Руководства, Инструкции, Бланки

благодарственное письмо за проведение экскурсии образец img-1

благодарственное письмо за проведение экскурсии образец

Рейтинг: 4.9/5.0 (1904 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Образец благодарственного письма директору школы за помощь - добавлено 79 комментария(ев)

Образец благодарственного письма директору школы за помощь

Спасибо девушке-экскурсоводу за «погружение» в эпоху Л. Комарова от родителей и студентов МГУТУ им. Finland: CBOSS Oy, Hoylaamotie 10, 00380 Helsinki, Tel. Кроме того, он часто дополняет рассказ экскурсовода интересными сведениями по теме экскурсии. Всего на стенде 120 имен. Кожедуба посетили военно-исторический музей в городе Зеленограде и возложили цветы к мемориалу. Желаем Вашему коллективу творческих успехов и надеемся на дальнейшее сотрудничество. Климовска Московской области Огромная благодарность всему коллективу АНО "Агентство развития внутреннего туризма" за проведение замечательных экскурсий. Мы хорошо осознаем, что успехами обязаны прежде всего, компаниям, участвовавшим в реализации нашего проекта и в частности, успешному сотрудничество с Вами. Текст самого письма состоит из нескольких частей: 1 Обращение указываются имена родителей. 2 Сам текст за что благодарят: за достойное воспитание сына или дочери, за интерес к учебе ребенка, за помощь в организации таких-то мероприятий и т. А и Бражникова С.

Кузнецова Группы 7-8 г. Его информация о городе-герое была очень интересной, дети внимательно слушали его. Дети нашей школы посетили в феврале и марте Музейно-мемориальный комплекс «История танка Т-34», Музей космонавтики и Центральный музей Военно-Воздушных Сил. Очень интересно и обстоятельно провел экскурсию. Материал излагался доступным для детей языком.

Награды Детской школы искусств - музыкальной. Новоуральск. Отдел Культуры Администрации г. Новоуральска.

Ждем новых экскурсионных программ. Там мне особенно запомнились самолеты ЯК-3, Т-20 и Т-20 м. Благодарственное письмо от администрации ГКУЗ РО Дом ребенка специализированный г. О родителей или же только И. Увиденное там нас потрясло: Крым, крымские пейзажи, просторы нашей Родины: Дальний Восток, Байкал, Курильские острова и взгляд моряка, Героя Советского Союза, смотрящего на нас, молодое поколение. Надеемся на дальнейшее сотрудничество. Толстого «Ясная Поляна», прогуляться аллеями в парке, посетить могилу выдающегося русского писателя. Материал излагался доступным для детей языком.

От лица ООО Брянский Фанерный Комбинат и ПФК Аламак выражаю Вам искреннюю благодарность за плодотворное сотрудничество. Бакашвили Управа района Зюзино Управа района Зюзино выражает благодарность "Агентству развития внутреннего туризма" за представленную возможность участвовать в образовательном военно-историческом проекте "Дороги Победы". Центральным советом комиссии по борьбе с коррупцией активную. Сегодня, в преддверии юбилея Великой Победы, важно не только рассказать детям о героической истории нашей страны, но и дать им возможность увидеть многое своими глазами, прикоснуться и приобщиться к нашей памяти. Ребята в восторге от музея и экскурсии в автобусе по дороге к нему. Увиденный нами материал мы используем в работе школьного краеведческого музея и музея им. Уходить не хотелось, но надо было возвращаться в школу… Иван Журавлев, 7 класс Всем салют! Мы поехали в музей космонавтики.

Видео

Другие статьи

Благодарственное письмо ученику образец

Благодарственные письма - Дороги Победы

С уважением, Людмила Смирнова. Директор ГБОУ Гимназия № 1503 С. Ребят до сих пор переполняют эмоции! Троицка и их родители ГОУ СОШ № 1874 г. А на обратной дороге обсуждение увиденного. С уважением, Насиба Давлетова МБОУ СОШ № 3 г.Мы помним наших Героев, гордимся их Победой.Желаем Вам продолжения акции и процветания! Много было картин с изображениями Кутузова. Надеемся побывать на всех Ваших экскурсиях!

Мы благодарим нашего экскурсовода Татьяну Юрьевну и водителя Одинокова Сергея Николаевича за высокое качество работы, вежливость и хорошее настроение!Мы благодарим нашего экскурсовода Татьяну Юрьевну и водителя Одинокова Сергея Николаевича за высокое качество работы, вежливость и хорошее настроение! Мы высоко ценим Ваш неутомимый и добросовестный труд, высокую ответственность и отдаем дань достойному выполнению поставленных перед Вами задач, следованию стратегическим целям, пониманию финансовых, политических и экономических приоритетов предприятия, проявленную инициативу и высокие результаты в организации работы вверенного подразделения.

В рамках патриотической программы «Дороги Победы» ученики «Нахабинской гимназии № 4» 9 февраля 2015 года посетили Музей Отечественной войны 1812 года. Департамент образования администрации Владимирской области В целях создания эффективного механизма патриотического воспитания детей молодежи и готовности к защите Отечества обучающиеся семи образовательных организаций, расположенных на территории Владимирской области, г.

  • Материал из раздела Бланки, характеристики, отчеты - Тексты благодарственных писем учителям, родителям и ученикам.
  • Благодарственное письмо Государственного фонда кинофильмов РФ. Благодарственное письмо от учителей русского языка и.
  • Благодарственное письмо сотруднику образецобразец благодарственного письма сотрудникублагодарственное письмо образец.
  • В последние годы рекрутеры все чаще советуют кандидатам писать пробные, сопроводительные, благодарственные, рекомендательные и иные.

Надеемся посетить еще несколько увлекательных, содержательных, познавательных экскурсий.Автобус приехал заранее, водитель и сопровождающий были очень вежливы и приветливы с нами.Да и остальные работники музея отличаются добрым и внимательным отношением к посетителям. Акульшина МБОУ Серковская средняя общеобразовательная школа деревни Серково Щелковского муниципального района Московской области МБОУ Серковская средняя общеобразовательная школа деревни Серково Щелковского муниципального района Московской области выражает огромную благодарность и признательность Российскому военно-историческому обществу, Ростуризму за светлую идею организовать программу «Дороги Победы», и Агентству развития внутреннего туризма за ее непосредственное воплощение! Было интересно и детям и взрослым. Было интересно и детям,и взрослым. В 8-30 все собрались около автобуса. Мы, учащиеся и учителя школы №3 им.

Гимназия № 1389 Благодарность Музейно-мемориальный комплекс " История танка Т-34" порадовал количеством интересных и познавательных для подрастающего поколения экспонатов. Камень-Рыболов, Ханкайского района, Приморского края. Московский казачий кадетский корпус им. Э. учителя начальных классов Лесовая С. Экскурсовод в музее была замечательная. ГБОУ СОШ № 853 МБОУ СОШ № 14 МБОУ СОШ № 14 г.Именно такие мероприятия позволят воспитать и развивать патриотическое сознание у подрастающего поколения.Лобня выражает Вам огромную признательность за организацию и проведение экскурсий для учащихся нашей школы.Организация и реализация Всероссийской патриотической программы «Дороги Победы» проходит на высшем уровне.Благодарим Вас за проявленное милосердие и чуткое отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья! Учителя и обучающиеся ГБОУ школы №2075 СП ШО № 4 МОУ гимназия г.Все участники этого мероприятия сказали «Спасибо за праздник!Мы сожалеем о том, что присоединились к ней только месяц назад!

Выражаем огромную благодарность за очень интересную экскурсию.Поездка оставила хорошие воспоминания и позитивное настроение.

На сегодняшний день в ЗАО «_______________» работает немало высококлассных специалистов, подлинных профессионалов, которые являются Вашими учениками воспитанниками и преемниками. ГБОУ СОШ №1359 Спасибо всем, кто придумал и реализовывает этот замечательный проект. В 8 октября 2015 года учащиеся 4г и 3а классов школы № 896 посетили музей Вооружённых сил.Учитель истории и обществознания Жарова Валентина Юрьевна МОУ " Гимназия №1" г.Ваш проект был заключительным аккордом в подготовке к Великому Юбилею нашей страны.И наверное это в первые, когда наши дети не хотели возвращаться с экскурсии в корпус.

Москвы От имени учащихся и учителей ГБОУ школы № 2075 выражаем искреннюю благодарность Министерству культуры Российской Федерации, Ростуризму, Российскому военно-историческому обществу, АНО «Агентство развития внутреннего туризма» за возможность участия во Всероссийской образовательной патриотической программе «Дороги Победы».

Благодарственное письмо ученику образец

Поражает и приятно удивляет высочайший уровень организации мероприятия.Все экскурсии очень хорошо организованы, время все четко распланировано.Второй — тем, кто отдавал свои жизни в окопах, воевал ради Великой Победы.Достоевского Я являюсь классным руководителем 5 А класса ГБОУ СОШ №1148 им.О совершенно неожиданно, что бесплатный сыр бывает не только в мышеловке! Спасибо за прекрасную организацию. Москва вечерняя - сказочно красива! Москва вечерняя - сказочно красива! Большое спасибо нашему экскурсоводу Зубаревскому Сергею Юрьевичу за интересный и очень познавательный рассказ о развитии самолетостроения, о выдающихся лётчиках нашей страны.

Школа №773 От лица учеников школы №773 и педагогов выражаю благодарность организаторам программы " Дороги Победы".Дети были в восторге, мальчики, в частности, узнали много нового о танках то, чего не узнаешь просто играя в компьютер.С погодой нам тоже очень повезло- красочная осень, со всей палитрой красок предстала взору во время движения автобуса. Я благодарна растениям и деревьям за то, что они существуют в природе.

И.о. Огромное спасибо всему коллективу АНО «Агентству развития внутреннего туризма» за прекрасную организацию экскурсий.От имени ребят, их родителей и учителей школы выражаю огромную благодарность всем, кто организовал такое великое дело! Наши дети очень много узнали и запомнили, долго и с восхищением обсуждали увиденное, с самозабвением вглядываясь в фотоснимки, сделанные в ангарах и на открытой площадке, что не удивительно, ведь и нас, взрослых, покорила мощь и красота Российской авиации, что только подняло чувство гордости за нашу Родину.

директора Д. Губанов Зам. Всё здорово! Курбатова Г. Спасибо Вам. Выражаем также благодарность за помощь в организации экскурсий по Москве и Храму Христа Спасителя для суворовцев Казанского суворовского военного училища - гостей Пансионата МО РФ года.

Ребята с удовольствием поедут на экскурсию с этими организаторами еще неоднократно.Спасибо огромное всем, кто принимает участие в подготовке экскурсий для наших детей. Егор Печенкин, 3 «а» класс В музее Отечественной войны 1812 года Три дня назад нам сообщили, что в ближайшую среду мы поедем в музей.А еще я обратила внимание на трон Александра Первого сделанный из дерева, он был украшен золотым венком, обшит пурпурной тканью.

Прекрасный автобус, опытный, вежливый водитель. Неожиданно я узнал, что поездка еще и бесплатна.Чтобы количество музеев постоянно расширялось! Строганова Председатель ученического совета Г. С уважением, ГБОУ СОШ № 436 ГБОУ Гимназия № 1520 им. С уважением, учитель школы №2114 Чекулаева В.С уважением, Администрация МБОУ школа № 3 г. Правила оформление резюме

Благодарственные письма, грамоты, дипломы ИГУМО

Благодарственное письмо ученику образец. Оценка: 96 / 100 Всего: 233 оценок.

Скачать благодарственное письмо за организацию экскурсии образец

Скачать благодарственное письмо за организацию экскурсии образец и как прошить договор дарения

Колледж функционирует на основании Устава, содержащего права и По окончании обучения выдается диплом государственного образца. Организация торговли 21.12.2015 Экскурсия в музей городского электротранспорта (смотреть фото) Огромное спасибо преподавателям и студентам. За крупный вклад в развитие военной и инженерной науки генеральный директор. С 15 февраля школы города начали прием заявок на приобретение путевок для детей от 7 до 15 лет.

Письмо #1: Уважаемый Иван Иванович, Институт государственного администрирования. 24 апреля в 11 часов ОАО КМАпроектжилстрой приглашает на презентацию измененной. 22 декабря 2014 года в Администрации Ремонтненского района прошло совместное заседание. Я пользуюсь услугой «Электронный дневник», чтобы получать оперативную информацию. There are many interpretations to the internet for this web marketing or similar terms such as: online marketing, internet marketing, e-marketing and others. №2009/1 Бюллетень Липецкого областного суда №2009/2 Бюллетень Липецкого областного суда. Любителей подлёдного лова рыбы в Переславском районе на оз.Плещеево около 90 человек. Скачать: портфолио учителя начальных классов. Муниципальное образовательное учреждение. Материал по теме: Портфолио учителя начальных классов для аттестации на высшую категорию. Иностранных граждан · Приложение к диплому европейского образца За годы существования кафедры было подготовлено несколько тысяч с группой: организация и проведение групповых собраний, экскурсий и промежуточных аттестаций, благодарственные письма за хорошее воспитание. 1 февраля по окончании Божественной литургии в Кафедральном Храме Христа Спасителя. Благодарственное письмо (письмо-благодарность) – вид некоммерческого делового письма

За время обучения детей в этой школе испытывала постоянные качели в эмоциях. Сопроводительными, - благодарственными, Организация не возражает против совместного строительства… и др. Образец письма-подтверждения Письмо-напоминание содержит указание на приближение или истечение трансфер, организацию питания, проведение экскурсий и другие услуги. В наше время, когда Мошиах раскрылся и уже находится среди нас, задача каждого из нас. Внимание! Сайт переведен на новую программную платформу и работает в режиме отладки. Возмещение ущерба, причиненного заливом квартиры: Выселение бывшего члена семьи. Относительно названия этого облегченного варианта долго спорили. “Пять лет среди евреев. Современные педагогические технологии позволяют мне реализовывать личностно. События колледжа за ноябрь 2015 года. Учебный процесс. До 7 декабря все студенты выпускных.

Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования РФ № 48 от 04.09.97. Экскурсии. мосэнерго от министерства социалной защиты населения московской области 2012 Благодарственное письмо генеральному директору. Благодарственное письмо за помощь (образцы). Письмо №1 выражаю Вам искреннюю благодарность за организацию и спонсирование поездки. 17 май 2015 Серафима Саровского" побывали на обзорной экскурсии по Огромное спасибо за организацию и сопровождение на реконструированную по образцу 1910 года – последнему году жизни Л.Н.Толстого. Большое спасибо компании Евролюкс за организацию этого прекрасного отдыха и отдельное Здесь и дискотеки, отличное питание, экскурсии. Благодарность от туристов за организацию тура в Италию Благодарность от турагентства «Аскотель-тур» за организацию индвидуального Благодарственное письмо от агентства Касабланка, за хороший отдых их туристов. Экскурсию проводит ученый секретарь музея Казачков А. Г. как периода войны в Афганистане, так современные образцы Российской армии. Музею была вручено Благодарственное письмо "За организацию и проведение. Добрый день! Помогите, пожалуйста, составить письмо в русское посольство в Германии.

Уважаемые коллеги! В разделе «Физкультура и спорт» размещен перечень мероприятий. 21 сен 2013 Благодарственное письмо за активное участие в 12 Всероссийской Благодарность за организацию и проведение "Гагаринской.

Разработка и проведение производственной экскурсии

Разработка и проведение производственной экскурсии Введение Производственные экскурсии являются важным средством образования трудового воспитания и профориентации студентов и учащихся. Во время экскурсии на производство экскурсанты знакомятся со свойствами веществ исходных материалов и полученных продуктов, устройством и работой основных аппаратов, с технологическим процессом в целом, что формирует у них яркие образы и способствует более прочному усвоению научных основ производства. Поэтому актуальность данной темы не вызывает сомнения. Основная цель данной работы - исследование возможности производственной экскурсии для расширения и разнообразия туристических услуг, профориентации учащихся, политехнического образования студентов. В связи с этим решались следующие задачи : · Анализ форм и методов организации производственной экскурсии; · Изучение требований экскурсионной методики · Разработка и проведение производственной экскурсии на ОАО "Искитимцемент" для старших школьников. Производственные экскурсии делятся на · производственно-исторические, · производственно-экономические, · производственно-технические · профориентационные. Производственно-исторические раскрывают историю предприятия, показывают биографию и достижения завода, фабрики, транспортного узла, сельскохозяйственного предприятия, научного ил учебного учреждения. Напроизводственно-экономическихэкскурсиях раскрываются такие вопросы, как себестоимость продукции, научная организация труда, качество продукции. Производственно-технические обеспечивают показ технологического процесса, работу отдельных цехов и участков. В особую подгруппу выделяются производственные экскурсии, которые проводятся с целью профессиональнойориентации подростков, оказания помощи учащимся общеобразовательных школ в выборе ими будущей профессии. Подобные экскурсии посвящены подробному знакомству с различными профессиями, а в ряде случаев всестороннему показу одной-двух профессий. Глава 1. Методика проведения производственных экскурсий для студентов и учащихся школ 1.1 Этапы подготовки и основные требования к проведению производственной экскурсии Определение цели и задач экскурсии Работа над любой новой экскурсией начинается с четкого определения ее цели. Это помогает авторам экскурсии более организованно вести работу в дальнейшем. Цель экскурсии - это то, ради чего показываются экскурсантам памятники истории и культуры и другие объекты. Рассказ экскурсовода подчинен той же конечной цели. Назовем несколько целей: воспитание патриотизма, любви и уважения к Родине, общественно-полезному труду, к другим народам; эстетическое воспитание, а также расширение кругозора, получение дополнительных знаний в различных областях науки и культуры и т.д. Задачи экскурсии - достичь целей путем раскрытия ее темы. Выбор темы экскурсии Тематика экскурсионных учреждений и музеев постоянно расширяется. Практика показывает, как важно обеспечить правильный выбор темы экскурсии. Четкая формулировка темы определяет содержание экскурсии. Тема является стержнем, который соединяет все объекты экскурсии в единое целое. В основе проведения экскурсии лежит правило "от показа к рассказу", которое принято как аксиома экскурсионного дела. Основные методические приемы Среди основных методических приемов экскурсионного показа следующие: прием предварительного осмотра, зрительного анализа, зрительной реконструкции, локализации событий, зрительного сравнения. Приемпредварительногоосмотра. Этот методический прием используется в тот момент, когда экскурсанты находятся на месте расположения памятника, когда они уже увидели его. Экскурсовод называет памятник, например: "Перед вами находятся "Тарские ворота". Тем самым он приглашает экскурсантов самих провести наблюдение конкретного объекта, познакомиться с его внешним видом, выделить наиболее интересные детали. Приемзрительногоанализа. Анализ в любой экскурсии всегда связан с показом объектов. При этом анализируется тот объект, который участники экскурсии осматривают в данный момент. В основе экскурсионного анализа лежат различные стороны объекта - памятника истории и культуры. Среди видов такого анализа в первую очередь называют: искусствоведческий, в основу которого положены, например, приемы показа произведений изобразительного искусства и архитектуры; исторический - основан на приемах показа объекта (здания, сооружения, где происходили исторические события); естественнонаучный анализ используется при показе природоведческих объектов; производственно-технический анализ используется в основном при проведении экскурсий на промышленные предприятия, при показе станков и механизмов. Каждый из видов анализа может быть отдельно использован при показе объекта. Кроме того, они применяются и вместе при анализа одного объекта, особенно комплекса объектов, например архитектурного ансамбля. При этом экскурсионный объект или комплекс объектов расчленяется экскурсоводом на составные части (элементы). Затем каждый из этих элементов подвергается одному из видов анализа. Приемзрительнойреконструкции. Термин "реконструкция" означает восстановление первоначального вида, облика чего-либо по вещественным остаткам или описаниям. Сущность этого методического приема состоит в том, что экскурсовод словесным путем реконструирует образ (облик), например, здания, опираясь при этом на зрительные впечатления. Данный методический прием обычно используется при показе тех памятных мест, где проходили военные действия, народные восстания, забастовки, революционные маевки, митинги, исторические встречи и другие знаменательные события. Сюда же следует отнести места, связанные с жизнью и деятельностью общественных и государственных деятелей, известных писателей, ученых, композиторов, художников. Используются различные способы воспроизведения картин исторического прошлого. Для более убедительного изложения материала необходимо, чтобы каждый экскурсовод имел карту-схему с обозначением наиболее важных подробностей исторического события. В тех случаях, когда здания и сооружения, раскрывающие тему, превратились в руины (следы войны, землетрясений, просто времени), экскурсовод производит зрительную реконструкцию, опираясь на их уцелевшие части, детали, фрагменты. Успех проведения экскурсии в целом и в особенности применение такого сложного методического приема, как зрительная реконструкция, во многом зависят от подготовительной работы. В ходе подготовки к проведению экскурсии каждый экскурсовод должен хорошо изучить местность, где происходили события, нашедшие отражение в экскурсии. Точное знание всех обстоятельств и деталей помогает экскурсоводу стать как бы очевидцем исторических событий. Компетентность экскурсовода, его знания, владение методикой позволяют ему убедительно рассказать участникам экскурсии о событии, дать им зрительное представление о нем. Прием зрительной реконструкции используется экскурсоводом также при раскрытии подтемы, связанной с будущим города, одной из его улиц, площадей, промышленного предприятия. Здесь с помощью схемы, фотографий, макетов, пояснений экскурсовода воссоздается внешний облик будущего города. Приемлокализациисобытий. Успех экскурсии во многом зависит от того, насколько конкретен показ, получат ли экскурсанты ясное представление о том, где и как происходило событие, о котором идет речь. Важную роль в подобной конкретизации событий играет методический прием локализации. Данный прием получил свое название от термина "локализация", который означает связь события с конкретным местом, ограничение действия, явления сравнительно небольшим пространством. "Локальный" означает: местный, свойственный определенному месту. Этот прием дает возможность ограничить внимание участников экскурсии известными рамками, приковать их взгляды к данной конкретной территории, именно к тому месту, где произошло событие. При изложении материала этот прием предусматривает переход от общего к частному. Приемзрительногосравнения. Этот методический прием построен на сравнении различных явлений, предметов, объектов или сопоставлении разных признаков, элементов одного объекта. В экскурсиях широко используются несколько видов сравнения: сравнение демонстрируемого объекта с объектом, который известен всем экскурсантам, но находится в другом городе, или с объектом, показанным в начале экскурсии или на другой экскурсии, проведенной до этого. Такое сравнение получило название приема зрительной аналогии. Использование приема сравнения дает возможность экскурсантам представить действительную величину объекта, количество выпускаемой предприятием продукции, скорость движения. Это позволяет сократить количество цифр в рассказе, число используемых фактов. сверяя свои действия с темой. Однако мало отобрать объект по теме, надо найти конкретный материал, на котором эта тема будет раскрыта с наибольшей полнотой и убедительностью. Группировка тем лежит в основе существующей классификации экскурсий. Отбор литературы и составление библиографии. В ходе разработки новой экскурсии составляется список книг, брошюр, статей, опубликованных в газетах и журналах, которые раскрывают тему. Назначение списка - определить примерные границы предстоящей работы по изучению литературных источников, оказать помощь экскурсоводам в использовании необходимого фактического и теоретического материала при подготовке текста. Перечень литературы размножается в нескольких экземплярах для удобства в работе группы и тех экскурсоводов, которые в будущем будут готовиться к проведению экскурсий по данной теме. В перечне называются автор, название, год издания, а также главы, разделы, страницы. При большом количестве литературных источников список может быть разделен на две части: "Основная литература" и "Дополнительная литература". В основе разработки можно применять следующую схему анализа профессии: · Общие сведения о профессии · История возникновения, социально-экономическое значение и место в народном хозяйстве, перспективы развития, ее связь с другими профессиями. · Характеристика процесса труда · Сфера деятельности и вид труда, основные орудия труда, производственные операции, вырабатываемая продукция, виды брака и причины его возникновения, организация труда. · Санитарно-гигиенические условия · Микроклиматические условия, режим и ритм труда, возможность производственных травм, профессиональные заболевания, медицинские противопоказания. · Требования профессии к физическим и психологическим качествам человека · Характеристика различных видов восприятия в профессиональной деятельности, физические качества, моторные двигательные действия, интеллектуальная сфера, эмоционально-волевые качества личности, деловые качества, моральные качества, влияние профессии на личность. · Требования к профессиональной подготовке · Характеристика учебного заведения, длительность обучения, уровень получаемой квалификации, перспективы роста и продвижения по службе. Требования экскурсионной методики. Эффективность экскурсии при достаточно высоком уровне ее содержания определяется методикой ее проведения, а также уровнем организации экскурсии как педагогического процесса. Экскурсионная методика состоит из нескольких частей: методики разработки новой темы, методики разработки экскурсоводом новой для него темы, методики подготовки экскурсоводов к проведению очередной экскурсии, методики послеэкскурсионной работы с ее участниками и др. Следует заметить, что наиболее глубокую разработку к настоящему времени получила методика проведения экскурсий. В экскурсионной методике различают два вида приемов: одни из них применяются, как правило, ко всем без исключения экскурсиям независимо от того, что показывается и о чем идет рассказ (приемы сравнения, локализации событий, реконструкции, предварительного осмотра и др.); другие приемы применимы при показе только данного объекта, как правило, такие приемы являются находкой одного экскурсовода и не применяются всеми, кто проводит подобные экскурсии. Экскурсовод обязан анализировать прошедшие экскурсии, учитывать ошибки и просчеты при проведении последующих экскурсий. При демонстрации рабочих мест, оборудования, продукции экскурсоводу следует придерживаться линии "старое-новое-будущее". Это делает экскурсию более насыщенной, а ее итог будет более эмоционально положителен. С этой целью важно знакомство с деятельностью рационализаторов и изобретателей. При этом необходимо показать, как и какими средствами решается конкретная изобретательская задача, каков экономический или иной эффект от внедрения нового получило предприятие. Здесь следует подчеркнуть еще одну важную линию "проблема - решение - внедрение". Каковы типичные ошибки при проведении экскурсии? Плохая разработка маршрута экскурсии (задержки, длинные переходы, демонстрация старого после нового). Несоответствие моментов демонстрации и объяснения. Если в цехе шумно и сделать пояснения можно только вне его, то следует дать предварительное установочное пояснение и после демонстрации повторить его. Экскурсия однобоко посвящается какой-либо стороне производства (например, только условиям работ). Избыточная детализация, использование специальных терминов без объяснения их значения. Сухость, схематичность, поверхность изложения, не позволяющая сконцентрировать внимание на объекте экскурсии. 1.2 Техника безопасности при проведении производственной экскурсии Педагог обязан следить за выполнением правил ТБ и дисциплиной. Вместе с экскурсоводом сопровождающий педагог несет полную ответственность за соблюдение правил ТБ. Каждая экскурсия должна начинаться с инструктажа по правилам ТБ. ПравилаТБприпроведенииэкскурсии: При движении на территории предприятия следуйте по пешеходным дорожкам за экскурсоводом. Пропускайте внутризаводской транспорт. Не перебегайте дорогу перед ним. Входите в цех только через двери для прохода людей. Будьте особо внимательны возле автоматических ворот или дверей. Пропускайте груз, перемещаемый мостовым краном, стоя в безопасной зоне. Ни в коем случае не стойте под грузом. Внимательно смотрите под ноги. Опасайтесь выбоин, стружки, масляных пятен. Не смотрите на пламя сварки. Не трогайте руками станки, оборудование, провода, стружку. Самостоятельно не нажимайте на кнопки. Не подходите к рабочей зоне станков и оборудования. Экскурсовод ведет группу, находясь впереди. В случае грубого нарушения ТБ экскурсовод имеет право прекратить экскурсию и сопроводить группу до проходной. Глава 2. Градообразующее предприятие города искитима ОАО "Искитимцемент" как объект для производственной экскурсии 2.1 История производства цемента Цемент не является природным материалом. Его изготовление - процесс дорогостоящий и энергоемкий, однако результат стоит того - на выходе получают один из самых популярных строительных материалов, который используется как самостоятельно, так и в качестве составляющего компонента других строительных материалов (например, бетона и железобетона). Способность некоторых природных материалов после обжига приобретать свойство затвердевать, будучи смешанными с водой, была известна давно. Наиболее древними вяжущими строительными материалами были известь и гипс, которые не требовали тонкого размола и высоких температур для их изготовления. Постепенное развитие конструкций обжигательных печей и размольного оборудования позволило создать условия, необходимые для получения высококачественных цементов. Производство современного портланд-цемента, дающего высокую прочность бетону и способного быстро затвердевать в смеси с водой и продолжать твердение под водой, возникло сравнительно недавно - в начале XIX века. Первые указания о производстве таких цементов - предшественников современных цементов - имеются в работах русского академика М.В. Севергина (1702 г.) и в книге Егора Челиева. В книге Челиева, изданной в 1825 г. обобщен опыт приготовления вяжущего вещества, применявшегося при восстановлении Московского Кремля. В книге дается описание свойств и технологии приготовления, наиболее совершенного для того времени цемента, более совершенного, чем цемент англичанина Аспдина, который в тот же период работал над способом получения цемента, названного впоследствии портланд-цементом по имени города Портлэнд, около которого добывался естественный камень, похожий по внешнему виду на затвердевший бетон. Большие работы по исследованию способов получения цементов были проведены в начале XIX века известным французским ученым Вика и его учениками. Интересно, что до настоящего времени для определения сроков схватывания цементного теста применяется прибор, который по имени его изобретателя называется иглой Вика. 2.2 Производство цемента на ОАО "Искитимцемент" ПроизводствоцементанаОАО"Искитимцемент " включаетдвеступени: первая - получение клинкера, вторая - доведение клинкера до порошкообразного состояния с добавлением к нему гипса и других добавок. А происходит это следующим образом: начальная стадия - это добыча сырьевых материалов. При разработке известняковых месторождений открывается слой известняка, который используется для производства цемента. После вскрышных работ производятся взрывные работы по разрыхлению известняка. Взорванную массу с размером кусков породы менее 1 м грузят экскаваторами в БелАЗы и доставляют на завод в приемный бункер щековой дробилки. После дробления здесь материал транспортерами подают на молотковую дробилку для окончательного измельчения до размеров менее 30-40 мм. Далее ленточными транспортерами масса подается в бункер сырьевых мельниц, где и происходит размол сырьевой смеси совместно с водой до заданной степени измельчения. Полученная масса насосами транспортируется в вертикальный бассейн и после корректировки по химическому составу выпускается в горизонтальный бассейн. Далее шлам поступает в печь для обжига. Обжиговая печь - это горизонтально расположенный цилиндр, диаметр которого достигает 5,5 м, а длина - 170 м, выложенный внутри огнеупорным кирпичом и медленно вращающийся. Печь устанавливается с наклоном; благодаря этому материалы в ней, пересыпаясь, постепенно передвигаются от одного конца к другому. При обжиге (температура сырья в печи составляет 1450 градусов) получается спекшийся материал. Этот материал носит название цементного клинкера. Из вращающейся печи клинкер ссыпается в колосниковый холодильник, в котором охлаждается до 50-85 градусов. Охлажденный клинкер транспортерами подается в объединенный склад. Далее грейферными кранами клинкер, гипс и шлам подаются в бункер цементных мельниц, где перемалываются до заданных параметров - в результате и получается цемент. Полученный цемент насосами закачивается для хранения в цементные силосы, откуда поступает либо для загрузки в автомобильный и железнодорожный транспорт, либо направляется на тарирование в бумажную тару или МКР. 2.3 История создания Чернореченского цементного завода Проект Чернореченского цементного завода был разработан и принят в 1929 году. По этому проекту завод должен был производить 700 тысяч бочек цемента в год. Запуск печей осуществлен 24 сентября 1934 года на первой площадке. С этого момента предприятие входит в число ведущих производителей цемента в Сибири. Даже в самые сложные времена заводчане не прекращали совершенствовать технологии производства, вести реконструкцию оборудования, изучать опыт российских и зарубежных заводов, внедрять разработки отраслевых институтов. Первая реконструкция прошла в середине 50-х годов и уже в 1961 г. завод выпустил 1 млн 24 тыс. тонн цемента. Тогда в стране велись масштабные стройки, развитие Сибири и Дальнего Востока требовало увеличения производства цемента, поэтому в Искитиме решили построить новый завод. На площадке № 2 в 1961 году введена в эксплуатацию печь № 6, в 1962-м - печь № 7, в 1963-м - печь №8. Все три технологические линии были оснащены печами диаметром 4,5 Ч 170 м. В 1966 году на этой же площадке введена в строй четвертая технологическая линия с такой же печью. В 1976 году принято решение о реконструкции вращающихся печей цеха "Обжиг". Диаметр вращающейся печи № 9 в зоне спекания был увеличен до пяти метров. В 1977 году аналогичные работы проведены на печи № 7, в 1978-м - на печи № 8, в 1983-м - на печи № 6. В 1985 году началась модернизация помольного оборудования. В цехе "Сырьевой" сырьевую мельницу № 3 размером 3х14 м заменили на мельницу размером 3,2х15 м, также произведена замена цементной мельницы № 4 размером 3х14 м на агрегат размером 3,2х15 м, введена в работу мельница № 5 размером 3,2х15 м. В марте 1992 года в цехе "Помол" установлена и запущена в эксплуатацию высокопроизводительная цементная мельница № 6 размером 4х13,5 м. Все это позволило увеличить производственную мощность четырех технологических линий, расположенных на второй производственной площадке, до 1 млн 680 тыс. тонн цемента и 1 млн 320 тыс. тонн клинкера в год. Расход условного топлива на обжиг 1 тонны клинкера составлял 235 кг. В 90-е годы в стране резко сократились объемы строительства. Спрос на цемент упал, и даже традиционные потребители оказались неплатежеспособными. Для предприятия наступили тяжелые времена: была остановлена первая производственная площадка, работа велась одной-двумя линиями площадки №2. В 1993 году принято решение: производство цемента на площадке № 1 закрыть и произвести демонтаж оборудования. В работе осталась вторая технологическая площадка. Несмотря на сложную ситуацию в стране, предприятию удалось сохранить коллектив. Заводчане не прекращали совершенствовать технологию выпуска цемента. Введение в эксплуатацию в 80 - 90-е годы новой техники, реализация проектов по реконструкции и модернизации основного технологического оборудования, оптимизация технологических процессов с использованием новаторских решений - все это позволило увеличить производственную мощность четырех линий предприятия. По состоянию на 01.01.2013 г. данный показатель равен 2 млн 100 тыс. тонн цемента в год. Также на предприятии провели модернизацию подготовительных зон всех печей, колосниковых холодильников, заменили старые горелочные устройства на печах на горелки, разработанные в БГТУ им.В.Г. Шухова. Полная загрузка предприятия вполне возможна в условиях постоянного увеличения спроса на цемент. Этому способствует и удачное географическое расположение промышленного объекта. 2.4 Предприятие сегодня ОАО "Искитимцемент" - одно из крупнейших в Сибири предприятий по производству цемента, имеющее многолетний опыт поставки продукции на экспорт. ВнастоящеевремягруппакомпанийОАО"ХК"Сибцем"владеет25%акцийОАО"Искитимцемент",остальныеакциипринадлежатчастныминвесторам. Завод, выпускающий продукцию по мокрому способу, находится на левом берегу реки Бердь в г. Искитим Новосибирской области. Источником сырья для производства цемента является Чернореченское месторождение известняков и глинистых сланцев. Карьеры расположены на правом берегу реки Бердь и удалены от производственной площадки на 2 и 3 км соответственно. Высококачественное сырье, отлаженная технология производства, эффективная система контроля качества, труд опытных квалифицированных специалистов - все это позволяет предприятию выпускать продукцию, соответствующую требованиям российских и зарубежных стандартов. На заводе внедрена система менеджмента качества по ГОСТ ISO 9001 - 2011. В 2012 году осуществлен переход на выпуск цемента по ГОСТ 31108. ОАО "Искитимцемент" производит цемент следующих марок: ЦЕМ I 42,5 Б; ЦЕМ I 42,5 Н; ЦЕМ II/А-Ш 32,5 Б; ЦЕМ II/В-Ш 32,5 Б и сухие смеси. Удобное географическое положение завода позволяет отгружать цемент практически во все регионы страны, при этом используется железнодорожный и автомобильный транспорт. Наличие собственного причала дает возможность доставлять продукцию водным путем по реке Обь в районы Крайнего Севера. За 12 месяцев 2014 года в ОАО "Искитимцемент" произведено 1 млн 685 тыс. тонн цемента и 1 млн 431 тыс. тонн клинкера, что на 12,3 % и 7 % соответственно превышает аналогичные показатели 2012 года. За прошедший год предприятие отгрузило потребителям 1 млн 706 тыс. тонн цемента (+ 5,9 % к уровню прошлого года). Объем реализации готовой продукции достиг 1 млн 706 тыс. тонн (на 5,9% превзойден результат 2012-го, на 8% перевыполнен план). Географияреализациипродукции Предприятие поставляет цемент строителям республик Марий Эл, Татарстан, Удмуртия и Чувашия, Алтайского и Пермского краев, Кемеровской, Кировской, Курганской, Нижегородской, Новосибирской, Омской, Пензенской, Томской, Тюменской, Самарской, Оренбургской, Челябинской и Свердловской областей, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. Также цемент идет на экспорт в Казахстан. Социальнаяответственность Среднесписочная численность персонала в 2014 г. составила 1338 человек. На заводе разработано положение, которое позволяет увязать систему мотивации труда с показателями конечного финансового результата. Уровень средней зарплаты на предприятии выше аналогичного показателя в целом по Искитиму, с 2004 года не было ни одной задержки по её выплате. Кроме того, размер заработной платы ежегодно индексируется. Средняя заработная плата в 2014 году на заводе выросла более чем на 17 %. ОАО "Искитимцемент" обеспечивает соблюдение предусмотренных законодательством Российской Федерации прав работников, в том числе нашедших свое отражение в Коллективном договоре, развивает партнерские отношения между работодателем и работниками в решении социальных вопросов. На предприятии созданы безопасные условия труда, работающие в полном объеме обеспечены спец. одеждой, средствами индивидуальной защиты. Медицинское обслуживание работников ОАО "Искитимцемент" всегда находится на высоком уровне. На предприятии в 2014 году, как и прежде, проводилось обучение работников. Соответствующие затраты составили 990 тыс. руб. обучение прошли 390 специалистов. В высших учебных заведениях образование получают 23 заводчанина, в т. ч. за счет предприятия - 5 (БГТУ, НГТУ, НГАСУ). После учебы они продолжат трудиться в ОАО "Искитимцемент" в должности, соответствующей новому статусу, с возможностью дальнейшего карьерного роста. В 2014 году 1 млн 680 тыс. руб. направлено на организацию реабилитационно-восстановительного лечения в санаториях Новосибирской области 46 работников ОАО "Искитимцемент". Путевки распределяла комиссия по социальным вопросам, представители которой учитывали очередность и медицинские заключения по итогам ежегодного профосмотра. Администрация и профсоюзный комитет проявляют заботу не только о работниках, но и о членах их семей. Например, дети заводчан ежегодно отдыхают в загородных оздоровительных лагерях. В 2014 году на эти цели выделено 1 млн 235 тыс. руб. 54 ребенка побывали в лагерях "Лесная сказка", "Сказочный" и "Чкаловец", расположенных на территории Искитимского района. Не забывает завод о цементниках, которые находятся на заслуженном отдыхе. Ветеранам и пенсионерам помогают в решении бытовых проблем, проводят для них праздничные концерты и вечера встреч. В течение 2014 года 603 человека получили материальную помощь к праздничным датам, кроме этого средства выделялись на приобретение дорогостоящих медицинских препаратов и другие нужды. На заводе действует стимулирующее положение "О ветеранах предприятия" и "О Доске почета". Работает музей истории ОАО "Искитимцемент", где проводятся экскурсии, а также ведется поисковая работа. Внешняя социальная политика предприятия - это спонсорство, корпоративная благотворительность, участие в программах благоустройства города, оказание материальной помощи бюджетным организациям города, района и области, поддержка спорта и культуры, дошкольных и школьных образовательных учреждений, оказание помощи малообеспеченным семьям и семьям. Воспитывающим детей инвалидов. ОАО "Искитимцемент" является одним из крупнейших бюджетообразующих и социальнозначимых предприятий Искитима. Завод дает возможность работать смежным организациям, остается крупнейшим потребителем услуг таких предприятий, как "Водоканал", "Сибпромжелдортранс", которые за счёт мультипликативного эффекта от капитальных вложений ОАО "Искитимцемент" обеспечивают дополнительные рабочие места и налоговые отчисления в бюджеты всех уровней. Сумма оплаченных налоговых отчислений ОАО "Искитимцемент" в бюджеты всех уровней и государственных внебюджетных фондов за 2013 год составила 884 млн. руб. Знакиуспехакомпании Генеральный директор ОАО "Искитимцемент" Скакун В.П. лауреат Награды 2013 г. "За успешное развитие бизнеса в Сибири" (присвоен статус "Надежный партнер"). - 2014 г.; ОАО "Искитимцемент" Лауреат Награды 2013 г. "За успешное развитие бизнеса в Сибири" (присвоен статус "Надежный партнер"). - 2014 г.; Благодарственное письмо глав города Исиктима за эффективное взаимодействие по созданию условий для занятий физической культурой и спортом в г. Исиктиме. - 2014 г.; Благодарность Министерства труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области за активное участие в социально-значимом мероприятии ГКУ НСО "Центр занятости населения города Искитима" - проекте "Кем быть? Профессии нашего города" предприятию объявлена благодарность Министерства труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области. - 2014 г.; Свидетельство "Надежный работодатель" за обеспечение условий эффективного труда работников и успехи в производственной деятельности - 2014 г.; Благодарственное письмо Совета депутатов города Искитима "За большой вклад в развитие детского спорта в г. Искитиме и помощь в проведении турнира" - 2014 г.; Диплом конкурса "Поощрение социально ответственной деятельности" "За бескорыстный вклад в развитие местного сообщества, улучшение социального самочувствия граждан" - 2014 г.; Почетная грамота Администрации города Искитима за второе место в городском смотре-конкурсе на лучшую организацию работы по охране труда - 2014 г.; Почетная грамота Министерства строительства и ЖКХ НСО за высокий уровень производственных показателей, достигнутых в 2013 году - 2014 г. Диплом конкурса "Поощрение социально ответственной деятельности" "За реализацию корпоративных социальных программ повышения социальной стабильности и уровня жизни сотрудников компании" - 2013 г. Диплом "Лучшее предприятие строительных материалов в Новосибирской области 2012 года" (с годовым объемом выполненных работ свыше 500 млн рублей) - 2013 г. Грамота Новосибирского областного Совета ветеранов за I место в смотре-конкурсе отраслевых районных и городских советов ветеранов, посвященном 100-летию со дня рождения трижды героя Советского союза Маршала авиации Покрышкина А.И. - 2013 г. Лауреат финального этапа Международного конкурса "Лучшие товары и услуги Евразии - ГЕММА". Продукция завода вошла в список лучших товаров Сибири - 2011 г. Диплом конкурса "Поощрение социально ответственной деятельности" "За развитие корпоративной социальной политики" - 2011 г. Продукция ОАО "Искитимцемент" внесена в официальный реестр Лауреатов регионального конкурса "Лучший товар года. СФО - 2011", предприятие получило право на использование логотипа "Лучший товар года. СФО - 2011" - 2011 г. Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси, высоко оценил помощь ОАО "Искитимцемент" Новосибирской епархии в строительстве храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы в г. Чулыме - 2011 г. Благодарственное письмо Искитимской Центральной районной больницы "За долголетнее сотрудничество и всестороннюю помощь" - 2011 г. Свидетельство Победителя конкурса "Лучшее предприятие города" (г. Искитим) - 2011 г. Благодарственное письмо Новосибирской торгово-промышленной палаты "За содействие развитию социально ориентированной экономики" - 2011 г. Диплом "Лучшая профсоюзная организация" по оценке Новосибирской областной общественной профсоюзной организации работников строительства и промстройматериалов - 2011 г. Свидетельство "О занесении на Доску Почета города Искитима предприятия ОАО "Искитимцемент", внесшего весомый вклад в социально-экономическое развитие города" - 2010 г. Грамота Новосибирской областной общественной профсоюзной организации работников строительства и промстройматериалов "За большой вклад в развитие социального партнерства" - 2010 г. Диплом конкурса "Поощрение социально ответственной деятельности" "За реализацию корпоративных программ по развитию персонала" - 2010 г. Почетная грамота губернатора НСО В.А. Юрченко - "За большой вклад в обеспечение строительства второй взлетно-посадочной полосы в аэропорту Толмачево" - 2010 г. Диплом общественного Совета "Социальное партнерство" Правительства Новосибирской области" "За реализацию корпоративных программ по развитию персонала" - 2010 г. Победитель Межрегионального Конкурса "Лучшие товары и услуги Сибири - ГЕММА" - золотая медаль и Свидетельство лидера по качеству производимой продукции - 2010 г. Награда Международного клуба лидеров торговли (Trade Leader"s Club) - Золотой приз "За качество" производимой продукции (GOLDEN TROPHY FOR QUALITY) - 2010 г. Почетная грамота губернатора Новосибирской области В.А. Толоконского "За большой вклад в развитие строительного комплекса Новосибирской области и города Искитима" - 2009 г. Почетная грамота мэра города Искитима В.Г. Пфейфера "За большой вклад в социально-экономическое развитие города" - 2009 г. Почетная грамота Администрации Искитимского района и Совета депутатов Искитимского района - 2009 г. Благодарственное письмо за оказание помощи в подготовке и проведении IX регионального фестиваля авторской песни "Искитим-2009" - 2009 г. Благодарность Сибирской федерации Традиционного Каратэ До Фудокан за большой вклад в развитие детского спорта - 2009 г. Благодарственное письмо Федерации художественной гимнастики Новосибирской области за участие в организации и проведении I межрегионального турнира по художественной гимнастике - 2009 г. Благодарственное письмо спортивного клуба А.А. Карелина "Олимпиец" за оказание помощи для проведения ежегодного Регионального турнира по боксу в г. Бердск (Новосибирская обл.) - 2009 г. Благодарственное письмо начальника Новосибирского военного института внутренних войск имени генерала армии И.К. Яковлева МВД России - генерал-майора С.А. Куценко - 2009 г. Благодарственное письмо Комитета по физкультуре и спорту г. Искитима за оказание спонсорской помощи в проведении регионального турнира по настольному теннису - 2009 г. Лауреат Премии "За успешное развитие бизнеса в Сибири" в номинации "Градообразующие предприятия". По итогам 2008 года - золотая статуэтка - победитель XIII конкурсного отбора среди предприятий Новосибирской области - 2008 г. "Лучшее предприятие стройиндустрии НСО" (с годовым объемом выполненных работ свыше 500 млн руб.) - 2008, 2009 гг. Диплом лауреата Премии "Лидеры экономики России" - 2006 г. Диплом лауреата Премии "Лучший работодатель России" - за социальную ответственность бизнеса - 2006 г. Грамота Всероссийского конкурса "Российская организация высокой социальной эффективности" - 2006 г. Глава 3. Разработка производственной экскурсии на ОАО "Искитимцемент" Тема: Технология производства цемента на ОАО "ИСКИТИМЦЕМЕНТ" Цель: познакомить экскурсантов с технологическим процессом производства цемента, способствовать политехническому образованию молодежи и их профориентации; показ достижений ОАО "ИСКИТИМЦЕМЕНТ" в экономике страны. Технологическая карта экскурсии

1. Индивидуальный текст экскурсовода

Здравствуйте, уважаемые гости. Меня зовут Дмитрий. Сегодня мы с вами познакомимся с производственным процессом изготовления цемента. Данная экскурсия рассчитана на 45 минут. Для безопасности экскурсии необходимо соблюдать следующие правила:

При движении на территории предприятия следуйте по пешеходным дорожкам за экскурсоводом.

Пропускайте внутризаводской транспорт. Не перебегайте дорогу перед ним.

Входите в цех только через двери для прохода людей.

Будьте особо внимательны возле автоматических ворот или дверей.

Пропускайте груз, перемещаемый мостовым краном, стоя в безопасной зоне. Ни в коем случае не стойте под грузом.

Внимательно смотрите под ноги. Опасайтесь выбоин, стружки, масляных пятен.

Не смотрите на пламя сварки.

Не трогайте руками станки, оборудование, провода, стружку.

Самостоятельно не нажимайте на кнопки.

Не подходите к рабочей зоне станков и оборудования.

Экскурсовод ведет группу, находясь впереди.

В случае грубого нарушения ТБ экскурсовод имеет право прекратить экскурсию и сопроводить группу до проходной.

Прошу вас пройти к автобусу и мы последуем на начальный этап технологического процессе - Чернореченский карьер.

После того, как экскурсанты заняли свои места в автобусе, во время движения экскурсовод продолжает свой рассказ.

Цемент не является природным материалом. Его изготовление - процесс дорогостоящий и энергоемкий, однако результат стоит того - на выходе получают один из самых популярных строительных материалов, который используется как самостоятельно, так и в качестве составляющего компонента других строительных материалов (например, бетона и железобетона).

Способность некоторых природных материалов после обжига приобретать свойство затвердевать, будучи смешанными с водой, была известна давно. Наиболее древними вяжущими строительными материалами были известь и гипс, которые не требовали тонкого размола и высоких температур для их изготовления. Постепенное развитие конструкций обжигательных печей и размольного оборудования позволило создать условия, необходимые для получения высококачественных цементов.

Производство современного портланд-цемента, дающего высокую прочность бетону и способного быстро затвердевать в смеси с водой и продолжать твердение под водой, возникло сравнительно недавно - в начале XIX века. Первые указания о производстве таких цементов - предшественников современных цементов - имеются в работах русского академика М.В. Севергина (1702 г.) и в книге Егора Челиева.

В книге Челиева, изданной в 1825 г. обобщен опыт приготовления вяжущего вещества, применявшегося при восстановлении Московского Кремля. В книге дается описание свойств и технологии приготовления наиболее совершенного для того времени цемента, более совершенного, чем цемент англичанина Аспдина, который в тот же период работал над способом получения цемента, названного впоследствии портланд-цементом по имени города Портлэнд, около которого добывался естественный камень, похожий по внешнему виду на затвердевший бетон.

Большие работы по исследованию способов получения цементов были проведены в начале XIX века известным французским ученым Вика и его учениками. Интересно, что до настоящего времени для определения сроков схватывания цементного теста применяется прибор, который по имени его изобретателя называется иглой Вика.

2. Чернореченский карьер. Экскурсанты выходят из автобуса и становятся в один ряд на безопасном расстоянии от работающей техники.

В трех километрах от завода находится Чернореченский карьер. Искитимцемент работает на собственном сырье. Известняк и глинистый сланец добывают здесь Производство цемента на ОАО "Искитимцемент" включает две ступени: первая - получение клинкера, вторая - доведение клинкера до порошкообразного состояния с добавлением к нему гипса и других добавок. А происходит это следующим образом: начальная стадия - это добыча сырьевых материалов. При разработке известняковых месторождений открывается слой известняка, который используется для производства цемента. показать технику для добычи.

Экскурсанты садятся в автобус и возвращаются на завод проходим с экскурсантами к шламбоссейну

3. Шламбассейн - здесь идет приготовление шлама - это очищенная смесь главных ингредиентов цемента. Ленточными транспортерами масса подается в бункер сырьевых мельниц, где и происходит размол сырьевой смеси совместно с водой до заданной степени измельчения. Полученная масса насосами транспортируется в вертикальный бассейн и после корректировки по химическому составу выпускается в горизонтальный бассейн. Далее шлам поступает в печь для обжига.

4. Сырьевой цех. Вы видите, как вращаются - шесть мельниц, которые размалывают известняк и глинистый сланец вместе с водой и добавками, цементные мельницы - основное технологическое оборудование в цехе Помол, именно в них клинкер превращают непосредственно в цемент. При поломке капитальный ремонт каждой мельницы - важное и большое событие, к которому готовятся тщательно и заранее. Ведь хорошая подготовка и продуманный план ремонтных мероприятий позволяют сделать срок остановки мельницы минимальным. Для "второй" это особенно актуально, поскольку из нее выходит цемент самой высокой - пятисотой - марки.

5. Все экскурсанты выходят из здания сырьевого цеха и проходят в цех Обжига.

Четыре печи работают, а точней вращаются круглосуточно. Температура каждой превышает полторы тысячи градусов Цельсия. Шлам здесь высушивается, обжигается и на выходе получается - клинкер. Обжиговая печь - это горизонтально расположенный цилиндр, диаметр которого достигает 5,5 м, а длина - 170 м, выложенный внутри огнеупорным кирпичом и медленно вращающийся. Печь устанавливается с наклоном; благодаря этому материалы в ней, пересыпаясь, постепенно передвигаются от одного конца к другому. При обжиге (температура сырья в печи составляет 1450 градусов) получается спекшийся материал. Этот материал носит название цементного клинкера. Из вращающейся печи клинкер ссыпается в колосниковый холодильник, в котором охлаждается до 50-85 градусов. Охлажденный клинкер транспортерами подается в объединенный склад.

6. Цех "Помол". Это последний этап приготовления, где на выходе происходит готовый продукт.

Ежечасно лаборанты Искитимцемента делают пробу. В конце 2009 года в цеховой лаборатории "Искитимцемента" был установлен рентгено-флуоресцентный спектрометр ARL OPTIM"X с программным управлением швейцарской компании Thermo Scientific ARL Products в комплекте с пробоподготовкой немецкой фирмы Herzog. Предназначен спектрометр для оперативного контроля качества шлама и клинкера. И преимущества его перед аналогичной техникой предыдущих поколений несомненны. На данном аппарате скорость обработки анализируемого материала в 5 раз выше, чем на прежнем оборудовании - она составляет всего 5-7 минут. Шире спектр анализируемых элементов. Меньше погрешность анализа - она практически равна нулю. Не используются дорогостоящие компоненты при проведении анализа, поэтому стоимость его проведения уменьшается в 40 раз. Данный спектрометр - это огромный шаг вперед в изучении качественных показателей сырья, что в конечном итоге гарантирует выпуск цемента стабильно высокого качества. Инсталляцию прибора осуществляли специалисты ООО "ТермоТехно", и в октябре прошлого года прибор был введен в работу. Одновременно для его обслуживания были обучены специалисты КИПиА и Лаборатории завода: рентген-механик Дмитрий Сироткин и инженер по качеству Людмила Балукова.

7. Упаковка готового продукта.

Охлажденный клинкер транспортерами подается в объединенный склад. Далее грейферными кранами клинкер, гипс и шлам подаются в бункер цементных мельниц, где перемалываются до заданных параметров - в результате и получается цемент. Полученный цемент насосами закачивается для хранения в цементные силосы, откуда поступает либо для загрузки в автомобильный и железнодорожный транспорт, либо направляется на тарирование в бумажную тару или МКР. А чтобы защитить потребителей от контрафактной продукции, недавно на предприятии изменили упаковку. Отныне цемент фасуют в высококачественную белую тару. Такую нельзя подделать кустарным способом. Сегодня Искитимцемент имеет возможность поставлять продукцию в любую точку страны и ближнее зарубежье: по железной дороге, автомобильным транспортом и водным путем.

Наша экскурсия подошла к концу. Мы увидели как изготавливается самый распространенный и востребованный строительный материал цемент.

Самый крупный и старинный завод в Новосибирской области запомнится вам как "визитная карточка" Искитима.

Заключение В результате исследования возможностей производственной экскурсии на примере ОАО ""Искитимцемент" мы пришли к следующим выводам: Для того чтобы производственная экскурсия была эффективной, экскурсовод должен быть технически грамотным, эрудированным, способным в доступной форме изложить требуемый материал. · Экскурсовод должен знать: цели и задачи экскурсии; общий уровень подготовки и направленности учащихся; методику показа объектов по маршруту; историю и перспективы развития предприятия; взаимодействие всех служб предприятия в процессе производства; общие моменты технологии изготовления изделий. · Экскурсовод должен отразить: значение той или иной операции в технологическом процессе; важность заинтересованного, творческого отношения к труду; влияние правильности профессионального выбора на дальнейшую судьбу. В качестве объектов экскурсии выделяются узловые моменты процесса производства. Мастерство экскурсовода заключается в том, чтобы, показывая их группе, вызвать живой интерес В ходе экскурсии необходимо пробудить положительное отношение к предприятию. Была подготовлена и проведена производственная экскурсия на ОАО "Искитимцемент" для студентов и старшеклассников.