Руководства, Инструкции, Бланки

научно реставрационный отчет образец img-1

научно реставрационный отчет образец

Рейтинг: 4.5/5.0 (1913 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Раздел V


Главная | О нас | Обратная связь

Раздел V. «Научно-реставрационный отчет»

Раздел включает данные о проведенных комплексных научных исследованиях, принятых на основе проектных решениях и их реализации в процессе осуществления производственных работ, фотографические материалы, характеризующие памятник до начала, в процессе и после завершения работ на объекте. В научно-реставрационном отчете должны содержаться систематизированные фиксационные материалы, описание использованных научных методов исследования и способов реставрации, научные выводы о результатах реставрации и рекомендации по использованию и эксплуатации объекта культурного наследия и его зон охраны.

Кроме научно-реставрационного отчета к исполнительской документации относится Журнал научного руководства и авторского надзора за производством работ по сохранению объектов культурного наследия.

Эти документы подлежат постоянному хранению в архиве реставрационной организации или частного проектировщика. Их наличие и место хранения должны быть указаны в материалах отчета.

Тема 9.Согласование и утверждение научно-проектной документации: основные положения, научное руководство, авторский надзор, технический надзор.

Согласование и утверждение научно-проектной документации осуществляется в соответствии с требованиями законодательства в области гражданского права и в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников архитектуры).

По договору подряда на выполнение проектных работ подрядчик (проектная организация или физическое лицо) обязан согласовать готовую документацию с заказчиком, а при необходимости вместе с заказчиком участвовать в согласовании:

Объекты Федерального значения - согласовываются проекты зон охраны объектов культурного наследия федерального значения, проектная документация по сохранению объекта, документация территориального планирования на основании административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия.

Объекты Регионального и местного муниципального значения - согласовываются в порядке, установленном законом субъекта РФ или муниципальным правовым актом.

Иные инстанции устанавливаются в задании на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия.

Срок согласования проекта реставрации в одной организации федерального органа охраны объектов культурного наследия, как правило, не может превышать 15 дней. После этого подрядчик обязан рассмотреть и внести изменения в документацию по замечаниям, полученным при согласовании проекта реставрации в месячный срок.

До согласования научно-проектная документация подлежит историко-культурной экспертизе в части градостроительного регулирования, а также государственной экспертизе проекта реставрации в соответствии с действующим законодательством.

Заключение историко-культурной экспертизы и государственной экспертизы является основанием для принятия органом охраны объектов культурного наследия решения о возможности проведения работ на объекте. Результатом государственной экспертизы является заключение о соответствии или несоответствии научно-проектной документации требованиям технических регламентов.

В дальнейшем, научно-проектная документация утверждается застройщиком и заказчиком, только при наличии положительных заключений указанных выше экспертиз.

Научное руководство при выполнении ремонтно-реставрационных работ на объекте осуществляется научным руководителем проекта и включает следующие виды деятельности:

1. Осуществление контроля за проводимыми в процессе производства исследованиями;

2. Научно-методическая оценка принимаемых решений, влияющих на сохранность элементов подлинности объекта;

3. Ответственность за составление научно-реставрационного отчета и т.д.

Научный руководитель проекта назначается по согласованию с органами государственной охраны памятников истории и культуры.

Физические и юридические лица, ведущие разработку проектной документации, осуществляют научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, осуществляют авторский надзор за проведением работ на объекте до окончания указанных работ, в лице автора или авторского коллектива.

При проведении ремонтно-реставрационных работ, для фиксации предложений и замечаний, ведется Журнал работ по сохранению объектов культурного наследия, установленной формы, Журнал технического надзора ведется отдельно по форме, определенной органами государственного строительного надзора.

Авторский надзор предусматривает:

1. Контроль соответствия ремонтно-реставрационных работ проектной документации и требованиям техническим регламентам;

2. Контроль за качеством и соблюдением технологии производства, реставрационных работ;

3. Своевременное решение вопросов, связанных с необходимостью внесения изменений в рабочую документацию в соответствии с требованиями ГОСТ 21.101, контроль исполнения;

4. Информирование заказчика о несвоевременном и некачественном выполнении указаний специалистов авторского надзора. В этом случае приостанавливаются все виды работ;

5. Принятие участие в составлении актов на скрытые работы, от которых зависят прочность, устойчивость, надежность и долговечность объекта;

6. Приостановку проведения отдельных видов работ для исследования и фиксации необследованных или обнаруженных частей, элементов и деталей объекта, а также при угрозе непредвиденных деформаций или разрушения конструкций, в случае отступлений в процессе производства работ от принятых проектных решений, при невыполнении указаний авторского надзора.

В процессе авторского надзора осуществляется регулярное ведение Журнала производства работ по сохранению объекта с фиксацией работ, дефектов и отступлений от рабочей документации и указаний автора по их устранению с указанием сроков. В дальнейшем Журнал производства работ должен быть передан научному руководителю для составления «Научно-реставрационного отчета» и хранения.

Технический надзор осуществляется заказчиком или инженером проектной организации. В рамках технического надзора проводится:

1. Анализ проектной документации;

2. Проверка готовности организаций к выполнению производственных работ, наличия в организациях системы обеспечения качества работ;

3. Проверка комплектности поступающих на строительство материалов, конструкций, изделий, технической документации сертификатов, паспортов, технических условий и т. д.;

4. Проверка соответствия процесса производства работ, качества работ и отклонений от проекта реставрации, нормативных документов и технических регламентов;

5. Контроль за безопасностью строительных конструкций и участков инженерных сетей;

6. Составление после устранения выявленных недостатков актов освидетельствования работ, конструкций, участков инженерных сетей;

7. Подтверждение выполненных работ.

Результаты проведения технического надзора фиксируются в Журнале технического надзора, в котором должны быть отражены все виды работ, проводимые в рамках технического надзора, а также недостатки и замечания.

Акты освидетельствования скрытых работ. конструкций, инженерных сетей подписываются научным руководителем авторского коллектива и подрядчиком, осуществляющим производство работ на объект.

Тема 10.Библиография: законодательные акты Российской Федерации, нормативные акты Российской Федерации, нормативно-правовые акты федеральных органов, нормативно-техническая документация, литература.

Другие статьи

Отчетность при производстве ремонтно-реставрационных работ - Студопедия

Отчетность при производстве ремонтно-реставрационных работ

Производство ремонтно-реставрационных работ (за исключением очередных и противоаварийных работ) возможно только после согласования в установленном порядке проекта реставрации и разработки рабочих чертежей.

СРП-2007: Раздел «Научно-реставрационный отчет» включает данные о проведенных комплексных научных исследованиях, принятых на их основе проектных решениях и их реализации в процессе осуществления производственных работ, фотографические материалы, характеризующие памятник до начала, в процессе и после завершения работ на объекте. В научно-реставрационном отчете должны содержаться систематизированные фиксационные материалы, описание использованных научных методов исследования и способов реставрации, научные выводы о результатах реставрации и рекомендации по функциональному использованию и технической эксплуатации объекта культурного наследия и его зон охраны. Ответственным за подготовку научно-реставрационного отчета является научный руководитель, осуществляющий научное руководство за ведением работ на объекте культурного наследия.

В отчете дается изложение выполненной исследовательской работы с особым акцентированием тех новых данных, которые были получены в ходе реставрации памятника и не получили достаточного отражения в проекте. Желательно включать в отчет чертежи-картограммы внесенных изменений.

Помимо исполнительных чертежей к отчету обычно прикладываются протоколы всех заседаний и комиссий, на которых обсуждался проект реставрации и ее последующие стадии. Научный отчет должен быть передан на хранение в архив реставрационной организации и государственным органам охраны памятников.

СРП-2007: После выполнения работ по сохранению объекта культурного наследия, подрядная организация, ведущая разработку научно-проектной документации, сдает в трехмесячный срок со дня выполнения указанных работ в соответствующий орган охраны объектов культурного наследия, выдавший разрешение на проведение указанных работ, отчетную документацию, включая научный отчет о выполненных работах. подготовленный научным руководителем в рамках научного руководства за проведением производственных работ.

Ведение журнала авторского надзора является обязательным. Журнал находится на объекте и его заполняют сотрудники проектной организации, ответственные за авторский надзор на объекте. Представители подрядчика (прораб, мастер) фиксируют свою реакцию на замечания авторского надзора в своём журнале производства работ. Представители авторского надзора при очередном посещении объекта в журнале авторского надзора делают отметку о выполнении/невыполнении работ по замечаниям.

Научно реставрационный отчет образец - Важный нюанс

Научно реставрационный отчет образец

Основная часть Отчета о научно-исследовательских работах включает следующие разделы: — введение; — краткая историческая справка о памятнике; — обоснование выбранных направлений исследовательских и реставрационных работ по результатам натурного обследования; — исследовательская работа: метод, содержание, анализ и обобщение результатов исследований, обоснование необходимости проведения экспериментальных работ; — описание научно-экспериментальных работ для разработки проекта методики реставрации; — проект методики реставрации; — иллюстрации схемы расположения экспериментальных участков, фотодокументация. В этом случае задание становится обязательным для сторон с момента его утверждения заказчиком».

Базовыми определениями при определении целей и методов выбора номенклатуры показателей, перечней показателей качества, их количественных и качественных характеристик, методов оценки является подлинность и физическое сохранение объектов культурного наследия. Проведение научно-исследовательских работ и принятие на их основе проектных решений осуществляется как до выполнения ремонтных и реставрационных работ на объекте культурного наследия, так и в процессе их производства. В сознании людей разных поколений, а значит в их отношениях в действительности, одни и те же произведения живут разной жизнью». При необходимости в новой редакции Технического задания может предусматриваться проведение сопутствующих реставрационным работам научных исследований и экспериментальных работ. Примечание. При реставрации зданий памятников культуры, объектов культурного наследия и разработке противопожарных мероприятий соответствующие решения должны приниматься по каждому объекту с учетом особенностей зданий и их художественной ценности. Отсутствие вышеперечисленных документов может являться поводом для включения работ по их подготовке в Задание на разработку научно-проектной документации по сохранению объектов культурного наследия. Инженерные изыскания Раздел «Инженерные изыскания» выполняется в соответствии с частью 5 Свода реставрационных правил «Рекомендации по комплексным инженерно-техническим исследованиям объектов культурно наследия памятников истории и культуры » СРП-2008. Отчет должен включать в указанной последовательности: — титульный лист; — список исполнителей в алфавитном порядке с указанием занимаемой должности, ученой степени, звания, реставрационной квалификации; далее указывается номер раздела отчета, составленного данным исполнителем или выполненная им часть НИР; — реферат о проведенных НИР объемом не более 1 стр. Свод реставрационных правил - компания Архитектор Михаил Кеслер Православные церковные товары и услуги Церковно-хозяйственный портал ORTOX Свод реставрационных правил МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Свод реставрационных правил. Правила выполнения спецификации оборудования, изделий и материалов. Правила включения в стандарты. Выделите ошибку и нажмите Ctrl+Enter. Из интервью заместителя директора Центральных -.

Примерная форма задания на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия…… 25-27 Приложение 2. «Рекомендации по составу, порядку разработки, согласования и утверждения материалов историко-культурных исследований и научно-проектной документации в целях обеспечения государственной охраны объектов культурного наследия». Осветительная арматура ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦5 ¦Арматура несложный системы с небольшой интенсивностью ¦I ¦ ¦ ¦деталями несложного и средней трудности циклического ¦ ¦ ¦ ¦рисунка. в отсутствии хрустальных подвесок ¦ ¦ ¦6 ¦Арматура несложной системы с рельефным декором разных ¦II ¦ ¦ ¦форм. с небольшим численностью хрустальных подвесок ¦ ¦ ¦7 ¦Арматура трудоемкое сборки и форм. состоящая из различных¦III ¦ ¦ ¦материалов темный сплав. бронза и т. Задание, определяющее состав и содержание научно-проектной документации, порядок и условия согласования научно-проектной документации с указанием инстанций и организаций, разрабатывается в разделе «Предварительные работы» на основании письма заказчика. Предварительные временные мероприятия и подготовительные работы включают: перечень мер по обеспечению проведения натурных обследований объекта; предварительные соображения на основании обследования объекта культурного наследия, в том числе определения аварийных зон и объема консервационных мероприятий, о необходимости разработки рабочих чертежей по противоаварийным и консервационным мероприятиям и производству срочных противоаварийных и консервационных работ на объекте; предварительные предложения по реставрации и очередности производства работ; программу научно-исследовательских работ; смету на разработку научно-проектной документации, научно-методическое руководство и авторский надзор для определения договорной цены на их выполнение. Научное руководство, технический и авторский надзор……………… 22-25 Приложение 1. В Итоговом научно-реставрационном отчете содержатся: — перечень документации, на основе которой были проведены исследования и реставрация; — описание изменений, внесенных в первоначальную методику, с обоснованием каждого из них; — отчет о проведенных НИР заключения ; — подробный отчет о всех реставрационных работах по их видам с характеристикой достигнутого результата, сведения о примененных технологиях и материалах; — заключение, где даются основные выводы по проведенной реставрации и рекомендации по хранению и текущему уходу. Спасательные полевые археологические работы: исследования культурного слоя, направленные на сохранение объекта археологического наследия, с полным или частичным изъятием археологических находок из раскопов.

Осветительная арматура ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦5 ¦Арматура несложный системы с небольшой интенсивностью ¦I ¦ ¦ ¦деталями несложного и средней трудности циклического ¦ ¦ ¦ ¦рисунка. в отсутствии хрустальных подвесок ¦ ¦ ¦6 ¦Арматура несложной системы с рельефным декором разных ¦II ¦ ¦ ¦форм. с небольшим численностью хрустальных подвесок ¦ ¦ ¦7 ¦Арматура трудоемкое сборки и форм. состоящая из различных¦III ¦ ¦ ¦материалов темный сплав. бронза и т. Структура и правила оформления. Результаты проведения технического надзора фиксируются в Журнале технического надзора, в котором должны быть отражены все работы, проводимые в рамках технического надзора за сохранением объекта культурного наследия, отмеченные недостатки, замечания. «Рекомендации по проведению научно-исследовательских, изыскательских, проектных и производственных работ, направленных на сохранение объектов культурного наследия па МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Свод реставрационных правил. Министерство культуры РФ Минкультуры России. При этом работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся в соответствии с реставрационными нормами и правилами, утвержденными федеральным органом государственной охраны объектов культурного наследия. При любом использовании материалов ресурса в Интернете гиперссылка на обязательна. Научно-реставрационный отчет Раздел выполняется после окончания производственных работ на объекте культурного наследия, фиксирует и дает оценку соответствия выполненных работ утвержденным проектным решениям, обосновывает отступления от проекта реставрации в результате вновь выявленных данных и включает: основание для разработки научно-проектной документации для реставрации памятника и производства работ; результаты комплексных научных исследований в процессе производства работ ремонтно-реставрацинных работ; краткое содержание утвержденного проекта реставрации и соответствие выполненных ремонтно-реставрационных работ проектным решениям; изменения, внесенные в проект реставрации, и их реализацию в процессе производства ремонтно-реставрационных работ; описание выполненных работ по их видам с указанием применяемых технологий, строительных и отделочных материалов, изделий, конструкций и оборудования; научная оценка результатов реставрации и рекомендации по дальнейшему использованию памятника, его техническому содержанию и эксплуатации.

Исполнительная документация: комплект рабочих чертежей на выполнение производственных работ по сохранению предъявляемого к приемке объекта культурного наследия с надписями о соответствии выполненных в натуре работ этим чертежам или внесенным в них изменениям, сделанным лицами, ответственными за выполнение работ модифицированный пункт 3. Состав и содержание разделов научно-проектной документации определяется, заданием и договором подряда. Во вторую редакцию сборника внесены изменения на основании мониторинга применения в течение 2008-2009 г. Образец научно реставрационный отчет: Маяк парнаса - выставка спасти и сохранить выставка СВАДБА-СЕРЕБРО Настоящая глава содержит комплексные цены на научно-проектные работы по реставрации. Раздел «Научно-реставрационный отчет» включает данные о проведенных комплексных научных исследованиях, принятых на их основе проектных решениях и их реализации в процессе осуществления производственных работ, фотографические материалы, характеризующие памятник до начала, в процессе и после завершения работ на объекте. Натурные исследования включают: обмерные чертежи архитектурно-археологический обмер, если другое не определено заданием ; описание методов исследования объекта и их результаты по зондажам, шурфам, вскрытиям конструкций с установлением первоначальных материалов и конструкций объекта или их остатков и следов, характера отделки, применявшихся строительных и технологических приемов, технического состояния и причин дефектов; аналитические выводы об изменении объекта во времени, сравнительный анализ с данными историко-архивных и библиографических исследований и рекомендации по применению методов реставрации; результаты исследований монументальной живописи, предметов внутреннего убранства; результаты лабораторных анализов проб строительных и отделочных материалов; данные инженерных, дендрологических и археологических исследований территории объекта; результаты расчетов несущей способности конструкций и фундаментов, теплотехнических, светотехнических и акустических параметров объекта; рекомендации по использованию объекта культурного наследия; графические и другие фиксационные материалы по натурным исследованиям. В составе предварительных работ в обязательном порядке проводится фотофиксация объекта культурного наследия до начала работ с приложением протокола. Рекомендуемая структура разделов научно-проектной документации и их содержание приведены в Приложении 2.

Реставрационные отчеты с фотографиями

Подборка фотографий реставрации картин и икон Реставрация иконы Неопалимая Купина Отчет о реставрации картины Дрожинина Где отреставрировать икону Отчет о реставрации иконы Никола Чудотворец

Мастерские "Риайкон" успешно работают с 2001 года в Москве и Санкт-Петербурге. Все эти годы мы выполняем частные и государственные заказы на реставрацию. За столько лет работы накоплен огромный опыт. Именно это мы считаем нашей главное особенностью. Мы работаем в нескольких направлениях. Этот сайт посвящен реставрации живописи, как масляной (картины) так и темперной (иконы).

Для многих заказчиков часто немалое значение имеет цена реставрации, то есть стоимость реставрационных работ. Мы держим средние относительно рынка цены, но важно другое. При средних ценах мы держим лидирующую позицию по соотношению цена/качество. Основной профиль нашей компании: консервация, реставрация, восстановление и исследование предметов и объектов искусства.

Спасибо Вам за проявленный интерес.

Все консультации бесплатно! Москва

пгт Монино, ул. Южная, д. 20 (25 км от МКАД), визит обязательно согласовывается по телефону.
+7 (499) 322-17-38
moscow@anuvo.ru

Санкт-Петербург

Газовая улица дом 10, визит обязательно согласовывается по телефону.
+7 (812) 425-38-90
spb@anuvo.ru

Описать кратко процесс реставрации икон и картин не возможно в принципе. Учеба реставратора это около 5 лет изучения теории и практики. Чтобы после учебы достигнуть хорошего уровня нужна практика не менее 3 лет. И талант. Но если поставить задачу как общее описание работы реставратора (упростив процесс и терминологию максимально), то результат будет выглядеть приблизительно так.

Важно понимать, что реставрация икон требует крайне осторожного и уважительного отношения от реставратора на всех этапах работы от осмотра и расчистки до консервации и хранения. Икона (в упрощенном смысле) произведение искусства многослойное, тут дерево, левкас (меловая масса), паволока (холст), темпера (само изображение), часто золочение, плюс еще несколько возможных вариантов; в общем, никогда не бывает двух одинаковых икон. Реставрация иконы начинается с исследования предмета, потом указанные выше слои разными способами проклеиваются и восстанавливаются если есть утраты (сколы, трещины, удары, отслоения). После чего восстанавливается живопись (письмо) - там где нужно реставратор делает тонировки (слегка подкрашивает), в других местах пишет заново целые куски. Важно писать икону так что бы было не заметно что работал реставратор. После чего доделываются иные фрагменты, такие как позолота или надписи на полях. Икону консервируют, то есть покрывают специальными лаками. Работа как правило занимает от 2-3 до 5-8 недель работы, если добавить время технологических сушек то получается в 2-3 раза дольше.

Существует два базовых подхода. Первый подразумевает решение серьезной проблемы с картиной и только ее. Например, перетяжка на новый подрамник, удаление клякс или устранение прорыва холста. Такой подход возможен только с малоценными и не старыми картинами. Второй подход - полный цикл реставрации. Это подразумевает что после внимательного осмотра холста и составления плана работ, реставратор проклеивает холст и красочный слой. Восстанавливает утраты левкаса, холста. Устраняет и проклеивает микро-прорывы холста. Если необходимо, старый холст по краям или полностью проклеивается на новый (дублировочный). После чего дописываются утраты живописи. Далее консервация.

Эта работа занимает в обычном случае от 3-4 до 6-10 недель, добавим к этому сроку положенную просушку после всех этапов работ и получим минимум 6-8 недель. При чем мы говорим о реставрации картины среднего размера, со стороной холста до 80 см.

Не бывает двух одинаковых икон или картин. Перед работами по восстановлению и консервации мы всегда проводим очень тщательный осмотр и исследование. И это не маркетинговые тексты, это реальное положение дел, так как каждый случай реставрации уникален и в каждом конкретном случае наша первостепенная задача составить грамотный план работ. Поэтому разговор реставратора и заказчика должен быть детальным и понятным им обоим. Это важно.

Научно реставрационный отчет образец

9. Научно-реставрационная документация

9.1. В состав научно-реставрационной документации входят:

— протокол реставрационного совета о составе работ по памятнику;

— техническое задание;

— акт технического состояния памятника;

— программа научно-исследовательских и экспериментальных работ;

— методика проведения реставрационных работ;

— отчет о научно-исследовательских работах (НИР);

— итоговый научно-реставрационный отчет, в качестве приложения к которому даются схемы-картограммы, фотографии, описания, фиксирующие состояние памятника до реставрации, в ходе ее и по окончании;

— протоколы реставрационных советов и акты приемной комиссии.

9.2. Примерная структура Методики проведения реставрационных работ:

— титульный лист с указанием объекта реставрации, исполнителя (название организации), фамилий руководителя работ и авторов методики;

— введение (задание на реставрацию, краткая выписка из исторической справки);

— выводы по итогам научно-исследовательских и экспериментальных работ;

— характеристика рекомендуемых консервационных материалов (техническое наименование, ГОСТ или ТУ, мотивировка выбора);

— методика реставрационных операций и их последовательность;

— требования по технике безопасности при работе с химреактивами.

9.3. В Отчете о НИР обобщаются результаты научно-исследовательских и экспериментальных работ. Отчет должен включать в указанной последовательности:

— титульный лист;

— список исполнителей в алфавитном порядке с указанием занимаемой должности, ученой степени, звания, реставрационной квалификации; далее указывается номер раздела отчета, составленного данным исполнителем или выполненная им часть НИР;

— реферат о проведенных НИР объемом не более 1 стр.;

— содержание (оглавление);

— основная часть;

Основная часть Отчета о научно-исследовательских работах включает следующие разделы:

— краткая историческая справка о памятнике;

— обоснование выбранных направлений исследовательских и реставрационных работ по результатам натурного обследования;

— исследовательская работа: метод, содержание, анализ и обобщение результатов исследований, обоснование необходимости проведения экспериментальных работ;

— описание научно-экспериментальных работ для разработки проекта методики реставрации;

— проект методики реставрации;

— иллюстрации (схемы расположения экспериментальных участков, фотодокументация).

9.4. Отчет о НИР подписывается руководителем и исполнителями, после чего передается заказчику.

9.5. По результатам научно-исследовательских работ и в соответствии с представленным отчетом заказчик, в случае необходимости, уточняет ранее сформулированные положения и требования соответствующих разделов Технического задания на исследования и реставрацию. При необходимости в новой редакции Технического задания может предусматриваться проведение сопутствующих реставрационным работам научных исследований и экспериментальных работ. Отчет по этому виду НИР может оформляться самостоятельно или входить в итоговый отчет в качестве промежуточного раздела.

Примечание. Такова структура отчета о комплексе научно-исследовательских и научно-экспериментальных работ, проведенных по полной программе. Если были проведены лишь отдельные виды исследований, полученные результаты оформляются в виде заключений. Заключение подписывается ответственными исполнителями и руководителем работ. Заключение прилагается к итоговому отчету о реставрации.

9.6. В Итоговом научно-реставрационном отчете содержатся:

— перечень документации, на основе которой были проведены исследования и реставрация;

— описание изменений, внесенных в первоначальную методику, с обоснованием каждого из них;

— отчет о проведенных НИР (заключения);

— подробный отчет о всех реставрационных работах по их видам с характеристикой достигнутого результата, сведения о примененных технологиях и материалах;

— заключение, где даются основные выводы по проведенной реставрации и рекомендации по хранению и текущему уходу.

— титульный лист установленной формы;

— реферат объемом 0,5 — 1,0 стр. содержащий краткие сведения о проведенной работе, о времени и месте реставрации памятника, об объеме отчета, количестве томов, фотографий и схем, об основных видах работ, о промежуточных отчетах;

— содержание (оглавление);

— список исполнителей научно-исследовательских и реставрационных работ;

— перечень сокращений, символов, специальных терминов с их определениями;

— историческая справка о памятнике;

— описание состояния ПМС по результатам натурного обследования до реставрации и дополнительных данных, полученных в процессе реставрации;

— дефектная ведомость;

— методика реставрации

— описание выполненных в процессе реставрации работ, виды фиксации этих работ и их результаты;

— заключение, в котором содержатся выводы по проведенной реставрации, рекомендации;

— фотографии памятника до, в процессе и после реставрации.

— приложение: техническое задание, протоколы реставрационных советов.

9.7. Фотофиксация реставрируемого объекта обязательна. Она фиксирует общий вид памятника и его фрагментов, показывающих степень сохранности памятника и характер разрушения.

9.8. Общие требования к фотографиям:

— цветные фотографии изготавливаются размером 18x24 см, допускается размер 10x15 см для некоторых деталей и фрагментов по согласованию с заказчиком;

— при возможности фотосъемка объекта до реставрации, в процессе ее и после завершения работ должна производиться с одной точки;

— в кадре должны быть масштабная линейка, ч/б (и цветовая) шкала;

— фотографии должны быть четкими, на них должны хорошо быть видны разрушения и другие дефекты;

— при сопоставлении фотографий, фиксирующих разные стадии работ, результаты реставрационных работ должны быть хорошо видны;

— негативы, контрольные отпечатки или электронные носители хранятся в архиве реставрационной организации;

— регистрационные номера негативов указываются в под-рисуночных подписях под фотографиями, входящими в фотоальбом к отчету.

9.9. Если какие-либо из перечисленных разделов содержатся в ранее подготовленном Отчете о НИР, то в итоговом отчете необходимо сделать соответствующие указания. Прилагать утвержденную методику к итоговому отчету обязательно.

9.10. Отчетным документом по реставрации небольших по размерам и объему реставрационных работ памятников монументальной скульптуры может быть реставрационный паспорт, используемый для движимых памятников истории и культуры (применительно).

9.11. Срок сдачи итоговой отчетной документации — не позднее чем через 3 месяца после приема работ комиссией (ст. 45 п. 6 Федерального закона Об объектах культурного наследия от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ).

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РЕСТАВРАЦИИ И СОХРАНЕНИЯ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ. ЧТЕНИЯ ПАМЯТИ Л. А. ЛЕЛЕКОВА. ГосНИИР, М. 2007

Кстати * Керамика

Опираясь на подобные ценностные ориентиры, можно подразделить всю музейную керамику на четыре категории — по степени убывания историко-документальной и художественной значимости. Первая категория: уникальная керамика. От древней, археологической, до XVIII в. <…> Вторая категория: авторские и малосерийные произведения XVIII —XX вв. <…> Третья категория: серийные произведения XIX —XX вв. ручной декорировки. <…> Четвертая категория: массовая тиражированная керамика XIX —XX вв.

Церковь усекновения главы Иоанна Предтечи в селе Хирино Шатковского района Нижегородской области

Церковь усекновения главы Иоанна Предтечи в селе Хирино Шатковского района Нижегородской области. Научно-реставрационный отчет (38.49 Kb)

В связи с отмечаемым 18 апреля Международным днем охраны памятников редакция ЭПИ «Открытый текст» знакомит своих читателей с проведенной по проекту НИП «Этнос» и ООО «РИЦ» реставрацией церкви Усекновения Главы Иоанна Предтечи (1758 – 1777 гг.) в селе Хирино Шатковского района Нижегородской области. Это один из немногих архитектурных памятников федерального значения, успешно отреставрированных за последние годы в данном регионе. Ниже публикуется научно-реставрационный отчет о проведенных работах.

ОБЪЕКТ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ – ЦЕРКОВЬ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ, 1758 ГОД

НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ, ШАТКОВСКИЙ РАЙОН

Настоящий научно-реставрационный отчет выполнен в соответствии с договором (№ 07-2012) на осуществление научного руководства и авторского надзора за производством работ по сохранению (реставрации и приспособлению для современного использования) объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) федерального значения – Церкви Иоанна Предтечи. В настоящее время реставрационные работы на памятнике закончены.

Производственные работы на памятнике начались в 2012 году. В феврале 2013 года ООО НИП «Этнос» оформлен отчет о научном руководстве и авторском надзоре за производством работ, который является промежуточным. Данный научно-реставрационный отчет охватывает весь период производства работ, а именно 2012 – 2014 годы.

· Наименование объекта в соответствии с Госреестром:

Церковь Иоанна Предтечи - объект культурного наследия (памятник истории и культуры) федерального значения.

Объект культурного наследия (памятник истории и культуры) федерального значения.

Поставлен на государственную охрану Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.60 № 1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР».

Включен в "Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации Указом Президента Российской Федерации от 20.02.95 № 176 «Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения».

Благотворительный фонд по восстановлению Храма Иоанна Предтечи

· Реставрационные научно-проектные организации, осуществляющие надзор:

ООО Научно-исследовательское предприятие «Этнос»

(договор № 07-2012 от 14.03.2012 г.):

Директор – Пухов Михаил Юрьевич

Главный архитектор - Агафонова Ирина Святославовна (удостоверение архитектора-реставратора № 240 от 27.04.2000 г.)

Архитектор – Мареева Елена Евгеньевна (Грачева Е.Е.)

Архитектор – Донская Екатерина Дмитриевна (удостоверение архитектора-реставратора № 5051 от 29.05.2002 г.)

ООО «РИЦ», г. Владимир

(договор от 25.06.2012 г. № 055):

Директор - к.т.н. Коваль Юрий Андреевич

· Реставрационная производственная организация:

ООО АРЦ «Зодчий»

Директор – И.Т. Данилов

Главный инженер – П.А. Веселов

Ответственный исполнитель работ – А.В. Тельнов

- Лицензия на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) от 14 декабря 2007 г. № РПК 1928, выданная Федеральной службой по надзору в сфере массовых коммуникаций и охраны культурного наследия;

- Лицензия на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выданная Министерством культуры Российской Федерации 12 апреля 2013 г. № МКРФ 00668 (Договор № 7 от 19.04.2013 г.)

Основанием для проведения реставрационных работ явились документы:

- Техническое обследование Марка ТО, стадия П, шифр 08-2-11-ТО (колокольня), 31/5-11 ТО (храмовая часть) ООО «Региональный Инженерный Центр);

- Разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, выданные:

Благотворительный фонд по восстановлению Храма Иоанна Предтечи №15 от 06 июля 2012 г. (действительно до 31 декабря 2012 г.).

· Научно-проектная документация, согласованная Управлением Росохранкультуры по ПФО (письмо № 03/10/337 от 17.03.2009 г.):

- Том 1. Комплексные научные исследования:

- Книга 1. Историко-архивные и библиографические исследования. Историческая записка;

- Книга 2. Фотофиксация. Обмерные чертежи храмовой части;

- Том 2. Книга 1. Эскизный проект реставрации храмовой части.

· Научно-проектная документация, согласованная Управлением государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области (письмо от 04.07.2011 № 518/17-1619/11):

- Том 1. Комплексные научные исследования:

- Книга 3. Колокольня. Архитектурные решения;

- Книга 4, часть 1. Техническое обследование (храмовая часть)

- Книга 4, часть 2. Техническое обследование (колокольня)

- Том 2. Книга 2. Эскизный проект реставрации колокольни;

- Том 3. Рабочий проект реставрации:

- Книга 1. Храмовая часть. Архитектурные решения;

- Книга 2. Храмовая часть. Конструктивные и объемно-планировочные решения (шифр 31/5-11);

- Книга 3. Колокольня. Архитектурные решения;

- Книга 4. Колокольня. Конструктивные и объемно-планировочные решения (шифр 08-2011);

- раздел 3.2. Конструкции крыши (шифр 31/5-11);

- раздел 6. Храмовая часть. Проект организации строительства

- раздел 6. Колокольня. Проект организации строительства.

Указанная научно-проектная документация выполнена ООО НИП «Этнос» (г. Нижний Новгород) с привлечением ООО «РИЦ» (г. Владимир) для проведения технического обследования и разработки конструктивных решений проекта реставрации.

· Паспорт объекта культурного наследия. выполненный ООО НИП «Этнос» в 2007 году (паспорт согласован УГО ОКН НО, письмо от 26.11.2008 № 05-4-527).

Общая историко-архитектурная характеристика памятника

Объект культурного наследия федерального значения – церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи, построенная в период 1758-1777 гг. имеет протяженную по оси восток-запад композицию и состоит из центричного храма с высоко поднятым на подклете вторым (основным) ярусом и примыкающей к западному всходу квадратной в плане ярусной колокольни. Основные габариты церкви – 48,2 х 25, 3 м.

Объемно-пространственное построение центричного храма – двухъярусный тетраконх с двухосным (четырехлепестковым) планировочным решением. Композиция собственно храма, первоначально окруженного открытой галереей на каменной аркаде, развивалась в высоту последовательно уменьшающимися ярусами. Световой восьмерик был перекрыт граненым сомкнутым сводом, на нем возвышался восьмигранник барабана с луковичной главой, имевшей характерную фигурную форму с ребром перелома. Высокий свод стрельчатого сечения, перекрывавший восьмерик храма, прорезался по сторонам света окнами-люкарнами. Углы нижнего яруса церкви отмечены рустом. На втором ярусе угловые сдвоенные пилястры тосканского ордера поддерживают широкий профилированный карниз. Базы пилястр опираются на пьедесталы, образующие вместе с подоконными нишами широкий фриз. Оконные и дверные проемы и ниши имеют лучковые завершения, обрамлены плоскими наличниками с «ушами», декорированными клинчатым замковым камнем и дополненными сандриками различной формы: треугольными в нижнем ярусе и лучковыми во втором. Галерея, окружавшая храм, поддерживалась мощными рустованными столбами, соединенными арками. Три широкие лестницы, ведущие к входам на второй ярус церкви, в свою очередь, симметрично расходились внизу на две малые лестницы.

Объемная структура колокольни развивает традицию ярусных сооружений: каждый ярус представляет собой квадратный в плане объем, прорезанный по сторонам света широкими арками. Два нижних яруса перекрыты сомкнутым сводом, прорезанным по сторонам света окнами-люкарнами, на который опирается третий ярус, завершенный небольшой главой на четырехгранном основании. Фасады первого и второго ярусов колокольни декорированы ордерным каркасом. В первом ярусе пологий фронтон опирается на плоские пилястры, во втором – на трехчетвертные колонны тосканского ордера. Аналогичные колонны третьего яруса поддерживают профилированный венчающий карниз.

Кирпичная кладка выполнена из большемерного кирпича размером в среднем 30х15х8 см с верстовой системой перевязки. Детали, карнизные тяги выполнены из профильного кирпича. Декоративная отделка кирпичного сооружения представляла собой первоначально известковую обмазку с последующей окраской.

Основные сведения о состоянии объекта до начала и в начале процесса производства работ

Вследствие обрушения в 2004 году восьмерика храма со сводом, барабаном и главой, был полностью утрачен прежний силуэт памятника. От храмовой части оставались два нижних яруса, кирпичное перекрытие между ними в центральной части храма было разрушено. Сохранившиеся своды и подпружные арки находились в недопустимом аварийном состоянии, кровельные конструкции над ними также были утрачены. Вертикальные трещины наблюдались на всех фасадах, в восточной (алтарной) части храма произошел разрыв и просадка наружной стены, что свидетельствовало о неудовлетворительном состоянии фундаментов. Отмостка вокруг здания отсутствовала. Кирпич цокольной части церкви активно разрушался из-за намокания кладки вблизи поверхности земли. Отделка фасадов практически полностью была утрачена, кирпич подвержен намоканию и выветриванию. Заполнения оконных и дверных проемов отсутствовали. От галереи, первоначально окружавшей церковь с трех сторон, сохранялась лишь часть западного всхода. Была утрачена глава колокольни, частично разрушились кровельные покрытия ее ярусов. В нижней части стен колокольни имелись значительные разрушения и вывалы кирпичной кладки, трещины. На всех ярусах наблюдались утраты участков лицевой кладки фасадных плоскостей, декора. Межъярусные деревянные перекрытия и лестницы внутри колокольни были полностью утрачены. В 2007 году на памятнике был проведен ряд первоочередных противоаварийных мероприятий: устроена временная кровля над храмовой частью для предотвращения замачивания внутренних конструкций и установлены поддерживающие леса.

Описание произведенных работ и их соответствие согласованным проектным решениям.

Фундаменты, стены, своды:

Перед началом проведения работ был снят слой земли, примыкающий к стенам храма, с участка вывезен мусор.

Особый вопрос возник относительно фундамента алтарной части, давшего неравномерную относительно основной храмовой части осадку. Как показало обследование фундамента, большая осадка произошла из-за ослабления грунта, вызванного многочисленными захоронениями под алтарной частью как внутри, так и снаружи храма. Захоронения располагались, в том числе, и непосредственно под фундаментной подошвой. В результате образовавшейся системы пустот в толще грунта под давлением несущих конструкций алтарной части произошло его уплотнение, что и привело к существенной осадке всей восточной части храма. Ко времени производства работ ее положение было оценено как стабилизировавшееся. Проектом предусматривалась возможность усиления основания в случае возникновения необходимости на любой стадии производства ремонтно-реставрационных работ. Инженерный мониторинг положения алтарной части в процессе производства работ, в том числе, при увеличении нагрузок со стороны восстанавливаемых конструкций храма, не выявил ее дальнейшего оседания. Таким образом, было принято решение не прибегать к усилению основания под алтарной частью, в том числе, по этическим соображениям.

Перед началом основных работ были проведены мероприятия по просушиванию кирпичной кладки стен. Фундаменты храма и колокольни инъектировались. Была проведена отсечная горизонтальная изоляция цоколя колокольни и храма путем введения гидроизоляционного раствора под давлением в два ряда отверстий, просверленных в шахматном порядке по наружному и внутреннему периметру стен. Фундаменты восточной части храма усилены.

Аварийные участки стен усилены. Существующие стены и своды были укреплены методом инъектирования и «сшивки» трещин. Стена алтарной апсиды восстановлена методом бандажной металлической стяжки, введенной в штробы в уровне междуэтажного и карнизного поясов. В процессе восстановления стен восстановлены утраченные и установлены новые металлические воздушные и внутристенные связи.

Масштабные работы были связаны с восстановлением обрушенных сводов первого и второго ярусов центральной части храма, подпружных арок и сводов над алтарной частью второго яруса. Новые своды выполнены железобетонными. Подпружные арки восстановлены в кирпиче. Выполнено монолитное бетонное перекрытие яруса хоров. При кладочных работах была восстановлена внутристенная лестница на хоры в западной стене храма: восстановлены кирпичные ступени, арочный кирпичный свод лестничного хода, произведена установка металлических воздушных связей. В соответствии с проектом восстановлен кирпичный восьмерик храма с арочными окнами. В северной стене восьмерика устроен дверной проем для доступа в чердачное пространство над приделами. Над восьмериком возведен сомкнутый железобетонный свод стрельчатого сечения с утеплением, в котором предусмотрены отверстия для окон-люкарн. Декоративные обрамления люкарн выполнены в кирпиче. Над сводом восстановлен кирпичный восьмигранный световой барабан, перекрытый железобетонным сводом.

При производстве работ (при расчистке территории и снятии грунта) было вскрыто и зафиксировано местоположение фундаментов пилонов примыкающей к храму галереи. По ним произведена корректировка габаритов галереи и всходов, что было отражено в выданных на объект дополнительных чертежах рабочей документации. Фундаменты столбов галереи и ленточные фундаменты под северным и южным всходами выполнены заново из железобетона. Галерея и всходы восстановлены в прежнем объеме из глиняного полнотелого кирпича, своды под галереей и всходами также выполнены в кирпиче. Восстановлены и укреплены существующие своды помещений под западным всходом. Восстановлены подпружные арки. Полы галереи и ступени всходов облицованы керамогранитными плитами.

Восстановлена деревянная стропильная система кровель приделов и кровельное покрытие храма и колокольни. В сводах восьмерика храма и колокольни устроены окна-люкарны.

Покрытие кровли – металлический лист, окрашенный в заводских условиях (цвет коричневый - RAL 8016); отливы окон, укрытия карнизов и поясов выполнены из того же листа. Устроен организованный водоотвод.

Главы храма и колокольни выполнены из металлического каркаса, покрыты медью по специальному основанию (типа текстолитового листа) и позолочены по технологии сусального золочения.

Кресты храма и колокольни выполнены согласно проекту (по найденным и обмеренным сохранившимся остаткам): металлические позолоченные.

На колокольне установлен колокол по центру свода верхнего яруса звона и там же - малые колокола в арочных проемах на четыре стороны.

Фасады, наружный декор:

При реставрации кирпичной кладки был применен керамический большемерный реставрационный кирпич, соответствующий размерам исторического материала стен храма и колокольни.

Проведены значительные работы по реставрации кирпичной кладки цокольной зоны и стен храмовой части и колокольни. Реставрационная кладка осуществлялась методом вычинки поврежденных участков с последующей докладкой. В местах неудовлетворительного состояния кирпичной кладки проводилась ее тщательная промывка и обработка. При докладке нового кирпича для обеспечения прочности кладки использовались металлические стержни, монтируемые в историческую кладку под углом 30-40 0. Восстановлен кирпичный декор из профильного кирпича на фасадах: карнизы, пояса, лопатки, русты, наличники. Фасады оштукатурены известково-цементным раствором и окрашены в два цвета (основной цвет стен – Magma 105 850-C28-H37, цвет декора - белый).

Оконные и дверные проемы сохранившихся стен отреставрированы. Оконные проемы восьмерика, барабана, окна и дверные проемы галереи выполнены заново. Заполнения оконных проемов храма – деревянные окна с двухкамерным стеклопакетом. Металлические кованые решетки окон заменены новыми – по образцу исторических.

Установлены деревянные двери храма. Также выполнены: металлические створки в основных дверных проемах (ведущих в нижнюю и верхнюю церкви); металлические двери помещений под всходами; двери входа на хоры и на внутристенную лестницу колокольни. Во время проведения работ по устранению завалов и расчистке кладки выяснилось, что в южном приделе первого этажа церкви дверной проем отсутствует. Оставлен оконный проем. В процессе проведения работ над дверным проемом северного придела нижнего яруса храма на поверхности кирпичной кладки были выявлены остатки треугольного сандрика, аналогичного завершениям наличников на окнах первого яруса. Сандрики над проемами восстановлены. Воссозданы ограждения арочных проемов второго и третьего ярусов колокольни (по сохранившимся фрагментам ограждений).

Ограждения хоров выполнены кованые металлические (см. доп. лист).

Сначала была освящена нижняя церковь храма. К 2013 году была завершена ее отделка: восстановлена солея иконостаса, устроены полы; оштукатурены, окрашены и расписаны стены и своды, установлен иконостас. Форма солеи иконостаса восстановлена по сохранившимся каменным остаткам, обнаруженным и зафиксированным при снятии слоя земли в храме. Полы в нижнем храме – гранитные, теплые. Пол в алтаре – мраморный. Восстановлен гипсовый карниз.

В сентябре 2014 года состоялось освящение верхнего храма, где также были выполнены работы по росписи стен и сводов и установлен иконостас, восстановлены гипсовые карнизы, пояса. Работы по росписи верхнего и нижнего храмов и воссозданию иконостасов выполнялись ООО «Нижегородский реставратор». Полы верхнего храма – паркетная доска.

В колокольне была полностью восстановлена деревянная лестница с промежуточными площадками, ведущая на ярус звона.

В 2014 г. ООО НИП «Этнос» выполнены дополнительные научно-проектные работы, а именно: Т.3, кн.3 «Схема планировочной организации земельного участка». В процессе проведения работ решен вопрос с расположением котельной, определены места въезда и выезда с участка, расположения пешеходных дорожек и проезда, установлено металлическое ограждение участка. Проект разработан с учетом возможного дальнейшего восстановления дома причта, располагавшегося ранее со стороны юго-западного угла участка.

Ко времени освящения верхней церкви брусчаткой была выложена дорожка от входа и устроена дискретная паропроницаемая отмостка по всему периметру храма (в соответствии с проектом). В дальнейшем (при возобновлении финансирования) планируется замощение дорожек и проезда, а также работы по озеленению участка, благоустройству прилегающей территории.

В 2012-2013 гг. для предотвращения заболачивания прибрежной территории были проведены работы по очистке от донных отложений и углублению дна озера, исторически формировавшего наилучшие точки и панорамы восприятия ансамбля церкви Иоанна Предтечи.

Системы инженерного оборудования:

- замена инженерных коммуникаций (отопление, водоснабжение-канализация, противопожарное обеспечение);

- замена сетей электроснабжения.

Вопросы, касающиеся конструктивной устойчивости (стен, фундаментов, перекрытий, стропильной системы, лестниц и т.д.), а также вопросы реконструкции внутреннего пространства, инженерного оборудования, решались в соответствии с проектом приспособления ОКН для современного использования.

Согласно проекту, с учетом изменения облика ансамбля (храма и колокольни) в процессе его строительной истории, памятник восстановлен на период начала XX века. Функциональное назначение – культовое сооружение, соответствует изначальному. На данный момент храм – действующий.

Внешний облик храма восстановлен согласно проекту, были внесены лишь незначительные локальные изменения (корректировки). Проект реставрации выполнен с достаточной точностью благодаря сохранившимся иконографическим материалам и проведенным исследованиям.

Желательно в дальнейшем проводить косметические ремонты, не нанося урон декору и восстановленным частям памятника, не допуская некачественных штукатурных и красочных слоев.

Внутренние отделочные работы выполнены практически полностью. Необходимо проводить мониторинг состояния температурно-влажностного режима в помещениях с целью обеспечения сохранности росписей на стенах и сводах, икон.

В целом работы выполнены с отличным качеством. Основная задача проекта – сохранение историко-культурной значимости объекта – решена полностью.

Гл. архитектор НИП «Этнос» И.С. Агафонова

Архитектор НИП «Этнос» Е.Е. Мареева

Архитектор НИП «Этнос» Е.Д. Донская

Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи в селе Хирино до реставрации. Фото НИП «Этнос», 2007 – 2011 гг.

Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи в селе Хирино в процессе реставрации. Фото НИП «Этнос», 2013 г.

Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи в селе Хирино после реставрации. Фото НИП «Этнос», 2014 – 2015 гг.