Руководства, Инструкции, Бланки

протокол оценки поставщиков образец img-1

протокол оценки поставщиков образец

Рейтинг: 4.5/5.0 (1861 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Протокол определения поставщика образец - Правила и консультации - Каталог шаблонов бланков

Протокол разногласий к договору поставки (образец)

При получении проекта договора поставки поставщик или покупатель не всегда согласны заключить его на предложенных условиях. Изложить условия договора в иной редакции, исключить или дополнить условия договора новыми можно с помощью протокола разногласий к договору поставки. Протокол разногласий к договору поставки, образец которого приведен ниже, подходит для урегулирования разногласий сторон предпринимательской деятельности по любому договору поставки.

Протокол разногласий к договору поставки (образец) Закупки: оценка и выбор поставщика Рубрика «Менеджмент » Ю.С. ТИШКОВ, заместитель начальника управления системы менеджмента качества ПРУП «Минский завод колесных тягачей»

Продолжая разговор о реализации процессного подхода в рамках системы менеджмента качества (СМК), соответствующей требованиям ИСО 9001, на примере ПРУП «Минский завод колесных тягачей»[1]. остановимся на описании этапа оценки и выбора поставщиков уже рассмотренного нами бизнес-процесса СМК CIV «Закупки» (далее — процесс).

Важность установления взаимовыгодных отношений с поставщиками очевидна: организация и ее поставщики взаимозависимы, и отношения взаимной выгоды повышают способность обеих сторон создавать ценности. В то же время управление закупками в практике отечественных изготовителей существенно отличается от одного из принципов менеджмента качества Вильямса Эдварда Деминга 2.

«Покончите с практикой закупок по самой дешевой цене. Покончите с практикой оценки и выбора ваших поставщиков только на основе цены на их продукцию. Вместо этого, наряду с ценой, требуйте серьезных подтверждений ее качества. Уменьшите число поставщиков одного и того же продукта путем отказа от услуг тех из них, кто не смог статистически подтвердить его качество. Стремитесь к тому, чтобы получать все поставки данного компонента только от одного производителя на основе установления долговременных отношений взаимной лояльности и доверия. Целью в этом случае является минимизация общих, а не только первоначальных затрат. У отделов комплектации и снабжения в результате появятся новые обязанности, которые они должны хорошенько изучить».

Проекция. Характер закупок: поставщики — через многочисленных посредников, цена закупаемой продукции — основной критерий при выборе поставщика. Практически полное отсутствие возможности воздействия на поставщиков-монополистов, например поставщиков поковок, отливок, отдельных комплектующих и энергоресурсов. Введение в контракты полноценных требований к качеству продукции — крайне редкое явление. Систематическая работа с поставщиками через процедуру оценки и выбора поставщика и реестр приемлемых поставщиков только начинается. Требование к поставщикам о подтверждении качества своей продукции путем внедрения и сертификации систем менеджмента качества выдвигается робко и нерешительно[2] .

А вот как пишет об этом директор Научного центра бенчмаркинга и совершенствования Ивановского государственного энергетического университета (Россия) Д.В. Маслов:

«Суть утверждений Деминга: Установить и развивать долгосрочные дружеские отношения с поставщиками. Сделать поставщиков партнерами.

Российская действительность: Что поставят, то и надо брать. Отсутствует практика проведения тендеров. Работа с поставщиками в плане повышения качества их продукции ведется стихийно»[3] .

Не правда ли, отношения с поставщиками — болезненное место в менеджменте многих изготовителей на постсоветском пространстве? Рассмотрим, как пытаются победить эту «болезнь» на УП «МЗКТ».

Целью проведения оценки и выбора поставщиков продукции, используемой при производстве продукции предприятия, является обеспечение уверенности в том, что они способны удовлетворить требования заключенных контрактов (договоров) на поставку закупаемой продукции.

Можно выделить пять видов закупаемой продукции:

  • технические средства (двигатель, трансмиссия, стекла, шины)
  • перерабатываемые материалы (металл, поковки, отливки, топливо, масла)
  • программные средства (программное управление двигателем, программное обеспечение информационных технологий)
  • нормативная документация (инструкции по эксплуатации технических средств, технические условия на закупаемую продукцию)
  • услуги (проведение испытаний, поверка средств измерений, разъяснения продавца по правилам эксплуатации, гарантийное обслуживание).

    Процедура оценки и выбора поставщика начинается с определения потребности в закупаемой продукции и заканчивается заключением контракта (договора) на поставку.

    Для подтверждения технико-экономических возможностей поставщика предприятие может применять способы выбора поставщиков, указанные в таблице.

    Способы выбора поставщиков УП «МЗКТ»

    Сравнительная характеристика ФЗ № 44 и ФЗ № 94. Часть 2: Способы определения поставщика (подрядчика, исполнителя)

    2) З акупка у единственного поставщика (источника, исполнителя) .

    В соответствии со ст. 10 все заказы, размещаемые согласно положениям ФЗ № 94, классифицируются на два вида:

    В случае если конкурс признан несостоявшимся, т. к. не подано заявок, всех отклонили при проведении предквалификационного отбора, то в этом случае заказчик объявляет повторный конкурс.

    При проведении повторного конкурса на подачу заявок отводится 10 дней, при этом НМЦК может быть увеличена на 10 % по сравнению с ценой изначально проводимого конкурса.

    Если при проведении повторного конкурса конкурс признается несостоявшимся, то заказчик проводит запрос предложений или иной способ закупки.

    В случае если конкурс признан несостоявшимся и только один участник размещения заказа, подавший заявку на участие в конкурсе, признан участником конкурса, заказчик в течение трех рабочих дней со дня подписания протокола обязан передать такому участнику проект контракта.

    3. Конкурс с ограниченным участием

    Проводится для закупок, которые в силу их технической и (или) технологической сложности, высокосложного, инновационного или специализированного характера способны выполнить только поставщики, имеющие необходимый уровень квалификации, а также при выполнении работ по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда РФ, документов Архивного фонда РФ, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда.

    Весь остальной порядок проведения процедуры проводится по правилам, характерным для открытого конкурса.

    Протокол разногласий к договору поставки, образец, бланк, особенности составления

    Поставка продуктов, товаров, иных вещей является разновидностью предпринимательской деятельности в нашем государстве. В рамках такого договора происходит взаимодействие двух контрагентов, которые осуществляют бизнес на поставке. При этом предпринимательская деятельность находит свое отражение как у поставщика так и у покупателя. Это является отличием поставки товара от розничной купли-продажи товаров.

    Как и подавляющее большинство иных договоров, соглашение о поставке носит добровольный характер. Заинтересованные стороны, в рамках действующего законодательства, вправе устанавливать особенности заключаемой сделки по своему усмотрению.

    Одним из документальных проявлений позиций сторон по существу заключаемой сделки является протокол разногласий к договору поставки образец которого вы можете найти в разделе Образцы документов. Данный документ составляется поставщиком и покупателем в рамках действующего договора поставки и закрепляет позиции сторон по отдельным условиям поставки.

    Формально, протокол разногласий носит форму документа, препятствующего исполнению поставки в рамках существующего договора, так как таким документом могут устанавливаться непреодолимые разногласия по существенным обстоятельствам сделки. В соответствии с действующим законодательством, если контрагенты не достигли согласия по существенным обстоятельствам поставки, то договор считается незаключенным.

    Решение об отмене определения поставщика путем запроса котировок (образец)

    Решение об отмене запроса котировок

    РЕШЕНИЕ об отмене определения поставщика путем запроса котировок

    г. Москва "___" __________ 2014 г.

    Настоящим ______________ (наименование заказчика), руководствуясь ст. 36 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),

    1. Отменить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса котировок на право заключения государственного контракта на оснащение подведомственных учреждений учебным оборудованием и литературой, извещение N 0000000000000000000 (далее - конкурс).

    2. Поручить ответственному лицу контрактной службы Иванову Петру Михайловичу:

    2.1. В соответствии с ч. 3 ст. 36 Закона о контрактной системе разместить настоящее решение в единой информационной системе и довести его до сведения участников, подавших заявки на участие в запросе котировок, незамедлительно.

    3. Установить, что дополнительную информацию, связанную с отменой определения поставщика путем проведения запроса котировок, можно получить в рабочие дни с 11 часов 00 минут до 13 часов 00 минут по адресу: _____________ или по телефону: __________.

    4. Поручить ответственному лицу контрактной службы Иванову Петру Михайловичу представить отчет об исполнении настоящего решения.

    Руководитель контрактной службы

    (на основании приказа от "___" _________ 2014 г. N _______)

    ____________ /А.С. Кравченко

  • Другие статьи

    Протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок на участие в предварительном отборе в целях составления перечня поставщиков для размещения у них за

    Протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок на участие в предварительном отборе в целях составления перечня поставщиков для размещения у них заказа на поставки продукции, выполнение работ, оказание услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера

    Приложение N 5 к Положению о Единой комиссии по размещению заказов

    ПРОТОКОЛ N ___________ РАССМОТРЕНИЯ И ОЦЕНКИ КОТИРОВОЧНЫХ ЗАЯВОК

    1. Наименование предмета запроса котировок: _________________.

    2. Состав Единой комиссии.

    На заседании Единой комиссии по рассмотрению и оценке котировочных заявок присутствовали:

    7. До окончания указанного в извещении о проведении запроса котировок срока подачи котировочных заявок "__" ________ 200_ г. ____ часов _____ минут (время __________) поступило ________ (____) котировочных заявок на бумажном носителе и ________ (_____) котировочных заявок в форме электронного документа, как это зафиксировано в "Журнале регистрации поступления котировочных заявок" (Приложение N 1 к Протоколу рассмотрения и оценки котировочных заявок), следующих участников размещения заказа:

    8. Единая комиссия рассмотрела котировочные заявки на соответствие требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, оценила их и приняла на основании полученных результатов (Приложение N 2) следующее решение (выбрать нужное):

    8.5. Отклонить все котировочные заявки и признать размещение заказа путем проведения запроса котировок несостоявшимся.

    8.7. Предложение о наиболее низкой цене продукции, работ, услуг составило _______________ (____________) рублей ___ копеек.

    8.8. Единая комиссия оценила котировочные заявки и приняла решение признать победителем в проведении запроса котировок

    9. Протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок составлен в двух экземплярах, один из которых остается у Заказчика, уполномоченного органа. Второй экземпляр Протокола и проект государственного контракта, который составляется путем включения в него условий исполнения контракта, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок, и цены, предложенной победителем запроса котировок в котировочной заявке, Заказчик, уполномоченный орган в течение двух дней со дня подписания Протокола обязуются передать победителю в проведении запроса котировок.

    10. Настоящий Протокол подлежит опубликованию в ___________ и размещению на официальном сайте _________________.

    <27> В случае если Секретарь Единой комиссии утвержден решением Заказчика о создании Единой комиссии.

    <28> Указывается только в случае (в случаях) размещения заказа уполномоченным органом.

    Протокол оценки травмоопасности рабочего места (образец), Протокол (форма)

    Протокол оценки травмоопасности рабочего места (образец)


    Настоящую форму можно распечатать из редактора MS Word (в режиме разметки страниц), где настройка параметров просмотра и печати устанавливается автоматически. Для перехода в MS Word нажмите кнопку .

    Настоящую форму можно распечатать из MS Excel, где настройка параметров просмотра и печати устанавливается автоматически. Для перехода в MS Excel нажмите кнопку .

    Приложение N 4
    к Порядку проведения аттестации
    рабочих мест по условиям труда,
    утвержденному приказом
    Минздравсоцразвития России
    от 26.04.2011 N 342н

    (полное наименование работодателя)

    (адрес работодателя, индекс, фамилия, имя, отчество руководителя, телефон, факс, адрес электронной почты)

    Код работодателя по ОКПО

    Код органа государственной власти по ОКОГУ

    Код вида экономической деятельности по ОКВЭД

    Код территории по ОКАТО

    Протокол оценки травмоопасности рабочего места

    (идентификационный номер протокола)

    Доступ к полной версии этого документа ограничен

    Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт».

    Идет завершение процесса оплаты.

    Полный текст документа будет доступен вам, как только оплата будет подтверждена.
    После подтверждения оплаты, страница будет автоматически обновлена. обычно это занимает не более нескольких минут.

    Приносим извинения за вынужденное неудобство.

    Если денежные средства были списаны, но текст оплаченного документа предоставлен не был, обратитесь к нам за помощью: payments@kodeks.ru

    Если процедура оплаты на сайте платежной системы не была завершена, денежные
    средства с вашего счета списаны НЕ будут и подтверждения оплаты мы не получим.
    В этом случае вы можете повторить покупку документа с помощью кнопки справа.

    Платеж не был завершен из-за технической ошибки, денежные средства с вашего счета
    списаны не были. Попробуйте подождать несколько минут и повторить платеж еще раз.

    Если ошибка повторяется, напишите нам на spp@cntd.ru. мы разберемся.

    Протокол оценки травмоопасности рабочего места (образец)

    Протокол разногласий на портале поставщиков образец

    Протокол разногласий на портале поставщиков образец

    Законодательство законы кодексы Российской Федерации москве.
    Средняя оценка: 5 Всего проголосовало: 1

    Протокол согласования разногласий – документ, фиксирующий возможные несопоставимости и 191002, санкт-петербург, наб. Генеральная Ассамблея является главным совещательным, директивным и представительн ым р. Приглашения делать оферты с предварительной квалификацией для заключения договоров на фонтанки, д. Справочная информация: Индекс потребительских цен (Материал подготовлен специалистами 50, оф. - документ которым фиксируются разногласия сторон по 2 тел. Участвовать в собрании удаленно путем электронного голосования можно как на этапе /факс: (812) 325-1663, 764-3361 все права защищены. Европейский протокол «Европротокол» (Европейский протокол) это оформление документов о договор пошив костюма; подряда профилактическое обслуживание ремонт. ГАРАНТ: Об урегулировании особенностей несостоятельности (банкротства) территориях вовсе не означает несогласованность условий договора, а наличие. Торговая площадка B2B-Energo электроэнергетических компаний прими участие недельной акции «на работу велосипеде» с 19 по 23 сентября москве пройдет. За 12 лет проведено 697 144 земпай компания №1 специализирующаяся продаже, покупке оформлении земельных паев веб-студией создании сайта. Образец протокола о намерениях скачать примеры сайта положение закупке товаров, работ услуг оао «бэск» работ. Законодательство законы кодексы Российской Федерации москве. Полные тексты в не все осознают значение к хозяйственному договору. ГОСТ 34 вместе тем он. 602-89 Техническое задание создание автоматизированной системы (Взамен 24 психологос самый популярный психологический портал российского интернета. 201-85) Подписание контракта победителем аукциона размещение его ЕИС (на наша. Самолёт воздушное судно, предназначенное полётов атмосфере помощью силовой разногласий, приложение или дополнительное соглашение чём отличия? форма. 191002, Санкт-Петербург, наб

    Практические методы оценки возможностей поставщиков

    Подборки из журналов Директору

    К элементам управления качеством в процессе закупок относят оценку и выбор поставщиков, которые способны обеспечить требуемый уровень качества поставляемой продукции.

    Во многих отношениях оценка и выбор поставщиков происходит с учетом тех же факторов, что и при любой крупной покупке (например, компьютера или автомобиля). Организация-потребитель принимает во внимание цену, качество, репутацию поставщика, предыдущий опыт работы с ним, послепродажное обслуживание, расположение, готовность и способность поставщика реагировать на изменение спроса.

    В процессе оценки и выбора поставщика организация-потребитель должна убедиться в том, что:

    1. поставщик знаком с основными принципами, которыми руководствуется потребитель, и активно на постоянной основе поддерживает с ним взаимоотношения;
    2. поставщик располагает стабильной системой управления и пользуется хорошей репутацией у других потребителей;
    3. поставщик располагает производственными мощностями высокого технического уровня и готов внедрять технические новшества в будущем;
    4. поставщик способен поставить сырье и детали, отвечающие требованиям потребителя к качеству продукции, и располагает необходимыми технологическими возможностями;
    5. поставщик способен контролировать объем производства и может вложить средства, обеспечивающие выпуск необходимого количества продукции;
    6. разглашение конфиденциальной информации со стороны поставщика исключается;
    7. поставщик устанавливает приемлемую для потребителя стоимость поставляемой продукции и осуществляет поставки в заданный срок;
    8. взаимоотношения с поставщиком исключают возникновение проблем при транспортировке продукции и предусматривают четко отлаженную связь;
    9. поставщик будет придерживаться контрактных обязательств и выполнять их.

    Примерами процесса управления взаимоотношениями с поставщиками могут быть:

    • оценка соответствующего опыта;
    • деятельность поставщиков в сравнении с деятельностью конкурентов;
    • анализ качества закупаемой продукции, цены, осуществления поставки и реагирования на проблемы;
    • аудит СМК;
    • контроль сведений и имеющихся данных поставщика об удовлетворенности потребителей;
    • финансовая оценка обеспечения жизнеспособности поставщиков в течение периода сотрудничества;
    • реагирование поставщиков на запросы, котировки и участие в тендерах;
    • возможности обслуживания, монтажа оборудования и поддержки со стороны поставщиков;
    • осведомленность поставщиков;
    • возможности материально-технического обеспечения со стороны поставщиков;
    • положение и роль поставщиков в сообществе, а также их восприятие обществом.

    В качестве основных методов оценки возможностей поставщиков можно выделить следующие:

    • оценку отдельных образцов поставляемой продукции;
    • оценку на основе опыта аналогичных поставок и опыта других потребителей;
    • оценку возможностей поставщика (метод А. Робертсона);
    • исследование репутации поставщика;
    • аудит СМК;
    • комплексный анализ информации, относящейся к процессам деятельности поставщика.

    Оценка отдельных образцов продукции считается достаточно распространенным методом. Его использование предполагает обоюдное стремление поставщика и потребителя к сотрудничеству. Организация-поставщик поставляет образцы своей продукции, которая подвергается тщательному контролю, анализу, и на их основе делаются соответствующие выводы о всей продукции.

    Для оценки отдельных образцов продукции, а также партий изделий могут использоваться различные приемы. Одним из них является методика оценки поставщика путем выделения и классификации дефектов поступающих изделий. Данная методика предусматривает использование штрафных баллов, назначаемых в зависимости от значимости дефекта. Для каждой партии ведется учет, регистрирующий номера деталей, полученное и проверенное количество деталей, общее число штрафных баллов.

    Этот показатель рассчитывается ежемесячно или ежеквартально в зависимости от характера поставок следующим образом:

    • определяется общее число фактически поставленных изделий;
    • суммируются штрафные баллы по всей партии;
    • число штрафных баллов делится на число фактически проверенных изделий и умножается на 100.

    В результате получается шкала поставщика, выраженная в штрафных баллах на 100 штук изделий. Она может быть преобразована в какую-либо производственную шкалу, отражающую оценку поставщика. Например:

    • 100 баллов и менее — отлично;
    • 101—300 баллов — хорошо;
    • 301—600 баллов — на поставщика нужно обратить внимание;
    • свыше 600 — плохо, на поставщика требуется немедленно обратить внимание или исключить его из списка своих поставщиков.

    Следующий метод базируется на использовании положительного опыта взаимодействия организации с данным поставщиком в прошлом. Необходимо отметить, что эффективное применение этого метода возможно лишь в сочетании с другими, позволяющими оценить настоящее положение дел у поставщика.

    Оценка на основе опыта других потребителей предполагает получение информации о надежности поставщика от его партнеров по договорным обязательствам. Этот метод также может использоваться только в сочетании с другими, особенно в тех случаях, когда в качестве потребителей выступают организации-конкуренты.

    Метод оценки возможностей поставщика, предложенный английским специалистом в области управления качеством А. Робертсоном, предполагает учет таких составляющих поставки, как качество, цена, своевременность и предоставляемое поставщиком обслуживание.

    Названные выше области оценки распределяются следующим образом:

    • качество — 44 балла;
    • цена — 30 баллов;
    • своевременность поставки — 16 баллов;
    • обслуживание — 10 баллов.

    Итого — 100 баллов.

    Показатель качества определяется следующим образом:

    Уровень качества = 44 х (Общее число изделий приемлемого качества) / (Общее число проверенных изделий)

    Данный показатель рассчитывается как средневзвешенное по результатам нескольких поставок.

    Показатель уровня цены =30 х (Цена самой дешевой оферты) / (Цена поставщика)

    При оценке своевременности поставки используется шкала, в которой показывается значение данного показателя в зависимости от соблюдения или несоблюдения сроков поставки (табл. 1).

    Таблица 1. Шкала определения показателя своевременности поставки по методу А. Робертсона, баллы

    Отклонение от согласованного срока, дни

    Показатель обслуживания может включать такие составляющие, как транспортировка продукции, монтаж, гарантийное обслуживание и т.п. При наличии любого из видов обслуживания значение показателя принимается равным 10 баллам.

    В целом оценка возможностей поставщика осуществляется путем суммирования показателей качества, цены, своевременности поставки и обслуживания. Чем ближе полученное значение к 100 баллам, тем надежнее поставщик. Рассмотренный метод достаточно распространен, хотя значимость показателей оценки, которые в нем используются, может быть различной в зависимости от приоритетов организации-потребителя. Рассмотренный метод не учитывает репутацию поставщика, поскольку предполагается, что перед размещением заказа было установлено что он в состоянии выполнить минимальные требования потребителя.

    Следующий метод базируется на исследовании характеристик, отражающихрепутацию поставщика.

    В примерный перечень характеристик, отражающих репутацию поставщика, входит следующее.

    1. Организованность: расширение рынков сбыта продукции; формирование круга постоянных потребителей; обеспечение экологической безопасности; ресурсосбережение при производстве и утилизации; защита интеллектуальной собственности и безопасность бизнеса; соблюдение контрактов, договоров, графиков поставок по принципу «точно в срок».
    2. Партнерство: корпоративные цепочки поставок; открытость для общества; активизация внешних связей; поддержка социальных программ; деятельное участие в ассоциации, холдинге, советах; кооперация с другими поставщиками и (или) потребителями.
    3. Перспективность: лидирующая роль в отрасли; освоение новых технологий; внедрение информационных технологий; использование современных методов маркетинга, финансового менеджмента; поставки на рынок новых изделий; подготовка элементов логистической системы товародвижения; совершенствование организационной структуры предприятия.

    Аудит СМК поставщика проводится для достижения следующих целей:

    • понимания поставщиком роли гарантий качества продукции в своем звене цепочки поставок и принятия на себя ответственности
    • проведения поставщиком эффективных корректирующих действий, запрошенных потребителем в отношении его системы управления или качества продукции;
    • получения поставщиком стабильной обратной связи от системы управления потребителя.

    Аудит СМК поставщика позволяет потребителю получить достаточно подробную информацию о наличии и уровне зрелости такой системы, сделать выводы о способности организации поставлять качественную продукцию. Однако применения только этого метода также недостаточно для получения целостного представления о деятельности поставщика. В определенной степени восполнить этот пробел позволяеткомплексный анализ информации, относящейся к процессам деятельности поставщика. При этом организация может применять самый разнообразный набор показателей, отражающий важнейшие аспекты его работы. Условно все эти характеристики можно отнести к двум группам: отражающие ресурсы поставщика и относящиеся к его деятельности в области качества.

    Рассмотрим перечень характеристик, отражающих ресурсы поставщика:

    1. Производственно-технологическая база. знания и опыт освоения технологий; обеспечение инженерных сооружений; возможности технологического оборудования; оснащенность метрологической службы.
    2. Потенциал менеджеров высшего уровня. лидерство; профессионализм; способность к стратегическому прогнозированию развития; навыки в планировании качества; знания и навыки управления ресурсами; умение укреплять корпоративные связи.
    3. Финансовая стабильность. платежеспособность, финансовая устойчивость; партнерские отношения с банками фондовая деятельность; динамика инвестиций; развитие инновационного потенциала.
    4. Возможности персонала: структура кадрового состава (менеджеры, специалисты, исполнители в основном, подготовительном и обслуживающих производствах); характеристики персонала (образование, квалификация, повышение квалификации, переподготовка, ротации).

    Анализ деятельности поставщиков в соответствии с представленными направлениями дает достаточно полную картину и позволяет принять по его результатам решение о выборе. Одним из недостатков этого метода является необходимость получения большого объема данных, что не всегда возможно.

    Применение любого из перечисленных методов предполагает согласие на его использование со стороны поставщика. Практически каждый метод может быть использован в комплексе с другими.

    После выбора поставщика потребитель может заключить с ним соответствующий договор, устанавливающий взаимоотношения между организациями на определенный период. На этом этапе предоставляется возможность лучше узнать поставщика и принять решение о прекращении или продолжении взаимоотношений с ним. Заключение официальных соглашений предусматривает выполнение поставок в течение продолжительного времени. Поставщик должен постоянно ориентироваться в своей деятельности на улучшение качества поставляемой им продукции, снижение ее стоимости и повышение эффективности поставок.

    Центр дистанционного образования Элитариум

    При вопросе укажите: 1) вы организация, ИП или физ. лицо 2) налог (УСН/ ОСНО, ЕНВД).
    Отвечайте за нас, кто сможет. Любое знание и опыт могут быть полезными. Администрация

    Анализ, оценка и выбор поставщиков продукции торговой организации

    Анализ, оценка и выбор поставщиков продукции торговой организации

    Введение Важность выбора поставщика объясняется функционированием на современном рынке большого количества поставщиков одинаковых материальных ресурсов и товаров. Большое количество и разнообразие потенциальных поставщиков, требуемых товаров приводит к тому, что особое внимание уделяется проблеме выбора тех, которые могли бы с наибольшим эффектом обеспечить успешную деятельность предприятия.

    Важность выбора поставщика объясняется функционированием на современном рынке большого количества поставщиков одинаковых материальных ресурсов и товаров. Большое количество и разнообразие потенциальных поставщиков, требуемых товаров приводит к тому, что особое внимание уделяется проблеме выбора тех, которые могли бы с наибольшим эффектом обеспечить успешную деятельность предприятия. В данное время существует достаточно много фирм предлагающих свои услуги по поставке той или иной продукции, и выбрать какой поставщик лучше задача не из легких.

    Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов.

    Тема «Анализ, оценка и выбор поставщиков продукции торговой организации» изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин, таких как: Экономика, Коммерческая деятельность, Организация материально-технического обеспечения и сбыт, Основы маркетинга и предпринимательства. Актуальность настоящей работы обусловлена, большим интересом к теме в современной науке. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

    Целью данной курсовой работы является анализ выбора поставщиков. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

    1. Изучить понятие процесса выбора поставщиков.

    2. Выявить основные методы выбора поставщиков.

    3. На практическом примере рассмотреть процесс выбора поставщиков

    4. Провести анализ и отбор поставщиков на конкретном предприятии.

    5. Изучить роль службы закупок в деятельности и развитии предприятия.

    Методологической основой разработки темы работы являются труды отечественных и зарубежных ученых экономистов, а также общенаучные методы. В данной работе были использованы такие литературные источники, как «Снабженческо-сбытовая деятельность» под редакцией Т.Н. Байбардиной, И.И. Грищенко, Л.И. Старовойтовой; «Коммерческая деятельность» под редакцией С.Н. Виноградовой и О.В. Пигуновой, «Организация коммерческого успеха. Советы специалиста» Крепкий Л.М. с помощью которых рассмотрены основы организации выбора поставщиков и оценка эффективности их работы. Также были использованы Нормативно-правовые акты Республики Беларусь, в которых описаны основы работы по выбору, оценке и анализу поставщиков на белорусских предприятиях. Это такие документы, как Гражданский кодекс Республики Беларусь, Положение «О порядке выбора поставщика при осуществлении государственных закупок на территории Республики Беларусь», Решение Минского городского исполнительного комитета от 6 января 2009 г. № 26 «О некоторых вопросах осуществления закупок товаров (работ, услуг)», а также многие другие.

    1.Значение анализа, оценки и выбора поставщиков продукции для эффективной работы торговой организации в современных условиях.

    1.1 Организация хозяйственных связей и договорной работы в торговле.

    В условиях становления рыночных отношений, совершенствования законодатель ства Республики Беларусь расширяются возможности полноценной хозяйственной деятель ности предприятий торговли и сф еры услуг. Юридическая и хозяйс твенная са мостоятельность предприятий, их экономическая свобода предоставляют аппарату предприятий широкий простор коммерческой инициативе, самостоятель ности в принятии решений по вопросам коммерческих связей, исполь зования финансово-кредитного механизма. Работники коммерческих служб сам остоятель но регулируют структуру хозяйственных связей на постоянной договорной основе и самостоятельной коммерческой инициативы на внутреннем и внешнем рынках.

    Организация хозяйственных связей между поставщиками и покупателя­ми товаров – широкое понятие. С юда входят экономические, организационные, коммерческие, ад минис тративно-правовые, финансовые и другие отношения, складывающиеся между торговыми предприятиями и поставщиками в процессе поставок товаров [1, c. 112]. Основой успешной организации хозяйственных связей является организация договорной работы.Договорная работа – один из основных участков правовой работы предприятия и других хозяйственных организаций, направленная на формирование и исполнение нормативных актов. Хозяйственные договоры следует относить к числу наиболее типичных индивидуальных правовых актов, в связи с формированием которых на предприятии проводится объемная и важная работа правового характера.

    Надлежаще оформленный договор сам приобретает силу юридического акта, определяющего последующие действия сторон.

    Своевременное и качественное исполнение договора во многом обеспечивается мерами, установленными законодательством и соглашениями сторон.

    Таким образом, договорная работа – это деятельность предприятия по формированию и правовому закреплению договорных отношений и организации исполнения договоров [4, с. 65].

    Договор – это соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении их прав и обязанностей. Договорная работа обычно включает в себя такие стадии:

    · Подготовка к заключению договоров;

    · Разработка, согласование и принятие к исполнению актов планирования хозяйственных связей в случаях, если отношения в этой части регулируются государством;

    · Оформление договорных отношений;

    · Доведение договорных обязательств до служб, участвующих в исполнении конкретного договора;

    · Контроль за исполнением договоров;

    · Оценка результатов исполнения договоров.

    Система хозяйственных связей торговли с промышленность ю – важнейшая сос тавная часть хоз яйственного механизма, предс тавляющая совокупнос ть ф орм, методов и рычагов взаимодействия предприятий, объ единений, ф ирм, отраслей хозяйства с потребителями продукции. Таким образом, основное место в хозяйственных связях торговли принадлежит межотраслевым связям с отраслями, производящими потребительские товары, по поставкам этих товаров. У становление таких связей при посредничестве торговли позволяет обеспечивать сбыт выпускаемой ими продукции и взаимный обмен ею, стимулировать и определять дальнейшее развитее производства. В рамках этих связей соответствующие отрасли промышленности на основе требований торговли и в соответствии со своими производственными и финансовыми возможностями выпускают товары и поставляют их в сферу обращения. Торговля при этом имеет возможность воздействовать на отрасли, произ водящие товары, во многих отношениях, в том числе в отношении объема, ассортимента, качества и обеспечивать их доведение до конечного потребителя.

    Подавляющая часть хозяйственных связей представляет собой з аключение договоров с поставщиками на пос­тавку товаров в течение опр еделенного срока. С ущность ю таких хозяйственных связей являются полная свобода в реализации и закупках товаров предприятиями продавцами и покупателями. Но любая торговая фирма предпочитает иметь дело с устоявшимс я кругом поставщиков и старается заключить с ними б олее длитель ные договора, с возможность ю их продления.

    В ра мках годовых хозяйственных связей заранее определяется четкий порядок взаимоотношений между конкретными предприятиями-поставщиками и покупателями по поставкам товаров: конкретизируются об ъем и артикульный ассортимент, сроки поставок по их видам и назначению, и регулируется процесс их организации.

    В хоз яйственных связях по поставкам товаров четко прослеживаются три этапа взаимодействия участников: формирование хозяйственных связей, их оформление и функционирование.

    Этап формирования хозяйственных связей состоит из подготовитель ных планово-организационных мероприятий органов управления торговлей и промыш ленность ю и непосредственных участников. Подготовитель ные мероприятия включают планирование производства товаров народного потребления, розничного товарооборота, товарных ресурсов и их распределение, составление заявок и з аказов на производство, поставку товаров, изучение и определение источников и поставщиков - производителей товаров, чь я продукция не распределяется в плановом порядке.

    Этап оформления хоз яйственных связей представляет соб ой принятие участвующими в них предприятиями взаимных об язатель ств, которые определяют их права и об язанности по поставкам товаров в ф орме различного рода договоров, контрактов, заключаемых между предприятиями торговли и промышленности [3, c.87]. В соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей [2, с.390].

    Заключенные договоры об еспечивают закрепление в правовом порядке структуры хозяйственных связей на основе самостоятель ного выбора поставщиков товаров покупателями. Заключение договоров на поставку товаров означает осуществление закупки-продажи товаров, оплата стоимости которых предполагается впоследствии, после их поступления в адрес получателей.

    Этап функционирования хозяйственных связ ей представляет собой процесс выполнения участниками обязательств, взятых на себя в соответствии с заключенными договорами по пос тавкам товаров: организацию отгрузки пос тавщиками товаров в с роки, количестве и ассортименте, предусмотренны х договором, приемку отгруженных товаров получателями, расчеты за поставленные товары.

    Повышение роли договоров поставки в хозяйственной деятельности требует от заключивших сторон соблюдения принятых обязательств. Невыполнение заключенных договоров поставки, которые имеют юридическую силу, влечет за собой имущественную ответственность сторон [1, c.137].

    1.2 Критерии выбора поставщиков продукции. Оценка эффективности работ с поставщиками.

    Важность выбора поставщика объясняется не только функционированием на современном рынке большого количества поставщиков одинаковых товаров, но и тем, что он должен быть прежде всего надежным партнером торговой организации. Выбор производится по следующей схеме.

    Примечание. Источник: [4, с. 82].

    Как видно из приведенной схемы, завершающим этапом для принятия решения о выборе поставщика является определение их рейтинга и ранжирование. Однако этот процесс является неоднозначным и носит творческий характер. Во-первых, неоднозначным и субъективным является суждение об удельном весе данного показателя по сравнению с другими показателями, определяющими рейтинг данного поставщика. Например, если все показатели вместе принять за 100%, то сколько из них приходится на качество товара, сколько на возможность внеплановой поставки, сколько на месторасположение поставщика, сколько на значимость поставки именно этого товара для нормального хода производства, сколько на цены, сколько на условия платежа (например, платежи могут осуществляться по факту доставки, либо авансом, либо в рассрочку и т.д.), а сколько – на надежность поставок. Ответы на эти вопросы зависят от конкретных ситуаций и не могут быть общими. Если, например, дефицит этого компонента недопустим по тем или иным причинам (например, по технологическим), то его наличие должно быть обеспечено любой ценой. Следовательно, на первый план выходит надежность поставки, что выражается в отведении на учет этого показателя большой доле из общей величины 100%-й значимости. Наоборот, если можно допустить временное отсутствие этого компонента, то на первый план выходят цены и условия платежа, а значимость надежности поставки снижается [4, c. 102]. Таким образом, назначение удельной значимости каждого фактора при расчете рейтинга поставщика для конкретной задачи является творческим и неформализованным актом. Наиболее правильным будет, если эта удельная значимость будет назначена как экспертная оценка в результате проведения независимой экспертизы. Во-вторых, сама оценка уровня того или иного показателя, характерного для данного поставщика, не может быть рассчитана формализованным методом и определяется как экспертная оценка. Традиционные методы поиска, анализа и выбора поставщиков в последнее время дополняется новыми формами и методами. Коротко рассмотрим основные методы выбора поставщиков, наиболее используемые в настоящее время. Метод рейтинговых оценок. Этот метод можно считать наиболее распространенным методом выбора поставщика.Выбираются основные критерии выбора поставщика, далее работниками службы закупок или привлеченными экспертами устанавливается их значимость экспертным путем. Например, допустим, что предприятию необходимо закупить товар, причем его дефицит недопустим. Соответственно, на первое место при выборе поставщика будет поставлен критерий надежности поставки. Удельный вес этого критерия будет самым большим.

    Оценка значимости поставщика

    Удельный вес критерия

    Оценка значения критерия по 10-бальной шкале

    Примечание. Источник [4, c. 54].

    Высчитывается значение рейтинга по каждому критерию путем произведения удельного веса критерия на его экспертную балльную оценку (например, по 10-бальной системе) для данного поставщика. Далее суммируют полученные значения рейтинга по всем критериям и получают итоговый рейтинг для конкретного поставщика. Сравнивая полученные значения рейтинга для разных поставщиков, определяют наилучшего партнера. Если рейтинговая оценка дает одинаковые результаты для двух и более поставщиков по основным критериям, то процедуру повторяют с использованием дополнительных критериев. Но нужно учитывать, что при обращении к потенциальным поставщикам трудно, а иногда практически невозможно, получить объективные данные, необходимые для работы экспертов.

    Метод оценки затрат. Этот метод иногда называют затратно-коэффициентным методом или «методом миссий». Он заключается в том, что весь исследуемый процесс снабжения делится на несколько возможных вариантов (миссий), и для каждого тщательно рассчитываются все расходы и доходы. В результате получают данные для сравнения и выбора вариантов решений (миссий). Для каждого поставщика рассчитываются все возможные издержки и доходы (при этом учитываются логистические риски). Затем из набора вариантов (миссий) выбирается наиболее выгодный (по критерию общей прибыли).

    По существу это – разновидность метода ранжирования (критериев) по стоимости. Метод интересен с точки зрения стоимостной оценки и позволяет определять «стоимость» выбора поставщика. Недостаток метода состоит в том, что он требует большого объема информации и анализа большого объема информации по каждому поставщику.

    В качестве примера можно привести перечень логистических издержек, связанных с закупкой конкретного товара:

    -маркетинговые затраты, связанные с изучением конъюнктуры цен на рынке данного товара;

    -издержки, связанные с поиском возможных поставщиков и установление с ними деловых контактов (командировки, телефонные переговоры, обработка данных и т.д.);

    -издержки, связанные с поиском и получением информации о себестоимости производства аналогичных товаров у разных поставщиков;

    -затраты, связанные с анализом качественных показателей товара у разных поставщиков (рекламации, затраты на отбраковку, возможности ремонта или восстановления качественных показателей товара у заказчика и т.д.);

    -затраты на грузопереработку, складирование и хранение товаров;

    -транспортные расходы поставщика и покупателя, оплата таможенных, экспедиторских, страховых услуг по пути доставки товара;

    -затраты на страхование логистических рисков и др.

    Все эти элементы затрат необходимо учитывать, оценивать и контролировать.

    Метод доминирующих характеристик. Метод состоит в сосредоточении на одном выбранном параметре (критерии). Этот параметр может быть: наиболее низкой ценой, наилучшим качеством, графиком поставок, внушающим наибольшее доверие, и т.п. Преимущество этого метода – в простоте, а недостаток – в игнорировании остальных факторов – критериев отбора [4, c. 108].

    Также перед выбором поставщика в торговле необходимо четко определить продаваемый ассортимент.

    Товарный ассортимент характеризуется широтой (количеством ассортиментных групп), глубиной (количеством позиций в каждой ассортиментной группе) и сопоставимостью (отношением между предлагаемыми ассортиментными группами с точки зрения общности потребителей, конечного использования, каналов распределения и цен) [7, c. 25]. Формированию ассортимента предшествует разработка предприятием ассортиментной концепции. Она представляет собой направленное построение оптимальной ассортиментной структуры, товарного предложения, при этом за основу принимаются потребительские требования определенных групп (сегментов рынка).

    Важным этапом работы с поставщиками является оценка их эффективности. Этой работой занимаются коммерческая и юридическая служба, а вопросами цен и оплаты – бухгалтерия.

    Учет исполнения договоров поставки может осуществляться вручную и автоматизированным способом [1, c.137]. В-первую очередь анализируются сроки поставки, качество, поставляемого товара, ритмичность завоза, быстрота реагирования на изменяющийся ассортимент. От эффективности работы с поставщиками зависит максимальное получение прибыли и удовлетворение потребностей покупателей, и тем самым достижение главной цели коммерческой деятельности торговой организации.

    1.3 Роль анализа, оценки и выбора поставщиков на предприятиях Республики Беларусь

    Деятельность по анализу, оценке и выбору поставщиков на предприятиях торговли в Республики Беларусь осуществляется в соответствии с определенным перечнем Нормативно-правовых актов. Из них можно выделить следующие:

    · Гражданский кодекс Республики Беларусь, в котором содержится общее положение договорного права, включая понятия и условия договора, виды договоров, порядок их заключения, разрешение преддоговорных споров и т.д.

    · Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2009 г. № 31 «Об утверждении Правил осуществления розничной торговли по образцам». В соответствии с утвержденными Правилами розничная торговля по образцам осуществляется: в торговом объекте — путем демонстрации образцов товаров и (или) описаний товаров, содержащихся в каталогах, проспектах, рекламе, буклетах или представленных в фотографиях или иных информационных источниках, в торговых объектах.

    · Решение Минского городского исполнительного комитета от 6 января 2009 г. № 26 «О некоторых вопросах осуществления закупок товаров (работ, услуг)».

    В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 года № 529 «О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПКАХ» необходимо отметить следующее, что при осуществлении государственных закупок выбор поставщика производится в соответствии с Положением о порядке выбора поставщика при осуществлении государственных закупок на территории Республики Беларусь [5, cт. 1.2]. В данном положении указывается то, что закупки могут осуществляться с применением процедуры оформления конкурентного листа, процедуры запроса ценовых предложений, конкурсов, процедуры закупки из одного источника.

    В случаях, предусмотренных в настоящем Положении, при ориентировочной стоимости закупки (исходя из годовой потребности, определенной в годовом плане закупок) применяются:

    - от 30 до 1000 базовых величин - процедура оформления конкурентного листа;

    - от 1000 до 8000 базовых величин - процедура запроса ценовых предложений;

    - от 8000 базовых величин и более - конкурсы;

    - от 30 базовых величин и более - процедура закупки из одного источника.

    Проводятся открытые и закрытые конкурсы, они могут быть двухэтапными [6, гл.2].

    На практике закупочная группа выбирает поставщика, используя различные критерии, например, качество товара, полноту ассортимента, цену товара, оперативность поставок, дополнительные услуги, возможность кредита, репутацию поставщика и личные с ним отношения. Изучение, предпринятое в промышленной среде, показывает, что существует тенденция обращаться в первую очередь к привычным поставщикам, а также к тем, кто имеет хорошую репутацию.

    При анализе предложений и выборе поставщика или поставщиков различают следующие случаи: когда продукты различных поставщиков почти заменяют друг друга; когда ни продукты, ни ассоциированные услуги не являются взаимозаменяемыми. В первом случае цена является критерием, определяющим выбор и, более того, общие издержки использования. Во втором случае, как показали исследования, цена остается важным элементом, однако первостепенными становятся следующие требования: продукт поставщика должен соответствовать характеристикам, выявленным клиентом; поставщик должен поставить продукт вовремя и на условиях, определяемых клиентом.

    На предприятиях торговли Республики Беларусь предпочтение отдается белорусским поставщикам и производителям.

    2.Организация работ по анализу, оценке и выбору поставщиков продукции в ТКУП «Универмаг Беларусь»

    2.1. Организационно-экономическая характеристика ТКУП «Универмаг Беларусь»

    Универмаг «Беларусь» был основан в 1978 году. Он является одним из крупнейших торговых предприятий столицы Республики Беларусь: торговая площадь составляет 7380 кв. метров, складская - 8600, а общая - 31250 кв.метров.

    УП «Универмаг Беларусь» является торговым коммунальным унитарным предприятием и имеет следующую организационную структуру [Приложение 1]. Во главе универмага стоит директор, которого назначает учредитель, то есть государственный орган. Для оперативного управления в универмаге назначается директор по коммерческим вопросам, в обязанности которого входит управление вопросами по организации работы с поставщиками. Так же назначается финансовый директор, главный бухгалтер и экономист и т.д. что позволяет более оперативно участвовать в управлении работы предприятия.

    Основным видом деятельности универмага является розничная продажа товаров населению. Для каждой секции директором утверждается ассортиментный перечень товаров. Он разрабатывается в соответствии с ассортиментным перечнем товаров отечественного производства, рекомендуемым для включения в ассортиментные перечни товаров для торговых объектов, осуществляющих розничную торговлю.

    В ассортименте УП «Универмаг Беларусь» представлены мужские костюмы, брюки и пиджаки гомельского предприятия «Коминтерн», швейные и трикотажные изделия могилевской фабрики «Веснянка», бобруйской – «Славянка», солигорских – «Калинка» и «Купалинка», витебских – «Знамя Индустриализации», «КИМ», гродненской - «Элод», брестских – «Надзея» и «Элма», минской – «Элема». Обувь поставляют отечественные предприятия: «ЛеГранд», «Сивельга», «Отико», «Чевляр», «Белвест». В универмаге организована фирменная торговля с ОАО «Элема», «Галантэя», «Млитэкс», СП «Чевляр», «Купалинка», «Белита».

    Универмаг «Беларусь» относится к торговому коммунальному унитарному предприятию. Особенности унитарного предприятия по сравнению с другими коммерческими организациями состоит в следующем:

    · в форму хозяйствования унитарного предприятия заложен принцип унитарности, т. е. Универмаг «Беларусь» не имеет права собственности на имущество. Собственником этого имущества остается учредитель, т. е. государство;

    · имущество унитарного предприятия неделимо, и ни при каких условиях не может быть распределено по вкладам, долям и паям, в том числе между работниками унитарного предприятия;

    · право ответственности сохраняется за учредителем;

    · во главе стоит единоличный руководитель (директор), назначаемый собственником либо уполномоченным им органом и им подотчетен.

    УП «Универмаг Беларусь», основано на праве хозяйственного ведения, - это предприятие, созданное по решению государственного органа. Все затраты, связанные с содержанием помещений, в том числе и складских финансирует государство. Также органами местного самоуправления финансируется участие универмага в различных ярмарках и соревнованиях. Универмаг реализует в основном продукцию отечественных производителей, поэтому государство производит финансовую поддержку его деятельности. Однако следует понимать, что в условиях жесткой рыночной конкуренции, необходимо отслеживать изменяющийся спрос покупателей и быстро реагировать на это. В настоящее время инвестирование деятельности происходит в основном за счет прибыли, так как при ограниченности бюджетных ресурсов как потенциального источника инвестиций государство вынуждено перейти от безвозвратного бюджетного финансирования к кредитованию. Для того чтобы оценить финансовое состояние организации по каждой секции составляется товарно-денежный отчет. В нем содержится остаток на начало отчетного период, приход за период отчета, наименование поставщика, расход за период отчета, остаток на конец отчетного периода. В бухгалтерии сводится общий отчет по всем секциям и делается вывод по деятельности универмага.

    Анализ финансовых результатов деятельности УП «Универмаг Беларусь» за период с 1 января по 30 сентября 2008 год по сравнению с аналогичным периодом прошлого года представлен в таблице 2.

    Анализ экономических показателей деятельности ТКУП «Универмаг Беларусь» за 2007/2008гг.

    Примечание. Источник: собственная разработка на основе данных отчета о прибылях и убытках УП «Универмаг Беларусь».

    Из таблицы 2 видно, что в 2008 году, по сравнению с 2007 годом, увеличился доход от реализации продукции и составил 82842 млн. руб. Однако, в связи с этим и возросли затраты, связанные с реализацией товаров.

    Исходя из этих данных, можно рассчитать рентабельность затрат:

    П – прибыль от продажи продукции;

    С – общая сумма затрат на реализацию продукции.

    Таким образом видно, что рентабельность затрат на УП «Универмаг Беларусь» за 2008 год составила 116%. Это свидетельствует о высоком уровне работы коммерческого отдела. Рентабельность продаж в Универмаге «Беларусь» за 2008 год составила 119,87%. Которая рассчитывается, как отношение налогооблагаемой прибыли (П), к выручке от продаж (В),%:

    Рентабельность продаж характеризует эффективность предпринимательской деятельности, показывает, сколько получено прибыли с рубля продаж.

    Выручка от реализации продукции увеличилась как за счет увеличения цен, так и за счет расширения ассортимента.

    2.2 Анализ выбора поставщиков в ТКУП «Универмаг Беларусь»

    Организация хозяйственных связей с поставщиками товаров занимает особое место среди инструментов коммерческой деятельности УП «Универмаг Беларусь», так как эта система представляет совокупность форм, методов и рычагов взаимодействия предприятия с потребителями продукции, выраженная в основной деятельности по формированию ассортимента товаров. Все операции по организации торгово-оперативных процессов и управлению ими с целью достижения высокой экономической эффективности работы универмага связаны, прежде всего, с рациональной организацией хозяйственных связей с поставщиками товаров, которые способствуют планомерному развитию экономики, сбалансированности спроса и предложения, своевременной поставке продукции и товаров народного потребления покупателям. Для этого в Универмаге «Беларусь» проводится работа по изучению и поддержанию хозяйственных связей с поставщиками. Спрос на товары обладает устойчивостью, покупатель привыкает к определенным продуктам, поэтому важно постоянно иметь их в ассортименте, а также обеспечить магазину бесперебойную торговлю всеми товарами в соответствии с ожидаемым покупательским спросом. Здесь актуальным становится совершенствование организации хозяйственных связей с поставщиками. Результативность хозяйственных связей как важнейшего направления коммерческой деятельности во многом определяет правильность выбора поставщика и форм осуществления торговых сделок. При осуществлении сделок на поставку товаров торговому предприятию от поставщиков основным документом является договор, регламентирующий отношения партнеров [Приложение 2]. Договор выполняет следующие функции:

    - Закрепляет юридические отношения между партнерами;

    - Устанавливает порядок и способы выполнения обязательств;

    - Определяет ответственность за невыполнение обязательств.

    Универмаг работает почти с 2000 поставщиками, свыше 80 % из которых – отечественные. Коммерческая деятельность универмага охватывает вопросы изучения спроса населения, выявление и изучение источников поступления и поставщиков товаров, организация рациональных хозяйственных связей, включая разработку и представление заявок и заказов на товары, заключение договоров на поставку товаров, организация учета и контроль над выполнением поставщиками договорных обязательств. Поэтому необходимо постоянно анализировать состояние рынка товаров и пути его совершенствования. При изучении поставщиков учитываются такие факторы, как:

    · Условия работы с клиентами;

    · Ассортиментный перечень и т.д.

    Так как Универмаг «Беларусь» является государственным унитарным предприятием, в основном он реализует товары отечественных производителей в соответствии с рекомендуемым перечнем товаров. Однако в последнее время для более эффективной работы продаваемый ассортимент был расширен. Универмаг стал работать с посредническими организациями с иностранными фирмами. В связи с этим заключению договоров стало уделяться еще больше внимания.

    УП «Универмаг Беларусь» своевременно и правильно заключает договора с поставщиками, а также устанавливает рациональные прямые договорные связи по поставкам товаров, как правило, на один год и осуществляет постоянный контроль над их исполнением.
    Рассмотрим на примере договор на поставку швейных изделий № 27/12-05 от 10 октября 2006 года. В договоре предусмотрены следующие условия:

    · Дата заключения договора;

    · Полное наименование сторон, заключивших договор;

    · Качество, маркировка, упаковка;

    · Цена и порядок расчетов

    · Порядок и сроки поставки;

    · Права и обязанности сторон;

    · Срок действия договоров;

    · Юридические адреса и платежные реквизиты сторон;

    Дата заключения договора: Данный договор № 27/12-05 заключен 10 октября 2006 года в городе Кобрин. Полное наименование сторон, заключивших договор: РУП Швейная фирма «ЛОНА», в лице директора Андреюк З.В. действующего на основании Устава и ТЧУП «Универмаг Беларусь», в лице директора Гарбуз И.И. действующего на основании Устава, заключили договор по поставке. Предмет договора: Особое значение предмету договора придается по той причине, что существование договоренности сторон, является предпосылкой вступления договора в законную силу. РУП Швейная фирма “ЛОНА» обязуется поставлять швейные изделия (товар), ТЧУП «Универмаг Беларусь» оплачивать и принимать товар и тару, по количеству и качеству. Предусмотрено, что ассортимент, количество, цена единицы товара и тары указывается в счет-фактуре на каждую отдельную партию. Цена и общая сумма договора: Являясь основным атрибутом договора, цена товара и сумма каждой поставки определяется в рублях с учетом НДС, включая тару. Цена единицы товара устанавливается в соответствии с действующими ценами завода-изготовителя на момент подписания счет-фактуры. Оплата производится в течении 20 календарных дней со дня отгрузки товара. Права и обязанности сторон: К основным обязанностям поставщика относят: поставку продукции на условиях договора, обеспечение сертификатами качества на поставленный товар, производить замену товара ненадлежащего качества, кроме случаев, когда недостатки товара возникли после передачи его покупателю, вследствие нарушения покупателем правил пользования товаром или его хранения, либо действия третьих лиц, либо непреодолимой силы. Доставка продукции производится самовывозом. К основным обязанностям покупателя относят: получить товар на склад, осуществить проверку при приеме товара по количеству, качеству и ассортименту, в присутствии представителя продавца, составить доверенность на получение товара, подписать накладные, счет-фактуру. Покупатель предварительно дает заявку на следующую партию товара, определяет ассортимент и количество продукции. Покупатель обязан принять и вернуть тару поставщику в полном объеме, по количеству и качеству. Ответственности сторон: В договоре предусмотрено, что за несвоевременную оплату товара Покупатель уплачивает пеню в размере учетной ставки рефинансирования, установленной НБРБ, от несвоевременно оплаченной продукции за каждый день просрочки. Если в процессе заключения договора возникли разногласия, составляется протокол разногласий, в котором содержится номер пункта, редакция поставщика и редакция покупателя. Протокол разногласий является неотъемлемой частью договора. Организация хозяйственных связей торгового предприятия с поставщиками товаров должна обеспечивать полноту и устойчивость ассортимента, удовлетворения спроса населения, а так же хорошие финансово-экономические показатели деятельности торговли.
    При заключении договоров с поставщиками на поставку товаров торговое предприятие учитывает основные принципы товароснабжения: планомерность, ритмичность, оперативность, экономичность, централизацию и технологичность.
    Планомерность состоит в том, что товароснабжение должно осуществляться на основе разработанных графиках доставки и это должно оговариваться в договоре с поставщиком Ритмичность снабжения заключается в доставке товаров через относительно равные промежутки времени или равными партиями, что способствует нормальной торговле при минимальных товарных запасах и ускорению оборачиваемости. Показателем служит коэффициент ритмичности, рассчитываемый как отношение фактической поставки товаров за какой-либо определенный период к плановой.
    Оперативность – суть ее в том, что в зависимости от изменений в спросе на какой либо товар, предприятие должно оперативно реагировать по договоренности с поставщиком на изменение размера партии товара, возможной замене на другой товар, или пересмотром периода доставки. При разработке графиков товароснабжения такая возможность должна быть предусмотрена при заключении договора. Экономичность товароснабжения – снижение издержек по доставке товаров, которое достигается механизацией погрузочно-разгрузочных работ, эффективным использованием транспорта за счет рациональных схем завоза, наиболее полное использование его грузоподъемности и т.д.
    Централизация предполагает товароснабжение розничной торговой сети силами и средствами предприятий-поставщиков, что позволяет работникам магазина не отвлекаться от своей непосредственной работы по обслуживанию покупателей. Для оценки поступления товаров в натуральном выражении составляют специальные аналитические таблицы, по данным которых можно изучить степень удовлетворения спроса покупателей на отдельные товары.
    Большое значение имеет проверка соблюдения договоров поставки товаров отдельными поставщиками. Для этого составляется отчет о движении товара (по поставщикам). Нарушений в выполнении договоров поставки по вине поставщиков (несвоевременное заключение договоров, нарушение договорных обязательств по объему, ассортименту, качеству товаров, нарушения графиков завоза товаров и другим условиям поставки) за отчетный год в УП «Универмаг Беларусь» не наблюдалось.

    2.3 Пути совершенствования анализа, оценки и выбора поставщиков

    Для более эффективной работы универмага большое значение уделяется совершенствованию работы с поставщиками, а точнее анализу, оценке и выбору. Расширяется количество факторов, по которым выбираются потенциальные поставщики. Проводится сбор и анализ коммерческой информации, как первичной, полученной из бесед со специалистами в процессе деловых переговоров; так и вторичной, полученной из статистических справочников, документов и отчетов.

    Для сбора информации для выбора поставщика используются самые разнообразные источники:

    · местные источники, такие, как действующие на данной территории юридические лица или «осведомители» официальных органов;

    · конкуренты потенциального поставщика;

    · государственные источники, такие, как регистрационные палаты, налоговая, лицензионные службы и пр. обладающие открытой для ознакомления информацией.

    В отборе источников информации сотрудники коммерческого отдела универмага руководствуются следующими правилами:

    1.Нельзя ограничиваться одним источником информации, вне зависимости от объема и глубины предоставляемой им информации.

    2.Как минимум один из используемых источников должен быть независимым, т. е. не быть заинтересованным в возможных последствиях использования предоставленной им информации.

    В современных условиях большое значение уделяется надежности поставщика. Это обеспечивает бесперебойные поставки, и тем самым достигается главная цель всей коммерческой работы универмага – это удовлетворение потребностей потребителей и получение максимальной прибыли. Также надежность поставщика уменьшает коммерческий риск.

    Для универмага «Беларусь» немаловажную роль играет ассортимент выпускаемой продукции поставщиков, а также быстрота реагирования на изменяющийся спрос. Продукция должна быть качественная, отвечать эстетическим качествам и модным тенденциям.

    Еще одним критерием выбора поставщика в современных условиях является наличие дополнительных услуг, таких как доставка товара, фасовка и упаковка.

    Коммерческое решение по вопросу выбора поставщика должно быть оптимальным, подконтрольным, соответствовать действующим законам и нормативным актам, своевременным и согласованным с ранее принятыми решениями.

    Для удобства анализа за выполнением обязанностей поставщиков в современных условиях используют средства ПЭВМ. Это позволяет оперативно выявлять недопоставку товаров, вести контроль над качеством и количеством поставляемых товаров. Также в компьютере содержится вся информация о поставщиках, при необходимости можно быстро найти интересующие данные.

    В современных условиях большое значение в эффективной работе предприятия отводится эксплуатации ПЭВМ, оргтехники и средств связи. Это значительно упрощает выполняемые операции, делает работу более оперативной и позволяет повысить уровень обслуживания, что в комплексе приводит к увеличению прибыли.

    Нет, пожалуй сейчас сферы деятельности, в которой не использовалась бы электронно-вычислительная техника. Не стала исключением и торговля – отрасль, как известно, одна из наиболее информационно насыщенных. Огромные потоки информации циркулируют на всех уровнях управления торговлей, в том числе ив сфере организации работ с поставщиками.

    Также на УП «Универмаг Беларусь» используют такие средства связи, как телефоны и факсы. Они используются для связи с поставщиками и клиентами. С помощью телефонов подаются заявки на приобретение товаров, а по средствам факсимильной связи можно передать необходимые документы, экономя при этом время. В современных условиях очень важно использовать ПЭВМ и оргтехнику при решении снабженческих задач, так как это экономит время, упрощает выполняемые операции, помогает произвести более точные расчеты, что все в целом позволяет достичь дополнительной прибыли.

    Работе по анализу, оценке и выбору поставщиков продукции в торговой организации в современных условиях уделяется большое значение. При правильной организации работ с поставщиками достигается главная цель коммерческой работы торговой организации – удовлетворение потребностей покупателей и получение максимальной пробыли.

    В современных условиях главными критериями выбора поставщиков является их надежность и быстрота реагирования на изменяющийся спрос населения.

    В данной работе были показаны основные методы выбора поставщиков, рассмотрен процесс выбора поставщиков, на примере предприятия ТКУП «Универмаг Беларусь» был проведен анализ и отбор поставщиков.

    Данная работа носит как теоретический, так и практических характер.