Руководства, Инструкции, Бланки

морфологический разбор глагола образец 3 класс img-1

морфологический разбор глагола образец 3 класс

Рейтинг: 4.1/5.0 (1883 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Морфологический разбор глаголов

Морфологический разбор глаголов На уроке вы сможете научиться производить морфологический разбор глагола, повторите основные понятия, связанные с темой «Глагол». В школе, проводя морфологический разбор глагола, вы показываете свое знание этой темы. Умение определять грамматические признаки может быть основой для других более интересных исследований. Вы сможете изучать историю языка; анализировать, какие грамматические категории использует автор в литературном произведении; проводить сравнительный анализ языков. Инструментом этого служит морфологический разбор.

План морфологического разбора глагола

Вопрос: что делать? что сделать? что делаешь? что сделаем? что делал? и т. п.

Общее значение: действие предмета.

Постоянные признаки:вид, переходность, возвратность, спряжение;

Непостоянные признаки:наклонение, время (в изъявительном наклонении), лицо (в повелительном наклонении, в настоящем и будущем времени), род (в условном наклонении и в прошедшем времени в единственном числе), число (во всех формах, кроме неопределенной).

Схема 1. Непостоянные признаки глагола

Образец: На окраине одного маленького шведского городка вы увидите запущенный сад .

Морфологический разбор глагола

Увидите – глагол;

II. Пост. – сов. вид, перех. невозвр. II спряж.;

Непост. – изъявит. накл. буд.вр. 2л. мн.ч.

Некоторые трудности в морфологическом разборе глагола

Трудность, связанная с аналитическими формами глагола (состоящими из двух слов): ехал бы; буду рисовать; пусть едет. Здесь можно условное наклонение принять за прошедшее время, а будущее сложное за инфинитив, а повелительное наклонение перепутать с настоящим временем. Особенно если в предложении частицы бы или глагол-связка быть стоят отдельно от глагола.

Например: Если бы я завтра приехал. то обязательно пришел бы на день рождения.

Трудность, связанная с омонимичными формами: повелительное наклонение и формы настоящего или будущего времени (Учите, учите ).

повелит. накл. изъявит. накл.

Сравните: Учитеправила основательно. – Если вы учите правила основательно, то будете писать без ошибок.

  1. Разумовская М.М. Львова С.И. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. – 13-е изд. – М. Дрофа, 2009.
  2. Баранов М.Т. Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. – 34-е изд. – М. Просвещение, 2012.
  3. Русский язык. Практика. 7 класс. Под ред. С.Н. Пименовой – 19-е изд. – М. Дрофа, 2012.
  4. Львова С.И. Львов В.В. Русский язык. 7 класс. В 3-х ч. – 8-е изд. – М. Мнемозина, 2012.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Глагол как часть речи. СРЯ (Источник ).
  2. Спряжение глаголов (Источник ).
  3. Культура письменной речи. Правописание глаголов (Источник ).
  4. Розенталь Д.Э. Словарь лингвистических терминов (Источник ).
  5. Дидактические материалы. Раздел «Глагол» (Источник ).
  6. Стилистическое использование глаголов в художественной речи (Источник ).

Задание: прочитайте текст и выполните задания.

Я, вероятно, не сумею передать достаточно ярко и убедительно, как велико было мое изумление, когда я почувствовал. что почти каждая книга как бы открывает передо мною окно в новый, неведомый мир, рассказывая мне о людях, чувствах, мыслях и отношениях, которые я не знал, не видел.

Книги говорили мне о том, как велик и прекрасен человек в стремлении к лучшему, как много он может сделать на земле.

Я говорю всем: любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку. (По М. Горькому)

1. Найдите в тексте глаголы.

2. Выпишите примеры глаголов: а) совершенного и несовершенного вида; б) переходных и непереходных; в) возвратных и невозвратных.

3. Определите спряжение глаголов из последнего абзаца.

4. Какой глагол в данном тексте имеет формы разных времен? Как изменяются глаголы в настоящем, будущем и прошедшем времени?

5. Найдите глаголы в форме инфинитива. Определите их синтаксическую функцию. Каким членом предложения еще может быть инфинитив? Приведите свои примеры.

6. Произведите морфологический разбор выделенных слов.

Другие статьи

Разбор глагола - Русский язык без проблем

Разбор глагола

Морфологический разбор глагола (разбор под цифрой 3)

  1. Переходный глагол сочетается с прямым дополнением в винительном падеже без предлога (высмеять кого? двоечника; посадить что? розы), а от непереходного глагола так поставить вопрос нельзя (бежать что? куда? в школу).

Непереходные глаголы сочетаются с дополнениями посредством предлога.

  1. Возвратные глаголы имеют суффикс –ся (-сь). Все возвратные глаголы являются непереходными.
  2. Глаголы совершенного вида (СВ) отвечают на вопрос что сделать? (а НСВ – что делать?)
  3. К I спряжению относятся глаголы на –еть, –ать(-ять), –сти, –зти. –чь; ко II спряжению относятся глаголы на –ить и 13 глаголов-исключений.

Проще определить спряжение по второму лицу. Глаголы I спряжения всегда имеют окончание –ешь (поднимаешь – I спр. смотришь – II спр.)

Глаголы хотеть и бежать — разноспрягаемые

  1. Условное (сослагательное) наклонение – у глаголов с частицей бы. Повелительное наклонение глагола обозначает просьбу, приказ. Если нет ни того, ни другого – изъявительное наклонение.
  2. Время. Будущее время бывает простым (у глаголов СВ: напишу, скажу… ) и сложным (у глаголов НСВ: буду писать, буду говорить…)
  3. По лицам глаголы изменяются только в настоящем и будущем времени (я, ты, он..), они изменяются и по числам.
  4. Глаголы прошедшего времени изменяются по числам (писал — писали), а в ед.числе еще и по родам (писал — писала).
  5. Безличныминазываются глаголы, выражающие действия и состояния, протекающие сами по себе, без их производителя. При таких глаголах употребление подлежащего невозможно: смеркается, рассветает.

Примеры морфологического разбора глагола

(хотел) предостеречь — глаг. начальн. форма предостеречь;

постоянные признаки: перех. невозврат. СВ, I спр.;

непостоянные признаки: в форме инфинитива;

синтаксическая роль: основная часть составного глагольного сказуемого.

(буду) выращивать — глаг. начальн. форма выращивать;

постоянные признаки: перех. невозврат. НСВ, I спр.;

непостоянные признаки: изъяв. накл. сложн. будущ.вр. 1 лицо, ед.ч.;

синтаксическая роль: сказуемое.

пусть знает — глаг. начальн. форма знать;

постоянные признаки: перех. невозвр. НСВ, I спр.;

непостоянные признаки: в повелит. накл. 3 лице, ед. числе;

синтаксическая роль: сказуемое.

подождите — глаг. начальн. форма подождать;

постоянные признаки: перех. невозвр. СВ, I спр.;

непостоянные признаки: в повел. накл. 2 лице, мн. числе;

синтаксическая роль: сказуемое.

вошел бы — глаг. начальн. форма войти;

постоянные признаки: неперех. невозврат. СВ, I спр.;

непостоянные признаки: в условн. накл. пр. вр. муж. роде, ед. числе;

синтаксическая роль: сказуемое.

светает — глаг. начальн. форма светать;

постоянные признаки: неперех. невозврат. НСВ, I спр.;

непостоянные признаки: изъяв. накл. наст.вр. безличн. (употреблен в форме 3 л. ед.ч.);

синтаксическая роль: сказуемое.

умылся — глаг. начальн. форма умыться;

постоянные признаки: неперех. возврат. СВ, I спр.;

непостоянные признаки: изъяв. накл. прош.вр. муж.р. ед ч.;

синтаксическая роль: сказуемое.

Синтаксические функции инфинитива:

  1. В качестве подлежащего может выступать независимый инфинитив. Он стоит обычно перед сказуемым и отделяется от него тире (паузой). Читать эту книгу — наслаждение.
  2. Инфинитив, входящий в состав сказуемого, обозначает действие лица, названного подлежащим. Я буду говорить с ним. Не станем мы тебя уговаривать.
  3. Инфинитивное обстоятельство цели относится к глагольному сказуемому, обозначающему движение. Я пришел (с какой целью?) требовать справедливости .
  4. Инфинитив — дополнение обозначает действие другого лица или вообще не названного. Брат просил меня (о чем?) перевести текст.
  5. Инфинитив — определение стоит после определяемого существительного и отвечает на вопрос какой? У него появилось стремление (какое?) понять другого человека.
Добавить комментарий Отменить ответ

Литневская 396-475

/ 1 - 121 Литневская / Литневская 396-475

Морфологический разбор наречия

Все три комплекса в схеме разбора наречия не предусматривают раз­деления признаков на постоянные и непостоянные и описывают мор­фологические признаки в плане разбора так: 1. Неизменяемое слово. 2. Степень сравнения (если есть). Такая схема может запутать учаще­гося, поэтому предлагаем ее модифицировать следующим образом:

Наречие. Начальная форма.

—разряд по значению: определительное (образа действия, меры и степени) / обстоятельственное (места, времени, цели, причины),

•— степень сравнения (для качественных на -о/-е, для которых этот признак является постоянным),

— неизменяемое (для не имеющих степеней сравнения);

•— степень сравнения (для качественных на -о/-е с непостоян­ным признаком степеней сравнения).

3. Синтаксическая роль в предложении.

При разборе качественных наречий на -о/-е, образованных от ка­чественных прилагательных, надо обратить внимание на то, что при­знак степеней сравнения у некоторых из них может быть постоян­ным. Обычно эти наречия образованы от качественных прилагатель­ных с постоянным признаком степеней сравнения. Так, например, наречиеособо имеет постоянный признак положительной степени сравнения. При анализе наречий надо обратить внимание на то, что некоторые наречия, внешне похожие на форму сравнительной степе­ни, таковой не являются, например:Ты больше не приходи илиТы лучше почитай книгу. В этих предложениях невозможна замена на*Ты много не приходи или*Ты хорошо почитай книгу без потери смысла. Начальной формой этих наречий будетбольше илучше.

Несмотря на выделение комплексами 1 и 2 категории состояния, отдельная схема разбора для нее не дается. Разбор слов категории со­стояния осуществляется по той же схеме, что и наречия.

Образец разбора наречия.

Глянув на себя в зеркало, Николай Иванович отчаянно и дико завыл,но было уже поздно. Через несколько секунд он, оседланный, летел ку­да-то к черту из Москвы, рыдая от горя (М. А. Булгаков).Отчаянно — наречие, начальная формаотчаянно;

постоянные признаки: знаменательное, определительное, образа действия;

непостоянные признаки: в положительной степени сравнения; синтаксическая роль: обстоятельство. Дико — наречие, начальная формадико;

постоянные признаки: знаменательное, определительное, образа действия;

непостоянные признаки: в положительной степени сравнения; синтаксическая роль: обстоятельство. Поздно — наречие, начальная формапоздно;

постоянные признаки: знаменательное, определительное, образа действия;

непостоянные признаки: в положительной степени сравнения;

синтаксическая роль: часть сказуемого.

(Вариант разбора: Поздно — категория состояния, начальная формапоздно;

постоянные признаки: выражает оценку, неизменяемое;

непостоянные признаки: нет;

синтаксическая роль: часть сказуемого.) (уда-то — наречие, начальная формакуда-то;

постоянные признаки: местоименное, обстоятельственное, места, неизменяемое;

непостоянные признаки: нет;

синтаксическая роль: обстоятельство.

Морфологический разбор глагола

Разбор глагола предполагает исследование формы инфинитива или одной из спрягаемых форм; разбор причастия и деепричастия будет рас­смотрен отдельно.

Комплексы предлагают единую схему разбора предикативных форм и инфинитива, однако целесообразно дать учащимся отдельные схемы разбора.

Разбор инфинитива производится по следующей схеме:

Глагол. Начальная форма.

лицо (в наст. / буд. времени изъявительного наклоненияи в повелительном наклонении),

род (в ед. числе прошедшего времени изъявительного накло­нения и условного наклонения),

3. Синтаксическая роль в предложении.

Дадим комментарий к морфологическому разбору глагола.

При определении формы глагола важно правильно ее выписать из текста. Надо помнить, что у глагола представлено много составных форм: будущее время глаголов НСВ (буду читать), условное наклоне­ние(читал бы), некоторые формы повелительного наклонения(пустьчитает, давайте пойдем). При этом компоненты глагольной формы могут стоять в предложении неконтактно.

Начальной формой глагола является инфинитив (неопределенная фор­ма). Типичной ошибкой при указании начальной формы глагола является подмена инфинитива инфинитивом глагола другого вида, например, ука­зание на то, что начальная форма у глагола, имеющего в тексте форму забрел,забредать. Как было сказано при описании безличных глаго­лов, некоторые из них не имеют формы инфинитива(следует в значе­нии долженствования и др.), однако число таких глаголов минимально.

К постоянным признакам глагола относятся переходность, воз­вратность, вид и спряжение. В учебных комплексах 2 и 3 в схеме мор­фологического разбора глагола не указана переходность, в комплексе 1 в схеме не указана возвратность. Однако правильно указать и тот, и другой признак.

При указании переходности надо помнить, что переходность — это потенциальная способность глагола управлять существительным со зна­чением объекта в форме В. п. без предлога. Это значит, что, во-первых, переходный глагол в данном предложении может быть употреблен без поясняющего его существительного, например:Вечером я читал. Во-вто­рых, при определении переходности глагола надо обратить внимание

на значение существительного в В. п. без предлога. Так, например, в предложении Весь вечер я спал существительноевечер стоит в В. п. без предлога, однако оно имеет значение времени, а не объекта. Гла­голспать — непереходный.

Возвратность в школьных учебниках определяется по наличию у глагола постфикса-ся (-сь). Это означает, что у спрягаемых форм гла­гола не определяется такой морфологический признак, как залог, и формы страдательного залога спрягаемых форм типаДом строится рабочими считаются отдельными возвратными глаголами. В данном случае в соответствии со школьной грамматикой представлена форма глаголастроиться.

Определение вида глагола для носителя русского языка не представ­ляет особой сложности: к глаголу необходимо задать вопросчто делать?(делает? делал? и т. д.) иличто сделать? (сделает? сделал? и т. д.). Если анализируемый глагол двувидовой, то, исходя из конкретного кон­текста, в постоянных признаках указывается: двувидовой, здесь — СВ (или НСВ).

При определении спряжения глагола необходимо помнить о том, что этот процесс многоступенчатый и выполняется в соответствии с не­которым алгоритмом. Необходимо посмотреть, не являются ли личные окончания глагола ударными. В этом случае неважно, на что заканчива­ется инфинитив глагола(спать —IIспряжение,лить —Iспряжение). Если окончания безударные, надо определить, не является ли данный глагол приставочным производным от глагола с ударными окончаниями(вылить —Iспряжение). И только после этого можно применять прави­ло, в котором учитывается, на что оканчивается глагол в инфинитиве, не забывая про исключения и разноспрягаемые и особоспрягаемые глаголы.

К постоянным признакам глагола относится также его личный / без­личный характер, но этот признак в школьной грамматике указывать не принято.

Непостоянные признаки спрягаемых форм глагола зависят от того, в форме какого наклонения стоит данный глагол, поэтому признак наклонения (изъявительное, условное или повелительное) указывается в первую очередь.

При определении наклонения надо иметь в виду то, что мы харак­теризуем форму глагола, поэтому в том случае, когда форма наклоне­ния употреблена переносно (изъявительное в значении условного и др.), надо характеризовать форму глагола, а не его значение. Так, в предло­женииСходил бы ты за газетами условное наклонение употреблено в значении повелительного, однако при разборе указывается, что гла­гол стоит в форме условного наклонения.

Если глагол стоит в изъявительном наклонении, то затем указывает­ся время — настоящее, прошедшее или будущее. Как уже было сказа­но, у глаголов НСВ может быть все три времени, а форма будущего времени составная(буду читать), а у глагола СВ представлены только формы прошедшего и будущего времени, а будущее время имеет про­стую форму(прочитаю).

Признаки рода и лица никогда не бывают представлены в одной и той же форме. Родовая характеристика есть у глаголов в форме прошедше­го времени изъявительного наклонения(стоял, стояла, стояло) и в фор­ме условного наклонения(стоял бы). Морфологический признаклица представлен в остальных спрягаемых формах — настоящем и будущем времени изъявительного наклонения(пойду, пойдешь, пойдет) и в пове­лительном наклонении(пойдемте, пойди, пусть пойдут). Очень частой ошибкой является выделение признака лица у глаголов в прошедшем времени и в условном наклонении, когда эти глаголы употреблены в предложении с личными местоимениями, например:Я пошел в кино. Это неверно. Признак лица представлен в этом случае только у местоимения, а у глагола он отсутствует, ср.:Я /ты /он пошел в кино.

Число представлено у всех спрягаемых форм глагола.

Приведем образец морфологического разбора глагола.

Его нужно предостеречь.

Не надо,сказал Балаганов,пусть знает в другой раз, как
нарушать конвенцию.

Что за конвенция такая?

Подождите, потом скажу. Вошел, вошел! (И. Ильф и Е. Петров)Предостеречь — глагол, начальная формапредостеречь',

постоянные признаки: перех. невозврат. СВ, Iспр.;

непостоянные признаки: в форме инфинитива;

синтаксическая роль: часть сказуемого. Пусть знает — глагол, начальная формазнать;

постоянные признаки: перех. невозвр. НСВ, Iспр.;

непостоянные признаки: в повелит, накл. 3 лице, ед. числе;

синтаксическая роль: сказуемое. Нарушать — глагол, начальная форманарушать;

постоянные признаки: перех. невозврат. НСВ, Iспр.;

непостоянные признаки: в форме инфинитива;

синтаксическая роль: часть сказуемого. Подождите — глагол, начальная формаподождать;

постоянные признаки: перех. невозвр. СВ, Iспр.;

непостоянные признаки: в повел, накл. 2 лице, мн. числе;

синтаксическая роль: сказуемое.

Вошел — глагол, начальная формавойти;

постоянные признаки: неперех. невозврат. СВ, Iспр.; непостоянные признаки: в изъяв, накл. прош. вр. муж. роде, ед. числе; синтаксическая роль: сказуемое.

Морфологический разбор причастия

Во всех комплексах, в том числе и в тех, которые описывают при­частие как особую форму глагола (комплекс 3, предыдущие издания комплекса 1), приведена схема разбора причастия, соответствующая пониманию причастия как самостоятельной части речи. Если считать причастие самостоятельной частью речи, то действительные и страда­тельные причастия настоящего и прошедшего времени будут отдель­ными словами, а не формами одного и того же слова. Так, читающий,читавший, читаемый ичитанный будут признаны четырьмя само­стоятельными словами. Исходя из этой логики, предлагается следую­щаясхема разбора причастия как самостоятельной части речи:

Причастие. Начальная форма — И. п. муж. рода ед. числа.

падеж (для полных).

3. Синтаксическая роль в предложении.

Однако, как уже было сказано, схема разбора такого рода учащимся не предлагается.

Приведем образец разбора причастия как самостоятельной части речи.

Вертящаяся стеклянная дверь с медными пароходными поручнями втолкнула его в большой вестибюль из розового мрамора. В заземлен­ном лифте помещалось бюро справок. Оттуда выглядывало смеющеесяженское лицо (И. Ильф и Е. Петров).Вертящаяся — причастие, начальная формавертящийся',

постоянные признаки: возвр. НСВ, действительное, наст, времени;

непостоянные признаки: в жен. роде, ед. числе, И. п.;

синтаксическая роль: определение. Заземленном — причастие, начальная формазаземленный;

постоянные признаки: невозвр. СВ, страдательное, прош. времени;

непостоянные признаки: в полн. форме, муж. роде, ед. числе, П. п.;

синтаксическая роль: определение. Смеющееся — причастие, начальная формасмеющийся;

постоянные признаки: возвр. НСВ, действит. наст, времени;

непостоянные признаки: в жен. роде, ед. числе, И. п.;

синтаксическая роль: определение.

Такой же образец разбора принимается для комплекса 3, но допол­няется указанием на «глагол, от которого образовано причастие».

Если последовательно проводить точку зрения на причастие как на форму глагола, то разбор приведенных выше причастий должен быть следующим. Вертящаяся — глагол, начальная формавертеться;

постоянные признаки: неперех. возвр. НСВ, II спр. (искл.);

непостоянные признаки: в форме причастия, действит. наст, вре­мени, жен. рода, ед. числа, И. п.;

синтаксическая роль: определение. Заземленном — глагол, начальная формазаземлить;

постоянные признаки: перех. невозвр. СВ, II спр.;

непостоянные признаки: в форме причастия, страдат. прош. време­ни, полн. форма, муж. рода, ед. числа, П. п.; синтаксическая роль: определение. Смеющееся — глагол, начальная формасмеяться; постоянные признаки: неперех. возвр. НСВ,I спр; непостоянные признаки: в форме причастия, действит. наст, времени,

жен. рода, ед. числа, И. п.; синтаксическая роль: определение.

Морфологический разбор деепричастия

Морфологический разбор деепричастия, как и морфологический разбор причастия, должен зависеть от того, признаем ли мы дееприча­стие особой формой глагола, или мы считаем деепричастие самостоя­тельной частью речи. Однако все три комплекса предлагают схожие схемы разбора деепричастия: в морфологических признаках указывает­ся вид (комплекс 1 предлагает также указывать на неизменяемость, комплекс 2 — определять возвратность, а комплекс 3 — указывать, от какого глагола образовано деепричастие).

Тем не менее логично было бы предложить иные схемы разбора дее­причастия как в случае его интерпретации в качестве самостоятельной части речи, так и при признании его формой глагола.

Если исходить из того, что деепричастие — это самостоятельная часть речи, то схема разбора такова.

б) непостоянные признаки: в форме деепричастия.

3. Синтаксическая роль в предложении.

Дадим образец морфологического разбора деепричастия как само­стоятельной части речи.

Потягивая кислое вино, жмурясь от дыма трубки, он хмуро слушал,что говорила ему Зоя. Окончив, она хрустнула пальцами (А. Н. Толстой).Потягивая — деепричастие;

постоянные признаки: перех. невозвр. НСВ, неизменяемое;

непостоянные признаки: нет;

синтаксическая роль: часть обстоятельства. Жмурясь — деепричастие;

постоянные признаки: неперех. возвр. НСВ, неизменяемое;

непостоянные признаки: нет;

синтаксическая роль: часть обстоятельства. Окончив — деепричастие;

постоянные признаки: перех. невозвр. СВ, неизменяемое;

непостоянные признаки: нет;

синтаксическая роль: часть обстоятельства. <

Эти же деепричастия как формы глагола должны быть разобраны
следующим образом.

Потягивая — глагол, начальная формапотягивать;

постоянные признаки: перех. невозвр. НСВ, Iспр.;

непостоянные признаки: в форме деепричастия;

синтаксическая роль: часть обстоятельства. Жмурясь — глагол, начальная формажмуриться;

постоянные признаки: неперех. возвр. НСВ, IIспр.;

непостоянные признаки: в форме деепричастия;

синтаксическая роль: часть обстоятельства. Окончив — глагол, начальная формаокончить;

постоянные признаки: перех. невозвр. СВ, IIспр.;

непостоянные признаки: в форме деепричастия;

синтаксическая роль: часть обстоятельства.

Морфологический разбор предлога

Предлог разбирается по следующей схеме:

Виды разборов по русскому языку (5-9 классы)

Виды разборов по русскому языку (5-9 классы)

Схема фонетического разбора слова

1. Разбейте слово на слоги, укажите количество слогов.

2. Поставьте ударение в слове,

укажите ударный слог.

3. Запишите фонетическую

4. Охарактеризуйте звуки слова. Гласные: ударные — безударные, какой буквой обозначены; согласные: твёрдые, мягкие (парные, непарные), звонкие, глухие (парные, непарные), какой буквой обозначены.

5 Укажите количество звуков и букв.

от-бе-лить 3 слога

3-ий слог является ударным [адб'ил'ит']

[а] — гласный, безударный; обозначен буквой «о»;

[д] — согласный, твёрдый, парный (пара [д']); звонкий, парный (пара [т]); обозначен буквой «т»;

[б'] — согласный, мягкий, парный (пара [б]); звонкий, парный (пара [п']);обозначен буквой «б»;

[и] — гласный, безударный; обозначен буквой «е»;

[л'] — согласный, мягкий, парный (пара [л]); звонкий, непарный (пара [-]); обозначен буквой «л»;

[и] — гласный, ударный; обозначен буквой «и»;

[т ' ] — согласный, мягкий, парный (пара [т]); глухой, парный (пара [д']); обозначен буквами «т», «ь».

7 звуков, 8 букв

Разбор слова по составу (морфемный анализ)

  1. Определить, какой частью речи является анализируемое слово, в какой форме оно употреблено.
  2. Если слово изменяется, выделить формообразовательные морфемы
  3. Выделить основу.
  4. В основе выделить корень, словообразовательные морфемы (если есть).

Городской – прилагательное в форме мужского рода именительного падежа единственного числа.

Словообразовательный суффикс – ск -.

Морфологический разбор имени существительного

I. Часть речи. Общее значение.

II. Морфологические признаки.

1. Начальная форма (имен. падеж ед. числа).

2. Постоянные признаки: а) собственное или нарицательное, б) одушевленное или неодушевленное, в) род, г) склонение.

3. Непостоянные признаки: а) падеж, б) число.

III. Синтаксическая роль.

Ветер по морю гуляет…

I. ( По) морю – им. сущ. обозначает предмет, (что?) море ;

II. Н.ф.- море. нариц. неодуш. ср. р. 2 скл.; в дат. п. в ед. ч.;

III.В предложении является обстоятельством.

Морфологический разбор глагола

I. Часть речи. Общее значение.

II. Морфологические признаки.

1. Начальная форма (инфинитив).

2. Постоянные признаки: а) вид, б) спряжение, в) возвратность, г) переходность.

3. Непостоянные признаки: а) наклонение, б) число в) время (если есть), г) лицо (если есть), д) род (если есть).

III. Синтаксическая роль.

Работай до поту, так поешь в охоту.

I. Поешь - глагол, обозначает действие, (что сделаешь?) поешь.

II. Н.ф. – поесть ; сов. в. разноспряг. невозвр. перех.; в изъяв. накл. в буд. вр. в ед. ч. во 2 л.;

III. В предложении является сказуемым.

Морфологический разбор имени прилагательного

I. Часть речи. Общее значение.

II. Морфологические признаки.

1. Начальная форма (имен. падеж ед. числа муж. рода).

2. Постоянные признаки: разряд (качественное, относительное, притяжательное).

3. Непостоянные признаки: 1) у качественных: а) степень сравнения, б) краткая или полная форма; 2) у всех прилагательных: а) падеж, б) число, в) род (в ед. ч.).

III. Синтаксическая роль.

Под ним струя светлей лазури, над ним луч солнца золотой …

I. Золотой (луч) - им. прилаг. обозначает признак предмета, луч (какой?) золотой ;

II. Н.ф.- золотой, качеств, в полн. ф. в им.п. ед. ч. муж. р.;

III. В предложении является определением.

Морфологический разбор имени числительного

I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки.

1. Начальная форма (имен. падеж).

2. Постоянные признаки: а) простое или составное, б) количественное или порядковое, в) для количественных разряд: целое число или количество, дробное, собирательное.

3. Непостоянные признаки: а) падеж, б) число (если есть), в) род (если есть).

III. Синтаксическая роль

Школьный участок занимает десять гектаров.

I. Десять – им. числ. обозначает количество, (сколько?) десять ;

II.Н.ф.- десять. колич. прост. целое количество; в вин. п.;

III. В предложении является дополнением.

Морфологический разбор наречия

I.Часть речи. Общее значение.

II. Морфологические признаки.

1. Разряд по значению.

3. Степень сравнения (если есть).

III. Синтаксическая роль.

С севера порывисто дул ветер.

I. Порывисто – наречие, обозначает признак действия,

II. Дул (как?) порывисто. образа действия, неизм.;

III. В предложении является обстоятельством.

Морфологический разбор причастия

I. Часть речи (особая форма глагола). Общее значение. От какого глагола образовано.

II. Морфологические признаки.

1. Начальная форма (имен. падеж, ед. число, муж. род).

2. Постоянные признаки: а) действительное или страдательное, б) время, в) вид, г) возвратность.

3. Непостоянные признаки: а) полная или краткая форма (у страд. прич.), б) падеж (у причастий в полной форме), в) число, г) род (в ед. ч.).

III. Синтаксическая роль.

Остывшая за ночь степь окутана сизым туманом.

I .Остывшая (степь) – особая форма глагола – причастие, (какая?) остывшая. остыть + -вш-(ая) ;

II.Н.ф.- остывший. действ. прош. вр. сов. в. невозвр.; в им. п. ед. ч. ж. р.;

III. В предложении является определением.

Морфологический разбор деепричастия

I. Часть речи (особая форма глагола). Общее значение. От какого глагола образовано.

II. Морфологические признаки.

III. Синтаксическая роль.

От реки, окутывая прибрежные кусты, шел туман.

I .Окутывая - особая форма глагола – деепричастие,(как? Что делая?) окутывая. окутывать + -я- ;

II.Несов. в. невозвр. неизмен.;

III. В предложении является обстоятельством.

Морфологический разбор предлога

I. Часть речи. Для чего служит.
II. Морфологические признаки.

1. Простой или составной.

2. Производный или непроизводный.

По небу метались встревоженные галки.

I. По (небу) – предлог.

II. Простой. Непроизводный. Неизменяемый.

Морфологический разбор союза

I. Часть речи. Для чего служит.

II. Морфологические признаки.

1. Разряд: сочинительный (соединительный, разделительный, противительный) или подчинительный (изъяснительный, обстоятельственный (вид обст.)).

2. Простой или составной.

Водолазы спустились, для того чтобы проверить последний раз крепление понтонов.

I .Для того чтобы – союз, соединяет части сложного предложения;

II.Подчинит. обстоят. целевой, составной, неизменяемый.

Морфологический разбор частицы

I. Часть речи. Для чего служит.

II. Морфологические признаки.

1. Разряд (формообразующая, модальная (какое значение выражает)).

Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

I.Не – частица, служит для выражения отрицания,

Cинтаксический разбор простого предложения

1. Определить тип предложения по цели высказывания (повествовательное, побудительное, вопросительное).

2. Определить тип предложения по эмоциональной окраске (восклицательное, невосклицательное).

3. Найти грамматическую основу предложения и доказать, что оно простое.

4. Определить тип предложения по структуре:

а) двусоставное или односоставное (определенно-личное, неопределенно-личное, обобщенно-личное, безличное, назывное);

б) распространенное или нераспространенное;

в) полное или неполное;

г) осложненное (указать, чем осложнено: однородными членами, обособленными членами, обращением, вводными словами).

5. Разобрать предложение по членам и указать, чем они выражены.

6. Составить схему предложения и объяснить расстановку знаков препинания.

Синтаксический разбор сложного предложения

1. Определить тип предложения по цели высказывания (повествовательное, побудительное, вопросительное).

2. Определить тип предложения по эмоциональной окраске (восклицательное, невосклицательное).

3. Найти грамматические основы в предложении и доказать, что оно сложное.

4. Определить средства связи простых предложений в составе сложных (союзы, союзные слова, интонация) и установить тип данного сложного предложения (сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное, предложение с разными видами связи).

5. Если предложение сложносочиненное. то охарактеризовать смысловые отношения между составляющими его простыми; указать средства связи между простыми предложениями.

Если предложение сложноподчиненное. то назвать главное и придаточное; указать средства связи между простыми предложениями и вид придаточного.

Если предложение бессоюзное. то определить смысловые отношения между составляющими его простыми.

Если предложение с разными видами связи. то выделить смысловые части. Каждую часть разобрать как соответствующее простое или сложное предложение.

6. Составить схему предложения и объяснить постановку знаков препинания.

Схема лексического разбора слова

1. Определите лексическое значение слова в контексте.

2. Если слово многозначно, укажите другие его значения (при необходимости можно пользоваться толковым словарём русского языка).

3. Установите тип лексического значения в данном контексте: а) прямое; б) переносное.

4. Если значение переносное, охарактеризуйте вид переносного значения.

5. Постройте синонимический ряд для слова в данном значении.

6. Подберите антонимическую пару к данному слову.

7. Определите, является данное слово исконно русским или заимствовано из другого языка.

8. Установите принадлежность анализируемого слова к общеупотребительной лексике или лексике, ограниченной в употреблении.

9. Определите, является ли слово устаревшим.

10. Укажите, входит ли данное слово в состав фразеологизмов.

Схема орфографического разбора слова

1. Выписать контрольное слово.

2. Вставить пропущенные буквы или раскрыть скобки.

3. Подчеркнуть в слове место орфограммы.

4. Назвать орфограмму и объяснить (устно или письменно) условия правильного написания.

5. Указать проверочное слово (если возможно) и привести примеры слов с данной орфограммой.

Образец орфографического разбора слова

Скош..(н,нн)ая трава лежит ровными рядами.

Скошенная — правописание суффиксов причастий.

  1. Две буквы «н» пишутся в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени, если слово образовано от глагола совершенного вида (что сделать? — скосить): выкрашенный, прочитанный;
  2. Суффикс -енн- пишется в причастиях, образованных от глаголов на -ить, -еть или глаголов с основой на согласный.
  • Сведения об образовательной организации
    • Основные сведения
    • Структура и органы управления образовательной организацией
    • Документы
    • Образование
    • Образовательные стандарты
    • Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав
    • Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
    • Стипендии и иные виды материальной поддержки
    • Платные образовательные услуги
    • Финансово-хозяйственная деятельность
    • Вакантные места для приема (перевода)
    • Антикоррупционная работа
    • Реквизиты
    • Приказы и положения
    • Информация и объявления
    • Социально-психологическая служба
    • Акты проверок, предписания, отчеты об исполнении
    • Новости
  • Обучение
    • Структура пед. процесса
    • Достижения
    • Методическая копилка
    • ФГОС
    • Расписание занятий
    • Библиотека статей
    • Объявления
    • Получение образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами
  • ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ
    • ГИА-11
    • ГИА-9
  • Внеучебная и творческая деятельность
    • Общие сведения
    • Планы и положения
    • Детские объединения
    • Спортивная жизнь школы
    • Мероприятия
    • Музей истории космонавтики
    • КИД Факел
    • Музей боевой и трудовой славы
    • Библиотека
    • Музей имени Аркадия Петровича Гайдара
  • Инновационная деятельность
  • Профилактическая работа
  • Сервисы
    • Социальная сеть
    • Поиск по сайтам школ
    • Каталог сайтов
    • Карта сайта
  • Министерство Образования и Науки РФ
  • Государственные услуги

Морфологический разбор глагола, и пример

морфологический разбор глагола, и пример

Елена Мастер (2427) 4 года назад

Любишь кататься – люби и саночки возить (пословица).

Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делаешь?
Н. ф. – любить. Морфологические признаки:
А) Постоянные морфологические признаки:
1) несовершенный вид;
2) невозвратный;
3) переходный;
4) II спряжение.
Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
1) изъявительного наклонения;
2) настоящего времени;
3) единственного числа;
4) 2-го лица.
В предложении является частью составного глагольного сказуемого.

никита самойленко Знаток (253) 8 месяцев назад

Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делаешь?
Н. ф. – любить. Морфологические признаки:
А) Постоянные морфологические признаки:
1) несовершенный вид;
2) невозвратный;
3) переходный;
4) II спряжение.
Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
1) изъявительного наклонения;
2) настоящего времени;
3) единственного числа;
4) 2-го лица.
В предложении является частью составного глагольного сказуемого.

Рахат Жуматов Ученик (114) 6 месяцев назад

пемогите составить со словом решает

Сергей Никитин Ученик (224) 4 месяца назад

) 3 месяца назад
Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делаешь?
Н. ф. – любить. Морфологические признаки:
А) Постоянные морфологические признаки:
1) несовершенный вид;
2) невозвратный;
3) переходный;
4) II спряжение.
Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
1) изъявительного наклонения;
2) настоящего времени;
3) единственного числа;
4) 2-го лица.
В предложении является частью составного глагольного сказуемого.

natali krivenko Ученик (176) 4 недели назад

один написал любить и все просто списали и строят умного