Руководства, Инструкции, Бланки

жалоба о разглашении персональных данных образец img-1

жалоба о разглашении персональных данных образец

Рейтинг: 4.6/5.0 (1903 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Ответственность за разглашение персональных данных \ Консультант Плюс

Ответственность за разглашение персональных данных

Подборка наиболее важных документов по запросу Ответственность за разглашение персональных данных (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Нормативные акты. Ответственность за разглашение персональных данных

Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ
(ред. от 21.07.2014)
"О персональных данных"
(с изм. и доп. вступ. в силу с 01.09.2015) Статья 24. Ответственность за нарушение требований настоящего Федерального закона

"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 06.07.2016)
(с изм. и доп. вступ. в силу с 01.09.2016) Статья 13.14. Разглашение информации с ограниченным доступом

Статьи, комментарии, ответы на вопросы. Ответственность за разглашение персональных данных

Путеводитель по кадровым вопросам. Персональные данные работников Следовательно, если будет установлено, что разглашение персональных данных произошло по вине работника, ответственного за хранение, обработку и использование персональных данных других работников, то его могут привлечь к административной ответственности в виде штрафа.

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Статья: Персональные данные работника
(Сергеева А.)
("Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение", 2015, N 6) Ответственность за нарушение законодательства

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Формы документов. Ответственность за разглашение персональных данных

Форма: Положение об обработке и защите персональных данных работников
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2015) 10. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА РАЗГЛАШЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ,

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Форма: Положение о защите персональных данных работников организации (образец заполнения)
("Сборник основных кадровых документов: Образцы заполнения и комментарии", "ГроссМедиа", "РОСБУХ", 2013) 6. Ответственность за разглашение

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Другие статьи

Роскомнадзор - Защита прав субъектов персональных данных

Защита прав субъектов персональных данных

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим отношения, связанные с обработкой персональных данных, является Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»

Целью настоящего Федерального закона является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.

В соответствии с ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 27 июля 2006г. № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее - Закон «О персональных данных»), Положением о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 № 228, уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных, на который возлагается обеспечение контроля и надзора за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации, является Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

На территории Тверской области, в соответствии с Положением об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по тверской области, утвержденным Приказом Роскомнадзора от 25.01.2016 № 71, полномочия по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных возложены на Управление Роскомнадзора по Тверской области.

Закон «О персональных данных» установил следующие основные понятия :

- персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных);

- оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данных;

- обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных;

- распространение персональных данных - действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц.

- предоставление персональных данных - действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц.

- информационная система персональных данных - совокупность содержащихся в базе данных персональных данных обеспечивающих их обработку информационных технологий и технических средств.

Также Федеральный закон № 152-ФЗ установил принципы обработки персональных данных, условия и порядок обработки персональных данных, права субъектов персональных данных, обязанности оператора, права и обязанности уполномоченного органа в ходе осуществлениям им своей деятельности, а также ответственность за нарушение требований данного Федерального закона.

Основными законодательными и нормативно-правовыми актами в области обработки персональных данных являются :

Конституция Российской Федерации от 12.12.1993;

Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»;

Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;

Указ Президента Российской Федерации от 06.03.1997 № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера»;

Постановление Правительства РФ от 01.11.2012 № 1119 «Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных»;

Постановление Правительства РФ от 21.03.2012 № 211 «Об утверждении перечня мер, направленных на обеспечение выполнения обязанностей, предусмотренных Федеральным законом «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, операторами, являющимися государственными или муниципальными органами»;

Постановление Правительства РФ от 06.07.2008 № 512 «Об утверждении требований к материальным носителям биометрических персональных данных и технологиям хранения таких данных вне информационных систем персональных данных»;

Постановление Правительства РФ от 15.09.2008 № 687 «Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации»;

Приказ Минкомсвязи России от 21.12.2011 № 346 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по предоставлению государственной услуги «Ведение реестра операторов, осуществляющих обработку персональных данных».

Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных имеет право:

запрашивать у физических или юридических лиц информацию, необходимую для реализации своих полномочий, и безвозмездно получать такую информацию;

осуществлять проверку сведений, содержащихся в уведомлении об обработке персональных данных, или привлекать для осуществления такой проверки иные государственные органы в пределах своих полномочий;

требовать от оператора уточнения, блокирования или уточнения недостоверных или полученных незаконным путем персональных данных;

принимать в установленном законодательством Российской Федерации порядке меры по приостановлению или прекращению обработки персональных данных, осуществляемой с нарушением требований настоящего Федерального закона;

обращаться в суд с исковыми заявлениями в защиту прав субъектов персональных данных и представлять интересы субъектов персональных данных в суде;

направлять заявление в орган, осуществляющий лицензирование деятельности оператора, для рассмотрения вопроса о принятии мер по приостановлению действия или аннулированию соответствующей лицензии в установленном законодательством Российской Федерации порядке, если условием лицензии на осуществление такой деятельности является запрет на передачу персональных данных третьим лицам без согласия в письменной форме субъекта персональных данных;

направлять в органы прокуратуры, правоохранительные органы материалы для решения вопроса о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, связанных с нарушением прав субъектов персональных данных, в соответствии с подведомственностью;

привлекать к административной ответственности лиц, виновных в нарушении Закона «О персональных данных».

Права субъектов персональных данных

Субъект персональных данных (физическое лицо, гражданин Российской Федерации) имеет право на обеспечение защиты его прав и свобод при обработке его персональных данных, защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.

Данное право человека и гражданина установлено статьей 23 Конституции Российской Федерации.

Глава 3 Закона «О персональных данных» устанавливает следующие права субъектов персональных данных:

1. Субъект персональных данных вправе требовать от оператора уточнения его персональных данных, их блокирования или уничтожения в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки, а также принимать предусмотренные законом меры по защите своих прав.

2. Сведения, должны быть представлены субъекту персональных данных оператором в доступной форме.

3. Субъект персональных данных имеет право на получение информации, касающейся обработки его персональных данных, в том числе содержащей:

подтверждение факта обработки персональных данных оператором;

правовые основания и цели обработки персональных данных;

цели и применяемые оператором способы обработки персональных данных;

наименование и место нахождения оператора, сведения о лицах (за исключением работников оператора), которые имеют доступ к персональным данным или которым могут быть раскрыты персональные данные на основании договора с оператором или на основании Федерального закона;

обрабатываемые персональные данные, относящиеся к соответствующему субъекту персональных данных, источник их получения, если иной порядок представления таких данных не предусмотрен Федеральным законом;

сроки обработки персональных данных, в том числе сроки их хранения;

информацию об осуществленной или о предполагаемой трансграничной передаче данных;

наименование или фамилию, имя, отчество и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению оператора, если обработка поручена или будет поручена таковому лицу;

иные сведения, предусмотренные настоящим Федеральным законом или другими Федеральными законами.

4. Субъект персональных данных вправе обжаловать действия (бездействия) оператора, осуществляющего обработку его персональных данных с нарушением требований Федерального закона № 152-ФЗ или иным образом нарушающего его права и свободы, в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных или в судебном порядке.

5. Субъект персональных данных имеет право на защиту своих прав и законных интересов, в том числе на возмещение убытков и (или) компенсацию морального вреда в судебном порядке.

Уведомление оператора об обработке персональных данных

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Закона «О персональных данных» операторы обязаны до начала обработки персональных данных уведомить уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных о своем намерении осуществлять обработку персональных данных. Уведомление, предусмотренное ч. 1 настоящей статьи, направляется в виде документа на бумажном носителе или в форме электронного документа и подписывается уполномоченным лицом. Уведомление должно содержать следующие сведения:

1) наименование (фамилия, имя, отчество), адрес оператора;

2) цель обработки персональных данных;

3) категории персональных данных;

4) категории субъектов, персональные данные которых обрабатываются;

5) правовое основание обработки персональных данных;

6) перечень действий с персональными данными, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных;

7) описание мер, предусмотренных статьями 18.1 и 19 настоящего Федерального закона, в том числе сведения о наличии шифровальных (криптографических) средств и наименования этих средств;

7.1) фамилия, имя, отчество физического лица или наименование юридического лица, ответственных за организацию обработки персональных данных, и номера их контактных телефонов, почтовые адреса и адреса электронной почты;

8) дата начала обработки персональных данных;

9) срок или условие прекращения обработки персональных данных;

10) сведения о наличии или об отсутствии трансграничной передачи персональных данных в процессе их обработки;

10.1) сведения о месте нахождения базы данных информации, содержащей персональные данные граждан Российской Федерации;

11) сведения об обеспечении безопасности персональных данных в соответствии с требованиями к защите персональных данных, установленными Правительством Российской Федерации.

В случае представления оператором уведомления, содержащего неполные или недостоверные сведения, Управление вправе требовать от оператора уточнения предоставленных сведений до их внесения в реестр операторов.

В соответствии с ч. 7 ст. 22 Закона «О персональных данных в случае изменения сведений, указанных в части 3 настоящей статьи, а также в случае прекращения обработки персональных данных оператор обязан уведомить об этом уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных в течение десяти рабочих дней с даты возникновения таких изменений или с даты прекращения обработки персональных данных.

Уведомление об изменении сведений представляется Оператором в территориальное управление Службы на бланке оператора в виде информационного письма с указанием основания изменения сведений в письменной форме, подписанное уполномоченным лицом, с указанием сведений в соответствии с ч. 3 ст. 22 Закона «О персональных данных».

Статьей 24 Закона «О персональных данных» установлено, что лица, виновные в нарушении требований настоящего Федерального закона, несут предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность.

Административная ответственность за невыполнение требований законодательства в области обработки персональных данных установлена статьями:

- ст. 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающей ответственность за нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных), (влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей).

- ст. 13.14. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающей ответственность за разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей (влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей).

Кроме того, статья 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает ответственность за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган сведений, представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом его законной деятельности, а равно представление таких сведений в неполном объеме или искаженном виде (влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей).

Дела об административных правонарушениях предусмотренных статьями 13.11, 13.14 КоАП РФ, возбуждаются прокурором и рассматриваются судом.

Дела об административных правонарушениях предусмотренных статьей 19.7 КоАП РФ, возбуждаются уполномоченным органом и рассматриваются судом.

По состоянию на 31 декабря 2013 г. количество операторов, осуществляющих обработку персональных данных на территории Тверской области и внесенных в реестр операторов, осуществляющих обработку персональных данных составляет 3520.

По состоянию на 31 декабря 2014 г. количество операторов, осуществляющих обработку персональных данных на территории Тверской области и внесенных в реестр операторов, осуществляющих обработку персональных данных составляет 4078.

По состоянию на 31 декабря 2015 г. количество операторов, осуществляющих обработку персональных данных на территории Тверской области и внесенных в реестр операторов, осуществляющих обработку персональных данных составляет 4716.

Сведения о Реестре операторов, а также данные о внесенных уведомлениях об обработке персональных данных, осуществляющих обработку персональных данных, можно посмотреть на интернет-сайте Роскомнадзора - www.rsoc.ru. раздел «Направления деятельности Роскомнадзора», подраздел «Защита прав субъектов персональных данных».

Какая ответственность за разглашение персональных данных?

Какая ответственность за разглашение персональных данных?

Кирилл | 22 июня 2012

Предусмотрена ли ответственность за разглашение моих данных (ФИО. серия и номер паспорта)?

Являются ли они персональными?

СУТЬ: председатель ТСЖ (к которому я не отношусь, просто должностное лицо) написал письмо в МУП, в котором указал без моего согласия эти данные. Данные в ТСЖ я не предоставлял и согласие естественно на их обработку не давал, откуда он их получил мне не известно.

Можно ли его привлечь к ответственности, если да то в какой орган обращаться, в соответствии с какой нормой права?

Согласно ст. 3 Закона о персональных данных. персональными данными признается любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных): его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация.

Согласно ст. 23 Конституции РФ каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную, семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени; реализация этого права обеспечивается положением ст. 24 Конституции РФ. устанавливающим, что сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

Персональные данные относятся к категории конфиденциальной информации (документированной информации, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством РФ). Они указаны и в Перечне сведений конфиденциального характера, утв. Указом Президента РФ от 06.03.97 № 188 "Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера". за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральным законом случаях.

Статья 24 Закона о персональных данных предусматривает, что лица, виновные в нарушении требований этого Федерального закона, несут гражданскую, уголовную, административную, дисциплинарную и иную предусмотренную законодательством РФ ответственность.

Для привлечения виновных к ответственности Вам следует обратиться в региональный орган РОСКОМНАДЗОР

Не верьте пустым обещаниям!

Реально высокие проценты по вкладам только здесь: http://pravodv.ru/vklad

Гость 13 июля 2013

Здравствуйте, моя проблема заключается в том что Жэк распростроняет не законно мои личные данные. Вобщем я должна долг за квартиру, начала потихоньку расплачиваться с долгом и Управдом (две старые особы) на всеобщее обозрение вывесили в подъезде всех должников дома и суммы которые должны. У меня вопрос законно ли Жэк дает такую информацию если я согласий ни каких не давала?

Гость 7 ноября 2013

Задолжала деньги одной сотовой компании (телевидение). Вопрос весьма спорный и моя дочь взялась его решить, тем более, что мы не сразу сообразили, на кого из нас был оформлен договор. Информация о долге пришла на мой номер телефона в виде смс. Дочь узнала, по какому номеру можно связаться с компанией и позвонила от СВОЕГО имени с моего телефона. Она сообщила оператору номер лицевого счета, который был указан в смс, и попросила прислать на ее электронную почту копию договора, чтобы разобраться с долгом. (Свой экземпляр мы давно потеряли). Сегодня мне позвонили и спросили, как связаться с Еленой, я сказала, что Елена-моя дочь и дала им ее номер. Дочь сказала свой адрес почты и ей тут же прислали копию договора, где указаны все мои данные: ФИО, адрес, № телефона, паспорт. При этом наше родство подтверждалось исключительно моими словами по телефону (не секрет, что операторы сотовой связи перепродают номера после расторжения договора), у нас с дочерью разные фамилии и ее фамилия указана в почте. Так же письмо с договором адресовано моей дочери, хотя данные в нем мои. Возможно ли привлечь компанию к ответственности и насколько это целесообразно?

Гость 20 марта 2015

Ответственность за разглашение персональных данных по 137 УК РФ

Ответственность за разглашение персональных данных по 137 УК РФ

Разглашение персональных данных137 УК РФ –статья закона квалифицирует данное деяние как преступное, влекущее за собой уголовную ответственность. Сущность юридического понятия персональных данных, необходимость законной защиты конфиденциальности частной жизни человека, ответственность за разглашение персональных данных — все эти вопросы рассмотрены в нашей статье.

Виды ответственности за разглашение персональных данных

Каждый человек наделен Конституцией РФ правом на сохранение тайны частной жизни (ст. 23). Защита этого права обеспечивается путем выполнения положений ст. 24 Конституции, декларирующей, что сбор и распространение сведений о личной, семейной жизни человека без его согласия незаконны.

Смысл юридического термина «персональные данные» сформулирован в ФЗ от 27.07.2006 № 152-ФЗ. Это любая информация о различных данных, характеризующих субъекта: личные, имущественные, социальные сведения о физическом лице. Данная информация обладает следующими критериями:

  • относится к определенному человеку;
  • либо позволяет определить конкретного человека.

Такая трактовка требует комментариев. Важным в толковании критерия «информация, позволяющая определить конкретного человека» является взаимодействие понятий «персональные данные» и «физическое лицо».

Пример

Есть физическое лицо — Иванов Иван Иванович. Очевидно, что указанные личные данные не позволят однозначно установить определенного человека, ведь лиц с такими «параметрами» наверняка очень много. Тем не менее Ф. И. О. — это персональные данные известного нам физического лица.

Информация же «Иванов Иван Иванович, паспорт 45 08 № 123456» позволяет идентифицировать (определить) конкретного человека — выбрать из многочисленной группы одного с точной характеристикой.

Персональные данные включают Ф. И. О. реквизиты удостоверения личности, место и дата рождения, адрес, образование, семейное, имущественное положение, номер страхового свидетельства и другую подобную информацию, относящуюся исключительно к конкретному человеку.

Кадровая служба работодателя в силу своих функций занимается сбором документов работников, формированием их личных дел в целях установленного порядка кадрового учета. Личное дело сотрудника содержит сведения о семейной, личной жизни, должности и сумме вознаграждения за труд, удостоверении личности и пр. Документарный состав личных дел — это персональные данные сотрудников, и наниматель, следуя положениям законодательства, обязан обеспечить их защиту (ст. 18.1 закона № 152-ФЗ).

Ст. 7 закона № 152-ФЗ закрепляет статус конфиденциальности персональных данных. Указанная статья запрещает в общем случае лицам, имеющим доступ к личной информации, раскрывать эти сведения, не имея на то согласия их обладателя.

Последствия несоблюдения правил трудовой дисциплины, в том числе раскрытия информации, подробно описаны в статье «Дисциплинарный проступок по ТК РФ - понятие и признаки» .

За несоблюдение данной нормы возникает ответственность (ст. 24 закона № 152-ФЗ). Основные ее виды следующие:

  • дисциплинарная — по ТК РФ;
  • административная — по КоАП РФ;
  • уголовная — по УК РФ.

Ст. 81 (о разглашении персональных данных, ставших доступными в связи с исполнением должностных обязанностей) и 90 ТК РФ (о нарушении порядка получения, хранения, обработки информации, имеющей признаки персональной) в качестве максимальной меры ответственности за разглашение персональной информации называют увольнение.

Согласно ст. 13.11 и 13.14 КоАП РФ разглашение персональных данных наказывается административным штрафом.

Уголовная ответственность по ст. 137 УК РФ

Виновные в неисполнении условий получения, хранения и защиты информации, составляющей персональные данные, могут быть привлечены и к уголовной ответственности.

Ст. 137 УК РФ в качестве состава преступления называет несоблюдение неприкосновенности частной жизни. Обратимся к понятию частной жизни. Ст. 152.2 ГК РФ определяет частную жизнь человека как сведения о его происхождении, месте жительства, личной, семейной жизни и т. д. Список сведений является открытым. Сравнивая определения частной жизни в гражданском законодательстве и персональных данных в законе № 152-ФЗ, можно сделать вывод о тождественности этих понятий.

Умышленные действия, выражающиеся в незаконном сборе, распространении сведений о частной жизни человека без его согласия, признаются преступлением, наказуемым по ст. 137 УК РФ, т. е. влекут за собой уголовную ответственность.

Квалифицирующим признаком данного преступления является факт использования служебного положения при совершении указанных действий.

Уголовная ответственность определяется в виде:

  • либо штрафа;
  • либо обязательных, принудительных или исправительных работ;
  • либо лишения свободы.
Итоги

Разглашение персональных данных человека без его согласия незаконно и влечет за собой ответственность в соответствии с трудовым, административным, а в случае умышленных действий — уголовным законодательством.

Встала на учет в ЦЗН, начали названивать частные платные агенства

Встала на учет в ЦЗН,начали названивать частные платные агенства.Почему разгласили мои данные?

Наверняка, Ваши персональные данные, были переданы в частное агентство по трудоустройству действительно из Центра занятости, где Вы встали на учет. Но неофициально, одним или группой сотрудников, скорее всего на коммерческой основе.

В связи с нарушением законодательства о персональных данных, Вы можете обратиться в прокуратуру, а также в Роскомнадзор (уполномоченный госорган при Минсвязи, по надзору и защите персональных данных), с жалобой на разглашение персональных данных. Укажите в жалобе, что разглашение конфиденциальной информации, сопряжено с фактом коррупции в госоргане, в связи с чем, возникает необходимость следственных действий по отношению частного агентства по найму, откуда и от кого они получают информацию. Вы должны быть готовы представить доказательства звонка из агентства.

Если Вам удастся доказать и открыть уголовное или административное дело о нарушении Ваших прав, то на основе этих материалов подавайте гражданский иск на возмещение морального вреда. При этом Вы имеете право, подать иски ко всем виновным лицам, Центру занятости, как организации ответственной за действия своих сотрудников, агентству по найму, как к организации получателю информации полученной преступным путем, к виновным сотрудникам. Рекомендуем подавать отдельные иски к каждому ответчику, лучше последовательно в разное время, это будет подстраховкой при неудаче в одном деле и естественно будет возможность получить более крупную компенсацию, ведь в случае если процессе будут все ответчики, то суд точно будет учитывать всю сумму, как одну, значительно уменьшив сумму компенсации за причиненный вред.

Закон «О персональных данных»

Статья 23. Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных

1. Уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных, на который возлагается обеспечение контроля и надзора за соответствием обработки персональных данных требованиям настоящего Федерального закона, является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере информационных технологий и связи.

2. Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных рассматривает обращения субъекта персональных данных о соответствии содержания персональных данных и способов их обработки целям их обработки и принимает соответствующее решение.

3. Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных имеет право:

1) запрашивать у физических или юридических лиц информацию, необходимую для реализации своих полномочий, и безвозмездно получать такую информацию;

2) осуществлять проверку сведений, содержащихся в уведомлении об обработке персональных данных, или привлекать для осуществления такой проверки иные государственные органы в пределах их полномочий;

3) требовать от оператора уточнения, блокирования или уничтожения недостоверных или полученных незаконным путем персональных данных;

4) принимать в установленном законодательством Российской Федерации порядке меры по приостановлению или прекращению обработки персональных данных, осуществляемой с нарушением требований настоящего Федерального закона;

5) обращаться в суд с исковыми заявлениями в защиту прав субъектов персональных данных, в том числе в защиту прав неопределенного круга лиц, и представлять интересы субъектов персональных данных в суде ;

(в ред. Федерального закона от 25.07.2011 N 261-ФЗ)

5.1) направлять в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности, и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, применительно к сфере их деятельности, сведения, указанные в пункте 7 части 3 статьи 22 настоящего Федерального закона;

(п. 5.1 введен Федеральным законом от 25.07.2011 N 261-ФЗ)

6) направлять заявление в орган, осуществляющий лицензирование деятельности оператора, для рассмотрения вопроса о принятии мер по приостановлению действия или аннулированию соответствующей лицензии в установленном законодательством Российской Федерации порядке, если условием лицензии на осуществление такой деятельности является запрет на передачу персональных данных третьим лицам без согласия в письменной форме субъекта персональных данных;

7) направлять в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы материалы для решения вопроса о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, связанных с нарушением прав субъектов персональных данных, в соответствии с подведомственностью ;

8) вносить в Правительство Российской Федерации предложения о совершенствовании нормативного правового регулирования защиты прав субъектов персональных данных;

9) привлекать к административной ответственности лиц, виновных в нарушении настоящего Федерального закона.

4. В отношении персональных данных, ставших известными уполномоченному органу по защите прав субъектов персональных данных в ходе осуществления им своей деятельности, должна обеспечиваться конфиденциальность персональных данных.

5. Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных обязан.

1) организовывать в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и других федеральных законов защиту прав субъектов персональных данных ;

2) рассматривать жалобы и обращения граждан или юридических лиц по вопросам, связанным с обработкой персональных данных, а также принимать в пределах своих полномочий решения по результатам рассмотрения указанных жалоб и обращений ;

3) вести реестр операторов;

4) осуществлять меры, направленные на совершенствование защиты прав субъектов персональных данных;

5) принимать в установленном законодательством Российской Федерации порядке по представлению федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обеспечения безопасности, или федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, меры по приостановлению или прекращению обработки персональных данных;

6) информировать государственные органы, а также субъектов персональных данных по их обращениям или запросам о положении дел в области защиты прав субъектов персональных данных ;

7) выполнять иные предусмотренные законодательством Российской Федерации обязанности.

5.1. Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных осуществляет сотрудничество с органами, уполномоченными по защите прав субъектов персональных данных в иностранных государствах, в частности международный обмен информацией о защите прав субъектов персональных данных, утверждает перечень иностранных государств, обеспечивающих адекватную защиту прав субъектов персональных данных.

( ч асть 5.1 введена Федеральным законом от 25.07.2011 N 261-ФЗ)

6. Решения уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных могут быть обжалованы в судебном порядке.

Статья 24. Ответственность за нарушение требований настоящего Федерального закона

1. Лица, виновные в нарушении требований настоящего Федерального закона, несут предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность.

( в ред. Федерального закона от 25.07.2011 N 261-ФЗ)

2. Моральный вред, причиненный субъекту персональных данных вследствие нарушения его прав, нарушения правил обработки персональных данных, установленных настоящим Федеральным законом, а также требований к защите персональных данных, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом, подлежит возмещению в соответствии с законодательством Российской Федерации. Возмещение морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных субъектом персональных данных убытков.

(часть 2 введена Федеральным законом от 25.07.2011 N 261-ФЗ)

Ответственность за разглашение персональных данных гражданина

Порядок привлечения к ответственности за разглашение персональных данных гражданина

Согласно положениям Конституции Российской Федерации, каждый гражданин страны имеет право на защиту его чести, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. При этом оформление многих документов требует представления сведений личного характера: так, например, устраиваясь на работу, оформляя кредит или банковскую карту, гражданин должен указать свои Ф.И.О. паспортные данные, место регистрации и т.д.

При этом организация, являющаяся получателем этих данных, обязуется сохранять их в тайне и не передавать третьим лицам. Каковы санкции за нарушение конфиденциальности сведений личного характера, и какой орган занимается привлечением к ответственности лиц, допустивших разглашение такой информации?

Что такое персональные данные гражданина?

Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона «О персональных данных» № 152 от 27.27.2006, под персональными данными понимается информация, прямо или косвенно относящаяся к физическому лицу, являющемуся субъектом персональных данных.

К персональным данным гражданина можно отнести его Ф.И.О. паспортные данные, дату и место рождения, место регистрации, ИНН, СНИЛС, номер медицинского полиса, сведения о местах работы, об образовании, семейном положении и т.д. При передаче их лицу, являющемуся обработчиком сведений (в его качестве могут выступать юридические и физические лица, а также государственные и муниципальные органы), субъект персональных данных должен подписать документ, который подтверждает его согласие на их использование.

В нем должны быть указаны следующие сведения:

  • Ф.И.О. гражданина, адрес его регистрации и паспортные данные;
  • наименование и адрес юридического лица, или Ф.И.О. и адрес гражданина, выступающего в роли оператора обработки данных.

В том случае, если данные, переданные гражданином для обработки, поступили в распоряжение третьих лиц, оператор, допустивший такую утечку информации, несет ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ.

Ответственность за разглашение персональных данных

Налагаемая за разглашение персональных данных ответственность носит административный характер. Привлечением к ней лиц, по вине которых произошла утечка конфиденциальной информации, занимаются органы прокуратуры.

Размер налагаемых административных штрафов установлен ст. 13.14 Кодекса об административных правонарушениях РФ:

  • на граждан – от 500 до 1000 рублей;
  • на должностных лиц – от 4000 до 5000 рублей.

Кроме того, на лицо, распространившее такую информацию в СМИ, произведении или публичном выступлении, а также добывшее ее противозаконным способом, может быть наложена уголовная ответственность.

Ее размер установлен ст. 137 Уголовного кодекса РФ и может быть выражен одним из следующих видов наказания:

  • штраф в размере до 200 000 рублей или в размере зарплаты виновного за 1,5 года;
  • обязательные работы на срок до 360 часов;
  • исправительные работы на срок до 1 года;
  • принудительные работы на срок до 2 лет;
  • арест на срок до 4 месяцев;
  • лишение свободы на срок до 2 лет.

В том случае, если незаконный сбор и распространение информации были осуществлены с использованием служебного положения, наказание отягощается и выражается в следующем:

  • штраф в размере от 100 000 до 300 000 рублей или в размере зарплаты за период от 1 года до 2 лет;
  • принудительные работы на срок до 4 лет;
  • арест на срок до 6 месяцев;
  • лишение свободы на срок до 4 лет.

При этом на усмотрение суда остается лишение лица возможности заниматься определенные должности в течение срока, не превышающего 5 лет.

Итак, за нарушение конфиденциальности информации, представляющей собой персональные данные работника, на лицо, допустившее ее утечку, может быть наложено административное взыскание. Если же сбор распространенной информации был произведен незаконно, осуществившее его лицо несет уголовную ответственность, выражающуюся в наложении штрафа, необходимости выполнять принудительные работы, или лишении свободы на срок, определяемый судом.

Защита персональных данных

Федеральный закон о персональных данных действует с 27 января 2007 года, однако до сих пор многие граждане не реагируют на случаи нарушения их права на защиту собственных персональных данных.

Что такое персональные данные?

Согласно ст. 3 Закона, это любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу, в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация ( в том числе номер телефона, электронный адрес и т.д.).

В каком случае ваше право на защиту персональных данных нарушается?

1) Если управляющая организация в вашем доме вывесила список должников, указав фамилию, имя, отчество, адрес гражданина и сумму задолженности;

2) Если подобная информация выложена в сети Интернет без вашего письменного разрешения;

3) Если незнакомые люди звонят вам домой, называют вас по имени и предлагают услуги или товары (проводят социологический опрос, совершают спам-прозвон. спрашивают, как вы относитесь к Навальному и т.д.) – при этом вы не указывали нигде свой адрес и телефон;

4) Если в газете опубликованы ваши сведения в качестве примера результатов работы по переписи населения.

5) В любом другом случае, когда третьим лицам стала известна ваша личная информация, если вы ее не предоставляли.

Если опубликованы только фамилия, имя, отчество гражданина (и только они, то есть без какой-либо информации об этом гражданине)- это не нарушение.

Если ваш телефон есть в телефонной книге, адрес- в справочнике с вашего разрешения- это не нарушение.

Р азрешение на использование персональных данных может быть дано вами только письменно. Вы можете отозвать такое разрешение в любой момент.После этого сбор и использование ваших персональных данных (а также опубликование их в справочниках) запрещены.

(Пример: работодатель требует от вас подписать разрешение на обработку персональных данных. Вероятно, вы такое разрешение подпишете, чтобы избежать проблем с кадровой службой. Однако вы в любой момент можете отозвать свое разрешение. Лучше всего сделать это заказным письмом с описью и уведомлением о вручении). Иногда в ответ на вопрос «откуда вам известны мои персональные данные?»- вы получаете ответ типа: «наверное, вы где- то их указывали…»

Помните: Если вы где-то заполняли анкету, но не написали, что РАЗРЕШАЕТЕ обработку ваших персональных данных- значит, такого разрешения нет. Поэтому, заполняя любые анкеты, проверьте- не указано ли где-то мелкими буквами, что вы разрешаете сбор и обработку ваших персональных данных.

Многие работодатели требуют от соискателей заполнения анкет с данными о родственниках. Имейте в виду, что предоставляя такие данные без письменного согласия своих родственников, вы нарушаете закон. Ваша реплика - «Я не могу указать здесь данные моих родственников без их письменного согласия, поскольку это будет нарушением закона о защите персональных данных и с моей, и с вашей стороны».

Какая ответственность предусмотрена за нарушение вашей персональной тайны?

В соответствии со статьей 24 Закона,

Лица, виновные в нарушении требований настоящего Федерального закона, несут гражданскую, уголовную, административную, дисциплинарную и иную предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность.

Статья 137 Уголовного кодекса:

Нарушение неприкосновенности частной жизни

1) Незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации -

наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

2) Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, -

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок от одного года до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет.

Статья 13.11. Кодекса РФ об административных правонарушениях

Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Статья 13.14. Разглашение информации с ограниченным доступом

Разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 14.33 настоящего Кодекса, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.

Контроль в указанной сфере осуществляет Роскомнадзор, который принимает электронные жалобы по адресу http://www.rsoc.ru/treatments/.

Можно также обратиться в прокуратуру, причем также можно это сделать через интернет-приемную ( в Москве- http://www.mosproc.ru/internet-priemnaja/feedback/ ).

Удачи Вам в защите Ваших прав!

Автор: Полина Кузнецова