Руководства, Инструкции, Бланки

руководство по экологическому менеджменту пример img-1

руководство по экологическому менеджменту пример

Рейтинг: 4.9/5.0 (1899 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

Построение экологического менеджмента на предприятии

Построение экологического менеджмента на предприятии

Экологический менеджмент – это система экологически ориентированного управления современным производством. Вне зависимости от типа и характера производства любое предприятие связано с окружающей его природной средой. На всех этапах хозяйственной деятельности происходит обмен веществом, энергией и информацией с окружающей средой. Предприятие выступает первым и наиважнейшим элементом в хозяйственной деятельности человека, влияющим на загрязнение и деградацию окружающей природной среды. Для того, чтобы свести к минимуму это отрицательное воздействие, необходимо экологизировать экономику.

Экологизация экономики – это совокупность управленческих, технологических, финансово-экономических мероприятий, направленных на снижение экологической нагрузки на окружающую природную среду.

Концепция экологического менеджмента – полный комплекс проблем управления, связанных с экологическими процессами как объектом управления. Необходимость экологического менеджмента определяется не только резким ухудшением экологической обстановки, кризисом окружающей среды, но и закономерными тенденциями развития современного производства, такими как – дифференциация регионального размещения производства; увеличение производственных мощностей по потребностям новых технологий; обострение влияния производства не только на природу региональную, но и общее мировое пространство.

В общих чертах схема построения концепции экологического менеджмента имеет следующий вид (рис. 1).

Рисунок 1 – Схема построения концепции экологического менеджмента.

Из схемы видно, что объект экологического управления базируется на теории управления и теории устойчивого природопользования.

Цель экологического менеджмента – достижение желаемого, возможного и необходимого состояния окружающей среды как объекта управления; сведение к минимуму вероятности возникновения экологических кризисов и экологических катастроф. Экологическая катастрофа – необратимое разрушение экосистем на данной территории. Экологический кризис – обратимое нарушение экосистем на данной территории. Экосистема – это совокупности на данной территории всех живых организмов и факторов окружающей среды.

Структура менеджмента – это единый узел, включающий в себя цели, функции, методы и принципы.

Функции управления – это конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами и способами, а также соответствующая организация работ.

Принципы управления – это руководящие правила, определяющие основные требования к системе, структуре и организации управления. Основные принципы экологического менеджмента:

принцип опоры на экологическое сознание и экономическое мотивирование;

принцип предупредительности и своевременности решения проблем экологического развития;

принцип ответственности за экологические последствия всех управленческих решений;

принцип интеграции управления экологическими процессами в общую систему управления предприятием;

принцип последовательности (непрерывности, поэтапности) решения проблем экологического развития.

Методы управления – это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных целей.

Объект управления – экологическая сфера, основным элементом которой выступают отношения по сохранению отдельных элементов природной среды или природных комплексов в целом.

Теория управления – наука о принципах и методах управления различными системами, процессами и объектами.

Устойчивое развитие – процесс изменений, в котором масштабы эксплуатации природных ресурсов, направления инвестиций, ориентация научно-технического развития согласуются с нынешними и будущими потребностями.

Система экологического менеджмента

Система экологического менеджмента (СЭМ) – является частью системы менеджмента организации. Ее задача – разработка, внедрение и реализация экологической политики. СЭМ представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, используемых для установления целей данной политики и их достижения; включает в себя организационную структуру, деятельность по планированию, распределению ответственности, процедуры, процессы и ресурсы.

Система экологического менеджмента раздвигает границы управленческой деятельности, включая в нее окружающую среду. Экологический менеджмент является ключевой доминантой устойчивого развития и одновременно высшим приоритетом промышленной деятельности и современного предпринимательства. В 1993 году на уругвайском раунде переговоров, посвященных Всемирному торговому соглашению, было решено разработать международные стандарты по экологическому менеджменту. Международная организация по стандартизации (ISO) сформировала технический комитет 207 (TC 207), который приступил к написанию стандартов серии ISO 14000, определяющих принципы функционирования систем экологического менеджмента. В 1996 году был выпущен первый и основной стандарт ISO 14001 «Системы экологического менеджмента»

20 – 22 июня 2012 года в Рио-де-Жанейро прошла Конференция по устойчивому развитию, также известная под названием «Рио-2012» или «Рио+20». Решение о месте проведения конференции 2012 года было принято на основании резолюции Генеральной Ассамблеи ООН.

Конференция преследовала три основных цели:

поддержание приверженности устойчивому развитию на политическом уровне;

оценка успехов и исправление недочетов при выполнении взятых на себя обязательств;

рассмотрение возникающих новых и безотлагательных проблем.

На конференции были подняты две темы согласованные странами-участницами:

зеленая экономика в контексте устойчивого развития и искоренения нищеты;

институциональные рамки устойчивого развития.

Экономические предпосылки создания системы экологического менеджмента

снижение платежей и штрафов за превышение установленных нормативов природопользования;

улучшения имиджа в глазах природоохранных органов, инвесторов, общественности, средств массовой информации и других заинтересованных сторон;

экономия средств за счет улучшения управления организацией;

увеличение оценочной стоимости (капитализация) основных фондов организации;

экономия энергии и ресурсов за счет более эффективного управления ими;

снижение страховых взносов;

экономия средств за счет сокращения объема отходов.

Система экологического менеджмента имеет следующие взаимосвязанные структурны:

персонал, ответственный за поддержание системы экологического менеджмента;

контроль соблюдения нормативно-правовых требований;

процедуры идентификации и оценки экологических аспектов;

установленные цели и задачи по охране окружающей среды;

сформированную экологическую программу;

документационное обеспечение системы экологического менеджмента;

корректирующие и предупреждающие действия;

периодическую оценку соответствия с помощью экологического аудита;

анализ со стороны руководства.

Основными преимуществами в конкурентной борьбе, получаемыми предприятием при внедрении системы экологического менеджмента, являются следующие:

экономия материалов вследствие более полной обработки, замещения, повторного использования компонентов продукции;

увеличение выхода продукции;

уменьшение простоев вследствие более тщательного мониторинга и технического обслуживания;

переработка отходов в коммерчески значимую форму;

уменьшение расходов, связанных с утилизацией отходов;

улучшение продукции в результате изменений в технологическом процессе;

более высокое качество продукции;

более низкая стоимость продукции (например, вследствие замещения материалов);

снижение стоимости упаковки.

Этапы создания системы управления окружающей средой включают два этапа: на первом этапе высшее руководство должно определить «экологическую политику организации». Экологическая политика должна соответствовать следующим основным требованиям:

соответствовать характеру, масштабу и воздействиям деятельности организации, ее продукции или услуг на окружающую среду;

включала бы обязательство в отношении постоянного улучшения окружающей среды и предотвращения ее загрязнения;

включала бы обязательство соответствовать действующему природоохранному законодательству, а также другим требованиям природоохранного характера;

должна предусматривать основу для установления целевых и плановых экологических показателей и их анализа;

должна быть доступна для общественности.

На втором этапе «планирования» необходимо:

выбрать экологические аспекты, которые будут учитываться при работе системы экологического менеджмента. Необходимо, чтобы на предприятии постоянно производилось обновление информации по следующим аспектам:

выбросы в воздух;

удаление и очистка сточных вод;

радиоактивное заражение местности;

использование сырья и природных ресурсов;

другие локальные экологические и общественные проблемы.

организация должна создать и поддерживать в рабочем состоянии систему «отслеживания» постоянно изменяющихся требований законодательных актов;

в организации должны быть определены целевые и плановые экологические показатели, которые должны учитывать требования действующих законодательных актов и должны быть согласованы с экологической политикой;

на стадии планирования должна быть выработана программа управления окружающей средой, которая включает:

распределение ответственности за достижение целевых и плановых экологических показателей;

средства и сроки, в которые они должны быть достигнуты.

Успешное внедрение системы экологического менеджмента в большой степени зависит от позиции руководства предприятия, которое и инициирует процесс разработки такой системы. Мотивация руководителей первична, она определяет, будет ли вообще рассматриваться вопрос внедрения СЭМ. Как правило, руководители высшего звена к этому моменту проходят базовый курс обучения, который организует выбранная фирма-консультант. Процесс разработки системы начинается обычно с совещания, на котором обсуждаются основные вопросы, связанные с внедрением СЭМ. В совещании принимают участие руководство предприятия и консультанты. Если консультант не выбран, или принято решение о работе без консультантов, информацию могут представить собственные сотрудники, ранее прошедшие обучение. На совещании обсуждается поэтапный план работы, и формируется рабочая группа. Возглавляет группу представитель высшего руководства предприятия. Процесс разработки и внедрения системы экологического менеджмента включает восемь этапов.

Этап 1 Оценка исходной ситуации

На этом этапе дается описание предприятия, его местоположение, основные производственные процессы и оборудование, организационная схема и распределение обязанностей, основное используемое сырье и продукция, выбросы в атмосферу, в воду и образование отходов. Выявляются экологические аспекты деятельности предприятия, определяется степень их важности. Важным экологическим аспектом является тот аспект, который оказывает или может оказать существенное воздействие на окружающую среду. А воздействие на окружающую среду считается любое отрицательное или положительное изменение в окружающей среде, полностью или частично являющееся результатом деятельности предприятия, его продукции или услуг. Порядок проведения оценки исходной ситуации (ОИС) не регламентируется стандартом ISO 14001, однако в приложении А, носящем информационный характер, рекомендуется ее осуществление и отмечено, что организации, у которой нет системы менеджмента окружающей среды, следует вначале установить свою исходную позицию по отношению к окружающей среде посредством анализа. Целью этого анализа является рассмотрение всех экологических аспектов организации как основы для создания СЭМ. Анализ должен охватывать четыре ключевые области:

идентификацию экологических аспектов деятельности, в режиме нормальной работы, а также работы в период пуска и останова оборудования, в чрезвычайных ситуациях и при авариях;

идентификацию соответствующих законодательных и нормативных требований;

изучение существующей практики и процедур экологического менеджмента;

оценивание предыдущих чрезвычайных ситуаций и аварий.

Оценка исходной ситуации позволяет не только определить степень соответствия существующей системы менеджмента требованиям стандарта, но и выявить ее сильные и слабые элементы. Фактически ОИС представляет собой один из видов экологического аудита, в ходе которого используются все соответствующие методики и подходы, а к проведению ОИС и аудиторам предъявляются стандартные требования. Результатом первого этапа является формирование четкого представления о необходимых изменениях в деятельности организации, последствиях этих изменений, существующих рисках и возможностях, что позволяет разработать стратегию деятельности и сформулировать экологическую политику.

Этап 2 Разработка и декларация экологической политики

В такой декларации руководитель в письменной форме выражает свой взгляд на то, как должно работать предприятие, и что должны делать все сотрудники для охраны окружающей среды.

Декларация преследует две цели:

внутренняя: объяснить ту важность, которую высшее руководство придает управлению окружающей средой;

внешняя: показать, какое большое значение уделяет предприятие экологическим вопросам, и определить ответственность предприятия.

Декларация публикуется для информирования органов государственной власти и общественности об экологической политике организации.

Этап 3 Составление плана действий в области экологического менеджмента

План действий должен предусматривать ряд основополагающих моментов, включая определение целей и задач, приоритетов деятельности, распределение полномочий и ответственности, сроки выполнения и основные результаты мероприятий, порядок информационного взаимодействия (внутреннего и внешнего), а также распределение ресурсов. Чем полнее в плане действий учитываются взгляды и интересы на всех уровнях предприятия, тем более реалистичным является план, тем больше понимания и поддержки он получит со стороны сотрудников, которые будут отвечать за его реализацию.

Этап 4 Разработка процедур СЭМ и ее интеграция в схему управления

Распределение обязанностей и рабочие процедуры в идеале должны устанавливаться людьми, которым поручено их выполнение, а затем утверждаться высшим руководством. Каждая процедура должна быть действенной и эффективной в максимально возможной степени. В плане действий должны быть также представлены программы обучения персонала и организация внутренних коммуникаций. СЭМ должна стать частью обычной практики управления производством. Для этого необходимо пересмотреть и, если нужно, изменить:

организационную структуру (задания, полномочия, ответственность);

интеграцию системы отчетности и принятия решений по экологическим вопросам в структуру внутреннего управления.

Этап 5 Создание системы измерений и мониторинга

Предприятие должно иметь возможность в любой момент оценить насколько эффективно работает система экологического менеджмента. Система мониторинга должна позволить оценить фактическую результативность природоохранной деятельности предприятия по отношению к установленной экологической политике, экологическим целям и задачам, плану действий.

Этап 6 Внедрение и функционирование СЭМ

Для успешного функционирования СЭМ необходимы постоянное непосредственное участие и поддержка со стороны представителей высшего руководства предприятия. На крупных предприятиях ответственность за весь круг вопросов экологического менеджмента возлагается на соответствующее природоохранное подразделение. Это подразделение должно подчиняться одному из руководителей высшего уровня, например президенту, вице-президенту компании или директору завода. Часто такое подразделение отвечает как за вопросы охраны окружающей среды, так и за вопросы охраны труда и техники безопасности, поскольку эти области тесно связаны между собой.

Этап 7 Проведение внутренних аудитов

Внутренние аудиты проводят работники самого предприятия, чтобы оценить, насколько хорошо работает система экологического менеджмента и выявить все имеющиеся несоответствия. Аудиторский отчет дает возможность руководству предприятия улучшить те элементы СЭМ, которые работают неудовлетворительно.

Этап 8 Совершенствование

Оценка работы системы экологического менеджмента, периодически проводимая высшим руководством, позволяет обеспечить адаптивность СЭМ к постоянно изменяющимся в условиям, таким как появление новых научных знаний о воздействии химических веществ на состояние окружающей среды, изменение национальных и международных рынков продуктов и услуг, курсов валют, норм государственного регулирования, требований потребителей или клиентов.

Система экологического менеджмента является инструментом для реализации положений экологической политики организации. В политике фиксируются основные принципы деятельности и приоритеты руководства в той или иной области. Она декларирует стратегию предприятия и обеспечивает принятие тактических решений руководством среднего и низшего звена, понимание и восприятие изменений персоналом. Следовательно, политика должна быть доступна всему персоналу и, по возможности, обсуждена до ее утверждения. Согласно требованиям стандарта, высшее руководство должно определить экологическую политику организации и обеспечить, чтобы она:

соответствовала характеру и масштабам деятельности организации, а также ее воздействию на окружающую среду;

включала обязательства по постоянному улучшению СЭМ и предотвращению загрязнения окружающей среды;

отражала обязательство высшего руководства по соблюдению законодательных и нормативных требований;

создавала основу, с помощью которой организация устанавливает свои целевые и плановые экологические показатели;

была документально оформлена, периодически анализировалась и пересматривалась по мере необходимости;

была доведена до сведения всех лиц, работающих на организацию или от имени организации, включая персонал, подрядчиков, работающий в помещениях и на оборудовании организации;

была доступна общественности.

Доступность политики для общественности обеспечивается за счет ее предоставления по запросу заинтересованных сторон, а также публикации в средствах массовой информации. Поскольку положения политики отражают стратегические направления и приоритеты в деятельности организации, доступные ресурсы и ограничения, периодический пересмотр и изменение политики требуется при достижении или потере актуальности поставленных в ней целей, изменении возможностей организации, приобретении опыта.

Цели, задачи и программы системы экологического менеджмента

Для того чтобы осуществлять свою экологическую политику, организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии документально оформленные целевые и плановые экологические показатели для каждого соответствующего подразделения и уровня в рамках этой организации. Эти показатели являются общими показателями экологической эффективности, приведенными в экологической политике. Устанавливая целевые показатели, организации должны также принимать во внимание результаты оценки воздействия на окружающую среду, а также идентифицированные экологические аспекты и связанные с ними воздействия на окружающую среду. Затем для того, чтобы достичь целевых экологических показателей в заданные сроки, могут быть установлены плановые экологические показатели, которые должны быть конкретными и измеряемыми. После того, как будут установлены целевые и плановые экологические показатели, организации следует рассмотреть вопрос об установлении измеряемых характеристик экологической эффективности. Эти характеристики могут быть использованы в качестве основы для системы оценки экологической эффективности и могут обеспечить информацию как о системе управления окружающей средой, так и об оперативных системах. Целевые и плановые экологические показатели могут быть широко применимы ко всей организации или к какому-либо конкретному подразделению или отдельному виду деятельности. Целевые и плановые экологические показатели должны определяться руководителями соответствующего уровня. Эти показатели должны периодически анализироваться и пересматриваться с учётом точки зрения заинтересованных сторон. Целевые показатели могут включать в себя обязательства:

сократить отходы и истощение ресурсов;

сократить выброс загрязняющих веществ в окружающую среду;

проектировать продукцию таким образом, чтобы свести к минимуму ее воздействие на окружающую среду при производстве, эксплуатации и утилизации;

регулировать воздействие источников сырья на окружающую среду;

способствовать осведомленности служащих и общества о проблемах окружающей среды.

Достижение целевых экологических показателей может быть определено с помощью характеристик экологической эффективности, таких как:

количество использованного сырья или потребленной энергии;

количество образующихся отходов на единицу готовой продукции;

эффективность использования материалов и энергии;

количество аварийных ситуаций (например, незапланированные выбросы);

количество специфических загрязняющих веществ;

затраты на охрану окружающей среды.

В рамках общего планирования своей деятельности организация должна разрабатывать и поддерживать в рабочем состоянии программы достижения своих целевых и плановых экологических показателей. Такие программы должны включать:

распределение ответственности за достижение целевых и плановых экологических показателей для каждого соответствующего подразделения и уровня в рамках организации;

средства и сроки, в которые они должны быть достигнуты.

Планирование природоохранных мероприятий должно быть включено в стратегический план организации. Чтобы отражать изменения в целевых и плановых экологических показателях организации, программы должны регулярно пересматриваться.

Ресурсное обеспечение и инфраструктура организации

Руководство организации должно обеспечить наличие ресурсов, необходимых для внедрения системы экологического менеджмента и для контроля за ней. Ресурсы включают в себя кадры, технологию и финансы. Обязанности, ответственность и полномочия сотрудников организации должны быть определены, документально оформлены и доведены до их сведения. Высшее руководство организации должно назначать своих специальных представителей, которые независимо от других обязанностей должны иметь ответственность и полномочия для того, чтобы:

гарантировать, что СЭМ функционирует в соответствии с требованиями стандарта;

представлять отчёты о функционировании системы высшему руководству для анализа и принятия решений в области охраны окружающей среды.

Ответственность за общую эффективность системы экологического менеджмента должна быть возложена высшее руководство или на подразделение, обладающее достаточной властью, компетенцией и ресурсами. Материальная база и организационная структура малого или среднего предприятия могут наложить некоторые ограничения на реализацию СЭМ. Чтобы избежать этого, малые и средние предприятия должны по мере возможности рассмотреть вопрос о стратегии сотрудничества с другими организациями, например:

более крупными организациями-клиентами, чтобы разделить с ними технологии и «ноу-хау»;

другими малыми и средними предприятиями на основе «цепной» зависимости поставщиков или на другой основе, чтобы определить и обсудить общие для них вопросы, содействовать техническому развитию, совместно использовать имеющиеся ресурсы и пользоваться услугами консультантов;

организациями по стандартизации, ассоциациями малых и средних предприятий и другими объединениями;

университетами и другими научно-исследовательскими центрами с целью поддержки производства и нововведений.

Компетентность, подготовка и осведомленность персонала

Организация должна определить свои потребности обучении персонала и организовать соответствующее обучение всех сотрудников, чья работа может повлиять на окружающую среду. Должны быть установлены процедуры, позволяющие сотрудникам каждого подразделения понимать свои обязанности и ответственность. Все члены организации должны понимать важность достижения целевых и плановых экологических показателей. Высшее руководство играет ведущую роль в мотивации персонала. Персонал, выполняющий работы, которые могут оказать значительное воздействие на окружающую среду, должен обладать компетентностью, обусловленной соответствующим образованием, подготовкой или практическим опытом. Организация должна также гарантировать, что подрядчики, работающие на местах, имеют знания и навыки, необходимые им для выполнения работы, и понимают ответственность за состояние окружающей среды. Программы, обеспечивающие подготовку персонала, включают мероприятия и процедуры, обеспечивающие:

идентификацию потребностей в обучении сотрудников;

разработку плана подготовки в соответствии с определёнными потребностями;

проверку соответствия программ подготовки регламентным или организационным требованиям;

обучение групп сотрудников; − оценивание полученной подготовки.

Документация, касающаяся полученной подготовки должна поддерживаться в актуализированном виде.

Документация системы экологического менеджмента

Наличие документации системы экологического менеджмента способствует осведомлённости персонала, делает возможной оценку системы и экологической эффективности организации.

Документация СЭМ должна включать:

экологическую политику, цели и задачи; − описание области применения системы экологического менеджмента;

описание основных элементов системы и их взаимодействия, а также ссылки на соответствующие документы;

документы, определенные организацией как необходимые для обеспечения результативного планирования, функционирования и управления процессами, относящимися к значительным экологическим аспектам.

Организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии процедуры управления всеми документами, которые требуются согласно стандарту для того, чтобы:

документы были всегда легко доступны;

они периодически анализировались, пересматривались по мере необходимости и утверждались уполномоченными лицами;

устаревшие документы сразу изымались;

любые устаревшие документы, оставленные для юридических целей или для сохранения сведений, надлежащим образом идентифицировались;

документы должны содержаться в порядке и храниться в течение указанного срока.

Таким образом, внедрение системы экологического менеджмента на предприятии приводит к минимизации негативного воздействия на окружающую среду, достижение экономии материальных ресурсов, снижение риска аварийных ситуаций, рост экологической культуры персонала, повышение престижа предприятия. Наличие сертификата на систему экологического менеджмента позволяет расширить позиции предприятия на международных товарных рынках и привлечь внимания инвесторов.

Меню

Другие статьи

Руководство по системе экологического менеджмента

Руководство по системе экологического менеджмента

Экологический менеджмент – это часть общей системы корпоративного управления. Он имеет четкую организационную структуру, в которую входят планирование деятельности, распределение ответственности, практическая работа. Система включает в себя технологические процессы и ресурсы для разработки и внедрения новых программ по совершенствованию экологической политики, а также оценки достигнутых результатов в реализации текущих вопросов.

Серия стандартов ISO 14000 помогает компаниям активно участвовать в решении задач по охране природы. Рекомендации этого руководства по системе экологического менеджмента могут быть внедрены в организациях различного типа в государственном или частом секторе. В соответствии с приведенными нормами любое предприятие может создать систему экологического менеджмента, развивать эти функции и обеспечивать соответствие системы требованиям стандартов.

С помощью системы менеджмента разрабатываются нормативные документы, в которых согласовываются коммерческие и экологические интересы, анализируется влияние создаваемых товаров на окружающую среду.

Существующие стандарты являются руководством по решению проблемы изменения климата, устанавливают нормы выбросов газов, влияющих на парниковый эффект, позволяют измерить углеродный след продукции. Также разработаны нормативы контроля качества воздуха, почвы и воды, радиоактивных выбросов, шума, перевозки опасных грузов.

Руководство по системе экологического менеджмента предполагает техническую надежность. Содействие международных организаций в определении единых требований способствует повышению эффективности и законодательной согласованности, повышает интерес инвесторов.

Природоохранный аудит отражает эффективность системы экологического менеджмента. Стандарты ISO предусматривают выбор необходимых показателей, возможность оценить результат на основе критериев, установленных руководством организации.

Руководство по системе экологического менеджмента

Эта информация составляет основу для отчетности по экологической деятельности. Обмен данными по вопросам охраны природы способствует разработке новых мер по улучшению состояния окружающей среды.

Руководство по системе экологического менеджмента предусматривает полный контроль - от входящего потока ресурсов до конечного использования продуктов и их утилизации.

Внедрение системы дает предприятию экологические и экономические преимущества. Это, прежде всего, уменьшение количества использованного сырья, снижение потребления энергии, использование вторичных ресурсов, сокращение отходов и расходов на их переработку, улучшение эффективности технологических процессов.

Система ISO предполагает обязательное наличие на предприятиях экологической политики. В ней должны отражаться цели и задачи организации, приоритеты высшего руководства, его обязательства по соответствию законодательным и нормативно-техническим требованиям. Экологическая политика подлежит периодической оценке и пересмотру. Она должна быть доступна заинтересованным сторонам.

Основной принцип, заложенный в систему экологического менеджмента – постоянное, последовательное улучшение процесса.

Сертификация предприятия на соответствие требованиям ISO 14001 становится всё более необходимым условием продвижения производимой продукции на внешних и внутренних рынках. Наличие в компании эффективной системы экологического менеджмента способствует увеличению оценочной стоимости основных фондов. Ее внедрение обеспечивает снижение себестоимости за счёт более рационального использования энергии и ресурсов, в том числе направляемых на природоохранные мероприятия. Система экологического менеджмента позволяет наиболее эффективным образом снизить негативное воздействие на окружающую среду. При этом одновременно решаются экономические и экологические задачи.

Развитие ISO способствует укреплению менеджмента качества и создаёт основу для последующего интегрирования различных систем менеджмента на предприятиях.

Внедрение и сертификация стандартов ISO благоприятно сказывается на упрочении рыночных позиций компаний. Руководство по системе экологического менеджмента помогает обеспечить равновесие между рентабельностью производства и уменьшением негативного воздействия на окружающую среду.

Интересуетесь внедрением систем и стандартов?

Оставьте заявку и Наши специалисты проконсультируют по всем вопросам!

РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА НА ПРЕДПРИЯТИИ (НА ПРИМЕРЕ ОАО «МОСАВТОСТЕКЛО») - V Студенческий научный форум (15 февраля -

Общее представление о системе экологического менеджмента 4

Концепция экологического менеджмента 7

Принципы экологического менеджмента 11

Функции экологического менеджмента 14

Факторы экологического менеджмента 15

Проблемы экологического менеджмента в России и за рубежом 17

Общая характеристика ОАО «Мосавтостекло» 21

История создания компании и основные виды деятельности 21

Место экологической службы на предприятии 22

Разработка системы экологического менеджмента на ОАО «Мосавтостекло» 23

Определение уровня готовности ОАО «Мосавтостекло» к разработке и внедрению системы экологического менеджмента 27

Экологический аудит деятельности предприятия 27

Определение экологических аспектов 29

Разработка экологической политики 32

Изучение и анализ требований законодательных и нормативных документов 34

Составление плана разработки и внедрения системы экологического менеджмента на ОАО «Мосавтостекло» 36

Цели и задачи, программа 39

Определение состава документации системы экологического менеджмента 42

Разработка и внедрение документированных процедур системы экологического менеджмента для ОАО «Мосавтостекло» 43

Управление операциями 43

Управление документацией 45

Подготовка и обучение. Мотивация 49

Взаимодействие и обмен информацией 52

Готовность к нештатным ситуациям 54

Управление несоответствиями в системе экологического менеджмента 56

Внутренний аудит системы экологического менеджмента 58

Мониторинг и измерения 60

Оценка результативности 61

Анализ системы экологического менеджмента и оценка ее руководством 64

Проведение внутреннего аудита системы экологического менеджмента ОАО «Мосавтостекло» и определение степени готовности к сертификации 67

Проведение работ по подготовке системы экологического менеджмента ОАО «Мосавтостекло» к сертификации 68

Дипломный проект посвящен разработке и внедрению системы управления окружающей средой на ОАО «Мосавтостекло», поскольку эта задача является актуальной для данного предприятия.

Система экологического менеджмента внедряется в целях дальнейшего совершенствования природоохранной деятельности предприятия и снижения отрицательного воздействия производства на окружающую среду. Кроме того система экологического менеджмента должна повысить эффективность управления производственным процессом в области экологического менеджмента.

Среди зарубежных и многих российских производителей и потребителей наличие экологического сертификата является важной характеристикой компании, способствующей росту ее конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности. Актуальность внедрения системы экологического менеджмента на российских предприятиях возрастает также в свете предстоящего вступления страны в ВТО.

Целью дипломного проекта является разработка и внедрение системы экологического менеджмента согласно серии стандартов ГОСТ Р 14000.

Задачи.Для достижения указанной цели решаются следующие задачи исследования:

Анализ состояния проблем экологического менеджмента в нашей стране и за рубежом;

Оценка деятельности предприятия и определение ее уровня готовности к внедрению Системы экологического менеджмента. Место экологической службы на ОАО «Мосавтостекло»;

Составление плана разработки и внедрения системы экологического менеджмента для ОАО «Мосавтостекло»;

Назначение ответственных за разработку и внедрение системы экологического менеджмента среди высшего руководства предприятия и распределение ответственности между персоналом предприятия;

Обучение высшего руководства и персонала предприятия принципам и средствам обеспечения функционирования СЭМ;

Разработка и внедрение документированных процедур в области охраны окружающей среды, касающихся деятельности ОАО «Мосавтостекло»;

Проведение внутреннего аудита СЭМ ОАО «Мосавтостекло» и определение готовности предприятия к сертификации.

Общее представление о системе экологического менеджмента

Экологический менеджмент является одним из видов специального менеджмента, представляет собой часть общей системы менеджмента, изучающего основные принципы и закономерности управления (организационная структура, функции управления, управленческий цикл, стратегия управления, планирование, мотивация, лидерство и др.).

Экологический менеджмент можно определить как специальную систему управления, направленную на сохранение качества окружающей среды, обеспечение нормативно-правовых экологических параметров и основанную на концепции устойчивого развития общества. [4, с. 56]

Системы экологического менеджмента применяются производственными и сервисными организациями, органами государственного управления и образовательными учреждениями; принципы системы экологического менеджмента распространяются на управление территориями и регионами. Несмотря на определенные препятствия, системы экологического менеджмента уже получили распространение в России, и в первую очередь — из-за значительных преимуществ, для всех заинтересованных сторон. Для организаций, внедряющих системы экологического менеджмента, особенно важны возможности системы экологического менеджмента по повышению устойчивости и эффективности всей их деятельности. [9]

Решение о разработке серии международных стандартов в области систем экологического менеджмента явилось результатом Уругвайского раунда переговоров по Всемирному торговому соглашению и встречи на высшем уровне по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 году. Разработку новых стандартов поручили Международной организации стандартизации (ISO). Новая серия стандартов получила название ISO 14000.

Стандарты ISO 14000 разрабатываются с учетом уже зарекомендовавших себя международных стандартов по системам менеджмента качества продукции ISO 9000. Основным предметом ISO 14000 является система экологического менеджмента. [2, с. 15]

Вклад системы экологического менеджмента в формирование успеха организации определяется тем, что она позволяет систематизировать подходы к предотвращению и решению экологических проблем во всех аспектах бизнеса. В российских условиях сокращение издержек, вызванных нерациональным использованием ресурсов и материалов, потерями и пр. выступает в качестве одного из наиболее значимых преимуществ внедрения системы экологического менеджмента.

Не следует отождествлять понятия внедрения системы экологического менеджмента и достижения сертификации. Внедрение системы экологического менеджмента повышает инвестиционную привлекательность компаний, позволяет снизить страховые расходы и стоимость кредитов. Системы экологического менеджмента помогает сократить издержки, повысить качество не только продукции и услуг, но и компании в целом, последовательно уменьшать негативное воздействие продукции на окружающую среду и здоровье человека на протяжении всего ее жизненного цикла, тем самым повышая конкурентные возможности организации. [1, с. 13]

Основной принцип, заложенный в систему экологического менеджмента – постоянное последовательное улучшение и повышение результативности системы экологического менеджмента посредствам использования экологической политики реализации поставленных целей и задач в области экологического менеджмента, проведения периодических внутренних аудитов системы экологического менеджмента, анализа полученных данных, разработки корректирующих и предупреждающих действий, а также анализа со стороны руководства. Данный принцип представлен на схеме 1.

Этапы внедрения и функционирования системы экологического менеджмента

Концепция экологического менеджмента

Экологический менеджмент – это система экологически ориентированного управления современным производством.

Вне зависимости от типа и характера производства любое предприятие связано с окружающей его природной средой. На всех этапах хозяйственной деятельности происходит обмен веществом, энергией и информацией с окружающей средой.

Предприятие выступает первым и наиважнейшим элементом в хозяйственной деятельности человека, влияющим на загрязнение и деградацию окружающей природной среды. Для того, чтобы свести к минимуму это отрицательное воздействие, необходимо экологизировать экономику.

Экологизация экономики – это совокупность управленческих, технологических, финансово – экономических мероприятий, направленных на снижение экологической нагрузки на окружающую природную среду. При этом важно учесть, что эти мероприятия должны проводиться в рамках действующего производства. [2, с. 11]

Необходимость экологического менеджмента определяется не только резким ухудшением экологической обстановки, кризисом окружающей среды, но и закономерными тенденциями развития современного производства, такими как – дифференциация регионального размещения производства; увеличение производственных мощностей по потребностям новых технологий; обострение влияния производства не только на природу региональную, но и общее мировое пространство; разделение стран в мировой экономике на производителей опасных отходов и их поглотителей (концентрация отходов); возникновение политического содержания экологического сознания и мировоззрения; тенденции научно-технического прогресса (биотехнологии, ядерные технологии и пр.).

Концепция экологического менеджмента включает в себя:

1. Обоснование возможности и необходимости управления экологическими процессами.

2. Определение сферы и объекта управления в экологическом менеджменте – взаимодействие человека и природы.

3. Формулирование и реализация цели экологического менеджмента – новое качество существования и жизнедеятельности человека.

4. Соответствие масштаба проблемы и масштаба управления. Инфраструктура экологического менеджмента. Взаимодействие и связь транснациональных и региональных проблем экологического менеджмента.

5. Функциональное содержание экологического менеджмента.

6. Принципы экологического менеджмента.

7. Методология и роль науки в экологическом менеджменте.

8. Организация экологического менеджмента.

9. Системы, механизмы и технологии управления в концепции экологического менеджмента. (Разделение функций, взаимодействия, мотивация, разработка решений).

10. Стратегия и эффективность экологического менеджмента. [9]

Концепция экологического менеджмента представлена на схеме 2.

Концепция экологического менеджмента

Возможность, необходимость и потенциал экологического менеджмента

Сфера и объект управления – взаимодействие человека и природы

Цель управления экологическими процессами

Система управления экологическими процессами

Процессы экологического менеджмента

Стратегия и эффективность экологического менеджмента

Принципы экологического менеджмента

Принципы экологического менеджмента надо дифференцировать по главным факторам управления – механизму, процессу и системе управления.

1. Принцип опоры на экологическое сознание, которое должно формироваться и развиваться в процессах экологического менеджмента. Именно в сознании человека кроются возможности использования наиболее эффективных средств воздействия, т.е. механизма управления. Ведь важными характеристиками сознания являются и интересы, и ценности, и мотивы деятельности. От их системы зависит достижение цели.

2. Принцип экологического мотивирования деятельности. Его суть заключается в преимущественном использовании средств мотивирования, направленных на решение экологических проблем.

3. Принцип опережения или предупредительности в решении проблем. В экологии многие процессы слишком быстро становятся необратимыми. Весь механизм экологического менеджмента должен быть ориентирован на предупредительные меры возникновения кризисных ситуаций. Это в определенной мере должно проявляться в любом управлении, но для экологического менеджмента такой подход является наиболее важным.

4. В процессуальном отношении главную роль играет принцип целеустремленности и стратегичности. Экологический менеджмент не может быть эффективным, если он осуществляется по “размытым” и неопределенным целям, если он не имеет четкой стратегии. Цель экологического менеджмента должна включать те компоненты, которые отражают проблемы экологии и увязывают их в системе общих проблем развития производства.

5. В экологическом менеджменте особое значение имеет последовательность в решении проблем. Отсюда принцип последовательности, отражающий связи экологических проблем, учет прямых и отдаленных последствий их решения. В любом управлении существует выбор первичных проблем для разработки управленческих решений. Но в основе этого выбора могут быть различные критерии. Они определяют построение последовательности, соответствующей экологическим законам.

6. Следует также назвать и еще один процессуальный принцип экологического менеджмента – принцип своевременности. Циклы жизни экологических проблем своеобразны. Определить момент наиболее эффективного решения экологической проблемы – это значит предупредить ее крайнее обострение, кризис, минимизировать последствия.

7. В системе экологического менеджмента действует принцип функциональной интеграции. Нельзя управлять успешно, опираясь только на функциональное решение проблем экологии. Необходимо все управление ориентировать на экологию, интегрировать функции управления по целям экологического развития.

8. Принцип профессионализма также имеет большое значение в экологическом менеджменте. Он заключается в необходимости специальной подготовки менеджеров, оперирования знаниями в области экологии. Профессиональная подготовка дает действующие установки управления и выделение приоритетов. Именно этого нам сегодня катастрофически не хватает.

9. В сегодняшнем управлении неразвита система ответственности за экологические последствия. Отсюда важность принципа развитой и сбалансированной ответственности по факторам экологической эффективности управления. [9]

Эти принципы экологического менеджмента могут и должны действовать только в системе, во взаимозависимости. Ведь каждый из них является дополнением и конкретизацией другого. Это и представлено в схематической форме на схеме 3.

Принципы экологического менеджмента

Определение состава документации системы экологического менеджмента

Последовательность действий по реализации экологических аспектов регламентированы инструкцией ИР 7.2-08.

В состав документов системы экологического менеджмента входят следующие инструкции:

Подготовка и обучение. Мотивация;

Взаимодействие и обмен информацией;

Готовность к нештатным ситуациям;

Управление несоответствиями в системе экологического менеджмента;

Мониторинг и измерения;

Внутренний аудит системы экологического менеджмента;

Анализ системы экологического менеджмента и оценка ее руководством.

Разработка и внедрение документированных процедур системы экологического менеджмента для ОАО «Мосавтостекло» Управление операциями

Управление операциями должно обеспечивать:

• поддержание требуемого уровня экологической результативности;

• постоянное соблюдение требований экологического законодательства и других предъявляемых требований;

• улучшение (и поддержание достигнутого уровня) экологической результативности в тех областях, где организация работает над ее улучшением.

Управление операциями обеспечивается за счет внедрения (совершенствования) процедур осуществления деятельности (в форме процедур, инструкций, стандартов предприятия и т.п.), учитывающих требования по контролю экологических аспектов.

На уровне управления операциями интеграция систем менеджмента является обязательной. [1, с. 139]

Процедуры должны описывать необходимую последовательность действий и рабочие критерии успешного их выполнения, действия в случае отклонений, возможно — связь с другими процедурами, в том числе в отношении действий в нештатных ситуациях. Процедуры должны быть документированными. Соблюдение процедур должно поддерживаться обучением. Внедрению новых и существенно пересмотренных процедур следует способствовать путем мотивации вовлеченного персонала.

Разработка и внедрение процедур в общем случае осуществляется следующим образом:

• На основе информации о значимых экологических аспектах выявляются

— виды деятельности, для которых необходимо внедрение / пересмотр процедур,

— вовлеченный в деятельность персонал,

— связанные процедуры, изменение которых может быть необходимо.

• Процедуры должны разрабатываться на основе существующей практики. Документы, описывающие существующую практику, при необходимости должны быть скорректированы.

• Процедуры сначала разрабатываются и внедряются в пилотных масштабах, потом распространяются на всю организацию (с учетом области применения).

• Обучение выполнению процедуры предшествует ее внедрению.

• Процедуры разрабатываются и пересматриваются при тесном взаимодействии специалистов, ответственных за выполнение процесса (начальников участков, технологов и т.п.), сотрудников, его осуществляющих, и группы экологического менеджмента / отдела охраны окружающей среды.

Требования процедур, связанные с поставляемым сырьем и материалами, должны доводиться до поставщиков; требования процедур, в которые могут быть вовлечены подрядчики организации, — до них. [1, стр. 140]

На основе выше изложенного я предлагаю: на официальном сайте ОАО «Мосавтостекло» разместить необходимую информацию для поставщиков и подрядчиков о требованиях процедур, с которыми связана их деятельность.

Контроль документации и организация документооборота являются естественными и необходимыми элементами деятельности любой, даже самой малой организации. Необходимость в организации хранения, распространения и доступа к документам существует всегда; тем не менее, множество организаций испытывает трудности в осуществлении документооборота. Даже после внедрения системы менеджмента в соответствии с международными стандартами, управление документацией остается одной из основных областей, в которых при внутренних, сертификационных и инспекционных аудитах выявляются несоответствия. [1, с. 146]

Для создания системы управления документацией необходимо определить типы документов, которые должны контролироваться, рассматривая (если это позволяют ресурсы и планируемые сроки сертификации) всю систему документации организации, а не только документы, связанные с системой экологического менеджмента или системой менеджмента качества. Проведение анализа существующих механизмов контроля документов позволит использовать эффективные наработки и сконцентрировать внимание на проблемных вопросах. Для этого в качестве первого этапа необходимо подготовить списки использующихся и требуемых типов документов (по отделам / функциям). Затем следует разработать общие требования к документам разного типа, включающие:

форму ведения документа (электронную или бумажную);

требования к содержанию и оформлению;

требования по подготовке и утверждению, ответственность за подготовку и актуальность;

требования по выпуску и доступности контролируемых копий, распространении документов;

требования по пересмотру (события, требующие пересмотра, периодичность и порядок пересмотра);

методы идентификации и используемые обозначения. [1, с. 147]

Для обеспечения контроля документов может быть создан регистр (предпочтительно, электронный), в который бы вносилась информация о документах, включая номера, данные об утверждении / источнике, ответственность и срок пересмотра, связанные документы, список рассылки / местонахождения контролируемых копий. Регистр может совмещаться с электронной базой документации, если она содержит контролируемые копии документации.

При создании системы управления документацией следует соблюдать следующие положения:

До утверждения документа ответственные специалисты должны убедиться в ясности, точности и адекватности информации, соблюдении требований в отношении содержания и структуры. Предполагаемые пользователи должны иметь возможность оценить применимость документа и дать комментарии на него; они должны быть осведомлены о разработке и об утверждении соответствующего документа.

Документы должны утверждаться руководителем, ответственным за его внедрение. Каждая копия документа должна содержать свидетельство такого утверждения.

Распространение документов должно обеспечивать доступность актуальных версий документов всем сотрудникам, которым необходима содержащаяся в них информация, и изъятие устаревших версий контролируемых документов. Этому может способствовать присвоение индивидуального номера копиям.

Для документов, которые могут быть предоставлены внешним сторонам (например, экологической политика) следует определить способы поддержания актуальных копий (если это признается важным) или указывать на то, что копия не контролируется.

Должен быть обеспечен процесс пересмотра документации при изменении условий, к которым они привязаны (например, процессов), а также периодического пересмотра для учета других изменений. При внесении изменений и дополнений документ должен пройти ту же процедуру согласования, что и при его разработке.

Для журналов / регистров должны быть определены формы, процедура и ответственность за заполнение.

По мере введения процедур контроля документации, специалисты и руководители всех уровней должны быть ознакомлены с требованиями в отношении обращения с документацией (в частности, использования актуальных копий контролируемых документов, процедур получения документов и т.п.). Ответственные за разработку и поддержание актуальности документов должны быть также ознакомлены с соответствующими требованиями. Естественно, все вышеизложенное относится не только к документам системы менеджмента качества, но и ко всем связанным документам, а в идеале — ко всем документам организации. [1, с. 148]

Внедрение системы менеджмента качества нередко воспринимается на первом этапе негативно именно потому, что системы менеджмента качества требует оформления многих процедур, написания политики, создания многих других документов. Однако это не «бюрократизация» деятельности. Документальное оформление системы менеджмента качества, ее принципов, планов, требований и результатов, является одним из тех факторов, которые обеспечивают ее эффективность. Документация системы менеджмента качества:

способствует последовательному и однозначному пониманию принципов, ответственности и требований, целей и процедур в рамках системы менеджмента качества;

обеспечивает возможность анализа результативности организации (в частности, результативности менеджмента) и ее подтверждения;

облегчает изменения, в том числе, пересмотр и последовательное улучшение, распространение подходов и обучение персонала;

способствует стабильности процессов, а также унификации подходов управления в крупных компаниях. [1, с. 149]

Но ни стандарты системы менеджмента качества, ни практика не требуют документального оформления всех процессов или данных, существующих в рамках системы менеджмента качества. Минимально необходимая степень документирования системы определяется требованиями стандарта. Помимо этого, естественно, количество, характер и форма документов определяются практической необходимостью.

В целом, документация системы менеджмента качества достаточно разноплановая; обычно выделяют четыре уровня документации по уровням пользователей:

Руководство по системы менеджмента качества;

процедуры системы менеджмента качества;

рабочие процедуры и инструкции;

регистры, журналы и отчеты.

Для демонстрации внедрения и результативности системы менеджмента качества внешним сторонам (в т.ч. органам по сертификации) организация должна поддерживать записи об экологической результативности деятельности организации. [1, с.150]

Подготовка и обучение. Мотивация

Подготовка и информирование персонала ориентированы на обеспечение успешного выполнения сотрудниками организации их функций в рамках СЭМ, и в конечном счете, эффективного внедрения и последовательного улучшения СЭМ, улучшения экологической результативности организации. Поэтому подготовка персонала в рамках СЭМ включает различные компоненты, среди которых:

Информирование и специальная подготовка для высшего руководства организации в объеме, необходимом для обеспечения поддержки внедрения, оценки и пересмотра систем менеджмента;

Специальная подготовка для руководителей различных уровней, соответствующая их позиции в СЭМ и роли в ее внедрении и последовательном улучшении;

Обеспечение знаний и понимания каждым сотрудником миссии, целей, основных направлений развития организации, четкого осознания его места в системе менеджмента организации, вклада в деятельность СЭМ, минимизации негативного воздействия на окружающую среду и оптимизации потребления ресурсов, обеспечения безопасности деятельности;

Систематическая подготовка и переподготовка персонала с учетом изменения деятельности компании, изменения ресурсов, рынков и состояния окружающей среды, особенностей взаимодействия с внешней средой, изменений организационной структуры;

Специальная подготовка для подрядчиков и лиц, работающих по поручению организации, а также представителей клиентов и других лиц, работающих на ее территории.

В Приложении Ж выделено несколько основных категорий лиц, для которых требуется различное обучение, подготовка и информирование, кратко изложены возможное содержание и методы подготовки.

Для обеспечения компетентности персонала необходимо определить требуемые знания и навыки, а также оценить потребности в обучении и информировании различных его категорий с точки зрения необходимых сведений, методов подготовки, критериев компетентности. Общую последовательность действий можно представить следующим образом:

Оценка потребностей и требований по обучению.

Определение целей обучения.

Выбор подходящих программ и методов.

Подготовка плана обучения.

Выполнение программы обучения.

Оценка эффективности обучения.

Усовершенствование программы обучения.

Мотивация сотрудников к работе в значительной степени определяет ее результативность; она становится критичной при проведении изменений и, в частности, при внедрении системы менеджмента качества. Существуют две основные причины широкого использования мотивации для вовлечения всего персонала в деятельность системы менеджмента качества: во-первых, действия любого сотрудника влияют или могут влиять на качество продукции и услуг, воздействие на окружающую среду, рациональное использование ресурсов, условия труда, производственную безопасность; во-вторых, у любого сотрудника организации могут быть хорошие идеи по совершенствованию системы менеджмента качества, снижению воздействия на окружающую среду, обеспечению лучших условий труда и безопасности производственных процессов. [1, c. 156]

Эффективную мотивацию к деятельности обеспечивают несколько составляющих:

понимание важности деятельности;

понимание того, какие действия необходимы;

знание целей и достигнутых результатов;

признание успеха и поддержка инициатив.

При внедрении системы менеджмента качества руководство организации должно выступать в качестве лидеров и продемонстрировать важность внедрения системы менеджмента качества для организации, показывая готовность к изменениям, участие создании системы менеджмента качества, позитивное отношение к работающим над ее созданием сотрудникам, а также способствовать формированию лидеров и обеспечить их признание — как в группе экологического менеджмента, так и при внедрении системы менеджмента качества в рабочих группах, в цехах и отделах.

Взаимодействие и обмен информацией

Обмен информацией («коммуникации») между подразделениями, функциональными направлениями организации, координационными структурами, а также руководством необходим, с одной стороны, для решения стоящих перед этими подразделениями задач и, с другой — для координации деятельности организации. Таким образом, внутренний обмен информацией в рамках системы экологического менеджмента должен быть направлен на:

обеспечение подразделений и функциональных направлений информацией о приоритетах и принципах экологической политики организации, экологических аспектах их деятельности (в том числе, предъявляемых требованиях, показателях результативности, процедурах операционного контроля, возможных авариях и нештатных ситуациях, связанном воздействии на окружающую среду), стоящих перед ними целях и задачах (и соответствующих им мероприятиях и показателях), процедурах действий в случае нештатных ситуаций и аварий;

обеспечения понимания персоналом экологической политики и целей организации, осведомленности о процессах внедрения и последовательного улучшения системы экологического менеджмента, результатах в отношении достижения стоящих целей и задач, лидерах и инициативных сотрудниках (распространение информации является одним из инструментов мотивации);

обеспечения координационных центров и руководства информацией, необходимой для принятия решений, о характеристиках экологической результативности организации, в том числе о достижении стоящих целей и задач, экономических аспектах осуществляемой деятельности, а также о возможных действиях по повышению результативности системы экологического менеджмента (рекомендации и предложения персонала, возможные мероприятия и т.п.), необходимости в срочных действиях. [1, с. 154]

Для успешного выполнения этих задач коммуникации должны быть двусторонними и осуществляться систематически. Соответственно, все процедуры системы экологического менеджмента должны включать двусторонний обмен информацией (предоставление необходимой информации и возможность ответной реакции).

Взаимодействие с внешними заинтересованными сторонами призвано гарантировать, что организация учитывает требования и другую информацию, относящуюся к системы экологического менеджмента, поступающую от органов государственного и местного управления, учитывает сведения, направляемые в ее адрес поставщиками и партнерами, предоставляет необходимую информацию клиентам и подрядчиками, учитывает и реагирует на позиции других заинтересованных сторон, в частности, отвечая на жалобы или, если считает необходимым, публикуя собственную информацию. ISO 14001 требует от организации обязательного ответа на направляемые запросы. [1, с. 154]

Для эффективных коммуникаций с внешними сторонами необходимо учитывать требования и роль системы экологического менеджмента в деятельности организации при:

обработке входящей корреспонденции,

взаимодействии с поставщиками и подрядчиками,

подготовке информации для клиентов и потребителей,

взаимодействии с другими заинтересованными сторонами.

Таким образом, обмен информацией должен быть предусмотрен во всех основных процедурах, связанных с внешними сторонами:

выбор поставщиков и заключение договоров на поставку;

выбор подрядчиков, заключение договоров подряда и информирование лиц, работающих по поручению организации, о ее требованиях;

разработка продукции, включая оформление и упаковку, заключение договоров на поставки. [1, с. 155]

К обмену информацией с внешними сторонами относятся и процедуры подготовки и согласования проектов разрешительных (обоснование получения лицензий, ПДВ, ПДС и ПНООЛР), отчетных (формы 2-ТП и т.п.) и финансовых (формы платежей за загрязнение окружающей среды) документов, связанных с вопросами охраны окружающей среды, взаимодействие в отношении инспекционных проверок.

Готовность к нештатным ситуациям

Задачей организации является выявление вероятных нештатных ситуаций и аварий и предотвращение их возникновения, а в случае возникновения — минимизация воздействия на окружающую среду (включая здоровье человека). Требования основываются на неэффективности принципа «нулевого» риска, когда процедуры и средства предотвращения аварий считаются достаточными. Практика показала, что в дополнение к таким мерам, организация должна быть готова к действиям в случае возникновения нештатных ситуаций и аварий как в самой организации, так и вне пределов ее ответственности, поскольку в реальности вероятность их возникновения не является нулевой. Также необходимо помнить, что решения на случай возникновения нештатной ситуации должны быть простыми для исполнения, понятными, отработанными на практике, надежными по отношению к возможным ошибкам и не допускающими двойного толкования. [1, с. 143]

Для выполнения требований необходимо обеспечить функционирование технических систем и выполнение процедур, предусматривающих действия по предотвращению возникновения нештатных ситуаций и аварий, функционирование устройств и процедур информирования таких ситуациях, процедур и технических средств для ограничения воздействия в случае их возникновения.

Функционирование процедур обеспечивается за счет обучения (подготовки) персонала действиям в случае возникновения нештатных ситуаций и аварий и периодической проверкой готовности (на практике, если это реально возможно). Для этого необходимо:

• Выявить имеющиеся процедуры действий в случае нештатных ситуаций и аварий.

• Проанализировать их адекватность задаче минимизации воздействия на окружающую среду.

• Выявить ситуации, связанные со значимым воздействием на окружающую среду, которые имели место в прошлом или могут возникнуть, в том числе под влиянием внешних по отношению к организации факторов.

• Разработать требования к управлению операциями, направленные на минимизацию риска возникновения выявленных нештатных ситуаций и аварий.

• Разработать процедуры (включая их обеспечение средствами и ресурсами) для таких ситуаций.

• Провести подготовку персонала к действиям в соответствии с разработанными процедурами.

• Периодически проверять готовность и действия в случае возникновения нештатных ситуаций и аварий (на практике, если это осуществимо).

• Разработать и внедрить процедуру подготовки лиц, действующих по поручению организации, и новых сотрудников к действиям в случае возникновения нештатных ситуаций и аварий.

• Разработать процедуру, которая бы позволяла учитывать изменение процессов, появление новых устройств, операций, площадок и т.п. в системе готовности организации к нештатным ситуациям и авариям.

• Разработать процедуру регистрирования, сообщения и исследования причин возникновения нештатных ситуаций и аварий, а также анализа и пересмотра соответствующих процедур.

Выявление потенциальных нештатных ситуаций и аварий и разработка соответствующих процедур могут быть осуществлены специалистами группы экологического менеджмента / отдела охраны окружающей среды, ответственными за промышленную безопасность и охрану труда с привлечением специалистов, отвечающих за осуществление конкретных процессов. [1, с. 144]

Управление несоответствиями в системе экологического менеджмента

Требование стандарта в отношении устранения и предотвращения несоответствий направлено на обеспечение функционирования системы экологического менеджмента. Следование положениям системы экологического менеджмента организации (определенным процедурам, инструкциям, программам и т.п.) является необходимым условием результативности системы экологического менеджмента, обеспечивает возможность для ее пересмотра и последовательного улучшения. Организации необходимо обеспечить выявление несоответствий, их устранение, разработку и внедрение мер, которые бы обеспечивали предотвращение таких несоответствий в будущем. Для того, чтобы в организации нормально функционировали процедуры выявления и корректировки несоответствий, чрезвычайно важно обеспечить мотивацию к улучшению деятельности, избежать поиска виновных, заменяя его поиском причин проблем (среди которых намеренное несоблюдение установленных требований занимает одно из последних мест). Выявление несоответствий в действиях должно быть одной из обязанностей лица, ответственного за их выполнение; помимо этого, за соблюдение положений системы экологического менеджмента отвечают руководители подразделений. Несоответствия могут выявляться и персоналом (в т.ч. выполняющим смежные процессы), при анализе сообщений внешних сторон (включая результаты инспекционных проверок и предписания контролирующих органов), а также в ходе внутренних и внешних аудитов системы экологического менеджмента.

Процедура действий в отношении выявленных несоответствий может включать следующие шаги:

• Определение необходимости в немедленных действиях, принятие таких действий в случае необходимости;

• Оформление записи о несоответствии;

• Определение причин несоответствия;

• Разработка и осуществление корректирующих действий;

• Оформление записи о корректирующих действиях;

• Определение результативности предпринятых корректирующих действий; их доработка по необходимости;

• Внесение изменений в документацию СЭМ (если меняются положения СЭМ);

• Анализ несоответствий и причин их возникновения с целью выявления возможных несоответствий, вызванных теми же причинами или в отношении сходных действий;

• Разработка и осуществление предупреждающих действий (в рамках области охвата СЭМ);

• Оформление записи о предупреждающих действиях;

• Внесение изменений в документацию СЭМ (если меняются положения СЭМ);

• Оценка результативности предпринятых предупреждающих действий; их доработка.

Внутренний аудит системы экологического менеджмента

Внутренний аудит системы экологического менеджмента призван решить две основные задачи:

• определить соответствие реальной деятельности в рамках системы экологического менеджмента разработанным положениям системы экологического менеджмента (в частности, в отношении выполнения процедур системы, контроля аспектов и выполнения рабочих инструкций, выполнения программы системы экологического менеджмента и т.п.), и требованиям ISO 14001;

• определить, насколько система внедрена, поддерживается, и результативна в достижении целей, поставленных в политике.

По результатам анализа проблем аудиторы могут дать рекомендации по улучшению, довести выводы и рекомендации до высшего руководства и руководителей подразделений.

Организация должна разработать, выполнять и пересматривать программу аудита. Программа аудита обычно строится на основе организационной структуры, то есть планируется посещение группой аудиторов определенного подразделения в определенные сроки. При этом программа аудита включает все подразделения в рамках области охвата системы экологического менеджмента. Возможны программы аудита, основанные на последовательном аудите отдельных процессов. При подготовке аудита важно разработать план действий, наиболее адекватный организационной структуре, процессам и возможностям организации. Стандарты системы экологического менеджмента, в полном соответствии с принятой практикой, позволяют сосредоточиться на приоритетных областях, с учетом как существующего или возможного воздействия на окружающую среду, так и проблем, выявленных в ходе функционирования или предыдущих аудитов системы экологического менеджмента. Внутренний аудит должен проводиться не реже, чем анализ со стороны руководства; однако не следует проводить аудит и чаще, чем раз в год, поскольку он не может служить заменой мониторинга соответствия положениям системы экологического менеджмента.

Организация должна определить специалистов, ответственных за проведение аудита и сообщение его результатов руководству, и аудиторов. Необходимо установить также процедуры для хранения отчетов и записей аудита и сообщении информации руководству, а также распространения копий отчета в подразделения организации. Последняя процедура важна с точки зрения обеспечения использования всех выводов и рекомендаций аудиторов при анализе и пересмотре системы экологического менеджмента.

Мониторинг и измерения

Требования по мониторингу в рамках системы экологического менеджмента ориентированы на поддержание систематического и регулярного управления экологическими аспектами, для чего необходимо контролировать параметры, не только связанные с воздействием на окружающую среду, но и характеризующие процессы в целом.

В большинстве случаев параметры экологических аспектов и процессов в целом уже отслеживаются в рамках производственного экологического или операционного контроля. Остается только систематизировать ту информацию, которая связана с экологическими аспектами, обеспечить соблюдение требований по регулярному мониторингу и сохранению записей.

В остальном при создании системы мониторинга следует помнить о необходимости использования целесообразных, то есть экономически приемлемых, адекватных значимости проблемы и необходимой точности измерений методов и подходов. [1, c. 165]

В процедуры мониторинга следует включать (там, где это применимо):

• время (периодичность) и место измерения, оцениваемые параметры, используемое оборудование и методы;

• ответственность за проведение измерений;

• требования по ведению записей,

• допустимые отклонения от нормы;

• процедуры действий в случае обнаружения отклонений, превышающих допустимые.

Помимо требований, предъявляемых стандартами системы экологического менеджмента, в рамках мониторинга системы экологического менеджмента следует рассматривать также мониторинг деятельности и результатов менеджмента (в частности, подготовки и компетентности персонала, доли выполненных задач, охвата внутренних аудитов и т.п.). Должен осуществляться и мониторинг соответствия положениям системы экологического менеджмента (т.е. выполнения установленных действий и устранения выявленных несоответствий). [1, c. 166]

В то время как под давлением внешней среды организации уделяют много внимания показателям, характеризующим состояние окружающей среды, в определенной мере контролируют показатели, характеризующие деятельность организации (обычно в основном производственную), показателям же результативности менеджмента внимание уделяется чрезвычайно редко. Методология Оценки экологической результативности дает рекомендации по созданию системы показателей, которая не только позволяла бы собирать данные о воздействии организации на окружающую среду и ее усилиях, но была бы ориентирована на принятие управленческих решений по повышению эффективности и результативности природоохранной деятельности, поиск новых подходов и решений. Для этого должна использоваться целая система показателей экологической результативности, построение которой отвечает следующим принципам:

избирательность:показатели должны отражать признаки достижения именно тех целей, которые организация перед собой ставит, и наиболее адекватно характеризовать изменение соответствующего воздействия на окружающую среду;

сопоставимость и воспроизводимость: показатели должны обеспечивать возможность сравнения в динамике и с аналогами; для этого необходимо, чтобы они устанавливались с едиными четкими критериями к сбору информации, относились к сравнимым интервалам и измерялись в сравнимых единицах;

гармоничность: система показателей должна отражать наиболее адекватно и полно экологические аспекты организации, текущую деятельность в рамках СЭМ и планы ее развития, в том числе оценивать не только «проблемные», но и «успешные» области, а также области, в которых существуют неиспользуемые возможности;

экономическая эффективность: показатели должны отражать наиболее важную информацию, быть простыми и не требовать значительных дополнительных затрат для их определения;

ясность: показатели должны быть понятными для пользователя и отвечать его требованиям к информации;

ориентация на динамику: показатели должны определяться через выбранные интервалы времени (например, непрерывно, раз в смену, ежедневно, ежемесячно, ежеквартально, ежегодно), чтобы обеспечить возможность принятия срочных мер, способствовать достижению поставленной цели и избежать использования устаревшей информации, и по возможности отражать изменения без эффекта запаздывания.

Система показателей начинает формироваться одновременно с определением целевых критериев экологической результативности — экологических целей и задач. На основе требований по оценке динамики изменений и технических возможностей задается периодичность измерения / оценки показателей. Для обеспечения избирательности, сопоставимости и ясности показателей обычно нужно использовать несколько взаимосвязанных показателей, которые бы характеризовали различные аспекты осуществляемой деятельности, применять удельные и относительные показатели. При создании системы показателей следует учитывать имеющуюся систему мониторинга и уже применяемые показатели. [1, c. 170]

Оценка экологической результативности построена на принципах цикла Деминга; система показателей должна периодически пересматриваться для повышения эффективности ее использования и отражения экологической результативности организации. На рис. 3 изображен процесс разработки, функционирования и совершенствования системы показателей экологической результативности.

Оценка экологической результативности не заканчивается со сбором данных: для того, чтобы обеспечить использование информации, необходимо не только сравнить полученные данные с критериями (целями, задачами, рабочими критериями и т.п.), но еще и правильно интерпретировать результаты сравнения, выявив (с использованием относительных показателей, нескольких связанных показателей и т.п.) причины и тенденции развития изменений. Полученная информация используется для оперативного контроля процессов, пересмотра рабочих процедур, периодического пересмотра программы экологического менеджмента, пересмотра и постановки экологических целей и задач, информирования и мотивации персонала, подготовки сообщений для заинтересованных сторон. Естественно, информация о результативности деятельности и менеджмента должна составить основу для анализа системы со стороны руководства.

Установление системы показателей

Анализ и обработка данных

Сравнение с критериями и анализ

Представление и распространение информации

Оценка и пересмотр системы показателей

Оценка экологической результативности

Анализ системы экологического менеджмента и оценка ее руководством

Анализ функционирования и результативности системы экологического менеджмента должен проводиться на высшем уровне руководства, поскольку именно высшие руководители определяют стратегию развития системы управления организацией, ее политику; они же осуществляют общее руководство функциональными направлениями деятельности организации, от правильной координации которых зависит эффективность и результативность управления, и, в частности, системы экологического менеджмента.

Анализ со стороны руководства имеет смысл проводить раз в год, основываясь на результатах внутреннего аудита системы экологического менеджмента. Наиболее эффективным методом проведения анализа со стороны руководства можно считать направление руководителям краткого изложения отчета внутреннего аудита системы экологического менеджмента, а затем представление его результатов, а также другой значимой информации (в соответствии с требованиями ISO 14001) на совещании высшего руководства силами координатора системы экологического менеджмента, начальника отдела охраны окружающей среды и/или представителя руководства по системы экологического менеджмента. На совещании должны присутствовать не только руководители, принимающие решения, но и основные специалисты системы экологического менеджмента, обладающие дополнительной информацией, — аудиторы, координаторы системы экологического менеджмента в ключевых подразделениях.

Анализ со стороны руководства позволяет, с одной стороны, реализовывать принцип последовательного улучшения, развивая системы экологического менеджмента. С другой стороны, анализ со стороны руководства дает возможность поддерживать эффективность и адекватность системы экологического менеджмента:

• Обсуждение функционирования и перспектив системы экологического менеджмента с участием руководителей различных функциональных направлений позволяет скоординировать деятельность системы экологического менеджмента с планами развития организации в других областях.

• Анализ информации о функционировании системы экологического менеджмента и об изменениях во внешних факторах (ситуации на рынках, позициях заинтересованных сторон, изменениях законодательства и т.п.) позволяет скорректировать стратегию и политику организации в области охраны окружающей среды.

• В том случае, если аудит системы экологического менеджмента и опыт ее функционирования покажут, что некоторые процессы, процедуры или документы не нужны для достижения целей организации и управления операциями, то есть избыточны, в ходе совещания можно принять решение об отказе от них.

Процесс анализа выполняется на основе собранной информации:

1) результаты внутренних аудитов и оценки соответствия требованиям законодательства и другим требованиям, принятым организацией;

2) сообщения внешних заинтересованных сторон, включая жалобы;

3) информация о экологической результативности организации;

4) степень достижения целей и задач;

5) статус корректирующих и предупреждающих действий;

6) действия, предпринятые по результатам предыдущих анализов со стороны руководства;

7) изменения обстоятельств, включая развитие законодательных требований и других требований, связанных с экологическими аспектами деятельности предприятия;

8) рекомендации по улучшению.

Анализ со стороны руководства позволяет, с одной стороны, реализовывать принцип последовательного улучшения, развивая системы экологического менеджмента, с другой стороны, дает возможность поддерживать эффективность и адекватность системы экологического менеджмента.

Примерный состав информации для анализа системы экологического менеджмента со стороны руководства в Приложении З.

Проведение внутреннего аудита системы экологического менеджмента ОАО «Мосавтостекло» и определение степени готовности к сертификации

При проведении внутреннего аудита системы экологического менеджмента ОАО «Мосавтостекло» было выявлено:

В организации не проведена аттестация рабочих мест в допустимый срок;

Не соблюдается требование процедуры по хранению отходов внутри организации (пересортица)

Не на всех рабочих участках есть тара для хранения отходов.

По результатам проведения внутреннего аудита установлено, что система экологического менеджмента на ОАО «Мосавтостекло» готова к сертификации на 85%.

В течение месяца были разработаны и реализованы корректирующие действия.

Отчет о степени готовности системы экологического менеджмента к сертификации ОАО «Мосавтостекло» предоставлен главному инженеру завода.

Проведение работ по подготовке системы экологического менеджмента ОАО «Мосавтостекло» к сертификации

Сертификацию системы управления окружающей средой можно провести в том случае, если ОАО «Мосавтостекло» захочет довести дело до своего логического завершения и получить сертификат соответствия системы экологического менеджмента требованиям серии ГОСТ Р ИСО 14001.

Сертификацию осуществляют органы по сертификации, аккредитованные в соответствующей системе сертификации.

Процедура сертификации включает следующие действия:

- направление заявителем заявки на проведение сертификации в орган по сертификации;

- ознакомление заявителя с порядком сертификации;

- регистрация заявки в органе по сертификации;

- рассмотрение материалов заявки и принятие органом решения о проведении сертификационных работ;

- заключение договора на проведение работ между заявителем и органом по сертификации;

- экспертиза представленной документации и выдача заключения с указанием выявленных несоответствий по документации;

- устранение заявителем выявленных несоответствий по документации и представление в орган по сертификации подтверждения об их устранении;

- проведение сертификационного аудита на предприятии;

- принятие решения по результатам сертификации;

- заключение договора на инспекционный контроль;

- выдача сертификата соответствия;

- проведение инспекционного контроля сертифицированной системы управления окружающей средой (6).

Обобщенная схема прохождения предприятием процесса сертификации на соответствие требованиям стандарта ИСО 14001:1996 включает ряд необходимых последовательных процедур.

1. Подача официальной заявки на сертификацию (после информационного собеседования с представителями выбранной сертифицирующей организации).

2. Заключение контракта (договора) на предварительную оценку функционирующей системы управления окружающей средой на предприятии (рассмотрение пакета документов, содержащих информацию о действующей системе экологического менеджмента предприятия с возможной последующей проверкой на месте).

3. Представление предприятием (заявителем) пакета необходимой информации о действующей системе экологического менеджмента в сертифицирующую организацию (состав пакета определяется сертифицирующей организацией).

4. Предварительная оценка сертифицирующей организацией системы экологического менеджмента предприятия и обсуждение ее результатов с заявителем.

5. Оценка сертифицирующей организацией объема работ по сертификации и заключение контракта (договора) на проведение процесса сертификации.

6. Разработка сертифицирующей организацией, доведение до сведения заявителя и согласование с ним плана и программы сертификационного аудита (ревизии), состава аудиторской группы и другой необходимой информации.

7. Проведение аудита (ревизии) системы экологического менеджмента предприятия.

8. Разработка программы и проведение дополнительного аудита (в том случае, когда заявителю дается определенный срок для устранения выявленных несоответствий).

9. Подготовка и передача заявителю заключительного отчета по аудиту с заключением сертифицирующей организации о соответствии (несоответствии) системы требованиям конкретного стандарта.

10. Представление сертифицирующей организацией необходимых документов (отчета об аудите, заключения и др.) в соответствующей орган по сертификации, принимающий решение о выдаче (отказе в выдаче) сертификата соответствия.

11. Выдача (отказ в выдаче) предприятию сертификата соответствия его системы экологического менеджмента положениям стандарта.

12. Проведение периодического надзора со стороны сертифицирующей организации за соответствием функционирующей системы управления окружающей средой предприятия нормативным требованиям.

Кроме достигнутых целей и задач я, обобщая различные источники, выделила ключевые преимущества внедрения системы экологического менеджмента в целом:

1) постоянное улучшение качества продукции;

2) постоянное улучшение удовлетворенности требований потребителей;

3) повышение лояльности потребителей, ведущее к хорошим отзывам;

4) возрастание прибыли;

5) постоянное увеличение удовлетворенности требований общества;

6) постоянное увеличение удовлетворенности требований поставщиков;

7) увеличение гибкости и быстроты согласованных совместных откликов на изменения рынка между организацией и поставщиками;

8) создание доверия основных заинтересованных сторон к результативности и эффективности организации;

9) использование процессного и системного подходов, которые наилучшим образом приводят к достижению желаемых результатов;

10) постоянное улучшение качества процессов;

11) постоянное снижение затрат и ресурсов, их оптимизация и сокращение времени цикла за счет эффективного использования ресурсов;

12) постоянное расширение рынка;

13) возросшее конкурентное преимущество благодаря улучшению возможностей организации;

14) завоевание международного признания;

15) улучшение понимания персоналом целей и задач организации, лучшее его мотивирование и большая ответственность за собственные результаты;

16) большее стремление работников участвовать и вносить свой вклад в постоянное улучшение качества продукции, системы экологического менеджмента;

17) улучшение взаимосвязи между персоналом и руководством;

18) увеличение роли лидерства, приводящее к постоянному улучшению качества продукции, процессов и системы экологического менеджмента.

Процедура внедрения системы экологического менеджмента согласно стандартам серии ГОСТ Р ИСО 14000 была разработана мной специально для ОАО «Мосавтостекло», были соблюдены все необходимые требования, учтена специфика предприятия и его влияние на окружающую среду.

Система экологического менеджмента распространяется во всем мире и является залогом успешного международного партнерства. Возможно, уже через несколько лет функционирование системы экологического менеджмента будет являться обязательным условием выхода на международный рынок. Поэтому российским предприятиям, в том числе и ОАО «Мосавтостекло», следует задуматься о скорейшем внедрении системы экологического менеджмента и, соответственно, возможности получения привилегий, соответствующих статусу предприятия.

Перейти к обсуждению работы