Руководства, Инструкции, Бланки

справка о характере работы крана образец img-1

справка о характере работы крана образец

Рейтинг: 5.0/5.0 (1887 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Скачать РД 10-112-5-97 Методические указания по обследованию грузоподъемных машин с истекшим сроком службы

Документ устанавливает требования к периодичности, организации и методам обследования грузоподъемных кранов мостового типа общего назначения с истекшим сроком службы (мостовых, козловых, полукозловых, козловых контейнерных и мостовых перегружателей) для определения возможности их дальнейшей эксплуатации. Документ может быть использован также для обследования отдельных грузовых тележек с механизмами подъема, передвигающихся по рельсам, самоходных тележек для развоза металла и электрических талей, передвигающихся по монорельсам.

1. Область применения
2. Термины и определения
3. Общие требования
3.1. Виды и периодичность обследования
3.2. Организация обследования
3.3. Основные работы при обследовании
3.4. Ознакомление с документацией
3.5. Проверка состояния металлических конструкций
3.6. Проверка состояния механизмов, канатно-блочной системы и других узлов
3.7. Проверка состояния электрооборудования
3.8. Проверка приборов и устройств безопасности
3.9. Проверка состояния крановых путей и рельсовых путей грузовой тележки
3.10. Проверка химического состава и механических свойств металла несущих элементов металлических конструкций
3.11. Составление ведомости дефектов
3.12. Проведение статических и динамических испытаний
3.13. Оценка остаточного ресурса
3.14. Оформление результатов обследования
3.15. Требования к организации, проводящей обследование, и к ее персоналу
3.16. Требование безопасности при проведении обследований
4. Ссылка на нормативные документы
Приложение А5 Справка о характере работы крана
Приложение Б5 Выписка из паспорта крана
Приложение В5 Справка о качестве выполнения ремонтов и реконструкций крана
Приложение Г5 Величины предельно допустимых остаточных деформаций металлоконструкций
Приложение Д5 Предельные величины местных остаточных деформаций металлоконструкций
Приложение Е5 Некоторые места возникновений дефектов в металлоконструкциях кранов мостового типа
Приложение Ж5 Степень агрессивности сред на металлические конструкции (по СНиП 2.03.11-85)
Приложение З5 Проверка металлической конструкции крана на сопротивление усталости
Приложение И5 Оценка коррозии несущих элементов металлических конструкций
Приложение К 5 Отбор проб для определения химического состава и механических свойств несущих элементов металлоконструкции крана
Приложение Л5 Схема расположения участков сварных соединений, которые подвергают неразрушающему контролю при обследовании металлоконструкций мостовых кранов
Приложение М5 Схема проведения замеров высотного положения пролетных балок главных и вспомогательных мостов крана и планово-высотной съемки рельсового пути грузовой тележки
Приложение Н5 Схема проведения замеров скручивания пролетных балок крана
Приложение О5 Схема проведения замеров износа головки рельса
Приложение П5 Элементы металлоконструкций некоторых типов козловых кранов, рекомендуемые для проверки при проведении работ по обследованию
Приложение Р5 Определение площади и степени коррозии нижних поясов главных балок кранов, установленных на открытом воздухе
Приложение С5 Параметры элементов сборочных единиц крана, подвергаемые контролю при проведении работ по обследованию кранов мостового типа
Приложение Т5 Форма акта обследования
Приложение У5 Проведение статических и динамических испытаний крана. Измерение остаточного прогиба металлоконструкции крана

12.11.1997 АОО ВНИИПТМАШ

Другие статьи

РД 10-112-5-97 Методические указания по проведению обследования кранов мостового типа с целью определения возможности их дальнейшей эксплуатации

РД 10-112-5-97 Методические указания по проведению обследования кранов мостового типа с целью определения возможности их дальнейшей эксплуатации. Часть 5. Краны мостовые и козловые

Методические указания
по проведению обследования кранов мостового типа с целью определения возможности их дальнейшей эксплуатации

Часть 5. Краны мостовые и козловые


Дата введения 1998-01-01

Начальник управления по котлонадзору и надзору за подъемными сооружениями В.С.Котельников

Генеральный директор ВНИИПТМАШ Р.А.Лалаянц 12.11.1997 г.

Письмо от 13 ноября 1997 г. N 12-7/1057

1. РАЗРАБОТАН И УТВЕРЖДЕН Акционерным обществом открытого типа "ВНИИПТМАШ" - головной организацией по краностроению: 109387, Москва, Люблинская ул. 42, тел.351-80-41, 351-80-40, факс 351-82-01

2. РАЗРАБОТЧИКИ Абрамович И.И. Дувидович Д.И. Жуков В.Г. Березин В.Н. Котельников В.С. Лалаянц Р.А. Липатов А.С. Мустафина Л.Л.

3. ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ с 01.01.1998 г. по 31.12.1999 г.

4. ВЗАМЕН И В ДОПОЛНЕНИЕ Взамен "Методических указаний по проведению обследования кранов с целью определения возможности их дальнейшей эксплуатации. ВНИИПТМАШ. Издание 4-ое, переработанное и дополненное" М. 1991 г. и в дополнение к РД 10-112-96 Часть 1.

Рецензенты: ИКЦ "Инжтехкран", ИКЦ "Кран", ТОО "Урал - ПТМ" (г.Екатеринбург), СКТБ башенного краностроения, ИКЦ "Мысль" (г.Новочеркасск).

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ


1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ


Настоящий Руководящий документ (РД) разработан в соответствии с Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, утвержденными Госгортехнадзором России 30.12.92 г. [далее по тексту - "Правила. " (ПБ 10-14-92 )], а также Методическими указаниями по обследованию грузоподъемных машин (РД 10-112-96. Часть 1. Общие положения). Настоящий РД устанавливает требования к периодичности, организации и методам обследования грузоподъемных кранов мостового типа общего назначения с истекшим сроком службы (мостовых, козловых, полукозловых, козловых контейнерных и мостовых перегружателей)* для определения возможности их дальнейшей эксплуатации.
_____________________
* Далее в тексте документа именуемые просто "краны".

На территории Российской Федерации документ не действует. Действуют ПБ 10-382-00. здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.


Настоящий РД может быть использован также для обследования отдельных грузовых тележек с механизмами подъема, передвигающихся по рельсам, самоходных тележек для развоза металла и электрических талей, передвигающихся по монорельсам.

2. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Применительно к настоящим методическим указаниям используются термины и определения, приведенные в "Правилах. " (ПБ 10-14-92 ). РД 10-112-96 Часть 1. РД 10-138-97. а также следующие специальные термины и определения:

Планово-высотная съемка кранового пути (рельсов или иных направляющих движение грузовой тележки) - комплекс работ, включающий нивелирование и определение положения в плане каждой из отдельно выбранных точек кранового пути относительно выбранных опорных точек (или линий).

Нивелирование - определение высотного положения каждой из отдельно выбранных точек рельса (или иных направляющих движение) относительно выбранных опорных точек или линии горизонта.

Рихтовка - комплекс операций по изменению положения рельсов, квадрата или монорельса с целью достижения ими заданного проектного положения.

Усталостная трещина основного сечения поясного листа и стенок коробчатой балки - усталостная трещина, поражающая как минимум 100% растянутой зоны листа хотя бы одной стенки коробчатой балки или растянутого пояса. Наличие такой усталостной трещины вызывает необходимость оценки остаточного ресурса металлоконструкции.

Усталостная трещина основного сечения опоры - усталостная трещина, поражающая не менее 50% площади основного сечения хотя бы одной из опор козлового крана (или перегружателя). Наличие такой усталостной трещины вызывает необходимость оценки остаточного ресурса металлоконструкции.

Отапливаемое помещение - помещение, в котором температура воздуха не опускается ниже 0 °С и влажность не превышает величин, указанных для климатического исполнения У3 по ГОСТ 15150 .

Неотапливаемое помещение - помещение, для которого не выполняются условия по температуре, указанные в определении термина "отапливаемое помещение".

3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ 3.1. Виды и периодичность обследования

3.1.1. Обследование грузоподъемных кранов мостового типа в целях продления срока дальнейшей эксплуатации необходимо проводить по истечении нормативного срока службы.

При необходимости или по просьбе владельца обследование может быть проведено и в связи с реконструкцией крана.

3.1.2. Предусматриваются следующие виды обследования грузоподъемных кранов мостового типа:

Внеочередное обследование выполняется вне зависимости от срока эксплуатации крана.

3.1.3. Первичное обследование кранов, изготовленных в соответствии с ГОСТ 27584 и установленных в отапливаемых помещениях, следует проводить по истечении нормативного срока службы, исчисляемого с момента изготовления крана, а также с учетом требований п.3.1.4 настоящего РД.

Для кранов, установленных на открытом воздухе или в неотапливаемых помещениях, а также для кранов, которые не соответствуют ГОСТ 27584. за нормативные принимают сроки, приведенные в табл.1 (первичное обследование).

Сроки проведения первичных и повторных обследований кранов мостового типа


Примечания: а) " - приближенное соответствие только для целей обследования.

б) * - в скобках указаны сроки до проведения первичных и повторных обследований кранов, работающих на открытом воздухе или в неотапливаемых помещениях.

Сроки до проведения повторных обследований назначают на основании данных о фактической группе классификации (режима) крана по ГОСТ 25546 /ИСО 4301, определяемых по наработке крана с момента начала его эксплуатации на момент проведения обследования, и рекомендациями табл.1. В том случае, если фактическая группа классификации (режима) крана ниже или равна паспортной (например, ), и впредь до изменения группы классификации (режима) в паспорте крана, срок проведения повторного обследования назначают в соответствии с рекомендациями табл.1 для группы классификации (режима), установленной паспортом крана.

При выявлении превышения фактической группы классификации над паспортной следует руководствоваться Приложением З5 к настоящему РД и, как указано в нем, может потребоваться дополнительная проверка металлоконструкции крана на сопротивление усталости.

3.1.4. Количество обследований, как правило, не должно быть более пяти. По истечении срока после четвертого повторного обследования по рекомендации комиссии, проводившей обследование, кран может быть подвергнут либо капитально-восстановительному ремонту (определение дано в РД 10-112-3-97 ), либо оценке остаточного ресурса, либо - списанию.

3.1.5. Краны, эксплуатируемые в агрессивных средах (пропарочные камеры, травильные отделения, зольные цехи кожевенных заводов и т.п.), при наличии в зоне согласно Справке о работе крана (Приложение А5) источника агрессивной среды по классификации СНиП 2.03.11-85 вне зависимости от группы классификации (режима) должны проходить первичное обследование через 12 лет и повторные не реже чем через 2 года.

В сомнительных случаях (при наличии в зоне работы крана источников агрессивной среды, которые не указаны в справке, предоставленной владельцем), а также с учетом справочного Приложения Ж5 комиссия вправе принять решение о сокращении срока проведения повторного обследования.

3.1.6. Обследование состояния крановых путей выполняется согласно РД 10-138-97 и является самостоятельным разделом работ. В соответствии с "Правилами. " (ПБ 10-14-92 ) результаты планово-высотной съемки (и включенного в нее нивелирования) крановых путей считаются действительными в течение не более 3 лет и при выполнении очередного обследования (если оно по срокам не совпадает с комплексным обследованием согласно РД 10-138-97 ) указанные работы дополнительно могут не проводиться.

3.1.7. Краны подвергают внеочередному обследованию в следующих случаях:

- если в процессе эксплуатации наблюдается повторное появление трещин в несущих металлоконструкциях;

- при появлении отрицательного прогиба пролетных балок мостовых кранов свыше 0,0022 величины пролета;

- если при испытании грузом 1,25 установлено возникновение остаточной деформации;

- при наличии деформаций металлоконструкции, возникших в результате столкновений, пожара и т.п.;

- если краны подлежат перемонтажу или реконструкции;

- по требованию органов Госгортехнадзора или заявке владельца крана.

3.2. Организация обследования

3.2.1. Обследование грузоподъемных кранов мостового типа должны осуществлять организации, имеющие лицензию и прошедшие аттестацию в соответствии с РД 10-112-96. Часть 1 .

3.2.2. В случае переноса лицензионной деятельности из региона, где получена лицензия, в другой регион следует руководствоваться п.3.2.2 РД 10-112-96. Часть 1 .

3.2.3. При организации проведения обследования следует руководствоваться разделом 3.2 РД 10-112-96. Часть 1.

3.3. Основные работы при обследовании

3.3.1. Обследование грузоподъемных кранов мостового типа должно включать перечень работ, изложенный в разделе 3.3.1 РД 10-112-96. Часть 1. который предусматривает:

3.3.1.1. Проверку выполненных владельцем крана работ согласно п.3.2.8 РД 10-112-96. Часть 1 .

3.3.1.2. Ознакомление с документацией, представленной владельцем крана согласно п.3.2.8 РД 10-112-96. Часть 1, в т.ч. расчетной оценкой фактической группы классификации (режима) крана на момент проведения обследования, выполненной согласно данным Приложения А5 к настоящему РД, а также актами предыдущих обследований крана.

3.3.1.3. Проверку состояния металлических конструкций (с возможным расчетом на сопротивление усталости в случаях, предусмотренных Приложением З5 к настоящему РД).

3.3.1.4. Проверку состояния механизмов, канатно-блочной системы и других узлов.

3.3.1.5. Проверку состояния электрооборудования.

3.3.1.6. Проверку состояния приборов безопасности.

3.3.1.7. Проверку состояния крановых путей (по результатам ранее проведенных обследований согласно РД 10-138-97 ) и рельсов (или иных направляющих движение) грузовой тележки.

3.3.1.8. Проверку химического состава и механических свойств металла несущих элементов металлических конструкций.

3.3.1.9. Составление ведомости дефектов.

3.3.1.10. Статические и динамические испытания крана.

3.3.1.11. Оценку остаточного ресурса.

3.3.1.12. Оформление результатов обследования.

а) Если при выполнении п.3.3.1.1 комиссией, проводящей обследование, будет выявлено отсутствие у владельца крана документов, предусмотренных пп.3.2.8.3-3.2.8.7 РД 10-112-96. Часть 1 . Общие положения, данные работы могут быть выполнены организацией, проводящей обследование (при наличии у нее лицензий на соответствующие виды работ).

б) Работы по пп.3.3.1.8 и 3.3.1.11 выполняют только в случаях, оговоренных в настоящем нормативном документе.

в) Работы по пп.3.3.1.4-3.3.1.6 проводят в объеме, предусмотренном "Правилами. " (ПБ 10-14-92 ) для технических освидетельствований. При этом, в случае выявления каких-либо дефектов и неисправностей, комиссия должна принять решение об увеличении объема проводимых проверок по соответствующему узлу.

г) При проведении внеочередного обследования возможность сокращения объема работ, указанных в п.3.3.1, определяется комиссией с учетом состояния элементов и оборудования крана, вызвавших необходимость проведения этого обследования.

3.4. Ознакомление с документацией

3.4.1. В процессе выполнения работ по п.3.3.1.2 комиссия, проводящая обследование, должна ознакомиться с имеющейся эксплуатационной документацией, чертежами и расчетами, выполненными при ремонте или реконструкции крана (если ремонты или реконструкции проводились), сертификатами на использованные марки сталей, а также справкой о характере работ, выполняемых краном (форма справки приведена в Приложении А5), материалами последнего полного технического освидетельствования и предписаниями органов Госгортехнадзора.

Одновременно комиссия должна ознакомиться с документацией на крановые пути, по которым передвигается кран, предусмотренной РД 10-138-97 .

3.4.2. В процессе изучения документации рекомендуется составлять рабочую карту обследования. Принципы составления рабочей карты обследования изложены в РД 10-112-96. Часть 1 .

3.5. Проверка состояния металлических конструкций

3.5.1. Перед обследованием металлические конструкции, особенно в местах их возможного повреждения, должны быть очищены от грязи, снега, избытка влаги и смазки.

3.5.2. Наличие условий для проведения безопасного осмотра металлоконструкций согласно п.3.2.8.2 РД 10-112-96. Часть 1. обеспечивает владелец крана.

3.5.3. Обследование металлических конструкций в общем случае должно включать следующие этапы:

- внешний осмотр несущих элементов металлических конструкций;

- проверку элементов металлических конструкций одним (или несколькими) из видов неразрушающего контроля;

- проверку качества соединений элементов металлических конструкций (сварных, болтовых, шарнирных и других);

- измерение остаточных деформаций балок, ферм и отдельных поврежденных элементов;

- оценку степени коррозии элементов металлических конструкций;

- выполнение проверочного расчета на сопротивление усталости в случаях, предусмотренных Приложением З5 к настоящему РД.

3.5.4. Внешний осмотр следует проводить с применением простейших оптических средств и переносных источников света, при этом особое внимание должно быть уделено следующим местам возможного появления повреждений:

- участкам резкого изменения сечений;

- местам, подвергшимся повреждениям или ударам во время монтажа и перевозки;

- местам, где при работе возникают значительные напряжения, коррозия или износ;

- местам, характерным для конструкций кранов данного типа, где наиболее вероятно могут возникнуть трещины (см. Приложения Е5, Л5 и П5 к настоящему РД);

- местам возможного скопления влаги.

3.5.5. При проведении внешнего осмотра необходимо обращать особое внимание на наличие следующих дефектов:

- трещин в основном металле, сварных швах и околошовной зоне, косвенными признаками наличия которых являются шелушение и растрескивание краски, местная коррозия, подтеки ржавчины и т.п.;

- расслоения основного металла (например, на торцевых поверхностях свесов поясов коробчатых металлоконструкций);

- некачественного исполнения ремонтных сварных соединений;

- люфтов шарниров, ослабления болтовых и заклепочных соединений;

- возникших очагов коррозии.

3.5.6. При обнаружении признака наличия трещин (а также для определения фактических границ распространения выявленной трещины) в металлической конструкции или сварном шве, подозрительные места рекомендуется подвергать проверке одним из видов неразрушающего контроля.

Выбор технических средств для проведения неразрушающего контроля определяет комиссия, проводящая обследование.

3.5.7. Неразрушающему контролю также рекомендуется подвергать элементы металлоконструкции крана, представленные в табл.2.


Элементы металлоконструкций, подвергаемые неразрушающему контролю
при проведении обследований кранов мостового типа

Согласно Приложению П5

3.5.8. При обнаружении механических повреждений металлических конструкций (вмятин, изгибов, разрывов и т.п.) замеряются их размеры (длина, ширина, высота или глубина). Затем размеры повреждения сравнивают с предельными размерами подобного дефекта, приведенного в Приложениях Г5 и Д5. В случае превышения нормативных размеров повреждение фиксируют в Ведомости дефектов, составленной согласно Приложению Г РД 10-112-96. Часть 1 .

3.5.9. Степень коррозионного износа определяется с помощью измерительных инструментов или средствами неразрушающего контроля. Величину допустимой степени коррозии, а также оценку степени ее влияния учитывают в соответствии с Приложением И5 к настоящему РД.

3.5.10. Контроль состояния заклепочных и болтовых соединений следует осуществлять визуально и остукиванием молотком. Ослабление заклепки (болта) можно определить по более глухому звуку удара и по характеру отскока молотка. Проверку ослабления заклепки можно выполнять двумя молотками: одним выполняют удар по внешней головке, а другой держат прижатым к противоположной головке заклепки. Если заклепка ослаблена, то при ударе первым молотком по головке происходит резкий отскок второго молотка.

У всех болтовых соединений при визуальном контроле следует установить соответствие проектного количества болтов в соединении, а также явные дефекты (трещины, смятия, отрыв головки и т.п.). Для проверки фактического состояния один из наиболее подвергнутых коррозии болтов или иной подозрительный болт подвергают контрольному развинчиванию-завинчиванию и проверке на наличие признаков среза, смятия и т.п. (В необходимых случаях при этом должна быть обеспечена разгрузка всего болтового соединения!). При обнаружении дефекта в Ведомость дефектов должна быть включена рекомендация по 25%-50% ревизии данного болтового соединения при очередном ППР.

Проверка качества соединения на высокопрочных болтах включает оценку комплектности шайб и гаек, а также отсутствия зазоров между шайбами и гайками. В сомнительных случаях проверку целостности болта можно выполнять с помощью ультразвукового толщиномера. Контроль качества затяжки (особенно подвергнутых коррозии) высокопрочных болтов при выполнении работ по обследованию не производится. (Данные работы выполняются только при ППР и ревизиях болтового соединения в целом и включают обязательное отвинчивание гаек с последующим их завинчиванием динамометрическим ключом. В необходимых случаях при этом должна быть обеспечена разгрузка всего болтового соединения).

При сильной коррозии болтового (заклепочного) соединения или обнаружив во время обследования лопнувший болт (заклепку), не менее 25% количества оставшихся болтов (заклепок) в данном соединении подвергают ультразвуковой дефектоскопии (определению действительной длины болта с помощью ультразвукового толщиномера).

3.5.10.* Контроль соединительных элементов металлической конструкции (осей, пальцев и т.д.) следует начинать с проверки комплектности (и исправности) фиксирующих и стопорных элементов (болтов, гаек с контргайками, ригельных планок и т.д.). В случае обнаружения повреждения последних, соединение рекомендуется разобрать, замерить величину износа и указать ее в Ведомости дефектов. В Ведомости дефектов также должна быть указана и причина (по мнению комиссии), которая привела к повреждению (например, воздействие на палец осевого усилия или крутящего момента).

* Нумерация соответствует оригиналу, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.

3.5.11. Измерение остаточных деформаций балок выполняют согласно Приложениям М5 и Н5 к настоящему РД.

3.5.12. При оценке возможности продолжения эксплуатации металлической конструкции следует учитывать:

- наличие местных механических повреждений элементов конструкции (в т.ч. местных остаточных деформаций, разрывов, трещин и других дефектов, превосходящих по величине цифры, приведенные в Приложении Д5, а также механического износа);

- остаточные деформации узлов металлической конструкции (остаточный прогиб пролетных балок, скручивание балок и пространственных ферм, искажение формы моста в плане и т.п. превосходящие по величине цифры, приведенные в Приложении Г5);

- коррозионные повреждения металла, превосходящие по величине цифры, приведенные в Приложении И5;

- выявленные технологические дефекты металла (расслоение, плены, закаты);

- дефекты, явившиеся следствием нарушений технологического процесса при изготовлении и ремонте металлоконструкции (подрезы и чрезмерная пористость сварных швов, наличие кратеров на основном металле, отклонения в размерах швов);

- неисправность заклепочных, болтовых и пальцевых соединений (ослабление заклепок, отсутствие проектного количества заклепок и болтов, чрезмерные радиальные зазоры в соединениях и т.п.), особенно тех, которые воспринимают знакопеременные усилия и моменты;

- исчерпание ресурса конструкции (или элемента конструкции) по критерию усталости.

3.5.13. По степени тяжести последствий (риска), которые могут наступить вследствие наличия дефектов и повреждений, а также по степени вероятности возникновения таких последствий (и (или) по степени возможности/невозможности их устранения) в общем случае различают дефекты и повреждения при наличии которых:

а) продолжение эксплуатации возможно до очередного обследования без каких-либо дополнительных условий;

б) продолжение эксплуатации возможно на меньший срок, обычно назначаемый в подобном случае согласно рекомендациям настоящего РД;

в) продолжение эксплуатации возможно до очередного обследования с изменением характеристики (характеристик) крана (группы классификации (режима), грузоподъемности, скоростей рабочих движений и т.п.);

г) продолжение эксплуатации связано с необходимостью проведения ремонта и находится в зависимости от его результатов;

д) продолжение эксплуатации элемента металлоконструкции или всей металлоконструкции невозможно.

3.5.14. Возможность продолжения эксплуатации крана с измененными характеристиками (пп.3.5.13 б)-г)) во всех случаях должна быть обоснована соответствующими расчетами, после чего о принятом решении должны быть поставлены в известность владелец крана и органы Госгортехнадзора.

3.5.15. Возможность и условия продолжения эксплуатации элементов металлоконструкции с дефектами и повреждениями, не учтенными в требованиях настоящего РД, определяет комиссия, проводящая обследование крана. При этом в отдельных случаях (или по указанию органов Госгортехнадзора) принимаемое решение должно быть согласовано с головной организацией по краностроению или изготовителем крана.

3.5.16. При выполнении обследования металлических конструкций и анализе его результатов следует с наиболее возможной степенью достоверности (в том числе с использованием при необходимости расчетов и выполнения оценки степени изменения свойств металла) выявить причину возникновения дефекта. При вынесении решения в соответствии с пп.3.5.13 б)-д) причина обязательно должна быть отражена в Ведомости дефектов.

3.5.17. Возможность и условия продолжения эксплуатации дефектных элементов металлических конструкций на срок до выполнения ремонта (при условии необходимых ограничений и регламентированного контроля за состоянием элемента) определяет комиссия, проводящая обследование.

3.6. Проверка состояния механизмов, канатно-блочной системы и других узлов

3.6.1. Работы по проверке состояния механизмов, канатно-блочной системы и других узлов должны выполняться согласно п.3.6.1 РД 10-112-96 Часть 1 и включать следующее:

- внешний осмотр в целях анализа общего состояния и работоспособности;

- проведение необходимых проверок, в т.ч. измерений.

3.6.2. Параметры элементов сборочных единиц крана, подвергаемые контролю при проведении работ по обследованию кранов мостового типа, приведены в Приложении С5 к настоящему РД. Там же указаны рекомендуемые виды контроля, необходимые средства для выполнения контроля, а также браковочные дефекты, при которых дальнейшая эксплуатация элемента не допускается.

3.6.3. Необходимость разборки механизма при осмотре согласно п.3.6.4 РД 10-112-96 Часть 1 определяет комиссия, проводящая обследование. Безусловной разборке подлежат механизмы, при работе которых наблюдается посторонний шум, вибрация, излишнее выделение тепла.

3.6.4. Повреждения, близкие к предельным, выявленные в результате внешнего осмотра, должны быть измерены. Результат измерения, например по износу, сравнивают либо с размером, где износ практически отсутствует, либо с размером, указанным на чертеже.

3.6.5. В качестве критериев браковки зубчатых передач (открытых зубчатых пар) используют рекомендации п.5 Приложения С5 к настоящему РД.

3.7. Проверка состояния электрооборудования

3.7.1. Проверку состояния электрооборудования выполняют согласно указаниям п.3.7 РД 10-112-96. Часть 1 .

3.7.2. Проверка состояния электрооборудования должна включать следующее:

- внешний осмотр электрооборудования и проведение необходимых для анализа работоспособности испытаний и измерений (проверок);

- оценку соответствия установленного электрооборудования эксплуатационной документации;

- контрольную проверку работоспособности электрооборудования. Перечень работ, выполняемых при обследовании электрооборудования, зависит от конкретного типа крана и установленной на нем системы электрооборудования (постоянного или переменного тока, с силовыми или магнитными контроллерами, с использованием короткозамкнутых электродвигателей или электродвигателей с фазным ротором и т.п.).

Параметры элементов электрооборудования крана, подвергаемые контролю при проведении работ по обследованию кранов мостового типа, приведены в п.п.13-23 Приложения С5 к настоящему РД. Там же указаны рекомендуемые виды контроля, необходимые средства для выполнения контроля, а также браковочные дефекты, при которых дальнейшая эксплуатация элемента не допускается.

3.7.3. Оценку состояния сопротивления изоляции и сопротивления заземления крана следует выполнять по данным соответствующих протоколов измерений, предоставляемых Владельцем крана.

3.8. Проверка состояния приборов и устройств безопасности

3.8.1. Проверка состояния приборов и устройств безопасности должна выполняться в соответствии с указаниями п.3.8 РД 10-112-96 Часть 1 и включать следующие работы:

- внешний осмотр приборов и устройств безопасности;

- контрольную проверку их работоспособности.

3.8.2. Ограничители грузоподъемности, установленные на кранах мостового типа, должны соответствовать требованиям РД 10-118-96 "Основные требования безопасности к ограничителям грузоподъемности электрических мостовых и козловых кранов".

3.8.3. Краны, не оборудованные ограничителями грузоподъемности, но по технологии выполняемых работ согласно РД 10-118-96 относящиеся к категории, подлежащей обязательному оснащению ограничителями грузоподъемности, отмечаются комиссией соответствующей записью в ведомости дефектов. Решение об оснащении крана ограничителем грузоподъемности при этом выносят органы Госгортехнадзора.

3.8.4. У кранов, установленных на открытом воздухе, выполняют осмотр и оценку работоспособности противоугонных захватов, предотвращающих угон крана ветром. При этом обращают особое внимание на комплектность, исправность и работоспособность приводных устройств захватов, на износ поверхностей губок захватов, а также оценивают надежность сцепления их с головкой рельса в рабочем состоянии.

3.8.5. Проверку работоспособности концевых выключателей и блокировок следует выполнять согласно п.13 и п.22 Приложения С5 к настоящему РД.

3.9. Проверка состояния крановых путей и рельсовых путей грузовой тележки

3.9.1. Проверка состояния крановых путей должна проводиться в соответствии с п.3.9 РД 10-112-96 Часть 1 и с использованием результатов их комплексного обследования, проведенного согласно РД 10-138-97 .

3.9.2. Внешний осмотр состояния элементов крановых путей с оценкой их фактического состояния включает выполнение следующих работ:

- выявление участков рельсов с наличием предельного износа;

- выявление трещин, вмятин, сколов и других дефектов рельсов;

- оценку целостности и комплектности элементов крепления рельсов;

- оценку соответствия по высоте тупиковых упоров и буферов крана (и/или тележки);

- оценку состояния и работоспособности тупиковых упоров и отключающих линеек; проверку наличия в них трещин, механических повреждений и других дефектов;

- оценку соответствия проекту и целостность заземления крановых путей.

3.9.3. При проверке состояния рельсов и/или монорельса (направляющих) грузовой тележки выполняют перечень работ, аналогичный приведенному в п.3.9.2. В необходимых случаях при неудовлетворительной работе механизма передвижения тележки может быть выполнена планово-высотная съемка рельсов и/или монорельса грузовой тележки, при этом в качестве нормативных отклонений следует использовать величины, превышающие не более чем на 15% указанные для аналогичных параметров в ГОСТ 27584 .

Планово-высотную съемку рельсов и/или монорельса грузовой тележки выполняют лишь при обнаружении значительных (более 10 мм) смещений рельсов в горизонтальном направлении или несоосности в стыках (более 3 мм по горизонтали и вертикали), а также при обнаружении дефектов, мешающих нормальному перемещению грузовой тележки (шум, скрежет, повышенная вибрация, наличие значительного износа колес и т.п.).

3.9.4. Оценка фактического состояния и безопасного функционирования крановых путей дополнительно включает рассмотрение результатов предыдущей планово-высотной съемки, выполненной при проведении технического освидетельствования или комплексного обследования согласно РД 10-138-97. При невыполнении владельцем мероприятий по рихтовке комиссия, проводящая обследование, указывает это в Ведомости дефектов.

3.9.5. Выявленные в процессе внешнего осмотра участки изношенных рельсов подвергают необходимым измерениям, которые проводят согласно указаниям Приложения О5 к настоящему РД. Полученные результаты сравнивают с предельными, приведенными в Приложении 15 "Правил. " (ПБ 10-14-92 ), и при превышении заносят в Ведомость дефектов. Аналогично в Ведомость дефектов заносят и другие дефекты, обнаруженные в результате внешнего осмотра.

3.10. Проверка химического состава и механических свойств металла несущих элементов металлических конструкций

3.10.1. Проверку химического состава и механических свойств металла несущих элементов металлических конструкций следует выполнять в случаях, оговоренных п.3.10 РД 10-112-96. Часть 1, а также если температурный режим эксплуатации (нижние предельные температуры рабочего и нерабочего состояния кранов, выпущенных начиная с 1971 г.) не соответствуют режиму, разрешенному РД 24.090.52 для данной марки стали, а владелец крана настаивает на получении заключения о возможности эксплуатации крана в паспортном режиме.

3.10.2. Порядок отбора проб для определения химического состава и механических свойств металла несущих элементов металлических конструкций изложен в Приложении К5 к настоящему РД.

3.10.3. Снижение нижней предельной температуры рабочего состояния, например с минус 40 до минус 20 °С, при соблюдении требований п.2.8 РД 24.090.52-90. не должно служить причиной отказа в регистрации крана.

3.10.4. Порядок отбора проб для определения химического состава и механических свойств металла несущих элементов металлических конструкций кранов, установленных в зоне ХЛ по ГОСТ 15150. а также кранов импортного производства, должен быть согласован с головной организацией по краностроению.

3.11. Составление ведомости дефектов

3.11.1. Дефекты, выявленные при обследовании крана и рельсовых путей, заносят в Ведомость дефектов, составленную согласно указаниям п.3.11 РД 10-112-96. Часть 1 .

3.12. Проведение статических и динамических испытаний

3.12.1. Статические и динамические испытания должны выполняться в соответствии с указаниями п.3.12 РД 10-112-96. Часть 1 .

3.12.2. При отсутствии в эксплуатационной документации указаний и инструкций по проведению статических и динамических испытаний испытания проводят согласно методике, приведенной в Приложении У5 к настоящему РД.

3.13. Оценка остаточного ресурса

________________
* Данный раздел является рекомендуемым. Положения данного раздела РД будут уточняться по мере накопления и обработки статистических материалов, поступающих в Головную организацию по краностроению.

3.13.1. Оценку остаточного ресурса металлических конструкций кранов мостового типа выполняют в случаях, оговоренных п.3.13.1 РД 10-112-96 Часть 1. в т.ч.:

- при выработке краном расчетного ресурса (согласно фактической группе классификации (режима) и с учетом оценок, выполненных по рекомендациям приложения З5);

- при обнаружении трещин в расчетных элементах металлоконструкции (усталостных трещин основных сечений поясных листов и стенок коробчатой пролетной балки и/или стойки опоры*, в т.ч. в тех элементах, которые ранее подвергались ремонту, а также более чем двух усталостных трещин, находящихся хотя бы на одном из поясов решетчатой фермы) согласно п.3.5.17;
_______________
* Определение дано в разд.2 настоящего РД.


- в соответствии с дополнительными рекомендациями головных организаций или разработчика крана, относящимися к обследованию грузоподъемных кранов определенной конструкции, отработавшим нормативный срок (по мере выхода указанных рекомендаций);

- по просьбе владельца для оценки предполагаемого срока замены (списания) крана.

3.13.2. Оценку остаточного ресурса выполняют по методике, изложенной в настоящем РД, а также с учетом общих рекомендаций РД 09-102-95 "Методические указания по определению остаточного ресурса потенциально опасных объектов, поднадзорных Госгортехнадзору России" (РД 09-102-95 ) и РД 10-112-96 Часть 1. Допускается выполнять оценку остаточного ресурса по другим методикам, согласованным с головной организацией по краностроению.

3.13.3. Для кранов мостового типа необходимость оценки остаточного ресурса по состоянию металлоконструкции допускается проводить по балльной системе. При этом каждый дефект в расчетных элементах металлоконструкции (в основных сечениях поясных листов и стенок коробчатой пролетной балки и/или стойки опоры*, а также на одном из поясов решетчатой фермы и в тех элементах, которые ранее подвергались ремонту металлоконструкции) оценивается в баллах согласно табл.3 и, в зависимости от причины его возникновения, может быть отнесен к одной из 3 групп:

- дефекты изготовления и монтажа (дефекты сварных швов, деформации, полученные при монтаже, и др.);

- дефекты, возникшие вследствие грубого нарушения нормальной эксплуатации (перегрузка, удар крана о какое-либо препятствие и т.п.);

- дефекты, возникшие в условиях нормальной эксплуатации при отсутствии первоначальных недостатков изготовления и монтажа).
________________
* Определение дано в разд.2 настоящего РД.

Оценка дефектов в баллах

________________
* Определение дано в разделе 2 настоящего РД.


Решение о необходимости оценки остаточного ресурса и условиях дальнейшей эксплуатации крана по состоянию металлоконструкции принимает комиссия с учетом следующих рекомендаций:

- при суммарном числе баллов не более 3 остаточный ресурс может не оцениваться;

- при суммарном числе баллов более 3, но менее 5, кран после выполнения соответствующих оценок и проведения ремонта, как правило, может эксплуатироваться с паспортной грузоподъемностью в течение срока, на который оценивался его остаточный ресурс;

- при суммарном числе баллов от 5 до 10 включительно, в случае, когда имеются отдельные дефекты, оцененные не менее 3 баллов, грузоподъемность крана, как правило, должна быть снижена не менее чем на 25% и кран переведен в более низкую режимную группу;

- при суммарном числе баллов более 10 кран подлежит снятию с эксплуатации и списанию либо должен быть подвергнут ремонту с заменой дефектного узла.

3.13.4. При определении остаточного ресурса несущих металлических конструкций крана владелец сообщает комиссии ориентировочный срок, на время которого предполагается продолжить эксплуатацию крана и который должен быть затем включен во все последующие расчеты. При отсутствии предложений со стороны владельца крана указанный срок назначает комиссия, выполняющая оценку остаточного ресурса.

3.13.5. Владелец крана также обязан предоставить сведения об ожидаемых условиях использования крана на назначенный (в п.3.13.4) срок последующей эксплуатации, в т.ч.:

- данные о загрузке крана;

- сведения о структуре типового цикла работы крана;

- характеристику среды (степень агрессивного воздействия, температурные и другие условия).

В соответствующих случаях предоставляются также сведения о возможном климатическом воздействии на металлические конструкции и о сейсмичности площадки установки крана.

3.13.6. На основании данных обследования, выполненного в соответствии с требованиями настоящего РД, экспертным путем предварительно оценивают возможность продления его срока службы на назначенный (в п.3.13.4) период. В случае выявления такой возможности разрабатывают план проведения работ, который должен учитывать как фактическое состояние конструкции, так и предполагаемые условия эксплуатации крана.

3.13.7. С учетом фактического состояния металлоконструкции выполняют проверку на сопротивление усталости (например, по методике СТО 24.09-5281-01-93*) на назначенный (в п.3.13.4) период.
________________
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: СТО 24.09-5821-01-93. здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.

3.13.8. В том случае, если определенный согласно п.3.13.4 ресурс окажется недостаточным, допускается выполнить расчет с учетом возможности образования трещин (например, по методике РТМ Минтяжмаш - КОДАС "Расчеты и испытания на прочность. Методы расчета на трещиностойкость металлоконструкций мостовых кранов при статическом и циклическом нагружении"). Эти расчеты следует вести с учетом данных о фактических характеристиках материала наиболее нагруженных элементов (возможным изменением свойств металла вследствие механических и химических воздействий).

3.13.9. Несущие элементы металлической конструкции (основные сечения поясных листов и стенок коробчатой пролетной балки и/или стойки опоры, а также пояса решетчатой фермы), в которых выявлены усталостные повреждения*, также рекомендуется проверять расчетом на трещиностойкость.
________________
* Определение дано в разделе 2 настоящего РД.

3.13.10. Ресурс элементов, напряженное состояние которых не может быть с достаточной степенью достоверности оценено с применением существующих нормативных методик, в случае необходимости, допускается оценивать экспертным путем с использованием результатов оценки фактических свойств металла наиболее нагруженных участков элементов.

3.13.11. Для элементов, перечисленных в п.3.13.9 настоящего РД, фактические величины возникающих при работе крана напряжений могут быть также определены и экспериментальным путем.

3.13.12. При оценке величины остаточного ресурса следует учитывать также возможность роста остаточных деформаций (в элементах металлических конструкций, для которых предусмотрены соответствующие ограничения).

3.13.13. В состав заключения об остаточном ресурсе крана в необходимых случаях включают рекомендации как по проведению ремонта крана, так и по выполнению мероприятий, направленных на ограничение нагружения элементов металлической конструкции крана (оснащение крана ограничителем грузоподъемности, приводами для более плавного регулирования скоростей и т.п.).

3.13.14. В обоснованных случаях при состоянии кранового пути, близкого к предельному (согласно РД 10-138-97 ), это влияние также должно быть учтено в оценке остаточного ресурса.

3.13.15. Результаты оценки остаточного ресурса импортных кранов должны согласовываться с головной организацией.

3.14. Оформление результатов обследования

3.14.1. Оформление результатов обследования выполняют согласно указаниям п.3.14 РД 10-112-96. Часть 1. Пример заполненного акта приведен в рекомендуемом Приложении Т5.

3.14.2. Вынесение решения об эффективности действующей у владельца системы технического обслуживания и ремонта (ТОиР), кроме всего прочего должно быть сделано с учетом оценки правильности выбранной технологии и качества выполненных ремонтов (реконструкций) согласно Приложению В5 к настоящему РД.

При обнаружении нарушений при выполнении указанных работ организация, проводящая обследование, обязана направить копии форм по Приложению В5 в адрес местного округа Госгортехнадзора и ИКЦ "Инжтехкран" для принятия соответствующих мер (вплоть до отзыва лицензии у организации, допустившей брак в работе).

3.15. Оформление результатов обследования

3.15. Требования к организации, проводящей обследование, и к ее персоналу

3.15.1. Требования к организации, проводящей обследование, и к ее персоналу приведены в п.3.15 РД 10-112-96 Часть 1 и РД РосЭК 01-013-97.

3.15.2. Расчеты металлических конструкций на прочность, сопротивление усталости, а также по оценке остаточного ресурса должны выполняться организацией, имеющей лицензию на право проектирования кранов мостового типа.

Примечание. При отсутствии соответствующей лицензии организация, проводящая обследование, может привлекать для выполнения данного этапа работ другие специализированные организации, имеющие лицензии на право проектирования кранов мостового типа.

3.16. Требования безопасности при проведении обследований

3.16.1. Требования безопасности при проведении обследований изложены в п.3.16 РД 10-112-96 .

4. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

4.1. РД 10-112-96 Методические указания по обследованию грузоподъемных машин с истекшим сроком службы. Часть 1. Общие положения.

4.2. РД 10-138 .Часть 1. Комплексное обследование крановых путей грузоподъемных машин.

4.3. РД 10-118 Основные требования безопасности к ограничителям грузоподъемности электрических мостовых и козловых кранов.

4.4. РТМ Минтяжмаш - КОДАС "Расчеты и испытания на прочность. Методы расчета на трещиностойкость металлоконструкций мостовых кранов при статическом и циклическом нагружении".

4.5. СТО 24.09-5281-01-93 "Краны грузоподъемные промышленного назначения. Нормы и методы расчета элементов стальных конструкций".

4.6. РД РосЭК 01-013-97 "Положение о порядке подготовки и аттестации специалистов по экспертному обследованию и техническому диагностированию грузоподъемных машин".

4.7. ГОСТ 15150-69. "Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды".

4.8. ГОСТ 27584-88. "Краны мостовые и козловые электрические. Общие технические условия".

4.9. РД 10-112-96 "Методические указания по обследованию грузоподъемных машин с истекшим сроком службы. Часть 3. Краны башенные, стреловые несамоходные, мачтовые и краны-лесопогрузчики".

Приложение А5. Справка о характере работы крана РД 10-112-5-97 Методические указания по проведению обследования кранов мостового типа с целью определения возможности их дальнейшей эксплуатации. Часть 5. Краны мостовые и козловые