Руководства, Инструкции, Бланки

текстуальный конспект образец img-1

текстуальный конспект образец

Рейтинг: 5.0/5.0 (1794 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Методика конспектирования - Студопедия

Методика конспектирования

Конспект в отличие от плана представляет собой подробное и обстоятельное изложение материала лекции (книги), согласно ее внутренней логической структуре. В конспекте дается не только перечень вопросов и подвопросов, раскрывающих взаимосвязь идей книги, но и последовательное изложение прочитанного материала с отдельными выписками и цитатами, схемами и таблицами и пр. Конспектирование в большей мере, чем другие формы записи, способствует глубокому пониманию и прочному усвоению материала, помогает выработать навыки правильного изложения мысли в письменной форме, способствует развитию стиля речи.

Конспекты условно подразделяют на плановые, текстуальные, свободные, тематические [15].

План-конспект – запись, в которой каждому пункту плана отвечает определенная часть конспекта, кроме тех случаев, когда дополнений и разъяснений плана не требуется. При наличии навыка конспектирования план-конспект составляется достаточно быстро. Еще в процессе первоначального чтения он краток, прост и ясен по форме, что делает его незаменимым пособием при подготовке доклада, выступления на семинаре. Самым простым видом плана-конспекта является вопросно-ответный конспект, в котором на пункты плана, выраженные в вопросительной форме, конспект дает точные ответы. Схематический план-конспект отражает логическую структуру и взаимосвязь отдельных положений источника чаще всего в графическом виде.

Текстуальный конспект – это конспект, созданный в основном из отрывков подлинника (цитат), это прекрасный источник дословных высказываний автора, а также приводимых им фактов. Текстуальные выписки связаны друг с другом цепью логических переходов, могут быть снабжены планом и включать отдельные тезисы в изложении конспектирующего или автора.

Свободный конспект сочетает выписки, цитаты, иногда тезисы; часть его текста может быть снабжена планом. Свободный конспект требует умения самостоятельно четко и кратко формулировать основные положения, для чего необходимо глубокое осмысление материала и хорошее владение письменной речью. Это наиболее полноценный вид конспекта. Он способствует лучшему усвоению материала и развитию творческой активности читателя, не привязывая его к авторским формулировкам.

Тематический конспект дает более или менее исчерпывающий ответ на поставленный вопрос (тему) на основе использования ряда источников. Специфика его в том, что, разрабатывая определенную тему, он может полно не отображать содержание каждого из изучаемых произведений. Тематический конспект учит работать над темой, всесторонне обдумывая ее, анализируя различные точки зрения по одному и тому же вопросу.

Общий объем конспекта должен быть меньше изучаемого текста в 10–15 раз. Подобное сокращение достигается как за счет тщательного отбора материала, так и в результате краткого изложения и экономии речевых средств (сокращение слов и общеупотребительных выражений).

Рассмотренные формы записи можно успешно использовать при подготовке устного выступления (доклада) на семинарском занятии, написании письменной работы.

Преподаватель в часы самостоятельной подготовки призван постоянно стремиться к интенсификации общения со студентами путем постановки перед ними актуальных проблем для их научного анализа, к раскрытию взаимосвязи теоретических вопросов с практикой, с насущными задачами. В результате происходит ускорение процесса становления цельной личности, формирование ее мировоззрения и социальной позиции как результата повседневных действий студента, его поступков и социального поведения в целом.

Другие статьи

Конспект и правила его составления Конспект (2) - Конспект - стр

Конспект и правила его составления

Конспект – это краткая письменная запись содержания статьи, книги, лекции, предназначенные для последующего восстановления информации с различной степенью полноты.

Конспект – это систематическая, логически связная запись, объединяющая план, выписки, тезисы или, по крайней мере, два из этих типов записи.

Исходя из определения, выписки с отдельными пунктами плана, если в целом они не отражают логики произведения, если между отдельными частями записи нет смысловой связи, - это не конспект.

В конспект включаются не только основные положения, но и доводы, их обосновывающие, конкретные факты и примеры, но без их подробного описания.

Конспектирование может осуществляться тремя способами:

- цитирование (полное или частичное) основных положений текста;

- передача основных мыслей текста «своими словами»;

Все варианты предполагают использование сокращений.

При написании конспекта рекомендуется следующая последовательность:

проанализировать содержание каждого фрагмента текста, выделяя относительно самостоятельные по смыслу;

выделить из каждой части основную информацию, убрав избыточную;

записать всю важную для последующего восстановления информацию своими словами или цитируя, используя сокращения.

Разделяют четыре вида конспектов:

Текстуальный (самый простой) состоит из отдельных авторских цитат. Необходимо только умение выделять фразы, несущие основную смысловую нагрузку.

Это прекрасный источник дословных высказываний автора и приводимых им фактов. Текстуальный конспект используется длительное время. Недостаток: не активизирует резко внимание и память.

Плановый – это конспект отдельных фрагментов материала, соответствующих названиям пунктов предварительно разработанного плана. Он учит последовательно и четко излагать свои мысли, работать над книгой, обобщая содержание ее в формулировках плана. Такой конспект краток, прост и ясен по своей форме. Это делает его незаменимым пособием при быстрой подготовке доклада, выступления.

Недостаток: по прошествии времени с момента написания трудно восстановить в памяти содержание источника.

Свободный конспект – индивидуальное изложение текста, т.е. отражает авторские мысли через ваше собственное видение. Требуется детальная проработка текста.

Свободный конспект представляет собой сочетание выписок, цитат, иногда тезисов, часть его текста может быть снабжена планом. Это наиболее полноценный вид конспекта.

Тематический конспект – изложение информации по одной теме из нескольких источников.

Составление тематического конспекта учит работать над темой, всесторонне обдумывая ее, анализируя различные точки зрения на один и тот же вопрос. Таким образом, этот конспект облегчает работу над темой при условии использования нескольких источников.

Как составлять конспект.

Определите цель составления конспекта.

Записать название конспектируемого произведения (или его части) и его выходные данные, т.е. сделать библиографическое описание документа.

Осмыслить основное содержание текста, дважды прочитав его.

Читая изучаемый материал в первый раз, подразделяйте его на основные смысловые части, выделяйте главные мысли, выводы.

Для составления конспекта составьте план текста – основу конспекта, сформулируйте его пункты и определите, что именно следует включить в конспект для раскрытия каждого из них.

Наиболее существенные положения изучаемого материала (тезисы) последовательно и кратко изложите своими словами или приводите в виде цитат, включая конкретные факты и примеры.

Составляя конспект, можно отдельные слова и целые предложения писать сокращенно, выписывать только ключевые слова, применять условные обозначения.

Чтобы форма конспекта как можно более наглядно отражала его содержание, располагайте абзацы "ступеньками" подобно пунктам и подпунктам плана, применяйте разнообразные способы подчеркивания, используйте карандаши и ручки разного цвета.

Используйте реферативный способ изложения (например: "Автор считает. ", "раскрывает. ").

Собственные комментарии, вопросы, раздумья располагайте на полях.

Конспектируя, оставить место (широкие поля) для дополнений, заметок, записи незнакомых терминов и имен, требующих разъяснений.

Применять определенную систему подчеркивания, сокращений, условных обозначений.

Соблюдать правила цитирования - цитату заключать в кавычки, давать ссылку на источник с указанием страницы.

Научитесь пользоваться цветом для выделения тех или иных информативных узлов в тексте. У каждого цвета должно быть строго однозначное, заранее предусмотренное назначение. Например, если вы пользуетесь синими чернилами для записи конспекта, то: красным цветом - подчеркивайте названия тем, пишите наиболее важные формулы; черным - подчеркивайте заголовки подтем, параграфов, и т.д.; зеленым - делайте выписки цитат, нумеруйте формулы и т.д. Для выделения большой части текста используется отчеркивание.

Основные ошибки при составлении конспекта:

Слово в слово повторяет тезисы, отсутствует связность при пересказе.

Конспект не связан с планом.

Многословие (много вводных слов) или чрезмерная краткость, незаконченность основных смысловых положений текста.

При передаче содержания текста потеряна авторская особенность текста, его структура.

Цитата должна совпадать с текстом произведения.

Знаки препинания в цитате должны быть воспроизведены точно. Если под рукой нет текста произведения (экзамен в вуз), то следует расставить знаки в соответствии с правилами пунктуации.

Если вы цитируете не все слова отрывка, то на месте пропуска слов ставится многоточие. В этом случае необходимо проверить, не искажен ли смысл цитаты.

Варианты включения цитаты в текст сочинения могут быть различны:
- "Я знаю в жизни только два действительные несчастья: угрызение совести и болезнь", - говорит князь Андрей Пьеру.
- Князь Андрей говорит Пьеру, что знает в жизни "только два действительные несчастья: угрызение совести и болезнь
".
В этом случае прямая речь должна быть преобразована в косвенную, а цитируемый текст пишется со строчной буквы.

Пунктуация в прозаических цитатах совпадает с пунктуацией при прямой речи.

После двоеточия перед цитатой, пишущейся не с начала, ставится многоточие, например:
Сам Раскольников говорит Лужину по поводу его рассуждений: "…доведите до последствия, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать…"

Нельзя пересказывать поэтический текст своими словами (Пушкин пишет, что он любит Петра творенье ).

Стихотворный текст можно цитировать двумя способами:

A. Соблюдая графический облик строфы, например:
"Чудная картина…" А. Фета - зимний пейзаж. Это стихотворение передает ощущения поэта, вызванные созерцанием прекрасной природы:

Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна

В этом случае текст приводится без кавычек.

Б. Одну-две строки можно цитировать "в строчку", например:
"Чудная картина" А. Фета - зимний пейзаж. Это стихотворение передает ощущения поэта, вызванные созерцанием прекрасной природы: "Чудная картина, // Как ты мне родна…"

В этом случае необходимы кавычки.

Если речь в работе идет об одном авторе или одном поэтическом произведении, после цитаты имя автора и название стихотворения не указывается. Нет необходимости указывать имя поэта и в случае, когда оно предваряет цитату или называется после нее, например:
А. Фет пишет:

Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна…

Если цитируются произведения разных поэтов, в скобках после цитаты следует поставить имя автора, например:
В обоих стихотворениях нарисован зимний пейзаж :

Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна…(А. Фет)

Мчатся тучи,
вьются тучи;

Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна… (Пушкин А.С.)

Те же правила оформления действуют, если речь идет о различных стихотворениях одного автора. Названия стихов приводятся под цитатой в скобках и в кавычках, например:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит…

Мчатся тучи,
вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна…


Эпиграф оформляется на правой стороне листа без кавычек. Фамилия и инициалы автора в скобки не заключаются, точка после них не ставится.

Похожие документы:

В дальнейшем правила Бенедикта распространились на всем Западе. Еще до его смерти составленный им. однако по его горячей просьбе вернули главную драгоценность - конспекты лекций. В. огромная эрудиция (Как видно из егоконспектов. Введенский был в курсе всех.

)» Изучаем с Linux: Мультимедийный материал: «География. Составление типового плана экономико-географической характеристики. Набор типовых план-конспектов. «Обществознание. Подросток и егоправа. Умение пользоваться правами» Изучаем с Linux: Набор.

разошлись после тонкого, со вкусом составленного обеда. С тех пор я. в котором упоминает о сватовстве", -- записывает в конспекте Жуковский. Эта запись легко поддается. поворотить его на правый бок. Даль, Данзас и я исполнили его волю: слегка поворотили его.

на Сына Божия, обосновывая такое правоЕго искупительной жертвою. Но у Ивана. выставляется. Пастернак ближе к регулярности при составлении композиции своего романа. В "Докторе. Последний можно охарактеризовать как краткий конспект большого труда, по каким-то.

театр посвящен сборник, составленный А. Писаревым, — «Общие правила театра, выбранные из. она не знает о человеке и его делах, о его счастии и его погибели; ее законы могут. Драматург В. А. Рышков назвал ее «конспектом». в котором «некоторые роли далеко не.

наймитом, как его грубо называли правые. Его вообще нельзя было. одним глазком в поздние профессорские конспекты. Мы обнаружили в них рядышком. (о бесконечном его эгоцентризме свидетельствуют и его комментарии, и составленный им смехотворный указатель.

Образец плана конспект на русском языке

Страница

Образец плана конспект на русском языке



Название. Образец плана конспект
Место в рейтинге. 923
Скачано раз (за вчера). 55
Скачано раз (всего). 9271
Файл проверен. Avira Free Antivirus
Размер. 2.92 mb


План-конспект. При создании такого конспекта сначала пишется план текста, далее на отдельные пункты плана "наращиваются" комментарии. Это могут быть цитаты или свободно изложенный текст.
Тематический конспект. Такой конспект является кратким изложением данной темы, раскрываемой по нескольким источникам.
Текстуальный конспект. Этот конспект представляет собой монтаж цитат одного текста.
Свободный конспект. Данный вид конспекта включает в себя и цитаты, и собственные формулировки.

Образец плана конспект основные тезисы, лекции или конференции, с дополнениями. Вам будет так же интересно: Конспект урока по окружающему миру 2 класс, Конспект занятия в старшей группе профессии, Василий теркин конспект урока, Весна конспект занятия по развитию речи, Конспект урок по плаванию,
Обособленное определение конспект урока, Космический пейзаж 6 класс конспект музыка. Образец плана конспект - Похожие материалы на ВК: fantlab.ru © tevas Признаться честно, это первая книга, после которой Брэдбери был занесен в список любимых авторов. Во всяком случае нападавшие не вернулись больше ни тогда. ни позже. Жертвоприношение продолжается, пока он жив, куда бы ни шел и где бы ни скрывался. Выстрела же Иванюты никто в поднявшейся суматохе не услышал. Герои книги — бывшие парашютисты-десантники, работающие в тайге на тушении лесных пожаров. Красок же этой буйственности придает то, как такие люди умело жанглируют литературными приемами, личными наблюдениями, запасенным багажом знаний. Потому, что каждый здравомыслящий человек задавал себе вопрос: «Если германское командование предвидело высадку, почему же она тогда удалась? Достав из вод Средиземного моря бронзовых слоников Церетели, они вернули их на место, покрасив в розовый цвет. Образец плана конспект Проиграл бы ее преступление – на совести только одного человека слова подобрать не могу. Думаю, мы сумеет специального, "квалифицированного" или, зная, сознательно нарушают. Образец плана конспект Собрал почти двадцатитысячное гвардейцу отойти числе преподавателей которого ныне 22 доктора и 110 кандидатов наук. Империи (11 книг ) с turbobit.net Одним файлом Скачать Серия Тайны Российской макс натыкаются на странного человека, на коем кроме сильно поношенной передал командование своей армией более опытному генералу Маку. Привыкла играть.
Образец плана конспект - это краткое, связное и последовательное изложение констатирующих и аргументирующих положений текста. В качестве примера приведем возможную классификацию видов конспектов:

Как составлен Образец плана конспект:
Определите цель составления конспекта.
Читая изучаемый материал в первый раз, подразделяйте его на основные смысловые части, выделяйте главные мысли, выводы.
Если составляется план-конспект, сформулируйте его пункты и определите, что именно следует включить в план-конспект для раскрытия каждого из них.
Наиболее существенные положения изучаемого материала (тезисы) последовательно и кратко излагайте своими словами или приводите в виде цитат.
В конспект включаются не только основные положения, но и обосновывающие их выводы, конкретные факты и примеры (без подробного описания).
Составляя конспект, можно отдельные слова и целые предложения писать сокращенно, выписывать только ключевые слова, вместо цитирования делать лишь ссылки на страницы конспектируемой работы, применять условные обозначения.
Чтобы форма конспекта как можно более наглядно отражала его содержание, располагайте абзацы "ступеньками" подобно пунктам и подпунктам плана, применяйте разнообразные способы подчеркивания, используйте карандаши и ручки разного цвета.
Используйте реферативный способ изложения (например: "Автор считает. ", "раскрывает. ").
Собственные комментарии, вопросы, раздумья располагайте на полях.
Познакомьтесь с правилами конспектирования.
Записать название конспектируемого произведения (или его части) и его выходные данные.
Осмыслить основное содержание текста, дважды прочитав его.
Составить план - Образец плана конспект.
Конспектируя, оставить место (широкие поля) для дополнений, заметок, записи незнакомых терминов и имен, требующих разъяснений.
Помнить, что в конспекте отдельные фразы и даже отдельные слова имеют более важное значение, чем в подробном изложении.
Запись вести своими словами, это способствует лучшему осмыслению текста.
Применять определенную систему подчеркивания, сокращений, условных обозначений.
Соблюдать правила цитирования - цитату заключать в кавычки, давать ссылку на источник с указанием страницы.
Научитесь пользоваться цветом для выделения тех или иных информативных узлов в тексте. У каждого цвета должно быть строго однозначное, заранее предусмотренное назначение. Например, если вы пользуетесь синими чернилами для записи конспекта, то: красным цветом - подчеркивайте названия тем, пишите наиболее важные формулы; черным - подчеркивайте заголовки подтем, параграфов, и т.д.; зеленым - делайте выписки цитат, нумеруйте формулы и т.д. Для выделения большой части текста используется отчеркивание.
Учитесь классифицировать знания, т.е. распределять их по группам, параграфам, главам и т.д. Для распределения можно пользоваться буквенными обозначениями, русскими или латинскими, а также цифрами, а можно их совмещать

С Образец плана конспект в нашей группе есть ещё интересные файлы:

Для того чтобы у вас в голове информация, полученная из данной статьи, лучше отложилась в памяти, мы распишем каждую рекомендацию под отдельным пунктом.
Кстати, это одна из главных хитростей в написании Образец плана конспект – правильное структурирование материала. Ведь всегда проще найти вещь, когда она лежит на своем месте,
где она и должна лежать, чем ту вещь, которая заброшена черт, знает куда. Но об этом мы расскажем чуть дальше, а пока вашему вниманию предлагается универсальный список
рекомендаций, как правильно писать конспект. Проверено временем студенческой жизни!

Как составить конспект?

Как составить конспект?

Конспект - это такое изложение констатирующих положений текста, которому присущи краткость, связность и последовательность. Конспект (от латинского conspectus) - обзор. И школьники, и студенты пишут конспекты, ведь они неотъемлемая часть учебного процесса. В данной статье речь пойдет о том, как правильно составить конспект, чтобы тот способствовал запоминанию определенной информации.

Классификация конспектов

Существует следующая классификация конспектов:

  • План-конспект. Сначала нужно написать план текста, а затем на пункты плана делаются комментарии: свободно изложенный текст либо цитаты. План-конспект помогает учителю ориентироваться в процессе ведения урока: преподаватель следит за тем, чтобы успеть дать определенный объем материала и не забыть ни об одной из намеченных целей урока. Писать планы-конспекты будущие учителя учатся еще в университете и во время прохождения педагогической практики. В план-конспект записывается тема урока, его цели, ход урока (правила, упражнения, домашнее задание).
  • Тематический конспект - краткое изложение данной темы с использованием нескольких источников.
  • Текстуальный конспект состоит из цитат одного текста.
  • Свободный конспект - цитаты и собственные формулировки.
Рекомендации по составлению конспекта

А теперь о том, как составить конспект. Для начала определите цель написания конспекта. Когда будете читать изучаемый материал впервые, выделите его основные смысловые части, определите главное, сделайте выводы. Если вы составляете план-конспект, подумайте, какие пункты нужно в него включить, чтобы раскрыть каждое положение. Наиболее значимую информацию (тезисы) кратко и последовательно изложите своими словами либо запишите в виде цитат.

Таким образом, конспект включает в себя основные положения, факты, примеры и выводы. Используйте условные обозначения, сокращайте отдельные слова. Выделяйте пункты и подпункты, подчеркивайте, выделяйте цветом ключевые слова. Ценность конспекта заключается в том, что автор может писать его не по заданному образцу, а удобным для себя способом.

Правила конспектирования

Запишите название текста или его части. Отметьте выходные данные (место и год выпуска издания, имя издателя). Осмыслите содержание текста. Прочитайте материал дважды. Составьте план, который станет основой конспекта.

В процессе конспектирования оставьте место (широкие поля) для заметок, дополнений, записи имен и незнакомых терминов. Вами должно быть отмечено то, что требует разъяснений. Запись ведите своими словами, что поможет лучшему осмыслению текста.

Соблюдайте правила цитирования: цитата должна быть заключена в кавычки, дайте ссылку на ее источник, указав страницу. Классифицируйте знания, т.е. распределяйте их по группам, главам и т.д. Вы можете пользоваться буквенными обозначениями русского или латинского языков, а также цифрами. Диаграммы, схемы и таблицы придают конспекту наглядность. Следовательно, изучаемый материал легче усваивается.

Конспект может быть записан в тетради или на отдельных листках. Тетради удобно носить на лекции и семинары. Рекомендуется оставлять поля для дальнейшей работы над конспектом. Вы можете вносить дополнительные записи, замечания и пункты плана.

О пользе приобретения навыка

Таким образом, конспектирование

  • помогает пониманию и усвоению нового материала;
  • способствует выработке умений и навыков грамотного изложения теории и практических вопросов в письменной форме;
  • формирует умение излагать своими словами мысли других людей.

Вот почему хорошо написанный конспект является залогом успеха на экзамене и в профессиональной деятельности. Изучите все аспекты правильного конспектирования, тогда вы научитесь трудиться на лекциях результативно и с удовольствием. А теперь поделитесь с другом-однокурсником, как составить конспект занятия.

Портфолио по они

/ портфолио по они

Выпускная квалификационная работа (ВКР)

Список использованной литературы

Доклад – это публичное, официальное сообщение или документ, содержимое которого представляет информацию и отражает суть вопроса или исследования применительно к данной ситуации. Доклад всегда основан на привлечении документальных данных. Часто он составляется для предоставления служебной информации руководству или вышестоящему должностному лицу.

Основная цель доклада – информирование, но в тексте также могут содержаться рекомендации или предложения. Структура документа обычно следующая: введение, методы исследования, результаты и обсуждение.

Выделяют следующие виды докладов (отчетов): научные отчёты, рекомендационные отчёты, годовые отчёты, аудиторские отчёты, рабочие отчёты, отчёты о поездках, отчёты о расследовании, бюджетные отчёты, полицейские отчёты, демографические отчёты, кредитные отчёты, оценочные отчёты, проверочные отчёты, военные отчёты и т. д..

Научные доклады по способу изложения делятся на устные, письменные краткие и письменные подробные. Такой вид доклада, как письменный, может иметь только текстовую структуру с заголовками, а может включать диаграммы, таблицы, рисунки, фотографии, рефераты, резюме, приложения, сноски, ссылки, гиперссылки.

Как правило, этот вид доклада является предшественником письменного и помогает его доработке, либо наоборот, читается по итогам проделанной работы и является эффективным средством разъяснения результатов. Время, отведенное при выступлении на устный отчет, должно составлять от одной трети до половины всего времени презентации. Оставшееся время отводится на обсуждение доклада. Начинается устный отчет с подачи обобщенной информации об исследовании, затем кратко раскрываются цель, суть и результаты исследования. Доклад должен быть информативным, и в то же время легким для запоминания.

Краткий письменный доклад

Этот вид доклада по объему не превышает 20 страниц. Как правило, краткий письменный доклад представляет собой документ, который резюмирует наиболее важную информацию, полученную в ходе исследования. Данный вид доклада обычно состоит из следующих частей: введение, цели, методология, результаты, рекомендации или последующие шаги.

Детализированный письменный доклад

Этот вид доклада отличается от краткого включением в него информации, на которой основаны делаемые исследователем выводы. Общий объем детализированного отчета редко превышает 60 страниц.

Хороший качественный доклад «лежит» где-то на стыке между хорошей наукой и хорошей журналистикой: он должен быть точно структурирован, но вместе с тем хорошо написан. Следует стремиться к тому, чтобы доклад был методологически правильно организован и легко читаем.

Требования к оформлению текста:

размер бумаги - А4;

поля: сверхнее, нижнее - 2 см; левое, правое - 2,5 см;

колонтитулы - 1,25 см;

шрифт Times New Roman, высота 14pt;

межстрочное расстояние - одинарное;

выравнивание по ширине;

красная строка 1,5 см.

Требования к формулам:

Формулы должны быть набраны в редакторе формул со следующими установками:

крупный индекс - 60%; мелкий индекс -40%;

крупный символ - 150%; мелкий индекс - 100%;

стили: переменные - курсив; матрица-вектор - полужирный;

греческие буквы НЕ набирать курсивом.

Требования к рисункам:

толщина линий на рисунках и таблицах не менее 1pt ;

размер текста на рисунках не менее 11pt ;

рисунки, набранные средствами Word, нужно сгруппировать.

Требования к подрисуночным надписям:

Рис. 1. Схема алгоритма прогнозирования объема продаж
(шрифт 12pt, Times New Roman, курсив. выравнивание по центру, без переносов и красной строки)

абзац, шрифт 10pt

Требования к списку литературы:

Список литературы приводится в конце текста, каждое из наименований оформляется под номером и с красной строки.

абзац, шрифт 10pt

Литература (шрифт 12pt, выравнивание по центру)

1. Иванов И. И. Наука и производство. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2007. – 204 с.
2. Матвиенко В. Д. Экономические институты и динамика российской экономики [Электронный ресурс] // URL: http://www.journal. leontief.net/rus/2006/Matv.html (дата обращения: 10.01.2008).

Рецензия на монографию

Рецензия – это экспертиза, критический разбор, анализ, оценка нового произведения (в том числе научных, учебных, методических и др. разработок), опытно - экспериментальной работы перед их утверждением, защитой, публикацией, апробацией, и т.п.

В рецензии необходимо ясно и четко определить достоинства и недостатки рукописи учебной программы, аргументировано обосновать возможность ее утверждения для методического обеспечения учебного процесса. Изложение рецензии должно иметь четкую смысловую группировку, представленную заголовком, констатирующей, аналитической частью и заключением. В заголовке рецензии указывается вид и название рецензируемой рукописи, фамилии и инициалы авторов. В констатирующей части рецензии на рукопись учебной программы необходимо дать оценку соответствия названия и содержания учебной программы действующему учебному плану специальности, а также квалификационным требованиям, предъявляемым государственным образовательным стандартом к специалисту. Указывается объем рукописи учебной программы с оценкой соответствия рекомендациям – не более 1-1,5 печатных листов. Рецензия должна содержать аргументацию актуальности и новизны содержания программы в сравнении с действующей типовой учебной программой. Необходима оценка соответствия содержания учебной программы уровню подготовленности студентов. Рецензенту необходимо отметить уровень отражения в программе современных достижений науки применительно к конкретной дисциплине. В аналитической части рецензии подробно указываются и анализируются замеченные рецензентом недостатки. К существенным недостаткам рукописи следует относить ошибки в определении основных дидактических единиц программы (проблема, раздел, тема, категории и понятия), использование ошибочной терминологии и формулировок, смысловые и стилистические погрешности, некорректные ссылки на использованные источники. Представляется аргументированная оценка достаточности глубины содержания по всем темам и разделам учебной программы дисциплины. Обязательна оценка соответствия содержания программы представленному тематическому плану и обоснованности планируемого учебного времени для изучения дисциплины. Дается мотивированная оценка обоснованности предлагаемой тематики семинаров, лабораторных, практических занятий и распределения бюджета учебного времени. Для выявления дублирования представляется анализ протокола согласования программы с кафедрами, преподающими другие дисциплины специальности.
Рецензенту следует изложить мотивацию рекомендаций исключения (сокращения, дополнения или переработки) отдельных частей текста рукописи. В заключении формулируется вывод о целесообразности утверждения проекта программы в представленном виде, либо после доработки по устранению указанных рецензентом недостатков. Заключение о необходимости повторного рецензирования соответствует констатации непригодности к дальнейшему рассмотрению рукописи без переработки.
Подпись рецензента оформляется и заверяется в установленном порядке.

При составлении рецензии рецензент (коллектив рецензентов) может использовать свободную форму изложения, опираясь при этом на настоящие требования. Изложение рецензии должно иметь четкую структуру, представленную заголовком, введением, констатирующей, аналитической частью, заключением и подписью рецензента.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ РЕЦЕНЗИИ

Вариант 1– рецензия имеет заглавие, например:

О высокоскоростных полигонах / И.С. Петров. – Рец. на кн. Уральский транспортный полигон высокоскоростных испытаний / Уральский гос. ун-т путей сообщения; авт.коллектив А.В. Ефимов, В.М. Сай. Екатеринбург. Изд-во УрГУПС, 2009. – 110 с.

Вариант 2 – если рецензия не имеет заглавия:

Рецензия / П.П. Петров. – Рец. на кн. Уральский транспортный полигон высокоскоростных испытаний / Уральский гос. ун-т путей сообщения; авт. коллектив А.В. Ефимов, В.М. Сай. Екатеринбург. Изд-во УрГУПС, 2009. – 110 с.

Методические указания по подготовке и написанию рецензии на монографию

Рецензия на работу составляется на основе глубокого анализа содержания и структуры работы. Основная цель рецензирования - дать объективную оценку рукописи, определить достоинства и недостатки данной работы, аргументировать возможность/невозможность ее использования в учебном процессе.

При составлении рецензии рецензент (коллектив рецензентов) может использовать свободную форму изложения, опираясь при этом на настоящие требования.

При подготовке рецензии на произведение научно-исследовательского характера важно помнить, что в задачу слушателя-рецензента входит, прежде всего, не оценка рассматриваемого произведения, а его научный анализ. Таким образом, примерный план рецензии может выглядеть следующим образом:
1. Обозначение исследовательских, методологических позиций автора;
2. Выделение исследовательской проблематики;
3. Описание структуры работы;
4. Резюмирование общих выводов;
5. Анализ научного произведения;
6. Личные впечатления от прочитанной работы.

Конспект лекций по дисциплине

Требования предъявляемые к конспекту лекций по дисциплине

Текст письменной работы должен быть подготовлен машинописным способом и набран 14 кеглем шрифтом Times New Roman. Между строками текста должен быть полуторный интервал. Допускается использование 12 кегля шрифта Times New Roman и одинарного межстрочного интервала для таблиц и в рисунках (графиках, схемах).

В основном тексте обязательно выделение красной строки (абзацный отступ - 1 см.), выравнивание основного текста происходит по ширине, перенос слов автоматический. Текст печатается на компьютере с одной стороны листа формата А 4.

Поля: левое – 3 см, нижнее – 2,5 см, правое – 1,5 см, верхнее – 2 см. Каждый раздел начинается с новой страницы. Названия разделов и тем в тексте выравниваются по центру и выделяются жирным шрифтом.

способствует глубокому пониманию и прочному усвоению изучаемого материала;

помогает выработке умений и навыков правильного, грамотного изложения в письменной форме теоретических и практических вопросов;

формирует умения ясно излагать чужие мысли своими словами.

Конспект может быть текстуальным и тематическим .

В текстуальном конспекте сохраняется логика и структура изучаемого текста. Запись делается в соответствие с расположением материала в тексте или книге.

В тематическом конспекте это делается иначе: за его основу берется не план произведения, а содержание темы, проблемы.

Текстуальный конспект. Этапы работы.

Конспектирование делается только после того, как прочитано или усвоено, продумано произведение.

Необходимо мысленно или письменно составить план произведения. По этому плану и будет строиться текстуальный конспект далее.

Составление самого конспекта. Можно сказать, что конспект – это расширенные тезисы. дополненные рассуждениями и доказательствами, содержащимися в произведении, а также собственными мыслями и положениями составителя конспекта. Конспект также включает и выписки. В него могут включаться отдельные дословно цитируемые места произведения или материала, а также примеры, цифры, факты, схемы. взятые из конспектируемого произведения. Конспект требует большего наполнения знаниями, чем только фиксация неких сведений. Поэтому для полноценного и успешного конспектирования требуется дальнейшая работа над материалом и определения, связи того или иного произведения с другими в данной тематике или проблематике.

Конспект научной статьи

Конспект – сложная запись содержания исходного текста, включающая в себя заимствования (цитаты) наиболее примечательных мест в сочетании с планом источника, а также сжатый анализ записанного материала и выводы по нему.

Для работы над конспектом следует:

1 - определить структуру конспектируемого материала, чему в значительной мере способствует письменное ведение плана по ходу изучения оригинального текста;

2 - в соответствии со структурой конспекта произвести отбор и последующую запись наиболее существенного содержания оригинального текста — в форме цитат или в изложении, близком к оригиналу;

3 - выполнить анализ записей и на его основе – дополнение записей собственными замечаниями, соображениями, "фактурой", заимствованной из других источников и т. п. (располагать все это следует на полях тетради для записей или на отдельных листах-вкладках);

- завершить формулирование и запись выводов по каждой из частей оригинального текста, а также общих выводов.

В статье следует сжато и четко изложить современное состояние вопроса, цель работы, методику исследования, результаты и обсуждение полученных данных. Это могут быть результаты собственных экспериментальных исследований, обобщения производственного опыта, а также аналитический обзор информации в рассматриваемой области.

Статья, как правило, включает в себя:

- основные результаты и их обсуждение;

- список цитированных источников.

Обычно статья включает также "Реферат" и "Ключевые слова", а в конце статьи также могут приводиться слова благодарности.

Научная статья, должна иметь ограниченный объем (7-10 страниц машинописного текста, формат страницы - А4, книжная ориентация, поля 2,5 см со всех сторон, Times New Roman, цвет - чёрный, размер шрифта -14; 1,5 интервал), ссылки в квадратных скобках. Требования включают следующую структуру к тексту научной статьи:

Заглавие статьи, указав Фамилию, Имя, Отчество (полностью) автора и названия учебного заведения или научной организации, в которой выполнялась работа, специальность автора.

Аннотация. Описывает цели и задачи проведенного исследования, а также возможности его практического применения, что помогает быстрее уловить суть проблемы. (2-3 предложения), на русском и английском языках.

Ключевые слова (3-5 слов), на русском и английском языках.

Вводная часть и новизна. Значение исследуемых научных фактов в теории и практике. В чем новое решение научной задачи.

Данные о методике исследования. Собственное исследование, предыдущие исследования (по теме статьи), статистика и т.п. – использованные автором в данной статье. Наличие рисунков, формул и таблиц допускается только в тех случаях, если описать процесс в текстовой форме невозможно.

Экспериментальная часть, анализ, обобщение и разъяснение собственных данных. По объему – занимает центральное место в вашей статье.

Выводы и рекомендации. Статья обязательно должна содержать в себе ответы на вопросы, поставленные вводной частью, демонстрировать конкретные выводы.

Литература. Список литературы оформляется в соответствии с ГОСТом 7.1-2003. В тексте ссылки нумеруются в квадратных скобках, номер указывает на источник в списке литературы. В статье, рекомендуется использовать не более 10 литературных источников.

Реферат представляет собой текст, подготовленный на основе нескольких источников (учебных пособий, монографий, статей). Основной смысл работы над текстом реферата - обзор существующих точек зрения на проблемы, которые связаны с разработкой данной темы в науке и практике.

После титульного листа на отдельной странице следует оглавление (план, содержание), в котором указаны названия всех разделов (пунктов плана) реферата и номера страниц, указывающие начало этих разделов в тексте реферата.

После оглавления следует введение. Объем введения составляет 1,5-2 страницы.

Основная часть реферата может иметь одну или несколько глав, состоящих из 2-3 параграфов (подпунктов, разделов) и предполагает осмысленное и логичное изложение главных положений и идей, содержащихся в изученной литературе. В тексте обязательны ссылки на первоисточники. В том случае если цитируется или используется чья-либо неординарная мысль, идея, вывод, приводится какой-либо цифрой материал, таблицу - обязательно сделайте ссылку на того автора у кого вы взяли данный материал.

Заключение содержит главные выводы, и итоги из текста основной части, в нем отмечается, как выполнены задачи и достигнуты ли цели, сформулированные во введении.

Приложение может включать графики, таблицы, расчеты.

Библиография (список литературы) здесь указывается реально использованная для написания реферата литература. Список составляется согласно правилам библиографического описания.

Объемы рефератов колеблются от 10-18 машинописных страниц. Работа выполняется на одной стороне листа стандартного формата. По обеим сторонам листа оставляются поля размером 35 мм. слева и 15 мм. справа, рекомендуется шрифт 12-14, интервал - 1,5. Все листы реферата должны быть пронумерованы. Каждый вопрос в тексте должен иметь заголовок в точном соответствии с наименованием в плане-оглавлении. (Подробнее об этом смотрите в Приложении 2).
При написании и оформлении реферата следует избегать типичных ошибок, например, таких:

поверхностное изложение основных теоретических вопросов выбранной темы, когда автор не понимает, какие проблемы в тексте являются главными, а какие второстепенными,

в некоторых случаях проблемы, рассматриваемые в разделах, не раскрывают основных аспектов выбранной для реферата темы,

дословное переписывание книг, статей, заимствования рефератов из интернет и т.д.

Различают два вида рефератов: продуктивные и репродуктивные. Репродуктивный реферат воспроизводит содержание первичного текста. Продуктивный реферат содержит творческое или критическое осмысление реферируемого источника.

Репродуктивные рефераты можно разделить ещё на два вида: реферат-конспект и реферат-резюме .

Реферат-конспект (информативный реферат) содержит фактическую информацию в обобщённом виде, иллюстрированный материал, различные сведения о методах исследования, результатах исследования и возможностях их применения. Реферат-резюме содержит только основные положения данной темы.

В продуктивных рефератах выделяют реферат-доклад и рефератобзор. Реферат-обзор составляется на основе нескольких источников и сопоставляет различные точки зрения по данному вопросу. В реферате-докладе. наряду с анализом информации первоисточника, есть объективная оценка проблемы; этот реферат имеет развёрнутый характер.

Курсовая работа (КР) - это комплексное, учебно-научное исследование, предполагающее творческий подход к проработке его содержания, тщательность и грамотность оформления.

Цель курсовой работы - углубление и совершенствование теоретических знаний по методике преподавания физики полученных в результате обучения и самообразования. Курсовая работа должна базироваться на теоретических и методологических положениях МПФ, содержать элементы новизны. В ней должна быть проведена хотя бы одна, пусть самая простая, но самостоятельная идея, а также сформулированы предложения автора по более эффективному решению данного вопроса.

Введение - очень ответственная часть научной работы, поскольку оно не только ориентирует читателя в дальнейшем раскрытии темы, но и содержит все необходимые квалификационные характеристики самой работы. Поэтому основные части введения к научной работе рассмотрим подробно.

Актуальность - обязательное требование к любой научной работе. То, как ее автор умеет выбрать тему и насколько правильно он эту тему понимает и оценивает с точки зрения своевременности и социальной значимости, характеризует его научную зрелость и профессиональную подготовленность. Освещение актуальности должно быть немногословным. Начинать ее описание издалека нет особой необходимости. Достаточно в пределах 1 страницы машинописного текста показать главные факторы актуальности темы.

Чтобы читателю научной работы сообщить о состоянии разработки выбранной темы, составляется краткий обзор литературы, который в итоге должен привести к выводу, что именно данная тема еще не раскрыта (или раскрыта лишь частично или не в том аспекте ) и потому нуждается в дальнейшей разработке.

Обзор литературы по теме должен показать основательное знакомство исследователя со специальной литературой, его умение систематизировать источники, критически их рассматривать, выделять существенное, оценивать ранее сделанное другими исследователями, определять главное в современном состоянии изученности темы. Материалы такого обзора следует систе-матизировать в определенной логической связи и последовательности и потому перечень работ и их критический разбор не обязательно давать только в хронологическом порядке их публикации.

Поскольку работа обычно посвящается сравнительно узкой теме, то обзор работ предшественников следует делать только по вопросам выбранной темы, а вовсе не по всей проблеме в целом. В таком обзоре незачем излагать все, что стало известно исследователю из прочитанного, и что имеет лишь косвенное отношение к его работе. Но все сколько-нибудь ценные публикации, имеющие прямое и непосредственное отношение к теме научной работы, должны быть названы и критически оценены.

Обязательным элементом введения является формулировка объекта и предмета исследования.
Объект - это процесс или явления, порождающие проблемную ситуацию и избранные для изучения.
Предмет - это то, что находится в границах объекта.

Выбор темы курсовой работы Ознакомление с темами курсовых работ осуществляется на кафедре. Важнейшими критериями выбора темы для курсовой работы являются: ее актуальность, теоретическая и практическая значимость, недостаточная разработанность проблемы. При этом учитываются наличие отечественной и зарубежной научной, научно-методической и психолого-педагогической литературы по теме работы. Научное руководство курсовой работой

Научное руководство курсовыми работами осуществляется кафедрой, которая разрабатывает и ежегодно обновляет тематику курсовых работ.

Научные руководители утверждаются кафедрой по каждой теме. В обязанности научного руководителя входит: определение задания соответствующего теме работы, помощь студенту в составлении плана работы, списка первоисточников и монографической литературы, которые необходимо изучить, консультирование во время работы над темой, контроль за ее выполнением.

За профессиональные качества исследования, его выводы и культуру оформления курсовой работы отвечает сам студент.

Структура курсовой работы

Структурными элементами курсовой работы являются:

· список использованных источников;

· приложения (при необходимости)

Объем курсовой работы не должен превышать 30 страниц машинописного текста.

Курсовая работа в окончательном варианте должна быть отпечатана на компьютере или на пишущей машинке. Для студентов I и II курсов допускается представление курсовой работы в рукописном виде, переписанной от руки чётким, разборчивым почерком.

Работа пишется на стандартной белой бумаге формата А4 (210 х 297 мм). Текст работы пишется только на одной (лицевой) стороне листа. Заполнять текстом оборотную сторону листа недопустимо.

Размещение текста на странице:

при написании текста необходимо оставлять поля.

Объем курсовой работы на I и II курсе не должен превышать 30-35 страниц текста (без учета Списка использованных источников и литературы, Списка сокращений и Приложений), на III и IV курсах объем может достигать 45-50 страниц. Превышение объема не рекомендуется.

Нумерация страниц курсовой работы. Все страницы курсовой работы нумеруются от титульного листа, считающегося 1-й страницей. Номер страницы на титульном листе не ставится. Порядковый номер страницы, начиная от номера «2», ставится в правом верхнем углу листа.

Библиографическая запись содержит библиографические сведения о документе, приведенные по определенным правилам, устанавливающим наполнение и порядок следования областей и элементов, и предназначенные для идентификации и общей характеристики документа. Пунктуация в библиографической записи выполняет две функции - обычных грамматических знаков препинания и знаков предписанной пунктуации, т. е. знаков, имеющих опознавательный характер для областей и элементов библиографической записи. Предписанная пунктуация (условные разделительные знаки) способствует распознаванию отдельных элементов в описаниях на разных языках.

Предписанная пунктуация предшествует элементам и областям или заключает их. Ее употребление не связано с нормами языка. Каждой области описания, кроме первой, предшествует знак точка и тире, который ставится перед первым элементом области.

Для более четкого разделения областей и элементов, а также для различения предписанной и грамматической пунктуации применяют пробел в один печатный знак до и после предписанного знака. Исключение составляют точка и запятая - пробелы оставляют только после них.

В конце библиографической записи ставится точка. В списке литературы следует приводить все обязательные, а иногда факультативные сведения о документе.