Руководства, Инструкции, Бланки

инструкция для воспитателей при проведении прогулок и экскурсий img-1

инструкция для воспитателей при проведении прогулок и экскурсий

Рейтинг: 4.1/5.0 (1836 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Инструкция по организации охраны жизни и здоровья детей в детских садах и на детских площадках

Инструкция по организации охраны жизни и здоровья детей в детских садах и на детских площадках

ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕжизни и здоровья детей

в детских садах и на детских площадках.

Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада №25 «Белоснежка»

1. В детских садах, размещенных в двухэтажных зданиях, балконы и лестницы должны иметь высокие перила с прямыми вертикальными, часто расставленными планками.

2. Технические осмотры здания детского сада должны быть систематическими (осмотр штукатурки потолков, прочности балок, полов лестниц, оконных рам, вентиляционных установок, электроарматуры, санитарно-технических установок в уборных). Необходимо осуществлять систематический контроль за исправностью водопровода, канализации, газопровода, за устойчивостью и исправностью фрамуг, форточек, физкультурных приборов, мебели. Портреты, картины, огнетушители, шкафы для игрового строительного материала, вешалки для одежды и полотенец должны прочие прикрепляться (к полу, стенам). Запрещается вбивать гвозди на уровне роста детей в помещении детского сада, дачи, навесов на участке. Колышки на вешалках должны быть деревянными. Подставки по цветы в групповых комнатах должны быть устойчивыми

3. В детском саду должны строго соблюдаться «Типовые правила пожарной безопасности». Каждый сотрудник детского сада должен знать правила пожарной безопасности, уметь обращаться с огнетушителем и знать план эвакуации детей на случай пожара. При изменяющихся условиях (выезд на дачу, переезд в другое помещение и т. п.) план эвакуации дате должен быть пересмотрен и известен каждому работнику детского сада.

4. Запрещается приносить в групповые комнаты кипяток. Подавать пищу из кухни нужно только в то время, когда в коридорах и на лестницах нет детей. Запрещается мытьё посуды столовой и чайной в присутствии детей.

5. Во избежание желудочных заболеваний и пищевых отравлений заведующий детским садом обязан ежедневно контролировать доброкачественность выдаваемых на кухне продуктов. Обязательна ежедневная проба пищи заведующим, врачом или медицинской сестрой перед подачей её детям с отметкой результатов в специальной тетради. В избежания попадания костей в суп нужно строго следить за тем, чтобы мясные бульоны процеживались. Медная и железная посуда обязательно должна быть луженой. Нельзя пользоваться цинковой посудой и эмалированной с осыпающейся эмалью, столовой и чайной посудой с отбитыми краями. Хранение и приготовление пищи нужно производить в соответствии «Санитарными правилами по изготовлению пищи в предприятиях общественного питания и пищевых блоках детских лечебных и оздоровительных учреждений», от 15 апреля 1954г. (см. «Сборник приказов и распоряжений Министерства просвещения РСФСР» №22 за 1954г. стр. 8). Необходимо следить за тем, чтобы дети без разрешения воспитателей не ели никаких растений (ягод, грибов, травы).

6. Лекарства, дезинфицирующие средства, спички можно держать в закрытом шкафу, в недоступном для детей месте. Электропроводка должна быть изолирована, электроприборы - недоступны для детей.

7. Иглы, булавки следует держать в недоступном для детей месте. Ножницы для занятий с детьми должны быть с тупыми концами. Пользоваться ими дети могут только под руководством и наблюдением воспитателя.

8. Ямы на участке необходимо засыпать: колодцы, мусорные ящики нужно держать на запоре. На участке не должно быть опасных для детей предметов (не струганных досок, ящиков с торчащими гвоздями, обрывков электропроводов битого стекла, посуды). Нужно систематически проверять, нет ли на участке сухостойных деревьев. Запрещается кирпичные барьеры вокруг цветочных клумб.

9. Физкультурные приборы на участках (вышки, горки, лесенки и т. д.) должны быть устойчивыми, иметь прочные рейки, перила. Приборы для занятий гимнастикой и все сооружения для игр детей должны соответствовать размерам и чертежам рекомендованным нормативными документами.

10. Крыши всех построек на участках детского сада должны своевременно очищаться от снега, нельзя допускать образования по краям крыш свисающих глыб снега и сосулек. Необходимо очищать от снега и льда и посыпать песком дорожки, наружные лестницы и детские площадки на участке. Нельзя разрешать детям катание на ногах с горок.

11. Должно быть организовано тщательное наблюдение за тем, чтобы дети не уходили за пределы участка детского сада. В случае самовольного ухода ребёнка нужно немедленно отправить на его розыск работника детского сада, а так же сообщить в ближайшее отделение милиции и родителям. Входные двери детского сада должны быть снабжены звонком, иметь запор на высоте, недоступной ребёнку, постоянно закрываться.

12. Родители и другие лица, которые по их поручению приводят ребёнка в детский сад, должны передавать ребёнка воспитателю или тому сотруднику детского сада, который принимает детей в этот день. Вечером при уходе детей воспитатель обязан передать ребёнка матери, или другому лицу, которому родители доверяют брать ребёнка из детского сада.

13. Отправляясь на экскурсию или на прогулку нам улицу, воспитатель обязан точно знать детей, которых он берёт с собой. Если в детском саду по какой-либо причине остаются некоторые дети из группы, то они по указанию заведующего должны находиться под присмотром определённого сотрудника.

14. В случае дальней прогулки группы вместе с воспитателем следует направить ещё кого-либо из персонала. В этом случае один взрослый идёт впереди колонны, другой сзади.

15. При переходе с детьми через улицу необходимо соблюдать осторожность и строго выполнять правила уличного движения. Место для прогулок должно предварительно осматриваться воспитателем.

16. Экскурсии на водоём и пруд могут проводится только после предварительного посещения места экскурсии воспитателем, выбора удобного берега и при условии небольшой группы детей на одной взрослого (12-15детей). Ловля сачками водных

обитателей разрешается под наблюдением воспитателя.

17. В жаркое время во избежание перегрева дети должны носить головные уборы. Солнечные ванны делаются только по назначению и под наблюдением врача.

18. Следует постоянно следить за температурным режимом, влажность воздуха, естественным и искусственным освещением детских помещений.

19. Во избежание заноса инфекции запрещается передача из одного детского сада в другой во временное пользование праздничных костюмов и других праздничных атрибутов.

20. Запрещается впускать на территорию детского сада, особенно в здание, неизвестных людей без предъявления ими документов, удостоверяющих

личность посетителя и его право на посещение детского сада.

21 Запрещается выдавать детей несовершеннолетним детям и посторонним. Обо всех несчастных случаях ставить в известность, заведующую и медицинскую сестру

22. В детском саду необходимо строго соблюдать «Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы СанПиН
23. Заведующая детским дошкольным учреждением несет личную ответственность за организацию работы и создание условий по охране жизни и здоровья детей.
24. Заместитель заведующего по ВМР является ответственным за организацию работы по созданию здоровых и безопасных условий при проведении воспитательно - образовательного процесса с детьми.
25. Воспитатель детского дошкольного учреждения несет личную ответственность за жизнь и здоровье детей во время проведения учебных занятий, режимных моментов, трудовой и игровой деятельности, а другие сотрудники (инструктор по физическому воспитанию и музыкальный руководитель, руководители кружков, студий и другие) во время работы с детьми.
С инструкцией ознакомлен, второй экземпляр инструкции получен:

Должность Ф.И.О. Подпись

для воспитателей по охране жизни, здоровья воспитанников на прогулочных площадках,

во время целевых прогулок и экскурсий, труда на огороде, в цветнике

1. Общие требования безопасности

1.1. При проведении прогулок, экскурсий воспитатель должен соблюдать установленный режим, длительность прогулок, смену видов деятельности воспитанников (подвижная, малоподвижная).

1.2. При проведении целевых наблюдений, экскурсий группу воспитанников должны сопровождать не менее 2 взрослых.

1.3. При организации труда воспитанников воспитатель напоми­нает им правила пользования инвентарем, правила личной гигие­ны, соблюдает порядок выполнения работ. При организации дет­ского труда использует только исправный инвентарь.

1.4. Для оказания первой медицинской помощи при травмах во время проведения прогулок и экскурсий за территорию Учрежде­ния необходимо иметь с собой медицинскую аптечку с набором обязательных медикаментов и перевязочных средств.

1.5. При проведении прогулок, экскурсий, организации труда на огороде, в цветнике возможно воздействие на воспитанников сле­дующих опасных факторов:

· падение с горок, «шведских стенок», на ледяных дорожках в случаях отсутствия страховки воспитателя;

· порезы, уколы битым стеклом, сухими ветками, сучками на деревьях, кустарниках, занозы от палок, досок, деревянных игрушек и пр.;

· травмирование ног воспитанников при движении без обуви, наличии ямок и выбоин на участке, спрыгивании со стацио­нарного оборудования без страховки воспитателя;

· укусы насекомых, животных (собак, кошек);

· отравление ядовитыми растениями, плодами, грибами;

· заражение желудочно-кишечными болезнями при использо­вании грязного песка в песочницах, грязного выносного ма­териала (в случае нарушения санитарных правил мытья игру­шек, перекопки песка в песочницах, несоблюдения питьево­го режима);

· травмы, ушибы при катании на велосипедах, самокатах, ка­челях, каруселях;

· травмы, ушибы во время игр на хозяйственном дворе, возле складов, мусорных контейнеров и пр.;

· солнечный и тепловой удары — в теплый период года; обмо­рожение, охлаждение — в холодный;

· самовольный уход воспитанника за пределы детского сада.

1.7. Воспитатель должен знать «Инструкцию оказания первой медицинской помощи при ушибах, кровотечениях, отравлениях, вывихах, переломах, поражениях электрическим током солнечным ударом, при термических ожогах» и уметь оказывать первую меди­цинскую помощь до прибытия медицинского работника.

1.8. Воспитатель, допустивший невыполнение или нарушение Инструкции по охране жизни и здоровья воспитанников привлека­ется к дисциплинарной ответственности, и с ним проводится вне­плановый инструктаж и проверка знаний по охране жизни и здоро­вья воспитанников, труда и пр.

2. Требования безопасности перед началом прогулки, экскурсии, труда воспитанников на огороде, в цветнике, прогулочном участке

2.1. При проведении прогулок, экскурсий предварительно ос­мотреть участок, маршрут движения воспитанников с целью безо­пасного пребывания (территория должна быть очищена от мусора, битого стекла, сухостоя), исправность игрового оборудования, малых архитектурных форм.

2.2. Убедиться в наличии аптечки и ее укомплектованности.

2.3. Поставить в известность администрацию о готовящейся про­гулке за территорию Учреждения, отметить количественный состав группы в «Журнале регистрации выхода воспитанников за пределы детского сада» под подпись. Знать списочный состав воспитанников перед выходом на прогулку.

2.4. Согласовать со старшей медицинской сестрой возможность выхода на прогулку в зависимости от состояния погодных условий, температуры воздуха.

2.5. Проверить состояние игрушек, инвентаря для труда на предмет их травмоопасности для воспитанников.

2.6. Осмотреть одежду, обувь воспитанников на соответствие погодным условиям. В жаркие летние дни воспитанники должны иметь светлые головные уборы (косынки, панамы).

3. Требования безопасности во время прогулки, экскурсии, труда воспитанников на огороде, в цветнике, прогулочном участке

3.1. Для предотвращения переутомления, перегрева воспитанников во время игр, труда чередовать виды деятельности от подвижной к малоподвижной в зависимости от плана проведения прогулки.

3.2. Обеспечить контроль и непосредственную страховку воспитателем воспитанников во время скатывания с горки, скольжения по ледяным дорожкам, лазании, спрыгивании с возвышенности. Спортивного оборудования, метания, катания на самокате, лыжах, велосипеде и пр.

3.3. Не разрешаются воспитанникам игры у водоемов, прогулки возле проезжей части. При переходе воспитанниками улицы сопровождающий с красными флажками в руках перекрывает движение транспорта до полного перехода группой воспитанников дороги и последним замыкает шествие колонны.

3.4. Не допускается организация прогулки, экскурсии, труда на одном игровом участке (огороде, цветнике) одновременно 2 групп воспитанников.

3.5. Не оставлять воспитанников во время прогулок, труда без наблюдения воспитателя.

3.6. Не сжигать мусор, опавшие листья и пр. во избежание ожогов, пожаров.

3.7. Запрещается воспитанникам трогать руками опасных и ядовитых животных, колючие растения, пробовать на вкус какие-либо растения, грибы, плоды во избежание отравлений и желудочно-кишечных заболеваний.

3.8. Нельзя пить сырую воду, воду из водоемов, есть немытые корнеплоды, ягоды, фрукты.

3.9. В теплое врем года необходимо через каждые 30 мин. обеспечить питьевой режим воспитанникам.

3.10. Очистку почвы (от камней, осколков стекла, кусков металла, палок, досок и т.д.) производить только с помощью граблей, метелок, лопаток, совков. Не собирать мусор незащищенными руками.

3.11. Солнечные ванны для воспитанников проводятся только под наблюдением старшей медицинской сестры.

3.12. Хождение босиком по траве, асфальту, песку на участке воспитанникам разрешается только после осмотра территории воспитателям на безопасность.

3.13. Игры с песком в песочнице допускаются только при условии ежедневной перекопки и ошпаривания песка кипятком.

3.14. Запрещаются игры с водой в ветреную, холодную погоду.

3.15. Воспитатель обеспечивает наблюдение, контроль за спокойным выходом воспитанников из помещения и спуска с крыльца (особенно при неблагоприятных условиях – в гололед).

3.16. Запрещено лазание воспитанников по ограждениям, перилам, деревьям, заборам.

3.17. Воспитатель обеспечивает контроль за выполнением воспитанниками требований личной гигиены (запрещается брать в руки, рот грязные предметы, снег, сосульки, не бросать друг в друга песком, землей и пр.).

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях на прогулке, экскурсии, труде на огороде, в цветнике, прогулочном участке

4.1. В случаях самовольного ухода воспитанника с прогулки воспитатель должен немедленно поставить в известность администрацию МДОУ, родителей (законных представителей), ближайшее отделение милиции. Немедленно организовать поиск воспитанника, назвать приметы: внешний вид, возраст, описать одежду.

4.2. При несчастном случае воспитатель должен оказать воспитаннику первую медицинскую помощь, немедленно сообщить об этом заведующему, старшей медицинской сестре, родителям (законным представителям) воспитанника, при необходимости вызвать «скорую помощь» и доставить воспитанника в ближайшее лечебное учреждение.

5. Требования безопасности по окончании прогулки, экскурсии, труда на огороде, игровом участке, в цветнике

5.1. Проверить по списку наличие воспитанников.

5.2. очистить верхнюю одежду воспитанников, обувь от снега, грязи, песка.

5.3. Провести в порядок выносимый материал, орудия труда (очистить от земли, песка, снега).

5.4. Организовать спокойный заход воспитанников в помещение МДОУ (1-я подгруппа проходит и раздевается под присмотром младшего воспитателя, 2-я – под присмотром воспитателя).

5.5. Обеспечить просушивание мокрой одежды, обуви после дождя или в зимнее время.

5.6. Проверить, как воспитанники сложили одежду в шкафчики. При необходимости переодеть воспитанников в сухую одежду, белье.

5.7. Организовать выполнение гигиенических процедур: посещение туалета, мытье рук с мылом (в теплый период года – мытье ног, принятие душа).

5.8. Вымыть и убрать в специально отведенное место выносной материал, игрушки, орудия труда.

Рейтинг нашего сайта:
26.3 баллов из 30 возможных

Сумма за критерий:
  • Общая информация, информационно-коммуникационные сервисы - 6.5
  • Условия обучения и документы - 6
  • Юзабилити/качество исполнения сайта/удобство использования (проверяется главная страница; при проверке ссылок с главной страницы могут быть проверены вторые страницы) - 4.8
  • Информация об администрации ДС - 5
  • Информация о педагогических работниках - 4

Общая сумма баллов - 26.3

Другие статьи

Инструкция для воспитателей при проведении прогулок и экскурсий

Инструкции. Рекомендации педагогам по проведению прогулок, целевых прогулок и экскурсий с воспитанниками.

для воспитателей по охране жизни, здоровья воспитанников на

прогулочных площадках, во время целевых прогулок и экскурсий, труда

на огороде, в цветнике

1. Общие требования безопасности

1.1.При проведении прогулок, экскурсий воспитатель должен соблюдать установленный режим, длительность прогулок, смену деятельности воспитанников(подвижная, малоподвижная)

1.2. При проведении целевых наблюдений, экскурсий группу детей должны сопровождать не менее 2 взрослых.

1.3. При организации труда детей воспитатель напоминает им правила пользования инвентарем, правила личной гигиены, соблюдает порядок выполнения работ. При организации детского труда используют только исправный инвентарь.

1.4. При проведении экскурсий, прогулок за пределы территории детского сада воспитатель берет с собой медицинскую аптечку с набором обязательных медикаментов и перевязочных средств.

1.5. При проведении прогулок, экскурсий, организации труда на огороде, цветнике на детей возможны воздействие следующих опасных факторов:

- падение с горок, «шведских стенок», на ледяных дорожках в случае отсутствия страховки воспитателя;

-порезы, уколыбитым стеклом, сухими ветками, сучками на деревьях, кустарниках, занозы от палок, деревянных сломанных игрушек;

- травмирования ног детей при движении без обуви, наличии ямок, и выбоин на участке, спрыгивании со стационарного оборудования без страховки воспитателя;

- укусы насекомых, животных (кошек, собак);

- отравление ядовитыми ягодами, растениями, грибами, плодами;

- заражение желудочно-кишечными болезнями при использовании грязного песка в песочницах, грязного выносного материала (в случае нарушения санитарных правил мытья игрушек, перекопки песка, несоблюдения питьевого режима);

- травмы, ушибы при катании на велосипедах, самокатах, качелях, каруселях;

- травмы ушибы во время игр на хозяйственном дворе, возле складов, мусорных контейнеров ( если воспитатель недосмотрел за детьми и допустил пребывание детей в запрещенных местах);

- солнечный и тепловой удары – в теплый период времени, обморожение, охлаждение – в холодный период года;

- самовольный уход детей за пределы детского сада.

1.6. Воспитатель должен уметь оказать первую медицинскую помощь при ушибах, кровотечениях, отравлениях, вывихах, переломах, поражениях электрическим током. солнечным ударом, при термических ожогахдо прихода медицинского работника.

1.7. Воспитатель, допустивший невыполнение или нарушение Инструкциипо охране жизни и здоровья воспитанников привлекается к дисциплинарной ответственности, и с ним проводится внеочередной внеплановый инструктаж и проверка знаний по охране жизни и здоровья детей, по охране труда.

2.Требования безопасности перед началом прогулки, экскурсии,

труда детей на огороде, в цветнике, прогулочномучастке

2.1.При проведении прогулок, экскурсий предварительно осмотреть участок, маршрут движения детей с целью безопасного пребывания(территория должна быть очищена от мусора, битого стекла, сухостоя),исправность игрового оборудования, малых архитектурных форм.

2.2. Убедиться в наличии аптечки и ее укомплектованности.

2.3. Поставить в известность заведующего, медсестру о готовящейся экскурсии, прогулке за пределы ДОУ, знать списочный состав детей перед выходом на прогулку, экскурсию, и по возвращении в детский сад.

2.4.Согласовать с медсестрой возможность выхода на прогулку в зависимости от состояния погодных условий, температуры воздуха.

2.5. Проверить состояние игрушек, инвентаря для труда на предмет их травмированности для детей.

2.6. осмотреть одежду, обувь детей на соответствие погодным условиям, В жаркие летние дни дети должны иметь светлые головные уборы.

3.Требования безопасности во время прогулки, экскурсии,

труда детей наогороде, в цветнике, прогулочном участке

3.1. Для предупреждения переутомления, перегрева, переохлаждения детей во время прогулки, игр, труда необходимо чередовать виды деятельности от подвижной к малой в зависимости от плана проведения прогулки.

3.2. обеспечить страховку, контроль воспитателем во время скатывания с горки, скольжения по ледяным дорожкам, катания на качелях, лазании, спрыгивания с возвышенности, спортивного оборудования, метания, катания на самокате, лыжах, велосипеде и др.

3.3. Не разрешается проводить игры около водоемов, прогулки возле проезжей части дороги. При переходе дороги необходимо разъяснять детям правила поведения и шествия.

3.4. Не допускается организации прогулки, экскурсии, труда на одном игровом участке (огороде, цветнике) одновременно двум группам воспитанников.

3.5.Не оставлять детей во время прогулок, труда без наблюдения воспитателя.

3.6. Не сжигать мусор, опавшие листья на участке. во избежание ожогов, пожаров.

3.7. Запрещается воспитанникам трогать руками опасных и ядовитых животных, колючие растения, пробовать на вкус какие-либо растения, грибы, плоды во избежание отравлений и желудочно-кишечных заболеваний.

3.8. Соблюдать питьевой режим, есть только мытые фрукты, ягоды, корнеплоды.

3.9. Очистку почвы (от камней, осколков стекла, досок, мусора ) производить только с помощью граблей, метелок, совков, не собирать мусор незащищенными руками.

3.10. Солнечные ванны для детей проводятся только под наблюдением медсестры.

3.11. Хождение босиком по траве. асфальту, песку на участке разрешается только после осмотра территории воспитателем на безопасность.

3.12 Запрещаются игры с водой в ветреную и холодную погоду.

3.13. Воспитатель обеспечивает наблюдение, контроль за спокойным выходом детей из помещения и спуска с крыльца.

3.14. Запрещено лазание детей по перилам, заборам, деревьям.

3.15. Воспитатель обеспечивает контроль за выполнением детьми требований личной гигиены (запрещается брать в руки, рот грязные предметы, снег, сосульки, не бросать друг в друга песком, землей)

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях, на прогулке,

экскурсии, труде на огороде. вцветнике, прогулочном участке

4.1. В случае самовольного ухода воспитанника с прогулки воспитатель должен срочно сообщить об этом заведующему, родителям(или законным представителям), в отделение полиции. Немедленно организовать поиск ребенка, назвать приметы: внешний вид, возраст, описать одежду.

4.2. При несчастном случае воспитатель должен оказать ребенку первую медицинскую помощь, немедленно сообщить об этом заведующему, медицинской сестре, родителям, при необходимости вызвать врача и доставить ребенка в больницу.

5.Требования безопасности по окончании прогулки,

экскурсии, труда на огороде,игровомучастке,вцветнике

5.1 Проверить по списку наличие воспитанников

5.2 Очистить верхнюю одежду детей, обувь от снега, грязи, песка.

5.3 Привестив порядок выносной материал, орудие труда (очистить от земли, песка. снега)

5.4 Организовать спокойный заход детей в помещение детского сада под присмотром воспитателя и младшего воспитателя.

5.5 Обеспечить просушивание мокрой одежды, обуви после дождя или в зимнее время года.

5.6 Проверить, как дети сложили в шкафчики одежду. При необходимости переодеть ребенка в чистое сухое белье.

5.7 Организовать выполнение гигиенических процедур: посещение туалета, мытье рук с мылом.

5.8 Вымыть и убрать в специальное отведенное место выносной игровой материал.

С инструкцией ознакомлен(а):

Дата ____________________ Подпись

педагогам по организации и проведению прогулок,

целевых прогулок и экскурсий с воспитанниками.

Программой воспитания в д/с в примерном режиме дня каждой возрастной группы предусмотрено проведение 2-х прогулок, продолжительностью в ясельных группах от 1ч 30 мин до 2 ч 45 мин, в дошкольных – от 3ч 30 мин до 4 ч в зависимости от возраста детей.

Изучение практики организации воспитательной работы на прогулке показывает, что это время при тщательно продуманной подготовке педагога используется успешно для укрепления здоровья детей, их воспитания и всестороннего развития.
На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.

Прогулка способствует умственному воспитанию. Во время пребывания на участке или на улице дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем мире. Из наблюдений в природе они узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость. Наблюдения вызывают у них интерес, ряд вопросов, на которые они стремятся найти ответ. Все это развивает наблюдательность, расширяет представления об окружающем, будит мысль и воображение детей.

Прогулки дают возможность решать задачи нравственного воспитания. Воспитатель знакомит детей с родным городом, его достопримечательностями, с трудом взрослых, которые озеленяют его улицы, строят дома, асфальтируют дороги и т.д.
Малыши трудятся в цветнике – сажают цветы, рыхлят землю. У них воспитывается трудолюбие, любовь и бережное отношение к природе. Они учатся замечать ее красоту.
Т.обр. правильно организованные и целенаправленные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей.

Режим дня в д/с предусматривает проведение дневной прогулки после занятий и вечерней – после полдника. Время, отведенное на прогулки, оговоренное в программных требованиях и САН ПиН, должно строго соблюдаться.
Для осуществления задач всестороннего развития и организации разнообразной деятельности детей большое значение имеет озелененный, в соответствии с педагогическими и гигиеническими требованиями спланированный и оборудованный участок.

Желательно, чтобы каждая возрастная группа располагала отдельным участком, отгороженным от других групп кустарником. На этом участке выделяются места для проведения подвижных игр и игр с различными игрушками. Кроме постоянного оборудования, на площадку выносятся игрушки, пособия в соответствии с намеченным планом прогулки. Помимо игровых площадок на участке необходимо иметь закрытые беседки для защиты от дождя и солнца. В зимнее время на участке следует устроить горку, ледяные дорожки, снежные сооружения, каток (если позволяют условия).
Чтобы дети охотно собирались на прогулку, воспитатель заранее продумывает ее содержание, вызывает у малышей интерес к ней с помощью игрушек или рассказа о том, чем они будут заниматься. Если прогулки содержательные и интересные, дети, как правило, идут гулять с большой охотой.

Одевание детей нужно организовать так, чтобы не тратить много времени и чтобы им не приходилось долго ждать друг друга. Для этого необходимо продумать и создать соответствующие условия. Воспитатель должен научить детей одеваться и раздеваться самостоятельно и в определенной последовательности.
Когда большинство детей оденется, воспитатель выходит с ними на участок. За остальными детьми следит младший воспитатель, затем провожает их на улицу. Выходя на прогулку, дети сами выносят игрушки и материал для игр и занятий на воздухе.

Планирование содержания деятельности детей на прогулке зависит от времени года, погоды, предшествующих занятий, интересов и возраста детей. Воспитателю при планировании содержания воспитательной работы во время утренней прогулки следует руководствоваться программными требованиями, строго отбирать материал по содержанию, предусматривать равномерное чередование спокойной и активной деятельности детей, правильное распределение физической нагрузки с учетом индивидуальных особенностей детей, придерживаясь следующей примерной структуры: 30-35 мин – спокойная, самостоятельная деятельность детей (сюжетно-ролевые игры, строительные, дидактические). В это же время целесообразно предусмотреть наблюдения, направленные на создание у детей интереса к познавательной деятельности, умения сравнивать, обобщать, делать простейшие выводы. Проводится также работа по развитию связной речи детей, обогащению и активизации их словаря. Спокойная деятельность должна сменяться подвижными играми с элементами спорта, спортивными развлечениями, трудовой деятельностью. Продолжительность этого периода прогулки должна быть 45-50 мин (с учетом возраста детей группы и времени года). В целях совершенствования движений детей целесообразно в этот период прогулки предусматривать проведение бессюжетных подвижных игр, в которых дети действуют с предметами, выполняют конкретные задания по движению.

Определяя объем и содержание трудовой деятельности, воспитатель, наряду с обучением детей некоторым практическим навыкам работы в природе, должен предусмотреть знакомство их с растениями, животными, правилами ухода за ними.
Затем дети опять возвращаются к спокойной самостоятельной деятельности, которая продолжается 30-35 мин (с.-ролевая игра, строительные и т.д.). Для повышения двигательной активности детей спокойная деятельность в этот период может сочетаться с выполнением физических упражнений, проведением упражнений корригирующего характера по профилактике нарушений осанки и опорно-двигательного аппарата.

Последовательность и продолжительность разных видов деятельности должна изменяться с учетом конкретных условий дошкольного учреждения, времени года, погоды, возраста детей и характера их предшествующей деятельности. Так, если перед прогулкой проводились занятия, требующие от детей умственного напряжения, то начать ее целесообразно с организации подвижной игры или спортивных развлечений, труда. И наоборот, если прогулке предшествовали физкультурные или музыкальные занятия, то начинать ее лучше со спокойной самостоятельной деятельностью детей.

Содержание вечерних прогулок должно планироваться с учетом всей предшествующей деятельности детей. В это время также может предусматриваться труд и игра, проведение различного рода физических упражнений. Однако необходимо иметь в виду, что вечером не следует проводить игр большой подвижности, возбуждающих нервную систему детей.
При организации всех видов деятельности во время прогулок следует учитывать индивидуальные особенности детей, состояние их здоровья; более активно в ходе их использовать методы и приемы, способствующие формированию, усвоению нравственных норм поведения.

Воспитательная работа с детьми должна быть тесно связана со всей воспитательно-образовательной работой ДОУ.
Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. В сырую дождливую погоду (весной и осенью) следует организовать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства.

Игры с прыжками, бегом, метанием, упражнениями в равновесии следует проводить также в теплые весенние, летние дни и ранней осенью.
Во время прогулок могут быть широко использованы бессюжетные народные игры с предметами (кольцеброс, кегли и т.д.), а в старших группах – элементы спортивных игр: волейбол, баскетбол, городки, бадминтон, настольный теннис, футбол и хоккей.
Полезны игры, при помощи которых расширяются знания и представления детей об окружающем. Воспитатель дает детям кубики, лото, поощряет игры в семью, космос, больницу и др. Он помогает развить сюжет игры, подобрать или создать необходимый для нее материал.

Помимо подвижных игр и отдельных упражнений в основных движениях на прогулке организуются и спортивные развлечения. Летом – это езда на велосипеде, плавание (при наличии бассейна или водоема), зимой – катание на санках, коньках, скольжение на ногах по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах.
При подборе игр и упражнений для прогулок необходимо так сочетать основные виды движений, чтобы одно было хорошо знакомо детям, а другое – новое, требующее большого внимания и контроля воспитателя во время его выполнения.
Планирование работы по развитию движений на прогулке должно обеспечить системность, последовательность подачи программного материала, повышать двигательную активность детей. При проведении игр и упражнений следует использовать разные способы организации детей. Так, подвижные игры воспитатель проводит со всей группой. Спортивное упражнение и упражнение в основных видах движений желательно организовывать по подгруппам.
На прогулке необходимо учить детей правилам игры, чтобы они усвоили содержание нескольких подвижных игр, могли к концу учебного года самостоятельно организовать игры с небольшой группой сверстников.

Во время прогулки необходимо уделять внимание трудовой деятельности детей. Содержание и формы ее организации зависят от погоды и времени года. Так, осенью дети собирают семена цветов, зимой – могут сгребать снег, делать из него разные сооружения. Необходимо стремиться сделать детский труд радостным, помогающим малышам овладеть полезными навыками и умениями. Трудовые задания должны быть посильными, но вместе с тем требовать от детей определенных усилий. Дети младшего и среднего дошкольного возраста на прогулке в любое время года могут выполнять отдельные конкретные кратковременные поручения, а старшего – самостоятельно выполнять более сложные и длительные трудовые поручения.

Большое место на прогулках отводится наблюдениям (заранее планируемым) за природными явлениями и общественной жизнью. Наблюдения можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными малышами. Одних воспитатель привлекает к наблюдениям, чтобы развить внимание, у других вызывает интерес к природе или общественным явлениям и т.д. Окружающая жизнь и природа дают возможность для организации интересных и разнообразных наблюдений. Например, можно обратить внимание на облака, их форму, цвет, сравнить их с известными детям образами. Следует организовывать наблюдения за трудом взрослых, которые работают близ детского сада (н-р, дворник, строитель). С младшими детьми следует планировать кратковременные, но часто повторяемые наблюдения с небольшими подгруппами, т.к. дети этого возраста быстро утомляются, внимание их неустойчиво. В средней группе можно предусмотреть знакомство детей с некоторыми качественными изменениями в природе, используя иногда несложные игры – поручения, типа: «Найди такой же», «Кто заметил?» и др. В старших группах – более длительные, иногда повторные наблюдения одного и того же явления, что дает возможность научить детей замечать изменения, подводить их к простейшему обобщению накопленных представлений о природе. Прогулки с детьми будут радостными, интересными, познавательными и достигнут цели при условии, если воспитатель на наглядном материале сумеет дополнить и обогатить знания детей. Руководствуясь программой, следует определить круг знаний, которые дети должны приобрести за определенный период времени о неживой природе, о жизни растений и животных, о труде человека. Организуя наблюдения детей на прогулках, воспитатель формирует эти знания постепенно. Надо обращать внимание детей на характерные сезонные изменения в жизни растений и животных, и с помощью вопросов помогать детям устанавливать связи между этими изменениями. Сочетание наблюдений с художественным словом способствует образованию особенно ярких, прочных образов и в то же время обогащает словарь детей. Поэтому во время наблюдений хорошо использовать стихотворение, потешки, загадки, заклички и т.д.
Во время прогулки воспитатель следит за тем, чтобы все дети были заняты, не скучали, не замерзли или не перегрелись. Примерно за полчаса до окончания прогулки воспитатель организует спокойные игры. Затем дети собирают игрушки, оборудование.

Как в организованных, так и в самостоятельных играх необходимо своевременно переключать дошкольников с одного вида занятий на другой, поэтому очень важно, чтобы вся деятельность детей на прогулке направлялась и регулировалась воспитателем, а каждый ребенок находился в поле его зрения. Практика показывает: одной из причин низкой двигательной активности детей в самостоятельных играх является недостаток и нерациональное использование физкультурных пособий и спортивного инвентаря. Воспитатель может показать разные варианты более активных действий с пособиями, поможет обогатить игровой сюжет. Значительное влияние на двигательную активность дошкольников в играх оказывает их общение. Введение в игры движений с использованием пособий увеличивает продолжительность общения детей.

Воспитательно-образовательная работа с детьми на прогулке не может быть построена по какой-то одной заданной схеме. Во время прогулок воспитатель проводит и индивидуальную работу с детьми: для одних организует игру с мячом, метание в цель, для других – упражнение в равновесии, для следующих – спрыгивание с пеньков и т.д.
На прогулках осуществляется и работа по развитию речи ребенка: разучивание потешек, загадок и т.д. стихотворения о времени года или явлении природы.
Воспитатель организует наблюдения детей и за пределами участка. С этой целью организуются целевые прогулки. На целевых прогулках дети получают много непосредственных впечатлений об окружающем, расширяется их кругозор. Движения на воздухе оказывают положительное влияние на физическое развитие.

Экскурсия – один из видов занятий по ознакомлению детей с природой, окружающим миром. Они проводятся в часы, отведенные для занятий. Во время экскурсии ребенок может в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения, увидеть, как люди преобразовывают природу, как природа служит им. Преимущества экскурсии – занятия в том, что дети получают возможность видеть растения и животных в естественных условиях.
По содержанию экскурсии условно делят на 2 вида: природоведческие – в парк, в лес, на луг и т.д. экскурсии на сельскохозяйственные объекты – в поле, сельхозпредприятие, библиотеку. спортивную школу и т. п.
Экскурсию как форму занятия используют в средней, старшей и подготовительной группах. На экскурсии осуществляется определенное программное содержание, усвоение которого обязательно для всех детей группы, что и отличает экскурсию от повседневных прогулок.

Природоведческие экскурсии проводят по определенной системе. Организовывать их целесообразно на одни и те же объекты в разное время года с тем, чтобы показать детям сезонные изменения, которые происходят в природе. Сельскохозяйственные экскурсии проводят для ознакомления с отдельными видами труда взрослых. Организовать экскурсию значительно труднее, чем занятие в группе, и успешной она будет только при условии тщательной подготовки.
Воспитатель, планируя экскурсию, точно определяет тему и цель ее, конкретизирует программное содержание, намечает объект экскурсии. Важно выбрать дорогу до места, которая не была бы утомительной, не отвлекала детей от намеченной цели. Заранее побывав на месте будущей экскурсии, воспитатель уточняет маршрут, находит нужные объекты. После этого намечает последовательность наблюдений, содержание и объем тех знаний, который должны получить дети о данном круге явлений; устанавливает, где они могут самостоятельно вести наблюдение и отдыхать.

За несколько дней до экскурсии воспитатель проводит с детьми вводную беседу с тем, чтобы вызвать у них интерес к предстоящему занятию, оживить впечатления и представления, которые могут быть полезными в ходе экскурсии, сообщает ее цель. Дети должны знать, куда пойдут, зачем, что увидят, что нужно собрать. При подготовке к экскурсии обратить внимание на одежду детей. Они должны одеваться с учетом погоды и сезона.
Перед экскурсией воспитатель тщательно продумывает, какой материал следует собрать для дальнейшей работы в группе и какое оборудование в связи с этим надо взять с собой. Все оборудование должно находиться в определенном месте.
В проведении экскурсии большую роль играет организация детей. Перед выходом проверить, все ли необходимое собрано, напомнить детям, как нужно себя вести.
Природоведческая экскурсия включает вводную беседу, коллективное наблюдение, индивидуальные детские наблюдения и сбор природного материала, игры с ним и заключительную часть, где воспитатель, подводя итог, обращает внимание детей на общую картину природы. Построение экскурсии и последовательность ее варьируются в зависимости от цели и сезона.

Приведя детей к месту экскурсии, воспитатель в короткой беседе напоминает цель занятия, дает им осмотреться, затем дети приступают к наблюдению намеченных объектов и явлений природы.
Основная часть экскурсии – коллективное (плановое) наблюдение, которое проводится со всеми детьми. Здесь решаются основные программные задачи занятия. Воспитатель помогает детям подметить и осознать характерные признаки предметов и явлений. Это достигается различными приемами. Воспитатель дополняет наблюдения своим рассказом и пояснением. Количество изучаемых на экскурсии объектов и явлений должно быть небольшим: для младших групп – 1-2, для средней – 2-3, для старших – 3-4. На экскурсии не всегда легко организовать детей для наблюдения. Внимание маленьких детей можно привлечь приближением к ним наблюдаемого объекта и соединением их восприятия с радостными переживаниями. Учитывая чрезвычайную активность дошкольников, следует избегать многословия.

По окончании основной части надо дать детям возможность удовлетворить любознательность в индивидуальных самостоятельных наблюдениях и сборе природоведческого материала.
Давая задание собрать такой материал, следует строго ограничивать его количество с тем, чтобы сосредоточить внимание ребят только на определенных растениях или животных.
В играх дети закрепляют знания о характерных особенностях предметов, выражают словами их качество, запоминают названия растений и их частей. Целесообразны такие игры, как «Угадай по описанию», «Узнай по запаху», «Ветка, ветка, где твоя ветка».
Перед возвращением с экскурсии детям дают отдохнуть минут 5-10 в тени.
Сельскохозяйственные экскурсии разнообразны: в поле, в сад, на ферму и т.д. Здесь дети знакомятся с основными трудовыми операциями. Своеобразие этих экскурсий состоит в том, что дети могут наблюдать и деятельность человека и природу

Экскурсия на сельскохозяйственные объекты начинается с предварительной беседы. Ее задача – вызвать интерес к предстоящим наблюдениям. В задачу самой экскурсии входит рассматривание на способы использования механизмов и машин.
При подготовке к сельскохозяйственным экскурсиям воспитатель прежде всего знакомится с объектом наблюдения, получает разрешение на проведение экскурсии, договаривается о времени посещения, об участии детей в труде, определяет содержание беседы детей с рабочими.

Знания, полученные на экскурсии, расширяются и закрепляются на занятиях, в играх, в наблюдениях в уголке природы за принесенными объектами. Сразу же после возвращения с экскурсии собранный материал необходимо разместить в уголке природы (растения поставить в вазы, цветочные горшки; животных поместить в аквариум, террариум, садки).

Не позже чем через 2-3 дня после экскурсии воспитатель проводит занятия с использованием раздаточного материала, рисование, лепку, дидактические игры с природным материалом, читает художественную литературу, заслушивает рассказы детей о том, где были и что видели. В заключение проводится обобщающая беседа. Планируя беседу после экскурсии, воспитатель должен поставить вопросы так, чтобы в памяти детей восстановился весь ход целевой прогулки, подчеркнуть наиболее важные в образовательном и воспитательном отношении моменты, подвести их к установлению связей между явлениями.
Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытал на себе и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.

Далее предлагаю памятку-шаблон. Воспользовавшись ею, Ваша деятельность по организации целевых прогулок и экскурсий за территорию не окажется спонтанной и стихийной.

Сидоренко А.Ю. заведующий МБДОУ №6

педагогу по подготовке и проведению экскурсии,

целевой прогулки за территорию МБДОУ №6

Поставьте в известность администрацию ДОУ о запланированной экскурсии, целевой прогулке не позднее чем за три рабочих дня (заведующего, старшего воспитателя), и не забудьте указать данную организацию совместной деятельности в календарном планировании.

Непосредственно перед проведением экскурсии за 2-3 дня

1. Предварительно ознакомьтесь с объектом наблюдения.

2. Получите разрешение на проведение экскурсии в условленном месте (если это связано учреждением, предприятием, организацией т.п.)

3. Согласуйте время посещения.

4. Осмотрите место экскурсии на предмет безопасности.

5. Выберите самый простой и безопасный путь, при этом учитывайте особенности дороги, состояние погоды

6. Сообщите детям о цели экскурсии (ребята должны знать, куда пойдут, зачем, что нужно узнать, что собрать.)

7. Напомните детям о правилах поведения на улице, в общественных местах (необходимо быть дисциплинированным и внимательным)

8. Предупредите родителей о предстоящей экскурсии, пригласите их принять участие в совместном мероприятии.

9. Еще раз прочтите «Инструкцию для воспитателей по охране жизни, здоровья воспитанников на прогулочных площадках, во время целевых прогулок и экскурсий, труда на огороде, в цветнике»

10. В день экскурсии сделайте отметку в «Журнале регистрации выхода воспитанников за пределы ДОУ»

Непосредственно перед отбытием на экскурсию:

1. Обратите внимание на одежду детей (она должны быть удобной, соответствовать погоде и сезону)

2. Проверьте списочный состав детей перед выходом на экскурсию.

3. Возьмите с собой сигнальные флажки для безопасности детей .

4. Чтобы путь был интересный, подготовьте заранее стихи, загадки, игровые приёмы.

5. Прибыв на место экскурсии, ещё раз напомните детям о цели, дайте им осмотреться.

6. В заключительной части экскурсии – подведите итоги работы, поблагодарите хозяев, родителей и детей за проведение мероприятия.

7. Проверьте списочный состав детей, и отправляйтесь в обратный путь.

8. По возвращении в ДОУ, предложите детям творческие задания (нарисовать, подготовить рассказы для воспитанников других групп, которые не попали на экскурсию, родителей) Это позволит ребёнку выразить свои впечатления о посещении объекта наблюдения, потренировать память и способствует развитию связной речи у ваших воспитанников.

9. Обязательно не забудьте взять с собой фотоаппарат, чтобы отразить познавательные моменты в ходе экскурсии или прогулки, в дальнейшем необходимые для оформления альбомов, презентаций, статей и т.п.)

Думаю, что воспользовавшись данной памяткой, Ваша экскурсия, целевая прогулка получится познавательной, увлекательной, незабываемой, интересной, безопасной, а самое главное методически правильно организованной.

2 октября 2014 в 12:00