилые помещения, расположенные в многоквартирных домах, получивших повреждения в результате взрывов, аварий, пожаров, землетрясений, неравномерной просадки грунтов, а также в результате других сложных геологических явлений, признаются непригодными для проживания, если проведение восстановительных работ технически невозможно или экономически нецелесообразно и техническое состояние этих домов и строительных конструкций характеризуется снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при которых существует опасность для пребывания людей и сохранности инженерного оборудования. Указанные многоквартирные дома признаются аварийными и подлежащими сносу.

8. Комнаты, окна которых выходят на магистрали, при уровне шума выше предельно допустимой нормы (в дневное время суток 55 дБ, в ночное – 45 дБ) признаются непригодными для проживания, если при помощи инженерных и проектных решений невозможно снизить уровень шума до допустимого значения. 9. Жилые помещения, над которыми или смежно с ними расположено устройство для промывки мусоропровода и его очистки.

Не может служить основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания:

1. Отсутствие системы централизованной канализации и горячего водоснабжения в одно и двухэтажных жилых домах.

2. Отсутствие в жилом доме свыше 5 этажей лифта и мусоропровода, если этот жилой дом вследствие физического износа находится в ограниченно работоспособном состоянии и не подлежит капитальному ремонту и реконструкции.

3. Несоответствие объемно-планировочного решения жилых помещений и их расположения минимальной площади комнат и вспомогательных помещений квартиры в эксплуатируемом жилом доме, спроектированном и построенном по ранее действующей нормативной документации, принятым в настоящее время объемно-планировочным решениям, если это решение удовлетворяет требованиям эргономики в части размещения необходимого набора предметов мебели и функционального оборудования.

Перечень документов, необходимых для представления на межведомственную комиссию по использованию жилищного фонда, при оформлении признания помещения непригодным для проживания (постановление Правительства Москвы от 15 мая 2007 № 382-ПП)

1. Заявление (+ копия).
2. Выписка из технического паспорта на строение (БТИ форма № 1а).
3. Справка о состоянии здания (БТИ форма № 5).
4. Поэтажный план и экспликация квартиры (БТИ).
5. Заключение дирекции единого заказчика района о техническом состоянии квартиры.
6. Техническое заключение специализированной организации (МосжилНИИ-проект, МНИИТЭП, Моспроект и т.п.). 7. Акт обследования помещения (приложение № 2).
8. Заключение Управления по Административному округу ГУ МЧС России по г. Москве.
9. Заключение территориального отдела ТУ Роспотребнадзора по г. Москве в административном округе.
10. Заключение жилищной инспекции по административному округу.
11. Справка о том, что дом находится на балансе ДЕЗ/ГУ ИС.
12. Справка ДЕЗ о статусе смежных помещений.
13. Письмо управы о том, что дом не подлежит сносу и реконструкции.
14. Копия финансового лицевого счета, выписка из домовой книги и справка о проверке жилищных условий.
15. Копия документа на право пользования жилым помещением (ордер, договор социального найма, свидетельство о собственности на право пользования жилым помещением и т. п.), заверенная в ЕИРЦ.

В Москве жилые дома признаются аварийными в соответствии с постановлением правительства РФ от 28.01.2006 № 47 и постановлением правительства Москвы от 21.08.2007 № 712-ПП, утверждающими данный порядок. В указанных документах все подробно описано. Аварийное состояние дома является следствием его технического износа, поэтому мнение жильцов на его статус повлиять не может. Конечное решение о признании аварийности принимает Департамент жилищной политики и жилищного фонда города. Если дом признан аварийным и подлежащим освобождению, принимаются меры по отселению жителей в другое благоустроенное, отвечающее всем санитарным и техническим требованиям жилое помещение. Переселение осуществляется в строгом соответствии с Законом города Москвы от 31.06.2006 № 21 «Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве»

Бани из бруса под ключ предлагает компания "СКП Партнер". Строительство коттеджей, загородных домов - это основной профиль фирмы, которым она занимается уже на протяжении нескольких лет. Специалисты компании помогут вам в выборе дизайна, размеров построек и порекомендуют вам наилучшее соотношение цены и качества.

Короткая ссылка на новость: http://informatio.ru/

Справка о не сносе дома

Справка о том, что дом не находится в аварийном состоянии, не состоит в списках на снос. Как и где получить справку в Москве?

Не стоит ли дом в очереди на снос, можно проверить сайте градостроения Санкт-Петербурга. Если дома в этом списке не оказалось, то можно смело обращаться за справкой. Справку можно получить в управе района, в котором расположен дом. За справкой может обратиться любой желающий, для этого не нужно иметь регистрацию в этом доме или что-то либо еще. При обращении попросят предъявить паспорт и узнают цель запроса.

Не стоит ли дом в очереди на снос, можно проверить сайте градостроения Санкт-Петербурга. Если дома в этом списке не оказалось, то можно смело обращаться за справкой. Справку можно получить в управе района, в котором расположен дом. За справкой может обратиться любой желающий, для этого не нужно иметь регистрацию в этом доме или что-то либо еще. При обращении попросят предъявить паспорт и узнают цель запроса.

Привет.Подскажите пожалуйста есть ли сайт где можно узнать о сносе домов в своем районе? Долго ищу, а найти не получается. Большое спасибо

Привет.Подскажите пожалуйста есть ли сайт где можно узнать о сносе домов в своем районе? Долго ищу, а найти не получается. Большое спасибо

Привет.Подскажите пожалуйста есть ли сайт где можно узнать о сносе домов в своем районе? Долго ищу, а найти не получается. Большое спасибо

Не стоит ли дом в очереди на снос, можно проверить сайте градостроения Санкт-Петербурга. Если дома в этом списке не оказалось, то можно смело обращаться за справкой. Справку можно получить в управе района, в котором расположен дом. За справкой может обратиться любой желающий, для этого не нужно иметь регистрацию в этом доме или что-то либо еще. При обращении попросят предъявить паспорт и узнают цель запроса.

Оперативная группа по борьбе с самостроем при мэре города Москвы приняла решение снести 22 незаконно построенных этажа «Дома на Мосфильмовской» на западе города, который находится в процессе строительства. Это далеко не первый громкий снос строений в российских городах.

Оперативная группа по борьбе с самостроем при мэре города Москвы приняла решение снести 22 незаконно построенных этажа «Дома на Мосфильмовской» на западе города, который находится в процессе строительства. Это далеко не первый громкий снос строений в российских городах.

Жилье непригодно для проживания

Жилье непригодно для проживания. Порядок дальнейших действий

Жилое помещение должно соответствовать требованиям раздела II Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47).

Указанное положение предусматривает (п. 33), что основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие :

• ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований;

• изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.

Также в этом положении предусмотрено (п. 34), что жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Следовательно, жилые помещения со значительным процентом износа, с деформированными и/или поврежденными фундаментом и стенами, являются непригодными для проживания (а многоквартирный дом – аварийным).

Приведем некоторые показатели, свидетельствующие о непригодности (аварийности) жилого помещения (многоквартирного дома).

Так, согласно п. 2.3. Положения по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, которое утверждено Приказом Минкоммунхоза РСФСР от 05.11.1985 № 529 (далее – Положение 1985 г.) к непригодным для проживания относятся бараки, которыми следует считать одно-, двухэтажное жилое строение, предназначенное для временного проживания, с общей кухней и санитарным узлом, как правило, деревянное, рассчитанное на короткий срок службы - 10 - 20 лет.

Помимо этого, согласно п. 2.2. Положения 1985 г к непригодным для постоянного проживания жилым домам относятся деревянные дома и дома со стенами из местных материалов, а также мансарды с физическим износом свыше 65%, а также каменные дома с физическим износом свыше 70%.

Также следует учитывать, что согласно Постановлению Совмина СССР от 22.10.1990 № 1072 «О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР», что для жилых зданий с деревянными, брусчатыми стенами установлен процент износа – 2% в год.

Следовательно, износ (по нормативам) деревянного дома за пятьдесят лет составит 100%.

Значит, если гражданину принадлежит деревянный жилой дом, построенный около 40-50 лет назад, то весьма высока вероятность того, что такой дом непригоден для проживания вследствие износа несущих конструкций и потери ими несущей способности.

Необходимо учитывать, что в результате оценки (исследования) жилого помещения может быть принято одно из следующих решений :

- о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

- о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;

- о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;

- о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

- о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.

Исходя из этого, гражданину (особенно это касается собственника жилья) необходимо добиться того, чтобы принадлежащее ему жилое помещение было признано непригодным для проживания и при этом не подлежащим ремонту (реконструкции) - пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Непригодное для проживания жилое помещение является не подлежащим ремонту реконструкции, если капитальный ремонт жилого помещения экономически и технологически нецелесообразен, т. е. если ремонт такого помещения подразумевает смену стен и фундамента.

Иными словами, если жилому помещению необходим такой ремонт, который означает по существу, постройку нового жилья, то такое помещение признается не подлежащим ремонту (реконструкции).

Вопрос о том, подлежит ли жилое помещение ремонту (целесообразен ли такой ремонт) обычно решается в судебном порядке при оспаривании решения межведомственной комиссии (об этом ниже) в ходе проведения строительной экспертизы.

Если же жилое помещение признано не отвечающим установленным требованием, но при этом признано, что ремонт такого помещения возможен, то в такой ситуации собственник жилого помещения не получает никаких возможностей, у него не возникает права на первоочередное улучшение жилищных условий. Ведь согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации именно собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества (в том числе и ремонт).

Если жилое помещение признано не отвечающим установленным требованием, но при этом признано, что ремонт такого помещения возможен, то в такой ситуации наниматель жилого помещения по договору социального найма вправе рассчитывать лишь на временное переселение в связи с проведением капитального ремонта или реконструкции дома - ст. 88 Жилищного кодекса Российской Федерации (если наймодатель (муниципальное образование) такой ремонт (такую реконструкцию) все же будут проводить).

Далее укажем примерный план действий для признания жилого помещения непригодным для проживания (и не подлежащим ремонту).

Согласно п. 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее – Положение) признание помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях.

Согласно п. 7 и п. 8 Положения жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, и жилые помещения, находящиеся в частной собственности граждан признаются пригодными (непригодными) для проживания межведомственной комиссией, создаваемой администрацией муниципального образования, на территории которого расположено жилое помещение.

Таким образом, вначале необходимо обратиться в администрацию муниципального образования с заявлением о создании межведомственной комиссии и о проведении этой комиссией оценки (обследования) жилого помещения для решения вопроса о его пригодности (непригодности) для проживания.

К данному заявлению необходимо приложить копии следующих документов :

- правоустанавливающий документ на жилое помещение (свидетельство о праве собственности, свидетельство о праве на наследство, договор приватизации, зарегистрированный БТИ, договор социального найма или ордер),

- справку органа технической инвентаризации (паспорт БТИ, тех. паспорт),

В течение 30 дней с момента подачи заявления такая комиссия должна быть создана.

В случае бездействия местной администрации подается жалоба в прокуратуру либо в суд (в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Администрация муниципального образования по итогам рассмотрения заявления гражданина обязана создать межведомственную комиссию.

Согласно п. 42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние.

При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения (п. 43 Положения).

В результате своей работы комиссия выносит одно из следующих решений :

- о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

- о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;

- о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;

- о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

- о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.

Решение принимается большинством голосов членов комиссии и оформляется в виде заключения о признании помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания.

Помимо заключения комиссия оформляет акт обследования помещения. Содержание заключения комиссии и акта должно быть идентичным.

Таким образом, в результате исследования фактического состояния жилого помещения (с обязательным выездом на место) комиссия выносит заключение о признании помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания.

При несогласии с выводами, содержащимися в заключении комиссии, это заключение следует оспорить в судебном порядке (глава 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Срок для оспаривания – три месяца с момента принятия заключения.

Для обоснования ошибочности выводов межведомственной комиссии необходимо ходатайствовать перед судом о проведении строительной экспертизы.

Для подтверждения непригодности жилого помещения и для подтверждения того, что жилье не подлежит ремонту (реконструкции) перед экспертом необходимо сформулировать примерно такие вопросы :

- Каково техническое состояние жилого помещения, расположенного по адресу: (указать адрес).

- Возможно ли технически проведение капитального ремонта, а также реконструкции жилого помещения, расположенного по адресу: (указать адрес).

- Целесообразно ли экономически проведение капитального ремонта, а также реконструкции жилого помещения, расположенного по адресу: (указать адрес).

Если экспертиза покажет, что жилое помещение непригодно для проживания и при этом ремонт (реконструкция) помещения (дома) нецелесообразны, то заключение межведомственной комиссии будет признано незаконным.

Дальнейший порядок действий будет зависеть от того, является ли гражданин собственником квартиры (дома) или проживает в ней по договору социального найма.

1. Далее укажем примерный план действий по получению жилья, исходя из того, что гражданин является собственником квартиры (дома).

Следует подчеркнуть, что жилое помещение должно быть признано непригодным для проживания согласно заключению межведомственной комиссии или по решению суда.

Более того, жилое помещение должно быть признано не просто непригодным для проживания, а непригодным для проживания и при этом не подлежащим ремонту или реконструкции (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, исходим из того, что у гражданина имеются соответствующие документы (заключение межведомственной комиссии/решение суда), в соответствии с которым жилое помещение признано непригодным для проживания и при этом не подлежащим ремонту или реконструкции.

С учетом изложенного укажем примерный план (этапы) действий по получению жилого помещения.

1.1. Необходимо встать на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в администрации муниципального образования, в котором гражданин проживает.

1.1.1. Для реализации этапа 1.1. необходимо получить статус малоимущего.

* Необходимость этапа 1.1. и 1.1.1.

Предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди в соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) возможно только в случае признания гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.

Иными словами, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо наличие следующих условий: подтверждение права пользования гражданином жилым помещением, пришедшим в негодность; признание гражданина нуждающимся в жилом помещении; признание гражданина малоимущим.

Такой подход утвердился и в судебной практике (см. ОБЗОР СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ Верховного Суда Чувашской Республики по гражданским делам за 4 квартал 2014 года http://gov.cap.ru/SiteMap.aspx?gov_id=47&id=1812973).

* Реализация этапа 1.1.1.

Согласно ч. 2 ст. 49 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Гражданин признается малоимущим администрацией того муниципального образования, в котором он проживает.

Граждане признаются малоимущими в целях предоставления по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, если размер дохода, приходящегося на каждого члена их семьи, недостаточен для накопления денежных средств, необходимых для приобретения жилого помещения по средней рыночной стоимости жилья в данном муниципальном образовании за период времени, установленный органом местного самоуправления.

Признание гражданина малоимущим производится органом местного самоуправления на основании личного заявления гражданина, с предоставлением сведений о размере дохода заявителя и членов его семьи, а также перечня движимого и недвижимого имущества, подлежащего налогообложению и находящегося в собственности заявителя и членов его семьи.

Для принятия решения о признании гражданина малоимущим, органом местного самоуправления производится сравнение размера возможных денежных накоплений заявителя и членов его семьи за определенный период накопления и средней рыночной стоимости жилого помещения по норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

С заявлением о признании малоимущими в целях предоставления по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда представляются следующие документы :

а) документы о составе семьи (свидетельство о заключении (расторжении) брака, свидетельства о рождении детей (несовершеннолетних), судебные и иные решения);

б) копия поквартирной карточки (домоуправление) или домовой книги;

в) копия финансового лицевого счета (домоуправление – бухгалтерия);

г) правоустанавливающие документы на жилое помещение, занимаемое заявителем и членами его семьи (копия: ордера, свидетельства регистрации, права собственности на жилое помещение или договора социального найма);

д) справка из органов технической инвентаризации и технического учета, подтверждающая наличие или отсутствие у заявителя и совместно проживающих членов семьи недвижимого имущества на праве собственности;

е) справка о заработной плате с места работы за 12 месяцев (форма НДФЛ-2), о размере получаемой пенсии, стипендии и иные документы, подтверждающие размер доходов заявителя и членов его семьи, для индивидуальных предпринимателей – налоговые декларации о доходах за расчетный период (один календарный год, непосредственно предшествующий месяцу подачи заявления) с отметкой налогового органа о принятии;

ж) документы, подтверждающие место работы (учебы) заявителя и членов его семьи (заверенная копия трудовой книжки, справка из учебного заведения и т.д.), либо справка центра занятости;

з) документы, подтверждающие сведения о стоимости принадлежащего на праве собственности заявителю и членам его семьи налогооблагаемого движимого и недвижимого имущества;

и) справка из отделения ГИБДД о наличии либо отсутствии транспортного средства у заявителя и членов его семьи. При наличии в собственности транспортного средства у заявителя и/или членов его семьи предоставить оценочную стоимость данного транспортного средства.

* Реализация этапа 1.1.

Для получения жилого помещения по договору социального найма необходимо встать на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Такой учет ведется администрацией того муниципального образования, в котором гражданин проживает.

При этом ЖК РФ предусматривает ряд оснований, при наличии которых администрация обязана поставить гражданина на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Эти основания закреплены в ч. 1 ст. 51 ЖК РФ.

Встать на учет можно по одному из указанных в ч. 1 ст. 51 ЖК РФ оснований.

Нам представляется, что наиболее просто встать на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ.

Для этого необходимо вначале реализовать этап 1.1.1.

Помимо этого, для постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ необходимо, чтобы общая площадь жилого помещения (квартиры), приходящаяся на одного члена семьи (зарегистрированного/проживающего в данном жилом помещении), была меньше учетной нормы.

Следует учитывать, что при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений (ч. 2 ст. 51 ЖК РФ).

Важно обратить внимание, что при подсчете площади, приходящейся на каждого члена семьи, проживающего в квартире, принимается в расчет только площадь пригодных для проживания жилых помещений.

При этом учетная норма в каждом муниципальном образовании разная и устанавливается местными органами власти.

Таким образом, для реализации этапа 1.1. необходимо получить статус малоимущего (исходя из среднедушевого дохода семьи), а также представить в администрацию документы (копии. свидетельство о праве собственности, паспорт БТИ на квартиру, поквартирная карточка, документы о непригодности квартиры для проживания), подтверждающие, что общая площадь квартиры, которая приходится на одного проживающего в ней члена семьи, меньше учетной нормы.

Еще раз подчеркнем, что при подсчете площади, приходящейся на каждого члена семьи, не учитывается площадь непригодных для проживания жилых помещений.

В случае отказа органа местного самоуправления признавать гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий данный отказ необходимо обжаловать в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) либо пожаловаться на действия администрации в прокуратуру.

1.2. Обратиться в администрацию того муниципального, в котором гражданин проживает, с заявлением о предоставлении жилого помещения вне очереди на основании пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

* Реализация этапа 1.2.

К заявлению в уполномоченный орган местного самоуправления необходимо приложить (копии) :

а) свидетельство о праве собственности на квартиру (или иной правоустанавливающий документ, подтверждающий право собственности на жилье),

б) поквартирная карточка,

в) справка органа технической инвентаризации (паспорт БТИ),

г) заключение межведомственной комиссии/решение суда, в соответствии с которым жилое помещение признано непригодным для проживания и при этом не подлежащим ремонту или реконструкции,

д) решение о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Срок рассмотрения обращения – 30 дней (ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»)

На основании п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ администрация обязана предоставить гражданину жилое помещение вне очереди.

Подчеркнем, что жилое помещение предоставляется органом местного самоуправления на условиях договора социального найма.

При этом тот факт, что гражданин не состоял на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении до признания квартиры непригодной для проживания и встал на учет только после признания квартиры непригодной, не исключает возможность предоставления жилого помещения во внеочередном порядке (Определение Конституционного Суда РФ от 05.03.2009 № 376-О-П).

А в случае отказа предоставить жилье вне очереди (или в случае бездействия администрации) необходимо :

1.3. Обжаловать отказ местной администрации предоставить жилое помещение вне очереди в судебном порядке (возможна также жалоба в прокуратуру).

* Реализация этапа 1.3.

В суд необходимо подать исковое заявление, которое должно соответствовать требованиям ст. 131 и ст. 132 ГПК РФ.

В иске рекомендуем сформулировать следующие требования :

- признать незаконным отказ (уполномоченного органа местного самоуправления) предоставить вне очереди (истцу) благоустроенное жилое помещение на условиях договора социального найма,

- обязать (уполномоченный орган местного самоуправления) немедленно предоставить (истцу) на семью из (количество человек) благоустроенное жилое помещение на условиях договора социального найма в (где) общей площадью не менее (площадь, исходя из нормы предоставления).

При этом в исковом заявлении следует указать :

• наименование суда, в который подается заявление;

• наименование лица, подающего жалобу, его место жительства, а также наименование представителя и его адрес, если заявление подается представителем;

• наименование ответчика, его место нахождения;

• какие решения, действия (бездействие) должны быть признаны незаконными, какие права и свободы лица нарушены этими решениями, действиями (бездействием);

• обстоятельства, на которых основаны требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;

Перечень прилагаемых к заявлению документов.

К заявлению необходимо приложить (копии) :

• копию искового заявления;

• доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя заявителя;

• сведения, подтверждающие факт принятия оспариваемых решений, совершение оспариваемых действий или бездействия;

• свидетельство о праве собственности на квартиру (или иной правоустанавливающий документ, подтверждающий право собственности на жилье);

• заключение межведомственной комиссии/решение суда, в соответствии с которым жилое помещение признано непригодным для проживания и при этом не подлежащим ремонту или реконструкции;

• решение о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий;

• справку органа технической инвентаризации (паспорт БТИ).

При обжаловании отказа администрации предоставить жилое помещение без очереди следует учитывать следующие правовые позиции.

- Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (Определение Кемеровского областного суда от 23.12.2011 по делу № 33-14308).

- Положения п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ не ставят право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Как нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.

Кроме того, положения части 2 статьи 57 ЖК Российской Федерации не содержат указания на конкретный срок предоставления данной категории граждан жилого помещения по договору социального найма, имеющим право на его внеочередное предоставление, в связи с чем реализация такого права должна иметь место незамедлительно после его возникновения (Апелляционное определение Тульского областного суда от 01.11.2012 по делу № 33-2911).

- Отсутствие надлежащего финансирования не является основанием для отказа в иске, так как это нарушает гарантированное право истцов на внеочередное предоставление жилого помещения и препятствует реализации данного права (Апелляционное определение Кемеровского областного суда от 09.10.2012 № 33-9899 Апелляционное определение Кировского областного суда от 15.03.2012 по делу № 33-752).

- Государственный орган не вправе ссылаться на отсутствие средств или других ресурсов (таких, как жилье) в качестве оправдания для неисполнения судебного решения (Постановление ЕСПЧ от 15.01.2009 по делу «Бурдов (Burdov) против Российской Федерации» (№ 2), жалоба № 33509/04, § 70).

- Федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения (Определение Конституционного Суда РФ от 05.03.2009 № 376-О-П «По жалобе гражданина Алексеева Романа Владимировича на нарушение его конституционных прав пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации»).

1.4. Исполнение судебного решения об обязании органа местного самоуправления предоставить жилое помещение вне очереди.

* Реализация этапа 1.4.

В случае если суд удовлетворит требования, указанные в п. 1.3. т. е. вынесет решение об обязании администрации предоставить гражданину жилое помещение, и такое решение вступит в законную силу, то необходимо в суде первой инстанции (который вынес решение по существу) получить исполнительный лист на принудительное исполнение судебного акта.

После получения исполнительного листа необходимо предъявить его в службу судебных приставов по месту нахождения местной администрации для принудительного исполнения.

Процедура исполнительного производства регулируется Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Согласно ч. 1 ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя.

Согласно ч. 7 ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» заявление взыскателя и исполнительный документ передаются судебному приставу-исполнителю в трехдневный срок со дня их поступления в подразделение судебных приставов.

Согласно ч. 8 ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.

Таким образом, постановление о возбуждении исполнительного производства судебным приставом-исполнителем должно быть принято через 6 рабочих дней после поступления заявления взыскателя и исполнительного документа в подразделение судебных приставов.

При этом согласно ч. 11 ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий.

Согласно ч. 12 ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства.

Согласно ч. 1 ст. 105 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Согласно ч. 2 ст. 105 Федерального закона «Об исполнительном производстве» при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения.

Следовательно, если должник (местная администрация) в течение вновь установленного приставами срока не исполнит решение суда, то гражданин вправе обращаться в соответствующее подразделение службы судебных приставов (либо в

прокуратуру) с жалобой на неисполнение органом местного самоуправления судебного акта.

Более того, в действующем законодательстве предусмотрена административная и уголовная ответственность за неисполнение решения суда (ст. 17.14 КоАП РФ, ст. 315 УК РФ).

Значит, в обращении к судебным приставам по поводу неисполнения администрацией судебного решения допустимо просить привлечь виновных лиц к установленной законом ответственности.

1.4.1. Противодействовать предоставлению отсрочки исполнения решения суда.

Администрация муниципального образования в целях уклонения от исполнения судебного решения о предоставлении жилого помещения может обращаться в суд с заявлениями о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.

В этом случае необходимо подать в суд отзыв на такое заявление, в котором выступить против предоставления местной администрации отсрочки исполнения решения суда.

Следует подчеркнуть, что суд может предоставить отсрочку исполнения решения лишь в том случае, когда соблюдаются два необходимых условия. 1) наличие исключительных обстоятельств, затрудняющих его исполнение и препятствующих совершению исполнительных действий 2) отсрочка исполнения решения суда должна отвечать требованию справедливости, не должна нарушать баланс интересов взыскателя и должника (т. е. при решении вопроса об отсрочке и рассрочке исполнения судебного решения суд должен учитывать не только интересы должника, но и взыскателя).

При этом отсутствие финансирования, отсутствие целевых денежных средств в бюджете муниципального образования не относится к исключительным обстоятельствам, затрудняющим исполнение решения суда и/или препятствующим совершению исполнительных действий, что неоднократно подтверждено в судебной практике.

Следует обратить внимание на позицию Европейского Суда по правам человека, согласно которой государственный орган не вправе ссылаться на отсутствие средств или других ресурсов (таких, как жилье) в качестве оправдания для неисполнения судебного решения (Постановление ЕСПЧ от 15.01.2009 по делу «Бурдов (Burdov) против Российской Федерации» (№ 2), жалоба № 33509/04, § 70).

В Апелляционном определении Липецкого областного суда от 13.06.2012 по делу № 33-1322а/2012 указано, что отсутствие средств в бюджете не может явиться основанием для предоставления отсрочки исполнения решения.

В Апелляционном определении Новгородского областного суда от 30.05.2012 по делу № 2-737-33-811 также подчеркивается, что затруднительное финансовое положение должника, само по себе, не является основанием для длительного неисполнения судебного акта и нарушения тем самым прав взыскателя.

В Определении Оренбургского областного суда от 13.02.2013 по делу № 33-1250/13 указано, что отсутствие достаточных денежных средств для приобретения жилья не может являться основанием для предоставления отсрочки исполнения решения, поскольку по смыслу закона при предоставлении отсрочки исполнения судебного решения суд должен учитывать не только интересы должника, но и взыскателя, поскольку в данном случае нарушаются жилищные права истца.

Таким образом, отсутствие бюджетных средств в бюджете муниципального образования не является исключительным обстоятельством объективного характера, препятствующим исполнению судебного акта.

Более того, в судебной практике подчеркивается, что поскольку поводом для обращения истца в суд явилось неисполнение ответчиком обязательства по предоставлению жилого помещения во внеочередном порядке, отсрочка исполнения решения суда в такой ситуации повлечет дальнейшее нарушение прав и законных

интересов истца и членов ее семьи (Апелляционное определение Липецкого областного суда от 13.06.2012 по делу № 33-1322а/2012).

1.4.2. Изменить способ исполнения решения о возложении на орган местного самоуправления обязанности предоставить жилое помещение.

Если решение суда о предоставлении жилого помещения не исполняется длительное время и если привлечение муниципальных чиновников к ответственности за неисполнение судебного акта не принесло результата, то возможно попытаться изменить способ исполнения решения о возложении на орган местного самоуправления обязанности предоставить жилое помещение.

Так, в п. 20 Обзора судебной практики по гражданским делам Приморского краевого суда за II полугодие 2014 г. (утвержден на заседании президиума Приморского краевого суда 16.02.15 http://kraevoy.prm.sudrf.ru/modules.php?name=docum_sud&id=541) сделан вывод о том, что законом не исключена возможность изменения способа исполнения решения о возложении на орган местного самоуправления обязанности предоставить жилое помещение на условиях социального найма.

При этом суд рассмотрел следующую ситуацию.

Постановлением суда кассационной инстанции признана ошибочной позиция судебной коллегии по гражданским делам о невозможности изменения порядка и способа исполнения решения суда, которым на орган местного самоуправления возложена обязанность предоставить семье Р. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 36,5 кв.м в пределах территории города Партизанска. По мнению суда апелляционной инстанции, изменение способа исполнения решения с предоставления семье истицы квартиры на условиях социального найма на взыскание стоимости квартиры приведет к изменению правоотношений сторон и существа судебного акта.

Между тем, целью института изменения способа и порядка исполнения решения является обеспечение исполнимости решения суда при наличии обстоятельств, затрудняющих его исполнение либо свидетельствующих о невозможности его исполнения способом, указанным в решении суда, что следует из ст. 434 ГПК РФ. Решение суда о возложении на орган местного самоуправления обязанности предоставить гражданам жилое помещение на условиях социального найма направлено на защиту жилищных прав граждан и преследует цель их реализации в натуре. Затруднительность или невозможность для органа местного самоуправления предоставить взыскателю жилое помещение не может лишать граждан права реализовать закрепленное судебным решением право на получение жилого помещения иным способом – путем взыскания с данного органа денежных средств для самостоятельного приобретения жилого помещения в счет исполнения решения суда. Взыскание в пользу граждан с ответчика денежных средств на эти цели существо его обязательства по обеспечению гражданина жилым помещением по договору социального найма не изменяет. Иной подход к разрешению данного вопроса повлечет неисполнимость решения суда, что лишает его значения акта правосудия и приведет к иллюзорности права на судебную защиту, что недопустимо.

Отменяя апелляционное определение, президиум краевого суда указал на существенное нарушение ч.ч. 1 и 2 ст. 6 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», ст. 2 Международного пакта о гражданских и политических правах, а также п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. По делу оставлено в силе определение Партизанского горсуда об удовлетворении заявления.

Подводя итог всему сказанному выше, еще раз выделим рекомендуемые этапы по получению жилого помещения на условиях договора социального найма (при условии наличия у документов о признании непригодным для проживания и при этом не подлежащим ремонту или реконструкции принадлежащего гражданину жилого помещения) :

1.1. Встать на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в администрации муниципального образования.

1.2. Обратиться в администрацию того муниципального, с заявлением о предоставлении жилого помещения вне очереди на основании пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

1.3. Обжаловать отказ местной администрации предоставить жилое помещение вне очереди в судебном порядке (возможна также жалоба в прокуратуру).

1.4. Исполнение судебного решения об обязании органа местного самоуправления предоставить жилое помещение вне очереди.

2.1. Если гражданин проживает в жилом помещении по договору социального найма (что подтверждается непосредственно договором социального найма или ордером), то порядок действий по получению жилого помещения взамен непригодного будет примерно таким же.

Однако в этом случае при обращении в уполномоченный орган местного самоуправления необходимо представлять не свидетельство о праве собственности на жилое помещение, а договор социального найма (либо ордер).

При этом если в заключении межведомственной комиссии указано, что жилое помещение непригодно для проживания, но отсутствует оговорка о невозможности ремонта (реконструкции) или есть оговорка о необходимости (возможности) ремонта (реконструкции), то гражданин вправе требовать у уполномоченного органа местного самоуправления (наймодателя) проведения ремонта жилого помещения.

Так, согласно ч. 2 ст. 65 ЖК РФ наймодатель жилого помещения (местная администрация) по договору социального найма обязан: принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение, а также осуществлять капитальный ремонт жилого помещения.

Таким образом, если в заключении межведомственной комиссии указано, что жилое помещение непригодно для проживания, но отсутствует оговорка о невозможности ремонта (реконструкции) жилья, то гражданин вправе требовать от органа местного самоуправления (наймодателя) проведения ремонта (реконструкции) жилого помещения (жилого дома).

Если же гражданина не устраивает только лишь проведение ремонта, и он хочет получить благоустроенное жилое помещение взамен непригодного для проживания, то в этом случае следует обжаловать в судебном порядке заключение межведомственной комиссии, в котором отсутствует оговорка о невозможности ремонта (реконструкции) жилья.

2.2. Если гражданин проживает в жилом помещении по договору социального найма, то можно предложить еще один вариант действий, чтобы избежать этапа 1.1. и 1.1.1. исходя из правовой позиции, выраженной в Определении Верховного Суда РФ от 18.11.2014 № 81-КГ14-16.

Итак, нет необходимости вставать на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, а также нет необходимости получать статус малоимущего, если гражданин обратиться в администрацию муниципального образования с заявлением на получение жилого помещения в связи с необходимостью переселения из аварийного дома (ст. 85 ЖК РФ), а не в связи с улучшением жилищных условий в порядке части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно ст. 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.

Согласно ст. 86 ЖК РФ если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления,

принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

Согласно ст. 87 ЖК РФ если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

Для получения жилья в порядке 85 ЖК РФ статуса нуждающегося в улучшении жилищных условий не требуется (в отличие от получения жилья по ст. 57 ЖК РФ).

Однако в порядке 85 ЖК РФ жилье предоставляется той же площади, которую гражданин занимал и ранее (т. е. улучшения жилищных условий не происходит).

А в порядке ст. 57 ЖК РФ происходит улучшение жилищных условий (для этого и необходим статус нуждающегося в улучшении жилищных условий), т. к. в этом случае жилье предоставляется по нормам предоставления на каждого члена семьи.

При этом в Определении Верховного Суда РФ от 18.11.2014 № 81-КГ14-16 указано, что предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.

Как указывалось выше, обязанность предоставить истцам жилое помещение возложена на ответчика в связи с невозможностью проживания в аварийном доме, а не в связи с улучшением жилищных условий в порядке части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

При указанных обстоятельствах суду надлежало выяснить, имеется ли в регионе адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, включен ли дом, в котором проживают истцы, в данную программу, предусматривает ли программа иные условия предоставления жилых помещений для граждан, подлежащих переселению из аварийного жилищного фонда, в частности с учетом нормы предоставления как лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Таким образом, исходя из этого разъяснения, гражданину следует обратиться в администрацию муниципального образования с заявлением, в котором указать на то, что жилое помещение находится в муниципальной собственности, непригодно для проживания, не подлежит ремонту (реконструкции), а значит, является аварийным и подлежит сносу, а жильцы при этом подлежат переселению. В связи с невозможностью проживания в аварийном доме и в связи с необходимостью переселения из такого дома следует потребовать другое благоустроенное жилое помещение эквивалентной площади, а также потребовать включения аварийного дома в адресную программу по переселению из ветхого фонда.

Отказ (бездействие) местной администрации необходимо обжаловать в судебном порядке (см. п. 1.3.).

Еще раз подчеркнем, что вариант действий, изложенный в данном пункте (2.2), может быть использован, если гражданин проживает в жилом помещении по договору социального найма и если указанное жилое помещение признано непригодным для проживания и неподлежащим реконструкции/ремонту.

Бартов А.А. - Руководитель юридической клиники МОСИ.