Руководства, Инструкции, Бланки

должностная инструкция мастера механического цеха img-1

должностная инструкция мастера механического цеха

Рейтинг: 4.3/5.0 (1918 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Должностная инструкция старшего мастера по грузоподъемным механизмам ремонтно-механического цеха - типовой бланк, образец примера составления

Должностная инструкция старшего мастера по грузоподъемным механизмам ремонтно-механического цеха

УТВЕРЖДАЮ
Генеральный директор
ОАО "Компания"
____________ В.В. Умников

"___"___________ 2013 г .


Должностная инструкция
старшего мастера по грузоподъемным механизмам ремонтно-механического цеха
ОАО "Компания"

1 Общие положения

1.1 Настоящая должностная инструкция устанавливает должностные обязанности, права, служебные взаимоотношения и ответственность старшего мастера по грузоподъемным механизмам ремонтно-механического цеха ОАО "Компания".

1.2 На должность старшего мастера участка по грузоподъемным механизмам ремонтно-механического цеха назначается лицо, имеющий высшее техническое образование и стаж работы на производстве не менее 1 года или среднее техническое образование и стаж работы на производстве не менее 3 лет. При отсутствии специального образования стаж работы на производстве не менее 5 лет.

1.3 Старший мастер подчиняется начальнику участка.

1.4 Назначение, перемещение и освобождение от должности старшего мастера производится приказом генерального директора предприятия по представлению главного механика - начальника цеха.

1.5 Наличие подчиненных:

- электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (кранов);
- бригадиры (если они назначены распоряжениями);
- слесари по сборке металлоконструкций (кранов);
- электрогазосварщик;

1.6 В случае временного отсутствия (болезнь, командировка, отпуск) обязанности старшего мастера участка исполняет лицо, назначенное приказом генерального директора предприятия по предоставлению главного механика - начальника цеха с обязательным ознакомлением с данной должностной инструкцией.

1.7 Старший мастер в своей работе руководствуется:

- действующим законодательством, приказами, распоряжениями, инструкциями и другими нормативными материалами по вопросам своей деятельности;
- Политикой предприятия в области качества и документацией системы менеджмента качества предприятия;
- Положением о цехе;
- настоящей должностной инструкцией.

1.8 Дополнительно к указаниям и распоряжениям начальника участка подъемно-транспортных механизмов старший мастер выполняет устные и письменные распоряжения и указания главного механика - начальника цеха.

2 Должностные обязанности

Старший мастер участка обязан:

2.1 Обеспечить выполнение участком в установленные сроки производственных заданий по объему производства, качества, повышению производительности труда, снижению трудоемкости продукции на основе рациональной загрузки оборудования и использования его технических возможностей, экономное расходование сырья, материалов, топлива, энергии и снижение издержек.

2.2 Формировать бригады (их количественный и квалификационный состав), разрабатывать и внедрять мероприятия по рациональному обслуживанию бригад, контролировать их деятельность.

2.3 Проводить производственный инструктаж рабочих, проводить мероприятия по выполнению правил охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии, технической эксплуатации оборудования и инструмента.

2.4 Обеспечивать правильность и своевременность оформления первичных документов по учету рабочего времени, выработки, заработной платы, простоев оборудования.

2.5 Обеспечить надлежащий контроль соблюдения рабочими производственной и трудовой дисциплины, правил внутреннего трудового распорядка, способствовать созданию в коллективе обстановки взаимной помощи, развитию у рабочих чувства ответственности и заинтересованности в своевременном и качественном выполнении производственных заданий.

2.6 Готовить предложения о поощрении рабочих или применении мер материального воздействия, о наложении дисциплинарных взысканий на нарушителей производственной и трудовой дисциплины.

2.7 Организовать работу по повышению квалификации и профессионального мастерства рабочих и бригадиров, обучению их вторым и смежным профессиям, проводить воспитательную работу в коллективе.

2.8 Соблюдать требования документации системы менеджмента качества.

2.9 Не заниматься деятельность прямо или косвенно наносящей ущерб предприятию.

2.10 Обеспечить безопасную организацию работ на участке и выполнение подчиненными правил и инструкций по охране труда; производственным инструкциям и положениям.

2.11 Проводить в установленном порядке инструктажи рабочих по ОТ, закреплять за высококвалифицированными рабочими вновь принятых из других подразделений на постоянную работу рабочих с целью обучения их безопасным приемам и метода труда.

2.12 Проходить в установленные сроки аттестацию знаний правил и норм по охране труда и ТБ в комиссии предприятия.

2.13 Анализировать деятельность своего подразделения и результаты анализа доводить до сведения начальника участка.

2.14 Определять меры, которые необходимо предпринимать в отношении любых проблем, требующих проведения предупреждающих и корректирующих действий.

2.15 Участвовать в проведении работы по аттестации рабочих мест.

2.16 Осуществляет в начале смены осмотр рабочих мест, машин, механизмов, оборудования и принимает меры к устранению выявленных недостатков.

2.17 Проводит первичные, повторные, внеплановые и целевые инструктажи работников, а также стажировки на рабочих местах с заполнением соответствующей документации.

2.18 Контролирует наличие у работников удостоверений на право работы на данном виде машин, механизмов, оборудования, соблюдение работниками инструкций по охране труда и правил технической эксплуатации оборудования, безопасное выполнение производственных операций и использование средств индивидуальной защиты.

2.19 Осуществляет надлежащее хранение и использование стропальных (чалочных) комплектов.

2.20 Осуществляет безопасное хранение, транспортировку и использование опасных, вредных и взрыво-пожароопасных веществ.

2.21 Обеспечивает сохранность плакатов, знаков, указателей, предупредительных надписей и др.

2.22 Оформляет и ведет документацию, установленную положениями, регламентирующими работу по охране труда (рабочие книжки мастера, журналы регистрации инструктажей, журналы контроля и др.).

2.23 Участвует в расследовании несчастных случаев и принимает меры к их предотвращению.

2.24 Обеспечивает проверку перед началом работы состояния рабочих мест на соответствие требованиям безопасности.

2.25 Немедленно сообщает непосредственному руководителю о происшедшем несчастном случае во вверенной бригаде.

2.26 Организует разработку и ведение необходимой документации по вопросам организации эксплуатации электроустановок.

2.27 Организовывает обучение, инструктирование, проверку знаний и допуск к самостоятельной работе электротехнического и не электротехнического персонала.

2.28 Контролирует наличие, своевременность проверок и испытаний электрозащитных средств в ЭУ, пожаротушения и инструмента.

2.29 Организовывает оперативное обслуживание электроустановок и ликвидацию аварийных ситуаций.

2.30 Устанавливать плановые задания вверенному ему персоналу. Мастер по грузоподъемным механизмам несет полную ответственность за выполнение своим персоналом выданной им работы и за соблюдение при выполнении работы требований изложенных в нормативно-правовой документации по охране труда.

2.31 Контролирует работу мастеров цеха, бригадиров, определяет ответственность, обязанности и полномочия подчиненного персонала в соответствии с их должностными инструкциями.

2.32 Контролирует содержание в исправном состоянии, соответствующим правилам и нормам по охране труда и безопасную эксплуатацию машин, механизмов, оборудования, транспортных средств, зданий и сооружений.

2.33 Обеспечивает условия труда и отдыха в соответствии с правилами и нормами по охране труда.

2.34 Разрабатывает инструкции по охране труда, обеспечивает рабочие места этими инструкциями.

2.35 Обеспечивать соблюдение установленного порядка допуска к выполнению работ повышенной опасности.

2.36 Контролирует соблюдение правил пожарной безопасности работниками цеха (участка), обеспечивает свободные проходы к рабочим местам, проездам и путям эвакуации.

2.37 Организовывать и производить работу необходимую для соблюдения пожарной безопасности (перекатку рукавов, пополнения песком ящиков у пожарных щитов, перезарядку огнетушителей и д.р.).

2.38 Обеспечивает содержание производственных помещений цеха в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями.

2.39 Обеспечивать своевременное выполнение предписаний ОПБ и ООС.

2.40 При несчастном случае на производстве оказывать первую помощь пострадавшему, вызывать (скорую медицинскую помощь), сообщить в ОПБ и ООС о произошедшем, сохранить обстановку такой, какой она была на момент аварии или несчастного случая, если это не угрожает жизни и здоровью людей.

2.41 Контролировать выдачу, стирку, химическую чистку, сушку, обеспыливание и ремонт спецодежды и спецобуви, обеспечивать работников мылом и обезвреживающими средствами.

2.42 Выполнять и соблюдать требования "Инструкции для лица, ответственного за безопасное производство работ кранами".

2.43 Выполнять и соблюдать "Инструкцию для инженерно-технических работников, ответственных за содержание грузоподъемных машин и подкрановых путей в исправном состоянии".

2.44 Предоставлять комиссии по расследованию несчастного случая полную информацию необходимую для осуществления их полномочий.

2.45 Обеспечивать своевременную явку работников на периодические медицинские осмотры.

2.46 Предоставлять заявки на спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты работников.

2.47 Организовывать уголки (стенды) по охране труда, пропаганду и внедрение передового опыта по охране труда.

2.48 Ставить вопрос о привлечении в установленном порядке к ответственности лиц, нарушавших правила и нормативные документы по охране труда, промышленной безопасности и охране окружающей среде.

2.49 Контролировать проведение инструктажей работников, их обучение безопасным приемам и методам работы, стажировку на рабочих местах, а также ведение соответствующей документации, организовывать специальное обучение и проверку знаний по охране труда.
2.50 Соблюдать и контролировать соблюдение подчиненным персоналом нормативно-правовых актов в области промышленной безопасности, охраны окружающей среды, охраны труда.

2.51 Отстранять от работы работника, появившегося на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда, обязательный медицинский осмотр.

2.52 Вести в установленный срок правилами документацию по грузоподъемным механизмам (паспорта на краны и подкрановые пути, журналы осмотра строп и тары, журналы периодических осмотров подкрановых путей).

2.53 Осуществлять постоянный надзор за исправностью приборов безопасности и защитного ограждения на всем оборудовании и приспособлениях используемых подчиненным персоналом в работе. Останавливать работу оборудования и механизмов в случае их неисправности или при неработающих приборах безопасности.

2.54 Осуществлять постоянный контроль за экономное и обоснованное расходование электроэнергии в течение рабочего времени и отключать освещение, вентиляцию и другое вспомогательное оборудование на время неисполнения своих непосредственных обязанностей, за исключением технологически необходимого.

3 Профессиональные требования

Старший мастер участка должен знать:

3.1 Устройство, принцип действия всего грузоподъемного оборудования расположенного на территории предприятия.

3.2 Основные типы неисправностей погрузо-разгрузочных машин и способы их предупреждений, организацию ремонта грузоподъемного оборудования.

3.3 Конструкцию устройства и правила безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов. Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей.

3.4 Технические условия на ремонт грузоподъемных механизмов и металлоконструкций подкрановых путей.

3.5 Нормативы расхода сырья и материалов.

3.6 Основные требования организации труда при проведении монтажных и ремонтных работ.

3.7 Основы трудового законодательства, нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

3.8 Соответствующую документацию системы менеджмента качества.

3.9 Выполнять требования " Инструкции для лица, ответственного за безопасное производство работ кранами ".

3.10 Обеспечивать соблюдение работниками подразделения локальных и Федеральных нормативных актов в области промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды.

3.11 Обеспечивать правильность эксплуатации вентиляционных, пыле газоочистных систем и очистительных сооружений.

3.12 Составлять отчетность по формам ПОД-3 (журнал учета работы пыле газоочистного оборудования) и предоставлять в санитарно-промышленную лабораторию отдела ПБ и ООС.

3.13 Обеспечивать сбор, хранение и своевременный вывоз отходов производства на участки временного хранения отходов.

3.14 Обеспечивать своевременное выполнение предписаний, распоряжений, приказов в области промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды.

3.15 Своевременно составлять заявки на обеспечение, замену вспомогательных материалов и оборудования ( замена ламп, тары, строп и т.д.).

3.16 При несчастном случае на производстве оказывать первую помощь пострадавшему, вызвать при необходимости "скорую медицинскую помощь", сообщать в отдел ПБ и ООС, сохранять обстановку такой, какая она была на момент аварии или несчастного случая, если это не угрожает жизни здоровью людей.

3.17 Контролировать соблюдение правил пожарной безопасности работниками цеха ( участка ), обеспечивать свободными проходы к рабочим местам, проезды и пути эвакуации.

3.18 Организовывать и проводить работу, необходимую для соблюдения пожарной безопасности (перекатку рукавов, пополнение песком ящиков у пожарных щитов, перезарядку огнетушителей и др.).

3.19 Участвовать в ликвидации пожаров и очагов возгорания и привлекать для этого подчиненный персонал.

Старший мастер имеет право на:

4.1 Ознакомление с проектами решений главного механика - начальника цеха, касающиеся его деятельности.

4.2 Внесение предложений по совершенствованию работы участка.

4.3 Осуществления взаимодействия с руководителями других структурных подразделений цеха.

4.4 Визирование документации в пределах своей компетенции.

4.5 Приостановление выполнения работ на неисправном оборудовании, при использовании сырья и материалов ненадлежащего качества до устранения указанных недостатков.

4.6 Оказания содействия начальником цеха в исполнении должностных обязанностей.

5 Служебные взаимоотношения

5.1 Старший мастер выполняет все распоряжения начальника участка.

5.2 В случае получения распоряжения от главного механика - начальника цеха доводит полученное распоряжение до сведения начальника участка и выполняет его.

5.3 Разрешение разногласий, возникающих в процессе взаимоотношений с работниками участка, цеха и других структурных подразделений, осуществляется главным механиком - начальником цеха.

5.4 Взаимодействует с управлением контроля качества по вопросу ознакомления с политикой предприятия в области качества.

Старший мастер в пределах действующих законов РФ несет ответственность за:

6.1 Невыполнение п.п. 2.1 - 2.54 данной должностной инструкции.

Начальник цеха Ц.Ц. Цеховский

Начальник отдела кадров И.И. Иванов

Начальник юридического отдела С.С. Сергеев

Ведущий инженер по СМК В.В. Васильев

Начальник ОПБ и ООС Охранников

Другие статьи

Старший мастер

Должностная инструкция старшего мастера производственного цеха 1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Старший мастер назначается, перемещается и увольняется приказом председателя правления акционерного общества по представлению исполнительного директора.
1.2. Старший мастер подчиняется непосредственно начальнику цеха и всю работу выполняет под его контролем. Старший мастер имеет опыт работы в Сантехкомплекте .

2.ОБЯЗАННОСТИ

2.1.Руководит работой мастеров цеха: дает им распоряжения и указания по всем вопросам производственной деятельности участка и осуществляет необходимый контроль за выполнением этих распоряжений и указаний.
2.2.Содействует обеспечению максимального использования производственных мощностей, полной загрузки и правильной эксплуатации оборудования, производительной работы цеха на протяжении всей смены.
2.3.Устанавливает дневные производственные задания в соответствии с графиком выпуска продукции и обеспечивает своевременную подготовку производства материалами, полуфабрикатами, инструментом, приспособлениями, технической документацией и др. для ритмичной работы участка.
2.4.Контролирует строжайшее соблюдение работниками цеха технологического процесса, трудовой и производственной дисциплины, чистоты и порядка на рабочих местах, лично не реже одного раза в квартал инструктирует подчиненных по вопросам техники безопасности, охраны труда и промышленной санитарии с записью о проведении инструктажа в соответствующем журнале и личной подписью лиц, прошедших инструктаж. Осуществляет контроль за своевременным вывозом отходов и готовой продукции без загромождения проходов и проездов и захламления рабочих мест.
2.5.Вместе с контрольным мастером участвует на входном контроле деталей, материалов, узлов, производит проверку в процессе изготовления деталей, сборки узлов и изделий, их качества, а также изучает причины брака и дефектов, участвует в разработке мероприятий по их устранению.
2.6.Организовывает технически правильную эксплуатацию оборудования и других основных средств и выполнение графиков их ремонта, безопасные и здоровые условия труда, а также своевременное представление работающим льгот по условиям труда. Ведет паспорта закрепленного за вверенным цехом оборудования и оснастки.
2.7.Запрещает выполнение всех видов работ на неисправном оборудовании, использование неисправного инструмента и контрольно-измерительной аппаратуры, а также материалов, не отвечающих техническим условиям.

3. ДОЛЖЕН ЗНАТЬ

3.1. Постановления, распоряжения, приказы, методические, нормативные и прочие руководящие материалы по данному производству.
3.2. Организацию производства, работы и управления, технологию производства.
3.3. Парк всего оборудования и оснастки цеха, технически правильную его эксплуатацию с полной и рациональной загрузкой, безопасные условия труда на нем.
3.4. Инструкции по технике безопасности, охране труда и промышленной санитарии.
3.5. Основы трудового права.

4.ПРАВА

Старший мастер имеет право:
4.1.Участвовать в разработке и обсуждении текущих и перспективных планов цеха, исходя из задач наиболее полного использования возможностей производства.
4.2.Участвовать в разработке положений о формах и системе оплаты труда, премировании работников цеха. Вносить предложения по изменению и усовершенствованию технологических процессов, если они не обеспечивают должной производительности, ритмичности и высокого качества выпускаемой продукции.
4.3.По согласованию с начальником цеха не допускать работников цеха к работе за нарушения дисциплины труда и несоответствие квалификации выполняемых работ.
4.4.Давать указания мастерам и рабочим по всем вопросам их производственной деятельности и занятости. Прекращать работу на неисправном оборудовании, с использованием неисправного инструмента и контрольно-измерительной аппаратуры, а также материалов, не отвечающих техническим условиям.
4.5.Представлять начальнику цеха предложения по:

  • Привлечению к ответственности лиц, виновных за брак и другие причиненные материальные убытки, упущения в работе;
  • Премированию и другим видам поощрений отличившихся работников;
  • Присвоению квалификационных разрядов рабочим цеха.
5.ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Старший мастер несет ответственность за:
5.1.Качество и своевременное выполнение производственного задания, и выполнение всех возложенных на него настоящей Инструкцией обязанностей.
5.2.Соблюдение правил и норм по охране труда и технике безопасности, производственной санитарии, противопожарной безопасности в цехе, за рациональную расстановку рабочих, соблюдение трудовой и производственной дисциплины, культуры производства.
5.3.Рациональное использование выделенных фондов и сохранность выданных материальных ценностей, расход материалов и комплектующих в соответствии с утвержденными нормами, правильность и своевременность оформления документации, касающейся производственной деятельности цеха.
5.4.Причиненные убытки и срыв выполнения производственного задания вследствие личной нераспорядительности и бесхозяйственности, сохранность вверенных ему ценностей.

6.КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

6.1.Старший мастер должен иметь высшее техническое образование и опыт работы на инженерно-технических должностях не менее 1 года, или среднее специальное образование и стаж работы на инженерно-технических должностях не менее 3 лет.

Medload140: Блог

  • Блог

Должностная Инструкция Мастера Ремонтно-Механического Цеха

  • Должностная инструкция мастера участка, должностные обязанности мастера по представлению начальника производства / начальника цеха. 1.3.
  • Актуальные вакансии Начальник механического цеха в России. Поиск работы Обязанности: Ведется подбор Начальника ремонтно - механического цеха для. в соответствии с должностной инструкцией Полное описание.
  • Бланки: Должностная инструкция механику ( цеха, участка и пр.) организацию ремонтной службы в организации, цехе; безаварийную и надежную работу всех видов механического оборудования, его правильную эксплуатацию.
  • Должностная инструкция начальника ремонтного цеха (наименование организации, предприятия и т.п.) 20г. N Настоящая должностная инструкция.

Важная составляющая работы мастера участка – это контроль за работой подчиненных сотрудников, в том числе за соблюдением ими трудовой дисциплины, что мы и предусмотрели в предлагаемом образце должностной инструкции мастера участка. Не менее важный блок должностных обязанностей мастера участка – обеспечение качества выпускаемой продукции и борьба с браком. Право приостановить работу, если оборудование неисправно – это особенность должностной инструкции мастера участка. К списку должностных инструкций УТВЕРЖДАЮ Генеральный директор Фамилия И.О. ________________ «________»_____________ ____ г. 1. Общие положения 1.1. Мастер участка относится к категории специалистов. 1.2. Мастер участка назначается на должность и освобождается от нее приказом генерального директора компании по представлению начальника производства / начальника цеха. 1.3. Мастер участка подчиняется непосредственно начальнику производства / начальнику цеха. 1.4. На время отсутствия мастера участка его права и обязанности переходят к другому должностному лицу, о чем объявляется в приказе по организации. 1.5. На должность мастера участка назначается лицо, отвечающее следующим требованиям: высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы на производстве не менее года или среднее профессиональное образование и стаж работы на производстве не менее 3 лет. 1.6. Мастер участка должен знать: - законодательные и нормативные правовые акты, нормативные и методические материалы, касающиеся производственно-хозяйственной деятельности участка; - технические характеристики и требования, предъявляемые к продукции, выпускаемой участком, технологию ее производства; - оборудование участка и правила его технической эксплуатации; - трудовое законодательство и порядок тарификации работ и рабочих, нормы и расценки на работы, порядок их пересмотра; - правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты. 1.7. Мастер участка руководствуется в своей деятельности: - законодательными актами РФ; - Уставом компании, Правилами внутреннего трудового распорядка, другими нормативными актами компании; - приказами и распоряжениями руководства; - настоящей должностной инструкцией. 2. Должностные обязанности мастера участка Мастер участка выполняет следующие должностные обязанности: 2.1. Осуществляет руководство возглавляемым им производственным участком. 2.2. Обеспечивает выполнение участком в установленные сроки производственных заданий по объему производства продукции (работ, услуг), качеству, заданной номенклатуре (ассортименту), повышение производительности труда, снижение трудоемкости продукции на основе рациональной загрузки оборудования и использования его технических возможностей, повышение коэффициента сменности работы оборудования, экономное расходование сырья, материалов, топлива, энергии и снижение издержек. 2.3. Определяет расстановку рабочих и бригад, осуществляет формирование бригад (их количественный, профессиональный и квалификационный состав), координирует их деятельность. 2.4. Контролирует соблюдение технологических процессов, оперативно выявляет и устраняет причины их нарушения. 2.5. Участвует в разработке новых и совершенствовании действующих технологических процессов и режимов производства, а также производственных графиков. 2.6. Проверяет качество выпускаемой продукции или выполняемых работ. 2.7. Осуществляет мероприятия по предупреждению брака и повышению качества продукции. 2.8. Принимает участие в приемке законченных работ по реконструкции участка, ремонту технологического оборудования, механизации и автоматизации производственных процессов и ручных работ. 2.9. Устанавливает и своевременно доводит производственные задания бригадам и отдельным рабочим (не входящим в состав бригад) в соответствии с утвержденными производственными планами и графиками, нормативные показатели по использованию оборудования, сырья, материалов, инструмента, топлива, энергии. 2.10. Осуществляет производственный инструктаж рабочих, проводит мероприятия по выполнению правил охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии, технической эксплуатации оборудования и инструмента, а также контроль за их соблюдением. 2.11. Обеспечивает правильность и своевременность оформления первичных документов по учету рабочего времени, выработки, простоев. 2.12. Обеспечивает своевременный пересмотр в установленном порядке норм трудовых затрат, внедрение технически обоснованных норм и нормированных заданий, правильное и эффективное применение систем заработной платы и премирования. 2.13. Контролирует соблюдение рабочими правил охраны труда и техники безопасности, производственной и трудовой дисциплины, правил внутреннего трудового распорядка. 2.14. Готовит предложения о поощрении рабочих или применении мер материального воздействия, о наложении дисциплинарных взысканий на нарушителей производственной и трудовой дисциплины. 2.15. Организует работу по повышению квалификации и профессионального мастерства рабочих и бригадиров, обучению их вторым и смежным профессиям, проводит воспитательную работу в коллективе. 3. Права мастера участка Мастер участка имеет право: 3.1. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции. 3.2. Давать подчиненным работникам обязательные для исполнения указания по вопросам производственной деятельности и осуществлять контроль за их выполнением. 3.3. Приостанавливать выполнение работ на неисправном оборудовании, а также при поступлении сырья и материалов ненадлежащего качества до устранения указанных недостатков. 3.4. Сообщать своему непосредственному руководителю о всех выявленных в процессе своей деятельности недостатках и вносить предложения по их устранению. 3.5. Требовать от руководства предприятия обеспечения организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей. 3.6. Вносить на рассмотрение руководителя предприятия представления о назначении, перемещении и освобождении от занимаемых должностей непосредственно подчиненных ему работников; предложения о поощрении отличившихся работников и наложении взысканий на нарушителей производственной и трудовой дисциплины. 4. Ответственность мастера участка Мастер участка несет ответственность: 4.1. За невыполнение и/или несвоевременное, халатное выполнение своих должностных обязанностей. 4.2. За несоблюдение действующих инструкций, приказов и распоряжений по сохранению коммерческой тайны и конфиденциальной информации. 4.3. За нарушение правил внутреннего трудового распорядка, трудовой дисциплины, правил техники безопасности и противопожарной безопасности. К списку должностных инструкций

В том числе, в его состав входит ремонтномеханический цех (РМЦ), учетом полномочий пользователей (начальник цеха, начальник участка, мастер и т.д.) Должностная инструкция начальнику котельномеханического участка.

Должностная инструкция мастера участка

Функции мастера цеха

Функции мастера цеха

Штатная численность Автотранспортного предприятия составляет 150 человек, при этом численность РСС - 9,5% от общей штатной численности, численность водительского персонала - 75,0% от общей штатной численности.

2.Выполнение обязанностей дублеровинженерно-технических работников среднего звена

Мастер является полноправным руководителем на своем участке производства, организующим ритмичное выполнение участком производственного плана и обязательств коллектива по заданной номенклатуре на основе ускорения внедрения в производство достижений научно-технического прогресса, использования новых методов хозяйствования, внедрения хозяйственного расчета и коллективного подряда. При включении мастеров в состав укрупненных комплексных бригад на них возлагается руководство такими бригадами.

1. Обеспечение выполнения участком (бригадой) плановых заданий по объему производства, номенклатуре и ассортименту изделий, неуклонному повышению производительности труда, изготовлению продукции высокого качества, снижению затрат на единицу продукции (работы).

2. Обеспечение максимального использования производственных мощностей, полной загрузки и правильной эксплуатации оборудования, производительной работы всех рабочих участка (бригады) на протяжении всей смены.

3. Участие в разработке декадных и месячных производственных заданий участку (бригаде) и в соответствии с ними установление задания бригадам и отдельным рабочим.

4. Обеспечение своевременной подготовки производства материалами, полуфабрикатами, инструментом, приспособлениями, технической документацией и др. и равномерной работы участка (бригады) в соответствии с установленным заданием.

5. Систематическая проверка выполнения заданий бригадами и отдельными рабочими, своевременное устранение возникающих неполадок, мешающих нормальному ходу производственного процесса.

6. Организация решения производственных и социальных вопросов деятельности подразделения (участка).

7. Систематическое повышение своей квалификации, не реже 1 раза в 2-3 года переподготовка в институтах повышения квалификации, на курсах повышения квалификации и т. д.

8. Контроль за правильным и своевременным оформлением первичных документов в части приема и выдачи работы (наряды, сменные задания и др.), простоя рабочих и оборудования, наряды на сверхурочную работу, сведения о выполнении производственной программы.

9. Проведение инструктажа подчиненных рабочих, оказание им необходимой помощи в освоении норм выработки и выполнении производственных заданий, особое внимание уделять инструктажу рабочих в случаях сложности или ответственности выполняемой работы, освоения новых работ.

10. Проверка соблюдения рабочими установленных технологических процессов и прекращения работы в случаях несоответствия ее установленным техническим процессам, техническим условиям, чертежам, режимам обработки и др.

11. Прием первой детали или изделия, изготовленной рабочим на оборудовании, вышедшем из ремонта или после наладки.

12. Пересмотр в установленном порядке устаревших и заниженных норм выработки, а также норм на работы, по которым осуществлены организационно-технические мероприятия, обеспечивающие снижение трудовых затрат.

13. Систематическая проверка состояния оборудования и ограждений, инструктаж рабочих и проверка их знаний правил техники безопасности, промышленной санитарии, пожарной безопасности и правил пользования индивидуальными средствами защиты, контроль за соблюдением рабочими правил и инструкций по охране труда и технике безопасности.

14. Обеспечение строжайшего соблюдения работающими трудовой и производственной дисциплины, чистоты и порядка на рабочих местах. Контроль за своевременной вывозкой отходов и готовой продукции без загромождения проходов и проездов и захламления рабочих мест.

15. Развитие многостаночного обслуживания и совмещение профессий, привлечение рабочих к участию в работе производственных совещаний и обсуждению вопросов выполнения установленных участку заданий, опыта передовых рабочих и новаторов производства и др.

16. Вместе с работниками ОТК обеспечение высокого качества работы, выполняемой рабочими, проверка в процессе изготовления деталей, сборки узлов и изделий, их качества, а также изучение причин брака и дефектов, разработка и осуществление мероприятий по их устранению.

17. Внедрение хозяйственного расчета и коллективного подряда на участке.

1. Производить расстановку рабочих на участке и с утверждения начальника цеха высвобождать излишних рабочих, а также рабочих, систематически нарушающих производственную и трудовую дисциплину.

2. Представлять отличившихся рабочих участка (бригады) к премированию по действующим премиальным положениям и по другим видам поощрений.

3. Налагать в установленном порядке дисциплинарные взыскания на подчиненных работников, нарушающих производственную или трудовую дисциплину, переводить на нижеоплачиваемую работу рабочих, систематически не выполняющих по их вине нормы выработки (времени) или допускающих недоброкачественное выполнение работы и брак.

4. Не допускать выполнения работы на неисправном оборудовании и с применением неисправного инструмента, приспособлений и контрольно-измерительных приборов, а также на оборудовании, не имеющем ограждений, блокировок и прочих предохранительных средств.

5. Не допускать использования в производстве материалов и полуфабрикатов, не отвечающих техническим требованиям.

6. Не допускать к работе рабочих, не знающих правил и инструкций по технике безопасности и охране труда.

7. Принимать на работу рабочих в пределах установленных лимитов, производить их расстановку по рабочим местам, представлять к утверждению присвоенные им разряды в соответствии с тарифно-квалификационным справочником и сданной пробой или испытанием.

8. Приостанавливать выполнение работ на неисправном оборудовании, при применении неисправного инструмента, приспособлений и контрольно-измерительных приборов, а также при использовании сырья и материалов, не отвечающих техническим условиям.

9. Предоставлять отпуска подчиненным работникам в соответствии с утвержденным графиком.

10. Требовать своевременного выполнения плана ремонта оборудования и мероприятий по технике безопасности, охране труда, промышленной санитарии и пожарной охране.

11. Требовать от руководства цеха своевременной выдачи месячных и декадных производственных заданий и других планируемых количественных и качественных показателей.

12. Требовать от руководства цеха своевременного обеспечения участка необходимыми материалами, сырьем, полуфабрикатами, инструментом, приспособлениями, технической документацией и др. для нормального хода производства.

13. Требовать от старшего мастера, а там, где его нет,-- от начальника цеха внесения изменений в технологический процесс в случаях, если он не обеспечивает высокой производительности и заданного качества детали, изделия.

14. Требовать от подчиненных ему работников выполнения распоряжений и указаний по всем вопросам производственной деятельности участка.

15. Премировать рабочих за достижение высоких производственных показателей, образцовую работу и успешное выполнение заданий за счет средств премиального фонда, выделяемого в распоряжение мастера.

Мастер производственного участка несет ответственность за качество и своевременность выполнения возложенных на него настоящим Положением обязанностей.

Мастер участка несет ответственность за:

Результаты и эффективность производственной деятельности участка.

Необеспечение выполнения своих функциональных обязанностей, а также работу подчиненных ему работников участка по вопросам производственной деятельности, состояние трудовой дисциплины, соблюдение правил техники безопасности и пожарной безопасности.

Недостоверную информацию о состоянии выполнения планов работ возглавляемого участка.

Невыполнение приказов, распоряжений и поручений директора предприятия.

Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений Правил внутреннего распорядка, техники безопасности и противопожарной безопасности со стороны подчиненных ему работников участка.

2.2Производственный план участка и организация его выполнения

Производственный план позволяет спланировать и поддерживать ритмичную работу производственных подразделений предприятия, т.е. работу в форме рациональной организации производственных процессов, при которой процессы изготовления отдельных деталей, комплектов деталей и выполнения отдельных заказов программы сочетаются по заранее определенному плану. Это сочетание и обеспечивает ритмичную работу как непрерывное возобновление всего производственного процесса одновременно во всех производственных подразделениях и на каждом рабочем месте в строгом соответствии с плановой пропорциональностью, технологической прямоточностью и экономической обоснованной надежностью выпуска изделий в установленные сроки и надлежащего качества.

Таблица 2 - График выполнения заказа

Группы рабочих мест

Работники цеха в своей деятельности руководствуются Уставом предприятия, нормативными и методическими актами, стандартами, инструкциями и приказами, действующими на предприятии.

Начальник цеха назначается и освобождается от должности приказом директора предприятия по представлению заместителя директора, которому непосредственно подчинен цех. При назначении начальника цеха учитывается мнение заводского комитета профсоюза и трудового коллектива. В цехе организуется постоянно действующее производственное совещание в соответствии с законом «О трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями». В цехе создаются группы или посты народного контроля в соответствии с Законом о народном контроле.

Работа в цехе ведется по плану, утвержденному директором. Отчет о работе цеха представляется директору предприятия ежемесячно.

Управление цехом осуществляется на основе единоначалия с привлечением всего коллектива работников цеха к обсуждению мероприятий по обеспечению выполнения плана развития и совершенствования производственно-хозяйственной деятельности, улучшения условий труда.

Обязанности между подразделениями цеха и работниками каждого подразделения распределяются на основании положения и должностных инструкций. Распределение обязанностей между сотрудниками подразделений производится начальником цеха.

Все распоряжения по цеху отдаются в порядке подчиненности, например, старшему мастеру - начальником цеха (зам. начальника цеха, начальником смены); мастеру - старшим мастером; бригадиру - мастером; рабочему - мастером (бригадиром).

В соответствии с Положением о мастере его главными обязанностями как непосредственного организатора производства на рабочих местах является наряду с обеспечением выполнения участком (сменой) плановых заданий по объему производства и неуклонного повышения производительности труда, стабильное изготовление продукции высокого качества, строжайшее соблюдение установленной технологии, поддержание производственной и трудовой дисциплины, чистоты и порядка на рабочих местах, предупреждение брака и простоев в работе, а также потерь сырья, полуфабрикатов, топлива, энергии и материалов.

Мастер как руководитель первичного звена должен обеспечить рациональную организацию рабочих мест на своем участке и создать необходимые условия для высокопроизводительного труда с. минимальной затратой сил и времени. Велика его роль в борьбе за культуру производства и высокое качество труда. С целью обеспечения сдачи продукции с первого предъявления мастер обязан следить за точным соблюдением каждым рабочим технологической дисциплины, проводить технический инструктаж и обучать подчиненных передовым методам труда, способствовать совершенствованию технологических процессов, внедрению прогрессивных инструментов и новой техники, следить, чтобы рабочие пользовались доброкачественным, проверенным измерительным инструментом. Мастер лично проверяет первую обработанную деталь из партии (особенно у молодых рабочих), а при необходимости периодически производит выборочную проверку в ходе изготовления всей партии деталей. Он устанавливает причину и виновников брака. Особое внимание мастер обязан уделить транспортированию изделий между рабочими местами, не допуская повреждений обработанных поверхностей. Наряду с рабочими исполнителями технологических операций он несет персональную ответственность за качество продукции на своем участке -- от момента получения заготовок до сдачи деталей на склад.

2.6Роль мастера в приеме на работу, врасстановкерабочихивыдачеимзаданий,контроль мастера за выполнением заданий рабочими

Качество трудовой жизни является показателем эффективности производства, индикатором развития предприятия и напрямую зависит от условий труда, характера и содержания труда (например, насколько условия и характер труда способствуют наиболее полному использованию потенциала работника), от созданных бытовых условий для работника, социальных выплат, морально-психологического климата в производственном коллективе.

Большую роль играет мастер в воспитании рабочих. Для большинства молодых тружеников мастер -- первый воспитатель и наставник на их трудовом пути.

В качестве предложений, касающихся приема на работу новых работников, высказываются пожелания к руководству цеха - начинать процедуру приема на работу с личного собеседования с непосредственным линейным руководителем (мастером)

Задание разрабатывается планировщиком цеха и передается мастеру участка для исполнения. В нем приводятся сведения о номере заказа, детали, операции, станка, партии и ее размере, времени запуска-выпуска деталей, их количестве, об условиях работы и рабочих, количестве принятых годных деталей, браке. Получив задание, сменный мастер знакомится с содержанием планируемых работ и приступает к его выполнению: выдает на рабочие места техническую документацию, проводит необходимый инструктаж с рабочими по осуществлению технологического процесса, технике безопасности и другим вопросам, обеспечивающим высококачественное и своевременное выполнение заданий.

2.7Работа мастераснарушителями трудовой ипроизводственной
дисци
плины, воспитательная работа на участке

Большая роль в укреплении дисциплины труда принадлежит руководителям низовых структурных подразделений - бригадирам и мастерам, начальникам групп, секторов, отделов и т.п. которые наиболее тесно связаны с трудом и бытом работников, непосредственно влияют на производственную деятельность и состояние работников.

Особое место в укреплении дисциплины труда приобретает умение правильно использовать стимулы к труду и реализовать экономические интересы работников.

Для поддержания и укрепления дисциплины труда сочетают методы убеждения и принуждения. Убеждение - главное направление деятельности в регулировании общественных отношений, оно связано с широким использованием воспитательных мер и мер поощрений за труд. Принуждение - метод воздействия на нарушителей дисциплины труда. Здесь применяют меры общественного и дисциплинарного воздействия. Дисциплина обеспечивается, прежде всего, сознательным отношением работников к труду и поощрением за добросовестный труд.

Предусматриваются следующие меры поощрения: благодарность, выдача премии, награждение ценным подарком, награждение почетной грамотой. Могут быть предусмотрены и другие поощрения, которые применяются администрацией совместно или по согласованию с профсоюзным комитетом предприятия, учреждения, организации.

К недобросовестным, недисциплинированным работникам законодательство предусматривает возможность, и необходимость применения мер дисциплинарного и общественного воздействия.

Воспитательную роль могут играть советы первичных подразделений, советы бригадиров, советы работников предприятий, учреждений, организаций.

В производственных бригадах, работающих по единому наряду с оплатой по конечному результату, объективно создается обстановка нетерпимости к нарушителям дисциплины труда. В коллективах этих бригад возрастает взаимная требовательность работников друг другу в сочетании с взаимопомощью и поддержкой. Создание благоприятной психологической атмосферы на предприятии и в подразделении, уверенность каждого, что его мнением дорожат руководитель и персонал, оборачиваются стремлением работников участвовать в управлении производством, в росте сознательности и дисциплинированности, в повышении самодисциплины. Если меры убеждения не оказывают должного влияния на работника, по отношению к нему могут быть использованы меры принуждения, дисциплинарного воздействия: привлечение к административной и материальной ответственности на основе действующих норм права, а также применение экономических санкций за нарушение трудовой дисциплины. Администрация предприятия, учреждения, организации может применять дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, строгий выговор. В уставах предприятий и положениях о подразделениях могут быть предусмотрены для отдельных категорий рабочих и служащих также и другие дисциплинарные взыскания.

При наложении дисциплинарного взыскания необходимо учитывать тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он совершен. Рекомендуется учитывать также поведение работника в предшествующий нарушению дисциплины период.

Материальное поощрение за труд - это система мер, направленная на обеспечение материальной заинтересованности работников в достижении определенных результатов труда.

К мерам материального поощрения, установленным статьей 191 ТК РФ, относятся выплата премий и награждение ценным подарком. Кроме того, в соответствии со статьей 135 ТК РФ работодателем устанавливаются различные системы оплаты труда, которые включают в себя доплаты и надбавки компенсационного и стимулирующего характера, а также системы премирования. Указанные системы оплаты труда должны быть закреплены в коллективных договорах, соглашениях и локальных нормативных актах.

Помимо предусмотренных законодательством видов материального поощрения, то есть премий, надбавок и доплат, каждый конкретный работодатель, в зависимости от финансовых возможностей, может установить свои системы поощрения сотрудников, например, выплаты бонусов или выплаты доли из прибыли организации (так называемая система «участия в прибыли»).

Система материального поощрения, установленная работодателем должна быть проста и понятна каждому работнику. Она должна быть гибкой, дающей возможность сразу же поощрить каждый положительный результат работы, размеры поощрения должны быть экономически и психологически обоснованы.

Применяемая в организации система поощрений должна формировать у работников ощущение справедливости материальных вознаграждений и способствовать повышению заинтересованности работников в улучшении не только индивидуальной, но и коллективной работы.

Далее рассмотрим подробнее некоторые меры материального поощрения работников за труд.

Премия - это денежная выплата работнику сверх заработной платы за достижение определенных результатов в труде.

Система премирования работников организации может быть установлена в коллективных или в трудовых договорах, соглашениях, локальных нормативных актах организации.

Применение премиальных систем направлено на создание у работников материальной заинтересованности в достижении тех показателей, которые не предусмотрены основной оплатой труда по тарифным ставкам и должностным окладам.

Руководитель - должностное лицо, осуществляющее направляющую, координирующую и стимулирующую деятельность производственного коллектива.

Организация коллектива - мощный рычаг управления, потому что он создаёт энергичную, эффективную и ответственную группу людей с большим потенциалом. Удачливые руководители вкладывают много сил и умений в попытки создать в коллективе такой климат, который благоприятствовал бы достижению результатов, позволял бы наступать на проблемы и осуществлять перемены.

Создание благоприятного или неблагоприятного психологического климата в коллективе в значительной мере зависит от его руководителя.

Социально психологические процессы и явления в трудовом коллективе обуславливаются производственно-экономическими процессами, но, в свою очередь, могут оказывать большое влияние на резервы производственного роста. К числу таких социально - психологических феноменов относится, прежде всего, психологический климат коллектива. Это преобладающий в группе или коллективе относительно устойчивый настрой её членов, проявляющийся во всех многообразных формах их деятельности, групповом настрое, групповых мнениях и суждениях. Там осуществляется постоянное межличностное общение, контакт, взаимодействие. Руководителям важно уделять большое внимание его формированию в интересах общества и личности, продуктивному деятельности человека и всего коллектива.

Если психологический климат связан с моральным состоянием группы, задействованы важные понятия - добро, долг, совесть, честь, справедливость, то говорят о морально-психологическом климате.

Воспитательная сила, огромные, формирующие каждую личность возможности коллектива зависят от его психологического климата. Успешное формирование моральной атмосферы в любом звене общественной жизни предполагает знание структуры и особенностей проявления коллектива.

Формой целостности психологии коллектива является его структура, понимаемая как едино и определённая упорядоченная взаимосвязь отдельных подструктур или компонентов таких, как контактное общение и социально - психологическое явления.

Что же обуславливает развитие морально - психологического климата коллектива? В литературу психологии выделяют пять таких факторов:

Межличностные отношения, в т. ч. с руководителем

Воздействие физической среды (санитарно-гигиенические условия, средства технической эстетики)

Ведь при желании и соответствующих усилиях руководитель может создать в коллективе прекрасный психологический климат и, вместе с тем. ему ничего не стоит (также при соответствующих условиях) сделать жизнь сотрудников невыносимой.

Благоприятный морально-психологический климат - одно из важнейших условий эффективности производственной деятельности.

2.10Работа мастера по выявлениюпричин брака при обработке деталей,меры,применяемыедля их предупреждения и устранения

Браком в производстве принято считать продукцию (изделие, работы), полуфабрикаты, узлы, детали и конструкции и т.п. которые не соответствуют по качеству установленным стандартам или техническим условиям и не могут быть использованы по своему прямому назначению либо применяются лишь после дополнительных затрат на устранение имеющихся дефектов. Брак можно классифицировать по различным признакам.

Основными причинами возникновения брака являются дефекты в сырье, материалах, полуфабрикатах, поставленных внешними поставщиками и (или) перевозчиками; сама организация, неисправность оборудования, неправильная наладка оборудования и инструментов; ошибки в нормативно-технической документации (нормалях, чертежах); недостаточность квалификации рабочих; нарушение технологической дисциплины; чрезвычайное обстоятельство (стихийное бедствие) и др. Выявление причин брака поможет при дальнейшем определении порядка и источника покрытия потерь от брака, его документальном оформлении.

2.11Работа мастера по рационализации и изобретательству на участке

Оказание всемерной помощи рационализаторам и изобретателям:

- в разработке чертежей, составлении расчетов и описаний по их предложению;

- в изготовлении образца, макетов, моделей и др.,

- в организации совместно с отделом технической информации лекций, докладов, проведении консультаций по техническим и правовым вопросам;

- в оформлении совместно с патентным бюро заявок на предлагаемые изобретения;

- в организации совместно с отделом (бюро) подготовки кадров технической и экономической учебы для рационализаторов и новаторов производства.

Осуществление контроля за охраной прав и интересов рационализаторов и изобретателей в отношении:

- своевременной регистрации поступающих предложений;

- составления своевременных и качественных заключений по предложениям;

- своевременного извещения авторов о результатах рассмотрения их предложений;

- обеспечения в установленный законом срок правильности подсчета экономии и выдачи авторского вознаграждения.

Рассмотрение жалоб и заявлений рационализаторов и изобретателей и своевременное извещение их о принятые решениях.

2.12Участиемастеравработе поповышениюразрядовкадровымрабочим,в присвоении разрядов молодым рабочим и практикантам

Присвоение (повышение) рабочему разряда производится с учетом сложности самостоятельно выполняемых им работ, имеющихся в организации, уровня образования, профессиональной подготовки рабочего.

Вопрос о присвоении (повышении) разряда рабочему рассматривается квалификационной комиссией организации (производственного структурного подразделения) на основании заявления рабочего, прошедшего обучение, по представлению руководителя соответствующего подразделения (мастера, начальника смены и т.д.). Право на повышение разряда в установленном порядке имеют рабочие, успешно выполняющие работы более высокой квалификации не менее 3 месяцев в течение года. Рабочим, выполняющим нормы труда, присвоение более высокой квалификации производится в первую очередь.

Руководитель организации имеет право понизить рабочему квалификацию на один разряд сроком до 3 месяцев за грубое нарушение технологической дисциплины и за другие серьезные нарушения, повлекшие ухудшение качества изготавливаемой им продукции или выполняемых работ. Восстановление разряда производится в общем порядке, установленном для присвоения или повышения разряда.

Для присвоения (повышения) рабочему разряда и наименования профессии по приказу (распоряжению) нанимателя создается квалификационная комиссия. Председателем квалификационной комиссии назначается уполномоченное должностное лицо нанимателя (как правило, главный инженер, заместитель руководителя организации). Членами комиссии могут быть назначены:

- руководители (специалисты) соответствующих производственных структурных подразделений организации;

- руководитель (специалист) структурного подразделения, занимающийся вопросами кадров (подготовки кадров), труда и заработной платы;

- руководитель (специалист) структурного подразделения по охране труда;

Кроме того, к рассмотрению вопроса о присвоении (повышении) разряда квалификационная комиссия при необходимости может привлекать представителей органов государственного специализированного надзора и контроля за соблюдением требований безопасности труда на производстве, а также квалифицированных рабочих соответствующих профессий, высококвалифицированных специалистов родственных организаций, преподавателей, мастеров производственного обучения учреждений профтехобразования.

В небольших организациях, где нет возможности создать квалификационную комиссию соответствующего профиля для присвоения (повышения) разрядов рабочих, могут привлекаться квалификационные комиссии соответствующих государственных учреждений профтехобразования.

При сдаче квалификационной пробной работы рабочий должен выполнить установленное нормированное задание, обеспечив при этом необходимое качество работ. Оценку уровня практической подготовки рабочего на участках, где не могут быть выполнены практические работы, дает мастер.

Присвоение (повышение) разряда рабочего, состоящего в бригаде, должно производиться не по степени сложности работ, выполняемых им под руководством рабочего более высокой квалификации, а по сложности тех работ, которые он может выполнять самостоятельно.

Если работа, выделенная в качестве пробы для присвоения (повышения) рабочему разряда, требует участия под его руководством других рабочих, то необходимая для этого бригада (звено) организуется мастером, прорабом, начальником смены или другим руководителем соответствующего подразделения.

На основании заключения квалификационной комиссии наниматель издает приказ (распоряжение) о присвоении профессии и разряда рабочему, вносит соответствующую запись в трудовую книжку работника.

Одной из основных проблем российских предприятий является низкоэффективный менеджмент. Все наши проблемы происходят от очень невысокой эффективности процесса управления. Причем это характерно для всех его уровней -- от мастера до генерального директора. К сожалению, у нас нет выработанной годами системы и, если хотите, культуры управления. Нет заданных стандартов, которые определяют рамки управления, где даже человек со средними способностями может достаточно эффективно управлять процессом.

Линейный уровень менеджмента, к которому относятся мастера, старшие мастера и иногда начальники участков, является самым многочисленным. И высшие руководители, интуитивно осознавая проблемы предприятия, часто связывают их с мастерами. По их мнению, мастер не может эффективно управлять производством, мастер не может наладить контакты с персоналом, мастер не может увлечь рабочих и т. д. и т. п.

Короче, все беды -- от мастера. Да, действительно, мастер замкнут на производство. Но он (мастер) работает в той системе координат, которую ему задает высшее руководство. Интересную картину мы обнаружили при опросе мастеров многих предприятий.

Оказалось, что более половины из них считают свою работу на 60% 75% творческой. Почему? Да потому что нет стандартов работы мастера, нет регламентов его труда. И потому, попадая в ту или иную нестандартную ситуацию, которые на производстве встречаются ежечасно, мастер вынужден проявлять свои недюжинные творческие способности, чтобы решить возникающие проблемы. Но стандарты и регламенты -- это уже работа руководителя. При чем же здесь мастер? Фактически нет эффективной системы управления, нет выстроенной иерархии, нет жестко структурированной системы регламентов поведения мастера в той или иной ситуации.

Поэтому и приходится ему проявлять творчество на каждом шагу. Хотя работа мастера должна быть на 70-80% чисто рутинной. Конечно, роль мастера (старшего мастера) на производстве очень велика. Мастер, как линейный менеджер, находится в постоянном контакте с рабочими и осуществляет непосредственное руководство ими на рабочих местах. И успешная работа коллектива во многом зависит от того, как мастер обучен и подготовлен, как настроен и психологически нацелен на управление, как мотивирован.

Однако, с другой стороны, роль мастера и очень сложна. Находясь как бы между «молотом» и «наковальней» -- между управленцами более высокого уровня с одной стороны и рабочими с другой -- мастер постоянно находится под прессингом: прессингом «сверху» и прессингом «снизу». Как в этой ситуации сохранить доверие рабочих и управляемость коллектива, как одновременно с этим сохранить доверие руководства? Как добиться максимальной отдачи от рабочих? Как максимально эффективно использовать мастера для повышения эффективности деятельности предприятия в целом?

Почему мастер неэффективен? Мастера в подавляющем большинстве случаев имеют высшее техническое образование, то есть они «технари» по своей природе. Они хорошо разбираются в технике и технологии (их этому научили), но, как правило, мало понимают в менеджменте, управлении персоналом, экономике, экономическом анализе, мотивации и стимулировании персонала и пр.

Здесь прямая вина руководства (топ-менеджмента), которое определяет кадровую политику и программы развития персонала. Если руководители требуют от мастера только охрану труда и уделяют этому максимум внимания, то нечего ждать от него эффективного управления или глубоких знаний экономики цеха. Что посеешь, то и пожнешь. Если руководители сами не знают и не понимают роли СМК в эффективном менеджменте предприятия, как же мастер должен видеть значимость этих систем? Поэтому важно учить не только мастера, но и «топов», и средний менеджмент, и учить их тем дисциплинам, которые требуют время и конкурентная среда.

2.14Мастер и система тиражирования знаний

Прямое обучение всех мастеров наиболее эффективно для средних предприятий, когда количество мастеров составляет 30-50 человек (1-2 группы обучения). Для очень крупных предприятий, где количество мастеров превышает сотни и доходит даже до нескольких тысяч человек, их очень трудно и дорого обучать напрямую. Поэтому необходимы способы оптимизации обучения.

В качестве такого эффективного способа нами была предложена система тиражирования знаний, при которой прямое обучение проходили одна-две «пилотные» группы мастеров. Затем эти обученные напрямую мастера тиражировали свои знания на остальных мастеров и рабочих.

Для этого после окончания «пилотного» обучения было предусмотрено еженедельное проведение собраний-семинаров мастеров по цехам или группам цехов, включающих обсуждение текущей деятельности цеха и обучение персонала.

В повестке дня таких собраний нами были предложены следующие вопросы:

1. Анализ состояния дел цеха. Планы и задачи. Самые важные проблемы;

2. Вопросы повышения эффективности работы цеха;

3. Вопросы стимулирования персонала по представлению мастеров;

4. Экономика цеха. Обучение менеджменту, экономике, управлению персоналом и пр. (доклад по плану);

5. Доведение до мастеров информации по цеху, заводу, компании. Получение информации снизу (от мастеров). Обмен мнениями.

Для повышения эффективности работы мастеров весьма полезно создание совета мастеров и наделение его полномочиями по координации в решении проблем мастера и создании механизма взаимодействия между мастерами и руководством.

Очень эффективным было бы проведение регулярного мотивационного мониторинга, как мастеров, так и всего персонала предприятия, с формированием мотивационной статистики. Цель такого мониторинга -- отслеживание изменений уровня мотивации персонала (индивидуального и группового) для понимания мотивов-стимулов и антимотивов-антистимулов, то есть того, что побуждает к работе, и того, что отталкивает от работы, для принятия верных управленческих решений.

Полезно было бы и создание реальной системы подачи предложений для активизации инициативы работников по повышению эффективности их деятельности и деятельности предприятия в целом.

Учитывая необходимость непрерывного развития и повышения квалификации, обучение мастеров надо сделать постоянным и проводить его хотя бы 2 раза в год (через полгода) по актуальным для предприятия темам, чтобы постоянно держать мастера «в тонусе», не давать ему расслабляться, насыщать его новыми идеями и подходами, направленными на повышение эффективности его деятельности. Сегодня подготовка мастеров -- это важнейшая стратегическая задача предприятия.

1. Экономика, организация и планирование автомобильного транспорта- М. Инфра, 2000.

2. Белоусов А.П. Автоматизация процессов в машиностроении М. Машиностроение, 2003 .

3. Адамчук В.В. Организация и нормирование труда.- М. Дело, 2005.

4. Базаров Т.Ю. Еремин Б.Л. Управление персоналом.- М. Знание, 2000.

5. Генкин Б.М. Экономика и социология труда. - М. Издательская группа НОРМА-ИНФРА, 2007.

6. Грязнов А.Я. Основы организации и оплаты труда.- М. Юрист, 2000.

7. Завельский М.Г. Экономика и социология труда.- М. Знание, 2000.

8. Колосницына М.Г. Экономика труда.- М. Дело, 2008.

9. Костюков Н.И. Организация, нормирование и оплата труда.- М. Экономика, 2005.

10. Кулинцев И.И. Экономика и социология труда.- М. ИНФРА-М, 2005.

11. Меликьян Г.Г. Экономика труда и социально-трудовые отношения.- М. МИК, 2003.

12. Федченко А. Организация труда мастера цеха. // Человек и труд, 2007. - №3.

13. Организационные и финансово-производственные материалы ООО «АВИАЭНЕРГО» за 2009 год.