Руководства, Инструкции, Бланки

руководство по деятельности организации по тоир скачать img-1

руководство по деятельности организации по тоир скачать

Рейтинг: 4.1/5.0 (1924 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

Методические рекомендации по разработке и содержанию Руководства по деятельности Организации по техническому обслуживанию и ремонту ВС (утв

Главная / 1994 / Март / 30 / "Методические рекомендации по разработке и содержанию "Руководства по деятельности Организации по техническому обслуживанию и ремонту ВС"

"Методические рекомендации по разработке и содержанию "Руководства по деятельности Организации по техническому обслуживанию и ремонту ВС"

Документ по состоянию на август 2014 г.

Утверждаю
Заместитель начальника
ОТЭРАТ ДВТ
Г.Н.ГИПИЧ
30 марта 1994 г. N ДВ-25.1.5-11

Методические рекомендации по разработке и содержанию "Руководства по деятельности Организации по ТОиР ВС" подготовлены как дополнение к "Сертификационным требованиям к Организациям по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники (АТБ)" (п. 2.12). утвержденным ДВТ 24.11.93 N ДВ-6.1-119, с учетом положений документов ИКАО (Чикагская Конвенция о международной гражданской авиации, 1944 г. приложение 6, ч. 1 "Международный коммерческий воздушный транспорт, самолеты" - гл. 8 и 11; "Руководство по процедурам эксплуатационной сертификации и инспектирования", Doc. 8335, изд. 3-е, 1983, и "Руководство по организации работ в области летной годности", Doc. 9389, изд. 1-е, 1981), Федеральных авиационных требований США (FAR-145) и Требований Объединенного комитета авиационных администраций Европы (JAR-145).

ВВЕДЕНИЕ

1. В соответствии с положениями документов ИКАО (Чикагская Конвенция о международной гражданской авиации, 1944 г. приложение 6, ч. 1 "Международный коммерческий воздушный транспорт, самолеты" - гл. 8 и 11; "Руководство по процедурам эксплуатационной сертификации и инспектирования", Doc. 8335, изд. 3-е, 1983, и "Руководство по организации работ в области летной годности", Doc. 9389, изд. 1-е, 1981), Федеральных авиационных требований США (FAR-145) и Требований Объединенного комитета авиационных администраций Европы (JAR-145) каждая Организация по техническому обслуживанию и ремонту (Организация по ТОиР) воздушных судов, претендующая на получение Сертификата на производство технического обслуживания авиационной техники, должна разработать для себя детальное "Руководство по деятельности (данной) Организации по ТОиР", которое предъявляется в Орган сертификации и используется персоналом Организации в повседневной работе.

Примечание. В переводах указанных документов используются различные названия:

- Руководство по техническому обслуживанию (ИКАО),

- Руководство Организации по ТО (по FAR-145),

- Описание: (или подробное представление) Организации по ТО (по JAR-145).

Принятое в данном тексте название: "Руководство по деятельности Организации по ТОиР" - исходит из содержания и назначения рассматриваемого документа.

2. "Руководство по деятельности Организации по ТОиР", как правило, должно включать в себя следующие части:

1) основные данные,

2) общие правила и процедуры ТО,

3) правила и процедуры ТО ВС конкретных типов,

4) процедуры системы качества,

5) процедуры взаимоотношений с эксплуатантами-заказчиками производства ТО ВС.

Подробные рекомендации по содержанию указанных частей "Руководства по деятельности Организации по ТОиР" приводятся в следующих главах.

1. Рекомендуемое содержание Части 1 "Руководства" - Основные данные

Часть 1 "Руководства" должна включать следующие разделы и элементы.

1.1. Титульный лист с названием Организации по ТОиР, ее регистрационным номером, присвоенным Органом государственного управления ВТ, и утверждающий подписью руководителя Организации, которая подтверждает, что "Руководство" в комплекте со всеми приложениями, обеспечивает:

а) соответствие данной Организации действующим "Сертификационным требованиям к Организациям по ТОиР (АТБ)", утвержденным Департаментом воздушного транспорта.

б) соблюдение этих требований на весь срок действия Сертификата.

1.2. Полное наименование Организации по ТОиР, хозяйственный и юридический статус, адрес, реквизиты связи (телефон, телеграф, факс, компьютерные системы), месторасположение ее основной производственной базы, а также филиалов, отделений или отдельных линейных станций ТО, если таковые имеются.

Примечание. Под линейными станциями ТО понимаются подразделения (филиалы) Организации по ТОиР, действующие в аэропортах по маршруту полета ВС, обслуживаемых Организацией по ТОиР, которые выполняют оперативное ТО прилетающих и вылетающих ВС, а также оперативное ТО и периодическую форму ТО наименьшей трудоемкости на ВС, работающих с данного аэропорта как с аэродрома временного базирования.

1.3. Устав Организации (как самостоятельного предприятия) или Положение об Организации (как структурной единицы авиапредприятия, авиакомпании и пр.).

Эти документы могут быть представлены в приложении.

1.4. Структурная схема Организации, отражающая все уровни управления, функциональные блоки и подразделения.

1.5. Список руководящего состава по занимаемым должностям - от главного руководителя до руководителей основных направлений или подразделений: планирование, базовое обслуживание, линейное обслуживание, контроль качества ТО, инженерно-технологическое и материально-техническое обеспечение и др. с отражением следующих данных: должность, фамилия, имя, отчество, реквизиты связи; их полномочия и ответственность; перечень вопросов, по которым эти лица имеют право обращаться непосредственно в Региональный и Федеральный орган государственного управления ВТ.

1.6. Схемы взаимодействия между руководством Организации, ее подразделениями, между Организацией по ТОиР и другими службами авиапредприятия и аэропорта, а также с внешними организациями.

1.7. Перечень обслуживаемых типов ВС и ремонтируемых изделий АТ (при наличии разрешений на ремонт) с указанием выполняемых на каждом из них видов работ (форм ТО); объемы работ по ТО (в нормо-часах) по типам ВС. Планируемое или ожидаемое изменение приведенных данных.

1.8. Данные о фактической численности персонала: инженеры (кроме указанных в п. 1.5), авиатехники, рабочие, служащие - по подразделениям Организации и по специальностям, их планируемое изменение.

1.9. Описание собственной производственной базы (ангары, производственные корпуса и основные сооружения) с необходимыми фотографиями (не менее 9 х 12), схемами, чертежами - по основной базе.

1.10. Перечень (номенклатура, количество или площадь) арендуемых сооружений и помещений для ТО, содержания АТ, работы персонала.

1.11. Имеющиеся ограничения по выполнению тех или иных видов работ (например, по проверке изделий АиРЭО на соответствие НТП, по расшифровке полетной информации, по зарядке систем ВС кислородом и азотом и т.п.).

1.12. Ограничения по условиям работы (по времени суток, по погодным условиям и др.).

1.13. Перечень услуг по ТО АТ, предоставляемых сторонним организациям.

1.14. Список отдельных линейных станций ТО и их характеристики в соответствии с пп. 1.3 - 1.13.

1.15. Процедуры внесения изменений в "Руководство", оповещения о них персонала данной Организации и Органа государственного управления ВТ.

2. Рекомендуемое содержание Части 2 "Руководства" - Общие правила и процедуры технического обслуживания авиационной техники

Часть 2 "Руководства" должна включать (что подходит):

- подтверждение соответствия положениям, требованиям действующих нормативных и распорядительных документов ДВТ (со ссылкой на конкретные параграфы или пункты таких документов);

- или описание отличий принятых в Организации процедур от требований, положений указанных документов;

- или описание специфичных для данной Организации по ТОиР правил и процедур по следующим аспектам (разделам) деятельности Организации по ТОиР.

2.1. Приемка и проверка самолетных компонентов, материалов и оборудования для ТО, поступающих от поставщиков.

2.2. Формирование, расходование и контроль возвратно-обменного фонда и неснижаемого запаса комплектующих изделий, деталей и материалов.

2.3. Учет, маркировка, хранение и выдача со склада самолетных компонентов и материалов.

2.4. Содержание, маркировка, испытания (проверка) и калибровка инструмента и оборудования для ТО, их использование персоналом.

2.5. Порядок изменения программ ТОиР (перечней работ, глубины проверок АТ, периодичности выполнения).

2.6. Система информационного обеспечения:

а) управления процессами ТОиР,

б) оценки технического состояния и диагностики АТ,

в) сбора, обработки и оценки данных по надежности АТ,

г) назначения и исключения работ по ТОиР,

д) учета и контроля выполненных работ,

е) расшифровки средств объективного контроля полетной информации.

2.7. Планирование отхода ВС на ТО, учет использования и ТО ВС.

2.8. Образцы используемых форм производственной документации на ТО АТ.

Образцы форм производственной документации на ТО могут быть оформлены как отдельное приложение.

2.9. Выдача производственной документации на ТО, ее оформление, прием от исполнителей, контроль, обработка и хранение.

2.10. Диспетчерский контроль процессов ТО.

2.11. Оценка технического состояния АТ, включая диагностику, анализ проб масла из двигателей, расшифровку и анализ полетной информации.

2.12. Действия при обнаружении отклонений фактических значений параметров от норм.

2.13. Определение эквивалентной отработки ресурсов для изделий АиРЭО, эксплуатируемых на ВС разных типов.

2.14. Выполнение новых работ по ТО, разовых осмотров и дополнений к регламенту.

2.15. Выполнение доработок.

2.16. Контроль массы конструкций ВС.

2.17. Устранение неисправностей АТ, устранение повторных неисправностей.

2.18. Информирование ДВТ и изготовителей АТ о ее отказах и неисправностях.

2.19. Документационное обеспечение новых сложных работ по устранению неисправностей, а также ремонтных работ.

2.20. Передача ВС с незаконченными работами от одной технической смены (бригады) в другую, от одного цеха в другой.

2.21. Действия ИТП при заправке ВС ГСМ. Предупреждение загрязнения топлива, противопожарные мероприятия при заправке и сливе топлива.

2.22. Удаление с ВС наземного обледенения, инея, снега.

2.23. Организация технического обслуживания ВС "сторонних" авиакомпаний и эксплуатантов по договорам.

2.24. Оформление итоговых заключений о пригодности ВС к полетам после ТО ("свидетельств о ТО"), условия их выдачи; определение перечня должностных лиц, которые должны их подписывать.

2.25. Сдача дефектных самолетных компонентов на склад и их отправка в ремонт.

2.26. Контроль компьютерной системы документации по учету состояния и наработки ВС, двигателей и документации на ТО АТ.

Дополнительные разделы, относящиеся к ТО ВС на линейных станциях (при наличии таковых).

2.27. Положение о линейной станции, руководство ее деятельностью.

2.28. Планирование ТО ВС на линейных станциях.

2.29. Организация расшифровки полетной информации, действия ИТП при обнаружении отклонений от норм.

2.30. Анализ проб масла из двигателей.

2.31. Выполнение разовых проверок и дополнительных работ по указаниям Органов государственного управления ВТ.

2.32. Устранение неисправностей.

2.33. Выпуск ВС в полет с неустраненными неисправностями:

- входящими в перечень допустимых,

- не входящими в перечень допустимых.

2.34. Оформление карт-нарядов на ТО и заполнение бортового (технического) журнала.

2.35. Использование запасных частей, формирование и пополнение ВОФ.

3. Рекомендуемое содержание Части 3 "Руководства" - Правила и процедуры технического обслуживания ВС

Часть 3 "Руководства" должна включать следующие разделы и элементы применительно к ВС конкретного типа.

Внимание. Если Организация по ТО производит обслуживание нескольких типов ВС, то должны быть разработаны отдельные подчасти Части 3 "Руководства" применительно к каждому типу ВС, обслуживаемых как по всем формам ТО, так и только по оперативным формам.

Подчасть 3-А - Техническое обслуживание ВС (тип) ______

3.1. Тип воздушного судна, двигателей, ВСУ, воздушного (несущего) винта, особенности бортового оборудования (по сравнению со штатным).

Номера Сертификата, Дополнений к Сертификату на производство ТО ВС данного типа (по видам работ).

3.2. Количественный состав обслуживаемого приписного парка ВС данного типа и планируемые (ожидаемые) его изменения.

3.3. Перечень видов работ и услуг по ТО ВС данного типа для каждого заказчика (эксплуатанта) и планируемые его изменения.

3.4. Ресурсы и сроки службы (назначенные до 1-го ремонта, межремонтные) ВС в целом, двигателей, отдельных частей и компонентов (по которым есть ограничения).

3.5. Перечень документов (Руководство по технической эксплуатации, Регламент ТО, технологические указания по выполнению работ по ТО, бюллетени заводов-изготовителей АТ, Руководство по ремонту и др.), регламентирующих ТО ВС данного типа, с указанием даты их утверждения или введения в действие Департаментом ВТ РФ (МГА) или Авиационной администрацией других государств, а также данные о количестве имеющихся экземпляров указанных документов, их распределении по подразделениям, об ответственных лицах за ведение эталонных, контрольных и рабочих экземпляров.

3.6. Стратегия ТОиР ВС данного типа (по ресурсу, по техническому состоянию и др.). План ТОиР: перечень форм ТО, периодичность их выполнения, допуски по наработке АТ (или по календарным срокам) на проведение этих ТО. Применение метода ТО по состоянию в отношении отдельных систем и оборудования ВС.

3.7. Действующий перечень минимального исправного оборудования ВС (перечень допустимых неисправностей). Перечень может быть оформлен как отдельное приложение.

3.8. Разработанный в соответствии с "Типовым положением об ОТК АТБ. " (инструкция N 29/и от 12.10.89), Перечень работ и операций по ТО ВС данного типа, подлежащих контролю со стороны бригадира авиатехников, инженера производства, инженера-контролера.

Такой перечень может быть оформлен как отдельное приложение.

3.9. Способы (организационные) выполнения ТО. Применение посистемной или зонной специализации исполнителей. Применение поэтапного выполнения форм ТО.

3.10. Особенности поиска и устранения неисправностей АТ (использование системы "Поиск", "Сова" и т.п.).

3.11. Организация технического обслуживания ВС на аэродромах временного базирования (если таковое производится).

3.12. Особенности (если таковые имеются) оформления документации на ТО.

3.13. Опробование двигателей и (для вертолетов) системы несущего винта.

3.14. Вывешивание ВС, проверка нивелировки ВС и опробование уборки и выпуска шасси.

3.15. Проверка герметичности фюзеляжа ВС.

3.16. Буксировка ВС.

3.17. Прием ВС на стоянку, обеспечение выруливания с МС.

Примечание. По пунктам 3.11 - 3.17 приводятся (что подходит):

- подтверждение соответствия положениям, требованиям действующих нормативных и распорядительных документов ДВТ (со ссылкой на конкретные параграфы или пункты таких документов);

- или описание отличий принятых в Организации процедур от требований, положений указанных документов;

- или описание специфичных для данной Организации по ТОиР правил и процедур.

3.18. Список инженерно-технического персонала по категориям (рабочие, авиатехники, инженеры производства, инженеры-контролеры, ведущие специалисты по типу АТ) и специальностям, участвующего в ТО ЕС данного типа, в том числе - сертифицированных на его ТО (имеющих допуск к самостоятельному ТО), а также имеющих личный штамп качества (с указанием номеров штампов).

Такой список может быть оформлен как отдельное приложение.

3.19. Список предприятий, организаций (если таковые имеются), в которые передаются для выполнения некоторые работы по ТО ВС данного типа и другие работы, связанные с ТО ВС. Перечень договоров на указанные услуги.

3.20. Для ВС тех типов, которым производится только оперативное ТО, в данной части "Руководства" помещается только та информация, которая необходима ("подходит") по характеру выполняемых работ.

4. Рекомендуемое содержание Части 4 "Руководства" - Процедуры системы качества

Часть 4 "Руководства" должна включать следующие разделы и элементы.

4.1. Организационная структура Органа контроля качества ТО.

4.2. Схема обеспечения контролем качества работ по ТО АТ силами бригадиров авиатехников, инженеров производства, инженеров-контролеров.

4.3. Порядок предоставления права на личный штамп качества.

4.4. Планирование и организация проведения сертификации инженерно-технического персонала.

4.5. Учет сертифицированного персонала, контроль сроков действия Сертификатов.

4.6. Порядок предоставления права производить работу по ТО ВС несертифицированному персоналу.

4.7. Сдача и приемка работ по ТО.

4.8. Отклонение от приемки и оформление некачественно выполненных работ по ТО ВС.

4.9. Контроль качества ТО при эксплуатации ВС в отрыве от основной базы.

4.10. Проведение инспекторских проверок качества ТО и состояния АТ.

4.11. Учет и анализ недостатков ТО, разработка и осуществление профилактических мероприятий.

4.12. Повышение квалификации и проверка сертифицированного и прочего персонала.

4.13. Подготовка инженеров-контролеров.

4.14. Приостановка действия Сертификатов и оформление ходатайств об изъятии Сертификата.

4.15. Контроль качества работы на ВС прикомандированных специалистов предприятий-изготовителей АТ.

Примечание. В случае полного соответствия процедуры по какому-либо разделу положениям, требованиям нормативного документа достаточно вместо описания процедуры сослаться на параграф или пункт данного документа.

5. Рекомендуемое содержание Части 5 "Руководства" - Процедуры взаимоотношений с эксплуатантами-заказчиками и оформление документов

Часть 5 "Руководства" должна включать следующие разделы и элементы.

5.1. Порядок заключения и виды договоров на ТО ВС и другой авиационной техники.

5.2. Планирование поступления ВС на ТО.

5.3. Предварительное определение объема работ по ТО на конкретных экземплярах ВС.

5.4. Приемка ВС на ТО и сдача их заказчику после ТО.

5.5. Участие и полномочия представителей заказчика в процессах ТО и контроле качества.

5.6. Документация на ТО, передаваемая заказчику.

5.7. Ответственность заказчика перед Организацией по ТОиР.

5.8. Ответственность Организации по ТОиР перед заказчиком.

6. Порядок разработки и использования "Руководства по деятельности Организации по ТОиР"

6.1. "Руководство по деятельности Организации по ТОиР" разрабатывается администрацией данной Организации.

Примечание. Поскольку разработка "Руководства" требует много времени и больших затрат труда квалифицированных инженеров и может быть не закончена к моменту сертификации Организации по ТОиР, администрация Организации должна составить календарный план разработки "Руководства". При сертификации Организации по ТОиР план разработки "Руководства" предъявляется Инспектору (инспекторской группе) Органа государственного управления ВТ, с которым согласовываются сроки завершения разработки. Наличие календарного плана и согласованные сроки разработки "Руководства" отражаются в Акте (Протоколе) инспекционной проверки Организации по ТОиР при ее сертификации. Их выполнение контролируется при последующих инспектированиях.

6.2. При подготовке текста по каждому параграфу необходимо приводить достаточную, но не избыточную информацию, раскрывающую суть вопроса.

Если содержание тех или иных правил и процедур, включение которых в текст "Руководства" требуется данным документом, достаточно полно изложено в нормативном, распорядительном или методическом документе ДВТ или введенном им в действие документе изготовителя АТ и соответствует процедуре, используемой в Организации по ТОиР, то в соответствующем пункте "Руководства" можно ограничиться ссылкой на этот документ. Для таких случаев должна быть определена процедура внесения в "Руководство" изменений, поступающих от издателя документа.

6.3. При изложении правил и процедур по организации, проведению и обеспечению ТО воздушных судов или двигателей, изготовленных или/и зарегистрированных в других государствах, делаются ссылки на документы фирм-изготовителей и Авиационных администраций этих государств. При этом должны быть определены процедуры получения от издателей документов последующих изменений к ним и внесения этих изменений в "Руководство" и производственную документацию.

6.4. "Руководство по деятельности Организации по ТОиР" представляется на апробацию в Региональный орган государственного управления ВТ (Региональный орган сертификации), а также в Федеральный орган государственного управления ВТ (Федеральный орган сертификации), если сертификация данной Организации по ТОиР относится к компетенции последнего.

Орган государственного управления ВТ оценивает полноту и правильность материалов, содержащихся в "Руководстве", и их соответствие требованиям законодательства и Департамента ВТ.

Орган государственного управления регистрирует наличие "Руководства" и имеет право сделать замечания и дать рекомендации по корректировке положений "Руководства", которые обязательны для выполнения Организацией-заявителем. После внесения в "Руководство" указанных изменений и доклада об этом Органу государственного управления ВТ "Руководство" считается одобренным этим Органом государственного управления ВТ, о чем последний сообщает Организации по ТОиР.

6.5. В тех случаях, когда Заявитель собирается эксплуатировать арендованные ВС, которые зарегистрированы в другом государстве, положения "Руководства" должны быть приемлемыми для Авиационной администрации государства регистрации ВС.

6.6. В Организации по ТОиР каждая часть "Руководства" размножается в таком количестве экземпляров, чтобы быть доступной для соответствующих должностных лиц и исполнителей.

При наличии у Организации по ТОиР филиалов, отделений, отдельных линейных станций они также должны быть обеспечены материалами "Руководства".

6.7. В подразделениях Организации назначают сотрудников, ответственных за сохранность используемых частей "Руководства", его изучение персоналом, внесение поступающих изменений.

6.8. Об изменении данных, помещенных в "Руководстве", администрация Организации по ТОиР обязана в трехдневный срок информировать Орган государственного управления, выдавший ей Сертификат.

Календарь

Другие статьи

ГОСТ Р 56120-2014 Воздушный транспорт

ГОСТ Р 56120-2014 Воздушный транспорт. Система менеджмента безопасности авиационной деятельности (СМБ-АД). Система менеджмента авиационного Комплекса поставщиков обслуживания - проектировщиков авиационной техники. Руководство по системе менеджмента безопасности авиационной деятельности организации по техническому обслуживанию и ремонту (ТОиР)

ГОСТ Р 56120-2014 Воздушный транспорт. Система менеджмента безопасности авиационной деятельности (СМБ-АД). Система менеджмента авиационного Комплекса поставщиков обслуживания - проектировщиков авиационной техники. Руководство по системе менеджмента безопасности авиационной деятельности организации по техническому обслуживанию и ремонту (ТОиР)

Данный документ представлен в формате djvu.


ГОСТ Р 56120-2014

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА БЕЗОПАСНОСТИ АВИАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (СМБ-АД)

Система менеджмента авиационного Комплекса поставщиков обслуживания - проектировщиков авиационной техники

Руководство по системе менеджмента безопасности авиационной деятельности организации по техническому обслуживанию и ремонту (ТОиР)

Air transport. Safety management system of aviation activity. Safety management system of complex service providers. Safety management system manual of aviation activity maintenance service and repair organization

Дата введения 2015-07-01

1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом "Авиатехприемка" (ОАО "Авиатехприемка")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 034 "Воздушный транспорт"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 сентября 2014 г. N 1128-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Введение


Организация по техническому обслуживанию и ремонту (ТОиР) разрабатывает и ведет документацию по системе управления безопасностью авиационной деятельности (СУБ АД), основой которой является руководство по СУБ. Руководство по СУБ должно включать в себя:

- политику и цели в области обеспечения безопасности;

- требования к СУБ;

- процессы и процедуры СУБ;

- иерархию ответственности, обязанности и полномочия в отношении процессов и процедур СУБ;

- результаты функционирования СУБ.

Организация по ТОиР разрабатывает и обновляет приемлемое руководство по СУБ, которое может быть отдельным документом или частью существующей документации, что должна определить сама организация. Тем не менее руководство должно определить и обеспечить функционирование всех процессов, которые должны реализовать требования настоящего стандарта и обеспечить выполнение требований государства по обеспечению приемлемого уровня безопасности АД для данной организации.

1 Область применения


Настоящий стандарт содержит указания по разработке руководств по системе управления безопасностью авиационной деятельности (СУБ-АД) организации по техническому обслуживанию и ремонту (ТОиР). Руководство по СУБ-АД должно отражать документированные процедуры системы в соответствии с требованиями настоящего стандарта.

Цель настоящего стандарта - обеспечить единый подход организаций по ТОиР к созданию и внедрению СУБ-АД в организации для интеграции в Единую систему управления безопасностью авиационного комплекса Российской Федерации.

Требования настоящего стандарта являются общими и предназначены для применения всеми организациями независимо от их юридической формы и масштаба, которые осуществляют техническое обслуживание и (или) ремонт авиационной техники (AT) и имеют сертификат.

2 Термины и определения

2.1 система. Совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов различной природы, в которой реализуются процессы различной деятельности, направленные на достижение заданных целей.

2.2 регулирование безопасности. Применение норм и правил воздействия на процесс функционирования авиационной транспортной системы в целях обеспечения заданного уровня безопасности полетов.

2.3 безопасность. Состояние системы, при котором риск снижен до приемлемого уровня риска и поддерживается на этом либо более низком уровне посредством непрерывного процесса выявления угроз, контроля факторов риска и управления состоянием.

2.4 показатели безопасности. Критерии оценки уровня безопасности системы с помощью некоторых величин и их значений.

3.5* риск. Мера количества опасности, измеряемой в форме экспертного значения сочетания двух величин - нормированной частоты или меры возможности случайного появления опасных событий и возможного ущерба от этих событий.

* Нумерация соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

2.6 приемлемость риска. Степень готовности общества к принятию данного риска.

2.7 организация. Корпорация, холдинговая компания (интегрированная структура), организация (предприятие) поставщиков обслуживания авиационного комплекса.

2.8 организация по ТОиР. Юридическое лицо, осуществляющее техническое обслуживание и (или) ремонт авиационной техники (AT) и имеющее сертификат.

2.9 техническое обслуживание. Комплекс работ, выполняемый для поддержания летной годности воздушного судна (ВС) при его подготовке к полетам, а также при обслуживании ВС и его компонентов после полетов, при хранении и транспортировании.

2.10 ремонт AT. комплекс работ по восстановлению исправности или работоспособности AT с установлением межремонтного ресурса и (или) срока службы.

3 Документация СУБ

3.1 Иерархия СУБ

На рисунке 1 приведена типичная иерархия документации СУБ организации по ТОиР. Порядок разработки этой иерархии в отдельной организации зависит от особенностей конкретной организации, но, как правило, начинается с определения политики и целей организации в области СУБ.

Рисунок 1 - Иерархия документации СУБ организации по ТОиР


Рисунок 1 - Иерархия документации СУБ организации по ТОиР

3.2 Документированные процедуры СУБ организации по ТОиР

Документированные процедуры СУБ должны составлять основную документацию, используемую при общем планировании и управлении деятельностью по обеспечении безопасности.

Они должны описывать (с той степенью подробности, которая необходима для адекватного управления соответствующей деятельностью) ответственность, полномочия и взаимоотношения персонала, который руководит, выполняет, проверяет или анализирует работу, влияющую на безопасность: указывать, как следует выполнять различные виды работ, использовать документацию и осуществлять контроль.

Степень подробности зависит от следующих факторов:

- перечень производственных возможностей организации ТОиР;

- доступность производственного персонала к документации по ТОиР на неверные процедуры или технологии или извещениям автора документации по ТОиР;

- установленные процедуры организации, которые в случае обнаружения содержащихся в используемой производственным персоналом документации по ТОиР неточных, неполных или неверных процедур или технологий, сведений или указаний обеспечат регистрацию таких данных и извещение автора документации по ТОиР воздушного судна (ВС) или его компонента.

Каждая документированная процедура должна распространяться на логически отделяемую часть системы, такую как завершенный элемент системы или его часть, либо на последовательность взаимосвязанных действий, относящихся к нескольким элементам СУБ.

Количество документированных процедур, объем каждой из них и характер их оформления и представления следует определять с использованием настоящего стандарта. Каждая процедура обычно отражает сложность используемых средств, организации и характера деятельности.

3.3 Руководство по СУБ

3.3.1 Общие положения

Руководство по СУБ должно состоять из документированных процедур системы, предназначенных для общего планирования и управления деятельностью, в рамках данной организации, или оно должно ссылаться на такие процедуры. Руководство должно охватывать все применяемые элементы стандарта системы качества организации по ТОиР.

В руководстве по СУБ должны быть описаны с соответствующими подробностями те же аспекты управления, которые упомянуты в 3.2. В некоторых случаях соответствующие документированные процедуры системы и некоторые разделы руководства могут быть идентичными. Однако необходима некоторая адаптация, с тем чтобы гарантировать, что выбраны только надлежащие документированные процедуры (или их части) для конкретных целей разрабатываемого руководства по СУБ.

Содержание руководства по СУБ организации ТОиР подробно рассмотрено в разделе 6.

3.3.2 Цели руководства по СУБ организации по ТОиР

Руководство по СУБ организации по ТОиР разрабатывают в целях (но не ограничиваясь ими):

- изложения политики, процедур и требований организации по ТОиР в области обеспечения безопасности авиационной деятельности;

- описания и внедрения эффективной СУБ;

- обеспечения более совершенного управления установившейся практикой и облегчения деятельности по обеспечению безопасности авиационной деятельности;

- обеспечения документированной основы для проведения проверок функционирования СУБ;

- подготовки персонала, занятого разработкой СУБ организации по ТОиР и методов оценки ее соответствия национальным требованиям;

- представления документации СУБ для внешних целей, таких как демонстрация соответствия требованиям международных стандартов;

- распределения функций между структурными подразделениями организации, процедуры реализации функций СУБ совместно с процедурами системы качества организации по ТОиР, обеспечивающие необходимое взаимодействие подразделений, персонала, контроль выполнения заданий и документальное оформление результатов выполнения работ в сфере деятельности.

3.3.3 Структура и форма

Несмотря на то, что структура или форма для руководства по СУБ не установлены, оно должно точно, с необходимой полнотой, но в сжатом виде излагать политику, цели и основные документированные процедуры организации. Одним из методов, обеспечивающих адекватную адресацию и расположение рассматриваемого вопроса, является привязка разделов руководства по СУБ к элементам СУБ. В равной степени приемлемыми являются и другие подходы, например структурирование руководства, с тем чтобы оно отражало характер организации.

3.3.4 Многообразие руководств по СУБ

Руководство по СУБ организации ТОиР может быть:

- прямой компиляцией документированных процедур СУБ;

- группированием или подразделением документированных процедур СУБ;

- серией документированных процедур для конкретных ситуаций или применений;

- сборником, состоящим более чем из одного документа или уровня документации;

- документом, представляющим собой общую основу с адаптированными приложениями;

- отдельным или каким-либо еще документом.

3.3.5 Конкретные случаи применения руководства по СУБ

Когда организация ТОиР считает необходимым разграничить содержание или использование руководства, очень важно, чтобы руководства, описывающие одну и ту же систему, не противоречили друг другу.

В руководстве по СУБ должны быть определены функции администрации, документально описаны составные части системы и процедуры или даны на них ссылки, а также сжато, изложены все применяемые требования, содержащиеся в стандарте на СУБ.

4 Процесс подготовки руководства по СУБ

4.1 Ответственность за подготовку

Как только руководство организации ТОиР принимает решение документально оформить СУБ в руководстве по СУБ, процесс должен начаться с постановки задачи по координации действий. Фактическая работа по написанию должна осуществляться и управляться уполномоченным компетентным органом или другими отдельными функциональными подразделениями.

Использование существующих документов и ссылок может значительно сократить время разработки руководства по СУБ, а также помочь выявить те места, в которых недостатки СУБ необходимо определить и исправить.

Ответственное лицо (рабочий орган) должен, если это необходимо:

- установить и перечислить применяемые политику, цели и документированные процедуры СУБ или разработать программы для таковых;

- решить, какие элементы СУБ применить;

- получить данные о существующей СУБ и практических подходах с помощью различных способов, таких как анкетирование и интервьюирование;

- запросить и получить документацию или ссылки на нее из дополнительных источников;

- определить структуру и форму предусмотренного руководства по СУБ;

- классифицировать существующую документацию согласно выбранным структуре и форме;

- использовать любой другой метод, пригодный в рамках организации для завершения проекта руководства по СУБ.

4.2 Использование ссылок

Всюду, где это уместно, а также во избежание увеличения объема руководства следует включать ссылки на существующие признанные стандарты (стандарты организации) или документы, доступные для пользователя руководства по СУБ.

4.3 Точность и полнота

Ответственное лицо (рабочий орган) должно нести ответственность за обеспечение точности и полноты проекта руководства по СУБ, а также за целостность и содержание этого документа.

5 Процесс утверждения, издания и управления руководством по СУБ

5.1 Окончательный анализ и утверждение

Перед тем, как издать руководство по СУБ, ответственные лица должны проанализировать его, с тем, чтобы обеспечить четкость, точность, пригодность и соответствующую структуру. Предполагаемые пользователи также должны иметь возможность оценить документ и дать замечания по поводу его применимости. Выпуск руководства по СУБ должен быть утвержден руководством организации, ответственной за его внедрение. Каждый экземпляр руководства по СУБ должен иметь свидетельство о разрешении на выпуск.

5.2 Распространение руководства

Метод распространения официально принятого руководства либо в полном объеме, либо по частям должен гарантировать всем пользователям соответствующий доступ к руководству по СУБ. Правильному распространению и управлению может способствовать, например, присвоение серийных номеров экземплярам для получателей. Администрация должна обеспечить индивидуальное ознакомление с содержанием руководства по СУБ, подходящим для какого* пользователя в рамках организации.
___________________
* Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

5.3 Внесение изменений

Следует обеспечить метод обоснования, разработки анализа, контроля и внесения изменений в руководство по СУБ. При внесении изменений следует применять тот же анализ и процесс утверждения, что и при разработке основного руководства по СУБ.

5.4 Издание и управление изменениями

Издание документа и управление изменениями важны для гарантии того, что содержание руководства по СУБ должным образом санкционировано. Официально одобренное содержание должно легко идентифицироваться. Можно предусмотреть различные методы для облегчения физического процесса проведения изменений. Чтобы гарантировать актуальность каждого руководства по СУБ, необходимо иметь метод, обеспечивающий получение всех изменений каждым держателем руководства по СУБ и внесение этих изменений в каждое руководство. Оглавление, отдельная страница с указанием статуса пересмотра или другие подходящие средства могут быть использованы с целью убедить пользователей в том, что они получили официально одобренное руководство.

5.5 Непроконтролированные экземпляры

Все экземпляры руководства по СУБ распространяемые для выработки предложений, использования вне организации по ТОиР и в других случаях, когда контроль над изменениями не предусмотрен, должны быть идентифицированы как непроконтролированные.

Примечание - Если не предусмотреть такой процесс, то станет возможным непреднамеренное использование устаревших документов.

6 Содержание руководства по СУБ

6.1 Раздел руководства по СУБ может иметь следующую структуру:

- справочные документы для перекрестных ссылок.

Под каждым нумерованным заголовком раздела приводится описание цели данного раздела, затем указывают критерии и справочные документы.

Под "целью" понимается то, чего организация стремится достичь посредством осуществления действий, описанных в разделе. Критерии определяют объем того, что необходимо учесть при написании данного раздела.

Справочные документы служат для связи информации с другими руководствами или стандартными эксплуатационными правилами организации, которые содержат детали элементов и процессов.

6.2 Руководство может включать в себя следующие разделы:

6.2.1 Контроль документооборота.

6.2.2 Нормативные требования СУБ.

6.2.3 Сфера деятельности и интеграция СУБ полетов.

6.2.4 Политика в области безопасности полетов.

6.2.5 Ответственность за безопасность и ведущие сотрудники.

6.2.6 Представление данных о безопасности полетов и корректирующие действия.

6.2.7 Выявление опасных факторов и оценка факторов риска.

6.2.8 Мониторинг и измерение эффективности обеспечения безопасности.

6.2.9 Расследования и корректирующие действия в области обеспечения безопасности.

6.2.10 Подготовка и обмен информацией в области обеспечения безопасности полетов.

6.2.11 Постоянное совершенствование и проверка СУБ.

6.2.12 Ведение документации СУБП.

6.2.13 Контролирование осуществления изменений.

6.2.14 План действий на случай аварийной обстановки или чрезвычайных обстоятельств.

6.3 В настоящем разделе приведено примерное содержание каждого раздела.

6.3.1 Контроль документооборота

Описать, как будет осуществляться обновление (актуализация) руководств(а) и каким образом организация обеспечит, чтобы все сотрудники, участвующие в обеспечении безопасности, получали самый последний вариант руководства.

а) документы на бумажных носителях или созданные в контролируемой электронной среде и перечень для рассылки документов;

б) взаимосвязь между руководством по СУБ и другими существующими руководствами, такими как руководство по контролю технического обслуживания или руководство по летной эксплуатации;

в) процесс периодического обзора руководства по СУБ и соответствующих форм и документов для обеспечения их соответствия требованиям, адекватности и эффективности;

г) процесс реализации, согласования и утверждения регламентирующим органом.

6.3.2 Нормативные требования СУБ

Представить существующие нормативные положения и инструктивный материал по СУБ для справок, ссылок и ознакомления всех участников процесса.

а) разъяснить существующие нормативные положения и стандарты СУБ. Включить сроки их соблюдения и ссылки на консультативные материалы в соответствующих случаях;

б) там, где необходимо, разъяснить значение и последствия применения нормативных положений для организации;

в) при необходимости установить взаимосвязь с другими требованиями и стандартами, связанными с безопасностью полетов.

6.3.3 Сфера деятельности и интеграция СУБ полетов

Описать направления и объем деятельности и ресурсов организации в авиационной отрасли, к которым применимы положения СУБ. Также необходимо описание масштаба эксплуатационных процессов и оборудования, необходимых для выполнения программы организации по выявлению опасных факторов и управлению факторами риска.

а) разъяснить характер авиационной деятельности организации и ее положение или роль в отрасли в целом;

б) определить основные области, отделы, производственные участки и объекты организации, в которых применяется СУБ;

в) определить основные процессы, виды деятельности и оборудование, необходимые для выполнения программы организации по выявлению опасных факторов (HIRM) и управлению факторами риска, в особенности те, что связаны с безопасностью авиационной деятельности. Если область действия, процессы и оборудование, относящиеся к программе HIRM, описаны слишком подробно или объем текста слишком велик, этот материал может быть изложен в дополнительном документе в соответствующих случаях;

г) если СУБ будет применяться в группе взаимосвязанных организаций или подрядчиков, необходимо определить и документировать такую интеграцию и связанную с этим ответственность в установленном порядке.

д) если у организации имеются другие соответствующие системы контроля и управления, такие как СМК, ОТОСБ (охраны труда, здоровья и окружающей среды) необходимо определить их взаимосвязь с СУБ.

6.3.4 Политика в области безопасности полетов

Описать намерения, принципы управления и обязательства организации в области повышения уровня безопасности полетов в контексте поставщика услуг по ТОиР продукции или обслуживания. Описание политики в области безопасности должно быть таким же кратким, как программное заявление компании.

а) политика в области безопасности полетов должна соответствовать масштабу деятельности и сложности структуры организации;

б) политика в области безопасности содержит изложение намерений, принципов управления и обязательств организации по постоянному совершенствованию безопасности;

в) политика в области безопасности утверждается и визируется ответственным руководителем;

г) политика в области безопасности популяризуется ответственным руководителем и другими членами руководства;

д) политика в области безопасности полетов периодически пересматривается;

е) сотрудники всех уровней участвуют в создании и поддержании системы управления безопасностью;

ж) политику в области безопасности доводят до сведения всех сотрудников, чтобы ознакомить их с индивидуальными обязательствами по обеспечению безопасности.

6.3.5 Ответственность за безопасность и ведущие сотрудники

Описать полномочия, обязанности и ответственность персонала, участвующего в реализации СУБ, в обеспечении безопасности.

а) ответственный руководитель несет ответственность за то, чтобы СУБ была надлежащим образом реализована и функционировала в соответствии с требованиями во всех сферах деятельности организации;

б) должны быть назначены в установленном порядке руководитель (отдел), ответственный за безопасность, комитет по вопросам безопасности или оперативная группа по вопросам безопасности;

в) должны быть определены и документально оформлены полномочия, обязанности и ответственность персонала, участвующего в реализации СУБ, на всех уровнях организации;

г) все сотрудники должны знать свои полномочия, обязанности и ответственность в отношении любых решений и действий в сфере управления безопасности;

е) должна быть предусмотрена схема иерархии ответственности в сфере СУБ в организации.

6.3.6 Представление данных о безопасности полетов и корректирующие действия

Система представления данных о безопасности должна включать как активный (донесения об авиационном происшествии или инциденте, производственном инциденте и т.д.), так и проактивный и прогностический (донесения об опасных факторах) компоненты. Необходимо описать соответствующие системы представления данных о безопасности.

Необходимо также рассмотреть следующие элементы: формат отчета (донесения), конфиденциальность, адресаты, процедуры расследования и оценки, корректирующие (профилактические) меры и распространение отчета (донесения).

а) в организации должна быть процедура фиксирования внутренних событий, включая авиационные происшествия, инциденты и другие происшествия, входящие в сферу действия СУБ;

б) необходимо делать различие между обязательными донесениями (в случае авиационных происшествий, серьезных инцидентов, существенных неисправностей и т.д.), о которых необходимо уведомлять соответствующие организации, на которые возложен государственный контроль в области безопасности авиационной деятельности, и представлением информации об обычных незначительных происшествиях, которые не выходят за пределы организации;

в) есть система добровольного и конфиденциального представления данных об опасных факторах и происшествиях, предусматривающая защиту данных и личности информатора от раскрытия;

г) процедуры представления данных о безопасности просты, доступны и соответствуют масштабу деятельности организации;

д) представление данных в секторе происшествий с серьезными последствиями и соответствующие рекомендации адресуются руководителям соответствующего уровня и рассматриваются ими;

е) информацию собирают в соответствующей базе данных, чтобы облегчить проведение необходимого анализа.

6.3.7 Выявление опасных факторов и оценка факторов риска

Описать систему выявления опасных факторов и процесса сопоставления этих данных.

Описать процесс распределения опасных факторов и факторов риска по категориям и их дальнейшую приоритизацию по степени значимости в целях подготовки документированной оценки безопасности. Описать, как проводят оценку безопасности и как реализуют планы профилактических мер.

а) выявленные опасные факторы оценивают, распределяют по степени значимости и обрабатывают для надлежащей оценки факторов риска;

б) предусмотрен структурированный процесс оценки факторов риска, включающий в себя оценку степени их серьезности, возможности, а также профилактических средств контроля;

в) основной задачей выявления опасных факторов и оценки факторов риска является обеспечение безопасности;

г) при оценке факторов риска используют рабочие журналы, формы или компьютерные программы, соответствующие сложности структуры и эксплуатационной деятельности организации;

д) подготовленная оценка безопасности визируется руководителем соответствующего уровня;

е) существует процесс оценки эффективности разработанных корректирующих, профилактических и восстановительных мер;

ж) существует порядок регулярного рассмотрения оценок безопасности и документального оформления их выводов.

6.3.8 Мониторинг и измерение эффективности обеспечения безопасности

Описать компонент СУБ, касающийся мониторинга и измерения эффективности обеспечения безопасности, включая показатели эффективности обеспечения безопасности (SPI).

а) формальный процесс разработки и обновления ряда показателей эффективности обеспечения безопасности и соответствующих целевых показателей;

б) установление соответствия между SPI и целями организации по обеспечению безопасности, если применимо, и процесс одобрения;

в) процесс отслеживания эффективности SPI, включая проведение корректирующих действий при возникновении неприемлемых или ненормальных тенденций;

г) любые другие дополнительные критерии или процедуры мониторинга и измерения эффективности СУБ или обеспечения безопасности.

6.3.9 Расследования и корректирующие действия в области обеспечения безопасности.

Описать, как проводят расследования и обработку данных об инцидентах и событиях, связанных с ТОиР внутри организации ТОиР, включая их соответствие системе выявления опасных факторов и управления факторами риска в СУБ организации.

а) процедуры, обеспечивающие внутреннее расследование инцидентов и событий, о которых была представлена информация;

б) распространение в организации и предоставление в соответствии с установленным порядком отчетов о завершенных расследованиях;

в) процедура, обеспечивающая осуществление установленных или рекомендованных корректирующих действий и оценку их результатов и эффективности;

г) порядок дисциплинарного расследования и действий, предпринимаемых по выводам отчетов о расследованиях;

д) четко определенные условия, при которых рассматривают дисциплинарные меры (например, незаконные действия, безответственная неосторожность, грубая небрежность или умышленное нарушение);

е) процедура, обеспечивающая выявление активных отказов в работе, а также сопутствующих факторов и опасных факторов;

ж) процедура и формат расследования предусматривают обработку результатов выявления содействующих факторов или опасных факторов для дальнейших действий системы организации по выявлению опасных факторов и управлению факторами риска при необходимости.

6.3.10 Подготовка и обмен информацией в области обеспечения безопасности полетов

Описать вид полученной персоналом подготовки в области СУБ и других мер по обеспечению безопасности и процесс обеспечения эффективности этой подготовки. Описать документальное оформление проведения подготовки. Описать процессы и каналы обмена информацией о безопасности внутри организации.

а) учебная программа, потенциальные участники и требования к подготовке документально оформлены;

б) существует процесс аттестации для оценки эффективности подготовки;

в) подготовка включает в себя начальную подготовку, переподготовку и повышение квалификации при необходимости;

г) подготовка в области СУБ организации является частью общей программы обучения в организации;

д) ознакомление с СУБ включено в подготовку сотрудника при найме в организацию или в учебную программу;

е) процессы и каналы обмена информацией о безопасности внутри организации.

6.3.11 Постоянное совершенствование и проверка СУБ

Описать процесс постоянного пересмотра и совершенствования СУБ.

а) процесс регулярных внутренних проверок и перепроверок СУБ организации с целью обеспечить ее соответствие требованиям, адекватность и эффективность;

б) описать другие программы, содействующие постоянному совершенствованию СУБ организации и эффективности обеспечения безопасности, исследования в области безопасности полетов, системы ИСО.

6.3.12 Ведение документации СУБП

Описать метод хранения документации, связанной с СУБП.

а) организация имеет систему учета или архивации документации СУБ, которая обеспечивает сохранение всех документов, созданных в связи с реализацией и функционированием СУБ;

б) документы, подлежащие хранению, включают в себя отчеты об опасных факторах, отчеты об оценке факторов риска, протоколы заседаний оперативной группы по вопросам безопасности, таблицы показателей эффективности обеспечения безопасности, отчеты о проверках СУБ и документы о подготовке персонала в области СУБ;

в) документы должны быть отслеживаемыми для всех элементов СУБ и доступными для повседневного управления СУБ, а также для целей внутренних и внешних проверок.

6.3.13 Контролирование осуществления изменений

Описать процессы управления изменениями, которые могут влиять на факторы риска для безопасности, и интеграцию этих процессов в СУБ.

а) процедуры, обеспечивающие, что при проведении существенных организационных изменений или изменений в эксплуатационной деятельности будет учтено любое возможное влияние на существующие факторы риска для безопасности;

б) процедуры, обеспечивающие проведение надлежащей оценки безопасности до внедрения нового оборудования или процессов, которые могут повлиять на факторы риска для безопасности;

в) процедуры пересмотра существующих оценок безопасности в случае изменений в соответствующих процессах или оборудовании.

6.3.14 План действий на случай аварийной обстановки или чрезвычайных обстоятельств

Описать цели и обязательства организации при возникновении аварийных ситуаций и соответствующие восстановительные меры. Описание ролей и обязанностей ведущих сотрудников. План мероприятий на случай аварийной обстановки может быть в виде отдельного документа или может быть частью руководства по СУБ.

а) организация имеет план действий на случай аварийной обстановки, в котором описаны роли и обязанности в случае серьезного инцидента, кризисной ситуации или авиационного происшествия;

б) существует порядок оповещения;

в) организация имеет договоренности с другими организациями об оказании помощи и предоставлении услуг в чрезвычайной ситуации в случае необходимости;

г) организация имеет установленный порядок действий в условиях чрезвычайной ситуации;

д) существует процедура наблюдения за состоянием всех пострадавших лиц и оповещения их родственников;

е) организация имеет установленный порядок решения вопросов, связанных с сотрудничеством со СМИ и страховыми организациями;

ж) в организации определены обязанности и ответственность за расследование авиационных происшествий;

и) четко определены требования в отношении сохранения вещественных доказательств, безопасности пораженной зоны и обязательного представления информации о безопасности официальным органам;

к) существует программа подготовки по обучению персонала действиям в чрезвычайной ситуации;

л) план эвакуации выведенного из строя ВС или оборудования разработан организацией в ходе консультаций с владельцами ВС и оборудования, эксплуатантами аэродрома или другими организациями, если применимо;

м) существует процедура фиксирования действий, осуществляемых в ходе мероприятий в случае аварийной обстановки.

ГОСТ Р 56120-2014 Воздушный транспорт. Система менеджмента безопасности авиационной деятельности (СМБ-АД). Система менеджмента авиационного Комплекса поставщиков обслуживания - проектировщиков авиационной техники. Руководство по системе менеджмента безопасности авиационной деятельности организации по техническому обслуживанию и ремонту (ТОиР)