Руководства, Инструкции, Бланки

калькуляция погрузочно-разгрузочных работ образец img-1

калькуляция погрузочно-разгрузочных работ образец

Рейтинг: 4.8/5.0 (1839 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Порядок определения расходов на погрузочно-разгрузочные работы - Студопедия

Порядок определения расходов на погрузочно-разгрузочные работы

СЕБЕСТОИМОСТЬ ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТ

Планирование себестоимости погрузочно-разгрузочных работ включает разработку: сметы затрат на погрузочно-разгрузочные работы и определение средней плановой себестоимости переработки 1 т груза; нормативных калькуляций себестоимости переработки 1 т по родам грузов; плана организационно-технических мероприя­тий по снижению себестоимости погрузочно-разгрузочных работ.

Расходы на погрузочно-разгрузочные работы рассчитываются в соответствии с установленными произ­водственными показателями. Они включают расходы по грузовым операциям с грузами, осуществляемыми силами и средствами порта и на его причалах.

При планировании расходов на погрузочно-разгрузочные работы необходимо изыскивать возможности достижения намеченных в пла­не результатов переработки грузов при минимально возможных затратах, прежде всего за счет наиболее полного использования внутрипроизводственных резервов.

Планирование расходов на погрузочно-разгрузочные работы предусматривает широкое использование норм на выполнение от­дельных элементов грузовых работ, а также нормативов затрат по их отдельным видам.

Наибольший удельный вес среди расходов на погрузочно-разгрузочные работы занимает основная и дополнительная заработ­ная плата производственного персонала, занятого на этих работах. Несмотря на сокращение удельного веса этой статьи в расходах на перегрузочные операции за счет широкого внедрения новых техноло­гических процессов переработки грузов и совершенствования органи­зации труда и производства, он еще достаточно велик.

Планирование расходов на заработную плату осуществляется с учетом структуры фонда заработной платы.

Расходы на электроэнергию, используемую для производства погрузочно-разгрузочных работ и связанных с ними операций, определяются исходя из тарифа, по которому про­изводится оплата за энергию, поставляемую энергоснабжающей организацией. Расходы на электроэнергию включают затраты на электроэнергию, потребленную машинами циклического и непрерывного действия, зарядными устройствами и осветительными приборами. Расчеты этих расходов ведутся по отдельным технологическим линиям, специализированным комплексам, типам электропогрузчиков и объ­ектам (крытые и открытые склады, места погрузки-выгрузки и т. п.). Полученные результаты суммируются по порту.

Расходы на топливо. Расчеты расходов на топливо осуществляются по отдельным технологи­ческим линиям и полученные результаты суммируются по порту.

Расходы на текущий ремонт устанавливаются в прямой зависи­мости от плана ремонта. Они определяются на основе ремонтных ведомостей, в которых перечисляются работы, подлежащие выпол­нению, и их объем. При проектных расчетах расходы на текущий ре­монт устанавливаются при помощи укрупненных нормативов. Наиболее часто расходы на текущий ремонт определяются по норма­тивам, установленным в процентах от стоимости оборудования. Эти нормативы дифференцируются по типам машин и в зависимости от коэффициента использования по времени в течение года.

К расходам на материалы, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы относятся затраты на смазочные и обтирочные материалы, инструмент, приспособления, такелаж, производственный и прочий инвентарь, стоимость единицы которых не превышает 100 гр. (неза­висимо от срока службы) или срок службы которых менее 1 года (не­зависимо от стоимости единицы).

Амортизационные отчисления рассчитываются по всем основным производственным фондам, с помощью которых осуществляется процесс переработки грузов, за исключением переведенных на кон­сервацию. Для определения размера амортизационных отчислений основные производственные фонды, участвующие в перегрузочном процессе, группируются по группам, предусмотренным Законом.

Административно-управленческие расходы, или расходы по со­держанию аппарата управления, включают заработную плату работников управления порта с отчислениями на социальное страхование, командировочные расходы этих работников, расходы на содержание легкового автомобильного транспорта и помещений управления, канцелярские расходы и ряд других. Основная часть этих расходов — заработная плата работников управления порта — рассчитывается в соответствии со штатным расписанием.

Общеэксплуатационные расходы включают самые разнообразные виды расходов, которые не могут быть отнесены на тот или иной вид деятельности порта: расходы по подготовке кадров, не списочный фонд заработной платы с отчислениями на социальное страхование. Кроме того, расходы по пропаганде техники безо­пасности и охране труда, по медико-санитарным мероприятиям, проценты банку по ссудам, централизованные расходы (оплата научно-исследовательских работ, выполняемых по договорам, отчис­ления в фонд министерства) и др.

Статья «Прочие расходы», как и две предыдущие, является комплексной и включает: расходы на перевозку грузов, материалов, инвентаря автотранспортом, расходы по подаче и уборке вагонов. А также по оплате работ, выполненных служебно-вспомогательным портовым и арендованным флотом для грузовых работ, по охране труда, технике безопасности, и производственной санитарии, по аренде складов и плавсредств для хранения и переработки грузов и т. п.

Калькуляционной единицей себестоимости погрузочно-разгрузочных работ является физическая тонна груза. Калькулируется также себестоимость одной тонно-операции.

В морских портах рассчитывается как средняя себестоимость 1 т обезличенного груза, так и себестоимость переработки 1 т конкрет­ного груза.

Себестоимость переработки 1 физической тонны груза определяется отношением суммы расходов порта на погрузочно-разг­рузочные работы к объему перевалочного грузооборота.

Анализ себестоимости погрузочно-разгрузочных работ служит базой для разработки мероприятий по сокращению расходов на переработку грузов и улучшению использования резервов перегру­зочного процесса.

Из большого числа факторов, под воздействием которых скла­дывается уровень себестоимости погрузочно-разгрузочных работ в морских портах, при разработке плана организационно-техничес­ких мероприятий по ее снижению следует выделить основные, ока­зывающие решающее влияние на величину себестоимости.

· объем перевалочного грузооборота порта;

· типы перегру­зочных машин и механизмов и уровень их использования;

· внедре­ние прогрессивных методов перевозки и переработки грузов, пере­довых методов организации труда;

· широкое использование и развер­тывание социалистического соревнования; осуществление строжай­шего режима экономии трудовых и материальных ресурсов.

Перечисленные факторы находятся в органическом единстве и должны рассматриваться во взаимосвязи.

Рост объема грузовых работ создает предпосылки для улучшения использования машин и механизмов по времени и увеличения производительности их работы. Последнее способствует снижению себестоимости, так как основная часть рас­ходов по эксплуатации машин, исключая расходы на топливо и электроэнергию, возрастает в меньших размерах, чем количество машино-часов работы, т. е. величина этих расходов на час работы машин уменьшается. Увеличение объема грузовых работ особенно важно при специализированном оборудовании, которое не может быть использовано при перевалке других грузов.

Для улучшения использования перегрузочных машин и механизмов необходимо предусматривать продление межремонтного периода за счет строгого соблюдения графиков профилактических осмотров, своевременного выполнения мероприятий по техническому обслужи­ванию, повышения качества ремонтных работ.

Непосредственное влияние на уровень себестоимости грузо­вых работ оказывают типы и основные характеристики перегрузоч­ных машин, механизмов и установок и базирующиеся на них техно­логические схемы переработки грузов. Внедрение высокопроизво­дительных специализированных комплексов для переработки штуч­ных, лесных, навалочных и насыпных грузов, основанных на исполь­зовании новых типов перегрузочных машин (контейнерные перегру­жатели, автопогрузчики-контейнеровозы, вагоноопрокидыватели и т. п.), позволяет резко поднять уровень производительности труда и на этой основе обеспечить снижение себестоимости перевалки грузов.

Другие статьи

Калькуляция транспортных затрат на 1 тонну - образец РБ 2016

Калькуляция транспортных затрат на 1 тонну Приложения к документу: Какие документы есть еще: Что еще скачать по теме «Калькуляция»:
  • Каким должен быть правильно составленный трудовой договор
    Трудовой договор определяет взаимоотношения работодателя и сотрудника. От того, насколько досконально будут учтены условия взаимоотношения сторон, его заключивших, зависит соблюдение сторонами прав и обязательств, им предусмотренных.
  • Как грамотно составить договор займа
    Взятие денег в заем – явление, достаточно, характерное и распространенное для современного общества. Юридически правильным будет оформить кредитный заем с последующим возвратом средств документально. Для этого стороны составляют и подписывают договор займа.
  • Правила составления и заключения договора аренды
    Ни для кого не секрет, что юридически грамотный подход к составлению договора или контракта является гарантией успешности сделки, ее прозрачности и безопасности для контрагентов. Правоотношения в сфере найма не исключение.
  • Гарантия успешного получения товаров – правильно составленный договор поставки
    В процессе хозяйственной деятельности многих фирм наиболее часто используется договор поставки. Казалось бы, этот простой, по своей сути, документ должен быть абсолютно понятным и однозначным.

Новое за 04 октября 2016

  • Внесены корректировки в

    Договоры по тегам

    Советы работнику офиса

    Плохие привычки, которые способны стать хорошими

  • Почему вы не любите свою работу?

  • Расчет тарифов на перевозки и погрузочно-разгрузочные работы


    Главная | О нас | Обратная связь

    Расчет тарифов на перевозки и погрузочно-разгрузочные работы

    Основу методологии формирования тарифов на услуги водного транспорта составляет так называемый затратный метод, ориентированный на издержки производства. Суть его заключается в том, что к рассчитанной себестоимости единицы продукции (работ, услуг) добавляется заданный размер прибыли, а также косвенные налоги и неналоговые платежи, непосредственно увеличивающие цену:

    где S – себестоимость единицы товара, руб.;

    П – прибыль в расчете на единицу товара, руб.;

    Н – косвенные налоги и неналоговые платежи в цене на единицу товара, руб.

    Обоснование цены на услуги водного транспорта (тарифов на перевозки и погрузочно-разгрузочные работы) начинается с определения плановой себестоимости производства и реализации единицы продукции (работ, услуг) в соответствии с действующим Положением по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) – Сед .

    К примеру, себестоимость перевозок характеризует предельный размер эксплуатационных расходов, т.е. расходов, непосредственно связанных с перевозочным процессом, приходящихся на единицу перевозок. При этом имеет значение характер перевозимых грузов. Основные факторы, определяющие различие в себестоимости перевозки различных грузов, можно подразделить на две группы.

    К первой группе относятся факторы, связанные со свойствами самого груза, географией и условиями его производства и потребления, степенью его подготовленности к перемещению: соотношение массы и объема груза, количество груза, одновременно предъявляемое к перевозке в один адрес, форма и габаритные размеры грузовых мест, расстояние перевозки, необходимость предохранения груза от порчи и повреждения, потребность в специальном обслуживании (сопровождение грузов, обслуживание перевозок скоропортящихся грузов и т.п.).

    Вторая группа факторов обусловлена характеристиками транспортных средств, применяемых для перевозки грузов. К ним относятся грузоподъемность и вместимость транспортных средств, затраты на ремонт подвижного состава, срок его службы, степень специализации.

    Для калькуляции себестоимости перевозок важное значение имеет группировка эксплуатационных расходов по стадиям перевозочного процесса, экономическому содержанию (элементам затрат), способу включения затрат в себестоимость (прямые и косвенные).

    Особенностью формирования затрат на водном транспорте с учетом технологии перевозочного процесса является деление издержек по двум стадиям: по начально-конечным и движенческим операциям. Начально-конечные операции предполагают расходы на содержание подвижного состава во время стоянки в портах при выполнении технологических операций и погрузочно-разгрузочных работ, при выполнении маневровых работ на акватории порта и т.п.

    Движенческие операции определяют расходы по перемещению грузов: топливо и смазочные материалы, связь, содержание подвижного состава в пути следования и др. Эти расходы непосредственно зависят от дальности перевозки. При определении транспортных затрат перевозок на различное расстояние можно использовать следующую зависимость:

    где З – затраты по перевозке на расстояние d. руб.;

    a – затраты на начально-конечные операции в расчете на 1 т груза, руб.;

    b – затраты по передвижению в расчете на 1 т∙км, руб.;

    d – дальность перевозки, км.

    Из приведенной зависимости можно рассчитать себестоимость 1 т∙км перевозок:

    Из полученной формулы следует, что себестоимость транспортировки груза зависит от дальности перевозки: чем больше дальность, тем меньше себестоимость.

    Следующим этапом расчета является определение размера прибыли в цене товара (работ, услуг) с помощью обоснованной предприятием или установленной государственными органами нормы рентабельности. Прибыль в ценах (тарифах) планируется с учетом необходимости создания на предприятиях фондов потребления и накопления, уплаты налогов на недвижимость, на прибыль, местных.

    Расчет суммы прибыли в цене единицы продукции (работ, услуг), т.е. в тарифе на транспортные работы (услуги), когда применяется норма рентабельности по отношению к себестоимости, производится по формуле

    где П – сумма прибыли в тарифе, руб.;

    НР – норма рентабельности по отношению к себестоимости, %.

    При этом плановая прибыль от реализации продукции (работ, услуг) будет определяться потребностью предприятия в прибыли, действующим порядком ее распределения и складываться из ряда составляющих:

    – налога на недвижимость, рассчитываемого исходя из установленных ставок и стоимости производственных фондов, подлежащих налогообложению;

    – налога на прибыль, сумму которого можно определить следующим образом:

    где Нп – сумма налога на прибыль, руб.;

    Прасп – прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, руб.;

    Sн.п – ставка налога на прибыль (обычный размер 24 %), %;

    – прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

    В свою очередь, прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, должна включать средства:

    – на уплату процентов за ссуды, полученные на восполнение недостатка собственных оборотных средств и на приобретение основных средств и нематериальных активов;

    – создание фонда накопления (затраты на финансирование научно-иссле-довательских, опытно-конструкторских, проектных и технологических работ, создание и освоение новых технологических процессов и видов продукции, финансирование инвестиционных проектов и т.д. в соответствии с законодательством);

    – создание фонда потребления (премии, выплачиваемые за счет средств специального назначения и целевых поступлений, а также выплаты по системам премирования работников за высокие производственные показатели, вознаграждения по итогам работы за год, материальная помощь, оплата дополнительно предоставляемых по коллективному договору отпусков, надбавки к пенсиям и т.д.);

    – финансирование прироста собственных оборотных средств;

    – местные налоги и сборы, уплачиваемые за счет прибыли (транспортный сбор на обновление и восстановление городского и пригородного пассажирского транспорта, сбор на содержание и развитие инфраструктуры города и другие, общая сумма которых ограничена в настоящее время 5 % прибыли, остающейся в распоряжении предприятия);

    – дивиденды (для акционерных обществ).

    В цене продукции (работ, услуг) также отражаются налоги и неналоговые платежи (отчисления в целевые бюджетные фонды и в инновационный фонд), поскольку являются ее составляющими элементами.

    Налоговая система Республики Беларусь предполагает дифференцированный подход к включению налогов и неналоговых платежей в цену. Одна часть налогов – прямые, т.е. которыми облагается имущество предприятий и их доходы. Эти налоги и неналоговые платежи отражаются в таких элементах цены, как себестоимость и прибыль. Другая часть относится к косвенным налогам, которые выделяются как самостоятельные элементы цены, увеличивают ее размер. Эти налоги уплачиваются покупателем.

    Рассмотрим действующий в республике порядок формирования отпускной цены предприятия водного транспорта на фрахт плавсредств или перегрузочной техники, в свою очередь цена фрахта определит цену или тариф на услуги (работы), выполняемые с помощью плавсредств или перегрузочных устройств (значения величин условные) (таблицы 7–10).

    Таблица 7Калькуляция цены 1 ч фрахта буксира-толкача проект 730 мощностью

    Себестоимость погрузочно-разгрузочных работ: В общем виде себестоимость погрузочно-разгрузочных работ определяют

    Себестоимость погрузочно-разгрузочных работ


    В общем виде себестоимость погрузочно-разгрузочных работ определяют делением суммы расходов на эти работы на количество груза в физических тоннах, прошедшего через причальный фронт с одного вида транспорта на другой.
    В морских портах рассчитывают себестоимость перегрузочных работ по порту, переработки грузов по отдельным фузовым районам и переработки отдельных грузов.
    По способам расчета и сферам применения различают плановую, нормативную и фактическую себестоимость погрузочно-разгрузочных работ.
    Плановая себестоимость определяет размер затрат на выполнение планового объема
    погрузочно-разгрузочных работ в соответствии с установленной номенклатурой грузов. Плановую себестоимость переработки 1 т фуза рассчитывают делением расходов, установленных в плановой смете на определенный период, на планируемый на тот же период объем погрузочно-разгрузочных работ в физических тоннах.
    Плановую себестоимость устанавливают в среднем по порту и отдельным фузо- вым районам.
    Нормативную себестоимость на выполнение пофузочно-разфузочных работ рассчитывают по нормам расхода материалов и нормативам использования производственных фондов и трудовых ресурсов, действующих на начало планируемого периода. Нормативную себестоимость определяют в основном по переработке конкретных фузов. Она позволяет мобилизовать усилия коллектива портов на снижение затрат на пофу- зочно-разфузочные работы.
    Фактическая себестоимость пофузочно-разфузочных работ отражает действительные затраты трудовых и материальных ресурсов на переработку грузов.
    Удельный вес отдельных статей расходов на погрузочно-разгрузочные работы по ряду крупнейших портов по морскому флоту в целом приведены в таблице 18.2.


    В целом по портам Минморфлота

    Себестоимость погрузочно-разгрузочных работ

    Калькуляция погрузочно-разгрузочных работ образец

    Содержание материала

    Стоимость строительной продукции определяется большим количеством отдельных ее составляющих. Прямые затраты непосредственно связанные с производством строительно-монтажных работ включают три составляющие: основную заработную плату рабочих; расходы на эксплуатацию строительных машин и механизмов; стоимость материалов, изделий и конструкций. Стоимость материалов, изделий и конструкций, составляет порядка 60 - 70 % от стоимости прямых затрат. Удельный вес заработной платы в среднем составляет 10-15 %. Соответственно удельный вес эксплуатации строительных машин и механизмов 15-30 %.

    5.1 Сметная стоимость строительных материалов, изделий и конструкций

    Строительные материалы имеют разнообразный ассортимент и множество наименований, поэтому большое значение имеет классификация материальных ресурсов.

    Используемые в строительстве материальные ресурсы подразделяются на строительные материалы, конструкции, изделия и детали. С учетом производственного назначения каждый вид материалов делится на несколько групп. Внутри каждой группы материалы подразделяются на виды, марки, сорта, типоразмеры, которым присваивается определенный номенклатурный номер.

    По назначению различают:

    - материалы общего назначения (кирпич, цемент, бетон и др.);

    - материалы специального назначения (теплоизоляционные, и др.).

    По исходному сырью материалы подразделяются на:

    - природные каменные материалы (гравий, щебень и др.);

    - деревянные материалы и изделия (пиломатериалы, лес круглый, фанера и др.);

    - керамические материалы и изделия (кирпич, черепица и др.);

    - бетоны и растворы;

    - гидроизоляционные материалы (битум, рубероид и др.);

    - металлические материалы и изделия (трубы, гвозди, болты и др.);

    - лаки, краски и другие виды материалов.

    К конструкциям и деталям относятся готовые к установке железобетонные, металлические, деревянные конструкции; блоки и сборные части сооружений.

    В зависимости от роли материалов в процессе производства они подразделяются на основные, входящие в состав строительной продукции и образующие ее материальную основу (кирпич, цемент, пиломатериалы, щебень и др.), и вспомогательные, улучшающие производственный процесс, способствующие его выполнению (ветошь, пакля и др.).

    В зависимости от способа хранения материалы подразделяются на материалы складского (цемент, сухие смеси, отделочные материалы и т.п.) и открытого хранения (песок, гравий, щебень и др.).

    В зависимости от происхождения строительные материалы разделяют на местные и привозные. К местным относятся: железобетонные изделия, природные нерудные строительные материалы (щебень, гравий, песок, бутовый камень), искусственные строительные материалы (теннесит), асфальтобетонные смеси, глина, дерн, перегной, земля растительная, кирпич, камни керамические и силикатные, черепица глиняная, пористые заполнители, бетоны, растворы строительные, бетонные изделия, гипсовые и гипсобетонные изделия.

    Сметные цены определяют нормативный размер затрат на приобретение и доставку ресурсов до приобъектного склада строек. Они применяются при разработке ресурсно-сметных норм на строительные работы, сметных норм (расценок) на монтаж оборудования, прейскурантов на строительство зданий и сооружений, укрупненных сметных нормативов на конструкции и виды работ и других сметных нормативов, а также при составлении сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений.

    Сметная стоимость строительных материалов и конструкций (С см м ) состоит из пяти составляющих:

    С см м = Сотп + Тара + Над + Тр + Заг

    где Сотп - отпускная цена материала на заводе-изготовителе;

    Тара - расходы на тару, упаковку и реквизит;

    Над - надбавки снабженческо-сбытовых организаций;

    Тр - расходы по доставке материалов на приобъектный склад;

    Заг - заготовительно – складские расходы строительных организаций.

    Сметные цены в базисном уровне цен 1991 г. приведены в «Сборниках сметных цен на материалы, изделия и конструкции для условий строительства в Республике Беларусь», состоящих из 5-ти частей:

    Часть 1. Строительные материалы.

    Часть 2. Строительные конструкции и детали.

    Часть 3. Материалы и изделия для санитарно-технических работ.

    Часть 4. Местные строительные материалы.

    Часть 5. Материалы, изделия и конструкции для монтажных и специальных строительных работ.

    Сметная стоимость материалов в базисных ценах 1991 года также может определяться по каталогам-кодификаторам:

    Каталоги-кодификаторы типовых сборных бетонных и железобетонных конструкций и изделий:

    Том 1. Сборные бетонные и железобетонные конструкции и изделия для промышленного строительства, 1992 г.;

    Том 2. Сборные бетонные и железобетонные конструкции и изделия для гражданского строительства, 1992 г.;

    Том 3. Сборные бетонные и железобетонные конструкции и изделия для зданий в каркасе серии 1.020,1.30, 90, 90.3, 1992 г.;

    Том 4. Сборные бетонные и железобетонные конструкции и изделия для инженерных сетей и сооружений, 1992 г.

    Дополнение № 1. Сборные бетонные и железобетонные конструкции и изделия, 1994 г.

    Каталог-кодификатор типовых столярных изделий для строительства в Республике Беларусь, 1993 г.

    Отпускные цены на местные материалы принимаются по прейскурантам оптовых цен, введенным в действие с 01.01.1990 г.:

    Прейскурант 06-08 - «Оптовые цены на железобетонные изделия», утвержденный постановлением Госкомцен СССР от 29.03.1989 № 288;

    Прейскурант 06-12-03 – «Оптовые цены на продукцию нерудной и металлорудной промышленности», утвержденный постановлением Госплана БССР от 02.02.1989 № 45Ц;

    Прейскурант 06-13-03 – «Оптовые цены на кирпич, известь, вяжущие гипсовые и другие местные строительные материалы», утвержденный постановлением Госплана БССР от 18.01.1989 № 24Ц;

    Прейскурант 06-14-03 – «Оптовые цены на бетоны, растворы, бетонные детали и другие изделия для строительства», утвержденный постановлением Госплана БССР от 02.02.1989 № 45Ц.

    Расходы на тару, упаковку, реквизит обеспечивают сохранность материалов при транспортировке и хранении. Они устанавливаются в зависимости от вида материала.

    Тара (деревянная, металлическая, пластиковая), как правило, многоразового использования, подлежит возврату и переносит свою стоимость на стоимость строительных материалов по частям, согласно количеству оборотов.

    Упаковка (бумага, картон, полиэтилен) и реквизит (стяжки, скрутки, скобы, прокладки, болты) – одноразового использования, полностью включаются в сметную стоимость материала.

    Тару по назначению можно разделить на тару:

    - для хранения товарно-материальных ценностей в организации;

    - для доставки продукции от поставщика к потребителю и хранения в процессе такой доставки.

    Кроме этого, тара подразделяется по условию кратности использования:

    - тара однократного использования;

    - тара многократного использования (многооборотная), которую покупатель (получатель) обязан возвратить поставщику.

    К возвратной таре по условиям поставки и многократности использования для затаривания в нее товарно-материальных ценностей относятся:

    - деревянная тара (ящики, бочки, кадки и др.);

    - картонная тара (ящики из гофрированного и плоского склеенного картона и др.);

    - металлическая и пластмассовая тара (бочки, фляги, ящики, бидоны, корзины и др.);

    - стеклянная тара (бутылки, банки, бутыли и др.);

    - тара из тканей и нетканых материалов (мешки тканевые, упаковочные ткани, нетканые упаковочные полотна и др.).

    Сметные цены на тару, упаковку и реквизит в базисных ценах 1991 года по укрупненным группам строительных материалов приводятся в СНиП 4.04.-91 Сборник сметных цен на перевозку грузов для строительства.

    Сметные цены учитывают транспортные затраты по доставке материалов от завода изготовителя до приобъектного склада стройки. Для местных материалов эти затраты определены на основании транспортных схем по трем зонам: строительство в городах; строительство в сельских районах, строительство в г. Минске.

    Корректировка транспортных затрат на доставку местных материалов для конкретных городов и районов производится с учетом применения поправочных коэффициентов, приведенных в табл.Б.1 и Б.2 РДС 8.01.104-02 [7].

    По привозным материалам, изделиям и конструкциям в сметных ценах учтено расстояние до 30 км от станции назначения (портов, пристаней), открытых для грузовых операций, или баз (складов), через которые согласно проекту предусматривается поставка материалов до приобъектных складов стройки, по стальным конструкциям – 10 км. Порядок учета разницы в затратах при доставке привозных материалов на расстояния сверх указанных приводится в разделе 5 РДС 8.01.104-02.

    Заготовительно-складские расходы предусматривают средства на содержание приобъектных складов, включая содержание работников складского хозяйства; на содержание ведомственной и вневедомственной охраны склада, содержание агентов-экспедиторов; сборы за извещение о прибытии и взвешивании грузов; потери от недостач материалов в пути и на складах в пределах установленных норм естественной убыли и другие расходы, связанные с заготовительно-складской деятельностью. Нормы заготовительно-складских расходов определяются в сборниках сметных цен в размере 2 % для всех материалов, кроме металлоконструкций, для которых норма составляет 0,75 % от стоимости материалов на приобъектном складе.

    5.2 Калькуляция транспортных расходов

    Затраты по доставке местных строительных материалов, изделий и конструкций до приобъектных складов строительной площадки определяются на основе транспортных схем, установленных для промышленно-гражданского строительства (ПГС), строительства в сельских районах, в г. Минске и сметных цен на перевозку грузов для строительства.

    Если способ доставки отличается от установленной транспортной схемы, то расходы, связанные с доставкой строительных материалов на строительный объект, определяется путем составления по установленной форме калькуляции транспортных расходов.

    Калькуляция транспортных расходов составляется по форме 12 и 13 приложения Р к Методическим указаниям РДС 8.01.105-03 [1]. Форма калькуляции транспортных расходов состоит из двух частей: в первой приводятся исходные данные, во второй – непосредственно калькулируются транспортные расходы по отдельным операциям.

    Общая величина транспортных расходов включает:

    - затраты на погрузочно-разгрузочные операции при перевозке:

    - провозную плату за автомобильные, железнодорожные, речные перевозки;

    - оплату за подачу и уборку вагонов под погрузку и выгрузку в пунктах отправления и назначения.

    Калькуляция транспортных расходов составляется на 1 тонну груза по СНиП 4.04-91 Строительные нормы и правила. Сборник сметных цен на перевозки грузов для строительства Ч.1. Железнодорожные и автомобильные перевозки [3].

    Для расчета калькуляции собираются исходные данные:

    1) В соответствии с п.2.2 Положения о порядке формирования и применения цен и тарифов, утвержденного постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 22.04.1999 № 43 [30], субъекты хозяйствования формируют отпускные цены на произведенные ими товары, а также на товары, произведенные на давальческих условиях, с учетом или без учета расходов, связанных с их транспортировкой до пункта, обусловленного договором (условия франко).

    В строительстве в зависимости от метода включения транспортных расходов в оптовую цену различают следующие виды цен:

    - отпускная цена предприятия или франко-склад предприятия-поставщика. При этом товар передается покупателю в принадлежащем продавцу помещении (на складе предприятия). В строительном комплексе по этой цене отпускаются местные строительные материалы (сборные железобетонные конструкции и детали, бетоны, растворы, цемент, песок, щебень, кирпич, гипс и другие);

    - франко-вагон станция (пристань) отправления. В данном случае в отпускную цену товара включаются расходы, связанные с доставкой материалов до станции, погрузкой их в вагоны;

    - франко-вагон станция (пристань) назначения. Расходы по доставке от склада поставщика до склада покупателя в данном случае оплачиваются поставщиком и включаются в стоимость материалов;

    - франко-приобъектный склад – это планово - расчетная цена, составляемая на основе калькуляции и включающая отпускную цену предприятия, затраты на тару и реквизит (если они не включены в отпускную цену), расходы по грузовым перевозкам, затраты на подачу железнодорожных вагонов, расходы на погрузо-разгрузочные работы, наценки снабженческих и сбытовых организаций, заготовительно-складские расходы.

    В зависимости от вида отпускной цены поставщика меняется количество транспортных операций, учитываемых в калькуляции.

    Калькуляция транспортных расходов составляется исходя из условий франко-склад предприятия-поставщика по транспортной схеме: Завод изготовитель - автомобильная перевозка- станция отправления - железнодорожная перевозка-станция назначения - автомобильная перевозка - приобъектный склад.

    При одногородних перевозках транспортная схема упрощается: Завод изготовитель - автомобильная перевозка- приобъектный склад.

    2) Удельный вес поставки указывается в процентах от общего количества.

    3) Тарифы на железнодорожные перевозки предусматривают затраты на транспортирование грузов для строительства по путям общего пользования. Основная масса строительных материалов перевозится повагонно. Контейнерные перевозки применяются, как правило, при перевозке штучных изделий, полимеров, санитарно - технических приборов. Провозная плата за перевозку грузов железнодорожным транспортом определяется исходя из нормы загрузки подвижного состава и расстояний перевозки. Чем меньше норма загрузки вагона и чем больше расстояние, тем выше тариф на перевозку 1 т груза. Весовая норма загрузки вагонов при железнодорожных перевозках определяется по таблице из раздела 4 «Сметные цены на перевозки грузов железнодорожным транспортом» (стр. 139 [3]). При перевозке отсутствующих в таблице [3] материалов, изделий и конструкций она принимается по данным, установленным для аналогичных материалов. На вновь выпускаемые строительные материалы разрешается учитывать транспортные расходы по фактическим условиям загрузки подвижного состава, согласованным с отделением железной дороги.

    Стоимость железнодорожных перевозок (тариф) определяется по таблице «Провозная плата за перевозку грузов в обыкновенных вагонах (крытые, платформы, полувагоны) общего парка МПС СССР, кроме стальных строительных конструкций по группам прейскуранта № 01-22, конструкций из алюминиевых сплавов, железобетонных изделий и конструкций, навалочных грузов» раздела 4 (стр. 166 [3]). Для стальных строительных конструкций, железобетонных изделий и конструкций, навалочных грузов в СНиП 4.04-91 предусмотрены отдельные таблицы, с указанием транспортных тарифов при перевозке железнодорожным транспортом.

    Расстояние между станцией отправления и станцией назначения определяется по таблице «Кратчайшие тарифные расстояния» раздела 5 «Кратчайшие тарифные расстояния между основными станциями железных дорог СССР» [3] с добавлением (вычитанием) расстояний от станции отправления до ближайшей основной станции, поименованной в таблицах кратчайших расстояний и от конечной основной станции до станции назначения (стр. 175 [3]).

    К стоимостным показателям, приведенным в разделе 4, а также в случаях использования при расчете платы за перевозку грузов цен прейскуранта № 10-01 издания 1989г. следует применять коэффициент 1,15, утвержденный постановлением Госкомцен СССР от 01.06.1990 № 411 (п.16, стр. 138 [3]).

    4) Сметные цены на перевозку грузов автомобильным транспортом, устанавливаются в зависимости от класса груза и расстояния перевозки. При перевозке строительных грузов автомобильным транспортом все материалы делятся на четыре класса. Чем легче материал, тем выше класс груза, тем дороже оценивается перевозка 1 т груза. Класс груза при автомобильных перевозках принимается по приложению 1 раздела 3А «Сметные цены на перевозку грузов автомобильным транспортом» [3]; общий тариф принимается согласно данных таблицы «Перевозка строительных грузов» (стр. 60 [3]). При этом отдельно определяются тарифы на перевозку строительных грузов (кроме массовых навалочных, перевозимых автомобилями-самосвалами), перевозку грузов автомобилями-самосвалами, работающих вне карьеров и перевозку грузов автомобилями-самосвалами из карьеров.

    Надбавки при перевозке грузов автомобильным транспортом бывают двух видов:

    - за использование специализированного транспорта;

    - за перевозку крупногабаритных грузов.

    Надбавки при автомобильных перевозках принимаются согласно указаниям раздела 3А «Сметные цены на перевозку грузов автомобильным транспортом» [3]. За использование специализированного транспорта надбавки принимаются по таблице (стр. 34 [3]).

    За перевозку крупногабаритных грузов (бетонные, железобетонные, стальные, деревянные и т.п. конструкции) провозная плата взимается с надбавками, приведенными в таблице 2 (стр. 40 [3] аналогично Эстонской ССР). Данные надбавки учитывают повышение платы за перевозку грузов специализированным подвижным составом.

    К провозной плате за перевозку грузов автомобильным транспортом следует применять коэффициент 1.03, утвержденный постановлением Госкомцен СССР от 01.06.1990 № 411 (п.19, раздел 3А, стр. 42 [3]).

    5) Сметные цены на погрузочно-разгрузочные работы предусматривают нормативный размер затрат, связанный с выполнением этих работ, включая подноску, сортировку и штабелировку материалов. Сметные цены устанавливаются по основным группам материалов отдельно для железнодорожных, автомобильных и водных перевозок. Стоимость погрузочно-разгрузочных работ определяется по таблице раздела 1 «Сметные цены на погрузочно-разгрузочные работы при железнодорожных и автомобильных перевозках» (стр. 8 [3]). Стоимость погрузочных работ на складе завода-изготовителя учтена в оптовых ценах на материалы, изделия и конструкции (за исключением случаев, оговоренных в соответствующих прейскурантах оптовых цен), а разгрузочных работ на приобъектном складе – в единичных расценках (п. 1 стр. 3 [3]).

    6) Стоимость подачи вагонов на станциях отправления и назначения принимается согласно п.6 общих указания раздела 4 «Сметные цены на перевозки грузов железнодорожным транспортом» (стр. 136 [3]).

    Стоимость подачи и уборки вагонов на подъездные пути необщего пользования, принадлежащие железным дорогам и подрядным организациям (их предприятиям) на станциях отправления, учитывается для тех материалов, оптовые цены на которые установлены: франко-карьер и франко-транспортные средства (за исключением случаев, оговоренных в соответствующих прейскурантах оптовых цен) в размере 0,55 руб. за 1 т.

    Стоимость подачи и уборки вагонов на подъездные пути необщего пользования, принадлежащие железным дорогам и подрядным организациям (их предприятиям) на станциях назначения учитывается в размере 0,7 руб. за 1 т.

    7) Поясной коэффициент для корректировки провозной платы за перевозку грузов автомобильным транспортом в Республике Беларусь равен 1.

    Пример составления калькуляции транспортных расходов

    Рис. 5.1 Схема организации перевозок строительных материалов

    _________ Жилой дом_ ________

    транспортных расходов на 1 т сборных железобетонных колонн прямоугольных длиной 10 м

    (вид материалов и изделий)

    Составлена в ценах _ 1991 _ г.

    1. Вид отпускной цены Франко-транспортное средство на заводе изготовителе

    2. Наименование поставщиков и удельный вес поставки, % _ 100 % _

    3. Виды транспорта _ автомобильный, железнодорожный

    4. Железнодорожные перевозки:

    1) Вид отправки повагонная

    2) Тариф (общий, исключительный) Общий 2,07

    3) Скидки, надбавки 15 %

    4) Тарифная схема

    5) Норма загрузки вагонов 55 т

    6) Количество одновременно подаваемых вагонов под погрузку и выгрузку 2

    5. Речные перевозки:

    1) Вид груза и отправки

    2) Тариф (общий, исключительный)

    3) Повышение тарифа

    4) Тарифная схема

    6. Автомобильные перевозки:

    1) Класс груза 1

    3) Надбавки 3 % 30 % (надбавка за крупногабаритность груза)

    4) Поясной коэффициент 1

    5.3 Калькуляция стоимости материалов, изделий и конструкций

    Калькуляция сметной стоимости материалов изделий и конструкций составляется по форме 12, приведенной в приложении 11 к РДС 8.01.101-2000 «Методические указания по определению стоимости строительства предприятий, зданий и сооружений и составлению сметной документации», выпуск 2 [2], утвержденному приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 29.12.2000 г. № 616.

    Форма применяется при определении сметной стоимости материалов, конструкций и изделий. Отпускные цены принимаются по прейскурантам оптовых цен, введенных в действие с 01.01.1990 г.

    Отпускные (оптовые) цены калькуляции стоимости материалов, конструкций и изделий принимаются из прейскурантов.

    Расчетной единицей для транспортных организаций является тонно-километр перевезенных грузов. Поскольку груз перевозится в соответствующей упаковке, для расчетов используется масса брутто. Чтобы получить вес брутто единицы измерения изделия или материала, масса нетто умножается на коэффициент для перехода от массы нетто к массе брутто. Вес нетто единицы измерения указывается в прейскурантах оптовых цен. Коэффициент перехода от массы нетто к массе брутто принимается по таблице «Сметные цены на тару, упаковку и реквизит» (раздел 2а, с. 9 [3]). Приведенные в таблице переходные коэффициенты от массы нетто к массе брутто, применяются для исчисления транспортных расходов при железнодорожных, автомобильных и тракторных перевозках материалов, изделий и конструкций. Исключение составляют сборные бетонные и железобетонные изделия и конструкции для которых переходный коэффициент применяется только при железнодорожных перевозках. При автомобильных перевозках сборных бетонных и железобетонных изделий и конструкций масса реквизита составляет менее 0,5 % от общей массы груза и поэтому переходный коэффициент не учитывается.

    При отсутствии в таблице «Сметные цены на тару, упаковку и реквизит» (раздел 2а, с. 9 [3]) прямых наименований перевозимых материалов стоимость принимается по аналогичным материалам.

    Для сборных изделий и конструкций из бетона и железобетона масса нетто и масса брутто указываются раздельно.

    В графе 7 калькуляции указывается сумма транспортных расходов на перевозку грузов, следом приводится номер калькуляции транспортных расходов. Для сборных изделий и конструкций из бетона и железобетона транспортные расходы при железнодорожных и автомобильных перевозках указываются раздельно.

    Наценки сбытовых и снабженческих организаций (графа 9) устанавливаются за посреднические услуги, осуществляемые этими организациями с целью снабжения строек материалами и конструкциями. Складские и транзитные наценки снабженческих и сбытовых организаций принимаются в размерах, установленных для снабженческих организаций.

    Транзитные наценки (за услуги по реализации) до 0,5 % от оптовой цены, складские (за доставку материалов и содержание складов) от 1,7 до 10 %. На местные материалы указанные наценки не начисляются.

    Стоимость тары и реквизита (графа 12) определяется по таблице «Сметные цены на тару, упаковку и реквизит» (раздел 2а, с. 9 [3]). Сметные цены учитывают затраты на тару и упаковку, предусмотренную государственными стандартами и техническими условиями.

    Стоимость тары учитывается в калькуляциях стоимости в тех случаях, когда при перевозках требуется затаривание, а оптовые цены утверждены без стоимости тары, в этом случае транспортные расходы определяются с учетом массы тары.

    Сметные цены на тару, упаковку и реквизит включают все виды затрат с учетом стоимости возврата на заводы баллонов для газов, контейнеров, поддонов и металлической тары, средств от реализации тары, упаковки и реквизита на месте, за исключением металлических турникетов. А также в необходимых случаях учитывают затраты на затаривание грузов и транспортно-заготовительные расходы.

    Для сборных бетонных и железобетонных конструкций стоимость реквизита состоит из двух слагаемых. Первое - стоимость реквизита при железнодорожных перевозках (определяется по указанной выше таблице). Второе - стоимость реквизита при автомобильных перевозках.

    Сметные цены на реквизит при перевозках автомашинами, кроме панелевозов и других видов специализированного транспорта, сборных бетонных и железобетонных изделий и конструкций, принимаются в размере 2,0 руб. за 1м 3 изделий и конструкций. При перевозке на панелевозах и других видах специализированного транспорта – 0,7 руб. за 1 м 3 (пункт 8 общих указаний раздела 2а на с. 9 [3]).

    К сметным ценам на тару, упаковку, реквизит следует принимать коэффициент в размере 1,17 в соответствии с постановлением Госкомцен СССР от 01.06.1990г. № 411.

    Заготовительно-складские расходы исчисляются в процентах от стоимости материалов и конструкций франко - приобъектный склад в следующих размерах: по строительным, санитарно-техническим, электромонтажным материалам – 2 %; оборудованию - 1,2 %; на металлоконструкции - 0,75 %.

    5.4 Сметная заработная плата рабочих

    В составе прямых затрат к статье «Основная заработная плата рабочих» относится сдельная и премиальная оплата труда рабочих, занятых на строительно-монтажных работах. Сметные затраты на основную заработную плату в составе сметной стоимости составляют в базисных ценах 1991 года от 10 до 15 %.

    Нормативной основой для определения заработной платы являются сметные нормы затрат труда, необходимые для выполнения единицы работ определенного вида или конструктивного элемента, приведенные в чел.-ч. Эти затраты определяются на основе технологических карт.

    Сметные нормы затрат труда и заработной платы разработаны исходя из нормальных условий производства работ при строительстве новых объектов на свободных площадках.

    Если проектом организации строительства предусмотрено производство строительных работ в эксплуатируемых зданиях и сооружениях, стесненные или вредные условия труда и другие усложненные условия при реконструкции, техническом перевооружении и расширении действующих предприятий и объектов, разрабатываются соответствующие сметные нормы (на разборку, демонтаж и смену конструкций и т.п.) или к сметным нормам затрат труда, заработной плате применяются коэффициенты, в размере и порядке, установленном в РДС 8.01.104-02 [7].

    Стесненные условия характеризуются наличием трех из указанных ниже факторов:

    - интенсивного движения городского транспорта и пешеходов в непосредственной близости от места работ, обуславливающих необходимость строительства короткими захватками с полным завершением всех работ по захватке, включая восстановление разрушенных покрытий и посадку зелени;

    - разветвленной сети существующих подземных коммуникаций, подлежащих подвеске или перекладке, выполняемой в основной период строительства;

    - наличии жилых и производственных зданий, а также сохраняемых зеленых насаждений в непосредственной близости от места производства работ;

    - стесненных условий складирования материалов при невозможности их складирования на строительной площадке для нормального обеспечения материалами рабочих мест.

    Применение коэффициентов при составлении сметной документации должно быть обосновано в проектах организации строительства.

    При наличии коэффициентов в технической части конкретного сборника, учитывающих аналогичные условия производства работ, необходимо пользоваться последними. Коэффициенты к нормам по технической части конкретного сборника, учитывающие отличные от приведенных условия, применяются одновременно.

    В целом, в Ресурсно-сметных нормах средний разряд рабочих составляет 3,5. Этому разряду соответствует основная заработная плата в базисных ценах 1991г. в размере 1,77 руб. за чел.-час.

    5.5 Сметные цены на эксплуатацию строительных машин и механизмов

    Сметная стоимость эксплуатации строительных машин и механизмов в базисных ценах 1991 г. исчисляется исходя из времени, необходимого для выполнения единицы объема строительных работ и сметной цены 1 машино-часа работы машины.

    Затраты, учитываемые в сметной стоимости машино-часа, подразделяются на три группы: единовременные, постоянные (годовые) и переменные эксплуатационные затраты.

    К единовременным затратам относятся расходы на доставку машин на строительную площадку, их монтаж, демонтаж и перестановку в пределах площадки; ремонт, устройство и разборку вспомогательных временных сооружений, используемых для установки строительных машин и механизмов.

    Постоянные затраты состоят из амортизационных отчислений на полное восстановление строительных машин, которые определяются с учетом:

    - годовых режимов работы машины;

    - оптовых цен на машины, введенных в действие с 01.01.1991 г.;

    - затрат на доставку машин с заводов-изготовителей на базы механизации;

    - норм амортизационных отчислений на полное восстановление, введенных в действие с 01.01.1991 г.

    К переменным эксплуатационным затратам относится заработная плата рабочих, занятых управлением и обслуживанием машин и механизмов, стоимость электроэнергии, ГСМ, топлива, оснастки, замены рабочего оборудования, затраты на текущий ремонт и техобслуживание.

    В ресурсно-сметные нормы затраты на эксплуатацию строительных машин и механизмов включены на основании данных по расходам времени работы машин и механизмов на выполнении отдельных работ, определенных в технологических картах. Стоимость машино-часа работы машин и механизмов приведена в сборнике сметных цен эксплуатации строительных машин. Сборники сметных цен разработан на основании СНиП 4.03-91 «Сборник сметных норм для определения сметной стоимости эксплуатации строительных машин» [6].

    В соответствии со Сборником норм для определения сметной стоимости эксплуатации строительных машин для условий строительстве в Республике Беларусь (СНиП 4.03-91) [14] затраты на перебазировку строительных машин на площадку могут включаться в стоимость машино-часа или не включаться в нее. В этом случае данные затраты включаются в главу IX сводного сметного расчета исходя из методики расчета, приведенной в общей части СНиП 4.03-91.

    5.6 Накладные расходы

    Накладные расходы – это сумма средств, предусмотренных для возмещения затрат строительных и монтажных организаций, связанных с созданием общих условий строительного производства, его организацией, управлением и обслуживанием. Накладные расходы включают расходы на содержание, эксплуатацию и текущий ремонт зданий и сооружений, оборудования, отчисления на социальное страхование и другие обязательные платежи, содержание и заработную плату административно-управленческого персонала, реализацию продукции, непроизводственные расходы. Накладные расходы относятся на себестоимость продукции не прямо, а косвенно, пропорционально каким-либо составляющим прямых затрат (сумме зарплаты рабочих, сумме прямых затрат, стоимости и количеству сырья и материалов и т.д.). С 1993 года в Республике Беларусь нормы накладных расходов устанавливаются в процентах к сумме сметных величин основной заработной платы рабочих и затрат на эксплуатацию строительных машин, учтенных в составе прямых затрат.

    До 1993 года накладные расходы нормировались в процентах от суммы прямых затрат. В настоящее время в Российской Федерации накладные расходы в строительстве устанавливаются к сумме сметных величин основной заработной платы рабочих и зарплате, учтенной в затратах на эксплуатацию строительных машин.

    5.6.1 Нормы накладных расходов

    Нормы накладных расходов и плановых накоплений для строительно-монтажных организаций, выполняющих строительные, монтажные и специальные строительные работы подрядным способом утверждены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.07.2001 № 997 (табл. 5.1) [28].

    Нормы накладных расходов и плановых накоплений для строительно-монтажных организаций, выполняющих строительные, монтажные, специальные и ремонтно-строительные работы подрядным способом

    1. К нормам накладных расходов на внутренние санитарно-технические работы, выполняемые в зонах строительства в сельских районах, применяется коэффициент 1,15. Этот коэффициент применяется при новом строительстве и при ремонте объектов, расположенных в сельских зонах.

    2. При реконструкции и техническом переоснащении действующих предприятий к нормам накладных расходов на строительные, монтажные и специальные строительные работы применяется коэффициент 1,1.

    3. На работы по транспортировке грунта и мусора накладные расходы и плановые накопления начисляются на заработную плату, составляющую 20 % от этих затрат, а на эксплуатацию грузопассажирских подъемников - на заработную плату, составляющую 30 % от этих затрат.

    Нормы учитывают разницу в затратах при организации и управлении выполнения отдельных видов:

    - монтажных и специализированных работ;

    - производство работ в сельской местности;

    - монтажа сборных железобетонных конструкций каркасных зданий;

    - монтажа несущих металлоконструкций;

    При составлении сметных расчетов на ремонт объектов общеотраслевого назначения с использованием ресурсно-сметных норм на строительные конструкции и работы накладные расходы и плановые накопления принимаются по предельным нормам, утвержденным для ремонтно-строительных работ.

    Нормы накладных расходов и плановых накоплений на строительные работы для крупнопанельного домостроения разработаны исходя из структуры выполняемых работ и технологии, предусмотренной типовой проектно-сметной документацией.

    В последнее время строительство многоэтажных жилых домов из конструкций крупнопанельного домостроения (КПД) осуществляется не только домостроительными комбинатами, но и другими общестроительными организациями, а домостроительными комбинатами возводятся одноэтажные жилые дома из конструкций КПД. Поэтому нормы накладных расходов и плановых накоплений на строительные работы в крупнопанельном домостроении при выполнении их домостроительными комбинатами, независимо от этажности, применяются:

    - на строительные работы по подземной части дома до отметки + 0,00 - для общестроительных работ;

    - на строительные работы по надземной части дома выше отметки + 0,00, за исключением работ, выполняемых в построечных условиях вместо полной заводской готовности (то есть работ, которые типовой документацией были предусмотрены как надбавки к сборным железобетонным конструкциям), - для строительных работ в крупнопанельном домостроении;

    - на строительные работы, выполняемые в построечных условиях вместо полной заводской готовности (заполнение оконных проемов, установка дверных блоков в сантехкабинах, наружная отделка и др.), - для общестроительных работ.

    При строительстве жилых домов из конструкций КПД общестроительными организациями нормы накладных расходов и плановых накоплений принимаются:

    - на монтаж конструкций КПД - для строительных работ в крупнопанельном домостроении;

    - на все остальные строительные работы - для общестроительных работ.

    Предельные нормы установлены для применения строительно-монтажными организациями независимо от форм собственности, выполняющими строительные, монтажные и специальные строительные работы подрядным способом. На строительно-монтажные работы, выполняемые хозяйственным способом, к нормам накладных расходов применяется понижающий коэффициент 0,506.

    Предельные нормы накладных расходов устанавливаются для каждого вида строительства отдельно. Применение повышающих коэффициентов к накладным расходам и плановым накоплениям не допускается. Вместе с тем в определенные промежутки времени по объектам, источником финансирования строительства которых выступают бюджет и бюджетные фонды, органами государственного управления могут устанавливаться понижающие коэффициенты к нормам накладных расходов и плановых накоплений.

    Конституционный Суд считает, что термин «предельные нормы» следует рассматривать как наивысший размер, который не подлежит увеличению при заключении договоров, но который можно снижать. Поэтому действия органов власти, требующих установления понижающих коэффициентов к предельным нормам накладных расходов и плановых накоплений при заключении договоров являются правомерными. После заключения договоров установление таких коэффициентов может быть принято только по согласованию сторон.

    5.6.2 Структура накладных расходов, учтенных нормами накладных расходов

    Нормы накладных расходов, утверждаемые законодательно, учитывают четыре статьи расходов (табл. 5.2).

    Методические рекомендации по планированию и учету затрат на производство строительно-монтажных работ, утвержденные приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь № 3 от 11.01.2000 г. [58] устанавливают пять статей затрат накладных расходов.

    Следующий перечень затрат, включаемых в статью «Накладные расходы»:

    1. Административно-хозяйственные расходы.

    2. Расходы на обслуживание работников строительства.

    3. Расходы по организации работ на строительных площадках.

    4. Прочие накладные расходы.

    5. Затраты, не учитываемые в нормах накладных расходов, но относимые на накладные расходы, включающие:

    5.1. Налоги, сборы и другие платежи в бюджет и внебюджетные фонды, производимые в соответствии с установленным законодательством порядком и относимые на себестоимость работ (продукции, услуг).

    5.2. Отчисления в специальные отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды, производимые строительными организациями и относящиеся, в соответствии с действующим законодательством, на себестоимость работ (продукции, услуг).

    5.3. Затраты по назначенному возмещению утраченного заработка работникам (нетрудоспособным иждивенцам работника в случае его смерти) в результате увечья, профессионального заболевания либо иного повреждения здоровья, связанных с исполнением ими трудовых обязанностей, при осуществлении выплат в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством, в том числе и выплачиваемые субъектом хозяйствования как правопреемником в соответствии с законодательством. При этом не имеет значения, работает получатель у нанимателя – причинителя вреда, либо вообще прекратил трудовую деятельность.

    5.4. Отчисления в резерв на возведение временных (титульных) зданий и сооружений, производимых в размере средств, предусмотренных в договорной цене объекта строительства.

    5.5. Расходы, возмещаемые заказчиками сверх норм накладных расходов за счет прочих затрат, предусмотренных сметой, и других источников, относящихся к деятельности подрядчика:

    а) затраты по транспортировке работников к месту работы и обратно в направлениях, не обслуживаемых пассажирским транспортом общего пользования, включая маршруты городского пассажирского транспорта, организованные в соответствии с договорами, заключенными с транспортными предприятиями (сверх стоимости, оплачиваемой работникам предприятий по действующим тарифам на соответствующий вид транспорта);

    б) дополнительные затраты, связанные с осуществлением подрядных работ вахтовым методом, включая доставку работников от места нахождения организации или пункта сбора до места работы и обратно и от места проживания в вахтовом поселке до места работы и обратно, а также не компенсируемые затраты на эксплуатацию и содержание вахтового поселка. Расходы по сооружению вахтового поселка осуществляются за счет средств, направляемых на капитальное строительство;

    в) предусмотренные законодательством Республики Беларусь затраты, связанные с набором работников, включая оплату выпускникам государственных учебных заведений, получивших направление на работу, профессионально-технических училищ и молодым специалистам, окончившим высшее или среднее специальное учебное заведение, проезда к месту работы, а также отпуска перед началом работы;

    г) дополнительные расходы, связанные с использованием на строительстве объектов студенческих отрядов, военно-строительных частей и других контингентов (производимые в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь);

    д) расходы на проведение специальных мероприятий по обеспечению нормальных условий труда (по борьбе с радиоактивностью и др.);

    ж) затраты, связанные с командированием рабочих для выполнения строительных, монтажных и специальных строительных работ в пределах установленных норм;

    з) текущие затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией основных средств природоохранного назначения (очистных сооружений, золоуловителей, фильтров и др. природоохранных объектов), очисткой сточных вод и другими видами текущих природоохранных затрат;

    и) затраты по перебазировке механизмов в части оплаты стоимости разрешений на проезд специального транспорта по автомобильным дорогам;

    к) другие расходы, возмещаемые заказчиками в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

    При формировании стоимости строительно-монтажных работ эти затраты учитываются в главе IX сводного сметного расчета, исходя из индивидуальных особенностей объекта строительства, отдельно оговариваются при заключении договоров строительного подряда и включаются в цену по индивидуальным расчетам так как не учитываются нормами накладных расходов.

    5.7 Плановые накопления

    Плановые накопления представляют собой сметную прибыль строительной организации. Они рассчитываются в базисных ценах 1991 г. в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.07.2001 г. № 997 [28] и приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь № 7 от 28.02.2002 г. [31] (табл. 5.3) к сумме сметных величин основной заработной платы и затрат на эксплуатацию строительных машин, учтенных в прямых затратах. Нормы плановых накоплений установлены для строительно-монтажных организаций, выполняющих строительные, монтажные и специальные строительные работы подрядным способом. В соответствии с письмом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь № 04-1-16/4429 от 05.11.2004г. [46] плановые накопления на работы, выполняемые хозяйственным способом, не начисляются.

    Структура плановых накоплений