Руководства, Инструкции, Бланки

роль педагога в руководстве самостоятельной изобразительной деятельности дошкольников img-1

роль педагога в руководстве самостоятельной изобразительной деятельности дошкольников

Рейтинг: 4.0/5.0 (1905 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

Организация и руководство самостоятельной изобразительной деятельностью детей дошкольного возраста вне занятий - Все для студента

Организация и руководство самостоятельной изобразительной деятельностью детей дошкольного возраста вне занятий
  • Файл формата zip
  • размером 83,35 КБ
  • содержит документ формата doc
  • Добавлен пользователем sv_school 12.01.2014 06:15
  • Отредактирован 12.01.2014 17:27
  • Скачан 53 пользователями

МГПУ, Беларусь, 2012. - 39 страниц (33 страницы без приложений).

Цель: систематизация и обобщение взглядов на организацию самостоятельной изодяетельности дошкольников.
Задачи:
Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу, посвященную проблемам организации и руководства самостоятельной изобразительной деятельностью дошкольников вне занятий.
Систематизировать взгляды на организацию самостоятельной изодеятельности дошкольников.
Определить место и роль воспитателя в организации изобразительной деятельности дошкольников вне занятий.
Изучить особенности организации изобразительной деятельности дошкольников вне занятий в современном дошкольном учреждении.
Разработать рекомендации по организации самостоятельной изобразительной деятельности для воспитателей дошкольных учреждений.
Содержание:
Введение.
Теоретические и методические основы организации самостоятельной изобразительной деятельности дошкольников вне занятий.
Значение изодеятельности в развитии личности дошкольника.
Условия организации и содержание самостоятельной изобразительной деятельности дошкольников вне занятий.
Руководство самостоятельной изодеятельностью дошкольников .
Организация среды для самостоятельной изобразительной деятельности дошкольников.
Исследование особенностей организации и руководства изобразительной деятельностью детей дошкольного возраста вне занятий.
Описание базы исследования, характеристика выборки и методов исследования.
Анализ полученных результатов.
Рекомендации воспитателю по организации самостоятельной изобразительной деятельности дошкольников.
Заключение.
Список использованных источников (23 наименования).
Приложения:
Условия оформления уголков.
Оборудование для самостоятельной детской изобразительной деятельности в младших группах (3-4 лет).
Оборудование для самостоятельной детской изобразительной деятельности в средних группах (4-5 лет).
Перечень оборудования для игр – занятий по изодеятельности в 1 младшей группе.

  • Чтобы скачать этот файл зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт используя форму сверху.
Смотри также

Учеб. пособие для студ. высш. псд. учеб. заведении. - М. - 1999. - 344 с. В пособии раскрываются вопросы развитии личности детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности. Особый акцент сделан на овладении ребенком разными видами этой деятельности и развитии его творческих способностей. Даны классификация и характеристика педагогически обоснованных методов занятий с.

  • 409,72 КБ
  • скачан 945 раз
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 03.02.2016 00:19
  • будет удален через 14 дней

Материал взят из методического пособия Кравченко И. В. Долговой Т. Л. "Прогулки в детском саду. Младшая группа и средняя. " Оформлено в виде карточек с сентября по май. Расписаны ход исследования, его цели, трудовая деятельность детей, виды подвижных игр. 110 карточек. Для средней группы /file/273327/ Для старшей группы /file/373443/ Для подготовительной групыы /file/373440/

  • 114,38 КБ
  • скачан 2049 раз
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 22.10.2010 08:14
  • будет удален через 14 дней

Материал взят из методического пособия Кравченко И. В. Долговой Т. Л. "Прогулки в детском саду. Младшая и средняя группа. " Оформлено в виде карточек с сентября по май. Расписаны ход исследования, его цели, трудовая деятельность детей, виды подвижных игр.

  • 104,67 КБ
  • скачан 1634 раза
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 22.10.2010 08:13
  • будет удален через 14 дней

Учебное пособие написано в соответствии с программой курса педагогических институтов. В нем рассматриваются вопросы обучения и методика руководства изобразительной деятельностью детей дошкольного возраста, раскрывается работа методиста по дошкольному воспитанию и преподавателя педагогического училища. Содержание: Введение. Предмет и задачи курса. Краткие сведения из истории.

  • 187,38 КБ
  • скачан 583 раза
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 23.12.2010 09:29
  • будет удален через 14 дней

М. Издательский центр Академия, 2001.- 184 с В пособии, написанном в соответствии с авторской программой экологического воспитания дошкольников, раскрываются содержание и методы, конкретные педагогические технологии экологовоспитательной работы с детьми разных возрастных групп. Особое внимание уделяется личностному развитию дошкольников в связи с экологическим воспитанием.

  • 210,89 КБ
  • скачан 1182 раза
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 05.04.2010 20:33
  • будет удален через 14 дней

Видео

Другие статьи

Консультация «Самостоятельная художественная деятельность детей дошкольного возраста»

Консультация «Самостоятельная художественная деятельность детей дошкольного возраста»

анна шухова
Консультация «Самостоятельная художественная деятельность детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей

«Самостоятельная художественно – творческая деятельность детей дошкольного возраста »

Подготовила воспитатель МДОУ №110 Ярославля

Шухова Анна Васильевна

Проблема изучения самостоятельности как стержневого качества личности, поиск резервов и эффективных путей ее воспитания – одна из центральных в психолого-педагогической науке. В настоящее время ее актуальность обуславливается гуманистическими задачами более полного раскрытия индивидуальности развивающейся личности ребенка.

В педагогике - самостоятельность определяется. как одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении ставить перед собой определенные цели, добиваться их достижения собственными силами. Самостоятельность предусматривает ответственное отношение человека к своему поведению, способность действовать сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, в том числе требующих принятия нестандартных решений.

В своей свободной деятельности ребёнок актуализирует способности и умения, складывающиеся как на занятиях, так и в совместной деятельности с взрослым. Самостоятельная активность ребёнка создаёт необходимый базис для познавательной мотивации и интереса к собственной познавательной деятельности[4] .

В теории и практике дошкольного воспитания проблеме самостоятельности в изобразительной деятельности уделено особое место. Совокупный анализ исследований по данной проблеме свидетельствует. что самостоятельность рассматривается в постановке дошкольниками цели деятельности. которая в свою очередь конкретизируется в определении темы изображения, выборе изобразительных средств, способов для создания образа в зависимости от вида изобразительной деятельности(рисование, лепка, аппликация) .

Изобразительная деятельность. возникающая по инициативе самого ребёнка. выражает его интересы, склонности, а самое главное. способствует проявлению его способностей. Самостоятельная художественно-творческая деятельность способствует самоактуализации детей. развитию у них самостоятельности. инициативы, активности, творческих проявлений, интереса к собственной художественной деятельности. Поэтому имеет значение обеспечение возможности саморазвития. самореализации детей в самостоятельной художественно-творческой деятельности .

Самостоятельная художественная деятельность возникает по инициативе детей для удовлетворения их индивидуальных потребностей. сделать подарок маме, смастерить игрушку для игры и др. Задача педагога – не нарушая замысла ребенка, помочь ему, если возникнет такая необходимость. Воспитатель развивает самостоятельность детей. используя подсказку, привлечения внимания к предмету, объекту, вопросы, предложения, оценку результатов и уровня самостоятельности. выдумки, фантазии.

Самостоятельная деятельность может носить индивидуальный характер, а иногда дети объединяются по два, три человека и, обсудив свой

замысел, вместе готовят концерт, рисуют декорации, изготовляют атрибуты для игры, организовывают театрализованную игру.

Признаками самостоятельной деятельности являются внимание ребенка к средствам выразительности в музыке, движениях, рисунке, речи и умение переносить усвоенное в собственную новую деятельность. применять для решения новых задач.

Возможности самостоятельной художественно- творческой деятельности :

развиваются инициатива, самостоятельность. активность;

процесс самостоятельной изобразительной деятельности закрепляет приобретённые на занятиях и в совместной с педагогом деятельности знания. умения, навыки, способы деятельности. стимулирует их перенос в новые жизненные условия;

в самостоятельной изобразительной деятельности находят естественный выход разные яркие впечатления, повлиявшие на воображение и эмоции ребёнка, снимая напряжение, делая его внутренний мир комфортнее;

совершенствуя и закрепляя свои навыки и умения в процессе самостоятельной деятельности. ребёнок всё более чувствует уверенность в себе, в своих возможностях;

в процессе самостоятельной изобразительной деятельности детей проходит саморазвитие. самообучение через подражание другим, умение которых поразило их воображение и вызвало желание действовать подобным образом.

Специфика самостоятельной художественно-творческой деятельности детей .

Г. Г. Григорьева определяет высокий уровень развития самостоятельной изобразительной деятельности детей в следующих проявлениях[1]:

она возникает по инициативе детей ;

ребёнок сам определяет цель;

сам находит средства для её воплощения;

планирует деятельность. добиваясь желаемого результата

в процессе этой формы деятельности закрепляются и совершенствуются навыки коллективной деятельности. дети обговаривают друг с другом свои замыслы, делятся советами, оказывают дружескую помощь, оценивают.

Художественная самостоятельная деятельность возникает почти всегда по инициативе детей и проходит. казалось бы, без непосредственного руководства воспитателя. Однако нужно говорить о том что, эффективность воспитания самостоятельности в изобразительной деятельности. в частности, зависит от соблюдения педагогом определенных условий.

4. Условия проявления самостоятельности .

Одним из наиболее важных условий успешного проявления самостоятельности – разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях изобразительной деятельностью (новизна обстановки, организация занятия в игровой форме необычное начало работы, разнообразные изобразительные материалы, интересные, неповторяющиеся задания, возможность самостоятельного выбора изобразительных материалов и т. д.).

Другим важным условием выступает опора изобразительной деятельности на личный опыт ребенка, на впечатления, полученные дошкольниками от реальной действительности. Детям интереснее и доступнее изображать то, что им хорошо знакомо, с чем они встречаются в повседневной жизни, что привлекает их внимание. Это повышает личностно значимую мотивацию занятий, развивает фантазию и творчество, способствует проявлению самостоятельности .

Следующим условием для эффективного проявления детьми самостоятельности выступает индивидуальный подход к ребенку со стороны педагога. Он базируется на знании специфических особенностей каждого малыша, учете уровня развития изобразительных умений и навыков, что, в свою очередь, предусматривает дифференциацию учебных заданий для детей с разными уровнями изобразительных умений, подбор методов и приемов руководства в соответствии с интересами, особенностями, возможностями детей .

Самостоятельная художественно-творческая деятельность детей весьма разнообразна по содержанию, обладает большими возможностями для решения разнообразных воспитательных задач, развития мотивационно-потребностной сферы личности, инициативности, творческой активности детей дошкольного возраста. Следовательно, со стороны педагога требуется чуткое руководство, а также создание необходимых условий для самореализации детей .

Современные требования к организации самостоятельной художественно-творческой деятельности требует от воспитателя следующего. создания благоприятных педагогических условий – чуткого руководства, в случае, если ребёнок отдаёт предпочтение какой-либо деятельности. необходим индивидуальный подход. Внимание взрослого к продуктам детской деятельности. создания благоприятной предметной среды, обеспечивающей ребёнку выбор деятельности. в соответствии с его интересами, а самое главное. имеющей развивающий характер.

Немаловажной выступает и организация личностно - ориентированного взаимодействия педагога с ребенком. Она должна быть направлена на позицию партнерства, сотрудничества с ребенком, на признание взрослым его самостоятельности

как полноправного субъекта, а не объекта процесса воспитания.

Организация игровой формы изобразительной деятельности. также способствует проявлению самостоятельности у дошкольников(процессуальная игра, игровые упражнения, игровые ситуации и т. п.). Игра имеет много общего с изобразительной деятельностью. и на основе этого появляется необходимость установления связи между ними. Оба вида деятельности основываются на впечатлениях, которые получают дети из окружающей жизни. Благодаря связи с игрой изобразительная деятельность становится более интересной, привлекательной для ребенка, вызывает яркий эмоциональный отклик, создает лично значимый мотив деятельности. так как изображать ход игры, создавать игровые образы значительно интереснее, чем просто рисовать, лепить или наклеивать что-либо.

Кроме того, игровая форма организации способствует формированию у дошкольника умения ставить цель. планировать действия, овладевать способами изображения, контролировать ход выполнения, давать оценку, а значит проявлять самостоятельность на всех этапах изобразительной деятельности.

Тесный контакт педагога с семьями детей - является еще одним немаловажным условием для развития художественно - творческого развития детей.

Содержание самостоятельной художественной деятельности детей обогащается не только

впечатлениями, полученными в детском саду. Все, что ребенок наблюдает вне детского сада и получает в процессе общения с родителями, братьями, сестрами, тоже находит своё отображение в рисунке, лепке, в игровом творчестве. Особенно сильные впечатления оказывают на ребенка яркие персонажи из кукольных театров, мультфильмов, детских передач, которые дети смотрят дома с родителями, затем изображают по - своему. Вместе с родителями ребёнок отдыхает на природе, путешествует, посещает выставки, музеи и т. д. а полученные впечатления переносят в собственную художественную деятельность.

Для более тесного контакта с семьёй проводятся Мастер – классы, консультации для родителей. анкетирование. Родителям предоставляется перечень игр, которые можно провести с детьми дома, на природе.

Родители должны учитывать рекомендации воспитателей, делиться с ними своими заботами, рассказывать об интересах своего ребенка, его играх дома. Так устанавливаются связи между различными формами организации детской деятельности .

Создание и обогащение предметно-развивающей среды, в частности обустройство зоны самостоятельной художественной деятельности дошкольников. рассматривается также как условие оптимизации самостоятельности дошкольников. Такая среда предполагает право самостоятельного выбора деятельности. право на проявление своей индивидуальности.

В группе организуется зона самостоятельной художественной деятельности - детская мастерская, где дети могут самостоятельно заниматься декоративно-оформительской деятельностью (игрушки-самоделки. элементы костюмов к праздникам, декорации к детским утренникам, элементы интерьера для украшения группы). Ребенок может рисовать карандашами, фломастерами, красками, мелками, углем, пальчиками, ладошками и т. п. Материалы и оборудование должно периодически меняться и дополняться. Такая среда позволит ребенку свободно реализовывать свои замыслы, будет способствовать развитию изобразительного творчества, проявлению у него самостоятельности .

Организация художественно -эстетической развивающей среды

Предметы быта. вышитая, расписная одежда, расписная посуда, глиняные игрушки (дымковская, игрушки из дерева (семёновская, матрёшки, грибки, кони-каталки,

игрушки из соломы.

Книжная иллюстрация. Художники. Ю. Васнецов, В. Лебедев, В. Сутеев,

Художественные картины(репродукции). Натюрморты, изображающие цветы, фрукты и овощи. П. Кончаловский. Сирень в корзине; И. Левитан. Васильки; И. Репин. Яблоки.

Скульптура малых форм, изображающая животных

Натюрморт. П. Кончаловский. Персики; И. Левитан. Белая сирень; Одуванчики; Машков. Синие сливы; И. Репин. Яблоки.

Пейзаж. И. Айвазовский. Волна; А. Куинджи. Берёзовая роща; Шишкин. Сосновый бор.

Портрет. И. Репин. Стрекоза; В. Суриков. Смеющийся солдат; А. Архипов. Девушка с кувшином (живопись) .

Книжная графика. Иллюстрации художников. В. Лебедева, Л. Токмакова, Л. Владимирского.

Скульптура. Малые формы. анималистическая, несложная жанровая (по знакомым детям сюжетам бытового и сказочного характера)

Старшая, подготовительная группы

Натюрморт. Ю. Васнецов. Цветущий луг; М. Кончаловский. Поднос и овощи; К. Коровин. Цветы и фрукты.

Пейзаж. В. Васнецов. Затишье; И. Левитан. Вечерний звон; В. Мешков. Сказ об Урале; А. Саврасов. Рожь; И. Шишкин. Дождь в дубовом лесу.

Портрет. И. Айвазовский. Пушкин у моря; З. Серебрякова. Портрет сына; В. Серов. Девочка с персиками.

Жанровая живопись. К. Васильев. Русалка; В. Васнецов. Сказка о спящей царевне; О. Ефимова. Кот-Баюн.

Книжная графика. иллюстрации художников-сказочников ;

Художники. иллюстрирующие стихи и рассказы о детях;

Рассказы о животных;

Рассказы с нравственной тематикой;

Прикладная графика. этикетки, марки, оформление продуктов питания.

Плакаты. о цирке, охране природы и животных, праздниках.

Скульптура малых форм

Монументальная скульптура. М. Аникушин. Памятник А. С. Пушкину; П. Клодт. Укротители коней.

Декоративная скульптура. Фонтаны, лепные украшения, барельефы дворцов, зданий в городах России.

Станковая скульптура. бюсты, портреты, жанровая скульптура.

Общественно-гражданская, промышленная, культовая, жилищная и декоративная архитектура.

Оборудование для самостоятельной художественной деятельности детей

репродукции картин, иллюстрации из детских книг по теме, которую педагог запланировал на ближайшее будущее, и той теме, которую дети уже освоили.

фоны разного цвета, размера и формы изобразительный материал. гуашь, акварель, восковые мелки, сангина, тушь, фломастеры разной толщины, цветные карандаши (в соответствии с возрастом детей ) .

кисти разных размеров, «тычки» .

подставки для кисточек.

стаканчики для воды.

салфетки для кисточек.

палитры для смешивания красок.

инвентарь для уборки рабочего места. ведро для мусора, тазик.

глина, пластилин, соленое тесто.

скульптуры малых форм, иллюстрации.

скалка для раскатывания глины.

стаканчики для воды.

салфетки для рук

инвентарь для уборки. тазик, тряпочки.

материал для оформления работ (нитки, пуговицы, бусины, семена, веточки) .

иллюстративный материал по ближайшей теме.

фоны разных размеров (картинки из цветных журналов, обои) .

бумага, картон разного качества и размера.

лоскутки ткани, нитки, пуговицы, бусины, наклейки, фантики.

подставки для кистей и кисти.

салфетки для разглаживания деталей и для рук.

ножницы на подставке.

ведро и тазик для обрезков.

инвентарь для уборки

Основные побудительные мотивы самостоятельной изобразительной деятельности :

разнообразные яркие жизненные впечатления от восприятия окружающего мира и искусства (посещение цирка, театра; яркие театральные действий) ;

потребность закрепить тот художественный опыт[15]. который ребёнок приобрёл на занятиях, в процессе общения с взрослыми и другими детьми;

бескорыстное удовольствие от процесса и результата;

потребность получить нужный, удовлетворяющий ребёнка результат и отношение к нему. подарить, привлечь внимание других к содержанию.

Самостоятельность у дошкольников в изобразительной деятельности не возникает сама по себе, однако руководство должно носить косвенный характер. Воспитание ее требует соблюдения определенных педагогических условий, которые помогут педагогу избежать ошибок, организовать работу с дошкольниками по воспитанию самостоятельности в изобразительной деятельности наиболее эффективно .

Поэтому, планируя работу с детьми, воспитатель должен заранее продумать и методы руководства самостоятельной деятельностью. Он оказывает детям необходимую помощь. помогает организовать игру, активизирует малоактивных детей. предлагая им интересное задание, побуждая их время от времени проявлять собственную инициативу, помогает оформить замысел, когда он не отчетлив, советует в выборе материалов, иллюстраций, в организации коллективной работы. Метод прямых указаний не приемлем. Несмотря на то, что деятельность вне занятия самостоятельная. ею надо руководить, но тонко, не навязчиво. Если в процессе изображения встретятся затруднения, надо посоветовать, как их преодолеть. Ребенок нуждается и в оценке своего результата. Работы, выполненные в свободное от занятий время, следует подписывать и хранить в специальной папке.

Самостоятельная художественная деятельность дошкольников проходит большей частью в помещении. Однако педагог может организовать ее и на воздухе. рисование на асфальте цветными мелками, лепка из глины, рисование с натуры цветков, листьев (акварелью, гуашью, пастелью, цветными карандашами, создание на песке из камушков изображений (солнышка, животных, людей, изготовление изделий из папье-маше, плетение из ниток, тесьмы, соломки, поделки из сучьев и веток растений; зимой — создание скульптур из снега с использованием цветного льда для украшений.

Одним из эффективных приёмов подготовки детей к самостоятельной деятельности отдельно можно выделить освоение навыков работы в нетрадиционных техниках изображения. С помощью нетрадиционных техник изображения развивается творчество, даётся колоссальный толчок детскому воображению и фантазированию. Эта техника предоставляет возможность достаточно простыми способами получить красивый, необычный результат, даёт больше шансов для самовыражения ,

дети получают больше возможностей для творчества. Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности позволяют сделать рисование более увлекательным и раскрыть творческий потенциал каждого ребёнка. После ознакомления с новой техникой изображения, ребенок может применять её в самостоятельной деятельности .

В младших группах используются самые простые техники. рисование пальчиками, оттиск поролоном, печать по трафарету.

В старшей группе в самостоятельной деятельности дети могут использовать более

сложные техники. монотипия, кляксография, создание коллажей, печать разными материалами, рисование свечой, восковыми мелками, парафиновая техника, набрызг, пластилинография, бумагопластика и другие.

Перечисленные техники привлекательны своеобразной художественной выразительностью. содержат элементы новизны, активизируют индивидуальные способности детей. дают неограниченные возможности для импровизации сочетания самых разных материалов. Их можно и нужно расширять и совершенствовать с учётом возраста и интересов детей. а также с учётом индивидуального подхода к развитию художественно -творческих способностей каждого ребёнка.

В целом следует отметить, что самостоятельная художественная деятельность в группе является одним из показателей уровня развития детей. Это свидетельствует о том. что они получили на занятиях определенный объем навыков, умений, разнообразные художественные впечатления. научились действовать без посторонней помощи. Вне занятий происходит перенос этих способов действий в совершенно новые условия, ситуации, ребенок действует уже по собственной инициативе, в соответствии со своими интересами, желаниями, потребностями, применяя в этих новых условиях и ситуациях полученные им на занятиях навыки и умения.

Изобразительная деятельность. возникающая по инициативе ребенка, развивается и обогащается на основе переноса в нее усвоенных на занятиях навыков рисования, лепки, аппликации, раскрытия ребенку эстетического отношения к окружающему. Этому также способствуют соответствующее оборудование, обогащение детей новыми впечатлениями, умелое педагогическое руководство. Это руководство имеет некоторую специфику и направлено на развитие самостоятельности. инициативы ребенка. Даже если не все хотят заниматься изобразительной деятельностью вне занятий. воспитатель должен заботиться о развитии интереса к ней у дошкольников. желания пробовать силы в различных ее видах.

Самостоятельная художественная деятельность обладает большими возможностями для осуществления многих воспитательных задач, развития таких качеств личности, как инициативность, самостоятельность. творческая активность.

В процессе самостоятельной деятельности у детей развивается творческая активность, интерес к собственной познавательной деятельности. самостоятельность в выборе тем для изображения и самореализации. Действуя самостоятельно. ребёнок получает возможность самоутверждения в себе само и в коллективе сверстников, что имеет значение для развития полноценной личности ребёнка. Такие авторы, как Г. Г. Григорьева, Н. А. Ветлугина, Т. С. Комарова, Т. Г. Казакова, одним из важных условий развития и активации самостоятельной художественно-творческой деятельности детей выделяют наличие предметно-развивающей среды, способствующей развитию интереса, инициативы, а также специфику взаимодействия воспитателя с детьми в данном виде деятельности .

Предметная среда помогает развитию интересов и способностей детей в самостоятельной художественно-творческой деятельности. удовлетворяет потребность в творческих проявлениях, самовыражении. осуществлении замысла путём выбора соответствующего предмета оборудования, пособия или материала деятельности. Оборудованная предметная среда побуждает детей к творческому преобразованию окружающего пространства путём оформления интерьера, его части с использованием результатов собственной продуктивной деятельности .

Таким образом, в самостоятельной художественно-творческой деятельности дошкольники приобщаются к художественному опыту. что в свою очередь, способствует развитию воображения, фантазии, эстетического вкуса, самостоятельности. необходимому для всестороннего развития личности дошкольника[6] .

1. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. М. 1999.

2. Ветлугина Н. А. Эстетическое воспитание в детском саду М. Просвящение 1978.

3. Ветлугина Н. А. Система эстетического воспитания в детском саду М. 1988.

4. Михайленко Н. Короткова Н. Дошкольное образование. ориентиры и требования к обновлению содержания, журнал Дошкольное воспитание №5-6 1992

5. Скибина Е. Косенко С. Воспитание самостоятельной художественной деятельности детей. Журнал Дошкольное воспитание №12 1984 .

6. Лыкова И. А. Программа художественного воспитания. обучения и развития детей 2-7 лет М. 2007.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Театрализованная деятельность в развитии детей дошкольного возраста» В настоящее время в связи с новыми задачами, выдвинутыми обществом перед системой народного образования, особую актуальность приобретает.

Консультация для родителей «Игровая деятельность детей дошкольного возраста с задержкой психического развития» Значение игры для всестороннего развития личности ребенка Игра – один из видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях.

Консультация для воспитателей «Игра — самостоятельная деятельность детей в раннем возрасте» Сопровождающий текст к презентации «Игра-самостоятельная деятельность детей в раннем возрасте» Слайд 1 Уважаемые коллеги! Сегодня рассмотрим.

Самостоятельная игровая деятельность детей дошкольного возраста В педагогической теории игры особое внимание уделяется изучению игры как средства воспитания. Основополагающим является положение о том.

Консультация «Театрализованная деятельность как способ активизации словаря детей младшего дошкольного возраста» Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, развития речи.

Shpory_izo 1

/ Shpory_izo[1]

41. Диагностика выразительности детского рисунка(смотр.

25 Художественные особенности детского рисунка)

Проводится по критериям: использование средств выразительности: цвета, линии, композиции и т.д. Четкое изображение формы, соблюдение симметрии, правильное командование на листе (соблюдение композиции).

Дети через рисунок передают тот мир, в котором они живут. Самой популярной темой в детском рисунке чаще всего является дом, семья, игрушки, окружающие предметы, а так же элементы пейзажей которые он видит из окна или во время прогулок с родителями. Прежде всего, данный факт объясняется тем, что ребенок через свой рисунок пытается передать окружающим все, что он чувствует на данный момент. В раннем дошкольном и более позднем возрасте каждый рисунок, выполненный ребенком, имеет определенное смысловое значение. Проведя анализ детского рисунка можно понять и увидеть, какие у ребенка отношения в семье, чего он больше всего боится, и какие проблемы его преследуют на данный момент. А так же проследить, как на разных возрастных этапах происходит умственное развитие ребенка. Как правило, в младшем возрасте до пяти лет все детские рисунки носят спонтанный, позитивный или негативный характер. Они несут все перечисленные выше смысловые ассоциации, но не имеют твердых правильных линий. В более же позднем возрасте линии меняются на более правильные, дети начинают изображать точные силуэты людей, животных и окружающих их мир предметов. Очень большое значение имеет и то, как ребенок передает тот или иной рисунок, насколько полно заполняет полезную площадь листа, и какие цветовые гаммы при этом использует. Если рисунок располагается по всему полю листа, значит ребенок уверен в себе. Также следует изучать цвета рисунка, используемые ребёнком.

42. Организация и методика руководства совместной изобразительной деятельностью дошкольников.

Важную роль в успешном проведении коллективных занятий занимает предварительная работа, подготовка оборудования, материала и организация детей . При организации коллективных занятий, прежде всего, учитываются характерные особенности совместной деятельности детей каждого возраста, уровень их сотрудничества.

Вмл. гр. на первых занятиях воспитатель объединяет индивидуальные работы детей в общую, обыгрывая и мотивируя свои действия: «Нужен коврик для куклы Кати», «Петушок проголодался». После воспитатель использует игровые ситуации, которые мотивируют необходимость объединения индивидуальных работ детей и исполнения совместных действий: «Вылепим палочки и построим заборчик, чтобы цыплята не разбежались». Эффективным является и рисование на общем фоне: «Дождик, дождик кап, кап…», аппликация на общих листах: «Цветы на лугу». В конце занятия воспитатель благодарит детей от имени героев.

На коллективных занятиях совершенствуются технические умения детей.

Вср. гр. воспитатель предлагает детям самим договориться между собой, кто, что будет делать. Используя разнообразные приёмы (советы, поощрение, напоминание) приучает детей работать согласованно, помогать друг другу на протяжении всех занятий. В конце занятий педагог предлагает детям обыграть выполненные образы.

Вст. гр. дети уже владеют опытом совместных действий: распределяют между собой части задания, помогают один одному, обсуждают отдельные изобразительные приёмы, композицию, цвет, материал. На занятиях педагог вначале проводит с детьми беседу и уточняет, что конкретно они будут делать, предлагает детям обсудить, как и где объекты будут изображены на листе. Дети продолжают работать по два, втроём, вчетвером,2-3 подгруппами, все вместе. После выполнения работы педагог предлагает детям отойти и посмотреть на неё издалека. Так как это даёт возможность увидеть всю композицию, а также её композиционные и технические недостатки, когда их можно исправить, педагог предлагает детям самим решить, как это можно сделать. В случае затруднения помогает советом.

42. Организация и методика руководства совместной изобразительной деятельностью дошкольников.

Самостоятельная художественная деятельность возникает по инициативе детей для удовлетворения их индивидуальных потребностей: сделать подарок маме, смастерить игрушку для игры и др. Задача педагога – не нарушая замысла ребенка, помочь ему, если возникнет такая необходимость. Воспитатель развивает самостоятельность детей, используя подсказку, привлечения внимания к предмету, объекту, вопросы, предложения, оценку результатов и уровня самостоятельности, выдумки, фантазии.

Самостоятельная деятельность может носить индивидуальный характер, а иногда дети объединяются по два, три человека и, обсудив свой замысел, вместе готовят концерт, рисуют декорации, изготовляют атрибуты для игры, организовывают театрализованную игру.

Признаками самостоятельной деятельности являются внимание ребенка к средствам выразительности в музыке, движениях, рисунке, речи и умение переносить усвоенное в собственную новую деятельность, применять для решения новых задач.

Самостоятельная изобразительная деятельность обладает большими возможностями в развитии личности ребёнка

• развиваются инициатива, самостоятельность, активность;

• процесс самостоятельной изобразительной деятельности закрепляет приобретённые на занятиях и в совместной с педагогом деятельности знания, умения, навыки, способы деятельности, стимулирует их перенос в новые жизненные условия;

• в самостоятельной изобразительной деятельности находят естественный выход разные яркие впечатления, повлиявшие на воображение и эмоции ребёнка, снимая напряжение, делая его внутренний мир комфортнее;

• совершенствуя и закрепляя свои навыки и умения в процессе самостоятельной деятельности, ребёнок всё более чувствует уверенность в себе, в своих возможностях;

• в процессе самостоятельной изобразительной деятельности детей проходит саморазвитие, самообучение через подражание другим, умение которых поразило их воображение и вызвало желание действовать подобным образом;

42. Организация и методика руководства совместной изобразительной деятельностью дошкольников.

Специфика самостоятельной изобразительной деятельности детей

• она возникает по инициативе детей;

• ребёнок сам определяет цель;

• сам находит средства для её воплощения;

• планирует деятельность, добиваясь желаемого результата

• в процессе этой формы деятельности закрепляются и совершенствуются навыки коллективной деятельности: дети обговаривают друг с другом свои замыслы, делятся советами, оказывают дружескую помощь, оценивают.

Основные побудительные мотивы самостоятельной изобразительной деятельности

• разнообразные яркие жизненные впечатления от восприятия окружающего мира и искусства (посещение цирка, театра; яркие театральные действий);

• потребность закрепить тот художественный опыт, который ребёнок приобрёл на занятиях, в процессе общения с взрослыми и другими детьми;

• бескорыстное удовольствие от процесса и результата;

• потребность получить нужный, удовлетворяющий ребёнка результат и отношение к нему: подарить, привлечь внимание других к содержанию.

Формы самостоятельной изобразительной деятельности

• подготовка к предстоящему занятию по изобразительности (дети получили задание подумать, о чём они будут рисовать на следующий день);

• упражнение в приобретённых умениях, навыках (обычно после интересных занятий изобразительной деятельностью, наблюдений за аналогичной деятельностью взрослых, детей);

• игра или подготовка к ней (дети выступают в роли художников, помогают другим детям подготовить театрально-творческие игры);

• воплощение собственных замыслов ребёнка

43. Задачи и содержание декоративной деятельности детей дошкольного возраста.

Главная задача – развивать у детей интерес к декоративному рисованию, а именно учить украшать бумагу разной формы. Задания сначала очень просты: Укрась края платочка полосками или точками. Сначала эти полоски и точки рисуют одного цвета, затем используют контрастные цвета (красный с зеленым, синий с желтым). В декоративной лепке после того, как научились лепить шар, дети лепят предметы дискообразной формы. Для этого шар расплющивают между ладонями. Затем этот диск украшают, вырезая на нем узор при помощи специальных палочек-стек. Так дети лепят тарелки, пряники и др.

Основная задача – учить детей рисовать элементарный узор, для украшения бумаги дети используют рисование кругов, треугольников, ромбов и обычных мазков. Композиция первых рисунков самая простая: ритмичное повторение одного и того же элемента. Доступно чередование двух элементов по форме или по цвету. В дек. лепке детей учат вдавливать пальцами шар, для получения полых предметов (вазы), а также загибать края у дискообразной формы (глубокие тарелки).

Главная задача – учить детей использовать в узоре разнообразные линии и формы, а также элементы растительного мира, симметрично располагать узор в зависимости от формы листа или объемного предмета. Украшают полоски бумаги волнистыми линиями, геометрическими фигурами, цветами, листьями разной формы. Им предоставляется на выбор уже большее количество цветов. Учатся лепить сосуды путем вдавливания, оттягивания с прищипыванием краев или ленточным способом.

В подготовительной группе кроме расположения одинаковых форм направо и налево, дети знакомятся с зеркальным отражением, где части узора меняют свое положение. Должны уметь пользоваться всеми теми способами, которые использовали ранее, но и знать способ кругового налепа (постепенно примазываются кольца ко дну сосуда). Детям показывают способ выбирания глины из целой формы, пользуясь стекой.

44. Методика руководства декоративной деятельностью детей младшего дошкольного возраста

Главная задача – развивать у детей интерес к декоративному рисованию, а именно учить украшать бумагу разной формы. Задания сначала очень просты: Укрась края платочка полосками или точками. Сначала эти полоски и точки рисуют одного цвета, затем используют контрастные цвета (красный с зеленым, синий с желтым). В декоративной лепке после того, как научились лепить шар, дети лепят предметы дискообразной формы. Для этого шар расплющивают между ладонями. Затем этот диск украшают, вырезая на нем узор при помощи специальных палочек-стек. Так дети лепят тарелки, пряники и др.

Вначале, в 3,5—4 года, дети овладевают самыми простыми навыками декоративной деятельности: ритмическое повторение элементов (украсили салфеточку, варежку, кукле платье), затем чередование простых элементов (лепестков — примакивание всем ворсом кисти к бумаге, точек, полосок и т.п.).

На занятиях по аппликации дети располагают в определенном порядке готовые изображения, однородные по форме, а затем и разные но форме, величине, цвету.

45. Методика руководства декоративной деятельностью детей среднего дошкольного возраста

Основная задача – учить детей рисовать элементарный узор, для украшения бумаги дети используют рисование кругов, треугольников, ромбов и обычных мазков. Композиция первых рисунков самая простая: ритмичное повторение одного и того же элемента. Доступно чередование двух элементов по форме или по цвету. В дек. лепке детей учат вдавливать пальцами шар, для получения полых предметов (вазы), а также загибать края у дискообразной формы (глубокие тарелки).

Дети 4—5 лет закрепляют навыки ритмичного расположения элементов узора и форм, учатся симметричному расположению узора на бумаге, имеющей фирму квадрата (салфеточка, платочек), круга (тарелочка, блюдечко). Чтобы выполнить такой узор, ребенок должен уметь охватить весь лист бумаги, найти углы, края, середину, а для этого надо знать, что такое углы, середина и т. д. В процессе создания узора нужно учить ребенка сопоставлять одинаковые части. Усложняются и элементы, из которых строится узор: включаются ягоды, цветы, листья. Это не какие-то определенные цветы и ягоды, а придуманные самими детьми или взятые ими из произведений декоративно-прикладного искусства.

46. Методика руководства декоративной деятельностью детей старшего дошкольного возраста

Главная задача – учить детей использовать в узоре разнообразные линии и формы, а также элементы растительного мира, симметрично располагать узор в зависимости от формы листа или объемного предмета. Включаются дуги, разнообразнее становятся цветы, листья, узор выполняется не только всей кистью, но и кончиком ворса. Все узоры, которые составляют дети старшей группы, как правило, симметричны.

Украшают полоски бумаги волнистыми линиями, геометрическими фигурами, цветами, листьями разной формы. Им предоставляется на выбор уже большее количество цветов. Учатся лепить сосуды путем вдавливания, оттягивания с прищипыванием краев или ленточным способом.

В подготовительной группе кроме расположения одинаковых форм направо и налево, дети знакомятся с зеркальным отражением, где части узора меняют свое положение. Так же детей учат составлять симметричные и асимметричные узоры. Значительно усложняются элементы узора. Вводятся спирали, завитки, волнистые линии. Обогащается цветовая гамма узора. Вместе с тем ставится задача научить детей выполнять узор в определенной цветовой гамме, характерной для того или иного вида народного декоративного искусства: дымковской, хохломской, Городецкой росписи, в теплых или холодных тонах и т. п. Знакомство детей с разными цветами и обучение получению оттенков позволяет им использовать при составлении узоров не только основные цвета, но и оттенки. От составления ритмичных узоров с повторяющимися элементами детей переводят к составлению симметричных, а затем и асимметричных композиций.

В обучении декоративному творчеству широко используются произведения декоративного искусства. При рассматривании их внимание детей обращается на красоту, изящество, вкус, с которым они выполнены. Детей учат выделять входящие в узор элементы, отмечать их расположение, сочетания цветов и особенности композиции, т. е. учат видеть и выделять выразительные средства декоративного искусства.

Дети старшего дошкольного возраста должны уметь пользоваться всеми теми способами, которые использовали ранее, но и знать способ кругового налепа (постепенно примазываются кольца ко дну сосуда). Детям показывают способ выбирания глины из целой формы, пользуясь стекой.

47.Методика проведения занятий по собственномузамыслудетей.

Замысел присущ любому виду изо деят-ти и возникает у детей на любом занятии. Этот вид наиболее творческий из всех занятий, на которых дети изображают окружающий мир по представлению. Создание образа требует большой предварительной работы, близкой к процессу «вынашивания» замысла каждым ребёнком. Поэтому в предварительной работе воспитатель целенаправленно обогащает впечатления детей, проводит индивидуальные наблюдения, рассматривание предыдущих рисунков, обследование, чтение и т.п. Вступительная беседа на занятии занимает немного времени. Важно только вызвать у детей интерес к теме, мотивировать задание . напомнить о необходимости создания разнообразных, относительно неповторимых образов.

В процессе исполнительской части деятельности, используя игровыеприемы, «оживляя» образ, воспитатель решает те же задачи, но в индивидуальном общении.

В младшей группе в ходе предварительной подготовки к занятиям можно обыграть игрушки, доступные для сам-то изображения детей. Дети младшего возраста чаше всего повторяют известные им изображения. Воспитателю важно побуждать малышей к предварительному обсуждению тем изображения, а затем предлагать материал.

Дети средней группы более свободны и вариативны в поиске новых тем. Предварительные индив беседы с ними можно проводить накануне дня рисования, утром или на самом занятии. Дети этого возраста способны к созданию выразительных образов. Примерно половину занятий с детьми ср возраста рекомендуется проводить на свободную тему.

Встаршихгруппах данный вид занятия планируется примерно один-два раза в месяц. Старшие дети более самостоятельны в предварительном замысливании и поиске способов изображения, целенаправленно выполняют замысел. Их замыслы разнообразны и даже оригинальны. В анализе работ старшие дошкольники более самостоятельны, способны замечать причины удач и неудач. Дети сами готовят материал к занятию, выбирают его соответственно замыслу. Эти дети проявляют пристрастие к каким-то темам и обнаруживают при этом довольно высокий уровень изображения и творчества.

Старшие дети более смело, свободно, осмысленно используют различные средства выразительности.

Форма проведения занятия- традиционная (беседа, о том, что и как дети будут изображать). Анализ работ предполагает: наличие оригинальности, детализации, нестандартности изображения

48.Методика проведения занятий рисования(лепкой с

Натура - предмет который изображается (геом. фигуры, муляжи плодов, овощей, игрушки, предметы быта, посуды, чучела животных не используются).

Изображение представляет собой создание образа на основе и в процессе непосредственного восприятия предмета.

Задачи обучения: учить всматриваться в натуру, видеть выразительные признаки, замечать своеобразие, и как можно более точно передавать в рисунке (лепке), учить детей сравнивать получаемое изображение с натурой.

Подбор натуры (рекомендации Раевой, Саккулиной). Начинать обучение с приближенно плоской фигуры (листья); затем предметы прямоугольных форм, с фронтальной стороны, что бы не был виден объём; простые предметы - игрушки с отчетливой обобщённой формой (утка, гусь, фрукты); мягкие игрушки но с отчетливым контуром (медвежонок, зайчик).

Требования к занятиям.

1. Рекомендуется устанавливать натуру так, что бы дети видели самую характерную сторону силуэта.

2. Устанавливать натуру на уровне глаз детей или чуть выше.

3. Желательно 3-4 предмета одинаковых, что бы дети их видели под определённым углом (т.к. дети сидят неодинаково по отношению к натуре)

4 .Столы удобно расставить в шахматном порядке.

5. Натуру нужно представить интересно, заинтересовать темой детей.

Перед исполнительной частью деятельности полезно наметить с детьми последовательность изображения, напомнить технику рисования и о необходимости сравнивать рисунок с натурой в процессе изображения.

Анализ работ предполагает оценивать их выразительность и точность передачи особенности натуры

49. Методика обучения детей способам и приемам лепки

-конструктивный (предмет создается из отдельных частей,работу начинают с основной, более крупной, мелкие детали лепятв последнюю очередь.)

-пластический (лепка из целого куска, когда все части вытягиваются из одного куска глины); Наметив основную форму,например, животного, переходят к вытягиванию таких частей, как
шея, голова, хвост, конечности.

-комбинированный (включает в себя оба вышеназванных способа)

для лепки посуды используются способы: ленточный,жгутиковый, гончарный.каркасный;

-рельефный (контррельеф - углубленный рельеф ; барельеф и горельеф - выпуклый рельеф).

Отрывание,вдавливание, скатывание (получаем шар),раскатывание (цилиндр),скатывание и сплющивание (диск),оттягивание,прищипывание,сглаживание.умение польз-ся стекой.

Младшая группа ( предметная, элементы сюжетной, из 1,2,3 кусочков),

Средняя группа ( предметная, сюжетная продолжать работу по овладению конструктивным способом лепки, учим сглаживать поверхность, пользоваться стекой) Старшая группа( пред, сюж, знакомим с декором. совершенствуем умение лепить конструктивным и смешаным способами, знакомим со скульпт-м и пластич-м ( из целого куска), с гончарным и ленточным в декоративной лепке, со спосабами украшения лепного изделия: рельеф, налеп.

51. Методические особенности руководства лепкой в младшей

Младшая группа Задачи:

1. Вызвать интерес к лепке.

2. Побуждать детей лепить, вызывая у них эстетические чувства.

3. Учить во время лепки ориентироваться в форме предметов, величине и их количестве.

На первых занятиях по лепке детей знакомят с глиной, учат раскатывать её между ладонями прямыми движениями. Так получаются столбики палочки. Следующий этап – это изменение знакомого предмета для получения другого. Столбик соединяют и получаю колечко, бублик. Этот процесс требует от детей большого зрительного контроля и работы не только ладонями, но и пальцами. Затем детей учат лепить предметы округлой формы, т.е. скатывать ком глины между ладонями круговыми движениями. Так дети лепят мяч, апельсин, яблоко, вишни. В декоративной лепке после того, как научились лепить шар, дети лепят предметы дискообразной формы. Для этого шар расплющивают между ладонями. Затем этот диск украшают, вырезая на нем узор при помощи специальных палочек СТЕК. Так дети лепят тарелки, пряники и др. Следующий этап – это лепка предмета, состоящего из нескольких частей (снеговик, башня).

На всех занятиях используются показ образца, обследование, упражнение в действии.

52. Методические особенности руководства лепкой в средней

1. Продолжают воспитывать устойчивый интерес к лепке.

2. Учат лепить всей кистью руки и пальцами.

3. Развивают эстетическое восприятие формы, симметрии и пропорции.

Методика: На первых занятиях закрепляются знания, полученные ранее, затем детей начинают учить лепить фигурки, состоящие из нескольких частей, различных по форме (девочку в длинной шубе, медведя и др.). Причем изображение животных происходит с применением приема оттягивания (напр. изображение кошки начинается с лепки овального туловища, затем головы, хвоста, а передние лапы оттягиваются от обще массы (сидящая кошка)). В этом возрасте детей начинают учить самостоятельно делить ком глины на необходимое количество частей. В декоративной лепке детей учат вдавливать пальцами шар, для получения полых предметов (вазы, горшки и др), а также загибать края у дискообразной формы (глубокие тарелки).

В лепке необходимо развивать такие движения рук, которые позволяли бы детям преобразовывать комок глины, пластилина, получать из него разнообразные формы, создавать изображения.

Дети постепенно овладевают отщипыванием маленьких комочков глины от большого, скатыванием прямым движением (палочки, цилиндры и т.п.), кругообразными движениями (шарики, ягодки, мячи и т.д.). Они учатся сплющивать комочки, вдавливать, оттягивать мелкие части и детали изображения. Их обучают разнообразным приемам лепки пальцами, использованию стеки, учат лепке по частям и из целого куска. Благодаря этому дети получают возможность передавать более тонкие особенности формы предметов (выпуклости, углубления).

Овладение техникой лепки способствует развитию движений руки, позволяет детям передать в этом виде изобразительной деятельности разнообразные предметы действительности, изображать несложные сценки из жизни и сказок

53. Методические особенности руководства лепкой в старшей

Старшая группа Задачи:

1 Научить в лепке точно передавать форму, пропорции, характерные детали и движения.

2 Развивать эстетический вкус.

3 Использовать в лепке разнообразные материалы и способы.

Методика. Сначала знания детей закрепляются. Затем детей учат изображать человека на двух ногах. После освоение этих навыков вводится сюжетная лепка, где фигуры представлены в движении. Усложняется и декоративная лепка > Дети украшают диски, пластины путем налепа более мелких деталей.

Вводится ленточный способ лепки посуды, когда дно-диск соединяется с лентообразной стенкой – расплющенным цилиндром.

В лепке необходимо развивать такие движения рук, которые позволяли бы детям преобразовывать комок глины, пластилина, получать из него разнообразные формы, создавать изображения.

Дети постепенно овладевают отщипыванием маленьких комочков глины от большого, скатыванием прямым движением (палочки, цилиндры и т.п.), кругообразными движениями (шарики, ягодки, мячи и т.д.). Они учатся сплющивать комочки, вдавливать, оттягивать мелкие части и детали изображения. Их обучают разнообразным приемам лепки пальцами, использованию стеки, учат лепке по частям и из целого куска. Благодаря этому дети получают возможность передавать более тонкие особенности формы предметов (выпуклости, углубления).

Овладение техникой лепки способствует развитию движений руки, позволяет детям передать в этом виде изобразительной деятельности разнообразные предметы действительности, изображать несложные сценки из жизни и сказок

54.Методические особенности руководства рисованием в

- вызвать у ребенка интерес;

- научить детей правильно держать карандаш, кисть, мелки в руке. Сами дети этому научиться не могут. Неумение правильно держать карандаш и кисть тормозит развитие рисовальных движений и затрудняет создание изображений.

Дети должны научиться держать кисть и карандаш тремя пальцами (между большим и средним, придерживая сверху указательным), рука при этом до локтя лежит на столе или может быть приподнята, опираясь на рисующий карандаш (или кисть, мелок и т.п.). Рисовать карандашом с разным нажимом (легко касаясь бумаги для получения светлых оттенков и тонких, легких линий и более сильно нажимая для получения яркого цвета и сильных энергичных линий). Это позволяет добиваться выразительности линий и изображения, так как линия — один из основных компонентов рисунка. При рисовании кистью детей учат вести линии всем ворсом и концом его для получения широких и тонких линий. На первых занятиях детей знакомят с материалами, они рисуют прямые линии, штрихи. Затем пытаются изобразить предметы округлой формы. Темы занятий очень просты: воздушные шарики, ветка рябины, снегопад и др. В рисовании используются основные цвета: красный, желтый, синий. Затем добавляют зеленый, голубой, розовый.