Руководства, Инструкции, Бланки

лучший каллиграф образец img-1

лучший каллиграф образец

Рейтинг: 4.5/5.0 (1872 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Конкурс «Лучший каллиграф»

Конкурс «Лучший каллиграф»

Только обращённая не к слуху, а к глазу.

Вадим Владимирович Лазурский,

русский художник книги и шрифта

- привлечение обучающихся к письменности как неотъемлемой части национальной культуры;

- содействие уважительному отношению к языку, к письму как к средству владения языком;

- развитие вкуса к красивому почерку.

Конкурс проводился в рамках предметной недели среди обучающихся 1 – 4 классов в номинациях:

-«Самый красивый почерк первоклассника»

-«Самый красивый почерк второклассника»

-«Самый красивый почерк третьеклассника»

-«Самый красивый почерк четвероклассника»

17 февраля на уроке русского языка обучающиеся списывали текст правильным, каллиграфическим почерком, соблюдая правила орфографии и пунктуации. После написания и самопроверки учитель отбирал лучшие (5 работ). Затем члены жюри (Ширей А.Э. Путинцева Т.В. Глазырина Е.А.) оценивали, определяя победителя по параллелям в соответствии с критериями оценивания:

1. Соблюдение правил орфографии, пунктуации, каллиграфии и чистописания (5 б.).

2. Разборчивость письма (5б.).

3. Единообразие в написании букв (5б.).

4. Общая опрятность выполнения работы (5б.).

Проанализировав работы участников конкурса «Лучший каллиграф» члены жюри 19 февраля определили победителей:

«Самый красивый почерк первоклассника – Кутор Евы, обучающейся 1 «А» класса»

«Самый красивый почерк второклассника – Зиновьевой Арины, обучающейся 2 «Б» класса»

«Самый красивый почерк третьеклассника – Якимовой Анны, обучающейся 3 «Б» класса»

«Самый красивый почерк четвероклассника – Рачковой Валерии, обучающейся 4 «В» класса»

Всем участникам вручены сертификаты, а победителям дипломы.

Руководитель МО начальных классов: Е.А. Коротченко

Другие статьи

ШКОЛА КАЛЛИГРАФИИ

Группа

Когда оформление шедевров, само является шедевром.

Художники - каллиграфы Массимо Полелло и Броди Нойншвандер разработали в тандеме около 95 каллиграфических работ для ограниченного издания престижного каталога великих картин 17-го века Рейксмюсеума Амстердама. Картины будут воспроизведены в крупных масштабах и сопровождается полной страницей каллиграфической композиции на противоположной странице.
Больше об этом издании на http://www.rijksmastersofthegoldenage.com/

Уже скоро! Набираются группы по западноевропейской каллиграфии в Перми!

Лучший каллиграф образец

LiveInternet LiveInternet Каллиграфия Урок 10. Прописные буквы тонким пером.

Вплотную мы с вами приблизились к изучению наиболее эффектной и эстетически привлекательной части шрифта «англе», требующей значительного опыта владения остроконечным пером. Рассчитываю, что каллиграфический опыт тонким пером неустанно нарабатывается, Гармонические кривые пишутся во всех направлениях, рисование тонким пером тоже применяется – подобный комплексный подход позволит приобрести чувство ритма-пульсации линий на протяжении всей строки, которое необходимо для создания надписей. Попутно каллиграф приобретает способность контролировать силу нажима на перо (от этого зависит расширение и сужение каллиграфических линий) и регулировать амплитуду движений руки приобучении каллиграфии (влияет на размер и размах росчерков). Наверное, вы уже заметили: при такой методике организации занятий по каллиграфии не бывает скуки от однообразия производимых движений, которая сводила к нулю пользу от школьных занятий чистописанием (правда, об этом предмете мы знаем только из опыта старшего поколения).

В случае, если вы на данный момент не уверены в своих силах, приступайте к изучению прописных букв с довольно мягким остро отточенным карандашом в руке, прописывая их со всеми нажимами. Когда движения станут «знакомыми», берём тонкое перо. Нажим пером в прописных буквах потребуется довольно сильный, т.к. сами штрихи в 2-3 раза длиннее штрихов строчных букв. Именно поэтому освоение тонкого пера мы начинали со строчных букв.

На данной иллюстрации есть небольшой анализ - прописывание элементов, из которых состоят прописные буквы английского курсива тонким пером. Работаем на размеченных листах плотной бумаги или в тетрадях для нот – нужно только, чтобы напечатанные линейки не были темными или чёрными (в этом случае будет при письме плохо видно сами буквы), чем светлее, тем лучше. Кстати сказать, скрипичный ключ очень гармонично смотрится при написании тонким пером с нажимами по основной оси и на закруглении.

Возвращаемся к каллиграфическим буквам. Существует масса разновидностей форм «англе»– по наклону букв, по форме росчерков, с точкой и т.п. Пока предлагается вам прописать все буквы по представленным образцам. Возможно, в качестве следующего этапа изучения, вы заинтересуетесь копированием исторических документов, или коллекционированием вариантов начертаний «англе», и на основе изученных с пером в руке рукописных и электронных источников в конце концов соберёте свою версию шрифта…

Метод копирования в каллиграфии весьма распространён, хороших образцов достаточно в широком доступе – как говорится, стоит только захотеть, и довольно скоро насобираете себе понравившихся образцов. Кстати, в процессе отбора полезно спрашивать себя: а почему именно этот каллиграфический лист мне ближе к сердцу?

Также предлагаю вашему вниманию латинские варианты начертаний, из которых, думаю, начинающим каллиграфам можно будет самостоятельно вывести кириллический в случае необходимости. Конечно, без разработки вариантов не обойтись.

Домашнее задание по каллиграфии.

В качестве домашнего задания предлагаю начать разработку собственной подписи осваиваемым теперь каллиграфическим шрифтом тонким пером. Имеет смысл писать полностью имя, фамилию и отчество, компонуя эти три слова в разных сочетаниях. Большое значение для восприятия играет композиция надписи – то есть, как будут слова расположены относительно друг друга. Варьируйте размер букв, росчерки. Наиболее удачные инициалы можно применять в визитках и т.п. Кроме того, можно каллиграфически корректировать имеющуюся на данных момент вашу собственную подпись, варьируя её при упражнениях тонким пером, обращая внимание на акценты, пропорции и т.п. Согласно имеющемуся опыту, это каллиграфическое упражнение вызывает неизменный интерес среди подростков и взрослых людей, особенно у руководителей. Конечно, хорошо бы продумать, чего не хватает уже имеющейся вашей подписи, и какие хорошие задатки можно развивать. А можно и просто, как в музыке, свободно импровизировать, идя «вслед за линией» и любуясь результатами.

Также можно и нужно присматриваться к надписям в стиле «англе», которые будут попадаться в вашем окружении (в основном это всевозможная реклама), с размышлениями «а как бы я выполнил(а) подобную надпись?» И писать свои варианты, конечно. Как вы уже заметили, это один из наиболее употребляемых шрифтов, так что включаем его в свою ежедневную каллиграфическую разминку.

Я каллиграфиня из г Санкт-Петербурга, занимаюсь каллиграфией непрерывно в течение 10 лет, преподаю каллиграфию и рисование в школе, участвую в выставках в России и за рубежом.

Как научиться красиво писать каллиграфическим почерком - полезные советы

Как научиться красиво писать каллиграфическим почерком

Красивый почерк в современном мире становится редким явлением. Почерк так же уникален, как, например, отпечаток пальца. Но если у одних получается писать красиво и разборчиво, то у написанное другими иногда разобрать затруднительно.

Что такое каллиграфическое письмо? Как научиться красиво писать каллиграфическим почерком? Существуют общие советы и рекомендации, помогающие обучиться выводить красивые буквы, при этом не теряя собственной индивидуальности.

С чего начинается красивое письмо?

Прежде всего необходимо правильно сесть. Коленки должны быть согнуты под прямым углом, стопы прижаты к полу. Особое внимание уделяется спине, она должна быть ровной. Левая рука (если человек правша) располагается на письменном столе, так как она перенимает часть веса тела человека на себя. Правую руку также нужно положить на поверхность. При правильной посадке работающая кисть не будет так сильно подвержена напряжению, а следовательно будет меньше утомляться.

Если мышцы правой руки будут находиться в расслабленном состоянии, почерк будет более красивым и легким. Важно писать всей рукой. В этом случае при длительном рабочем процессе почерк будет оставаться таким же ровным и аккуратным как в начале.

Также стоит продумать свое рабочее место и оборудовать его. Стол категорически не рекомендуется ставить в темных помещениях.

Рекомендации для достижения успеха

Бытует мнение, что почерк человека взаимосвязан с характером человека. Может это на самом деле так. Однако каждый может внести изменения, которые возможно повлияют на какие-либо черты человеческой натуры.

1. Практика. Писать нужно как можно больше. Заниматься стоит сосредоточенно, не отвлекаясь на посторонние дела. Занятия должны проходить не в спешке, важно сосредоточиться на процессе.

2. Правильная расстановка приоритетов. Важно настроиться на длительный процесс обучения, потому что красивого и ровного почерка не добиться через несколько дней тренировки и работы над собой. Заниматься нужно обязательно с удовольствием, в этом случае процедура принесет более скорый результат и положительные эмоции.

3. Развитие мелкой моторики рук. Для формирования красивого каллиграфического почерка отлично помогут развивающие занятия с мелкими предметами, например, плетение из бисера, лепка из пластилина, вязание спицами или крючком.

4. Творчество. Можно также заняться рисованием. Уроки также помогут на пути к к достижению цели в виде каллиграфического почерка. Первое время лучше рисовать шариковой ручкой. Если у человека нет таланта к рисованию, то не беда, можно распечатать рисунки с большим количеством линий и обводить аккуратно по контуру. Также можно прибегнуть к простой штриховке, это будет полезным занятием.

5. Воображаемые тренировки. В своих фантазиях люди часто прорисовывают идеальные образы того, что они хотят видеть перед собой. В случае с каллиграфией это тоже возможно. Можно в воображении представлять не только как будет выглядеть буква, но и соединять гласные с согласными, образуя целые слова. Такие тренировочные занятия можно проводить где угодно, когда выдается свободная минутка.

6. Рабочие инструменты. После освоения шариковой ручки и получения видимого результата, можно начать применять и другие пишущие инструменты: карандаши, фломастеры и даже гуашь. Помимо того, что такой род деятельности помогает снять стресс и напряжение, также закрепляются уже приобретенные умения и навыки.

7. Разработка собственного фирменного стиля написания. Когда уже станут заметны результаты кропотливой работы, стоит подумать о том, что почерк может отличаться оригинальностью и непохожестью с другими почерками. Некоторые буквы можно удлинить или украсить вензелями или завитками.

8. Осанка. Если держать спину прямо, можно не только научиться красиво писать, но и избавиться от болей в спине, обеспечив позвоночнику здоровое существование.

Советы по каллиграфии

Не стоит загружать себя большим количеством заданий и упражнений. Разработано несколько советов, придерживаясь которых, человек не будет тратить на уроки больше часа в день.

1. Первым шагом должна стать покупкой обычной прописи, которую все помнят с детства. Принцип этом методики проверен не одним десятилетием и действительно приносит свои плоды.

2. Следующим действием должна стать тетрадь в линию, только та, которая не имеет вспомогательной линейки. В ней необходимо будет прописать все то, что было изучено и проработано в прописях. Затем стоит сравнить результат. Если разница разительна, то рекомендуется снова вернуться к прописи и продолжать тренировки.

3. Прописывание каждой буквы в отдельности. Работать нужно как над заглавными,так и над строчными буквами. Пока не будут изучены детально все буквы не стоит начинать работать над межбуквенными соединениями.

4. Для того чтобы добиться стабильных результатов необходимо взять за правило писать каждый день по одной страничке текста. В данном деле очень важна постоянная практика особенно на стадии обучения.

5. Важным аспектом станет также правильный наклон ручки, он должен быть 45 градусов. При письме нужно следить за положением пальцев, в процедуре принимают участие только указательный, средний и большой.

Обучиться писать красивым каллиграфическим почерком под силу каждому человеку. Нужно просто проявить терпение на пути к успеху.

Видео

Интересное видео из сети по теме:

Презентация на тему: Презентация конкурса - Лучший каллиграф

Презентация конкурса « Лучший каллиграф». Цель конкурса. -выявить лучшего каллиграфа школы. Задачи конкурса: - проверить умение каллиграфически правильно. - презентация Презентация на тему: " Презентация конкурса « Лучший каллиграф». Цель конкурса. -выявить лучшего каллиграфа школы. Задачи конкурса: - проверить умение каллиграфически правильно." — Транскрипт:

2 Цель конкурса. -выявить лучшего каллиграфа школы. Задачи конкурса: - проверить умение каллиграфически правильно писать буквы; -проверить навыки учащихся в скорописи; -проверить умения компьютерного письма; -проверить умение творчески выполнять задания; -развивать внимание, мелкую моторику, умение концентрироваться на работе; -развивать навыки работы в условиях соревнования.

3 Работа с дежурными звуками Слёзы льются на тетрадь, Не хочу их вытирать. По письму в тетради двойка, - Будет мне головомойка. Папа скажет напрямик: - Нерадивый ученик! Мама вымолвит, вздыхая, Что наследственность плохая. Запасусь терпеньем впрок, Чтобы выполнить урок. Пусть мамуля улыбнётся: -Каллиграфия дается!

5 С тех пор как люди изобрели письмо, они стремились усовершенствовать его в двух направлениях: научиться писать, во-первых, красивее и, во - вторых, быстрее. Так возникли каллиграфия (от греч. «kalligraphia» - «красивый почерк») – искусство красивого письма, и скоропись – мастерство быстрого письма. Выдающиеся писцы годами вырабатывали особые почерки, на основе которых постепенно сложились известные шрифты: - латинский; -готическое письмо; -славянский; -арабская вязь; -китайские иероглифы и др.

9 Грамоты государства Российского – тоже пример высочайшего мастерства писцов.

10 Правила красивого письма Правильная поза при письме: - сидеть прямо; - опираться спиной на спинку стула; - не опираться грудью на стол; - ноги держать прямо, стопы на полу или подставке; - туловище, голову, плечи держать ровно; - обе руки на столе, опираются о край стола, локти выступают за край стола

11 Основные правила каллиграфии: 1. Все буквы должны быть одинаковой высоты. 2. Все буквы должны быть одинаковой ширины. 3. Если в буквах есть элементы, выходящие за верхнюю и нижнюю линии строки, они должны заканчиваться на одном расстоянии от строки. 4. Расстояние между элементами букв должно быть одинаковым. 5. Расстояние между буквами в слове должно быть одинаковым. 6. Все линии при письме должны быть параллельными. 7. Прямые линии при письме должны быть ровными.

12

13 Конкурс « Лучший каллиграф» Спишите текст красиво и быстро Тот, кто жизнью живет настоящей, Кто к поэзии с детства привык, Вечно верует в животворящий, Полный разума русский язык. H. Заболоцкий

14 Конкурс « Скоропись» Спиши текст быстро ( кто быстрее). В нем (в русском языке)все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно. Н.В.Гоголь

16 Графология это наука о почерке. По почерку можно многое сказать о характере человека. Отличными каллиграфами были Пушкин, Лермонтов, Бальмонт.

20

21 Словарь Каллиграфия – Почерк – Шрифт – Графология - умение красиво и быстро писать способ написания букв человеком вид написания букв наука о почерках

Каллиграфия для новичков

Say-hi Каллиграфия для новичков. Что такое техника искусственной каллиграфии и как правильно обращаться с инструментами.

Если вы хотите научиться каллиграфии, но не знаете, с чего начать, то эта статья именно для вас. В ней вы узнаете какие принадлежности вам понадобятся, как правильно держать ручку, немного трюков и как нужно практиковаться. Поверьте, вы быстро станете профессионалом!

Каждый может научиться каллиграфии. Даже если вы думаете, что ваш почерк отвратителен, найдется тот человек, который захочет, чтобы именно вы подписали свадебные приглашения перьевой ручкой. Особенно людям нравится современная каллиграфия, потому что она откровенно игнорирует традиционные правила и подчеркивает индивидуальность.

Прежде всего вам нужно обучиться искусственной каллиграфии.

«Поддельная каллиграфия» — это отличный курсив, с помощью которого вы сможете научиться использовать перьевую ручку. Хотя, честно говоря, технически она не «поддельная». Это все еще каллиграфия, просто для нее не нужна перьевая ручка. Неважно, опытный ли вы каллиграф или только начинаете, поддельная каллиграфия — это очень важная техника, с помощью которой вы научитесь писать на любой поверхности.

Этот тип каллиграфии забирает больше времени, чем каллиграфия с помощью перьевой ручки. Однако, если вам нужно написать простую фразу, то эта техника покажется вам веселой и вам понравится отличный результат, которого можно с ее помощью добиться.

Итак, сначала напишите вашу фразу в простом курсиве. Не волнуйтесь, если вы пишите не так, как показано на образце ниже — просто напишите настолько хорошо, насколько можете. Эта техника работает практически со всеми соединенными буквами.

Затем вам нужно нарисовать линии, чтобы обозначить утолщения. Они появляются, когда ваша рука двигается вниз, чтобы создать часть буквы. К примеру, в букве «а» первая кривая слева — это утолщение, затем вы ведете перо вправо и снова вниз, чтобы обозначить правую ногу буквы «а», и там появляется еще одно утолщение.

Когда вы обозначили все утолщения, просто заполните пустые пространства.

Поддельная каллиграфия — это веселый и простой способ понять каллиграфию. Кстати, зачастую люди не могут отличить поддельную каллиграфию от настоящей.

Теперь, когда вы попрактиковались в поддельной каллиграфии, вы можете двигаться дальше и приобрести прямой держатель пера.

Новичкам лучше пользоваться пластиковым или корковым держателем, так будет рентабельнее.

Затем вам понадобятся перья.

Это три пера, которые лучше всего подходят новичкам:

  • перо Brause Steno
  • перо Brause Rose
  • перо Brause Extra Fine 66

Когда вы приобрели и перо, вы захотите вставить его в держатель.

Вам нужно будет аккуратно сделать клин, как показано на фото выше, который будет расположен между внешним металлическим кругом и лепестками, что внутри. Вам кажется, что перо должно располагаться посредине, но это не так.

Всегда держите перо за его середину и избегайте зубчиков, потому что они острые и могут вас поранить…равно как и вы можете погнуть их, если вы нечаянно сожмете их сильнее, чем нужно.

Затем выберите бумагу.

Можете использовать бумагу для набросков или же любую бумагу, которая подходит для каллиграфии своим качеством впитывания чернил. Если бумага впитывает слишком много, тогда у вас вокруг букв будет получаться чернильная паутинка.

Также вам понадобятся чернила

Для новичков лучше всего подойдут чернила Speedball India или чернило Sumi. Многие пробуют использовать Higgins, но они дают тот ужасный эффект паутинки, о котором говорилось выше.

Последнее, что вам нужно сделать — это приготовить воду для промывания пера. Его вы должны очищать каждые пару минут.

Теперь вы готовы научиться держать перо! Для создания современной каллиграфии можно держать перо, как и обычную ручку. Только перьевую ручку нужно держать крепче. Держите ее большим и указательным пальцем, средний палец используйте для поддержки и более крепкого захвата, а безымянный и мизинец — как опору.

Теперь вы готовы писать! Погрузите ваше перо в чернила до средины скважины (скважина — это то отверстие посредине вашего пера).

Самое главное отличие перьевой и обычной ручек заключается в том, что перо должно скользить по бумаге, на него не нужно давить так, как вы делаете это с обычной ручкой. Иначе перо зацепится за бумагу и у вас получатся чернильные брызги. Посмотрите это небольшое видео, которое вам покажет, как нужно держать перьевую ручку и обращаться с чернилами.

Как новичок, вы можете попасть в ситуацию, в которой чернила откажутся переходить с пера на бумагу. Существует простой трюк, который поможет уговорить его сделать это: просто «поцелуйте» верхушкой пера воду и попробуйте снова. Чернила теперь должны вести себя просто прекрасно!

Если же чернила старые и забивают перо, поболтайте им в воде несколько секунд, а затем вытрите его мягкой тканью, которая не оставляет ниточек за собой.

Этой статьей мы открываем цикл статей о каллиграфии! В скором времени мы будем публиковать различные техники и уроки, так что следите за обновлениями и становитесь настоящим профессионалом в искусстве каллиграфии.

Лучшие каллиграфы мира представили свои работы в Москве Международная выставка каллиграфии

Лучшие каллиграфы мира представили свои работы в Москве

В Москве открылась вторая Международная Выставка Каллиграфии. Она будет продолжаться целый месяц, в ней принимают участие каллиграфы и художники из 33 стран мира, несущие в свет красоту букв и слов.

«Каллиграфия — это живопись в буквах, это тайны символов и знаков, это отражение мысли, образа, характера». И более тысячи работ, представленных в КВЦ «Сокольники» на площади около пяти тысяч метров, это подтверждают. AdMe.ru не мог пройти мимо этого события, которое имеет довольно существенное значение и для рекламной индустрии.

В этом материале представлена малая часть произведений каллиграфического искусства, которые можно увидеть на выставке. Все работы — на сайте Международной Выставки Каллиграфии.

ЧОБИТЬКО Петр Петрович
Хартия Национального Союза Каллиграфов. Пергамен, чернила, сусальное золото, перо, 455х595 мм, 2008

Рукописная Конституция Российской Федерации
Бумага ручной работы, натуральные чернила из каракатицы, красный пигмент из кораллов, перья диких птиц, сусальное золото, 32, 5х48, 5 см, 2008 г.

АБУ АФАШ Хасан
Не существует божества кроме Бога

АБУ БАКАР Абдул Баки
Прошу прощения
Глянцевая бумага, акриловые краски, бамбук, 60 x 60 см, 2009

Мохаммед
Бумага, тушь Holbein, бамбук, 44 x 60 см, 2008

АККОФФ Карен
Украшенная буква: L как лемур
Акварель, бумага для акварели с тиснением, 9x11 см, 1986 г.

АЛЕКСАНДР Ганзориг
Огонь
Рисовая бумага, красная тушь, кисть, 60х120 см, 2008 г.

АУГУСТО Йомар
Я хочу быть Надаром
Тушь и каллиграфические чернила по цифровой печати / бумага, перья, 16х24 см, 2007—2008

АХМЕД Шахнаваз Алам
Cтроки знаменитого индийского поэта Меера Таки Меера (Meer Taqi Meer)
Бумага, собственноручно изготовленные чернила, бамбуковая ручка, 21х29.7 см, 2009

БАККЕ Наталья Владимировна, КОЗУБОВА Нина Владимировна
Каллиграфическая композиция – посвящение.
2005 г. Бумага, кисть, 47х76 см, 2005

БОГДЕСКО Илья Трофимович
Сервантес. Дон Кихот
Печатное издание. Издатель: «Редкая книга из Санкт-Петербурга».

БОЛЕ Мари Эмили
Куда идти, куда бежать?
Бумага, чернила, 76 x 56 см, 2005 г.

БОРЩЕВСКИЙ Авраам-Эрш
Благословение священников
Факсимильная печать на бумаге с позолотой ручной работы, 2008 г.

БРИМ Гуннлаугур
Вариации с буквой «S»
Линогравюра, 44, 5х64 см, 1983 г.

ВАНОЯН Самвел
Да здравствует!
Бумага, тушь, акрил, перо, кисть, 29х21 см, 2008 г.

ВАНС Джулия
f
Каррарский мрамор «Бьяноко», 115 x 80 x 35 см, 2007 г.

ВЕРБЕЕК Софи
Бодлер. Духовная заря
Бумага, черные чернила, 30x40 см, 2007

Я конструирую снежное сердце
Бумага, сухое тиснение, акварель, 50x50 см, 2005

ВУНДЕРЛИХ Андреа
Тюльпаны I
Бумага Ingres, смоляная тушь, гримировочная гуашь, авторучка, рейсфедер, перо, фон: акварель, 48x63 см, 2007 г.

ГАННУМ Мухамад Абдулла
Scham (Дамаск)

ГИЛЯЗЕТДИНОВ Салават Мухаметович
Молитва
Бумага ручного отлива, конгрев, 44х85 см, 2009

ДЕСАИ Манохар Витал
Окно
Бумага, тушь, краски, кисть, 79х59 см, 2008 г.

ДИТЕРИХ Клод
Кубата

ДОБРОВИНСКИЙ Евгений Максович
Письма из Стокгольма
Шелкография, оригинал: бумага, грифель, 102х72 см, 2001 г.

ДРОБЯЗИН Евгений Михайлович
Псалом Давидов «Господи, услышь молитву мою»
Ватман, тушь, стальное перо, 32х54 см, 2000 г.

Д`АНАСТАСИО Мишель
Синий Аин (16-я буква еврейского алфавита)
Авторучка, зубочистка, синяя и черная тушь по бумаге, 24х36 см, 2008

ЕВСТАФЬЕВА Вера Борисовна
Литературная карта Санкт-Петербурга (для журнала Russia!)
Леттеринг, Adobe Photoshop, 43х28 см, 2008 г.

ЖИЛЬ Клаудио
Графическое движение
Боди-арт для фильма, 2007

ИНГМАЙЕР Томас
Tabula Gratulatoria («поздравительный лист») – стр. 32
Бумага ручной работы, металлическое перо, соломенная кисть, глазурь, акварель, гуашь, японская тушь Суми, 28x25 см, 2007

Лучший каллиграф образец

Каллиграфия. Искусство красивого письма

Опубликовал Николай Медведев - 27 февраля, 2016

Здравствуйте уважаемые читатели блога «Технологии чтения »!

Очередная тема моего исследования – каллиграфия. С одной стороны это продолжение темы «Графология », но если графология касается нашего естественного, сформированного привычкой почерка, то каллиграфия – это уже искусство письма.

Основной метод, который будем использовать в исследовании – синоптическое чтение . о котором можно прочесть в моей книге «Как читать, чтобы понимать ».

Суть метода: создание избыточной информации из различных источников. Источниками послужат книги и информация Интернет. Далее эту информацию структурируем, выделяем важнейшие блоки, находим базовые книги и более глубоко их изучаем.

Результат – получаем общее представление о предмете, рассмотренное с разных сторон, системно.

Ассоциации с каллиграфией

Что первое приходит на ум, когда мы слышим слово «каллиграфия»?

Не ошибусь, что это будет какой-либо иероглиф написанный кистью китайским или японским мастером.

Что-то подобного типа:

«Давайте пить чай» мастера Sogi Hazama (1926—1994 г).

Или каллиграфическая надпись.

Возможно, также красиво писал главный герой повести Н.В. Гоголя «Шинель» Башмачкин Акакий Акакиевич, всю жизнь служивший переписчиком бумаг «в одном департаменте».

Кто-то вспомнит надпись на открытке:

Для кого-то каллиграфический шрифт – это заглавные буквы, например в сказках:

Что же такое на самом деле – Каллиграфия ?

Каллиграфия — красивый почерк (производное от греческих слов kallos «красота» — graphe «писать»).

Ещё каллиграфию часто называют искусством красивого письма. Есть и такое определение — «Каллиграфия — искусство изображения слова».

Более поэтично: «Каллиграфия — это музыка, только обращенная не к слуху, а к глазу » (В. В. Лазурский).

Каллиграфия – это что-то среднее между рисунком и письмом. Благодаря каллиграфии письму придается эмоционально-образная графическая выразительность.

Постижение самого искусства каллиграфии, понимание сути процесса возможно только через практику.

Типы каллиграфии

Существует три основных типа каллиграфии:

История каллиграфии

История каллиграфии — это история шрифта и самих орудий письма, это и история эволюции искусства .

К орудиям письма можно отнести: тростниковое перо-калам в древности, у народов средневекового Востока; птичье перо в Европе до первой половины XIX века; кисть в дальневосточных странах.

Еще в первобытных культурах информация передавалась в виде картинок, а не букв. В дальнейшем такие рисунки трансформировались до уровня знаков, обозначающих предметы, указанные на рисунке.

У китайцев – такими знаками стали иероглифы. Искусство написания этих знаков китайцы довели до совершенства.

Из Китая каллиграфия пришла и в Японию (это где-то V век нашей эры — период зарождения каллиграфии в Японии обозначен не так четко). Позже японцы адаптировали китайские иероглифы до родного языка.

В Китае и Японии каллиграфия относится к изящным искусствам, к которым относятся поэзия, живопись.

В древности получить высокую государственную должность можно было только после успешной сдачи императорского дворцового экзамена – и каллиграфия являлась одним из основных условий успеха, наряду со знанием канонических трактатов по философии.

История европейской каллиграфии начинается от шумерской клинописи (4-е тыс. до н. э.). Затем следует упомянуть Египетское иероглифическое письмо, которое восходит к 4-му тысячелетию до н. э.

Далее Греческое капитальное письмо (III в. до н. э.), Римское капитальное письмо (I—V вв.). Унциальное письмо (IV—VIII вв.), Полуунциальное письмо (VI—IX вв.), Готика, текстура (XI—XV вв.), Ротунда, швабское письмо (XV в.).

Описать историю каллиграфии в одной статье практически невозможно, поэтому я отсылаю читателей к книгам, о которых речь пойдет чуть ниже.

Скажу лишь, что до 1440 года, когда был изобретен печатный пресс, каллиграфия была единственным способом создания книг и других публикаций. Каждая копия книги переписывалась писцом вручную. Материалом служил пергамент или калька, а писали при помощи птичьего пера и чернил.

Для своей печатной машинки Иоганн Гутенберг выбрал готический стиль. Он стал первым шрифтом в книгопечатании.

С XV века ведущая роль в европейской каллиграфии перешла к гравёрам, а также к переписчикам и художникам. Книгопечатание резко ограничило области применения каллиграфии.

По мере распространения книгопечатания, машинописи и компьютерного набора каллиграфия утрачивала свое исходное прикладное значение и в настоящее время воспринимается преимущественно как эстетический феномен, оставаясь, впрочем, базой для разработки гарнитур наборных шрифтов.

Первые европейские книги шрифтов

Автором первой печатной книги образцов шрифта является Иоганн Нойдерфер старший (1497 — 1563). Самым значительным его произведением следует считать вышедшую в 1538 году книгу «Anweysung einer gemeinen hanndschrift» (Обучение обыкновенному письму ). Нойдерфер заложил основу искусства шрифта в Германии XVI века и указал направление его развития.

Известную книгу образцов шрифта «A Booke Containing Divers Sortes of Hands» («Книга, содержащая разные виды шрифта ») издали два автора — И.Бошезн и И.Бэльдон. в Лондоне, предположительно в 1571 году.

Первой французской книгой была работа Жака де ля Рю «Exemplaires de plusieurs…» («Несколько образцов. .»), изданная в Париже в 1569 году.

Леонард Вагнер (1454 — 1522), который в 1507 году в Аугсбурге издал рукописную книгу LProba centum scriturarum (Образцы ста писем ).

Знаменитым мастером и автором книг в Швейцарии XVI века был Урбан Висе. Его популярная книга «Ein neuw Fundamentbuch…» («Новая фундаментальная книга… ») вышла в Цюрихе в 1562 году.

Столетие спустя наиболее известным стало имя Яна ван-ден-Вельде. чья книга «Speieghel der Schrijfkonste» («Зеркало искусства шрифта ») вышла в Роттердаме в 1605 году.

Книга Джорджа Шелли «Natural Writing» («Естественный шрифт ») была издана в Лондоне в 1709–1714 годах.

Джордж Бикгем написал книгу «Universal Penman» («Универсальный мастер шрифта »), которая вышла в Лондоне в 1743 году.

Выдающиеся образцы каллиграфии были известны и на Руси, начиная с "Остромирова евангелия » (переписано в 1057 году дьяконом Григорием).

Каллиграфия в настоящее время

Каллиграфия в обычной жизни уже не имеет прежнего значения, люди практически перестали писать от руки. Но, тем не менее, красивое письмо имеет свое применение в книжной, рекламной и плакатной графике .

Современные каллиграфические шрифты неограниченно разнообразны, изменяются плотности, наклоны, пропорции, жирности, декоративности шрифта. Для каждой цели можно создать собственный шрифт, соответствующий содержанию и назначению надписи.

Возникает вопрос — а нужна ли каллиграфия в эпоху компьютерных технологий ?

Разве, что подписать от руки открытку к юбилею. Печатным шрифтом –это не очень хорошо для такого случая. Нужен красивый почерк, имитирующий каллиграфический.

Конечно, красиво писать можно и с помощью компьютера. Но это уже не творчество, раскрывающее человека. Ведь когда человек пишет, он мыслит, думает не только о содержательной части, но также и о внешней, выразительной части написанного. Мы творим сердцем, душой и рука это инструмент этого творчества.

Каллиграфия, игнорирует традиционные правила и подчеркивает индивидуальность.

О почерке как индикаторе характера и индивидуальности написал в XI веке китайский философ и художник Го Жо Су в своей книге «Записки о живописи».

Го Жо-сюй. «Записки о живописи: что видел и слышал ». Издательство: «Наука». 1978 г

У ровного, разборчивого и эстетичного почерка есть чисто практическая польза, которая заключается в следующем:

— исключает ошибку и помогает правильно понять текст;

— не вызывает раздражение у читающего;

— дисциплинирует мысль во время письма;

— полезна для поздравительных открыток и дарственных надписей;

— обеспечивает всегда одинаковую и красивую личную подпись;

— говорит в пользу вашего характера.

Усилить аргументы в пользу красивого почерка можно вспомнив записи в медицинских карточках, которые делают сотрудники медицины.

Анекдот в тему: Врачи вышли на забастовку к зданию мэрии и свои требования написали на транспарантах. Но власти города не смогли их прочитать.

Действительно, сейчас редко можно встретить четкое, красивое, разборчивое письмо. И проблема почерка – это одна из самых важных проблем образования .

А ведь раньше в России хороший почерк был делом государственной важности: писец — второй человек после государя.

В дореволюционных русских школах каллиграфия преподавалась как отдельный, важный предмет.

Каллиграфия – это первое искусство, к которому приобщается ученик. Обучая ребенка грамоте, одновременно с ним начинают заниматься каллиграфией – не только чтобы облегчить процесс запоминания, но и чтобы заложитьосновы эстетического вкуса . пробудить способность к восприятию искусства.

Хотя и после революции уроки не упразднили, а лишь переименовали в чистописание.

Школьники писали в специальных разлинованных тетрадях, причем первые полгода карандашами, и только потом перьями. Вот почему у старшего поколения, в основном, красивый почерк.

Но и это ещё не всё. Самое главное – письмо было Отрывным.

Однако в 1968 году, во время очередной школьной реформы, отрывное письмо сочли излишеством. Посчитали, что дети будут писать гораздо быстрее, если не будут отрывать перо от бумаги. Специальную разлиновку отменили, как пережиток прошлого, а шариковые ручки стали орудием письма с первого дня в школе.

В результате, получили жуткие детские каракули, а к ним в придачу мышечный зажим (результат безотрывного письма).

Хотя правильнее было бы учить малышей писать сначала карандашом, а уже затем давать шариковую ручку.

Во многих странах дети, пока учатся писать, пишут в рабочих тетрадях карандашами, исправляют столько раз, сколько нужно, и им за это оценку не снижают. А уж тем, кто умеет писать красиво и без исправлений — тем дают пёрышко!

Качество письма во многом определяется тем инструментом, которым пишут. У шариковой ручки пишущая часть – это «точка». А вот для письма, изучаемого на уроках каллиграфии, используется ширококонечное перо, которое при письме дает «ленту» различной ширины.

Для простоты сравнения можно письмо шариковой ручкой назвать простым бегом, а письмо ширококонечным пером — усложненным бегом боком или спиной вперед при меняющемся угле поворота вокруг собственной оси. Кажется невероятно сложным, но именно такое упражнение выполняют мозг и руки ребенка при письме ширококонечным пером на каллиграфических занятиях. Ему приходится мыслить не в двух, а, по крайней мере, сразу в четырех направлениях, использовать свои координацию и пространственное мышление на самом высоком уровне. Такого при обычном письме шариковой ручкой не происходит.

Президент Национального союза каллиграфов Петр Чобитько на своих занятиях учит:
Шариковую ручку мы держим с постоянным нажимом, рука, а с ней и весь человек – закрепощены; перо нужно обхватить нежно, «иначе блокируете дыхание, движение тела. Линию делаем на выдохе. Сидим ровно, на перо не наступаем – оно на цыпочках движется».

Работаем не пальцами, а всем телом, как рычагом, – наставляет каллиграф, пока мы, как водители-чайники, опасливо трогаемся с места в верху буквы и ме-е-едленно ползем пером вниз.

При каллиграфии всегда идет этот счет, внутренняя работа. Это рисовать можно, и жуя бутерброд, и смотря телевизор. Если возьмешь перо, уже ничем параллельно заниматься не сможешь.

Шариковая ручка очень испортила и людей, и культуру. Вот китайцы и японцы не отказались от своих иероглифов, которые пишутся кисточкой. У нас тоже есть неполная замена перу – перьевая ручка. Когда пишешь пером, ты просто вынужден писать правильно, поворачивая лист, руку или саму поверхность так, как нужно для буквы.

Когда же мы пишем шариковой ручкой – это непрерывное письмо: мы ставим ручку, как нас в школе учили, и пишем, не прерываясь.

В каллиграфии мы задумываемся над каждой буквой, над каждым движением – это, конечно, медленней, но пользы гораздо больше.

Некоторые врачи считают, что нет таких болезней, которые не излечиваются каллиграфией. Когда мы пишем, то берем перо тремя пальцами, получается, что задействуются определенные зоны мозга.

Чистописание/каллиграфия развивает мелкую моторику рук и тем самым развивает мыслительные способности, потому что иннервация мышц кисти руки занимает очень большую площадь (

1/3) в коре головного мозга.

Обучение каллиграфии

Прежде чем перейти к обзору книг по каллиграфии, дам несколько ссылок на сайты, где можно обучиться этому искусству.

Школа Каллиграфии была создана Петром Петровичем Чобитько в 2005 году при Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А.Л. Штиглица.

3. Курс «Каллиграфъ ». позволяющем за три недели сделать детский почерк одновременно красивым и быстрым.

Занимаясь каллиграфией, однажды вы поймёте, что обрели в этом искусстве способность выражать самые глубокие чувства. На место неистовства, шума и стресса современной жизни к вам придёт спокойствие, гармония и равновесие, вы выиграете умственно и физически.

Книжный обзор «Каллиграфия»

Начну с базовых книг по каллиграфии, затем рассмотрим книги по восточной каллиграфии, книги, посвященные шрифтам и типографике.

Л. Проненко. «Каллиграфия для всех». Издательство Студии Артемия Лебедева. 2013 г

Каллиграфия для всех — книга об искусстве писать красиво. Как пишет сам автор, «Каллиграфия для всех» — это попытка увлечь широкий круг людей искусством красивого письма, помочь овладеть шрифтовой культурой, освоить первоначальные навыки и более сложные приемы работы, познакомить читателя с краткой истории каллиграфии».

Замечу, что данная книга коснется лишь западного типа каллиграфии.

И. Т. Богдеско. «Каллиграфия». Издательство: Агат. 2005 г

Как пишет автор, «в этой книге мы будем изучать ИСКУССТВО РУКОПИСНОГО ПИСЬМА.»

Илья Трофимович Богдеско (1923—2010 гг) – российский график, народный художник СССР. В 1951 году окончил Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, в дальнейшем работал в Молдавской ССР.

В книге рассматриваются правила письма на основе начертаний, какие имели место в истории письма от начала первого тысячелетия вплоть до изобретения книгопечатания.
Книга адресована обширному кругу любителей как учебное пособие для самостоятельного изучения каллиграфии.

Автор делает акцент на усвоение начинающими приемов работы ширококонечным пером, владение которым является важной частью обучения искусству каллиграфии.

Методический материал книги, позволяет рассматривать ее как «самоучитель».
Также отмечу, что данная книга касается западного типа каллиграфии.


Клеминсон Р. «Каллиграфия. Рукописные шрифты Запада и Востока». 45 проектов с пошаговыми объяснениями. «Контэнт». 2008 г

Эта книга написана авторским коллективом известных и компетентных современных каллиграфов и художников.

Как написано в названии книги — это проекты с пошаговым объяснением. На примере ниже, видно, что это действительно пошаговое руководство.

Автор-составитель пишет: «С помощью нашей книги вы сможете освоить основные виды каллиграфического написания, принятые на Западе и Востоке, и попутно узнаете, много нового об истории письменности ».

«Все о технике. Каллиграфия». Издательство: Арт-Родник. 2012 г.

Здесь подробно изложены все аспекты, которые необходимо знать при изучении каждого стиля и техники. Таким образом, вы сможете свободно освоить навыки каллиграфического письма с помощью кистей, перьев, чернил и прочих инструментов

Мальком Кауч. «Творческая каллиграфия. Искусство красивого письма». Белфакс (ИД Юнион). 1998 г

Доступный практический курс по творческой каллиграфии для начинающих от основ до более сложных примеров, как современных, так и исторических.

Две книги по искусству иллюминирования.

1. Жанет Мехиген. «Украшаем каллиграфические тексты. Искусство иллюминирования». Издательство: Контэнт. 2009 г

Богато иллюстрированная книга об искусстве украшения рукописей – иллюминировании.

2. Патриция Картер. «Декоративная каллиграфия. Иллюминирование». Издательство: Арт-Родник. 2010 г

В этой книге рассказывается об иллюминировании самых разных предметов: поздравительных открыток, закладок для книг, экслибрисов, почтовой бумаги, шкатулок, пресс-папье и др. В книге описаны техники золочения, пуантилизма и зеркального переноса узоров.

Д.И. Петровский. «Каллиграфическая история Руси и Западной Европы. Письмо ширококонечным пером». 2013 г

Книга-альбом по истории возникновения и развития кириллического и латинского письма в течение последних веков Старой и 1–2 тыс. нэ, проиллюстрированной памятниками кириллической и латинской письменности. Подробно изложена теория и практика написания основных каллиграфических исторических почерков (пошибов) в технике ширококонечного пера (даны прописи на миллиметровой бумаге), с анализом написания всех знаков оригинального алфавита и альтернативной адаптацией на противоположную систему письма (кириллизация латиницы и латинизация кириллицы).

Петровский Дмитрий Ильич. Доцент кафедры Графики Северо-Западного института печати, член Союза художников России, член Союза дизайнеров, член Национального союза каллиграфов. 25 лет преподает искусство шрифта и каллиграфии в различных художественных вузах.

Маргарет Морган. «Буквицы. Энциклопедия. Декоративная каллиграфия». Арт-родник. 2006 г

Декоративная каллиграфия — это искусство украшения книг, в частности заглавных букв, так называемых буквиц. Искусство было распространено в монастырях в Средние века в Европе.

Буквицы — одна из лучших книг по каллиграфии. Множество цветных картинок. Всё достаточно ясно и понятно описано. Даст примерное представление о строении буквы, а также ее эволюции.

В книге приведены подробные инструкции по созданию буквиц и декоративных шрифтов в шести исторических стилях, включая кельтский, готический и романский.


Чобитько П.П. «Азбуковник древнерусского письма. Устав, полуустав, скоропись, вязь». Издательство: Гимназия Св. Василия Великого. 2008 г

Азбуковником называлась давно забытая форма прописей по изучению различных видов древнерусского письма, которыми пользовались на Руси до конца семнадцатого века.

После того как к 1710 г. Петр I окончательно утвердил гражданский шрифт, письмо в России стало преподаваться в основном по западным образцам и методикам.

Начиная с XIX века в России почти не издавалось пособий по древнерусскому письму. Со временем были утрачены правила и принципы написания древнерусской буквы ширококонечным пером.

«Азбуковник» является пособием по основам древнерусского письма, предполагает практические занятия по изучению его основных форм — устава и полуустава. Автором был разработан систематизированный метод написания уставных и полууставных букв, который не нарушает их основы и не только облегчает сам процесс письма, но и способствует изучению и пониманию исторических образцов, их осмысленному копированию.

Книга, посвящена истории шрифта, последовательно и полно раскрывает перед читателями тайны совершенного дизайна, гармонии и красоты привычной типографской буквы.

Читателю станут понятны исторические связи и пути возникновения новых шрифтовых стилей, их преемственность и самоценность.

Далее книги, посвященные восточной каллиграфии.

Вера Белозерова. «Искусство китайской каллиграфии». Издательство: Институт восточных культур и античности, РГГУ. 2007 г

Первая в отечественной литературе обобщающая работа, в которой рассматривается китайская каллиграфическая традиция как уникальный и целостный культурный феномен.

Освещаются основные этапы развития каллиграфии на протяжении четырехтысячелетней истории, включая XX столетие; представлены технические параметры, художественные особенности и эстетические принципы каллиграфического искусства; исследуется творчество выдающихся мастеров каллиграфии; выявляются закономерности эволюции каллиграфической традиции.

В приложении даны переводы трактатов и специализированный справочный аппарат.

Ребекка Ю. «Китайская каллиграфия — это просто!». Издательства: АСТ, Астрель, Харвест, Кладезь. 2010 г

От издателя: Книга состоит из ряда уроков, по мере изучения которых в вашем сознании сформируется стройная система. Вы будете последовательно изучать штрихи, переходя от самых простых к более сложным. Каждый раз, изучив новый штрих, вы сможете сразу писать все новые иероглифы. И в конце вы уже сможете сформировать фразы.

Цюй Лэй Лэй. «Искусство китайской каллиграфии». Издательство: Ниола. 2007 г

Цель настоящего издания — помочь всем желающим, кто хочет овладеть изощренными техниками китайского письма и его различными стилями. Вы узнаете о «четырех сокровищах» китайской каллиграфии: бумаге, туши, тушнице и кистях, научитесь правильно их выбирать и хранить, а главное — постигните основы построения иероглифов.

Соколов В.В. «Тайны китайских иероглифов». Современный литератор. 2009 г

В иллюстративной части издания приведены изображения ключей с указанием их значения и транслитерации названия, составляющих черт и эволюционных изменений, а также примеры использования ключей при создании других иероглифов. В богато иллюстрированном издании кратко описаны происхождение, история и этимология 214 основных иероглифов (ключей) китайского языка.

Сторожук А.Г. «Введение в китайскую иероглифику». Издательство: Каро. 2010 г

Книга рекомендуется как учебник по китайской иероглифике и основам каллиграфии, а также по некоторым аспектам истории и этнографии Китая, и как справочное издание по китайской письменной культуре.

Четыре книги, имеющие одинаковое название, но разных авторов.

1. В. Соколов. «Китайская каллиграфия». Издательство: Харвест. 2006 г

В книге кратко описаны происхождение, история и этимология 214 основных иероглифов (ключей) китайского языка. В иллюстративной части книжного и здания приведены изображения ключей с указанием их значения и транслитерации названия, составляющих черт и эволюционных изменений, а также примеры использования ключей при создании других иероглифов.

2. Харевский С.В. «Китайская каллиграфия». Издательство: Харвест. 2007 г

В этой небольшой книжке описано как можно приобщиться к искусству начертания китайских иероглифов.

3. Ят-Минг Кэти Хо. «Китайская каллиграфия. Энциклопедия». Издательство: Арт-родник. 2009 г

В книге представлено более трехсот иероглифов, объединенных различными темами – числа, дни недели, времена года, гороскоп, поздравления, праздники, любовь и др. Каждый из иероглифов сопровождается подробных объяснением его смысла и иллюстрациями его прорисовки.

4. Цюй Ли. «Китайская каллиграфия». Издательство: АРТ-РОДНИК, 2010 г.

Пять основных стилей — от самого раннего пиктографического письма до красивых почерков чжуань, хань, уставного и скорописного — представлены в мельчайших подробностях.

Восхитительные иллюстрации сопровождают каждый этап изучения каллиграфии, в конце которого вы сами сможете свободно писать иероглифы.

Приобретенные благодаря этой книге знания вы сможете применить на практике в процессе работы над 15 проектами, каждый из которых станет прекрасным подарком или предметом для украшения дома.

«Живопись и каллиграфия Китая». Издательство: Вэнь У / Вень У. 2004 г

Иллюстрированный альбом предлагает обзор произведений живописи и каллиграфии известных китайских мастеров. Статья содержит краткое описание истории развития жанров и теоретических принципов традиционной китайской живописи, а также некоторые предания из жизни знаменитых каллиграфов.

По китайской классической теории искусства началом для каллиграфии и национальной живописи послужили простейшие рисунки предметов, которые в последствии развились в иероглифы. Общность происхождения, техника и эстетические принципы живописи и каллиграфии обусловили их тесную связь.

Во многих трактатах по искусству говорится: «Каллиграфия и живопись — это различные названия одного и того же явления». Хороший художник, как правило, был и хорошим каллиграфом. По мнению китайских художников, от прекрасного письма исходит животворная сила добродетели.

Доступное практическое руководство по китайской каллиграфии, с полными техниками написания черт и приложениями образцов написания иероглифов «Чжаю Мэн Фу».
Позволит всем желающим прикоснуться кистью к бумаге, окунувшись в мир Китайской письменности, освоить методы написания основных черт и, в дальнейшем, перейти к более сложным техникам написания иероглифов, так как Кай-шу является только началом.

«Практический курс китайской каллиграфии: 214 ключевых иероглифов». Обучающая программа Издатель: MagnaMedia Developer. 2014 г

Ключевые иероглифы — это базовые иероглифы, из которых состоят все остальные. В учебном пособии даются практические занятия по каллиграфии 214 ключевых иероглифов.

В каждом занятии наглядно демонстрируется каждое движение при написании иероглифа — достаточно взять кисточку или маркер и повторять за преподавателем из КНР Kong Xiankui.

В курсе имеется режим замедленного воспроизведения видео для тех, кто делает первые шаги. Каждый иероглиф рисуется преподавателем вручную по несколько раз.

Три книги для общего развития.

Маслов А. Каллиграфия: образы иного в потёках туши // Маслов А. А. Китай: колокольца в пыли. Странствия мага и интеллектуала. — М. Алетейя, 2003, с. 251—260.

Книга известного российского востоковеда профессора А. А. Маслова рассказывает об инициациях и мистериях традиционного Китая, связанных с культами бессмертных, путешествиями в загробный мир, погребальными ритуалами и формированием особого духовного климата, где самое обыденное и мирское оказывается возвышенно-священным и наиболее значимым.

Каллиграфии посвящена глава из книги «Каллиграфия: образы иного в потёках туши». с.251-260.

Соколов-Ремизов С. Н. «Живопись и каллиграфия Китая и Японии на стыке тысячелетий в аспекте футурологических предположений». Издательство: Едиториал УРСС, 2004 г

Книга нацелена на раскрытие и обоснование нескольких определяющих, по мнению автора, тенденций и направлений в перспективном развитии китайского и японского искусства. Рассматриваются наиболее специфические (и одновременно универсальные) черты дальневосточного менталитета.

Завадская Е. В. «Слово о живописи из сада с горчичное зерно». Издательство В. Шевчук. 2001 г.

Книга по истории и искусству Китая. «Слово о живописи из Сада с горчичное зерно» — старинный китайский трактат по живописи в переводе Е.В. Завадской.

Книга, посвященная японской каллиграфии.

Еко Такэнами. «Японская каллиграфия. Подробное руководство и правила написания японских иероглифов». Издательство: Арт-Родник. 2010 г

Подробно изложена информация о стилях японской каллиграфии, о правилах написания иероглифов. Страницы книги включают в себя множество хокку, крылатых выражений, красивых фраз. Все это изображено на ярких и красочных иллюстрациях. Большое количество информации по истории японской каллиграфии.

С. Харевский. «Арабская каллиграфия». Издательство: Харвест. 2007 г

Арабская письменность характеризуется предельно выразительным написанием букв, слов и предложений, Изобилующим декоративными элементами. Это высокое искусство, приобщиться к которому и предлагает читателю эта небольшая книжка.

Далее книги по шрифтам.

Виллу Тоотс. «Современный шрифт». Книга. 1966 г

«Современный шрифт» — библия каллиграфа. В книге уделяется внимание как писанию шрифта, так и его рисованию. Большое значение придается типографским шрифтам.

История шрифтов, техника рисования или письма и методика овладения тем или иным, разнообразие шрифтов и их назначение — все эти аспекты подробно рассмотрены в издании.

Таранов Н.Н. «Рукописный шрифт». Издательство: Вища школа. 1986 г

В пособии рассматриваются исторические формы шрифтов. Даются практические рекомендации по созданию рукописных шрифтов и овладению различными инструментами для письма.
Приводятся история и практика писания рукописного шрифта.

Большое внимание в пособии уделяется изучению латинских рукописных шрифтов и переводу латинских шрифтов на русскую основу, а также изменениям, которые претерпевала графика кириллицы с X по XVIII века, и которые проявились в различных видах кириллического письма — уставе, полууставе, скорописи и др.

Геррит Ноордзей. «Штрих. Теория письма». Издатель: Д. Аронов. 2013 г

Геррит Ноордзей — выдающийся голландский шрифтовой дизайнер, типограф, теоретик и педагог. С 1960 по 1990 год руководил курсом шрифтового дизайна в Королевской академии искусств в Гааге.

Знаменитая теория письма охватывает ряд важных для шрифтового дизайна постулатов — от понятия белого пространства в слове до подробного разбора движения штриха с математической точки зрения.

Автор подробно разбирает само устройство письма — штрих, разбивает его на составные: контрапункту, фронтальную линию икривую, вносит в каллиграфию понятия параллельный перенос, расширение и фронт, много исследует, а так же описывает собственные взгляды на развитие письма.

1. А.Кудрявцев. «Шрифт. История. Теория. Практика». Издание: Москва, Университет Натальи Нестеровой. 2003 г

Книга «Шрифт. История, теория, практика» рассказывает о терминологии, рисунке шрифтовой формы, основных начертаниях шрифта; о типографских шрифтах, созданных в разные культурные эпохи, от Ренессанса до XX века, и логически завершается главами об аббревиатурах, товарных знаках, логотипах, шрифтовых плакатах — их содержательных, изобразительных и психологических средствах.
Читая эту книгу, можно узнать не только о том, как развивалась письменность, но и о чем говорили люди той или иной эпохи, что писали этими знаками на бумаге, дереве или камне.

2. А. Г. Шицгал. «Русский типографский шрифт». Издательство: Книга. 1985 г

Книга посвящена истории русского типографского шрифта и практике его применения с середины XVI века и до настоящего времени. Особое внимание уделяется вопросам развития современных систем шрифтов и практике их применения в книге, газете и журнале.

3. Воронецкий Б, Кузнецов Э. «Шрифт». Издательство: Художник РСФСР. 1975 г

Пособие «Шрифт» адресовано всем, кто стремится овладеть мастерством шрифта: и художникам, не имеющим специальной подготовки в этой области, и многочисленным участникам художественной самодеятельности.
Авторы дают читателю то общее, что связано с применением шрифта в любой области: понимание закономерностей его форм, методику работы над ним.

4. Я. Чернихов, Н. Соболев. «Построение шрифтов». Учебное пособие. Издательство: Архитектура-С. 2007 г (стереотипное издание 1958 г).

В предлагаемой читателю книге кратко освещены теоретические основы шрифтовой графики и изложены правила и приемы воспроизведения шрифтов и надписей.

Основное внимание уделено вопросам построения букв. Для студентов строительных, архитектурных, художественных вузов и факультетов.

2. Смирнов С.И. «Шрифт и шрифтовой плакат». Издательство: Плакат. 1977 г

3. Г. Кликушин. «Декоративные шрифты: Для художественно-оформительских работ». Издательство: Архитектура-С. 2005 г

В настоящей книге собраны декоративные (орнаментированные, каллиграфические, титульные, брусковые, рубленые) шрифты, которые могут быть использованы для художественно-оформительских работ в печати, в наглядной агитации и рекламе.

4. Альберт Капр. «Эстетика искусства шрифта». 1977 г
Книга выпущена к Международной выставке искусства книги в 1977 году.

5. Николай Таранов. «Художественно-образная выразительность шрифтов». Издательство: Перемена. 2000 г

В книге дана развернутая информация об основных видах, понятиях и терминах, применяемых в теории шрифта, рассмотрены вопросы взаимоотношений шрифта и изображения в издании, применения различных видов шрифтов в оформлении книг, журналов, плакатов и других изданий.

Две книги о работе с пером и тушью.

1. Гаптилл Артур Л. «Работа пером и тушью». Издательство: Попурри. 2004 г
Эта книга была написана более 70 лет назад, но сохранила свою актуальность и привлекательность для специалистов (художников и архитекторов), а также (благодаря подробной трактовке всех вопросов — от простейших до самых сложных — и насыщенности иллюстрациями) для широкого круга читателей, пока что менее искушенных в выполнении изображений ручкой и тушью.

2. Карл Глассфорд. «Рисунок пером и тушью: линия, фактура, цвет». АСТ, Астрель. 2004 г

Книга, написанная художником Карлом Глассфордом, знакомит читателя с разнообразными художественными возможностями, которые предоставляет техника работы пером и тушью.

Следующие книги посвящены типографике.

Типографика (от греч. отпечаток и пишу) — искусство оформления печатного текста. Типографический процесс включает выбор регистра алфавита, гарнитуры, комплекта и кегля шрифта, выключки и длины строк, межбуквенных, межсловных и междустрочных пробелов, а также взаимного расположения текста и иллюстраций на запечатываемом материале. Задачей типографики, наиболее творческого этапа оформления текста, является определение параметров для последующих процессов набора, вёрстки и допечатной подготовки. (Из Википедии).

Ян Чихольд. «Новая типографика. Руководство для современного дизайнера». Издательство Студии Артемия Лебедева. 2012 г

Впервые книга была опубликована в 1928 году в Германии и стала своего рода манифестом современной типографики. Это доскональное и увлекательное исследование охватывает широкий круг вопросов – от теорий социального критицизма и истории искусств до возрастающей важности фотографии в графическом дизайне.

Помимо этого, в «Новой типографике» Ян Чихольд формулирует предельно ясные и четкие правила оформления печатных материалов. Последние главы содержат подробные практические указания по верстке повседневных деловых документов – вплоть до рекомендаций по выбору размера бумаги и правильному сочетанию шрифтов. Несмотря на то что описанные в книге стандарты устарели и не используются, а сам Чихольд со временем отказался от многих высказанных идей, издание будет полезно графическим дизайнерам, шрифтовикам, иллюстраторам и верстальщикам, а также широкому кругу читателей, интересующихся историей графического и шрифтового дизайна.

Эрик Шпикерман. «О шрифте». Издательство: ПараТайп. 2005 г

Эта книга попытка разъяснить язык типографики читателям, желающим научиться осознанно и грамотно пользоваться шрифтами. Читатель поймёт, почему существуют так много разных гарнитур, как их нужно использовать и почему каждый день их требуется все больше и больше. По сути это не просто перевод, а локализация книги практически все шрифтовые примеры были пересмотрены с учетом существующих на сегодняшний день кириллических шрифтов.

Книга прививает любовь к шрифту (если ее нет), учит тому, что выбор шрифта это всегда сложный и ответственный процесс, акт творчества (если, опять же, вы об этом никогда не задумывались).

Чихольд Я. «Образцы шрифтов». Издательство: студия А. Лебедева. 2012 г

Эта книга — сборник прекрасных шрифтовых примеров, составленный Яном Чихольдом, известным типографом и художником книги. В издание попали шрифты исключительной красоты, находящиеся вне времени и моды, — настоящие образцы для подражания в шрифтовом дизайне.

Многие ценные исторические иллюстрации приведены в реальном размере и тщательно отретушированы автором, поэтому выглядят лучше, чем в плохо сохранившихся оригиналах. Прежде чем представить коллекцию образцов, Чихольд скрупулезно анализирует форму и устройство букв, разбирает плохие и хорошие шрифты, пишет об использовании прописных и строчных знаков, межбуквенном и междустрочном расстояниях.

Безухова Л.Н. Юмагулова Л.А. «Шрифт в работе архитектора». Издательство: Архитектура-С. 2007 г

Работа рассчитана на всех, кто интересуется вопросами искусства, кто учится по специальности «архитектура», «скульптура», кто занят архитектурно-строительной практикой.

Рудер Э. «Типографика». Книга. 1982 г
Для всех, кто хочет заниматься настоящим графическим дизайном. Девятнадцать глав книги демонстрируют разнообразие идей и композиционных возможностей типографики.

В книге можно встретить обилие примеров (в том числе и ставшие известными эксперименты самого Рудера) по применению шрифта — автор использует его такими способами, которые не снились даже профи-дизайнеру, знающему композицию и многое понимающему в своей сфере.

Примеры Рудера — это уже скорее искусство дизайна, а не ремесло, предельный случай, к которому нужно стремиться.

Во втором издании описаны универсальные технические приемы по работе в новейших версиях основных программ верстки для Mac OS и Windows, шрифты Unicode и OpenType, расширенные наборы символов, методы поиска символов, даны последние сведения по веб-типографике (в том числе CSS3). Книга полезна и доступна не только дизайнерам, печатникам и менеджерам полиграфического производства, но и всем, интересующимся вопросами верстки.

Владимир Лаптев. «Типографика: порядок и хаос». Издательство: Аватар. 2008 г

Анализ типографики, вошедшей в культурное наследие второй половины XX — начала XXI века, базируется на критериях, вынесенных в название книги, — порядке и хаосе. Деление издания на четыре раздела соответствует основным типографским стилям нашего времени: швейцарскому (международному) стилю, «новой волне», «цифровому дизайну» и деконструктивизму, как апофеозу постмодернизма. «Типографика: порядок и хаос», с одной стороны — это временной срез стилевого многообразия, с другой — графический дизайн в лицах.

Книга предназначена для профессиональных дизайнеров-графиков, арт-директоров, студентов и преподавателей профильных учебных заведений.

«Живая типографика» посвящена искусству создания книг и является своего рода справочником. Книга адресована, прежде всего, дизайнерам, которые, так или иначе, работают со шрифтами. Но при этом, обилие исторических и технологических справок делают ее интересной для любого человека, который сталкивается в своей жизни с книгами и текстами.

Эта книга является одной из фундаментальных основ не только типографики, но и дизайна в целом. Роберт Брингхерст предоставил всю необходимую информацию о выборе и сочетании шрифтов, о стиле, ритме, гармонии и форме, рассмотрел их историческое происхождение и современное использование.
"Что такое хорошая типографика? Каковы критерии ее качества? Как добиться лучших результатов в оформлении текста? Книга Брингхерста помогает во всём этом разобраться.

*****
На этом книжный обзор заканчиваю. Думаю, что читатели смогли сориентироваться в огромном книжном предложении. Осталось выбрать то, что соответствует вашим целям.

Если вы только начинающий и основное желание – красивый почерк начните с первых двух предложенных книг. Если работа со шрифтом — ваша профессии, то выбор книг наиболее обширный.

Что касается каллиграфии, как искусства, к вашему вниманию китайская и японская каллиграфия, хотя и западная и русская каллиграфия также не уступает в возможности самовыражения.

В общем выбор большой, изучайте, пробуйте и красивого, каллиграфического вам почерка !

С уважением, Медведев Николай.

Поделиться в соц. сетях

Приятно было читать. Вообще пришёл к выводу, что надо перечитать Ваш сайт, а то всё больше поверхностно стал читать, хотя понимаю, что есть очень важный материал, который будет трудно ещё где-нибудь найти.

Николай, а может Вам отвлечься и сделать небольшой пост о себе? Кем работаете,когда и как начали увлекаться «повышением информационного КПД»? Семья, хобби? Может расскажите случаи когда ваше увлечение помогало в жизни.

Попробую рассказать о себе в ближайшее время. Действительно, эти навыки часто помогали в жизни, и уж тем более в работе.