Руководства, Инструкции, Бланки

сочинение-эссе по литературе образец img-1

сочинение-эссе по литературе образец

Рейтинг: 4.6/5.0 (1827 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Как писать эссе по литературе: примеры, структура и план написания

Как писать эссе по литературе: примеры, структура и план написания

В виде эссе предлагается современным школьникам писать сочинения в рамках ЕГЭ по русскому языку и литературе, а также зачастую компании предлагают конкурс подобных работ для набора новых сотрудников. Нужно отметить, что требования к ученическим работам несколько противоречат рамкам жанра. Но как бы там ни было, экзамен сдавать нужно, и еще один материал на эту тему лишним не будет.

Нечто и думы

Ни много ни мало, а 435 лет назад Монтень ввел понятие жанра эссе. Латинский предок этого слова переводится как «взвешивание», а пришедший в русский язык французский термин имеет несколько значений: его употребляют, когда речь идет об очерке, наброске, попытке, некоем опыте и даже пробе. Видимо, последнее и определило, что появился в школе новый вид письменной работы: сочинение-эссе по литературе или русскому языку.

В России точная трактовка этого жанра дана в пародийной традиции – «взгляд и нечто». Ирония в данном случае более чем уместна, так как невозможно лучше назвать небольшое по объему прозаическое произведение без композиции, основанное только на личном мнении и опыте, не имеющее претензии на исчерпывающее изображение предмета.

Полная свобода в подаче материала и возможность самовыражения сделали эссе популярным жанром не только для проверки знаний и умений учеников, но и одним из определяющих критериев при подборе кадров в различные организации. Результаты такого тестирования помогают работодателям, которые хотят видеть у себя в коллективе творчески мыслящих и имеющих свое мнение людей. Поэтому всем стоит учиться писать эссе по литературе. Примеры удачных работ всегда пригодятся в будущем.

Простор для самовыражения

Написание эссе развивает творческое мышление и навыки письменного изложения мыслей с иллюстрированием опыта и аргументацией выводов. Особенности этого жанра:

– рассмотрение на протяжении всей работы одного вопроса или конкретной темы; здесь не может быть анализа обширных проблем;

– текст опирается на личные переживания и впечатления, поэтому исчерпывающее толкование темы невозможно; выводами можно назвать индивидуальные соображения;

– сочинение-эссе по литературе предполагает новое слово по любому поводу, и, несмотря на субъективную окраску, характер такого произведения может быть разнообразным (историко-биографическим, философским, беллетристическим, литературно-критическим, публицистическим, научно-популярным);

– самое ценное в работе этого жанра – личность автора; содержание должно строиться на его мыслях, чувствах, мировоззрении.

Жанровые особенности

Конечно, от школьного сочинения-эссе нельзя требовать неукоснительного соблюдения всех признаков жанра, но знать их не помешает.

1. Условно малый объем. В литературном творчестве он может быть от книжной страницы до нескольких десятков. В большинстве российских университетов допустимо до 10 страниц А4 компьютерного набора, а, например, в Гарварде нельзя превышать двух. Для работы при сдаче ЕГЭ хватит и 300 слов.

2. Конкретность. Достаточно рассмотреть в работе одну проблему, чтобы написать сочинение-эссе по литературе. Примеры должны подтверждать высказываемую мысль, что создаст внутреннее единство.

3. Разговор с другом. Именно таковым должен считать автор своего читателя, и тогда легче будет избежать строгого или менторского тона, усложненных, запутывающих понимание сути конструкций. Если верить исследователям жанра, то хорошее эссе может написать только тот, кто владеет темой, и при условии, что она важна для автора.

4. Парадоксальность. Соединение взаимоисключающих друг друга утверждений, афористичность высказываний и определений, характеристика явления с неожиданной стороны – это присуще работам мастеров, которые каждый раз удивляют читателей и заставляют размышлять.

5. Отсутствие формальных рамок. Этот жанр не подчиняется логике, здесь все строится на ассоциациях. Но и принципу «все наоборот» нужно учиться, поэтому школьные эссе по литературе, примеры которых при желании можно найти и почитать, все же немного регламентированы.

6. Разговорная публицистика. Представляя читателя другом, нужно говорить просто, но опасаться легкомысленного тона. Также недопустимы шаблонные фразы, сленг, сокращенные слова. Это должен быть язык пламенного желания поделиться своими мыслями.

Структура школьного эссе

Перед началом работы важно определиться с темой, которая близка внутреннему состоянию автора. А также поставить перед собой цель написания: что будет сказано нового, чтобы выполнить задачу эссе – привлечь внимание. Лучше сразу же прикинуть и желаемый объем.

Как уже было сказано выше, произведения этого жанра не имеют строгой или обязательной композиции – предполагается свобода и полет мысли. Но, говоря об ученической работе, необходимо сделать поправку на малый жизненный и литературный опыт молодых людей. Конечно, им нужна опора, образец сочинения-эссе по литературе, поэтому для школьников предпочтительно дать строение ожидаемого текста:

– Тезисы (личные мысли), как правило, выдвигаются вначале.

– Аргументы (доказательства) подтверждают мнение автора. В качестве доводов можно использовать известные факты, события, явления общественной жизни; опираться на личный опыт или авторитетные мнения ученых и статистику; ссылаться на произведения художественной литературы. Оптимальное количество аргументов – два.

– Вступление – это фокус на проблему, о которой пойдет речь.

– Заключение – личное мнение автора по этому поводу.

Для соблюдения структуры необходимо правильно выделять абзацы. Не забывать, что жанр эссе в литературе невозможен без экспрессивности (эмоциональности) и художественности (использования изобразительных средств). Для этого лучше выбирать простые, короткие предложения, разные по интонации и цели высказывания. Тире в бессоюзных и неполных предложениях поможет избежать многословия.

Классификация по характеру

Наверное, не существует темы, на которую невозможно было бы написать эссе. Широта направлений требует осмысленного подхода. Итак, рассуждения могут быть:

– художественными, историческими.

Мысли в форме

Любую мысль можно облечь в литературную оболочку. Это придаст интерес и новизну эссе по литературе. Примеры, в виде чего можно написать такое сочинение, могут натолкнуть на необычное решение:

– эпистолярный жанр (письмо);

– дневниковые записи (событие в хронологии);

– лирическая миниатюра (описание);

– рецензия (компетентное мнение);

– заметка (статья в СМИ).

Выбор по способу изложения

По своему типу эссе могут быть:

– аналитическими (строятся на анализе);

– рефлексивными (личный отклик на что-то);

Различают два подхода

Нужно особенно тщательно подготовиться к написанию эссе по литературе, темы которых имеют неоднозначное решение. Что это? Например, дать свою аргументированную оценку на общечеловеческие нравственные явления – значит написать субъективную работу. В таком сочинении выявляются стороны личности автора. А если тема требует рассмотреть проблему научную, присущую какой-то профессиональной деятельности, то это уже должно быть объективное эссе, где предмет исследования или описания первичен, автор подчиняется ему. Как правило, в школе подобные сочинения пишутся на лингвистические или литературоведческие темы.

Эссе по заданному тексту

Стоит остановиться на особенностях написания итоговой работы в рамках экзамена по русскому языку. Здесь можно использовать клише для эссе. По литературе же лучше избегать трафаретности в сочинениях. Итак, в ЕГЭ по русскому требуется написать небольшой опус по заданному тексту. И если вспомнить структуру эссе, то здесь появляется дополнительный момент: необходимо отразить позицию автора (известного писателя, ученого или публициста) и выразить свое отношение к ней.

Опорой могут служить выражения:

  • дать оценку (чему);
  • выявить сущность (чего);
  • излагать свой подход;
  • исходить из того, что;
  • основываться на собственном понимании;
  • разграничивать понятия;
  • считать правомерным;
  • обращать внимание на;
  • убедительно доказать;
  • определять сущность;
  • подчеркивать актуальность.
Как избежать ошибок

Тот, кто предупрежден, вооружен. Стоит перечитать известные эссе по литературе, примеры которых будут образцом для подражания. Свобода жанра подразумевает неограниченное творчество, но недочеты в речи сведут полет мысли на нет.

1. Проверяем все. И не только правописание. Читать нужно вслух, для того чтобы лучше понять. Если речь споткнулась – значит, встретился неудачный оборот, и его нужно заменить. Не должно быть никаких двусмысленных выражений.

2. Доказываем умело. Мысль эссе должна быть яркой, и не менее интересными должны быть иллюстрации, подтверждающие ее. Именно тусклость и неубедительность аргументов снижают уровень работы.

3. Убираем лишнее. Характерной ошибкой бывает очень длинное вступление или подробный пересказ произведения, взятого как довод. Многословие разжижает мысль. Эссе должно быть сконцентрированным около одной идеи. А лишние подробности и отвлечения обедняют ее.

4. Говорим кратко. Подготовка к эссе по литературе заключается и в том, чтобы научиться писать короткими предложениями (это не значит, что только простыми и односложными по мысли). Длинная синтаксическая конструкция не дает эффекта эмоциональности, мешает абзацному членению. Стоит воспользоваться бессоюзными и неполными предложениями.

5. Пишем понятно. Не нужно в эссе показывать свою научную эрудицию. Текст предназначается читателю-другу, поэтому в нем не должно быть никаких непонятных слов, требующих обращения к словарям или энциклопедиям.

Опус для начальника

Если результат школьного сочинения – оценка, то конкурсное эссе для получения работы может изменить всю жизнь, поэтому и писать его нужно как последнюю попытку. Все мысли должны быть отшлифованы, аргументация сформирована на принципах логики, а стиль изложения – безупречным. И нужно помнить, что это не сочинение-эссе по литературе – примеры из художественных текстов здесь мало уместны.

Важные моменты, которые интересуют работодателя:

– ваша сугубо индивидуальная оценка;

– умение излагать мысли на бумаге;

– уровень грамотности;

– искренность и честность;

– умение иронизировать и шутить;

– позитивное восприятие жизни.

Эссе по литературе на тему войны

Примерами чужих работ можно пользоваться только с целью ознакомления. Заниматься плагиатом – дело неблагодарное. Если кто-то может написать эссе, то почему бы и вам не научиться делать это? Хотя бы начать вот так.

«Повесть Василя Быкова «Сотников» считается произведением не столько о войне, сколько о нравственном выборе человека. От чего же он зависит? Ну, ведь не может же быть так: в критической ситуации, перед тем как принять решение, кто-то рассуждает: «Я должен поступить так, как меня учили родители, как воспитывали учителя, в противном случае все будут считать меня плохим человеком». Согласитесь, что это неправдоподобно. Смею предположить, что нравственный выбор подготавливается всей предыдущей жизнью. Он так же естественен для человека, как сделать предпочтение между двумя яблоками.

Вот она - виселица с пятью петлями. Приговариваются к смерти пятеро: девочка Бася, пожилой Петр, мать троих детей Демчиха и партизаны: Рыбак и Сотников. Был ли у них выбор остаться в живых? Да. После казни одна петля так и останется пустой».

Вступление есть. Тезис выдвинут. Первый аргумент начат. Далее можно опереться на факты из жизни и все закончить выводом.

Эссе нетрудно писать, если есть что сказать и чем поделиться.

Другие статьи

Как написать вступление к сочинению по литературе (примеры)?

Как написать вступление к сочинению по литературе (примеры)?

Для того, чтобы правильно написать вступление нужно хорошо знать тему (о чем или о ком сочинение).

Большинство вступлений школьных сочинений помещается в 3-6 предложений в зависимости от общего объема.

Тема может быть о каком-то человеке, природе, любви и т.д.

Главное во вступлении - заинтересовать читателей, то есть создать кульминацию.

Начать его писать можно с:

  • вопроса (Помните ли Вы. Что такое. );
  • описания места действия (В одной из сибирских деревень. );
  • утверждения (Все люди на Земле. );
  • характеристики автора произведения/портрета (Творчество Александра Сергеевича Пушкина. );
  • характеристики самого произведения (Одна из самых великих поэм. )
  • проблемы (За последнее время значительно сократилось. );
  • цитаты («Слово есть поступок»);
  • анализа (В этом году стал замечать, что. ).

Основная задача любого вступления - подвести его к теме сочинения.

Во вступлении должно быть:

  • главное ключевое слово;
  • его описание (суть);
  • переход к теме.

Сразу оговорю, что сочинения школьники писать не любят и не умеют (по разным причинам). Учителя могут сколько угодно рассуждать о роли творчества писателя в литературоведении (и даже давать такие задания в классе), но факты - есть факты. Сейчас школьное население нуждается действительно в "инструкциях". желательно, покороче и попонятнее. Итак, предположим, у нас задание - написать сочинение на тему "Образ Гринёва в "Капитанской дочке". Как его "приручить"?

  • Вступление. Самый простой вариант - коротко (в 3х - 4х предложениях) дать содержание произведения (которое заявлено в теме). Начало:

"Автор повести А. С. Пушкин рассказывает. (историю Петра Гринёва, которого отправили служить. и т.д.). А потом плавно переходим к самой теме, написав её в виде вопроса: "Каким же нам представляется образ Петра Гринёва?"

С таким вступлением справится любой ученик.

  • Таким образом, в нашем вступлении содержится краткое содержание произведения (простите за тавтологию).
  • Объём вступления должен быть соразмерен сочинению целиком и не должен быть намного больше или намного меньше, чем остальные абзацы (принцип единообразия). Например, если обычное школьное сочинение по литературе занимает 2 - 3 страницы, то 1 - 1, 5 страницы займёт основная часть и 1 - 1, 5 страницы останется на вступление и заключение. Получается оптимальный объём вступления до 0,5 страницы.
  • Собственно говоря, это и есть и "инструкция" и "план". А теперь пример (тема сочинения: "Трагедия поколения "отцов" в романе И. С. Тургенева "Отцы и дети" ):

"Автор романа "Отцы и дети" И. С. Тургенев рассказывает о том, как молодые люди, Аркадий Кирсанов и Евгений Базаров приехали погостить в дом Кирсановых. Евгений Базаров считался "нигилистом", не признающим никаких правил и авторитетов. И именно поэтому начинаются споры между ним и братом отца Аркадия, Павлом Петровичем. Впоследствии из - за этих споров разворачиваются и другие события, и радостные, и трагичные. Мы видим в романе два поколения: "отцов" и "детей". В чём же трагедия поколения "отцов" в романе?

Просто - это не значит плохо. Давайте помнить о том, что для того, чтобы писать красивые сочинения, нужен талант. А у нас - необходимость. Поэтому пусть будет просто и правильно.

в избранное ссылка отблагодарить

Написать вступление к школьному сочинению порой труднее, чем саму работу, поскольку первые строчки на деле оказываются самыми трудными. Иногда целесообразнее оставить вступление на самый конец, и сформулировать эту часть уже после того, как завершена работа.

Традиционные темы вступительной части - роль писателя/поэта в литературе, значение произведения для своего времени и потомков, характеристика одного или нескольких персонажей и его оценка для развития литературы в целом. Этот фактический материал содержится в любом справочнике, поэтому его достаточно изучить и переписать своими словами.

В более развернутое вступление можно включить сведения об общей исторической ситуации, которая влияла но создание романа, повести или стихотворения.

Другим вариантом для вступления является постановка проблемы. К примеру 2 предложения о времени выхода романа "Обломов", его значение для литературной жизни той эпохи + вопрос "Почему Илья Обломов превратился в такого персонажа в конце книги?".

в избранное ссылка отблагодарить

Вступление, как правило, выполняет две задачи: во-первых, даёт краткую предысторию темы, а, во-вторых, описывает суть проблемы.

Рассмотрим, например, вступление к сочинению на тему "Двойники" Раскольникова в романе Достоевского " Преступление и наказание" (взято из списка сочинений ЕГЭ 2016).

Я бы начала с краткого обзора творчества Достоевского, в котором проблема раздвоения личности - одна из самых сложных. Постоянная внутренняя борьба героя, шатание из стороны в сторону (от света в тьму и обратно) оттеняется другими персонажами, как бы персонифицирующими светлые и темные стороны души Раскольникова.

Во второй части вступления я бы перечислила тех, кто, на мой взгляд, является двойниками Раскольникова и дала им краткую характеристику.

В основной части сочинения стоит попытаться разобраться, почему при наличии критически важных общих черт, у этих героев кардинально разные судьбы.

в избранное ссылка отблагодарить

Не бывает вступления к абстрактному сочинению. Вступление зависит от типа сочинения и его темы. Если, к примеру, речь идёт о сравнительной характеристике двух героев, то Вы указываете на них, говорите, какую роль они играют в произведении автора и зачем нужно их сравнивать, что это даёт для понимания всего текста. И так далее, какая тема, такое и вступление. Объём его зависит от объёма всей работы. Оно может быть и с тетрадную страницу, если объём всей работы, к примеру, 9 страниц.

в избранное ссылка отблагодарить

Вступление в сочинении по литературе может быть разное. В нем можно написать историю создания произведения, какие-то сведения из жизни автора, связанные с поднимаемой в произведении проблеме. Можно написать о том, какой вопрос волнует автора, что происходило в стране, когда он писал произведение. Можно написать о нашей жизни (если поднимаемая автором проблема сейчас актуальна). То есть разновидностей вступления много, надо выбрать то, что подойдет вашей теме.

в избранное ссылка отблагодарить

Вступоение к сочинению нужно начинать либо с описания проблемы, либо околопроблемного рассуждения. Напрмер, тема сочинения эколоия. Можно начать с описания проблем в мире экологии, затем плавно начать приближать внимание читателя к произведению, в котором затрагивается эта тема. Или начать с места человека на планете, как он должен заботиться о природе и как его усилия отражаются на природе.

в избранное ссылка отблагодарить

В сочинении вступление должно занимать около одной страницы. Поэтому написать такое вступление не так просто. Обычно во вступлении следует коротко указать тему предстоящего сочинения, показать ее актуальность, открыть какие-то основные мысли. Из своей школьной программы помню сочинение на тему "Русские богатыри". Во вступлении сейчас я бы написал о том, как важны были богатыри в те нелегкие времена, как важны были их подвиги, какие они выполняли важные задания.

в избранное ссылка отблагодарить

Как выглядит план для написания сочинения по литературе егэ?

Как выглядит план для написания сочинения по литературе егэ?

Дима Егоров Гений (52172) 5 лет назад

Сочинение пишется по определенному плану:

1. Введение
2. Постановка проблемы
3. Комментарий к проблеме
4. Позиция автора
5. Ваша позиция
6. Литературный аргумент
7. Любой другой аргумент
8. Заключение

Идеально, если в Вашем сочинении будет 8 абзацев. Требуемый объем сочинения - не менее 150 слов. На практике написанная в строгом соответствии с планом работа включает в себя 300-400 слов. Больший объем нежелателен по чисто субъективным причинам: проверяющие не любят тратить много времени на проверку одного сочинения.

Для наглядности приведу пример сочинения по достаточно известному тексту Л. Пирожковой:

Жизнь среди других людей неизбежно привела к тому, что человека волнует то, что о нем думают окружающие. Целостный образ личности складывается из манеры поведения, жизненных принципов, черт характера и многих других элементов, в том числе и речи.

Во введении Ваша главная задача - подвести читателя к проблеме. Лучше всего использовать дедукцию: вести мысль от общего к частному. Первый абзац не должен быть слишком большим, достаточно двух-трех предложений.

Автор предложенного для анализа текста рассуждает о «речевом портрете» личности, то есть как раз о том, насколько важно для нас правильно и выразительно говорить. Л. Пирожкова задается вопросом: как речь характеризует человека, насколько важен так называемый речевой портрет личности?

Во втором абзаце Вы должны сформулировать проблему, по которой пишете сочинение. Она может быть представлена в виде вопроса или следующим образом: "Автор предложенного для анализа текста затрагивает проблему. "

Крайне важно отметить, что во втором абзаце необходимо упомянуть фамилию автора. Без этого будет считаться, что Ваше сочинение написано не по тексту.
И последнее. Проблема должна быть сформулирована четко и однозначно. В ином случае все сочинение будет оценено в 0 баллов.

В следующем абзаце Вы комментируете поставленную проблему. Комментарий - это описание того, как проблема существует в тексте, КАК автор преподносит читателю этот актуальный вопрос.
Приведенный в пример комментарий написан не совсем удачно, но это связано со спецификой текста.

Рекомендую Вам обратить самое пристальное внимание именно на комментарий к проблеме, поскольку он хорошо получается у выпускников очень редко.

Здесь также важно употребить фамилию автора. В остальном содержание данного блока варьируется. Рекомендуется рассказать о том, что сделал автор для того, чтобы донести смысл проблемы до читателя, какие литературные приемы он при этом использовал. Возможно сказать несколько слов об актуальности рассматриваемого вопроса.

В четвертом абзаце Вы рассказываете о том, как автор отвечает на поставленный вопрос (проблему). Важно назвать фамилию автора и четко сформулировать его позицию. Достаточно одного-двух предложений.

В пятом абзаце Вы соглашаетесь или не соглашаетесь с мнением автора, т. е. формулируете свою позицию по данной проблеме. Опять же достаточно одного-двух предложений.

Один из аргументов обязательно должен быть литературным. Важно упомянуть автора произведения и название последнего.

Думаю, этот абзац не нуждается в комментариях. Вы просто пишете о фактах общественной жизни, приводите фрагменты биографии известных людей и пр. что поможет Вам убедить читателя в правильности Вашей точки зрения. Наверное, нужно еще сказать о том, что Вы аргументируете собственную позицию, а не позицию автора. Иногда это существенно.

В заключении Вы пишете то же самое, что во вступлении, только другими словами.

Маргуша Мото Профи (551) 5 лет назад

Образец итогового сочинения по литературе

Образец итогового сочинения по литературе

Я всегда считала, что о человеке можно судить только по его поступкам. В них меньше лжи и самообмана, чем в словах, мыслях, идеях. Поступки отражают личные качества человека, проверяют его идеалы на практике. Отвечая на вопрос о том, что важнее — любить или быть любимым, мы должны в первую очередь задать другой вопрос, уточняющий: для кого и для чего важнее? Если речь идет о благе человека, о формировании его личности и всего того, что отразится в его поступках, то я отвечу, что для него, безусловно, важнее любить. Любовь к миру, к людям — это то, что всех нас связывает. Любовь помогает человеку противостоять тем соблазнам, которые оправдываются логикой и холодным расчетом, и там, где человек зачастую попадает в ловушки из-за доводов разума, это нелогичное светлое чувство помогает ему увидеть свою ошибку.

Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание» наглядно описал процесс падения и воскресения человеческой души и объяснил, как логика может поспособствовать этому падению, прикрывая разумными доводами эгоистичные и злые порывы, выдавая их за возвышенные и благородные. Герой Достоевского, Р.Р. Раскольников, — бывший студент, живущий в бедности и зависимости. Он видит, что его родственникам, которые очень его любят, приходится многим жертвовать, чтобы выслать ему хоть немного денег. Герой знает, что не только он и его семья живут в нужде, но многие добрые и достойные люди погибают от болезней, голода и произвола. из-за нехватки денег. Но сам Раскольников, сколько бы он ни сочувствовал им, не хочет работать за копейки. Он считает, что рождён для более значительной роли. Герой придумывает теорию, согласно которой все люди делятся на два типа. Большинство из них — это «твари дрожащие», которые нужны только для воспроизведения себе подобных. Для них существуют установленные законы, которым они должны подчиняться, но новых идей такие люди привносить не могут. К меньшинству относятся «право имеющие», то есть те, кто имеет право решать чужую судьбу, провозглашать новые законы и идеалы, отвергая старые, преступая их, если понадобится, совершая даже грабежи и убийства. Раскольников причисляет себя к этому меньшинству и решает совершить преступление (убить и ограбить старуху-процентщицу). В своих рассуждениях он руководствуется логикой и простым математическим расчетом: одна бесполезная жизнь и тысячи жизней взамен, ну разве это не справедливо? Этот расчет, эта очевидная, как ему кажется, справедливость загораживает от него истинные причины его намерений: гордость и эгоизм.

Раскольников с самого начала ставит себя над теми, чьими именами он прикрывается, совершая преступление. Он знает, что все эти люди по доброй воле никогда не убили бы, что они сами скорее умерли бы от голода. Но у них нет права голоса. Все они любят Раскольникова, но это не спасает его от той петли, в которую попадает его душа. Когда он испытывает свою теорию на деле, тут же обнажается её несовершенство. Убийство проходит не по плану, и вместе со старухой он убивает её сестру Лизавету, ставшую случайной свидетельницей произошедшего. Воспользоваться украденным Раскольникову так и не удается, и в результате убийство не приносит никакой пользы. Но кроме этого, герой осознает ещё одну свою ошибку: он поставил себя выше людей, но избавиться от всего человеческого ему так и не удалось, и теперь его мучает совесть. Совесть страшнее любого человеческого правосудия. Я думаю, можно сказать, что любовь, сострадание к людям и вина сливаются в этом чувстве. На протяжении всего романа Раскольников постепенно раскаивается в совершенном преступлении, он страдает, сознается в убийстве и в конце концов спасается.

Соня Мармеладова — персонаж, который помогает Раскольникову в духовном преображении. Она на собственном примере учит героя состраданию, любви к людям, смирению и вере. Она постоянно жертвует собой ради других и, как и Раскольников, преступает заповедь, но совсем по иной причине. Её любовь и сострадание — искренние, они не прикрывают гордость и тщеславие. И хотя её положение гораздо хуже, чем у главного героя, она продолжает безропотно сносить все лишения, своими делами доказывая искренность чувств, и ни на секунду не теряет веры. Важно заметить, что Раскольников полностью исцеляется и отвергает свою идею только тогда, когда в нем самом пробуждается истинная любовь к людям, которая всегда у него была, но которую заглушало тщеславие и критиковал разум. Нелогичная сила любви спасает только того, кто сам обладает этим даром — даром иного видения, умением неосознанно ставить прежде своих интересов чужие, не раздумывая, минуя ловушки логики. Сон, который снится герою в эпилоге романа, как бы подводит черту, наглядно показывая, что люди не могут жить одним рассудком, что, рассуждая и строя каждый свою теорию, они никогда не добьются единства.

Для человека важно и необходимо уметь любить, жертвовать собой и сохранять веру, иначе он просто не увидит того, что вне его, он будет заперт в себе, а там, внутри, может хоть целую вечность размышлять о справедливом и правильном, исходя из собственного эгоизма и к нему же возвращаясь. Вот почему поступки одного будут ужасны, а дела другого будут полны самопожертвования, хотя оба они будут твердить одно и то же, оба будут убеждены в том, что желают блага. Весь огромный мир не может быть познан «через себя»: для того чтобы понять других, нужно забыть о своём благе. Разумеется, чужая любовь может быть маяком, может быть поддержкой, образцом для подражания, но сколько бы ни был любим человек, привыкший смотреть в себя и думать о себе, до тех пор, пока он не переступит через свою гордость и сам не научится любить, он не спасется. Его можно сравнить с тонущим, которому нужен глоток воздуха, но он боится высунуть голову из воды. А фигура человека, стоящего на берегу, зовущего его, искренне желающег его спасения, может только привести к мысли, что мир над поверхностью не так страшен. Но утопающий не будет ценить воздух и не научится плыть, не глотая воду, до тех пор, пока однажды не вдохнёт полной грудью.

16+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-60625 от 20.01.2015.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 5201 от 20.05.2016.

Адрес редакции: 214011, РФ,
г. Смоленск, ул. Верхне-Сенная, 4.
Контакты: info@infourok.ru

Правообладатель товарного знака ИНФОУРОК: ООО «Инфоурок» (Свидетельство № 581999 )

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.

Пример сочинения по направлению «Любовь» - Итоговое сочинение 11 класс - Каталог статей - сайт учителя русского языка и литературы

403 кабинет Каталог статей

Пример сочинения по направлению «Любовь»

Пример сочинения по направлению «Любовь»

Что такое любовь? Это одно из самых загадочных чувств, свойственных человеку. Кого-то она окрыляет, делает счастливым, а кому-то приносит боль и разочарование. Несмотря на это, каждый человек мечтает испытать это чувство, надеясь на то, что оно подарит ему счастье. Пожалуй, нет ни одного поэта и писателя, который обошел бы своим вниманием эту прекрасную тему.

Кто-то из великих сказал, что именно в любви раскрывается истинный характер человека. Какой смелой оказывается Татьяна Ларина, героиня романа в стихах «Евгений Онегин»! Она решается признаться Онегину, потому как не в силах скрывать сильное чувство, которое переполняет ее. Рискуя собственной репутацией, девушка с волнением пишет откровенное письмо ни о чем не подозревающему Евгению. Узнав о том, что Онегин ее не любит, разочарованная Татьяна испытывает боль, но остается верна себе, своим привычкам и привязанностям, много времени проводя с книгой в руках и общаясь с природой. Глубокое нравственное начало, которым восхищается А.С.Пушкин, остается в героине и после замужества. Да, она продолжает любить Онегина, но сохраняет верность своему супругу. Образ Татьяны – это пример того, что человек может и должен управлять своими чувствами, не поддаваясь эмоциональным порывам, сохранять нравственную чистоту.

Над вечной тайной любви размышляет А.И.Куприн в рассказе «Гранатовый браслет». Его герой – скромный телефонист Желтков – способен на сильное глубокое чувство, которое становится смыслом его жизни. Любовь к замужней княгине Вере Николаевне Шеиной – это преклонение перед женщиной без всякой надежды на взаимность. Это светлое и одновременно трагическое чувство, ставшее основой жизни Желткова. Герой счастлив от одной мысли о том, что где-то рядом живет его возлюбленная. Для него важно, чтобы она знала о его чувстве и в то же время не тяготилась им. Только после смерти героя княгиня понимает, что мимо нее прошла та удивительная любовь, о которой мечтает каждая женщина.

Горькое разочарование испытала героиня рассказа И.А.Бунина «Темные аллеи» Надежда. Чувство, вспыхнувшее в юности, перевернуло всю ее жизнь. Молодой барин быстро потерял интерес к крепостной девушке, а Надежда не смогла забыть и простить ту боль, которую он причинил. Душевная рана оказалась настолько глубокой, что героиня, потерявшая веру в счастье, так и не вышла замуж. Она сохранила в душе любовь и даже спустя годы не сожалела о сильном чувстве, которое испытала в юности.

Что такое любовь? Это удивительный дар, чувство, которое преображает человека, возвышает и обогащает его. Значит ли это, что любовь обладает чудодейственной силой? Да, она меняет, «перерождает нас самих». Кого-то эта волшебная сила делает счастливым, окрыляет, а кого-то ранит, принося разочарование. И все же каждый человек мечтает испытать это прекрасное чувство, надеясь обрести счастье.

Итоговое сочинение 2017

Итоговое сочинение 2017 по литературе

Тематические направления итогового сочинения 2016 - 2017 года по литературе

Сочинение оценивается по пяти критериям:
- соответствие теме;
- аргументация, привлечение литературного материала;
- композиция;
- качество речи;
- грамотность.

Опора на художественное произведение при написании сочинения подразумевает не просто ссылку на тот или иной художественный текст, но и обращение к нему на уровне аргументации, использования примеров, связанных с проблематикой и тематикой произведений, системой действующих лиц и т.д.

Тематическое направление итогового сочинения 2016 - 2017 года по литературе:

| Разум и чувство - направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности.
Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.

Тематическое направление итогового сочинения 2016 - 2017 года по литературе:

| Честь и бесчестие - в основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия.
Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности.

Тематическое направление итогового сочинения 2016 - 2017 года по литературе:

| Победа и поражение - направление позволяет размышлять о победе и поражении в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском, психологическом. Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, ее причинами и результатами.
В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях.

Тематическое направление итогового сочинения 2016 - 2017 года по литературе:

| Опыт и ошибки - в рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта.
Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических.

Тематическое направление итогового сочинения 2016 - 2017 года по литературе:

| Дружба и вражда - направление нацеливает на рассуждение о ценности человеческой дружбы, о путях достижения взаимопонимания между отдельными людьми, их сообществами и даже целыми народами, а также об истоках и последствиях вражды между ними.
Содержание многих литературных произведений связано с теплотой человеческих отношений или неприязнью людей, с перерастанием дружбы во вражду или наоборот, с изображением человека, способного или не способного ценить дружбу, умеющего преодолевать конфликты или сеющего вражду.


Поделись ссылкой на сайт с друзьями

Сочинения по литературе ЕГЭ

В 3-й части работы (Задания С5.1, С5.2, С5.3) проверяется умение построить связное содержательное речевое высказывание на задан­ную литературную тему, сформулированную в виде вопроса про­блемного характера. Выпускнику предлагается 3 вопроса (С5.1-С5.3), охватывающие важнейшие вехи отечественного историко-литературного процесса: 1 — по произведениям первой половины XIX века, 2 — по произведениям второй половины XIX века, 3 — по произведениям XX века. Выпускник выбирает только один из вопро­сов и дает на него ответ, обосновывая свои суждения обращением к произведению (по памяти). Вопросы проблемного характера указы­вают на познавательное противоречие, которое выпускник должен осмыслить, предложив свою версию его разрешения в форме литера­турно-критической статьи, рецензии, эссе (жанр выбирает экзаменуе­мый). Работа такого типа стимулирует самостоятельную мысль уча­щихся, дает им возможность выразить свое отношение к поднимаемым авторами произведений проблемам.

Примеры проблемных вопросов, входящих в 3-ю часть КИМов по литературе.

Василия Андреевича Жуковского недаром называют «литератур­ным Колумбом Руси», открывшим ей «Америку романтизма». Он пе­реводил баллады западноевропейских романтиков Гете, Шиллера Вальтера Скотта, но при этом отмечал: «Переводчик в прозе есть раб переводчик в стихах — соперник».

И.А. Гончаров писал о Чацком, что он «. победитель, но передо­вой воин, застрельщик и — всегда жертва». Мне кажется, что именно в этих словах заключается ответ на поставленный вопрос: является Чацкий победителем или побежденным?

«Горе от ума» — «общественная» комедия с социальным конфлик­том «века нынешнего» и «века минувшего». Произведение построено так, что об идеях социально-политических преобразований, о новой морали и стремлении к духовности на сцене говорит лишь Чацкий.

Грибоедов рассматривал театр в традиции классицизма не как уве­селительное заведение, а как трибуну, с которой можно произнести важные мысли, чтобы их услышала Россия, чтобы Россия увидела свои пороки мелочные, пошлые и посмеялась над ними.

«Про это знает целый свет. » — так фамусовское общество еди­нодушно признает Чацкого сумасшедшим. Почему же представители «века минувшего» так охотно подхватывают эту мысль?

На мой взгляд, Софья — очень противоречивая героиня. Прекрас­ное понимание характера отца (Фамусова) сочетается у нее с полной слепотой в отношении к Молчалину.

Один из самых интересных, «самых ярких типов комедии» (по за­мечанию Ф.М. Достоевского), «неоднозначных» (по высказыванию А.С. Пушкина) героев является Алексей Степанович Молчалин, сек­ретарь Фамусова, живущий у него в доме и числящийся «по архи­вам».

«Девушка, сама не глупая, предпочла дурака умному человеку», — писал А.С. Грибоедов о своей героине. «Софья начертана неясно», — от­зывался А.С. Пушкин, «. она грешит грехом неведения и слепоты», — замечал И.А. Гончаров.