Руководства, Инструкции, Бланки

руководство компании транснефть img-1

руководство компании транснефть

Рейтинг: 4.7/5.0 (1865 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

Интерфакс – Сервер раскрытия информации

Банковские реквизиты р/с и размер расходов по изготовлению копий документов

Копии документов, указанных в пункте 2.9 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного Банком России 31.12.2014 № 454-П, предоставляются акционерам ОАО «АК «Транснефть» бесплатно.
Владельцам облигаций эмитента и всем заинтересованным лицам Программа биржевых облигаций, Проспекты ценных бумаг, Решения о выпуске ценных бумаг, Условия выпуска биржевых облигаций эмитента, изменения в указанные документы, а также их копии предоставляются на безвозмездной основе.

Полное фирменное наименование эмитента до внесения изменений в Устав решением годового Общего собрания акционеров 30.06.2016 - Открытое акционерное общество «Акционерная компания по транспорту нефти «Транснефть»
Сокращенное фирменное наименование эмитента до внесения изменений в Устав решением годового Общего собрания акционеров 30.06.2016 - ОАО «АК «Транснефть»
Место нахождения эмитента до внесения изменений в Устав решением годового Общего собрания акционеров 30.06.2016 - 119180, г. Москва, ул. Большая Полянка, д.57

Другие статьи

Руководство Транснефти практически не даёт интервью и неохотно рассказывает о компании - Аргументы Недели

Куда течёт Транснефть

№ 8 (350) от 28 февраля 2013 [«Аргументы Недели », Константин ГУРДИН ]

«АН» продолжают публикацию расследования о деятельности одной из самых закрытых компаний России – Транснефть. Начало – в «АН» №6.

Руководство Транснефти практически не даёт интервью и неохотно рассказывает о компании. Но в последнее время главу концерна Н. Токарева – прорвало. Посыпались громкие заявления. Самое эффектное: он назвал проходимцем известного общественного деятеля А. Навального. В ноябре 2010 г. тот устроил публичную разборку, обвинив Транснефть в хищении 47 млрд. руб. при строительстве «нефтяного БАМа» – трубы ВСТО. Действительно, в строительство двух очередей нефтепровода длиной 4,188 тыс. км закачали астрономическую сумму. По официальным данным Транснефти, уже в 2010 г. стоимость нефтепровода достигла 378 млрд. рублей .

При этом проект не был завершён, сроки сорвались. Транснефть свалила всё на генподрядчика. Мол, хотя он получил аванс 7 млрд. руб.. но сэкономил на квалифицированных рабочих. В результате к 2008 г. вместо запланированных 1,8 тыс. км трубы реально построили 1,2 тыс. километров. Что бы ни было, факт налицо: в результате Транснефть столкнулась с резким ростом затрат. В общей сложности за последние 8 лет расходы компании на строительство превысили 800 млрд. рублей. В связи с этим А. Навальный не стеснялся в выражениях. «Все, кто близки к этому сектору экономики, знают – на стройке ВСТО творилось нечто невообразимое. Там выпилили столько – на калькуляторе не хватит нулей, чтобы посчитать. Украли всё», – объявил он.

Теперь, когда ВСТО пусть худо-бедно и с громадным превышением бюджета, но в целом всё же завершён, – наверху решили списать грехи. На прямой вопрос о хищениях в Транснефти В. Путин ответил в духе: были бы нарушения, все бы давно сидели. К тому же в итоге нефтяники сильно выиграли. Дело в том, что в великую восточную трубу не пускают высокосернистую башкирскую нефть. Поэтому российская смесь VSTO быстро стала в Азии эталоном качества и стоит на пару долларов за баррель дороже нефти из Арабских Эмиратов! Как объясняют эксперты, её сернистость – 0,6%. Тогда как у обычной российской нефти марки URALS – 1,7% .

Казалось, угроза для руководства компании развеялась. Но тут – новый поворот. Прежде всего у Н. Токарева начались трения с другим давним соратником и знакомым В. Путина – Игорем Сечиным. Кроме того, Транснефть нарвалась на войну за порты.

С портами история такая. Речь идёт ни много ни мало о контроле за двумя крупнейшими морскими транспортными узлами РФ – Новороссийским и Приморским! Бизнес очень лакомый и весьма перспективный. Поэтому вокруг него чуть ли не поголовно собрались все самые известные бывшие друзья и коллеги действующего президента. Оно и понятно: люди занимаются нефтью, её надо как-то возить, лучший вариант – собственные терминалы. Тем временем, по образному выражению экспертов, Транснефть прёт на портовый бизнес как танк. Оба порта взяла, но при этом прищемила немало хвостов влиятельным людям. В конце 2012 г. это вызвало череду аппаратных интриг, призванных сместить слишком напористого главу компании.

Пока Н. Токарев сохранил кресло. Но ситуация осложнилась на другом фронте. Возникли разногласия с главой Роснефти, а это – дело серьёзное. Политический вес её главы трудно переоценить. Его компания – крупнейший в РФ добытчик чёрного золота, в 2012 г. выкачала 117,7 млн. тонн. Суть разногласий: И. Сечина давно увлекает идея развития бурной нефтеторговли с Китаем. Расчёт: на КНР уже приходится 20% мирового потребления энергии, и доля будет расти. Так что покупатель перспективный. Хотя в отношениях – сложный. В 2010 г. в должности зампреда правительства И. Сечин пролоббировал 25-летний контракт на поставки нефти в КНР в обмен на кредит. Пекин тогда получил очень льготную цену, вдобавок сразу после подписания договора взбрыкнул и после долгих препирательств выбил из РФ дополнительные скидки. Интересный факт: Транснефть собиралась судиться с Пекином, но И. Сечин настоял на мирном решении вопроса. Пусть и с убытком для РФ.

Проблема вот в чём. Мощности имеющихся трубопроводов не хватает, чтобы наращивать нефтяные поставки в КНР. На помощь пришёл Казахстан, предложивший качать чёрное золото через свою территорию, вдобавок – по низкой цене. А это расходится с интересами Транснефти. «Если мы забираем 5–7 миллионов тонн нефти для прокачки через Казахстан в Китай, значит, их откуда-то надо снять. С наших заводов не снимешь, получается, придётся снимать с экспорта. Это прямые потери: затея обойдётся Транснефти примерно в 5,5 миллиарда рублей. так как транспортировка пойдёт по более короткому пути», – объяснил Н. Токарев.

Отсюда следуют два вывода. Первый – Транснефть кровно заинтересована перекачивать чёрное золото по самому длинному пути! Выходит, когда В. Путин волевым решением сдвинул маршрут ВСТО подальше от Байкала, что увеличило протяжённость трубы на 500 км. он сделал компании финансовый подарок на будущее. Второй – Транснефть неизбежно вступит в конфликт с Роснефтью. Поскольку интересы глав компаний сходятся далеко не всегда, грядёт битва двух нефтяных титанов. Скорее всего, в ближайшем будущем это приведёт к громкой отставке.

// Наши партнеры

Акции Транснефть

Моя оценка -
  • Минимальный депозит 9$
  • Инвестиции от 1$
  • Мульти валютные счета
  • Инвестиционные сигналы
  • Ежедневные консультации подробнее о Бинариуме
eToro Моя оценка -
  • Возможность инвестировать в акции
  • Простота системы
  • Открытая аналитика
  • Заработок при падении RUB подробнее о eToro
LiteForex Моя оценка -
  • Инвестиции от 10$
  • Кредитное плечо 1:1000
  • Личный менеджер
  • Большой выбор памм счетов подробнее о Lite Forex
Amarkets 24 Option Моя оценка -
  • Минимальная торговля от 200$
  • Один из лучших Евро брокеров
  • Обучение бинарным опционам
  • Обилие отзывов
  • Честность работы подробнее о 24 Option
MFX Моя оценка -
  • Фиксированное ежемесячное начисление
  • Высокая процентная ставка 60% годовых
  • Сервис MFX Copy
  • Персональный консультант
  • Гибкие условия для корпоративных инвесторов подробнее о MFX
xSocial Моя оценка -
  • Большой выбор инвестиционных стратегий
  • Минимальные инвестиции от 100$
  • Удобный механизм управления
  • Прозрачность и регулируемость подробнее о xSocial
IQ Option Моя оценка -
  • Доступ к нескольким торговым инструментам
  • Большой выбор платежных систем
  • Наличие обучающих материалов
  • Минимальный депозит 10$ подробнее о IQ Option
Акции Транснефть

Транснефть это компания основной функцией, которой является транспортировка на огромные расстояния больших объёмов добытых углеводов.

В собственности компании находятся самые различные типы нефтепроводов, начиная от магистральных и заканчивая региональными.

История Транснефти

Первые магистральные трубопроводы по перекачки нефти появились в России еще в XVIII веке. К 1987 году протяженность всех нефтепроводов достигла 94тыс. км на территории СССР и находились они в ведении Главтранснефть.

В августе 1993 года на базе имущества Главтранснефти на территории РФ был организована компания Транснефть, куда вошло 16 нефтеперерабатывающих предприятий и 48тыс. км магистралей.

Чем занимается компания Транснефть

Главной сферой деятельности компании является поставка нефти от месторождений до перерабатывающих предприятий посредством магистральных трубопроводов.

Помимо обеспечения бесперебойной и безопасной эксплуатации трубопроводов, компания инвестирует в строительство новых трубопроводных систем, нефтеналивных комплексов и портов.

Акционеры и руководство Транснефти

Транснефть – это государственная компания национального масштаба, где контрольный пакет обыкновенных акций (78%) находится в собственности у Росимущества.

Общее руководство компанией осуществляет Совет директоров, возглавляет который с августа 2015 года Александр Новак.

Основная продукция Транснефти

Транснефть не занимается переработкой и производством продуктов из нефти. Она лишь оказывает услуги по ее транспортировке, а также занимается экспортом нефти за рубеж.

Компания является одним из главных акционеров Новороссийского и Приморского торговых портов, что позволяет ей экспортировать морскими путями 75% нефти, идущей в европейские порты из России.

Бизнес-модель компании

В своей деятельности компания преследует цель развития инфраструктуры Транснефти и капитализацию транзитных возможностей РФ.

Она намерена расширять сеть трубопроводов, морских путей и других систем, позволяющий увеличить экспорт нефти из самых отдаленных районов России.

Помимо этого, компания намерена упрочить свое влияние в мире, путем покупки акций стратегических важных и крупных компаний, прежде всего в сфере транспортировки нефти.

Финансовые показатели Транснефти
  • В 2005 году компанией было перекачено нефти в объёме 454млн. тонн. В следующем году этот показатель был увеличен вдвое. Из полученного объёма транспортировки углеводов более половины приходилось на экспорт в другие страны.
  • В 2007 году прибыль компании составила 222 млрд. рублей. По итогам 2014 года компания осуществила транспортировку более 479млн. тонн нефти и получила чистую прибыль в сумме 11,7млрд. рублей, что на 5,2 миллиона больше чем за 2013 год.
Платит ли Транснефть дивиденды инвесторам

Общая сумма дивидендных выплат в 2013 году составила 7,9 млрд.рублей, где доход на 1 простую акцию составил 1 221 рубля, на 1 привилегированную – 724,21 рубля.

Все выплаты производятся в срок и в полном объеме.

Купить акции Транснефть

В свободном обращении находятся только привилегированные акции, имеющие меньшую ликвидность, чем простые.

Однако, положительная динамика роста прибыли компании, позволяет быть уверенным в ежегодном получении прибыли от их оборота.

Понравилось? Поделиться с друзьями:

Хотите узнать сколько я заработал в этом месяце на инвестициях? Читайте ежемесячный отчет о доходах за Август 2016 года. Смог я, сможете и Вы!

Новости Руспрес - Самый скандальный убыток - Транснефти

Трейдер-любитель Николай Токарев проиграл на деривативах 75,3 млрд. рублей

Аналитики с интересом наблюдают за борьбой Дмитрия Медведева с госкомпаниями в отношении дивидендов – в этом году правительство планирует получить 50% от чистой прибыли вместо обычных 25%. В кризис бюджету нужны деньги на выполнение различных социальных обязательств, да к тому же и выборы в Госдуму на носу. Однако не везде правительство встречает понимание среди топ-менеджеров госкомпаний. Наиболее ярким примером служит политика «Транснефти», которая заплатит государству минимальные дивиденды – лишь 8% от прибыли по международным стандартам финансовой отчетности. При этом, и правительство, и Администрация президента, прекрасно понимают, что большую часть прибыли руководство госмонополии намеренно занижает . пряча ее в своих «дочках». Фактически речь идет о том, что руководство «Траснефти» сознательно не стремится выполнять свои обязательства перед своим основным владельцем – государством в период кризиса.

Не менее интересным является и факт получения «Транснефтью» колоссального убытка в размере 75,3 млрд рублей в результате спекуляций с валютными деривативами. Такой вывод содержится в пятнадцатитомном докладе, в котором проанализирована деятельность «Транснефти» по разным направлениям: от манипулирования малосернистыми потоками нефти до мошеннической реализации нефти на экспорт через подконтрольные офшорные компании . Документ охватывает период 9 лет – с 2007 года, когда у руля компании встал Николай Токарев. В ближайшее время доклад будет направлен в адрес президента Владимира Путина.

В распоряжении нашей редакции оказалась часть доклада, посвященная спекуляциям с деривативами. Что надоумило руководство «Транснефти» застраховать себя от падения курса американской валюты, остается загадкой, но именно эта операция принесла государственной компании убыток в размере 75,3 млрд. рублей. С таким результатом «Транснефть» вошла в десятку самых скандальных убытков от операций с деривативами в мировой истории.

Производные финансовые инструменты, в частности деривативы, на которых прогорела «Транснефть», обычно используются российскими компаниями-экспортерами для защиты от различных рисков. Вот, скажем, «Роснефть» заключает сделки валютно-процентного свопа и валютные форвардные сделки с целью защититься от падения доллара. Но доллар вырос, и «Роснефть» от финансово-валютных операций получила убыток. Зачем подобные операции понадобились «Транснефти»? Казалось бы, управляешь трубопроводной системой, перекачиваешь нефть, все, или почти все, расчеты с клиентами ведешь в рублях, и какое отношение до курса доллара? В компании рассказывают, что есть еще инвестиционная программа, валютные кредиты. Но и тут уж если страховаться, то от роста курса доллара, а не от падения, так как снижение курса доллара и так автоматически уменьшает долг.

Как говорится в аналитическом докладе, «руководство компании в личных интересах решило заработать на спекулятивных операциях с американской валютой. «Транснефть» построила огромные спекулятивные позиции в деривативах, за которые получила лишь небольшую премию от банков. Эта премия создавала эффект снижения стоимости финансирования долга компании. Само снижение было незначительным, а вот риски монополия взяла на себя феноменальные. И в итоге получила гигантский убыток в размере 75,3 млрд рублей, компенсировать который ей было нечем, так как у нее просто нет валютной выручки в нужных объемах».

Эксперты отмечают, что заработали эти сумасшедшие деньги некие банки-контрагенты, близкие к руководству «Трасненфти». Наличие контрактов на астрономические суммы стимулировало банки стать активными участниками спекулятивной атаки на рубль в 2014 году, и, безусловно, способствовало обесцениванию рубля. В докладе отмечается, что погоня за собственной выгодой заставила руководство госкомпании сделать ставку на снижение курса доллара, при том, что доллар стремительно рос весь 2014 год. Эксперты отмечают, что «руководство «Транснефти» вело себя как трейдер-любитель на рынке Форекс. По факту речь идет о потере управления госкомпанией и нанесении ущерба государству в особо крупном размере».

Как следует из доклада, «заключая сделки с производными финансовыми инструментами с целью уменьшения неблагоприятных последствий, связанных с возможными обесценением доллара США, «Транснефть» не страховала свои риски, а напротив принимала на себя огромные дополнительные финансовые риски, которые в итоге повлекли гигантсткие убытки».

Любопытно, что осенью 2014 года о запрете спекуляций на финансовом рынке говорил и президент страны Владимир Путин, жестко предостерегая госкомпании от участия в сомнительных и рисковых биржевых сделках. «Транснефть» должна была неукоснительно придерживаться этого указания. Однако, Николай Токарев принял иное решение.

Против махинаций с деривативами резко выступала и Ассоциация профессиональных инвесторов. Когда же миноритарные акционеры «Транснефти» стали всерьез интересоваться подробностями валютной катастрофы, в «Транснефти» заявили, что «миноритарии ведут рейдерскую атаку на госкомпанию и торгуют стратегической информацией».

Эксперты отмечают, что в госкомпании должен существовать механизм, защищающий собственность государства от подобного вопиющего непрофессионализма. И если уж руководство «Транснефти» не в состоянии просчитать элементарную сделку с деривативами, то по идее ее должен был заблокировать совет директоров или Росимущество, как представитель собственника, тем более что такого одобрения в госкомпаниях требуют все сделки на сумму свыше 5 млн. рублей. Возглавлявшая на тот момент Росимущество Ольга Дергунова . если рассуждать логически, должна была активно противодействовать решению «Транснефти». В свое время правительство широко рекламировала свое решение запретить «одноруких бандитов», чтобы предотвратить эпидемию разорительной игромании среди населения. Вот и в этом случае совет директоров «Транснефти» и Росимущество должны были препятствовать азартному увлечению спекуляциями главы «Транснефти» Николая Токарева и его помощников.

Примечательно, что в 2014 году, ввязываясь в азартную и заведомо убыточную игру с деривативами, Николай Токарев заявлял, что «Транснефть» не может раздавать деньги направо и налево, имея планы по напряженной инвестиционной программе. В итоге все планы оказались похороненными ами руковдством госкомпании - чистая прибыль компании по МСФО в 2014 году упала в 2,7 раза, а потери от валютных спекуляций в два раза превысили сумму выплаченных компанией дивидендов за последние 18 лет.

Это, однако, не помешало правлению «Транснефти» увеличить свои доходы на 9%, что в очередной раз доказывает - размер вознаграждения топ-менеджеров в «Транснефти» никак не связан с их профессионализмом и эффективностью.

Махинации «Транснефти» с деривативами оказались настолько скандальными, что правительство все же поручило оценить непрофессиональные действия руководства компании Минфину, Минэкономразвития и Центробанку . которым теперь необходимо досконально разобраться, куда же в действительности подевались 75,3 миллиарда. По мнению экспертов, речь может идти о том, что средства были похищены и оказались на счетах офшорных компаний, подконтрольных руководству компании.

Пока же компанию активно покидают миноритарные акционеры, больше не веря в заявления о создании в России привлекательного инвестиционного климата. «Мы избавились от привилегированных акций «Транснефти» и больше не считаем их рыночным активом», - заявлено, например, на сайте управляющей компании «Арсагера». - Не хочется рисковать деньгами клиентов, полагаясь лишь на «честное слово» менеджмента госкомпании. »

Руководство компании транснефть

Транснефть

«Трансне?фть»  — российская транспортная монополия, оператор магистральных нефтепроводов России. Полное наименование — Открытое акционерное общество "Акционерная компания по транспорту нефти «Транснефть». Штаб-квартира — в Москве .

Основные направления деятельности [2] :

  • транспортировка нефти и нефтепродуктов по трубопроводной системе на территории России и за её пределами;
  • диагностические, профилактические и аварийно-восстановительные работы;
  • обеспечение охраны окружающей среды в районах, где проходит трубопроводная система.

«Транснефти» принадлежит свыше 70 тыс. км магистральных трубопроводов, более 500 насосных станций, компания транспортирует 93 % добываемой в России нефти [3] .

История

Строительство нефтепровода Усть-Балык-Курган-Уфа-Альметьевск, 70е годы

В 1878 году в России появился первый нефтепровод длиной 10 км, по которому в декабре было перекачано 841 150 пудов нефти [4]. К концу 1914 года общая протяжённость нефтепроводов в России составляла 1280 км. Первый подземный нефтепровод появился в 1936 году (маршрут Ишимбай — Уфа). В 1964 году сдаётся в эксплуатацию нефтепровод "Дружба" » (8900 км трубопроводов, из них 3900 км на территории России) [5] .

Компания является правопреемником Главного производственного управления по транспортировке и поставкам нефти (Главтранснефть) Миннефтепрома СССР. В виде открытого акционерного общества «Транснефть» зарегистрирована Московской регистрационной палатой 26 августа 1993 года .

Восточный нефтепровод

28 апреля 2006 в Тайшете были сварены первые стыки уложенных труб Восточного нефтепровода (ВСТО) — одного из крупнейших инфраструктурных проектов в России [6]. 28 декабря 2009 года была запущена первая очередь проекта («ВСТО-1») — трубопровод от Тайшета (Иркутская область) до Сковородино (Амурская область) длиной 2694 км. Мощность первой очереди ВСТО — 30 млн т в год.

2010 год ознаменовался стартом строительства второй части Восточного нефтепровода — ВСТО-2. Уже в сентябре 2011 года в Приморском крае был сварен завершающий стык линейной части системы ВСТО-2. Общая протяженность нефтепровода — 2046 км. Мощность — 50 млн тонн в год. По окончании 3 квартала 2012 года завершено строительство ВСТО-2. Ввод ВСТО-2 в эксплуатацию был осуществлен в 4 квартале 2012 года. [7] .

Каспийский трубопроводный консорциум

В управлении «Транснефти» с июня 2007 года находится 24 % акций Каспийского трубопроводного консорциума. находящихся в федеральной собственности.

Протяженность трубопроводной системы КТК составляет 1510 км. Пропускная способность действующей системы КТК — 28,2 млн тонн нефти в год. До 2015 года планируется увеличение мощности нефтепровода до 67 млн тонн нефти в год.

Слияния и поглощения

В январе 2011 года «Транснефть» совместно с предпринимателем Зиявудином Магомедовым приобрела компанию Kadina Ltd, которой принадлежал контрольный пакет (50,1 %) Новороссийского морского торгового порта. Продавцами по сделке (сумма сделки, составившая $2,5 млрд, по данным газеты «Ведомости » почти на 80 % превышала рыночную оценку, складывавшуюся на тот момент), выступили семьи председателя совета директоров НМТП Александра Пономаренко и депутата Госдумы Александра Скоробогатько (получили вместе около $2 млрд) и структуры называемого другом премьер-министра России Владимира Путина предпринимателя А. Р. Ротенберга (получил около $500 млн) [8] .

Собственники и руководство

Дмитрий Медведев и Николай Токарев, 2008 год

100 % обыкновенных акций (78,1 % капитала) «Транснефти» принадлежат государству [9]. В свободном обращении находятся привилегированные акции. Прежде большей частью акций, находящихся в свободном обращении, владели «Интеррос » и «Нафта-Москва », но они продали их неизвестным лицам.

16 апреля 2007 года президент России Владимир Путин подписал указ о присоединении к «Транснефти» компании «Транснефтепродукт » путём внесения принадлежащих государству 100 % акций «Транснефтепродукта» в качестве вклада России в уставный капитал «Транснефти».

Президент компании — Николай Токарев. Председатель совета директоров — Маттиас Варниг .

Деятельность

«Транснефть» и её дочерние общества располагают крупнейшей в мире системой нефтепроводов (в том числе нефтепровод «Дружба» ), длина которой составляет 47 455 км, а также сетью нефтепродуктопроводов, ранее принадлежавших «Транснефтепродукту» длиной 19 476 км (на июль 2008 года) [10] .

Тарифы на услуги по перекачке, перевалке и наливу нефти «Транснефти» как естественной монополии устанавливаются Федеральной службой по тарифам (ФСТ России).

Структура компании

Компания управляет следующими дочерними обществами [11] :

Транспортировка нефти
  • АО «Транснефть-Урал»
  • АО «Транснефть-Сибирь»
  • АО «Транснефть-Прикамье»
  • АО «Транснефть-Дружба»
  • АО «Транснефть-Центральная Сибирь»
  • АО «Черномортранснефть»
  • АО «Транснефть — Верхняя Волга».
  • ООО «Транснефть-Балтика»
  • АО «Транснефть-Приволга»
  • АО «Транснефть-Север»
  • ООО «Транснефть-Восток»
  • ООО «Транснефть-Дальний Восток»
Транспортировка нефтепродуктов
  • АО "АК «Транснефтепродукт»
  • АО «Мостранснефтепродукт»
  • АО «Средне-Волжский Транснефтепродукт»
  • АО «Юго-Запад транснефтепродукт»
  • АО «Рязаньтранснефтепродукт»
  • АО «Сибтранснефтепродукт»
  • АО «Уралтранснефтепродукт»
  • ООО «Транснефть-Балтика»
  • ООО «ЛатРосТранс».
  • ОАО Великолукский завод «Транснефтемаш»
  • ОАО «Связьтранснефть»
  • ООО «Транснефть Финанс»
  • ООО «Спецморнефтепорт Приморск»
  • ООО «Спецморнефтепорт Козьмино »
  • ООО «Спецморнефтепорт Усть-Луга»
  • ОАО «НМТП»
  • ООО «Приморский торговый порт»
  • ООО «ЦУП ВСТО»
  • ОАО «Волжский подводник»
  • ОАО «Гипротрубопровод»
  • ОАО ЦТД «Диаскан»
  • АО «Транснефть - Метрология»
  • ООО «ДСД»
  • ОАО «Энерготерминал»
  • ООО «Транснефтьстрой»
  • ООО «Транснефтьэнерго»
  • ОАО «ВОСТОКНЕФТЕТРАНС»
  • ОАО «СвязьстройТН»
  • ООО «ТранснефтьЭлектросетьСервис»
  • ООО «Транснефть-Сервис»
  • ЗАО «МПС»
  • ЗАО «Транснефть-Сервис»
  • ООО «НИИ Транснефть»
  • ОАО «Телекомнефтепродукт»
  • ООО «БалттрансСервис»
  • ООО «ТК-БА»
  • ЗАО «ОМЕГА»
  • ООО «Транснефть-Логистика»
  • ООО «Центр разработки и внедрения информационных систем»
  • ООО «Транснефть-Охрана»
  • ООО "Транснефть-ТСД"
  • НПФ «Транснефть»
  • ЗАО "СК «ТРАНСНЕФТЬ»
  • ООО «ТрансПресс»
  • ООО «Петротранс-Приморск»
  • ООО «Транснефть Усть-Луга»
  • ОАО "МТП «Приморск»
  • ЗАО «Трансфлот»
  • ООО УК «ТН Инвест»
  • ОАО "ТД «Транснефтепродукт»
  • ООО «СОТ-ТРАНС»
  • ООО ЧОП «СТНП»
  • Каспийский Трубопроводный Консорциум
Основные нефтепроводы Основные продуктопроводы
  • Нефтепродуктопровод Северный (рабочая мощность 8,4 млн тонн в год)
  • Нефтепродуктопровод Южный
Текущие проекты

Важнейшим текущим проектом «Транснефти» является проектирование и строительство трубопроводной системы «Восточная Сибирь — Тихий океан» (30 млн тонн в год) и «Восточная Сибирь — Тихий океан-2» (50 млн тонн в год с выделением первой очереди) [7]. Также среди крупнейших текущих проектов:

Прочие активы

«Транснефть» совместно с предпринимателем Зиявудином Магомедовым контролирует Новороссийский морской торговый порт (а тому, в свою очередь, принадлежит Приморский торговый порт ). В совокупности через эти два порта проходит 75 % нефти, поставляемой Россией через европейские порты [8] .

Показатели деятельности

За 2005 год трубопроводами компании было перекачано 453,8 млн тонн нефти. Запасы нефти в системе трубопроводов по состоянию на 30 сентября 2005 года составляли 27,3 млн тонн.

За 2006 год трубопроводами компании было перекачано 458,5 млн тонн, в том числе на экспорт было сдано 251,6 млн тонн, что на 2,2 млн тонн выше показателя 2005 года [15] .

Консолидированная выручка «Транснефти» по МСФО за 2007 год — 221,9 млрд руб. (за 2006 год — 202,4 млрд руб.), чистая прибыль — 64,7 млрд руб. (54,9 млрд руб.). Выручка по российским стандартам в 2006 году — 194,5 млрд руб. чистая прибыль — 3,5 млрд руб [10] [16] .

Галерея

Логотип и смена фирменного стиля

С 1 января 2012 года «Транснефть» ввела новый фирменный стиль. В привычный для компании сине-белый цвет был добавлен красный. Форма изображения и написания также была деформирована. Изменения коснулись и слогана организации, который теперь звучит следующим образом: «Приводим в движение нефть, чтобы она приводила в движение все остальное». Окончательный переход «Транснефти» на новую корпоративную символику будет завершен до конца 2012 года [17] .

Новый логотип с 2012 года

Аварии на объектах компании Разлив нефти под Новосибирском

В Мошковском районе Новосибирской области 26 декабря 2008 года произошла утечка нефти [18]. Утечка была ликвидирована, однако в 2010 году стали появляться новые сообщения о выходе нефти, в частности видеообращение жителей села Мошково [19]. По заявлению представителя компании Надежды Вавилиной, на октябрь 2010 „экологической катастрофы “, описываемой некоторыми изданиями, там не наблюдается» [18] .

Согласно акту расследования причин разлива нефти, общий объём вытекшей нефти составил 7 м?, из них 1 м? попал в реку Балта, остальные были собраны и закачаны обратно в трубопровод. Ущерб, нанесённый экологии, составил 4,269 миллиона рублей. В постановлении департамента природных ресурсов Новосибирской области сказано, что вода в реке Балта в районе утечки полностью пригодна для ведения сельскохозяйственных и рыбохозяйственных работ. Земельный участок в районе 744 километра нефтепровода Омск-Иркутск также полностью пригоден для ведения садоводческих работ [20] .

Разлив нефти под Ленском

20 января 2010 в 30 км от города Ленска из-за прорыва трубы нефтепровода ВСТО во время планового ремонта произошла утечка 450 м? нефти, которые вылились на грунт [21]. Площадь загрязнения составила 20 тысяч квадратных метров [21]. На территории Ленского района был введён режим чрезвычайной ситуации [21]. Позднее было сообщено, что утечка нефти была обнаружена 20 января при патрулировании трубопровода [22] .

В ликвидации аварии принимало участие 196 человек и 40 единиц техники, к утру 21 января работы были закончены [23]. К 25 января было собрано около 150 м? нефтепродуктов, очищено более двух тысяч квадратных метров загрязненной территории [22] .

Сообщается, что журналистов не пускали к месту аварии, а разлив нефти назвали разливом моторного масла [24]. Однако эта информация первоначально имела отношение к т. н. «Олекминскому разливу» [25]. Информация о нём активно обсуждалась на заседании якутского парламента, но облеты МЧС и обход трассы так и не выявили утечек.

Критика Информационная закрытость

«Транснефть», контролирующая общероссийскую систему нефтепроводов, неоднократно критиковалась за нехарактерную для публичной компании информационную закрытость [26]. В частности, известный оппозиционер Алексей Навальный. являющийся миноритарным акционером компании, неоднократно пытался получить различные документы о деятельности компании, включая протоколы заседаний совета директоров [27]. Президент компании Николай Токарев в 2008 году заявлял: «Мне абсолютно все равно, как они [привилегированные акции] котируются, сколько стоят». Во второй половине 2011 года компания изменила ориентиры в этой области, официально заявив о принятии курса на диалог с инвесторами и рост капитализации (по мнению экспертов, это стало одной из причин укрепления курса акций «Транснефти» осенью 2011 года) [28] .

Строительство Восточного нефтепровода

В феврале 2008 года Счётная палата РФ начала проверку расходования средств на строительство ВСТО [6]. В том же месяце экс-президент Транснефти Семён Вайншток сообщил, что проверку ВСТО также осуществляет созданная новым руководством Транснефти комиссия [6]. Вайншток заявил: «Стояла конкретная задача — вывести всех на чистую воду. Так что если есть желание найти — найдут» [6]. 2 февраля 2009 года Счётная палата сообщила о завершении проверки ВСТО [6] [29]. В сообщении Счётной палаты говорилось, что 78,5 млрд рублей из почти 250 млрд рублей, затраченных на ВСТО до конца первого полугодия 2008 года, было распределено «без проведения конкурсов», что свидетельствует о том, что нормативные документы «Транснефти» содержат «расширительное толкование случаев привлечения подрядных организаций без проведения конкурсов» [30] [6] [29]. 24 марта 2010 года глава Счётной палаты РФ Сергей Степашин во время своего выступления в Госдуме сообщил, что проведённая проверка Счётной палаты выявила сумму ущерба при строительстве ВСТО в 3,5 млрд рублей и что по этому факту в отношении руководства Транснефти было возбуждено уголовное дело [31] [32] [33] .

16 ноября 2010 года Алексей Навальный опубликовал документы, по словам Навального, содержащие сведения о крупных хищениях в ходе реализации проекта ВСТО [34]. Навальный заявил, что общая сумма хищений по всем документам, которые у него имеются, составляет более 120 млрд руб. [35] По словам Навального, эти документы являются результатом внутренней проверки строительства ВСТО экспертами «Транснефти» [35]. Вслед за заявлением Навального последовал ряд публикаций в СМИ [36] [37] [38] [39] [40] [41] .

Первоначально руководство Транснефти отказалось как-либо комментировать эти документы, мотивировав это тем, что блог Навального не является средством массовой информации [42]. Однако позднее глава Транснефти Николай Токарев в интервью телеканалу «Россия-24» отверг обвинения Навального, обвинив его в вычислении суммы ущерба методом экстраполяции. При этом публиковать отчёт Счётной палаты Токарев отказался, ссылаясь на то, что он «содержит много конфиденциальной информации о проекте ВСТО» [43] .

Глава Счётной палаты Сергей Степашин заявил, что ранее проведённая проверка Счётной палаты не выявила $4 млрд хищений [30]. Навальный в свою очередь обвинил Степашина в укрывании преступлений, заявив, что никто из опровергающих факт хищений не указывает на фальсификацию предоставленных документов [44]. Аудитор Счётной палаты Михаил Бесхмельницын заявил, что скандал мог быть поднят по заказу [45] участников передела рынка в Юго-Восточной Азии. Он отметил, что озвученная в марте 2010 года Степашиным в отчёте о работе Счётной палаты за год сумма ущерба составила 3,5 млрд рублей [33]. Навальный утверждал, что по этому факту не было возбуждено никаких уголовных дел [46]. Это заявление Навального противоречит заявлению Степашина от 24 марта 2010 года, что уголовное дело было возбуждено [33] .

29 декабря 2010 года премьер-министр Владимир Путин заявил, что проверкой дела займется прокуратура [47]. Позже, 28 сентября 2011 года, на встрече с писателями председатель правительства России на вопрос о хищении ответил: «Уверяю вас, если бы было что-то уголовно наказуемое, там бы уже сидели за решеткой» [48] [49] [50] .

Благотворительная деятельность

Ежегодно вследствие неточной работы приборов учета нефти в трубопроводной системе «Транснефти» образуются излишки. Данные излишки продаются самой «Транснефтью», а вырученные средства, по сведениям самой компании, направляются на благотворительные цели. Всего в 2007 году транспортная монополия отправила на благотворительность 7,2 млрд руб. (в 2006 году — 5,3 млрд руб.), из них 644 млн руб. получил фонд «Содействие», а 422 млн руб. — межрегиональный общественный фонд содействия федеральным органам государственной охраны «Кремль-9» (создан в 2001 году для «поддержки сотрудников и ветеранов ФСО») [9]. В 2009 году на указанные цели было направлено 3,2 млрд руб. [51]. в 2010 году — не менее 3,98 млрд руб. [52]

«Транснефть» неоднократно критиковалась (в том числе и общественным деятелем Алексеем Навальным. являющимся миноритарным акционером компании) за непрозрачность осуществляемых «благотворительных» трат. После 2007 года компания, контролирующая государственную систему нефтепроводов, не раскрывала список получателей данных денежных средств [53] [51] .

В 2011 году «Транснефть» впервые официально опубликовала сведения о своих благотворительных тратах, после чего выяснилось, что с 1 января по 15 июля 2011 года компания потратила на эти цели 3,21 млрд руб. из них 52 млн руб. пошло на помощь детским учреждениям, а 2,55 млрд руб. (почти 80 % расходов) было перечислено международному благотворительному фонду «Константиновский» (его совет возглавляет руководитель Управления делами Президента России Владимир Кожин ) [54] .

Примечания

Транснефть - монополист по трубопроводной транспортировке нефти

Транснефть

ОАО "АК "Транснефть" является естественным монополистом, осуществляющим транспортировку нефти по магистральным нефтепроводам. Стоимость услуг, оказываемых "Транснефтью", устанавливается Федеральной службой по тарифам РФ.
100% голосующих акций "Транснефти" принадлежат государству. Привилегированные акции свободно обращаются на ММВБ и в РТС.
В 2007 году государство передало "Транснефти" 100% акций "Транснефтепродукта" .

ОАО "Сибнефтепровод"
ОАО "Магистральные нефтепроводы "Дружба"
ОАО "Северо-западные магистральные нефтепроводы"
ОАО "Приволжскнефтепровод"
ОАО "Транссибнефть"
ОАО "Уралсибнефтепровод"
ОАО "Верхневолжскнефтепровод"
ОАО "Центрсибнефтепровод"
ОАО "Северные магистральные нефтепроводы"
ОАО "Черномортранснефть"
ОАО "Связьтранснефть"
ООО "Балтнефтепровод"
ОАО "Волжский подводник"
ОАО "Гипротрубопровод"
ЗАО "Центр метрологического обеспечения"
ОАО "ЦТД "Диаскан"
ООО "Центр управления проектом "Восточная Сибирь-Тихий океан"
ООО "Востокнефтепровод"
ООО "Транснефть Финанс"
ООО "Специализированный морской нефтеналивной порт Приморск"
ООО "Специализированный морской нефтеналивной порт Козьмино"
ОАО "АК "Транснефтепродукт"

Создание компании
ОАО "Акционерная компания по транспорту нефти "Транснефть" учреждено в соответствии с указом президента Российской Федерации №1403 от 17 ноября 1992 года и постановлением правительства Российской Федерации от 14 августа 1993 года №810. ОАО "Транснефть" является правопреемником Главного производственного управления по транспортировке и поставкам нефти Миннефтепрома СССР.

Выпуск привилегированных акций
Постановление правительства РФ №1083 от 2 ноября 1995 года "Об увеличении уставных капиталов акционерных компаний по транспорту нефти "Транснефть" и по транспорту нефтепродуктов "Транснефтепродукт" разрешило "Транснефти" выпустить привилегированные акции в объёме до 25% уставного капитала. Обыкновенные акции Транснефти, согласно постановлению, были закреплены в государственной собственности.
В 1995 году "Транснефть" выпустила привилегированные акции в максимально допустимом количестве и бесплатно разместила их среди работников и администрации компании.
В 1997 году компания начала скупать привилегированные акции. В 1998 году в правоохранительные органы стали поступать жалобы на то, что руководство "Транснефти" вынуждает акционеров продавать принадлежащие им ценные бумаги по невыгодной цене. Против руководства компании было возбуждено уголовное дело, в рамках которого дважды (в 1999 году и в 2006 году) приостанавливались торги акциями "Транснефти".

Биржевое обращение акций
В июле 2002 года начались торги привилегированными акциями "Транснефти" на ММВБ и в РТС.

Нефтепровод в обход Чеченской Республики
В 90-х годах существенно затруднилась эксплуатация нефтепровода "Баку-Новороссийск", участок которого проходил по территории Чечни. Кража нефти на чеченском участке приобрела систематический характер. В 1997 году было принято решение о строительстве обходного участка. Однако, реализация проекта затянулась из-за нехватки средств.
Реализация проекта была возобновлена в 2000 году, когда финансовое положение российской нефтяной отрасли стало улучшаться в связи с ростом мировых цен на нефть. В сжатые сроки "Транснефть" проложила трубопровод протяженностью 312 км по территории Дагестана. При прокладке обходного участка была построена перемычка, соединяющая магистраль "Баку-Новороссийск" с нефтебазой в Махачкале. Это позволило принимать в порту Махачкала танкеры с нефтью из Казахстана и Туркменистана для осуществления транзитной прокачки в порт Новороссийск.

Нефтепровод в обход Украины (Суходольная-Родионовская)
После объявления Украиной независимости Россия потеряла право распоряжаться небольшим участком магистрального нефтепровода, идущего в Новороссийский морской порт. Проект строительства обходного участка возник в начале 90-х годов, однако в то время не нашлось средств на его реализацию.
Понимая стратегическую важность этой нефтетранспортной магистрали, Украина постоянно поднимала плату за его использование. К 2000 году тариф на прокачку нефти по украинскому участку в несколько раз превышал средний уровень. Правительство России потребовало снизить тариф, но Украина ответила отказом. После этого "Транснефти" было дано распоряжение незамедлительно приступить к строительству обходного участка. Первоначально "Транснефть" планировала предоставить нефтяным компаниям долю в проекте в обмен на участие в финансировании. Впоследствии "Транснефть" решила финансировать проект за счёт кредитов и собственных средств.
Строительство нефтепровода Суходольная-Родионовская началось в марте 2000 года, ввод в эксплуатацию состоялся в сентябре 2001 года. Строительство обошлось в $240 млн. Протяженность нефтепровода Суходольная-Родионовская - 259 км, в то время как при прокачке по украинской системе нефть преодолевала расстояние в 364 км. Реализация проекта позволила снизить транспортные расходы на основном экспортном направлении и получить гарантии независимости от решений Украины.

Балтийская трубопроводная система
С распадом СССР Россия лишилась права собственности на крупнейший экспортный морской порт - Вентспилс. Использование этого порта для экспорта российской нефти имело два недостатка: экономический, выражавшийся в высоких расходах, и политический - контроль над экспортом нефти из России находился в руках недружественной страны.
Идея строительства собственного нефтяного порта на Балтийском море возникла в конце 90-х годов. Основным препятствием на пути реализации проекта была нехватка денег. Кроме того, российский участок Балтийского моря зимой покрывается льдом, тогда как акватория Вентспилса не замерзает. В качестве альтернативы "Транснефть" предложила Латвии продать контрольный пакет порта. Латвия ответила отказом.
Решение о строительстве Балтийской трубопроводной системы (БТС) было принято правительством России 16 октября 1997 года. Проект предусматривал прокладку трубопроводов до Балтийского моря и строительство порта в Приморске.
Для сбора средств на реализацию проекта "Транснефть" в мае 1999 года ввела целевой инвестиционный тариф, взимаемый при прокачке нефти по системе магистральных нефтепроводов. Дополнительные сборы вызвали негативную реакцию у нефтяных компаний. "ЛУКОЙЛ". "Сибнефть" и ТНК отказались выплачивать инвестиционный тариф и подали протест в Высший арбитражный суд. Согласно решению правительства, доля "Траснефти" в капитале проекта должна была составить не менее 50%, остальное планировалось распределить среди нефтяных компаний.
К середине 2000 года "Транснефть" собрала с помощью инвестиционного тарифа более $100 млн. Компания приступила к строительным работам. В декабре 2001 года первая очередь БТС (трубопровод Кириши-Приморск и терминал в Приморске) была сдана в эксплуатацию. Мощность первой очереди составила 12 млн тонн нефти в год.
В ходе реализации проекта государство поменяло свой взгляд на возможность предоставления частным компаниям доли в транспортных мощностях. "В России не может быть частных магистральных нефтепроводов" - таков был новый девиз. Решение о передаче нефтяным компаниям доли в проекте было решено отказаться. Вместо этого им было предложено получить долю в капитале нефтяного порта в Приморске. Впоследствии план был снова пересмотрен, "Транснефть" сохранила полный контроль над проектом.
Мощность БТС в короткие сроки последовательно наращивалась - сначала до 18 млн тонн в год, затем до 30, 42, 62 млн тонн в год. К концу 2006 года Приморск уже был способен отгружать около 75 млн тонн нефти в год.
С наращиваем мощности "Балтийской транспортной системы" "Транснефть" снижала прокачку нефти в направлении Вентспилса. 1 января 2003 года Вентспилс был вычеркнут из списка транспортных направлений. Латвия обратилась к "Транснефти" с предложением о продаже пакета акций порта и снижении тарифов на перевалку нефти, но российская сторона ответила отказом.

Банк качества нефти
Транспортная система "Транснефти" не позволяет осуществлять раздельную прокачку нефти. Это снижает прибыль компаний, сдающих в систему дорогостоящую лёгкую нефть. В отдельных случаях производителям лёгкой нефти оказывается выгоднее перевозить своё сырьё по железной дороге, несмотря на существенную разницу в транспортных тарифах. В мировой практике эта проблема решается путём ввода Банка качества нефти. Компании, поставляющие в систему низкосортную нефть, выплачивают компенсируют денежные потери производителей лёгкой нефти. В России подобная система применяется на магистрали "Каспийского трубопроводного консорциума". В 2000-2003 годах "Транснефть" вела активную подготовку к введению Банка качества. В основу проекта был положен принцип "нулевого баланса" - суммы, выплат в Банк качества должны быть равны сумме компенсаций из него. Подготовительная работа была одобрена советом директоров "Транснефти", принято решение с 1 января 2003 года запустить систему в опытном режиме. Противниками введения системы компенсационных выплат выступили нефтяные компании Татарстана и Башкортостана поскольку нефть, добываемая в этих регионах, преимущественно тяжёлая и высокосернистая. В этом основную выгоду от Банка качества получили бы "ЮКОС" и "Сибнефть". Перераспределение прибыли от республиканских компаний в пользу частных признано нецелесообразным, проект заморожен.

Объединение транспортных потоков Холмогоры-Клин и Сургут-Полоцк
В 2003 году нефтяная отрасль России столкнулась с нехваткой транспортных мощностей, что было вызвано высокими темпами роста добычи нефти. В то же время, магистраль Холмогоры-Клин, по которой перекачивалось лёгкая малосернистая нефть из Западной Сибири, оставалась загружена не полностью. В начале 2003 года "Транснефть", "ЮКОС". "Сибнефть". "Сургутнефтегаз" и ТНК обратились к правительству РФ с предложением рассмотреть возможность увеличения загрузки нефтепровода Холмогоры-Клин за счёт переброски в него части нефти, транспортируемой по магистрали Сургут-Полоцк.
Решение было одобрено, с 1 апреля АК "Транснефть" увеличила прокачку нефти по трубопроводу Холмогоры-Клин, переориентировав на этот маршрут часть сырья из магистрали Сургут-Полоцк. Объединение транспортных потоков повысило суммарную экспортную мощность российской трубопроводной системы на 15-19 млн тонн в год. По обоим нефтепроводам стала прокачиваться единая смесь, улучшив показатели сырья на направлении Сургут-Полоцк и ухудшив на направлении Холмогоры-Клин. Туапсинский, Краснодарский и Волгоградский НПЗ стали получать нефть с большим содержанием серы.

Западная Сибирь-Мурманск
Российские порты на Балтийском и Чёрном морях не имеют возможности принимать большегрузные танкеры. Удобным местом для размещения нефтяного порта является Мурманск. Глубина моря в районе Мурманска позволяет принимать танкеры водоизмещением 240-300 тыс. тонн, Баренцево море не ограничено узкими проливами в отличие от Чёрного и не покрывается зимой льдом в отличие от Балтийского.
Осенью 2002 года "ЛУКОЙЛ". "ЮКОС". ТНК и "Сибнефть" подписали "Меморандум о взаимопонимании по вопросу создания нефтепроводной системы для транспортировки нефти через морской нефтеналивной терминал в районе Мурманска". Впоследствии к этому соглашению присоединился "Сургутнефтегаз". Рассматривалось для варианта строительства трубопровода: напрямую из Западной Сибири на Мурманск с подводным переходом по дну Белого моря (протяженность - 2500 км) и в обход Белого моря (протяженность - 3600 км). Мощность первой очереди планировалась на уровне 50 млн тонн в год с перспективой дальнейшего увеличения.
Сначала правительство России выразило готовность предоставить нефтяным компаниям долю в транспортной системе в обмен на инвестиции. Позже от этой идеи решено было отказаться, проект передан на рассмотрение "Транснефти".
В апреле 2004 года "Транснефть" объявила о нецелесообразности строительства нефтепровода до Мурманска. По мнению "Транснефти", трубопровод из Западной Сибири должен окончится в Индиге, поскольку этот маршрут значительно короче и требует меньших вложений.

Харьяга-Индига
Отказавшись от строительства нефтепровода до Мурманска, "Транснефть" приступила к разработке проекта Харьяга-Индига. В числе достоинств этого проекта - малая протяженность трубопроводного маршрута (около 400 км) и отдельная прокачка нефти, добываемой на Тимано-Печёре, что позволяло решить задачу сохранения её качества. Вместе с тем, проект имел существенный недостаток глубина моря в районе Индиги не позволяет принимать крупнотоннажные танкеры, кроме того, море замерзает зимой.
Сначала планировалось построить транспортную систему мощностью 24 млн тонн в год, но после переговоров с нефтяными компаниями такая мощность была признана избыточной и сокращена до 12 млн тонн в год. Пока велась разработка проекта, "ЛУКОЙЛ" и "Роснефть" (основные недропользователи Тимано-Печёры) создали собственные системы транспортировки нефти. Остальные компании, работающие в регионе, не располагают достаточными объёмами нефти для загрузки нового нефтепровода. Проект заморожен на неопределённый срок.

"Дружба"-"Адрия"
Южная ветка нефтепровода "Дружба" заканчивается в Венгрии, у НПЗ Сазхаломбатта. К этому НПЗ также подходит ветка нефтепроводной системы "Адрия", соединяющая НПЗ с хорватским портом Омишаль на Адриатическом море. Порт Омишаль работает в режиме приёма нефти. Загрузка системы невелика, поскольку "Адрии" приходится конкурировать с "Дружбой".
В начале 2000-х годов возник проект соединения нефтепроводов "Дружба" и "Адрия" с реверсом порта Омишаль. "Адрия" по кратчайшему пути соединяет южную ветку "Дружбы" с глубоководным портом на Адриатике, позволяющим принимать большегрузные танкеры. Достоинством проекта является его низкая себестоимость, поскольку он не требует прокладки новых трубопроводов. На первом этапе через Омишаль планировалось отгружать до 5 млн тонн российской нефти в год с последующим наращиванием объёма до 15 млн тонн в год.
Основным препятствием, стоящим на пути проекта является большое число транзитных стран - Белоруссия, Украина, Словакия и Венгрия. За время, пока велось согласование проекта со всеми заинтересованными сторонами, в России прекратился рост добычи нефти. Проект заморожен.

Попытка "Транснефти" добывать нефть
В октябре 2001 года "Транснефть" стала учредителем нефтедобывающего предприятия "Трансойл". Предприятие должно было заняться разработкой Пальяновского участка Красноленинского нефтяного месторождения с запасами 70 млн тонн. Доли учредителей: ГУП "Красноленинскнефтегазгеология" - 50%, "Профтехконсалт" - 38%, "Транснефть" - 12%.
Всего через месяц "Транснефть" объявила о продаже своей доли в "Трансойле". Причиной стало решение Комитета по природным ресурсам ХМАО о приостановке действия лицензионного соглашения с "Красноленинскнефтегазгеологией".

Перемычка между системой "Транснефти" и КТК
В начале 2000-х годов существовал дефицит мощностей "Транснефти", в то время как магистраль "Каспийского трубопроводного консорциума" была не полностью загружена. Нефтяные компании обратились к "Транснефти" с предложением построить перемычку Тихорецк-Кропоткин, которая соединит системы "Транснефти" и КТК. Переговоры между заинтересованными сторонами велись несколько лет, но закончились безрезультатно.
Нефть из системы "Транснефти" стала поступать с ноября 2004 года, после того, как ЗАО "Нафтатранс" ввело в эксплуатацию железнодорожный терминал Кавказская, соединённый трубопроводом с системой КТК в районе НПС Кропопоткинская. Мощность трубопровода - 6 млн тонн в год.

Прекращение транспортировки нефти в Литву
В июле 2006 года произошла авария на участках Унеча-Полоцк-1 и Унеча-Полоцк-2 нефтепровода "Дружба". В результате аварии была остановлена прокачка нефти на Мажейкяйский НПЗ и терминал Бутинге. По результатам проверки, проведённой Ростехнадзором, нефтепровод на участке Унеча-Полоцк признан полностью изношенным и непригодным для эксплуатации. Возобновление транспортировки нефти по этому направлению возможно только после полной замены труб. "Транснефть" не стала проводить замену труб и вывела изношенный участок из эксплуатации. Литовский концерн Mazeikiu Nafta был вынужден осуществить реверс терминала в Бутинге для обеспечения сырьём нефтеперерабатывающего завода.

Бургас-Александруполис
Недостаточная пропускная способность турецких проливов сдерживает развитие экспортных портов на Чёрном море. Проект Бургас-Александруполис предусматривает прокладку нефтепровода протяженностью 280 км от болгарского порта Бургас на Чёрном море до греческого порта Александруполис на Эгейском море. Мощность системы составит 35-50 млн тонн в год.
Для реализации проекта по строительству нефтепровода Бургас-Александруполис ОАО "АК "Транснефть", ОАО "НК "Роснефть" и ОАО "Газпром нефть" 18 января 2007 года учредили компанию ООО "Трубопроводный Консорциум "Бургас-Александруполис". Доля "Транснефти" в созданном консорциуме составляет 33,34%. Двум другим участникам - "Роснефти" и "Газпром нефти" - принадлежит по 33,33%.
Основные функции консорциума "Бургас-Александруполис" - осуществление полномочий единого акционера от РФ в "Международной проектной компании". Российским компаниям в "Международной проектной компании" принадлежит 51% акций, оставшиеся 49% поделили между собой Болгария и Греция. Греческая доля в проектной компании распределена между консорциумом компаний Hellenic Petroleum и Thraki (23,5%) и правительством Греции (1%), долей в размере 24,5% в общем проекте владеет болгарская компания "Бургас-Александруполис БГ", участниками которой являются Technoexportstroy и газовая корпорация АО "Булгаргаз".
В создаваемой МПК российскому ООО "Трубопроводный консорциум "Бургас-Александруполис" будет принадлежать 51%; греческая доля в проектной компании в размере 24,5% будет распределена между консорциумом компаний Hellenic Petroleum и Thraki (23,5%) и правительством республики (1%); долей в размере 24,5% в общем проекте будет владеть болгарская компания "Бургас-Александруполис БГ", участниками которой являются Technoexportstroy и газовая корпорация АО "Булгаргаз".

Доверительное управление пакетом акций КТК
В июне 2007 года Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом передало "Транснефти" в доверительное управление 24% акций ЗАО "КТК-Р" и ЗАО "КТК-К". "Транснефть" не будет получать никакого вознаграждения за управление акциями КТК. Все дивиденды, получаемые от трубопроводного консорциума, компания должна перечислять в бюджет. Вместе с тем, "Транснефти" удалось добиться максимальной самостоятельности в принятии решений по КТК.
ЗАО "КТК-Р" эксплуатирует российскую часть нефтепровода Каспийского нефтепроводного консорциума, ЗАО "КТК-К" - казахстанскую. России в обоих предприятиях принадлежит 24%, Казахстану - 19%.

Объединение "Транснефти" и "Транснефтепродукта"
В апреле 2007 года президент России Владимир Путин подписал указ об объединении "Транснефти" и "Транснефтепродукта". "Транснефть" осуществила дополнительную эмиссию своих акций, которые были обменяны на госпакет акций "Транснефтепродукта". В результате сделки "Транснефть" стала владельцем 100% акций "Транснефтепродукта", а государство увеличило долю в уставном капитале объединённой компании до 78,1% (100% голосующих акций).

Восточная Сибирь-Тихий океан
Освоение нефтегазовых запасов Восточной Сибири сдерживается из-за нехватки транспортных мощностей. Кроме того, транспортировка нефти в западном направлении обходится очень дорого в связи с большим расстоянием до потребителей. Наибольшая эффективность разработки восточносибирских месторождений может быть достигнута при поставках нефти в Китай и другие страны Азии. Проект создания транспортной системы ВСТО предусматривает прокладку нефтепровода от Тайшета до Находки и строительство нефтяного порта на побережье Тихого океана в районе Козьмино. Возле Сковородино (примерно середина маршрута нефтепровода) возможно строительство ветки на Китай.
В связи со сложностью и высокой ценой реализации проекта строительство нефтепроводной системы ВСТО разделено на два этапа. Первая очередь включает в себя прокладку нефтепровода от Тайшета до Сковородино и строительство нефтяного порта Козьмино. На втором этапе нефтепровод соединит Сковородино и Козьмино. До ввода второй очереди нефть будет доставляться в конечную точку транспортной системы по железной дороге.
"Транснефть" приступила к строительным работам в апреле 2006 года. С целью экономии средств трубопровод было решено прокладывать вдоль БАМа. Но природоохранные организации выступили против строительства нефтепровода поблизости от Байкала. Маршрут ВСТО был перенесён севернее Байкала, в результате чего общая протяжённость системы возросла на 400 км. Согласно скорректированному варианту нефтепровод пройдёт по маршруту Тайшет-Усть-Кут-Талакан-Алдан-Тында-Сковородино (протяжённость - 2760 км).
В октябре 2008 года был подготовлен к эксплуатации участок Тайшет-Талакан. До завершения строительства остальных объектов первой очереди, готовый участок было решено использовать в реверсном режиме для транспортировки нефти с Талаканского месторождения в западном направлении.

Балтийская трубопроводная система-2
Председатель правительства РФ Владимир Путин 26 ноября 2008 года подписал распоряжение о проектировании и строительстве "Балтийской трубопроводной системы-2". Трубопровод БТС-2 пройдёт от станции Унеча до порта Усть-Луга. Проектная мощность - 50 млн тонн в год.
Проектом строительства БТС-2 предусматривается возможность прокладки ответвления до "КИНЕФа".

Обновление: октябрь 2008 года