Руководства, Инструкции, Бланки

обращение в комиссию по трудовым спорам образец img-1

обращение в комиссию по трудовым спорам образец

Рейтинг: 4.1/5.0 (1884 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Сроки обращения в комиссию по трудовым спорам

Трудовое право
  • Материальная ответственность сторон трудового договора
    • Общие условия материальной ответственности сторон трудового договора
    • Возмещение ущерба, причиненного работнику лишением возможности трудиться
      • Возмещение ущерба, причиненного работнику лишением возможности трудиться - страница 2
    • Материальная ответственность работодателя за ущерб, причиненный имуществу работника
    • Материальная ответственность работодателя за задержку заработной платы
      • Материальная ответственность работодателя за задержку заработной платы - страница 2
    • Компенсация работнику физических и нравственных страданий
      • Компенсация работнику физических и нравственных страданий - страница 2
    • Виды страховых выплат, выплачиваемых работникам или их иждивенцам при причинении вреда жизни либо здоровью
      • Виды страховых выплат, выплачиваемых работникам или их иждивенцам при причинении вреда жизни либо здоровью - страница 2
    • Виды материальной ответственности работника
      • Виды материальной ответственности работника - страница 2
    • Случаи полной материальной ответственности работников
      • Случаи полной материальной ответственности работников - страница 2
      • Случаи полной материальной ответственности работников - страница 3
      • Случаи полной материальной ответственности работников - страница 4
    • Коллективная (бригадная) материальная ответственность работников за причинение ущерба
      • Коллективная (бригадная) материальная ответственность работников за причинение ущерба - страница 2
    • Обстоятельства, исключающие материальную ответственность работников
    • Определение размера причиненного работником ущерба, порядок его взыскания
      • Определение размера причиненного работником ущерба, порядок его взыскания - страница 2
      • Определение размера причиненного работником ущерба, порядок его взыскания - страница 3
    • Случаи полной материальной ответственности работников
  • Охрана труда
    • Охрана труда как институт трудового права
    • Государственные нормативные требования охраны труда
    • Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий труда
      • Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий труда - страница 2
    • Обязанности работников в области охраны труда
    • Государственное управление охраной труда
    • Службы и комитеты (комиссии) по охране труда в организации
    • Обеспечение прав работников на охрану труда
      • Обеспечение прав работников на охрану труда - страница 2
    • Правила расследования несчастных случаев и профессиональных заболеваний
      • Правила расследования несчастных случаев и профессиональных заболеваний - страница 2
      • Правила расследования несчастных случаев и профессиональных заболеваний - страница 3
  • Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников
    • Права и обязанности работодателя по подготовке и переподготовке кадров
    • Право работников на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации
    • Ученический договор и его виды
      • Ученический договор и его виды - страница 2
    • Содержание ученического договора
      • Содержание ученического договора - страница 2
    • Возмещение расходов, понесенных работодателем в связи с обучением
      • Возмещение расходов, понесенных работодателем в связи с обучением - страница 2
      • Возмещение расходов, понесенных работодателем в связи с обучением - страница 3
  • Особенности регулирования труда отдельных категорий работников
    • Особенности регулирования труда женщин и лиц с семейными обязанностями
      • Особенности регулирования труда женщин и лиц с семейными обязанностями - страница 2
    • Особенности регулирования труда несовершеннолетних
      • Особенности регулирования труда несовершеннолетних - страница 2
    • Особенности регулирования труда руководителя организации и членов ее коллегиального исполнительного органа
      • Особенности регулирования труда руководителя организации и членов ее коллегиального исполнительного органа - страница 2
    • Особенности регулирования труда лиц, работающих по совместительству
      • Особенности регулирования труда лиц, работающих по совместительству - страница 2
    • Особенности регулирования труда временных и сезонных работников
    • Особенности регулирования труда лиц, работающих вахтовым методом
      • Особенности регулирования труда лиц, работающих вахтовым методом - страница 2
    • Особенности регулирования труда работающих у физических лиц
    • Особенности регулирования труда надомников
    • Особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях
      • Особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях - страница 2
    • Особенности регулирования труда работников транспорта
    • Особенности регулирования труда педагогических работников
    • Особенности регулирования труда работников, направленных на работу за границу
    • Особенности регулирования труда работников религиозных организаций
      • Особенности регулирования труда работников религиозных организаций - страница 2
    • Особенности регулирования труда лиц, проходящих службу
      • Особенности регулирования труда лиц, проходящих службу - страница 2
      • Особенности регулирования труда лиц, проходящих службу - страница 3
  • Государственный надзор и общественный контроль за соблюдением норм трудового права
    • Органы государственного надзора и общественного контроля за соблюдением трудового законодательства
      • Органы государственного надзора и общественного контроля за соблюдением трудового законодательства - страница 2
    • Полномочия государственной инспекции труда
      • Полномочия государственной инспекции труда - страница 2
      • Полномочия государственной инспекции труда - страница 3
    • Государственный надзор за безопасным ведением работ в промышленности
    • Государственный энергетический надзор
    • Государственный санитарно-эпидемиологический надзор
    • Государственный надзор за ядерной и радиационной безопасностью
    • Ответственность за нарушение трудового законодательства
      • Ответственность за нарушение трудового законодательства - страница 2
      • Ответственность за нарушение трудового законодательства - страница 3
  • Индивидуальные трудовые споры
    • Понятие индивидуальных трудовых споров и их виды
      • Понятие индивидуальных трудовых споров и их виды - страница 2
    • Подведомственность и подсудность индивидуальных трудовых споров
      • Подведомственность и подсудность индивидуальных трудовых споров - страница 2
    • Формирование комиссии по трудовым спорам (КТС)
      • Формирование комиссии по трудовым спорам (КТС) - страница 2
    • Сроки обращения в комиссию по трудовым спорам
      • Сроки обращения в комиссию по трудовым спорам - страница 2
    • Порядок рассмотрения заявлений комиссией по трудовым спорам (КТС)
      • Порядок рассмотрения заявлений комиссией по трудовым спорам (КТС) - страница 2
    • Вынесение решения КТС и его исполнение
      • Вынесение решения КТС и его исполнение - страница 2
    • Обжалование решений комиссии по трудовым спорам (КТС)
      • Обжалование решений комиссии по трудовым спорам (КТС) - страница 2
    • Сроки обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спор
      • Сроки обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спор - страница 2
      • Сроки обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спор - страница 3
    • Освобождение работников от судебных расходов
    • Вынесение решений о восстановлении на работе и удовлетворении цененных требований
      • Вынесение решений о восстановлении на работе и удовлетворении цененных требований - страница 2
    • Исполнение решений о восстановлении на работе, ограничение обратного взыскания сумм, полученных работниками по решению государственных органов
      • Исполнение решений о восстановлении на работе, ограничение обратного взыскания сумм, полученных работниками по решению государственных органов - страница 2
      • Исполнение решений о восстановлении на работе, ограничение обратного взыскания сумм, полученных работниками по решению государственных органов - страница 3
    • Рассмотрение индивидуальных трудовых споров мировыми судьями
      • Рассмотрение индивидуальных трудовых споров мировыми судьями - страница 2
      • Рассмотрение индивидуальных трудовых споров мировыми судьями - страница 3
  • Коллективные трудовые споры
    • Понятие коллективного трудового спора
    • Выдвижение коллективных требований и их рассмотрение работодателем
      • Выдвижение коллективных требований и их рассмотрение работодателем - страница 2
    • Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией
      • Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией - страница 2
    • Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника
    • Рассмотрение коллективного трудового спора трудовым арбитражем
      • Рассмотрение коллективного трудового спора трудовым арбитражем - страница 2
      • Рассмотрение коллективного трудового спора трудовым арбитражем - страница 3
    • Участие Службы по урегулированию коллективных трудовых споров (Службы) в их разрешении
    • Реализация права на забастовку
      • Реализация права на забастовку - страница 2
      • Реализация права на забастовку - страница 3
    • Правовое положение работников при проведении забастовки
      • Правовое положение работников при проведении забастовки - страница 2
    • Правовые последствия незаконной забастовки
      • Правовые последствия незаконной забастовки - страница 2
  • Самозащита трудовых прав
    • Правовое регулирование самозащиты трудовых прав
    • Понятие самозащиты трудовых прав
    • Основные способы (формы) самозащиты трудовых прав
      • Основные способы (формы) самозащиты трудовых прав - страница 2
    • Основные права и обязанности работников при осуществлении самозащиты трудовых прав
    • Основные права и обязанности работодателя при осуществлении самозащиты трудовых прав
      • Основные права и обязанности работодателя при осуществлении самозащиты трудовых прав - страница 2
    • Правовые последствия самозащиты трудовых прав
    • Ответственность за нарушение законодательства о самозащите трудовых прав
  • Международное и сравнительное трудовое право
    • Значение Всеобщей декларации прав человека, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах и Международного пакта о гражданских и политических правах для регулирования трудовых отношений
      • Значение Всеобщей декларации прав человека, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах и Международного пакта о гражданских и политических правах для регулирования трудовых отношений - страница 2
    • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений
    • Роль Европейского Суда по правам человека в регулировании трудовых отношений
      • Роль Европейского Суда по правам человека в регулировании трудовых отношений - страница 2
    • Некоторые аспекты регулирования трудовых отношений в зарубежных странах
      • Некоторые аспекты регулирования трудовых отношений в зарубежных странах - страница 2
      • Некоторые аспекты регулирования трудовых отношений в зарубежных странах - страница 3
Сроки обращения в комиссию по трудовым спорам

В ч. 1 ст. 386 ТК РФ сказано о том, что работник может обратиться в комиссию по трудовым спорам в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Однако КТС не имеет полномочий для отказа работнику в принятии заявления по мотиву пропуска срока для обращения в комиссию за защитой своего права.

Как уже неоднократно отмечалось, реализация норм трудового права происходит по правилам гражданского процессуального законодательства. В п. 4 ст. 1 ГПК РФ закреплен принцип процессуальной аналогии, который предполагает использование в регламентации деятельности КТС норм гражданского процессуального законодательства по аналогии в части, не урегулированной трудовым законодательством. Поэтому возможные случаи отказа в принятии заявления работника КТС должны быть определены на основании ст. 134 ГПК РФ.

Из этой статьи следует, что КТС вправе отказать в принятии заявления работника в следующих случаях:

  1. отсутствия у КТС полномочий для рассмотрения поступившего заявления, разрешение которого отнесено к компетенции других органов, например, работник обратился в КТС структурного подразделения по вопросу, который может быть решен только руководителем организации, а не структурного подразделения
  2. наличия вступившего в законную силу решения суда, государственной инспекции труда или КТС по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям, но при этом наличие решения КТС структурного подразделения не препятствует обращению в КТС организации
  3. наличия в производстве КТС аналогичного заявления по спору между теми же сторонами, по тому же предмету и по тем же основаниям, однако наличие такого заявления в КТС структурного подразделения не препятствует обращению в КТС организации, и наличие указанного заявления в КТС организации не препятствует обращению в КТС структурного подразделения
  4. подачи заявления недееспособным лицом, что подтверждается исключительно вступившим в законную силу судебным решением о признании гражданина недееспособным

Данный перечень оснований для отказа в принятии заявления КТС является исчерпывающим. Пропуск срока к числу таких оснований не отнесен. Следовательно, КТС обязана принять заявление работника независимо от сроков нарушения его прав.

В ч. 2 ст. 386 ТК РФ говорится о том, что в случае пропуска по уважительным причинам установленного срока КТС может его восстановить и разрешить спор по существу. Из чего следует, что пропуск срока для обращения в КТС за защитой нарушенного права может стать основанием для отказа в удовлетворении заявленных работником требований.

В соответствии с ч. 1 ст. 12, ч. 6 ст. 152 ГПК РФ, ч. 3 п. 5 Постановления № 2 от 17 марта 2004 года Пленума Верховного Суда РФ "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" пропуск срока в качестве основания для отказа в удовлетворении заявленных работником требований может быть применен КТС только в том случае, если полномочный представитель работодателя заявил ходатайство об отказе в удовлетворении требований работника по причине пропуска срока для обращения в КТС.

В соответствии с п. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона индивидуального трудового спора обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается. Поэтому при наличии подобного ходатайства именно представители работодателя обязаны доказать пропуск срока для обращения работника в КТС.

В ч. 2 ст. 14 ТК РФ закреплено правило о том, что течение сроков, с которыми связано прекращение прав и обязанностей, в частности по удовлетворению требований работника КТС, начинается на следующий календарный день после даты, которой определено окончание трудовых отношений.

Из чего следует, что срок для обращения в КТС начинает свое течение на следующий день после календарной даты, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права, так как с указанного дня прекращаются отношения, связанные с нарушением трудового права работника, что является основанием для обращения работника за защитой нарушенного права в установленном законодательством порядке.

В связи с чем представители работодателя, заявившие ходатайство об отказе работнику в удовлетворении требований по причине пропуска срока для обращения в КТС, должны доказать одно из следующих юридически значимых обстоятельств, закрепленных в ч. 2 ст. 386 ГПК РФ.

Во- первых, получение работником информации о нарушении права. Представители работодателя обязаны знакомить работника со всеми приказами (распоряжениями), касающимися его трудовой деятельности, в письменной форме. Отсутствие письменных доказательств ознакомления работника с действиями (бездействием) работодателя лишает его представителей права при возникновении спора ссылаться на свидетельские показания.

Поэтому отсутствие письменных документов об ознакомлении работника с приказом (распоряжением) полномочного представителя работодателя, повлекшим нарушение его права, не позволяет доказать наличие у работника информации о таком нарушении. В подобной ситуации срок для обращения в КТС должен исчисляться с момента указанного работником, то есть с указанной им даты получения информации о нарушении права.

Во-вторых, представители работодателя для удовлетворения ходатайства об отказе в иске работника по причине пропуска срока для обращения в КТС могут доказать обстоятельства, в силу которых работник должен был узнать о нарушении своего права.

Например, при переводе работника из одного структурного подразделения в другое, когда определенное структурное подразделение указано в трудовом договоре работника, он должен узнать о нарушении своего права с момента фактического перевода. Если работник в течение трех месяцев работал в новом структурном подразделении и не обжаловал в КТС действия работодателя по его переводу, то срок обращения в КТС следует исчислять с момента фактического перевода работника в другое структурное подразделение независимо от того, когда он был ознакомлен с приказом (распоряжением) работодателя о переводе.

Таким образом, обстоятельствами, доказанность которых позволяет сделать вывод о том, что работник должен был узнать о нарушении своего права, являются действия представителей работодателя, повлекшие изменение условий труда работника, которые не могли оказаться для него незамеченными. В остальных случаях, например при лишении работника премии, работодатель должен доказать ознакомление работника с документами, на основании которых ему не произведены соответствующие выплаты.

В подобной ситуации допустимыми являются письменные доказательства, в частности приказ (распоряжение) полномочного представителя работодателя, на котором имеется подпись работника, обратившегося за защитой в КТС.

В ч. 2 ст. 386 ТК РФ говорится о том, что в случае пропуска срока по уважительным причинам КТС может его восстановить. Вопрос об уважительности причин пропуска срока может стать предметом рассмотрения на заседании КТС только в том случае, когда работодателем заявлено ходатайство об отказе в удовлетворении иска работника по причине пропуска срока для обращения в КТС, а также доказаны обстоятельства, свидетельствующие о пропуске установленного срока для обращения в КТС.

Другие статьи

Комиссия по трудовым спорам

Комиссия по трудовым спорам

Если у работника есть претензии к организации, то ему не обязательно сразу обращаться в трудовую инспекцию или суд. Некоторые споры может рассмотреть на месте комиссия по трудовым спорам. Это выгодно обеим сторонам спора. Работник получает возможность более оперативно разрешить спор, а работодатель – избежать репутационных рисков, связанных с судебным разбирательством. В статье мы поговорим о том, чем комиссия по трудовым спорам отличается от суда, каким образом КТС принимает решения, а также какие документы оформляет комиссия по трудовым спорам.

Из этой статьи вы узнаете:

  • чем комиссия по трудовым спорам отличается от суда;
  • каким образом КТС принимает решения;
  • какие документы оформляет комиссия по трудовым спорам.
Отличительные особенности комиссии по трудовым спорам

Комиссия по трудовым спорам (далее – КТС) по сути обладает теми же правами, что и суд (ст. 382 ТК РФ). Ее решения обязательны для работника и работодателя. Их нужно исполнить в течение трех дней по истечении десяти дней на обжалование (ч. первая ст. 389 ТК РФ). Кроме того, есть существенная разница между судом и КТС по кругу вопросов, которые они могут рассматривать. Например, только суд может рассмотреть спор об отказе в приеме на работу, о восстановлении на работе, изменении даты и формулировки причины увольнения и др. (ч. вторая ст. 391 ТК РФ).

Когда нужно сформировать комиссию по трудовым спорам

Обычно КТС формируется в случае, когда необходимо на локальном уровне разрешить индивидуальный трудовой спор. С инициативой создать комиссию по трудовым спорам может выступить как работник (или представительный орган работников), так и работодатель (ч. третья ст. 384 ТК РФ). Функцию представительного органа работников в организации может выполнять профсоюз. А если он не создан, то совет трудового коллектива.

Сторона спора (работодатель или работники), которая получила предложение о создании комиссии, должна в 10-дневный срок направить в КТС своих представителей (ч. первая ст. 384 ТК РФ). В КТС участвуют представители работников и работодателя в равном количестве. Причем закон не устанавливает требований по числу членов КТС.

Представителей работодателя назначает приказом руководитель организации. Представителей работников избирают на общем собрании или конференции работников (ч. вторая ст. 384 ТК РФ).

Члены комиссии избирают председателя, заместителя председателя и секретаря. Чтобы деятельность комиссии соответствовала законодательству, включите в ее состав корпоративного юриста и работников кадровой службы.

Как комиссия рассматривает трудовой спор

Право обратиться в КТС предусмотрено только для работника.

Подача заявления. В нем работник излагает предмет спора и доказательства, которые подтверждают нарушение его прав. Заявление составляется в двух экземплярах: один подается в КТС, второй остается у работника. Заявление, которое поступило в КТС, должно быть зарегистрировано (образец заявления ниже).

Срок обращения. Срок составляет три месяца со дня, когда сотрудник узнал или должен был узнать о нарушении своего права. КТС может восстановить срок и разрешить спор по существу, если посчитает, что он был пропущен по уважительным причинам (ст. 386 ТК РФ).

Срок рассмотрения спора. Комиссия по трудовым спорам обязана рассмотреть индивидуальный трудовой спор в течение 10 календарных дней со дня подачи работником заявления (ч. вторая ст. 387 ТК РФ).

Порядок рассмотрения. Как правило, заседания КТС проводятся в нерабочее время. На них присутствует работник или уполномоченный им представитель. Заседание будет правомочным, если на нем присутствует не менее половины от числа представителей работников, и не менее половины от числа представителей работодателя. Если сотрудник отсутствует, то КТС вправе рассматривать спор только по его письменному заявлению. Если заявления нет, а сотрудник просто не явился на заседание, то КТС откладывает рассмотрение дела. В случае, если работник не явился второй раз без уважительных причин, комиссия может снять вопрос с рассмотрения (ч. третья ст. 387 ТК РФ).

КТС имеет право вызывать свидетелей и истребовать от работодателя документы, которые необходимы для рассмотрения спора.

Работник на любой стадии рассмотрения спора вправе прекратить спор. При этом КТС должна разъяснить ему, что больше не сможет повторно обратиться в комиссию с аналогичным заявлением.

Какие трудовые споры могут быть рассмотрены комиссией по трудовым спорам

КТС рассматривает все индивидуальные споры, за исключением тех, которые относятся к компетенции суда (ст. 385 ТК РФ). Например, КТС вправе рассмотреть индивидуальный спор об оплате сверхурочных работ, о выплате премий; доплате за совмещение должностей и др..

Документы, оформляемые комиссией по трудовым спорам

В процесе рассмотрения трудового спора Комиссия оформляет ряд документов.

Протоколы комиссии по трудовым спорам. На заседании комиссии ведется протокол. Специальной формы протокола нет, поэтому комиссия вправе составлять его в произвольной форме. Главное, чтобы там были указаны:

  • дата проведения заседания;
  • сведения о явке работника, работодателя, свидетелей, специалистов;
  • заявления, сделанные работником;
  • представленные письменные доказательства и т.д.

Протокол подписывает председатель комиссии или его заместитель, и заверяют печатью комиссии (ч. шестая ст. 387 ТК РФ).

Решение комиссии по трудовым спорам. После рассмотрения спора КТС принимает решение по существу спора. Такое решение принимается тайным голосованием большинством голосов присутствующих членов КТС (ч. первая ст. 388 ТК РФ). Решение КТС должно быть законным, обоснованным и мотивированным.

Копия решения направляется работнику и работодателю в течение трех дней со дня принятия решения (ч. третья ст. 388 ТК РФ). Каждая из сторон вправе обжаловать решение КТС в суд в десятидневный срок со дня вручения его копии (ч. вторая ст. 390 ТК РФ).

Решение КТС обязательно для работника и работодателя. Если организация отказывается исполнить решение комиссии по трудовым спорам, сотрудник может обратиться в службу судебных приставов для принудительного исполнения (Федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям

  • Коллективный договор.doc
  • Положение о комиссии по трудовым спорам.doc

Доступно только подписчикам

  • Положение о порядке применения дисциплинарных взысканий.doc
  • Положение об аттестации сотрудников.doc

Обращение в комиссию по трудовым спорам образец

Программа профессиональной переподготовки «Управление персоналом (Профессиональный стандарт)»
Очно-дистанционный курс профессиональной переподготовки Национального союза кадровиков и Московского технологического университета (МИРЭА) в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Специалист по управлению персоналом». Диплом государственного образца государственного университета о прохождении профессиональной переподготовки и удостоверение Национального союза кадровиков.

ФОРУМ

04 Окт, 2016 г. - 17:56

04 Окт, 2016 г. - 17:38

05 Окт, 2016 г. - 00:54

О сайте
Обсуждения, касающиеся работы сайта. Здесь Вы можете задавать вопросы о том, как пользоваться тем или иным сервисом.
Модераторы Skate. luna198. Евгений К.

08 Сен, 2016 г. - 16:53

Сроки обращения в комиссию по трудовым спорам

Сроки обращения в комиссию по трудовым спорам

В ч. 1 ст. 386 ТК РФ сказано о том, что работник может обратиться в комиссию по трудовым спорам в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Однако КТС не имеет полномочий для отказа работнику в принятии заявления по мотиву пропуска срока для обращения в комиссию за защитой своего права.

Как уже неоднократно отмечалось, реализация норм трудового права происходит по правилам гражданского процессуального законодательства. В п. 4 ст. 1 ГПК РФ закреплен принцип процессуальной аналогии, который предполагает использование в регламентации деятельности КТС норм гражданского процессуального законодательства по аналогии в части, не урегулированной трудовым законодательством. Поэтому возможные случаи отказа в принятии заявления работника КТС должны быть определены на основании ст. 134 ГПК РФ. Из этой статьи следует, что КТС вправе отказать в принятии заявления работника в следующих случаях: 1) отсутствия у КТС полномочий для рассмотрения поступившего заявления, разрешение которого отнесено к компетенции других органов, например, работник обратился в КТС структурного подразделения по вопросу, который может быть решен только руководителем организации, а не структурного подразделения; 2) наличия вступившего в законную силу решения суда, государственной инспекции труда или КТС по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям, но при этом наличие решения КТС структурного подразделения не препятствует обращению в КТС организации; 3) наличия в производстве КТС аналогичного заявления по спору между теми же сторонами, по тому же предмету и по тем же основаниям, однако наличие такого заявления в КТС структурного подразделения не препятствует обращению в КТС организации, и наличие указанного заявления в КТС организации не препятствует обращению в КТС структурного подразделения; 4) подачи заявления недееспособным лицом, что подтверждается исключительно вступившим в законную силу судебным решением о признании гражданина недееспособным. Данный перечень оснований для отказа в принятии заявления КТС является исчерпывающим. Пропуск срока к числу таких оснований не отнесен. Следовательно, КТС обязана принять заявление работника независимо от сроков нарушения его прав.

В ч. 2 ст. 386 ТК РФ говорится о том, что в случае пропуска по уважительным причинам установленного срока КТС может его восстановить и разрешить спор по существу. Из чего следует, что пропуск срока для обращения в КТС за защитой нарушенного права может стать основанием для отказа в удовлетворении заявленных работником требований.

В соответствии с ч. 1 ст. 12, ч. 6 ст. 152 ГПК РФ, ч. 3 п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 2 от 17 марта 2004 года "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" пропуск срока в качестве основания для отказа в удовлетворении заявленных работником требований может быть применен КТС только в том случае, если полномочный представитель работодателя заявил ходатайство об отказе в удовлетворении требований работника по причине пропуска срока для обращения в КТС. В соответствии с п. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона индивидуального трудового спора обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается. Поэтому при наличии подобного ходатайства именно представители работодателя обязаны доказать пропуск срока для обращения работника в КТС.

В ч. 2 ст. 14 ТК РФ закреплено правило о том, что течение сроков, с которыми связано прекращение прав и обязанностей, в частности по удовлетворению требований работника КТС, начинается на следующий календарный день после даты, которой определено окончание трудовых отношений. Из чего следует, что срок для обращения в КТС начинает свое течение на следующий день после календарной даты, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права, так как с указанного дня прекращаются отношения, связанные с нарушением трудового права работника, что является основанием для обращения работника за защитой нарушенного права в установленном законодательством порядке. В связи с чем представители работодателя, заявившие ходатайство об отказе работнику в удовлетворении требований по причине пропуска срока для обращения в КТС, должны доказать одно из следующих юридически значимых обстоятельств, закрепленных в ч. 2 ст. 386 ТК РФ. Во-первых, получение работником информации о нарушении права. Представители работодателя обязаны знакомить работника со всеми приказами (распоряжениями), касающимися его трудовой деятельности, в письменной форме. Отсутствие письменных доказательств ознакомления работника с действиями (бездействием) работодателя лишает его представителей права при возникновении спора ссылаться на свидетельские показания. Поэтому отсутствие письменных документов об ознакомлении работника с приказом (распоряжением) полномочного представителя работодателя, повлекшим нарушение его права, не позволяет доказать наличие у работника информации о таком нарушении. В подобной ситуации срок для обращения в КТС должен исчисляться с момента, указанного работником, то есть с указанной им даты получения информации о нарушении права. Во-вторых, представители работодателя для удовлетворения ходатайства об отказе в иске работника по причине пропуска срока для обращения в КТС могут доказать обстоятельства, в силу которых работник должен был узнать о нарушении своего права. Например, при переводе работника из одного структурного подразделения в другое, когда определенное структурное подразделение указано в трудовом договоре работника, он должен узнать о нарушении своего права с момента фактического перевода. Если работник в течение трех месяцев работал в новом структурном подразделении и не обжаловал в КТС действия работодателя по его переводу, то срок обращения в КТС следует исчислять с момента фактического перевода работника в другое структурное подразделение независимо от того, когда он был ознакомлен с приказом (распоряжением) работодателя о переводе. Таким образом, обстоятельствами, доказанность которых позволяет сделать вывод о том, что работник должен был узнать о нарушении своего права, являются действия представителей работодателя, повлекшие изменение условий труда работника, которые не могли оказаться для него незамеченными. В остальных случаях, например при лишении работника премии, работодатель должен доказать ознакомление работника с документами, на основании которых ему не произведены соответствующие выплаты. В подобной ситуации допустимыми являются письменные доказательства, в частности приказ (распоряжение) полномочного представителя работодателя, на котором имеется подпись работника, обратившегося за защитой в КТС.

В ч. 2 ст. 386 ТК РФ говорится о том, что в случае пропуска срока по уважительным причинам КТС может его восстановить. Вопрос об уважительности причин пропуска срока может стать предметом рассмотрения на заседании КТС только в том случае, когда работодателем заявлено ходатайство об отказе в удовлетворении иска работника по причине пропуска срока для обращения в КТС, а также доказаны обстоятельства, свидетельствующие о пропуске установленного срока для обращения в КТС. В соответствии со ст. 56 ГПК РФ наличие уважительных причин пропуска срока для обращения в КТС должен доказать работник, пропустивший указанный срок. Законодательством не определены уважительные причины пропуска срока для обращения в КТС. В связи с чем, исходя из закрепленного в ч. 4 ст. 1 ГПК РФ принципа процессуальной аналогии, КТС может указать в качестве уважительных любые причины пропуска срока, в том числе имеющиеся в отдельных нормативных правовых актах и судебной практике. В ч. 3 ст. 5 Закона РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" от 27 апреля 1993 года (с последующими изменениями и дополнениями) к числу уважительных причин пропуска сроков для защиты прав и свобод человека и гражданина отнесены любые обстоятельства, затруднившие получение информации об обжалованных действиях (решениях) и их последствиях. Таким образом, КТС может признать уважительными любые причины пропуска работником срока для обращения за защитой нарушенного права, в том числе и отсутствие правовых знаний, не позволяющее иметь информацию о последствиях нарушения прав и свобод. В ч. 5 п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 2 от 17 марта 2004 года "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" говорится о том, что в качестве уважительных причин пропуска срока для обращения за защитой нарушенного права могут рассматриваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться за разрешением индивидуального трудового спора, например: болезнь работника, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи. Перечисленные в законодательстве и судебной практике уважительные причины пропуска срока для защиты работником нарушенного права КТС обязана учесть в качестве таковых. Однако КТС может признать уважительными и любые другие причины пропуска работником срока для обращения с заявлением о защите нарушенного права. Например, в качестве уважительной причины пропуска срока для обращения в КТС организации следует признавать обращение в КТС структурного подразделения, поскольку в этом случае работник своевременно реализует право на обращение в КТС, которое по его выбору может быть реализовано как путем обращения в КТС структурного подразделения, так и путем обращения в КТС организации. Прохождение одного из этих путей не может рассматриваться как неуважительная причина при следовании другим путем, поскольку работник воспользовался имеющимся у него правом. Более того, обращение в КТС структурного подразделения следует рассматривать в качестве факта, прерывающего действие срока, установленного для обращения в КТС. Поэтому при обращении работника в КТС организации после рассмотрения его заявления в КТС структурного подразделения, куда он обратился своевременно, вывод о пропуске срока для обращения в КТС не соответствует требованиям законодательства, так как работник реализовал свое право своевременно. Таким образом, КТС может признать уважительными любые причины пропуска работником срока для обращения в комиссию.

В ч. 2 ст. 386 ТК РФ сказано о том, что при наличии уважительных причин пропуска срока для обращения в КТС она может восстановить этот срок и рассмотреть индивидуальный трудовой спор по существу.

В связи с чем напрашивается вывод о том, что наличие уважительных причин пропуска срока для обращения за защитой в КТС влечет возникновение обязанности рассмотреть заявленные в комиссии требования по существу. Тогда как отсутствие таких причин при наличии соответствующего ходатайства представителя работодателя позволяет КТС отказать в рассмотрении заявленных требований по существу. Хотя отказ в рассмотрении заявленных работником в КТС требований с пропуском установленного законодательством срока противоречит вышестоящим по юридической силе нормам.

В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл применения законов, в том числе и КТС. Отказ от рассмотрения заявленных работником в КТС требований по причине пропуска срока противоречит ст. 18 Конституции РФ, так как в этом случае смыслом деятельности становится проверка причин пропуска срока для обращения за защитой нарушенного права, а не применение норм, гарантирующих права и свободы человека и гражданина. Поэтому отказ КТС от рассмотрения заявленных работником требований по существу со ссылкой на ст. 386 ТК РФ позволяет поставить вопрос о конституционности этой нормы в Конституционном Суде РФ. Однако и до его рассмотрения КТС не лишена права на основании ст. 18 Конституции РФ, имеющей высшую юридическую силу, давать заявленным работником требованиям правовую оценку и при отсутствии уважительных причин пропуска срока для обращения в КТС. Причем в этом случае КТС может констатировать нарушение права работника, но отказать в его восстановлении по причине пропуска срока для обращения за защитой. Данное решение будет иметь правовое значение. Во-первых, оно может быть использовано работником для восстановления нарушенного права в административном порядке, то есть путем обращения в государственные органы надзора за соблюдением трудового законодательства или в вышестоящий орган либо к вышестоящим должностным лицам, которые обязаны восстановить нарушенное право независимо от сроков, прошедших с момента нарушения. В связи с чем решение КТС, которым отказано в удовлетворении заявленных требований по причине пропуска срока для обращения за защитой с констатацией факта нарушения прав работника, становится основанием для их реализации в административном порядке. Во-вторых, решение КТС об отказе в удовлетворении заявленных работником требований по причине пропуска срока, которое имеет в своем содержании установленный факт нарушения трудовых прав работника, может быть использовано для их восстановления в судебном порядке. После КТС работник может обратиться в суд, который вправе признать причины пропуска срока для обращения за судебной защитой уважительными. В связи с чем решение КТС становится доказательством нарушения трудовых прав работника и также может послужить основанием для их реализации в судебном порядке.

Отказ от рассмотрения требований работника в КТС по причине пропуска срока означает, что они вообще не становятся предметом рассмотрения органом, наделенным таким правом законодателем, то есть выполняющим государственные функции. Тогда как ст. 33 Конституции РФ гарантирует право на индивидуальные обращения, в том числе и по урегулированию индивидуальных трудовых конфликтов, в государственные органы и органы местного самоуправления. Смыслом таких обращений является их рассмотрение по существу, а также получение гражданином квалифицированной помощи. КТС государством наделена функцией по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, выступая в качестве третейского суда, созданного сторонами трудовых отношений. В связи с чем у КТС возникает обязанность дать правовую оценку заявленным работником требованиям независимо от срока нарушения его прав. После чего работник может воспользоваться решением КТС по своему усмотрению. Следовательно, конституционные нормы обязывают КТС дать правовую оценку заявленным работником требованиям, относящимся к ее компетенции, независимо от сроков нарушения его прав.

Учебник "Трудовое право России" Миронов В. И.