Руководства, Инструкции, Бланки

задание по выпускной квалификационной работе студента образец img-1

задание по выпускной квалификационной работе студента образец

Рейтинг: 4.2/5.0 (1914 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы для профессии Автомеханик

Методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы для профессии 23.01.03 Автомеханик Оглавление 1. Общие положения

1.1 Рекомендации разработаны в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.08.2013 г. № 968 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования» (в редакции Приказа Минобрнауки России 31.01.2014 г. № 74)

1.2. Они содержит ряд методических рекомендаций, касающихся структуры, содержания, оформления и стиля изложения текста выпускной письменной экзаменационной работы.

2. Цели и задачи выпускной квалификационной работы

2.1 Защита выпускной квалификационной работы проводится с целью установления соответствия уровня и качества профессиональной подготовки выпускника требованиям Федерального Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования и работодателей по профессии 190631.01 Автомеханик.

2.2 Выполнение выпускной квалификационной работы призвано способствовать систематизации и закреплению полученных обучающимся знаний и умений.

2.3 Задачи ВКР - в приобретении навыков самостоятельного анализа, решения проблемы и письменного изложения полученных результатов. Она является важным средством организации самостоятельной работы обучающихся, глубокого изучения специальной литературы, средством обучения систематизировать, анализировать, классифицировать, логично излагать, обобщать прочитанный материал и существующую информацию. ВКР выполняется в сроки, определенные учебным планом колледжа и Программой государственной итоговой аттестации выпускников колледжа.

3. Определение тематики выпускных квалификационных работ и функции руководителя

3.1 Тематика выпускных письменных экзаменационных работ определяется в соответствии с присваиваемой выпускникам квалификацией и программой подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии. Обязательное требование к тематике – соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей.

3.2 Темы выпускных письменных экзаменационных работ разрабатываются преподавателями профессиональных модулей, рассматриваются на заседании методического объединения мастеров п/о и преподавателей профессиональных и общепрофессиональных дисциплин, согласовываются с заместителем директора по учебно-производственной работе, и, как правило, соответствует выпускным практическим квалификационным работам.

3.3 Название темы должно быть кратким, отражающим основное содержание работы, иметь чёткую целевую направленность. Название темы письменной экзаменационной работы во всех документах должно проводиться без каких-либо изменений, сокращений и искажений.

3.4 Студенту предоставляется право выбора темы письменной экзаменационной работы, в том числе предложения своей тематики с необходимым обоснованием целесообразности её разработки для практического применения.

3.5 Утвержденный список тем ВКР находится у декана факультета технического направления.

3.6. Каждый обучающийся получает задание на выполнение выпускной экзаменационной работы (Приложение 1)

В задании приводится перечень вопросов, подлежащих разработке, и список рекомендуемых информационных источников, необходимых для выполнения письменной экзаменационной работы, задание на выполнение практической экзаменационной работы.

3.7. Задание и тема письменной экзаменационной работы выдается обучающимся под роспись не позднее, чем за 6 месяцев до начала прохождения государственной итоговой аттестации выпускников.

Лист «Задание» готовит преподаватель специальных дисциплин, учитывая специфику профессии, место прохождения производственной практики и видов выполняемых работ.

3.8 Руководитель выпускной письменной экзаменационной работы назначается заместителем директора по УПР, при учете исследовательских интересов обучающихся и его личностных предпочтений.

Основными функциями руководителя выпускной письменной экзаменационной работы являются:

- руководство разработкой индивидуального плана подготовки и выполнения;

- консультирование по вопросам содержания и последовательности выполнения выпускной письменной экзаменационной работы (назначение и задачи, структура и объем работы, принципы разработки и оформления, примерное распределение времени на выполнение отдельных частей письменной экзаменационной работы);

- оказание помощи студенту в подборе необходимой литературы; контроль хода выполнения выпускной письменной экзаменационной работы;

3.7 Оформленная и подписанная студентом письменная экзаменационная работа передается руководителю для окончательного контроля и подготовки отзыва (Приложение 2).

4. Содержание выпускной письменной экзаменационной работы и краткая характеристика ее элементов

Титульный лист должен включать в себя указания:

• ведомственной принадлежности образовательного учреждения;

• полное название образовательного учреждения;

• наименование темы письменной экзаменационной работы;

• наименование и код профессии;

• фамилию, имя, отчество и подпись выполнявшего ее студента;

• должность, ученую степень, ученое звание, фамилию, инициалы и подпись руководителя;

• место и год выполнения письменной экзаменационной работы.

Образец выполнения обложки приведен в приложении 8.

4.2. Задание на письменную экзаменационную работу оформляется на специальном бланке, разработанном в ГБПОУ "Перевозский строительный колледж" (Приложение 2). В задании приводится перечень вопросов подлежащих разработке, который определяется темой конкретной выпускной письменной экзаменационной работы.

Лист задание не является составляющей письменной экзаменационной работы, а прикладывается к работе отдельным листком.

Задание на письменную экзаменационную работу составляется в двух экземплярах на типовых бланках, подписывается студентом, руководителем и утверждается заместителем директора по УПР. Один экземпляр прилагается к ВПЭР, второй хранится в личном деле студента.

4.3. Содержание должно отвечать заданию на ВПЭР и включать в себя введение, наименование всех имеющихся в работе глав, заключение, список использованных источников и наименование приложений с указанием номеров страниц, с которых они начинаются в тексте.

4.4. Введение является отдельным, самостоятельным блоком текста работы, который ни в содержании, ни в тексте не обозначается цифрами.

Во введении раскрываются цели и задачи данной работы, должно содержаться краткое описание объекта, предмета и цель деятельности, соответствующее заданию ПЭР.

Объем введения должен быть 1 - 2 страницы.

4.5. Главы должны иметь порядковые номера в пределах основной части и обозначаться арабскими цифрами с точкой в конце. После цифры с точкой делается один пробел перед текстом названия.

Слово «глава» перед заголовком не пишется.

Допускается выделение полужирным шрифтом заголовок глав и параграфов ВПЭР.

Расстояние между заголовками глав и ее текстом должно составлять два интервала. Расстояние между заголовком параграфа и предыдущим текстом должно составлять два интервала. Расстояние между заголовком параграфа и его текстом должно составлять один интервал (при этом имеется в виду межстрочный интервал).

4.6. Пояснительная записка

Пояснительная записка должна содержать:

• описание технологического процесса;

• виды применяемых материалов;

• краткое описание используемого оборудования, инструментов, приборов и приспособлений;

• описание параметров режимов ведения процесса;

• вопросы организации рабочего места и охраны труда.

В тексте пояснительной записки ВКР не допускается:

• применять обороты разговорной речи;

• применять для одного и того же понятия различные термины, близкие по смыслу (синонимы), а также иностранные слова и термины при наличии равнозначных слов и терминов на русском языке;

• применять произвольные словообразования;

• применять сокращения слов (кроме установленных правилами орфографии, или соответствующими государственными стандартами);

• сокращать обозначения единиц физических величин, если они употребляются без цифр, за исключением единиц физических величин в головках и боковиках таблиц и в расшифровках буквенных обозначений, входящих в формулы и рисунки;

4.7. Требования к выпускной практической квалификационной работе

4.7.1. Выпускная практическая квалификационная работа должна включать все виды работ по присваиваемым квалификациям.

4.7.2. Содержание практических квалификационных работ должно соответствовать требованиям квалификационных характеристик соответствующего разряда, которым должен обладать выпускник.

4.7.3. Выпускная практическая квалификационная работа должна предусматривать сложность работы на разряд по профессии, на который претендует выпускник.

4.8.Заключение

В заключении последовательно и кратко излагаются теоретические и практические выводы и предложения, которые вытекают из содержания работы и носят обобщающий характер. Из текста заключения должно быть ясно, что цель и задачи выпускной письменной экзаменационной работы полностью достигнуты. Заключение завершается оценкой перспектив исследуемой проблемы.

Объем заключения составляет, примерно, 1-2 страницы. На последней странице заключения обучающийся проставляет дату окончания работы и подпись.

4.9. Объем выпускной письменной экзаменационной работы должен составлять 15-20 страниц печатного текста не считая приложения.

4.10. Список литературы

Список использованных источников строится в соответствии с правилами, установленными для библиографических описаний.

Использованные источники указываются в следующей последовательности:

литературные источники (научные монографии, статьи, тезисы докладов, учебники, учебные пособия, курсы лекций, публикации в периодической печати, энциклопедии, справочные издания, архивные источники и др.);

4.11. Приложения

Приложения располагаются после списка используемой литературы.

Приложения должны иметь общую с остальной частью ВКР сквозную нумерацию страниц. На все приложения в основной части ВКР должны быть ссылки.

В приложения рекомендуется включать вспомогательные материалы, связанные с выполненной работой, которые по каким-либо причинам не могут быть включены в основную часть.

В приложения могут быть включены: промежуточные расчеты, иллюстрационный материал, таблицы, спецификации, технологические карты, текст вспомогательного характера.

Приложения оформляются как продолжение документа на последующих его листах или выпускаются в виде самостоятельного документа.

Каждое приложение должно начинаться с нового листа, иметь тематический заголовок с указанием наверху справа страницы слово "Приложение" – прописными буквами. Если в документе несколько приложений, то их обозначают арабскими цифрами например: Приложение 1, Приложение 2 и т. д.

4.12. Графическая часть

В зависимости от сложности выполняется на листах чертежной бумаги формата А1(594х841мм), А2 (420х594мм), А3 (297х420 мм) тушью (черной) и карандашом. Все чертежи графической части должны выполняться при строгом соблюдении требований стандартов Единой системы конструкторской документации (ЕСКД), стандартов системы проектной документации. Если в работе необходимо выполнить различные схемы, то каждый вид и тип схем выполняется согласно установленным для них ГОСТам, размера условных графических обозначений, элементов схем автоматизации определяется ГОСТ 2.247-68.

Распределение графической части по листам, компоновка листов, выбор масштаба согласуется с руководителем ВПЭР.

Требования к оформлению выпускной письменной экзаменационной работы

Титульный лист является первым листом ВКР, но не нумеруется. Он выполняется на листе А4 (размер по внешней рамке составляет 210 х 297).

Бланк-задание выдается студенту руководителем ВКР и содержит перечень основных вопросов, подлежащих разработке. Бланк-задание является вторым листом ВКР и не нумеруется.

Содержание ВКР выполняется на формате А4 и является третьим листом пояснительной записки. Содержание должно включать в себя номера и наименование разделов и подразделов ВКР с указанием порядковых номеров листов.

Заполнение основной надписи слово « СОДЕРЖАНИЕ » записывают в виде заголовка (симметрично тексту) прописными буквами.Наименования, включенные в содержание, записываются строчными буквами (кроме первой прописной).

5.4. Оформление текстовой части

5.4.1. Текстовая часть должна быть выполнена компьютерным способом на одной стороне листа. Текст печатается через 1,5 интервала (шрифт «Times New Roman») с выравниванием по ширине. Цвет шрифта должен быть черным, размер шрифта - 14. Вписывать отдельные слова, формулы, условные знаки, а также выполнять иллюстрации следует черной тушью. Рабочее поле каждого листа ограничивается рамкой (Приложение 6): с левой стороны – 20 см, с правой, сверху и снизу – 5 мм.

5.4.2. Текст пояснительной записки при необходимости разделяют на

разделы и подразделы. Разделы должны иметь порядковые номера в пределах всей пояснительной записки, обозначенные арабскими цифрами с точкой. Подразделы должны иметь нумерацию в пределах каждого раздела.

5.4.2. Номера подразделов состоят из номеров раздела и подраздела, разделенных точкой. В конце номера подраздела также должна ставиться точка.

1. Название 1 раздела

1.1. Название 1 подраздела

1.2. Название 2 подраздела

2. Название 2 раздела

5.4.3. Подразделы, как и разделы, могут состоять из одного или нескольких

пунктов. Если пояснительная записка не имеет подразделов, то нумерация пунктов в ней должна быть в пределах каждого раздела и номер пункта должен состоять из номера раздела и пункта, разделенных точкой. В конце номера пункта также ставится точка. Наименование разделов и подразделов должны быть краткими, состоящими из ключевых слов, несущих основную смысловую нагрузку.

5.4.4. Наименования разделов записываются в виде заголовков прописными (заглавными) буквами (выравниваются по центру). Наименования подразделов записываются в виде заголовка строчными буквами, кроме первой прописной. Заголовки должны включать от двух до четырнадцати слов (не более двух строк). Переносы слов в заголовках не допускаются. Точку в конце заголовка не ставят. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Заголовок не должен быть последней строкой на странице.

5.4.5. Каждый раздел пояснительной записки рекомендуется начинать с нового листа (страницы).

5.4.6. Текст пояснительной записки должен излагаться кратко, технически и стилистически грамотно.

5.4.7. Подразделы выпускной письменной экзаменационной работы должны быть логически связаны между собой.

5.4.8. Применяемые термины и обозначения должны быть едиными во всем документе и соответствовать установленным стандартам или общепринятыми в научно-технической литературе. Не допускаются различные толкования.

5.4.9. Условные буквенные обозначения математических, физических и других величин, условные графические обозначения, а также сокращения слов в тексте и подписях под рисунками должны соответствовать государственным стандартам.

5.4.10 В текстовом документе необходимо делать ссылки на источники. Если исполнитель документа ссылается на ранее полученные исходящие или расчетные данные, имеющиеся выше в пояснительной записке, то ссылки выполняются в круглых скобках и сопровождаются словом «смотри». Если ссылаются на данные, расположенные ниже в пояснительной записке, то слово «смотри» не пишется.

5.4.11 Если исполнитель ссылается на другие заимствованные источники, список которых обязательно должен быть в конце пояснительной записки, то ссылки должны заключаться в квадратные скобки. При этом указывается порядковый номер документа в списке литературы. Изложение текста должно идти от первого лица множественного числа (принимаем, определяем). Может быть использована безличная форма глагола (принимается, определяется).

5.5 Оформление рисунков

В качестве иллюстраций в пояснительной записке могут быть использованы графики и рисунки, выполненные тушью или пастой (черной), фотоснимки с натуры, иллюстрации, полученные с помощью множительной техники. Каждая иллюстрация должна соответствовать тексту. Рисунки должны быть расположены после первой ссылки на них таким образом, чтобы их можно было рассмотреть без поворота листа. Ссылку в тексте на рисунок дают в конце предложения в скобках: (рис. 1) или (рис. 2). Номер рисунка помещается под рисунком (рис.1, рис.2. рис.3, …). После порядкового номера ставится знак «–» и пишется название рисунка». В конце названия точку не ставят, например: Рис.1 – Генератор Г272 автомобиля КамАЗ 5320. Если рисунки и таблицы располагаются на отдельных листах, их необходимо включать в общую нумерацию. Если формат листа, на котором расположены рисунок или таблица, превышает формат А4, лист также следует учитывать как одну страницу. Номер страницы в этих случаях можно не проставлять.

5.6 Оформление таблиц

Таблицы размещается после первого упоминания о ней в тексте таким образом, чтобы ее можно было читать без поворота.

Таблицу с большим количеством строк допускается переносить на

другой лист, для этого на первом листе заголовки граф нумеруются. При переносе таблицы на другую страницу указываются только номера граф. При переносе над ней пишут «Продолжение таблицы» (заголовок таблицы повторно не пишут).

Размер текста в шапке таблицы – 12 пт, начертание - жирный, размер текста в таблице – 12 пт, начертание – обычные, обрамление таблицы – сплошная линия толщиной 0,5 пт. Если цифровые данные в таблице не приводятся, то ставится в ячейке прочерк.

Нумерацию таблиц и формул производят сквозным способом. Порядковый номер таблицы обозначается арабской цифрой без знака № и без точки. После порядкового номера ставится знак «–» и пишется название таблицы. Таблицы должны быть расположены так, чтобы их было удобно рассматривать без поворота работы или с поворотом по часовой стрелке. Допускается использовать листы формата А3, при этом лист располагается горизонтально. Над таблицей помещают заголовок, который пишут чертежным шрифтом (буквы строчные, кроме первой прописной) размером 5 мм и не подчеркивают. Ссылки на таблицы в тексте пишут так: (см. табл. 1) или «приведенные в табл. 2.» и т.д. Таблицы последовательно нумеруют арабскими цифрами по всему тексту выпускной письменной экзаменационной работы. Порядковый номер таблицы необходим для ее связи с текстом. Над правым верхним углом таблицы помещают надпись «Таблица. » с указанием ее порядкового номера без значка № перед первой цифрой и точки после номера (например, «Таблица 17»). Если в работе только од-на таблица, то ее не нумеруют и слово «Таблица» не пишется.

Таблицы снабжают тематическими заголовками, которые располагают над таблицей ниже надписи «Таблица 17». Они печатаются с прописной буквы.

5.7 Требования к графической части.

Графическая часть ПЭР выполняется на листе формата А1(594х841 мм), А2 (420х594 мм), А3 (297х420 мм) тушью (черной) или карандашом по ГОСТ 2.301-68. Она состоит из технологической карты, в виде которой оформляются результаты разработки технологического процесса изготовления детали, и рабочего чертежа. На листе формата А1 также выполняют сборочный чертеж,

чертеж общего вида, габаритный чертеж, монтажный чертеж (в зависимости от профиля будущей работы). При необходимости, по согласованию с руководителем, на листах формата А1 разрешается выделять меньшие форматы – А2, А3, как и выбор масштаба по ГОСТ 2.302-68 и ГОСТ 2.109-73. При необходимости выполняются эскизы приспособлений и оборудования, участвующих в операции. Если требуется выразить технологический процесс на графической части в виде графиков, кривых, схем, они должны изображаться с указанием всех обозначений, данных и пояснений (Приложение 6).

5.8 Отзыв о выполнении выпускной квалификационной работы.

Руководитель за месяц до начала итоговой государственной аттестации проверяет выполненные письменные экзаменационные работы и представляет письменный отзыв. Отзыв должен включать:

- общую характеристику ПЭР,

соответствие заданию по объему и разработке основных разделов ПЭР,

- указание положительных сторон;

- указания на недостатки в пояснительной записке, ее оформлении, если таковые имеются;

- характеристику графической (творческой) части,

- оценку степени самостоятельности выполнения работы студентом,

- оценку степени обладания общими и профессиональными

компетенциями (Приложение 5).

Кроме того, в отзыве оценивается обоснованность и правильность принятых технических решений, грамотность и ясность изложения текста записи, оформление ПЭР в соответствии с требованиями Единой системы технологической документации (ЕСТД), Единой системы конструкторской документации (ЕСКД) и оформление списка литературы в соответствии с требованиями ГОСТ 7.0.5-2008

В конце отзыва дается общая оценка ПЭР по пятибалльной системе («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»).

Содержание отзыва доводится до сведения студента через одну неделю после сдачи работы на рецензию. Полностью готовая ПЭР вместе с отзывом сдается студентом заместителю директора по УПР для окончательного контроля

и допуска к защите. Внесение изменений в ПЭР после получения отзыва не допускается.

6. Процедура предварительной защиты

6.1 Предварительная защита ВКР (предзащита) имеет целью обеспечение промежуточного контроля за ходом выполнения обучающимися ВКР и выявления степени их готовности.

6.2. Предзащита является обязательной процедурой для всех обучающихся и рассматривается как необходимый этап процесса написания и защиты ВКР.

6.3 Выпускник, не допущенный к предзащите или не прошедший ее по другой причине, не может быть рекомендован к защите.

6.4 К предзащите допускаются ВКР, которые удовлетворяют следующим требованиям: имеются титульный лист, план (оглавление), три главы, просмотренные руководителем; могут отсутствовать введение, заключение, список использованной литературы и приложения.

6.5 Предзащита проводится на последней неделе написания ВКР текущего учебного года комиссией в составе:

- одного-двух преподавателей профильных дисциплин.

обучающийся должен подготовить краткую (5-7 минут) презентацию (не более 10 слайдов) основных результатов проведенного исследования, а также

сформулировать возникшие в ходе работы над темой проблемы.

6.6. Комиссия вправе задавать вопросы по теме ВКР, чтобы выяснить степень готовности выпускника и работы.

7. Защита ВПЭР

Защита производится на открытом заседании государственной экзаменационной комиссии (ГЭК). По результатам государственной (итоговой) аттестации выпускников принимается решение ГЭК о присвоении уровня квалификации и выдаче выпускнику документа государственного образца о среднем профессиональном образовании.

Защита письменной экзаменационной работы включает доклад выпускника (не более 10 минут), чтение отзыва, вопросы членов комиссии.

Для доклада студентом может быть подготовлена электронная презентация из 7-10 слайдов, раскрывающих содержание письменной экзаменационной работы. В презентации допускаются различные эффекты, однако они не должны мешать доведению до сведения ГЭК смысла работы.

Доклад должен быть написан заранее и прочитан несколько раз, желательно перед слушателями (можно записать его на диктофон и прослушать самому, чтобы устранить недостатки изложения).

Последовательность демонстрации графического материала должна отражать логическую последовательность содержания работы и доклада.

Не следует очень подробно пересказывать в докладе то, что изображено в графическом материале.

Главное в докладе – донести до членов экзаменационной комиссии основное содержание работы, ценность полученных результатов, умение анализировать и обобщать теоретические, практические, экспериментальные данные и результаты исследований.

Результат государственной (итоговой) аттестации фиксируется в протоколе заседания ГЭК и объявляются выпускникам в тот же день, в который проходили аттестационные испытания.

8. Критерии оценки выпускной квалификационной работы

Защита письменной экзаменационной работы оценивается

государственной экзаменационной комиссией в баллах: отлично

(5), хорошо (4), удовлетворительно (3), неудовлетворительно(2).

В критерии оценки уровня подготовки выпускника входят:

- полнота выполнения письменной экзаменационной работы в соответствии с заданием;

- выполнение пояснительной записки с учётом требований стандартов, предъявляемых к текстовым документам, наличие в ней необходимых разделов, полнота содержания и последовательность изложения материала;

- обоснованность, логическая последовательность, техническая

грамотность, четкость, краткость доклада выпускника при защите письменной экзаменационной работы;

- обоснованность, логичность, четкость, краткость изложения ответов на дополнительные вопросы государственной экзаменационной комиссии;

- отзыв руководителя на письменную экзаменационную работу

Соблюдены все правила оформления работы.

Соблюдена культура ссылок (то есть все цитаты снабжены ссылками).

Четко обозначены актуальность работы. Тема сформулирована конкретно, отражает направленность работы.

Содержание как целой работы, так и ее частей связано с темой работы.

В каждой части присутствует обоснование, почему эта часть рассматривается в рамках данной темы.

Количество источников больше пяти.

Все источники, представленные в библиографии, использованы в работе.

Обучающийся четко, обоснованно и конкретно выражает свое мнение по поводу основных аспектов содержания работы.

Обучающийся достаточно свободно ориентируется в терминологии, используемой в работе.

Работа сдана в срок.

Практическая часть строится на выводах теоретической части.

Защита прошла успешно с точки зрения комиссии (оценивается логика изложения, уместность использования наглядности, владение терминологией и др.).

Есть некоторые недочеты в оформлении работы, в оформлении ссылок, например.

Изучено более пяти источников.

Тема работы сформулирована более или менее точно (то есть отражает основные аспекты изучаемой темы).

Слишком большие отрывки (более двух абзацев) переписаны из источников, культура ссылок соблюдена не везде.

Логика изложения в общем и целом присутствует – одно положение вытекает из другого.

Работа сдана в срок (либо с опозданием в 2-3 дня).

Обучающийся более или менее ориентируется в тех понятиях, терминах, которые использует в работе.

Защита прошла по мнению комиссии хорошо.

Актуальность либо вообще не сформулирована, либо сформулирована в самых общих чертах.

Содержание и тема работы плохо согласуются между собой.

Много нарушений правил оформления и низкая культура ссылок.

Некоторые части работы не связаны с целью и задачами работы.

Работа сдана с опозданием (более 3-х дней задержки).

Обучающийся показал слабую ориентировку в тех понятиях, терминах, которые использует в своей работе.

Защита по мнению членов комиссии прошла сбивчиво, неуверенно и нечетко.

Оценка "2" (работа не зачтена – необходима доработка)

Нарушены почти все нормы написания работы.

Большая часть работы списана из одного источника (либо заимствована из сети Интернет).

Обучающийся совсем не ориентируется в терминологии работы.

Работа либо не сдана вообще, либо сдана со значительной задержкой (больше 1,5 недели).

Тема и содержание работы не связаны между собой.

Есть уверенность, что текст работы заимствован из сети Интернет, либо из курсовых работ других образовательных учреждений (научный руководитель не знает ничего о процессе написания студентом работ, студент отказывается показать черновики, конспекты, совсем не ориентируется в тематике, не может назвать и кратко изложить содержание используемых книг, работа написана не почерком студента и др. признаки).

При рассмотрении комиссией вопроса о присвоении квалификационного разряда по профессии учитываются:

- результаты выполнения выпускной практической квалификационной работы;

- доклад обучающегося на защите письменной экзаменационной работы;

- ответы на дополнительные вопросы;

- итоги успеваемости и посещаемости по дисциплинам и профессиональным модулям программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих;

- результаты промежуточной аттестации, результаты экзаменов (квалификационных), выполнение программ учебной и производственной практик;

- данные производственной характеристики.

9. Порядок брошюровки.

Выпускная квалификационная работа брошюруется в единую папку. Начинается титульным листом, за которым следует бланк-задание, затем следует содержание, первый лист которого является третьим листом пояснительной записки, текстовая часть (введение, расчетно-технологическая, безопасная организация труда, заключение), список использованной литературы, приложения.

Работа выполнена в соответствии (неполном соответствии, в несоответствии) с заданием. Работа сдана в установленный срок (с опозданием).

Указывается, насколько самостоятельно выполнена работа.

Отмечается качество оформления работы.

Далее указываются умения (недостатки) обучающегося работать с технической документацией.

Грамотный выбор (недочёты при выборе) оптимального технологического процесса.

Грамотный подбор (недочёты при выборе) соответствующего оборудования и инструментов.

Грамотное (с недостатками) описание охраны труда и техники безопасности в соответствии с темой практического задания.

Отмечаются достоинства (недостатки) выполнения графической части.

Отмечается подбор литературы.

Выставляется оценка за письменную экзаменационную работу: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно).

Руководитель работы _____________ ___________________________________

«_____» __________________ 2015 г.

Требования к электронной презентации

1 Презентация создается в программе Power Point 97-2007. Рекомендуемое количество слайдов 10-15. На них выносят основные графики, схемы, таблицы, фотографии и т.д. в соответствии с докладом.

2 На 1 слайде указывается наименование колледжа, направление подготовки (профессия), ФИО выпускника, его фотография (по желанию).

3 На 2 слайде указывается тема письменной экзаменационной работы, руководитель работы.

4 На 3 слайде отражаются цель и задачи ПЭР.

5 На 4 слайде обозначается структура ПЭР.

6 На 5 и последующих слайдах, отражается содержание основной части ПЭР (наиболее значимые моменты). Обязательно наличие слайдов, посвященных охране труда и организации рабочего места. Соотношение слайдов теоретической и практической части 1:4.

7 Два последних слайда должны содержать заключение (выводы) по

итогам выполнения ПЭР.

8 Слайды, посвященные практической части ПЭР, могут быть

проиллюстрированы фотографиями/видео с мест практики.

9 Презентация выполняется в едином стиле, с использованием не более 2 элементов анимации на каждом слайде. Цветовая гамма и использование анимации не должны препятствовать адекватному восприятию информации.

10 Демонстрация презентации проводится в ручном режиме.

11 Продолжительность презентации – 7-10 мин. (в зависимости от текста выступления на защите дипломной работы).

16+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-60625 от 20.01.2015.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 5201 от 20.05.2016.

Адрес редакции: 214011, РФ,
г. Смоленск, ул. Верхне-Сенная, 4.
Контакты: info@infourok.ru

Правообладатель товарного знака ИНФОУРОК: ООО «Инфоурок» (Свидетельство № 581999 )

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.

Другие статьи

Учебное пособие: Методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы бакалавра по направлению 080700 «Бизнес-информатика»

  1. Рефераты
  2. Остальные рефераты
  3. Учебное пособие: Методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы бакалавра по направлению 080700 «Бизнес-информатика»
Учебное пособие: Методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы бакалавра по направлению 080700 «Бизнес-информатика»:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ (ТУСУР)

Кафедра автоматизации обработки информации (АОИ)

Проректор по учебной работе

"____"__________ 2009 г.

выпускной квалификационной работы

по направлению 080700 «Бизнес-информатика»

Методические указания составлены на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для направления 080700 «Бизнес-информатика», утвержденного приказом Министерства образования РФ № 2947 от 08.07.2003 г.

Указания рассмотрены и одобрены на заседании обеспечивающей кафедры АОИ04.02.2009 г. . протокол №236 .

доцент кафедры АОИ И.И. Веберова

Зав. кафедрой АОИ Ю.П. Ехлаков

1. Общие положения

1.1.Выпускная квалификационная работа (ВКР) бакалавра (бакалаврская работа) студентов направления "Бизнес-информатика" яв-ляется самостоятельным (выполненным под руководством специалиста) квалификационным научно-практическим исследованием в областях:

– анализа и проектирования архитектуры предприятия[1] ;

– стратегического планирования развития информационных систем (ИС) и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) управления предприятием;

– организации процессов жизненного цикла ИС и ИКТ управления предприятием;

– аналитической поддержки процессов принятия решений для управления предприятием.

1.2. Выпускная квалификационная работа служит основным средством итоговой аттестации выпускников, претендующих на получение соответствующей степени «бакалавр».

1.3. Бакалавр бизнес-информатики – выпускник университета с высшим техническим образованием, подготовленный к началу трудовой деятельности по выбранному им направлению, а также к продолжению образования.

1.4. Академическая степень бакалавра бизнес-информатики подтверждает, что выпускник университета готов к производственной, научной или педагогической работе на начальных должностях; свидетельствует об его умении быстро приспособиться к выбранному роду деятельности и сделать первые шаги в направлении своей будущей карьеры; предоставляет возможность обучения в магистратуре по направлению 080700 «Бизнес-информатика».

1.5. Выполнение ВКР включает два этапа по учебному плану: преддипломную практику и подготовку к защите выпускной квалификационной работы. Общая длительность выполнения бакалаврской работы составляет восемь недель.

1.6. Преддипломная практика для студентов направления 080700 проводится в восьмом семестре, начинается сразу по окончании сессии; продолжительность практики составляет три недели.

1.7. Этап подготовки ВКР начинается сразу по окончанию преддипломной практики, является завершающим этапом выполнения бакалаврской работы и заканчивается защитой ВКР на заседании Государственной аттестационной комиссии (ГАК).

1.8. Местами прохождения преддипломной практики и подготовки ВКР могут быть:

· профилирующая кафедра университета и его научные подразделения;

· высшие учебные заведения, осуществляющие подготовку и (или) переподготовку специалистов по данной специальности;

· предприятия и организации любых форм собственности;

· профессиональные и общественные организации.

1.9. Место выполнения ВКР для каждого студента определяет кафедра АОИ на основании писем (приложение А), контрактов, договоров, поступивших от предприятий г. Томска, предоставляющих места для прохождения преддипломной практики и подготовки ВКР. Письмо оформляется на официальном бланке предприятия, подписывается руководителем предприятия и заверяется печатью.

1.10. Для обеспечения качественного методического и организационного руководства выполнением ВКР назначаются: руководитель от предприятия (научный руководитель ВКР) и руководитель от университета.

1.11. Руководитель ВКР назначается приказом ректора одновременно с закреплением за студентом темы бакалаврской работы по предоставлению заведующего кафедрой АОИ не позднее, чем за 5 недель до защиты.

1.12. Данные методические указания являются руководством для студентов и руководителей выпускной квалификационной работой.

1.13. Содержание выпускной квалификационной работы, определяемое методическими указаниями, могут уточняться и конкретизироваться руководителями от предприятия и университета.

2. Цели и задачи выполнения

выпускной квалификационной работы

Главной целью выпускной квалификационной работы бакалавра является определение уровня подготовки специалиста к самостоятельному решению поставленных творческих задач на базе фундаментальной и общепрофессиональной подготовки, в том числе и к оценке эффективности принимаемых решений.

К задачам выпускной квалификационной работы можно отнести следующее:

- систематизация и дальнейшее углубление теоретических и практических навыков, полученных студентом в ходе обучения;

- использование современных методов математического и информационного моделирования различных процессов;

- использование современных методов и инструментов управления бизнес-процессами и проектами в сфере информационных технологий;

- генерация идей и принятие самостоятельных решений;

- анализ и оптимизация принимаемых решений с обязательным использованием современных программных и технических средств.

3. Требования к организации выполнения

выпускной квалификационной работы

3.1. К выполнению ВКР допускаются студенты, успешно завершившие полный курс обучения по основной образовательной программе и успешно прошедшие все предусмотренные учебным планом аттестационные испытания.

3.2. Формирование тематик бакалаврских работ начинается во время седьмого семестра обучения. Сформированный и утвержденный на кафедре список тем бакалаврских работ доводится до сведения студентов. По учебному плану студент приступает к выполнению бакалаврской работы после окончания весенней сессии в восьмом семестре.Однако, с целью обеспечения надлежащего качества подготовки и защиты выпускной квалификационной работы бакалавра, необходимо и возможно обеспечить более ранние сроки начала выполнения ВКР.

3.3. Закрепление тем бакалаврских работ производится по личным заявлениям студентов (приложение Б), представляемым на имя заведующего кафедрой АОИ в восьмом семестре, не позднее, чем за 16 недель до защиты ВКР (на последней неделе февраля). Заявления студентов могут рассматриваться на заседании кафедры, решение кафедры оформляется протоколом и доводится до сведения студентов.

3.4. Студенту может предоставляться право выбора темы выпускной квалификационной работы вплоть до предложения своей (инициативной) темы с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки. По согласованию с руководителем ВКР и руководителем от университета возможна корректировка (уточнение) выбранной и утвержденной темы, но не позднее, чем за 4 недели до защиты.

3.5. При выборе темы бакалаврской работы студент может использовать ранее выполненные работы – в рамках группового проектного обучения, научно-исследовательские, хоздоговорные, практические и курсовые работы, развивая и дополняя их исходя из требований к выполнению ВКР. Студентам, участникам ГПО, рекомендуется осуществлять выбор темы ВКР в соответствии с направлением исследований, выполняемых в рамках соответствующих проектов.

3.6. При выборе темы ВКР следует руководствоваться актуальностью проблемы, возможностью получения конкретных статистических данных, наличием специальной научной литературы, практической значимостью для конкретного предприятия, на котором студент может проходить преддипломную практику.

3.7. Ориентировочный перечень рекомендуемых тем ВКР по профилям подготовки направления «Бизнес-информатика» приведен в приложении В и может ежегодно корректироваться. Тема ВКР обязательно должна соответствовать требованиям ГОС ВПО и относиться к профессиональным областям бизнес-информатики.

3.8. После закрепления темы ВКР, студент совместно с руководи-телем от предприятия составляет календарный план выполнения работы, где фиксирует основные задачи и сроки их выполнения. Руководитель ВКР формулирует задание на выпускную квалификационную работу (рабочий вариант), которое может уточняться до момента защиты преддипломной практики.Студент согласовывает первоначальный (рабочий) вариант задания на ВКР (приложение Г) и календарный план выполнения бакалаврской работы с руководителем от университета в течение недели после закрепления темы.

3.9. При планировании работ по выполнению ВКР следует осуществить их четкое разграничение по этапам: подготовительный (предшествующий преддипломной практике этап), преддипломная практика, подготовка ВКР и защита. При этом не следует планировать работы на период сессии, подготовки и сдачи государственного экзамена.

3.10. Рекомендуется максимальный объем работы по выполнению бакалаврской работы выполнять в течение восьмого семестра и в период преддипломной практики.

3.11. Преддипломная практика бакалавра завершается ее защитой перед комиссией, назначенной заведующим кафедрой АОИ.

3.12. По результатам защиты преддипломной практики принимается решение о допуске студента к подготовке и защите бакалаврской работы перед Государственной аттестационной комиссией.

4. Требования к содержанию и организации

4..Цели и задачи практики

Основными целями преддипломной практики являются:

· углубление, систематизация и интеграция теоретических знаний и практических навыков по направлению подготовки «Бизнес-информатика»;

· применение полученных знаний при решении прикладных задач по направлению подготовки;

· овладение современными методами научного исследования;

· выяснение подготовленности студентов к практической деятельности в современных условиях;

· приобретение навыков публичной дискуссии и защиты научных идей, предложений и рекомендаций.

В задачи преддипломной практики входят:

· изучение конкретной организации (предприятия) как самостоятельного субъекта рынка и объектно-предметной области исследования;

· анализ литературы и документальных источников (для теоретической части бакалаврской работы);

· сбор и анализ данных;

· выбор, обоснование и применение методов решения поставленной задачи, анализ и интерпретация результатов;

· участие в осуществлении ИТ–проектов, выполняемых организацией, обработка и анализ полученных результатов;

· конкретизация и уточнение рабочего плана бакалаврской работы.

4.2. Методические рекомендации

к формированию индивидуального задания

4.2.1. Преддипломная практика тесно связана с результатами теоретической и практической подготовки бакалавров бизнес-инфор-матики и выступает результирующим моментом процесса обучения.

4.2.2. В процессе прохождения преддипломной практики студенты должны получить системное представление об основных направлениях деятельности предприятия, познакомится с основными бизнес-процессами и используемыми для их автоматизации информационными технологиями.

4.2.3. Преддипломная практика выполняется студентом на основании и в соответствии с индивидуальным заданием, которое формирует и утверждает руководитель ВКР.Рекомендуется тему и содержание индивидуального задания на преддипломную практику формировать в соответствии с ранее закрепленной за студентом темой и заданием на выполнение ВКР.

4.2.4. При формировании задания на преддипломную практику также необходимо учесть следующее:

1) уровень теоретической подготовки студента по циклам дисциплин;

2) включение в индивидуальное задание студентам в качестве объектно-предметной области анализа лишь тех направлений, которые соответствуют профилям подготовки специалистов по направлению «Бизнес-информатика»;

3) доступность и практическую возможность сбора исходной информации.

4.2.5. Индивидуальное задание на преддипломную практику формируется в соответствие с установленной формой (приложение Д).

4.2.6. Содержание преддипломной практики определяется темой бакалаврской работы и может включать в себя следующие виды работ: изучение и анализ предметной области, ее описание, создание модели предметной области; анализ состояния дел, выявление проблем, тенденций, возможностей и угроз; обобщение результатов, формулирование выводов.

Примерами тем индивидуальных заданий могут быть следующие.

1 Методика анализа рынка компьютерной и офисной техники.

2. Анализ ERP-рынка России на основе методики IDC.

4. Исследование влияния различных форматов рекламы в интернете на ее эффективность.

5. Исследование возможности сегментации интернет-аудитории на основе данных онлайн-исследования.

6. Анализ методов оценки качества программного обеспечения.

7. Исследование поведения различных сегментов аудитории сайта <название>.

8. Формирование финансового плана инновационного проекта по созданию ИТ-компании.

9. Инновационные средства повышения эффективности ИТ-бизнеса.

10. Моделирование бизнес-процесса «Управление закупками» промышленного предприятия.

11. Моделирование бизнес-процесса «Управление персоналом»

12. Техническое задание на разработку программного обеспечения (АИС) <название>

13. Система управления контентом сайта <название>. Определение требований

14. Концепция проекта создания электронного предприятия.

15. Аналитический обзор методов анализа эффективности инновационного проекта <название>.

4.2.7. В период прохождения преддипломной практики может вы-полняться научно-исследовательская работа, задание на которую выдается студентам, имеющим интерес и склонность к проведению научных разработок.

Тематика научно-исследовательских работ должна быть актуальной с точки зрения предприятия-базы практики, носить исследовательский проблемно-поисковый характер и соответствовать выбранной теме выпускной квалификационной работы.

4.3. Руководство практикой

Общее учебно-методическое руководство преддипломной практикой осуществляется руководителем практики от университета. Непосредственное руководство возлагается на руководителя от предприятия (руководителя ВКР).

Обязанности руководителя ВКР:

· организация и проведение преддипломной практики в соответствии с методическими указаниями по выполнению выпускной квалификационной работы;

· уточнение и окончательное формулирование темы бакалаврской работы и темы индивидуального задания на преддипломную практику не позднее первой недели практики;

· согласование тем индивидуального задания на преддипломную практику и выпускной квалификационной работы с руководителем практики от университета;

· обеспечение соответствия содержания практики, уровня и объемов решаемых задач бакалаврской квалификации, требованиям кафедры, изложенных в методических указаниях по выполнению выпускной квалификационной работы;

· организация рабочего места студента, обеспечение средствами вычислительной техники и связи;

· составление календарного плана, контроль выполнения работ и проведение систематических консультаций;

· оказание помощи в подборе материала для выполнения индивидуального задания и ВКР;

· предоставление студентам-практикантам возможности пользоваться имеющейся литературой, технической и другой документацией;

· контроль за ведением дневника, выполнением требований учебного плана, подготовкой отчета;

Обязанности руководителя практики от университета:

· обеспечение проведения организационных мероприятий перед выходом студентов на практику, в том числе подготовки приказа ректора университета о направлении студентов на практику;

· контроль выполнения практикантами программы практики в соответствии с установленными сроками;

· обеспечение соответствия содержания практики планам и программам, установленным требованиям ;

· согласование тем и содержания индивидуальных заданий по практике и ВКР с непосредственными руководителями;

· организация работы комиссии по защите преддипломной практики;

· подготовка и проведение научных студенческих конференций по итогам преддипломной практики.

· анализ результатов практики, подготовка отчета о проведении практики вместе с замечаниями и предложениями по совершенствованию практической подготовки студентов;

· формирование приказа об утверждении тем бакалаврских работ и допуску к подготовке и защите ВКР.

4.4. Требования к организации работ

на преддипломной практике

4.4.1. В восьмом семестре, за неделю до начала преддипломной практики по учебному плану проводится организационное собрание, где руководитель практики от университета сообщает студентам сроки и порядок проведения практики, выдает дневники, и методические указания.

4.4.2. Индивидуальное задание на преддипломную практику формируется по установленной форме и выдается студенту руководителем ВКР (по согласованию с руководителем практики от университета) в течение трех дней с момента начала практики.

4.4.3. При получении и обсуждении с руководителем темы индивидуального задания на преддипломную практику студент обязан обратить внимание руководителя на требования кафедры к содержанию практики.

4.4.4. Не позднее семи дней со дня начала преддипломной практики студент обязан сдать руководителю практики от университета для согласования следующие документы:

1. Индивидуальное задание на преддипломную практику с подписью руководителя ВКР (оформляется в двух экземплярах, один экземпляр остается у студента).

2. Календарный план выполнения ВКР (на период преддипломной практики и подготовки бакалаврской работы) – окончательный вариант.

Если студент проходит преддипломную практику в сторонней организации, подпись руководителя на всех документах заверяется печатью организации (предприятия).

4.4.5. На протяжении всей практики студент должен вести дневник, в котором фиксируются все виды работ по индивидуальному заданию и полученные результаты. Содержание и сроки выполнения работ должны соответствовать утвержденному руководителем календарному плану. Дневник должен просматриваться непосредственным руководителем практики не реже одного раза в неделю.

4.4.6. Все изменения в плане работы должны быть согласованы с руководителем ВКР. Несоблюдение сроков, указанных в календарном плане, рассматривается как невыполнение учебного плана. Вопрос о дальнейшей работе студента и допуске к защите выпускной квалификационной работы решается заведующим кафедрой совместно с руководителем ВКР и руководителем от университета.

4.4.7. По окончании практики студент составляет письменный отчет и оформляет его соответствующим образом. Отчет по практике составляется каждым студентом индивидуально.

4.4.8. Защита практики проводится на последней неделе практики по учебному плану с выставлением дифференциальной оценки. Сроки защиты устанавливаются руководителем практики от университета и оглашаются за десять дней до защиты. Защита проводится точно в срок, дополнительные заседания комиссии не назначаются. Перенос срока защиты возможен только в исключительных случаях.

4.4.9. Наиболее интересные результаты работ могут докладываться на научных и научно-практических семинарах студентов, конференциях молодых ученых и аспирантов.

4.4.10. Все спорные моменты по практике решаются студентом совместно с непосредственным руководителем и руководителем от университета.

4.5. Подведение итогов преддипломной практики

4.5.1. По окончании преддипломной практики студент составляет письменный отчет в соответствии с установленными правилами оформления (раздел 4.7). Отчет оформляется на стандартной бумаге формата A4 в виде пояснительной записки, содержание которой определяется спецификой выбранной темы работы; общий объем – не более 25 страниц.

4.5.2. Руководитель преддипломной практики и ВКР проверяет отчет, выставляет оценку, в дневнике пишет отзыв о работе практиканта. Дневник должен быть полностью заполнен студентом и заверен администрацией предприятия.

4.5.3. Защита отчета по преддипломной практике проводится в университете перед комиссией, назначенной заведующим кафедрой АОИ. В состав комиссии могут входить руководители практики от предприятий, ведущие преподаватели кафедры, руководитель практики от университета. Для защиты студент обязан подготовить:

1) презентацию результатов в среде Microsoft Office PowerPoint;

2) доклад на 7 минут;

3) отчет, оформленный в соответствии со стандартами оформления курсовых проектов, с подписью и оценкой руководителя практики;

4) оформленный дневник с подписями, печатями и отзывом руководителя;

5)задание на выпускную квалификационную работу, оформленное по установленной форме (приложение Г), с подписями руководителя ВКР и студента (окончательный вариант, в дальнейшем не подлежит изменению !)

4.5.4. Результаты работы комиссии по подведению итогов практики рассматриваются и утверждаются на заседании профилирующей кафедры. Темы бакалаврских работ, уточненные в ходе преддипломной практики, согласовываются с заведующим кафедрой АОИ.

4.5.5. В случае успешного выполнения и защиты практики и учебного плана в целом, по университету издается приказ о допуске каждого студента к подготовке и защите бакалаврской работы, об утверждении тем и руководителей выпускной квалификационной работы.

4.5.6. Студент, не выполнивший программу практики, получивший отрицательный отзыв о работе или неудовлетворительную оценку при защите отчета, к подготовке и защите ВКР не допускается.

4.6. Правила ведения дневника

4.6.1. Основным рабочим документом, характеризующим текущее выполнение студентом программы практики, является дневник.

4.6.2. Первый раздел дневника заполняется непосредственным ру-ководителем на месте практики, который составляет график прохождения практики студентом и заверяет график своей подписью. Практикант должен руководствоваться графиком и следить за его выполнением.

4.6.3. Студент обязан ежедневно вести запись о проделанной работе в разделе 2 «Производственная работа».

4.6.4. В разделе 3 «Индивидуальное задание» перечисляются основные темы и вопросы, рассматриваемые в ходе практики; приводятся выводы и замечания по результатам работы.

4.6.5. Раздел 4 «Отметка о сдаче гостехминимума и экзамена на получение должностных квалификаций» не заполняется.

4.6.6. Раздел 5 заполняется руководителем практики и ВКР, где он делает заключение о качестве выполненных студентом работ и выставляет оценку по результатам практики. Раздел заверяется печатью предприятия.

4.6.7. Раздел 6 заполняется администрацией предприятия и заверяется печатью.

4.6.8. Раздел 7 заполняется руководителем практики от университета, где ставится итоговая оценка по результатам защиты.

4.7. Правила оформления отчета по преддипломной практике

Отчет по практике является основным документом, по которому оценивается качество прохождения практики каждого студента. Содержание отчета должно соответствовать индивидуальному заданию на преддипломную практику, в нем подробно излагаются собственные исследования студента и обоснована их практическая ценность.

Основными требованиями к отчету являются:

· четкое и грамотное построение в соответствии с требованиями Образовательного стандарта вуза ОС ТУСУР 6.1-97*;

· логическая взаимосвязь разделов отчета;

· краткость и конкретность изложения материала;

· наличие обоснования выбора методов и технологий, алгоритмов, методик и т.п.;

· наличие анализа и интерпретации полученных результатов, выводов и четкой формулировки задач, подлежащих дальнейшей разработке;

· наличие ссылок на использованные литературные источники.

Рекомендуемая структура отчета

1. Титульный лист (приложение Е).

Титульный лист обязательно содержит подпись руководителя практики от предприятия и оценку. Подпись руководителя из сторонней организации должна подтверждаться печатью данной организации.

2. Лист индивидуального задания на практику (приложение Д).

Содержание должно отвечать заданию и требованиям, изложенным в настоящих методических указаниях.

Введение содержит цель работы, область применения разрабатываемой проблемы, решаемые задачи, используемые методы и средства, основные результаты.

5. Краткое описание предприятия, на котором выполнялась преддипломная практика: направления деятельности, характеристика структуры управления предприятием, место разрабатываемой студентом задачи в общей схеме автоматизированного управления.

6. Основная часть: постановка задачи, описание работы по решению задачи в соответствии с индивидуальным заданием.

8. Список использованных источников

5. Требования к объему, структуре и содержанию выпускной квалификационной работы

5.1. Бакалаврская работа должна представлять собой законченную разработку на заданную тему, написанную лично автором под руководством руководителя ВКР, свидетельствующую об умении автора работать с литературой, обобщать и анализировать фактический материал, используя теоретические знания и практические навыки, полученные при освоении профессиональной образовательной программы по направлению «Бизнес-информатика».

5.2. Рекомендуемый объём выпускной квалификационной работы бакалавра от 30 до 50 страниц печатного текста без приложений. Оформление работы должно соответствовать требованиям, изложенным в соответствующих разделах настоящих методических рекомендаций.

5.3. Содержание выпускной квалификационной работы бакалавра должно учитывать требования ГОС ВПО направления «Бизнес-информатика» к профессиональной подготовленности студента.

Ниже приведены основные тематические направления бакалаврской работы по областям профессиональной деятельности.

Основные тематические направления выполнения ВКР:

1.1. анализ и моделирование бизнес-процессов;

1.2 исследование и анализ рынка ИС и ИКТ;

1.3 анализ и оценка применения ИС и ИКТ для управления бизнесом.

- разработка регламентов деятельности предприятия и управления жизненным циклом ИТ- инфраструктуры предприятия;

- управление ИТ-сервисами и контентом информационных ресурсов предприятия;

- управление электронным предприятием.

- организация обучения и консультирования пользователей в процессе внедрения и эксплуатации ИС и ИКТ

3. Разработка проектов (проектная):

- совершенствования бизнес-процессов и ИТ-инфраструктуры предприятия;

- совершенствования и регламентации стратегии и целей, бизнес-процессов и ИТ-инфраструктуры предприятия;

- создания элементов АИС, программного обеспечения, хранилищ данных;

- создания архитектуры электронного предприятия;

- внедрения интегрированных ИТ-решений.

- поиск, сбор, обработка, анализ и систематизация информации в экономике, управлении и ИКТ.

- разработка бизнес-планов создания новых бизнесов на основе инноваций в сфере ИКТ;

- разработка стратегии (методики) продвижения инновационных программно-информационных продуктов и услуг.

5.4. Содержание выпускной квалификационной работы бакалавра включает:

- обоснование выбора предмета исследования и постановку задачи;

- выполненные на основе обзора научно-технической литературы, в том числе с учетом периодических научных изданий; теоретическую и (или) экспериментальную части, включающие методы и средства исследований; математические модели; расчеты; проектную и (или) технологическую части; анализ полученных результатов; выводы и рекомендации; список использованных источников.

5.5. Бакалаврская работа должна полностью соответствовать заданию, содержать пояснительную записку, демонстрационный материал в соответствии с требованиями и правилами оформления, регламентированными стандартами ТУСУР.

5.6. В ходе выполнения бакалаврской работы студент должен изучить достаточный объем отечественной и зарубежной литературы, име-ющейся по исследуемой теме (особенно вышедшей в последние годы).

5.6. Бакалаврская работа должна проводиться в соответствии с системным подходом и должна включать в себя следующие основные этапы: постановка цели исследования, описание предметной области, анализ предметной области и выявление проблем, выработка рекомендаций по устранению проблем, организация выполнения и оценка эффективности.

5.7. Студент должен продемонстрировать применение теоретических знаний, полученных в процессе обучения:

· использовать математические, информационные модели, методы анализа систем и принятия решений;

· грамотно обосновывать выбор основных решений, например, по функциональной части автоматизированной системы, по комплексу технических средств, по видам обеспечений (программному, техническому, информационному, лингвистическому, организационному), по программным и аппаратным методам обеспечения достоверности и защиты информации и др.

5.8. Студент обязан грамотно, четко и ясно, в логической последовательности излагать материал в пояснительной записке.

6. Критерии оценки ВКР

Оценка выпускных квалификационных работ проводится по результатам их выполнения и публичной защиты. При этом Государственная аттестационная комиссия (ГАК) руководствуется следующим.

1. Оценки«отлично» заслуживает ВКР, выполненная в полном соответствии с заданием на уровне законченной инженерно-экономической или научной работы с достаточным обоснованием используемых методов, средств и проектных решений, как правило, с внедрением или опубликованием ее отдельных результатов (в печати или в виде доклада на официальной конференции и т.п.), либо выполненная с использованием новой технологии (методики) исследования и/или проектирования.

Как правило, оценка«отлично» выставляется студенту, проявив-шему в ходе выполнения бакалаврской работы творческие способности к инженерно-исследовательской работе, поиску оптимальных научно-технических и организационно- экономических решений .

2. Оценки«хорошо» заслуживает выпускная квалификационная работа, выполненная в полном соответствии с заданием с применением современных информационных технологий, содержащая элементы поиска оптимальных технических и организационно-экономических решений на основе типовых методик.

Как правило, оценка«хорошо» выставляется студенту, проявившему в ходе выполнения бакалаврской работы системный характер знаний и умений в решении типовых инженерных и экономических задач и способному к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей профессиональной деятельности.

3. Оценки«удовлетворительно» заслуживает выпускная квали-фикационная работа, выполненная, в целом, в соответствии с заданием. Причем, поставленная перед студентом типовая экономическая, инженерная или исследовательская задача решена только на основе типовых методик.

Как правило, оценка«удовлетворительно» выставляется студенту, принимающему в ходе выполнения ВКР однозначные решения без достаточного анализа возможных вариантов, допустившему ошиб-ки в проведенном обосновании принятых инженерно-технических, организационно-экономических решений или в выполнении отдельных требований задания.

4. Оценки«неудовлетворительно» заслуживает ВКР, не в полной мере соответствующая заданию, и, в частности, не содержащая элементов анализа предметной области, бизнес-процессов предприятий, проектирования информационных систем и/или без применения средств вычислительной техники.

Как правило, оценка«неудовлетворительно» выставляется студенту, допустившему в ВКР либо при его защите грубые ошибки, требующие дополнительной проработки студентом темы, поставленной в задании.

7. Рекомендации по оформлению ВКР

7.1. Оформление выпускной квалификационной работы должно соответствовать требованиям Образовательного стандарта вуза ОС ТУСУР 6.1-97. Текст работы должен быть набран на белой бумаге формата А4 с одной стороны листа. Размер шрифта: 12-14, интервал:1-1,5.

Поля: левое - 30мм, правое – 10мм, верхнее – 15мм, нижнее – 20 мм.

7.2. Рекомендуется следующее содержание бакалаврской работы:

· реферат на русском языке;

· реферат на иностранном языке;

· список использованных источников;

Титульный лист пример оформления приведен в прил. Ж.

Реферат размещается на отдельном листе (приложение К) и содержит:

· сведения о количестве страниц ВКР, количестве иллюстраций, таблиц, использованных источников, приложений;

· перечень ключевых слов (включает от 5 до 15 слов или словосочетаний из текста ВКР, которые в наибольшей мере характеризуют его содержание);

Основной текст реферата должен быть кратким, точным и отражать:

· объект исследования или разработки;

· методы и средства исследования;

· полученные результаты и их новизну;

· степень внедрения: рекомендации по внедрению или анализ результатов внедрения, область применения работы;

· экономическую эффективность или социальную значимость работы;

· предположения о развитии результатов исследования.

Если ВКР не содержит сведений по какому-либо из перечисленных пунктов, то и в тексте реферата он соответственно опускается.

Задание . В задании указывается тема бакалаврской работы, сроки принятия к исполнению и сдачи законченной работы, исходные данные, перечень подлежащих разработке вопросов. Задание утверждается заведующим кафедрой, подписывается руководителем работы и студентом (приложение Г).

Содержание . Слово «Содержание» записывается в виде заголовка, симметрично тексту, с заглавной буквы. Нумерация проставляется, начиная с листа «Содержание» (предыдущие листы, включая титульный, подсчитываются, но номер на них не ставится).

Введение . Во введении раскрываются актуальность темы, ее научная новизна и практическая значимость, уровень научной разработки, цели и задачи данного исследования, его предмет и объект; исходные теоретические идеи. Заголовок «Введение», так же как и все последующие заголовки разделов (глав) и подразделов основной части, записывается с абзаца с заглавной буквы.

Основная часть . Текст ВКР включает разделы (главы), подразделы, пункты. Слово «глава» не пишется.Разделы нумеруются араб-скими цифрами с абзаца. Каждый раздел начинается с новой страницы.Подразделы и пункты нумеруют в пределах каждого раздела или подраздела; подпункты – в пределах пункта. Подразделы не следует начинать с новой страницы. Если раздел или подраздел состоит из одного пункта, этот пункт также нумеруется.Точка в конце номеров разделов, подразделов, пунктов не ставится.

Заключение должно содержать краткие выводы по результатам выполненной работы, оценку полноты решения поставленных задач, рекомендации по конкретному использованию результатов работы, ее экономическую, научную, социальную значимость. Заголовок «Заключение» записывается с абзаца.

Список использованных источников . Заголовок «Список использованных источников» записывают симметрично тексту с прописной буквы. В список включаются все источники, на которые имеются ссылки в пояснительной записке ВКР. Источники в списке нумеруются в порядке их упоминания в тексте, записываются арабскими цифрами без точки (приложение Л).

Приложения включают материалы иллюстративного и вспомогательного характера (таблицы большого формата; дополнительные расчеты; распечатки и проч.) Приложения обозначаются русскими заглавными буквами - А, Б, В и т.д.(например «Приложение А»), располагаются в виде заголовка, по центру.

Таблицы, рисунки, формулы оформляются в соответствии со внутривузовским стандартом ОС ТУСУР 6.1-97*. На все таблицы, рисунки, литературные источники, приложения в тексте должны быть ссылки.

8. Подготовка к защите и защита выпускной квалификационной работы

8.1. К защите выпускной квалификационной работы допускаются студенты, полностью выполнившие учебный план, успешно сдавшие все зачеты и экзамены.

8.2. Защита проводится на открытом заседании Государственной аттестационной комиссии (ГАК).

8.3. Студент несет полную ответственность за выполненную работу, правильность расчетов, грамотность изложения материалов. Подпись руководителя на титульном листе пояснительной записки удостоверяет, что решения принятые в работе, принципиально правильны, и работа выполнялась студентом самостоятельно.

8.4. Подготовленная работа в одном экземпляре сотзывом научного руководителя представляется на кафедру для проверки правильности оформления нормоконтролеру кафедры, а затем на утверждение заведующим кафедрой не позднее, чем за 10 дней до защиты. В отзыве руководитель должен не только оценить проделанную работу, но и охарактеризовать профессиональные способности студента, степень его самостоятельности.

8.5.Внешняя рецензия на бакалаврскую работу может потребоваться по решению заведующего кафедрой. Студент согласовывает с руководителем от университета необходимость рецензирования работы и получает направление на рецензию. Кандидатура рецензента утверждается заведующим кафедрой. Рецензенту передаются пояснительная записка, памятка по составлению рецензии, бланк для оплаты (по согласованию).

8.6. За неделю до защиты студент обязан обратиться к секретарю ГАК по вопросу обеспечения демонстрации на ПЭВМ результатов работы.

8.7. Если результаты бакалаврской работы внедрены или находится на стадии внедрения, необходимо предоставить секретарю ГАК справку о внедрении или письменное подтверждение руководителя от предприятия.

8.8. В день защиты студенту необходимо иметь:

1) пояснительную записку, подписанную руководителем, заведующим кафедрой, консультантами по экономической части и безопасности жизнедеятельности, нормоконтролером;

2) раздаточный материал, проверенный руководителем;

3) зачетную книжку с отметкой деканата и с допуском руководителя;

4) отзыв руководителя;

5) рецензию на ВКР (если имеется);

6) заполненные рецензентом бланки на оплату;

7) справка о внедрении результатов работы, если имеется внедрение.

Стандартные бланки студенты получают у секретаря ГАК.

9. Рекомендации по подготовке доклада

Процедура защиты выпускной квалификационной работы, как правило, состоит из следующих этапов:

· объявление Председателем ГАК защиты студентом (имя) выпускной квалификационной работы на тему (указание темы);

· доклад студента(7 минут);

· ответы студента на вопросы членов ГАК;

· зачитывание отзыва руководителя и при наличии рецензии;

· ответы студента на замечание рецензента;

· дискуссия, обмен мнениями членов ГАК;

· заключительное слово студента;

· объявление Председателем ГАК окончания защиты.

Для наглядного представления результатов бакалаврской работы на защите студент должен подготовить демонстрационные материалы. К числу таких материалов относятся: плакаты, презентации, раздаточные материалы.

Для подготовки презентации студент должен использовать стандартные программные средства (например, Microsoft Office PowerPoint).

Раздаточные материалы раздаются членам Государственной экзаменационной комиссии (7-10 комплектов). Подобными материалами могут быть информационные листки, буклеты, изготовленные типографским способом или иллюстративные материалы, распечатанные на принтере.

К защите студенту необходимо подготовить доклад о содержании ВКР и полученных научных и практических результатах. Длительность доклада составляет 7 минут. Рекомендуется обсудить план выступления с руководителем ВКР. Задача плана - сделать речь стройной, логически связанной и последовательной. При составлении плана нужно опираться на традиционную схему композиционного распределения главных положений, развитие темы как вывод из вступления, изложения и заключения. Не следует допускать в докладе двух толкований ответа на одни и те же вопросы, следует последовательно отстаивать высказанную точку зрения. Каждое рассуждение должно быть связано с научно обоснованными теоретическими положениями.

Во вступлении следует раскрыть тему бакалаврской работы, ее цели и задачи, обосновать актуальность, важность работы, перечислить методы исследования.

Основная часть доклада должна содержать описание предметной области; результаты анализа (выявленные проблемные ситуации, тен-денции, условия, имеющиеся возможности и др.); возможные пути решения проблем и наиболее перспективные направления совершен-ствования; комплекс мер по реализации выбранных направлений; ожидаемые эффекты и угрозы при их реализации.

Если бакалаврская работа выполнена в области проектирования и внедрения АИС, необходимо привести основные проектные решения в виде информационных и/или функциональных моделей, схем алго-ритмов, экранных форм, таблиц, графиков и т.п.

В заключении перечисляются основные результаты, дается оценка научной новизны и практической ценности работы, излагаются перспективы.

Текст выступления желательно не читать от начала до конца. Лучше воспользоваться планом или тезисами доклада. Речь должна быть грамотной, внятной, неторопливой и не монотонной.

Следует продумать взаимосвязь выступления с показом демонстрационных материалов. В докладе необходимо дать объяснение по каждому слайду. При показе демонстрационных материалов пользуются указкой.

При ответе на вопросы членов комиссии не нужно торопиться с ответом, давать непродуманные, сомнительные ответы. Следует сначала убедиться, что Вы правильно поняли вопрос, а затем ответить лаконично, ясно и по существу.

Образец письма предприятия

Открытое акционерное общество «АЛЬФА-БАНК» г. Москва

Кредитно-кассовый офис ОАО «Алфа-Банк» в г. Томске

634000 г.Томск, ул.Кирова, д.39,

систем управления и радиоэлектроники

634050, г.Томск, пр.Ленина,40

Кредитно-кассовый офис ОАО «Альфа Банк» в г. Томске предоставит место для прохождения преддипломной практики и выполнения выпускной квалификационной работы студенту группы 405 специальности «Бизнес-информатика» Семенову Евгению Петровичу.

Руководитель преддипломной практики и выпускной квалификационной работы — заместитель руководителя ККО, к.т.н. _____________ Букреев А.А.

офиса ____________ Пономарева Н.В.

Образец Заявления студента

Заведующему кафедрой АОИ

д.т.н. проф. Ехлакову Ю.П.

от студента гр. №_________

Прошу утвердить мне тему выпускной квалификационной работы:
_____________________________________________________________

Научный руководитель ____________________________________________________________
(должность, Ф.И.О.)


Согласие научного руководителя______________________________

выпускных квалификационных работ

по направлению «Бизнес-информатика»

I.Специализация «Моделирование и анализ бизнес-процессов»

1. Реинжиниринг бизнес-процесса <название> (на примере конкретного процесса)

2. Системный анализ деятельности организации (на примере конкретной организации)

3. Разработка стратегии развития бизнеса

4. Функционально-стоимостной анализ бизнес-процесса (на примере конкретного бизнес-процесса)

5. Анализ рисков деятельности организации.

6. Комплексная оценка уровня развития организации

7. Контроллинг и мониторинг бизнеса (бизнес-процесса)

8. Документирование бизнеса для системы менеджмента качества.

9. Совершенствование организационной структуры предприятия

10. Построение системы сбалансированных показателей деятельности организации

11. SWOT-анализ бизнеса

12. Инструменты совершенствования бизнес-процессов.

13. Выявление и анализ проблем бизнеса.

II.Специализация «Системы управления предприятием»

1. ERP-решение для оздоровления бизнеса: общая диагностика.

2. ERP-решение для оздоровления бизнеса: управляем денежными средствами.

3. ERP-решение для оздоровления бизнеса: отчетность по международным стандартам.

4. Система антикризисного управления холдингом: практика применения технологии CPM.

5. Управление эффективностью бизнеса .

6. ERP-решение: анализ финансовой устойчивости организации.

7. Оценка эффективности внедрения ERP-системы методом экономической добавленной стоимости.

8. Оценка эффективности внедрения ERP-системы с использованием системы сбалансированных показателей.

9. Оценка эффективности внедрения ERP-системы с использованием методологии прикладной информационной экономики.

III.Специализация «Проектирование и внедрение

1. Программное обеспечение <название>.

2. Информационное обеспечение АИС <название> (разработка на основе анализа бизнес-процессов организации).

3. Архитектура и функциональное обеспечение АИС <название> (проектирование расширений функциональности АИС на основе анализа бизнес-процессов).

4. Концепция автоматизации бизнес-процессов предприятия. Обоснование выбора типовых проектных решений.

5. Исследование и оптимизация моделей деятельности предприятия в условиях внедрения ИС.

6. Автоматизация логистических процессов в розничной компании <название>.

7. Организация внедрения информационной системы <название> на предприятии <название>.

8. Оценка эффективности внедрения ИС <название>

9. Стратегия тестирования информационной системы.

10. Автоматизированная информационная система поддержки маркетинговой деятельности предприятия малого бизнеса.

11. Развитие комплекса учебно-методических материалов для реализации процессного подхода обучения пользователей ИС (в рамках внедрения).

IV.Специализация «Инновации и бизнес

в сфере информационных технологий»

1. Совершенствование стратегии продвижения программного обеспечения на рынке ИТ-продуктов и услуг (на примере предприятия).

2. Анализ конкурентной способности компании на рынке ИТ-продуктов и услуг.

3. Организация создания и внедрения веб-сайта предприятия.

4. Оптимизация контента сайта <название>.

5. Анализ бизнеса ИТ-компании в условиях турбулентных рынков.

6. Архитектура электронного предприятия <название>.

7. Технология организации межкорпоративного взаимодействия на вертикальных электронных торговых площадках.

8. Организация внутрифирменного электронного бизнеса.

9. Анализ рисков инновационного ИТ-проекта.

10. Анализ эффективности ИТ-проекта.

11. Бизнес-план ИТ-проекта.

12. Электронный архив бизнес-проектов ИТ-компании.

13. Совершенствование интегрированной информационной системы управления проектами (на примере конкретного предприятия).

14. Организация проектного офиса в ИТ-компании.

Форма индивидуального задания

на преддипломную практику

Федеральное агентство по образованию

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ (ТУСУР)

Кафедра автоматизации обработки информации (АОИ)

Зав. кафедрой АОИ

д-р техн. наук, проф.

на преддипломную практику

2.Вопросы и задачи, подлежащие разработке___________________

4.Ориентировочная тема выпускной квалификационной работы: ___________________________________________________________

5.Перечень задач и работ на период подготовки ВКР __________________________________________________________

(должность, место работы, фамилия, имя, отчество)

Задание принял к исполнению

Пример оформления реферата

Бакалаврская работа 49 с. 24 рис. 21 табл. 22 источника, 3 прил.

АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА, ТЕХНОПАРК, ВЫСТАВКА, MYSQL, PHP, APACHE, БАЗЫ ДАННЫХ, СЕТЬ, INTERNET, WEB, ПРОГРАММА.

Объектом исследования является выставочно-ярмарочная деятельность ОАО ТМДЦ «Технопарк».

Целью работы является на основе анализа предметной области автоматизация составления плана подготовки и проведения выставок, аналитическое изучение и проведение исследований в области выбора средств программирования, реализация системы планирования и контроля подготовки и проведения выставок

Результатом выполнения бакалаврской работы являются технические требования и функциональное обеспечение автоматизированной системы планирования и контроля подготовки и проведения выставок.

Пояснительная записка содержит описание предметной области и проблемной ситуации, пути решения проблемы, описание функций созданной системы, ее достоинств и недостатков, условий и области применения, обоснование выбранного web-сервера Apache, СУБД MySQL и языка программирования РНР.

Бакалаврская работа выполнена в текстовом редакторе MS Word 2000.

списка использованных источников

Список использованных источников

1. Информационные технологии в управлении и принятии реше-ний / Под ред. Ю.П. Ехлакова. — Томск: Томск. гос. ун-т систем управления и радиоэлектроники, 1997. — 238с.

2. Маклаков С.В. Моделирование бизнес-процессов с ALLFusion Process Modeler. — М. ДИАЛОГ-МИФИ, 2003. — 240 с.

3. Соколовская Г. Конкуренция или сотрудничество? // Эконо-мика и жизнь. — 1993. — № 5. — С.7.

4. Кастаньетто Дж. «Профессиональное РНР программирование» / Дж. Кастаньетто, Х. Рават, С. Шуман и др. – Пер. с англ. — СПб: Символ-Плюс, 2001. — 912 с.

5. Кривцов А.И. Текст выступления на заседании Коллегии МПР России «О предварительных итогах работы Государственной геол-службы России в 2002 году и задачах на 2003 год» / А.И. Кривцов [Электронный ресурс]. — М. Информационно-аналитический центр «Минерал», 2003. — Режим доступа к сайту: http://www.mineral.ru.

6. Юркин Е.И. Лакеев И.С. Информационная технология учета производственных зданий и сооружений в среде ЭГП ООО «Томскнефтехим» // Научная сессия ТУСУР-2006: материалы докл. Всеросс. науч.-техн. конф. — Ч. 2. — Томск, 2006. — С. 53–55.

[1] В тексте настоящих методических указаний термином «предприятие» обозначаются предприятия и организации различной отраслевой принадлежности и различных форм собственности, а также учреждения государственного и муниципального управления. Под архитектурой предприятия понимается интегральное представление стратегий и целей, бизнес-процессов и ИТ-инфраструктуры предприятия