Руководства, Инструкции, Бланки

руководство фасилитатора сэм кейнер Pdf img-1

руководство фасилитатора сэм кейнер Pdf

Рейтинг: 5.0/5.0 (1917 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

Кейнер Сэм: Руководство фасилитатора: Как привести группу к принятию совместного решения (скачать в формате PDF, mb) » Управление предприятием и персо

РУКОВОДСТВО ФАСИЛИТАТОРА: КАК ПРИВЕСТИ ГРУППУ К ПРИНЯТИЮ СОВМЕСТНОГО РЕШЕНИЯ

Описание
Как наилучшим образом организовать процесс группового обсуждения принимаемых решений? Для этого вам нужен фасилитатор — специально обученный человек, который помогает группе думать наилучшим образом. «Руководство фасилитатора» — настольная книга фасилитаторов всего мира, выдержала более 20 переизданий, став бестселлером в США и Канаде. Одна из лучших в мире книг для консультантов и тренеров, которые хотят научиться применять фасилитационные подходы на практике. Сэм Кейнер — ведущий мировой эксперт в области принятия групповых решений. Более 30 лет работая с советами директоров крупнейших компаний, он создает и применяет на практике модели принятия групповых решений, в которые вовлечены многие заинтересованные стороны. В книге представлено более 200 ценнейших инструментов и техник для поддержки группового процесса мышления. «Руководство фасилитатора» позволит всем тренерам и консультантам расширить репертуар методов и навыков, пошагово освоив новую для себя роль фасилитатора.

Скачать книгу (rukovodstvo-fasilitatora-2.pdf, 12.04 mb)


Ключевые теги: решение, книга, руководство, принятие, консультант, практик, тренер, группа, образ, процесс, многое, сторона, модель, компания, работа, область, совет, директор, кейнер

Уважаемый посетитель вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Видео

Другие статьи

Руководство фасилитатора

Руководство фасилитатора. Как привести группу к принятию совместного решения

Название: Руководство фасилитатора. Как привести группу к принятию совместного решения
Автор(ы): Сэм Кейнер
Издательство: "Издательство Дмитрия Лазарева ", — 2013

Как наилучшим образом организовать процесс группового обсуждения принимаемых решений? Для этого вам нужен фасилитатор — специально обученный человек, который помогает группе думать наилучшим образом.

"Руководство фасилитатора" — настольная книга фасилитаторов всего мира, выдержала более 20 переизданий, став бестселлером в США и Канаде. Одна из лучших в мире книг для консультантов и тренеров, которые хотят научиться применять фасилитационные подходы на практике.

Сэм Кейнер — ведущий мировой эксперт в области принятия групповых решений. Более 30 лет работая с советами директоров крупнейших компаний, он создает и применяет на практике модели принятия групповых решений, в которые вовлечены многие заинтересованные стороны. В книге представлено более 200 ценнейших инструментов и техник для поддержки группового процесса мышления.

"Руководство фасилитатора" позволит всем тренерам и консультантам расширить репертуар методов и навыков, пошагово освоив новую для себя роль фасилитатора.

Сэм Кейнер (Sam Kaner) — один из ведущих мировых специалистов по совместному принятию решений в группах. Живет и работает в Сан-Франциско, США. Свою первую фасилитацию провел в 1978 году. Более тридцати лет исследует, фасилитирует и консультирует. Подготовил несколько поколений фасилитаторов. Среди его клиентов — ООН, Верховный суд Калифорнии, Центр социальных инноваций Стэнфордского Университета, Google, Twitter, Apple, eBay, Chevron, Gap, World Bank, Bank of America, Levi Strauss, PricewaterhouseCoopers, Hewlett-Packard, Symantec, VISA International и многие другие компании из списка Fortune 500. С 1986 года основатель и генеральный директор консалтинговой компании Community at Work.

Содержание:
  • От издателя
  • Предисловие автора к русскому изданию
  • Введение
Часть 1. Основные принципы
  • 1. Динамика группового принятия решений
  • 2. Ценности совместной работы
  • 3. Роль фасилитатора

    Часть 2. Основы фасилитации
  • 4. Умение слышать
  • 5. Техника чартрайтинга
  • 6. Фасилитация открытой дискуссии
  • 7. Альтернативы открытой дискуссии
  • 8. Мозговой штурм
  • 9. Инструменты управления длинными списками
  • 10. Работа со сложной динамикой
  • 11. Эффективная повестка дня: желаемые результаты
  • 12. Эффективная повестка дня: планирование процесса

    Часть 3. Построение жизнеспособного соглашения
  • 13. Принципы построения жизнеспособного соглашения
  • 14. Сбор различных точек зрения
  • 15. Создание общей платформы взаимопонимания
  • 16. Выработка взаимно включающих решений

    Часть 4. Зона завершения
  • 17. О важности ясных правил принятия решения
  • 18. В поисках единогласия
  • 19. Завершение: шаг за шагом
  • 20. Фасилитация жизнеспособных соглашений

  • Правила копирования
  • Библиография
  • Благодарности
  • Об авторах
  • О тренингах Community At Work

  • Сэм Кейнер о вызовах, развитии и успехе в работе фасилитатора

    Сэм Кейнер о вызовах, развитии и успехе в работе фасилитатора

    Trainings.ru Редакция
    19 января 2015 г.

    Сэм Кейнер (Sam Kaner) — один из ведущих мировых специалистов по совместному принятию решений в группах. Живет и работает в Сан-Франциско, США. Свою первую фасилитацию Сэм провел в 1978 году. Более тридцати лет он исследует, фасилитирует и консультирует. Сэм Кейнер подготовил несколько поколений фасилитаторов. Среди его клиентов - ООН, Верховный суд Калифорнии, Центр социальных инноваций Стэнфордского университета, Google, Twitter, Apple, eBay. Он широко известен как автор книги «Руководство фасилитатора: как привести группу к принятию совместного решения» .

    В 2014 году Сэм Кейнер впервые приехал в Россию и провел тренинг «Навыки групповой фасилитации». Он поделился с редакцией Trainings.ru своими впечатлениями о взаимодействии с российскими коллегами, идеями о роли фасилитации и о том, как стать успешным фасилитатором.

    Сэм, расскажите, пожалуйста, предысторию Вашей встречи с российской аудиторией.

    Несколько лет назад я разработал тренинг по мотивам написанной мною книги «Руководство фасилитатора: как привести группу к принятию совместного решения». Дмитрий Лазарев (основатель консалтинговой компании «Институт фасилитации Facilitato.ru — прим. редактора ) стал тем человеком, которому я передал технологию проведения тренинга с тем, чтобы он вел его в России. В 2014 году я сам приехал в Москву по просьбе тех людей, которые прочитали книгу и/или посетили программу Дмитрия.

    Среди участников моего российского тренинга «Навыки групповой фасилитации» в первую очередь были тренеры, коучи и консультанты. Около трети аудитории составили менеджеры крупных компаний, которые хотят не просто давать указания своим сотрудникам, а помогать им принимать совместные решения.

    Вы проводите тренинги в разных странах. Что Вы можете сказать об интересе российской аудитории и ее погруженности в тему фасилитации?

    Для начала я кратко расскажу о сути моего тренинга. Фасилитатор — это работа, которая требует знания особенностей поведения человека и постоянного наблюдения за процессом коммуникации. Она подразумевает такое вмешательство во взаимодействие сторон, которое помогает им лучше понимать друг друга. Моя главная цель как тренера — помочь участникам в развитии фундаментальных навыков наблюдения за тем, что происходит в фасилитируемой группе.

    Я бы сказал, что в России больше чем где-либо людей интересовали не технические вопросы, а философский контекст — насколько то, что я преподаю, имеет отношение к российской культуре, к российской интерпретации фасилитации.

    В других группах, и особенно это касается Северной Америки, большинство вопросов от аудитории — это вопросы о технике управления взаимодействием. При этом российские участники с большим энтузиазмом воспринимали демонстрацию приемов и инструментов. Возможно, эта особенность отчасти объясняется тем, что в России люди только начали знакомиться с фасилитацией, а на Западе это направление достаточно хорошо развито.

    Насколько популярна фасилитация на Западе? Какова ее роль и как она используется?

    В последние годы интерес к фасилитации усиливается. Причем он вышел за рамки HR и распространился достаточно широко. В США и Европе фасилитация востребована как технология, которая помогает налаживать сотрудничество, планировать работу, превращать идеи в реальные действия. Под сотрудничеством мы подразумеваем совместное обдумывание сложных вопросов, когда один человек не способен самостоятельно их решить.

    Приведу пример. В прошлом году во Флориде собрались политики, филантропы, эксперты образовательной системы, представители PR -агентств, благотворительных организаций и родители детей для того, чтобы обсудить ситуацию в образовании и пути ее изменения. Все участники встречи — очень разные люди, лидеры в своих областях. Они должны были рассмотреть ситуацию со всех сторон и совместно принять правильное решение. Для того, чтобы организовать такое сотрудничество, на мероприятие и был приглашен фасилитатор в моем лице.

    Вообще, идея сотрудничества становится все более популярной, даже модной. Сотрудничество даже рассматривается как стиль лидерства. Появляется понимание того, что в иерархической оргструктуре руководитель — это совсем не обязательно человек, обладающий наибольшей экспертизой по тому или иному вопросу. Экспертиза должна исходить ото всех вовлеченных в решение вопроса участников, поскольку каждый обладает ценной информацией и мнением.

    Среди вызовов сегодняшнего дня — сложность, многообразие и инновации. Фасилитация является техническим решением, которое помогает эффективно с ними работать.

    Как Вы определяете разницу между тренером и фасилитатором?

    По моим наблюдениям, далеко не все знают разницу между тренером и фасилитатором. А это — совершенно разные роли и виды деятельности.

    В США книги по фасилитации издаются последние 30 лет, и все равно нет общепринятого определения фасилитатора. Есть много тренеров, которые перестали называть себя тренерами и стали зваться фасилитаторами, а компании, в которых они работают, уверены, что эти слова — синонимы. Таким образом, различия тренера и фасилитатора до сих пор остаются предметом дебатов и обсуждаются в профессиональном сообществе, в блогах и на конференциях.

    Мои коллеги и я считаем, что фасилитатор — это нейтральная, третья сторона. В отличие от тренера он ничему не учит. Его цель — помочь участникам группы, включая ее руководителя, наиболее эффективно совместно думать и принимать решения.

    Например, в группе по составлению плана разработки и продажи нового продукта работают инженеры, представители финансового отдела, маркетинга. Все они очень разные и понять друг друга им не просто. К тому же руководитель группы — инженер, который не очень силен во взаимодействии с людьми. В такой ситуации фасилитатор будет незаменим.

    Сэм, навыки фасилитации становятся все более востребованными, и компании отправляют своих сотрудников на соответствующие тренинги. Как Вы считаете, в каком случае будет эффективен внутренний фасилитатор, а когда правильнее будет привлечь внешнего специалиста?

    Если отвечать на этот вопрос поверхностно, не вдаваясь в детали, то, например, в том случае, когда внутренний фасилитатор уже обладает опытом и готов совершенствоваться дальше, он будет хорошим выбором. А специалиста извне стоит пригласить, если внутренний фасилитатор заинтересован в том или ином исходе группового обсуждения и не может сохранять нейтралитет.

    Теперь дам более обстоятельный ответ, учитывающий реальность. Редко бывает так, что люди, чья постоянная работа не связана с фасилитацией, владеют навыками в той же степени, что и те, кто посвятил и посвящает их развитию практически все свое время. Принципиальный вопрос состоит в том, сколько знаний и навыков в области фасилитации требуется в каждой конкретной ситуации. Если ставки высоки и участники должны принять очень важное решение, то последствия некачественной фасилитации могут быть чрезвычайно серьезными. Таким образом, чем выше уровень и важность обсуждения, тем выше требования к профессионализму фасилитатора.

    Что, на Ваш взгляд, самое трудное в работе фасилитатора?

    Если бы Вы задали этот вопрос несколько лет назад, до того, как моя книга «Руковство фасилитатора» стала популярной, я бы на него ответил не так, как отвечу сегодня. Поясню почему.

    Я — не университетский профессор, который пишет статьи и книги, чтобы стать известным. Я написал книгу для того, чтобы выразить свои идеи. Книга получила высокие оценки. И последствия этого для меня таковы, что прежде, чем я прихожу в аудиторию и начинаю вести тренинг, у его участников уже есть представление обо мне. Скажем, я работаю с Советом директоров крупной компании. Все люди в моей группе — успешные, состоятельные бизнесмены. Часть из них пришла потому, что их генеральный директор дал им почитать мою биографию. Потом они проверили информацию в Google. К моменту нашей встречи эти люди уже сформировали мнение обо мне. В итоге наши с ними взаимоотношения развиваются не совсем естественно. Я оказываюсь в ловушке своей репутации. И это создает некоторые проблемы. Такая ситуация — самый большой вызов для меня на сегодняшний день.

    До написания книги — а к тому моменту я уже имел 15-летний опыт в профессии — я бы сказал, что самым трудным было помогать лидерам в реализации их инициатив. Лидеры — это люди, у которых есть авторитет и полномочия, они формируют основу и долгосрочные планы. Для вовлечения других людей в работу, они должны изменить свою точку зрения. Большинство из них рассматривают процесс долгосрочного взаимодействия с людьми как игру в шашки. На самом же деле им приходиться учиться тому, что это гораздо больше похоже на шахматы. Внешне это выглядит как то же самое игровое поле, но на самом деле все предположения и последствия в шахматах гораздо более глубоки. Лидерам необходимо рассматривать собственные инициативы сквозь призму большого количества переменных. И на тот момент это было значительным вызовом для меня — помогать лидерам приобрести долгосрочный взгляд на процесс, который может потребовать значительных инвестиций их времени, больше усилий с их стороны, чтобы оставаться вовлеченными. Это было трудно.

    Сэм, расскажите, как Вы стали фасилитатором?

    Я вижу себя адвокатом культурных изменений, которые подразумевают переход от чрезмерного полагания на авторитет к большему полаганию на аутентичную экспертизу, основанную на реальном опыте. Люди снова и снова используют традиционные решения глобальных проблем — военные действия, экономические санкции, политические перевороты. Но решить проблему глобального потепления, или роста численности населения, или нехватки пищи с помощью военных действий невозможно. Та же история и с менее масштабными проблемами. Как же их решить?

    Здесь нужны инновационные решения. Главная задача - построить процесс обсуждения и поиска решений с привлечением самой разнообразной экспертизы. Эта задача давно интересует и вдохновляет меня, и она привела меня в фасилитацию. Хотя роль фасилитатора в ее решении — это только часть ответа. Проявление авторитета, принятие совместных решений, техники решения проблем, распределение ресурсов — есть много составляющих эффективного взаимодействия внутри группы, и фасилитация — лишь один из них.

    Что делает фасилитатора успешным профессионалом?

    Сейчас, разговаривая с вами, я стараюсь поделиться мыслями, надеюсь, содержательными и интересными. Фасилитатор не демонстрирует такое поведение за исключением отдельных ситуаций, когда он должен объяснить группе какую-либо процедуру или правило. 90% всего времени фасилитатор должен слушать. Причем речь здесь идет не только и не столько о слушании произносимых людьми слов. Большая проблема групповых обсуждений в том, что их участники не слышат друг друга. Они слышат собственные идеи, и даже когда они молчат, они думают о том, что собираются сказать или как отреагировать на сказанное другим человеком. Поэтому фасилитатор должен слушать не только то, что говорит каждый участник, но и думать о том, понимают ли люди то, что говорят их коллеги и, если не понимают, то по какой причине. Такие навыки слушания — это ключевой фактор его успеха. Тем самым фасилитатор способствует выстраиванию эффективной коммуникации.

    Какие ошибки, по Вашим наблюдениям, чаще всего допускают фасилитаторы?

    Мне кажется, основная ошибка — это слишком большая вера в то, что за 20 или 60 минут обсуждения могут быть решены все вопросы группы.

    Есть такие вопросы, решение которых требует значительных усилий и ресурсов. Достичь результата часовым обсуждением здесь просто невозможно. Сравните игру в шахматы детей и гроссмейстеров. Первые завершают партию мгновенно, просто передвигая фигуры. Вторые глубоко обдумывают каждый вариант. В любой группе бывают сложные ситуации, которые требуют гроссмейстерского подхода. Задача фасилитатора — увидеть их и соответствующе построить работу. Начинающие фасилитаторы не имеют опыта, который бы позволил им сделать это качественно. Они склонны думать, что профессиональный успех достигается решением простых ситуаций, тех, с которыми можно быстро справиться. На самом деле успех фасилитатора определяет работа с такими ситуациями, в которых группа испытывает серьезные трудности.

    Что Вы посоветуете тому, кто решил стать фасилитатором? Какие книги стоит прочесть, какое обучение нужно пройти?

    В первую очередь я бы посоветовал не книгу, а сайт сообщества The National Coalition for Dialogue & Deliberation ncdd.org. Большинство участников сообщества — это начинающие специалисты и профессионалы в области ведения диалогов и дискуссий, что подразумевает экспертизу в содействии совместному принятию решение.

    Для начинающего фасилитатора знание о том, что из себя представляет профессия, не самые главные. Важнее знания о групповой динамике и взаимодействии. Чем глубже вы изучаете эту тему, тем легче вам будет освоить навыки фасилитации. Портал NСDD предоставляет публикации, ведет блоги и дает возможность общения в реальном времени с экспертами, которые могут ответить на конкретные вопросы.

    Еще одно полезное направление для обучения и развития - это качественный тренинг по психотерапии или консультированию. Он даст понимание того, как правильно строить работу с индивидуумом.

    Одна из тем дебатов в профессиональном сообществе в США посвящена тому, призван ли фасилитатор делать собрания более эффективными. На мой взгляд, большой ошибкой является излишнее углубление в этом направлении.

    Я бы поставил вопрос по-другому. Призван ли фасилитатор помогать людям меняться? Если у группы есть серьезная проблема, то чаще всего это значит, что ее участники что-то делают не так, причем регулярно. Чтобы решить проблему, люди должны измениться. Поэтому тренинги по психотерапии и консультированию (даже пара качественных занятий) могут быть очень полезными.

    Интервью провела Инна Карачевцева.

    При републикации ссылка на Trainings.ru обязательна

    Оставлять комментарии к статьям могут только зарегистрированные пользователи. Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь. если вы еще не зарегистрированы.

    DownloaD > КНИГИ - Скачать Сэм Кейнер

    Сэм Кейнер. Руководство фасилитатора. Как привести группу к принятию совместного решения

    Как наилучшим образом организовать процесс группового обсуждения принимаемых решений? Для этого вам нужен фасилитатор - специально обученный человек, который помогает группе думать наилучшим образом.
    "Руководство фасилитатора" - настольная книга фасилитаторов всего мира, выдержала более 20 переизданий, став бестселлером в США и Канаде. Одна из лучших в мире книг для консультантов и тренеров, которые хотят научиться применять фасилитационные подходы на практике.
    Сэм Кейнер - ведущий мировой эксперт в области принятия групповых решений. Более 30 лет работая с советами директоров крупнейших компаний, он создает и применяет на практике модели принятия групповых решений, в которые вовлечены многие заинтересованные стороны.
    В книге представлено более 200 ценнейших инструментов и техник для поддержки группового процесса мышления.

    Название: Руководство фасилитатора. Как привести группу к принятию совместного решения
    Автор: Сэм Кейнер, Ленни Линд, Кэтрин Толди, Сара Фиск, Дуэйн Бергер
    Год издания: 2014
    Издательство: Дмитрия Лазарева
    ISBN: 978-5-905955-05-1
    Страниц: 344
    Формат: PDF
    Язык: русский
    Качество: хорошее
    Размер: 39,2 Мб

    Скачать полную версию!
    Сэм Кейнер. Руководство фасилитатора. Как привести группу к принятию совместного решения

    Руководство фасилитатора сэм кейнер pdf

    Это не просто книга, а почти что фундаментальная книга.


    Пару лет назад мне довелось присутствовать на двух мероприятиях, которые для нас проводили тренеры (фасилитаторы) из одной Очень Известной Компании.
    Оба мероприятия были двухдневными, оба фасилитатора были профессионалами своего дела.
    Но оба не довели группу до момента инсайта.
    Точнее даже так - им обоим было не суждено это сделать, но они старались.

    Читая книгу Кейнера, я то и дело наталкивался на описание приемов фасилитации, техник и подходов, которые использовали те двое фасилитаторов.
    Я по памяти насчитал полтора десятка приемов и методик из книги, которые они использовали.
    Теперь картинка разложилась по полочкам, я смог увидеть суть того, что они делали, и касательно как минимум одного из мероприятий могу сказать, что цель все же была достигнута. Та цель которую ставил заказчик всего этого мероприятия.

    Книга очень хорошо структурирована.
    Это лучшая на сегодняшний день книга с иллюстрациями, которую я держал в руках (естественно, за исключением учебника физики :) На самом деле иллюстрации в современных книгах незаслуженно забыты - они могут помогать доносить детали и большие идеи лучше. Единственный нюанс - это сложная и дорогая работа.

    Книга очень хорошо погружает вас в модель дискуссии Кейнера, на которой он собственно и учит фасилитировать.
    Модель - жизнепригодная, я часто вижу именно такую модель развития дискуссий в коллективе. (Хотя это конечно же не значит что она единственная.)

    По ходу книги Кейнер рассказывает о куче нюансов и приемов которые позволяют с этими нюансами работать, ну или хотя бы о них узнать.

    Приводить свой конспект книги я не вижу никакого смысла - книга несмотря на свой небольшой объем (300 страниц) набита практическими знаниями и примерами.

    Это настольная книжка на долгое время потому что фасилитация практический навык, который нужно просто тренировать.


    Отдельное спасибо хочу сказать Диме Лазареву, который согласился привезти мне экземпляр этой книги на CodeFest в Новосибирск в этом году.

    FB2 Portal » Кейнер Сэм: Руководство фасилитатора: как привести группу к принятию совместного решения - электронная библиотека

    Как наилучшим образом организовать процесс группового обсуждения принимаемых решений? Для этого вам нужен фасилитатор — специально обученный человек, который помогает группе думать наилучшим образом. «Руководство фасилитатора» — настольная книга фасилитаторов всего мира, выдержала более 20 переизданий, став бестселлером в США и Канаде. Одна из лучших в мире книг для консультантов и тренеров, которые хотят научиться применять фасилитационные подходы на практике. Сэм Кейнер — ведущий мировой эксперт в области принятия групповых решений. Более 30 лет работая с советами директоров крупнейших компаний, он создает и применяет на практике модели принятия групповых решений, в которые вовлечены многие заинтересованные стороны. В книге представлено более 200 ценнейших инструментов и техник для поддержки группового процесса мышления. «Руководство фасилитатора» позволит всем тренерам и консультантам расширить репертуар методов и навыков, пошагово освоив новую для себя роль фасилитатора.

    Скачать книгу бесплатно

    Скачать pdf - Сэм Кейнер, Ленни Линд, Кэтрин Толди, Сара Фиск, Дуэйн Бергер - Руководство фасилитатора

    Руководство фасилитатора. Как привести группу к принятию совместного решения

    Книга доступна в форматах: fb2. pdf

    Как наилучшим образом организовать процесс группового обсуждения принимаемых решений? Для этого вам нужен фасилитатор - специально обученный человек, который помогает группе думать наилучшим образом.
    "Руководство фасилитатора" - настольная книга фасилитаторов всего мира, выдержала более 20 переизданий, став бестселлером в США и Канаде. Одна из лучших в мире книг для консультантов и тренеров, которые хотят научиться применять фасилитационные подходы на практике.
    Сэм Кейнер - ведущий мировой эксперт в области принятия групповых решений. Более 30 лет работая с советами директоров крупнейших компаний, он создает и применяет на практике модели принятия групповых решений, в которые вовлечены многие заинтересованные стороны.
    В книге представлено более 200 ценнейших инструментов и техник для поддержки группового процесса мышления.

    "Руководство фасилитатора" позволит всем тренерам и консультантам расширить репертуар методов и навыков, пошагово освоив новую для себя роль фасилитатора.


    "В кросс-функциональной среде, где для высококачественных размышлений встречаются люди с различными точками зрения, высококвалифицированный фасилитатор может привнести большую ценность. И один из лучших в этом - Сэм Кейнер.
    Руководство фасилитатора предоставляет полный набор моделей и инструментов, позволяющий компании извлечь выгоду от качественной фасилитации совместного процесса принятия решений. Я видел методы Сэма в действии и могу засвидетельствовать их силу и эффективность".

    Пьер Омидьяр, основатель и председатель совета директоров eBay

    "Основной целью нашей организации является поиск инновационных решений сложных социальных проблем. Мы знаем, насколько сложно фасилитировать дискуссию, в которой участвует много заинтересованных сторон. Эта удивительная книга представляет собой исчерпывающее руководство для решения этой проблемы. Я работала со множеством консультантов в течение последних 16 лет, и подход Сэма Кейнера является лучшим с точки зрения внедрения долгосрочных, системных изменений".

    Крисс Дигельмайер, директор Центра социальных инноваций, Стэнфордский университет

    "Руководство фасилитатора сбрасывает покров таинственности и страха с фасилитации групповых дискуссий и предоставляет полезные инструменты для тех, кто работает с группами. Материалы ясны. Графика исчерпывающа. Сложные вопросы разобраны логически и с большим вниманием к деталям".

    Томас Бройтман, управляющий директор Executive Education, PricewaterhouseCoopers

    Руководство фасилитатора

    Ссылка на книгу (издательство "Альпина Паблишер").

    Книгу решил напечатать Дмитрий Лазарев, потому что заинтересовался данной темой и не смог найти подробного руководства на русском языке.

    Вообще говоря, я не фасилитатор. И собраний у нас проходит не так уж и много, особенно тяжелых встреч по важным вопросам. Но я не могу не признать, что в книге есть интересные мысли даже для меня. И что книга действительно является полным руководством. Потому что процесс обсуждения группой здесь расписан от и до.

    Из того, что мне особенно понравилось:

    Первая функция фасилитатора - побуждение к полноценной работе в группе. Есть фундаментальная проблема: внутренний цензор. Люди не говорят то, что думают на самом деле, потому что это бывает трудно. Да и атмосфера вокруг часто только мешает. Приятно ли было бы вам услышать что-то вроде:

    • "Мы что, не обсуждали это раньше?"
    • "Нельзя ли попроще?"
    • "Поторапливайтесь, у нас мало времени"
    • "И как это связано с нашей темой?"
    • "Невозможно. Не сработает. Ни за что".

    Знакомо? А как бы вы себя чувствовали, услышав такое? Я знаю по себе, бывает, сам в своих словах не очень уверен, а когда на тебя еще и шикают таким образом, то еще больше замыкаешься. В итоге в дискуссии не участвуешь совсем. И вот как раз задача фасилитатора - поддерживать людей! Помогать им высказаться. Это действительно полезно.

    Еще в книге хорошо описана роль чайтрайтера, который записывает процесс группового мышления на флипчартах. Как писать? Какими должны быть надписи? А цвета? Какие использовать символы? Форматы? Все подробно расписано с указанием "зачем" ("пишите большими буквами - иначе с задних рядов не увидят" итд)

    Если вы исследуете некую проблему, можно применить метод "факты и мнения". Это такой тип мозгового штурма, когда люди записывают на разных стикерах факты и мнения по теме и лепят на доску / флипчарт. При этом они видят другие наклейки, которые наводят их на новые мысли, которые они тут же записывают. А их мысли наводят других коллег на новые мысли. И так по кругу. Интересный метод, я о нем уже читала в книге о стикерах.

    А еще людям сложно поднимать тему сложных вопросов. И существует техника "о чем я молчу?", в которой люди разбиваются на маленькие группы по 2 человека и озвучивают партнеру те мысли, которые постеснялись говорить при всех. А потом их партнеров спрашивают "будет ли толк для группы в целом от того, что мнение вашего партнера будет озвучено?". Очень интересный метод, я о таком не задумывалась раньше.

    Еще понравились уровни согласия. Бывает такое, что генеральный директор выходит, озвучивает свою позицию и говорит "Все согласны? Ну и отличненько", считая по дефолту, что молчание - знак согласия.

    Авторы книги предлагают после обсуждения темы оценить уровень согласия группы с принятым решением. Шкала из 8 пунктов:

    1. Полное одобрение (мне это действительно нравится!).
    2. Одобрение с незначительными замечаниями (не идеально, но хороший вариант).
    3. Одобрение с оговорками (я могу с этим жить).
    4. Воздержание (эта проблема меня не волнует).
    5. Нужно дополнительное обсуждение (я пока не очень понимаю суть).
    6. Не одобряю, но буду поддерживать (идея так себе, но я не хочу задерживать всю группу).
    7. Серьезное несогласие (в этом вопросе я не согласен с вами, на меня не рассчитывайте).
    8. Вето (я блокирую это преложение).

    Оценивать можно разными методами (по очереди, всем вместе, анонимно). Потом оценки наносятся на шкалу и оценивается результат. Результат зависит от целей, от важности темы и многого другого.

    Я вынесла из книжки как минимум рекомендацию самой себе помалкивать во время ретроспективы, когда кто-то отклоняется от темы. Люди должны высказываться, не боясь, что их загнобят!

    "..Фасилитатора"! OMG, главное чтобы эту книжку не увидил Милонов :)
    Серьезно, неужели хотя бы для обложки нельзя было подобрать более используемое слово, типа "модератор" или "посредник"?

    P.S. Хотел еще возмутиться, что автора насильно американизировали (вообще у него турецкие корни и произносится имя как Джэм Канэр), но посмотрел что у него эта книга в оригинале тоже вышла под именем Sam а не Cem. Видимо добили мужика англосаксы, не желающие знать никаких других имён кроме своих.