Руководства, Инструкции, Бланки

план работы над магистерской диссертацией образец img-1

план работы над магистерской диссертацией образец

Рейтинг: 4.3/5.0 (1917 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

План работы над магистерской диссертацией образец

6. Методика работы над магистерской диссертацией.

Всякое научное исследование – от творческого замысла до окончательного оформления научного труда – осуществляется весьма индивидуально. Но все же можно определить и некоторые общие методологические подходы к его проведению.

Изучать в научном смысле – это значит вести поисковые исследования, как бы заглядывая в будущее. Воображение, фантазия, мечта, опирающиеся на реальные достижения науки и техники, являются важнейшими факторами научного исследования. Но в то же время научное изучение – это обоснованное применение научного предвидения, это хорошо продуманный расчет.

Диссертация (от лат. – «dissertation» - рассуждение, исследование) – специальная форма научного произведения, имеющего квалификационный характер, подготовленная для публичной защиты и получения ученой степени.

Научное исследование обязывает не только добросовестно изображать или просто описывать, но и узнавать отношение изучаемого к тому, что известно или из опыта, или из предшествующего изучения, то есть определять и выражать качество неизвестного при помощи известного в тех случаях, в которых оно существует. Очевидно, что изучать что-либо возможно лишь тогда, когда нечто уже признается за исходное, несомненное.

Программа исследования обычно состоит из двух частей – методологической и процедурной.

В методологической части определяется

- предмет и объект исследования,

- дается характеристика целей, уточняются основные понятия, осуществляется предварительный анализ предмета исследования в целом,

- формулируются гипотезы и исследовательские задачи.

В процедурной части разрабатывается принципиальный план исследования, описываются методы и техника сбора данных, указываются способы анализа данных в соответствие с исследовательскими задачами и гипотезами.

Научно изучать – это не только смотреть, но и видеть, замечать важные частности, большое – в малом, не уклоняясь от намеченной главной линии исследования. При научном исследовании важно все. Концентрируя внимание на основных или ключевых вопросах темы, нельзя не учитывать так называемые косвенные факты, которые на первый взгляд кажутся малозначительными. Часто бывает, что именно такое факты скрывают за собой начала важных открытий.

В науке мало установить какой–либо новый научный факт, важно дать ему объяснение с позиций науки, показать познавательное, теоретическое или практическое значение.

Накопление научных фактов в процессе исследования – всегда творческий процесс, в основе которого всегда лежит замысел ученого. В философском определении идея представляет собой продукт человеческой мысли, форму отражения действительности. Идея отличается тем от других форм мышления и научного знания, что в ней не только отражен объект изучения, но и содержится сознание цели, перспективы познания и практического преобразования действительности.

Идеи рождаются из практики, наблюдений за окружающим миром и потребностей жизни. В основе идеи лежат реальные факты и события.

Развитие идеи до стадии решения задачи обычно совершается как плановый процесс научного исследования

Весь ход научного исследования можно представить в виде следующей логической схемы:

1.Обосновани актуальности выбранной темы.

2.Постановка цели и конкретных задач исследования.

3. Определение объекта и предмета исследования.

4.Выбор метода (методики) проведения исследования.

5.Описание процесса исследования.

6.Обсуждение результатов исследования.

7.Формулирование выводов и оценка полученных результатов.

Обоснование актуальности выбранной темы – начальный этап любого исследования. В применении к диссертации понятие «актуальность» имеет одну особенность. Диссертация является квалификационной работой, и то, как ее автор умеет выбрать тему и насколько правильно понимает ее и оценивает с точки зрения современности и социальной значимости, характеризует его научную зрелость и профессиональную подготовленность.

Освещение актуальности должно быть не многословным. Главное – показать суть проблемной ситуации, из чего и будет видна актуальность темы. Таким образом, формулировка проблемной ситуации – важнейшая часть введения. Имеет смысл остановиться на понятии «проблема».

Проблема всегда возникает тогда, когда старое знание обнаружило свою несостоятельность, а новое знание еще не приняло развитой формы. Проблема в науке – это противоречивая ситуация, требующая разрешения. Такая ситуация чаще всего возникает в результате открытия новых фактов, которые явно не укладываются в рамки прежних теорий, то есть когда ни одна из теорий не может объяснить вновь обнаруженные факты.

Правильная постановка и ясная формулировка новых проблем имеют важное значение. Они если не целиком, то в очень большой степени определяют стратегию исследований вообще и направление научного поиска в особенности.

Не случайно приято считать, что сформулировать научную проблему – значит показать умение отделить главное от второстепенного, выяснить то, что уже известно и что пока неизвестно науке о предмете исследования .

Таким образом, если магистранту удается показать, где проходит граница между знанием и незнанием о предмете исследования, то ему бывает нетрудно четко и однозначно определить научную проблему и сформулировать ее суть.

От доказательства актуальности выбранной темы логично перейти к формулировке цели предпринимаемого исследования, а также указать на конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствие с этой целью.

Далее формулируются объект и предмет исследования. Объект – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Предмет – это то, что находится в границах объекта. Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное.

Очень важным этапом является выбор методов исследования, которые служат инструментом в добывании фактов.

Описание процесса исследования – основная часть диссертационной работы, в которой освещаются методика и техника исследования.

Обсуждение результатов научного исследования ведется на заседаниях профилирующих кафедр, ученых советов, где дается предварительная оценка теоретической и практической ценности диссертационного исследования.

Заключительным этапом являются выводы, которые содержат то новое и существенное ради чего и предпринималась эта работа.

Использование методов научного познания.

Текст научной работы отличается от всякого другого прежде всего своей логичностью. Не зная законов и правил логики и не умея их применять, нельзя и помышлять о плодотворной научной деятельности. Иногда ими пользуются интуитивно, но надежнее, когда это делается сознательно и на научной основе. Знание законов логики упрощает анализ изучаемых явлений и фактов, придает исследователю уверенность в справедливости своих выводов, повышает убедительность в глазах оппонентов.

Для обеспечения последовательности и непротиворечивости изложения материала необходимо прежде всего продумать план работы. План отражает внутреннюю структуру работы. Основное требование – логичность плана, в основе которой лежит логическая операция деления понятия.

Прежде всего, деление должно быть соразмерным: содержание всех пунктов плана должно совпадать с содержанием, отражённом в формулировке темы. Деление должно происходить по одному основанию и таким образом, чтобы взаимосвязанные пункты плана обеспечивали раскрытие вопроса с точно определенными целями. Деление должно быть непрерывным, то есть нельзя допускать скачков а рассуждении, переходить от более общих пунктов сразу к самым мелким подпунктам, минуя промежуточные.

По ходу работы над диссертацией план многократно уточняется, конкретизируется.

Поскольку в научном тексте используются понятия и суждения, то именно эти смысловые единицы должны удовлетворять требованию определенности. Это требование находит свое выражение в законе тождества. согласно которому предмет мысли в пределах одного рассуждения должен оставаться неизменным. Этот закон требует, чтобы в ходе изложения все понятия и суждения носили однозначный характер, исключающий двусмысленность и неопределенность. Это требование кажется предельно простым, но отождествление различных понятий представляет одну из наиболее распространенных ошибок. В логике это называется подменой понятия. Суть этой ошибки заключается в том, что вместо одного понятия и под его видом употребляется другое понятие. Это может быть сделано как сознательно, так и неосознанно.

Требование непротиворечивости мышления выражает закон противоречия. согласно которому, не могут быть одновременно истинными два высказывания, одно из которых что-то утверждает, а другое - то же самое отрицает. Закон утверждает: «Неверно, что А и не-А одновременно истинны». Этот закон имеет большое значение в исследовательской работе, так как помогает обнаружить и устранить противоречия в объяснении фактов, вырабатывать критическое отношение к разного рода неточностям и непоследовательностям в сообщении научной информации.

Нельзя игнорировать и закон исключенного третьего. Который утверждает, что из двух противоречащих друг другу суждений одно необходимо истинно, другое – необходимо ложно. Этот закон требует от научного работника ясных, определенных ответов, указывая на невозможность найти нечто среднее между отрицанием чего-либо и утверждением того же. Третьего не дано – вот вывод из этого закона.

Требование доказательности научных выводов, обоснованности суждений выражает закон достаточного основания.

Важность эмпирического обоснования утверждений невозможно переоценить. Обусловлено это, прежде всего, тем, что конечным источником и критерием наших знаний выступает опыт. Познание начинается с живого чувственного созерцания, с того, что дано в непосредственном наблюдении. Чувственный опыт связывает человека с миром, теоретическое знание – только надстройка над эмпирическим базисом.

Вместе с тем опыт не является абсолютным, бесспорным гарантом неопровержимости знания. Он тоже может критиковаться, проверяться, пересматриваться.

Эмпирические данные могут использоваться в ходе аргументации в качестве примеров, иллюстраций и образцов.

Общие утверждения, научные законы, принципы и т.п. не могут быть обоснованы чисто эмпирически, путем ссылки только на опыт. Они требуют теоретического обоснования, опирающегося на рассуждение и отсылающего к другим принятым утверждениям.

Обосновывая утверждение путем выведения его из других принятых положений, мы не делаем это утверждение абсолютно достоверным и неопровержимым. Но мы в полной мере переносим на него ту степень достоверности, которая присуща положениям, принимаемым в качестве посылок

Можно сказать, что дедуктивное обоснование является лучшим из всех возможных способов обоснования, поскольку сообщает обосновываемому утверждению ту же твердость, какой обладают посылки, из которых оно выводится. Но вывести новые общие положения из утвердившихся истин удается не всегда.

Удельный вес дедуктивной аргументации в разных областях знания существенно различен. Очень широко она используется в математике, математической физике, а в истории или истории используется эпизодически. Аристотель писал, имея ввиду как раз сферу приложения дедуктивной аргументации: «Не следует требовать от оратора научных доказательств, точно так же как от математики не следует требовать эмоционального убеждения» [1;377]

В начале Нового времени Декарт утверждал, что математика, и в особенности геометрия, являются моделью образа действия в науке. Он полагал, что фундаментальным научным методом является дедуктивный метод геометрии. И представлял себе этот метод как строгое рассуждение она основе самоочевидных истин. Он думал, что предмет всех физических наук должен быть в принципе тот же, что и предмет геометрии.

Понятие дедукции является общеметодологическим. В логике ему соответствует понятие доказательства. Главное в научном исследовании – умение доказать свои суждения и опровергнуть (если потребуется) доводы оппонентов. Аргументирование. построенное на законах логики, помогает решить эти задачи. Аргументирование – это логический процесс, суть которого в том, что в нем обосновывается истинность нашего суждения с помощью других суждений, истинность которых уже доказана.

Для аргументации характерно:

- она всегда выражена в языке, то есть имеет форму произнесенных или написанных утверждений;

- она является целенаправленной деятельностью, то есть имеет задачей подтверждение или опровержение чьих-то убеждений;

- это социальная деятельность, поскольку направлена на другого человека или других людей, поэтому предполагает диалог и активную реакцию другой стороны на приводимые доводы;

- она предполагает способность рационально взвешивать аргументы, принимать их или оспаривать.

Что касается методики написания, правил оформления и порядка защиты диссертационной работы, то по всем этим вопросам надо обращаться к нормативным актам, стандартам и инструкциям, определяющим правила оформления научных работ [14].

Видео

Другие статьи

Методические указания по написанию магистерской диссертации Рекомендовано редакционно-издательским

Методические указания по написанию магистерской диссертации Рекомендовано редакционно-издательским

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «МИСиС»

744
Кафедра политической экономии

(магистерская программа 080501 «Общий и стратегический менеджмент»)

по написанию магистерской диссертации

доктор философских наук, профессор Т.А. Урсул


Л 54Менеджмент: Методические указания по написанию магистерской диссертации/ Авт.-сост. А.Ф. Лещинская, О.А.Груздева./ Под ред. А.Ф.Лещинской. –. М. МИСиС, 2009. ? 47 с.

Методические указания составлены в соответствии с действующим государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по подготовке магистров по направлению 080500 «Менеджмент» и включают в себя основные требования к содержанию, объему, структуре и оформлению магистерской диссертации. Приводится порядок защиты диссертационной работы и примерная тематика диссертационных работ.

Предназначены для студентов, обучающихся по направлению 080500 «Менеджмент» (в рамках магистерской программы 080501 «Общий и стратегический менеджмент»). Могут быть использованы магистрантами, обучающимися по другим направлениям, для планирования научно-исследовательской работы.


© Государственный технологический университет

«Московский институт стали и сплавов» (МИСиС), 2009


Приложение 6. Образец оформления содержания магистерской диссертации

В структуре современного российского высшего образования степень магистра следует за степенью бакалавра и может предшествовать степени кандидата наук. Эта степень отражает относительно высокий образовательный уровень выпускника высшей школы и свидетельствует о наличии у него умений и навыков, необходимых квалифицированному специалисту, прежде всего, начинающему научному работнику.

В соответствии с действующим государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по подготовке магистров по направлению 080500 «Менеджмент» (в рамках магистерской программы 080501 «Общий и стратегический менеджмент») магистерская диссертация должна представлять собой выпускную квалификационную законченную теоретическую и/или научно-исследовательскую работу. Диссертация является важнейшим итогом обучения студентов в магистратуре (второй уровень высшего профессионального образования). В случае успешной защиты магистерской диссертации выпускнику присуждается академическая степень (квалификация) – магистр менеджмента.

Написание и оформление магистерской диссертации позволяет студентам применить знания и умения, приобретенные ими за время обучения, для выполнения конкретной научно-исследовательской работы.

Как правило, темы магистерских диссертаций кафедра политэкономии подбирает с целью углубления знаний своих выпускников в тех областях, которые будут связаны либо с их последующей практической деятельностью по месту работы, либо с темой научной работы при последующем обучении в аспирантуре и подготовке кандидатской диссертации.

Написание и оформление работы должно соответствовать требованиям, изложенным в соответствующих разделах настоящего учебно-методического пособия.

1. ОБУЧЕНИЕ В МАГИСТРАТУРЕ (ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ)

В соответствии с действующим государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования подготовки магистров по направлению 080500 «Менеджмент» в рамках магистерской программы 080501 «Общий и стратегический менеджмент», студенты должны выполнять следующие виды профессиональной деятельности: научно-исследовательскую и педагогическую [1]. Срок обучения в магистратуре – 2 года (4 семестра).

Обучение в магистратуре проводится в соответствии с индивидуальным планом магистранта (прил. 1). Индивидуальный план является основным руководящим документом, который определяет содержание, объем, сроки обучения в магистратуре и формы аттестации. В нем же формулируется тема выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации).

Обучение в магистратуре ведется под руководством научного руководителя. который должен иметь ученую степень и (или) ученое звание, работать в вузе и вести научные исследования по тематике магистерской программы. Образовательная деятельность научного руководителя магистранта подкрепляется чтением лекций по основным или специальным курсам и изданием по ним учебников и/или учебных пособий, используемых в учебном процессе по соответствующей магистерской программе [1].

Подбор научных руководителей проводит кафедра политэкономии перед зачислением соискателя в магистратуру.

В случае выполнения магистерской диссертации на стыке научных направлений допускается назначение, помимо научного руководителя, одного или двух научных консультантов. Консультанты по различным вопросам могут быть как из числа работников кафедры или университета, так и из сторонних организаций, заинтересованных в решении поставленной в магистерской диссертации научно-исследовательской или прикладной задачи.

Один научный руководитель может руководить не более чем пятью магистрантами первого и второго лет обучения.

За время обучения в магистратуре предусмотрены практики:

  • научно-исследовательская – 13 недель (4 недели – II семестр, 9 недель – IV семестр);

  • научно-педагогическая – 4 недели (III семестр).

Цель научно-исследовательской практики подготовить магистранта к решению задач научно-исследовательского характера и выполнению выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации).

Цель научно-педагогической практики – подготовить магистранта к педагогической деятельности.

Научно-педагогическая практика проходит на кафедре, она должна дать магистранту опыт преподавательской и воспитательной работы со студентами путем самостоятельного проведения семинарских занятий, а также подготовки пробных лекций по предложенной научным руководителем тематике.

За время обучения каждый магистрант (первого и второго года обучения) обязан участвовать в конференциях вуза, а также принимать участие в подготовке к публикации научных статей по тематике магистерской диссертации.

Магистерская диссертация представляет собой выпускную квалификационную работу научного содержания, которая имеет внутреннее единство и отражает ход и результаты разработки избранной темы [2].

Магистерская диссертация является самостоятельным научным исследованием студента, выполняемым под руководством научного руководителя (для работ, выполняемых на стыке направлений, – с привлечением одного или двух научных консультантов). В работе студент должен провести анализ поставленной проблемы на основе изучения литературных источников и сформулировать задачу научного, научно-производственного и/или научно-методического направления исследования; сделать выводы и дать рекомендации по использованию полученных результатов в научной, педагогической и практической деятельности, предусмотрев защиту их новизны. Магистерская диссертация должна свидетельствовать о личном вкладе и способности автора проводить самостоятельные научные исследования, использовать теоретические знания и научные навыки. Автор должен уметь кратко, логично и аргументированно излагать материал [14].

В процессе работы над магистерской диссертацией преследуется главная цель – углубление знаний студента в тех областях, которые будут связаны с его последующей профессиональной деятельностью. При этом магистрант обязан самостоятельно:

  • собрать, обработать, проанализировать и обобщить научную информацию, а также передовой отечественный и зарубежный опыт по тематике диссертации

  • принять участие в тех или иных исследованиях по проблемам общего и стратегического менеджмента;

  • составить отчеты (разделы отчета) по теме или ее разделу (этапу, заданию);

  • участвовать во внедрении результатов исследований и разработок.

Диссертация должна быть написана магистрантом лично. При этом работа должна отражать основные теоретические и эмпирические достижения современного менеджмента. Магистерская диссертация призвана стать свидетельством эрудиции и научного потенциала студента, его умения ясно, грамотно и логично излагать свои мысли.

Приветствуется, если основные результаты, представленные в диссертации, опубликованы либо приняты к печати в научном журнале, в сборнике тезисов докладов конференции, либо направлены в печать.

Диссертация должна соответствовать современному уровню развития науки и техники, а ее тема должна быть актуальной. Проблематика диссертационной работы не обязательно должна быть абсолютно новой, однако элементы новизны должны присутствовать в установлении подходов к исследованию темы, в методах решения проблемы, в определении источников используемой информации [19].

2. НАКОПЛЕНИЕ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ И ПОДГОТОВКА

К НАПИСАНИЮ ДИССЕРТАЦИИ

Для магистранта важно знать не только основные положения, характеризующие магистерскую диссертацию, но и иметь представление об организации научно-исследовательской работы на всех этапах выполнения диссертации.

Первым этапом работы над магистерской диссертацией является выбор темы исследования. Выбор темы осуществляется в течение первого семестра обучения.

Тема магистерской диссертации (прил. 2), выбранная при консультациях с руководителем, должна отвечать следующим требованиям: быть актуальной, содержать элементы научной и/или практической новизны, быть интересной для магистранта, а результаты исследования должны предполагать определенную научную и практическую значимость.

Выбор темы магистерской диссертации ? первый, а потому важнейший этап работы над диссертацией. Она должна быть выбрана осознанно, поэтому интерес к теме, стремление решить поставленную научную задачу должны сопровождать магистранта на всех этапах движения к защите магистерской диссертации.

После выбора темы магистрант, хотя бы в общих чертах, должен представлять актуальность, научную ценность работы, а также практическую значимость решения поставленной научной проблемы.

Избранная тема диссертации может в дальнейшем уточняться, но не меняться радикально. При этом следует иметь в виду, что название диссертации должно быть как можно более точным, ёмким и соответствовать ее основному содержанию.

Тематика магистерских диссертаций обсуждается и утверждается на заседании кафедры ежегодно в начале осеннего семестра.

2.2. Составление плана работы над магистерской диссертацией

Каждый студент в первом семестре обучения в магистратуре после определения темы вместе с научным руководителем составляет и оформляет задание (прил. 3), индивидуальный план (прил. 1) и календарный план-график выполнения магистерской диссертации (прил. 4).

В индивидуальном плане указываются цель и содержание этапов работы над диссертацией; планируемые сроки выполнения различных видов научно-исследовательских работ (изучения информационных источников, проведения исследований и др.); ожидаемые результаты проделанной работы и форма их представления (эссе, статья, доклад, тезисы доклада и др.) [13].

Задание и индивидуальный план работы студента согласовываются с научным руководителем, утверждаются заведующим кафедрой и являются основными документами для выполнения магистерской диссертации.

После выбора темы и разработки первого варианта плана (оглавления) диссертации студент составляет план-график написания глав, параграфов и диссертации в целом.

В процессе работы над диссертацией студенту необходимо развивать, уточнять, детализировать ее план. В идеале нужно прийти к такому подробному и детально разработанному рабочему плану, который позволил бы без затруднений оформить текст диссертации.

В развернутом рабочем плане стоит указать основные разделы диссертации и более подробно изложить материал частей (подразделов, пунктов), которые понятны и известны с самого начала работы. В нем не нужна жесткая фиксация содержания и объемов разделов. По мере выполнения исследования часть разделов будет расти, а некоторые окажутся малозначительными или даже несостоятельными. В первоначальном плане отмечаются календарные сроки ближайших очевидных работ. Полезно выделить среди них наиболее важные [8; 19].

2.3. Поиск литературы и других информационных источников

по избранной теме
Автор диссертации должен внимательно изучить по литературным и иным источникам не только современные представления, но и проанализировать тенденции в развитии того направления менеджмента, в рамках которого ему предстоит выполнять магистерскую диссертацию. Необходимо понимать, что разработка замысла магистерской диссертации приведет к знакомству с целым перечнем вопросов и проблем, с которыми в процессе исследования предстоит работать. Поэтому работа с литературными источниками будет продолжаться до самого окончания диссертации.

В литературе [8] или [18] рекомендуют знакомиться со всеми видами источников, которые имеют отношение к теме диссертации, чтобы составить список только тех источников, которые можно будет использовать при цитировании или ссылаться в диссертации. При этом опыт показывает, что наиболее интенсивно используется обычно 20-25 источников, а ссылки даются на 40-50 источников. Причем ссылки на работы последних лет обязательны.

Детальное изучение студентом литературных источников заключается в их конспектировании и систематизации (выписки, цитаты, краткое изложение или характеристика фактического материала), глубина изучения определяет возможности использования данного материала в магистерской диссертации. Основные рекомендации по направлению поиска литературных источников (или список той литературы, с которой следует начать поиск) дает научный руководитель.

При знакомстве с литературой следует помнить, что использовать чужой текст без кавычек и ссылок на источник нельзя, так как за плагиат диссертация снимается с рассмотрения без права повторной защиты.

Чтобы найти необходимые литературные источники стоит использовать ресурсы Internet, в том числе электронные каталоги библиотек.

Развитие науки характеризуется ростом объема информации, поэтому возникает потребность в ее структурировании и обработке. Необходимо правильно научиться работать с литературой, текстом, электронными ресурсами.

Изучение научной литературы желательно проводить по следующей схеме:

  • общее ознакомление с источником в целом по его оглавлению;

  • беглый просмотр всего содержания;

  • последовательное чтение материалов работы;

  • выборочное чтение какой-либо части произведения;

  • выписка (копирование) представляющих интерес материалов.

2.4. Написание диссертации

Для написания разделов диссертации можно использовать различные варианты. Первый – писать работу последовательно по главам и параграфам в соответствии с планом диссертации. При втором варианте автор движется от простого к сложному: сначала он пишет те разделы, которые для него ясны, достаточно проработаны, а затем переходит к наиболее трудным разделам. Студент может выбрать любой вариант или их комбинацию [8].

Как только накоплен достаточный материал, следует начинать писать главу или параграф. При этом первоначально не надо много времени тратить на оттачивание формулировок и стиль. Студенту еще не раз придется возвращаться к своему тексту и он сможет отредактировать, «вылизать» его.

В работе над различными вариантами диссертации следует обратить внимание, насколько логично и последовательно изложен материал, достаточно ли аргументированы отдельные положения, выделены ли основные, удалось ли отчетливо показать, что нового несет в себе работа.

Стоит обратить внимание на объем приводимых в работе материалов и степень подробности их изложения. При этом надо постараться избежать как излишней лаконичности, так и слишком подробного изложения вопросов и стремиться к примерно одинаковому объему разделов диссертации.

Строгих формальных требований к объему работы нет. Однако для большинства магистерских диссертаций оптимальный объем составляет 75-100 страниц текста, отпечатанного через полтора интервала на стандартных листах формата А4 шрифтом Times New Roman (реже Arial) 14 размера.

Следующий этап ? проверка оформления диссертации. Здесь все должно быть сделано в соответствии с определенными правилами, установленными ГОСТами [4-7; 10]. Касаются они фактически всех элементов работы: ее рубрикации, ссылок на источники, цитирования, составления библиографического списка, оформления таблиц, иллюстративных материалов и т.д. Следует отметить, что окончательно правильность оформления работы проверяется в процессе нормоконтроля перед защитой диссертации. В этой связи студенту целесообразно будет ознакомиться с требованиями нормокотроля заранее.

Заключительный этап ?литературная правка. Основными ее задачами являются: достижение единства стиля изложения текста диссертации; проверка орфографии и пунктуации [13].

Для научного текста важны смысловая законченность, целостность, связность и доказательность.

Диссертация должна быть написана литературным русским языком. В тексте работы не допускается применять обороты разговорной речи, жаргонизмы, техницизмы, произвольные словообразования и сокращения слов, кроме установленных правилами русской орфографии.

Стиль работы должен быть академическим, без риторических вопросов, обращений к читателю и лирических отступлений. Это ? безличный монолог.

Изложение нередко ведется от третьего лица. Не следует писать: «Я получил следующие результаты:…». Надо писать: «В данной работе были получены следующие результаты:…» Либо: «Автором были получены следующие результаты:…». [8; 12].

Автор диссертации обязан приводить ссылки на источники цитируемых материалов, сообщать, кем высказана та или иная мысль, кому конкретно принадлежит то или иное высказывание. В тексте это условие можно реализовать, используя специальные вводные слова и словосочетания (по сообщению, по сведениям, по мнению, по данным, по нашему мнению и др.). Отсутствие ссылок или же выявленные незаконные заимствования (плагиат) могут послужить причиной недопуска соискателя к защите магистерской диссертации. Соответствующее решение принимается во время предзащиты диссертации на заседании кафедры.

3. СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ РАЗДЕЛОВ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ

3.1. Структура работы

Диссертация должна иметь четкую структуру и содержать несколько обязательных разделов. Традиционно основными элементами магистерской диссертации в порядке их расположения являются следующие:

  • титульный лист (прил. 5);

  • задание на магистерскую диссертацию (прил. 3);

  • содержание (оглавление) (прил. 6);

  • введение;

  • главы основной части (не менее двух);

  • заключение (основные выводы);

  • список использованных источников;

  • приложения.

3.2. Введение

Введение представляет собой краткое изложение работы и содержит обоснование актуальности (социальной, теоретической и практической) исследования с точки зрения современных проблем функционирования рынка и отдельных звеньев экономической системы, выделение объекта и предмета диссертационного исследования, основной цели исследования и задач. способствующих ее достижению, формулировку исследовательской проблемы.

Основная цель исследования должна отражать его фундаментальный или прикладной характер, круг исследуемых вопросов (задачи, способствующие достижению поставленной цели), порядок решения поставленных задач, характер используемого фактического материала.

Предмет исследования ? это тот аспект проблемы, при исследовании которого происходит познание объекта. выделяются его главные, наиболее существенные признаки. Предмет диссертационного исследования чаще всего совпадает с определением его темы или очень близок к нему. Предмет исследования не может быть обнаружен вне объекта исследования. Объект исследования ? это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и взятое исследователем для изучения. В магистерской диссертации объектом нередко выступают управленческие проблемы конкретного предприятия (организации) [11;12; 13].

Наличие в работе элементов научной новизны ? одно из требований к магистерской диссертации.

Новизна может быть связана как со старыми идеями, что выражается в их углублении, конкретизации, дополнительной аргументации, показом возможного использования в новых условиях, в других областях знания и практики, так и с новыми идеями, выдвигаемыми лично магистрантом.

Не менее важным критерием качества магистерской диссертации является критерий практической значим ости (полезности) проведенного исследования. Для практической значимости исследований часто используются следующие аргументы:

  • положительные результаты использования разработок диссертации в производстве;

  • рекомендации, предназначенные для отделов и служб предприятий и фирм той или иной отрасли;

  • предложения, позволяющие совершенствовать способы управления конкретным предприятием или организацией;

  • знания, полезные для использования в учебном процессе высшей школы.

Следует отметить, что студенту Введение приходится неоднократно переписывать на различных этапах выполнения работы, так как из всех разделов диссертации обычно именно оно читается всеми заинтересованными лицами наиболее внимательно и по нему составляется первое представление о работе и диссертанте.

3.3. Разделы основной части

Основной текст работы включает в себя не менее двух глав, разделенных на параграфы (оптимально ? три главы). Содержание отдельных глав должно точно соответствовать задачам, сформулированным во Введении, и последовательно раскрывать тему работы.

Как правило, первая глава магистерской должна содержать рассмотрение и оценку различных теоретических концепций, взглядов, методических подходов к решению рассматриваемой проблемы. Рекомендуется критически проанализировать функционирование аналогов предмета (объекта) исследования, как в российской практике, так и за рубежом [17].

В этой главе диссертации автор анализирует существующий понятийный аппарат в исследуемой области, представляет свою трактовку определенных понятий (авторское определение), или дает критическую их оценку.

При освещении методологических основ исследуемой проблемы не допускается простого переписывания отдельных частей монографий, статей, учебных пособий, Интернет-ресурсов без соответствующих ссылок на источник.

Автор диссертации должен показать основные тенденции развития теории и практики в конкретной области менеджмента и степень их отражения в отечественной и зарубежной научной и учебной литературе. При этом приоритет в первом разделе магистерской работы должен отдаваться использованию наиболее новых монографий и научных статей [8; 12].

Раздел также должен содержать обоснование выбора методологии исследования по рассматриваемой проблеме. При этом рекомендуется дать оценку предполагаемых методов исследования с точки зрения возможности и целесообразности их использования, преимуществ и возможных трудностей для решения поставленной проблемы применительно к определенному предмету, отрасли и целям исследования.

Вторая глава диссертации содержит, как правило, анализ конкретных проблемных ситуаций, процессов, системы экономических и финансовых показателей деятельности фирмы (отрасли) и оценку результатов проведенных исследований [17].

Этот раздел должен носить аналитический характер. В нем на примере конкретной компании, отрасли или сферы (системы) должна быть исследована практика управленческой деятельности, раскрыто и проанализировано действие экономических и финансовых механизмов в исследуемой области. При написании данной главы и проведении анализа должны быть использованы современные статистические данные, характеризующие состояние исследуемого объекта в динамике, материалы, в том числе финансовой отчетности, компании или органа власти, и т.д. Раздел должен содержать результаты всех видов проведенных исследований, как на основе вторичной информации (обязательно указание источников информации), так и полевых исследований, проведенных магистрантом самостоятельно (если таковые имели место).

Анализ полученных результатов должен включать их критическую оценку по сравнению с существующими результатами (вторичный анализ, сравнение), если необходимо ? сведения или рекомендации по их актуальному и потенциальному использованию

При подготовке раздела необходимо использовать различные методы анализа, в том числе с использованием специальных компьютерных программ обработки информации. Материалы раздела должны позволить оценить корректность, полноту и обоснованность выводов и рекомендаций по проблеме, рассматриваемой в диссертационной работе.

Третья главадиссертации должна содержать обоснованные магистрантом выводы по итогам проведенных исследований и анализу их результатов.

В этом разделе студент разрабатывает методические и организационные предложения в исследуемой области. Магистрант должен предложить вариант или набор вариантов и механизмов решения поставленной в магистерской работе проблемы исследования. Предлагаемые варианты решения поставленной проблемы должны базироваться на конкретном примере, что предполагает проведение типовых экономических расчетов с последующей оценкой их результатов. Проведенные расчеты должны позволить автору выработать практические рекомендации по совершенствованию управленческих, финансовых и хозяйственных процессов, протекающих в исследуемом объекте, а также оценить возможный положительный эффект от реализации предлагаемых мероприятий. Все рекомендации должны вытекать из результатов проведенных магистрантом исследований [17].

Каждая глава диссертации может заканчиваться тремя-четырьмя выводами по ее материалам.

Как написать магистерскую диссертацию

Как написать магистерскую диссертацию

Подумайте о том, что вас интересует. Вам придется потратить много времени, работая над этим проектом, поэтому следует выбирать именно ту тему, которая действительно вам интересна и не наскучит в скором времени.
  • Попробуйте подумать о своем любимом предмете – это может быть конкретный автор, теория, временной период и так далее. Задумайтесь о том, как лучше изучить этот предмет более углубленно.
  • Если у вас возникли проблемы при выборе интересующего вас научного направления, вы можете просмотреть работы, написанные вами во время обучения в магистратуре, чтобы найти конкретную тему, которая вас интересует.

Выберите тезисный вопрос. Тщательно выбирайте вопросы для своей магистерской диссертации, которые затрагивают важные исследования и вызовут вопросы у педагогического сообщества и читателей. [1] В своей магистерской диссертации вы должны ответить на тезисный вопрос, четко обосновав ответ в письменном докладе, который следует представить для получения степени магистра.
  • Ваша работа обязательно должна иметь оригинальное содержание и содержать ответы на поставленный вопрос исследования. [2] Правильно заданный вопрос поможет сфокусироваться на исследуемом предмете, сделает работу живой и интересной.

Проведите исследование. Чтобы ответить на главный вопрос своей магистерской диссертации, при необходимости вам придется провести исследование. Читайте литературу, проводите эксперименты, делайте все необходимое для того, чтобы ответить на тезисный вопрос. Таким образом, вы сможете понять, продвигается ли ваш проект вперед или же еще есть проблемы, над которыми нужно поработать. Это также поможет вам в сборе информации, которая понадобится для перехода на следующую ступень.

Выберите членов комиссии. Обычно экспертная комиссия состоит из трех профессоров: председателя комиссии («глава» комиссии) и двоих преподавателей, которые будут читать вашу работу. Лучше выбирать в комиссию тех преподавателей, с которыми вы ладите, которые могут выкроить время в своем расписании, чтобы помочь вам с проектом, и которые специализируются в сфере науки, затронутой в вашей работе. [3]
  • Нет ничего более неприятного, чем иметь научного руководителя, у которого слишком много дел, и он не может уделить достаточно времени вам и вашему проекту.
Часть 2 из 5: Отберите нужную литературу Править

Просмотрите свой список литературы. Просмотрите литературу и выясните, какие доступные материалы можно использовать для написания вашей магистерской диссертации. [4] Следует отнестись к этому со всей серьезностью, чтобы быть уверенными в том, что ваша диссертация будет интересной, и в ней не будет повторяться то, что уже было исследовано. Важно, чтобы тема вашей диссертации была оригинальной и полезной. Чтобы правильно подобрать литературу, вам следует определить цели и задачи своего исследования, ознакомиться с мнением людей касательно данной темы и общим мнением о предмете вашего исследования. Фиксируйте базовые данные о вашей теме, укажите ученых, уже занимавшихся изучением данного вопроса и список используемых ресурсов.

Выберите первоисточники. Первоисточники написаны человеком, первым занимавшимся данным вопросом, изучившим историю, теорию или проводившим эксперимент и так далее. [5] Это важная фактографическая база, которую вы будете использовать при написании своей магистерской диссертации, в особенности, если вы пишете аналитическую работу.
  • К примеру, роман, написанный Эрнестом Хемингуэем или научная статья, опубликованная в журнале, в которых впервые документально приведены новые результаты исследования, могут считаться первоисточниками.

Выберите вторичные источники. Вторичные источники – это литература, в которой написано о первоисточниках. [6] Следует обязательно использовать их при написании магистерской диссертации, так как вам нужно продемонстрировать, что вы имеете четкое представление о содержании вашей работы, а также знаете основных ученых, которые занимались исследованиями вашей темы в этой сфере.
  • К примеру, книга, написанная о романе Эрнеста Хемингуэя или научная статья в журнале, в которых описаны заключения после проведения эксперимента каким-то ученым, могут считаться вторичными источниками.

Составьте список использованных ресурсов. В зависимости от вашей сферы, вы можете предоставить большую часть информации о своем исследовании в первых главах диссертации или же вставлять ссылки на использованные ресурсы на каждой странице. Так или иначе, вам придется вставить очень много сносок. Вам следует указывать использованные ресурсы во время написания диссертации, чтобы не запутаться после завершения работы.
  • Укажите ссылки в том стиле, который подходит для вашей дисциплины. Самыми распространенными стилями являются стиль Американской филологической ассоциации (APA), Ассоциации современных языков (MLA) и Чикагский стиль.
  • Вставьте ссылки на каждый использованный вами ресурс в текст документа или сделайте сноски.
  • Вы можете воспользоваться программами для управления ссылками, к примеру, EndNote, Mendeley или Zotero. [7] Используя такую программу, вы сможете вставлять и удалять ссылки в окошке редактирования текстов, и они автоматически появятся в списке использованных ресурсов.
Часть 3 из 5: Составьте план Править

Ознакомьтесь с требованиями в изучаемой вами сфере/на кафедре. Стандарты для написания магистерской диссертации по английскому языку отличаются от стандартов по написанию магистерской диссертации по химии. Существует два вида магистерских диссертаций [8].
  • Качественный. Этот вид диссертации предполагает написание исследовательской, аналитической или творческой работы. Обычно диссертации такого типа пишут студенты гуманитарных факультетов.
  • Количественный. Этот вид диссертации предполагает проведение экспериментов, измерение данных и запись результатов. Обычно диссертации такого типа пишут студенты технических факультетов.

Четко определите цель своей диссертации. Ясно сформулируйте основной тезисный вопрос, ответ на который вы будете искать, проводя исследование. Очень важно ясно и четко сформулировать свой тезис. Если у вас возникли проблемы при постановке вопроса, возможно, вам стоит пересмотреть свою работу.

Подготовьте план. План поможет вам «знать, где вы сейчас находитесь», когда вы будете писать свою работу, а также предоставит членам комиссии информацию о том, к чему вы хотите прийти и как вы планируете это сделать.

Составьте план. Вам следует узнать точные требования вашего университета, но большинство магистерских диссертаций выглядят так [9].
  • Титульный лист
  • Страница для подписей (с подписями членов комиссии – ваших научных руководителей; обычно их ставят во время защиты или после того, как диссертация допущена к защите)
  • Аннотация – это краткое (примерно один абзац) описание/изложение работы, выполненной вами во время написания диссертации
  • Содержание (с номерами страниц)
  • Введение
  • Основная часть работы
  • Заключение
  • Список литературы или библиография
  • Другие необходимые дополнения или примечания
Часть 4 из 5: Начните писать диссертацию Править

Составьте расписание. Один из действенных способов заставить себя работать – это использовать календарь с обратным отсчетом дней, в котором вы будете отсчитывать дни от установленной даты сдачи по убыванию. [10] Если вы будете знать, сколько времени вы имеете для того, чтобы закончить работу и разобьете его на части с отдельными датами (неважно, кем они будут установлены – вами или председателем комиссии), тогда вас вряд ли приведет в смятение масштаб предстоящей работы.

Пишите понемногу каждый день. Написать 30 страниц за две недели – трудная задача, но если вы будете писать по 500 слов ежедневно, вы легко сможете уложиться в срок. Старайтесь не расстраиваться и не откладывайте работу, так как со временем она может стать неподъемной.

Попробуйте следовать методу «Помидора». Многие люди, у которых есть проблемы с самомотивацией, считают его весьма продуктивным и работают по методу «Помидора». [11] Основная идея заключается в том, что вы полностью сконцентрированы на работе в течение 25 минут, а затем делаете 5-минутный перерыв. Таким образом, вы выполните работу по частям, и не будете жаловаться на усталость, которая неизбежна при работе над большим и долгосрочным проектом.

Делайте перерывы. Крайне важно, особенно при работе над крупномасштабным проектом, давать отдохнуть своему мозгу. Вы не сможете оставаться сконцентрированными на выполнении работы на 100%, без ущерба качеству работы, а отдохнув пару дней, вы сможете взглянуть на свою работу по-новому. Вы найдете ошибки, которые не заметили ранее и найдете ответы на вопросы, которые давно не давали вам покоя.

Пишите тогда, когда вам удобно. Некоторые люди работают более продуктивно по утрам, а другие могут сфокусироваться лишь ночью. Если вы не знаете, какое время суток для вас более продуктивно, поработайте в разное время, чтобы узнать, когда вам удобнее всего работать.

Напишите введение. Возможно, ваш план диссертации покажется вам отправной точкой в написании введения. Вы можете копировать и вставить части вашего плана в начало введения, но не забывайте, что по мере написания работы можно вносить изменения. Возможно, что во время написания диссертации вам захочется перечитать введение и исправить его, может быть, вы сделаете это после того, как закончите писать большой раздел или главу.

Включите литературный обзор. Если согласно требованиям вам нужно написать литературный обзор перед началом диссертации, поздравляем вас: вы уже написали почти целую главу! Но, возможно, вам придется вновь просматривать свою работу, и, скорее всего, вы решите пополнить список литературы по мере написания работы.
  • Если вы еще не написали литературный обзор – самое время сделать это сейчас! Литературный обзор – это, главным образом, описание всех ресурсов, использованных вами в процессе раскрытия темы с прямыми ссылками на первичные и вторичные источники.

Контекстуализируйте свою работу. После обзора уже имеющихся научных исследований вы должны объяснить, какой вклад вы внесли в науку, написав свою работу – другими словами, вы объясняете, что вы внесли в данную сферу.

Напишите диссертацию. Диссертации значительно отличаются в зависимости от изучаемой сферы науки. Научная диссертация написана, основываясь на нескольких вторичных ресурсах, а также содержит описание исследования и результаты его проведения. Что же касается диссертации по литературе, скорее всего, вам придется ссылаться на вторичные ресурсы, анализируя или читая определенный текст или произведение.

Напишите сильное заключение. В заключении вы должны обосновать важность своей магистерской диссертации для научного сообщества и предложить направление для будущих исследований в этой области, предоставив для этого необходимую информацию. [12]

Дополните свою диссертацию дополнительной информацией. При необходимости обязательно добавьте диаграммы, графики и чертежи. В конце своей работы вы также можете добавить приложения, которые имеют отношение к вашей работе, но не имеют прямого отношения к основному вопросу вашей магистерской диссертации. Убедитесь в том, что ваша работа отформатирована в соответствии с требованиями и нормами вашего учебного заведения.

Часть 5 из 5: Закончите написание свой диссертации Править

Оформите свой черновик в соответствии с требованиями вашего университета. Известно, что требования по написанию научных работ и диссертаций однообразны и трудны для понимания. Убедитесь в том, что ваши документы соответствуют всем требованиям, установленным вашей кафедрой в целом, а также требованиям председателя комиссии в частности.
  • На многих кафедрах и факультетах предоставляется образец написания научных работ и диссертаций. Если он у вас есть, то лучше используйте образец с самого начала – так будет проще (вместо того, чтобы копировать и вставлять свои записи в шаблон).

Перечитайте всю диссертацию, чтобы исправить ошибки. После того, как закончите писать, по возможности отдохните в течение недели или около того и дайте отдохнуть своим мозгам. Затем просмотрите работу свежим взглядом, чтобы найти грамматические ошибки или опечатки. Когда вы заняты написанием работы, легко прочитать то, что вы имеете в виду вместо того, что вы действительно написали. Поэтому важно прочитать работу на свежую голову, чтобы вы смогли оценить написанную вами работу по существу.
  • Также вы можете попросить коллегу или друга, которым доверяете, прочитать вашу диссертацию, чтобы они помогли найти вам небольшие грамматические/орфографические/пунктуационные ошибки и опечатки.

Следуйте всем печатным инструкциям, которые установлены вашим факультетом. Скорее всего, вам придется потратить деньги (из своего кармана) на распечатку нескольких копий своей магистерской диссертации – для университета, а также несколько копий для себя, если они вам нужны. Обязательно следуйте этим инструкциям, чтобы вас не отправили перепечатывать работу перед самой защитой.

Подготовьтесь к защите своей диссертации. После того, как вы написали свою магистерскую диссертацию, скорее всего, вам придется присутствовать на ее защите. то есть представить понятия, рассмотренные в вашей диссертации, членам комиссии. Это прекрасная возможность показать, что вы изучили в процессе и дать членам комиссии шанс задать вам вопросы или выразить свое несогласие. Обычно защита проходит в форме обсуждения, так что, скорее всего, вам не придется защищать свою точку зрения.

Представьте свою диссертацию. Вероятно, в вашем учебном заведении есть особый порядок сдачи диссертаций. В большинстве университетов США вам будет нужно загрузить свою диссертацию на Pro Quest для электронной публикации (или просто для записи) через архив научных работ и диссертаций. Обязательно следуйте инструкциям по сдаче работ, установленным вашим учебным заведением.
  • В некоторых вузах вам придется сдать свою работу на проверку, чтобы загрузить ее на ProQuest. Обязательно свяжитесь с начальником Магистерского отдела для получения инструкций.
  • Узнайте крайний срок приема работ, который обычно наступает раньше дня защиты. Если вы поздно сдадите свою диссертацию, это может привести к тому, что вы позже получите диплом об окончании магистратуры, что может повлиять на ваше трудоустройство или продолжение научных исследований.