Категория: Бланки/Образцы
Чиста 3 небесная лазурь. Теплей и ярче солнце стало. (А. Плещеев.)
Небесная (лазурь) — имя прилагательное.
Во-первых, оно обозначает признак предмета: лазурь (какая?) небесная. Начальная форма — небесный.
Во-вторых, имеет постоянный морфологический признак — относительное.
Здесь употреблено в именительном падеже, в единственном числе, в женском роде — это его непостоянные признаки.
В-третьих, в предложении является определением.
Письменный разборНебесная (лазурь) — прилаг.Какой план — сложный или простой — представляет собой порядок разбора имени прилагательного?
301. Разберите 2—3 прилагательных письменно.302. Прочитайте. Определите стиль текста, укажите слова, имеющие переносное значение. Выпишите по пять слов, которые изменяются: 1) по числам и падежам, 2) по числам, падежам и родам. Сделайте морфологический разбор трёх прилагательных.
Январь — месяц больших м..лчаливых снегов. Прилетают они всегда вдруг. Вдруг ночью зашепчутся, зашепчутся деревья: что-то творится в лесу. К утру станет видно: пришла наст..ящая зима!
Лес ут..нул в др..мучих сугробах. Под х..лодным сводом неба, покорно склонив т..жёлые головы, застыли скорбные белые деревья.
Вместе со снегом налетели и набежали в лес диковинные, невиданные существа. Они ра(с, сс)елись по пням и сучкам, вскарабкались на ёлки и сосны — странные белые фигурки, неподвижные, незнакомые, но на что-то очень похожие.
На пеньке сидит не то белочка, не то зайчик. Сложил белые лапки на белое пузечко, молчит и смотрит на белый лес. На камне у реч(?)ки белая Алёнушка: скл..нила голову на плечо, подпёрла белой ладошкой белую щёч(?)ку.
А вот зверёк-оборотень. Сделай шаг в сторону, и обернётся зверёк простым суч(?)ком, запорошённым снегом.
Белые медведи и белые совы. Зайцы, куропатки, белочки. Сидят, лежат и висят. Полон лес диковинных птиц и зверей. Хочешь увидеть их — поторопись. А то дунет ветер — поминай как звали!
303. Спишите. Над прилагательными укажите их разряд по значению. К качественным прилагательным подберите синонимы. • Составьте с прилагательными любой группы три предложения.
Заячий след, заячий характер, заячий выводок; гусиное перо, гусиная кормушка, гусиная походка; волчья стая, волчий аппетит, волчье логово; лисья нора, лисья шуба, лисья хитрость.
304. Из второго абзаца рассказа А. П. Платонова «В прекрасном и яростном мире» (см. «Литература. 6 класс») выпишите все прилагательные. Разберите два качественных и два относительных прилагательных.
Конспект урока русского языка. 3 класс.
Тема урока: «Морфологический разбор имени существительного».
Цель. Формировать умение разбирать имя существительное как часть речи.
- Сегодня на уроке нас ждёт большая интересная работа. Откройте тетради, запишите число, классная работа.
-Работать будем по данному плану.
Составление алгоритма морфологического разбора имени существительного.
Самостоятельная дифференцированная работа.
II. Введение в тему.
- Вам предстоит самим открыть тему нашего урока.
- Для этого объединимся в группы.
- Но сначала повторим алгоритм работы в группах.
1.Работа в группах.
Алгоритм работы в группах.
Распределите данные слова по группам: собственные и нарицательные.
Запишите в тетрадь.
гора, свет, Луна, кот, Барсик, Памир
Распределите данные слова по группам: одушевлённые и неодушевлённы.
Запишите в тетрадь.
земля, Коля, камень, енот, диван, соловей
Определите род имён существительных и распределите слова по группам.
Запишите в тетрадь.
окно, крот, шкаф, карта, село, деревня
Определите число имён существительных и распределите слова по группам.
Запишите в тетрадь.
ухо, деревья, столы, корень, рак, стулья
Составьте из данных слов предложение, запишите и разберите его по членам.
Какими членами предложения они являются?
светит, в, яркая, Луна, небе
- Понравилось ли вам сегодня работать в группах?
- Как оцениваете своё участие в работе группы?
- Какие трудности возникли в процессе совместной работы?
-Чему научились, работая вместе?
4. Подведение итога работы в группах.
- Какой частью речи являются слова, над которыми вы работали в группах?
- Что такое имя существительное?
- Что вы повторили, выполняя задания в группах? (Признаки имён существительных и их роль в предложении).
III. Открытие темы. Постановка цели и задач урока.
- Мы уже много знаем с вами об имени существительном, давайте объединим эти знания в одно целое и дадим название теме нашего урока.
- Что мы делали с именами существительными? (Мы их разбирали: указывали признаки и роль в предложении).
- Попробуйте сформулировать тему урока.
- Правильно, тема нашего урока: «Разбор имени существительного как части речи».
- С какой целью мы изучаем эту тему? (Научиться разбирать имя существительное как часть речи).
- Какие задачи вы поставите перед собой, чтобы достичь этой цели?
- Чему вы должны научиться?
Составление алгоритма разбора имени существительного как части речи.
- Давайте составим алгоритм разбора имени существительного как части речи.
IV. Применение знаний и умений.
1.Работа в парах.
- Давайте вернёмся к составленному вами предложению:
В небе светит яркая Луна.
И разберём существительные как часть речи:
(Задание выполняется с взаимопроверкой в парах, у доски работают 2 ученика).
- Что мы сейчас учились делать?
2. Самостоятельная дифференцированная работа.
- Давайте поработаем самостоятельно.
- Вам на выбор предлагаются задания разного уровня сложности.
- Вспомните алгоритм работы с разноуровневыми заданиями.
Найди в предложении имя существительное и разбери его как часть речи.
Всё запорошило снегом.
Звёзды погасли на небосклоне.
Разбери существительное «звёзды» как часть речи.
Лена прочитала интересную сказку.
Разбери существительное «Лена» как часть речи по алгоритму.
Проверка по эталону.
- Какое задание выбрал? Почему?
- Что вызвало затруднение?
- Мог бы выполнить более задание другого уровня?
- Вспомните тему урока.
- Выполнили ли мы поставленные перед нами задачи?
- Достиг ли урок цели?
- Какую цель для себя ты ставил в начале урока?
- Достиг ли ты её?
- Какую бы цель ты поставил для себя на следующем уроке?
- Что на уроке показалось тебе интересным?
- Что вызвало затруднения?
- Над чем тебе ещё нужно поработать?
VII. Домашнее задание.
Запомнить порядок разбора имени существительного как части речи. Составить памятку.
Урок в 4 классе "Морфологический разбор имени существительного" с использованием мультимедийной презентации.
урок русского языка УМК Перспектива 3 класс "Морфологический разбор имени существительного"
1.План - конспект урока2. Технологическая карта урока3. Приложение.
Данный урок разработан по теме: "Творительный падеж имен существительных" 4 класс. К нему прилагается презентация, которая позволит обобщить сведения о творительном падеже, полученные на уроке.
Методические рекомендации к уроку русского языка по теме « Род имен существительных» по программе " Начальная школа 21 век". На этапе чистописания образец буквосочетаний и слов учитель.
Конспект урока русского языка "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе", 4 класс
Урок русского языка в 4 классе. УМК «ШКОЛА РОССИИ» Тема: Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе. Цель: организовать исследовательскую деятельнос.
конспект урока русского языка 3 класс Род имени существительного
Русский язык. Канакина. "Школа России". Урок изучения нового материала сопровождается презентацией. Технологическая карта урока по ФГОС. Самоанализ урока.
Учебник:« Русский язык» Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В.Пронина Издательство: ООО «БАЛАСС».
Цель: научить разбирать глагол как часть речи.
1. Организационный момент
– Здравствуйте уважаемые гости и дорогие ребята! Я приветствую вас на уроке русского языка. В начале урока мне хотелось бы узнать с каким настроением вы пришли сегодня в класс. На столах у вас находятся карточки с символами настроения. Выберите подходящую для вас и покажите.(показывают). Я рада, что у большинства ребят весёлое настроение.
2. Языковая разминка с элементами актуализации изученного
– Прочитайте слова: Р.КЕТА ПЛ.НЕТА КОСМ.С
– Какое задание вы можете выполнить? (Вставить пропущенные буквы, списать,подчеркнуть опасные места, поставить ударение)
Хоровое проговаривание, проверка у доски.
– Какие слова записали? (С непроверяемыми написаниями)
– Что означает слово Р.КЕТА? (Летательный аппарат, снаряд для фейерверков и сигнализации, боевой снаряд)
– Составьте предложения с данными словами. (Составляют устно)
– Запишите предложение под диктовку.
Яркая ракета осветила небо.
– Подчеркните опасные места. Проверим устно.
– Назовите имена существительные из предложения. (Ракета, небо)
– Разберём их как часть речи. (Комментируют с места)
– Найдите имена прилагательные. (Яркая) Разберём как часть речи. (Ученик работает у доски)
3. Создание проблемной ситуации, формулировка темы урока
– Какую часть речи ещё надо разобрать? (Глагол)
– Разберите. (Не умеем)
– Какая тема нашего урока? (Разбор глагола как части речи)
4. Совместное планирование учебной деятельности с записью плана на доске
– С чего начнём работу? (Вспомним, что такое глагол и на какие вопросы отвечает)
– Что ещё добавим? (Как определить время глагола)
– Что будем делать с глаголами? (Изменять по числам, определять род)
– А ещё познакомимся с алгоритмом разбора и образцом записи разбора глагола как части речи.
– Тема есть. Задачи поставлены.
– Прочитайте слова. Выпишите только глаголы.
Полёт лётчик летать самолёт улетает вылет летательный лётный вылетел полетит
– Докажите.
– Какой вывод можно сделать? (Глагол обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делает? что делал? что будет делать?)
– Среди этих глаголов есть особенный. Какой? (Летать)
– Почему? (Нельзя определить время и число)
– На какой вопрос отвечает? (Что делать?)
Вывод: глаголы неопределённой формы отвечают на вопросы что делать? и что сделать?
– Как по-другому называется неопределённая форма глагола? (Начальная форма, инфинитив)
Работа с карточкой.
Поставьте глаголы в неопределённой форме, выделите суффиксы. Проверка в парах. Проверка на компьютере. Оцените себя.
– Если у глагола летать нельзя определить время, то у оставшихся глаголов улетает. вылетел, полетит можно.
– Назовите глагол настоящего, прошедшего, будущего времени. Докажите.
– От глаголов неопределённой формы образуйте глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени
Пускать (устно)
Сигналить (письменно)
Вывод: глаголы изменяются по временам.
– На какой вопрос отвечает начальная форма глагола, когда образуются все три времени глагола? (Что делать?)
Определите число глаголов улетает. вылетел, полетит. (Единственное число)
– В каком числе ещё можно поставить глаголы? Поставьте устно.
Вывод: глаголы изменяются по числам.
– Что ещё можно определить у глагола? (Род)
– У всех глаголов? (Только в прошедшем времени)
– Какой вывод можно сделать? (Только глаголы прошедшего времени изменяются по родам)
Знакомство с алгоритмом разбора глагола по учебнику с 111.
– Прочитайте порядок разбора (Вслух). Посмотрите на доску и сравните, что мы знаем о глаголе.
– Запись одинаковая?
– Сможем ли мы указать все признаки глагола как части речи? (Да)
Вывод: значит мы можем работать по алгоритму разбора глагола как части речи.
– Какую ещё осталось задачу решить? (Как правильно оформить на письме)
– Смотрим образец записи в учебнике.
6. Развитие умения – применения нового знания
На доске запись.
Н.ступила ранн. в.сна.
Ласково светит ярк. со.нце.
Скор. з.пахнет душ.стыми поч.ками.
– Прочитайте предложения. Вставьте пропущенные буквы. Объясните. (по 1 ученику у доски)
– Найдите глаголы. Разберите как часть речи.(один глагол с комментированием – записывает учитель, другой – работает ученик у доски, третий – самостоятельно)
– Что поможет разобрать глагол как часть речи?
Вывод: знание алгоритма помогает разобрать глагол как часть речи.
Работа с учебником. Упр.381
– Что будем выполнять в упражнении?
– Подчеркните глаголы. Выберите два любых глагола и разберите как часть речи.
Проверка на компьютере.
– Выполнили ли мы задачи, которые поставили? (Да)
Вывод: мы научились разбирать глагол как часть речи.
– Оцените свою работу. Найдите карточку с символом настроения, подходящую для вас. Покажите.
9. Домашнее задание: стр.115 упр.1 (устно) упр. 6.
Глагол – это одна из самых важных частей речи русского языка, на изучение которой в школьной программе отводится огромное количество времени. И это понятно, ведь тема на самом деле достаточно объемная. При ее изучении детям объясняют, как определять форму, вид и значение конкретного слова в предложении, а также как разбирать глаголы как части речи. Курс русского языка предполагает знакомство с данным разделом после всех именных частей. И делается это совсем не случайно, ведь, в отличие от имен существительных, прилагательных и числительных, глагол имеет форму спряжения, а это значит, что морфологические признаки данной части речи в корне отличаются от других слов и словоформ.
Слово как часть речи: глаголОпределение глагола, поданное в школьных учебниках, звучит примерно так: это часть речи, которая отвечает на вопросы, обозначающие действие, и может выражаться в состоянии (болеть), свойстве (заикаться), признаке (темнеть) и в отношении (ревновать). Начальную форму глагола, которая отвечает на вопросы "что делать" и "что сделать", называют инфинитивом, или неопределенной формой, которая в предложении может выступать любым из его членов.
Например: понимать (подлежащее) – значит чувствовать; быть (сказуемое) дождю; друзья просили его спеть (дополнение); она пошла пройтись (обстоятельство).
Тему раздела, повествующего о том, как разбирать глаголы как части речи, дети начинают изучать уже в 4 классе, а в последующие годы возвращаются к ней неоднократно. Однако перед тем, как перейти непосредственно к анализу глагола ,следует изучить его признаки. Именно об этом и пойдет речь далее.
Постоянные признаки глаголаОдна из важных особенностей данной части речи заключается в том, что все слова, относящиеся к ней, могут иметь постоянные и не постоянные признаки, изучение которых обязательно для того, чтобы разобрать как часть речи глагол. К первым относятся:
Характеристика этих признаков заключена в их названии, и их также очень важно изучить до того, как разбирать глаголы как части речи. К ним относятся следующие факторы, которые влияют на словообразование:
Именно вышеуказанные особенности и следует указать в морфологическом разборе глагола, план которого выглядит так:
Для закрепления изученного материала (морфологические особенности и признаки глагола) школьной программой предусмотрены многочисленные разборы данной части речи по описанной выше схеме. При помощи такого приема детей учат систематизировать знания и правильно их применять, вновь и вновь повторяя при конкретном разборе все признаки той или иной части речи.
В качестве примера рассмотрим такую фразу: "На небе ярко светит солнце".
Не менее важной является тема: "Морфемный разбор слова". Что это означает и как разобрать слово по составу? Глагол, как и все слова, имеет основную часть, на базе которой и формируются другие формы. Именно эта часть без окончания, которое при обозначении заключается в прямоугольник, называется основой и является главной в определении лексического значения. При разборе она обозначается квадратной скобкой под словом.
Вслед за основой выделяют суффикс – морфему, которая участвует в формо- и словообразовании однокоренных слов. На письме обозначается углом с направленной вверх вершиной.
Для глаголов в изъявительном и условном наклонении прошедшего времени характерен нулевой суффикс или -л-. Например: читал – читал бы. нес – нес бы .
Неопределенная форма образуется при помощи суффиксов –ть- и –ти-, однако в школьной программе эти морфемы рассматриваются как окончания. Например: спала – спать и спасла – спасти .
Приставка – одна из значимых частей слова, которая стоит вначале и участвует в образовании новых словоформ. Схематически обозначается перевернутой буквой Г.
Корень – обязательная и основополагающая часть, в ней заключено лексическое значение и объединяющая для всех однокоренных слов составляющая. Нет ни одной самостоятельной лексической единицы, в которой не было бы этой морфемы, то время как без остальных элементов они вполне нормально используются. Корень на письме обозначают дугой.
Правила морфемного разбораВопрос о том, как разобрать глагол по составу, интересует многих школьников. Об этом можно много говорить, но лучше показать на практике. Но для начала следует отметить, что у инфинитива и у глаголов единственного числа мужского рода, употребленного в прошедшем времени и условном наклонении, нет окончания. Также у этих глаголов нет суффикса.
Морфемный разбор глаголов, как и других слов, проводят по такой схеме:
Для закрепления материала следует разобрать несколько слов по составу по такому примеру: страдает – начальная форма страдать. Это несовершенный вид глагола с окончанием -ет. которое указывает на настоящее время, третье лицо, единственное число. Основа слова -страда -, суффикс -а -. Однокоренные слова: страдает, страдание, страждущий. Корень – страд с возможной заменой буквы «д» на «ж». У этого слова нет приставки.
Укажите постоянные признаки разбираемого слова. Запишите слово в начальной форме (для этого поставьте прилагательное в форму мужского рода единственного числа). Отметьте постоянные признаки: разряд по значению (качественное, относительное или притяжательное)и степень сравнения (для качественных). Образуйте сравнительную и превосходную степень сравнения.
Укажите непостоянные признаки: род, число и падеж. Эти признаки совпадают с формой существительного, к которому относится прилагательное.
На последнем этапе разбора укажите синтаксическую функцию прилагательного. Чаще всего прилагательное в предложении выступает в качестве согласованного определения (если это полное прилагательное) или именной части составного именного сказуемого.
Пример морфологического разбора:
I. Длинный – имя прилагательное, так как обозначает признак предмета.
1.Начальная форма – длинный.
2. Постоянные признаки:
2)образует формы степеней сравнения; сравнительная степень – длиннее, более (менее) длинный; превосходная степень – длиннейший, самый длинный, длиннее всех.
2) Единственное число;
3) именительный падеж.
III. Имя прилагательное «длинный» согласуется с существительным «рубец», следовательно в предложении выполняет функцию согласованного определения.
Схема морфологического разбора:
I. Часть речи.
II. Морфологические признаки:
Начальная форма
Постоянные признаки:
1) разряд по значению;
2) Степень сравнения (для качественных прилагательных).
III. Синтаксическая функция. Длинный синий рубец на щеке и лбу тянулся по его почти бронзовому лицу. (Н. Гоголь)
Нам необходимо разобрать слово " проснулся ". как часть речи.
Во - первых, это глагол совершенного вида, потому что отвечает на вопрос " он что сделал? ".
Во - вторых, имеет мужской род.
В - третьи, имеет изъявительное наклонение, является переходным глаголом.
В - четвертых, даное слово имее прошедшее время и единственное число.
В - пятых, в предложении всегда является сказуемым.
Вот, пример предложения. Матвей проснулся в семь часов утра, он сладко потянулся и начал собираться в школу.
В школе рекомендуется придерживаться определенного плана для разбора любого слова как части речи. В частности, разбирая глаголы следует определить по пунктам:
Переходим к постоянным морфологическим признакам:
И последнее - в предложении глаголы чаще всего выступают в роли сказуемого.
Проснулся - что сделал? - это глагол. Является самостоятельной частью речи, обозначает действие.
Нач. форма - проснуться.
Постоян. призн. - 1-ое спряжение, имеет сов. вид, возвратный, неперех.,
непост. признаки - стоит в форме прош.времени, ед. числа, м.роде.
В предл. обычно является сказуемым. В данном случае определить сложно, так как нет предложения полностью.
в избранное ссылка отблагодарить
I. Слово ПРОСНУЛСЯ - это глагол (что сделал?), который обознач. действие предмета;
II. Нач. ф. - (что сделать?) проснуться;
A. Постоян. морфол. признаки:
Б. Непост. морфол. признаки:
III. В предложении - сказуемое (Он проснулся рано утром).
Слово проснулся отвечает на вопрос "Что сделал".
Итак, данное слово относится к части речи - глаголу.
Выполним морфологический разбор (разбор слова как часть речи) глагола проснулся:
Начальной формой сллва является глагол проснуться (что сделать?).
Проснулся - это глагол совершенного вида, возвратный и переходный.
Оно находится в прошедшем времени (суффикс прошедшего воемени -л-). В изъявительном наклонении, в единственном числе (во множественном числе было бы - проснулись), в третьем лице и мужского рода [он проснулся].
Слово проснулся в предложении выступает как сказуемое и подчеркивается двумя сплошными линиями.
в избранное ссылка отблагодарить
Для определения, к какой части речи относится данное слово, необходимо узнать, на какой вопрос оно отвечает. Проснулся, что сделал. это естественно глагол совершенного вида, возвратный, непереходный (от проснуться). Все это является постоянными морфологическими признаками. Что касается непостоянных. это то, что глагол находится в прошедшем времени, единственного числа, изъявительного наклонения, мужского рода. В предложении данный глагол всегда есть сказуемое .
в избранное ссылка отблагодарить
Разбор, называемый морфологическим (по-другому – разбор слова (лексемы) как части речи) всегда выполняется по единому шаблону. имеющему 3 ступени .
1-я ступень – называем часть речи и даём обоснование, к коему относятся указание:
2-я ступень – называем у разбираемой лексемы признаки морфологические:
3-я ступень – называем признаки синтаксические, а проще говоря, указываем роль разбираемой лексемы в предложении (словарные единицы интересующего Вас морфологического класса слов (части речи) могут быть всеми членами. но преимущественные роли местоимений личных – подлежащее. сказуемое. дополнение ).
Заполняя необходимыми данными последний пункт – пункт 3-й ступени, надо подчеркнуть разбираемое слово как член предложения, но раз у нас самого предложения нет, то и сделать это не представляется возможным, ибо данное местоимение может оказаться не только подлежащим. что наиболее вероятно, так как чаще встречается, но и сказуемым – бывает реже, но нельзя исключить и такую возможность.
Разбор морфологический выполняется, как я отметила выше, по определённому шаблону, план и образец которого указан на табличке, взятой мной из Интернета (на первой табличке – разряды местоимений по их значениям, ибо обычно определение этих разрядов – труднейшее дело для школьников).
Но я предпочитаю несколько иной шаблон (записываю всё, кроме словосочетания «начальная форма», полностью, без сокращений, так как сократить тем, у кого возникнет такое желание, будет нетрудно).
ответил 2015-02-17T01:28:02+03:00 1 год, 7 месяцев назад
1 Разбор глагола как части речи. урок русского языка, 3 класс, УМК ОС «Школа 2100» (автор Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева) Автор: учитель начальных классов Митрофанова Марина Владимировна МБОУ «Лицей 1» р.п. Чамзинка Республики Мордовия
2 Словарная работа. Запишите под диктовку, укажите часть речи. Сирень, свободный, сочинять, ягодный, мечта, длина, календарный, длинный, коричневый, стакан, помечтать. сущ. прилаг. глаг. прилаг. сущ. сущ. прилаг. прилаг. прилаг сущ. глаг.
3 Сообщение темы урока -Сегодня на уроке мы вспомним все признаки глагола, но будем располагать их на «полочках». Как вы думаете, что это за «полочки»? Порядок разбора слова как части речи. Запишите тему урока: Разбор глагола как части речи.
4 Ознакомление с порядком разбора 1. Прочитайте по учебнику порядок разбора на с. 126. Уточнение: если глагол в прошедшем времени и в ед. числе, можно определить род. 1. Задаю вопрос. 2.Устанавливаю, что это глагол. 3. Ставлю глагол в неопределённую форму. 4. Определяю признаки глагола: время, число, род (в прошедшем времени).
5 Ознакомление с порядком разбора 1. Анализ образца записи. Русалка плыла по реке голубой, озаряема полной луной. И старалась она доплеснуть до луны серебристую пену волны… (М.Лермонтов) Плыла – (что делала?), глаг. неопред.ф. плыть, прош.вр. ед.ч. ж.р. Доплеснуть – (что сделать?), глаг. в неопред. форме. - Почему при разборе глагола доплеснуть указана только неопределенная форма? Нельзя определить ни время, ни число.
6 Развитие учебно-языковых и речевых умений Упражнение 381. Развивается умение разбирать глагол как часть речи по образцу. Делали - (что делали?), глаг. неопред.ф. делать, прош.в. мн.ч. Положили – (что сделали?), глаг. неопред.ф. положить, прош.в. мн.ч. Рассказывал - (что делал?), глаг. неопред.ф. рассказывать, прош.в. ед.ч. м.р. Говорит – (что делает?), глаг. неопред.ф. говорить, наст.в. ед.ч.
7 Упражнение 382. Прочитайте тексты. Глаголы одеть и надеть похожи, но у них разное значение. Одеть можно кого-то, а надеть только что-то на себя или кого-нибудь. Поэтому правильно говорить так: Девочка одела куклу. Мама одевает малыша. Я надеваю пальто. Коля надевает варежки. Бабушка надевает шапочку на ребёнка. «Одеть», «надеть» … Два эти слова Мы путаем так бестолково! «Одеть», «надеть». Давай глядеть: Кого одеть и что надеть. (Н. Матвеева)
8 Упражнение 383. одевать – раздевать надевать - снимать Составьте и запишите предложения с этими глаголами в настоящем или прошедшем времени. Ксюша одевает младшую сестрёнку на прогулку. Мама раздевает малыша перед купанием. На праздник ученики надевали карнавальные костюмы. После праздника с елки снимали новогодние игрушки и украшения.
9 Итог урока -К-Кто сказал правильно? Миша сказал: -Н-Н одевай пальто – пойдём на коньках кататься. Серёжа сказал: -О-О девай пальто - пойдём на коньках кататься. -К-Кто сказал правильно? Исправьте речевую ошибку.
10 Список литературы Учебник Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Русский язык». Учебник 3-й класс – М. Баласс, 2012 Методические материалы Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова, М.А. Яковлева. Уроки русского языка в 3-м классе. Методические рекомендации для учителя. – М. Баласс, 2012 Дидактический материал Л.Ю. Комиссарова «Дидактический материал» к учебнику «Русский язык» для 3-го класса – М. Баласс, 2012 Исаева Н.А. «Рабочая тетрадь по русскому языку. 3 кл. к учебнику «Русский язык» для 3-го класса – М. Баласс, 2012