Руководства, Инструкции, Бланки

к какому виду документов относится должностная инструкция img-1

к какому виду документов относится должностная инструкция

Рейтинг: 4.5/5.0 (1923 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

К какому виду документов относится должностная инструкция

Меню К какому виду документов относится должностная инструкция "Кадровик. Кадровое делопроизводство", 2009, N 11. КАК СОСТАВИТЬ, СОГЛАСОВАТЬ И УТВЕРДИТЬ ДОЛЖНОСТНУЮ ИНСТРУКЦИЮ. В статье разъясняется, к каким видам документов относятся должностные инструкции, кем они утверждаются

Должностная инструкция: понятие, назначение, структура, порядок составления и оформления
Составив положения о структурных подразделениях местной администрации, в которых указаны задачи и функции, определен общий объем работ, установлен численный и должностной состав подразделений, приступают к разработке должностных инструкций на каждого предполагаемого работника (вакантную должность), проводя рациональное распределение труда в каждом подразделении.
Понятие, назначение, виды должностных инструкций
Должностная инструкция - правовой акт, издаваемый предприятием в целях регламентирования организационно-правового положения работника, его обязанностей, прав, ответственности и обеспечивающий условия для его эффективной работы.
Должностная инструкция, являясь важным организационно-правовым документом, должна включать перечень функциональных обязанностей работника, квалификационные требования для замещения данной должности, определять степень его ответственности и компетентности.
Критерии оценки эффективности труда, содержащиеся в должностной инструкции, значительно облегчат руководителю процесс взыскания и премирования. Ее можно использовать при аттестации сотрудников, при разрешении трудовых споров.
Основой для разработки должностных инструкций служат квалификационные характеристики, содержащиеся в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС).
При разработке должностных инструкций также учитываются требования «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов», утв. постановлением Госстандарта России от 03.03.2003 N 65-ст.
Правильно составленная должностная инструкция дает возможность:
? получить четкое представление о трудовой функции работника;
? грамотно распределять трудовую нагрузку на персонал, избегая ее дублирования;
? определять необходимую квалификацию персонала;
? эффективно проводить аттестацию рабочих мест;
? эффективно проводить аттестацию персонала, определяя соответствие лица занимаемой должности;
? снижать судебные риски при привлечении сотрудника к дисциплинарной ответственности за невыполнение возложенных на него трудовых обязанностей.
Должностные инструкции могут быть типовыми и конкретными (индивидуальными). Типовые должностные инструкции разрабатываются для однотипных организаций и структурных подразделений и на их основе разрабатываются конкретные (индивидуальные) должностные инструкции. Примеры типовых инструкций:

Процесс разработки должностных инструкций можно представить в виде Но поскольку должностные инструкции являются документами Госстандарта РФ от 30 декабря 1993 года №299 относится к организационно-распорядительным

Типовые должностные инструкции работников федеральных государственных архивов, утвержденные приказом Росархива от 7 октября 1998 г. № 65;
Типовая должностная инструкция инспектора (по контролю пассажирских поездов и вокзалов) пригородного сообщения, распоряжение ОАО «РЖД» от 18.02.2008 №313.
Типовая должностная инструкция, как правило, включает в себя следующие разделы:
? область деятельности работника, категорию должности (руководитель, специалист и т. п.), место в структуре организации, порядок и условия назначения и освобождения от должности, порядок замещения во время его отсутствия, квалификационные требования к сотруднику, перечень нормативных документов.
? цели, к достижению которых должен стремиться сотрудник, занимающий данную должность;
? должностные обязанности (описание конкретных трудовых процедур);
? права и связи по должности (функциональное и линейное подчинение сотрудника, функциональное и линейное руководство, осуществляемое сотрудником, какие должности замещает в порядке текущего замещения, кто замещает данную должность при временном отсутствии сотрудника, часто включает и перечень обязательных документов, образуемых при осуществлении должностных обязанностей);
? ответственность (какие конкретные действия являются основаниями для привлечения к дисциплинарной и материальной ответственности работника).
Составление должностной инструкции ? это достаточно сложный и кропотливый процесс. При этом он может значительно отличаться в зависимости от того, составляется ли она на уже существующую и занятую должность или же на должность, планируемую к введению. Однако во всех случаях он состоит из нескольких этапов.
Подготовительный этап. На данном этапе оценивается необходимость введения новых должностных
единиц, определяется общий круг обязанностей и место в организационной структуре.
Разработка проекта должностной инструкции. На этом этапе документ наполняется реальным содержанием. Фиксируются обязанности, определяются права.
Согласование проекта должностной инструкции.
Утверждение должностной инструкции.
Ознакомление с должностной инструкцией персонала, занимающего соответствующие должности.
Наиболее трудоемкими являются первый и второй этапы работы. Остальные, по сути, представляют собой организационные действия, необходимые для эффективного использования данного документа. Серьезным подспорьем в разработке должностной инструкции могут послужить квалификационные справочники.
На первом, подготовительном этапе необходимо определить цели, задачи и виды работ, структурные связи, в которых будет задействован новый персонал. Любая из них имеет свои положительные и отрицательные стороны, и выбор, какую из них использовать, зависит от уровня квалификации и предыдущего опыта сотрудников, осуществляющих сопровождение процесса создания нового структурного подразделения.

это например распоряжение, а накладная, расписка и письмо-сообщение к каким видам относится. По назначению - организационные документы ( Устав, Должностная инструкция, Положение, Штатное расписание, Структура и штатная

После определения видов работ и производственных процессов необходимо оценить их общую трудоемкость и затем определить численность персонала, необходимого для их осуществления. Определение трудозатрат, то есть, нормирование труда, ? это один из самых сложных этапов работы.
На этом же этапе определяются предполагаемые размеры заработной платы, будущих сотрудников и общие затраты на персонал. Планирование заработной платы позволяет рассчитывать эффективность использования персонала и производительность труда. Этот этап заканчивается утверждением штатного расписания нового подразделения.
Определение видов работы и производственных процессов, осуществляемых в структурном подразделении, ? это, по сути, половина работы над должностной инструкцией. На втором этапе остается только выделить из общего объема конкретные действия и связи по должности и определить уровень квалификации, необходимый для их осуществления. При этом необходимо понимать, что для организации невыгодны ни завышение, ни занижение данного уровня. Завышение квалификационных требований к персоналу ведет к проблемам в его поиске и необоснованному росту стоимости персонала для компании, ведь уровень заработной платы и компенсационного пакета напрямую зависит от квалификации работника. Занижение же квалификационного уровня неизбежно ведет к тому, что возложенная на сотрудника работа не будут выполнена или будет выполнена с низким качеством. Идеальные варианты встречаются достаточно редко. Более обычной является ситуация, когда новая должность «выделяется» из уже существующих должностных обязанностей или вводится в связи с возникновением новых в уже существующем подразделении. Как правило, это производится при росте непрофильных операций, выполняемых сотрудниками вследствие роста общей нагрузки на персонал или изменения условий труда. В данном случае процедура несколько отличается от вышеизложенной.
Работа по введению новой должности в уже существующее и активно работающее подразделение начинается с определения, от каких обязанностей она должна освободить уже существующие должности и какие обязанности предполагается возложить на нее дополнительно. Затем проводится оценка предполагаемой эффективности введения данной должности. Оценивается количество времени, которое будет перенаправлено сотрудниками на основную работу, увеличение качества работы и ряд других показателей. Одновременно оценивается стоимость привлечения нового сотрудника (затраты на поиск и наем, заработная плата и компенсационный пакет) исходя из соотношения этих двух цифр и определяется возможность введения новой
Однако с ростом организации происходит и значительный рост документооборота. Документы начинают «теряться» между отделами, возникают задержки при их согласовании, при этом установить, по чьей вине они происходят, достаточно сложно. Для фиксации входящей и исходящей документации и контроля за прохождением согласования документов, разработанных в юридическом отделе, необходимо отвлекать квалифицированного юриста, растет объем непрофильной работы, а также работы, не требующей высокого уровня специальной квалификации. На этом фоне введение должности секретаря в юридический отдел может стать насущной необходимостью.
Согласование должностной инструкции ? это одна из необходимых административных процедур. Документ проходит два типа согласований. Первый ? технические согласования, это прежде всего согласование юридическим подразделением, которое призвано выявить возможные нарушения трудового законодательства, по ряду должностей производится согласование с подразделением, обеспечивающим безопасность труда, достаточно часто производится и согласование с финансовым подразделением компании, для определения уровня затрат.
Второй тип ? согласование со структурными подразделениями организации. Данная процедура преследует несколько целей. Прежде всего она направлена на исключение дублирования должностных обязанностей и на информирование руководителей смежных подразделений об изменениях в порядке взаимодействия. Кроме того, необходимо понимать, что введение новых должностей обычно ведет к необходимости корректировки должностных инструкций и других сотрудников, и согласование как раз помогает определить, какие из них подлежат корректировке.
Действующее законодательство не устанавливает требования о согласовании должностных инструкций с представительными органами работников, но в ряде случае это может помочь избежать в последующем возможных конфликтов, особенно когда речь идет об изменении уже существующих должностных инструкций.
Следующий этап ? это утверждение согласованной инструкции. Как правило, они утверждаются путем издания приказа полномочным лицом организаци

Если в должностной инструкции обязанности сформулированы в общем виде, неконкретно и обтекаемо, то этот документ является чисто К дополнительным разделам относится и разд. "Порядок пересмотра должностной инструкции".

"Кадровик". В статье разъясняется, к каким видам документов относятся должностные инструкции, кем они утверждаются, согласовываются, где фиксируется подпись об ознакомлении.

Другие статьи

Виды служебных документов

/ экзамен / Виды служебных документов

Виды служебных документов

Документы учреждений, организаций и предприятий принято различать: по видам деятельности, наименованию, месту составления и т.д.

Наиболее крупными группами документов по видам деятельности являются: организационно-распорядительные, финансово-расчетные, спра­воч­но-информационные.

По наименованиям документы подразделяются на уставы, положения, приказы, протоколы, инструкции, планы, отчеты, акты и т.п. Однако классифицировать документы по наименованиям не всегда целесообразно, так как зачастую документы одного и того же наименования выполняют различную роль. Ничего общего нет между заявлением о приеме на работу и заявлением об открытии расчетного счета в банке.

По месту составления документы делятся на внутренние и внешние. Внутренняя документация создается данным учреждением и отражает внутриучрежденческие операции.

К внешним относятся документы, полученные учреждением извне или направленные им другим организациям или лицам.

По количеству отраженных в тексте вопросов документы делятся на простые и сложные.

Под простыми понимаются документы, содержание которых посвящено одному вопросу (факту, событию, явлению). В сложных документах отражается несколько вопросов.

Рассмотрим следующие наиболее крупные группы документов по видам деятельности:

Она подразделяется на пять основных групп:

1.1. Организационная документация (положения, уставы, инструкции, протоколы), посредством которой определяется статус учреждения, структурных звеньев и порядок их работы.

1.2. Распорядительнаядокументация (постановления, распоряжения, решения, приказы по основной деятельности, указания), характеризующая административную деятельность учреждения.

1.3. Справочно-информационнаядокументация (письма, телеграммы, докладные записки, справки, обзоры, сводки и др.).

1.4. Документация о личном составе (приказы о личном составе, личные дела и карточки, записки о переводе, характеристики и др.).

1.5. Предложения, заявления и жалобы граждан.

Рассмотрим некоторые из перечисленных видов документов, наиболее часто встречающихся.

Положение. Это правовой акт, определяющий порядок образования, права, обязанности и организацию работы учреждений и структурных подразделений на длительный промежуток времени.

Инструкции. Инструкция – это правовой акт, устанавливающий правила, регулирующие организационные и специальные стороны деятельности учреждений, их подразделений и отдельных должностных лиц. Инструкции могут быть индивидуальными и типовыми.

Протоколы. Протокол – документ, содержащий запись хода обсуждения вопросов и принятия решений на собраниях, совещаниях, конференциях и заседаниях коллегиальных органов.

Организационно-распорядительная документация играет исключительно важную роль в деятельности предприятий. Посредством ее документируются такие важные вопросы, как: определение функций и прав органа в целом, его структурных подразделений и подведомственных организаций; установление и изменение структуры и штатов учреждений; реорганизация и ликвидация организаций и их структурных звеньев; контроль за подведомственными объектами; организация информации; обеспечение аппарата управления кадрами; организация процесса управления. Каждый из перечисленных вопросов делится на более мелкие, конкретные задачи. С этой документацией практически работают сотрудники всех струк­турных подразделений учреждения, предприятия.

Она обеспечивает точное и своевременное выполнение финансовых, банковских и других операций, способствует рациональному использованию денежных средств. Эти документы составляют в основном работники бухгалтерии.

Служебное письмо. Это обобщенное название различных по содержанию документов, служащих средством общения между учреждениями, между частными лицами и учреждениями.

Телеграммы. В тех случаях, когда необходима срочная передача информации адресату, текст ее можно передать по телеграфу, факсу, другим средствам электронной связи. Текст телеграммы должен быть кратким и четким.

Докладные записки. Докладная записка содержит обстоятельное изложение какого-либо вопроса с выводами и предложениями. Адресуется руководителю данного или вышестоящего учреждения.

Законодательно утвержденной унифицированной формы должностной инструкции как отдельного вида документа в настоящее время нет, поэтому при ее разработк

Структура и содержание должностной инструкции

Законодательно утвержденной унифицированной формы должностной инструкции как отдельного вида документа в настоящее время нет, поэтому при ее разработке необходимо руководствоваться Государственным стандартом Республики Беларусь СТБ 6.38-2004 «Унифицированные системы документации Республики Беларусь. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов».

Структура текста должностной инструкции должна содержать следующие разделы:

— Взаимоотношения (связи по должности);

— Ответственность (оценка работы и ответственность).

Содержание раздела «Общие положения» полностью определяется традициями каждой конкретной организации и практически не влияет на качество самого документа. Каждый разработчик имеет свое представление о том, как должен выглядеть этот раздел. Как правило, в нем указываются нормативные правовые акты, на основании которых разработана должностная инструкция, точное наименование должности, подчиненность, порядок назначения, порядок замещения при временном отсутствии, порядок взаимодействия с другими работниками и др. Кроме того, во многих организациях также указывается перечень нормативных правовых актов, которыми должен руководствоваться работник при выполнении трудовых обязанностей. Заметим, что этот раздел должен быть унифицирован во всех должностных инструкциях, иначе значение приобретут не сами формулировки, а различия в них.

Необходимо отметить, что в соответствии со ст. 19 ТК наименование должности должно соответствовать квалификационным справочникам, утверждаемым в порядке, определяемом Правительством Республики Беларусь. На данный момент в Республике Беларусь наименование должностей должно соответствовать Общегосударственному классификатору Республики Беларусь «Профессии рабочих и должности служащих» (ОКРБ 006-96), утвержденному приказом Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации Министерства образования и науки Республики Беларусь от 30.12.1996 № 234 (с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.02.2009). В этом же нормативном акте изложен также перечень наименований профессий рабочих.

В разделе «Квалификационные требования» должны быть определены уровень и профиль специальной подготовки работника, необходимой для выполнения возложенных на него обязанностей, и требования к стажу работы.

Раздел «Функции» содержит основные функции работника и перечень видов работ, которые могут быть поручены работнику полностью или частично. Здесь нужно указать степень участия работника в той или иной технологической операции или управленческой задаче. Следует учитывать, что функции должны быть выполнимыми и понятными для работника.

В разделе «Должностные обязанности» перечисляются конкретные виды работ, выполняемые работником в определенных организационных условиях производства, труда и управления. За основу берется раздел «Должностные обязанности» квалификационных характеристик должностей, изложенных в ЕКСД. Кроме того, в должностных инструкциях могут быть определены обязанности, содержащиеся в квалификационных характеристиках других должностей, однако они должны быть близкими по содержанию работ, равными по сложности, их выполнение не должно требовать наличия другой специальности, квалификации и изменения наименования должности. Внесение таких обязанностей может быть вызвано организационно-техническим и экономическим развитием, проведением мероприятий по совершенствованию организации и повышению эффективности труда в организации. Однако нужно учитывать, что если наниматель вносит изменения или дополнения в действующую должностную инструкцию, в результате чего у работника появляются дополнительные обязанности, не обусловленные трудовым договором, то нанимателю следует соблюсти процедуру, необходимую при изменении существенных условий труда. В частности, работник должен быть предупрежден об изменении существенных условий труда не позднее чем за один месяц.

Одни разработчики должностных инструкций определяют должностные обязанности работника в общих чертах, другие пытаются максимально четко описать каждый выполняемый вид работы. В результате общие формулировки не позволяют работнику четко определить, что именно он должен делать и в какой последовательности, а максимально подробное изложение превращает работника в технического исполнителя, лишая его всякой инициативы. Также в случае даже небольшого изменения технологического процесса, в котором задействован работник, появляется необходимость пересмотра должностной инструкции для внесения изменений и дополнений, а это уже является изменением существенных условий труда. Поэтому необходимо придерживаться золотой середины. Для того чтобы необходимость внесения в инструкцию изменений и дополнений не возникала часто, целесообразно в раздел «Должностные обязанности» включить пункт, согласно которому работник обязан выполнять разовые поручения руководителя, касающиеся его функций.

В разделе «Взаимоотношения (связи по должности )» устанавливаются круг служебных связей, взаимоотношения с иными структурными подразделениями. Заметим, что подобная информация в любом случае изложена в положении об отделе, поэтому подробное ее изложение будет являться дублированием одного документа другим.

Разделом «Права» закрепляется круг прав, необходимых работнику для выполнения и реализации возложенных на него обязанностей, определенных законодательством и локальными нормативными правовыми актами. Чаще всего в этом разделе прописываются стандартные формулировки, согласно которым работник имеет право:

— знакомиться с проектами решений руководителя организации, касающимися его деятельности;

— вносить на рассмотрение руководителя организации предложения по совершенствованию работы, связанной с обязанностями, предусмотренными должностной инструкцией;

— получать от руководителей структурных подразделений, других работников информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей;

— требовать от руководителя организации оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей, прав и т.д.

Раздел должностной инструкции «Ответственность» определяет формы ответственности (материальная, дисциплинарная, административная и т.д.) работника за несоблюдение должностных обязанностей, возложенных должностной инструкцией, правилами внутреннего трудового распорядка и других локальных нормативных актов, действующих в организации.

Согласование и утверждение должностной инструкции

Проект должностной инструкции подписывает разработчик и отправляет его на согласование с заинтересованными лицами, которые могут вносить свои изменения и дополнения. Такими лицами обычно являются непосредственный руководитель, руководитель структурного подразделения, руководитель одного направления деятельности, а также работник отдела труда и заработной платы либо отдела правовой и кадровой работы. Необходимо также согласование должностной инструкции как локального нормативного правового акта с юрисконсультом на соответствие ее действующему законодательству. После согласования должностная инструкция утверждается в соответствии с локальными нормативными правовыми актами организации и отправляется в отдел кадров, где шнуруется и утверждается печатью организации. Непосредственный руководитель знакомит работника с должностной инструкцией под роспись. Заметим, что отметка об ознакомлении работника с инструкцией может быть как в конце должностной инструкции, так и на листе ознакомления, который является неотъемлемой ее частью.

Реквизиты согласования, утверждения и ознакомления должны соответствовать требованиям постановления Министерства юстиции Республики Беларусь от 19.01.2009 № 4 «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в государственных органах и организациях Республики Беларусь».

Требования должностной инструкции являются обязательными для работника с момента его ознакомления и подписания инструкции. Поэтому целесообразнее подготовить проект документа и утвердить его до приема на работу сотрудника.

Все разработанные должностные инструкции подлежат обязательной регистрации в отделе кадров, при этом им присваивается порядковый регистрационный номер. Журнал регистрации ведется специалистами отдела кадров и хранится постоянно.

Должностные инструкции в обязательном порядке подлежат корректировке в случаях:

— изменения организационной структуры;

— изменения штатного расписания;

— перераспределения функций между должностными лицами и подразделениями;

— изменений в законодательстве.

Порядок внесения изменений и дополнений аналогичен порядку разработки и согласования должностной инструкции.

Пересмотр должностных инструкций целесообразно осуществлять 1 раз в 3 года в целях уточнения распределения обязанностей между работниками и проведения мероприятий по совершенствованию организации и повышению эффективности труда в организации.

Кадровику на заметку

Должностные инструкции разрабатываются на имеющиеся в штатном расписании должности, а не на конкретных работников, то есть должностные инструкции носят обезличенный характер. Отсюда следует, что для любого работника, претендующего на замещение конкретной должности в данной организации, будет действовать одна и та же должностная инструкция.

Похожие документы:

отдельныхвидов преступлений"24, в 1932 г. — "Новые формы и методы расследования должностных. криминалистическое исследование документов. а какие -то нет. например. в настоящеевремя — наиболее распространенный прием. Ее достоинства как метода фиксации.

документах ; соблюдение сроков исполнения поручений руководства и т. д. Как правило, должностнаяинструкция заканчивается указанием на порядок ее. в сфере управления в настоящеевремя получили документы. создаваемые при помощи текстовых процессоров, особенно.

20%. В настоящее. время машина разобрана и отдельныеее части, представляющие интерес. три года в настоящеевремя заканчивается разработкой. Приутверждении плана опытных работ. каких -либо еще упоминаний о комиссии Политбюро в других источниках нет. Поэтому.

счета клиента. При этом заполняемый банком расчетный документ оформляется подписями должностных лиц банка. из видов конкурсов - "Публичный конкурс", в то времякакотдельнымвидом обязательств является в действительности конкурс как таковой.

положения и должностныеинструкции. даются. приее отсутствии - производственно-диспетчерским отделом предприятия. В функции этих подразделений входят: разработка. выпуска отдельныхвидов. настоящеевремя получили такие формы организации производства, как.

утверждениядолжностныхинструкций и Инструкций. регламентирующих конкретные мероприятия. Приводим некоторые Из правил разработки и утверждения этих документов. дальные составляющие в ее структуру. В западной традиции (что в настоящеевремя перенимается и.

Организационно-правовые документы

"САМЫЙ БОЛЬШОЙ БАНК РЕФЕРАТОВ" Рефераты Рекомендуем Организационно-правовые документы
  • Введение 2
    • 1. Организационно-правовые документы 3
    • 2. Устав организации 5
    • 3. Учредительный договор 12
    • 4. Инструкция 13
    • 5. Структура и штатная численность 23
    • 6. Штатное расписание 23
    • Заключение 25
    • Список литературы 27
Введение

Организационные документы - это комплекс документов, содержащих правила создания организации, в том числе: выбор ее организационно-правовой формы; компетенцию, структуру, штатную численность, состав должностей (руководителей, специалистов, технических исполнителей); формирование совещательных органов управления; установление режима работы и системы охраны; организацию и оценку труда; порядок реорганизации и ликвидации.

1. Организационно-правовые документы

Организационно-правовые документы реализуют нормы административного права и являются правовой основой деятельности организации.

Организационные документы содержат положения, обязательные для исполнения.

К организационно-правовым документам относятся:

положение об организации;

положения о структурных подразделениях, коллегиальных и совещательных органах;

структура и штатная численность;

инструкции по определенным направлениям деятельности;

должностные инструкции работников;

правила внутреннего трудового распорядка (положение о персонале) и др.

Организационные документы оформляются на общем бланке организации или на стандартном листе бумаги с нанесением всех необходимых реквизитов.

Датой организационных документов является дата утверждения.

Организационные документы утверждаются руководителем организации или ее структурного подразделения либо вышестоящей организацией. Утверждение осуществляется либо проставлением грифа утверждения на самом документе, либо изданием другого документа.

Заголовок к тексту в организационных документах должен согласовываться с наименованием вида документа, например:

положение (о чем?) об отделе кадров;

структура и штатная численность (чего?) аппарата Министерства;

инструкция (о чем?) о ведении бухгалтерского учета;

должностная инструкция (кого?) референта.

Организационные документы имеют сложную структуру текста.

Констатирующей частью текста организационных документов является раздел "Общие положения", в котором указываются основания разработки, основное назначение организационного документа, сфера его распространения, ответственность за нарушение установленных правил и технологий.

Основной текст организационных документов делится на главы, пункты и подпункты. Главы должны иметь названия. Главы нумеруются римскими цифрами. Нумерация пунктов и подпунктов производится арабскими цифрами.

Организационные документы проходят установленный в организации порядок согласования. Согласование осуществляется со всеми заинтересованными подразделениями и должностными лицами, с юридической службой, проверяющей соответствие данного организационного документа действующему законодательству.

С точки зрения срока действия организационно-правовые документы относятся к бессрочным и действуют до их отмены или до замены новыми.

Особенностью организационно-правовых документов является возможность вносить в них изменения и дополнения в тех случаях, когда нет необходимости перерабатывать весь документ.

К первым и основным организационно-правовым документам относятся учредительные документы: устав или положение об организации, учредительный договор.

Общие положения, определяющие наименования видов организационных документов и порядок их оформления, приведены в Гражданском кодексе РФ (гл.4, ч. I).

Организация, являющаяся юридическим лицом, "действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида" (ст.52 ГК РФ).

Устав - правовой акт, определяющий структуру, функции и права предприятия, организации, учреждения.

Типовая структура текста устава государственного учреждения (пример 1) закреплена в "Унифицированной системе организационно-распорядительной документации".

Структура текста устава негосударственной организации отличается от структуры текста устава государственного учреждения. Устав негосударственного предприятия содержит дополнительные разделы, в которых отражается специфика его организации и деятельности.

В Гражданском кодексе РФ дан перечень обязательных сведений, которые должны быть отражены в уставе организаций с различной организационно-правовой формой.

Приведем возможные разделы устава.

Общие положения. В разделе указываются полное и сокращенное официальные наименования организации; ее статус, почтовый адрес; основания, на которых создана организация; чем она руководствуется в своей деятельности; наличие филиалов, дочерних фирм, представительств; предмет и цели деятельности; наличие зарегистрированного товарного знака, фирменного бланка, печати.

Типовая структура текста устава государственного учреждения

Акционерный капитал (уставный капитал). В разделе определяются размеры вкладов каждого учредителя (участника), оговариваются условия увеличения (уменьшения) уставного фонда, регламентируются права участников на отдельные объекты, входящие в состав имущества организации.

Порядок деятельности. Раздел устанавливает цели, виды деятельности, механизм отношений организации с другими организациями в вопросах финансово-хозяйственной деятельности, а также определяет права, которыми наделяются участники в процессе финансово-хозяйственной деятельности.

Управление. Раздел регламентирует состав органов управления и их полномочия. Например, в акционерном обществе с большим числом акционеров это могут быть:

общее собрание акционеров - высший орган управления обществом (в разделе устанавливается порядок созыва, проведения общих собраний, правомочность принятых решений);

совет директоров - высший орган управления обществом в промежутках между собраниями акционеров, избираемый общим собранием (в разделе устанавливается количество директоров, срок, на который они избираются, компетенция, порядок выбора председателя и на какой срок);

исполнительные органы - генеральный директор, исполнительный директор, правление (в разделе устанавливается, какие именно исполнительные органы действуют, их компетенция, права и порядок деятельности);

ревизионная комиссия - орган, осуществляющий проверки финансово-хозяйственной деятельности (устанавливается порядок формирования комиссии, сроки и частота проведения проверок, порядок представления отчетности).

Учет и отчетность; распределение прибыли. В разделе устанавливается порядок ведения бухгалтерской и статистической отчетности, порядок представления сведений о деятельности общества в налоговые и иные органы, порядок подведения итогов о финансовой деятельности общества, порядок распределения прибыли.

Прочие накопления. В разделе устанавливаются дополнительные фонды общества, кроме уставного (страховой, резервный), если таковые имеются.

Прекращение деятельности. Раздел устанавливает порядок ликвидации общества, его реорганизации, а также порядок рассмотрения споров общества с физическими и юридическими лицами.

Отметка о регистрации проставляется на титульном листе устава. Она состоит из:

наименования органа, осуществляющего государственную регистрацию создаваемых организаций;

государственного регистрационного номера;

печати регистрирующего органа.

Гриф утверждения также выносится на титульный лист и заверяется печатью.

Устав государственной организации утверждается вышестоящим учреждением, а негосударственной - его учредителями, общим собранием акционеров. Пример оформления титульного листа устава приведен в примере 2.

Положение об организации (структурном подразделении)

Положение - правовой акт, определяющий состав, компетенцию, порядок образования, правовое положение, права, обязанности, организацию деятельности государственных органов, учреждений, организаций, структурных подразделений (служб).

Образец оформления титульного листа устава

Положения могут быть типовыми (примерными) и конкретными (индивидуальными). При наличии типового положения конкретные положения разрабатываются на его основе. Типовые положения разрабатываются для однотипных организаций и структурных подразделений.

Различают положения об организациях и положения о структурных подразделениях (службах).

Положение об организации - это документ, на основании которого действуют государственные бюджетные организации (органы государственной власти и управления всех уровней).

Схема положения о государственном учреждении аналогична схеме устава государственного учреждения.

Положение об организации оформляется на общем бланке. Обязательными реквизитами положения об организации являются: заголовок к тексту, текст, подпись, гриф утверждения, печать.

Структура текста положения так же, как и текста устава, регламентирована УСОРД и включает следующие разделы (пример 1.4 3).

Положения о структурных подразделениях (службах) можно классифицировать на:

Пример 3. Типовая структура текста положения

положения о структурных подразделениях;

положения о коллегиальных и совещательных органах, как руководящих (совет директоров, правление), так и специализированных (ученый совет, педсовет, научно-технический совет и др.);

положения о временных органах (совещания, комиссии, советы).

Положение о структурном подразделении оформляется на общем бланке организации. Обязательными реквизитами данного вида документов являются: наименование организации, наименование структурного подразделения, дата, номер документа, место составления, заголовок к тексту, текст, подпись, гриф утверждения.

Положения о подразделениях:

подписываются руководителем подразделения;

утверждаются руководителем организации.

Текст положений о структурных подразделениях включает следующие разделы.

Общие положения. В разделе "Общие положения" указываются: полное официальное наименование подразделения, дата, номер и наименование правового акта, на основании которого создано и действует подразделение, чем руководствуется в своей деятельности, кем возглавляется и кому подчиняется, порядок назначения и освобождения от должности руководителя подразделения, наличие у подразделения печати.

Цели и задачи. В разделе "Цели и задачи" перечисляются основные проблемы, решаемые подразделением и определяющие характер и направления деятельности подразделения.

Функции. В разделе "Функции" указываются действия или виды работ, которые должно выполнять подразделение для осуществления поставленных перед ним задач. Функции должны полностью отражать специфику деятельности подразделения.

Права и обязанности. В разделе "Права и обязанности" перечисляются права, которыми наделяется подразделение в лице его руководителя. В этом же разделе устанавливаются виды дисциплинарной, административной, а при необходимости - и уголовной ответственности, которую может нести руководитель подразделения в случае невыполнения подразделением своих обязанностей.

Взаимоотношения. В разделе "Взаимоотношения" регламентируются информационные и документационные потоки подразделения, основные документы, создаваемые им, указывается, с какими подразделениями и организациями осуществляется взаимодействие, какую информацию получает и представляет подразделение, периодичность и сроки представления; в каком порядке и кем рассматриваются возникающие разногласия.

Изменения в положение о структурном подразделении вносятся приказом руководителя организации.

Положения о коллегиальных и совещательных органах, как руководящих (совет директоров, правление), так и специализированных (ученый совет, педсовет, научно-технический совет и др.), также носят нормативный характер и определяют состав, порядок формирования, компетенцию, порядок работы, права и ответственность коллегиальных и совещательных органов.

В качестве примера можно привести структуру текста положения о Совете директоров акционерного общества.

Компетенция Совета директоров.

Состав Совета директоров.

Выдвижение кандидатов в Совет директоров.

Избрание членов Совета директоров.

Регламент заседаний Совета директоров.

Взаимоотношения с другими подразделениями общества.

Ответственность членов Совета директоров.

Порядок утверждения положения о Совете директоров и порядок внесения в него изменений.

В государственной организации внесение изменений и дополнений в положения о коллегиальных и совещательных органах и в положения о структурных подразделениях осуществляется распорядительным документом руководителя организации.

В негосударственной организации изменения и дополнения в положения о коллегиальных и совещательных органах принимаются на общем собрании акционеров.

Положения о временных органах (совещаниях, комиссиях, советах) создаются на период действия такого органа. Структура текста нормативно не закреплена. Утверждается органом, в компетенцию которого входит создание временного органа.

3. Учредительный договор

Договор - юридическое понятие, с которым связано возникновение различных обязательств и отношения, регулирующие их.

В учредительном договоре учредители берут обязательство создать юридическое лицо (дается наименование юридического лица), определяется порядок совместной деятельности по его созданию, условия образования имущества и уставного капитала.

Договором определяется предмет и цели деятельности юридического лица, а также условия и порядок управления деятельностью юридического лица и условия распределения между учредителями прибыли.

Местонахождение юридического лица определяется местом его государственной регистрации, если в соответствии с законом в договоре не установлено иное.

В заключительной части договора указывается количество экземпляров договора, юридические адреса и банковские реквизиты сторон.

На договоре подписи заверяются печатями. Если одна из сторон (или обе договаривающиеся стороны) являются гражданами, то указываются их фамилии, имена и отчества, паспортные данные и место жительства.

Учредительный договор подлежит государственной регистрации в установленном порядке.

Учредительный договор юридического лица заключается, а устав утверждается его учредителями (участниками).

Инструкция - правовой акт, содержащий правила, регулирующие организационные, научно-технические, технологические, финансовые и иные специальные стороны деятельности учреждений, организаций, предприятий, их подразделений, служб, должностных лиц и граждан.

В инструкции излагается порядок осуществления какой-либо деятельности или порядок применения положений законодательных и иных нормативных актов.

Инструкции оформляются на общем бланке организации с указанием вида документа. В заголовке к инструкции обозначается объект или круг вопросов, на которые распространяются ее требования, например: "Инструкция (о чем?) о ведении бухгалтерского учета на предприятии".

Инструкцию подписывает руководитель структурного подразделения, разработавшего ее.

Инструкция подлежит утверждению. Утверждаются инструкции руководителем организации и заверяются печатью.

Инструкции визируются руководителями всех заинтересованных подразделений, юридической службой, заместителем руководителя, курирующим то направление деятельности, на которое распространяется содержание инструкции.

Текст инструкции состоит из разделов, имеющих заголовки и разбиваемых на пункты и подпункты, нумеруемые арабскими цифрами.

Текст инструкции должен начинаться с раздела "Общие положения", в котором излагаются цели ее издания, область распространения и другие сведения общего характера.

Текст инструкции излагается от третьего лица единственного или множественного числа.

В тексте часто используются слова: "должен", "следует", "необходимо", "не допускается", "запрещается" и т.п.

Разновидностью инструкции является должностная инструкция.

Должностная инструкция - правовой акт, издаваемый организацией в целях регламентации организационно-правового положения работника, его обязанностей, прав, ответственности и обеспечивающий условия для его эффективной работы.

С помощью должностной инструкции в любой организации реализуется функция управления персоналом.

Должностные инструкции бывают типовые (примерные) и конкретные (индивидуальные).

Типовая должностная инструкция разрабатывается на должности, имеющие одинаковые обязанности, права, ответственность, независимо от того, к какой отрасли относится организация. Например: "Должностная инструкция секретаря".

При большом объеме работы функциональные обязанности по определенной должности выполняют, как правило, несколько человек.

Если эти обязанности одинаковы, то разрабатывается одна должностная инструкция, которая в этом случае будет типовой, например: "Должностная инструкция бухгалтера".

Если обязанности работников с одинаковым названием должности различаются, то для каждого из них разрабатывают конкретную должностную инструкцию с уточнением обязанностей работника в заголовке к тексту. Например: "Должностная инструкция бухгалтера по налогам".

Должностные инструкции разрабатываются почти на все должности, предусмотренные штатным расписанием. Должностные инструкции не составляются на категорию служащих "руководители", так как их функции и задачи, права, обязанности и ответственность фиксируются в уставе организации или в положении о структурном подразделении в разделе "Руководство".

Должностная инструкция входит в УСОРД и имеет унифицированную форму (пример 4).

Должностная инструкция оформляется на общем бланке организации с указанием вида документа. Обязательными реквизитами должностной инструкции являются: наименование организации, наименование структурного подразделения, дата, регистрационный номер документа, место составления, заголовок к тексту, подпись, гриф утверждения.

Должностная инструкция подписывается руководителем структурного подразделения и утверждается заместителем руководителя организации - куратором данного подразделения или руководителем структурного подразделения, если ему предоставлено это право. Визируются должностные инструкции руководителями заинтересованных подразделений и юридической службой (юристом), а также другими должностными лицами, от действий которых может зависеть ее выполнение. Датой должностной инструкции является дата ее утверждения.

Текст должностной инструкции состоит из следующих разделов.

Общие положения. В этом разделе указывают полное наименование должности с обозначением структурного подразделения в соответствии со штатным расписанием; кому непосредственно подчиняется работник (дополнительно - кому подчиняется на период отсутствия вышестоящего лица); порядок назначения на должность и освобождения от должности; порядок замещения в случае временного отсутствия работника; особенности организации работы, если они есть (ненормированный рабочий день, гибкий график и др.), перечень нормативных, методических и других документов, которыми руководствуется работник на данной должности; квалификационные требования (уровень образования, стаж работы, требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний).

Типовая структура должностной инструкции

Функции. В разделе приводится перечень основных направлений деятельности работника в соответствии с направлениями деятельности структурного подразделения.

Должностные обязанности. В этом разделе перечисляются: виды работ, выполняемые работником на данной должности; характер выполняемых действий: "руководит", "подготавливает", "утверждает", "рассматривает", "выполняет", "обеспечивает" и т.п. Должностные обязанности целесообразно также объединять в однородные группы в соответствии с функциями работника. Для удобства представления должностных обязанностей текст данного раздела может быть разделен на две части: в первой части перечисляются те виды работ, которые сотрудник выполняет самостоятельно, а во второй - те, которые выполняются совместно с другими.

Права. В разделе устанавливаются полномочия работника, обеспечивающие выполнение возложенных на него обязанностей:

право принимать определенные решения (перечисление вопросов, которые он может решать самостоятельно);

право давать указания по конкретным вопросам;

право самостоятельно подписывать документы в рамках предоставленной ему компетенции;

право обращаться с предложениями к руководителю;

право представительствовать от имени подразделения или организации в других организациях и пределы такого представительства;

право участвовать в совещаниях, на которых рассматриваются вопросы, относящиеся к его ведению;

право на получение необходимой для работы информации (статистической, экономической и др. в том числе и конфиденциальной);

*право требовать выполнения определенных действий от других работников.

В тексте данного раздела необходимо закрепить также:

право работника вносить предложения по совершенствованию деятельности, связанной с выполнением его непосредственных должностных обязанностей;

право входить в состав рабочих групп по подготовке и реализации конкретных проектов и участвовать в разработке коллегиальных решений, направленных на достижение главной задачи структурного подразделения или всей организации.

В необходимых случаях в текст раздела можно внести универсальные права, общие для всех работников (а не только права по должности):

право на все виды установленной компенсации за свой трудовой вклад;

право на комфортные условия труда;

право на повышение квалификации;

право на максимальную реализацию своих профессиональных потребностей.

Ответственность. В разделе определяются критерии оценки работы и мера персональной ответственности работника. Критериями оценки являются объективные показатели, характеризующие качество и своевременность выполнения работы. Устанавливается ответственность работника за нарушение действующего законодательства и требований организационно-правовых и распорядительных документов. В необходимых случаях фиксируется полная материальная ответственность работника по должности, которая должна быть оформлена соответствующим дополнительно заключаемым договором. Предусматриваются и конкретные формулировки об ответственности за несоблюдение технологий, закрепленных в нормативно-технических документах, за нарушение сроков выполнения работ, предусмотренных нормативами, за отказ от применения передовых приемов работы и имеющихся технических средств, за отказ выполнять письменные и устные распоряжения руководителя и др. При формулировании пунктов об ответственности не следует злоупотреблять словами с отрицанием "не", так как они придают негативный смысловой оттенок соответствующему пункту текста в целом. Количество пунктов этого раздела не должно превышать количества пунктов в предыдущем разделе "Права".

Взаимоотношения. В данном разделе указывается: от кого, в какие сроки и какую информацию получает работник; кому, какую и в какие сроки предоставляет; с кем осуществляет совместную подготовку документов и прочие вопросы информационных взаимосвязей работника с другими подразделениями, лицами, организациями. Если взаимоотношения и связи сотрудника хорошо отлажены на уровне документов, то текст раздела можно представить в форме одной или нескольких таблиц с заголовками:

В графах таблицы указывают: наименование структурного подразделения, вид документа, срок, периодичность. В текст раздела целесообразно также включать названия и формы журналов или картотек, которые ведутся с целью учета, контроля и лучшей организации работы, а также названия баз данных, которые сотрудник ведет на рабочем месте для упорядочивания и систематизации справочно-информационного фонда. В текст должностной инструкции могут быть включены дополнительные разделы.

Функции. В этом разделе перечисляют основные направления деятельности работника в соответствии с направлениями деятельности структурного подразделения. В формулировках функций необходимо четко отразить вклад сотрудника в достижение главной задачи, перспективных и текущих задач структурного подразделения; указать, какие функции работник выполняет самостоятельно, а в выполнении каких участвует.

Условия оплаты труда. В разделе указывается, какой работнику устанавливается должностной оклад в соответствии с контрактом или штатным расписанием; какие он может получать премии (в зависимости от конкретных условий работы можно оговорить виды премий и условия их получения); какие он может получать надбавки и как ему можно повышать зарплату (при каких условиях и с какой периодичностью); может ли работник совмещать профессии (должности) и др.

Показатели оценки работы. Раздел, в котором могут быть закреплены как общие показатели оценки деятельности, так и конкретные, установленные непосредственным и вышестоящими руководителями, а также закрепленные во внутренних нормативных и технологических документах организации.

К числу общих показателей могут быть отнесены: ' * полнота реализации закрепленных за работником задач, должностных обязанностей и предоставленных прав;

качество составления и оформления документов;

отсутствие ошибок и служебных нарушений;

отсутствие жалоб, претензий и нареканий со стороны руководителей;

квалифицированное применение требований инструкций и других нормативных документов;

своевременность выполнения должностных обязанностей, соблюдение сроков исполнения поручений и указаний руководства.

К документам инструктивного характера также относятся "Правила" и "Регламент".

Правила внутреннего трудового распорядка:

Правила внутреннего трудового распорядка - правовой акт, регламентирующий организацию работы предприятия, взаимные обязательства работников и администрации, предоставление отпусков, командирование сотрудников, внутриобъектный режим и другие вопросы.

Правила оформляются на общем бланке организации с указанием вида документа, подписываются руководителем кадровой службы, принимаются с учетом представительного органа работников (ст. 190 Трудового кодекса РФ).

Правила внутреннего трудового распорядка являются, как правило, приложением к трудовому договору.

Текст Правил составляется в соответствии с Типовыми правилами внутреннего распорядка для рабочих и служащих предприятий, учреждений, организаций, утвержденными Постановлением Госкомтруда СССР от 20 июля 1984 г. № 213 (в той части, которая не противоречит действующему в настоящее время трудовому законодательству).

Примерная форма Правил внутреннего трудового распорядка представлена в примере 5.

В некоторых организациях наряду с Правилами внутреннего трудового распорядка разрабатывается Положение о персонале, которое отражает вопросы профессионального и социального развития трудового коллектива, взаимоотношения с администрацией, права и ответственность администрации и персонала, правила деловой этики и др. Положение о персонале разрабатывается в некоторых организациях наряду с Правилами внутреннего распорядка.

Структура текста Положения о персонале рекомендована Госкомимуществом Российской Федерации и Российским фондом федерального имущества.

Оформляется Положение о персонале на общем бланке организации с указанием вида документа, подписывается руководителем службы управления персоналом, согласовывается на общем собрании персонала, но утверждать Положение о персонале рекомендуется на Совете директоров организации.

Типовая структура правил внутреннего трудового распорядка

Регламент - правовой акт, устанавливающий порядок деятельности руководства

организации, коллегиального или совещательного органа.

Регламент работы коллегиального или совещательного органа определяет:

статус коллегиального или совещательного органа;

порядок планирования работы;

порядок подготовки материалов для рассмотрения на заседании;

внесение материалов на рассмотрение;

порядок рассмотрения материалов и принятия решений на заседании;

ведение протокола заседания;

оформление решений коллегиального или совещательного органа;

порядок доведения решений до исполнителей;

материально-техническое обеспечение заседаний.

Регламент оформляется на общем бланке организации. Обязательными реквизитами регламента являются: наименование организации, наименование коллегиального или совещательного органа, вид документа, дата документа, номер документа, место составления, гриф утверждения, текст, подпись.

Регламенты утверждаются руководителем организации или руководителем коллегиального или совещательного органа.

В процессе подготовки регламенты проходят стадию обсуждения на заседании членами коллегиального или совещательного органа.

Регламенты согласовываются с заинтересованными подразделениями и юридической службой.

5. Структура и штатная численность

Структура и штатная численность - это документ, в котором закрепляется состав подразделений (отделов, служб) и штатная численность каждого структурного подразделения и всей организации в целом.

Документ оформляется на общем бланке организации с указанием вида документа, подписывается руководителем кадровой службы, визируется главным бухгалтером, заместителями руководителя организации и утверждается руководителем организации с проставлением печати.

Текст документа составляется в форме таблицы, графы которой соответствуют графам 1, 2 и 4 штатного расписания (пример 6).

Обычно этот документ утверждается на целый год, но если в течение года в него необходимо внести изменения, то они проводятся приказом по основной деятельности.

Штатное расписание - правовой акт, закрепляющий структуру, численность и должностной состав работников организации с указанием должностных окладов (в государственных учреждениях - с указанием разряда по Единой тарифной сетке).

Пример 6. Структура и штатная численность

Штатное расписание имеет унифицированную форму и оформляется на общем бланке либо на стандартных листах бумаги формата А-4 альбомной ориентации с нанесением реквизитов общего бланка: наименование организации, наименование вида документа, дата, номер документа, место составления, заголовок к тексту, подпись, гриф утверждения.

В заголовке к тексту указывается год, на который составлено штатное расписание.

Текст штатного расписания составляется в табличной форме. Указываются коды и наименования структурных подразделений и должностей, количество единиц по штату, должностной оклад, надбавки по видам и месячный фонд зарплаты.

Ответственность за подготовку штатного расписания лежит на отделе кадров (службе персонала).

Проект штатного расписания визируется руководителями подразделений, юридической службой, заместителями руководителя организации.

Штатное расписание подписывают руководитель кадровой службы и главный бухгалтер, утверждает руководитель организации с проставлением гербовой печати (или печати организации). Внесение изменений и дополнений производится приказом руководителя организации или уполномоченного им лица.

Управленческая деятельность присуща всем учреждениям, предприятиям и организациям.

Она охватывает организационные вопросы, планирование, финансирование, отраслевую производственную работу, подбор и расстановку кадров, контроль и т.д. В процессе управления собирается, обрабатывается и передается огромное количество информации.

На основе информации принимаются управленческие решения, информация служит доказательством их исполнения и источником для обобщения. Эффективность управления зависит от объема, оперативности и достоверности информации, которая фиксируется в документах.

Документ, зафиксировав информацию, тем самым обеспечивает ее сохранение и накопление, возможность передачи другому лицу, а также многократное использование информации.

Таким образом, документирование управленческой деятельности заключается в записи по установленной форме необходимой для управления информации, то есть в создании документов. Кроме того, документирование во многих случаях является обязательным, предписывается законом и актами государственного управления.

Принятый 20 февраля 1995 г. Государственной думой Федеральный закон № 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" (с изм. и доп. от 10.01. 2003) в ст.5 указывает: "Документирование информации является обязательным условием включения информации в информационные ресурсы.

Документирование информации осуществляется в порядке, устанавливаемом органами государственной власти, ответственными за организацию делопроизводства, стандартизацию документов".

В разных организациях состав и количество создаваемых документов различны.

Комплект документов определяется:

кругом вопросов, решаемых организацией в процессе деятельности;

объемом и характером компетенции учреждения;

объемом и характером взаимосвязей с другими организациями.

Объединяя операции по информационно-документационному обслуживанию управления, делопроизводство является его главной обеспечивающей функцией.

Порядок ведения делопроизводства определяется нормативными документами, разработанными Федеральной архивной службой России.

Березина Н.М. Воронцова Е.П. Лысенко Л.М. Современное делопроизводство.2-е изд. -СПб. Питер, 2007. -272с.

Краткий словарь архивной терминологии. М. 1968.

Югов А. Думы о русском слове. М. 1972, с.54.

Учебник для ВУЗов "Теория государства и права" Курс лекций. Редакторы Малько А.В. и Матузов Н.И. Москва, 1996.