Руководства, Инструкции, Бланки

как сделать пунктуационный разбор предложения письменно образец img-1

как сделать пунктуационный разбор предложения письменно образец

Рейтинг: 4.5/5.0 (1898 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Пунктуационный разбор предложения письменно образец - Интересная информация

Пунктуационный разбор предложения письменно образец

Тема конференции "как Как делать пунктуационный разбор? Ну там подлежащее,сказуемое и т. Назвать и объяснить пунктограмму в конце предложения точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, сочетание знаков. Назвать и объяснить пунктограммы на уровне сложного предложения знаки препинания между простыми предложениями в составе сложного. Назвать и объяснить пунктограммы на уровне простого предложения. Толстой Объяснение знаков препинания1. Точка в конце предложения; в конце предложения ставится точка, так как это повествовательное, невосклицательное предложение, которое содержит законченное сообщение. Знаки препинания между частями сложного предложения; это сложноподчинённое предложение с тремя придаточными:1 и 2 — запятые выделяют придаточное внутри главного;6 и 8 — запятые выделяют придаточные внутри главного;7 — запятая не ставится, т. Знаки препинания между однородными членами предложения; обособление обстоятельств и определений:3 и 4 — запятые разделяют однородные сказуемые, связанные бессоюзно;5 — запятая отделяет обособленное обстоятельство, выраженное одиночным деепричастием;9 — запятая отделяет обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом; 10 — запятая отделяет обособленное определение, выраженное при­частным оборотом и стоящее после определяемого слова bohemia224 18. Назвать и объяснить пунктограмму в конце предложения точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, сочетание знаков. Назвать и объяснить пунктограммы на уровне сложного предложения знаки препинания между простыми предложениями в составе сложного. Назвать и объяснить пунктограммы на уровне простого предложения. Толстой Объяснение знаков препинания1. Точка в конце предложения; в конце предложения ставится точка, так как это повествовательное, невосклицательное предложение, которое содержит законченное сообщение. Знаки препинания между частями сложного предложения; это сложноподчинённое предложение с тремя придаточными:1 и 2 — запятые выделяют придаточное внутри главного;6 и 8 — запятые выделяют придаточные внутри главного;7 — запятая не ставится, т. Знаки препинания между однородными членами предложения; обособление обстоятельств и определений:3 и 4 — запятые разделяют однородные сказуемые, связанные бессоюзно;5 — запятая отделяет обособленное обстоятельство, выраженное одиночным деепричастием;9 — запятая отделяет обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом; 10 — запятая отделяет обособленное определение, выраженное при­частным оборотом и стоящее после определяемого слова comosiencine 10. Бывает так, что даже художницы и программисты находят общий язык, хотя и совершенно разные. Художница: Как хорошо в кафе, сидишь не о чем не думаешь, а вокруг тебя летает бесплатный инет. Вокруг носится куча людей, а ты их даже не замечаешь, потому что играет твоя любимая музыка, летает бесплатный интернет и в голове дурдом! Как видите делать одновременно кучу вещей можно, но лучше не экспериментировать. Так плохо иногда бывает, но эта суматоха не дает думать о плохом…Программист: Надо же здесь тише, чем обычно. Хотя все равно программу не напишу…бегущие официантки столку, сбивают…И тут одна из официанток проходит между столиками Художницы и Программиста. Спотыкается о сумку Программиста, а потом орет на Художницу, можно подумать она виновата. Художница: И зачем я только пошла в кафе, где псих на психе психа погоняет. Программист: Все я ухожу! Она идет по правой стороне, а он по левой. Она была одета в джинсовую юбочку, футболку с огромным сердцем и лаковые балетки. Он был в джинсах, белой футболке и черном пиджаке. Посетители кафе смотрят, как они одновременно шагают по красной ковровой дорожке, которая вела прямо к выходу. И тут они сталкиваются у самой двери и роняют свои вещи… nightracer-chat 18. Вокруг носится куча людей, а ты их даже не замечаешь, потому что играет твоя любимая музыка, летает бесплатный интернет и в голове дурдом! С в данном случае предлог. В целом абзац безсмысленный. Ну поорала она, непонятно зачем, обязательно уточнить цель действия. Он был в джинсах, белой футболке и черном пиджаке. Тогда последний совет: не пишите рассказ, если в нём нет идеи, или хотя бы законченого сюжета. Как минимум програмер должен поднять её вещи и спросить номер телефона, так хотя бы возникает ощущение, что будет продолжение, пусть и за кадром. Это напомнило мне рассказ Фазиля Искандера не помню как он называлсяпро то как девушка писала кучу рассказов и зачитывала их своим подружкам. Здорово, что есть идея и желания, пробуйте. Надеюсь у Вас получится Удачи vorobyova1961 18.

См. также Поиск Навигация В других проектах
  • Последнее изменение этой страницы: 25.02.2016

Другие статьи

Русский язык

Русский язык
9 класс
§ 17. Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочинённого предложения План синтаксического разбора
  1. Вид предложения по цели высказывания, по эмоциональной окрашенности.
  2. Простые предложения в составе сложного, их грамматические основы.
  3. Вид связи между простыми предложениями в сложном (союзная, бессоюзная).
  4. Сочинительные союзы (соединительные, противительные, разделительные), соединяющие простые предложения в сложное.
  5. Смысловое значение сложного предложения (перечисление, противопоставление, чередование событий).
  6. 7, 8. Разбор простых предложений в сложном (см. Приложение).
Образец синтаксического разбора

Воздух дышит весенним ароматом, и вся природа оживляется. (М. Лермонтов.)

Предложение повествовательное, невосклицательное. Состоит из двух простых предложений. В первом грамматическая основа воздух дышит ароматом. во втором — природа оживляется. Связь между предложениями союзная. Средство связи — соединительный союз и. Отношения перечислительные.

Воздух дышит весенним ароматом, и вся природа оживляется.

Повествовательное, невосклицательное, союзная связь, отношения перечисления.

75. Произведите синтаксический разбор двух сложносочинённых предложений устно, двух сложносочинённых предложений письменно. Какое предпожение вы не будете анализировать? Почему?

1. Солнце уже скрылось, и ночные тени быстро надвигались со стороны леса. (Л. Толстой.) 2. Чёрная туча, протянувшись на запад, из-за своих разорванных краёв открыла звёздное небо, и перевёрнутый золотой рог месяца красно засветился над горами. (Л. Толстой.) 3. То солнце тусклое блестит, то туча чёрная висит. (Н. Некрасов.) 4. Сквозь мглу видно всё, но трудно разобрать цвет и очертания предметов. (А. Чехов.) 5. Звуки не нарушали тишины, не будили застывшего воздуха, а вгоняли природу в дремоту. (А. Чехов.) 6. Мягко картавя, журчал ручеёк, но все эти звуки не нарушали тишины, не будили застывшего воздуха. (А. Чехов.)

План пунктуационного разбора
  1. Знаки завершения.
  2. Знаки разделения между простыми предложениями в сложносочинённом.
  3. Знаки разделения и выделения в предложениях.

Образец пунктуационного разбора

Красота на добро и не смотрит, но люди от неё становятся добрее. (М. Пришвин.)

В конце предложения ставится знак завершения — точка, так как предложение повествовательное, невосклицательное. Между первым простым предложением (Красота на добро и не смотрит. ) и вторым (. люди от неё становятся добрее) перед союзом но ставится запятая — знак разделения между простыми предложениями в сложносочинённом.

76. Произведите пунктуационный разбор двух предложений устно и двух — письменно.

1. Обильная роса затопляла травы и листья, но зной проникал уже в самый лес. (И. Тургенев.) 2. Обрывистый берег весь оброс бурьяном, и по небольшой лощине между ним и протоком рос высокий тростник. (Н. Гоголь.) 3. То падал как будто туман, то вдруг припускался косой дождь. (Л. Толстой.) 4. Ещё и лета не бывало, а лишь дожди всё шли да шли, и небо холодом дышало. (М. Чехов.) 5. Солнце зашло недавно, однако было уже темно. (А. Чехов.)

77. Запишите предложение Спокойно дремлет день над тихими полями, и веют прелестью раздумья вечера. (И. Бунин.) и выполните его полный синтаксический разбор.

Повторение Контрольные вопросы
  1. Какие предложения называются сложносочинёнными?
  2. На какие группы по смысловым отношениям простых предложений они делятся и почему?
  3. Когда в сложносочинённом предложении употребляются соединительные союзы? разделительные? противительные? Приведите примеры.
  4. Какое средство связи, кроме союзов, используется для соединения простых предложений в сложное?
  5. Какие знаки препинания ставятся в сложносочинённом предложении и когда?

78. Выпишите из книг, газет, журналов не менее шести сложносочинённых предложений с разными союзами и разными смысловыми отношениями между простыми предложениями.

79. Запишите, расставляя знаки препинания. Подчеркните грамматические основы. Какие виды сложных предложений употреблены в тексте? Определите тип текста. Выполните синтаксический разбор сложносочинённого предложения. Объясните постановку тире в первом предложении. Чем осложнено второе предложение?

Короче становились дни прозрачнее — воздух. Длиннее и темнее стали ночи и уже иные голоса зазвучали в ночи журавлиный стон в аспидно-чёрном поднебесье грустный переклик казарок сдержанный гогот гусей и посвист утиных крыльев.

80. Запишите отрывки из произведений Н. В. Гоголя. Подчеркните грамматические основы в сложных предложениях. Объясните, как соединены и как разделены простые предложения в сложных.

1. Вот по широкому Днепру зачернела лодка, и в замке снова как будто блеснуло что-то. Потихоньку свистнул Данило, и выбежал на свист верный хлопец.

2. Усталое солнце уходило от мира, спокойно пропылав свой полдень и утро; и угасающий день пленительно и ярко румянился. Говор приметно становился реже и глуше, и усталые языки перекупок, мужиков и цыган ленивее и медленнее поворачивались. Где-где начинал сверкать огонёк, и благовонный пар от варившихся галушек разносился по утихавшим улицам.

81. Прочитайте отрывки из произведений В. М. Гаршина. Какие виды сложных предложений употребил писатель? Выпишите сложносочинённые предложения и выполните их синтаксический разбор.

1. Вот и набережная. Громадные здания с одной стороны, а с другой — почерневшая Нева. Скоро тронется лёд, река будет голубая. Парк на той стороне зазеленеет. Острова также покроются зеленью. Хоть и петербургская, а всё-таки весна.

2. Море шумело далеко внизу, ветер становился свежее. Английский пароход вышел из полосы лунного света, и она блестела, сплошная, и переливалась тысячами матово-блестящих всплесков, входя в бесконечную морскую даль и становясь всё ярче и ярче. Не хотелось встать со скамьи, оторваться от этой картины и идти в шестой номер гостиницы, в котором остановился Василий Петрович. Однако было уже поздно; он встал и пошёл вдоль по бульвару.

3. Карманные часы, лежавшие на письменном столе, торопливо и однообразно пели две нотки. Разницу между этими нотами трудно уловить даже тонким ухом, а их хозяину, бледному господину, сидевшему перед этим столом, постукиванье часов казалось целою песнею.

82. Из данных предложений выпишите лишь сложносочинённые. Первое из выписанных предложений разберите по членам. Какие правила необходимо знать, чтобы верно вставить пропущенные буквы?

I. 1. Лесок, в котором долж..нствовало происходить побоище, находился в четверти мили от Ганау. 2. Дорожка эта скоро превратилась в тропинку и, наконец, со(всем) и..чезла, пересеченная канавой. 3. Пьеса длилась ещё час с лишком, но Марья Николаевна и Санин скоро перестали смотреть на сцену. 4. Она свернула с шоссе и поскакала по узкой, неторной дорожке, которая действительно как будто направлялась к горам.

II. 1. Воз с знакомыми нам пассажирами вз..ехал в это время на мост, и река во всей красе и величин. как цельное стекло, раскинулась перед ними. (Н. Гоголь.) 2. День был тих, и солнце с..яло. (Н. Гоголь.) 3. Первый переход был (не)велик: от Кишинёва до деревн. Гаурени всего восемнадцать вёрст. (В. Гаршин.)

Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненных предложений

  1. Главная
  2. Русский язык
  3. Уроки
  4. "Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненных предложений."Конспект урока по русскому языку в 9 классе
"Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненных предложений."Конспект урока по русскому языку в 9 классе

Тема: Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненных предложений.

Цель: научить последовательно осуществлять синтаксический и пунктуационный разборы сложносочиненного предложения.

Образовательные: совершенствовать умение определять смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения;

закрепить навык постановки знаков препинания в ССП;

Воспитательные: способствовать развитию культуры речи учащихся и воспитание чувства дружбы.

Развивающие: продолжить формирование компетенций учащихся: регулятивной - через формулирование цели, анализ, самооценку и самоконтроль своей деятельности; умение самостоятельно определять задачи своей деятельности; продолжить развитие умений сравнивать, анализировать, систематизировать полученные данные и делать выводы; коммуникативной - через различные виды речевой деятельности: монолог, диалог, дискуссию; познавательной – преобразование информации: текст-схема.

Тип урока урок обобщения и закрепления знаний.

Просмотр содержимого документа
«"Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненных предложений."Конспект урока по русскому языку в 9 классе »

Тема: Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненных предложений.

Цель: научить последовательно осуществлять синтаксический и пунктуационный разборы сложносочиненного предложения.

Образовательные: совершенствовать умение определять смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения;

закрепить навык постановки знаков препинания в ССП;

Воспитательные: способствовать развитию культуры речи учащихся и воспитание чувства дружбы.

Развивающие: продолжить формирование компетенций учащихся: регулятивной - через формулирование цели, анализ, самооценку и самоконтроль своей деятельности; умение самостоятельно определять задачи своей деятельности; продолжить развитие умений сравнивать, анализировать, систематизировать полученные данные и делать выводы; коммуникативной - через различные виды речевой деятельности: монолог, диалог, дискуссию; познавательной – преобразование информации: текст-схема.

Тип урока урок обобщения и закрепления знаний.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1.Учащиеся представляют самостоятельно составленные 5 сложносочиненных предложений, разбирают их синтаксически, строят схемы.

- Какие предложения называются ССП? Из каких частей состоит ССП?

- С помощью каких союзов соединяются предикативные части ССП?

- Какое значение имеют ССП в зависимости от союза, связывающего части?

- Какие знаки препинания ставятся в ССП?

III. Сообщение темы урока.

1. Чтение образцов устного и письменного синтаксического разбора.

Схема синтаксического разбора предложения:

1. Охарактеризовать предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительное или побудительное.

2. Охарактеризовать предложение по эмоциональной окраске: восклицательное или невосклицательное.

3. Охарактеризовать предложение по наличию грамматических основ: простое или сложное

4. Далее, в зависимости от того, простое предложение или сложное:

Если простое предложение:

5. Охарактеризовать предложение по наличию главных членов предложения: двусоставное или односоставное, указать, какой главный член предложения, если оно односоставное (подлежащее или сказуемое).

6. Охарактеризовать предложение по наличию второстепенных членов предложения: распространённое или нераспространённое.

7. Указать, осложнено чем-либо предложение (однородными членами, обращением, вводными словами) или не осложнено.

8. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.

9. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.

Если сложное предложение:

5. Указать, какая связь в предложении: союзная или бессоюзная.

6. Указать, что является средством связи в предложении: интонация, сочинительные союзы или подчинительные союзы.

7. Сделать вывод, какое это предложение: бессоюзное (БСП), сложносочинённое (ССП) сложноподчинённое (СПП).

8. Разобрать каждую часть сложного предложения, как простое, начиная с пункта №5 соседнего столбца.

9. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.

10. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.

1.Пример синтаксического разбора простого предложения:

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа: ученики и ученицы учатся. распространённое, осложнено однородными подлежащими.
Письменный разбор:

Повест. невоскл. прост. двусост. г/о ученики и ученицы учатся. распростр. осложн.однород.подл.

2.Пример синтаксического разбора сложного предложения:

Предложение повествовательное, невосклицатеьное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что. сложноподчинённое предложение. Первое простое предложение: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространённое, не осложнено. Второе простое предложение: двусоставное, грамматическая основа мы с классом поехали, распространённое, не осложнено.
Письменный разбор:

Повеств. невоскл. сложн. связь союзн. ср-во связи подч.союз потому что. СПП. 1-е ПП: односост, с гл.чл – сказ. не задали, распр., не осложн. 2-е ПП: двусост. г/о мы с классом поехали, распр. не осложн.

Пунктуационный разбор предложения

Схема пунктуационного разбора предложения:

1) Пронумеровать знаки препинания.

2) Назвать и объяснить пунктограмму в конце предложения (точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, сочетание знаков).

3) Назвать и объяснить пунктограммы на уровне сложного предложения (знаки препинания между простыми предложениями в составе сложного).

4) Назвать и объяснить пунктограммы на уровне простого предложения.

Образец пунктуационного разбора предложения:

[Спросив, 1 (которая посмирнее ), 2 Пьер влез на лошадь, 3 схватился за гриву, 4 прижал каблуки вывернутых ног к животу лошади и, 5 чувствуя, 6 (что очки его спадают ) 7 и (что он не в силах отнять рук от гри­вы и поводьев), 8 поскакал за генералом, 9 возбуждая улыбки штабных, 10 с кургана смотревших на него]. (Л. Толстой)

Объяснение знаков препинания:

1) Точка в конце предложения.

В конце предложения ставится точка, так как это повествовательное, невосклицательное предложение, которое содержит законченное сообщение.

2) Знаки препинания между частями сложного предложения.

Это сложноподчинённое предложение с тремя придаточными:

- 1 и 2 – запятые выделяют придаточное внутри главного;

- 6 и 8 – запятые выделяют придаточные внутри главного;

- 7 – запятая не ставится, т.к. однородные придаточные связаны одиночным соединительным союзом «и».

3) Знаки препинания между однородными членами предложения.

Обособление обстоятельств и определений:

- 3 и 4 – запятые разделяют однородные сказуемые, связанные бессоюзно;

- 5 – запятая отделяет обособленное обстоятельство, выраженное одиночным деепричастием;

- 9 – запятая отделяет обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом;

- 10 – запятая отделяет обособленное определение, выраженное при­частным оборотом и стоящее после определяемого слова.

2. Запись предложения для письменного синтаксического разбора сложносочиненного предложения. Построение схемы. Комментарии.

3. Составление собственных сложносочиненных предложений по аналогии, синтаксический разбор, построение схемы.

4. Запись предложения для пунктуационного разбора. Построение схемы.

5. Составление собственных сложносочиненных предложений по аналогии, пунктуационный разбор, построение схемы.

IV. Закрепление изученного материала. Работа по вариантам.

Домашнее задание. §. упр..

Как сделать пунктуационный разбор: Скоро всё зазеленеет степи, рощи и леса?

Как сделать пунктуационный разбор: Скоро всё зазеленеет степи, рощи и леса?

Разбор предложения или части предложения, именуемый пунктуационным, – один из видов обучающего упражнения, способствующий усвоению школьниками правил пунктуации, так как выполнение сего разбора предполагает объяснение – и устное, и письменное – пунктограмм, в предложении имеющихся.

Термин пунктограмма называет требующее применения правила пунктуации место в предложении. а потому следует заметить, что объяснению подлежат:

  • все выставленные в конструкции синтаксической или её части знаки;
  • места, где, в полном согласии с правилами, знак не нужен, например, отсутствие при известных условиях знака между частями предложения сложносочинённого или отсутствие запятой между членами однородными при условии их соединения одиночным сочинительным союзом – соединительным или же разделительным.

Знаки пунктуационные. согласно программе для средних учреждений общеобразовательных, принято делить на

  • завершающие (ставящиеся в конце предложений, потому иначе именуемые знаками конца предложения) – точка (.), вопросительный (?) и восклицательный (!) знаки; сочетание этих двух знаков (?!), реже три восклицательных знака (. ) подряд, но повторение знака вопросительного недопустимо, многоточие (…), а также сочетание с многоточием знака восклицательного (. ) либо знака вопроса (. );
  • разделяющие – прежде всего запятая (,) как употребляемый чаще знак, затем её заменяющая в соответствии с правилами точка с запятой (;); тире (–); двоеточие (:) – разделяют части конструкций сложных, а запятая – ещё и однородные члены;
  • выделяющие. парные – две запятые: одна перед выделяемой частью конструкции, другая – за ней, два тире – также до выделяемой части и за ней; скобки, мною в ответе уже не раз использованные; кавычки («»).

Разбор, объясняющий расстановку знаков препинания, начинаем с определения тех характеристик предложения, что влияют на их постановку. Какие это характеристики, рассмотрим на примере предложения, данного нам для пунктуационного анализа:

  • Целью его высказывания, как видно, является сообщение о предстоящем природном явлении, а потому оно (сие предложение) повествовательное ;
  • произносится спокойным тоном – невосклицательное ;
  • основа грамматическая в нём одна: ВСЁ, степи, рощи, леса зазеленеет – простое ;
  • подлежащих несколько при одном и том же сказуемом: степи, рощи, леса – они однородные. при них находится слово обобщающее – ВСЁ. тоже подлежащим являющееся.

Характеризуя подобным образом наше предложение, вспоминаем и те правила пунктуации, что с ними связаны.

Далее нумеруем пунктограммы (в порядке их следования в конструкции), вот так:

  • квадратными скобками (одними) мы показали. конструкция нам дана простая, с одной основой грамматической;
  • цифрами мы поведали читающим наш анализ: пунктограмм в предложении четыре (три цифры выставлены в местах постановки знаков, одна отмечает место, где, в строгом соответствии с правилом, знак не нужен).

Объясняем каждый знак. Я привыкла это делать с последнего, ибо это знак, предложение завершающий, а характеристика любой конструкции синтаксической, предложение собой представляющей, в том числе и данной (цель её высказывания и окраска эмоциональная), открывает анализ, потому и выдвигаю сей знак на первое место при объяснении. Далее комментирую знаки в том порядке, в коем они следуют:

  • 4 – точка завершает конструкцию повествовательную, но невосклицательную;
  • 1 – двоеточие в постпозиции по отношению к местоимению, являющемуся словом обобщающим, ставится непосредственно перед членами однородными;
  • 2 – запятая между бессоюзно связанными членами однородными;
  • 3 – отсутствие запятой перед одиночным соединительным союзом И, связывающим члены однородные.

В заключение составляем схему, достаточную для пояснения пунктуации предложения. В нашем случает схема такова:

  • я выполнила разбор исходя из сегодняшних норм пунктуации, которые, кстати, постепенно размываются, а одной из причин сего явления считаю замену двоеточия знаком тире даже в самых, казалось бы, очевидных случаях, когда, согласно нашим правилам, требуется именно двоеточие;
  • предложение взято из стихотворения «Весна» («Песни жаворонков снова. ») поэта XIX столетия А. Н. Плещеева (кстати, первая строка при заголовке здесь необходима, ибо стихов с таким названием у Плещеева несколько, видимо, очень любил поэт это время года);
  • у Плещеева в этом предложении стоит тире (думаю, Вы не случайно не поставили ни тире, ни двоеточие, ибо предоставили отвечающим выбирать: следовать ли им оригиналу или действовать в соответствии с пунктуацией современной; я выбрала последнее).

Причина постановки тире Плещеевым далека от нынешнего «размывания» правил, да и авторским этот знак я бы не назвала. Дело всё, на мой взгляд, в том, что тире было относительно новым знаком: его ввёл в первой четверти этого же XIX столетия Н. М. Карамзин, так что ко времени написания Плещеевым названного стихотворения (1861 год) правила его постановки ещё не устоялись. Знак же двоеточие до середины XIX века использовался чаще всего как знак сокращения. То есть во времена создания стихотворения Плещеевым не было ещё правил, связанных с постановкой, а тем более с различением этих двух знаков .

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

Пунктуационный разбор

Когда на доске записано предложение и объяснены все орфограммы в словах, ученик обычно приступает к выполнению устного пунктуационного разбора.

Как правильно его делать? В каком порядке называть условия постановки знаков препинания. Эти и многие другие вопросы актуальны для средней и старшей школы.

Пунктуационный разбор существенным образом отличается от синтаксического разбора. который имеет привычное для школьников условное обозначение под цифрой 4. Недопустимо их путать! Цель синтаксического разбора – характеристика предложения, его строения и значения.

Зачем нужен пунктуационный разбор? Он помогает применять пунктограммы, находить границы смысловых отрезков, следовать нормам расстановки знаков препинания. Для разбора подойдут предложения, которые уже пунктуационно оформлены. Чтобы усложнить разбор, учитель предлагает тексты с пропусками знаков препинания.

Когда выполняют пунктуационный разбор, то обращают внимание на структуру предложения. Имеет значение не только наличие главных и второстепенных членов, количество грамматических основ и частей предложения, важно также определить способы выражения второстепенных членов предложения и их порядок следования, выяснить интонационные особенности предложения.

Вот два предложения, давайте их проанализируем.

1)Встретились однажды во дворе Серёжа и Петя, разгребли на скамейке снег и сели. 2)Что бы такое поделать?

В первом повествовательном предложении используется только два знака: запятая, разделяющая однородные сказуемые, и точка. Во втором всего один вопросительный знак, поскольку в начале предложения есть вопросительное слово.

Когда знаков препинания внутри предложения нет, нужно ли на это обращать внимание? Да, необходимо пояснить условия отсутствия знаков. Рассмотрим пример.

Тётя Таня относилась к конькам как к семейной реликвии.

В данном предложении, кроме точки, нет знака, стоящего внутри. Но можно было ошибочно поставить запятую перед союзом КАК. Почему знак не поставлен? Потому что есть условие, запрещающее запятую: смысловой отрезок КАК К СЕМЕЙНОЙ РЕЛИКВИИ имеет значение "в качестве".

План пунктуационного разбора предполагает всего несколько пунктов. Данный разбор принято выполнять устно, поэтому для удобства письменного описания нумеруем все знаки препинания и объясняем их постановку. Все предложения для примеров мы взяли из произведений Людмилы Улицкой.

ПРИМЕРНЫЙ ПОРЯДОК ПУНКТУАЦИОННОГО РАЗБОРА

I. Место пунктограммы (конец предложения, простое предложение, сложное предложение): знаки препинания нумеруются.

II. Условия пунктуационной нормы (правила постановки/непостановки знаков препинания).

III. Функция знака препинания.

ПРИМЕРНЫЙ ОБРАЗЕЦ ПУНКТУАЦИОННОГО РАЗБОРА

Подожжённые осенью берёзы и осины били в глаза яркими красками.1

1 - знак завершения в повествовательном простом предложении.

Пояснение: нет запятой между однородными подлежащими, соединёнными одиночным союзом И, нет запятой после причастного оборота ПОДОЖЖЁННЫЕ ОСЕНЬЮ, стоящего перед определительным словом БЕРЁЗЫ И ОСИНЫ.

Коньки были,1 конечно,2 в те каникулы событием номер один.3

1 и 2 - запятые выделяют вводное слово со значением уверенности,

3 - знак завершения в повествовательном простом предложении.

Девятого января,1 под конец каникул,2 справляли Санин день рождения.3

1 и 2 - запятые выделяют уточняющий член предложения, выраженный обстоятельством времени,

3 - знак завершения в повествовательном простом предложении.

Анна Александровна называла девчонок 1«барышнями»2,3 мальчишек 4«молодыми людьми»5. 6

1, 2 и 4, 5 - кавычками выделены высказывания персонажа (способ оформления чужой речи),

3 - запятая разделяет однородные дополнения,

6 - знак завершения в повествовательном простом предложении (многоточие свидетельствует о незавершённости высказывания).

Всё вокруг казалось необычайно чётким и невиданно красивым:1 и белые стволы берёз,2 и яркие листья,3 и бледно-синее,4 будто выцветшее небо.5

1 - двоеточие ставим перед рядом однородным членов, так как есть обобщающее слово ВСЁ,

2, 3 - запятые разделяют однородные подлежащие, соединённые повторяющимися союзами.

4 - запятая выделяет сравнительный оборот с союзом БУДТО,

5 - знак завершения в повествовательном простом предложении.

Пояснение: нет запятой между однородными членами, соединёнными одиночным союзом И.

Однажды утром,1 выйдя во двор,2 Сергей увидел побелевшую от инея крышу сарая,3 поседевшую землю,4 прихваченную морозцем,5 затвердевшую траву,6 покрытую редким снежком,7 словно солью.8

1, 2 - запятые выделяют обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом ВЫЙДЯ ВО ДВОР,

3, 5 - запятые разделяют однородные дополнения,

4, 5 - запятая выделяет обособленное определение, выраженное причастным оборотом ПРИХВАЧЕННУЮ МОРОЗЦЕМ, после определяемого слова ЗЕМЛЮ,

6, 7 - запятая выделяет обособленное определение, выраженное причастным оборотом ПОКРЫТУЮ РЕДКИМ СНЕЖКОМ, после определяемого слова ТРАВУ,

7 - запятая выделяет сравнительный оборот с союзом СЛОВНО,

8 - знак завершения в повествовательном простом предложении.

Поэзия —1 это сердце литературы,2 высшая концентрация всего лучшего,3 что есть в мире и в человеке.4

1 - тире разделяет подлежащее и сказуемое, выраженные именем существительным в Им.падеже,

2 - запятая разделяет однородные сказуемые,

3 - запятая отделяет придаточную часть сложноподчинённого предложения от главной,

4 - знак завершения в повествовательном простом предложении.

Пояснение: нет запятой между однородными членами, соединёнными одиночным союзом И.

Красота земли тревожила сердце Сергея,1 напоминала о прошлых днях,2 так ярко запечатлевшихся в памяти.3

1 - запятая в середине простого предложения разделяет однородные сказуемые,

2 - запятая выделяет обособленное определение, выраженное причастным оборотом ТАК ЯРКО ЗАПЕЧАТЛЕВШИХСЯ В ПАМЯТИ, после определяемого слова ДНЯХ,

3 - точка завершает повествовательное предложение.

Деревья кончались на уровне пятого этажа,1 с балкона видны были только мелко-кудрявые макушки двух ясеней,2 и земля под ними едва просвечивала.3

1 - запятая в середине разделяет части сложного предложения (бессоюзная связь),

2 - запятая разделяет части сложного предложения (сочинительная связь),

3 - точка завершает повествовательное сложное предложение.

Такая тишина была в лесу,1 что щебетанье синиц,2 прыгавших по веткам,3 казалось необычайно звонким.4

1 - запятая в середине разделяет части сложного предложения (подчинительная связь),

2 и 3 - парные запятые выделяют в придаточной части сложноподчинённого предложения обособленное определение, выраженное причастным оборотом ПРЫГАВШИХ ПО ВЕТКАМ, после определяемого слова СИНИЦ,

4 - точка завершает повествовательное сложное предложение.

В некоторых предложениях может встретиться несколько знаков препинания, и в этом случае нужно определиться, в какой последовательности делать пунктуационный разбор. Логично идти от конца к тем знакам препинания, которые находятся внутри предложения. Но возможен и последовательный подход – по порядку следования знаков.

В сложном предложении сначала объясняем знаки препинания, разделяющие части сложного, затем знаки внутри простых частей. В прямой речи действуем таким же способом: сначала знаки, отделяющие прямую речь от слов автора, а потом остальные знаки препинания.

Предположим, у нас простое предложение с несколькими смысловыми отрезками, которые выделяются знаками или отделяются ими друг от друга. Как быть в этом случае? В каком порядке давать объяснение?

Если пунктограммы не совмещаются, то объясняем в порядке следования знаков препинания. В примере 6 и 8 однородные члены распространены обособленными членами, поэтому сначала объясняем знаки между однородными, а потом знаки при второстепенных членах.

Если же обособленный член предложения включает в свой состав однородные члены, то сначала поясняем его, а потом однородный ряд. Однако, повторим снова, выбор того или иного порядка разбора не является серьёзным недочётом, и за него не снижается оценка.

Точку, стоящую в конце предложения, чаще всего не объясняют, поскольку само собой разумеется, что точка является знаком завершения. Традиционно обращают внимание на многоточие, восклицательные и вопросительные знаки, поясняя их постановку.

Рассмотрим ещё несколько примеров. Но уже не будем фиксировать знак завершения – точку.

1)Чудесная осень,1 сухая и тёплая,2 в этом году долго не покидала землю,3 долго не сбрасывала багряных,4 жёлтых и розовых листьев осины,5 липы и клёна.

Пять запятых выполняют разную функцию - выделительную и разделительную. Будем идти по порядку следования знаков: 1 и 2 выделяют обособленные определения, выраженные прилагательными, 3, 4, 5 запятые разделяют три ряда однородных членов: 3 - сказуемые, 4 - согласованные определения, 5 - несогласованные определения. Пояснение: нет запятой между однородными определениями, соединёнными одиночным союзом И.

2)Наконец пришёл экскурсовод,1 толстый человек в украинской расшитой рубахе и в золотых очках,2 отдалённо напоминающий Никиту Хрущёва в его добродушной ипостаси,3 и повёл их вниз по тенистой аллее.

1, 2 - запятые выделяют обособленное приложение, стоящее после определяемого слова,

2, 3 - запятые выделяют обособленное определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова.

Пояснение: нет запятой между однородными членами, соединёнными одиночным союзом И, находящимися внутри обособленного приложения.

4)Лес,1 поле,2 пруд соединялись в её опыте с тяжёлой работой:3 в лес посылали собирать ягоду для продажи,4 в поле -5 помогать на уборке,6 на пруд -7 полоскать бельё.

1, 2 - запятые разделяют однородные подлежащие,

3 - двоеточие разделяет части сложного предложения (бессоюзная связь),

4, 6 - запятые разделяют части сложного предложения (бессоюзная связь),

5, 7 - тире сигнализирует о структурной неполноте простой части в составе сложного предложения.

5)-1 Вот акация,2 -3 указывал он на небольшое,4 цветущее сладким жёлтым цветом дерево,5 -6 одно из великих деревьев.

1, 3, 6 - тире отделяют прямую речь от слов автора,

2 - запятая стоит после прямой речи повествовательного предложения,

5 - запятая стоит после слов автора, отделяя их от прямой речи,

4, 5 - запятые выделяют обособленное определение, выраженное причастным оборотом.

6)"1Наверное,2 среди них есть какое-то одно,3 точно такое же,4 как я. 5 Если бы я его увидела,6 я бы сразу узнала"7,8 -9 думала Тома,10 касаясь на ходу рододендрона и самшита. 11

1, 7 - кавычки выделяют прямую речь от слов автора,

8 - запятая отделяет прямую речь (повествовательное предложение) от авторских слов,

9 - тире отделяют прямую речь от слов автора,

5, 11 - многоточие в конце предложения говорит о незаконченности мысли,

2 - запятая выделяет вводное слово со значением неуверенности,

3, 4 - обособленное определение, выраженное местоимением,

4 - сравнительный оборот с союзом КАК,

6 - запятая разделяет части сложноподчинённого предложения,

10 - запятая выделяет обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.

Пояснение: нет запятой между однородными членами, соединёнными одиночным союзом И, находящимися внутри обособленного обстоятельства.

Конечно, когда поставленные знаки препинания объясняются письменно, то запись выглядит громоздкой и длинной, в устной речи разбор проговаривается быстрее и короче.

1. Беднарская Л.Д. Классификация орфографических и пунктуационных ошибок, допускаемых учащимися в письменных работах / Русский язык в школе. - 2008. - №8.

2. Блинов Г.И. Пунктуационный разбор / Русский язык в школе. - 1985. - №3.

3. Никеров А.И. О полном пунктуационном разборе на уроках русского языка / Русский язык в школе. - 1989. - №6.

Torrentlg61: Блог

Пунктуационный Разбор Предложения Образец

Один из них – « Пунктуационный разбор простого предложения ». Этот урок был проведен в форме игры-путешествия, поэтому в работу были.

3) Назвать и объяснить пунктограммы на уровне сложного предложения ( знаки препинания между Образец пунктуационного разбора предложения.

Пунктуационный Разбор Предложения Образец Письменно

ПУНКТУАЦИОННЫЙ РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Как Разобрать Пунктуационный Разбор Предложения Образец

ПУНКТУАЦИОННЫЙ РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Образец. глагол модальное слово предлог мест. союз сущ. сущ. Говорили, (1) например, (2) о том.

Пунктуационный разбор предложения сделать достаточно легко, если знать схему и владеть основными правилами грамматики. По сути, этот.

Недавно кто-то в соседнем топике искал эту инфу: пример пунктуационного разбора предложения 6 класс В связи с этим мы решили.

Образец: глагол модальное слово предлог мест. союз сущ. сущ. Говорили, (1) например, (2) о том, (3) что жена старосты, (4) сущ. сущ. прилаг союз прилаг. предлог мест. мест. Марфа, (5) женщина здоровая и неглупая, (6) во всю свою сущ. част. глагол союз сущ. союз прилаг. сущ. жизнь не видела ни города, (7) ни железной дороги. (8) 1-2 – запятые выделяют вводное слово ; 3 – запятая отделяет главное предложение от придаточного ; 4-5 – запятые выделяют одиночное приложение.