Руководства, Инструкции, Бланки

программа внутреннего контроля качества медицинской деятельности образец img-1

программа внутреннего контроля качества медицинской деятельности образец

Рейтинг: 4.5/5.0 (1927 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Внутренний контроль качества и безопасности медицинской

Внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности в учреждениях здравоохранения

Целью внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности является обеспечение прав граждан на получение медицинской помощи необходимого объема и надлежащего качества на основе оптимального использования кадрового потенциала, материально-технических ресурсов и применения медицинских технологий в соответствии с утвержденными Минздравом России порядками оказания медицинской помощи, стандартами медицинской помощи и организационно-медицинскими технологиями медицинской помощи на этапах ее оказания.

Задачами внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности являются:

1) проведение контроля качества медицинской помощи, оказанной конкретным пациентам;

2) предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований к обеспечению качества и безопасности медицинской деятельности, установленных законодательством РФ об охране здоровья граждан;

3) принятие мер по пресечению и (или) устранению последствий и причин нарушений, выявленных в рамках ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности;

4) обеспечение качества и безопасности медицинской деятельности, оказываемой в учреждении здравоохранения;

5) определение показателей качества деятельности учреждения здравоохранения;

6) соблюдение объемов, сроков и условий оказания медицинской помощи в учреждении здравоохранения;

7) создание системы оценки деятельности медицинских работников, участвующих в оказании медицинских услуг;

8) выявление дефектов в организации лечебно-диагностического процесса, факторов, повлекших за собой снижение качества оказания медицинской помощи, и установление причин их возникновения;

9) регистрация результатов проведенного контроля качества и безопасности медицинской деятельности;

10) оценка выводов о качестве и безопасности медицинской деятельности, сделанных на нижестоящих уровнях внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности;

11) выбор оптимальных управленческих решений и проведение мероприятий, направленных на предупреждение возникновения дефектов в организации и оказании медицинской помощи, повышение эффективности использования ресурсов медицинской организации;

12) оценка оптимальности использования кадровых и материально-технических ресурсов учреждения здравоохранения;

13) оценка организационных технологий оказания медицинской помощи;

14) изучение удовлетворенности граждан оказанной медицинской помощью;

15) подготовка предложений для руководителя учреждения здравоохранения, направленных на устранение причин возникновения дефектов медицинской помощи, повышение качества и эффективности оказываемой медицинской помощи;

16) принятие руководителем учреждения здравоохранения (или должностным лицом, ответственным за организацию внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности) управленческих решений, направленных на устранение причин возникновения дефектов оказания медицинской помощи, повышение качества и эффективности оказываемой медицинской помощи, совершенствование организационных технологий оказания медицинской помощи;

17) планирование мероприятий, направленных на устранение причин возникновения дефектов оказания медицинской помощи, повышение качества и эффективности оказываемой медицинской помощи, совершенствование организационных технологий оказания медицинской помощи;

18) осуществление контроля реализации принятых управленческих решений или выполнения плана мероприятий по устранению выявленных нарушений.

Внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности включает в себя контроль:

1) соблюдения стандартов и порядков оказания медицинской помощи, утвержденных Минздравом России;

2) соблюдения безопасных условий труда, требований по безопасному применению и эксплуатации медицинских изделий и их утилизации (уничтожению);

3) соблюдения медицинскими и фармацевтическими работниками, руководителями государственных учреждений здравоохранения ограничений, применяемых к ним при осуществлении профессиональной деятельности.

Порядок организации и проведения внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности устанавливается руководителем учреждения здравоохранения с учетом специфики деятельности, структуры, штатного расписания .

Мероприятия по осуществлению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности должны быть включены в планы работы учреждения здравоохранения.

Внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности не может проводиться должностными лицами, ответственными за проведение внутреннего контроля в случаях, когда медицинская помощь оказывалась самими ответственными за проведение внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

Для участия в проведении внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности могут привлекаться главные внештатные специалисты (других медицинских организаций, НИИ, ВУЗов и т.д.).

Руководителем учреждения здравоохранения обеспечивается обучение работников, осуществляющих проведение внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, в рамках программ дополнительного образования, включающих вопросы обеспечения, управления, контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

Ответственность за организацию и проведение внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности несет руководитель учреждения здравоохранения.

Внутренний контроль соблюдения порядков и стандартов оказания медицинской помощи

Объектом внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в части соблюдения стандартов и порядков оказания медицинской помощи является медицинская помощь, оказываемая в учреждении здравоохранения.

При проверке соблюдения порядков оказания медицинской помощи оцениваются:

1) соблюдение выполнения этапов, условий и сроков оказания медицинской помощи по соответствующему виду, профилю заболеваний или состояний;

2) соответствие учреждения здравоохранения, его структурных подразделений и врачей требованиям положений, регламентированных порядками оказания медицинской помощи;

3) соблюдение требований стандартов оснащения учреждения здравоохранения и его структурных подразделений;

4) соответствие штатного расписания и оснащения учреждения здравоохранения рекомендуемым штатным нормативам;

5) соответствие деятельности организации иным установленным положениям, исходя из особенностей оказания медицинской помощи.

При проверке соблюдения стандартов медицинской помощи оцениваются:

1) соблюдение выполнения медицинских услуг в зависимости от усредненных показателей частоты и кратности их применения, обоснованность назначения медицинских услуг, имеющих усредненную частоту менее 1,0, полнота выполнения услуг с усредненной частотой 1,0;

2) обоснованность и полнота назначения лекарственных препаратов, компонентов крови;

3) обоснованность и полнота назначения имплантируемых в организм человека медицинских изделий;

4) обоснованность и полнота назначения видов лечебного питания, включая специализированные продукты лечебного питания;

5) иные положения, исходя из особенностей заболевания (состояния).

Внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности в части соблюдения стандартов и порядков оказания медицинской помощи (далее - качества медицинской помощи) осуществляется по трехуровневой системе:

Первый уровень контроля качества медицинской помощи: заведующие отделениями (структурных подразделений) учреждения здравоохранения проводят экспертную оценку качества и безопасности медицинской деятельности в части соблюдения стандартов и порядков оказания медицинской помощи, осуществляя постоянный контроль за исполнением специалистами функций по организации и проведению лечебно-диагностического процесса;

Второй уровень контроля качества медицинской помощи: заместители руководителя учреждения здравоохранения (в разрезе структурных подразделений и медицинской организации в целом) осуществляют выборочный контроль качества медицинской помощи, в том числе и путем проведения реэкспертизы контроля качества случаев оказания медицинской помощи первого уровня, оценки конкретных случаев оказания медицинской помощи, в ходе которого выявляют дефекты в организации работы, их причины и разрабатывают мероприятия по их устранению;

Третий уровень контроля качества медицинской помощи: врачебная комиссия (подкомиссия) учреждения здравоохранения (проводится контроль безопасности медицинской деятельности в части соблюдения стандартов и порядков оказания медицинской помощи (качества медицинской помощи) в наиболее сложных и конфликтных ситуациях, требующих комиссионного рассмотрения, осуществляются целевые экспертизы, анализируются результаты внутреннего контроля качества медицинской помощи и при ненадлежащем качестве оказания медицинской помощи принимаются или рекомендуются руководителю медицинской организации соответствующие управленческие решения).

Другие статьи

Межрегиональный семинар «Контроль качества и безопасности медицинской помощи

Стоимость участия(онлайн): руб.

Стоимость участия(очно): 14900 руб.

Межрегиональный семинар «Контроль качества и безопасности медицинской помощи. Построение системы контроля качества и безопасности. Внешний и внутренний контроль.»

Докладчик - эксперт по контролю качества в медицинской деятельности, опыт работы более 30 лет. Специализация- стратегическое управление в здравоохранении, управление рисками, внедрение систем управления качеством в медицинских учреждениях. Участвовал в разработке нормативно-правовой базы в сфере контроля качества медицинской деятельности.

  • Внимание. Вы можете принять участие в семинаре либо лично посетив мероприятие, либо подключившись к on-line трансляции. Для подключения необходимы: предварительная регистрация, доступ к сети Интернет, Интернет-Браузер (Mozilla, Firefox, Chrome или др.), звуковые колонки. Все материалы участникам высылаются по электронной почте. во время трансляции участники имеют возможность письменно задавать собственные вопросы ведущему. Трансляция проводится с использованием профессионального видео- и аудио-оборудования, работой техника и оператора в ходе семинара
В программе:
  • рекомендации по построению системы внутреннего контроля качества в медицинской организации. Алгоритмы, документация, обучение персонала и контроль исполнения;
  • рекомендации по обеспечению безопасности в медицинской деятельности (безопасное обращение с лекарственными средствами и медизделиями, профилактика внутрибольничных инфекций, безопасное обращение с медицинскими отходами) ;
  • требования законодательства к организации внутреннего контроля качества в медицинской организации;
  • государственный контроль за выполнением требований;
  • специфика контроля качества медицинской помощи в сфере ОМС.
  • имущественная, уголовная и административная ответственность за последствия нарушений в качестве медицинской помощи
  • Стоимость очного участия – 14900 руб. (НДС не облагается). Скидки организациям, ранее принимавшим участие в семинарах ЦДМ "ЮРИОН" - 5%
  • Стоимость участия on-line - 10900 руб. (НДС не облагается). Скидки организациям, ранее принимавшим участие в семинарах ЦДМ "ЮРИОН" - 5%

График работы на семинаре:

  • 18.12.2014г. – с 10.00 до 16.30
  • 19.12.2014г. – с 10.00 до 16.30
  • сертификат об участии (онлайн участникам высылается по электронной почте)
  • обеды в ресторане «Ассамблея» (при очном участии)
  • комплект информационных материалов по теме семинара (брошюра A4 формата), включая памятки специалистам кадровых служб, примеры документов, подборку нормативно-правовой документации, в т.ч. на CD. Все материалы онлайн участникам высылаются по электронной почте .
  • доступ к видеозаписи семинара для повторного просмотра для всех участников в удобное время (однократно).

Предварительная регистрация для участия в семинаре обязательна. Регистрация участников по тел./факс: (812) 4946945, 7-960-232-20-97 по электронной почте Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

(разработана ЦДМ "ЮРИОН" в 2014г. ©)

  1. Понятие качества медицинской помощи. Нормативно-правовое регулирование. Государственные порядки и стандарты медицинской помощи. Показатели качества. Понятие безопасности медицинской помощи.
  2. Требования законодательства к организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской помощи. Организация внутреннего контроля.
    • Внутренний контроль качества как лицензионное требование. Задачи и цели внутреннего контроля. Уровни контроля качества медицинской помощи. Какие требования предъявляются контролирующим госорганом?
    • Врачебная комиссия. Порядок создания. Назначение ответственных лиц. Последние изменения в законодательство. Состав комиссии и полномочия. Функции, задачи комиссии.
  3. Процедура внутреннего контроля качества. Документооборот.
    • Состав документации. Какие документы могут быть затребованы при проверке? Какие документы необходимы медицинской организации для осуществления внутреннего контроля. Система документов.
    • Положение о внутреннем контроле качества медицинской помощии безопасности меддеятельности и положение о врачебной комиссии. Приказы, протоколы, журналы контроля качества, отчеты, протоколы ведения больных. Примеры документов, образцы заполнения. Дополнения в должностные инструкции. Положение о порядке оценки результативности медпомощи, удовлетворенности пациентов.
    • Процедуры текущего внутреннего контроля качества. Методики контроля качества. Разработка критериев и показателей оценки качества медпомощи. Периодичность процедур контроля, объем проведения. Действия персонала. Обязательный контроль качества. Учет результатов контроля. Уровни контроля качества медицинской помощи;
    • Обязанности персонала в сфере внутреннего контроля качества. Делегирование полномочий, контроль исполнения, системы мотивации. Обязанности лечащего врача. Контроль за выполнением требований. Дисциплинарная ответственность за нарушения в ходе оформления необходимой документации, выполнении процедур.
    • Действия медицинской организации в случае выявления нарушений в качестве медицинской помощи. Дефекты качества при оказании медицинской помощи. Врачебные ошибки.
    • Претензия пациента. Рассмотрение претензии пациента.
    • Экспертизы, проводимые в рамках внутреннего контроля качества. Проведение внутренней и внешней экспертизы качества медпомощи.
    • Последствия неисполнения требований к организации внутреннего контроля. Примеры судебных решений о привлечении к административной ответственности в связи с отсутствием внутреннего контроля в медорганизации или невыполнением требований.
  1. Контроль безопасности в медицинской деятельности.
    • Обеспечение безопасности обращения лекарственных средств, медицинских изделий. Процедуры. Госконтроль. Хранение и уничтожение лекарственных средств.
    • Обеспечение инфекционной безопасности. Профилактика внутрибольничных инфекций.
    • Безопасное обращение с медицинскими отходами.
  2. Специфика контроля качества медпомощи в сфере ОМС.
    • Виды нарушений при предоставлении медуслуг в рамках ОМС (дефекты медицинской помощи/нарушения при оказании медицинской помощи, дефекты оформления первичной медицинской документации, нарушения в оформлении и предъявлении на оплату счетов и реестров счетов). Обязанности медорганизации по организации контроля качества медпомощи.
    • Проверки ФОМС медицинской организации. Что проверяет ФОМС? Порядок и сроки проведения проверки. Права и обязанности ФОМС и медицинской организации входе проверки.
    • Виды проверок (медико-экономический контроль (МЭК), медико-экономическая экспертиза (МЭЭ), экспертиза качества медицинской помощи (ЭКК).
  1. Внешний контроль качества. Государственный и ведомственный контроль качества медпомощи. Разграничение полномочий между органами госнадзора и исполнительной власти. Полномочия. Порядок проведения. Проверки. Контроль за исполнением порядков и стандартов медицинской помощи, порядок проведения экспертиз, осмотров, освидетельствований.
  2. Правовые последствиянарушения в качестве медицинских услуг. Имущественная, уголовная, административная ответственность. Пределы ответственности медицинской организации, врача.
    • Имущественная ответственность. Основания для привлечения к имущественной ответственности. Возмещение имущественного ущерба, вреда здоровью и морального вреда пациента. Определение размера ущерба. Определение суммы компенсации морального вреда. Порядок судебного взыскания – что нужно знать. Судебная практика. Рекомендации по защите интересов медицинской организации при споре с пациентом (на основе примеров, реальных судебных дел). Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и договор как средство защиты медицинской организации – примеры условий. Освобождение от ответственности – основания, практика.
    • Административная ответственность. Основания для привлечения. Виды санкций, размеры штрафов. Ответственность в сфере лицензионного контроля за нарушения при организации внутреннего контроля качества. Порядок привлечения к ответственности. Протокол об административном правонарушении. Действия на этапе составления протокола. Обжалование постановлений об административной ответственности. Освобождение от ответственности – основания, практика.
    • Уголовная ответственность при причинении вредя здоровью пациента вследствие некачественно оказанной услуги.

Предварительная регистрация для участия в семинаре обязательна. Регистрация участников по тел./факс: (812) 4946945, 7-960-232-20-97 по электронной почте Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. " data-cke-saved-' + path + '\'' + prefix + ':' + addy96168 + '\'>'+addy_text96168+' '; //-->.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «ОРГАНИЗАЦИЯ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА И БЕЗОПАСНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ» Авторы: М

«МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «ОРГАНИЗАЦИЯ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА И БЕЗОПАСНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ» Авторы: М.Г. Москвичева – заведующий кафедрой. » БЕЗОПАСНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

М.Г. Москвичева – заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения факультета дополнительного профессионального образования ГБОУ ВПО ЮУГМУ Минздрава России, доктор медицинских наук, В.Б. Щетинин – первый заместитель Министра здравоохранения Челябинской области, доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения факультета дополнительного профессионального образования ГБОУ ВПО ЮУГМУ Минздрава России, кандидат медицинских наук, Н.В. Жукова – главный специалист по управлению качеством медицинской помощи Министерства здравоохранения Челябинской области,кандидат медицинских наук, Е.С. Щепилина – ассистент кафедры общественного здоровья и здравоохранения факультета дополнительного профессионального образования ГБОУ ВПО ЮУГМУ Минздрава России.

Методические рекомендации предназначены для организаторов здравоохранения регионального и муниципального уровней, руководителей и специалистов органов управления здравоохранения, главных врачей и заместителей главных врачей медицинских организаций, руководителей структурных подразделений медицинских организаций, врачей, средних медицинских работников. В Методических рекомендациях освещены вопросы организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации.

ОГЛАВЛЕНИЕ

I. Общие положения……………………………..…………………………. 7 - 10 II. Организация внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в части контроля качества медицинской деятельности…………………………………………………………. ……10 - II.1. Организация самоконтроля при проведении внутреннего контроля качества медицинской деятельности………………………….………………..

II.2. Организация первого уровня внутреннего контроля качества медицинской деятельности…………………………….…………………..11 - 1 II.3. Организация второго уровня внутреннего контроля качества медицинской деятельности………………………………………………. 13 - 1 II.4. Организация третьего уровня внутреннего контроля качества медицинской деятельности…………………………………………………. …1 III. Объемы проведения внутреннего контроля качества медицинской деятельности………………………………………………………….……..14 - 1 IV. Обязательные случаи проведения внутреннего контроля качества медицинской деятельности……………………………………………. …15 - 1 V. Виды внутреннего контроля качества медицинской деятельности…………………………………………………………. ……17 - 18 VI. Организация целевой экспертизы в рамках внутреннего контроля качества медицинской деятельности………………………………………19 - VI.1. Алгоритм проведения целевой экспертизы в рамках внутреннего контроля качества медицинской деятельности предоставления льготного лекарственного обеспечения в медицинской организации………. 19 - 20 VI.2. Алгоритм проведения целевой экспертизы в рамках внутреннего контроля качества медицинской деятельности проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан………….……………………….20 – 21 VI.3. Алгоритм проведения очной экспертизы организации медицинской помощи в медицинской организации ("срез дня")………………………..21 - 23 VII. Функции лечащего врача и должностных лиц при проведении внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности………………………………………………………………. 23 - 30 VII.1. Функции лечащего врача при проведении внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности……………….……23 - 2 VII.2. Функции заведующих стационарными подразделениями медицинской организации при проведении внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности……..………………………………………….24 - 25 VII.3. Функции заведующих амбулаторно-поликлиническими подразделениями медицинской организации при проведении внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности………….…..25 VII.4. Функции старшей медицинской сестры при проведении внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности…………25 - 2 VII.5. Функции главной медицинской сестры при проведении внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.………..……26 VII.6. Функции медицинских работников и должностных лиц станций (подстанций/отделений) скорой медицинской помощи при проведении внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности……………………………………………….

………………26 - 27 VII.7. Функции заместителей главного врача (руководителя) медицинской организации при проведении внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности……………………………………….…..……27 - 29 VII.8. Функции врачебной комиссии медицинской организации при проведении внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности……………………………………………. …………………29 - 30 VIII. Организация проведения внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в части контроля безопасности медицинской деятельности………………………………………………………………. 30 - 31 IX. Документационное обеспечение деятельности по внутреннему контролю качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации…………………………………………………………………31 - 33 X. Заключительные положения……………………………………………33 - 34 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 - Карта самоконтроля………………………………………35 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 - Карта внутреннего контроля качества медицинской помощи в стационаре………….……………………….36 - 38 ПРИЛОЖЕНИЕ 3- Карта внутреннего контроля качества медицинской помощи в амбулаторных условиях ……………….….39 - 41 ПРИЛОЖЕНИЕ 4 - Инструкция по технике заполнения Карты внутреннего контроля качества………………. ….….41 - 46 ПРИЛОЖЕНИЕ 5 - Карта внутреннего контроля качества рентгеновских /функциональных методов исследования…………..…47 - 48 ПРИЛОЖЕНИЕ 6 - Карта внутреннего контроля качества эндоскопических/ ультразвуковых методов исследования……………….48 - 49 ПРИЛОЖЕНИЕ 7 - Карта внутреннего контроля качества физиотерапевтического лечения стационарного и амбулаторного больного…………………….…………49 - 50 ПРИЛОЖЕНИЕ 8 - Карта внутреннего контроля качества проведения трансфузионной терапии…………………………….…51 - 5 ПРИЛОЖЕНИЕ 9 - Журнал внутреннего контроля качества медицинской деятельности в условиях поликлиники……………….53 - 57 ПРИЛОЖЕНИЕ 10 – Журнал внутреннего контроля качества медицинской деятельности в условиях стационара………………….58 - 60 ПРИЛОЖЕНИЕ 11 – Карта внутреннего контроля качества работы среднего медицинского работника……………………61 - 6 ПРИЛОЖЕНИЕ 12 - Журнал учета внутреннего контроля качества работы медицинского персонала…………………………. 63 ПРИЛОЖЕНИЕ 13 - Карта внутреннего контроля качества оказания скорой медицинской помощи…….…………………. 64 - 65 ПРИЛОЖЕНИЕ 14 - Карта внутреннего контроля качества работы фельдшера на станции (подстанции/отделении) скорой медицинской помощи…………………………………..65 - 66 ПРИЛОЖЕНИЕ 15 - Журнал внутреннего контроля качества медицинской деятельности………….…………..……….…67 ПРИЛОЖЕНИЕ 16 - Инструкция по заполнению журнала внутреннего контроля качества медицинской деятельности……………68 ПРИЛОЖЕНИЕ 17 - Карта внутреннего контроля качества работы старшей медицинской сестры………………………………69 ПРИЛОЖЕНИЕ 18 - Журнал учета внутреннего контроля качества работы старших медицинских сестер……………………. 70 ПРИЛОЖЕНИЕ 19 - Карта внутреннего контроля качества работы старшего фельдшера станции (подстанции/отделения) скорой медицинской помощи………………………….71 - 72 ПРИЛОЖЕНИЕ 20 - Форма отчета медицинской организации по организации и результатам внутреннего контроля качества медицинской деятельности по итогам квартала, календарного года………………………………………73 - 81 ПРИЛОЖЕНИЕ 21 - Анкета по анализу удовлетворенности качеством предоставления медицинских услуг в амбулаторных условиях…………………………………………………82 - 85 ПРИЛОЖЕНИЕ 22 – Анкета по анализу удовлетворенности качеством предоставления медицинских услуг в стационарных условиях…………………………………………..……..86 - 89 ПРИЛОЖЕНИЕ 23 - Карта контроля соблюдения безопасных условий труда, требований по безопасному применению и эксплуатации медицинских изделий…………………..90 - 91 ПРИЛОЖЕНИЕ 24 - Карта контроля безопасности медицинской деятельности медицинских работников скорой медицинской помощи…………………………………..92 - 93 ПРИЛОЖЕНИЕ 25 - Макет приказа по медицинской организации «Об организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации» с Положением о внутреннем контроле качества и безопасности медицинской деятельности в «Медицинской организации»…………………………………………..94 - 115 ПРИЛОЖЕНИЕ 26 – Дополнения в должностные инструкции лиц, ответственных за организацию работы по внутреннему контролю качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации…………116 - 125 ПРИЛОЖЕНИЕ 27 - Примерное положение об отделе (службе) качества

Узнайте, что такое Саентология.

Ваша жизнь поменяется.

I. Общие положения Настоящие методические рекомендации разработаны в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 21 ноября 2011г. №323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2012г.

№1152 "Об утверждении Положения о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности", Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2013г. №932 "О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов", приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 декабря 2006г. №905 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по осуществлению контроля за соблюдением стандартов качества медицинской помощи", приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 мая 2012г. №502н "Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации"и устанавливает общие организационные и методические принципы организации и проведения внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинских организациях.

В соответствии со ст. 87 Федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 2011г. №323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется в следующих формах: государственный контроль, ведомственный контроль, внутренний контроль путем:

1) соблюдения требований к осуществлению медицинской деятельности, установленных законодательством Российской Федерации;

2) определения показателей качества деятельности медицинских организаций;

3) соблюдения объема, сроков и условий оказания медицинской помощи, контроля качества медицинской помощи фондами обязательного медицинского страхования и страховыми медицинскими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании;

4) создания системы оценки деятельности медицинских работников, участвующих в оказании медицинских услуг;

5) создания информационных систем в сфере здравоохранения, обеспечивающих в том числе персонифицированный учет при осуществлении медицинской деятельности.

Государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется органами государственного контроля в соответствии с их полномочиями (в соответствии со ст. 88. Федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 2011г. №323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации") - Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения, Федеральной службой по труду и занятости,Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Ведомственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется Федеральными органами исполнительной власти (Министерство здравоохранения Российской Федерации) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (Министерство здравоохранения Челябинской области) (в соответствии со ст. 89.

Федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 2011г. №323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется органами, организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в порядке, установленном руководителями указанных органов, организаций (в соответствии со ст. 90.

Федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 2011г. №323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Целью осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности является обеспечение прав граждан на получение медицинской помощи необходимого объема и надлежащего качества в соответствии с федеральными порядками оказания медицинской помощи и на основе стандартов медицинской помощи, а также в рамках утвержденной приказами Министерства здравоохранения области маршрутизации пациентов по профилям медицинской помощи, требований, предъявляемых к медицинской помощи в медицинской практике, с учетом современного уровня развития медицинской науки и медицинских технологий.

Задачи внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности:

1) обеспечение качества и безопасности медицинской деятельности конкретным пациентам;

2) устранение нарушений, выявленных в рамках ведомственного и государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности по результатам проверок качества медицинской помощи специалистами фонда обязательного медицинского страхования;

3) разработка критериев эффективности деятельности медицинских работников, участвующих в предоставлении медицинских услуг населению, подразделений медицинской организации;

4) соблюдение объемов, сроков и условий оказания медицинской помощи в разрезе подразделений и в медицинской организации в целом;

5) оценка оптимальности использования кадровых и материальнотехнических ресурсов при оказании медицинской помощи;

6) регистрация результатов проведенного внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, выбор оптимальных управленческих решений и проведение мероприятий, направленных на предупреждение возникновения дефектов при оказании медицинской помощи в медицинской организации;

7) изучение удовлетворенности граждан оказанной медицинской помощью.

Положение об организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации утверждается приказом руководителя медицинской организации с учетом специфики деятельности, структуры, штатного расписания медицинской организации и регламентирует в том числе:

1) перечень должностей работников (структурных подразделений) медицинской организации, на которых возложены обязанности по организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности;

2) уровни проведения внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности;

3) сроки и последовательность осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности;

4) объемы проведения внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности;

5) случаи оказания медицинской помощи, подлежащие внутреннему контролю качества и безопасности медицинской деятельности, в том числе в обязательном порядке;

6) порядок регистрации результатов внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности;

7) порядок проведения анализа результатов внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, мониторинга показателей качества медицинской помощи;

8) принятие мер по управлению качеством медицинской помощи.

Внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется:

1) руководителем медицинской организации;

2) врачебной комиссией медицинской организации;

3) заместителями руководителя медицинской организации в соответствии с распределением полномочий и должностными инструкциями;

4) руководителями структурных подразделений медицинской организации в пределах установленных полномочий;

5) иными работниками и (или) комиссиями, специальными структурными подразделениями медицинской организации, сформированными в том числе на функциональной основе.

Приказом руководителя медицинской организации из числа его заместителей назначается работник, ответственный за организацию и проведение внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации.

Для проведения внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности могут привлекаться (по согласованию) главные внештатные специалисты Министерства здравоохранения Челябинской области, работники образовательных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования, иных организаций.

При проведении внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности используются информационно-аналитические системы, отвечающие требованиям о защите персональных данных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Медицинской организацией обеспечивается прохождение работниками, осуществляющими проведение внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, обучения в рамках программ дополнительного профессионального образования, включающих вопросы обеспечения, управления, контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

Организация и проведение внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется за счет финансовых средств медицинской организации.

Ответственность за организацию и состояние внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации несет руководитель медицинской организации.

II. Организация проведения внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в части контроля качества медицинской деятельности Внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности в части контроля качества медицинской деятельности (далее по тексту – внутренний контроль качества медицинской деятельности) осуществляется путем оценки конкретного случая оказания медицинской помощи, совокупности случаев оказания медицинской помощи, отобранных по тематическому признаку, на основании анализа первичной учетной медицинской документации, иной документации:

1) сбора жалоб, анамнеза, данных объективного осмотра;

2) диагностических мероприятий;

3) оформления и обоснования диагноза;

4) лечебно-профилактических мероприятий, медицинской реабилитации;

5) мероприятий медицинской экспертизы, медицинского освидетельствования;

6) сроков оказания медицинской помощи;

7) преемственности, этапности оказания медицинской помощи;

8) результатов оказания медицинской помощи;

9) оформления медицинской документации.

При проведении внутреннего контроля качества медицинской деятельности оцениваются соблюдение установленных порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи, своевременность, эффективность и безопасность оказания медицинской помощи (оптимальность выбора медицинских технологий с учетом минимизации риска их применения, принятие адекватных мер профилактики ятрогенных осложнений, соблюдение правил хранения и применения лекарственных препаратов, расходных материалов, обеспечение санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов в соответствии с санитарноэпидемиологическими нормами и правилами, др.).

Выделяют следующие уровни внутреннего контроля качества медицинской деятельности:

II.1. Организация самоконтроля при проведении внутреннего контроля качества медицинской деятельности Самоконтроль в рамкахвнутреннего контроля качества медицинской деятельности проводится лечащим врачом путем:

- оценки состояния больного при первичном обращении в медицинскую организацию;

- выявления дефектов в оказании медицинской помощи на предшествующем этапе (при их наличии информирование руководителя структурного подразделения медицинской организации), дефектов ведения медицинской документации, организации работы, обследования, диагностики, лечения, экспертизы нетрудоспособности;

- составления плана обследования и лечения больного (с учетом устранения дефектов предыдущего этапа) в соответствии со стандартами оказания медицинской помощи;

- оформления медицинской документации в соответствии с требованиями;

- фиксирования результатов внутреннего контроля качества медицинской деятельности в Карте самоконтроля в соответствии с приложением 1 (может вестись в региональной медицинской информационной системе в автоматизированном режиме).

II.2. Организация первого уровня внутреннего контроля качества медицинской деятельности Первый уровень внутреннего контроля качества медицинской деятельности проводится заведующим структурным подразделением медицинской организации, "внутренними" экспертами путем:

-оценки конкретных случаев оказания медицинской помощи;

-фиксирования результатов внутреннего контроля качества медицинской деятельности в соответствии с инструкцией (приложение 4) в Карте внутреннего контроля качества медицинской помощи в стационаре в соответствии с приложением 2 и в Карте внутреннего контроля качества медицинской помощи в амбулаторных условиях в соответствии с приложением 3 или в журнальном варианте;

-фиксирования результатов внутреннего контроля качества диагностических исследований в Карте внутреннего контроля качества рентгеновских/функциональных методов исследования в соответствии с приложением 5, в Карте внутреннего контроля качества эндоскопических/ультразвуковых методов исследования в соответствии с приложением 6, в Карте внутреннего контроля качества физиотерапевтического лечения стационарного и амбулаторного больного в соответствии с приложением 7, в Карте внутреннего контроля качества проведения трансфузионной терапии в соответствии с приложением 8;

-анализа выявленных недостатков в оказании медицинской помощи и представления их в виде служебных записок ежемесячно заместителю руководителя учреждения,

- учета результатов в форме отчетов – ежемесячно (по форме Журнала внутреннего контроля качества медицинской деятельности в амбулаторных условиях в соответствии с приложением 9 и по форме Журнала внутреннего контроля качества медицинской деятельности в условиях стационара в соответствии с приложением 10).

При отсутствии в штатном расписании должностей заведующих подразделениями, их функции выполняют заместители руководителя.

Старшая медицинская сестра каждого отделения ежемесячно проводит внутренний контроль качества работы каждого среднего медицинского работника отделения. При проведении внутреннего контроля качества на каждого медицинского работника заполняется Карта внутреннего контроля качества работы среднего медицинского работника (приложение 11) (исключение составляют средние медицинские работники, работающие по специальности «стоматология». На данных специалистов заполняются Карты внутреннего контроля качества работы среднего медицинского персонала, составленные на основе Карты внутреннего контроля качества медицинской помощи в условиях поликлиники (приложение 3) и Журнал учета внутреннего контроля качества работы среднего медицинского персонала (приложение 12).

Внутренний контроль качества работы фельдшерско-акушерских пунктов на первом уровне проводит главная медицинская сестра.

Заведующие и старшие врачи станции (подстанции/отделения) скорой медицинской помощи заполняют Карту внутреннего контроля качества оказания скорой медицинской помощи (приложение 13).

Старший фельдшер станции (подстанции/отделения) скорой медицинской помощи ежемесячно проводит внутренний контроль качества работы каждого среднего медицинского работника и заполняет Карту внутреннего контроля качества работы фельдшера на станции (подстанции/отделении) скорой медицинской помощи (приложение 14).

II.3. Организация второго уровня внутреннего контроля качества медицинской деятельности Второй уровеньвнутреннего контроля качества медицинской деятельности проводит заместитель руководителя по соответствующему разделу деятельности (лечебной работе, поликлинике, акушерскогинекологической службе, педиатрической службе и т.д.), председатели подкомиссии врачебной комиссии по контролю качества медицинской помощи, подкомиссии врачебной комиссии по экспертизе временной нетрудоспособности, подкомиссии врачебной комиссии по исследованию летальных исходов; в части контроля безопасности медицинской деятельности - заместитель руководителя по эпидемиологическим вопросам, заместитель руководителя по хозяйственной части путем:

-проведения внутреннего контроля качества медицинской деятельности случаев оказания медицинской помощи первого уровня;

-оценки конкретных случаев оказания медицинской помощи (осмотр пациента, оценка тактики его ведения, др.) с оформлением результатов, в соответствии с инструкцией (приложение 16) в Журнале внутреннего контроля качества медицинской деятельности (приложение 15) (учет результатов в форме отчетов - ежеквартально).

Главная медицинская сестра медицинской организации на втором уровне оценивает работу старших медицинских сестер структурных подразделений, при проведении которой на каждую старшую медицинскую сестру заполняется Карта внутреннего контроля качества работы старшей медицинской сестры (приложение 17) и Журнал учета внутреннего контроля качества работы старшей медсестры (приложение 18).

Главный фельдшер (медицинская сестра) станции (подстанции/отделения) скорой медицинской помощи оценивает работу старших фельдшеров станций (подстанций/отделений) скорой медицинской помощи и заполняет Карту внутреннего контроля качества работы старшего фельдшера станции (подстанции/отделения) скорой медицинской помощи (приложение 19).

Результаты второго уровня Контроля качества оформляются:

1) ежемесячно – протоколом заседания подкомиссии врачебной комиссии медицинской организации;

2) ежеквартально – по форме Отчета медицинской организации по организации и результатам внутреннего контроля качества медицинской деятельности по итогам квартала, календарного года в соответствии с приложением 20 (ведется в журнальном варианте – таблица 1 и таблица 2 приложения 20).

II.4. Организация третьего уровня внутреннего контроля качества медицинской деятельности Третий уровень внутреннего контроля качества медицинской деятельности проводится врачебной комиссией медицинской организации, Советом по сестринскому делу, Советом старших фельдшеров станции скорой медицинской помощи путем рассмотрения наиболее сложных и конфликтных ситуаций, требующих комиссионного рассмотрения, принятия решений по дальнейшей тактике ведения пациента, о профессиональном, должностном соответствии медицинских работников и другим вопросам путем оценки:

-соблюдения структурным подразделением и учреждением в целом порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи;

-соблюдения безопасных условий труда, требований по безопасному применению и эксплуатации медицинских изделий и их утилизации (уничтожению);

медицинскими и фармацевтическими работниками

-соблюдения ограничений, применяемых к ним при осуществлении профессиональной деятельности.

Учет результатов оформляется в форме протокола – ежеквартально.

На втором и третьем уровнях внутренний контроль качества медицинской деятельности может проводиться по совокупности случаев оказания медицинской помощи, отобранных по тематическому признаку.

III. Объемы проведения внутреннего контроля качества медицинской деятельности Объемы проведения внутреннего контроля качества медицинской деятельности определяются с учетом структуры, мощности структурных подразделений, объемов оказываемой медицинской помощи в медицинской организации. Объемы проведения внутреннего контроля качества медицинской деятельности определяются приказом руководителя и зависят от мощностимедицинской организации. Устанавливаются следующие обязательные объемы проведения внутреннего контроля качества медицинской деятельности:

- для заведующих структурными подразделениями медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях и вне медицинской организации, - ежемесячно не менее 0,5% от числа законченных случаев оказания медицинской помощи;

- для заведующих структурными подразделениями медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в условиях дневного стационара и в стационарных условиях, - ежемесячно от 50% до 100% от числа законченных случаев оказания медицинской помощи;

- для заведующих диагностическими подразделениями медицинских организаций - ежемесячно 30 законченных случаев;

- для старшей медицинской сестры каждого отделения медицинской организации - ежемесячно не менее 2 экспертиз качества работы каждого среднего медицинского работника отделения;

- для главной медицинской сестры медицинской организации - не менее 1 экспертизы в квартал при оценке качества работы фельдшерскоакушерских пунктов;

- для главной медицинской сестры медицинской организации - не менее 1 экспертизы в месяц для оценки качества работы каждой старшей медицинской сестры каждого отделения;

- для заведующих и старших врачей подстанции, отделения скорой медицинской помощи - не менее 30 карт вызовов в месяц.

- для старшего фельдшера подстанции (отделения) скорой медицинской помощи - не менее 1 экспертизы в месяц для оценки качества работы каждого конкретного среднего медицинского работника;

- для главного фельдшера (медицинской сестры) станции (подстанции) скорой медицинской помощи - не менее 1 экспертизы в месяц для оценки качества работы каждого старшего фельдшера каждой подстанции (отделения) скорой медицинской помощи;

- для заместителей руководителя медицинской организации (по медицинской части, лечебной работе, а также должностей с иными наименованиями) - ежемесячно не менее 10% законченных случаев оказания медицинской помощи (в том числе случаев внутреннего контроля качества медицинской деятельности первого уровня).

Объем проведения внутреннего контроля качества медицинской деятельности врачебной комиссии (подкомиссии) медицинской организации определяется приказом руководителя медицинской организации.

IV. Обязательные случаи проведения внутреннего контроля качества медицинской деятельности Внутреннему контролю качества медицинской деятельности (на первом, втором уровнях) в обязательном порядке подлежат случаи оказания медицинской помощи:

1. В амбулаторных условиях:

1) летальных исходов у детей и лиц трудоспособного возраста;

2) летальных исходов на дому от управляемых причин;

3) сопровождающиеся ятрогенными осложнениями, внутрибольничным инфицированием, нежелательными реакциями на применение лекарственных препаратов, неблагоприятными событиями, связанными с применением, хранением, обработкой, обслуживанием, утилизацией медицинских изделий;

4) первичного выхода на инвалидность детей и лиц трудоспособного возраста;

5) заболеваний с удлиненным или укороченным сроком лечения более, чем на 50% от установленного стандартом медицинской помощи;

6) повторного обоснованного обращения по поводу одного и того же заболевания: в течение 30 дней;

7) превышающие длительность ориентировочных сроков временной утраты трудоспособности на 30% и более, а также короче этих сроков на 30% и более;

8) расхождения заключительного клинического диагноза, установленного в амбулаторных и стационарных условиях;

9) расхождения заключительного клинического диагноза и патологоанатомического диагноза;

10) первичного выявления у пациентов онкологических заболеваний и туберкулеза в поздних стадиях;

11) сопровождавшиеся жалобами граждан или их законных представителей на доступность и качество оказания медицинской помощи;

12) выявления дефектов оказания медицинской помощи контролирующими органами и организациями.

2. В стационарных условиях:

1) летальных исходов;

2) сопровождающиеся ятрогенными осложнениями, внутрибольничным инфицированием, нежелательными реакциями на применение лекарственных препаратов, неблагоприятными событиями, связанными с применением, хранением, обработкой, обслуживанием, утилизацией медицинских изделий;

3) повторной госпитализации пациента по поводу одного и того же заболевания в течение трех месяцев, если госпитализация не была ранее запланирована;

4) заболеваний с удлиненным или укороченным сроком лечения более, чем на 50% от установленного стандартом медицинской помощи;

5) расхождений заключительного клинического диагноза и патологоанатомического диагноза;

6) лицам, подлежащим призыву на военную службу (направленных районным военным комиссариатом);

7) сопровождавшиеся жалобами граждан или их законных представителей на доступность и качество оказания медицинской помощи;

8) выявления дефектов оказания медицинской помощи контролирующими органами и организациями.

3. При оказании скорой медицинской помощи:

1) смерть пациента в присутствии бригады скорой медицинской помощи;

2) повторный вызов бригады скорой медицинской помощи в течение 24 часов;

3) расхождения диагнозов скорой медицинской помощи и медицинской организации;

4) осложнения, связанные с оказанием медицинской помощи бригадой скорой медицинской помощи;

5) жалобы пациентов и их родственников на работу скорой медицинской помощи.

Случаи оказания медицинской помощи, подлежащие внутреннему контролю качества медицинской деятельности в обязательном порядке, рассматриваются в первую очередь. Все остальные случаи оказания медицинской помощи подбираются для экспертизы методом случайной выборки или проводится целевая (тематическая) экспертиза.

Врачебной комиссией (подкомиссией) медицинской организации в обязательном порядке проводится внутренний контроль качества медицинской деятельности случаев оказания медицинской помощи, сопровождающихся жалобами граждан или их законных представителей на доступность и качество медицинской помощи.

V. Виды внутреннего контроля качества медицинской деятельности Различают следующие виды внутреннего контроля качества медицинской деятельности:

1) текущий контроль осуществляется преимущественно на первом уровне, направлен на выявление отклонений в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги) и принятие необходимых мер по их устранению;

2) плановый контроль (тематическая экспертиза) осуществляется согласно плану-графику, на основании действующих отраслевых, территориальных и внутриучрежденческих приказов и включает:

- контроль соответствия объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи;

- контроль выполнения требований санитарно-эпидемиологического режима;

- контроль за фармацевтическим порядком;

- контроль за исполнением распоряжений администрации и т.д.;

Прочитайте интересные книги о жизни.

- контроль за проведением дополнительной диспансеризации;

3) целевой контроль (по отдельным случаям) предусматривает реализацию определенной цели, которая выявляет причину отклонения от стандарта качества, и включает:

- оценку состояния и использования кадровых и материально-технических ресурсов;

- анализ летальности на дому лиц трудоспособного возраста;

- анализ ятрогенных осложнений;

- анализ жалоб пациентов;

4) предупредительный контроль оценивает уровень безопасности лечебно-диагностического процесса для пациента, степень удовлетворенности пациента качеством медицинской помощи включает:

- контроль за осуществлением профилактики внутрибольничных инфекций;

- контроль за подготовкой и осуществлением работы комиссии по профилактике внутрибольничных инфекций;

- контроль за рациональным использованием лекарственных средств;

- анализ анкетирования больных на удовлетворенность качеством оказания медицинской помощи в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31 октября 2013г. №810а"Об организации работы по формированию независимой системы оценки качества работы государственных (муниципальных) учреждений, оказывающих услуги в сфере здравоохранения" (приложение 21 и приложение 22);

5) контроль результата - заключительная экспертиза процесса оказания медицинской помощи конкретному пациенту;

6) заключительный контроль осуществляется преимущественно на втором и третьем уровнях по результатам законченных случаев оказания медицинской помощи и направлен на предупреждение и пресечение дефектов оказания медицинской помощи;

7) ретроспективный контроль осуществляется преимущественно на втором и третьем уровнях и направлен на совершенствование организации и оказания медицинской помощи.

Внутренний контроль качества медицинской деятельности в медицинской организации осуществляется и путем ежедневного оперативного управления, а также в ходе проведения консультативной работы при ведении медицинской документации.

В медицинской организации рекомендуется обеспечить проведение внутреннего контроля качества медицинской деятельности не реже чем 1 раз в месяц.

Для оценки динамики показателей внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации (в том числе ее структурных подразделениях) анализ результатов внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности проводится по итогам прошедшего месяца, квартала, полугодия и года.

Пациенты, в случае возникновения у них претензий к медицинской помощи, оказываемой в медицинской организации, должны быть проинформированы о возможности обращения во врачебную комиссию медицинской организации, а также экспертную комиссию, обеспечивающую контроль за деятельностью медицинской организации.

При оценке работы структурного подразделения медицинской организации, показатели качества и эффективности медицинской помощи дополняются критериями эффективности работы службы.

Показатели качества и эффективности медицинской помощи могут быть использованы для дифференцированной оплаты труда медицинских работников в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами.

VI. Организация целевой экспертизы в рамках внутреннего контроля качества медицинской деятельности Для целевой (тематической) экспертизы рекомендуются следующие случаи оказания медицинской помощи:

1) несвоевременного представления больных на клинико-экспертную комиссию и в бюро медико-социальной экспертизы;

2) при выписке дорогостоящих препаратов, в том числе по семи высокозатратным нозологиям, сильнодействующих, наркотических, психотропных веществ и их прекурсоров, ненаркотических анальгетиков больным, страдающим онкологическими заболеваниями;

3) расхождений клинического диагноза до и после проведения оперативного вмешательства.

В ходе проведения внутреннего контроля качества медицинской деятельности рекомендуется осуществлять контроль качества предоставления льготного лекарственного обеспечения в медицинской организации, проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан, диспансеризации детей и подростков в соответствии с прилагаемыми алгоритмами.

VI.1. Алгоритм проведения целевой экспертизы в рамках внутреннего контроля качества медицинской деятельности предоставления льготного лекарственного обеспечения в медицинской организации

1.1. Функции контроля за предоставлением льготного лекарственного обеспечения осуществляют должностные лица медицинской организации.

1.2. Лечащий врач организует своевременное и квалифицированное лечение пациента согласно технологии лечебно-диагностического процесса, при этом руководствуется действующими нормативными актами в разделе льготной лекарственной помощи всем категориям льготополучателей.

1.3. Заведующие терапевтическими, неврологическими, хирургическими отделениями медицинской организации - первый уровень:

- осуществляют предварительный контроль обоснованности выписки препаратов федеральным льготникам в 50% всех случаев;

- осуществляют контроль за предоставлением пациентам льготного лекарственного обеспечения в 100% при выписке дорогостоящих, в том числе по семи высокозатратным нозологиям, сильнодействующих, наркотических и ненаркотических анальгетиков больным, страдающим онкологическими заболеваниями;

- осуществляют контроль обоснованности выписки лекарственных средств не менее 2-х медицинских карт по каждой категории льготы (федеральные, региональные, пенсионеры) от каждого врача отделения в месяц;

- результаты проверки обоснованности регистрируют в журналах по каждой категории льготы соответственно; результаты контроля за месяц по отделению оформляют протоколом первого уровня и представляют ежемесячно на второй уровень контроля не позднее 5 числа.

1.4. Заведующие структурными подразделениями, заместитель главного врача по медицинской части, по поликлинической работе:

- осуществляют предварительный контроль обоснованности выписки препаратов федеральным льготникам в 50% всех случаев на первом уровне для узких специалистов;

- осуществляют контроль обоснованности выписанных препаратов федеральным льготникам в 50% всех случаев для узких специалистов не менее 50 экспертиз в месяц (по 15 экспертиз по каждой категории льготы и 5 экспертиз выборочного контроля, в том числе по обращению пациентов);

- осуществляют еженедельный контроль отсроченного обеспечения (анализ реестров выписанных рецептов, анализ соответствия заявки и выписки льготных рецептов);

- регистрируют результаты проверки обоснованности назначения в журналах по каждой категории льготы соответственно;

- оформляют результаты контроля за месяц по службам протоколом первого уровня и представляют ежеквартально на второй уровень контроля, а результаты второго уровня контроля представляют экспертному совету не позднее 5 числа.

1.5. Врачебная комиссия проводит не менее 30 экспертиз в квартал (по 10 экспертиз каждой категории льготы) и выборочный контроль любого случая предоставления льготного лекарственного обеспечения:

- результаты проверки обоснованности регистрирует в журнале контроля;

- результаты контроля по учреждению оформляет протоколом второго уровня и представляют ежеквартально не позднее 5 числа.

- анализирует результаты второго уровня контроля, проводит анализ работы каждого подразделения с отработкой мероприятий по улучшению качества медицинской помощи;

- результаты работы врачебной комиссии оформляются протоколом третьего уровня, принимаются управленческие решения (указание, приказ и др.).

VI.2. Алгоритм проведения целевой экспертизы в рамках внутреннего контроля качества медицинской деятельности проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан

2.1. Заведующие терапевтическими отделениями поликлиники:

- осуществляют контроль качества проведения дополнительной диспансеризации: заполнение медицинской документации на первом уровне в 100% случаях от всего количества осмотренных с отметкой медицинской карте амбулаторного больного с указанием должности и личной подписи;

- результаты контроля вносят в Журнал контроля качества проведения дополнительной диспансеризации первого уровня;

- предоставляют протокол первого уровня с выявленными замечаниями до 25 числа текущего месяца заместителю главного врача по клинико-экспертной работе.

2.2. Заместители главного врача по клинико-экспертной работе, по поликлинической работе, по медицинской части, по организационнометодической работе, заведующие структурными подразделениями по дополнительной диспансеризации на втором уровне в 20% случаях от всего количества осмотренных на каждого с отметкой в медицинской карте амбулаторного больного с указанием должности и личной подписи по следующим критериям:

- контроль качества заполнения учетной документации (медицинской карты амбулаторного больного, карты учета дополнительной диспансеризации работающих граждан, журнал учета выданных паспортов здоровья, журналы регистрации обследований граждан);

- полнота набора осмотров врачей специалистов и обследований, соответствие стандартам осмотров;

- соответствие данных, внесенных в медицинскую карту остальным учетным документам (даты осмотров, обследований, данные врачей, диагнозы, результаты, группы здоровья, рекомендации и т.д.);

- результаты контроля вносят в Журнал контроля качества проведения дополнительной диспансеризации второго уровня;

- предоставляют протокол второго уровня с выявленными замечаниями до первого числа месяца заместителю главного врача по клинико-экспертной работе.

2.3. Заместитель главного врача по клинико-экспертной работе ежемесячно в срок до 10 числа по результатам представленных протоколов составляет акт, который представляет главному врачу вместе с реестром осмотренных по дополнительной диспансеризации лиц.

2.4. Врачебная комиссия оформляет протокол третьего уровня контроля качества проведения дополнительной диспансеризации с выводами и предложениями по улучшению качества проведения дополнительной диспансеризации работающему населению в учреждении, о поощрением или наказанием сотрудников.

С целью оперативного контроля качества рекомендуется организовать проведения очной экспертизы организации медицинской помощи в медицинской организации ("срез дня") в соответствии с прилагаемым алгоритмом.

VI.3. Алгоритм проведения очной экспертизы организации медицинской помощи в медицинской организации ("срез дня") Цель проверки "срез дня" - контроль обеспечения доступности и качества медицинской помощи непосредственно при получении стационарного лечения.

Задачи проверки "срез дня" - контроль:

1) организации и порядка оказания медицинской помощи в условиях дневного и круглосуточного стационара;

2) порядка организации лекарственного обеспечения в отделениях медицинской организации;

3) организации лечебного питания в отделениях медицинской организации.

Регламент проведения очной экспертизы "срез дня":

1. Организация работы приемного отделения.

а) Ответственный за организацию работы в приемном отделении.

б) Наличие должностных инструкций сотрудников приемного отделения.

в) Наличие приказа об организации и порядке госпитализации, учете больных, не госпитализированных из-за отсутствия мест в стационаре.

г) Ведение в приемном покое "Журнала приема больных и отказа в госпитализации" (форма №001/У) в соответствии с приказом Минздрава СССР от 04.10.1980 №1030.

д) Длительность пребывания больного в приемном отделении перед госпитализацией в отделение.

е) Порядок работы с больными, не госпитализированными из-за отсутствия мест в стационаре (регистрация больных, дата предполагаемой госпитализации, извещение направившей медицинской организации об отказе в госпитализации, обратная связь с больным при изменении сроков предполагаемой госпитализации и. т.д.).

ж) Количество больных, ожидающих госпитализацию, на момент проверки, сроки ожидания.

2. Проверка организации медицинской помощи в отделении:

а) Условия пребывания больных в отделениях:

- размещение (в палатах, коридорах, количество больных в палатах),

- условия для выполнения врачебных назначений в палатах (в том числе капельных инфузий).

б) Соблюдение санитарно-эпидемиологического режима: обеспечение постельным бельем, полотенцем, частота смены белья, частота влажных уборок в палатах, организация ухода за лежачими больными.

в) Организация лечебного питания в отделении (наличие помещения для приема пищи, обеспечение посудой, организация питания тяжелых больных, раздача питания в соответствии с назначенными диетами).

3. Организация лечебного процесса:

а) Количество больных в отделении (соответствие числу коек).

«Министерство образования и науки Украины Министерство здравоохранения Украины Сумский государственный университет Тактика ведения беременности и родов при различной патологии пуповины Учебное пособие Рекомендовано ученым советом Сумского государственного университета Сумы Сумский государственный университет УДК 618.581/.589(072) ББК 57.161.2я7 Т15 Авторский коллектив: В. И. Бойко, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный врач Украины; Н. А. Иконописцева, доцент, кандидат медицинских. »

«Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения Российской Федерации Фармацевтический колледж Математика В 2 часть Часть I СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ВНЕАУДИТОРНОЙ (САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ) РАБОТЕ на базе основного общего образования (1 курс, очная форма обучения) Красноярск УДК 51(07) ББК 22.1 М 34 Математика. В 2 ч. »

«ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ГБОУ ВПО ВОЛГГМУ МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ РОССИИ) «Утверждаю» _ зав. кафедрой патологической физиологии, д.м.н. профессор Л.Н. Рогова МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА для студентов по проведению практических занятий дисциплины «Патофизиология, патофизиология головы и шеи» по специальности. »

«УДК 616.007-053. ББК 51.1(2) Методические рекомендации для врачей медицинских организаций Ханты-Мансийского автономного округа-Югры ПРОВЕДЕНИЕ СКРИНИНГА НОВОРОЖДЕННЫХ С ЦЕЛЬЮ РАННЕГО ВЫЯВЛЕНИЯ КРИТИЧЕСКИХ ВРОЖДЕННЫХ ПОРОКОВ СЕРДЦА И.А.Урванцева, В.В. Ромашкин, А.Г.Лукашкин, Ю.Н. Шамрин, А.Г.Бродский, Л.А. Тильтаева, Т.В. Винокурова, Е.В. Милованова, И.Н. Бачинская бюджетное учреждение Ханты – Мансийского автономного округа Югры «Окружной кардиологический диспансер «Центр диагностики и. »

«Министерство здравоохранения Республики Беларусь УО «Витебский государственный медицинский университет» Кафедра социально-гуманитарных наук КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ПРАВОВАЯ ОСНОВА ИДЕОЛОГИИ БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА Витебск УДК 342.4 (476) ББК 67.400.1 (4ДИ)+66.0(4ДИ) Рецензенты: кандидат исторических наук, доцент Л.В. Лукина, УО «Витебская ордена Знак Почта государственная академия ветеринарной медицины» кандидат исторических наук, ст. преподаватель Н.Е. Мусина, УО «Витебский. »

«ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Центральный Координационный Методический Совет Учебно-методический отдел РЕКОМЕНДАЦИИ К РАЗРАБОТКЕ, ОФОРМЛЕНИЮ, УТВЕРЖДЕНИЮ И ИЗДАНИЮ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В САМАРСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ Самара, 2015 ГБОУ ВПО СамГМУ Минздрава России УДК 378 (075.В):61 Составители: проректор. »

«УДК 615 (09) (085) ББК 48 Авторский коллектив: д.ф.н. проф. Петрова И.А. д.ф.н. проф. Кибасова Г.П. к.ф.н. доц. Киценко Р.Н. к.и.н. доц. Киценко О.С., к.и.н. доц. Белова Л.И. к.и.н. доц. Гринченко Я.С. к.и.н. доц. Гуляева Е.Ш. к.ф.н. доц. Чернышева И.В. Под общей редакцией проф. Петровой И.А.Рецензенты: д.и.н. проф. Болотова Е.Ю. канд. биол. наук, доц. Яницкая А.В. Печатается по решению ЦМС Волгоградского государственного медицинского университета История фармации: методическое. »

«МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА ДЕТСКИХ БОЛЕЗНЕЙ ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ПОМОЩНИК ПРОЦЕДУРНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ ДЕТСКОГО ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Учебно-методическое пособие по производственной практике Для студентов специальности 060103 – Педиатрия Волгоград УДК 614.253.52(075) ББК 51.1(2)4+34.672 М 218 Авторский коллектив: Малюжинская Наталья Владимировна – заведующий кафедрой детских болезней. »

«Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Алтайский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации А.В. Маркин, И.Я. Цеймах Диагностика, лечение дыхательной недостаточности и расстройств дыхания в клинике внутренних болезней Учебное пособие Барнаул – 2015 УДК 616.24-008.4-07-08(075.8) ББК 54. Печатается по решению Центрального координационно-методического совета Алтайского государственного медицинского. »

«Методические указания предназначены для медицинских сестер конкурсантов с целью эффективной подготовки к Конкурсу профессионального мастерства ФМБА России2015 «Здоровье пациента через обеспечение качества сестринской деятельности». В постконкурсный период данное пособие может быть использовано в медицинских организациях, подведомственных ФМБА России для развития системы менеджмента качества и системы внутрибольничного обучения.Авторский коллектив – сотрудники ФГБОУ ДПО СПб ЦПО ФМБА: Гардеробова. »

«ГБОУ ВПО «Сибирский государственный медицинский университет» Минздрава России Департамент здравоохранения Томской области Департамент профессионального образования Томской области ОГБОУ «Томский базовый медицинский колледж» Ассоциация медицинских сестёр Томской области ОГБОУ ДО «Учебно-методический центр дополнительного профессионального образования» ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ И ЗДРАВООХРАНЕНИИ: ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ И СОЦИАЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ МАТЕРИАЛЫ II Всероссийской. »

«АССОЦИАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ И ОРГАНИЗАЦИЙ ЛАБОРАТОРНОЙ СЛУЖБЫ «ФЕДЕРАЦИЯ ЛАБОРАТОРНОЙ МЕДИЦИНЫ» Научно-практическое общество специалистов лабораторной медицины имени В.В. Меньшикова НП «Национальная медицинская палата» Общероссийская общественная организация «ОПОРА РОССИИ» Образовательная программа Школа главного специалиста 28 апреля 2015 года, г. Севастополь Нормативно-правовое обеспечение, подготовка кадров и организация лабораторной службы. Клинико-лабораторные обзоры. Методическое пособие. »

«Львовский национальный медицинский университет имени Данила Галицкого кафедра стоматологии детского возраста Методические указания для подготовки к практическим занятиям модуля Комплексная диагностика и определение индивидуальных подходов к профилактике и лечению основных стоматологических заболеваний у детей. (для студентов V курса стоматологического факультета) ЛЬВОВ 2014 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СОСТАВИЛИ: доц.Стаднык У.О. (№ 1-9), асс. Солына Н.М. (№1), асс. Солоп Л.М. (№2), доц. Колесниченко. »

«Министерство здравоохранения Российской Федерации Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Всероссийский учебно-научно-методический центр по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию» Министерства здравоохранения Российской Федерации Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова» Министерства. »

«Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека ФБУН «Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения» Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю Отделение медицинских наук Российской академии наук Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пермский государственный. »

«Львовский национальный медицинський уныверситет имени Данила Галицкого Кафедра стоматологии детского возроста ОРТОДОНТИЯ Методические рекомендации к практическим занятиям для студентов 3 курса стоматологического факультета (5 семестр) Львов 2014 Методические указания составили: Доц.Гордон-Жура Г.С. кмн.,ас.Пилипів Н.В.,кмн.,ас.Гриньох В.О.,ас.Хороз І.С. ас.САвчин С.В. ас.Мартовлос А.І. ас.Харченко А.В.,ас.Міськів А.Л. ас.Бойко О.О. рецензенты: Чучмай І.Г. Доцент кафедры ортопедической. »

«УДК 615 (09) (085) ББК 48 Авторский коллектив: д.ф.н. проф. Петрова И.А. д.ф.н. проф. Кибасова Г.П. к.ф.н. доц. Киценко Р.Н. к.и.н. доц. Киценко О.С., к.и.н. доц. Белова Л.И. к.и.н. доц. Гринченко Я.С. к.и.н. доц. Гуляева Е.Ш. к.ф.н. доц. Чернышева И.В. Под общей редакцией проф. Петровой И.А.Рецензенты: д.и.н. проф. Болотова Е.Ю. канд. биол. наук, доц. Яницкая А.В. Печатается по решению ЦМС Волгоградского государственного медицинского университета История фармации: методическое. »

«МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ В.Б. Мандриков, В.О. Аристакесян, М.П. Мицулина ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ПРОФИЛАКТИКЕ И КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА Учебное пособие Волгоград 20 ББК УДК Рецензенты: Заведующая кафедрой физического воспитания Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета к.б.н. профессор Н.Е. Калинина Профессор кафедры спортивной медицины Волгоградской. »

«Утверждаю Председатель Высшего Экспертного совета В.Д. Шадриков «28» июня 2013 г. ОТЧЁТ о результатах независимой оценки основной профессиональной образовательной программы 060101 «Лечебное дело» ГАОУ СПО НСО «Новосибирский медицинский колледж»Разработано: Менеджер проекта: Е.В.Захватова, к.т.н.Эксперты: Т.Н. Ищук, к.м.н. Н.Н. Кузьмин Москва – 2013 Оглавление I. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ II. ОТЧЕТ О РЕЗУЛЬТАТАХ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ. 1. »