Руководства, Инструкции, Бланки

инструкция по эксплуатации электродвигателей 0.4 кв img-1

инструкция по эксплуатации электродвигателей 0.4 кв

Рейтинг: 4.5/5.0 (1906 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Инструкция по эксплуатации электродвигателей ТЭЦ-3, страница 7

Инструкция по эксплуатации электродвигателей ТЭЦ-3. страница 7

5.15. Электродвигатели насосов высокого давления не рассчитаны на пуск в условиях, когда насос вращается в обратную сторону, поэтому повторное включение электродвигателя при неисправном обратном клапане ведёт к выходу из строя электродвигателя. В связи с этим запрещается включение насосов высокого давления при обратном вращении механизма.

5.16. Включение электродвигателя насоса высокого давления персоналом может производится только после закрытия задвижки на напорной линии насоса.

5.17. После автоматического отключения электродвигателя насоса при наличии электропривода на напорной задвижке она должна автоматически закрываться.

5.18. Пуск электродвигателей, приводящих во вращение вентиляторы (ДС, ДВ) должен производиться при закрытых шиберах.

5.19. Тушение пожара в электродвигателях производится водой и углекислотными огнетушителями и только после отключения его от сети и разборки схемы. Запрещается тушение пожара электродвигателей пенными огнетушителями и песком.

6. Меры безопасности при обслуживании электродвигателей.

6.1. Выводы обмоток и кабельные воронки у электродвигателей должны быть закрыты ограждениями, снятие которых во время работы двигателя запрещается. Должны быть ограждены вращающиеся части двигателя – контактные кольца, шкифы, муфты, вентиляторы.

6.2. При осмотре двигателя разрешается открывать шкафы пусковой аппаратуры лицам, имеющим право единоличного осмотра электрооборудования и имеющим группу по ТБ не ниже III.

6.3. У работающего двухскоростного двигателя неиспользуемая обмотка и питающий её кабель должны рассматриваться как находящиеся под напряжением.

6.4. Запрещается все работы на вращающихся двигателях, кроме испытаний по специальным программам.

6.5. Двигатель, оболочку и броню кабеля необходимо надёжно заземлить муфту, соединяющую двигатель с приводным механизмом и неиспользуемый конец ротора закрыть прочными металлическими кожухами.

6.6. Ремонтные работы на электродвигателях 6 кВ должны выполняться по наряду. Если от электродвигателя отключен кабель и концы его замкнуты на коротко, то допускается проведение работ по распоряжению.

6.7. Ремонтные работы на электродвигателях 0,4 кВ могут проводится по распоряжению.

6.8. При проведении ремонтных работ на электродвигателях должны выполняться следующие меры безопасности:

а) тележка с МВ – 6 кВ или АВ – 0,4 кВ (в КТПСН и КРУ – 0,5) выкачена в ремонтное положение;

б) кабельная линия заземлена (ЗНК или ПЗЗ);

в) если установка заземлена затруднена или невозможна (в сборках РТЗО ПР, на панелях ПСУ), необходимо отключить кабель от магнитного пускателя или АВ и концы его заизолировать. В панелях ПСН (РУСН П.К.) допускается вместо заземления устанавливать изолирующие прокладки между контактами шинных разъединителей;

г) для исключения возможности вращения электродвигателей от соединённых с ними механизмов должны быть закрыты и заперты на замок задвижки и шиберы последних, а также приняты меры к затормаживанию роторов электродвигателей ;

д) на ключах управления на автоматах и рубильниках, в ячейках КРУ – 6 кВ вывешиваются плакаты "Не включать, работают люди" и если необходимо "Заземлено";

е) дверцы кабельного отсека в КРУ – 6 кВ запереть на замок;

ж) на рядом стоящих электродвигателях вывешиваются плакаты "Стой! Напряжение" независимо от того, находятся они в работе или резерве.

6.9. Включение и отключение электродвигателей должно осуществляться дистанционно предназначенными для этой цели ключами управления и кнопками. Запрещается принудительно замыкать контакты магнитных пускателей, для включения электродвигателей.

7. Основные неисправности.

Другие статьи

СО -2005

СО 34.45.509-2005. Типовая инструкция по эксплуатации электродвигателей в установках собственных нужд электростанций
  • Файл формата zip
  • размером 58,56 КБ
  • содержит документ формата doc
  • Добавлен пользователем Николай. дата добавления неизвестна
  • Отредактирован 20.01.2016 00:48
  • Скачан 26 пользователями

Инструкция предназначена для руководства при эксплуатации электродвигателей в установках собственных нужд электрических станций и содержит основные требования, обеспечивающие надежную и безопасную работу электродвигателей.
Типовая инструкция распространяется на асинхронные и синхронные электродвигатели мощностью свыше 1 кВт, используемые для привода механизмов собственных нужд электростанций на напряжение 0,4 кВ; 3,15 кВ; 6,0 кВ и 10 кВ, а также на электродвигатели постоянного тока, применяемые для привода питателей топлива, аварийных масляных насосов турбин и уплотнений вала турбогенераторов с водородным охлаждением.
Настоящая Типовая инструкция является основанием для составления местных инструкций на каждой электростанции, в которых должны быть учтены конкретные условия эксплуатируемых электродвигателей, требования и рекомендации заводов-изготовителей.

  • Чтобы скачать этот файл зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт используя форму сверху.

Новости Электротехники - 3(33) - Асинхронные электродвигатели 0, 4 кВ

Современные стандарты большинства стран мира, включая и Россию, предъявляют всё более высокие требования к безопасной эксплуатации асинхронных электродвигателей (далее по тексту АД). Высокие показатели надежности и долговечности АД возможны только при условии их работы при номинальных или близких к ним режимах, что можно обеспечить лишь установкой надлежащей защиты.

Все перечисленные в первой части статьи Михаила Давидовича Соркинда защитные устройства («Новости Электротехники» №2(32) 2005), служат для быстрого, в течение долей секунды, определения характера и степени повреждения двигателя, локализации аварийного участка путем отключения его от остальной схемы электроснабжения. Вместе с тем каждое из них имеет и целый ряд существенных недостатков, влияющих на качество их работы: одни отличаются неоправданной избирательностью, у других отсутствует отстройка от процесса пуска, третьи не реагируют на токи КЗ или перегрузки и т. д. Для того чтобы правильно выбрать защитное устройство, необходимо знать, как и от каких аварий защищает конкретный прибор, принцип его действия и конструктивные особенности.

Асинхронные электродвигатели 0,4 кВ

Способы защиты от аварийных режимов

Михаил Соркинд,
ООО «Новатек-Электро»,
г. Санкт-Петербург

защитные устройства, реагирующие на ток

Предохранители предназначены для защиты электрических сетей от перегрузок и коротких замыканий [1]. Конструктивно они состоят из корпуса из электроизоляционного материала и плавкой вставки, выбираемой из такого расчета, чтобы она плавилась прежде чем температура двигателя достигнет опасных пределов в результате протекания токов перегрузки или КЗ.

Основной характеристикой плавкой вставки является зависимость времени ее перегорания от тока (рис. 1). Здесь Iном – номинальный ток плавкой вставки, при котором она работает длительно, не нагреваясь выше допустимой температуры; Imin – наименьший ток, расплавляющий вставку в течение длительного времени (1–2 ч); I10 – ток, при котором расплавление вставки и отключение сети происходит через 10 с после установления тока. Токи плавкой вставки связаны соотношением

При графическом изображении времятоковой характеристики плавких предохранителей, по оси абсцисс иногда откладывают не абсолютное значение тока, а его кратность относительно номинального (рис. 2).

Рис.2
Зависимость времени перегорания плавкой вставки от тока в относительных единицах

При защите короткозамкнутых АД следует учитывать, что пусковой ток двигателя в 5–7 раз больше номинального, а время пуска электродвигателя может достигать десяти секунд [2]. Номинальный ток плавкой вставки с учетом пускового тока определяется по формуле:

где kn – кратность пускового тока электродвигателя по отношению к номинальному;
In – номинальный ток электродвигателя, А;
a – коэффициент, зависящий от условий пуска электродвигателя.

Для двигателей с нормальными условиями пуска (редкие пуски с временем разгона 5–10 с) a = 2,5; для двигателей с тяжелыми условиями пуска (частые пуски и большая длительность разгона) a = 1,6–2.

Как следует из формулы (2), предохранители способны защитить АД только от токов КЗ, в 10 и более раз превышающих номинальные токи. Токи же перегрузки или другие токовые аварии они будут воспринимать как пусковые токи, не реагируя на них. В лучшем случае предохранители способны отключить электродвигатель только через несколько минут, что может привести к перегреву обмоток и к повреждению АД. Поэтому для защиты АД от КЗ в нем самом или в подводящем кабеле используют предохранители типа аМ с более пологой времятоковой характеристикой [2]. Они способныны выдерживать, не расплавляясь, токи, в 5–10 раз превышающие номинальные, в течение 10 с, что вполне достаточно для запуска двигателя. Для защиты от перегрузки необходимо использовать другие устройства.

Предохранители абсолютно не защищают от аварий, связанных с авариями сетевого напряжения, с нарушением режимов работы АД или перегрузкой, а также от режима холостого хода двигателя. В то же время при однофазном КЗ они, как правило, отключают только одну фазу, что приводит к аварийному режиму работы на двух фазах.

Автоматические выключатели (автоматы) предназначены для включения и отключения асинхронных электродвигателей и других приемников электроэнергии, а также для защиты их от токов перегрузки и КЗ [3].

Автоматы обеспечивают одновременное отключение всех трех фаз в случае возникновения аварийных ситуаций. В рабочем режиме включение и отключение производится вручную; в аварийном режиме они отключаются автоматически электромагнитным или тепловым расцепителем.

Важной составной частью автомата является расцепитель, который контролирует заданный параметр защищаемой сети и воздействует на расцепляющее устройство, отключающее автомат. Наибольшее распространение получили расцепители следующих типов:

  • электромагнитные для защиты от токов КЗ;
  • тепловые для защиты от перегрузок;
  • комбинированные.

Электромагнитный расцепитель состоит из катушки с подвижным сердечником и возвратной пружины. При протекании по катушке тока КЗ сердечник мгновенно втягивается и воздействует на отключающую рейку механизма свободного расцепления.

Тепловой расцепитель представляет собой биметаллическую пластину, соединенную последовательно с контактом. При нагревании ее током перегрузки она изгибается и воздействует на отключающую рейку механизма свободного расцепления.

Выбор автоматических выключателей производится по номинальному току, характеристике срабатывания, отключающей способности, условиям монтажа и эксплуатации. Правильный выбор характеристики автоматического выключателя является залогом его своевременного срабатывания.

Рис.3
Характеристики автоматических выключателей:
t – время срабатывания электромагнитного расцепителя, с-мин;
K = I / Iн кратность тока к номинальному значению

В соответствии со стандартами IEC 898 (стандарт международной электротехнической комиссии) и EN 60898 (европейская норма) по характеристикам срабатывания выключатели бывают трех типов: B, C, D (рис. 3).

Тип B – величина тока срабатывания магнитного расцепителя равна Iв = K•Iном при K = 3–6. Для бытового применения, где ток нагрузки невысокий и ток КЗ может попасть в зону работы теплового, а не электромагнитного расцепителя.

Тип C – величина тока срабатывания магнитного расцепителя Iс = K•Iном при K = 5–10. Для бытового и промышленного применения: для двигателей с временем пуска до 1 с, нагрузок с малыми индуктивными токами (холодильных машин и кондиционеров).

Тип D – величина тока срабатывания магнитного расцепителя Id = K•Iном более 10Iном. Применяется для мощных двигателей с затяжным временем пуска.

Для выбора автоматического выключателя по отключающей способности необходимо выполнить расчет ожидаемого тока КЗ.

Тепловые расцепители, используемые в автоматических выключателях, чувствительны к нагреву от посторонних источников. В практике нередко случается, что расцепитель промежуточного полюса при номинальном режиме отключается только из-за нагрева соседних полюсов. Это приводит к ограничению области его работы и к коррекции номинального тока с учетом графика (рис. 4).

Рис. 4
Нагрузочная способность автоматических выключателей при их размещении рядом.

Нагрузочная характеристика большинства автоматических выключателей зависит от температуры окружающей среды: при ее снижении коэффициент нагрузки увеличивается, при повышении – падает (рис. 5). Это ограничивает возможность их использования в условиях жесткого температурного режима эксплуатации, особенно в горячих цехах или на открытом воздухе.

Рис. 5
Нагрузочная способность автоматических выключателей при их размещении рядом.

Для обеспечения контроля за другими видами аварий автоматические выключатели снабжают целым рядом дополнительных устройств. Расцепитель минимального напряжения отключает автомат при недопустимом снижении напряжения, ниже 0,7Uном .

Независимый расцепитель предназначен для дистанционного отключения автоматического выключателя. Расцепитель токов утечки на землю обеспечивает непрерывный контроль за состоянием изоляции установки, защиту от опасности возгорания или взрыва.

Специально для защиты электродвигателей были разработаны так называемые мотор-автоматы. В отличие от стандартного автомата, мотор-автоматы имеют целый ряд особенностей:

  • номинальный ток электромагнитного расцепителя составляет 12–14Iнр. что соответствует режиму работы на индуктивную нагрузку (AC-3);
  • высокую электродинамическую стойкость до 100 кА;
  • рычаг или кнопки управления электроприводом на корпусе;
  • встроенные или навесные быстромонтируемые дополнительные контакты, срабатывающие при перегрузках или КЗ.

Универсальные автоматические выключатели

Разнесение функций защитных устройств на несколько независимых устройств создает массу неудобств при монтаже и эксплуатации. Каждое из них не обладает универсальностью и подходит только к конкретному автоматическому выключателю. Поэтому перед разработчиками остро встала проблема создания универсального устройства.

Последние поколения автоматических выключателей снабжены т. наз. электронными расцепителями, осуществляющими комплексную защиту электродвигателя и объединяющими в одном устройстве функции всех вышеперечисленных расцепителей [4]. Они выполнены на базе микропроцессорной техники, гарантируют высокую точность срабатывания, надежность и устойчивость к температурным режимам. Электропитание, необходимое для правильной работы, обеспечивается непосредственно трансформаторами тока расцепителя.

Защитные расцепители состоят из трех или четырех трансформаторов тока (в зависимости от типа сети), электронного блока и механизма расцепления, который воздействует непосредственно на механизм выключателя. Для управления магнитным пускателем дополнительно потребуется вспомогательный блок управления, позволяющий управлять контактором в случае аварии (за исключением КЗ).

С помощью DIP-переключателей, размещенных на передней панели устройства, или с помощью специального электронного блока настройки программируется определенный набор параметров и функций расцепителя. Кривая срабатывания выключателя, максимально приближенная к рабочей характеристике АД (рис. 6), определяет следующие параметры:

  • функция L – защита от перегрузки с обратнозависимой выдержкой по времени и характеристикой срабатывания согласно обратнозависимой кривой (I 2 •t = Const);
  • функция R – защита от заклинивания ротора с определенным временем задержки срабатывания;
  • функция I – защита от короткого замыкания с мгновенным срабатыванием;
  • функция U – защита от перекоса или обрыва фазы с определенным временем задержки срабатывания.

Рис. 6
Типовая рабочая характеристика АД, совмещенная с кривой срабатывания электронного расцепителя

Класс – это класс пуска электродвигателя, определяющий время срабатывания для защиты от перегрузки согласно стандарту IEC 60947-4-14.7.3.

  • I1 – порог срабатывания по току для функции L;
  • I3 – порог срабатывания по току для функции I;
  • I5 – порог срабатывания по току для функции R;
  • t5 – порог срабатывания по времени для функции R;
  • I6 – порог срабатывания по току для функции U;
  • t6 – порог срабатывания по времени для функции U;
  • Ie – номинальный рабочий ток электродвигателя;
  • Ia – пусковой ток электродвигателя;
  • Ip – пиковое значение пускового тока;
  • ta – время пуска электродвигателя;
  • tp – время нарастания пускового тока до Ip ;
  • m– типовая кривая пуска электродвигателя;
  • с– пример кривой срабатывания автоматического выключателя с электронным расцепителем

Автоматические выключатели, оснащенные электронными расцепителями, обеспечивают достаточную защиту двигателя от перегрузки при работе в нормальном режиме с малым количеством включений, недолгими запусками и умеренными пусковыми токами. Режим тепловой памяти, позволяющий вычислять температуру двигателя при отключении, возможен только при наличии дополнительного источника питания.

Эти выключатели совершенно неэффективны при работе в старт-стопном режиме (> 60 вкл./ч) и при тяжелом запуске. Если тепловые постоянные времени электродвигателя и электронного расцепителя не совпадают, то при настройке на номинальный ток двигателя автоматический выключатель может сработать слишком рано или не распознать режим перегрузки. Ограничение рабочих циклов автоматического выключателя (количества В-О) влечет за собой использование в таких схемах контактора, имеющего большее количество циклов коммутации и лучшую коммутирующую способность. Но для подключения к нему расцепителя потребуется вспомогательный блок управления. Дополнительные (вспомогательные) устройства необходимы также для настройки и тестирования блока, что приводит к значительному удорожанию устройства и усложнению режима его эксплуатации.

Тепловые защитные устройства

Тепловые реле (расцепители)

Тепловые реле применяются для защиты электродвигателей от перегрузок недопустимой продолжительности, а также от обрыва одной из фаз.

Конструктивно представляют собой набор биметаллических расцепителей (по одному на каждую фазу), по которым протекает ток электродвигателя, оказывающий тепловое действие. Под действием тепла происходит изгиб биметаллической пластины, приводящий в действие механизм расцепления. При этом происходит изменение состояния вспомогательных контактов, которые используются в цепях управления и сигнализации.

Реле снабжаются биметаллическим температурным компенсатором с обратным прогибом по отношению к биметаллическим пластинам для компенсации зависимости от температуры окружающей среды, обладают возможностью ручного или автоматического взвода (возврата).

Реле имеют шкалу, калиброванную в амперах. Согласно международным стандартам шкала должна соответствовать значению номинального тока двигателя, а не тока срабатывания. Ток несрабатывания реле составляет 1,05Iном. При перегрузке электродвигателя на 20% (1,2Iном ) произойдет его срабатывание в соответствии с времятоковой характеристикой [5].

Выбор реле производится по кривым срабатывания (рис. 7), с учетом холодного и теплого старта электродвигателя. Характерным параметром выбора является перегрузочная способность электродвигателя:

где Ia – пусковой ток;
In – номинальный ток и минимальное время пуска tE. указанные в паспортных данных на электродвигатель.

Кривая срабатывания при холодном пуске должна проходить ниже точки с этими координатами. Как видно из рисунка, срабатывание реле из теплого состояния или при обрыве одной из фаз произойдет значительно раньше, чем из холодного состояния или при наличии всех трех фаз (кривые лежат ниже), т. е. реле обладают тепловой памятью. Здесь теплое состояние реле – режим после длительного протекания номинального тока.

Рис. 7
Кривая срабатывания теплового реле

Реле, в зависимости от конструкции, могут монтироваться непосредственно на магнитные пускатели, в корпуса пускателей или на щиты. Правильно подобранные тепловые реле защищают АД не только от перегрузки, но и от заклинивания ротора, перекоса фаз и от затянутого пуска.

Недостатком тепловых реле является то, что трудно подобрать реле из имеющихся в наличии так, чтобы ток теплового элемента соответствовал току электродвигателя. Кроме того, сами реле требуют защиты от короткого замыкания, поэтому в схемах должны быть предусмотрены предохранители или автоматы. Поскольку тепловые процессы, происходящие в биметалле, носят достаточно инерционный характер, реле плохо защищает от перегрузки, связанной с быстропеременной нагрузкой на валу электродвигателя.

Если нагрев обмоток обусловлен неисправностью вентилятора (погнуты лопасти или проскальзывание на валу), загрязнением оребренной поверхности двигателя, тепловое реле тоже окажется бессильным, т. к. потребляемый ток не возрастает или возрастает незначительно. В таких случаях только встроенная тепловая защита способна обнаружить опасное повышение температуры и вовремя отключить двигатель.

В следующем номере журнала мы расскажем о термочувствительных защитных устройствах (термисторах и термостатах), реле напряжения и контроля фаз (мониторах напряжения). Кроме того, подробно остановимся на универсальных устройствах защиты асинхронных двигателей, способных контролировать сетевое напряжение, фазные токи, протекающие в обмотках АД, а также, сопоставляя оба эти параметра между собой, делать выводы о наличии той или иной аварии.

Литература
  1. Данилов И. А. Иванов П. М. Общая электротехника с основами электроники. – М. Высшая школа, 2000.
  2. Грундулис А. О. Защита электродвигателей в сельском хозяйстве. – М. Агропромиздат, 1988.
  3. Паначевный Б. И. Курс электротехники. – Харьков, Торгсинг; Ростов-на-Дону, Феникс, 2002.
  4. АВВ. Основной каталог. Контакторы. Аппараты защиты электродвигателей.
  5. АВВ. Технический каталог. Низковольтные автоматические выключатели на ток до 630 А.

Инструкция по ремонту и техобслуживанию оборудования маслоаппаратной

Инструкция по ремонту и техобслуживанию оборудования маслоаппаратной

Инструкция по ремонту и техническому обслуживанию оборудования маслоаппаратной (маслобаки, МОУ, механизмы)

1 Введение. 1.1 Назначение документа, классификация технологии.

Настоящая технологическая инструкция на техническое обслуживание и ремонт оборудования маслоаппаратной (маслобаков, МОУ, механизмов) описывает отдельные операции и процесс ремонта оборудования в целом с указанием возможных для применения при выполнении операций видов оборудования, технологической оснастки и предназначена для ремонтного персонала энергетического предприятия при организации и проведении ремонтов оборудования.

1.2 Перечень документов, на основании которых составлена инструкция.

- Правила организации технического обслуживания и ремонта систем и оборудования атомных станций. РДЭО 0069-97.

- Программа обеспечения качества технического обслуживания и ремонта систем и оборудования энергетического предприятия. Инв. № 0-18-02ПОКАС (рем). Книга 2. Техническое обслуживание и ремонт систем и оборудования.

- Нормы периодичности планово-предупредительного ремонта оборудования ДГС-1,2, спецкомпрессорной, маслоаппаратной № 1.

- Межотраслевые правила по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок. ПОТ Р М-016-2001. РД 153-34.0-03.150-00.

- Стандарт организации. Правила охраны труда при эксплуатации тепломеханического оборудования и тепловых сетей атомных станций ФГУП концерн «Росэнергоатом». СТО 1.1.1.02.0673-2006..

- Правила безопасности при работе с инструментом и приспособлениями. РД 34.03.204-93.

- Стандарт организации. Основные правила обеспечения эксплуатации атомных станций (ОПЭ АС). СТО 1.1.1.01.0678-2007.

- Инструкция по эксплуатации маслоаппаратной № 1 изоляционного и турбинного масел. № 0-03-51ИЭ.

- Требования к эксплуатации, организации и проведению испытаний трансформаторных и турбинных масел на атомных станциях. РД ЭО 1.1.2.05.0444-2009.

- Технологическая инструкция по ремонту электродвигателей 0,4 кВ всех типов. № 0-03-09ТИ.

- Маслоочистительная установка ПСМ1-3000. Инструкция по эксплуатации.

- Шестеренчатый насос РЗ-60. Паспорт и руководство по эксплуатации.

- Насосы шестеренные типа "Ш". Паспорт 861-010-00 ПС.

- Насосные агрегаты с шестеренными насосами исполнения «Ш». Паспорт. 1988.

- Должностная инструкция мастера участка главной схемы службы ремонта. № 0-03-126ИД.

- Инструкция по охране труда для электрослесаря по ремонту оборудования распределительных устройств. № 0-03-136ИОТ.

- Стандарт предприятия. Эксплуатационные документы. СТП 16100206.

- Общие положения обеспечения безопасности атомных станций. ПНАЭ Г-01-011-97. ОПБ-88/97.

- Классификация компонентов и деятельности по категориям качества. Руководство. № 0-48-54ИП.

- Инструкция о порядке проведения работ по техническому обслуживанию и ремонту на вскрытом (разуплотненном) оборудовании энергетического предприятия. № 0-18-07ИП.

1.3 Назначение оборудования, технические данные.

· Для приема, хранения, сбора отработанных масел, очистки и регенерации маслоаппаратная № 1 имеет:

– по четыре маслобака турбинного и изоляционного масла объемом по 75 м 3 каждый;

– по два расходных маслобака изоляционного и турбинного масла объемом по 2 м 3 каждый;

– дренажный маслобак емкостью 1,5 м 3 для сбора протечек и дренажей;

– насос приема масла из железнодорожных цистерн (НПМЦ):

- тип насоса РЗ-60,

- производительность 38 м 3 /час,

- напор 35 м вод. ст.,

- мощность 4,0 кВт,

- напряжение 380 В,

- число оборотов 975 об/мин.

– насос подачи турбинного масла (НПТМ) и насос подачи изоляционного масла (НПИМ):

- тип насоса РЗ-30и,

- производительность 18 м 3 /час,

- напор 42,5 м вод. ст.,

- мощность 4,0 кВт,

- напряжение 380 В,

- число оборотов 945 об/мин.

· Маслоочистительная установка ПСМ1-3000 предназначена для сушки турбинных и трансформаторных масел, а также очистки от воды и механических примесей.

Потребляемая мощность, кВт:

· Фильтрпресс типа ФП-2-3000, производительностью Q=3 м 3 /час, для очистки масла от механических примесей.

1.4 Виды и периодичность ремонтов.

Для оборудования маслоаппаратных установлены следующие периодичности ремонтов:

- для всех маслобаков капитальный ремонт через 8 лет после ввода в эксплуатацию, а в дальнейшем – в зависимости от результатов обследования при текущем ремонте; текущий ремонт 1 раз в год;

- для всех насосов капитальный ремонт через 2000 часов работы, текущий ремонт 1 раз в год;

- для фильтрпрессов текущий ремонт 1 раз в год;

- для маслоочистительных установок типа ПСМ1-3000 техническое обслуживание 1 раз в год; капитальный ремонт для ПСМ1-3000 – 1 раз в год.

1.5 Область применения.

Настоящая технологическая инструкция распространяет свое действие на ремонт оборудования и описывает ремонтные операции, необходимые и достаточные для поддержания оборудования маслоаппаратной энергетического предприятия в работоспособном состоянии.

На конкретный вид ремонта, для определенного объема работ (ТО, ТР, КР) используется соответствующий раздел инструкции.

1.6 Требования к персоналу, квалификация.

К ремонту допускается персонал, прошедший обучение и имеющий достаточный опыт по обслуживанию и ремонту оборудования маслоаппаратных, а также квалификацию электрослесаря по ремонту и обслуживанию электрооборудования, изучивший данную инструкцию и допущенный к работе в установленном порядке.

Производителем работ по наряду при ремонте маслобаков, фильтрпрессов, техническом обслуживании маслоочистительных установок типа ПСМ1-3000 должен быть электрослесарь, имеющий не ниже 4-го квалификационного разряда.

Производителем работ по наряду при ремонте насосов должен быть электрослесарь, имеющий не ниже 3-го квалификационного разряда.

Производителем работ по наряду при капитальном ремонте маслоочистительных установок типа ПСМ1-3000 должен быть электрослесарь, имеющий 5-й квалификационный разряд.

1.7 Периодичность пересмотра технологии.

Технологическая инструкция подлежит пересмотру 1 раз в 5 лет. При изменении требований технологии работ, оснастки, организации труда и т.п. технологическая инструкция подлежит внеочередному пересмотру.

Инструкция по ликвидации аварий в электрической части блочных электростанций

Составлена специализированным центром научно-технической информации ОРГРЭС.

Автор инж. А.П. Калашников.

Редактор инж. М.С. Улицкий.

Утверждена Заместителем начальника Главного технического управления по эксплуатации энергосистем, главным специалистом-электриком Ф. Синьчуговым 31 января 1969 года.

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящая Инструкция является дополнением к Типовой инструкции по ликвидации аварий в электрической части энергосистем и включает в себя указания об особенностях работы электростанций с блоками мощностью 150 - 300 тыс. кВт.

2. В Инструкции рассматриваются аварийные режимы блочных электростанций и методы оперативной ликвидации аварий в электрической части.

Так как в Инструкции нельзя предусмотреть все аварийные режимы, которые могут встретиться при эксплуатации блочных электростанций, то дежурный персонал обязан не только знать Инструкцию и выполнять ее при ликвидации аварий, но и в каждом конкретном случае проявлять необходимую инициативу и самостоятельность в пределах зоны его обслуживания при решении вопросов, которые могут возникнуть в процессе ликвидации аварий, но не рассматриваются в настоящей Инструкции.

3. Знание настоящей Инструкции обязательно для дежурного и руководящего персонала электростанции:

а) начальника смены электростанции (дежурного инженера);

б) начальника смены котлотурбинного цеха;

в) начальника смены энергоблоков;

г) начальника смены электрического цеха;

д) дежурных электромонтеров;

е) машинистов энергоблоков;

ж) старшего мастера и мастера по эксплуатации энергоблоков;

з) начальника производственно-технического отдела;

и) начальника котлотурбинного цеха и его заместителя;

к) начальника электроцеха и его заместителя;

л) начальника электролаборатории ;

м) инженера-инспектора по эксплуатации.

Объем знаний Инструкции, необходимый для работников, занимающих перечисленные должности, устанавливается главным инженером электростанции в зависимости от местных условий.

4. Непосредственное руководство и ответственность за правильность ликвидации аварии на электростанции лежит на начальнике смены электростанции (дежурном инженере).

Выполнение переключений и ответственность за правильность производства операций по ликвидации аварий возлагается:

а) в главной электрической схеме (генераторы, трансформаторы связи, повысительная подстанция) - на начальника смены электроцеха ;

б) в распредустройствах собственных нужд блоков - на старшего дежурного электромонтера;

в) в части собственных нужд блока - на начальника смены энергоблоков.

Начальник смены электроцеха согласовывает свои действия по ликвидации аварий с начальником смены электростанции (дежурным инженером).

Старший дежурный электромонтер согласовывает свои действия по ликвидации аварии в электрической части собственных нужд блока с начальником смены соответствующих энергоблоков, а в электрической части общестанционных собственных нужд - с начальником смены электроцеха и котлотурбинного цеха.

Дежурные электромонтеры собственных нужд действуют по указанию старшего дежурного электромонтера или начальника смены энергоблоков.

5. Во время ликвидации аварий на блоке начальник смены электростанции должен находиться на главном щите управления, а начальник смены котлотурбинного цеха - на блочном щите управления.

Начальник смены энергоблоков, машинисты энергоблоков и машинисты-обходчики должны находиться на своих рабочих местах и принимать все меры, направленные к поддержанию нормальной работы оборудования и предупреждению развития аварии на оборудовании, находящемся в их ведении. Если авария в электрической части вызвала развитие ее в тепловой части блока, то дежурные машинисты обязаны докладывать начальнику смены энергоблоков о мерах, принятых ими для ликвидации аварии.

II. ПОНИЖЕНИЕ ЧАСТОТЫ И НАПРЯЖЕНИЯ НА ШИНАХ

ЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ, НЕСИММЕТРИЧНЫЕ РЕЖИМЫ И ДР.

6. Автоматическая частотная разгрузка при авариях с дефицитом мощности, как правило, должна обеспечивать сохранение или поднятие уровня частоты в системе не ниже чем до 47,5 - 48,0 Гц. Далее диспетчер энергосистемы должен поднять частоту до номинальной вводом резервной мощности, а после того, как она будет исчерпана, - ограничением нагрузки потребителей.

Дежурный инженер станции должен иметь в виду, что при понижении частоты снижается давление вода и производительность питательных электронасосов высокого давления.

При длительном понижении частоты (более 1 мин.) ниже 48 Гц (уточняется в местных инструкциях по данным испытаний) создается угроза срыва работы питательных насосов и останова блоков от действия следующих технологических защит:

а) защиты от понижения уровня воды в барабане котла;

б) защиты от недостаточного поступления питательной воды в прямоточный котел;

в) защиты от понижения давления масла в напорном маслопроводе подшипников турбоагрегата на блоках с рабочим электромасляным насосом.

Возможна также работа защит от понижения давления на напоре питательного насоса и от понижения давления масла в системе смазки подшипников, действующих на отключение насоса.

Понижение частоты в энергосистеме также тяжело отражается на работе лопаточного аппарата, особенно мощных турбин, у которых такой режим влечет сокращение срока службы лопаток.

7. Когда аварии в энергосистеме сопровождаются потерей значительной генерирующей мощности на блочных электростанциях с обесточением участков энергосистемы, необходимо обеспечить возможность быстрого обратного включения в сеть отключившихся блоков. Для этого после отключения блока от сети, если имеется возможность, блок должен оставаться в работе с нагрузкой собственных нужд или в процессе останова готовиться к развороту из горячего состояния.

8. При авариях в энергосистеме или на других параллельно работающих генераторах станции, сопровождающихся резким понижением напряжения, возбуждение генераторов может увеличиться вплоть до двойного значения номинального тока ротора при помощи регуляторов или устройств быстродействующей форсировки возбуждения. По истечении допустимого времени работы форсировки (для генераторов с непосредственным охлаждением обмоток 20 с), если защита ротора не ограничит ее действия, должны быть немедленно приняты меры по снижению токов статора и ротора генератора до длительно допустимой величины, в первую очередь отключением форсировки возбуждения генератора.

9. Если при отключении к.з. выключателем блока или линии возникнет несимметричный режим в результате неполнофазного отключения выключателя и отказа в действии специальных устройств резервирования выключателя (в том числе УРОВ), персонал обязан отключить все смежные выключатели для обесточения секции или системы шин, к которым присоединены блок или линия, оказавшиеся в несимметричном режиме. Перед отключением всех смежных выключателей должна быть сделана однократная попытка дистанционного отключения выключателя, отключившегося не всеми фазами.

10. Если при плановом останове или синхронизации блока при отключении или включении его выключателя возникнет несимметричный режим генераторов в результате неполнофазного действия выключателя, специальные защитные устройства могут оказаться нечувствительными к такому режиму. В этом случае персонал, получив сигнал о " непереключении фаз", должен попытаться ликвидировать несимметрию подачей импульса на отключение выключателя блока. Если попытка отключения оказалась неудачной, а котел еще не погашен, необходимо восстановить доступ пара в турбоагрегат и перевести его из режима двигателя в режим холостого хода.

В этом режиме, который допустим 10 - 15 мин. необходимо подготовить схему в РУ и снять напряжение со стороны системы с дефектного выключателя при помощи шиносоединительного или обходного выключателя (при схеме ОРУ с двойной системой шин с одним выключателем на цепь) или смежными выключателями (при других схемах).

Если ко времени возникновения неполнофазного режима котел уже не может подать пар в турбину, несимметричный режим должен быть ликвидирован быстрой разгрузкой и отключением блоков, а также отключением линий, присоединенных к той системе шин, к которой подключен блок с дефектным выключателем.

При этом необходимо иметь в виду, что турбоагрегат, находящийся в режиме двигателя, в соответствии с требованием заводов не может работать более чем 2 - 4 мин.

11. Если в нормальном режиме при отключении (или включении) выключателя линии возникнет несимметричный режим в результате неполнофазного отключения (или включения) выключателя, специальные защитные устройства могут оказаться нечувствительными к такому режиму.

В этом случае персонал должен попытаться ликвидировать несимметрию подачей импульса на отключение этого выключателя.

Если попытка отключения дефектного выключателя линии оказалась неудачной, а несимметрия токов на генераторах менее 10%, персонал должен подготовить схему и снять напряжение со стороны ОРУ с дефектного выключателя в зависимости от схемы при помощи шиносоединительного. обходного или другого выключателя; при несимметрии токов на генераторе более 10% действовать в соответствии с п. 10.

12. Если по какой-либо причине закроется стопорный клапан турбины, а отключения выключателя не произойдет, генератор переходит в режим работы двигателя.

Двигательный режим генератора характеризуется потреблением активной мощности из сети (порядка 1 - 1,5%). Напряжение генератора и величина реактивной мощности остаются без изменения; при этом технологические защиты блока могут погасить котел. Дежурный персонал БЩУ должен немедленно перевести собственные нужды на питание от резервного источника, убедиться по ваттметру, что нагрузка на генераторе отсутствует, и генератор отключить от сети.

13. Запрещается производить снятие возбуждения с генератора отключением автомата гашения поля с деионной решеткой (АГП-1; АГП-30) при токах, меньших 10% номинального тока автомата, во избежание повреждения последнего, а для АГП-1 и при изменении направления тока ротора (например, при перемагничивании резервного возбудителя).

III. АВАРИИ, СВЯЗАННЫЕ С ОТКЛОНЕНИЕМ БЛОКА

ИЛИ ИСЧЕЗНОВЕНИЕМ НАПРЯЖЕНИЯ НА ПОВЫСИТЕЛЬНОЙ ПОДСТАНЦИИ

14. При действии защиты от внутренних повреждений генератора, повысительного трансформатора или рабочего трансформатора собственных нужд блока отключаются выключатель блока на повысительной подстанции, АГП и выключатели рабочего трансформатора собственных нужд со стороны шин. Одновременно работают технологические защиты блока, под действием которых гасится топка и турбина идет на останов (закрывается стопорный клапан и ГПЗ).

При этом работает устройство АВР шин 6 кВ собственных нужд и переключает питание оставшихся ответственных двигателей собственных нужд (дымососы, циркуляционные и конденсатные насосы, трансформаторы 6/0,4 кВ ) на резервный трансформатор. Если действие указанной автоматики не произошло, дежурный персонал обязан немедленно произвести вручную операции, предусмотренные автоматикой.

Наличие напряжения на шинах 6 кВ в этих условиях обеспечивает режим нормального останова блока или возможность его немедленной подготовки к пуску в случае ложной работы релейной защиты; необходимо обратить особое внимание на наличие напряжения на шинах 0,4 кВ. от которых питаются двигатели рабочих механизмов, обеспечивающих сохранность турбоагрегатов (маслонасосы смазки турбоагрегатов, дымососов и водородных уплотнений, валоповоротные устройства, необходимые немедленно после останова турбины), а также в сети приводов задвижек и КИП. Необходимо выяснить причину отключения блока, и в зависимости от этого выводить блок в ремонт или готовить его к включению в сеть.

15. Для схемы с двумя системами сборных шин и одним выключателем на цепь при к.з. на одной из систем шин повысительной подстанции или отказе в действии линейной защиты отключаются выключатели блоков, подключенных к поврежденным шинам. При этом работают технологические защиты отключившихся блоков, в результате чего блок (блоки) переводится на растопочный режим, либо гасится топка, и турбина идет на останов (закрывается стопорный клапан и ГПЗ).

Если блок идет на останов, то питание собственных нужд блоков под действием АВР переключается на резервный трансформатор, если он питается от неповрежденной системы шин повысительной подстанции.

Дежурный персонал должен в этом случае в первую очередь проверить, что шины 0,4 кВ обеспечены питанием. Далее необходимо подготовить электрическую схему блоков к включению на неповрежденные шины повысительной подстанции. Одновременно необходимо контролировать, чтобы в процессе пуска блоков величина и длительность перегрузки резервных трансформаторов не превышали бы величин, допустимых в аварийных условиях. После включения блока в сеть питание его собственных нужд должно переключаться на свой рабочий трансформатор для разгрузки резервного.

Если блок переведен на растопочный режим с нагрузкой собственных нужд, то следует учитывать, что генератор работает несинхронно, и при необходимости собственные нужды могут быть переведены на резервный трансформатор только с перерывом питания.

16. Если при к.з. на шинах повысительной подстанции с одним выключателем на цепь к поврежденным шинам приключены оба резервных трансформатора собственных нужд (например, при ремонтных схемах), необходимо:

а) обеспечить в первую очередь подачу напряжения через резервные шины 0,4 кВ на шины щитов машинного зала и котельной каждого отключившегося блока от резервных трансформаторов 6/0,4 кВ. приключенных к шинам 6 кВ блоков, не затронутых аварией, если это напряжение не было подано автоматически устройством АВР шин 0,4 кВ ;

б) убедиться в том, что напряжение на шинах 0,4 кВ появилось, и для сохранения работоспособности аккумуляторных батарей проследить за переводом питания смазкой газомасляной системы турбин с аварийных маслонасосов на рабочие. Включить в работу со стороны 0,4 кВ двигатели подзарядных агрегатов аккумуляторных батарей, если они отключались от реле обратного тока;

в) отключить поврежденный участок шин повысительной подстанции и подать напряжение на неповрежденную часть от энергосистемы или через связь от другого напряжения подстанции, включить резервные трансформаторы собственных нужд, а от резервных шин 6 кВ подать напряжение на рабочие секции собственных нужд блоков;

г) далее подготовить электрическую схему для включения блоков в сеть и действовать, как указано в п. 15.

17. Если блочная электростанция связана с энергосистемой только на одном напряжении и вследствие повреждения на шинах этого напряжения отключались все блоки с полной потерей питания собственных нужд (резервные трансформаторы собственных нужд, приключенные к шинам повысительной подстанции, остались без напряжения), первоочередной задачей дежурного персонала является отключение поврежденного участка шин и подготовка схемы для приема напряжения от системы на шины 6 кВ собственных нужд.

При этом необходимо помнить, что если в течение 15 мин. после выбега турбины не будет подано напряжение на шины 0,4 кВ для обеспечения пуска валоповоротного устройства турбины, пуск блоков будет задержан на многие часы.

Если напряжение на шины 0,4 кВ не будет подано в течение 25 - 30 мин. подшипники турбин будут подплавлены и погаснет аварийное освещение, так как аккумуляторные батареи полностью разрядятся.

Одновременно с подготовкой электрической схемы для приема напряжения из энергосистемы необходимо убедиться в том, что устройства АВР включили аварийные масляные насосы и насосы водородных уплотнений на всех блоках.

IV. АВАРИИ В СИСТЕМЕ СОБСТВЕННЫХ НУЖД

18. При повреждении рабочего трансформатора собственных нужд отключается от действия релейной защиты блок в соответствии с п. 14.

19. Собственные нужды блоков имеют, как правило, секционированные шины 6 кВ. и авария в распредустройстве 6 кВ обычно ограничивается только отключением одной секции собственных нужд с сохранением работы блока.

При отключении одной из секций 6 кВ и успешном действии АВР шин дежурный персонал обязан: осмотреть секцию и, если имеются признаки, указывающие, что имело место к.з. (запах гари, следы копоти и пр.), заменить двигатели общестанционного оборудования, приключенные к отключившейся секции, резервными двигателями, питающимися от шин собственных нужд блоков, а также включить циркуляционный и конденсатный насосы, приключенные к неповрежденной секции собственных нужд блока, находящиеся в резерве, вместо работающих. Это даст возможность в случае повторного повреждения секции 6 кВ обеспечить работу блока при сниженной нагрузке (работа котельного агрегата на одном дымососе и вентиляторе). При первой возможности поврежденная секция должна быть выведена в ремонт.

20. При неуспешном действии или отказе АВР - включить один раз выключатель резервного трансформатора на обесточившуюся секцию 6 кВ. Если подача напряжения оказалась успешной, действовать в соответствии с п. 19.

Если включение оказалось неуспешным, блок переходит на режим со сниженной нагрузкой.

При этом необходимо проверить, что сработало АВР шин 0,4 кВ и подано питание на обесточившиеся шины от резервного трансформатора 6/0,4 кВ. а также включить взамен обесточившихся двигателей общестанционных нужд другие, находящиеся в резерве, приключенные к секциям шин других блоков.

Поврежденная секция шин 6 кВ должна быть немедленно отключена разъединителями от источников питания и подготовлена для вывода в ремонт.

21. При длительном исчезновении напряжения постоянного тока одной из секций щита питателей пыли со ступенчатой регулировкой скоростей электродвигателей прекращается работа половины механизмов пылеприготовления котла, автоматически включается автомат подхвата факела и на блоке происходит сброс нагрузки до величины, примерно равной 50 - 70 номинальной.

Длительная потеря напряжения на щите питателей пыли может произойти при отключении двигатель-генератора, питающего секцию щита, и отказе АВР или при устойчивом к.з. на шинах щита.

22. При исчезновении напряжения на секции щита питателей пыли дежурный персонал обязан:

а) осмотреть щит питателей пыли и выяснить причину обесточения секции щита и, если секция повреждена, принять срочные меры по устранению повреждения;

б) если следов повреждения на щите питателей пыли не обнаружено, а автомат двигатель-генератора отключился и напряжение от аккумуляторной батареи до ее автомата имеется, немедленно включить автомат аккумуляторной батареи.

23. При отключении двигатель-генератора одной из секций щита питателей пыли и успешном действии АВР от аккумуляторной батареи режим котла автоматически восстанавливается. Необходимо в этом случае выяснить причину отключения двигатель-генератора и принять меры по ее устранению.

24. В случае отключения одной из линий 0,4 кВ. питающих панели вводов системы бесступенчатого регулирования скорости электродвигателей питательной пыли, и отказе действия АВР на секционном автомате необходимо на панели вводов отключить рубильник обесточившейся секции, проверить ее изоляцию и при удовлетворительном результате включить межсекционный рубильник.

Так как групповые контакторы дроссельного преобразователя отключаются при исчезновении напряжения, то необходимо их включить.

Необходимо помнить, что перед включением группового контактора дроссельного преобразователя следует отключить соответствующие пылепитатели. так как в противном случае возможно самопроизвольное нежелательное включение пылепитателей при включении группового контактора.

При повреждении одного из дроссельных преобразователей или возникновении устойчивого к.з. на шинах постоянного тока панели управления необходимо поврежденный преобразователь вывести из работы.

25. При выходе из строя отдельно стоящих вентиляторов на двигателях мельниц, дымососов, мельничных вентиляторов, вентиляторов первичного воздуха и т.д. необходимо при первой возможности, но не позже чем это допускается заводской инструкцией, отключить двигатель 6 кВ для ремонта вентилятора охлаждения двигателя.

В частности, на двухскоростных двигателях ДАЗО, оснащенных двумя отдельно стоящими вентиляторами ("наездниками"), при выходе из работы обоих вентиляторов, если двигатель работает с полной нагрузкой, допустимая продолжительность работы не должна превышать при работе на верхней скорости 10 мин. на нижней - 25 мин. при выходе из строя одного вентилятора соответственно - 25 и 200 мин.

26. При аварийном снижении давления масла в уплотнениях, сопровождающемся резким повышением температуры баббита (уточняется в местной инструкции), необходимо выбить автомат безопасности турбины, немедленно снизить давление газа и, не дожидаясь полного останова генератора, начать вытеснение водорода углекислотой или азотом.

27. При исчезновении напряжения на рабочем вводе питания двигателей системы охлаждения повысительного трансформатора должен автоматически включиться ввод резервного питания.

Если по какой-либо причине автоматического включения ввода резервного питания не произошло, то его необходимо включить вручную.

При неуспешной подаче напряжения на шкафы охлаждения вследствие к.з. на шинах 0,4 кВ шкафов необходимо установить контроль за температурой масла трансформатора и действовать в соответствии с инструкцией по эксплуатации трансформаторов.

28. При полном обесточении щита постоянного тока аккумуляторной батареи (что может произойти в результате к.з. на шинах постоянного тока или при неселективном действии автомата) необходимо:

а) при повреждении одной системы шин постоянного тока всю нагрузку перевести на вторую, неповрежденную систему шин;

б) при повреждении какого-либо элемента аккумуляторной батареи перевести питание щита постоянного тока от другой аккумуляторной батареи (при наличии таковой) или от зарядного двигатель-генератора. после чего установить причину отключения и принять меры по ее устранению.