Руководства, Инструкции, Бланки

система управления промышленной безопасностью на предприятии образец img-1

система управления промышленной безопасностью на предприятии образец

Рейтинг: 4.9/5.0 (1827 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Система управления промышленной безопасностью на предприятии образец

2.3 Организационная структура системы управления промышленной безопасностью и охраной труда на предприятии

Рисунок 4 – Организационная структура СУПБ и ОТ

2.4Механизм реализации функций системы управления промышленной безопасностью и охраной труда

Все функции системы управления промышленной безопасностью и охраной труда реализуются поэтапно, по универсальному алгоритму. На рисунке 5 представлены основные этапы реализации функции и точки контроля своевременности и качества их исполнения. В зависимости от конкретной функции СУПБ и ОТ реализация некоторых этапов не требуется.

Рисунок 5 – Этапы реализации функции СУПБ и ОТ

Алгоритм реализации функции СУПБ и ОТ представлен на рисунке 6.

Рисунок 6 – Универсальный алгоритм реализации функции СУПБ и ОТ

Ответственность за выполнение функций СУПБ и ОТ закреплена за отделами, службами и должностными лицами Организации.

В структурных подразделениях при отсутствии отдельных служб реализация их функций возлагается на соответствующие дирекции исполнительного аппарата.

3. Производственная санитария на предприятии

3.1. анализ условий труда

В филиале частично проведена аттестация рабочих мест по условиям труда. Задачи аттестации:

определение фактических значений опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах;

оценка фактического состояния условий труда на рабочих местах;

предоставление льгот и компенсаций за работу с вредными и тяжелыми условиями труда в предусмотренном законодательством порядке работникам, занятым на аттестуемых рабочих местах;

разработка мероприятий по улучшению условий труда.

Анализ и оценка условий труда рабочих мест проводился учебно-методическим центром охраны труда Ухтинского государственного технического университета.

Инструментальные измерения показателей вредности и опасности условий труда на заявленных рабочих местах проводились по химическим и физическим факторам, включающим следующие измерения:

температура воздуха рабочей зоны;

относительная влажность воздуха рабочей зоны;

скорость движения воздуха рабочей зоны;

индекс тепловой нагрузки среды;

содержание вредных веществ в воздухе рабочей зоны;

тяжесть труда и напряженность рабочих мест.

По результатам обследования и инструментальных замеров рабочих мест в филиале составлены карты аттестации с определением класса вредности и опасности, включая показатели тяжести и напряженности трудового процесса, травмобезопасности и применения СИЗ на каждом рабочем месте соответственно.

По результатам обследования рабочих мест видно, что оптимальные и допустимые условия труда наблюдаются на 51,0 % рабочих мест.

Условия труда 39,0 % рабочих мест отнесены к классу 3.1.

Условия труда 10,0 % рабочих мест отнесены к классу 3.2.

Проведенные инструментальные замеры и оценка рабочих мест показали соответствие фактических параметров микроклимата рабочей зоны нормируемым СанПиН 2.2.4.548-96 и Р 2.2.755-99.

Анализ результатов инструментальных замеров показал наличие вредных веществ в воздухе рабочей зоны, не превышающих концентрации ПДК.

Допустимые значения эквивалентного уровня звука на рабочих местах нормируются СН 2.2.4/2.1.8.562-96. В процессе обследования обнаружено отклонение фактических значений шума от нормируемых.

Допустимые значения уровня вибрации на рабочих местах нормируются СН № 2.2.4/2.1.8.566-96.

В процессе обследования рабочих мест отклонения от нормируемых значений не обнаружено.

Измерение уровня освещенности проводилось с целью определения соответствия фактических значений показателей освещенности нормируемым значениям по СНиП 23-05-95 и СаНПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03. Анализ и оценка условий труда показали несоответствие фактических значений параметров освещенности требованиям НД.

3.2 Система вентиляции

В филиале «Севербургаз» для регулирования параметров воздушной среды используют естественную и механическую вентиляцию. В прокатно-ремонтном цеху оборудована общая приточно-вытяжная вентиляция. В боксах для автомобилей вентиляция естественная происходит через окна и двери, в данный момент монтируется общая приточно-вытяжная вентиляция.

Для удаления пыли на предприятии также используется вентиляция. В данном случае местная вентиляция является более эффективной, чем общая. На станках, предназначенных для обработки деталей со значительным пылевыделением, а также крупными отлетающими частицами, способными причинить травму (шлифовальные, полировальные, заточные для обработки металла, деревообрабатывающие) установлены защитновытяжные кожухи. В деревообрабатывающем цеху кожухи подведены к каждому станку и с помощью воздуховодов присоединены к вихревому циклону, также вентиляция является средством защиты работающих от производственных ядов.

3.3 Меры по снижению шума

В связи с неблагоприятным воздействием шума на организм человека (снижение порога слышимости, увеличения числа заболеваний нервной системы, неблагоприятного влияния его на сердечно-сосудистую систему, а также снижением производительности труда и повышением травматизма на рабочих местах), необходимо проводить мероприятия по устранению причин шума, существенному ослаблению его в источнике образования с учетом планирования профилактических мероприятий.

Разработаны следующие мероприятия по снижению звукового давления:

установить рациональный режим труда и отдыха с использованием; комнат акустической разгрузки и др.;

использовать звукопоглощающие материалы на рабочих местах с оборудованием являющимся источником шума;

использование индивидуальных средств защиты;

своевременно заменять изношенные детали, обеспечивать правильную и своевременную регулировку и смазку механических узлов;

проводить планово-предупредительные ремонты и технические осмотры оборудования и автомашин.

Уровень освещенности на рабочих местах является важным стимулятором не только зрительного анализатора, но и общей работоспособности человека. При недостаточной освещенности и плохом качестве освещения состояние зрительных функций находится на низком исходном функциональном уровне, повышается утомляемость зрения в процессе выполнения работы, возникает опасность травматизма.

Несоответствие искусственного освещения санитарным нормам выражается в статически значимом изменении скрытого периода зрительно-моторной реакции: снижается восприятие ощущений, внимание, быстрота реакции, координация движений, что может привести к возникновению таких профессиональных заболеваний как близорукость, спазмы аккомодации и т.п.

В связи с этим разработаны следующие мероприятия:

регулярно проводить чистку стекол световых проемов (не реже 2 раз в год для помещений с незначительным выделением пыли, дыма, копоти и т.п.);

рационально разместить производственное оборудование и рабочие столы по отношению к световым проемам;

освободить световые проемы от загромождений;

предусмотреть компенсацию недостатка естественного освещения (ультрафиолетового излучения) на рабочих местах с недостаточным уровнем освещенности или отсутствием его.

проверить наличие и загрязненность рабочих источников освещения;

предусмотреть систему комбинированного освещения на рабочих местах, отнесенных к высоким разрядам зрительных работ;

в производственных цехах предусмотреть систему местного освещения (при наличии общего) для наблюдения за работой оборудования и проведения ремонтно-наладочных работ;

при работах с повышенной опасностью травматизма, а также в помещениях, где более половины работающих старше 40 лет рекомендуется повышать нормы освещенности на одну степень выше для разрядов работ, предусмотренных НД;

в процессе эксплуатации осветительных приборов не реже 1-го раза в год проверять уровень искусственной освещенности в контрольных точках;

лампы и светильники должны вовремя заменяться по мере старения и уменьшения светового потока;

рационально разместить рабочие места по отношению к источникам искусственного освещения.

3.4 Производственный экологический контроль на предприятии

В соответствии с разделом Х закона РФ «Об охране окружающей среды» производственный экологический контроль – составляю­щая системы экологического контроля в Российской Федерации.

Задачи производственного экологического контроля:

проверка выполнения планов и мероприятий по охране природы и оздоровлению окружающей среды;

рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов;

соблюдение нормативов качества окружающей среды;

выполнение требований природоохранительного законодательства.

Порядок Согласно действующим законодательным, иным нормативно-правовым актам и порядку, установленному в филиале «Севербургаз» организован учёт:

источников промышленных выбросов;

первичной учетной документации (журнал ПОД);

выполненных мероприятий по охране окружающей среды;

12 «Журнал учета водопотребления (водоотведения) косвенными методами;

Журнал учета образования, поступления и передачи промышленных отходов.организации производственного экологического контроля регулируется положением, утверждаемым директором филиала на основании Закона «Об охране окружающей среды».

Учёт, связанный с осуществлением производственного контроля соблюдения санитарных правил и санитарно-противоэпидемических мероприятий, является основой для представления в установленные сроки государственной, в т.ч. статистической отчетности.

3.5 Проведение мониторинга окружающей среды на период ведения работ

1. Контроль за соблюдением ПДВ загрязняющих веществ в атмосфере.

Согласно «Типовой инструкции по организации системы контроля промышленных выбросов в атмосферу в отраслях промышленности» источники выбросов на объекте работ относятся ко II категории и контролируются периодически (один раз за период работ).

Контроль проводиться по наиболее опасным веществам – оксид азота.

Все выбросы в пределах ПДВ. Сверхлимитные выбросы отсутствуют.

2. Контроль качества поверхностных и подземных вод.

Содержание тяжелых металлов (V, Ni, Рb, Ti, Сu) не превышает ПДК.

Отводимая вода соответствует микробиологическим, паразитологическим и вирусологическим показателям.

3. Контроль за состоянием грунтов и грунтовых вод.

Контроль за состоянием грунтовых вод производиться путем отбора проб воды из 2 контрольных скважин, расположенных за границей площадки.

Отбор проб воды из скважин производиться до начала работ, по окончании работ и во время работ – по сезонам года.

Контроль за состоянием грунтов производиться путем отбора проб грунтов из шурфов, расположенных ниже по потоку грунтовых вод рядом со складом ГСМ, ОНК, а также у гидрогеологических скважин перед началом работ и по окончании.

Контроль за безопасным обращением с отходами

Контролю подвергаются все виды отходов путем периодической визуальной проверки должностными лицами.

Результаты контроля заносятся в журнал регистрации размещения отходов.

Обустройство мест размещения отходов производства и потребления осуществляется с учетом требований Федеральных служб Роспотребнадзора и Ростехнадзора ЯНАО.

3.6 Средства индивидуальной защиты, порядок и нормы выдачи СИЗ.

В качестве защиты от вредных и опасных производственных факторов в филиале «Севербургаз» используют индивидуальные и коллективные средства защиты. К индивидуальным средствам защиты относятся средства защиты органов дыхания (фильтрующие средства, которые очищают вдыхаемый воздух от частичек пыли – респираторы), средства защиты органов слуха (наружные антифоны, изолирующие уши человека от внешнего источника шума – наушники), средства защиты глаз (очки типа О – открытые защитные очки, ОД - двойные защитные очки), специальная одежда и специальная обувь (костюмы зимние утепленные, костюмы летние х/б, костюмы сварщика, валенки, галоши, сапоги резиновые и кирзовые, фартуки и т.д.), средства защиты головы, рук и лица (каски, подшлемники, рукавицы, перчатки, маски щитки), предохранительные средства (предохранительные пояса, диэлектрические коврики, ручные захваты), защитные дерматологические средства (кремы, мыло).

Другие статьи

Положение о системе управления промышленной безопасностью

положение о системе управления промышленной безопасностью

В ООО «БГК» разработана и утверждена Политика в области промышленной безопасности. В документе определены основные принципы и обязательства компании по профилактике нештатных ситуаций и инцидентов, обеспечению защищенности общества от аварий на опасных производственных объектах и их последствий.

Заявление о Политике ООО «Башкирская генерирующая компания» в области промышленной безопасности

  • Принятие решений на основе информации, полученной в результате измерения установленных и измеримых параметров (индикаторов) процессов управления и состояния промышленной безопасности.
  • Проактивное управление, предполагающее приоритетными мероприятия по предотвращению и недопущению аварий и инцидентов.
  • Непрерывное совершенствование процесса управления промышленной безопасностью, в том числе производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности.

Обязательства
Для реализации Политики и декларируемых принципов управления промышленной безопасностью ООО «БГК» обязуется:

  • соблюдать требования законодательных, нормативных правовых, отраслевых нормативно-технических и локальных нормативных документов, регламентирующих деятельность в области промышленной безопасности;
  • иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта (ОПО) в соответствии с установленными требованиями;
  • допускать к работе на ОПО лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;
  • обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности;
  • иметь на ОПО нормативные правовые акты и нормативные технические документы, устанавливающие правила ведения работ на этих объектах;
  • обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями;
  • · обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на ОПО, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа;
  • предотвращать проникновение на ОПО посторонних лиц;
  • обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ;
  • разрабатывать декларацию промышленной безопасности в случаях, требуемых нормативными документами;
  • заключать договор страхования риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации ОПО;
  • выполнять распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с их полномочиями;
  • приостанавливать эксплуатацию ОПО самостоятельно или по решению суда в случае аварии или инцидента на ОПО, а также в случае обнаружения грубых нарушений промышленной безопасности;
  • осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии;
  • иметь финансовые резервы для ликвидации последствий аварий на ОПО;
  • принимать участие в техническом расследовании причин аварий на ОПО, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных аварий;
  • анализировать причины возникновения инцидентов на ОПО, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных инцидентов;
  • своевременно информировать в установленном порядке федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальные органы, а также иные органы государственной власти, органы местного самоуправления и население об аварии на ОПО;
  • принимать меры по защите жизни и здоровья работников, в случае аварии на ОПО;
  • вести учет аварий и инцидентов на ОПО;
  • представлять в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или в его территориальный орган информацию о количестве аварий и инцидентов, причинах их возникновения и принятых мерах;
  • создать условия, включая методы мотивации, когда каждый работник ООО «БГК» осознает и принимает ответственность за собственную безопасность и безопасность окружающих, имея право на остановку и/или отказ от выполнения операции, угрожающей жизни и здоровью его самого и окружающих;
  • требовать от контрагентов, оказывающих услуги Обществу, соблюдения требований законодательства в области промышленной безопасности ООО «БГК»;
  • осуществлять периодическое информирование всех заинтересованных сторон (акционеры, общественность, органы исполнительной власти и др.) о деятельности Общества в области промышленной безопасности.

Как много нам всего не помогает.

зарегистрированное средство массовой информации, свидетельство Эл № ФС77-39732 от 06.05.2010 г.

ВНИМАНИЕ! При любом использовании (цитировании) материалов сайта ссылка на Ohranatruda.ru обязательна (для интернет-проектов индексируемая гиперссылка 'hyperlink').

Любое коммерческое использование материалов сайта и их публикация в печатных изданиях допускается только с письменного согласия администрации портала.

Использование Пользователем сервисов и контента сайта возможно только на условиях, предусмотренных Пользовательским Соглашением .

На сайте функционирует система коррекции ошибок. Обнаружив любого рода ошибку, а также информацию, не соответствующую нормам морали, нарушающую права третьих лиц или законодательство РФ, пожалуйста, выделите ее и нажмите Shift+Enter .
Чтобы любую страницу сайта отправить в "Мои закладки" нажмите Ctrl+Z. После этого ссылка на выбранную страницу будет у Вас всегда под рукой в разделе "Мои закладки". Сервис доступен только для авторизованных пользователей.

Управление промышленной безопасностью: организация СУПБ

Управление промышленной безопасностью: организация СУПБ Содержание системы управления промышленной безопасностью

Управление промышленной безопасностью представляет собой взаимодействие субъектов управления для обеспечения безопасной работы производственных объектов. Система управления промышленной безопасностью – это совокупность решений, процедур и норм, которые используются для осуществления и развития деятельности по предотвращению рисков на объекте и соблюдению норм и требований промышленной безопасности .

Система управления промышленной безопасностью

В положении о системе управления промбезопасностью включены такие сведения:


  1. задачи организаций, эксплуатирующих опасные производства, в области промбезопасности;
  2. структура системы управления промышленной безопасностью, места и положения в общей системе управления организацией;
  3. опасные производственные объекты, которые поддаются управлению промышленной безопасностью;
  4. права и обязанности работников, руководителей и заместителей эксплуатирующих организаций относительно промышленной безопасности;
  5. консультации с работниками ОПО относительно обеспечения промышленной безопасности на производстве;
  6. материальное и финансовое обеспечение мероприятий, которые выполняются в рамках данной системы управления, осуществляемые работы;
  7. анализ работы системы управления промбезопасностью, мероприятия и разработки, сделанные для устранения несоответствий ОПО нормам и требованиям для повышения уровня промышленной безопасности на производстве;
  8. информационное обеспечение;
  9. предаттестационная подготовка и аттестация руководителей и работников в области промышленной безопасности производственных объектов ;
  10. обучение и проверка знаний работников;
  11. документационное обеспечение мероприятий, которые проводятся для обеспечения системы управления промбезопасностью;
  12. работа с подрядными организациями, которые работают на опасных производственных объектах;
  13. безопасность применения технических устройств;
  14. идентификация опасностей, оценка риска возникновения аварий на опасном производстве.

Организация системы управления промышленной безопасностью


При создании крупных вертикально интегрированных структур для управления бизнесом особо актуальной становится организация эффективной системы управления промышленной безопасностью. Из-за желания соответствовать образцам социальной и экологической ответственности, жестким стандартам в охране труда и ПБ разрабатываются новые системные подходы в организации промышленной безопасности .

Система управления промбезопасностью определяет задачи и функции руководителя организации и управленческих структур, структурных подразделений, а также общественных формирований.

Мероприятия, обеспечивающие функционирование СУПБ:


  • планирование мер для повышения уровня промышленной безопасности на ОПО, определение их задач, функций и приоритетов;
  • своевременное выявления факторов, которые влекут за собой снижение уровня безопасности на ОПО;
  • прогнозирование сценариев возникновения и развития факторов, влияющих на безопасность производства;
  • производственный контроль, разработка мер по предупреждению аварий, повлекших за собой травмирование людей, негативные экологические и экономические последствия;
  • аварийно-спасательная подготовка ;
  • выявление экономических регуляторов, благодаря которым функционируют и взаимодействуют составляющие элементы управления промышленной безопасностью;
  • оценка деятельности служб и спецподразделений, руководителей, заместителей и работников организации по выполнению ими обязанностей относительно промышленной безопасности.

Система управления промышленной безопасностью ОПО


Законодательство РФ по промышленной безопасности определяет экономические, правовые и социальные основы для обеспечения безопасной эксплуатации ОПО. Система направлена на предупреждение возникновения аварий и обеспечение полной готовности организаций, которые эксплуатируют опасные производства, к локализации и ликвидации аварий .

Чтобы добиться высокого уровня промышленной безопасности, нужно не только организовать эффективный производственный контроль по соблюдению требований промышленной безопасности, но также разработать и внедрить в действие систему управления промбезопасностью. СУПБ представляет собой структурированную совокупность норм, процедур и решений, которые используются для осуществления и развития деятельности относительно предотвращения рисков возникновения аварийных ситуаций. Важно соблюдать все требования промышленной безопасности.

Структура системы управления промышленной безопасностью

Система УПБ должна иметь структуру, которая работает для прогнозирования и предупреждения возникновения аварийных ситуаций на ОПО. Она включает информационное, организационное и техническое обеспечение безопасности. Обеспечивается организация безопасной эксплуатации оборудования с соблюдением всех норм и требований ведения работ в безопасных условиях. Для минимизации опасности своевременно должны быть выявлены и оценены риски, связанные с использованием производства. Для предотвращения рисков возникновения аварий проводится постоянное наблюдение, проверка и аудит предприятий, эксплуатирующих ОПО, а также экспертиза промышленной безопасности .

Документация системы управления промышленной безопасностью


Сейчас ознакомимся с документацией СУПБ, но перед этим также советуем рассмотреть нормативные документы по промышленной безопасности. Перечень документов СУПБ:

1) заявление о политике эксплуатирующих организаций относительно промбезопасности;

2) положение об управлении промышленной безопасностью;

3) положение о контроле над тем, соблюдаются ли на ОПО требования промбезопасности;


4) документы, где проводится планирование мероприятий для максимального снижения риска аварий на ОПО;

5) другие документы, которые обеспечивают нормальную работу системы УПБ (они предусматриваются положением об управлении промышленной безопасностью).

Аварийно-спасательная служба Москвы оказывает широкий спектр услуг по организации спасательных работ, а также по стационарному наблюдению за аварийно-опасными объектами производства. Связаться с нами можно при помощи страницы Контакты .

Телефоны для быстрой связи:

Санкт-Петербург: +7 (812) 996-75-72

Анализ системы управления промышленной безопасностью на примере РНПК

Анализ функционирования системы управления промышленной безопасностью нефтеперерабатывающего предприятия

Н.Р.Акбашев (ЗАО "РНПК"), А.В.Солодовников (ФГБОУ ВПО "УГНТИ")

Вступление в силу №22-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон о промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 4 марта 2013 года ознаменовало новый виток в развитии отечественного законодательства в области промышленной безопасности, основанный на риск-ориентированном подходе при предписании обязательных к исполнению требований по обеспечению промышленной безопасности эксплуатирующими организациями. Опасные производственные объекты (ОПО) нефтеперерабатывающей отрасли в силу обращения на них большого количества опасных веществ относятся к I и II классам опасности (наиболее опасным), а. следовательно, организации, эксплуатирующие подобные объекты, обязаны создавать системы управления промышленной безопасностью (СУПБ) и обеспечивать их работу. Согласно Постановлению Правительства РФ от 26.06.2013г. №536 "Об утверждении требований к документационному обеспечению систем управления промышленной безопасностью" одним из требований при внедрении эксплуатирующими организациями СУПБ является периодическое (не реже 1 раза в течение календарного года) проведение анализа функционирования системы управления промышленной безопасности. О чем нам также напоминает известный принцип PDCA Plan-Do-Check-Act (планируй-делай-проверяй-улучшай), на котором основана модель системы менеджмента безопасности труда OHSAS 18001:2007. Согласно указанному стандарту высшее руководство предприятия должно с запланированной периодичностью анализировать систему менеджмента безопасности труда для обеспечения ее постоянной пригодности, адекватности и результативности, а также дальнейшего улучшения.

Каких-либо методических рекомендаций или указаний, содержащих детальные требования к перечню вопросов, освещаемых непосредственно в процессе анализа функционирования СУПБ. не разработано. Однако, существуют требования к системам менеджмента безопасности труда, на которых основываются современные системы управления промышленной безопасностью. Входные данные для анализа менеджмента должны включать:

а) результаты внутренних аудитов и оценок соответствия применимым законодательным требованиям и другим требованиям, с которыми организация соглашается;

б) результаты участия и консультирования;

в) соответствующую информацию от внешних заинтересованных сторон, включая претензии;

г) действенность в области безопасности труда организации;

д) степень достижения целей;

е) статус расследования происшествий, корректирующих и предупреждающих действий;

ж) исполнение решений предыдущих анализов менеджмента;

з) изменения обстоятельств, включая изменения законодательных и других требований в области безопасности труда;

и) рекомендации по улучшению.

Указанные показатели полно и адекватно характеризуют уровень функционирования систем менеджмента безопасности труда, однако с целью проведения анализа функционирования СУПБ необходимо дополнение перечня приведенных данных актуальными и детальными показателями и индикаторами, раскрывающими объективный уровень состояния дел на предприятии в разрезе управления промышленной безопасностью. В качестве удобного инструмента для достижения обозначенной цели видится применение выявленных показателей оценки организации работ в области промышленной безопасности.

С целью определения данных показателей был произведен анализ основных причин возникновения инцидентов и аварий (как последствий определенных "пробелов" в организации работ в области промышленной безопасности), произошедших на ЗАО "Рязанская нефтеперерабатывающая компания" за период 2011-2013 гг. В ходе анализа актов расследований более 400 технических инцидентов были выявлены основные группы причин возникновения инцидентов и их доля в общем распределении (Рисунок).

Каждая из перечисленных причин характеризуется определенным фактором, оказывающим влияние на безопасность. Из проведенного анализа следует, что на уровень промышленной безопасности ОПО оказывают влияние следующие основные факторы:

• техническое состояние объекта;

• качество ремонтных работ;

• качество проведения регламентных работ по обслуживанию, организация производственного контроля;

• качество проектных работ;

• качество применяемых технических устройств.

Влияние каждого из факторов на безопасность различно и характеризуется долей причин возникновения инцидентов и аварий по вине данного фактора (веса фактора в общем результате).

Эффективность организации работ эксплуатирующей организации по поддержанию должного технического состояния объектов предприятия можно оценить по своевременности и полноте работ по замене физически изношенного оборудования. а также проведению экспертиз промышленной безопасности и технического диагностирования оборудования, зданий и сооружений, отработавших нормативный срок службы. В качестве показателей могут выступать:

• % выполнения планов и программ по замене физически изношенного оборудования;

• % внесения 8 планы и программы по замене физически изношенного оборудования реальной потребности производственников:

• % выполнения запланированных экспертиз промышленной безопасности оборудования, зданий и сооружений, отработавших нормативный срок службы:

• % отношения количества предписаний Ростехнадзора по вине дефектов оборудования, зданий и сооружений к общему числу;

• % отношения количества нарушений, выявленных в рамках осуществления производственного контроля, по вине дефектов оборудования, зданий и сооружений к общему числу;

• % отношения количества аварий и инцидентов по вине дефектов

оборудования, зданий и сооружений к общему числу.

Качество ремонтных работ напрямую зависит от компетентности, оснащенности необходимым оборудованием и инструментом, а также опытом подрядных организаций, осуществляющих работы. Кроме того для выполнения качественного ремонта целесообразно привлечение специализированных организаций, осуществляющих контроль качества проведения работ и консультации подрядных организаций и технического персонала эксплуатирующей организации. Ключевые показатели:

• материальный ущерб и простой производства по вине некачественного выполнения ремонтных работ, руб, ч;

• % отношения количества аварий и инцидентов по вине некачественного выполнения ремонтных работ к общему числу;

• % оснащенности необходимым оборудованием и инструментом подрядных организаций;

• % рабочих подрядных организаций, прошедших периодическую

проверку знаний в области охраны труда;

• % специалистов и руководителей подрядных организаций, прошедших аттестацию в области промышленной безопасности.

Качество проведения регламентных работ по обслуживанию, организация производственного контроля характеризуются следующими показателями:

• % выполнения запланированных работ (текущих, средних, капитальных ремонтов, ТО. осмотров) оборудования, зданий и сооружений согласно графиков планово-предупредительных ремонтов;

• % наличия всего оборудования в графиках планово-предупредительных ремонтов;

• % оборудования, своевременно не прошедшего необходимых испытаний и освидетельствований;

-% метрологического оборудования, своевременно не прошедшего поверку;

• количество нарушений, выявленных при обходе и записанных в вахтовом журнале;

• количество нарушений, выявленных в рамках осуществления 1 и 2 этапа производственного контроля;

• количество нарушений, выявленных службой производственного контроля;

• % укомплектованности штата службы производственного контроля компетентными специалистами.

Несмотря на четвертое порядковое место в списке факторов, влияющих на безопасность, персонал играет решающую роль в функционировании СУПБ и характеризуется следующими показателями:

• опыт работы (лет) и % наличия высшего технического образования у обслуживающего персонала:

• опыт работы (лет) и % наличия высшего технического образования у специалистов и руководителей;

• % укомплектованности штата;

• % рабочих, прошедших периодическую проверку знаний в области охраны труда;

• % рабочих, имеющих право обслуживания оборудования, подконтрольного Ростехнадзору (сосуды, работающие под давлением, трубопроводы пара и горячей воды, котлы, компрессоры и др.):

• % специалистов и руководителей, прошедших аттестацию в области промышленной безопасности.

• % отношения количества аварий и инцидентов по вине ошибок персонала к общему числу;

• наличие эффективно действующей системы премирования/депремирования персонала, отражающей достижения конкретного работника и соблюдение требований ПБ и ОТ.

Качество проектных работ зависит от квалификации проектировщика и опыта разработки подобных проектов. Ключевые показатели:

• % отношения количества предписаний Ростехнадзора, Госпожнадзора ГУ МЧС по вине неверных/ недостаточных проектных решений к общему числу:

• % отношения количества предписаний Ростехнадзора, Госпожнадзора ГУ МЧС по вине неверного (по технологическим, климатическим параметрам) подбора оборудования к общему числу:

• % отношения количества аварий и инцидентов по вине неверных/недостаточных проектных решений к общему числу;

• Соотношения количества аварий и инцидентов по вине неверного (по технологическим, климатическим параметрам) подбора оборудования к общему числу.

Применяемые технические устройства и материалы должны проходить обязательную процедуру входного контроля, иметь необходимые сертификаты и инструкции. В общем, в качестве показателей могут выступать:

• наличие структурного подразделения на предприятии, отвечающего за входной контроль, его обеспеченность необходимым оборудованием для проведения визуально-измерительного, разрушающего и неразрушающего контроля, специалистами и экспертами для проведения испытаний;

• наличие нормативного документа или указаний, определяющих порядок и объем проведения входного контроля качества материалов, изделий и технических устройств, соответствие их нормативным требованиям:

• % наличия разрешений на применение/сертификатов соответствия применяемых технических устройств;

• % наличия паспортов, инструкций по эксплуатации применяемых технических устройств.

Результаты проведения анализа функционирования СУПБ с применением оценки по вышеперечисленным факторам позволят объективно оценить уровень организации работ на предприятии, выявить причины неблагоприятного состояния дел в управлении промышленной безопасностью, а также разработать корректирующие мероприятия, направленные на предупреждение аварий и несчастных случаев. Применение предлагаемого подхода к анализу функционирования СУПБ на предприятиях, имеющих в своем составе несколько опасных производственных объектов, позволит провести сравнение показателей безопасности на объектах внутри предприятия и выявить наиболее передовые начинания объектов в организации работ по обеспечению требований ПБ с целью формирования эффективно действующей системы управления промышленной безопасности всего предприятия и недопущения аварий и несчастных случаев.

Статья опубликована в журнале "Химагрегаты" №1 Март 2014 г.


Положение о системе управления промышленной безопасностью

Положение о системе управления промышленной безопасностью

Организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности для реализации требований нормативных документов в области промышленной безопасности, самостоятельного контроля деятельности производства с целью обеспечения безаварийной работы и отсутствия травматизма, должны руководствоваться документом: Положением о системе управления промышленной безопасностью.

Система управления промышленной безопасностью (СУ ПБ) является комплексом руководящих решений, регламентирующих документов организации, организационных и производственных процессов, направленных на предотвращение рисков, в том числе аварий и несчастных случаев.

Положение о системе управления промышленной безопасностью включает в себя следующие разделы:

1) Задачи организации в области промышленной безопасности.
Задачи устанавливаются руководством организации согласно требованиям ПБ.

2) Структура системы управления промышленной безопасности в организации.
Вертикальная структура взаимодействия между руководством, службой промышленной безопасности, подрядными организациями, контролирующими органами, подразделениями и непосредственно ОПО.

3) Перечень опасных производственных объектов, на которые распространяется действие системы управления промышленной безопасности.
Приводится в соответствии со свидетельством о регистрации ОПО в государственном реестре Ростехнадзора.

4) Функции, права и обязанности работников в области промышленной безопасности.
В рамках должностных полномочий, в том числе согласно законодательству по ПБ.

5) Консультации по промышленной безопасности с работниками ОПО.
Обеспечение выполнения требований ПБ работниками ОПО.

6) Материальное и финансовое обеспечение мероприятий по промышленной безопасности.
Резервирование средств, планирование и создание бюджета для выполнения мероприятий по ПБ.

7) Планирование работ, выполняемых в рамках системы управления промышленной безопасностью. Планирование мероприятий по снижению риска аварий на ОПО.
Комплексный план мероприятий повышения уровня ПБ и ОТ.
Планы выполнения мероприятий по промышленной безопасности:

8) Анализ функционирования системы управления промышленной безопасности, корректирующие мероприятия, повышения уровня промышленной безопасности.
Анализ функционирования СУ ПБ осуществляется непрерывно посредством совещаний и принятия управленческих решений на основании результатов производственного контроля, предписаний надзорных органов, актов расследования инцидентов и аварий на ОПО.

9) Информационное обеспечение в рамках СУ ПБ.
Обмен информацией, касающейся деятельности в области ПБ внутри организации между персоналом, структурными подразделениями, руководителями, а также внешние связи с надзорными и сторонними организациями. В рамках СУ ПБ осуществляется обмен информацией по таким вопросам как:

  • изменения нормативных документов в области ПБ,
  • выполнение мероприятий в рамках ПБ,
  • обучение персонала,
  • аварийность и травматизм.

10) Порядок подготовки и аттестации по ПБ руководителей, специалистов и работников ОПО.
Подготовка и аттестация по ПБ осуществляется в соответствии с требованиями РД 03-19-2007 и РД 03-20-2007.

11) Документационное обеспечение мероприятий по ПБ.
Документация СУ ПБ включает:

  • внешние нормативные и нормативные правовые документы.
  • внутренние (локальные) нормативные документы.
  • Управленческие документы (стандарты организации, организационно-распорядительные документы).
  • Документы функционирования СУ ПБ (программы; планы мероприятий; графики; решения протоколов совещаний; поручения руководителей управления и структурных подразделений организации; отчеты и акты проверок).

Процесс управления документацией:

  • согласование и утверждение;
  • анализ и актуализация;
  • идентификация изменений и действующих редакций документов;
  • обеспечение сохранности документов.

12) Порядок работы с подрядными организациями.
Порядок заключения договоров, порядок допуска и проведения инструктажей персоналу подрядных организаций на ОПО. Контроль выполнения опасных работ. Порядок расследования и учета инцидентов, аварий и несчастных случаев.

13) Обеспечение безопасности опытного применения технических устройств на ОПО.
Соответствие технических устройств техническим регламентам таможенного союза. Экспертиза промышленной безопасности ТУ. Обоснование безопасности опасного производственного объекта при разработке проекта.

14) Идентификация опасностей и оценка рисков.
Выполняется в процессе разработки Декларации ПБ в организации. Процесс анализа риска выполняется в соответствии с требованиями стандартов менеджмента риска серии ГОСТ Р 51901.х, включает в себя стадии:

  • анализ риска,
  • оценивание риска,
  • снижение или контроль риска.

В организации возможна разработка самостоятельных документов (Стандартов, руководств и т.п.) по каждому отдельному пункту содержания Положения о системе управления промышленной безопасностью.

Положение о системе управления промышленной безопасностью вводится в организации приказом по предприятию. Ответственные лица должны быть ознакомлены с документом и руководствоваться им в производственной деятельности.

Заказать разработку положения о системе управления промышленной безопасностью Вы можете, связавшись с нами по телефону +7 (495) 973-41-73 или направив запрос по электронной почте Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.