Руководства, Инструкции, Бланки

современная психология справочное руководство скачать img-1

современная психология справочное руководство скачать

Рейтинг: 4.4/5.0 (1730 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

Еникеев Марат - Юридическая психология

Юридическая психология. С основами общей и социальной психологии

Психология эмоций. Тексты / Под ред. В. Вилюнаса. М. 1984.

Равич-Щербо И. А. и др. Психогенетика: Учебник / Равич-Щер- боИ.А. Марютина Т. М. Григоренко Е. Л. М. 1999.

Рассел Б. История западной философии: В 2 т. М. 1993.

Резников Е. П. Межличностное восприятие и понимание // Современная психология: Справочное руководство / Под ред. В. П. Дружинина. М. 1999.

Резников Е. И. Межличностные отношения // Современная психология: Справочное руководство / Под ред. В. П. Дружинина. М. 1999. (Справочники «Инфра-М»).

Ривз Р. Реализм в рекламе. М. 1983

Ришар Ж.-Фр. Ментальная активность: Понимание, рассуждение, нахождение решений. М. 1998.

Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / Пер. с англ. М. Исениной; Общ. ред. И. Е. Исенина. М. 1994.

Роджерс К. Взгляд на психотерапию. М. 1999.

Розенблат В. В. Проблема утомления. М. 1975.

Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека / Под ред. И. В. Равич-Щербо. М. 1988.

Романова Е. С, Суворова Г. А. Психологические основы профессио- графии: Практикум. М. 1990.

Ротенберг В. С, Аршавский В. В. Поисковая активность и адаптация. М. 1984.

Рощин С. К. Психология предпринимательской деятельности // Психологический журнал. 1993. Т. 14. № 5.

Рощин С. К. Психология толпы: анализ прошлых исследований и проблемы сегодняшнего дня // Психологический журнал. 1990. Т. 11. № 5. С. 3-16.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб. 1998. (Мастера психологии).

Рубинштейн С. Л. Избранные философско-психологические труды: Основы онтологии, логики и психологии. М. 1997. (Памятники психологической мысли).

Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его исследования. М. 1958.

Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М. 1976.

Рудестам К. Групповая психотерапия / Пер. с англ. А. Голубева. СПб. 1998. (Мастера психологии).

Русалов В. М. Актуальные проблемы психологии личности и индивидуальных различий // Иностранная психология. 1993. № 1—2 С. 7—8.

Русалов В. М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М. 1979.

Русалов В. М. Опросник формально-динамических свойств индивидуальности: (ОФДСИ): Методическое пособие. М. 1997.

Русалов В. М. Темперамент // Современная психология: Справочное руководство / Под ред. В. Н. Дружинина. М. 1999.

Рыбников Н. А. Язык ребенка. М.; Л. 1926.

Рэфф Р. Кофмен Т. Эмбрионы, гены и эволюция. М. 1986.

Рюттингер Р. Культура предпринимательства. М. 1992.

Савельев С. В. Изменчивость мозга // Хрестоматия по анатомии центральной нервной системы / Российское Психологическое Общество. М. 1998.

Свете Дж. и др. Статистическая теория решений и восприятие // Инженерная психология / Свете Дж. Таннер В. Бердеолл Т.; Под ред. Д. Ю. Панова, В. П. Зинченко. М. 1964. С. 269—335.

Селье Г. На уровне целого организма. М. 1972.

Селье Г. Стресс без дистресса. М. 1979.

Сендидж Ч. и др. Реклама. Теория и практика / Сендидж Ч. Фрайбургер В. Ротцол К. М. 1989.

Серван-Шрейбер Ж.-Л. Ремесло предпринимателя. М. 1993.

Сергиенко Е. А. Рязанова Т. Б. Младенческое лонгитюдное исследование: специфика психического развития // Психологический журнал. 1999. Т. 20. № 2. С. 39-54.

Сергиенко Е. А. и др. Развитие близнецов и особенности их воспитания / Сергиенко Е. А. Рязанова Т. Б. Виленская Г. А. ДозорцеваА. В. М. 1996.

Симонов П. В. Высшая нервная деятельность человека: мотивационно-эмоциональные аспекты. М. 1975.

Симонов П. В. Что такое эмоция. М. 1966.

Скиннер Б. Ф. Размышления о бихевиоризме и обществе. М. 1978.

Слобин Д. Когнитивные предпосылки развития грамматики // Психолингвистика: Сб. статей / Сост. А. Шахнарович. М. 1984. С. 143—208.

Слободской А. Клементовичус Я. Бартоли М. // Экономические трансформации и управление человеческими ресурсами (версия на русском языке). Гренобль, 1999.

Слободяник А. П. Психотерапия, внушение, гипноз. Киев, 1977.

Словарь современной западной философии. М. 1991.

Смирнов А. А. Проблемы психологии памяти. М. 1966.

Смирнов С. Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. М. 1985.

Смородин И. М. Тренинг жизненной позиции; методология подхода к новой парадигме обучения // Современные проблемы и методы совершенствования управления: Сб. науч. работ / Науч. ред. А. В. Федотов. СПб. 1997. С. 115-124.

Собчик Л. Н. Пособие по применению MMPI. М. 1971.

Совместная деятельность в условиях организационно-экономических изменений / Отв. ред. А. Л. Журавлев. М. 1997.

Совместная деятельность: методология, теория, практика / Отв. ред. А. Л. Журавлев, П. Н. Шихирев, Е. В. Шорохова. М. 1988.

Современная психология: Справочное руководство / Под ред. В.Н. Дружинина. М. 1999. (Справочники «Инфра-М»).

Соколова Е. Е. Тринадцать диалогов о психологии: Хрестоматия с комментариями по курсу «Введение в психологию». М. 1995. (Психология для студентов).

Соколова Е. Т. Мотивация и восприятие: в норме и патологии. М. 1976.

Солсо Р. Л. Когнитивная психология. М. 1996.

Соснин В. А. Автономные рабочие группы: теория и практика метода в исследованиях западной организационной психологии // Психологический журнал. 1990. Т. 11 № 6. С. 28—37.

Соснин В. А. Лунев П. А. Как стать хозяином положения. Анатомия эффективного общения. Руководство практического психолога. М. 1996.

Соссюр Ф. Труды по языкознанию. М. 1977.

Социальная дезадаптация: нарушение поведения у детей и подростков / Науч. ред. Н. Вострокнутов. М. 1996.

Социальная психология / Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. Л. 1973.

Социальная психология личности / Отв. ред. М. И. Бобнева, Е. В. Шорохова. М. 1979.

Социально-психологическая динамика в условиях экономических изменений / Отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. В. Шорохова, В. А. Хащенко и др. М. 1998.

СпивакЛ. И. СпивакД. Л. Измененные состояния сознания: типология, семиотика, психофизиология // Сознание и физическая реальность. 1996. Т. 2. № 4. С. 48-55.

Становление нового российского предпринимательства: Социологический аспект: Сб. статей / Отв. ред. В. В. Радаев. М. 1993.

Степанов Ю. С. Язык и метод: К современной философии языка. М. 1998. (Язык. Семиотика. Культура).

Стернберг Р. Тригоренко Е. Л. Модель структуры интеллекта Гилфорда: структура без фундамента // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д. Б. Богоявленской. М. 1997. С. 111 — 126. (Библиотека «Одаренные дети»).

Стивене С. Математика, измерение и психофизика // Экспериментальная психология: В 2 т. Т. 1 / Под ред. С. Стивенса. М. 1960. С. 19-99.

Субботин В. Е. Контроль и планирование поведения // Современная психология: Справочное руководство / Под ред. В. Н. Дружинина. М. 1999. С. 373—397. (Справочники «Инфра-М»).

Субботин В. Е. Мотивация и эмоции // Современная психология: Справочное руководство / Под ред. В. Н. Дружинина. М. 1999. С. 397— 412. (Справочники «"Инфра-М»).

Тайны сознания и бессознательного: Хрестоматия / Сост. К. В. Сельченок. Минск, 1998.

Тарабрина Н. В. Графинина Н. А. Новый вариант калифорнийского психологического опросника // Методики анализа и контроля трудовой деятельности и функциональных состояний. М. 1992. С. 250—260.

Тарабрина Н. В. Психологические последствия войны // Психологическое обозрение. 1996. № 1.

Тарабрина Н. В. Лазебная Е. О. Синдром посттравматических стрессовых нарушений: современное состояние проблемы // Психологический журнал. 1996. Т. 13. № 2. С. 14-29.

Тейлор Ф. У. Менеджмент / Пер. с англ. А. И. Зак. М. 1992.

Теплое Б. М. Избранные труды: В 2 т. / Ред.-сост. Н. С. Лейтес. М. 1985.

Теплое Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М. 1961.

Тинберген Н. Поведение животных / Пер. с англ. А. Орлова. М. 1969.

Тобиас Л. Психологическое консультирование и менеджмент: Взгляд клинициста / Пер. с англ. А. И. Сотова. М. 1999. (Библиотека психологии и психотерапии).

Тугарева Е. В. Соображения справедливости при заключении экономической сделки и взаимоприемлемость деловых партнеров // Исследования закономерностей и процессов в моделях экономических систем: Сб. работ авторов, получивших гранты Московского отделения Российского научного фонда и Фонда Форда. Вып. 3. М. 1996. С. 81—95.

Тышка Т. Соколовска Й. Когнитивные представления о социоэкономических феноменах // Психологический журнал. 1993. Т. 14. № 3. С. 67-78.

Узнадзе Д. Н. Психологические исследования. М. 1966.

Узнадзе Д. Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси, 1961.

Уманский Л. И. Психология организаторской деятельности школьников.- М. 1980.

Управление персоналом организации: Энц. словарь / Кибанов А. Я. и др.; Под ред. А. Я. Кибанова. М. 1997.

Управленческое консультирование: В 2 т. / Под ред. М. Кубра. М, 1992.

Ушаков Д. В. Проблемы и надежды франкоязычной когнитивной психологии // Иностранная психология. 1995. № 5. С. 5—8.

Ушакова Т. Н. Природные основания речеязыковой способности // Языковое сознание: формирование и функционирование / Отв. ред. Н. В. Уфимцева. М. 1998.

Ушакова Т. Н. Функциональные структуры второй сигнальной системы. М. 1979.

Уэллс У. и др. Реклама: теория и практика: Учебник / Уэллс У. Вернет Д. Мориарти С; Пер. с англ. М. Артюхова. СПб. 1999.

Фабри К. Э. Зоопсихология. М. 1993.

Фабри К. Э. Основы зоопсихологии. М. 1976.

файоль А. Общее и промышленное управление. М. 1992.

Фишер Р. Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения / Отв. ред. В. Кремнюченко. М. 1990.

Флевел Дж. Генетическая психология Жана Пиаже. М. 1967.

Фогель Ф. Мотульский А. Г. Генетика человека: В 3 т. / Под ред. Ю.Л. Алтухова. М. 1989.

Другие статьи

Современная психология справочное руководство скачать

Психология: Современные направления междисциплинарных исследований:

Материалы научной конференции, посвященной памяти члена-корреспондента РАН А.В. Брушлинского, 8.10.2002. Отв. ред. А.Л. Журавлев, Н.В. Тарабрина. – М. Изд-во «Институт психологии РАН», 2003, С.478-487

«КЛАССИФИКАЦИЯ ЛИЧНОСТЕЙ» А.Ф. ЛАЗУРСКОГО –

ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ, ОПЕРЕДИВШАЯ ВРЕМЯ

Урываев В.А. (Ярославская государственная медицинская академия)

Под руководством А.В. Брушлинского (председатель редакционной коллегии) Институтом Психологии РАН была начато издание серии «Памятники психологической мысли». В научный оборот возвращаются монографии по психологии, которые можно смело назвать шедеврами. Список опубликованных авторов (В.М. Бехтерев, К.Г. Юнг, А.Ф. Лазурский, С.Л. Рубинштейн) свидетельствует о предельно высокой планке, поставленной редакционным коллективом серии. Наша публикация посвящена работе Александра Федоровича Лазурского «Классификация личностей» [5; 6], по сути, завершающей его многолетние исследования и размышления. Спустя 73 года со времени своего последнего издания она, представляется нам, по прежнему актуальна.

Несмотря на высокую оценку вклада А.Ф. Лазурского в развитие психологии личности целыми рядом ведущих специалистов (Б.Ф. Ломов, 1984; Ю.Б. Гиппенрейтер, 1988; А.В. Брушлинский и соавт. 1997; В.А. Аверин, 2002 и др.), концепция личности А.Ф. Лазурского, к сожалению, практически упущена в современных курсах психологии (нет упоминаний о ней ни в «московском» справочном руководстве «Современная психология», ни изложения или даже упоминания в списке литературы «питерского» учебника «Психология» / Отв. ред. А.А. Крылов). С одной стороны, А.Г. Асмолов справедливо отмечает: «В результате в общей картине поиска междисциплинарного синтеза представлений о личности возникает парадоксальная ситуация: психологи на Западе, разрабатывающие методологию гуманитарного знания о человеке открывают для себя Л.С. Выготского, М.М. Бахтина, Н.А. Бернштейна, Ю.М. Лотмана и С.Л. Рубинштейна, а отечественные психологи начинают напоминать «иванов, не помнящих родства», - но, с другой стороны, он же ни разу не упоминает концепцию А.Ф. Лазурского.

Редакционная статья А.В. Брушлинского, В.А. Кольцовой и Ю.Н. Олейника «Вклад А.Ф. Лазурского в разработку проблем личности» [3] заканчивается призывом: «Надеемся, что молодые ученые-психологи, обратившись к наследию Лазурского, сумеют не только объективно оценить это наследие, его перспективность и продуктивность, но и взглянуть на идеи этого ученого с точки зрения их новаторства и оригинальности для периода начала XX века».

Задача нашей публикации выше – показать перспективность концепции личности А.Ф. Лазурского для начала следующего, XXI-го, века.

1. Философия и психология в исследованиях А.Ф. Лазурского.

Замечательной особенностью исследований А.Ф. Лазурского является тот факт, что он - один из немногих психологов, строивших свою концепцию в тесном диалоге (вплоть до совместных публикаций) с известнейшими российскими философами.

Работа «Исследование личности в ее отношениях к среде» (1912 год) написана совместно с Семеном Людвиговичем Франком [8, см. также 9] и, соответственно, несет на себе «печать» философской глубины, «не замечаемой» многими современными исследователями.

Однако, уже в монографии, посвященной проблеме характера (1906 год) А.Ф. Лазурский пишет (ссылаясь на диссертацию Н.О. Лосского «Основные учения психологии с точки зрения волюнтаризма»): «В некоторой связи к делению Полана стоит классификация Лосского, находящаяся в зависимости от его волюнтаристического взгляда на психическую жизнь. Это воззрение сводится к тому, что основным первичным свойством душевной деятельности Лосский считает волю, характеризующуюся особым чувством активности, благодаря которому все переживаемое нами окрашивается в большей или меньшей степени чувством нашего «я»… Эта-то различная роль «я» в психической деятельности человека и лежит в основе тройного деления характеров, устанавливаемого Лосским. Он делит все всех людей на типы: чувственный, эгоцентрический и сверхличностный» [7].

Позднее, в «Классификации личностей», указывается: «Если таким, образом, низший психический уровень дает нам, по преимуществу, индивидуумов недостаточно приспособленных, средний уровень – приспособившихся, то представителей высшего уровня можно назвать, в отличие от предыдущих - ПРИСОБЛЯЮЩИМИ (выделено А.Л.)» [6].

Заметим, что столь решительное введение (признание, акцентирование) воли как системообразующего фактора в формировании личности представляет исключительный интерес и в наше время.

Мы убеждены в том, что психологии личности, развиваемой А.Ф. Лазурским на базе идей лучших русских философов (отечественной философской традиции), предстоит новое и более глубокое прочтение.

2. Уровень личности.

Современные комментаторы А.Ф. Лазурского признают важнейший характер категории активности в концепции психического, но диалектика этого процесса не всегда обсуждается в полной мере.

Вместе с тем М.Я. Басов и В.Н. Мясищев [6] дают важный комментарий: «Творчество и высшая степень активности, отличающая людей высокой одаренности, совершенно так же, как и деятельность всех остальных людей, в условиях окружающей их жизни, в исторической среде, в широком значении этого слова, имеют единственный питающий их источник. Когда эта среда, в силу своего собственного развития, созревает для некоторого обновления, тогда только и наступает момент для творчества. УСЛЫШАТЬ ЭТОТ ГОЛОС ЖИЗНИ (выделено нами, В.У), требующий обновления, увидеть и понять смысл развертывающегося жизненного процесса, сделать отсюда должные выводы иногда наперекор укоренившимся традициям, не всякая личность может в одинаковой степени, в этом и скажется уровень одаренности. Таким образом, творчество и активность личностей высшего уровня, порой перестраивающих жизнь заново, лишь при взгляде на них как на самодовлеющие, изолированные от всего остального явления, кажутся как бы стоящими над жизнью, над средой, объективно же они в полной мере определяются всей совокупностью окружающих жизненных условий. Можно было бы сказать, что если вместе с автором людей среднего уровня считать ПРИСПОСОБЛЯЮЩИМИСЯ к среде, а высшего уровня ПРИСПОСОБЯЮЩИМИ К СЕБЕ среду (выделено М.Б. и В.М), то разница между тем и другим все же не принципиальная, а лишь в степени приспособления. Личность среднего уровня не может подчас ни понять, ни приспособиться к назревшим новым требованиям жизни».

В нашем исследовании, это было продемонстрировано на проблеме отбора кадров резерва на управленческие должности [14]. Эмпирически установлен факт, что построенная на идеях А.Ф. Лазурского психодиагностическая оценка «уровня личности» создает надежную основу для отбора на управленческие должности (как мы знаем, именно умение действовать «на опережение» представляет отличительную черту менеджеров высшего звена).

В современных американских исследованиях [15], посвященных психологическому сегментированию рынка, отмечается наличие по меньшей мере трех больших групп потребителей (метод VALS - «values and lifystyle» - «ценности и стиль жизни»): «руководствуются потребностями», «руководствуются внешними факторами», «руководствуются внутренними факторами». В каждой группе, естественно, имеются подвиды и авторы американского руководства представляют выразительное эмпирическое подтверждение идей русского психолога начала XX века (тщательно описывая не только стиль жизни, но и стиль потребления - тесно связанный с ценностями жизни), об удивительном разнообразии личностей, на каждом «уровне» представляющих свои особенности поведения.

3. Смена системообразующего фактора при повышении уровня личности.

Предварительно рассмотрим вопрос от том сколько же было концепций личности в исследованиях А.Ф. Лазурского? Мы полагаем, что не менее 3-х.

В «Очерке науки о характерах» мы видим первую, самым тщательным образом проработанную с позиций индивидуальной психологии. О ее полноте свидетельствует Табл. 1 (приведены только заголовки основных рубрик). Заметим, что всего для оценки отдельных сторон личности используются 85 характеристик [7, с. 234-235].

Табл.1. Программа исследования личности.

1. Ощущения. Восприятия.

Психология под редакцией Дружинина

/ Психология под редакцией Дружинина

Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. — М. Сов. Россия, 1979. — 192 с.

Латынов В. В. Исследование социальных представлений методом интент-анализа // Языковое сознание: формирование и функционирование. — М. 1998.

Леонгард К. Акцентуированные личности // Психология и психоанализ характера: Хрестоматия / Под. ред. Д. Я. Райгородского. — Самара: Изд. дом «Бахрах», 1998.

Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. — М. Смысл, 1999. Леонтьев А. А. Психолингвистика. — Л. 1967.

Леонтьев А. А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. — М. Наука,

Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка / Под ред. А. Г. Рузской; Акад. пед. и соц. наук

— Москва; Воронеж: Ин-т практической психологии; НПО «МОДЭК»,1997. — 383 с.

Павлова А. А. Шустова Л. А. Методика выявления особенностей речевого развития детей // Вопр. психологии. 1987. №6.

Павлова Н.Д. Ушакова Т.Н. Речь, язык, коммуникация. Современная психология. Ред. В.Н.Дружинин. — М.,1998.

Петренко В.Ф. Основы психосемантики. — Смоленск, 1997. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. — М.; Л. Огиз, 1932. Потебня А.А. Мысль и язык// Эстетика и поэтика. — М. 1976. Психолингвистика. Ред. А. М.Шахнарович.— М. 1984.

Рац У. Михайлова Н. Б. Новый метод диагностики языковой компетенции: Ц-тест. //Иностранная психология. 1995. №5.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб. Питер, 1998. — 705 с. — (Мастера психологии). — Глава 9. Речь.

Русалов В. М. Опросник формально-динамических свойств индивидуальности: (ОФДСИ): Методическое пособие / РАН, Ин-т психологии. — М. Изд-во АО «Диалог-МГУ», 1997. — 50 с.

Рыбников Н. А. Язык ребенка. — М.; Л. Госиздат, 1926.

Слобин Д. Когнитивные предпосылки развития грамматики // Психолингвистика: Сборник статей / Сост. А. Шахнарович. - М. Прогресс, 1984. - 293 с. - С. 143-208.

Современная психология: Справочное руководство / Под ред. В. Н. Дружинина. — М. Инфра-М, 1999. — 687 с. — (Справочники «ИНФРА-М»). — Раздел 3.8. Речь, язык, коммуникация.

Соссюр Ф. Труды по языкознанию. — М. Прогресс, 1977. — 695 с.

Степанов Ю. С. Язык и метод: К современной философии языка. — М. Яз. рус. культуры, 1998. — 779 с. — (Язык. Семиотика. Культура).

Уфимцева Н. В. Этнический характер, образ себя и языковое сознание русских// Языковое сознание: формирование и функционирование. — М. 1998. С. 135-170.

Ушакова Т. Н. Детская речь — ее истоки и первые шаги в развитии // Психол. журн. 1999. Т.20. №3.

Ушакова Т. Н. Природные основания речеязыковой способности // Языковое сознание: формирование и функционирование / РАН, Ин-т языкознания; Отв. ред. Н. В. Уфимцева. — М. РАН, Ин-т Языкознания, 1998. - 255 с.

Ушакова Т. Н. Психология речи и психолингвистика// Психол. журн. Т.12. №6. 1991. С.12-25. Ушакова Т. Н. Функциональные структуры второй сигнальной системы. — М. Наука, 1979. — 848 с. Филичева Т. Б. Чевелева Н. А. Чиркина Г. Б. Основы логопедии. — М. 1989.

Флевел Дж. Генетическая психология Жана Пиаже. — М. Просвещение, 1967. Хомский Н. Язык и мышление. — М. 1972.

Чуковский К. И. От двух до пяти. — М. Просвещение, 1966. — 399 с.

Штерн В. Дифференциальная психология и ее методические основы / РАН, Ин-т психологии. — М. Наука, 1998. — 335 с. — (Памятники психологической мысли).

Штерн В. Психология раннего детства до 6-летнего возраста. — Петроград, 26-я Гос. типография,

Ясперс К. Общая психопатология / Пер. с нем. Л. О. Акопяна. — М. Практика, 1997. — 1053 с.

ЧАСТЬ II. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

Глава 15. Теории личности (272)

Глава 16. Психическое развитие личности (295) Глава 17. Психология индивидуальных различий (319)

Глава 15. Теории личности

Краткое содержание главы

Проблема личности в психологии. Основные подходы к изучению личности. Уровни анализа личности как психологического образования.

Психодинамическая теория личности. Либидо. Фазы развития личности по 3. Фрейду. Ид, эго и суперэго.

Аналитическая теория личности. Архетипы. Коллективное бессознательное. Экстраверсия и интроверсия.

Гуманистическая теория личности. «Клиническое» и «мотивационное» направления. Самоактуализация. Пять уровней мотивации по А. Маслоу. Структура «Я». Характеристики целостной личности.

Когнитивная теория личности. Личностный конструкт. Суперординатные и субординатные конструкты. «Ядерные» и периферические конструкты.

Поведенческая теория личности. Рефлекторное и социальное направления. Рефлексы и социальные навыки как элементы личности. Самоэффективность. Субъективная значимость и доступность.

Деятельностная теория личности. Деятельность как источник развития личности. Интериоризация. Предметность и субъектность как характеристики деятельности. Четырехкомпонентная модель личности.

Диспозициональная теория личности. «Жесткое», «мягкое» и промежуточное (формальнодинамическое) направления. Теория черт. Формально-динамические и содержательные свойства личности.

15.1. Проблема личности в психологии

Каждый из нас имеет какое-то свое представление о личности. Чаще всего личность ассоциируется с популярностью, публичным «имиджем», силой воли, высокой уверенностью в себе, развитым самосознанием и т. д. У одних людей эти качества проявляются более отчетливо, у других — менее. Кто из нас не задумывался, почему это происходит? Почему, например, одни люди более агрессивны, чем другие? Одни ведут себя в любой ситуации спокойно, другие находятся в постоянном напряжении и т. д. В этом разделе мы постараемся дать ответы на подобные вопросы.

В современной психологии выделяют семь основных подходов к изучению личности. Каждый подход имеет свою теорию, свои представления о свойствах и структуре личности, свои методы их измерения. Вот почему можно предложить лишь следующее схематическое определение: личность — это многомерная и многоуровневая система психологических характеристик, которые обеспечивают индивидуальное своеобразие, временную и ситуативную устойчивость поведения человека.

Личность — многомерная и многоуровневая система психологических характеристик, которые обеспечивают индивидуальное своеобразие, временную и ситуативную устойчивость поведения человека.

Теория личности — это совокупность гипотез, или предположений о природе и механизмах развития личности. Теория личности пытается не только объяснить, но и предсказать поведение человека (Хьелл А. Зиглер Д. 1997). Основные вопросы, на которые должна ответить теория личности, заключаются в следующем:

1. Каков характер главных источников развития личности — врожденный или приобретенный?

2. Какой возрастной период наиболее важен для формирования личности?

3. Какие процессы являются доминирующими в структуре личности — сознательные (рациональные) или бессознательные (иррациональные)?

4. Обладает ли личность свободой воли, и в какой степени человек осуществляет контроль над своим поведением?

5. Является ли личный (внутренний) мир человека субъективным, или внутренний мир объективен и может быть выявлен с помощью объективных методов?

Каждый психолог придерживается определенных ответов на поставленные выше вопросы. В науке о личности сложилось семь довольно устойчивых комбинаций таких ответов, или теорий личности. Выделяют психодинамическую, аналитическую, гуманистическую, когнитивную, поведенческую, деятельностную и диспозициональную теории личности.

Существует три уровня анализа личности как психологического образования: свойства отдельных «элементов» личности, компоненты («блоки») личности и свойства целостной личности. Соотношение свойств и блоков личности всех трех уровней называют структурой личности. Некоторые теории, а иногда и разные авторы в рамках одной и той же теории, обращают внимание не на все уровни, а лишь на один из них. Названия элементов и блоков личности при этом сильно варьируют. Отдельные свойства часто называют характеристиками, чертами, диспозициями, особенностями характера, качествами, димензиями, факторами, шкалами личности, а блоки — компонентами, сферами, инстанциями, аспектами, подструктурами.

Каждая теория позволяет построить одну или несколько структурных моделей личности. Большинство моделей являются умозрительными, и лишь немногие, в основном диспозициональные, построены с использованием современных математических методов.

Рассмотрим каждый подход более подробно. В конце изложения каждой теории попытаемся дать более развернутое определение личности в рамках каждого подхода и ответить на такой вопрос: «Почему одни люди более агрессивны, чем другие?»

15.2. Психодинамическая теория личности

Основоположником психодинамической теории личности, также известной под названием «классический психоанализ», является австрийский ученый 3. Фрейд.

По мнению Фрейда, главным источником развития личности являются врожденные биологические факторы (инстинкты), а точнее, общая биологическая энергия — либидо (от лат. libido — влечение, желание). Эта энергия направлена, во-первых, на продолжение рода (сексуальное влечение) и, во-вторых, на разрушение (агрессивное влечение) (Фрейд 3. 1989). Личность формируется в течение первых шести лет жизни. Доминирует в структуре личности бессознательное. Сексуальные и агрессивные влечения, составляющие основную часть либидо, человеком не осознаются.

Фрейд утверждал, что личность не обладает никакой свободой воли. Поведение человека полностью детерминировано его сексуальными и агрессивными мотивами, которые он называл ид (оно). Что касается внутреннего мира личности, то в рамках данного подхода он полностью субъективен. Человек находится в плену собственного внутреннего мира, истинное содержание мотива скрыто за «фасадом» поведения. И только описки, обмолвки, сновидения, а также специальные методы могут дать более или менее точную информацию о личности человека.

Основные психологические свойства отдельных «элементов» личности часто называют чертами характера (Фрейд 3. 1989). Эти свойства формируются у человека в раннем детстве.

На первой, так называемой «оральной» фазе развития (от рождения до 1,5 лет), резкий и грубый отказ матери кормить ребенка грудью формирует у ребенка такие психологические свойства, как недоверие, сверхнезависимость и сверхактивность, и наоборот, длительное кормление (более 1,5 лет) может привести к формированию доверчивой, пассивной и зависимой личности. На второй (от 1,5 до 3 лет), «анальной», фазе грубое наказание ребенка в процессе обучения туалетным навыкам порождает «анальные» свойства характера — жадность, чистоплотность, пунктуальность. Попустительское отношение родителей к обучению ребенка туалетным навыкам может привести к формированию непунктуальной, щедрой и даже творческой личности.

На третьем, «фаллическом», самом важном этапе развития ребенка (от 3 до 6 лет), происходит формирование «комплекса Эдипа» у мальчиков и «комплекса Электры» у девочек. Комплекс Эдипа выражается в том, что мальчик ненавидит своего отца за то, что тот прерывает его первые эротические влечения к противоположному полу (к матери). Отсюда — агрессивный характер, незаконопослушное поведение, связанное с неприятием семейных и социальных нормативов, которые символизирует отец. Комплекс Электры (тяга к отцу и неприятие матери) формирует у девочек отчуждение в отношениях между дочерью и матерью.

Фрейд выделяет три основных концептуальных блока, или инстанции личности:

1) ид («оно») — главная структура личности, состоящая из совокупности бессознательных (сексуальных и агрессивных) побуждений; ид функционирует в соответствии с принципом удовольствия;

2) эго («я») — совокупность преимущественно осознаваемых человеком познавательных и исполнительных функций психики, представляющих, в широком смысле, все наши знания о реальном мире; эго — это структура, которая призвана обслуживать ид, функционирует в соответствии с принципом реальности и регулирует процесс взаимодействия между ид и суперэго и выступает ареной непрекращающейся борьбы между ними;

3) суперэго («сверх-я») — структура, содержащая социальные нормы, установки, моральные ценности того общества, в котором живет человек.

Ид, эго и суперэго находятся в постоянной борьбе за психическую энергию из-за ограниченного объема либидо. Сильные конфликты могут привести человека к психологическим проблемам, заболеваниям. Для снятия напряжённости этих конфликтов личность вырабатывает специальные «защитные механизмы», которые функционируют бессознательно и скрывают истинное содержание мотивов поведения. Защитные механизмы являются целостными свойствами личности. Вот некоторые из них: вытеснение (перевод в подсознание мыслей и чувств, причиняющих страдания); проекция (процесс, посредством которого личность приписывает собственные неприемлемые мысли и чувства другим людям, возлагая таким образом на них вину за свои недостатки или промахи); замещение (переадресовка агрессии от более угрожающего объекта к менее угрожающему); реактивное образование (подавление неприемлемых побуждений и замена их в поведении на противоположные побуждения); сублимация (замена неприемлемых сексуальных или агрессивных побуждений на социально приемлемые формы поведения в целях адаптации). У каждого человека есть свой набор защитных механизмов, сформированных в детстве.

Таким образом, в рамках психодинамической теории личность есть система сексуальных и

агрессивных мотивов, с одной стороны, и защитных механизмов - с другой, а структура личности представляет собой индивидуально различное соотношение отдельных свойств, отдельных блоков (инстанций) и защитных механизмов.

На поставленный контрольный вопрос «Почему одни люди более агрессивны, чем другие?» в рамках теории классического психоанализа можно ответить следующим образом: потому что в самой природе человека содержатся агрессивные влечения, а структуры эго и суперэго развиты недостаточно, чтобы им противостоять.

Либидо – общая биологическая энергия.

Ид – совокупность бессознательных побуждений.

Эго – совокупность преимущественно осознаваемых человеком познавательных и исполнительных функций психики.

Суперэго – психическая структура, содержащая социальные нормы, установки, моральные ценности общества.

15.3. Аналитическая теория личности

Аналитическая теория личности близка к теории классического психоанализа, так как имеет с ней много общих корней. Многие представители этого направления были учениками 3. Фрейда. Однако было бы неверным считать, что аналитическая теория является неким новым, более совершенным этапом в развитии классического психоанализа. Это — качественно другой подход, основанный на ряде новых теоретических положений. Наиболее ярким представителем этого подхода является швейцарский исследователь К. Юнг.

Главным источником развития личности Юнг считал врожденные психологические факторы. Человек получает по наследству от родителей готовые первичные идеи — «архетипы». Некоторые архетипы универсальны, например идеи Бога, добра и зла, и присущи всем народам. Но есть архетипы культурно- и индивидуально-специфические. Юнг предполагал, что архетипы отражаются в сновидениях, фантазиях и нередко встречаются в виде символов, используемых в искусстве, литературе, архитектуре и религии (Юнг К. 1994). Смысл жизни каждого человека — наполнить врожденные архетипы конкретным содержанием.

Архетипы — наследственно передающиеся первичные идеи.

Коллективное бессознательное — совокупность всех врожденных архетипов.

По мнению Юнга, личность формируется в течение всей жизни. В структуре личности доминирует бессознательное, основная часть которого составляет «коллективное бессознательное» — совокупность всех врожденных архетипов. Свобода воли личности ограничена. Поведение человека фактически подчинено его врожденным архетипам, или коллективному бессознательному. Внутренний мир человека, в рамках данной теории, полностью субъективен. Раскрыть свой мир личность способна только через свои сновидения и отношения к символам культуры и искусства. Истинное содержание личности скрыто от постороннего наблюдателя.

Основными элементами личности являются психологические свойства отдельных реализованных

архетипов данного человека. Эти свойства также часто называют чертами характера (Юнг К. 1994). Например, свойства архетипа «персона» (маска) — это все наши психологические характеристики, роли, которые мы выставляем напоказ; свойства архетипа «тень» — это наши истинные психологические чувства, которые мы прячем от людей; свойства архетипа «анимус» (дух) — быть мужественным, твердым, смелым; защищать, охранять, охотиться и т. д.; свойства архетипа «анима» (душа) — нежность, мягкость, заботливость.

В аналитической модели выделяют три основных концептуальных блока, или сферы, личности:

1. Коллективное бессознательное — основная структура личности, в которой сосредоточен весь культурно-исторический опыт человечества, представленный в психике человека в виде унаследованных архетипов.

2. Индивидуальное бессознательное — совокупность «комплексов», или эмоционально заряженных мыслей и чувств, вытесненных из сознания. Примером комплекса может служить «комплекс власти», когда человек всю свою психическую энергию тратит на деятельность, прямо или косвенно связанную со стремлением к власти, не осознавая этого.

3. Индивидуальное сознательное — структура, служащая основой самосознания и включающая те мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы осознаем себя, регулируем свою сознательную деятельность.

Целостность личности достигается за счет действия архетипа «самость». Главная цель этого архетипа

— «индивидуация» человека, или выход из коллективного бессознательного. Это достигается благодаря тому, что «самость» организует, координирует, интегрирует все структуры психики человека в единое целое и создает уникальность, неповторимость жизни каждого отдельного человека. У самости существует два способа, две установки такой интеграции:

- экстраверсия — установка, заключающаяся в том, чтобы наполнить врожденные архетипы внешней информацией (ориентация на объект);

- интроверсия — ориентация на внутренний мир, на собственные переживания (на субъект).

Экстраверсия — ориентация на объект.

Интроверсия— ориентация на внутренний мир,на собственные переживания.

В каждом человеке существует одновременно и экстраверт, и интроверт. Однако степень их выраженности может быть совершено различной.

Кроме того, Юнг выделял четыре подтипа переработки информации: мыслительный, чувственный, ощущающий и интуитивный, доминирование одного из которых придает своеобразие экстравертивной или интровертивной установке человека. Таким образом, в типологии Юнга можно выделить восемь подтипов личности.

В качестве примера приведем характеристики двух типов личности:

1. Экстраверт-мыслительный — сфокусирован на изучении внешнего мира, практичен, заинтересован в получении фактов, логичен, хороший ученый.

2. Интроверт-мыслительный — заинтересован в понимании собственных идей, рассудителен, бьется над философскими проблемами, ищет смысл собственной жизни, держится на расстоянии от людей.

Согласно аналитической теории, личность — это совокупность врожденных и реализованных архетипов, а структура личности определяется как индивидуальное своеобразие соотношения отдельных свойств архетипов, отдельных блоков бессознательного и сознательного, а также экстравертированной или интровертированной установок личности.

Ответ на контрольный вопрос «Почему одни люди более агрессивны, чем другие?» можно теоретически сформулировать следующим образом: потому что они родились с соответствующими архетипами (воина, преступника и т. д.) и социальная среда позволила им «наполнить» эти архетипы.

15.4. Гуманистическая теория личности

В гуманистической теории личности выделяется два основных направления. Первое, «клиническое» (ориентированное преимущественно на клинику), представлено во взглядах американского психолога К. Роджерса. Основоположником второго, «мотивационного», направления является американский исследователь А. Маслоу. Несмотря на некоторые отличия между этими двумя направлениями, их

объединяет много общего.

Главным источником развития личности представители гуманистической психологии считают врожденные тенденции к самоактуализации. Развитие личности есть развертывание этих врожденных тенденций. Согласно К. Роджерсу, в психике человека существуют две врожденные тенденции. Первая, названная им «самоактуализирующейся тенденцией», содержит изначально в свернутом виде будущие свойства личности человека. Вторая — «организмический отслеживающий процесс» — представляет собой механизм контроля за развитием личности. На основе этих тенденций у человека в процессе развития возникает особая личностная структура «Я», которая включает «идеальное Я» и «реальное Я». Эти подструктуры структуры «Я» находятся в сложных отношениях — от полной гармонии (конгруэнтности) до полной дисгармонии (Роджерс К. 1994).

Цель жизни, согласно К. Роджерсу, — реализовать весь свой врожденный потенциал, быть «полностью функционирующей личностью», т. е. человеком, который использует все свои способности и таланты, реализует свой потенциал и движется к полному познанию себя, своих переживаний, следуя своей истинной природе.

А. Маслоу выделил два типа потребностей, лежащих в основе развития личности: «дефицитарные», которые прекращаются после их удовлетворения, и «ростовые», которые, напротив, только усиливаются после их реализации. Всего, по Маслоу, существует пять уровней мотивации:

1) физиологический (потребности в еде, сне);

2) потребности в безопасности (потребность в квартире, работе);

3) потребности в принадлежности, отражающие потребности одного человека в другом человеке, например в создании семьи;

4) уровень самооценки (потребность в самоуважении, компетенции, достоинстве);

5) потребность в самоактуализации (метапотребности в творчестве, красоте, целостности и т. д.). Потребности первых двух уровней относятся к дефицитарным, третий уровень потребностей

считается промежуточным, на четвертом и пятом уровнях находятся ростовые потребности.

Маслоу сформулировал закон поступательного развития мотивации, согласно которому мотивация человека развивается поступательно: движение на более высокий уровень происходит в том случае, если удовлетворены (в основном) потребности низшего уровня. Другими словами, если человек голоден и у него нет крыши над головой, то ему будет трудно создать семью и тем более испытывать уважение к себе или заниматься творчеством.

Наиболее важными для человека являются потребности в самоактуализации. Самоактуализация — не конечное состояние совершенства человека. Ни один человек не становится настолько самоактуализированным, чтобы отбросить все мотивы. У каждого человека всегда остаются таланты для дальнейшего развития. Человек, достигший пятого уровня, называется «психологически здоровой личностью» (Маслоу А. 1999).

По мнению гуманистов, решающего возрастного периода не существует, личность формируется и развивается в течение всей жизни. Однако ранние периоды жизни (детство и юношество) играют особую роль в развитии личности. В личности доминируют рациональные процессы, где бессознательное возникает лишь временно, когда по тем или иным причинам блокируется процесс самоактуализации. Гуманисты считают, что личность обладает полной свободой воли. Человек осознает себя, осознает свои поступки, строит планы, ищет смыслы жизни. Человек — творец собственной

личности, творец своего счастья.

Внутренний мир человека, его мысли, чувства и эмоции для гуманистов не есть прямое отражение действительности. Каждый человек интерпретирует реальность в соответствии со своим субъективным восприятием. Внутренний мир человека в полной мере доступен только ему самому. Основу действий человека составляют субъективное восприятие и субъективные переживания. Только субъективный опыт является ключом к пониманию поведения конкретного человека.

В гуманистической модели личности основными концептуальными «единицами» выступают:

1) «реальное Я» — совокупность мыслей, чувств и переживаний «здесь и сейчас» (Роджерс К. 1994);

2) «идеальное Я» — совокупность мыслей, чувств и переживаний, которые человек хотел бы иметь для реализации своего личностного потенциала.

3) потребности в самоактуализации — врожденные потребности, определяющие рост и развитие личности (Маслоу А. 1997).

Хотя «реальное Я» и «идеальное Я» являются довольно размытыми понятиями, тем не менее существует способ измерения их конгруэнтности (совпадения). Высокий показатель конгруэнтности свидетельствует об относительно высокой гармонии «реального Я» и «идеального Я» (о высокой самооценке). При низких же значениях конгруэнтности (низкой самооценке) отмечается высокий уровень тревожности, признаки депрессии.

При рождении обе подструктуры структуры «Я» полностью конгруэнтны, и поэтому человек изначально добр и счастлив. Впоследствии, благодаря взаимодействию с окружающей средой, расхождения между «реальным Я» и «идеальным Я» могут приводить к искаженному восприятию реальности — субцепции, по терминологии К. Роджерса. При сильных и длительных расхождениях между «реальным Я» и «идеальным Я» могут возникать психологические проблемы.

Студенты с высокой самооценкой в случае неудачи (например, провала на экзамене) пытаются установить контакт с преподавателем и пересдать предмет еще раз. При повторных попытках их показатели только улучшаются. Студенты же с низким уровнем самооценки отказываются от дальнейших попыток пересдать экзамен, преувеличивают свои трудности, избегают ситуаций, где они могли бы проявить себя, чаще страдают одиночеством.

В качестве блоков личности в этой теории выступают пять уровней потребностей человека по А. Маслоу.

Целостность личности достигается в том случае, когда конгруэнтность между «реальным Я» и «идеальным Я» приближается к единице. Целостность личности — основное качество «полностью функционирующей личности». Смысл воспитания и коррекции личности состоит в развитии целостной личности.

Целостная личность, во-первых, стремится к установлению хорошего психологического контакта со своими друзьями и близкими, к раскрытию им своих скрытых эмоций и тайн; во-вторых, четко знает, кто она есть на самом деле («реальное Я») и кем бы она хотела быть («идеальное Я»); в-третьих, максимально открыта к новому опыту и принимает жизнь такой, как она есть «здесь и сейчас»; в-четвертых, практикует безусловное позитивное отношение ко всем людям; в-пятых, тренирует в себе эмпатию к другим людям, т. е. пытается понять внутренний мир другого человека и смотреть на другого человека его глазами.

Целостную личность характеризуют:

1) эффективное восприятие реальности;

2) спонтанность, простота и естественность поведения;

3) ориентация на решение проблемы, на дело;

4) постоянная «детскость» восприятия;

5) частые переживания «пиковых» чувств, экстаза;

6) искреннее желание помочь всему человечеству;

7) глубокие межличностные отношения;

8) высокие моральные стандарты.

Таким образом, в рамках гуманистического подхода, личность — это внутренний мир человеческого «Я» как результат самоактуализации, а структура личности — это индивидуальное соотношение «реального Я» и «идеального Я», а также индивидуальный уровень развития потребностей в самоактуализации.

На контрольный вопрос «Почему одни люди более агрессивны, чем другие?» гуманисты отвечают следующим образом: потому что в силу определенных обстоятельств на пути их роста и развития

возник временный блок (резкое расхождение между «реальным Я» и «идеальным Я», застревание на низших уровнях потребностей), удалив который, они смогут снова вернуться к нормальному (неагрессивному) поведению.

15.5. Когнитивная теория личности

Когнитивная теория личности близка к гуманистической, однако в ней имеется ряд существенных отличий. Основоположником этого подхода является американский психолог Дж. Келли (1905-1967). По его мнению, единственное, что человек хочет знать в жизни, — это то, что с ним произошло и что с ним произойдет в будущем.

Главным источником развития личности, согласно Келли, является среда, социальное окружение. Когнитивная теория личности подчеркивает влияние интеллектуальных процессов на поведение человека. В этой теории любой человек сравнивается с ученым, проверяющим гипотезы о природе вещей и делающим прогноз будущих событий. Любое событие открыто для многократного интерпретирования. Главным понятием в этом направлении является «конструкт» (от англ. construct — строить). Это понятие включает в себя особенности всех известных познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления и речи). Благодаря конструктам человек не только познает мир, но и устанавливает межличностные отношения. Конструкты, которые лежат в основе этих отношений, называются личностными конструктами (Франселла Ф. Баннистер Д. 1987). Конструкт — это своеобразный классификатор-шаблон нашего восприятия других людей и себя.

Келли открыл и описал главные механизмы функционирования личностных конструктов, а также сформулировал основополагающий постулат и 11 следствий. Постулат утверждает, что личностные процессы психологически канализированы таким образом, чтобы обеспечить человеку максимальное предсказание событий. Все остальные следствия уточняют этот основной постулат.

С точки зрения Келли, каждый из нас строит и проверяет гипотезы, одним словом, решает проблему, является ли данный человек спортивным или неспортивным, музыкальным или немузыкальным, интеллигентным или неинтеллигентным и т. д. пользуясь соответствующими конструктами (классификаторами). Каждый конструкт имеет «дихотомию» (два полюса): «спортивный - неспортивный», «музыкальный-немузыкальный» и т. д. Человек выбирает произвольно тот полюс дихотомического конструкта, тот исход, который лучше описывает событие, т. е. обладает лучшей прогностической ценностью. Одни конструкты пригодны для описания лишь узкого круга событий, в то время как другие обладают широким диапазоном применимости. Например, конструкт «умный-глупый» вряд ли годится для описания погоды, а вот конструкт «хороший-плохой» пригоден фактически на все случаи жизни.

Люди отличаются не только количеством конструктов, но и их местоположением. Те конструкты, которые актуализируются в сознании быстрее, называются суперординатными, а которые медленнее — субординатными. Например, если, встретив какого-то человека, вы сразу оцениваете его с точки зрения того, является ли он умным или глупым, и только потом — добрым или злым, то ваш конструкт «умный-глупый» является суперординатным, а конструкт «добрый-злой» — субординатным.

Дружба, любовь и вообще нормальные взаимоотношения между людьми возможны только тогда,

когда люди имеют сходные конструкты. Действительно, трудно представить себе ситуацию, чтобы успешно общались два человека, у одного из которых доминирует конструкт «порядочныйнепорядочный», а у другого такого конструкта нет вообще.

Конструктная система не является статическим образованием, а находится в постоянном изменении под влиянием опыта, т. е. личность формируется и развивается в течение всей жизни. В личности доминирует преимущественно «сознательное». Бессознательное может относиться только к отдаленным (субординантным) конструктам, которыми при интерпретации воспринимаемых событий человек пользуется редко.

Келли полагал, что личность обладает ограниченной свободой воли. Конструктная система, сложившаяся у человека в течение жизни, содержит в себе известные ограничения. Однако он не считал, что жизнь человека полностью детерминирована. В любой ситуации человек способен сконструировать альтернативные предсказания. Внешний мир — не злой и не добрый, а такой, каким мы конструируем его в своей голове. В конечном итоге, по мнению когнитивистов, судьба человека находится в его руках. Внутренний мир человека субъективен и является, по мнению когнитивистов, его собственным порождением. Каждый человек воспринимает и интерпретирует внешнюю реальность через собственный внутренний мир.

Основным концептуальным элементом является личностный «конструкт». У каждого человека имеется своя собственная система личностных конструктов, которая делится на два уровня (блока):

1. Блок «ядерных» конструктов — это примерно 50 основных конструктов, которые находятся на вершине конструктной системы, т. е. в постоянном фокусе оперативного сознания. Этими конструктами человек пользуется наиболее часто при взаимодействии с другими людьми.

2. Блок периферических конструктов — это все остальные конструкты. Количество этих конструктов сугубо индивидуально и может варьировать от сотен до нескольких тысяч.

Целостные свойства личности выступают как результат совместного функционирования обоих блоков, всех конструктов. Выделяют два типа целостной личности: когнитивно сложная личность (личность, у которой имеется большое количество конструктов) и когнитивно простая личность (личность с небольшим набором конструктов).

Когнитивно сложная личность, по сравнению с когнитивно простой, отличается следующими характеристиками:

1) имеет лучшее психическое здоровье;

2) лучше справляется со стрессом;

3) имеет более высокий уровень самоооценки;

4) более адаптивна к новым ситуациям.

Для оценки личностных конструктов (их качества и количества) существуют специальные методы. Наиболее известный из них «тест репертуарной решетки» (Франселла Ф. Баннистер Д. 1987).

Испытуемый сравнивает одновременно между собой триады (список и последовательность триад составляются заранее из людей, играющих важную роль в прошлой или настоящей жизни данного испытуемого) с целью выявления таких психологических характеристик, которые есть у двух из сравниваемых трех людей, но отсутствуют у третьего человека.

Например, вам предстоит сравнить преподавателя, которого вы любите, свою жену (или мужа) и себя. Предположим, вы считаете, что у вас и вашего преподавателя есть общее психологическое свойство — общительность, а у вашего супруга(и) такое качество отсутствует. Следовательно, в вашей конструктной системе есть такой конструкт — «общительность-необщительность». Таким образом, сравнивая себя и других людей, вы раскрываете систему своих собственных личностных конструктов.

Согласно когнитивной теории, личность — это система организованных личностных конструктов, в которых перерабатывается (воспринимается и интерпретируется) личный опыт человека. Структура личности в рамках данного подхода рассматривается как индивидуально своеобразная иерархия конструктов.

На контрольный вопрос «Почему одни люди более агрессивны, чем другие?» когнитивисты отвечают так: потому что у агрессивных людей имеется особая конструктная система личности. Они иначе воспринимают и интерпретируют мир, в частности, лучше запоминают события, связанные с агрессивным поведением.

15.6. Поведенческая теория личности