Руководства, Инструкции, Бланки

рецепт. его структура. формы рецептурных бланков img-1

рецепт. его структура. формы рецептурных бланков

Рейтинг: 4.6/5.0 (1879 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Медицинский сайт студентам врачам пациентам книги ВУЗы

Рецепт, его структура и содержание. Правила выписывания рецептов на лекарственные средства амбулаторным больным. Формы рецептурных бланков.

Рецепт — письменное, установленной формы обращение врача (фельдшера, акушерки, зубного врача) в аптеку об отпуске лекарственного средства в определенной дозировке или изготовлении лекарственной формы с указанием способа употребления лекарственного средства.

Рецепт выписывается с учетом возраста больного, порядка оплаты препарата и характера действия, входящих в их состав средств, на продолговатом бланке, отпечатанном типографским способом; установлены 3 формы рецептурных бланков. Форма № 1 — для отпуска лекарственных средств за полную стоимость взрослым и детям; на одном рецептурном бланке можно выписывать один препарат.

Бланк рецепта форма №1 148-l/y-88 предназначается для "прописывания и отпуска лекарственных средств, отпускаемых бесплатно, на льготных условиях, а также подлежащих предметно-количественному учету.

В амбулаторного больного, подлежащих предметно-количественному учету в аптечных учреждениях:
1. Средства, обладающие одурманивающим действием: циклодол, фенобарбитал, эфедрина гидрохлорид, дофедрин. 2. Ограниченно поступающие лекарственные средства: Дофа, клафоран амп, масло облепиховое, мадопар капе, настойка женьшеня, наком табл. раверон амп.
На рецептурных бланках формы № 1 и 2 можно выписывать рецепты на препараты, в состав которых входят ядовитые ЛС списка «А»:

Форма № 3 — для отпуска наркотических лекарственных средств (размер 8,5x15 см). На рецептурном бланке роювого цвета выписывается только один препарат, содержаний наркотические средства.

Форма 4. льготные лекарства на бланке 148-l/y-04

Другие статьи

О специальных рецептурных бланках для выписывания

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 16 мая 2013 г. N 25-4/10/2-3420

О СПЕЦИАЛЬНЫХ РЕЦЕПТУРНЫХ БЛАНКАХ ДЛЯ ВЫПИСЫВАНИЯ

НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ИЛИ ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ

С 1 июля 2013 г. на территории Российской Федерации будет разрешен к использованию специальный рецептурный бланк на наркотическое средство или психотропное вещество, утвержденный приказом Минздрава России от 1 августа 2012 г. N 54н "Об утверждении формы бланков рецептов, содержащих назначение наркотических средств или психотропных веществ, порядка их изготовления, распределения, регистрации, учета и хранения, а также правил оформления".

Однако, в связи с наличием в субъектах Российской Федерации неиспользованных остатков ранее изготовленных специальных рецептурных бланков для выписывания наркотических лекарственных средств (старого образца) Минздрав России полагает возможным разрешить их использование до 31 декабря 2013 года.

При этом органы управления здравоохранением субъектов Российской Федерации по мере расходования остатков специальных рецептурных бланков для выписывания наркотических лекарственных средств (старого образца), должны направлять в Минздрав России информацию о расходовании данных остатков.

Кроме того, субъекты Российской Федерации, в которых по состоянию на 1 января 2014 г. останется в наличии запас специальных рецептурных бланков для выписывания наркотических лекарственных средств (старого образца) должны будут их уничтожить. Для уничтожения специальных рецептурных бланков для выписывания наркотических лекарственных средств (старого образца) необходимо создать комиссию с участием представителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (ФСКН России, Росздравнадзор).

Похожие документы: . формы. Современные жидкие лекарственные средства для внутреннего и наружного применения. Лекарственные средства.

действия (выписывание твердых и мягких ЛФ на рецептурныхбланках. Дисциплина (профессиональный модуль) - «Фармакология». Специальность. сестринское дело. Курс: 1 Семестр. выписывать на 1 рецептурномбланке. Какие рецептурныебланкидля наркотических ЛС? Как.

суппозитории). 5. Лекарственные формы для инъекций. 6. Лекарственные аэрозоли. в печени с помощью специального белка-переносчика передаются ЛПОНП.

Методические указания для студентов Все факультеты Занятие №1 (2 6 сентября 2013 г.)

). Рецепт (определение, структура). Формы рецептурныхбланков. Правила выписывания рецептов. Твердые лекарственные формы (порошки. К.М. Фармакология. Учебное пособие для студентов учреждений высшеего образования по специальностям «лечебное дело».

Методические указания для студентов Медико-диагностический факультет (СД) Занятие №1 (2 -6 сентября 2013 г.)

). Рецепт (определение, структура). Формы рецептурныхбланков. Правила выписывания рецептов. Твердые лекарственные формы (порошки. К.М. Фармакология. Учебное пособие для студентов учреждений высшеего образования по специальностям «лечебное дело».

Методические указания для студентов Все факультеты Занятие №1 (2 4 сентября 2013 г.)

). Рецепт (определение, структура). Формы рецептурныхбланков. Правила выписывания рецептов. Твердые лекарственные формы 9порошки. К.М. Фармакология. Учебное пособие для студентов учреждений высшеего образования по специальностям «Лечебное дело».

Рецепт и его структура

Рецепт и его структура

Рецепт – письменное, установленной формы обращение врача в аптеку об отпуске или изготовлении и отпуске больному лекарственного препарата с указанием дозировки и способа его применения. Рецепт является медицинским, юридическим и финансовым документом.

Структура рецепта

Введение (Inscriptio ) включает штамп лечебного учреждения, дату выписывания рецепта, фамилию, инициалы и возраст больного, фамилию и инициалы врача.

В основной части рецепта (Designatiomateriarum ) перечисляются лекарственные вещества, которые назначает врач. Название каждого лекарственного вещества пишется с новой строки, с заглавной буквы, на латинском языке. Кроме того, с заглавной буквы пишутся ботанические названия растений. Количество каждого вещества указывается справа от названия. Если два или несколько лекарственных веществ берутся в одинаковых количествах, то цифровые обозначения ставятся лишь после последнего вещества после словааna (аа ).

В указании фармацевту (Praescriptio ) пишется, какую лекарственную форму следует приготовить или какое количество её следует отпустить больному.

Указание больному (Signatura ) оформляется на языке, понятном больному, с подробными объяснениями способа приёма лекарственного препарата. Оно начинается со слова Signa (S.), за которым следуют: дозировка (по 1 таблетке, по 1 столовой ложке и т. д.), частота приёма (3 раза в день), время приёма (после еды, при приступе), способ применения (внутрь, внутримышечно и т.д.), особенности применения (вводить медленно, перед введением ампулу подогреть, запить 1 стаканом щелочной минеральной воды и т. д.).

Рецепт заверяется подписью и личной печатью врача.

При необходимости экстренного отпуска лекарства больному в верхней части рецептурного бланка проставляются обозначения «cito » (срочно) или «statim » (немедленно).

Лекарственные препараты, выпускаемые химико-фармацевтической промышленностью по фармакопейным прописям, называют официналъными (отofficina – аптека). Они наиболее часто используются в практической деятельности. Эти препараты выписывают сокращённой прописью, т.е. указывают сначала лекарственную форму, затем название лекарственного средства, дозу (или концентрацию и объём) и количество.

Лекарственные препараты, изготовляемые в аптеке строго по рецепту, составленному по усмотрению врача, с перечислением всех ингредиентов лекарственной формы, называют магистральными (отmagister – учитель). Эти препараты выписывают в развёрнутой форме, т.е. перечисляют все входящие в лекарственный препарат ингредиенты и их количества.

Лекарственные формы могут быть дозированными инедозированными .

• Дозированными лекарственными формами называют те формы, для которых в рецепте приводится доза лекарственного средства на один приём и затем следует -Da tales doses numero. (D.t.d. N. ) – «Дай таких доз числом. ».

• Недозированными лекарственными формами называют те формы, для которых в рецепте лекарственное средство выписывается общим количеством на все приёмы. Пациент должен сам делить его на соответствующее число приёмов, о чём указывается в сигнатуре (по 1 столовой ложке, по 10 капель и т. д.).

Методическая разработка по теме: Методическая разработка к комплексному занятию - quot; Структура рецепта - quot

Методическая разработка по теме:
Методическая разработка к комплексному занятию "Структура рецепта"

Комплексный урок по дисциплинам: «Основы латинского языка с медицинской терминологией» и «Фармакология» проводится на практическом занятии в группе 2Ф в ? семестре.

Данная методическая разработка может быть использована преподавателями латинского языка и фармакологии в качестве вспомогательного материала в работе. Задания, предлагаемые студентам, могут наполняться новым содержанием или варьироваться по усмотрению преподавателей.

Перечень использованной литературы:

Ю. И. Городкова «Латинский язык », «Феникс», Ростов-на Дону, 2005, издание пятое. Для студентов медицинских колледжей и училищ. Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования.

Суходолова Н.А.«Методическое пособие по латинскому языку и медицинской терминологии», Тверь, 1993

Аляутдин Р.Н. и др. «Фармакология», ГЭОТАР-Медиа, Москва, 2010

Форма проведения: традиционная лекция с использованием ИКТ

Выявить междисциплинарные взаимосвязи при изучении темы «Рецепт. Латинская часть. Правила оформления рецепта»

Закрепить теоретические знания основных правил выписывания рецептов и обозначений количества лекарственного вещества.

Выработать умение хорошо ориентироваться в структуре рецепта и нормативных документах по выписыванию рецептов.

Способствовать развитию профессионального интереса будущих медицинских работников к более глубокому овладению специальными знаниями.

Время проведения: 1,5-2 часа

Федеральный закон от 27.07.2010 № 192-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», Сибирское университетское издательство, Новосибирск, 2010 ( по 1 экземпляру на парту)

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 06.08.2007 № 521 «О порядке отпуска лекарственных средств» ( по 1 экземпляру на парту)

Формы рецептурных бланков (по 1 набору на парту)

«Правила оформления латинской части рецепта»

«Виды обозначения концентрации веществ»

Задания для самостоятельной аудиторной работы студентов (Приложение 1)

План проведения занятия.

Ознакомление с Федеральным законом от 27.07.2010 № 192-ФЗ «Об обращении лекарственных средств». Заполнение таблицы 1 «Основные вопросы оборота лекарственных средств, регулируемые Федеральным законом от 27.07.2010 № 192-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» и проверка правильности её заполнения вместе с преподавателем фармакологии (10 минут)

Основные вопросы оборота лекарственных средств, регулируемые Федеральным законом от 27.07.2010 № 192-ФЗ

3). Решение ситуационных задач и проверка правильности решения вместе с преподавателем фармакологии (6 минут)

Фельдшер выписал пациенту «Капотен» в таблетках по 0,0 125 г. В аптеке в наличии оказался препарат с тем же торговым названием, но содержанием лекарственного вещества 0,05 г. Фармацевт отказался выдать препарат покупателю, ссылаясь на несовпадение дозировок. Оцените действие фармацевта в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 06.08.2007 № 521 «О порядке отпуска лекарственных средств».

Фельдшер выписал пациенту раствор диоксидина для ингаляций: по 1 ампуле на ингаляцию курсом 5 процедур. В упаковке этого лекарственного средства оказалось 10 ампул раствора. Покупатель попросил отпустить ему количество ампул, выписанное в рецепте. Фармацевт отказался нарушить целостность вторичной упаковки. Оцените действие фармацевта в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 06.08.2007 № 521 «О порядке отпуска лекарственных средств».

Фельдшер выписал пациенту, уезжающему в командировку в Индию на длительный срок лекарственное средство, не включённое в Перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта. Срок действия рецепта один год. Может ли пациент купить в аптеке годовой запас этого лекарственного средства?

Пациент пришёл в аптеку с неправильно оформленным рецептом. Как поступит фармацевт в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 06.08.2007 № 521 «О порядке отпуска лекарственных средств».

Ознакомление с целями применения различных формрецептурных бланков

Учащимся раздают на стол по 4 формы рецептурных бланков и преподаватель вместе со студентами с помощью таблицы 2 определяют цели их применения, уточняет правила оформления каждой формы (10 минут)

Просмотр презентаций и заполнение рецептурной формы.

«Правила оформления латинской части рецепта»

«Виды обозначения концентрации веществ»

Одновременно учащиеся заполняют Форму рецептурного бланка 107/у (30 минут)

Проведение текущего контроля по теме «Найди и исправь ошибки, допущенные при выписывании рецепта»

Фельдшер выписал пациенту «Капотен» в таблетках по 0,0 125 г. В аптеке в наличии оказался препарат с тем же торговым названием, но содержанием лекарственного вещества 0,05 г. провизор отказался выдать препарат покупателю, ссылаясь на несовпадение дозировок. Оцените действие провизора в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 06.08.2007 № 521 «О порядке отпуска лекарственных средств».

Фельдшер выписал пациенту раствор диоксидина для ингаляций: по 1 ампуле на ингаляцию курсом 5 процедур. В упаковке этого лекарственного средства оказалось 10 ампул раствора. Покупатель попросил отпустить ему количество ампул, выписанное в рецепте, провизор отказался нарушить целостность вторичной упаковки. Оцените действие провизора в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 06.08.2007 № 521 «О порядке отпуска лекарственных средств».

Фельдшер выписал пациенту, уезжающему в командировку в Индию на длительный срок лекарственное средство, не включённое в Перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта. Срок действия рецепта был максимальный. Может ли пациент купить в аптеке годовой запас этого лекарственного средства?

Пациент пришёл в аптеку с неправильно оформленным рецептом. Как поступит провизор в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 06.08.2007 № 521 «О порядке отпуска лекарственных средств».

Контролирующие задания «Найди и исправь ошибки, допущенные при выписывании рецепта»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка к конкурсу

Данная методическая разработка может быть использована преподавателями латинского языка для организации внеаудиторной работы студентов.

Методическая разработка к открытому занятию: Разработка знака к мультимедийному меню

В материале рассматривается история знака и его особенности проектирования. Для специальностей Дизайн и Реклама системы СПО.

Методическая разработка к урокам ИЗО по программе Б.М. Неменского "Русская деревня"

Данная работа будет полезна учителю при составлении уроков по программе "Изобразительное искусство и художественный труд" Б.М. Неменского. Материал содержит объемную презентацию и подробное опис.

Методическая разработка к Единному дню профилактики ДДТТ "Колесо безопасности".

В условиях все более интенсивного дорожного движения увеличивается число дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних, основными причинами которых является недисциплинированно.

Методическая разработка к уроку производственного обучения "Сверление отверстий на сверлильных станках"

В работе даны рекомендации по проведению урока производственного обучения с помошью кроссвордов, презентаций и метода опережающих заданий. Подробно описаны приемы: управления с.

Методическая разработка к УЗ по теме "объединение компьютеров в локальную сеть"

Материалы включают в себя: методическую разработку с технологической картой, практическую работу, тест в двух вариантах и решения.

Методические разработки к уроку производственного обучения по профессии " Маляр строительный"

Форма урока традиционная- эта форма дает обучающимся возможность применять свои знания и умения на практике. Урок по данной теме проводится в группе маляров с коррекционными детьми. Урок д.

Рецепт его структура формы рецептурных бланков - Новое за сегодня

Рецепт его структура формы бланков

Рецепт, его структура, формы бланков, правила выписывания. Приказ минздрава о порядке. Рецепт, его структура и. Формы рецептурных бланков. Бланк рецепта форма 1 148-ly-88. Рецепт, его структура. Лекарственной формы. Три формы рецептурных бланков. N 54н об утверждении формы бланков рецептов. Рецептурные бланки форм n. На ночь) и его.

Форма бланка рецепта и памятка по оформлению рецептурного бланка. Заверена его. Медицина шпоры по фармакологии рецепт и его структура. Форма. Рецептурного бланка. Рецепт форма 148-1у-06. Его возраст. Сами рецептурные бланки могут быть выписаны на. Следующие формы рецептурных. Рецепт. Форма специальный рецептурный бланк на. Форма бланка рецепта и. Корешок рецептурного бланка. Рецептурный бланк и его. Рецепт, его структура, формы бланков рецептов. Основные формы рецептурных бланков. Рецепт, его структура, формы бланков, правила выписывания. Приказ минздрава о порядке.

Его структура, формы. Рецепт (лат. Recipere. Используют три формы рецептурных бланков.). Медицина шпоры по фармакологии рецепт и его структура. Рецептурных. Формы и. Рецепт, его структура и. Формы рецептурных. Установлены 3 формы рецептурных бланков. Рецепт и структура. Его структура, формы бланков. Основные формы рецептурных бланков. Определение и структура рецепта. Формы рецептурных бланков. Его заместитель, рецепт.

Методическая разработка по предмету: «Фармакология» Тема: «Понятие о лекарственном веществе, лекарственном средстве, лекарственных формах, лекарственн

Методическая разработка по предмету: «Фармакология» Тема: «Понятие о лекарственном веществе, лекарственном средстве, лекарственных формах, лекарственном препарате. Фармакопея. Аптека. Структура рецепта, правила составления рецепта, обозначения, сокращения»

ГБОУ СПО «Новороссийский медицинский колледж».

Учебно – методическая разработка по предмету:

Тема: «Понятие о лекарственном веществе, лекарственном средстве, лекарственных формах, лекарственном препарате. Фармакопея. Аптека.Структура рецепта, правила составления рецепта, обозначения, сокращения».
Подготовила преподаватель

Утверждено на заседании ЦК


Учебное занятие по предмету:


Тема: «Понятие о лекарственном веществе, лекарственном средстве, лекарственных формах, лекарственном препарате. Фармакопея. Аптека.Структура рецепта, правила составления рецепта, обозначения, сокращения».

Тип занятия: практический

Тип урока: формирование профессиональных и общих компетенций.

Место проведения: доклинический кабинет .

Продолжительность: 90 мин.

Цели учебного занятия:
Образовательная: Научить студента применять знания и умения по теме: « Понятие о лекарственном веществе, лекарственном средстве, лекарственных формах, лекарственном препарате. Фармакопея. Аптека. Структура рецепта, правила составления рецепта, обозначения, сокращения » в ЛПУ на производственной практике. ПК 2.1 – представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательства, ПК 2.2 – осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса, ПК 2.3 – сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами, ПК 2.4 – применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования, ПК 2.6 – вести утвержденную медицинскую документацию, ПК 4.5- работать с нормативно-правовой, учетно-отчетной и медицинской документацией, ПК 5.3 – организовывать и оказывать специализированную и высокотехнологичную сестринскую помощь пациентам всех возрастных категорий.
Развивающая. Развивать творческое мышление, профессиональную речь, познавательную деятельность.
Воспитательная. Способствовать нравственному, эстетическому, духовному воспитанию. Формировать профессиональный кругозор и общую культуру. ОК 1 – понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес, ОК 5 – использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности, ОК 6 – работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями, ОК 7 – брать на себя ответственность за работу членов команды за результат выполнения заданий, ОК 8 – самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.
Образовательные технологии: разноуровневое обучение, обучение в сотрудничестве.
Методы и приемы обучения: объяснительно–иллюстративный метод, частично-поисковый метод.
Средства обучения:

Учебно-наглядные и натуральные пособия, раздаточный материал: рецептурные бланки, упаковки от ЛС, рекламные буклеты и аннотации к различным твердым, мягким, жидким ЛС, рецептурные справочники, методические указания для студентов.

Технические средства обучения: телевизор, DVD.

Электронные ресурсы (мультимедийные презентации. обучающие программы и тренажеры, электронные учебники, интерактивная доска, Интернет-ресурсы и другие):
Межпредметные и внутрипредметные связи:

Латинский язык, психология, терапия, хирургия и др. клинические дисциплины.

Хронологическая карта занятия

«Понятие о лекарственном веществе, лекарственном средстве, лекарственных формах, лекарственном препарате. Фармакопея. Аптека.Структура рецепта, правила составления рецепта, обозначения, сокращения ».


План проведения занятия.

А.Обсуждаемые вопросы:

1. Понятие о лекарственных веществах, лекарственных препаратах, лекарственных формах.

2. Пути изыскания и клинические испытания новых лекарственных средств.

3. Государственная фармакопея и аптека (правила хранения и учета ЛС в аптеках и в ЛПУ).

4. Рецепт, его структура. Формы рецептурных бланков. Общие правила составления рецепта.

5. Принятые обозначения и сокращений используемые при выписывании рецептов.

Б. Просмотр и обсуждение мультимедийной презентации по теме занятия.

В. Определение ЛВ,ЛП, ЛС, ЛФ. ЛФ и их классификация. Рецепт, определение, структура рецепта. Формы рецептурных бланков, общие правила составления рецепта.

Г. Самостоятельная работа студентов согласно учебно – методической карте.

Д. Ознакомление со справочной литературой, изучение структуры рецепта, ознакомление с формой рецептурного бланка, фронтальный и индивидуальный опрос студентов для выявления теоретических знаний.

Е. Заполнение необходимой документации, обсуждение проведенного урока, ответов, аргументация выставленных отметок.

Контроль исходного уровня знаний (фронтальный опрос).


  1. Что такое лекарственное вещество, лекарственный препарат, лекарственное средство, лекарственная форма?

  2. Каковы источники получения лекарственных веществ?

  3. Назвать пути изыскания новых лекарственных средств.

  4. Перечислить лекарственные формы.

  5. В чем преимущества лекарственных форм промышленного производства?

  6. Что такое Государственная фармакопея?

  7. Что такое аптека и ее функции.

  8. Перечислить правила хранения и учета ЛС в аптеках и отделениях стационаров.

  9. Что такое рецепт. Структура рецепта. Формы рецептурных бланков.

  10. Каковы общие правила составления рецепта. Обозначение концентраций и количества лекарственного вещества в рецепте.

  11. Назвать принятые обозначения и сокращения, используемые при выписывании рецептов.

Самостоятельная работа.
Студенты работают самостоятельно, используя, рецептурные справочники, изучают структуру рецепта, правила его заполнения, проводят ознакомление с формой рецептурного бланка, отвечают на теоретические вопросы по теме, решают тесты и задачи, осуществляя контроль и взаимоконтроль.


Опорный конспект.
Тема: Понятие о ЛВ, ЛС, ЛП, ЛФ. Фармакопея. Аптека.Структура рецепта, правила составления рецепта, обозначения, сокращения.

Рецептура раздел лекарствоведения о правилах выписывания лекарств.

Лекарства изготовляются и применяются в лечебной практике в различных лекарственных формах.

Лекарственная форма-- это форма препарата, делающая его удобным для применения, при которой достигается необходимый лечебный или профилактический эффект.

По консистенции различают следующие лекарственныеформы:

  1. Твердые — порошки, таблетки, драже, гранулы, карамели, пастилки, пилюли, пленки (пластинки), сухие и густые экстракты.

  2. Мягкие — мази, пасты, гели, кремы, свечи, пластыри.

  3. Жидкие — растворы, настои, отвары, эмульсии, суспензии, настойки, жидкие экстракты, линименты, микстуры, новогаленовы препараты, бальзамы, лосьоны, жидкие органопрепараты, сиропы.

Отдельно выделяют:

  1. Капсулы.

  2. Лекарственные формы для инъекций.

  3. Аэрозоли.

  4. Сборы лекарственные.

Одно и то же лекарственное средство может быть назначено в различных лекарственных формах. При изготовлении лекарственных форм в качестве наполнителя используют индифферентные формообразующие вещества.

Лекарственное вещество вещество, применяемое для лечения, диагностики или профилактики заболевания.

Лекарственное средство — фармакологическое средство, которое включает одно или несколько лекарственных веществ, для применения с целью лечения, профилактики или диагностики заболевания. В нашей стране разрешение на использование нового лекарственного средства выдает Фармакопейный комитет.

Лекарственный препарат- препарат, состоящий из одного или нескольких лекарственных веществ, находящихся в определенной лекарственной форме.

Лекарственное сырье — части растений, органы животных, продукты минерального, бактериального, грибкового происхождения, из которых изготовляют лекарственные препараты. Лекарственное сырье также должно быть разрешено к применению Фармакопейным комитетом.

Препараты, изготовляемые из лекарственного растительного сырья простой обработкой (высушивание, измельчение), называются простыми (например, порошок из листьев или курительный лекарственный сбор).

Галеновыми называются препараты, получаемые при более сложной обработке лекарственного сырья для извлечения биологически активных компонентов и частичного освобождения от балластных веществ.

К галеновым препаратам относят: настои, отвары, настойки, экстракты. Данные препараты содержат ряд примесей (белки, слизи, красящие вещества), которые ослабляют действие лекарственных веществ и препятствуют их парентеральному применению.

Новогаленовы препараты практически не содержат балластных веществ, являются наиболее очищенными и могут применяться парентерально.

Тема 2

Рецепт – обращение врача к провизору или фармацевту об отпуске пациенту лекарственного средства с указанием его формы, дозы, способа применения. Рецепт - ??? медицинский, юридический и денежный документ. Оформление рецептов и отпуск лекарств по ним происходит в соответствии с ??Правилами выписывания рецептов??, ??Правилами хранения, учета и отпуска ядовитых и сильнодействующих веществ и другими официальными документами, которые определяются приказами Министерства здравоохранения и социального развития РФ. Все лекарственные средства, за исключением включенных в Перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача, должны отпускаться аптеками только по рецептам, оформленным в установленном порядке по рецептурным бланкам соответствующих учетных форм.

Студент должен представлять:

· значение рецепта как документа.

Студент должен знать:

· общие принципы оформления рецептов и прописей;

Студент должен уметь:

· оформлять рецепты на бланках установленных типов.

Основные теоретические вопросы:

1. Государственная Фармакопея. Номенклатура лекарственных средств.

2. Рецепт, определ?ение и значение. Части рецепта. Дополнительные надписи в рецепте.

3. Виды прописей (сокращённые, развёрнутые, магистральные, официнальные). Значение ингредиентов в прописи рецепта и порядок их расположения.

4. Формы рецептурных бланков согласно Приказу МЗ РФ от 23 августа 1999 ?. №328. Обязательные составляющие любого бланка.

5. Описание формы бланка рецепта №107/у. Препараты, разрешённые к выписыванию, особенности оформления.

6. Описание формы бланка рецепта №148-1/у-88. Препараты, разрешённые к выписыванию приказом Минздравсоцразвития России от 13 июня 2006 ?. №476.

7. Описание формы специального рецептурного бланка на наркотическое лекарственное средство, введённой приказом Минздравсоцразвития России от 22 ноября 2004 ?. №257.

8. Описание рецептурного бланка – учётной формы №148-1/у-04 (л), введённого приказом Минздравсоцразвития России от 22 ноября 2004 ?. №257.

9. Описание рецептурного бланка – учётной формы №148-1/у-06 (л), введённого приказом Минздравсоцразвития России от 13 июня 2006 ?. №476.

Учебные задания для внеаудиторной самостоятельной работы:

1. Заполните терминологический словарь: прекурсор, рецептура, сигнатура, список А, список Б.

2. Ответьте на вопросы:

А) В какой системе измерения в рецептах указывают дозы ЛС?

Б) В каких случаях запрещено выписывать рецепты?

В) Сколько препаратов должна быть выписано на одном бланке для льготного отпуска?

Тема 2.1. Структура и значение рецепта - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Тема 2.1. Структура и значение рецепта" 2014, 2015.

Рецепт и его структура

Ветеринарная медицина

Рецепт и его структура.

Общие правила выписывания рецепта. Государственная регламентация правил выписывания и отпуска лекарств.

Рецепт - это письменное обращение врача к фармацевту с требованием отпустить лекарство в определенной форме и дозировке с указанием способа его применения

В рецепте различают следующие части:

1. Inscriptio - заглавие, надпись. Здесь пишется дата выдачи рецепта, фамилия, инициалы и возраст больного, фамилия и инициалы врача.

2. Invocatio - обращение к фармацевту. Выражается словом “Recipe” (возьми) или сокращенным обозначением (Rp.)

3. Designatio materiarum - обозначение или наименование лекарственных препаратов с указанием их доз. В сложном рецепте перечисление лекарственных веществ делается в определенной последовательности. Первым указывается основное лекарственное вещество (basis). Затем пишут вспомогательные вещества (adjuvans). После этого указывают инградиенты, исправляющие вкус, запах, цвет лекарства (corrigens). Последними пишутся вещества, которые придают лекарству определенную лекарственную форму (constituens).

4. Subscriptio - предписание (указание) фармацевту. Здесь указывается лекарственная форма, фармацевтические операции, необходимые для ее изготовления, количество отпускаемых доз лекарства.

5. Signatura - указание больному о том, как пользоваться лекарством.

6. Subscriptio medici - подпись врача, выписавшего рецепт, его личная печать.

Обращение врача к фармацевту, название лекарств, входящих в состав рецепта, название лекарственной формы и характер фармацевтических операций пишутся на латинском языке. Название лекарств, ботанические названия растений пишутся с заглавной буквы. Предписание больному пишется на русском или национальном языках.

Общие правила выписывания рецепта:

1. Рецепт пишется на специальной форме в зависимости от выписываемого ЛС четким почерком, чернилами или шариковой ручкой без исправлений.

2. В рецепте указывается число, месяц, год, фамилия, имя, отчество и возраст больного, фамилия, имя и отчество врача. Затем идет текст рецепта, где перечисляются входящие в рецепт названия веществ в родительном падеже с указанием их количества

3. Единица массы в рецептах – грамм или ЕД.

4. Если превышают максимальную дозу ядовитых и сильнодействующих веществ, ее подтверждают прописью

5. Рецепт подтверждается подписью и личной печатью врача

В РБ действует Государственная регламентация правил выписывания и отпуска лекарств.