Руководства, Инструкции, Бланки

решение о реорганизации в форме преобразования образец img-1

решение о реорганизации в форме преобразования образец

Рейтинг: 5.0/5.0 (1846 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Решение единственного акционера о преобразовании закрытого акционерного общества с единственным акционером в общество с ограниченной ответственностью

Решение единственного акционера о преобразовании закрытого акционерного общества с единственным акционером в общество с ограниченной ответственностью РЕШЕНИЕ N ___ единственного акционера Закрытого акционерного общества "____________________________" <1> РЕШИЛ:

1. Преобразовать ЗАО "__________" в ООО "__________" в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

2. Утвердить следующий порядок реорганизации ЗАО "__________" в форме преобразования в ООО "__________":

- в срок не позднее трех дней с момента принятия решения о реорганизации ОАО/ЗАО "__________" письменно уведомляет о реорганизации в форме преобразования в ООО "__________" налоговые органы по месту постановки на учет общества <2>;

- ЗАО "__________" после внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц помещает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о своей реорганизации, соответствующее требованиям, установленным пунктами 6.1 и 6.2 статьи 15 Федерального закона "Об акционерных обществах";

3. Утвердить составленный по итогам проведенной инвентаризации Передаточный акт, в соответствии с которым ООО "__________" становится правопреемником ЗАО "__________" по всем его обязательствам, в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами. Передаточный акт прилагается.

4. Определить местом нахождения создаваемого ООО "__________" следующий адрес: _________________________.

5. Утвердить Устав ООО "__________".

6. Обменять акции ЗАО "__________", принадлежащие единственному акционеру, в количестве ____________ штук номинальной стоимостью _______ (__________) рублей каждая на долю в уставном капитале ООО "__________", принадлежащую __________________ как единственному учредителю ООО "__________", номинальной стоимостью _______ (____________) рублей.

7. Уставный капитал ООО "__________", создаваемого в результате реорганизации ЗАО "__________", сформировать за счет уставного капитала ЗАО "__________" (номинальной стоимости акций единственного акционера) и установить в размере _______ (____________) рублей, что составляет 100% уставного капитала ООО "__________".

Единственному участнику ООО "__________" - ________________ принадлежит доля в размере 100% уставного капитала ООО "__________".

8. Назначить ревизионную комиссию (ревизора) ООО "__________", создаваемого в результате реорганизации ЗАО "__________", в составе:

<1> Общее собрание акционеров реорганизуемого в форме преобразования общества по вопросу о реорганизации общества в форме преобразования принимает решение о реорганизации (абз. 1 п. 3 ст. 20 Федерального закона "Об акционерных обществах").

В обществе, все голосующие акции которого принадлежат одному акционеру, решения по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания акционеров, принимаются этим акционером единолично и оформляются письменно (п. 3 ст. 47 Федерального закона "Об акционерных обществах").

<2> См. п. 1 ст. 13.1 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", подп. 4 п. 2 ст. 23 Налогового кодекса РФ.

Другие статьи

Преобразование ЗАО в OOO 2016

Преобразование ЗАО в OOO

Чтобы переделать свое АО в ООО вам надо провести реорганизацию в форме преобразования. В данной статье и размещенном видео материале представлена пошаговая инструкция по преобразованию ЗАО в ООО.

Шаг 1. Примите решение о реорганизации в форме преобразования ЗАО в ООО, а затем уведомите об этом ИФНС

Чтобы переделать свое АО в ООО вам надо провести реорганизацию в форме преобразования. Для этого соберите общее собрание акционеров и по его итогам примите решение о реорганизации. Так, если у вас в компании больше одного акционера, то составьте это решение в форме протокола (подп. 2 п. 3 ст. 67.1 ГК РФ). А вот если акционер у вас один, то оформите единоличное решение о реорганизации в форме преобразования (образец решения см. ниже).

Преобразование ЗАО в OOO 2016. Реорганизация. Пошаговая инструкция Образец решения о преобразовании ЗАО в ООО в 2016 году

Закрытое акционерное общество «Успех»

единственного акционера ЗАО «Успех»

о реорганизации Общества в форме преобразования

г. Москва «30» июля 2015 года

Единственный акционер ЗАО «Успех» Платон Иванович Орлов (паспорт серии 60 04 № 758432 выдан 14.11.2003 УВД г. Москвы)

1. Реорганизовать закрытое акционерное общество «Успех» в форме преобразования.

2. Утвердить следующий порядок и условия реорганизации: провести реорганизацию до 1 ноября 2015 года.

3. Создать в процессе реорганизации общество с ограниченной ответственностью «Рига».

Сведения об обществе с ограниченной ответственностью «Рига»:

– место нахождения: г. Москва, ул. Лесная, д. 29;

– генеральный директор: Синицына Елена Викторовна (паспорт серии 17 01 № 258763 выдан 20.09.1997 УВД г. Москвы).

4. Утвердить следующий порядок обмена акций закрытого акционерного общества «Успех» на доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью «Рига»: 3000 обыкновенных акций, принадлежащих П.И. Орлову, номинальной стоимостью 500 000 (Пятьсот тысяч) руб. обмениваются на долю 100% номинальной стоимостью 500 000 (Пятьсот тысяч) руб.

5. Утвердить устав общества с ограниченной ответственностью «Рига».

Приложение: устав ООО «Рига».

ЗАО «Успех» Орлов П.И. Орлов

В частности, в решении или протоколе о реорганизации в форме преобразования ЗАО в ООО утвердите:

  1. Саму реорганизацию. То есть отметьте, что АО реорганизуется в ООО, и укажите наименование новой фирмы.
  2. Порядок и условия преобразования общества. В частности, укажите, в какой срок вы планируете осуществить реорганизацию.
  3. Порядок обмена акций на доли участников. То есть покажите, какие акции обмениваются на доли и в каком количестве.
  4. Устав нового юрлица — ООО (п. 1 — 3 ст. 20 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ). Приложите устав к самому решению или протоколу о реорганизации.

После того как решение о реорганизации принято, уведомите ИФНС о начале процедуры реорганизации. Для этого отправьте туда письменное уведомление по форме № P12003, утвержденной приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@. Сделайте это в течение трех рабочих дней после того, как общество приняло решение о реорганизации. Причем уведомление подайте вместе с принятым решением о преобразовании (п. 27 постановления Пленума Верховного суда РФ от 23.06.2015 № 25, п. 1 ст. 13.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ, далее — Закон № 129-ФЗ). В течение трех рабочих дней с момента получения уведомления ИФНС внесет в ЕГРЮЛ запись о том, что общество находится в процессе реорганизации.

Шаг № 2. Зарегистрируйте преобразование АО в ООО в налоговой инспекции

После того как вы уведомили налоговиков о реорганизации, зарегистрируйте преобразование АО в ООО. Для этого подайте в налоговую инспекцию заявление о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме Р12001, утвержденной приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@. Это разрешено сделать не раньше того, как истечет срок для обжалования решения о реорганизации, то есть не ранее трех месяцев с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации (абз. 3 п. 4 ст. 57 ГК РФ).

К заявлению приложите следующие документы (п. 1 ст. 14 Закона № 129-ФЗ):

  • платежку на оплату госпошлины за регистрацию преобразования, она составляет 4000 руб. (подп. 1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ);
  • устав новой компании ООО, представьте его в двух экземплярах при отправке лично, по почте или в одном — при направлении в электронном виде;
  • бумагу, подтверждающую отправку в ПФР сведений о застрахованных лицах (сведения о взносах и стаже каждого работника, о реестре застрахованных лиц, об индивидуальном лицевом счете уволенных в связи с реорганизацией), это может быть справка из фонда;
  • документ, который подтвердит внесение изменений в решение о выпуске облигаций или иных ценных бумаг, кроме акций, в части замены эмитента (того, кто выпускает бумаги). Он может потребоваться только тем фирмам, которые выпускали облигации, для того, чтобы подтвердить замену АО на ООО.

Также обращаем ваше внимание на такой момент. Среди перечня бумаг, отправляемых в налоговую, в пункте 1 статьи 14 Закона № 129-ФЗ поименован еще такой документ, как передаточный акт. Однако подавать его налоговикам не нужно. Так как с 1 сентября 2014 года данная обязанность отменена (п. 5 ст. 58 ГК РФ, подп. «г» п. 13 ст. 1 Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ). Поэтому вы можете составить такой акт только для внутренних целей, чтобы передать имущество и обязательства создаваемому юридическому лицу. Перечисленные бумаги вы вправе отправить в ИФНС как лично (через представителя или многофункциональный центр), так и по почте или через Интернет.

Шаг № 3. Получите документы на новое юрлицо

В течение пяти рабочих дней после того, как налоговая инспекция получит документы на преобразование, она зарегистрирует ООО или откажет в его регистрации. Последний вариант возможен, например, если какие-либо бумаги вами не были представлены в ИФНС (п. 1 ст. 8 и п. 4 ст. 15 Закона № 129-ФЗ). В таком случае налоговики направят вам решение об отказе в государственной регистрации ООО. При положительном решении в срок не позднее одного рабочего дня со дня создания ООО налоговые инспекторы отправят вам свидетельство о регистрации юрлица. И приложат к нему экземпляр устава со своей отметкой о получении, а также лист записи ЕГРЮЛ с информацией о прекращении деятельности АО (п. 3 ст. 11 Закона № 129-ФЗ).

Шаг № 4. Подайте уведомление о переходе ООО на УСН

Чтобы применять «упрощенку» в новой компании — ООО, вам нужно перейти на этот спецрежим. Ведь старая фирма, по которой вы применяли УСН — АО, прекратила свою деятельность (п. 1 ст. 16 Закона № 129-ФЗ), а автоматического перехода системы налогообложения к новому юридическому лицу налоговое законодательство не предусматривает.

Таким образом, чтобы работать на упрощенной системе, подайте в ИФНС уведомление о переходе на «упрощенку» по форме № 26.2-1, утвержденной приказом ФНС России от 02.11.2012 № ММВ-7-3/829. Сделайте это в течение 30 календарных дней с даты постановки ООО на учет. То есть с того момента, когда налоговики зарегистрировали ваше новое юрлицо. Тогда вы сможете применять УСН с самого начала деятельности ООО (письма Минфина России от 13.02.2015 № 03-11-06/2/6553 и от 24.02.2014 № 03-11-06/2/7608).

Если вы пропустите 30-дневный срок, то будете автоматически переведены на общий режим (подп. 19 п. 3 ст. 346.12 НК РФ). И вам придется перечислять все «общережимные» налоги с момента создания ООО. В таком случае перейти на «упрощенку» вы сможете только с начала следующего года (п. 1 ст. 346.13 НК РФ).

Шаг № 5. Подготовьте новую компанию к работе

После того как новая фирма зарегистрирована, вам нужно наладить ее работу. Что в таком случае вам целесообразно сделать в первую очередь, мы отметили далее.

1. Сформируйте вступительное сальдо по счетам бухучета и вступительную отчетность. Сначала что касается сальдо. Его формируйте на дату госрегистрации ООО на основе регистров акционерного общества (например, итоговой оборотно-сальдовой ведомости). Так, если ваше имущество передавалось по балансовой стоимости, то сальдо по счетам учета этих объектов сразу же перенесите в учет новой компании. Если по рыночной цене (например, зачастую основные средства передаются по такой цене), то тогда и вы должны учесть ценности по рыночной стоимости.

Не надо переносить из учета предшественника и данные по уставному капиталу. Они будут формироваться иначе — величину капитала вам нужно взять из устава. Эта сумма и будет вступительным сальдо по счету 80.

Теперь относительно вступительного баланса. Составьте его путем переноса показателей из заключительной бухгалтерской отчетности АО на дату преобразования. В таком случае данные вступительной отчетности у вас будут совпадать с данными заключительного баланса прежней фирмы. Может отличаться, как мы сказали выше, лишь размер уставного капитала, ведь его учредители вправе как увеличить, так и уменьшить. Или стоимость основных средств, если вы передавали их по рыночной стоимости.

2. Начните оформлять документы от имени новой фирмы. То есть выписывайте всю «первичку», составляйте регистры, заключайте договоры уже с учетом новой формы компании — ООО. Делайте это с того числа, когда состоялась реорганизация и налоговики внесли об этом запись в ЕГРЮЛ. Эта дата будет указана в выданном вам свидетельстве о госрегистрации (п. 4 ст. 75 ГК РФ).

3. Уведомьте банки о реорганизации или по желанию смените свои счета. Вообще после преобразования не требуется закрывать имеющиеся у вашей фирмы банковские счета и открывать новые. Можно продолжать пользоваться прежними. Но в таком случае надо представить в банк все документы, которые подтверждают изменение организационно-правовой формы и наименования юридического лица. Например, решение о преобразовании АО в ООО, свидетельство о внесении изменений в ЕГРЮЛ или выписку из этого реестра. Однако если вы хотите сменить счет, например, по требованию банка, можете это сделать.

4. Если вы решили работать с печатью, то смените ее. С 7 апреля 2015 года компании в своей работе больше не обязаны использовать печати (Федеральный закон от 06.04.2015 № 82-ФЗ). Однако если в вашем уставе есть сведения о печати, то применять ее нужно. В таком случае изготовьте новую печать для компании с обновленными данными: наименование, форма, ИНН, адрес и пр. Если сведений о печати в вашем уставе нет, то применять печать вы не можете. А чтобы воспользоваться ею, надо будет внести изменения в устав.

5. Перерегистрируйте кассовую технику (ККТ). При реорганизации название фирмы изменяется. Так вот, из-за этого кассовые машины вам придется перерегистрировать, то есть внести изменения о новом наименовании компании в карточку ККТ (подп. «в» п. 76 Административного регламента, утвержденного приказом Минфина России от 29.06.2012 № 94н). Чтобы это сделать, подайте в ИФНС заявление по форме, приведенной в приложении № 1 к приказу ФНС России от 09.04.2008 № ММ-3-2/152. К заявлению приложите паспорт кассовой техники и карточку регистрации. Кроме того, на практике зачастую налоговые инспекторы требуют вместе с этими бумагами договор на техобслуживание машин, журнал кассира-операциониста. Точный список, который потребуется вам лично, узнайте в своей ИФНС.

Что касается срока, то его для перерегистрации не установлено. Но лучше это сделать как можно скорее, поскольку в чеках должны быть новые реквизиты вашей компании. В противном случае возможен штраф — до 40 000 руб. (ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ).

6. Сообщите контрагентам о реорганизации. Это нужно для того, чтобы партнеры знали о смене вашего АО на ООО. Ведь в результате реорганизации наименование компании поменялось. А оно указывается на многих документах. Соответственно об этом надо сообщить своим партнерам по бизнесу, чтобы они знали, почему вы оформляете бумаги от другого имени. В таком случае составьте для контрагентов уведомление в произвольном виде. А к нему можете приложить копию решения о реорганизации и свидетельства о внесении таких изменений в ЕГРЮЛ.

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое

Реорганизация в форме преобразования

15 Октября 2015 Реорганизация в форме преобразования. Что необходимо знать «вмененщику»?

В рамках данного материала поговорим о реорганизации в форме преобразования.

Реорганизация в форме преобразования. Что это такое?

Согласно п. 5 ст. 57 ГК РФ реорганизация в форме преобразования представляет собой изменение организационно-правовой формы юридического лица. При этом права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются. Допускается реорганизация с одновременным сочетанием различных ее форм (представленных на схеме), а также с участием двух и более юридических лиц, в том числе созданных в разных организационно-правовых формах.

Условия и порядок реорганизации в форме преобразования в соответствующую организационно-правовую форму определяются решением учредителей о преобразовании .

Этапы реорганизации Подготовительный этап: принимаем решение, готовим документы и информируем ИФНС

Как уже было сказано, решение о реорганизации юридического лица принимается его учредителями. Затем в течение трех рабочих дней после даты его принятия в регистрирующий орган (ИФНС) в письменной форме сообщается о начале процедуры реорганизации, в том числе об избранной форме, с приложением самого решения (ст. 13.1 Закона №129‑ФЗ [2] ).

Форма уведомления о начале данной процедуры установлена Приказом ФНС России от 25.01.2012 №ММВ-7-6/25@ .

Госрегистрация юридического лица, создаваемого путем реорганизации, осуществляется ИФНС по месту его нахождения (п. 1 ст. 15 Закона №129‑ФЗ ).

На основании этого уведомления ИФНС в срок не более трех рабочих дней вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации.

Реорганизация юридического лица в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица ,а преобразованное юридическое лицо – прекратившим свою деятельность (п. 1 ст. 16Закона №129‑ФЗ ).

В соответствии со ст. 14 Закона №129‑ФЗ в налоговый орган необходимо представить установленный данной нормой пакет документов. Требования к оформлению документов закреплены в Приказе ФНС России от 09.06.2014 №ММВ-7-14/316@ .

Итак, что необходимо подготовить «вмененщику», принявшему решение о реорганизации, для представления в налоговый орган?

1. Подписанное заявление о государственной регистрации вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме, утвержденной Приказом ФНС России №ММВ-
7-6/25@
.

2. Учредительные документы юридического лица в двух экземплярах (впоследствии один из экземпляров с отметкой контролеров выдается заявителю). Здесь следует отметить, что весь пакет документов, предусмотренный вышеуказанной статьей, может быть представлен через многофункциональный центр, а также в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

3. Передаточный акт (разделительный баланс).

В названном документе подлежат урегулированию вопросы, связанные с передачей имущества и обязательств правопреемнику при изменении в результате реорганизации в форме преобразования организационно-правовой формы собственности.

Согласно п. 5 Методических указанийпо формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций [3] (далее – Методические указания ) дату утверждения данного документа вправе определить сами учредители. Она должна быть в пределах срока проведения реорганизации, предусмотренного в их решении с учетом необходимых процедур (уведомления кредиторов (акционеров, участников) о принятом решении и предъявления ими требований о прекращении или досрочном исполнении обязательств и возмещении убытков, проведения инвентаризации имущества и обязательств и др.).

Составление передаточного акта (разделительного баланса) рекомендуется приурочить к концу года или дате составления бухгалтерской отчетности (квартала) (п. 4 Методических указаний ).

В статье 59 ГК РФ определены требования к передаточному акту: он должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников. Документ может включать следующие приложения:

– бухгалтерскую отчетность, в соответствии с которой определяется состав имущества и обязательств реорганизуемой организации, а также дается их оценка на последнюю отчетную дату перед датой оформления их передачи (оценка имущества производится по остаточной или текущей рыночной стоимости либо по иной стоимости (фактической себестоимости материально-производственных запасов, первоначальной стоимости финансовых вложений) – свой выбор учредители должны отразить в соответствующем решении);

– акты (описи) инвентаризации имущества и обязательств, проведенной перед составлением передаточного акта (разделительного баланса);

– первичные учетные документы по материальным ценностям (к примеру, акты (накладные) приемки-передачи основных средств), перечни (описи) иного имущества, подлежащего приемке-передаче при реорганизации;

– расшифровки (описи) кредиторской и дебиторской задолженностей с информацией о письменном уведомлении в установленные сроки кредиторов и дебиторов реорганизуемой организации о переходе с момента государственной регистрации организации имущества и обязательств по соответствующим договорам и контрактам к правопреемнику, расчетов с соответствующими бюджетами, внебюджетными фондами.

4. Документ об уплате государственной пошлины. Госпошлина уплачивается в размерах, установленных ст. 333.33 НК РФ. Так, за государственную регистрацию юридического лица госпошлина уплачивается в размере 4 тыс. руб. Однако в этой связи нельзя обойти вниманием позицию Минфина, выраженную в письмах от 29.06.2015 №03‑05‑06‑03/37427. 03‑05‑05‑03/37417. По мнению чиновников ведомства, при реорганизации юридического лица в форме преобразования необходимо уплатить государственную пошлину в размере 22 тыс. руб. за регистрацию перехода права собственности на имущество. Свою позицию они мотивируют следующим образом. При реорганизации юридического лица в форме преобразования прекращаются права реорганизуемого юридического лица и в порядке универсального правопреемства возникают права у вновь образованного.

Вместе с тем в соответствии с п. 2 ст. 4 Закона №122‑ФЗ [4] права на недвижимое имущество подлежат обязательной государственной регистрации. В силу положений ст. 17 данного закона, а также ст. 59 ГК РФ основанием для госрегистрации перехода прав на недвижимое имущество к вновь образованному юридическому лицу являются решение о реорганизации юридического лица и передаточный акт.

С учетом изложенного при преобразовании юридического лица, которому на праве собственности принадлежит недвижимое имущество, переходящее в порядке правопреемства в собственность созданного юридического лица, необходима государственная регистрация перехода права собственности к образованному юридическому лицу на данные объекты недвижимости, за совершение которой уплачивается государственная пошлина в размере, установленном пп. 22 п. 1 ст. 333.33 НК РФ (22 тыс. руб.).

Отметим, что компетентные органы неоднократно указывали на необходимость уплаты госпошлины в подобных случаях (см. к примеру, Письмо Минфина России от 17.06.2015 №03‑05‑05‑03/34999 ).

5. Документ, подтверждающий представление в территориальный орган ПФР сведений в соответствии с пп. 1 – 8 п. 2 ст. 6. п. 2 ст. 11 Закона №27‑ФЗ [5]. а также на основании ч. 4 ст. 9 Закона №56‑ФЗ [6]. Как следует из названных норм, страхователь представляет в соответствующий орган ПФР сведения о работающих у него застрахованных лицах, в частности, при реорганизации юридического лица. Исходя из изложенного законодательство указывает на обязанность подачи в ПФР сведений индивидуального (персонифицированного) учета, а также на право налогового органа отказать в государственной регистрации, в том числе реорганизации, по причине наличия сведений о невыполнении указанной обязанности.

Налоговый орган вправе отказать юридическому лицу в регистрации реорганизации на основании непредставления в ПФР сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Ожидательный этап: ждем решения налоговиков и действуем сами

Закон №129‑ФЗ обязывает «вмененщика» (как впрочем, любое реорганизуемое юридическое лицо) после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц размещать в средствах массовой информации (в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц) уведомление о своей реорганизации . Данное правило закреплено в п. 2 ст. 13.1 названного закона.

Сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, публикуются в журнале «Вестник государственной регистрации» (Приказ ФНС России от 16.06.2006 №САЭ-3-09/355@ «Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации» ).

В уведомлении о реорганизации следует указать сведения о каждом участвующем в реорганизации юридическом лице, форме реорганизации, а также описать порядок и условия заявления кредиторами своих требований. Кроме того, «вмененщику» необходимо в течение пяти рабочих дней после даты направления сообщения о начале процедуры реорганизации в ИФНС уведомить в письменной форме известных ему кредиторов о начале реорганизации.

Госрегистрация реорганизуемого юридического лица осуществляется в срок, предусмотренный ст. 8Закона №129‑ФЗ. не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

Завершающий этап: не забываем о бухгалтерских обязанностях

В силу п. 9 Методических указаний на день, предшествующий дате внесения в ЕГРЮЛ соответствующей записи, реорганизуемой организацией, прекращающей свою деятельность, должна быть составлена заключительная бухгалтерская отчетность .

Формирование бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации производится при наличии:

– учредительных документов организации;

– решения учредителей о реорганизации;

– передаточного акта (разделительного баланса).

Заключительная бухгалтерская отчетность составляется в соответствии с ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» [7] в объеме форм годовой бухгалтерской отчетности, принятых ранее организацией, за период с начала отчетного года до внесения в ЕГРЮЛ соответствующей записи о вновь возникшей организации. При составлении заключительной бухгалтерской отчетности реорганизуемой организацией в форме преобразования на день, предшествующий внесению в ЕГРЮЛ записи о возникшей организации, производится закрытие счета учета прибылей и убытков и распределение (направление) на основании решения учредителей суммы чистой прибыли.

В соответствии с п. 46 Методических указаний начиная с даты принятия учредителями решения о реорганизации в бухгалтерской отчетности, составляемой и представляемой в период проведения реорганизации . необходимо дополнительно отразить следующую информацию:

– основание проведения реорганизации;

– сведения об организациях, участвующих в реорганизации;

– дату составления передаточного акта (разделительного баланса);

– изменения в составе и стоимости имущества (ввод в эксплуатацию основных средств из состава незавершенного строительства, их амортизация, выбытие) и обязательств (погашение (увеличение) задолженности) начиная с даты составления передаточного акта или разделительного баланса, а также события, вызвавшие соответствующие изменения в активах и обязательствах;

– расходы, связанные с реорганизацией;

– формирование уставного капитала возникшей организации;

– несоответствие (уточнение) данных передаточного акта (разделительного баланса) числовым показателям заключительной бухгалтерской отчетности;

– несоответствие данных заключительной бухгалтерской отчетности числовым показателям вступительного бухгалтерского баланса.

Вступительная бухгалтерская отчетность составляется путем переноса показателей заключительной бухгалтерской отчетности. При этом может отличаться размер уставного капитала (если собственники примут решение увеличить или уменьшить его). В таком случае перенос показателей должен быть осуществлен по правилам, установленным п. 44Методических указаний .

Налоговый учет Об уплате ЕНВД и сдаче декларации, а также о праве остаться на «вмененке»

При реорганизации юридического лица в форме преобразования прекращаются права реорганизуемого юридического лица и в порядке универсального правопреемства возникают права у вновь образованного юридического лица.

Обязанность по уплате налогов реорганизованного юридического лица исполняется его правопреемником в порядке, установленном ст. 50 НК РФ .

В соответствии с п. 9 данной статьи при преобразовании одного юридического лица в другое правопреемником реорганизованного юридического лица в части исполнения обязанностей по уплате налогов признается вновь возникшее юридическое лицо.

Исполнение обязанностей по уплате налогов реорганизованного юридического лица возлагается на его правопреемника независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации последнему факты и обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом указанных обязанностей. Более того, правопреемник должен уплатить все пени, причитающиеся по перешедшим к нему обязанностям.

Представить налоговую отчетность также должен правопреемник. При обнаружении последним в декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащего уплате, он обязан внести необходимые изменения в декларацию и представить «уточненку» в порядке, установленном в ст. 81 НК РФ .

В пункте 1 ст. 54 НК РФ предусмотрено, что при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).

Следовательно, при обнаружении правопреемником в поданной реорганизованной организацией налоговой декларации неотражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок, приводящих к занижению (завышению) суммы налога, подлежащего уплате, правопреемник обязан (вправе) внести необходимые дополнения и изменения в налоговую декларацию реорганизованной организации за обозначенный период и произвести перерасчет налоговых обязательств в периоде совершения ошибки (см. к примеру, Письмо УФНС по г. Москве от 17.11.2009 №16-15/120357 ).

При этом, как отметил Минфин в Письме от 29.07.2015 №03‑11‑09/43662. необходимо следовать правилам, установленным в п. 2.6 Порядка заполнения декларации по ЕНВД [8]. в котором говорится, что при представлении в налоговый орган по месту учета организацией-правопреемником налоговой декларации за последний налоговый период и уточненных деклараций за реорганизованную организацию (в том числе в форме преобразования одного юридического лица в другое) в титульном листе по реквизиту «по месту учета» указывается код «215», а в верхней его части – ИНН и КПП по месту нахождения организации-правопреемника. В реквизите «налогоплательщик» отражается наименование реорганизованной организации.

Теперь что касается правомерности применения системы налогообложения в виде ЕНВД после реорганизации организации. Чиновники, разъясняя данную ситуацию, указывают на п. 1 ст. 16 Закона №129‑ФЗ (Письмо №03‑11‑09/43662 ), согласно которомуреорганизация юридического лица в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а преобразованное юридическое лицо – прекратившим свою деятельность . Поскольку при преобразовании юридического лица, уплачивавшего единый налог, возникает новое юридическое лицо, в целях применения им системы налогообложения в виде ЕНВД оно обязано подать в налоговый орган соответствующее заявление в порядке, установленном п. 3 ст. 346.28 НК РФ .

Напомним, в силу названной нормы организации, изъявившие желание перейти на уплату ЕНВД, подают в налоговые органы в течение пяти дней со дня начала применения «вмененки» заявление о постановке на учет в качестве плательщика единого налога на вмененный доход.

В целях избежания дополнительных проблем с налоговиками, возможно, стоит последовать рекомендациям компетентных органов. Заявить о себе как о плательщике, планирующем применять «вмененку» и после реорганизации, особого труда не составит, зато позволит обезопасить себя от ненужных налоговых споров. А они возникнут, как показывает практика. С одной стороны, специальных требований о том, что правопреемник реорганизованной организации – «вмененщик» должен заявить о продолжении использования спецрежима в виде ЕНВД, гл. 26.3 НК РФ не предусматривает. Кроме того, п. 5 ст. 58 ГК РФ установлено, что при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшей организации переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом. И, как уже было отмечено, при указанном преобразовании вновь возникшая организация является правопреемником реорганизованного юрлица в части исполнения обязанностей по уплате налогов.

С другой стороны, по мнению контролирующих органов, право на применение спецрежимов не переходит к вновь возникшему в результате преобразования юридическому лицу от реорганизованной организации, поскольку деятельность преобразованного юридического лица прекращается.

Соответственно, новая организация вправе применять спецрежим в виде ЕНВД, только если подаст соответствующее заявление в вышеуказанном порядке.

Отметим, что подобным образом чиновники высказывались и ранее, правда, их разъяснения касались применения организацией иного спецрежима (УСНО), а не «вмененки» (см. к примеру, письма Минфина России от 07.02.2012 №03‑11‑06/2/22. УФНС по г. Москве от 08.10.2010 №16-15/105637 ).

В то же время существует и прямо противоположная точка зрения, которую разделяет часть судебных инстанций. И несмотря на то, что судебные решения касаются применения организациями УСНО, полагаем, выводы, изложенные в них, актуальны и для «вмененщиков».

По мнению арбитров, правопреемство при преобразовании юридического лица позволяет вновь созданной организации использовать ту же систему налогообложения, что и прежняя организация. При этом подавать заявление о переходе на избранный спецрежим не требуется (см. к примеру, Постановление ФАС МО от 18.12.2012 по делу №А40-46740/12‑115‑273 ).

Судами принимается во внимание, что в силу абз. 2 п. 2 ст. 50 НК РФ правопреемник реорганизованного юридического лица при исполнении возложенных на него обязанностей по уплате налогов и сборов пользуется всеми правами, исполняет все обязанности в порядке, предусмотренном налоговым законодательством. Поскольку правопреемство при преобразовании юридического лица путем изменения организационно-правовой формы носит универсальный характер, к вновь возникшему юридическому лицу наряду с другими правами переходит право реорганизованного юридического лица на применение того же спецрежима, что и до реорганизации (Постановление ФАС УО от 07.07.2011 №Ф09-4136/11 по делу №А50-25231/2010 ).

Вместе с тем нельзя не отметить и негативные для налогоплательщика судебные решения, в которых арбитры указывают: к вновь созданной организации право на использование того же спецрежима в порядке правопреемства не переходит. Чтобы реализовать это право, организация одновременно с заявлением о постановке на налоговый учет должна направить в налоговый орган заявление о его применении (см. к примеру, Постановление ФАС СКО от 15.09.2008 №Ф08-5418/2008 по делу №А32-3719/2008-63/67 ).

[1]  Направлено Письмом ФНС России от 07.09.2015 №ГД-4-3/15711@ до нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков.

[2] Федеральный закон от 08.08.2001 №129‑ФЗ.

[3] Утверждены Приказом Минфина России от 20.05.2003 №44н.

[4] Федеральный закон от 21.07.1997 №122‑ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

[5] Федеральный закон от 01.04.1996 №27‑ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

[6] Федеральный закон от 30.04.2008 №56‑ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

[7] Утверждено Приказом Минфина России от 06.07.1999 №43н.

[8] Утвержден Приказом ФНС России от 04.07.2014 №ММВ-7-3/3553@.

29 Сентября 2016

В период простоя работнику в общем порядке выплачивают заработную плату, а не компенсационные выплаты. Оплату простоя облагают страховыми взносами в ПФР, ФФОМС, ФСС России и взносами на "травматизм". Если время простоя оплачивается, то указанный период засчитывают в страховой стаж сотрудника.

Хотя аптечное учреждение занимается довольно узким и специфическим видом деятельности и, как правило, не ведет деятельности за рамками своего профиля, если оно находится на общем режиме налогообложения, ему необходимо позаботиться о соблюдении раздельного учета различных видов реализуемой продукции, чтобы не допустить ошибок при исчислении НДС.

С 1 января 2017 года вступит в силу недавно принятый Федеральный закон № 238‑ФЗ «О независимой оценке квалификации» (далее – Закон № 238‑ФЗ), устанавливающий порядок прохождения такой оценки работниками. Одна из целей введения этой процедуры – создание для работника возможности подтвердить свою квалификацию не у своего работодателя или образовательном учреждении, а в других, независимых, специально созданных для этого организациях. Предполагается, что такая оценка будет удобна не только для работников, но и для работодателей. Правда, убедиться в этом мы сможем еще не скоро. А пока попробуем разобраться, что на сегодняшний момент установил законодатель по поводу независимой оценки квалификации работника.

28 Сентября 2016

Если налоговые платежи перечисляются в бюджет с опозданием (то есть с нарушением установленных сроков), то помимо самих налогов необходимо дополнительно уплатить еще и пени. Расчет пеней является, пожалуй, одной из самых рутинных задач, которую приходится решать бухгалтеру. Впрочем, для ее успешного выполнения ему нужно учесть ряд нюансов.

Торговое предприятие (применяющее УСНО) планирует принять участие в региональной выставке-ярмарке «Школьный базар». Должно ли оно оборудовать торговое место ККТ либо торговлю можно осуществлять без применения кассового аппарата (выдавать покупателям по их требованию квитанции)?

Семинары

Реорганизация в форме преобразования

Реорганизация в форме преобразования. Что необходимо знать «вмененщику»?

В рамках данного материала поговорим о реорганизации в форме преобразования.

Реорганизация в форме преобразования. Что это такое?

Согласно п. 5 ст. 57 ГК РФ реорганизация в форме преобразования представляет собой изменение организационно-правовой формы юридического лица. При этом права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются. Допускается реорганизация с одновременным сочетанием различных ее форм (представленных на схеме), а также с участием двух и более юридических лиц, в том числе созданных в разных организационно-правовых формах.

Условия и порядок реорганизации в форме преобразования в соответствующую организационно-правовую форму определяются решением учредителей о преобразовании .

Этапы реорганизации

Подготовительный этап: принимаем решение,
готовим документы и информируем ИФНС

Как уже было сказано, решение о реорганизации юридического лица принимается его учредителями. Затем в течение трех рабочих дней после даты его принятия в регистрирующий орган (ИФНС) в письменной форме сообщается о начале процедуры реорганизации, в том числе об избранной форме, с приложением самого решения (ст. 13.1 Закона №129‑ФЗ [2] ).

Форма уведомления о начале данной процедуры установлена Приказом ФНС России от 25.01.2012 №ММВ-7-6/25@ .

Госрегистрация юридического лица, создаваемого путем реорганизации, осуществляется ИФНС по месту его нахождения (п. 1 ст. 15 Закона № 129‑ФЗ ).

На основании этого уведомления ИФНС в срок не более трех рабочих дней вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации.

Реорганизация юридического лица в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица . а преобразованное юридическое лицо – прекратившим свою деятельность (п. 1 ст. 16Закона №129‑ФЗ ).

В соответствии со ст. 14 Закона №129‑ФЗ в налоговый орган необходимо представить установленный данной нормой пакет документов. Требования к оформлению документов закреплены в Приказе ФНС России от 09.06.2014 №ММВ-7-14/316@ .

Итак, что необходимо подготовить «вмененщику», принявшему решение о реорганизации, для представления в налоговый орган?

  1. Подписанное заявление о государственной регистрации вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме, утвержденной Приказом ФНС России №ММВ-7-6/25@ .
  2. Учредительные документы юридического лица в двух экземплярах (впоследствии один из экземпляров с отметкой контролеров выдается заявителю). Здесь следует отметить, что весь пакет документов, предусмотренный вышеуказанной статьей, может быть представлен через многофункциональный центр, а также в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
  3. Передаточный акт (разделительный баланс).

В названном документе подлежат урегулированию вопросы, связанные с передачей имущества и обязательств правопреемнику при изменении в результате реорганизации в форме преобразования организационно-правовой формы собственности.

Согласно п. 5 Методических указанийпо формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций [3] (далее – Методические указания ) дату утверждения данного документа вправе определить сами учредители. Она должна быть в пределах срока проведения реорганизации, предусмотренного в их решении с учетом необходимых процедур (уведомления кредиторов (акционеров, участников) о принятом решении и предъявления ими требований о прекращении или досрочном исполнении обязательств и возмещении убытков, проведения инвентаризации имущества и обязательств и др.).

Составление передаточного акта (разделительного баланса) рекомендуется приурочить к концу года или дате составления бухгалтерской отчетности (квартала) (п. 4 Методических указаний ).

В статье 59 ГК РФ определены требования к передаточному акту: он должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников. Документ может включать следующие приложения:

  • бухгалтерскую отчетность, в соответствии с которой определяется состав имущества и обязательств реорганизуемой организации, а также дается их оценка на последнюю отчетную дату перед датой оформления их передачи (оценка имущества производится по остаточной или текущей рыночной стоимости либо по иной стоимости (фактической себестоимости материально-производственных запасов, первоначальной стоимости финансовых вложений) – свой выбор учредители должны отразить в соответствующем решении);
  • акты (описи) инвентаризации имущества и обязательств, проведенной перед составлением передаточного акта (разделительного баланса);
  • первичные учетные документы по материальным ценностям (к примеру, акты (накладные) приемки-передачи основных средств), перечни (описи) иного имущества, подлежащего приемке-передаче при реорганизации;
  • расшифровки (описи) кредиторской и дебиторской задолженностей с информацией о письменном уведомлении в установленные сроки кредиторов и дебиторов реорганизуемой организации о переходе с момента государственной регистрации организации имущества и обязательств по соответствующим договорам и контрактам к правопреемнику, расчетов с соответствующими бюджетами, внебюджетными фондами.

4. Документ об уплате государственной пошлины. Госпошлина уплачивается в размерах, установленных ст. 333.33 НК РФ. Так, за государственную регистрацию юридического лица госпошлина уплачивается в размере 4 тыс. руб. Однако в этой связи нельзя обойти вниманием позицию Минфина, выраженную в письмах от 29.06.2015 №03‑05‑06‑03/37427. 03‑05‑05‑03/37417. По мнению чиновников ведомства, при реорганизации юридического лица в форме преобразования необходимо уплатить государственную пошлину в размере 22 тыс. руб. за регистрацию перехода права собственности на имущество. Свою позицию они мотивируют следующим образом. При реорганизации юридического лица в форме преобразования прекращаются права реорганизуемого юридического лица и в порядке универсального правопреемства возникают права у вновь образованного.

Вместе с тем в соответствии с п. 2 ст. 4 Закона №122‑ФЗ [4] права на недвижимое имущество подлежат обязательной государственной регистрации. В силу положений ст. 17 данного закона, а также ст. 59 ГК РФ основанием для госрегистрации перехода прав на недвижимое имущество к вновь образованному юридическому лицу являются решение о реорганизации юридического лица и передаточный акт.

С учетом изложенного при преобразовании юридического лица, которому на праве собственности принадлежит недвижимое имущество, переходящее в порядке правопреемства в собственность созданного юридического лица, необходима государственная регистрация перехода права собственности к образованному юридическому лицу на данные объекты недвижимости, за совершение которой уплачивается государственная пошлина в размере, установленном пп. 22 п. 1 ст. 333.33 НК РФ (22 тыс. руб.).

Отметим, что компетентные органы неоднократно указывали на необходимость уплаты госпошлины в подобных случаях (см. к примеру, Письмо Минфина России от 17.06.2015 №03‑05‑05‑03/34999 ).

5. Документ, подтверждающий представление в территориальный орган ПФР сведений в соответствии с пп. 1 – 8 п. 2 ст. 6. п. 2 ст. 11 Закона №27‑ФЗ [5]. а также на основании ч. 4 ст. 9 Закона №56‑ФЗ [6]. Как следует из названных норм, страхователь представляет в соответствующий орган ПФР сведения о работающих у него застрахованных лицах, в частности, при реорганизации юридического лица. Исходя из изложенного законодательство указывает на обязанность подачи в ПФР сведений индивидуального (персонифицированного) учета, а также на право налогового органа отказать в государственной регистрации, в том числе реорганизации, по причине наличия сведений о невыполнении указанной обязанности.

Налоговый орган вправе отказать юридическому лицу в регистрации реорганизации на основании непредставления в ПФР сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Ожидательный этап: ждем решения налоговиков и действуем сами

Закон №129‑ФЗ обязывает «вмененщика» (как впрочем, любое реорганизуемое юридическое лицо) после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц размещать в средствах массовой информации (в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц) уведомление о своей реорганизации . Данное правило закреплено в п. 2 ст. 13.1 названного закона.

Сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, публикуются в журнале «Вестник государственной регистрации» (Приказ ФНС России от 16.06.2006 № САЭ-3-09/355@ «Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации» ).

В уведомлении о реорганизации следует указать сведения о каждом участвующем в реорганизации юридическом лице, форме реорганизации, а также описать порядок и условия заявления кредиторами своих требований. Кроме того, «вмененщику» необходимо в течение пяти рабочих дней после даты направления сообщения о начале процедуры реорганизации в ИФНС уведомить в письменной форме известных ему кредиторов о начале реорганизации.

Госрегистрация реорганизуемого юридического лица осуществляется в срок, предусмотренный ст. 8Закона №129‑ФЗ. не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

Завершающий этап: не забываем о бухгалтерских обязанностях

В силу п. 9 Методических указаний на день, предшествующий дате внесения в ЕГРЮЛ соответствующей записи, реорганизуемой организацией, прекращающей свою деятельность, должна быть составлена заключительная бухгалтерская отчетность .

Формирование бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации производится при наличии:

  • учредительных документов организации;
  • решения учредителей о реорганизации;
  • передаточного акта (разделительного баланса).

Заключительная бухгалтерская отчетность составляется в соответствии с ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» [7] в объеме форм годовой бухгалтерской отчетности, принятых ранее организацией, за период с начала отчетного года до внесения в ЕГРЮЛ соответствующей записи о вновь возникшей организации. При составлении заключительной бухгалтерской отчетности реорганизуемой организацией в форме преобразования на день, предшествующий внесению в ЕГРЮЛ записи о возникшей организации, производится закрытие счета учета прибылей и убытков и распределение (направление) на основании решения учредителей суммы чистой прибыли.

В соответствии с п. 46 Методических указаний начиная с даты принятия учредителями решения о реорганизации в бухгалтерской отчетности, составляемой и представляемой в период проведения реорганизации . необходимо дополнительно отразить следующую информацию:

  • основание проведения реорганизации;
  • сведения об организациях, участвующих в реорганизации;
  • дату составления передаточного акта (разделительного баланса);
  • изменения в составе и стоимости имущества (ввод в эксплуатацию основных средств из состава незавершенного строительства, их амортизация, выбытие) и обязательств (погашение (увеличение) задолженности) начиная с даты составления передаточного акта или разделительного баланса, а также события, вызвавшие соответствующие изменения в активах и обязательствах;
  • расходы, связанные с реорганизацией;
  • формирование уставного капитала возникшей организации;
  • несоответствие (уточнение) данных передаточного акта (разделительного баланса) числовым показателям заключительной бухгалтерской отчетности;
  • несоответствие данных заключительной бухгалтерской отчетности числовым показателям вступительного бухгалтерского баланса.

Вступительная бухгалтерская отчетность составляется путем переноса показателей заключительной бухгалтерской отчетности. При этом может отличаться размер уставного капитала (если собственники примут решение увеличить или уменьшить его). В таком случае перенос показателей должен быть осуществлен по правилам, установленным п. 44Методических указаний .

Налоговый учет

Об уплате ЕНВД и сдаче декларации,
а также о праве остаться на «вмененке»

При реорганизации юридического лица в форме преобразования прекращаются права реорганизуемого юридического лица и в порядке универсального правопреемства возникают права у вновь образованного юридического лица.

Обязанность по уплате налогов реорганизованного юридического лица исполняется его правопреемником в порядке, установленном ст. 50 НК РФ .

В соответствии с п. 9 данной статьи при преобразовании одного юридического лица в другое правопреемником реорганизованного юридического лица в части исполнения обязанностей по уплате налогов признается вновь возникшее юридическое лицо.

Исполнение обязанностей по уплате налогов реорганизованного юридического лица возлагается на его правопреемника независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации последнему факты и обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом указанных обязанностей. Более того, правопреемник должен уплатить все пени, причитающиеся по перешедшим к нему обязанностям.

Представить налоговую отчетность также должен правопреемник. При обнаружении последним в декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащего уплате, он обязан внести необходимые изменения в декларацию и представить «уточненку» в порядке, установленном в ст. 81 НК РФ .

В пункте 1 ст. 54 НК РФ предусмотрено, что при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).

Следовательно, при обнаружении правопреемником в поданной реорганизованной организацией налоговой декларации неотражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок, приводящих к занижению (завышению) суммы налога, подлежащего уплате, правопреемник обязан (вправе) внести необходимые дополнения и изменения в налоговую декларацию реорганизованной организации за обозначенный период и произвести перерасчет налоговых обязательств в периоде совершения ошибки (см. к примеру, Письмо УФНС по г. Москве от 17.11.2009 №16-15/120357 ).

При этом, как отметил Минфин в Письме от 29.07.2015 №03‑11‑09/43662. необходимо следовать правилам, установленным в п. 2.6 Порядка заполнения декларации по ЕНВД [8]. в котором говорится, что при представлении в налоговый орган по месту учета организацией-правопреемником налоговой декларации за последний налоговый период и уточненных деклараций за реорганизованную организацию (в том числе в форме преобразования одного юридического лица в другое) в титульном листе по реквизиту «по месту учета» указывается код «215», а в верхней его части – ИНН и КПП по месту нахождения организации-правопреемника. В реквизите «налогоплательщик» отражается наименование реорганизованной организации.

Теперь что касается правомерности применения системы налогообложения в виде ЕНВД после реорганизации организации. Чиновники, разъясняя данную ситуацию, указывают на п. 1 ст. 16 Закона №129‑ФЗ (Письмо №03‑11‑09/43662 ), согласно которому реорганизация юридического лица в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а преобразованное юридическое лицо – прекратившим свою деятельность . Поскольку при преобразовании юридического лица, уплачивавшего единый налог, возникает новое юридическое лицо, в целях применения им системы налогообложения в виде ЕНВД оно обязано подать в налоговый орган соответствующее заявление в порядке, установленном п. 3 ст. 346.28 НК РФ .

Напомним, в силу названной нормы организации, изъявившие желание перейти на уплату ЕНВД, подают в налоговые органы в течение пяти дней со дня начала применения «вмененки» заявление о постановке на учет в качестве плательщика единого налога на вмененный доход.

В целях избежания дополнительных проблем с налоговиками, возможно, стоит последовать рекомендациям компетентных органов. Заявить о себе как о плательщике, планирующем применять «вмененку» и после реорганизации, особого труда не составит, зато позволит обезопасить себя от ненужных налоговых споров. А они возникнут, как показывает практика. С одной стороны, специальных требований о том, что правопреемник реорганизованной организации – «вмененщик» должен заявить о продолжении использования спецрежима в виде ЕНВД, гл. 26.3 НК РФ не предусматривает. Кроме того, п. 5 ст. 58 ГК РФ установлено, что при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшей организации переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом. И, как уже было отмечено, при указанном преобразовании вновь возникшая организация является правопреемником реорганизованного юрлица в части исполнения обязанностей по уплате налогов.

С другой стороны, по мнению контролирующих органов, право на применение спецрежимов не переходит к вновь возникшему в результате преобразования юридическому лицу от реорганизованной организации, поскольку деятельность преобразованного юридического лица прекращается.

Соответственно, новая организация вправе применять спецрежим в виде ЕНВД, только если подаст соответствующее заявление в вышеуказанном порядке.

Отметим, что подобным образом чиновники высказывались и ранее, правда, их разъяснения касались применения организацией иного спецрежима (УСНО), а не «вмененки» (см. к примеру, письма Минфина России от 07.02.2012 №03‑11‑06/2/22. УФНС по г. Москве от 08.10.2010 №16-15/105637 ).

В то же время существует и прямо противоположная точка зрения, которую разделяет часть судебных инстанций. И несмотря на то, что судебные решения касаются применения организациями УСНО, полагаем, выводы, изложенные в них, актуальны и для «вмененщиков».

По мнению арбитров, правопреемство при преобразовании юридического лица позволяет вновь созданной организации использовать ту же систему налогообложения, что и прежняя организация. При этом подавать заявление о переходе на избранный спецрежим не требуется (см. к примеру, Постановление ФАС МО от 18.12.2012 по делу №А40-46740/12‑115‑273 ).

Судами принимается во внимание, что в силу абз. 2 п. 2 ст. 50 НК РФ правопреемник реорганизованного юридического лица при исполнении возложенных на него обязанностей по уплате налогов и сборов пользуется всеми правами, исполняет все обязанности в порядке, предусмотренном налоговым законодательством. Поскольку правопреемство при преобразовании юридического лица путем изменения организационно-правовой формы носит универсальный характер, к вновь возникшему юридическому лицу наряду с другими правами переходит право реорганизованного юридического лица на применение того же спецрежима, что и до реорганизации (Постановление ФАС УО от 07.07.2011 №Ф09-4136/11 по делу №А50-25231/2010 ).

Вместе с тем нельзя не отметить и негативные для налогоплательщика судебные решения, в которых арбитры указывают: к вновь созданной организации право на использование того же спецрежима в порядке правопреемства не переходит. Чтобы реализовать это право, организация одновременно с заявлением о постановке на налоговый учет должна направить в налоговый орган заявление о его применении (см. к примеру, Постановление ФАС СКО от 15.09.2008 № Ф08-5418/2008 по делу № А32-3719/
2008-63/67
).

[1]  Направлено Письмом ФНС России от 07.09.2015 № ГД-4-3/15711@ до нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков.

[2] Федеральный закон от 08.08.2001 № 129‑ФЗ.

[3] Утверждены Приказом Минфина России от 20.05.2003 № 44н.

[4] Федеральный закон от 21.07.1997 № 122‑ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

[5] Федеральный закон от 01.04.1996 № 27‑ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

[6] Федеральный закон от 30.04.2008 № 56‑ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

[7] Утверждено Приказом Минфина России от 06.07.1999 № 43н.

[8] Утвержден Приказом ФНС России от 04.07.2014 № ММВ-7-3/3553@.