Руководства, Инструкции, Бланки

методические рекомендации по написанию курсовой работы 2015 образец img-1

методические рекомендации по написанию курсовой работы 2015 образец

Рейтинг: 4.3/5.0 (1853 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Учебно-методический материал на тему: Методические рекомендации по написанию курсовых работ

Учебно-методический материал на тему:
Методические рекомендации по написанию курсовых работ.

2.6 Библиография 18

2.7 Приложение 19

2.8 Нумерация страниц 20

2.9 Ссылки и сноски 20

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Образец оформления титульного листа курсовой работы 24

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Образец оформления «ОГЛАВЛЕНИЕ» 25

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Образец оформления «БИБЛИОГРАФИЯ» 26

Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по специальности среднего профессионального образования 030912 Право и организация социального обеспечения, которым предстоит в процессе учёбы выполнить курсовые работы.

В ходе обучения любого юриста важной формой активизации усвоения процесса знаний является написание студентами различных видов письменных работ. К письменным работам в структуре текущего учебного процесса относятся: реферат, контрольная работа, курсовая работа.

Курсовая работа способствует закреплению теоретических знаний; формирует у студентов дополнительные навыки к самостоятельному анализу теории и практики применения действующего законодательства; обучает навыкам работы с научными источниками: использовать каталог, подбирать необходимую литературу, структурировать материал; формирует культуру обсуждения проблемы, умение устно и письменно аргументировать свою позицию по спорным аспектам проблемы; позволяет более глубоко и подробно изучить отдельные вопросы, расширяющие основной курс.

Курсовая работа должна свидетельствовать об индивидуальном подходе автора как к научному освещению проблемы, оценкам существующих мнений, так и к исполнению.

Настоящие методические указания содержат основные требования, предъявляемые к оформлению курсовых работ. Методические указания способствуют ознакомлению с примерной структурой курсовой работы и основными требованиями к оформлению письменного текста в соответствии с действующими государственными стандартами в области библиографии и научно-исследовательских работ.

ГЛАВА I. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Курсовая работа является индивидуальной самостоятельно выполненной работой студента, представляет собой решение студентом под руководством преподавателя какой-либо частной задачи или проведение конкретного исследования и завершается публичной защитой. Целью курсовой работы является закрепление полученных на лекционных и практических /семинарских занятиях теоретических знаний.

Кроме того, курсовая работа является одним из видов исследовательской работы студента, встроенной в учебный процесс. При выполнении курсовых работ студенты приобретают навыки в работе с нормативным материалом, специальными и монографическими исследованиями, относящимися к изучаемой проблеме, первоисточниками, что является необходимым элементом научной деятельности.

Курсовые работы должны быть написаны ясным и понятным языком, четким почерком, без исправлений.

Курсовая работа должна иметь теоретическую составляющую анализа актуальных вопросов теории соответствующей проблемы, а также содержит анализ практического опыта, изучавшегося студентом в рамках цикла предметных дисциплин.

Целью подготовки курсовой работы является оценка уровня овладения студентом теоретико-методологическими основами специальности, выявление степени умения излагать концептуальное видение проблемы. Задачи, которые ставятся непосредственно перед слушателями/студентами по курсовой работе, включают:

  • изучение нормативной базы, литературы, справочных и научных источников, включая зарубежные, по теме проблемы;
  • самостоятельный анализ основных концепций по изучаемой проблеме выдвигающиеся отечественными и зарубежными специалистами;
  • уточнение основных понятий по изучаемой проблеме, определение объекта и предмета исследования по курсовой работе;
  • резюмирование предварительно полученных выводов в целях дальнейшей их разработки в дипломной работе.

Курсовые работы выполняются в сроки указанные в учебном плане.

Курсовая работа выполняется студентом под руководством преподавателя кафедры.

Весь процесс написания курсовой работы условно можно разделить на следующие этапы:

  • выбор темы;
  • составление плана курсовой работы;
  • сбор научной информации, относящейся к теме исследования;
  • анализ составных частей проблемы, изложение темы;
  • обработка материала в целом;
  • оформление курсовой работы, представление ее на кафедру для регистрации и рецензирования;
  • защита курсовой работы.

Выбор темы курсовой работы. Студент должен внимательно ознакомиться с примерной тематикой курсовых работ, имеющейся на кафедре, выбрать тему и сообщить о ней научному руководителю. В том случае, если студент имеет обоснованный интерес к иной теме, свой выбор он должен согласовать с научным руководителем. Выполнение работы на тему, избранную произвольно, без согласования, считается неисполнением задания.

Выбор темы определяется уже накопленной студентом суммой знаний по дисциплинам. Конечно, не все темы курсовых работ – одинаковой степени трудности, но с любой из них можно успешно справиться, если помнить о том, что при изучении сложных теоретических вопросов непонятное на первый взгляд будет понятно при повторном чтении, или когда рассмотреть проблему с иной позиции. Ни один непонятный вопрос курсовой работы не должен остаться без внимания, все они с необходимостью уясняются самостоятельно или с помощью научного руководителя.

Составление плана курсовой работы. Выбор темы и составление плана не должны происходить механически. Предварительно необходимо ознакомиться с соответствующим разделом учебника, понять содержание темы, определить ее место и значение в изучаемом курсе.

По согласованию с научным руководителем определяется план работы.

Для более четкого определения круга вопросов, которые необходимо рассмотреть, каждый раздел плана можно развернуть на более мелкие подвопросы. При этом следует помнить, что излишнее перегружение плана работы множеством вопросов нецелесообразно. Первый признак неправильно составленного плана – повторение одним из вопросов названия всей темы. Каждый отдельный вопрос должен раскрывать только ее часть.

После составления плана курсовой работы необходимо согласовать его с научным руководителем. Без такого согласования приступать к раскрытию темы не рекомендуется.

Студент совместно с научным руководителем уточняет круг вопросов, подлежащих изучению, составляет план исследования, структуру работы, сроки выполнения ее этапов, определяет необходимую литературу и другие материалы.

Содержание курсовой работы должно соответствовать ее теме и плану.

Курсовая работа имеет следующую структуру:

  • титульный лист;
  • оглавление;
  • введение;
  • основная часть;
  • заключение;
  • библиография;
  • приложение (дополнительно).

Во ВВЕДЕНИИ обосновывается актуальность темы, определяется ее значимость для общества и развития законодательства, отмечается наличие научных споров по вопросам работы, определяется предмет, объект исследования, цель письменной работы, в соответствии с которой ставятся задачи, которые предполагается решить для ее достижения, требуется наличие характеристики методов исследования, и особенности структуры работы.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ курсовой работы разделяется на главы и параграфы. В них на основе изучения литературных источников отечественных и зарубежных авторов рассматривается сущность исследуемой проблемы, анализируются различные подходы их решения, излагается собственная позиция студента, которая должна быть аргументирована.

При написании курсовой работы обязательны ссылки на использованные источники, в том числе нормативные правовые акты. Важно обеспечить лаконичность и четкость формулировок, точность в использовании специального понятийного аппарата. Разрабатываются также предложения, формируются обобщения по главам.

В ЗАКЛЮЧЕНИИ суммируются, обобщаются теоретические и практические выводы. Они должны отличаться прикладным характером, содержать рекомендации по совершенствованию законодательства.

БИБЛИОГРАФИЯ является составной частью курсовой работы.

ПРИЛОЖЕНИЯ могут включать в себя графики, таблицы, документы и т.д. в которых дается вспомогательный и справочный материал.

Сбор научной информации, относящейся к теме исследования. В основе успешного выполнения курсовой работы лежит сбор научной информации. По каждой теме кафедры рекомендуют основные источники, которые имеются в библиотеке вуза. Для расширения круга источников полезно использовать возможности различных библиотек.

Помимо монографической литературы можно почерпнуть полезную информацию из различных журналов: «Государство и право», «Правоведение», «Законность», «Журнал российского права», «Вестник МГУ, серия «Право», «Вестник Конституционного суда», «Российская юстиция», «Российский юридический журнал», «Право и экономика», «Человек и закон» и другие, а также информацию из периодической печати: «Российская газета». «Парламентская газета». Также студенту необходимо ознакомиться с нормативными правовыми актами. Для целей работы, это могут быть как действующие акты, так и утратившие силу или проекты актов. Для уточнения изменений в нормативных правовых актах студентам следует воспользоваться официальными изданиями («Собрание законодательства Российской Федерации», «Сборник Федеральных конституционных законов и федеральных законов», «Правительственный вестники» и др.). Также возможно обращение к СПС «Консультант Плюс», «Гарант» или «Кодекс».

Для подбора и составления списка литературы необходимо внимательно ознакомиться с каталогом библиотек.

Список используемой литературы (библиография) должен быть полным и включать основополагающие монографические работы, учебные пособия, нормативный материал и журнальные статьи. После консультации с научным руководителем по отобранным источникам студент приступает к углубленному изучению необходимой литературы.

Анализ составных частей проблемы, изложение темы. После подбора соответствующей литературы наступает самый важный и ответственный момент в процессе подготовки курсовой работы – чтение и конспектирование литературных источников.

Для того чтобы получить цельное представление об изучаемой проблеме, начинать подготовку следует с прочтения записи соответствующей лекции или главы в учебнике. Прежде чем делать выписки из монографической литературы, следует прочитать произведение или его законченную часть полностью, уловить основную мысль автора, сопоставить ее с имеющимся у вас планом работы, сделать пометки с помощью закладок, а затем уже приступать к изложению основных положений.

Изучение иной специальной литературы, нормативных правовых актов и т.п. проводится в таком же порядке.

Рекомендуемые кафедрой для подготовки курсовых работ источники подобраны с учетом существующих различных точек зрения по избранной теме, поэтому не следует увлекаться частым цитированием работы одного или нескольких авторов. Следует изучить и рекомендуемые журнальные статьи, где отражены новые взгляды на государственно-правовую действительность. Некоторые источники прошлых лет рекомендованы для изучения с целью выработки навыков критического осмысления отраженных в них позиций авторов. При этом необходимо помнить, что и в старых изданиях многие проблемы и категории разработаны с научных позиций. Сопоставление различных суждений – непременное условие выполнения курсовой работы.

Таким образом, собранная научная информация в процессе подготовки курсовой работы должна отражать имеющиеся взгляды на поставленную проблему, т.е. необходимы элементы научной полемики.

При сборе информации нельзя пренебрегать яркими примерами из художественной и публицистической литературы, что свидетельствует не только о глубине знаний, увлеченности данной проблемой, но и широком кругозоре.

Особо следует подчеркнуть значение нормативного материала, используемого в курсовой работе. Каждый студент должен показать свое умение работать с нормативными правовыми актами. Ссылки на них необходимо использовать при аргументации научных положений, которые нашли в них закрепление или требуют нормативной регламентации. Не стоит забывать и об изучении судебной практики.

Изложение темы должно проводиться в определенных рамках. Сначала уточняется категориальный аппарат, на который следует опереться при анализе, четко и конкретно излагается предмет исследования, дается формулировка того или иного теоретического постулата в виде развернутого определения. Далее раскрывается содержание вопроса, показывается роль и значение изучаемого вопроса, его место в системе теоретических и практических положений и категорий.

Весьма ценным в курсовой работе является подкрепление теоретических выводов фактами практической деятельности, политической реальности, примерами из юридической практики.

Обработка материала в целом. Курсовую работу надо писать просто. Помня, что вычурный стиль, по общему правилу, скрывает бедность мысли. Обязательным условием курсовой работ – это присутствие в ней элементов полемики. Так как нельзя развивать новые взгляды иначе как полемически.

Все части курсовой работы должны быть изложены в строгой логической последовательности и взаимосвязи.

Оформление курсовой работы, представление ее на кафедру для регистрации и рецензирования. Курсовая работа выполняется на бумаге формата А4 на одной стороне листа. Листы сшиваются в папке-скоросшивателе или переплетаются. Курсовая работа должна быть подписана студентом на последней странице.

Завершенная курсовая работа представляется на кафедру не позднее чем за 14 дней до начала экзаменационной сессии. Поступившая курсовая работа регистрируется в журнале кафедры и передается рецензенту. Сданная работа проверяется преподавателем кафедры и с рецензией сдается на кафедру. При оценке курсовой работы рецензент учитывает:

  • самостоятельность;
  • степень разработки и раскрытия темы;
  • полнота охвата научной литературы;
  • использование нормативных актов, юридической практики;
  • творческий подход к написанию курсовой работы;
  • правильность и обоснованность выводов;
  • стиль изложения;
  • грамотность;
  • аккуратность оформления курсовой работы.

В рецензии отмечаются ее положительные стороны и недостатки, а в случае надобности указывается, что надлежит доработать. Рецензия заканчивается выводом, может ли работа быть допущена к защите.

Высокую оценку курсовая работа получает при соблюдении следующих требований:

  • план работы полностью раскрывает содержание темы;
  • вопросы плана составлены логично и глубоко увязаны с профилем кафедры, с современностью;
  • в работе использованы дискуссионные материалы и представлена собственная позиция автора по проблеме;
  • теоретические положения работы подкреплены конкретными практическими примерами.

Работа вместе с рецензией выдается студенту для ознакомления и возможного исправления текста. Только после устранения указанных замечаний и доработки студент допускается к защите.

Если курсовая работа по заключению рецензента является неудовлетворительной или подлежит переработке, то после исправления она представляется на повторное рецензирование с обязательным представлением первой рецензии.

Защита курсовой работы. Защита состоит из короткого доклада (3-5 минут) и ответов на вопросы. Во время защиты курсовой работы студент должен продемонстрировать свободное владение темой работы, знание источников, литературы и нормативного материала.

Предварительно ознакомившись с письменным отзывом рецензента, студент дает пояснения по существу критических замечаний по работе, отвечает на вопросы рецензента и преподавателей принимающих защиту, обосновывает свои выводы дополнительными аргументами.

Окончательная оценка курсовой работы выставляется по итогам защиты, с учетом выполнения требований по оформлению работы. Защищенные курсовые работы студентам не возвращаются и хранятся в фонде кафедры.

Студенты, не сдавшие курсовые работы в срок или получившие на защите неудовлетворительные оценки, считаются имеющими академическую задолженность и не допускаются к сдаче экзамена по данной дисциплине.

ГЛАВА II. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ

Несмотря на разнообразие письменных работ студентов, существуют некоторые определенные универсальные требования к их оформлению. Необходимо подчеркнуть, что все работы, включая курсовую работу, должны иметь следующие составляющие:

  • титульный лист;
  • оглавление;
  • введение;
  • основную часть, состоящую из глав и параграфов;
  • заключение;
  • библиография;
  • приложения.

Абсолютно все виды письменных работ оформляются на стандартных листах бумаги формата А4 (210х297 мм) с одной стороны. Текст работы отпечатывается через полтора интервала. Постраничные сноски оформляются через один интервал. При этом соблюдаются следующие размеры полей: левое и нижнее – 25 мм, правое – 10 мм, верхнее 20 мм. Оформление материалов в следующем электронном формате: шрифт: Times New Roman, 14 кегль (для сносок и нумерации страниц 12 кегль). Страницы нумеруются сверху, посередине страницы.

На одной странице рукописи должно быть не более 30 строк. Текст печатается строго в последовательном порядке. Не допускаются разного рода текстовые вставки и дополнения, помещаемые на отдельных страницах или на обратной стороне листа, и переносы кусков текста в другие места. Все сноски и подстрочные примечания оформляются на той странице, к которой они относятся.

Введение, каждая глава, заключение, библиография, приложения начинаются с отдельной страницы. В тексте воспроизводится наименование глав и параграфов с указанием их нумерации. Заголовки структурных элементов работы (оглавление, введение, названия глав, заключение, библиография, приложение) печатаются прописными буквами, располагаются в середине строки без точки в конце и без подчеркивания, выделяются жирным шрифтом, а заголовки параграфов - с заглавной буквы строчными буквами и выравниваются по левому краю текста без точки в конце и без подчеркивания, выделяются жирным шрифтом.

Названия глав и их параграфов должны быть по возможности краткими. Переносы слов в заголовках не допускаются. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.

Сокращения слов в тексте (кроме общепринятых) не допускаются.

Текст работы необходимо разбивать на абзацы, начало которых оформляется с красной строки.

2.1 Титульный лист [1]

Титульный лист является первой страницей курсовой работы (номер страницы на титульном листе не указывается), на которой помещается следующая информация:

  • наименование ведомства и названия института, филиала, факультета, кафедры;
  • вид письменной работы
  • название дисциплины
  • название письменной работы;
  • фамилия, имя, отчество студента, номер группы;
  • фамилия, имя, отчество, ученая степень, звание, должность научного руководителя /преподавателя кафедры;
  • дополнительно может быть предусмотрена графа «ДАТА СДАЧИ»;
  • название города и год написания работы.

Оглавление (вторая страница работы, также как и титульный лист не нумеруется) включает перечень заголовков всех структурных элементов работы (введение, основная часть, состоящая из глав и параграфов, заключение, библиографии, приложения) с указанием страниц, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте: сокращать, давать их в другой формулировке, последовательности не допускается. К написанию заголовок структурных элементов предъявляются следующие требования: введение, названия глав, заключение, библиография, приложения печатаются заглавным (прописным) полужирным шрифтом, параграфы –первая буква названия заглавным (прописным) полужирным шрифтом, остальная часть строчным полужирным шрифтом. Точка в конце названия глав и параграфов не ставится.

Введение представляет собой, как правило третью страницу работы, следует сразу после оглавления, именно с него начинается нумерация. Во введении обосновывается актуальность выбранной темы исследования; определяется предмет, объект исследования, цель письменной работы, в соответствии с которой ставятся задачи, которые предполагается решить для ее достижения, а также для ряда определенных работ, таких как курсовая работа требуется наличие характеристики методов исследования, и, как правило, особенности структуры работы.

Начинается введение с обоснования актуальности выбранной темы. Здесь необходимо показать главное – суть проблемы, из чего и будет видна актуальность темы. Указывается степень научной разработанности исследуемой темы, то есть ее освещения в литературе с указанием авторов основных научных источников, может быть с перечислением научных школ и направлений. Далее дается характеристика предмета исследования и оценка современного состояния решаемой научной проблемы.

От определения предмета и объекта исследования необходимо перейти к формулировке конечной цели, а также указать на конкретные задачи, которые предстоит решить в соответствии с ней. Как правило, они начинаются со слов: рассмотреть, изучить, проанализировать, описать, выявить, исследовать и т. д.

Объем раздела «ВВЕДЕНИЕ» должен составлять для курсовой работы – не более трех машинописных листов.

2.4 Основная часть

Основная часть работы должна содержать существо, методику и основные результаты выполняемой работы. В ней обычно выделяются две главы по три параграфа либо три главы по два параграфа (для контрольных работ и рефератов может быть предложена иная структура), в которых анализируются теоретические основы изучаемых вопросов, исследуется практика разработки проблемы, сообщаются результаты исследований и приводятся конкретные методы и способы решения проблемы.

Рекомендуется, чтобы графы и параграфы резко не отличались по объему.

Содержание глав основной части должно точно соответствовать теме научной работы и полностью раскрывать ее.

Изложение материала должно быть последовательным, взаимообусловленным.

Объем раздела «ОСНОВНОЙ ЧАСТИ» должен составлять для курсовой работы – не более тридцати машинописных листов.

В заключении содержатся краткие выводы по результатам выполненной работы, оценка полноты решения поставленных в ней задач. Здесь же отмечается практическая направленность и ценность работы, область ее настоящего или возможного будущего применения. Кроме того, заключение содержит предложения по совершенствованию законодательства, рекомендации по дальнейшему направлению исследованию проблемы.

Не допускается формулировать выводы, которые не являются результатом анализа, проводимого в основной части работы.

Объем раздела «ЗАКЛЮЧЕНИЕ» должен составлять для курсовой работы – не более пяти машинописных листов.

Важной составной частью курсовой работы является библиография, которая представляет собой список используемой литературы. Он размещается в конце работы после заключения и составляется в соответствии с определенными библиографическими правилами. Указываются издания не только те, на которые автор ссылается при написании курсовой работы, но и иные, изученные им в связи с ее написанием.

Нормативные правовые акты и иные источники необходимо располагать в следующей последовательности: нормативные правовые акты, учебники и учебные пособия, научная литература (монографии, журналы, сборники научны трудов), научные статьи, материалы судебной практики, диссертации и авторефераты, источники статистических данных, энциклопедии и словари.

Сведения о нормативных правовых актах должны включать его наименование, вид, дату, номер и источник официальной публикации.

Сведения о книгах должны содержать фамилию, инициалы автора, заглавие книги (по титульному листу), место издания, издательство, год издания, количество страниц.

Если источником является не книга, а статья в сборнике, то после фамилии автора приводится полное название статьи, а затем название сборника, место издания, издательство, год издания, а также номера начальной и конечной страниц статьи по тексту.

При описании статьи из журнала приводятся следующие данные. автор статьи, полное название статьи, название периодического издания, год издания, номер журнала, номера начальной и конечной страниц статьи.

Если приводится описание статьи из газеты, обязательными являются следующие элементы описания: автор статьи, полное название статьи, название газеты, год издания, дата выхода газеты.

Количество источников должно быть не менее 50.

Допускается привлечение материалов и данных, полученных с официальных сайтов Интернета. В этом случае необходимо указать точный источник материалов (сайт, дату обращения).

В приложения включаются материалы, которые по каким-либо причинам не могут быть представлены в основной части, такие как:

  • таблицы вспомогательных и цифровых данных;
  • иллюстрации вспомогательного характера;
  • инструкции, методики, разработанные в процессе выполнения научной работы.

Приложения как элемент работы оформляются на последних страницах (не входят в общее количество страниц работы).

Цифровой материал в работе оформляется в виде таблиц.

Таблицы нумеруются арабскими цифрами порядковой, номер таблицы помещается в правом верхнем углу над ее заголовком после слова «Таблица». Знак «№» перед цифрой и точка после нее не ставится. Текстовый заголовок таблицы располагается над нею посередине страницы и пишется с заглавной буквы без точки на конце.

Графики и схемы должны быть органически связаны с текстом работы. Каждый вид иллюстраций нумеруется арабскими цифрами сквозной нумерацией. Все графики, схемы, диаграммы, иллюстрации оформляются как рисунки. Подписываются рисунки под самим рисунком. Текстовый заголовок рисунка располагается после номера рисунка и пишется с заглавной буквы без точки на конце.

2.8 Нумерация страниц

В работе используется сквозная нумерация страниц по всему тексту. Титульный лист и оглавление включаются в общую нумерацию страниц, однако номера страниц на них не проставляются.

Страницы нумеруются арабскими цифрами, номер страницы проставляется по центру верхнего поля страницы без точки, шрифт Times New Roman, 12 кегль.

Структурные части работы (введение, каждая глава, заключение, библиография, приложение) начинаются с новой страницы.

2.9 Ссылки и сноски

Курсовые работы студентов должны содержать цитаты. В использовании цитат необходимо соблюдать меру. В то же время нагромождение цитат свидетельствует о неспособности автора научной работы излагать мысли своими словами. Цитата - дословное приведение выдержки из какого-либо произведения - выделяется кавычками и снабжается ссылкой или сноской на источник (не рекомендуется ссылаться на неопубликованные источники). Если в цитату берется часть текста, т. е. не с начала фразы, а также с пропусками внутри цитируемой части источника, то место пропуска обозначается отточиями (тремя точками). При цитировании допустимо приводить современную орфографию и пунктуацию, опускать слова, обозначая пропуск многоточием, если мысль автора при этом не искажается.

Недословное приведение выдержки из какого-либо произведения не выделяется кавычками, но также снабжается ссылкой или сноской на источник.

В тексте работы при упоминании какого-либо автора указываются сначала его инициалы, затем фамилия (например, по мнению А.П. Гайдара; как подчеркивает К.П. Сидоров, и т. д.). В сноске, наоборот, сначала указывается фамилия, затем инициалы автора.

В конце цитаты ставится цифра, обозначающая ее порядковый номер на странице. Внизу страницы, под чертой, отделяющей сноску от текста, этот номер повторяется и за ним идет описание источника, из которой взята цитата, с полными ее реквизитами и через точку-тире - номер цитируемой страницы.

По мнению А.С. Комарова, в гражданском праве ряда стран понятие договора не только теоретически, но и по существу опирается на понятие обстоятельства 1.

Сноски оформляются на тех страницах, где расположена цитата, и имеют постраничную нумерацию.

Сноски на книги.

1 Комаров А.С. Практика составления гражданских договоров / А.С. Комаров. – М. Юриздат, 1999. – С. 17.

2 Аяцков Д.Ф. Кадровый потенциал органов местного самоуправления: проблемы и опыт оценки / Д.Ф. Аяцков, С.Ю. Наумов, Е.Н. Суетенков. – Саратов: ПАГС, 2001. – С. 58.

3 Управленческая деятельность: структура, функции, навыки персонала / К.Д. Скрипник [и др.]. – М. Приор, 1999. – С. 115.

Если на одной и той же странице цитируется один и тот же источник, то во второй сноске можно не повторять полностью его название, а ограничиться следующим:

1 Комаров А.С. Практика составления гражданских договоров / А.С. Комаров. – М. Юриздат, 1999. – С. 17.

Если тот же источник цитируется не на той же странице, то указывается его автор, а вместо названия пишется «Указ. соч.»:

1 Комаров, А.С. Указ. соч. С. 43.

Сноски на газетные и журнальные статьи оформляются следующим образом:

1 Арсланов Г. Реформы в Китае: Смена поколений / Г. Арсланов // Азия и Африка сегодня. – 2002. – № 4. – С. 4.

2 Козырев Г.И. Конфликты в организации / Г.И. Козырев // Социально-гуманитарные знания. – 2001. – № 2. – С. 142.

При ссылке на нормативный акт должно быть указано полное название акта, дата его принятия, номер, а также официальный источник опубликования. При первом упоминании о нормативном правовом акте следует в тексте и сноске указать его полное наименование, кем и когда принят; в сноске обязательно дать источник.

Например: В соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001
№ 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» 1

1 О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2001. – № 33 (ч. 1), Ст. 3431.

При дальнейшем упоминании того же нормативного правового акта можно использовать его сокращенное название, которое необходимо дать при первом упоминании.

Например: В соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001
№ 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). Согласно ст. 3 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» за государственную регистрацию уплачивается государственная пошлина в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Если при написании работ использованы материалы судебной практики, оформляются следующим образом:

1 Дело по иску Пасхапова Г.К. к Ленинградскому объединенному авиаотряду о выдаче дубликата трудовой книжки с изъятием из нее порочащих его записей // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. – 1993. – № 1.

Заимствование текста из чужих произведений без ссылки (т.е. плагиат) может быть основанием для недопущения работы к защите или ее снятия с защиты.

Допускается привлечение материалов и данных, полученных с официальных сайтов Интернета. В этом случае необходимо указать точный источник материалов (сайт, дату обращения).

1.Европарламент: ситуация с правами человека в России ухудшилась. [Электронный ресурс]. URL: http://www.hro.org/node/14695 (дата обращения 01.02.2015).

2. Human Rights Watch: ситуация с правами человека в России «беспрецедентно» плоха. [Электронный ресурс]. URL: http://www.golos-ameriki.ru/content/hrw-report/1594482.html (дата обращения 05.02.2015).

3 Декларация о праве и обязанности отдельных лиц, групп и органов общества поощрять и защищать общепризнанные права человека и основные свободы. Принята резолюцией 53/144 Генеральной Ассамблеи от 9 декабря 1998 года. [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/defender.shtml (дата обращения 18.02.2015).

4 Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций. Принята резолюцией 55/2 Генеральной Ассамблеи от 8 сентября 2000 года [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/summitdecl.shtml (дата обращения 18.02.2015).

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Образец оформления

титульного листа курсовой работы

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Образец оформления

ГЛАВА I. ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА 6

1.1. Эволюция идеи правового государства в отечественной политико-правовой мысли ХХ века 6

1.2. Понятие и сущность правового государства 12

ГЛАВА II. ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРИНЦИПОВ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА (НА ПРИМЕРЕ РОССИИ, ГЕРМАНИИ, США) 18

2.1. Принцип гарантированности и незыблемости прав и свобод человека как принцип правового государства 18

2.2. Роль правового государства в соблюдении принципа разделения властей 25

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Образец оформления

I. Нормативные правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изм. от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ,
    от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ // Российская газета. – 1993. – 25 декабря.
  2. О Конституционном Суде Российской Федерации: федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1–ФКЗ: принят Гос. Думой 24 июня 1994 г. одобр. Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 12 июля 1994 г. с изм. от 5 апреля 2013 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1994. – № 13, ст. 1447.
  3. Декларация о праве и обязанности отдельных лиц, групп и органов общества поощрять и защищать общепризнанные права человека и основные свободы. Принята резолюцией 53/144 Генеральной Ассамблеи от 9 декабря 1998 года. [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/defender.shtml (дата обращения 18.02.2015).
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): принят Гос. Думой 21 октября 1994 г. по сост. на 1 марта 2013 г. ввод Федеральным законом от 30 ноября 1994 г. № 52-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1994. – № 32, ст. 3301.
  5. Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации от 11 августа 2003 г. № 960 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2003. – № 33, ст. 3254.
  6. О Правительственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения: постановление Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2006 г. № 237 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2006. – № 18, ст. 2004.

II. Научная, учебная и специальная литература

  1. Алексеев С.С. Право: азбука-теория-философия: опыт комплексного исследования / С.С. Алексеев. – М. Изд-во Статут, 2008. – 712 с.
  2. Боер В.М. Городинец Ф.М. Григонис Э.П. Правовое государство: реальность, мечты, будущее / В.М .Боер, Ф.М. Городинец, Э.П. Григонис. – Санкт-Петербург: Изд-во Алетейн, 2005. – 223 с.
  3. Власихин В.А. Мишин А.А. Конституция США: политико-правовой документ / В.А. Власихин, А.А. Мишин. – М. Изд-во Наука, 2005. – 598 с.
  4. Власова О.В. Роль общественных объединений в формировании гражданского общества в России (теоретико-правовое исследование): дис. канд. юрид. наук: 12.00.01 / О.В. Власова. – Саратов, 2002. – С. 14.
  5. Крашенинникова Н.А. Жидкова О.А. История государства и права зарубежных стран / Н.А. Крашенинникова, О.А. Жидкова. – М. НОРМА-ИНФРА-М, 2008. — 480 с.
  6. Томсинов В.А. Российские правоведы XVIII-XX веков: очерки жизни и творчества / В.А. Томсинов // Собр. соч. в 2 т. – М. Изд-во Зерцало. 2007. – Т. 2. – 672 с.
  7. Пашуканис Е.Б. Учение о государстве и праве / Е.Б. Пашуканис. – М. Изд-во Партиздат, 1932. – 142 с.
  8. Стучка П.И. Государство и право в период социалистического строительства / П.И. Стучка // Революция права. – 1927. – № 2. – С.14.
  9. Теория государства и права: курс лекций / под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. – М. Изд-во Юристъ, 2010. – 293 с.
  10. Хочоян А.Г. Развитие идей психологической школы права в трудах М.А. Рейснера и Я.М. Магазинер / А.Г. Хочоян // Право и государство. – 2008. – № 9. – С. 132 – 135.
  11. Human Rights Watch: ситуация с правами человека в России «беспрецедентно» плоха. [Электронный ресурс]. URL: http://www.golos-ameriki.ru/content/hrw-report/1594482.html (дата обращения 05.02.2015).

III. Юридическая (судебная) практика

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации
от 31 октября 1995 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществления правосудия» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, 1996. – №1.

[1] См. ПРИЛОЖЕНИЕ 1.Образец оформления титульного листа курсовой работы.

[2] См. ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Образец оформления «ОГЛАВЛЕНИЕ».

[3] ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Образец оформления «БИБЛИОГРАФИЯ».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по написанию курсовых работ.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по написанию курсовой работы по ПСО по специальности 030912

Представленны еразработки содержат методические рекомендации по выполнению курсовой работы по ПМ. 01 Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты, междисципл.

Методические рекомендации по написанию курсовой работы по ПМ 02 УЧАСТИЕ В РАЗРАБОТКЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

Основные требования к выполнению курсовой работы 1. Курсовая работа должна демонстрировать свободное владение студента темой работы.2.

Методические рекомендации по написанию курсовой работы по ПМ 02 УЧАСТИЕ В РАЗРАБОТКЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

Основные требования к выполнению курсовой работы 1. Курсовая работа должна демонстрировать свободное владение студента темой работы.2.

методические рекомендации по написанию курсовой работы по МДК 01.01

Для студентов группы СД-141 для написания курсовой работы по МДК 01.01.

Методические указания составлены в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности СПО 46.02.01. Документационное обеспечение упр.

Методические рекомендации по написанию курсовой работы по междисциплинарному курсу МДК.03.01. Технологии хранения, транспортировки и реализации сельскохозяйственной продукции

Курсовая работа - одна из самых важнейших форм самостоятельного изучения студентами научной литературы, нормативного материала; она дает возможность пополнять свои знания, ориентироваться в стремитель.

Другие статьи

Методические рекомендации к написанию курсовых работ

Методические рекомендации к написанию курсовых работ

по истории древнего мира.

Составитель: доцент кафедры археологии, древней и средневековой истории кандидат исторических наук Клепиков в.М. Волгоград- 2002

Специальная подготовка студента-историка предполагает выполнение курсовой работы, что способствует более глубокому знакомству с материалами курса истории древнего мира, обучению работе с источниками и научной литературой, овладению навыками самостоятельного исследования небольших проблем.

Курсовая работа на первом курсе представляет собой учебный вариант научного сочинения, в котором важна и самостоятельность изложения, и соответствие определенной структуре, и соблюдение необходимых формальных требований. Тема выбирается студентом самостоятельно и предполагает заинтересованность в ее разработке.

После того как тема окончательно определена, студент должен ознакомиться с проблемой в целом, прочитав по учебнику главу, посвященную соответствующему периоду, и познакомиться по хрестоматии с источниками.

После предварительного общего знакомства с проблемой студент должен составить примерный план курсовой работы, который может быть скорректирован в процессе углубления в тему. План работы должен состоять из трех разделов:

II. Основная часть (при этом слова “Основная часть” не пишутся, а указываются названия основных вопросов и подвопросов).

Во введении необходимо обосновать научную значимость выбранной темы, четко сформулировать цель курсового сочинения и вытекающие из нее конкретные задачи, решаемые в процессе работы (эти задачи, сформулированные в виде конкретных вопросов, должны быть отражены в пунктах плана основной части); в случае необходимости обосновать хронологические рамки темы; дать характеристику источников и историографический обзор.

Характеристика источника. Основной задачей этого раздела является доказательство того, в какой степени указанный памятник может служить источником по данной теме, а также по каким вопросам он не располагает достаточными сведениями или его сведения вызывают сомнения. Необходимо охарактеризовать мировоззрение автора источника и его политические позиции, оказавшие влияние на изложение сведений по данной проблеме. Следует определить, какие источники можно считать главными, какие - второстепенными. Важно также охарактеризовать степень достоверности сообщаемых автором сведений. Анализ источников необходимо излагать в хронологическом порядке, начиная с более ранних и сопровождая ссылками на издания источников.

Историографический обзор. Историография темы курсовой работы представляет собой краткий обзор истории изучения соответствующей проблемы. Этот раздел должен быть написан на основе прежде всего собственного анализа прочитанной литературы. Но поскольку студент не всегда может располагать всей литературой по изучаемой проблеме, он может привлекать отдельные материалы, содержащиеся в рекомендованных историографических исследованиях или в историографических обзорах монографий, статей и т. д. Помещая их в текст курсовой работы, студент должен каждый раз в сноске указывать, из каких произведений они заимствованы. Историографический обзор может быть изложен в хронологическом порядке, позволяющем проследить эволюцию представлений о конкретной проблеме, а также систематизирован по научным школам или группам авторов, придерживающихся общих и близких к ним взглядов.

Соблюдая логику перехода к основной части работы, важно показать, какие проблемы избранной темы разрешены исследователями, исследование каких вопросов сохраняет дискуссионный характер, в чем смысл нового обращения к теме. В историографическом обзоре следует изложить концепции авторов и общую точку зрения по данной проблеме. Их взгляды по частным вопросам и трактовку отдельных текстов источника правильнее рассмотреть в главах основной части курсового сочинения.

Введение нужно писать после того, как будет полностью написана основная часть. Иначе оно будет написано непропорционально (слишком длинное введение и, наоборот, очень короткая основная часть).

Курсовые работы без введения с указанными элементами возвращаются на доработку.

Основная часть. Обычно курсовая работа состоит из двух-трех глав, которые в свою очередь могут подразделяться на подвопросы. Каждая глава освещает только одну сторону проблемы путем подробного анализа источника и на фоне существующих в историографии точек зрения. При собственном изложении отдельных проблем студента не должно смущать то обстоятельство, что его мнение может совпадать с трактовками исследователей данной проблемы. Следует лишь обязательно сделать ссылку на ту работу, где изложена аналогичная трактовка вопроса. Если студент пришел к другому выводу, он должен сначала изложить точку зрения того автора, с которым он не согласен, а затем обосновать собственную, опираясь на материалы источника. В том случае, когда по одному вопросу высказано несколько точек зрения, необходимо их точно сформулировать и указать, которая из них оценивается им как более предпочтительная. В конце главы следует подвести итог, представляющий собой выводы из вышеприведенного анализа материала. При этом ни одна глава в отдельности не в состоянии дать ответ на обобщающий вопрос, сформулированный во введении в виде цели исследования. Для выяснения этого вопроса необходимо сопоставить выводы всех глав. Такая работа осуществляется в заключении.

Заключение не должно содержать общих абстрактных сентенций с целью “красиво” завершить изложение. В этом разделе подводятся итоги предыдущей работы, выводы отдельных глав синтезируются с целью получения ответа на основные вопросы темы. Заключение как бы перекликается с введением, отвечая на сформулированные там вопросы.

Приложения. В случае необходимости привести пространные выдержки из документа, карты, таблицы, рисунки, прибегают к оформлению приложения. Форма приложения не регламентируется и определяется задачами работы.

Сбор материала . При подготовке к написанию курсовой работы важное место отведено сбору материала. Следует учитывать, что список литературы, предлагаемый в методическом пособии, представляет собой примерный, базовый перечень и не может претендовать на исчерпывающую полноту. Поэтому после предварительного знакомства с проблемой студенту следует приступить к составлению библиографии с помощью рекомендованных преподавателем библиографических указателей 1. Названия нужных изданий желательно выписывать на отдельные карточки, соблюдая правила библиографического описания.

Для того, чтобы лучше овладеть изучаемым материалом, удобнее группировать его не по источникам конспектирования, а по отдельным вопросам исследуемой проблемы. Этого легче всего достичь, располагая выписки из источников и научной литературы на отдельных карточках. На каждой из них должен быть цитируемый текст (или пересказ), указание, откуда он заимствован (автор, название работы, страница), и вопрос раздела курсовой работы, для которого данная выписка предназначена. При работе с литературой необходимо обращать внимание на ссылки читаемой статьи не только с целью оценки аргументации автора, но и для пополнения библиографии курсовой работы.

В процессе написания курсового сочинения студент должен распределить подготовленные карточки по соответствующим разделам, главам и вопросам. Здесь важно расположить материал в логической связи и последовательности с материалами других глав и параграфов внутри каждой главы. Эта связь придаст четкость структуре работы, предотвратив повторение и эклектичность в изложении.

Во время работы с источниками и исследовательской литературой студент постоянно встречается с незнакомыми терминами. Ни в коем случае нельзя ограничиваться приблизительным пониманием. Следует обратиться к справочным изданиям 2 для выяснения их значения.

Оформление. В окончательной редакции работа пишется на листах формата А4 (европейский стандарт 210 х 297 мм) с одной стороны. Слева необходимо оставить поля. Все страницы, за исключением первой, должны быть пронумерованы (вверху или внизу страницы, в центре или справа). Первая страница представляет собой титульный лист (см. пример оформления титульного листа). На следующей странице помещается оглавление, где перечисляются главы и параграфы согласно плану курсовой работы с указанием страниц каждого вопроса (см. пример оформления оглавления). Далее следует текст курсового сочинения в последовательности, указанной в оглавлении. Каждая глава пишется с новой страницы под соответствующим заголовком. При написании курсовой работы важно соблюдать абзацы, что позволяет выделить каждую новую мысль и четко построить систему доказательств.

Текст не должен быть перегружен прямыми цитатами из источников и литературы. Цитата воспроизводит только тот минимум, который необходим для доказательства конкретного положения. Прямая цитата должна быть заключена в кавычки. Ее содержание может быть передано и собственными словами автора курсовой работы. Кавычки в этом случае не нужны. Однако в любом случае в сноске следует указать, откуда взята та или иная мысль.

Научно-справочный аппарат. Обязательной частью каждой научной работы является научно-справочный аппарат, который включает:

а) ссылки на источники и литературу;

б) примечания, поясняющие или дополняющие какое-либо положение в основном тексте;

в) полемические замечания;

г) необходимые объяснения терминов;

д) отсылки к страницам собственной работы;

е) список литературы, помещаемый с конце работы.

Оформление научно-справочного аппарата. В курсовой работе необходимо делать ссылки на различные издания и указывать их в списке литературы в соответствии с государственными стандартами библиографического описания 3. Библиографические ссылки делятся на внутритекстовые (непосредственно в строке после текста, к которому относятся), подстрочные (внизу страницы, под строками основного текста) и затекстовые (за текстом всей работы или главы). 1.Внутритекстовые ссылки, выделенные из текста скобками:

а) Размещение ссылки целиком вслед за основным текстом, к которому она относится:

Основой сельскохозяйственного производства Римской империи были средние по размеру хозяйства, и господствующим типом хозяйства стала рабовладельческая вилла, связанная с рынком (см. кн. Кузищин В.И. Очерки по истории земледелия Италии II в. до н.э. М. 1966, с. 69).

б) Размещение элементов ссылки после других элементов ее, вошедших в основной текст, и после цитаты:

Ю.В. Андреев в своей работе “Раннегреческий полис” (Л. 1976) отмечал, что “восточные полисы. не проявили достаточной жизнеспособности и довольно быстро сошли с исторической сцены” (с. 115).