Руководства, Инструкции, Бланки

образец партисипативного соглашения img-1

образец партисипативного соглашения

Рейтинг: 4.2/5.0 (1837 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Партисипативное управление

Партисипативное управление

Концепция партисипативного управления базируется на предпосылке, что если работник заинтересованно принимает участие во внутрифирменной деятельности и получает от своего труда удовлетворение, то он работает более производительно и качественно. Партисипативное управление открывает работнику частичный доступ к принятию решений по управлению предприятием в виде разнообразных форм самоуправления и «кружков качества». Участие в управлении мотивирует человека к лучшему выполнению работы, что в итоге сказывается на производительности и качестве.

Партисипативное управление – управление, направленное на раскрепощение творческой активности работника, создание простора для индивидуальных достижений талантливых людей; обеспечивает необходимое интегрирование оценочных усилий на единое коллективное действие. Это направление получило распространение в США в 50-60 гг. XX веке.

В передовых организациях, где имеются традиции и высока доля творческих, трудолюбивых и исполнительных работников, работающих в русле теории «Y», можно говорить о логичной связи между самоуправлением и мотивацией работника.

В основе теории «Y» следующие предпосылки:

  • в мотивах людей преобладают социальные потребности и желание хорошо работать;
  • физические и эмоциональные усилия на работе для человека так же естественны, как во время игры или на отдыхе;
  • нежелание работать не является наследственной чертой, присущей человеку. Человек может воспринимать работу как источник удовлетворения или как наказание в зависимости от условий труда;
  • внешний контроль и угроза наказания не являются главными стимулами побуждения человека к деятельности для достижения организацией своих целей;
  • ответственность и обязательства по отношению к целям организации зависят от вознаграждения, получаемого за результаты труда. Наиболее важным вознаграждением является то, которое связано с удовлетворением потребностей в самовыражении;
  • обычный воспитанный человек готов брать на себя ответственность и стремится к этому;
  • многим людям присуща готовность использовать свои знания и опыт, однако индустриальное общество слабо использует интеллектуальный потенциал человека.

На предприятиях – банкротах, где велика доля отсталых работников, нарушающих трудовую дисциплину, работающих с браком и малопроизводительно, предположительно концепцию партисипативного управления ждет крах и более предпочтительна теория «X» (главный стимул – принуждение, а вспомогательный – материальное поощрение).

Теория «X» базируется на следующих предпосылках:

  • в мотивах человека преобладают биологические потребности;
  • обычный человек имеет унаследованную нелюбовь к работе и старается избегать работы. Поэтому труд необходимо нормировать, а лучшим методом организации является конвейерный;
  • по причине нежелания работать большинство людей только путем принуждения могут осуществлять необходимые действия и затрачивать усилия, необходимые для достижения целей производства;
  • средний человек предпочитает, чтобы им управляли, старается не брать на себя ответственности, имеет относительно низкие амбиции и желает находиться в безопасной ситуации;
  • качество работы низкое, поэтому необходим постоянный строгий контроль со стороны руководства.

Партисипативное управление может быть реализовано по следующим направлениям:

  • работники получают право самостоятельно принимать решения по поводу того, как им осуществлять трудовую деятельность по выполнению планового задания (гибкий график работы, личный контроль качества, технология решения задач);
  • работники привлекаются их непосредственным руководителем к принятию групповых решений по вопросам производства (проекты плановых заданий, использование ресурсов, формы оплаты труда и т.п.);
  • работникам дается право операционного контроля качества продукции и устанавливается личная или групповая ответственность за конечный результат (личное клеймо качества, бригадный контроль качества, сдача продукции с первого предъявления и т.д.);
  • работники принимают личное и групповое участие в инновационной, изобретательской рационализаторской деятельности с различными способами вознаграждения за внедрение инноваций;
  • производственные и функциональные подразделения (участки, бригады, службы, отделы) создаются с учетом пожелания работников. Этим достигается возможность превращения неформальных групп в формальные подразделения.

Партисипативное управление позволяет связать мотивы, стимулы и потребности людей, работающих в группах, на основе разнообразных форм самоуправления трудовых коллективов. Участие в управлении мотивирует человека к лучшему выполнению работы, что влияет на производительность труда и качество. Открывая работнику доступ к принятию решений по вопросам его деятельности в организации, партисипативное управление, во-первых, мотивирует его к лучшему выполнению своей работы, а во-вторых — способствует большей отдаче, большему вкладу отдельного работника в жизнь организации. Таким образом, благодаря партисипативному управлению полнее задействуется потенциал человеческих ресурсов организации.

Различают три степени участия: выдвижение предложений, выработка альтернативы, выбор окончательного решения.

Выдвижение предложений не требует внесения значительных изменений в традиционную организацию и может осуществляться руководителем.

Выработка альтернативы предполагает создание в организации временных или постоянных комитетов и комиссий, которым поручается выполнять эту работу. Примерами таких образований являются конфликтные комиссии на отечественных предприятиях, комитеты по набору кадров в рабочие группы на американских фирмах, кружки качества в японских организациях.

Выбор окончательного решения предполагает, что участие в управлении организуется в форме работы специальных советов: научно-технического, технико-экономического и управленческого характера. Решения таких советов могут быть обязательны для руководителей организаций, при которых создаются. В состав этих советов входят, как правило, лица со следующего за уровнем руководителя более низкого уровня иерархии в организации.

Советы могут выполнять следующие функции:

  • нести ответственность за координацию деятельности подразделений, подчиненных руководителю, к которому относится этот совет;
  • отвечать за интеграцию деятельности подразделений, представленных в нем, с деятельностью вышестоящих уровней управления;
  • определять политику (правила и процедуры) подчиненных им подразделений, совместимую с двумя другими уровнями.

В отличие от большинства систем оплаты труда, построенных на признании индивидуального вклада работников фирмы, партисипативное управление базируется на признании взаимных интересов всех членов фирмы, что способствует интеграции этих интересов и увеличению заинтересованности работников в результатах труда.

Партисипативное управление существует в следующих формах:

  • Участие работников в прибылях и собственности;
  • Участие работников в доходах;
  • Участие работников в управлении.

Участие работников в прибылях и собственности представляет программу их мотивирования путем распределения некоторой части прибыли фирмы между ними либо по итогам работы в форме обусловленных выплат (премий), либо по истечении определенного срока в соответствии с соглашениями о доверительном управлении принадлежащими работникам акциями. Эта система участия наиболее эффективна в быстрорастущих фирмах, получающих высокие прибыли, позволяющих устанавливать существенные поощрения для работников. Кроме этого система признается эффективной, когда применяется для менеджеров и специалистов, которые своими решениями существенно влияют на деятельность фирмы. Для фирмы эта форма дает дополнительный эффект, так как позволяет изменять размеры заработной платы в ходе приспособления к конъюнктуре рынка. Если прибыль фирмы снижается, то это позволяет ей обоснованно снижать выплаты работникам и наоборот.

Участие в доходах — это программа мотивирования по сокращению расходов фирмы по установленным критериям: снижение издержек на оплату труда и затрат рабочего времени на единицу продукции, улучшение качества продукции и т.д. Эта программа способствует усилению трудовой активности, ориентирует работников на координацию деятельности и взаимодействие, преодолевает недостатки специализации. Эта форма участия наиболее эффективна в сравнительно небольших и стабильных фирмах, где хорошо видны существующие между подразделениями взаимосвязи, есть возможность контролировать затраты и разрабатывать стандарты деятельности. Иногда работники участвуют не только в доходах, но и в убытках фирмы.

Участие работников в управлении — это программа мотивирования их путем предоставления возможности участвовать в обсуждении и принятии решений по деятельности фирмы. Схемы такого участия, осуществляются на разных организационных уровнях:

  • на уровне рабочих групп (участие в управлении осуществляется посредством обсуждения и выработки решений членами этих групп в рамках представленных полномочий — кружки качества в Японии);
  • на других организационных уровнях (производственных подразделений и управления фирмы в целом) используется принцип представительства, в ряде стран закрепленный законодательно. В Германии работники включаются в наблюдательные советы и правления. Участие в профсоюзной деятельности позволяет определять социальную и кадровую политику предприятия.

Использование схем участия в управлении может вызывать и проблемы:

  • Издержки на координацию и распределение работы (обсуждения, собрания);
  • “Размывание” ответственности в ходе коллективной выработки решений;
  • Изоляция группы от других рабочих групп, вызывающая конфликты и сбои в работе фирмы.

Недостатки партисипативного управления:

  • Передача наемным работникам прав принимать решения в политике фирмы способствует разрушению предпринимательских основ хозяйствования.
  • Работники склонны к принятию решений, в которых меньше риска, а при распределении дохода ориентируются на увеличение зарплаты, а не на инвестиции.
  • Работники избегают принятия инновационных решений.
  • Работникам трудно связать собственные трудовые усилия с результатами деятельности фирмы.

Преимущества партисипативного управления:

  • Преодолевается отчужденность работников от результатов труда и укрепляется интеграция членов фирмы.
  • Повышается информированность работников о деятельности фирмы, что способствует ее эффективности и устранению конфликтных ситуаций.
  • Растет макроэкономическая и макросоциальная стабильность.
Поделись статьей! Читай еще похожие статьи:

Видео

Другие статьи

Утверждено партисипативное соглашение»

«Утверждено партисипативное соглашение»

В гражданском процессуальном законодательстве РК предусматриваются альтернативные способы разрешения и урегулирования споров и конфликтов. Одним из них является применение института партисипативного соглашения.

Так, в Мартукском районном суде было рассмотрено гражданское дело по иску гр.Ж к ответчику гр.Н об определении доли в виде ? в земельном участке площадью 0,1 Га расположенного по адресу: Актюбинская область, Мартукский район, мотивируя тем, что указанный земельный участок был приобретен в собственность в период брака с ответчиком. В 2016 году брак между ними был расторгнут, однако вопрос о разделе имущества не был урегулирован.

В ходе подготовки дела к судебному разбирательству стороны адвокаты истца и ответчика представили суду соглашение об урегулировании спора в порядке партисипативной процедуры и просили суд утвердить данное соглашение, а настоящее гражданское дело прекратить производством.

Согласно представленному соглашению об урегулировании спора в порядке партисипативной процедуры: ответчик признает требования истца законными и обоснованными и согласен, что доля истца в земельном участке площадью 0,1 Га, расположенного по адресу: Актюбинская область, Мартукский район равна ? доли. Истец в свою очередь отказывается от каких либо исковых требований в части определения доли в указанном земельном участке.

Суд утвердил данное соглашение прекратив производство по делу и возвратив уплаченную государственную пошлину.

Определение суда не вступило в законную силу.

Партисипативные процедуры (Балгуль Раисова, адвокат Южно-Казахстанской областной Коллегии адвокатов) - Параграф-WWW мобильная версия

адвокат Южно-Казахстанской областной Коллегии адвокатов

Большим достижением адвокатуры в Казахстане является возможность проведения примирительных процедур адвокатами. В связи с принятием нового Гражданско-Процессуального Кодекса Республики Казахстан вводится новый способ примирения для сторон с участием адвокатов - ПАРТИСИПАТИВНАЯ ПРОЦЕДУРА.

Термин «participative», (фр.. прилагательное ) переводится с французского языка как «участвующий, могущий участвовать». «Партисипативный» означает вовлечение в управление, то есть непосредственное участие в принятии решения, в анализе проблем.

Наиболее распространены такие словосочетания как:

participative consumerism   —   активный консьюмеризм

participative atmosphere   —   атмосфера взаимной заинтересованности

participative budgeting   —   участие руководителей всех уровней в бюджетных процессах

participative management   —   управление предприятием с участием работников предприятия.

То есть, «партисипативный» подразумевает активное личное участие в решении вопроса, проблемы, спора.

Партисипативная процедура состоит из трех этапов (или уровней):

1. Первый этап - это выдвижение предложений сторонами по иску (спору, проблеме), при этом предложения могут выдвигаться как индивидуально каждой стороной, так и в групповом совместном обсуждении.

2. Второй этап - это разработка альтернатив сторонами как выход из сложившей ситуации (спора, иска, проблемы), при этом отличие разработки от выдвижения заключается в конкретных деталях каждого варианта, включая плюсы и минусы для каждой стороны, возможность исполнения тех или иных условий, то есть своеобразный тест на реальность.

3. Третий этап - это выбор альтернативы сторонами из всех предложенных вариантов. В случае успешного проведения завершается заключением письменного соглашения, где указан выбранный сторонами вариант.

Данные принципы личного активного участия и многовариантности (пространства вариантов) лежат в основе таких альтернативных процедур урегулирования споров как: переговоры по Гарвардской системе, процедур медиации, примирения, целью которых является поиск взаимоприемлемого варианта решения спора (проблемы) собственными усилиями сторон.

Сферой применения партисипативной процедуры являются гражданско-правовые споры, возникающие из гражданских, трудовых, семейных и иных правоотношений с участием физических и (или) юридических лиц, за исключением публично-правовых споров, если иное не установлено законами.

Партисипативная процедура не применяется к вышеуказанным спорам, в случае, если такие споры затрагивают или могут затронуть интересы третьих лиц, не участвующих в партисипативной процедуре, и лиц, признанных судом недееспособными либо ограниченно дееспособными.

В гражданском процессе партисипативная процедура - это переговорный процесс урегулирования спора между сторонами с обязательным участием их адвокатов, без участия судьи, в целях достижения ими взаимоприемлемого решения; и реализуемая по добровольному согласию сторон.

Сторонами партисипативной процедуры могут быть как физические, так и юридические лица.

Основанием для проведения партисипативной процедуры является договор поручения сторон (как письменное соглашение каждой из сторон), заключаемый с адвокатом в целях оказания квалифицированной юридической помощи, в том числе, урегулирования спора в рамках примирительных процедур, предусмотренных гражданско-процессуальным законодательством. Участниками партисипативной процедуры являются стороны по делу и их адвокаты.

Положительным результатом проведения данного вида примирения будет являться письменное соглашение об урегулировании спора в рамках партисипативной процедуры, достигнутое сторонами в результате переговоров с участием адвокатов сторон, без участия судьи. В случае заключения письменного соглашения, оно будет утверждаться определением суда, то есть судебным актом, который будет вынесен судьей после завершения процедуры между сторонами с участием их адвокатов.

Целями партисипативной процедуры являются:

1) достижение варианта разрешения (урегулирования) спора, устраивающего обе стороны процедуры;

2) оперативное разрешение спора (не более 10 рабочих дней);

3) снижение материальных издержек сторон;

4) снижение уровня конфликтности сторон, формирование и сохранение стабильных отношений между сторонами вследствие устранения спорных моментов;

5) формирование правовой культуры у населения, способствующей укреплению деловой репутации на международном уровне;

6) снижение нагрузки на судебную систему.

Партисипативная процедура проводится на основе принципов:

1) добровольности участия сторон;

2) равноправия сторон в переговорах;

4) недопустимости вмешательства в партисипативную процедуру;

5) законности действий адвоката, с участием которых проводятся переговоры в рамках партисипативной процедуры, действующего в интересах своего доверителя.

Условием участия в партисипативной процедуре является взаимное добровольное волеизъявление сторон, выраженное в договоре поручения с адвокатом, а также в письменном заявлении стороны в адрес суда, в производстве которого находится на рассмотрении спор. Стороны партисипативной процедуры вправе отказаться от переговоров на любой ее стадии, уведомив об этом суд в письменной форме. В ходе партисипативной процедуры стороны вправе по своему усмотрению распоряжаться своими материальными и процессуальными правами, увеличить или уменьшить размер требований или отказаться от спора, за исключением изменения предмета и основания исковых требований, заявленных в суде. Стороны свободны в выборе вопросов для обсуждения вариантов взаимоприемлемого соглашения.

Стороны партисипативной процедуры пользуются равными правами при выборе адвокатов, своей позиции в ней, способах и средствах ее отстаивания, при получении информации, в оценке приемлемости условий соглашения об урегулировании спора и при этом, несут равные обязанности.

При участии в переговорах проведения партисипативной процедуры адвокат должен быть независим от сторон, государственных органов, иных юридических, должностных и физических лиц. Адвокат самостоятелен в выборе средств и методов переговоров, допустимость которых определяется Законом Республики Казахстан «Об адвокатской деятельности», Кодексом этики адвокатов. Адвокат должен проводить переговоры в рамках партисипативной процедуры в интересах своего доверителя. При наличии обстоятельств, препятствующих адвокату в проведении переговоров, он должен уведомить об этом своего доверителя. Не допускается вмешательство в деятельность адвоката при проведении переговоров в рамках партисипативной процедуры.

При проведении партисипативной процедуры адвокаты обязаны в ходе партисипативной процедуры проводить встречи как со всеми сторонами одновременно, так и с каждой из сторон в отдельности и предоставлять им устные и письменные рекомендации и доказательства по урегулированию спора; при проведении переговоров в рамках партисипативной процедуры действовать только с согласия своего доверителя, как стороны в споре; до начала партисипативной процедуры разъяснить доверителю её цели, правовые последствия заключения мирового соглашения, а также их права и обязанности. Адвокаты при ведении переговоров обязаны соблюдать Кодекс профессиональной этики адвокатов.

Стороны в переговорах в рамках партисипативной процедуры вправе:

1) добровольно выбирать адвокатов для участия в ней по своему усмотрению;

2) отказаться от адвоката, участвующего в процедуре;

3) в любой момент переговоров партисипативной процедуры отказаться от участия в ней;

4) участвовать в проведении партисипативной процедуры лично или через представителей, полномочия которых основаны на доверенности, оформленной в установленном законом порядке;

5) при неисполнении или ненадлежащем исполнении соглашения об урегулировании спора в порядке партисипативной процедуры обратиться в суд, в производстве которого находилось дело, в связи с которым осуществлялась партисипативная процедура, с заявлением о принудительном исполнении в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

Стороны партисипативной процедуры будут обязаны исполнять соглашение об урегулировании спора в порядке и в сроки, предусмотренные этим соглашением, так как оно будет утверждено судом.

Партисипативная процедура будет проводиться по согласованному сторонами порядку. Стороны могут по своему усмотрению договориться о месте проведения партисипативной процедуры, самостоятельно определяют дату и время проведения партисипативной процедуры, по своему усмотрению договариваются о языке или языках, которые будут использоваться в ходе проведения партисипативной процедуры. В случае заключения мирового соглашения между сторонами, оно должно быть составлено на языке, на котором ведется гражданское судопроизводство.

Проведение партисипативной процедуры осуществляется по взаимному согласию сторон. Переговоры в партисипативный процедуре с участием адвокатов при урегулировании споров, возникающих из гражданских, трудовых, семейных и иных правоотношений с участием физических и (или) юридических лиц, могут быть применены как до обращения в суд, так и после начала судебного разбирательства. Предложение стороне обратиться к партисипативной процедуре может быть сделано по просьбе другой стороны, судом или адвокатом. Проведение партисипативной процедуры в рамках гражданского судопроизводства начинается со дня когда, одна из сторон заявила об этом в суде либо судом было предложено провести переговоры в рамках данной процедуры в разумные сроки в рамках действующего гражданско-процессуального законодательства.

Если одна из сторон направила в письменной форме предложение о проведении партисипативной процедуры и в течение указанного в предложении разумного срока не получила согласие другой стороны на проведение переговоров, такое предложение считается отклоненным.

Для проведения партисипативных переговоров стороны выбирают одного или нескольких адвокатов. Коллегии адвокатов могут рекомендовать кандидатуру адвоката (адвокатов), если стороны направили в указанную организацию соответствующее обращение.

Сроки проведения партисипативной процедуры определяются взаимным согласием сторон с учетом требований сроков рассмотрения гражданских дел в рамках гражданского судопроизводства.

Если партисипативная процедура с участием адвокатов осуществляется вне рамок гражданского процесса, стороны и их адвокаты устанавливают время завершения переговоров по договоренности сторон спора.

Расходы, связанные с проведением партисипативных процедур, включают:

1) вознаграждение (гонорар) адвоката;

2) расходы, понесенные адвокатом в связи с проведением партисипативной процедуры, в том числе расходы на оплату проезда к месту рассмотрения проведения переговоров по урегулированию спора, проживание и питание;

3) расходы на оплату заключений специалистов, экспертов, оценщиков, то есть понесенные стороной в целях сбора информации для партисипативных переговоров.

Адвокаты проводят партисипативную процедуру как на платной, так и на бесплатной основе. В случае, если сторона в переговорах имеет право на оказание юридической помощи за счет средств гарантированной государством юридической помощи, адвокат обязан оформить надлежащим образом соответствующие документы в соответствии с Законом РК «Об адвокатской деятельности» для последующего возмещения расходов из соответствующего бюджета.

Размер вознаграждения адвокатов определяется по договору со стороной до начала партисипативной процедуры.

При прекращении партисипативной процедуры, проводимой в рамках гражданского судопроизводства, стороны обязаны незамедлительно направить суду, в производстве которого находится гражданское дело:

1) в случае урегулирования спора - подписанное соглашение об урегулировании спора (в день подписания);

2) в иных случаях - письменное заявление о назначении дня рассмотрения дела по существу в связи с невозможностью заключения соглашения об урегулировании спора (в день, когда стороны отказались от дальнейшего проведения партисипативной процедуры).

Переговоры в партисипативной процедуре прекращаются в случаях:

1) подписания сторонами соглашения об урегулировании спора - со дня подписания такого соглашения;

2) установления адвокатом обстоятельств, исключающих возможность разрешения спора путем переговоров в партисипативной процедуре;

3) письменного отказа сторон от партисипативной процедуры в связи с невозможностью разрешения спора путем переговоров - со дня обращения в суд с заявлением о назначении к слушанию дела по существу;

4) письменного отказа одной из сторон от продолжения партисипативной процедуры - со дня направления адвокатом стороны письменного отказа другой стороне;

5) истечения срока проведения партисипативной процедуры.

Соглашение об урегулировании спора, достигнутое сторонами переговоров в рамках партисипативной процедуры, заключается в письменной форме, подписывается сторонами и утверждается судом в рамках гражданского судопроизводства. Соглашение должно содержать данные о сторонах партисипативной процедуры, предмете спора, адвокате (адвокатах), участвовавших в переговорах, а также согласованные сторонами условия соглашения, способы и сроки их исполнения и последствия их неисполнения или ненадлежащего исполнения. С оглашение об урегулировании спора подлежит исполнению сторонами партисипативной процедуры добровольно в порядке и сроки, предусмотренные этим соглашением.

В случае, если соглашение, заключенное в рамках партисипативной процедуры, утверждено судом, то оно будет подлежать принудительному исполнению по заявлению заинтересованной стороны, направленному в суд в порядке, предусмотренном Гражданско-процессуальным Кодексом.

Соглашение об урегулировании спора в рамках партисипативной процедуры, заключенное до рассмотрения гражданского дела в суде, представляет собой сделку, направленную на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей сторон. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения такого соглашения сторона партисипативных переговоров, нарушившая соглашение, несет ответственность в порядке, предусмотренном законами.

Соглашение об урегулировании спора, достигнутое сторонами при проведении партисипативной процедуры в ходе гражданского процесса, незамедлительно направляется судье, в производстве которого находится гражданское дело. Соглашение об урегулировании спора в порядке гражданского судопроизводства, которое было достигнуто сторонами в рамках партисипативной процедуры, вступает в силу в день вступления в законную силу определения суда, которым оно утверждено. Соглашение об урегулировании спора, которое было достигнуто сторонами в рамках партисипативной процедуры вне суда, вступает в силу в день его подписания сторонами.

Преимуществом данного альтернативного вида урегулирования спора перед другими в том, что адвокаты оказывают квалифицированную юридическую помощь сторонам, как в поисках приемлемого варианта, так и в плане соблюдения законности непосредственно при составлении самого текста соглашения об урегулировании. Если в процедуре медиации соглашение может быть не утверждено судом по причине того, что текст и его содержание не соответствует действующему законодательству, то в партисипативной процедуре адвокаты обязаны будут учитывать все правовые последствия для своего доверителя, что значительно облегчит его исполнение в дальнейшем, сделает более доступным правосудие для граждан, снизит недовольство среди граждан по поводу судебных тяжб, а также разгрузит работу судов.

Партисипативная процедура еще один альтернативный метод урегулирования споров - новости для Шымкента

Партисипативная процедура еще один альтернативный метод урегулирования споров

Конституция Республики Казахстана, являющаяся основой для развития всего законодательства, уже в своей преамбуле отражает, что народ Казахстана является приверженцем идеалов свободы, равенства и согласия.

Основополагающими принципами деятельности республики являются: общественное согласие и политическая стабильность, экономическое развитие на благо всего народа, казахстанский патриотизм, решение наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методами.

Согласно ст.76 Конституции, судебная власть осуществляется от имени Республики Казахстан и имеет своим назначением защиту прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, обеспечение исполнения Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров Республики. Названные цели, а также укрепление законности и правопорядка, предупреждение правонарушений, одновременно являются и задачами гражданского судопроизводства.

Существенным дополнением и изменением задач, по нашему мнению, является включение в соответствующую статью нового Гражданского Процессуального Кодекса Казахстана таких целей, как содействие мирному урегулированию спора, предупреждение правонарушений и формирование в обществе уважительного отношения к закону и суду.

При этом, безусловно, действия судов как государственных органов, направленные на мирное урегулирование спора, любыми, не противоречащими закону способами, будут способствовать предупреждению правонарушений, в том числе в области гражданских правоотношений, и формированию в обществе уважительного отношения к закону и суду.

Наше государство и законодательство целенаправленно шло к этому. Так еще на VI съезде судей Республики Казахстан, прошедшей в ноябре месяце 2013 года, Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев одним из приоритетных направлений совершенствования существующих механизмов урегулирования споров и защиты нарушенных прав граждан определил развитие примирительных процедур, в том числе медиации, не исключая и других.

Верховным Судом Республики Казахстан особенно активно после этого изучался международный опыт, разрабатывались проекты и проводились мероприятия, направленные на апробацию в порядке эксперимента и на внедрение в судопроизводство альтернативных способов разрешения споров.

В 2010 — 2011 гг. во Франции была проведена последняя крупная реформа альтернативных форм урегулирования споров, в результате которой, помимо прочего, во французской правовой системе получил законодательное закрепление такой новый альтернативный способ урегулирования споров, как партисипативная процедура ( participative). Таким образом, сегодня во Франции законодательно урегулированы и практикуются следующие альтернативные способы урегулирования споров: переговоры; медиация; консилиация (согласительная процедура); мировое соглашение; экспертиза; арбитраж (третейский суд) и партисипативная процедура. Основой для создания партисипативной процедуры во Франции стал позитивный опыт применения «коллаборативного права» (collaborative law) в Северной Америке и «партисипативной юстиции» (justice participative) в Канаде. Впервые предложение о создании такого способа урегулирования споров во Франции прозвучало в Докладе комиссии под руководством Сержа Гиншара «Обоснованное стремление к мирному правосудию» от 30 июня 2008 г. (предложение N 47)

В результате в разработанном Верховным Судом Республики Казахстан проекте нового Гражданского Процессуального Кодекса, перечень таких способов был дополнен новым для казахстанского законодательства институтом партисипативной процедуры.
В данной статье попытаемся поподробнее рассказать о партисипативной процедуре и разъяснить сходство и разницу между различными примирительными процедурами. В статье 48 нового ГПК РК указывается, что стороны могут окончить дело мировым соглашением или соглашением об урегулировании спора (конфликта) в порядке медиации, либо соглашением об урегулировании спора в порядке партисипативной процедуры по правилам, предусмотренным статьями 169, 170, 171 и главой 17 настоящего Кодекса. Суд не принимает отказа истца от иска, признания иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон или соглашение сторон об урегулировании спора (конфликта) в порядке медиации, либо соглашение об урегулировании спора в порядке партисипативной процедуры, если эти действия противоречат закону или нарушают чьи-либо права, свободы и законные интересы.

Таким образом, основным условием применения новой процедуры примирения, как и других, осталось не противоречие закону и отсутствие при этом нарушений чьих-либо прав, свобод и законных интересов. Стороны, в силу статьи 17 нового ГПК, при применении любого альтернативного способа разрешения споров могут урегулировать спор, как в полном объеме взаимных требований, так и в части в порядке, установленном настоящим Кодексом. В неурегулированной части рассмотрение спора может быть продолжено в обычном судебном порядке.

Ходатайство об урегулировании спора с применением любых из трех вышеназванных примирительных процедур по нашему ГПК может быть заявлено по любому делу искового производства, кроме дел, вытекающих из публично-правовых отношений, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или законом.

Партисипативная процедура в силу ее смысла не должна применяться по спорам, которые затрагивают или могут затронуть интересы третьих лиц, не участвующих в этой процедуре, или лиц, признанных судом недееспособными либо ограниченно дееспособными; а также по спорам, где одной из сторон является государственный орган.

Во французском же законодательстве имеются отличия: там прямо запрещено применение партисипативной процедуры для урегулирования трудовых споров (ст. 2065 ГК ФР), но допускается заключение соглашения о проведении партисипативной процедуры по вопросам развода и раздела совместно нажитого имущества (ст. 2067 ГК ФР).

Введение партисипативной процедуры будет способствовать более полному и последовательному воплощению принципа состязательности сторон в процессуальном законодательстве и гражданском процессе, так как она представляет собой одну из форм активного состязания между сторонами с участием адвокатов. Необходимо отметить, что по требованиям нового ГПК, все доказательства должны быть представлены и раскрыты в суде первой инстанции, под угрозой их не принятия апелляционными и тем более вышестоящими инстанциями, если стороны их не представили по неуважительным причинам.

Партисипативная процедура проводится без участия судьи путем проведения переговоров между сторонами при содействии урегулированию спора адвокатами обеих сторон. То есть когда обе стороны обязательно представлены адвокатами и на равных условиях ищут пути разрешения конфликта. При мировом соглашении в суде одна сторона может быть представлена одним или несколькими адвокатами, другая обойтись без адвоката.

Медиация – конфиденциальная процедура урегулирования спора (конфликта) между сторонами при содействии медиатора в целях достижения ими взаимоприемлемого решения, реализуемая по добровольному согласию сторон. При медиации стороны осуществляют урегулирование конфликта при помощи либо профессионального медиатора, либо профессионального судьи. Право выбора способа примирительной процедуры – за участниками процесса.

Заявить ходатайства об урегулировании спора в порядке мирового, медиативного соглашения и партисипативной процедуры стороны вправе до удаления суда в совещательную комнату по правилам, предусмотренным статьей 179 нового ГПК. При выборе сторонами медиативного способа с помощью профессионального медиатора суд обязан, а при судебной медиации и выборе партисипативной процедуры суд имеет право приостановить производство по делу соответственно на 1 месяц и на 10 дней.

В новом ГПК остались неурегулированными и потребуют своего разрешения вопросы привлечения специалиста (эксперта) в ходе проведения сторонами медиативной или партисипативной процедуры. По ст.176 ГПК, институт мирового соглашения дополнен необходимостью указания согласованных сторонами условий с указанием срока и порядка его исполнения. Запрещено заключение мирового соглашения под отлагательным условием. В мировом соглашении могут содержаться условия об отсрочке или рассрочке исполнения обязательств ответчиком с указанием сроков отсрочки или рассрочки, уступке права требования, полном или частичном прощении либо признании долга, распределении судебных расходов, условиях принудительного исполнения мирового соглашения и иные условия, не противоречащие закону. Если в мировом соглашении отсутствует условие о распределении судебных расходов, они считаются взаимно погашенными. В случае отказа в утверждении мирового соглашения суд выносит об этом определение, которое обжалованию и опротестованию не подлежит. Доводы о несогласии с определением могут быть указаны в апелляционной жалобе.

При достижении соглашения в ходе любой из примирительных процедур, судья (состав суда), в производстве которого находится дело, проверяет содержание мирового, соглашения об урегулировании спора (конфликта) в порядке медиации или партисипативной процедуры и выносит определение о его утверждении и прекращении производства по делу.

Указание в статье 170 ГПК, что «протокол проведения медиации в суде не ведется», оставляет возможность двоякого толкования. Либо протокол судебного заседания не ведется только при проведении медиации судьей, либо во всех случаях, в том числе при рассмотрении вопроса об утверждении медиативного соглашения, достигнутого при помощи профессионального медиатора. Для единообразия потребуется разъяснение в нормативном постановлении Верховного Суда.
Названные Соглашения об урегулировании спора (конфликта), определения об утверждении медиативного и партисипативного соглашения должны соответствовать требованиям Закона «О медиации» и статьям 176, 177 ГПК, содержащими требования к мировому соглашению.
Разница между мировым и медиативным соглашением еще заключается в том, что в первом случае соглашение возможно только в рамках заявленных предмета и оснований иска, при изменении же предмета или основания иска предъявляется новый иск и мировое соглашение возможно уже в рамках другого судебного разбирательства. При медиации же возможно изменить предмет и основание иска, главное – чтобы прекратился конфликт.

Касательно принудительного исполнения соглашений по результатам примирительных процедур в новом ГПК четко отражено, что мировое соглашение, не исполненное добровольно, подлежит принудительному исполнению на основании исполнительного листа, выдаваемого судом по ходатайству лица, заключившего мировое соглашение (ст.178 ГПК), в таком же порядке подлежит исполнению медиативное партисипативное соглашение.

По заявлению сторон исполнительного производства суд вправе утвердить заключенное между ними мировое соглашение или соглашение об урегулировании спора (конфликта) в порядке медиации (ст.246 ГПК). Утверждение же партисипативного соглашения судом по заявлению сторон исполнительного производства новый ГПК пока не предусматривает.

Законодатель стремится к тому, что, раз гражданин пришел в суд, то он не должен уйти без результата (разрешения спора (конфликта) тем или иным способом) уже. Это должно происходить прежде всего путем содействия судов мирному урегулированию спора. При этом государство сохраняет за участниками гражданского процесса гарантии и право, при не достижении согласия полностью или в части, в ходе применения согласительных процедур, на разрешение спора государственным судом.

В связи с новациями гражданского процессуального законодательства в части определения содействия мирному урегулированию спора, предупреждения правонарушений и формирования в обществе уважительного отношения к закону и суду в качестве новых задач, было бы логично соответственно скорректировать судебную статистику, методическое и техническое обеспечение судопроизводства, а также возможно и судейскую этику. В частности предусмотреть стимулирование достижения увеличение количества достижения согласия между сторонами путем применения различных примирительных процедур.

Чем больше и разнообразнее законодательство Казахстана будет предлагать сторонам различные, без непосредственного участия государственных судебных органов, процедуры примирения, в том числе бесплатную профессиональную медиацию и бесплатную помощь адвокатов, а также другие стимулирующие эти процессы меры, тем больше конфликтов и споров, будут разрешены по обоюдному согласию участников, что будет способствовать снижению уровня конфликтности в обществе в целом, а значит и стабильности, в том числе социально-политической.

При этом, как нам кажется, не смотря на возможное уменьшение количества разрешенных непосредственно государственными судами споров, авторитет судебных органов, а значит и всего государственного аппарата не только не уменьшится, но и укрепится. Таким образом, можно согласиться с определением Зверевой Н.С. в отношении французского права, что партисипативная процедура — это новый и для казахстанского права самостоятельный альтернативный способ урегулирования споров без участия третьего независимого, беспристрастного лица, заключающийся в проведении сторонами при содействии их адвокатов и в течение заранее определенного периода времени переговоров, направленных на мирное урегулирование спора, а в случае недостижения сторонами согласия предполагающий облегченный переход к судебному разбирательству спора или его части, не урегулированной сторонами.

Судья города Астана Салий В.В.