Руководства, Инструкции, Бланки

инструкция по стрелочным переводам img-1

инструкция по стрелочным переводам

Рейтинг: 4.1/5.0 (1887 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Неразрушающий контроль элементов стрелочных переводов - тема научной статьи по общим и комплексным проблемам технических и прикладных наук и отраслей

Неразрушающий контроль элементов стрелочных переводов Non-Destructive Testing of Switch Components Текст научной статьи по специальности « Общие и комплексные проблемы технических и прикладных наук и отраслей народного хозяйства »
  • КОНТРОЛЬ УЛЬТРАЗВУКОВОЙ , 
  • СВАРНОЙ ШОВ , 
  • КРЕСТОВИНА , 
  • ОСТРЯКОВЫЙ РЕЛЬС , 
  • РАМНЫЙ РЕЛЬС , 
  • УСОВИК , 
  • СЕРДЕЧНИК , 
  • СТРЕЛОЧНЫЙ ПЕРЕВОД
Аннотация
научной статьи по общим и комплексным проблемам технических и прикладных наук и отраслей народного хозяйства, автор научной работы — Рождественский С. А.

Выполнен анализ применяемых средств контроля и технологической документации на ультразвуковой контроль элементов стрелочных переводов. Приведены результаты исследований по обоснованию схем прозвучивания и уровней чувствительности контроля, а также основные положения разработанных автором технологической инструкции по контролю сварных швов крестовин проекта 2750 и правил контроля элементов стрелочных переводов.

Abstract 2008 year, author — Rozhdestvenskiy S. A.

The paper deals with testing means and technological documentation used for ultrasonic testing of switch components. The results of investigations for substantiation of ultrasonic testing schemes and the levels of testing sensitivity are presented. The author has developed the main principles of technological instructions for testing the frog welds (2075 project) as well as the rules for switch components testing.

Научная статья по специальности " Общие и комплексные проблемы технических и прикладных наук и отраслей народного хозяйства " из научного журнала "Известия Петербургского университета путей сообщения", Рождественский С. А. Текст
научной работы на тему "Неразрушающий контроль элементов стрелочных переводов". Научная статья по специальности "Общие и комплексные проблемы технических и прикладных наук и отраслей народного хозяйства"

?Общетехнические и социальные проблемы
201
УДК 620.19
С. А. Рождественский
НЕРАЗРУШАЮЩИЙ КОНТРОЛЬ ЭЛЕМЕНТОВ СТРЕЛОЧНЫХ ПЕРЕВОДОВ
Выполнен анализ применяемых средств контроля и технологической документации на ультразвуковой контроль элементов стрелочных переводов. Приведены результаты исследований по обоснованию схем прозвучивания и уровней чувствительности контроля, а также основные положения разработанных автором технологической инструкции по контролю сварных швов крестовин проекта 2750 и правил контроля элементов стрелочных переводов.
контроль ультразвуковой, сварной шов, крестовина, остряковый рельс, рамный рельс, усовик, сердечник, стрелочный перевод.
1 Состояние неразрушающего контроля элементов стрелочных переводов
Анализ статистики обнаружения дефектов стрелочных переводов, проведенный по сети железных дорог ОАО РЖД, показал, что наибольшее число дефектов выявляется в сердечниках крестовин стрелочных переводов. Распределение дефектов по элементам стрелочных переводов приведено на рисунке 1.
Рис. 1. Распределение дефектов в стрелочных переводах по местам их образования
ISSN 1815-588 X. Известия ПГУПС 2008/1
ОЕщетехнические и социальные проблемы
В соответствии с НТД/ЦП-1 -93 [1] и дополнением к НТД/ЦП-1-93 [2] дефекты в стрелочных переводах, подлежащие выявлению, классифицируются по месту образования: в рамных рельсах (ДР); в остряках (ДО); в соединительных путях (имеют тот же характер, что и в рельсах нормального профиля); в сердечниках цельнолитых крестовин (ДС, ДУ); в цельнолитых сердечниках крестовин с привариваемыми рельсовыми окончаниями; в усовиках и сердечниках стрелочных переводов с непрерывной поверхностью катания (ДУН, ДСН).
В настоящее время неразрушающий контроль элементов стрелочных переводов проводится с применением съемных дефектоскопов для сплошного контроля рельсов («Поиск-2», «Поиск-103», «Авикон-01», «Авикон-11», РДМ-2, РДМ-22, АДС-02), дефектоскопных средств для вторичного контроля рельсов (РДМ-3, РДМ-1, РДМ-1М1, «Рельс-6», АКР-1224), дефектоскопов для контроля сварных стыков («Рельс-6», РДМ-3, РДМ-33, «Пеленг УД2-102», «Авикон-02Р») и мобильных средств сплошного контроля рельсов (АМД-1, АМД-3, АГМс-Д, АС-5Д, АД3, МТКП, ЛДМ, СПС, УЗВД, СВД («Вигор»), СВД («Радиоавионика»), СВД («Твема»), МВД).
Из перечисленных наиболее эффективными средствами для контроля элементов стрелочных переводов являются съемные дефектоскопные тележки, дефектоскопы для ручного контроля, а также средства вторичного контроля рельсов. Однако положение с контролем осложняют следующие обстоятельства:
в холодное время года затруднен контроль элементов стрелочных переводов дефектоскопами для вторичного контроля и дефектоскопами для контроля сварных стыков;
большая трудоемкость контроля, ввиду чего требуется корректировка норм на контроль;
отсутствие утвержденных правил контроля и технологических инструкций на контроль элементов стрелочных переводов имеющимися дефектоскопическими средствами.
За 2000-2005 годы парк эксплуатируемых средств диагностики обновился более чем на 60%, в том числе вагонов-дефектоскопов - на 52%, съемных дефектоскопов - на 66%, что позволило довести эффективность средств дефектоскопии до 99,92%.
Однако параллельное обновление нормативно-технической документации, регламентирующей работу средств НК рельсов, шло гораздо медленнее.
В частности, в основном документе - Приказе №2ЦЗ:
не регламентирована работа большого числа современных дефектоскопических средств;
ISSN 1815-588 X. Известия ПГУПС 2008/1
Общетехнические и социальные проблемы
203
месячные нормы проверки приведены для старых и почти не используемых сейчас средств контроля;
большое количество вопросов вызывает методика расчета периодичности контроля.
Документы, регламентирующие общую технологию контроля, отсутствуют или требуют переработки, например, Правила контроля стрелочных переводов отсутствуют.
В связи с этим была сформулирована задача разработать технологию контроля элементов стрелочных переводов.
2 Исследования по обоснованию методик контроля
Как было показано выше, одним из элементов стрелочного перевода, в котором наиболее часто выявляются дефекты, является сердечник. Среди прочих на сети железных дорог с 1998 года широко применяются стрелочные переводы проекта 2750, имеющие сварную крестовину из нелитой и литой частей (рис. 2).
Выпуск крестовин данного проекта был начат Новосибирским стрелочным заводом в 1998 году. В настоящее время крестовины изготавливаются и на Муромском стрелочном заводе. Всего было выпущено и уложено в путь более 2000 крестовин.
Крестовина данного стрелочного перевода имеет ряд особенностей, которые необходимо принимать во внимание при ультразвуковом контроле (УЗК). Так, крестовина имеет трехслойную структуру, что обусловлено химическим составом свариваемых материалов. Рельсовые окончания свариваются между собой продольным сварным швом в зоне головки и подошвы, затем выполняется приварка сваренных между собой рельсовых окончаний к литой части сердечника из высокомарганцовистой стали через вставку из хромоникелевой стали.
ISSN 1815-588 X. Известия ПГУПС 2008/1
ООбщетехнические и социальные проблемы
Рис. 2. Строение сварного сердечника крестовины проекта 2750
По причине отсутствия методики контроля сварных швов крестовин стрелочных переводов проекта 2750 и для своевременного выявления дефектов, а также повышения безопасности движения поездов в рамках плана НТР ОАО РЖД было принято решение о разработке «Технологической инструкции по неразрушающему контролю сварных швов крестовин проекта 2750 в условиях их эксплуатации».
Для обоснования исходных требований к инструкции был проведен анализ дефектов, возникающих в сварных швах приварки рельсовых окончаний к сердечнику, а также исследованы акустические характеристики металлов, составляющих сварной шов сердечника крестовины.
На основе информации, полученной с четырех железных дорог, были построены распределения дефектов в сварных стыках крестовин стрелочных переводов проекта 2750 по пропущенному тоннажу и по расположению в зонах сечения рельса (рис. 3, 4).
ISSN 1815-588 X. Известия ПГУПС 2008/1
Общетехнические и социальные проблемы
205
Рис. 3. Выход дефектов по пропущенному тоннажу
Рис. 4. Распределение дефектов по сечению рельса
Проведенный анализ дефектов, возникающих в сварных швах крестовин данного проекта, показал следующее.
Основным типом дефектов в
поперечном сварном шве является выходящая на поверхность
вертикальная трещина, расположенная в месте приварки рельсовых окончаний и хромоникелевой вставки (рис. 5).
В примыкающем к поперечному сварному шву продольном шве свариваемых вместе рельсовых
окончаний, помимо технологического непровара, имеются также
Рис. 5. Трещина в поперечном сварном шве
ISSN 1815-588 X. Известия ПГУПС 2008/1
ООбщетехнические и социальные проблемы недопустимые непровары.
Исследования акустических свойств металлов, составляющих данные сварные швы, проводились в целях обоснования основных параметров методики контроля сварных швов крестовины. Для этого из части головки сердечника крестовины был изготовлен образец, содержащий как поперечный, так и продольный сварной швов (рис. 6).
Рис. 6. Образец для измерения акустических свойств металлов, составляющих сварной шов сердечника крестовины
В данном образце было проведено исследование зависимости скорости и затухания ультразвука от размещения пьезоэлектрического преобразователя (ПЭП) относительно сварных швов.
Полученные результаты позволяют сформулировать следующее: на границе поперечного сварного шва наблюдается скачкообразное изменение скорости ультразвуковых колебаний. Данное изменение скорости носит локальный характер и не влияет на достоверность результатов контроля. Полученные зависимости затухания ультразвука на различных участках сварного шва (рис. 7, где U1 и U2 - соответственно амплитуда первого и второго донного сигнала) демонстрируют значительное увеличение затухания ультразвука в зоне поперечного сварного шва и в литой части образца, что показывает необходимость проводить УЗК поперечного сварного шва со стороны приваренных рельсовых окончаний.
При разработке Технологической инструкции предусматривалась возможность ее применения с использованием имеющихся средств контроля.
ISSN 1815-588 X. Известия ПГУПС 2008/1
Общетехнические и социальные проблемы
207
Рис. 7. Зависимость затухания ультразвука в образце
3 Разработанные нормативные документы
С учетом перечисленных выше требований была разработана «Технологическая инструкция по неразрушающему контролю сварных швов крестовин проекта 2750 в условиях их эксплуатации» [3].
Контроль по данной Технологической инструкции производится в два этапа:
1) визуальный контроль для выявления поверхностных дефектов в сварных швах приварки крестовин стрелочного перевода типа продольных трещин на поверхности катания головки, а также поперечных трещин в головке, шейке и подошве;
2) УЗК для выявления внутренних и выходящих на поверхность дефектов в сварных швах крестовин стрелочного перевода типа трещин, непроваров, газовых раковин и неметаллических включений, а также дефектов типа поперечных трещин в головке, шейке и подошве, кроме ее перьев.
При проведении визуального контроля поперечного сварного шва необходимо принимать во внимание, что контролируемый шов состоит из металлов с различными магнитными свойствами, ввиду чего на границе металлов возможно скопление металлической пыли, визуально похожее на трещину.
ISSN 1815-588 X. Известия ПГУПС 2008/1
ООбЩетехнические и социальные проблемы
УЗК продольного шва и поперечного сварного шва выполняется только с поверхности катания и с боковых поверхностей рельсовых окончаний в четыре этапа:
1) контроль с поверхности катания эхо-методом продольного шва в головке рельса ПЭП с углом ввода луча а = 50°, Ку = 16 дБ;
2) контроль с поверхности катания эхо-методом поперечного шва в области головки рельса, шейки рельса и ее проекции в подошву рельса ПЭП с углом ввода луча а = 50°, Ку =24 дБ;
3) контроль с боковых поверхностей головки поперечного шва эхометодом с боковых граней головки ПЭП с углом ввода луча а = 50°, Ку = = 24 дБ;
4) контроль с поверхности катания зеркальным методом поперечного шва в области шейки рельса и ее проекций в подошву и головку рельса двумя ПЭП с углом ввода луча а = 45°, включенными по раздельной схеме, Ку = 16 дБ.
Время контроля 25-30 минут. Контроль проводится при температуре окружающего воздуха не менее 5°С.
Признаками обнаружения дефекта являются:
при визуальном контроле - следы трещины;
при УЗК эхо-методом - наличие в стробе зоны контроля сигнала, вызывающего срабатывание индикатора;
при УЗК зеркальным методом - появление сигнала в зоне h

180 мм.
В зависимости от результатов контроля принимается решение:
1) обнаружены внутренние дефекты в продольном сварном шве -крестовина относится к дефектной, за ней устанавливается усиленное визуальное наблюдение;
2) визуально обнаружено наличие трещины в продольном сварном соединении - крестовина считается остродефектной и подлежит немедленной замене. К остро дефектным относят также крестовину, в которой при визуальном или ультразвуковом контроле обнаружен дефект в поперечном шве.
Крестовина проекта 2750 является одним из элементов стрелочного перевода. Кроме нее контролю подлежат рамные рельсы и соединительные рельсы, усовики, остряки.
Общие правила контроля элементов стрелочного перевода [4] также разработаны на основе дополнительных опытных исследований и анализа опыта контроля пути. Данные правила распространяются на УЗК элементов стрелочных переводов в пути однониточным многоканальным дефектоскопом.
УЗК подлежат (рис. 8):
ISSN 1815-588 X. Известия ПГУПС 2008/1
Общетехнические и социальные проблемы
209
а) рамные рельсы и соединительные рельсы;
б) усовики - только в рельсовой части переднего вылета крестовины до начала литого сердечника;
в) остряки - от корня до места, где плоский кант головки не менее 18 мм и параллелен подошве. Высокая корневая часть остряка, в пределах от выпрессовки и до его ближнего конца, проверяется согласно технологии контроля зоны болтовых стыков рельсов используемым типом дефектоскопа. Средняя корневая часть остряка, расположенная между выпрессовкой и сечением, где ширина плоского наката не менее 18 мм, контролируется всеми каналами эхо-метода и зеркально-теневого метода (ЗТМ). При этом следует настроить зону контроля канала ЗТМ РС-ПЭП на высоту контролируемой части остряка.
Рис. 8. Одиночный обыкновенный стрелочный перевод (участки, подлежащие УЗК, отмечены пунктиром)
УЗК элементов стрелочных переводов с непрерывной поверхностью катания (СПНПК) (рис. 9) и сечений остряков, не описанный выше, осуществляют путем прозвучивания зоны головки, устанавливая ручной ПЭП П121-2,5-70 перпендикулярно поперечному сечению остряка и перемещая в направлении от корня к острию с систематическим разворотом в обе стороны на 15. 250.
УЗК рельсов сердечника СПНПК в зонах от первых болтовых отверстий до сечения, площадь поверхности катания в котором становится меньше площади контактной поверхности призмы ПЭП, и контроль остряков рельсов в зонах над креплением тяг осуществляется при установке ручного ПЭП П121-2,5-70 в центре поверхности катания.
Контроль острия рельсов сердечника СПНПК в зонах острия до сечения, в котором площадь поверхности катания становится равной
ISSN 1815-588 X. Известия ПГУПС 2008/1
Об0щетехнические и социальные проблемы
площади контактной поверхности призмы ПЭП, и контроль остряков рельсов в зоне от острия до первой стрелочной тяги осуществляется при установке ручного ПЭП П121-2,5-70 на боковую грань острия параллельно образующей.
Рис. 9. Крестовина с подвижным сердечником, собранным из остряковых рельсов (участки, подлежащие контролю, отмечены штриховкой):
1 - литая часть усовиков; 2 - длинный рельс сердечника;
3 - короткий рельс сердечника
Основные параметры контроля представлены в таблице.
ТАБЛИЦА. Основные параметры УЗК элементов стрелочных переводов
Угол ввода а, град Мертвая зона М, мм Условная чувствительность Ку, дБ
0 <6 16
70 <3 16
45 - 18
55 (58) <8 16
Заключение
Разработанная по результатам проведенных исследований «Технологическая инструкция по неразрушающему контролю сварных швов крестовин проекта 2750 в условиях их эксплуатации. ТИ 07-47.2005» утверждена, а «Правила контроля элементов стрелочного перевода» готовятся к утверждению в ОАО РЖД. Их применение на сети дорог позволит повысить безопасность движения поездов.
Библиографический список
ISSN 1815-588 X. Известия ПГУПС 2008/1
Общетехнические и социальные проблемы
211
1. НТД/ЦП 1-2-3-93 Классификация дефектов рельсов. Каталог дефектов рельсов. Признаки дефектных и остродефектных рельсов. - М. Транспорт, 1993. - 64 с.
2. Дополнение к НТД/ЦП 1-2-3 -93. Классификация дефектов и повреждений элементов и повреждений стрелочных переводов. Каталог дефектов и повреждений элементов стрелочных переводов. Признаки дефектных и остродефектных элементов стрелочных переводов. - М. Транспорт, 1993. - 64 с.
3. Технологическая инструкция по неразрушающему контролю сварных швов крестовин проекта 2750 в условиях их эксплуатации. ТИ 07.47-2005. - М. Департамент пути и сооружений ОАО РЖД, 2006. - 24 с.
ISSN 1815-588 X. Известия ПГУПС 2008/1

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Рождественский С. А. Неразрушающий контроль элементов стрелочных переводов // Известия Петербургского университета путей сообщения. 2008. №1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/nerazrushayuschiy-kontrol-elementov-strelochnyh-perevodov (дата обращения: 04.10.2016).

Рождественский С. А. "Неразрушающий контроль элементов стрелочных переводов" Известия Петербургского университета путей сообщения (2008). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/nerazrushayuschiy-kontrol-elementov-strelochnyh-perevodov (дата обращения: 04.10.2016).

Рождественский С. А. (2008). Неразрушающий контроль элементов стрелочных переводов. Известия Петербургского университета путей сообщения URL: http://cyberleninka.ru/article/n/nerazrushayuschiy-kontrol-elementov-strelochnyh-perevodov (дата обращения: 04.10.2016).

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Рождественский С. А. Неразрушающий контроль элементов стрелочных переводов // Известия Петербургского университета путей сообщения. 2008. №1 С.83-93.

Рождественский С. А. "Неразрушающий контроль элементов стрелочных переводов" Известия Петербургского университета путей сообщения (2008).

Рождественский С. А. (2008). Неразрушающий контроль элементов стрелочных переводов. Известия Петербургского университета путей сообщения

Другие статьи

План-конспект урока по теме: раздел «Стрелочный перевод»Урок № 1: устройство стрелочного перевода

План-конспект урока по теме:
раздел «Стрелочный перевод»Урок № 1: устройство стрелочного перевода.
Предварительный просмотр:

Урок № 1 раздела «Стрелочный перевод»

Тема урока: устройство стрелочного перевода.

Цель урока: объяснить назначение стрелочного перевода; сформировать понятие об устройстве стрелочного перевода; его основных элементах и их функциях.

МТО: действующий стрелочный привод; открытый стрелочный привод; учебный фильм: «Стрелочный электропривод» и «Корпус.AVI»; динамический кадр стрелочного перевода; презентационные рисунки; раздаточный материал: схема стрелочного перевода; кинематическая схема электропривода.

Орг. Момент: подготовка к уроку.

Проверка полноценности записей в конспекте.

Изложение нового материала.

Самостоятельная работа учащихся: выполнение схем, чертежей, расчётов.

Закрепление материала: повторение - трудных вопросов, основных положений темы, ответы на вопросы, выполнение устных и письменных заданий.

Подведение итогов урока.

Домашнее задание: выучить элементы стрелочного перевода; функции механизма стрелочных переводов; что должны обеспечивать стрелочные электроприводы; из каких узлов состоит стрелочный электропривод;

с рисунка скопировать кинематическую схему редуктора в конспект.

Изложение нового материала: назначение стрелочного перевода.

Изменение направления движения рельсового транспорта производится устройством стрелочного перевода.

Посмотрите принцип работы стрелки (движущийся рисунок и фото стрелки ).

Теперь посмотрим, как стрелочный перевод работает в реальном режиме:

Фильм: Стрелочный электропривод (учебный фильм).mp4 кадры 07.25 до 07.38 (гиперссылка на место расположения фильма).

Рассмотрим схему стрелочного перевода: объяснение устройства стрелочного перевода на схеме.

Самостоятельная работа: вычерчивание устройства стрелочного перевода, по индивидуальным карточкам- схемам.

Запись в тетради:

Стрелочный перевод состоит из:

Рамных рельсов; Контррельсов; Усовиков крестовин; Сердечников крестовин; Стрелок – изменяющих направление движения поезда; механизма перевода стрелок.

Механизм перевода стрелок.

Фильм: Стрелочный электропривод (учебный фильм).mp4 кадры 02.46 до 04.41 (гиперссылка на место расположения фильма)

Перевод стрелок выполняется механизмом стрелочного перевода.

Функциями механизма стрелочных переводов являются:

  1. Перевод стрелок – перемещение остряков стрелки в противоположное положение;
  2. Запирание стрелок – фиксация остряков стрелки в установленном положении;
  3. Контроль положения стрелок – передача информации о положении стрелок на пульт диспетчера
  4. Перевод стрелок вручную – возможность изменения положения стрелки вручную вращением курбельной рукояткой.
  5. Возврат стрелок из промежуточного положения в первоначальное – восстановление нормального режима работы стрелки.

Вычерчивание стрелочного механизма.vsd по карточкам-схемам

Механизм стрелочного перевода состоит:

Стрелочного электропривода; стрелочной гарнитуры – крепления элементов привода; рабочей тяги, соединительной тяги и контрольных тяг.

Монтаж, ремонт и контроль работы стрелочного привода прямая обязанность электрика СЦБ.

Остальные виды работ – область путейцев.

Стрелочные электроприводы должны:

  1. Обеспечивать при крайних положениях стрелок плотное прилегание прижатого остряка к рамному рельсу.
  2. Не допускать замыкания остряков стрелки при зазоре между прижатым остряком и рамным рельсом 4 мм. и более.
  3. Отводить другой остряк от рамного рельса на расстояние не менее 125 мм.

Фильм: ручной перевод привода.AVI (гиперссылка на место расположения фильма)

Демонстрация работы действующего электропривода и ознакомление с его основными узлами.

Стрелочный электропривод состоит:

  1. Корпуса – для установки и крепления элементов механизма привода.
  2. Электродвигателя – преобразующего электрическую энергию во вращение ротора.
  3. Вала – передающего вращение ротора двигателя на редуктор.
  4. Редуктора – уменьшающего частоту оборотов ротора двигателя, но увеличивающего силу вращения главного вала с шиберной шестернёй.
  5. Шиберной шестерни – перемещающей шиберную рейку.
  6. Шиберной рейки – перемещающей рабочую тягу вместе с остряком стрелочного привода.

Рассмотрим отдельные узлы стрелочного электропривода.

Весь механизм редуктора помещается в чугунном корпусе

Корпус имеет приливы на которые устанавливаются узлы привода.

Корпус закрывается крышкой и запирается замком.

В стенках корпуса - две вертикальные прорези для ввода монтажных проводов подключения привода к источнику питания.

Демонстрация анимации сборки корпуса. Фильм: корпус.AVI

Трёхфазный асинхронный типа МСТ.

Мощность 0,3 кВт

Соединение обмоток: звезда/треугольник, на напряжение 190/110 Вольт

Номинальный крутящий момент на валу М = 3,43 Н*м. (вращающая сила)

Номинальный ток при соединении «звезда» I н =1.8 А;

Частота вращения n= 875 об/мин

Концы вала двигателя имеют квадратные хвостовики.

Квадратный хвостовик с наружной стороны- для установки курбельной рукоятки.

Квадратный хвостовик со стороны редуктора – для установки муфты соединяющей двигатель с промежуточной муфтой, которая соединяется пазом и выступом с муфтой вала редуктора, также имеющей квадратный хвостовик.

Разборные двух кулачковые муфты передают вращательное движение с вала двигателя на вал редуктора.

Показ двух кулачковой муфты.

Разборная двух кулачковая муфта необходима для удобства замены двигателя без снятия редуктора.

Курбельная рукоятка – рукоятка, устанавливается на вал двигателя для перевода стрелок вручную.

Демонстрация работы курбельной рукоятки.

На следующем уроке исследуем устройство и принцип работы редуктора стрелочного привода, для этого вам необходимо начертить кинематическую схему редуктора по карточкам-схемам.

Закрепление материала: 1. По чертежам устройства стрелочного перевода и стрелочного механизма, задание на экране.

2. На действующем электроприводе укажите его элементы и расскажите их назначение.

Задание демонстрируется на экране.

Подведение итогов, простановка оценок.

Домашнее задание: выучить элементы стрелочного перевода; функции механизма стрелочных переводов; что должны обеспечивать стрелочные электроприводы; из каких узлов состоит стрелочный электропривод;

с рисунка скопировать кинематическую схему редуктора в конспект.

Предварительный просмотр:

Эксплуатация стрелочных переводов

Эксплуатация стрелочных переводов

15.3. Стрелки, расположенные на главных и приемоотправочных путях, а также охранные должны находиться в нормальном положении.

Нормальным положением для стрелок является: входных на главных путях станций однопутных линий — направление с каждого конца станции на разные пути;

входных на главных путях станций двухпутных линий — направление по соответствующим главным путям;

всех остальных на главных путях перегонов и станций, за исключением стрелок, ведущих в предохранительные и улавливающие тупики,— направление по соответствующим главным путям;

ведущих в предохранительные и улавливающие тупики — направление в эти тупики.

На станциях малодеятельных линий, где обслуживание двух стрелочных постов осуществляется одним дежурным стрелочного поста, а также где не предусмотрены в штате работники службы перевозок, нормальное положение входных стрелок на главных путях однопутных линий устанавливается начальником отделения железной дороги, а при отсутствии в составе железной дороги отделений железной дороги—главным инженером железной дороги.

Нормальное положение стрелок указывается знаком плюс в таблицах взаимозависимости положения стрелок и сигнальных показаний светофоров в маршрутах. Для станций с нецентрализованными стрелками нормальное их положение, кроме того, указывается в техническо-распорядительном акте станции и выписках из него. В необходимых случаях начальником станции устанавливается нормальное положение нецентрализованных стрелок, не включенных в зависимость с сигналами и маршрутами, ведущих на станционные пути, выделенные для стоянки восстановительных и пожарных поездов, вагонов с опасными грузами класса I (взрывчатыми материалами) и т. п.

Установленное нормальное положение обозначается на станинах стрелок и на кожухах приводов стрелок электрической централизации.

Стрелки в другое положение могут переводиться при:

приготовлении маршрутов для приема и отправления поездов;

занятии путей подвижным составом;

необходимости ограждения мест препятствий и производства работ на станционных путях;

очистке, проверке и ремонте стрелок.

На станциях с электрической централизацией установка стрелок в нормальное положение необязательна, за исключением стрелок, ведущих в предохранительные, улавливающие тупики, сбрасывающих стрелок, которые должны устанавливаться в нормальное положение устройствами автоматического возврата, а при их отсутствии — дежурным по станции.

15.4. Стрелочный перевод, уложенный на перегоне, приписывается к одной из соседних станций или же у места ответвления устраивается пост.

Порядок технического обслуживания, освещения, охраны этих стрелочных переводов, а также порядок хранения ключей от стрелок устанавливается начальником отделения железной дороги, а при отсутствии в составе железной дороги отделений железной дороги — главным инженером железной дороги.

15.5.Каждый пост управления стрелками и сигналами должен находиться в ведении только одного работника, являющегося ответственным за перевод управляемых им стрелок и сигналов и за безопасность движения: станционный пост централизации — в ведении дежурного по станции, исполнительный — дежурного станционного поста централизации, оператора поста централизации, стрелочный пост — дежурного стрелочного поста, постцентрализации механизированной и автоматизированной сортировочной горки — дежурного по сортировочной горке или оператора сортировочной горки.

Разрешается на станциях обслуживание двух стрелочных постов одним дежурным стрелочного поста, а отдельных стрелок и постов — непосредственно дежурным по станции. Перечень таких станций устанавливается начальником отделения железной дороги, а при отсутствии в составе железной дороги отделений железной дороги — главным инженером железной дороги.

На станциях, расположенных на участках с диспетчерской централизацией, ответственным за перевод стрелок и управление сигналами является поездной диспетчер.

15.6. Для контроля за работой дежурных стрелочного поста на станциях в зависимости от путевого развития, характера и объема маневровой работы назначаются старшие дежурные стрелочного поста. На станциях, перечень которых устанавливается начальником отделения железной дороги, а при отсутствии в составе железной дороги отделений железной дороги — заместителем начальника железной дороги, старшие дежурные стрелочного поста могут назначаться непосредственно для обслуживания поста или одновременно для обслуживания поста и контроля за работой других дежурных стрелочных постов, расположенных в стрелочном районе. На центральные посты диспетчерской централизации и станционные посты централизации на станциях, кроме поездных диспетчеров или дежурных по станции, могут назначаться операторы поста централизации.

15.7. Перед приемом и отправлением поезда должны запираться стрелки, непосредственно входя щие в маршрут приема и отправления, а также охранные.

Перевод централизованных стрелок при приготовлении маршрута для приема и отправления поездов производится дежурным по станции или по его указанию оператором поста централизации. Перевод и запирание нецентрализованных стрелок при при­готовлении маршрута для приема или отправления поездов производятся дежурным стрелочного поста, старшим дежурным стрелочного поста или дежурным по станции при обслуживании им стрелок.

15.8. Ключи от запертых в маршрутах приема и отправления поездов нецентрализованных стрелок, не оборудованных ключевой зависимостью, должны храниться у дежурного по станции или у старшего дежурного стрелочного поста, а оборудованных — в исполнительном аппарате на стрелочном посту или в распорядительном аппарате дежурного по станции.

Ключи от запертых стрелок, не оборудованных ключевой зависимостью, на перегонах, а также на приемоотправочных путях промежуточных станций при занятии этих путей составами (без локомотивов) или отдельными вагонами должны храниться у дежурного по станции. Порядок хранения ключей от других наиболее ответственных стрелок (ведущих на пути, выделенные для стоянки вагонов с опасными грузами I класса (взрывчатыми материалами), восстановительных и пожарных поездов, стрелок съездов между главными путями, улавливающих тупиков и т.п.) и перечень этих стрелок устанавливаются в техническо-распорядительном акте станции.

15.9. Перевод стрелок при маневровых передви­жениях производится сигналистами или дежурными стрелочного поста по распоряжению лица, руководящего маневрами.

При маневровых передвижениях на станциях с электрической централизацией перевод стрелок осуществляется дежурным по станции или оператором поста централизации. В случае передачи стрелок с центрального на местное управление, а также при производстве маневров на нецентрализованных стрелках, не обслуживаемых дежурными стрелочного поста, допускается перевод стрелок работниками составительских или локомотивных бригад, кондукторами, дежурными по паркам, дежурными по станциям, начальником станции, приемосдатчиками груза и багажа, работниками локомотивного, вагонного депо и другими. Перечень станций с указанием номеров таких стрелок, а также работников, которым разрешается их перевод при производстве маневров, и порядок перевода стрелок устанавливаются начальником отделения железной дороги, а при отсутствии в составе железной дороги отделений железной дороги — заместителем начальника железной дороги.

Перед переводом централизованной стрелки обслуживающий ее работник должен в соответствии с порядком, установленным инструкцией по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации, убедиться в том, что стрелочный перевод не занят подвижным составом.

15.10. При необходимости выполнения работ по ремонту на стрелочном переводе сигналист или дежурный стрелочного поста (старший дежурный стрелочного поста) может допустить к производству. ремонта работников дистанции пути или дистанции сигнализации и связи только по разрешению дежурного по станции.

По окончании ремонта сигналист, дежурный стрелочного поста (старший дежурный стрелочного поста) обязаны убедиться в том, что состояние стрелочного перевода обеспечивает безопасное движение, и доложить об этом дежурному по станции.

15.11. Стрелочные переводы на станционных пу­тях, в том числе стрелочные переводы примыкающих путей, переданных в ведение других служб и организаций, находятся в распоряжении начальника станции.

Стрелочные переводы на путях других служб и организаций находятся в распоряжении начальников соответствующих подразделений железных дорог и организаций.

Начальники станций и соответствующих подразделений обязаны обеспечивать содержание стрелочных переводов, находящихся в их распоряжении, в чистоте и исправности, а также чистоту, исправность действия и хорошее освещение стрелочных указателей.

15.12. Контроль технического состояния, чистка, смазывание, закрепление и замена отдельных болтов осуществляются:

нецентрализованных стрелочных переводов — обслуживающими их дежурными стрелочного поста;

централизованных стрелочных переводов — работниками дистанции пути.

Порядок контроля технического состояния, чистки, смазывания, закрепления и замены отдельных болтов централизованных, а также нецентрализованных стрелочных переводов, не находящихся в ведении дежурных стрелочного поста, устанавливается начальником отделения железной дороги, а при отсутствии в составе железной дороги отделений железной дороги — главным инженером железной дороги.

Осмотры, проверки и неисправности стрелочных переводов

Осмотры, проверки и неисправности стрелочных переводов

Соединения и пересечения путей

До 7,5 тысяч деталей общей массой до 30 тонн входят в комплект современного стрелочного перевода. При движении поездов некоторые из них подвергаются значительному и резко изменяющемуся динамическому воздействию. Из-за стесненности территорий станций стрелочные переводы размещают, возможно, ближе друг к другу, а это вынуждает в большинстве случаев применять минимальные радиусы переводных кривых. При отклонении движущегося поезда с прямого пути на боковой давление на прижатый остряк и рамный рельс резко возрастает от нуля до максимального значения. В пределах «вредного пространства» крестовины бандажи колес накатываются на усовик, а затем на сердечник. При этом силы, воздействующие на несущие части стрелочного перевода, изменяются почти мгновенно, и резкие динамические импульсы расстраивают конструкцию перевода, несущие элементы его быстро изнашиваются. Поэтому очень важно тщательно проверять стрелочные переводы. Не реже одного раза в месяц стрелочные переводы на главных и приемо-отправочных путях осматривает начальник станции вместе с дорожным мастером и электромехаником СЦБ.

Нормы определяют. ширину колеи и желобов, шаг остряков, положение рельсовых нитей, ординаты наружных рельсов переводной и закрестовинной кривых, прилегание остряков к рамным рельсам и подвижного сердечника к усовику крестовины, износ основных металлических частей.

Ширину рельсовой колеи и уровень положения рельсовых нитей обычно измеряют путевым контрольным шаблоном ЦУП-2Д (рис. 1). На корпусе шаблона находятся два упора: неподвижный и подвижной, который прижимается к рельсу пружиной. С подвижным упором связан указатель и его положение на шкале отмечает ширину колеи в измеряемом сечении. На корпусе расположен и уровень, вращением винта устанавливаемый в горизонтальное положение. Связанный с ним указатель показывает величину возвышения одного рельса над другим. Измеряя ширину колеи, шаблон устанавливают на прямом участке пути перпендикулярно к рельсам, а на кривом – по направлению радиуса. Места контрольных измерений и соответствующие им нормы содержания стрелочных переводов колеи 1520 мм приведены в Инструкции по устройству верхнего строения железнодорожного пути.

Рис. 1 – Путевой контрольный шаблон ЦУП-2Д

Неисправности стрелочного перевода

Правила технической эксплуатации железных дорог запрещают эксплуатировать стрелочные переводы. у которых допущена хотя бы одна из следующих неисправностей :

  • разъединение стрелочных остряков и подвижных сердечников крестовин с тягами;
  • отставание остряка от рамного рельса, подвижного сердечника крестовины от усовика на 4 мм и более, измеряемое у остряка и сердечника тупой крестовины против первой тяги, у сердечника острой крестовины - в острие сердечника при запертом положении стрелки;
  • выкрашивание остряка или подвижного сердечника, при котором создается опасность набегания гребня, и во всех случаях на железнодорожных путях общего пользования, а на железнодорожных путях не общего пользования для стрелочных переводов марки 1/7 и положе, симметричных – марки 1/6, выкрашивание длиной:
    • на главных железнодорожных путях - 200 мм и более;
    • на приемо-отправочных железнодорожных путях – 300 мм и более;
    • на прочих станционных железнодорожных путях – 400 мм и более;
  • понижение остряка против рамного рельса и подвижного сердечника против усовика на 2 мм и более, измеряемое в сечении, где ширина головки остряка или подвижного сердечника поверху 50 мм и более;
  • расстояние между рабочей гранью сердечника крестовины и рабочей гранью головки контррельса менее 1472 мм;
  • расстояние между рабочими гранями головки контррельса и усовика более 1435 мм (рис. 2);
  • излом остряка или рамного рельса;
  • излом крестовины (сердечника, усовика или контррельса);
  • разрыв контррельсового болта в одноболтовом или обоих в двухболтовом вкладыше.

Вертикальный износ рамных рельсов, остряков, усовиков и сердечников крестовин и порядок их эксплуатации при превышении норм износа устанавливаются нормами и правилами.

Рис. 2 – Схема измерения в крестовине расстояний 1472 и 1435 мм (а ) и места ар контрольных измерений ширины колеи и желобов (б )

Рельсы и стрелочные переводы - Инструкция по движению Правила технической эксплуатации железных дорог российской федерации

Рельсы и стрелочные переводы
  • понижение остряка против рамного рельса и подвижного сердечника против усовика на 2 мм и более, измеряемое в сечении, где ширина головки остряка или подвижного сердечника поверху 50 мм и более (Рис.3.15,а);
  • расстояние между рабочей гранью сердечника крестовины и рабочей гранью головки контррельса менее 1472 мм;
  • расстояние между рабочими гранями головки контррельса и усовика более 1435 мм;
  • излом остряка или рамного рельса;
  • излом крестовины (сердечника, усовика или контррельса);
  • разрыв контррельсового болта в одноболтовом или обоих в двухболтовом вкладыше (Рис.3.15,б).

Вертикальный износ рамных рельсов, остряков, усовиков и сердечников крестовин и порядок эксплуатации их при превышении норм износа устанавливаются инструкцией МПС.

3.16. Рельсы на главных путях должны проверяться вагоном-дефектоскопом по графику, утвержденному начальником службы пути.

Рельсы и стрелочные переводы на главных и приемо-отправочных путях проверяются дефектоскопными тележками по графику, утвержденному начальником дистанции пути. Порядок пропуска поездов по рельсам и элементам стрелочных переводов, имеющим опасные дефекты (остродефектные), до их замены устанавливается МПС.

3.17. Укладка и снятие стрелочных переводов и глухих пересечений на станциях производятся по распоряжению начальника железной дороги.

Вновь уложенные и переустроенные стрелочные переводы и глухие пересечения на станциях и стрелочные переводы на перегонах принимаются в эксплуатацию комиссией, назначаемой начальником отделения железной дороги, а при отсутствии в составе железной дороги отделений - главным инженером железной дороги и, как правило, включаются в зависимость. Временно не включенные в зависимость стрелочные переводы могут быть приняты комиссией, но при этом начальником отделения железной дороги, а при отсутствии в составе железной дороги отделений - главным инженером железной дороги устанавливается порядок осмотра, закрепления остряков и проверки этих стрелок.

3.18. Контрольными стрелочными замками должны быть оборудованы нецентрализованные стрелки:

  • расположенные на путях, по которым производится прием и отправление поездов, а также охранные;
  • ведущие на пути, выделенные для стоянки вагонов с с опасными грузами класса 1 (взрывчатыми материалами);
  • ведущие на пути, предназначенные для стоянки восстановительных и пожарных поездов;
  • ведущие в предохранительные и улавливающие тупики;
  • ведущие на пути, выделенные для отстоя вагонов-дефектоскопов, путеизмерительных вагонов, путевых машин.

Стрелки и подвижные сердечники крестовин (кроме расположенных на горочных и сортировочных путях), в том числе централизованные и имеющие контрольные замки, должны быть оборудованы приспособлениями для возможности запирания их навесными замками. Эти приспособления должны обеспечивать плотное прилегание остряка к рамному рельсу, подвижного сердечника крестовины к усовику.

3.19. Нецентрализованные стрелки должны быть оборудованы стрелочными указателями - освещаемыми или неосвещаемыми, что указывается в техническо-распорядительном акте станции.

Стрелки, включенные в электрическую централизацию, и стрелки подгорочных горловин сортировочных парков указателями не оборудуются.

3.20. Ремонт и текущее содержание стрелочных переводов и глухих пересечений, установка, ремонт и содержание стрелочных указателей, сбрасывающих остряков, башмакосбрасывателей, поворотных брусьев, шарнирно-коленчатых замыкателей производятся дистанцией пути. Ремонт и техническое обслуживание имеющихся средств СЦБ на этих устройствах производятся дистанцией сигнализации и связи.