Категория: Бланки/Образцы
"___"___________ ____ г.
1. Реорганизовать ОАО/ЗАО "_________________" в форме выделения и создать ОАО/ЗАО "__________________________", с местом нахождения: ____________________.
2. Утвердить следующий порядок и условия реорганизации ОАО/ЗАО "____________" в форме выделения из него ОАО/ЗАО "________________":
1) В срок не позднее трех дней с момента принятия решения о реорганизации ОАО/ЗАО "_______________" письменно уведомляет о реорганизации в форме выделения из него ОАО/ЗАО "____________" налоговые органы по месту постановки на учет общества;
2) ОАО/ЗАО "____________________" уведомляет кредиторов о реорганизации в форме выделения в порядке, предусмотренным ст. 15 Федерального закона "Об акционерных обществах" и производит урегулирование отношений с кредиторами, а именно:
- Составляет реестр своих кредиторов по состоянию на дату принятия решения о реорганизации в форме выделения;
- В срок не позднее 30 дней с даты принятия решения о реорганизации в форме выделения уведомляет об этом своих кредиторов. Уведомление должно быть осуществлено в письменной форме заказным письмом и путем опубликования в печатном издании, предназначенном для публикации данных о государственной регистрации юридических лиц сообщения о проводимой реорганизации в форме выделения.
3) Полномочный представитель ОАО/ЗАО "____________________" представляет в регистрирующий орган документы для государственной регистрации создаваемого путем реорганизации ОАО/ЗАО "_____________________".
Реорганизация осуществляется с соблюдением следующих условий:
- часть прав и обязанностей ОАО/ЗАО "_________________" передается в соответствие с разделительным балансом ОАО/ЗАО "________________";
- уставный капитал ОАО/ЗАО "_________________" формируется за счет разделения уставного капитала реорганизуемого ОАО/ЗАО "_____________".
3. Утвердить уставный капитал созданного путем реорганизации в форме выделения ОАО/ЗАО "____________________" в размере ______ (____________) рублей. Уставный капитал общества разделен на ____ (___) штук обыкновенных именных акций номинальной стоимостью ___ (___) рублей каждая.
Способ размещения акций создаваемого путем реорганизации в форме выделения ОАО/ЗАО "________________": конвертация акций реорганизуемого общества в акции создаваемого общества
(варианты: приобретение акций создаваемого общества самим реорганизуемым обществом).
Акции распределяются в следующем порядке:
- ___________________ - __________ (_________) обыкновенных именных бездокументарных акций номинальной стоимостью 100 (сто) рублей каждая на сумму ___________ (_________) рублей, что составляет __% Уставного капитала;
- ___________________ - __________ (_________) обыкновенных именных бездокументарных акций номинальной стоимостью 100 (сто) рублей каждая на сумму ___________ (_________) рублей, что составляет __% Уставного капитала
(Вариант: в случае конвертации акций реорганизуемого общества в акции создаваемого общества - указать соотношение (коэффициент) конвертации акций таких обществ).
Наименование, сведения о месте нахождения регистратора создаваемого общества (если в соответствии с федеральным законом ведение реестра акционеров этого общества должно осуществляться регистратором).
4. Назначить ревизионную комиссию (ревизора) ОАО/ЗАО "_________________" в составе:
5. Назначить генеральным директором (директором) ОАО/ЗАО "_____________________" _________________________ (Ф.И.О.).
6. Утвердить содержание разделительного баланса.
7. Утвердить Устав вновь созданного ОАО/ЗАО "__________________".
Выделение – это форма реорганизации, при которой из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
При реорганизации путем выделения, в отличие от реорганизации путем разделения, не происходит ликвидации юридического лица. На основе одной организации возникают две и более организации без прекращения деятельности старой.
Решите проблемы сейчас — позвоните нам: +7 495 995-58-54
Шаг №1Звоните по номеру +7 (495) 995-58-54
или оставляете заявку
Приходите к нам в офис с паспортом
Шаг №3Через несколько дней Вы получаете документы свидетельствующие о внесении изменений!
Оставьте заявку и мы перезвоним Вам в течение 15 минут!
Каждому, кто оставит заявку или позвонит нам сегодня - консультация по любому вопросу БЕСПЛАТНО
С помощью реорганизации в форме выделения на практике решается задача разделения бизнеса между партнерами, разукрупнения бизнеса, оптимизация его структуры, облегчающая управление активами предприятия и налоговое бремя.
Правовые последствия реорганизации путем выделенияПри выделении происходит правопреемство по гражданским обязательствам между старой организацией и новыми. К новым организациям переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
Что касается правопреемства по налоговым обязательствам, то в отличие от разделения, при выделении в части исполнения обязанностей по уплате налогов (пеней, штрафов) правопреемства не возникает. Если в результате выделения из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц налогоплательщик не имеет возможности исполнить в полном объеме обязанность по уплате налогов (пеней, штрафов) и такая реорганизация была направлена на неисполнение обязанности по уплате налогов (пеней, штрафов), то по решению суда выделившиеся юридические лица могут солидарно исполнять обязанность по уплате налогов (пеней, штрафов) реорганизованного лица.
Процедура реорганизации путем выделения, как и любая другая форма реорганизации, отличается сложностью и многоэтапностью. На каждом этапе реорганизации в форме выделения есть свои особенности, незнание которых может привести к срыву сроков, нарушению процедуры, что в свою очередь может повлечь за собой потерю времени и привлечение к административной ответственности организации и его руководителя. Сотрудничество с нашей консалтинговой компанией позволит Вам избежать возможных ошибок при проведении реорганизации путем выделения.
Специалисты, работающие в нашей компании, хорошо ориентируются в действующем российском законодательстве, имеют большой опыт работы, налаженные контакты с регистрирующими и контролирующими органами, и с удовольствием помогут Вам пойти всю процедуру реорганизации путем выделения быстро и безболезненно. От Вас только потребуется заключить с нами договор на юридическое обслуживание и подписать ряд документов.
Перечень юридических услуг, оказываемых нашей компанией при реорганизации путем выделения:
Все эти услуги выполняются комплексно совместными усилиями юристов и бухгалтеров, работающих в нашей компании.
Стадии реорганизации путем выделенияВыделение предприятия производится в несколько этапов:
1. Принятие решения о реорганизации в форме выделения
При принятии решения о выделении в ООО решаются также следующие вопросы:
При принятии решения о выделении в АО решаются также следующие вопросы:
Таким образом, решение о реорганизации в форме выделения должно соответствовать требованиям законодательства и регистрирующих органов. Соблюсти эти требования Вам помогут наши специалисты.
2. Уведомление налогового органа о начале реорганизации в течение 3-х рабочих дней с момента принятия решения.
3. Публикация в СМИ информации о начале реорганизации.
4. Подача заявлений с пакетом документов в регистрирующий орган.
5. Получение документов о государственной регистрации на 6-й рабочий день.
6. Осуществление необходимых действий после регистрации выделения:
Срок выполнения юридических услуг по сопровождению процедуры реорганизации юридического лица путем выделения составляет около 3-х месяцев, но может быть больше или меньше, что выясняется в каждом конкретном случае.
Однако мы стремимся сократить этот срок до минимума, что позволяет сделать команда опытных юристов и бухгалтеров и развитая курьерская служба.
Обращаясь к нам, Вы можете рассчитывать на качество, высокий профессиональный уровень, опыт и внимательное отношение.
Решите проблемы сейчас — позвоните нам: +7 495 995-58-54
Шаг №1Звоните по номеру +7 (495) 995-58-54
или оставляете заявку
Реорганизация предприятия путем выделения – это процедура, в результате которой создается одно или несколько предприятий. При этом часть обязанностей и прав реорганизуемой фирмы передается вновь созданным обществам, а реорганизуемая фирма продолжает свое существование. При этом ни одно предприятие не прекращает свою деятельность, поэтому закрыть фирму ООО таким способом невозможно.
Реорганизация предприятия в форме выделения обязывает реорганизуемое общество передать часть своих обязанностей и прав новым предприятиям на основании разделительного баланса.
Реорганизация предприятия путем выделения регистрируется при подаче комплекта документов, включающего в себя (для реорганизуемого предприятия): заявление; решение (протокол) общего собрания, подготовить которое можно, используя образец решения о реорганизации в форме выделения, размещенный на нашем сайте; новую редакцию устава, копию объявления в СМИ, разделительный баланс.
Для регистрации нового предприятия, образованного путем выделения, необходимо: заявление, протоколы общих собраний реорганизуемого и создаваемого предприятий, разделительный баланс, устав компании, копия объявления в СМИ.
Реорганизация предприятия собственными силами обычно занимает от трех месяцев до полугода. При обращении к специалистам с момента принятия решения о реорганизации до момента выдачи документов о регистрации новой компании обычно проходит три-четыре месяца. Обратиться к профессионалам можно как для реорганизации путем выделения «под ключ», так и для совершения отдельных действий, например, чтобы узнать, как правильно оформить изменения в устав. как оформить разделительный баланс и т.д.
Опытные юристы, профессионально осуществим процедуру реорганизации ООО в форме выделения, подготовим, подадим и получим документы в налоговой инспекции, стоимость услуг от 45.000 рублей.
Документы необходимые для начала процедуры реорганизации от реорганизуемого общества:
Выделением общества признается создание одного или нескольких обществ с передачей ему (им) части прав и обязанностей реорганизуемого общества без прекращения последнего.
В соответствии со ст. 55 ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью":
Государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации в форме выделения осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения реорганизуемого юридического лица.
Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.
Реорганизация юридического лица в форме выделения с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц считается завершенной.
Стадии реорганизации ООО в форме выделения.
Copyright © Юридическая компания "Экзосет" г. Пермь 2014-2015 год.
Главная
Реорганизация путем выделенияПри выделении создаётся одно или несколько новых обществ, но само реорганизуемое общество продолжает существовать. Новым обществам передаётся часть прав и обязанностей реорганизуемой компании. Сама компания не ликвидируется, а продолжает деятельность – это отличает выделение от других форм реорганизации.
Причины для проведения реорганизации в форме выделения могут быть разные. Часто реорганизацию выделением используют для создания фирмы, желающей вести самостоятельный бизнес отдельно от головной фирмы, либо для отделения активов от долгов.
Только выделение или разделение могут быть проведены против воли юридического лица по решению ИФНС, антимонопольного комитета или по решению суда. Случаи такой принудительной реорганизации устанавливаются законом.
Реорганизация в форме выделения подразумевает, что из юридического лица могут быть выделены юридические лица только той же организационно-правовой формы.
Основные сложности такой реорганизации – в работе с разделительным балансом. Разделительный баланс должен учитывать все особенности передачи прав и обязанностей реорганизуемой фирмы. Уставный капитал и активы вновь создаваемой фирмы обычно значительно меньше капиталов головной фирмы. Иногда его приходится формировать, например за счёт добавочного капитала (или конвертации акций). Поэтому нужно правильно провести все расчёты по разделению.
Если предстоит реорганизация ООО выделением, могут возникнуть вопросы о разделении кредиторских и других обязанностей. Эти вопросы могут иногда дойти до судебного спора. Чтобы этого не случилось, документы, необходимые для выделения фирмы, тщательно проверяются.
Относительно акционерных обществ в процедуре выделения есть некоторые особенности. Если акционер голосовал против реорганизации общества или не принимал участия, он должен получить акции вновь создаваемой фирмы с равными правами (по отношению к акциям предыдущей фирмы).
Акционерные общества, кроме того, могут столкнуться со сложностями регистрации ценных бумаг.
Чтобы избежать сложностей при работе с документами, обратитесь в «Аккаунт». Мы поможем вам пройти такую процедуру, как реорганизация ООО путём выделения, учитывая все тонкости юридических операций и бухгалтерских расчётов. Обеспечьте стабильность бизнеса для вновь создаваемых фирм – при помощи опытных специалистов.
Реорганизация путем выделения – общие этапы процедурыРеорганизация через выделение – один из способов повышения эффективности и стабильности бизнеса. Специалисты «Аккаунт» предоставят Вам квалифицированную помощь и возьмут на себя выполнение всех необходимых работ.
Выделение – одна из пяти форм реорганизаций юридического лица. Суть выделения в том, что из одной организации выделяется (образуется) одна или несколько компаний с передачей ей (им) части прав и обязанностей. При этом реорганизуемое общество продолжает свою деятельность. Регулируется процедура выделения ГК РФ, ФЗ № 129 от 08.08.2001г. ФЗ № 208 от 26.12.1995г. (для АО), ФЗ № 14 от 08.02.1998г. (для ООО) и другими нормативными актами.
Решение о реорганизации в форме выделения обычно принимают учредители (участники) Общества или уполномоченный учредительными документами его орган. Однако выделение может произойти и по решению госорганов или суда. При этом если будут нарушены установленные госорганом сроки реорганизации, то по суду в компании может быть назначен внешний управляющий, который собственно займется подготовкой и осуществлением процесса выделения (ст. 57 ГК РФ).
Разделительный баланс и реорганизация-выделениеДокумент, на основании которого переходит часть прав и обязанностей выделенному юридическому лицу (или нескольким), – разделительный баланс (ст. 58 ГК РФ). Так разделительный баланс (ст. 59 ГК РФ):
Обратите внимание, что если организация не представит в ИФНС (для Москвы – МИФНС № 46 ) разделительный баланс, то регорган может отказать в регистрации реорганизации и новых юрлиц (ст. 59 ГК РФ).
Как происходит реорганизация в форме выделенияРеорганизация юридического лица путем выделения имеет определенную процедуру, которая регулируется российским законодательством, а также внутренними документами самой компании.
Процесс выделения включает в себя:
После того, как МИФНС № 46 внесет запись в ЕГРЮЛ о реорганизации в форме выделения, также делается запись в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц о реорганизации существующей компании и о создании нового юр. лица (или лиц) путем выделения.
Сроки реорганизации в форме выделенияПроцесс реорганизации юрлица не быстрый и занимает от 2-х (минимум) до 3-х и более месяцев. При этом, как Вы уже поняли, о начале реорганизации и в течении всего процесса нужно об этом сообщать в ИФНС, в СМИ, а также кредиторам и иным заинтересованным лицам.
Регистрация документов о реорганизации в МИФНС № 46 и внесение записей в ЕГРЮЛ занимает 7 рабочих дней. Реорганизация же юрлица считается завершенной в форме выделения, когда будет зарегистрирована последняя из выделенных новых компаний (ст. 16 ФЗ № 129).
Таким образом, как видите, реорганизация как выделение юридического лица – это процесс непростой, который имеет свой порядок и сопровождается большой кропотливой работой как внутри самой компании (проведение собраний, подготовка документов и т. д.), так и взаимодействие с другими госслужбами. Поэтому будьте внимательны при проведении процедуры выделения и соблюдайте российское законодательство.
Реорганизация в форме выделения: подробное описание процесса проведения реорганизации в форме выделения. >>>
Поэтапный порядок проведения процедуры реорганизации в форме выделения представлен в файле ответа. Информация содержит в себе ссылки на документы, содержащиеся в «Системе Юрист». Если Вам потребуется документы, заполнение которых рекомендовано авторами «Системы Юрист», мы сможем выслать их Вам по отдельному запросу.
Обоснование данной позиции приведено ниже в рекомендациях «Системы Главбух» и «Системы Юрист»
Рекомендация: Как провести выделение ООО
Выделение ООО – достаточно длительный и сложный процесс, результат которого во многом зависит от правильной работы юриста. Каждый этап требует максимальной собранности и внимательности. Так, разделительный баланс, составленный с нарушением требований законодательства, может повлечь для реорганизуемого общества и создаваемых обществ солидарную ответственность по долгам кредиторов. Нарушение прав участников на общем собрании может стать причиной для признания судом решения о выделении ООО недействительным. Из-за ненадлежащего уведомления кредиторов реорганизуемого ООО регистрирующий орган может отказать во внесении в ЕГРЮЛ записи, подтверждающей факт реорганизации.* Подача в регистрирующий орган неполного комплекта документов не позволит зарегистрировать создаваемые общества.
Понятие выделения ООО и основные этапы работы юриста в процессе выделения ООО
Выделение ООО – форма реорганизации ООО, при которой часть прав и обязанностей реорганизуемого общества передается одному или нескольким создаваемым обществам без прекращения деятельности реорганизуемого общества (п. 1 ст. 55 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»; далее – Закон об ООО).
В такой реорганизации участвуют только ООО. Другими словами, и реорганизуемое, и создаваемое (создаваемые) юридические лица по своей организационно-правовой форме должны быть ООО. Реорганизация в форме выделения из ООО юридических лиц иных организационно-правовых форм считается недействительной.
Можно ли реорганизовать ООО путем выделения из него АО таким образом, чтобы реорганизация соответствовала требованиям закона
Чтобы реорганизация в форме выделения прошла в соответствии с законом и без негативных последствий, юрист реорганизуемого ООО должен в первую очередь разработать примерный план действий. Процедура складывается из нескольких этапов. При выделении ООО необходимо:
Внимание! Если ООО является эмитентом облигаций, необходимо провести дополнительные мероприятия в процессе его реорганизации в форме выделения.*
Закон предоставляет ООО право размещать облигации (п. 1 ст. 31 Закона об ООО). Если реорганизуемое общество воспользовалось такой возможностью (т. е. стало эмитентом облигаций), то реорганизацию необходимо провести с учетом ряда особенностей.
Прежде всего при составлении разделительного баланса нужно проследить за тем, чтобы все обязательства по облигациям одного и того же выпуска:
В противном случае (т. е. если распределить обязательства по облигациям между разными обществами) будут нарушены правила пункта 6 статьи 27.5-5 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее – Закон о РЦБ). Это нарушение может стать причиной отказа в регистрации реорганизации.
Если обязательства по облигациям передаются создаваемому ООО, то необходимо обратить внимание на три момента.
Во-первых, после принятия решения о реорганизации нужно:
Такие правила установлены в абзаце 2 пункта 6 статьи 27.5-5 Закона о РЦБ.
Изменения в решение о выпуске (дополнительном выпуске) облигаций, как правило, вносит общее собрание участников. Однако возможны случаи, когда такие изменения уполномочен вносить совет директоров.
Пункт 2 статьи 24.1 Закона о РЦБ устанавливает, что изменения в решение о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг вносит орган эмитента, к компетенции которого отнесено утверждение такого решения.
Правом утверждать это решение обладает совет директоров (наблюдательный совет) либо орган управления, осуществляющий функции совета директоров хозяйственного общества (п. 2 ст. 17 Закона о РЦБ, п. 2.3.2 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных приказом ФСФР России от 4 июля 2013 г. № 13-55/пз-н; далее – Стандарты эмиссии).
Совет директоров реорганизуемого общества вправе вносить изменения в решение о выпуске (дополнительном выпуске) облигаций, если одновременно выполняются два условия
Во всех других случаях изменения в решение о выпуске (дополнительном выпуске) облигаций вносит общее собрание участников.
Суть изменений сводится к тому, что в качестве эмитента облигаций указывается не реорганизуемое ООО, а его правопреемник – создаваемое ООО, к которому переходят обязательства по облигациям. Такие изменения нужно изложить по форме, утвержденной в приложении № 6 (1) к Стандартам эмиссии.
Изменения можно внести без согласия владельцев облигаций (п. 4 ст. 24.1 Закона о РЦБ).
Если выпуск (дополнительный выпуск) облигаций подлежал государственной регистрации, то изменения, внесенные в решение о таком выпуске, также нужно зарегистрировать (п. 5 ст. 24.1 Закона о РЦБ). Документы, необходимые для регистрации, перечислены в пункте 3.1.9 Стандартов эмиссии. Порядок регистрации установлен в пунктах 2.1–5 статьи 20, пунктах 6–9 статьи 24.1 Закона о РЦБ.
Изменения в решение о выпуске (дополнительном выпуске) облигаций вступают в силу с момента завершения реорганизации (абз. 3 п. 6 ст. 27.5-5 Закона о РЦБ).
Во-вторых, в течение 30 дней с момента завершения реорганизации созданное ООО, к которому перешли обязательства по облигациям, обязано уведомить межрегиональное управление Службы Банка России по финансовым рынкам о реорганизации эмитента облигаций и его замене на правопреемника. Если реорганизованное ООО было эмитентом биржевых облигаций, то вместо межрегионального управления необходимо уведомить биржу, допустившую биржевые облигации к организованным торгам (п. 7 ст. 27.5-5 Закона о РЦБ).
В-третьих, созданное ООО, к которому перешли обязательства по облигациям, обязано осуществить раскрытие информации по правилам статьи 30 Закона о РЦБ в каждом из следующих случаев:
Такое правило установлено в пункте 8 статьи 27.5-5 Закона о РЦБ.
Реорганизация в форме выделения: каким требованиям должен отвечать разделительный баланс при выделении ОООК создаваемому (создаваемым) ООО переходит часть прав и обязанностей реорганизуемого ООО – на основании разделительного баланса (п. 4 ст. 58 ГК РФ, п. 3 ст. 55 Закона об ООО). Разделительный баланс должен содержать положения о правопреемстве (т.е. о переходе прав и обязанностей) по всем обязательствам реорганизуемого ООО, передаваемым каждому из создаваемых ООО (п. 1 ст. 59 ГК РФ). При отсутствии таких положений налоговая инспекция может отказать в регистрации реорганизации (абз. 2 п. 2 ст. 59 ГК РФ).
Внимание! Отсутствие в разделительном балансе положений о правопреемстве по обязательствам влечет негативные последствия для ООО.
При отсутствии в балансе положений о правопреемстве налоговая инспекция может отказать в регистрации реорганизации (абз. 2 п. 2 ст. 59 ГК РФ).
Если реорганизацию все-таки зарегистрируют, то создаваемое (создаваемые) ООО и реорганизуемое ООО будут нести солидарную ответственность перед кредиторами (абз. 3 п. 5 ст. 51 Закона об ООО). Это означает, что кредиторы смогут потребовать исполнения обязанности с любого из обществ или со всех обществ совместно (п. 1 ст. 323 ГК РФ).
Права и обязанности реорганизуемого общества должны распределяться между ним и всеми создаваемыми ООО по принципу справедливого распределения активов и обязательств (принципу пропорциональности). Например, реорганизуемое ООО не вправе передать создаваемому ООО долги по обязательствам, в несколько раз превышающие сумму переданных активов. Такую реорганизацию, скорее всего, зарегистрируют, однако интересы кредиторов реорганизуемого ООО будут ущемлены. В одном из своих постановлений Пленум ВАС РФ указал, что при нарушении принципа справедливого распределения активов и обязательств кредитор вправе предъявить требование к любому из обществ, участвующих в реорганизации (а не только к тому обществу, к которому долг по обязательству перешел на основании разделительного баланса). Другими словами, общества станут солидарными должниками (абз. 2 п. 22 постановления Пленума ВАС РФ от 18 ноября 2003 г. № 19 «О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах"»; далее – постановление № 19 (данное постановление регулирует отношения между АО, однако на практике применяется и к ООО)).
Пример из практики: Суд не заменил ответчика (ООО) его правопреемником по правилам статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса РФ из-за того, что при реорганизации ООО в форме выделения был нарушен принцип справедливого распределения активов и обязательств
ООО «Д.» предъявило к ООО «В.» иск о взыскании задолженности по договору аренды. Затем ООО «В.» провело реорганизацию в форме выделения из него ООО «Т.». После этого ООО «В.» обратилось в суд с заявлением о замене ответчика его правопреемником (ООО «Т.») в связи с реорганизацией (ст. 48 АПК РФ).
Суд установил, что по разделительному балансу к ООО «Т.» перешла кредиторская задолженность в размере 448 млн руб. (включая обязанность возвратить долг по договору аренды). Вместе с тем, ООО «В.» передало своему правопреемнику в качестве актива один ноутбук стоимостью 10 тыс. руб.
Суд решил, что при утверждении разделительного баланса был нарушен принцип справедливого распределения активов и обязательств. Это является основанием возникновения солидарной ответственности всех обществ, участвующих в реорганизации (абз. 2 п. 22 постановления № 19).
Таким образом, обязанность возвратить долг не перешла от ООО «В.» к ООО «Т.» из-за нарушений, содержащихся в разделительном балансе. В итоге суд не произвел замену ответчика (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 24 января 2011 г. по делу № А19-10506/10).
Разделительный баланс составляет бухгалтерия реорганизуемого ООО при взаимодействии с юридическим отделом. Форма разделительного баланса законодательно не утверждена. Обычно в нем устанавливается, что реорганизуемое ООО передает, а правопреемник (создаваемое ООО) принимает:
Разделительный баланс вступает в силу с момента его утверждения общим собранием участников реорганизуемого общества (п. 2 ст. 55 Закона об ООО).
Реорганизация в форме выделения: как принимается решение о реорганизации ООО в форме выделенияРешение о реорганизации в форме выделения принимается общим собранием участников реорганизуемого ООО (п. 2 ст. 55 Закона об ООО). В обществе с единственным участником решение единолично принимает этот участник (ст. 39 Закона об ООО).
Вопрос о реорганизации относится к исключительной компетенции общего собрания участников ООО (или единственного участника общества). Другие органы (например, единоличный исполнительный орган) не вправе принимать решение по такому вопросу (абз. 15 п. 2 ст. 33 Закона об ООО).
Собрание участников проводится по общим правилам, установленным законом (ст. 36, 37 Закона об ООО). Решение о реорганизации принимается всеми участниками общества единогласно (абз. 2 п. 8 ст. 37 Закона об ООО). Итоги голосования необходимо оформить в протоколе общего собрания участников (п. 6 ст. 37 Закона об ООО).
Общее собрание участников реорганизуемого ООО принимает решения по следующим вопросам (абз. 1 п. 2 ст. 55 Закона об ООО):
Если единственный участник создаваемого ООО – реорганизуемое ООО, то общее собрание участников реорганизуемого ООО (помимо принятия решений по перечисленным выше вопросам):
Это зависит от того, какой порядок выделения предусмотрен в решении о реорганизации.
Вариант 1. Часть долей реорганизуемого ООО обменивается на доли создаваемого ООО. В этом случае участниками создаваемого ООО изначально могут быть только участники реорганизуемого общества, чьи доли подлежат обмену.
Вариант 2. Реорганизуемое ООО приобретает 100 процентов долей в уставном капитале создаваемого ООО. В такой ситуации именно реорганизуемое общество выступает в роли единственного участника создаваемого ООО (абз. 3 п. 2 ст. 55 Закона об ООО).
Вариант 3. Часть долей реорганизуемого ООО обменивается на доли создаваемого ООО и при этом реорганизуемое ООО самостоятельно приобретает часть долей в уставном капитале создаваемого ООО. В этом случае участниками создаваемого ООО изначально будут реорганизуемое ООО и его участники.
В каждой из ситуаций третьи лица могут стать участниками создаваемого ООО лишь после его государственной регистрации (например, при последующем приобретении его долей). Непосредственно в момент регистрации выступить в роли учредителей третьим лицам не удастся. Нельзя образовать ООО, сочетая два разных способа создания юридического лица – учреждение и реорганизацию.
Реорганизация в форме выделения: кто может передать имущество в уставный капитал ООО, создаваемого в результате выделенияТолько реорганизуемое ООО.
Ни участники реорганизуемого общества, ни любые другие лица не вправе передать имущество в уставный капитал ООО, создаваемого в процессе выделения.
Передача имущества осуществляется только на основании разделительного баланса (п. 4 ст. 58 ГК РФ, п. 3 ст. 55 Закона об ООО).
Уставный капитал создаваемого ООО формируется за счет:*
Такое правило установлено для акционерных обществ, однако на практике его применяют и при формировании уставного капитала ООО.
Размер уставного капитала ООО должен быть не менее 10 тыс. руб. (абз. 2 п. 1 ст. 14 Закона об ООО).
Внимание! Если общее собрание участников проведено с нарушением требований закона, то решение о реорганизации может быть признано недействительным.
В таком случае исполнительный орган реорганизуемого ООО будет вынужден созвать еще одно (внеочередное) общее собрание участников (ст. 35 Закона об ООО), что негативно отразится на деятельности общества:
Пример из практики. Суд признал решение о выделении ООО недействительным, поскольку общее собрание участников проводилось с нарушением порядка его созыва и в отсутствие кворума
Какие действия нужно выполнить после принятия решения о реорганизации ООО в форме выделения
После принятия решения о выделении на общем собрании участников реорганизуемого общества необходимо выполнить ряд установленных законом действий:*
В течение трех рабочих дней после дня принятия решения о реорганизации в налоговую инспекцию необходимо представить письменное уведомление (сообщение) о начале процедуры реорганизации по форме № P12003, утвержденной приказом ФНС России от 25 января 2012 г. № ММВ-7-6/25@. К уведомлению нужно приложить решение о реорганизации (п. 1 ст. 13.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»; далее – Закон о государственной регистрации).
Уведомление подписывает генеральный директор (иное уполномоченное лицо) реорганизуемого ООО. Подлинность подписи необходимо засвидетельствовать в нотариальном порядке (п. 1.2 ст. 9 Закона о государственной регистрации).
Уведомление нужно представить в инспекцию, осуществляющую функции регистрирующего органа. Важно учесть, что в городах с численностью населения от 1 млн человек могут быть созданы единые регистрационные центры (п. 3 приказа МНС России от 22 июля 2004 г. № САЭ-3-09/436@). Если в городе создан Единый регистрационный центр, то другие городские инспекции регистрацию не осуществляют. Например, в Москве регистрирующим органом (Единым регистрационным центром) является МИФНС № 46 по г. Москве. Именно туда нужно подавать уведомление о начале процедуры реорганизации ООО, находящегося на территории Москвы.
Инспекция в срок не более трех рабочих дней вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что общество находится в процессе реорганизации. В качестве подтверждения того, что запись внесена, инспекция выдает ООО следующие документы:
До 24 августа 2013 года в налоговую инспекцию также нужно было представлять сообщение о реорганизации общества по форме № С-09-4.
Такое требование было установлено в подпункте 4 пункта 2 статьи 23 Налогового кодекса РФ. Уведомление направляли в налоговую инспекцию по месту нахождения общества. С 24 августа 2013 года налогоплательщики освобождены от исполнения этой обязанности (подп. «б» п. 4 ст. 1 Федерального закона от 23 июля 2013 г. № 248-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»).
В настоящее время достаточно уведомить налоговую инспекцию только по форме № Р12003, утвержденной приказом ФНС России от 25 января 2012 г. № ММВ-7-6/25@.
Реорганизация в форме выделения: как уведомить кредиторов и рассчитаться с нимиРеорганизуемое ООО обязано уведомить кредиторов о начале процедуры реорганизации (абз. 2 п. 1 ст. 60 ГК РФ, п. 2 ст. 13.1 Закона о государственной регистрации, п. 5 ст. 51 Закона об ООО). Для этого необходимо поместить сообщение (уведомление) о своей реорганизации в журнале «Вестник государственной регистрации» (п. 1 приказа ФНС России от 16 июня 2006 г. № САЭ-3-09/355@). Правила приема и публикации сообщений представлены на сайте журнала.
Обязательные сведения, содержащиеся в сообщении:
Сообщение помещается в журнале «Вестник государственной регистрации» дважды с периодичностью один раз в месяц (п. 5 ст. 51 Закона об ООО).
Первое уведомление можно поместить только после того, как инспекция внесет запись в ЕГРЮЛ о начале процедуры реорганизации. Конкретный срок для публикации первого сообщения не установлен. В целях ускорения процесса реорганизации имеет смысл подать заявку на публикацию в максимально короткие сроки (например, на следующий день после получения листа записи ЕГРЮЛ).
Второе уведомление можно опубликовать не раньше чем через месяц после первого. Например, если первое опубликовали 28 января 2013 года, то второе нужно разместить не ранее 1 марта 2013 года.
Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока (п. 3 ст. 192 ГК РФ). Следовательно, второе уведомление можно разместить не ранее дня, следующего за днем истечения одного месяца со дня публикации первого (абз. 5 п. 12 письма ФНС России от 23 января 2009 г. № МН-22-6/64).
При нарушении правил уведомления кредиторов и при отсутствии доказательств такого уведомления налоговая инспекция может отказать в регистрации реорганизации (абз. 2 п. 5 ст. 51 Закона об ООО).
Обязано ли ООО направить в адрес каждого кредитора письменное уведомление о начале процедуры выделения по правилам статьи 13.1 Закона о государственной регистрации?
Пункт 2 статьи 13.1 Закона о государственной регистрации действительно предусматривает обязанность по направлению в адрес кредиторов письменных уведомлений о реорганизации. Однако в пункте указано, что такое правило применяется в случае, если другие (специальные) законы не устанавливают иной порядок уведомления кредиторов.
Порядок уведомления кредиторов при реорганизации ООО установлен пунктом 5 статьи 51 Закона об ООО. Ранее (до 21 октября 2009 года) этот пункт обязывал реорганизуемое ООО направлять в адрес всех известных ему кредитивов письменные уведомления о начале процедуры реорганизации. Если ООО не исполняло эту обязанность, суд признавал недействительным решение налоговой инспекции о регистрации реорганизации (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 11 августа 2011 г. по делу № А53-30286/2009).
С 21 октября 2009 года и по настоящее время действуют другие правила по уведомлению кредиторов (подп. 11 п. 4 ст. 6 Федерального закона от 19 июля 2009 г. № 205-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»). Теперь пункт 5 статьи 51 Закона об ООО не обязывает направлять сообщения в адрес каждого кредитора.
Кредиторы вправе требовать досрочного исполнения обществом тех обязательств, которые возникли до момента опубликования сообщения в журнале «Вестник государственной регистрации» (п. 2 ст. 60 ГК РФ). Если ООО не может досрочно исполнить такие обязательства, то кредиторы вправе требовать их прекращения и возмещения связанных с этим убытков.
Общество должно удовлетворить лишь те требования, которые направлены в письменной форме не позднее 30 дней с даты последнего опубликования сообщения о реорганизации (абз. 1 п. 5 ст. 51 Закона об ООО).
Реорганизация в форме выделения: как провести общее собрание участников создаваемого ООООбщее собрание участников проводится в каждом создаваемом ООО (абз. 2 п. 2 ст. 55 Закона об ООО). Цели проведения собрания:
Общее собрание участников должно проводиться до момента государственной регистрации создаваемого ООО. Это следует из толкования статьи 14 Закона о государственной регистрации. В статье закреплено, что для регистрации нового ООО необходимо представить устав общества. Как показано выше, устав утверждается общим собранием участников создаваемого ООО.
Порядок проведения общего собрания участников создаваемого ООО законом не предусмотрен. На практике такое собрание проводят по правилам статьи 11 Закона об ООО, регулирующим порядок учреждения общества. Вместе с тем, отождествлять это собрание с собранием учредителей нельзя. Ведь учреждение общества и реорганизация – разные способы создания ООО. При учреждении решение о создании общества принимает собрание учредителей, а при реорганизации в форме выделения решение принимается общим собранием участников реорганизуемого ООО.
Если в создаваемом ООО имеется только один участник, то он единолично утверждает устав общества и назначает его органы. Решения единственного участника по таким вопросам должны быть оформлены в письменном виде.
Если единственный участник создаваемого ООО – реорганизуемое ООО, то решения по вопросам об утверждении устава и избрании органов создаваемого общества принимает общее собрание участников реорганизуемого ООО (абз. 3 п. 2 ст. 55 Закона об ООО).
Как зарегистрировать общества с ограниченной ответственностью, создаваемые при реорганизации в форме выделения
Реорганизация ООО в форме выделения считается завершенной с момента государственной регистрации последнего из созданных ООО (п. 4 ст. 16 Закона о государственной регистрации).
Регистрация осуществляется посредством внесения налоговой инспекцией записей в ЕГРЮЛ. Реорганизуемое ООО должно подать в инспекцию установленный законодательством комплект документов.
Ситуация. Как сдавать налоговую отчетность в случае реорганизации
Датой реорганизации является день внесения в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности старой (реорганизуемой) или о создании новой организации (организаций) (п. 4 ст. 57 ГК РФ).
Подать отчетность за последний налоговый период может как реорганизуемая организация (до даты реорганизации), так и ее правопреемники (после даты реорганизации). То есть правопреемник должен представить отчетность, только если такие декларации (расчеты) не были представлены реорганизуемой организацией. Такой порядок следует из положений статьи 50 Налогового кодекса РФ и писем Минфина России от 25 сентября 2012 г. № 03-02-07/1-229, от 13 сентября 2012 г. № 03-05-05-01/54, ФНС России от 14 января 2013 г. № ЕД-4-3/104, УФНС России по г. Москве от 10 февраля 2012 г. № 16-15/011630.*
Исключение составляет отчетность по НДФЛ: справки 2-НДФЛ за период с начала года до даты завершения реорганизации должна подавать реорганизуемая организация. Сделать это нужно до момента завершения реорганизации. А правопреемники должны сдавать справки 2-НДФЛ только за период со дня, следующего за днем реорганизации, до конца года. Такая точка зрения высказана в письмах Минфина России от 19 июля 2011 г. № 03-04-06/8-173, ФНС России от 26 октября 2011 г. № ЕД-4-3/17827, УФНС России по г. Москве от 21 апреля 2010 г. № 16-15/042728.
После внесения сведений в ЕГРЮЛ в зависимости от формы реорганизации обязанность по представлению налоговой отчетности либо остается у реорганизуемой организации, либо переходит к вновь созданным организациям (правопреемникам).
Правопреемники должны сдавать налоговую отчетность за реорганизуемые организации при реорганизации в форме:
Если реорганизация проходит в форме выделения, налоговую отчетность должна сдавать реорганизуемая организация.
Место подачи деклараций и расчетов за последний налоговый период реорганизуемой организации зависит от того, кто подает эту декларацию: реорганизуемая организация (до даты реорганизации), или ее правопреемники (после даты реорганизации). До даты реорганизации декларация подается по месту учета реорганизуемой организации, после – по месту учета правопреемника. При этом если правопреемник является крупнейшим налогоплательщиком, он должен подавать декларации по всем налогам в инспекцию по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика* (письма ФНС России от 11 ноября 2010 г. № ШС-37-3/15203, УФНС России по г. Москве от 28 августа 2012 г. № 16-15/080280). Подробнее о порядке оформления и подачи деклараций при реорганизации см. таблицу.
Елена Попова,
государственный советник налоговой службы РФ I ранга
Ситуация:Как платить налоги при реорганизации
Реорганизация в форме выделения: кто платит налогиПри реорганизации в форме слияния, присоединения, преобразования, разделения права, обязательства и имущество организации переходят к ее правопреемнику. Поэтому за реорганизованную организацию налоги (пени, штрафы) платит правопреемник (п. 1 и 2 ст. 50 НК РФ).
Если происходит реорганизация, перечислить налоги (сборы, пени, штрафы) должна:*
организация, возникшая при слиянии (п. 4 ст. 50 НК РФ);
организация, возникшая при преобразовании (п. 9 ст. 50 НК РФ);
организация, которая присоединила к себе другую организацию (п. 5 ст. 50 НК РФ);
организации, которые образовались при разделении (п. 6 ст. 50 НК РФ).
Если происходит реорганизация в форме выделения, правопреемства по отношению к реорганизованной организации в части уплаты налогов (сборов, пеней, штрафов) не возникает. Организация, из состава которой при разделении выделилась другая, продолжает действовать и платить налоги в обычном порядке. Из этого правила есть исключение. Если организация, из которой при разделении выделяются другие, не может полностью рассчитаться с бюджетом, то по решению суда выделившиеся организации будут обязаны заплатить налоги (пени, штрафы) за реорганизованную организацию. Такие правила предусмотрены пунктом 8 статьи 50 Налогового кодекса РФ.
Сергей Разгулин,
действительный государственный советник РФ 3-го класса
Персональные консультации по учету и налогам
Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.