Категория: Бланки/Образцы
Сравнение показателей исполнения Федерального закона "О бюджете государственного внебюджетного фонда на отчетный финансовый год" по доходам с показателями представленного Федеральному Собранию Российской Федерации проекта федерального закона "Об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда за отчетный финансовый год" и результатами проверки Счетной палаты Российской Федерации
Счетная палата РФ
Сравнение показателей исполнения Федерального закона "О бюджете государственного внебюджетного фонда на отчетный финансовый год" по расходам с показателями представленного Федеральному Собранию Российской Федерации проекта федерального закона "Об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда за отчетный финансовый год" и результатами проверки Счетной палаты Российской Федерации
Счетная палата РФ
Предложения Счетной палаты Российской Федерации по корректировке проекта федерального закона "Об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда за отчетный финансовый год
Счетная палата РФ
Сводная таблица отклонений показателей отчета Правительства Российской Федерации об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда за отчетный финансовый год от показателей, установленных по результатам проверок Счетной палаты Российской Федерации
Счетная палата РФ
Данные об иных нарушениях и недостатках при исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда за отчетный финансовый год
Лектор семинара: Я. В. Калинин
юрист-консультант, ведущий преподаватель Первого дома Консалтинга «Что делать Консалт»
План семинара:
1. Взносы на пенсионное страхование за 2009 год будут проверять и ПФР, и ИФНС.
2. При «камералке» проверят не только уплаченные, но и начисленные страховые взносы.
3. В этом году в компании могут прийти внеплановые выездные проверки.
4. Плюсы и минусы проведения выездной проверки не в офисе компании, а в фонде.
5. Документы лучше передавать в фонды по описи.
Отчетность по пенсионным взносам за 2009 год налоговики будут только «камералить».
Первую отчетность в Фонд социального страхования и ПФР компании уже сдали. Теперь остается ждать контроля со стороны фондов. Многие думают, что раз ЕСН просто заменили страховыми взносами, то проверки ФСС и Пенсионного фонда не будут отличаться от налоговых ревизий. На самом деле это не так. В проверках внебюджетных фондов будут свои нюансы, к которым лучше уже сейчас подготовиться. И регулируются такие проверки Федеральным законом от 24 июля 2009 г. № 212 - ФЗ.
Отмечу, что в Налоговом кодексе нет норм о проверках страховых взносов в переходный период. Поэтому не нужно проводить параллелей с налоговыми проверками. Еще три года инспекции будут проверять уплату единого социального налога в рамках выездных проверок, но это не касается страховых взносов.
Декларацию по взносам на обязательное пенсионное страхование за прошлый год, которую компании сдали в ИФНС, будут проверять налоговики. А вот результаты этих камеральных проверок они передадут в ПФР. И если у компании до 2010 года образовалась недоимка по пенсионным взносам, то взыскивать ее будет уже Пенсионный фонд по правилам закона № 212 - ФЗ. Они закреплены в статьях 19– 22. Соответственно с выездной проверкой по пенсионным взносам, уплаченным до 2010 года, в компанию придут не налоговики, а инспекторы ПФР.
Новых методических рекомендаций по проверкам пока нет.
Не могу сказать, что в законе № 212 - ФЗ проверки подробно описаны. До сих пор действуют еще и Методические рекомендации по проверкам, которые были утверждены постановлением ФСС РФ от 7 апреля 2008 г. № 81. Даже несмотря на то, что их не исправляли в соответствии с законом № 212 - ФЗ. И вероятнее всего, ФСС РФ пока будет пользоваться именно этими рекомендациями до выхода новых.
За несколько лет существования ЕСН накопилась достаточно серьезная база с разъяснениями. Прежними разъяснениями Минфина и ФНС нельзя будет напрямую воспользоваться даже по аналогичным вопросам про расчет страховых взносов. Но на них можно будет сослаться как на дополнительный аргумент, подтверждающий правильность точки зрения компании в случае споров.
Но Минздравсоцразвития России издало приказ от 7 декабря 2009 г. № 957н, в котором привело все формы документов, которыми будут пользоваться контролеры при проверках. В нем можно посмотреть, как должны выглядеть решения о проведении проверки, акты проверок, требования об уплате недоимки по страховым взносам. Еще хотелось бы обратить внимание на то, что в законе № 212-ФЗ не предусмотрены такие контрольные мероприятия, как выемка документов, встречная проверка, приостановление операций по счетам, проверка уточненного расчета, запрет на истребование дополнительных документов при камеральной проверке. Но на практике фондам и не нужно будет требовать эти дополнительные бумаги.
Камеральные проверки могут провести по всем поданным расчетам.
Встречных проверок по страховым взносам не будет. Предусмотрены только камеральные и выездные ревизии.
В статье 34 закона № 212 - ФЗ, касающейся «камералок», нет критериев, по которым можно определить, какие компании будут проверять. Нет соответственно и разъяснений по стороны Минздравсоцразвития или внебюджетных фондов. И из этого, к сожалению, напрашивается вывод, что «прокамералить» могут всех. И я думаю, из - за того, что у фондов нагрузка меньше, чем у налоговиков, то поначалу всех и проверят. Как минимум для того, чтобы отладить механизм работы по новому закону.
Закон № 212 - ФЗ говорит, что камеральная проверка проводится не только по уплаченным, но и по начисленным страховым взносам. Это важно. Сам законодатель делает акцент на то, что контролируются и уплаченные, и начисленные страховые взносы. В статье 18 закона № 212 - ФЗ говорится, что обязанность по уплате страховых взносов считается невыполненной, если в платежном поручении неправильно указаны КБК, номер счета казначейства или наименование банка получателя. То есть даже если расчет был подан, а обязанность считается неисполненной, то все равно проведут «камералку».
Компании не обязаны представлять дополнительные документы сразу с расчетами по взносам. Их сдают по письменному требованию фондов.
Раньше компании, которые пользовались льготами по ЕСН, обязаны были представлять вместе с декларациями дополнительные документы, которые подтверждали эти налоговые привилегии. Теперь такого нет. Даже если компания пользуется льготами по страховым взносам, она не обязана сдавать вместе с расчетом дополнительные документы.
В пункте 1 статьи 34 закона № 212 - ФЗ говорится, что «камералка» проводится не только на основании документов, представленных плательщиками страховых взносов, но и по тем бумагам, которые уже есть в фонде. Пока в информационных системах фондов они не накопились. Но в будущем и ПФР, и ФСС РФ обязательно будут пользоваться документами, полученными при предыдущих проверках. И вероятнее всего, будут ими обмениваться между собой.
На камеральную проверку у фондов есть три месяца после того, как компания представит расчет. Об этом говорится в пункте 2 статьи 34 закона № 212 - ФЗ. То есть трехмесячный срок будет отсчитываться не с крайней даты, до которой компания должна отчитаться, а с того момента, как расчет фактически поступил в фонд. Не важно, раньше или позже крайнего срока. Есть надежда, что фонды не будут затягивать сроки «камералок» так, как это делали налоговики.
Конечно, никакого специального решения со стороны фондов о том, что будет проведена «камералка», компании ждать не стоит. Фонды не обязаны извещать компанию о такой ревизии.
Заявление поможет увеличить срок на представление документов.
Если фонды решили запросить у компании дополнительные документы при проверке, то они должны направить письменное требование. Пункт 5 статьи 37 закона № 212 - ФЗ обязывает плательщика взносов представить запрошенные бумаги в течение 10 рабочих дней. Получается, что на подготовку дополнительных документов по требованию у компании есть две рабочие недели. Документы надо представлять в виде копий, заверенных печатью и подписью руководителя компании.
С подлинниками документов фонды могут ознакомиться и при «камералке».
В закон о страховых взносах внесена очень интересная норма, которая, по сути, позволяет фондам затребовать подлинники документов при любой проверке без объяснения причин. Пункт 4 статьи 37 закона № 212 говорит, что «в случае необходимости» фонды вправе ознакомиться с подлинниками документов. Совершенно не ясно, о какой необходимости идет речь, что значит «ознакомиться» и при каких проверках фонды могут этим правом воспользоваться. Если ФСС РФ и ПФР поймут этот пункт слишком буквально, то может получиться, что компаниям придется представлять подлинники документов даже при «камералках». Ведь при выездных проверках и так представляются подлинники.
Камеральная проверка может автоматически превратиться в выездную.
Если при камеральной проверке фонды выявили какие - то ошибки или несоответствия расчетов с представленными документами, то компании выставят требование дать пояснения по найденным противоречиям. Подготовить объяснения плательщику надо в течение пяти рабочих дней. Лучше не игнорировать это требование. Ведь если компания просто «промолчит», то все выявленные недостатки фонды скорее всего автоматически засчитают как нарушения. Причем пояснения можно давать не только в письменной форме, но и в устной. Закон не запрещает компании исполнить требование о представлении объяснений, просто пояснив все лично в своем отделении ПФР или Фонда социального страхования. Туда же можно принести выписки из регистров бухучета и другие документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в расчет по начисленным и уплаченным взносам.
Если пояснения фонды приняли, то по итогам «камералки» не будет акта. И только если объяснения компании сотрудников ПФР или ФСС РФ не устроят, будет составлен акт, в котором пропишут выявленные нарушения по страховым взносам.
РАСХОДОВАНИЕ СРЕДСТВ ФСС РФ
Самый удивительный пункт закона № 212 - ФЗ – это пункт 7 статьи 34. В нем говорится о том, что при проведении камеральной проверки по уплате взносов на обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством ФСС РФ вправе одновременно проводить «камералку» правильности расходов на выплату страхового обеспечения. Что это означает на практике? По сути, проверка расходования средств проводится при выездной ревизии. Но получается, что ФСС РФ может вообще не назначать выездные проверки, а в рамках камеральных истребовать все нужные им документы и проверять их. Компания же не вправе отказать при «камералках» в представлении документов по расходованию средств.
В этом году в компаниях могут пройти внеплановые выездные проверки.
Выездные проверки внебюджетные фонды будут проводить совместно. Правда, так до сих пор и непонятно, будут ли сотрудники фондов приходить на проверки одновременно или по очереди и в разное время. Не исключен вариант, что непосредственно в компанию придут с проверкой сотрудники одного фонда, но будут передавать полученные сведения в другой.
ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕРКИ
Критерии отбора для выездных проверок приведены в Методических указаниях № 81. Вполне вероятно, что этими критериями будут пользоваться фонды и в будущем. Так, в документе говорится, что компании назначат выездную ревизию, если при «камералке» в расчетах выявили ошибки. Ждать выездную проверку придется и тем организациям, которые произвели значительные расходы за счет средств ФСС РФ или несколько раз подряд получали большие суммы от фонда. О каких конкретно суммах идет речь, в методичке не говорится.
Но в 2010 году, как заявили внебюджетные фонды, плановых выездных проверок не будет. Зато вполне могут быть внеплановые. Об этом говорит Федеральный закон от 25 декабря 2006 г. № 255 - ФЗ. Основанием для такой внеплановой проверки может стать жалоба работника. Если компания, у которой сумма уплаченных страховых взносов меньше, чем сумма выплаченных пособий, обратилась в Фонд социального страхования с просьбой о возмещении израсходованных средств, то тоже можно ждать внеплановую проверку.
Фонды могут проводить выездные проверки на своей территории.
В законе 212 - ФЗ говорится, что выездная проверка может проводиться не только на территории компании, но и на территории самих внебюджетных фондов. Это произойдет, если у компании «отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной проверки». Казалось бы, с этой нормой все понятно. Но ведь возможно и такое, что сотрудники Пенсионного фонда или Фонда социального страхования сами захотят перенести проверку с территории компании в свой офис. Они могут заявить, что их не устраивает выделенное помещение и что оно непригодно для полноценной работы. А при переносе проверки в фонд у компании меньше возможности контролировать процесс проверки. К тому же при выездных проверках нужны подлинники документов, а значит, их будут увозить из офиса компании в фонды. И не ясно, в какой из двух – в отделение Пенсионного фонда или Фонда социального страхования.
Для того чтобы такой неприятной ситуации не возникло, лучше подстраховаться и сделать все возможное, чтобы проверяющие не смогли сослаться на то, что якобы у компании нет пригодного помещения. Еще до того, как компания узнала, что к ней придет проверка, руководство компании может подготовить специальный приказ. В нем лучше прописать, что на время выездной проверки сотрудникам фондов выделяется отдельное помещение. Этот приказ будет доказательством того, что помещение хотя бы существует.
Но если представители внебюджетных фондов все-таки будут настаивать на том, что провести выездную проверку можно только на их территории, то все документы лучше отдавать строго по описи. В ней нужно максимально подробно описать, какие конкретно документы представляются фондам. Не будет лишним даже прописать, какого цвета папка, в которой находятся бумаги, а уж тем более основные реквизиты всех документов. Все эти осторожности нужны из - за того, что у фондов нет никакой ответственности за утерянные документы, даже за подлинники. Причем у сотрудников фондов в отличие от налоговых инспекторов есть право истребовать при проверках документы повторно. И даже если сами они потеряли бумаги, ответственной за отказ в их представлении все равно окажется компания.
Уточненный расчет может затянуть камеральную проверку
Если сразу же после первоначального отчета компания представит «уточненку», то срок камеральной проверки может быть увеличен. В законе № 212 - ФЗ нет ссылки на то, что при подаче уточненного расчета проверка первоначального заканчивается и начинается проверка «уточненки». Поэтому вполне вероятно, что сначала три месяца фонды будут проверять первоначальный расчет, вынесут по нему решение и только потом приступят к «камералке» по уточненному расчету.
05 Октября 2016
С 2017 года Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, будет действовать в обновленном варианте. Мы изучили данные новшества и готовы поделиться ими с вами.
Дистанционный работник может быть как иностранцем, так и просто иногородним сотрудником. Разберемся с порядком обложения налогами и взносами оплаты за дистанционную работу.
Во исполнение условий договора заказчик перечислил подрядчику аванс, а подрядчик оформил банковскую гарантию (обеспечивающую возврат аванса) и застраховал строительно-монтажные риски. До завершения работ на объекте заказчик принял решение расторгнуть договор. Вправе ли подрядчик рассчитывать на компенсацию расходов на банковскую гарантию и на страхование, например, путем оставления за собой части неотработанного аванса? Если да, то как правильно оформить документы и посчитать налоги? Можно ли «перебросить» остаток аванса на расчеты с заказчиком по другому договору и строительному объекту? Какие последствия, связанные с НДС, ожидают подрядчика в данном случае?
04 Октября 2016
Федеральная налоговая служба России разъяснила, как рассчитывается вычет при исчислении налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости.
В связи с изменением правового регулирования, а также с учетом возросшего уровня правонарушений в данной сфере рассмотрим законодательство, устанавливающее порядок оплаты труда работника, а также вопросы, касающиеся ответственности в случае его нарушения: какую материальную и административную ответственность несет работодатель в случае нарушения сроков выплаты заработной платы? облагаются ли выплаты работникам за нарушение сроков оплаты труда НДФЛ и страховыми взносами?
СеминарыПредприятия, организации и учреждения независимо от своего финансового состояния обязаны уплачивать налоги в бюджетную систему и страховые взносы в государственные внебюджетные социальные фонды.
Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.
Государство, выражая интересы общества в различных сферах его жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику (экономическую, социальную, экологическую, демографическую и другие). При этом в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта используется финансово-кредитный и ценовой механизмы.
Финансово-бюджетная система включает отношения по поводу формирования и использования финансов государства, которые накапливаются и формируются в бюджете и во внебюджетных фондах. Она призвана обеспечить эффективную реализацию социальных, экономических, оборонных и других функций государства.
Страховые взносы, поступающие в фонды, имеют налоговую природу – как и налоги, страховые взносы устанавливаются государством, являются обязательными, и к тому же относятся на себестоимость работ и услуг плательщика и поэтому самым непосредственным образом связаны с налогом на прибыль.
На мой взгляд, роль системы социального страхования и обеспечения в России в дальнейшем будет усиливаться, как это происходило и происходит сегодня в развитых странах.
Объектом исследования является предприятие (организация).
Предметом исследования выступают расчеты организации с внебюджетными фондами.
Цель курсовой работы – исследовать теорию учета расчетов с государственными внебюджетными фондами социального назначения, и социальных выплат предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи :
— изучить теоретические основы и нормативную базу по учету расчетов с внебюджетными фондами;
— исследовать порядок учета расчетов с внебюджетными фондами.
Теоретической и методологической базой исследования послужили научные труды специалистов в области налогообложения, бухгалтерского учета, финансов (К.Н. Середа, Ю.А. Бабаева, Н.П. Кондраков), нормативные акты по изучаемой проблеме, а также данные текущего учета, бухгалтерской отчетности предприятия.
Глава I. Теоретическая часть
Финансово-бюджетная система включает отношения по поводу формирования и использования финансов государства, которые накапливаются и формируются во внебюджетных фондах. Она призвана обеспечить эффективную реализацию социальных, экономических и других функций государства.
Государственный внебюджетный фонд — это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан и удовлетворения некоторых потребностей социального и экономического характера.Однако обособленность государственных внебюджетных фондов не исключает в необходимых случаях консолидирования их в государственном бюджете.
Огромное значение для государственных финансов имеют внебюджетные фонды, которые, являясь государственными финансовыми ресурсами, планируемыми органами власти и управления, имеют строго целевую направленность и входят в качестве составной части в финансовую систему РФ.
Государственные внебюджетные фонды создаются на базе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируются их деятельность, указываются источники формирования, определяются порядок и направления использования денежных фондов.
Правовой основой образования государственных социальных целевых фондов является, прежде всего, Конституция Российской Федерации и Закон РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991г.№ 1734-1.
Внебюджетные фонды представляют собой самостоятельные финансово-кредитные учреждения и организации, в большинстве наделенные статусом юридического лица. Они независимы в правовом и экономическом отношении от федерального бюджета и бюджетов административно-территориальных объединений (республик в составе Российской Федерации, области, края, города, района и др.). Доходы и расходы внебюджетных фондов не включаются в общую сумму доходов и расходов бюджетов, соответствующих административно-территориальных объединений.
Существует следующий порядок создания внебюджетных фондов и формирования внебюджетных средств:
• принятие решений об образовании целевых внебюджетных фондов находится в компетенции органов представительной власти. Положение о каждом внебюджетном фонде утверждается соответствующим представительным органом;
• средства внебюджетных фондов формируются за счет добровольных взносов физических и юридических лиц, а также сумм штрафов и платежей за нарушение природоохранительного законодательства и законодательства по охране историко-культурных объектов и за счет иных доходов в соответствии с законодательством;
• налоги и другие платежи, предназначенные для зачисления в бюджет, не подлежат направлению во внебюджетные фонды. Бюджетные средства не должны перечисляться во внебюджетные фонды;
• внебюджетные средства не входят в бюджет, за исключением Федерального дорожного фонда, доходы и расходы которого включаются в проекты бюджета отдельной статьей, и некоторых других внебюджетных фондов;
• средства внебюджетных фондов находятся на специальных счетах, открываемых исполнительным органом власти, органом управления внебюджетным фондом в банковских учреждениях;
• внебюджетные средства не подлежат изъятию и расходуются в соответствии с целевым назначением исполнительным органом власти либо органом управления внебюджетным фондом;
• целевое назначение внебюджетных средств определяется положением о фонде;
• в орган управления внебюджетного фонда в случаях, в порядке и на условиях, определяемых положением о фонде, могут входить представители представительных и исполнительных органов власти, а также заинтересованных юридических и физических лиц.
В зависимости от уровня управления внебюджетные фонды подразделяются на государственные (федеральные) и региональные; по целевому назначению – на экономические и социальные. К основным социальным фондам относятся: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Эти фонды называются внебюджетными социальными фондами потому, что они созданы в целях эффективной реализации социальных задач, а именно: финансирования выплаты пенсий, пособий, материальной помощи, медицинского обслуживания и т.д. К экономическим относятся Российский фонд технологического развития и отраслевые внебюджетные фонды НИОКР, финансовые фонды поддержки отраслей, фонды финансового регулирования, инвестиционные фонды и другие. Данные фонды собирают средства для финансирования важнейших социальных программ — это выплата пенсий, оказание бесплатной медицинской помощи, выплата пособий по безработице, выплата пособий по временной нетрудоспособности и т.д.
Пенсионный фонд РФ, фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования являются самостоятельными кредитными учреждениями.
Пенсионный фонд РФ создан в соответствии со статьёй 8 Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20 ноября 1990 года. Его правовой режим определён Положением о пенсионном фонде РФ, утверждённым постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года.
Пенсионный фонд РФ образован в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ. Денежные средства фонда являются государственной собственностью, не входят в состав бюджетов и изъятию не подлежат.
Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования созданы во исполнение Закона РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» от 28 июня 1991 г. Правовой режим этих фондов определён Уставом Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утверждённым постановлением Правительства РФ от 29 июля 1998 г. а также Положением о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утверждённым постановлением Верховного Совета РФ «О порядке финансирования обязательного медицинского страхования на 1993 год» от 24 февраля 1993 г.
Фонд социального страхованияРФ является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве РФ. Его правовой режим определён постановлением Правительства РФ «О фонде социального страхования» от 12 февраля 1994 года.
В связи с принятие Федеральных законов от 24.07.2009 №212 ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» и №213-ФЗ « О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» Согласно п.2 ст.24 Федерального закона №213 –ФЗ с 01.01.2010 г. Гл.24 «Единый социальный налог» НК РФ признается утратившей силу.
С 1 января 2010 г. Установлены две группы плательщиков страховых взносов. Первая группа – это лица, производящие выплаты в пользу физических лиц и уплачивающие страховые взносы с данных выплат. Ко второй группе относятся организации и предприниматели, применяющие специальные режимы налогообложения (ЕСХН, УСН и ЕНВД).
Для каждой группы налогоплательщиков установлен свой объект исчисления страховых взносов и порядок расчета базы для исчисления страховых взносов. При расчете учитываются только выплаты в пользу самого работника.
Согласно ст.3 Федерального закона № 212-ФЗ функции контроля за правильностью исчисления и полнотой уплаты взносов возлагаются на Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд РФ, и страховых взносов, уплачиваемых в ФОМС, и ФСС Российской Федерации и его территориальные органы.
Изменился перечень подлежащих обложению страховыми взносами сумм (ранее не облагаемых ЕСН), выплачиваемых в пользу физических лиц (ст.9 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ). К выплатам и вознаграждениям, на которые начисляются страховые взносы во внебюджетные фонды, в частности, относятся:
— надбавки и доплаты;
— выплаты, обусловленные районным регулированием труда;
— премии и вознаграждения;
— оплата организацией (полная или частичная) за своего работника или членов его семьи товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав);
— выплаты и вознаграждения в виде товаров (работ, услуг);
— компенсационные выплаты за неиспользованный отпуск;
— суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемые членам семьи умершего работника;
— выплаты в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными или опасными условиями труда (за исключением сумм, выплачиваемых работникам взамен молока или иных равноценных пищевых продуктов);
— выплаты в иностранной валюте взамен суточных членам экипажей судов заграничного плавания и личному составу экипажей российских воздушных судов, выполняющих международные рейсы;
— выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в п.2 ч.1 ст.5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ);
— суммы, выплачиваемые за счет членских взносов садоводческих, садово-огородных, гаражно-строительных и жилищно строительных кооперативов (товариществ) лицам, выполняющим работы (услуги) для указанных организаций (подп.8);
— выплаты в денежной и натуральной формах, осуществляемые за счет членских профсоюзных взносов каждому члену профсоюза, при условии, что данные выплаты производятся не чаще одного раза в три месяца и не превышают 10 ООО руб. в год (подп.13);
— выплаты в натуральной форме товарами собственного производства — сельскохозяйственной продукцией и (или) товарами для детей — в размере до 1 ООО руб. (включительно) 6 расчете на одно физическое лицо — работника за календарный месяц (подп.14).
Страховые взносы во внебюджетные фонды начисляются с общей суммы дохода работника, которую он получил от организации, уменьшенную на сумму тех доходов, которые налогом не облагаются.
Страховые взносы, зачисляемые в ФСС РФ, начисляются и на доходы работников — внешних совместителей.
Перечень доходов, на которые не начисляются страховые взносы во внебюджетные фонды, приведен в ст.238 НК РФ. К таким доходам, в частности, относятся:
— государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ, субъектов РФ и решениями органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию (п.1 ст.9 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ);
— компенсационные выплаты в пределах норм, установленных законодательством (подп.2 п.1 ст.238 НК РФ), кроме компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении (подп.2 п.1 ст.9 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ);
— суммы, выплачиваемые в возмещение вреда, причиненного увечьем или повреждением здоровья в пределах норм, установленных законодательством;
— выплаты по договорам аренды имущества, а также выплаты и иные вознаграждения, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, если их предметом является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права). Исключения составляют только договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства (п.З ст.7 Федерального закона № 212-ФЗ). Однако по таким договорам сохранились в тех же размерах предоставляемые вычеты на документально подтвержденные расходы или в пределах норматива (п.7 ст.8 Федерального закона № 212-ФЗ), а взносы в ФСС РФ на выплаты по таким договорам не начисляются (п.З ст.9 Федерального закона № 212-ФЗ);
— выплаты по трудовым и гражданско-правовым договорам, в том числе по договорам авторского заказа в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории РФ (подп.15 п.1 ст.9 Федерального закона № 212-ФЗ);
— командировочные суммы на проезд, наем жилья, суточные, а также в возмещение иных расходов (на провоз багажа, оплату услуг связи, получение виз, обмен чека в банке на наличную иностранную валюту и т.д.);
— единовременная материальная помощь, оказываемая налогоплательщиком физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью; физическим лицам, пострадавшим от террористических актов на территории Российской Федерации; членам семьи умершего работника или работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи, а также сумма материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4000 рублей на одного работника за расчетный период;
— выплаты работнику в связи со смертью члена семьи;
— доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемые в этом хозяйстве от производства и реализации сельскохозяйственной продукции (в том числе переработанной) в течение пяти лет, начиная с года регистрации хозяйства;
— доходы, получаемые членами зарегистрированных в установленном порядке родовых, семейных общин малочисленных народов Севера от реализации продукции, полученной в результате ведения ими традиционных видов промысла (подп.6 п.1 ст.238 НК РФ);
— суммы страховых платежей (взносов) по обязательному и добровольному страхованию работников;
— оплата проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (если такая оплата предусмотрена действующим законодательством, трудовыми или коллективными договорами).
Статья 238 НК РФ регламентирует освобождение от страховых взносов во внебюджетные фонды следующих выплат работникам организаций, финансируемых за счет средств бюджетов:
— суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, а также бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту, не превышающие 4 ООО руб.;
— суммы возмещения (оплата) работодателями своим бывшим работникам (пенсионерам по возрасту и (или) инвалидам) и (или) членам их семей стоимости приобретенных ими (для них) медикаментов, назначенных им лечащим врачом;
— суммы материальной помощи, выплачиваемые физическим лицам за счет бюджетных источников организациями, финансируемыми за счет средств бюджетов, не превышающие 4 ООО руб. на одно физическое лицо за налоговый период;
— суммы возмещения расходов или платы на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников.
Законодательно отдельно прописаны переходные положения для некоторых организаций. В частности, для:
— организаций, осуществляющих выплаты инвалидам I, II, III групп; -
— общественных организаций инвалидов;
— организаций, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее.50%, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда — не менее 25%;
— для учреждений, созданных для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно- спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям (иным законным предста вителям), единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов;
— для компаний и предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны;
— для плательщиков ЕСХН.
Для этих категорий тарифы страховых взносов на период с 2010 по 2014 год предусмотрены в пониженном размере.
Плательщики ЕСХН в 2010 году будут перечислять только взносы на пенсионное страхование по тарифу 10,3 процента. А в 2011-2014 годах такие организации будут рассчитываться перед всеми фондами по установленным для них тарифам. Такое решение не увеличивать в 2010 году тарифы страховых взносов принято для того, чтобы избежать в условиях кризиса увеличения финансовой нагрузки на бизнес.
При расчете страховых взносов в отношении каждого фонда установлена своя ставка.
Сумма взноса, подлежащая уплате в ФСС РФ, уменьшается на сумму выплат пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком по достижении им возраста полутора лет, при рождении ребенка, социального пособия на погребение, санаторно-курортное обслуживание работников и их детей и т. д.
Максимальный размер базы для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица определен п.4 ст.8 Федерального закона № 212-ФЗ в 415 000 руб. С выплат сверх этой суммы рассчитывать взносы уже не нужно. С 2011 года предельная величина базы будет ежегодно индексироваться в соответствии с ростом средней заработной платы в РФ (п. 5 ст.8 Федерального закона № 212-ФЗ).
В отношении тарифов Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ устанавливает переходные положения. Согласно ст.57 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ в 2010 г. общая величина тарифа страховых взносов будет равна максимальной ставке ЕСН — 26 %, в том числе:
— в ПФР — 20 процентов;
— в ФСС России — 2,9 процента;
— в ФФОМС — 1,1 процента;
— в ТФОМС — 2 процента.
С 1 января 2011 года в соответствии со ст. 12 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ размер тарифов увеличится:
— в ПФР — 26 процентов;
— в ФСС России — 2,9 процента;
— в ФФОМС — 2,1 процента;
— в ТФОМС — 3 процента.
Все плательщики страховых взносов перечисляют в ФСС России 2,9% от величины базы для начисления страховых взносов в расчетном периоде за исключением сельскохозяйственных товаропроизводителей, которые применяют пониженный тариф 1,9%.
Организации и предприниматели, применяющие специальные режимы налогообложения (ЕСХН, УСН и ЕНВД), страховые взносы в ФСС России в 2010 году не перечисляют, поскольку для них на этот год установлена ставка 0% (п.2 ст.57 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).
В 2010 году индивидуальными предпринимателями применяются следующие тарифы страховых взносов: в ПФР — 20%, в ФФОМС — 1,1%, в ТФОМС — 2%. Исходя из действующего МРОТ в 2010 году индивидуальные предприниматели за себя будут платить: 12 003 руб. (МРОТ х (20% + 1,1% + 2%) х 12 = 4 330 руб. х 23,1% х 12).
Статья 58 Федерального закона от 24.07.2009-№ 212-ФЗ предусматривает применение пониженных тарифов страховых взносов для следующих плательщиков страховых взносов:
— для сельскохозяйственных товаропроизводителей, отвечающих критериям, указанным в ст. 3462 НК РФ, за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих единый сельскохозяйственный налог, организаций народных художественных промыслов и семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;
— для организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны, для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, для организаций и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих единый налог на вмененный доход, для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения инвалидами I, II или III группы, для организаций, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, для учреждений, созданных для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам;
— для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих единый сельскохозяйственный налог.
В 2011-2012 годах они будут уплачивать в Фонд социального страхования 1,9%, в 2013-2014 годах — 2,4 и, соответственно, 2,9% с 2015 года; в фонды обязательного медицинского страхования в 2011-2012 годах — 2,3%, в 2013-2014 годах — 3,7% и 5,1% — с 2015 года.
При этом страховые взносы будут начисляться на годовой заработок не более 415 000 рублей. Это так называемый страхуемый заработок. Эту сумму планируется индексировать по мере роста средней зарплаты в стране.
Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ предусмотрены ежемесячные обязательные платежи с начислением ежемесячной пени за каждый день просрочки. Сумма ежемесячных платежей рассчитывается исходя из дохода, полученного каждым работником организации.
Сумма страховых взносов во внебюджетные фонды в части, подлежащей зачислению в ФСС РФ, уменьшается на расходы, связанные с государственным социальным страхованием работников.
Организации, производящие выплаты физическим лицам, в течение расчетного периода уплачивают ежемесячный обязательный платеж по итогам каждого календарного месяца не позднее 15-го числа следующего за ним месяца (ч.З-5 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).
Плательщики, которые не производят выплаты физическим лицам, уплачивают взносы за расчетный период отдельными платежами в Пенсионный фонд РФ, ФФОМС и ТФОМС не позднее 31 декабря текущего календарного года (ч.2-4 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ). Перечисление авансовых платежей такими плательщиками не предусмотрено.
В случаях обнаружения плательщиком страховых взносов в поданных расчетах фактов не отражения либо неполного отражения сведений или ошибок (приводящих к занижению суммы взносов) плательщик должен представить в орган контроля уточненный расчет. Порядок его подачи содержится в ст.81 НК РФ. При этом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, должны быть утверждены формы следующих документов:
— заявления плательщика о зачете излишне уплаченной суммы взносов;
— решения о зачете суммы излишне уплаченных взносов в счет предстоящих платежей;
— заявления плательщика о возврате излишне уплаченной суммы взносов.
Согласно ч.21 ст.26 Федерального закона от 24.07.2009 № 212- ФЗ зачет излишне уплаченных взносов в бюджет одного фонда в счет платежей в бюджет другого фонда невозможен. Например, возврат излишне уплаченных пенсионных взносов не производится, если по сообщению территориального органа Пенсионный фонд РФ сведения об этих взносах представлены плательщиком в составе сведений персонифицированного учета и разнесены фондом на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц.
В системе расчетных взаимоотношений предприятий денежные расчетные отношения с государственными, внебюджетными фондами занимают особое место.
Организация их аналитического учета должна строиться таким образом, чтобы получить необходимую информацию по каждому виду платежей во внебюджетные государственные фонды. Поэтому каждое предприятие открывает по соответствующим синтетическим счетам субсчета в их развитие.
В бухучете страховые взносы отражаются на счете 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». При общей системе налогообложения, при расчете налога на прибыль организаций начисленные суммы страховых взносов включаются в состав расходов по обязательным видам страхования (п. 2 ст. 263 НК РФ). Если организация применяет УСН и платит единый налог с разницы между доходами и расходами, то страховые взносы включаются в состав расходов компании (подп. 7 п. 1 ст. 346.16 НК РФ) и уменьшат налоговую базу в день перечисления их в бюджет (п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Если организация применяет УСН с объектом налогообложения доходы или ЕНВД, то страховые взносы уменьшают сумму начисленного налога
В бухучете расчеты по взносам на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование следует отражать на счете 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». Аналитический учет ведется отдельно по каждому виду страховых взносов, для этого к счету 69 открываются субсчета:
– «Расчеты с ПФР по страховой части трудовой пенсии»;
– «Расчеты с ПФР по накопительной части трудовой пенсии»;
– «Расчеты с ФСС по взносам на социальное страхование»;
– «Расчеты с ФФОМС»;
– «Расчеты с ТФОМС».
При наличии у организации расчетов по другим видам социального страхования и обеспечения к счету 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» могут открываться дополнительные субсчета. Примером такого случая может быть субсчет по расчетам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» кредитуется на суммы платежей на социальное страхование и обеспечение работников, а также обязательное медицинское страхование их, подлежащие перечислению в соответствующие фонды. При этом записи производятся в корреспонденции со: счетами, на которых отражено начисление оплаты труда, — в части отчислений, производимых за счет организации; счетом 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» — в части отчислений, производимых за счет работников организации.
Кроме того, по кредиту счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» в корреспонденции со счетом прибылей и убытков или расчетов с работниками по прочим операциям (в части расчетов с виновными лицами) отражается начисленная сумма пеней за несвоевременный взнос платежей, а в корреспонденции со счетом 51 «Расчетные счета» — суммы, полученные в случаях превышения соответствующих расходов над платежами.
По дебету счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» отражаются перечисленные суммы платежей, а также суммы, выплачиваемые за счет платежей на социальное страхование, пенсионное обеспечение, обязательное медицинское страхование.
Суммы начисленных страховых взносов отражаются по дебету тех счетов бухгалтерского учета, по которым отражается начисление заработной платы или других доходов работников организации:
Д 20, 23, 25, 26 29, 44,… К 69 субсчет «Расчеты с ФСС по взносам на социальное страхование» — начислены страховые взносы с заработной платы работников организации в части, подлежащей перечислению в ФСС;
Д 20, 23, 25, 26 29, 44,… К 69 субсчет «Расчеты с ФФОМС» — начислены страховые взносы с заработной платы работников организации в части, подлежащей перечислению в ФФОМС;
Д 20, 23, 25, 26 29, 44,… К 69 субсчет «Расчеты с ТФОМС»— начислены страховые взносы с заработной платы работников организации в части, подлежащей перечислению в ТФОМС;
Д 20, 08, 23, 25, 26, 29, 44, 91-2.… К 69 субсчет «Расчеты с ПФР по страховой части трудовой пенсии» — начислены пенсионные взносы на финансирование страховой части трудовой пенсии;
Д 20, 08, 23, 25, 26, 29, 44, 91-2.… К 69 субсчет «Расчеты с ПФР по накопительной части трудовой пенсии» — начислены пенсионные взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии.
Данные проводки делаются в последний день месяца по итогам всех выплат, начисленных в этом периоде (ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Если организация понесла расходы на социальное страхование (выплата больничных пособий, оплата декретного отпуска и т. д.), их сумма уменьшает сумму страховых взносов, зачисляемых в ФСС России. Эта операция отражается проводкой:
Дебет 69 субсчет «Расчеты с ФСС по взносам на социальное страхование» Кредит 70 — начислены расходы на государственное социальное страхование (больничные, пособие по беременности и родам и т. д.).
Суммы, полученные от ФСС России в счет возмещения расходов организации на обязательное социальное страхование, отражаются проводкой:
Дебет 51 Кредит 69 субсчет «Расчеты с ФСС по взносам на социальное страхование» — получены деньги от ФСС России в счет возмещения расходов на обязательное социальное страхование.
Уплата страховых взносов в бухучете отражается проводками:
Дебет 69 субсчет «Расчеты с ПФР по страховой части трудовой пенсии» Кредит 51 — перечислены пенсионные взносы на финансирование страховой части трудовой пенсии;
Дебет 69 субсчет «Расчеты с ПФР по накопительной части трудовой пенсии» Кредит 51 — перечислены пенсионные взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии;
Дебет 69 субсчет «Расчеты с ФСС по взносам на социальное страхование» Кредит 51.
В том случае, когда организация осуществляет строительство для собственных нужд, проводит реконструкцию объектов основных средств, то начисление страховых взносов во внебюджетные фонды с заработной платы работников, занятых на этих работах, отражаются в корреспонденции со счетом 08 «Вложения во внеоборотные активы».
Если организация осуществляет работы, доходы от которых учитываются как прочие (например, операционные или внереализационные), то суммы начисленной заработной платы работникам, занятым на таких работах, облагаются страховыми взносами во внебюджетные фонды.
Когда организация создает резервы предстоящих расходов под выполнение тех или иных работ, то страховые взносы во внебюджетные фонды с заработной платы работников, занятых на этих работах, начисляются также за счет созданного резерва следующей проводкой:
Д 96 К 69-1-1 — отражены страховые взносы во внебюджетные фонды с заработной платы работников, начисленной за счет ранее созданного резерва.
При выполнении работником организации работ, затраты по которым учитываются в составе расходов будущих периодов, то начисление страховых взносов во внебюджетные фонды с заработной платы таких работников отражается в корреспонденции со счетом 97 «Расходы будущих периодов».
Когда в результате стихийных бедствий организации причинены убытки, то заработная плата работников, занятых по ликвидации этих последствий, отражается на счете 99 «Прибыли и убытки». Соответственно и страховые взносы во внебюджетные фонды, начисленные с оплаты труда таких работников, будет учитываться на счете 99.
По кредиту этого счета показывается задолженность организации перед органами социального страхования и обеспечения граждан. Эта задолженность формируется за счет средств предприятия.
При этом дебетуются счета, на которых отражено начисление оплаты труда или счет 99 «Прибыли и убытки» (в части пеней и штрафов).
Счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» обычно имеет кредитовое сальдо, которое означает задолженность организации, а может иметь и дебетовое сальдо, которое означает задолженность органов социального страхования и обеспечения перед предприятием. Дебетовое сальдо обычно возникает по расчетам по социальному страхованию, когда сумма взносов, причитающихся с предприятия, оказывается меньше сумм, выплачиваемых работникам за счет платежей на социальное страхование (пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам и т.п.)
Аналитический учет по счету 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» ведется в разрезе каждого вида расчетов.
С 2010 года администрированием страховых взносов будут заниматься сами фонды. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года и календарный год.
Сроки сдачи расчетов в ФСС до 15-го числа календарного месяца, следующего за отчетным кварталом, каждая организация должна представить отчет в территориальный орган ФСС.
В Пенсионный фонд РФ отчет по начисленным и уплаченным взносам в Пенсионный фонд РФ и в ФОМС будет сдаваться ежеквартально до 1-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом (п.9 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ). Отчитываться по страховым взносам плательщик будет четыре раза в год в указанные выше сроки, т. е. до 1 мая, 1 августа, 1 ноября, 1 февраля.
Отчетность по обязательному пенсионному и медицинскому страхованию организации будут представлять в территориальные органы Пенсионного фонда РФ одновременно по единой форме.
В случае прекращения деятельности организации (в связи с ликвидацией) либо индивидуального предпринимателя (ч. 15 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ) расчеты представляются до дня его отчета. Расчет по начисленным и уплаченным взносам плательщики, не производящие выплат физическим лицам, подают в территориальный орган Пенсионного фонда РФ до 1 марта календарного года, следующего за истекшим расчетным периодом, по форме, которая утверждается органом исполнительной власти (ч.5 ст.16 Федерального закона от 24.07.2009 № 212- ФЗ).
Помимо этого до 1-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, надо представить отчеты в территориальный орган Пенсионного фонда РФ расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования.
В Соответствии с п.12 ст.37 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ в 2010 году отчетными периодами персонифицированного учета признаются полугодие и календарный год. Отчет по персоницированному учету надо будет представить соответственно до 1 августа 2010 и до 1 первого февраля 2011. С 1 января 2011 года отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев и календарный год.
В 2010 году страхователи, выплачивающие доходы физическим лицам, со среднесписочной численностью более 100 человек за предыдущий календарный год обязаны сдавать отчетность только в электронном формате и скреплять ее электронной цифровой подписью. Также обязаны поступать и вновь созданные или реорганизованные страхователи при превышении установленной численности (ст. 61 Федерального закона от 24.07.2009 № 212- ФЗ). С 2011 года указанный предел численности работников будет снижен со 100 до 50 человек (п.10 ст.15 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).
Законодательством предусмотрено 26 новых форм. В них входят декларации, акты по результатам проверок, акты сверок и другие документы.
За непредставление расчетов в установленный срок в ст.46 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ предусмотрена следующая ответственность:
— до 180 дней — штраф от 5% до 30% суммы страховых взносов, но не менее 100 руб.;
— свыше 180 дней — штраф 30% суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе этой отчетности, и 10% суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе этой отчетности, за каждый полный или неполный месяц, начиная со 181-го календарного дня, но не менее 1 000 руб.
Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ предусмотрен переход с 01.01.2010 года от принципа авансовых платежей по страховым взносам с начислением пени по итогам квартала к ежемесячным обязательным платежам с начислением ежемесячной пени за каждый день просрочки.
Статьей 15 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ установлены порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов. В течение расчетного периода страхователь обязан уплатить страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж.
Сумма страховых взносов, подлежащая перечислению в соответствующие государственные внебюджетные фонды, определяется в полных рублях. Сумма страховых взносов менее 50 копеек отбрасывается, а сумма 50 копеек и более округляется до полного рубля. Уплата страховых взносов производится отдельными расчетными документами, направляемыми в Пенсионный фонд РФ, ФСС, ФФОМС и ТФОМС на соответствующие счета Федерального казначейства.
Страховые взносы во внебюджетные фонды перечисляются по месту постановки организации на налоговый учет. Если у организации есть обособленные подразделения (филиалы, представительства), которые имеют отдельный баланс, расчетный счет или начисляют доходы в пользу работников, то налоги и взносы уплачиваются как по месту нахождения головной организации, так и по месту нахождения ее подразделений.
Сумма взносов, подлежащая уплате по месту нахождения подразделения организации, определяется исходя из величины налоговой базы, относящейся к конкретному налоговому периоду.
Согласно приказу от 24.01.2005 № 9н «Об утверждении формы декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам, и инструкции о порядке ее заполнения» декларация по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам; организаций; индивидуальных предпринимателей; физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями, представляется страхователями в территориальные органы ФНС России не позднее 30 марта года, следующего за истекшим расчетным периодом.
Обособленные подразделения организаций, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, исполняют обязанности организаций по представлению декларации по месту своего нахождения.
Для плательщиков страховых взносов — индивидуальных предпринимателей, адвокатов и нотариусов, занимающихся частной практикой, ст. 16 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ установлено правило, по которому уплатить взносы за расчетный период они обязаны не позднее 31 декабря текущего календарного года отдельными расчетными документами в Пенсионный фонд РФ, ФФОМС и ТФОМС. Причем перечисление авансовых платежей такими плательщиками не предусмотрено. Расчет по начисленным и уплаченным взносам подается в территориальный орган Пенсионного фонда РФ до 1 марта календарного года, следующего за истекшим расчетным периодом, по форме, которая утверждается органом исполнительной власти.
Глава II Практическая часть
В течение расчетного периода, коим является календарный год, компания или предприниматель уплачивают страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей. Каждый ежемесячный платеж должен быть уплачен в срок не позднее 15 го числа календарного месяца, следующего за месяцем, за который начисляется платеж. Фирмы и коммерсанты рассчитывают и перечисляют суммы страховых взносов отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд. При этом сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, начисленная к уплате в ФСС России, уменьшается на сумму выплаченных соответствующих пособий.
Сумма выплат по зарплате ООО «Якорь» в январе 2010 г. составила 159 000 руб. При этом заработная плата административно — управляющего персонала — 69 000 руб. а работников производственного подразделения — 90 000 руб. Один сотрудник производственного подразделения болел 5 календарных дней. Пособие по нетрудоспособности было выплачено в сумме 3500 руб. в т. ч. из средств организации за первые 2 дня болезни ему было выплачено пособие в сумме 1400 руб. Кроме того, другому работнику по заявлению была выплачена материальная помощь в размере 5500 руб.
Компания применяет общий режим налогообложения, не имеет права на применение пониженных ставок взносов.
В 2010 г. компания должна уплатить:
· в Пенсионный фонд РФ — 20,0%
· в ФСС России — 2,9%;
Рассчитаем суммы страховых взносов за январь 2010 г. Базу для начисления страховых взносов определяют отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом. Мы для упрощения расчетов будем рассчитывать в целом по подразделениям.
База по административному подразделению — 69 000 руб.
При формировании базы по производственному подразделению не будут учитываться суммы пособий по нетрудоспособности и материальной помощи в размере 4000 руб. Оставшуюся часть материальной помощи (1500 руб.) надо включить в базу для начисления взносов.
Размер базы для начисления страховых взносов: 90 000 + 1500 = 91 500 руб.
Таким образом, взносы будут начислены в следующих суммах.
1. По административному подразделению:
· в ПФР: 69 000 руб. x 20,0%: 100% = 13 800 руб.;
· в ФСС России: 69 000 руб. x 2,9%: 100% = 2001 руб.;
· в ФФОМС: 69 000 руб. x 1,1%: 100% = 759 руб.;
· в ТФОМС: 69 000 руб. x 2,0%: 100% = 1380 руб.
2. По производственному подразделению:
· в ПФР: 91 500 руб. x 20,0%: 100% = 18 300 руб.;
· в ФСС России: 91 500 руб. x 2,9%: 100% = 2653,5 руб.;
· в ФФОМС: 91 500 руб. x 1,1%: 100% = 1006,5 руб.;
· в ТФОМС: 91 500 руб. x 2,0%: 100% = 1830 руб.
Суммы страховых взносов к уплате в бюджет определяются в полных рублях. Поэтому бухгалтеру ООО «Якорь» надо провести округление сумм взносов по производственному подразделению. Сумма страховых взносов менее 50 копеек отбрасывается, а сумма в 50 копеек и более округляется до полного рубля. В итоге надо скорректировать следующие суммы.
По производственному подразделению:
· в ФСС России — 2654 руб.;
· в ФФОМС — 1007 руб.
В связи с тем что один из работников производственного подразделения болел в течение отчетного месяца, сумму начисленных взносов в ФСС России надо уменьшить на сумму пособия по нетрудоспособности, выплачиваемую за счет средств ФСС России.
Ее размер составит: 3500 — 1400 = 2100 руб.
Сумма к уплате в ФСС России составит: 2654 — 2100 = 554 руб.
Далее бухгалтеру следует отразить в учете произведенные начисления и уплату взносов. Отметим, что в учетную политику для целей бухгалтерского учета следует внести изменения в связи с изменениями в законодательстве о ЕСН и страховых взносах. Так, надо скорректировать рабочий План счетов: изменить субсчета к счету 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».
ООО «Якорь» ввело в рабочий План счетов следующие субсчета к счету 69:
· 69-1 — «Расчеты по страховым взносам с ПФР»;
· 69-2 — «Расчеты по страховым взносам с ФСС России»;
· 69-3 — «Расчеты по страховым взносам с ФФОМС»;
· 69-4 — «Расчеты по страховым взносам с ТФОМС».
По административному подразделению будут сделаны следующие записи:
ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 70- 69 000 руб. — начислена заработная плата;
ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 69 субсчет «Расчеты по страховым взносам с ПФР» — 13 800 руб. — начислены страховые взносы в ПФР;
ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 69 субсчет «Расчеты по страховым взносам с ФСС России» — 2001 руб. — начислены страховые взносы в ФСС России;
ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 69 субсчет «Расчеты по страховым взносам с ФФОМС» — 759 руб. — начислены взносы в ФФОМС;
ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 69 субсчет «Расчеты по страховым взносам с ТФОМС» — 1380 руб. — начислены страховые взносы в ТФОМС.
По производственному подразделению в течение месяца сделаны записи:
ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 70 — 1400 руб. — начислена сумма пособия по нетрудоспособности за счет средств организации;
ДЕБЕТ 69 КРЕДИТ 70 — 2100 руб. — начислена сумма пособия по нетрудоспособности за счет средств ФСС России.
31 января сделаны записи:
ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 70 — 90 000 руб. — начислена заработная плата;
ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 69 субсчет «Расчеты по страховым взносам с ПФР» — 18 300 руб. — начислены страховые взносы в ПФР;
ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 69 субсчет «Расчеты по страховым взносам с ФСС России» — 2654 руб. — начислены страховые взносы в ФСС России;
ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 69 субсчет «Расчеты по страховым взносам с ФФОМС» — 1007 руб. — начислены взносы в ФФОМС;
ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 69 субсчет «Расчеты по страховым взносам с ТФОМС» — 1830 руб. — начислены страховые взносы в ТФОМС.
Соответственно, перечисление страховых взносов по фондам отражается по дебету субсчетов к счету 69 в корреспонденции со счетом 51 «Расчетный счет».
Отметим, что в 2010 году при начислении страховых взносов в ПФР по каждому застрахованному лицу необходимо учитывать поправки в статью 33 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167 ФЗ. Так, для лиц 1966 года рождения и старше на финансирование страховой части трудовой пенсии направляется 20 процентов тарифа страхового взноса. Для лиц 1967 года рождения и моложе учитывается сумма страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии по тарифу 14 процентов, а на финансирование накопительной части трудовой пенсии — 6 процентов.
Рассмотрим пример, торговая компания применяет общую систему налогообложения, в январе 2010 г. произошли следующие начисления в пользу сотрудников: зарплата в размере 1 250 000 руб. больничные пособия – 44 500 руб. в том числе пособия за первые два дня, оплачиваемые за счет организации – 4000 руб.
Все сотрудники компании моложе 1967 г.р. В январе 2010 г. выплаты по каждому сотруднику с начала года не превысили 415000 руб. поэтому страховые взносы по всем сотрудникам начисляются по единому тарифу 26 процентов.
Общая сумма страховых взносов за январь 2009 г. составит (1250000 руб. ? 26%) 325000 руб. в том числе:
— в ПФР на финансирование страховой части трудовой пенсии – 175000 руб. (1250000 руб. ? 14%);
– в ПФР на финансирование накопительной части трудовой пенсии – 75000 руб. (1250000 руб.?6%);
– в ФСС РФ – 36250 руб. (1250000 руб. ? 2,9%);
– в ФФОМС – 13750 руб. (1250000 руб. ? 1,1%);
– в ТФОМС – 25000 руб. (1250000 руб. ? 2%).
В бухучете начисление зарплаты, больничных пособий и страховых взносов отражается следующими проводками:
Дебет 44 Кредит 70 – 1250000 руб.– начислена зарплата;
Дебет 44 Кредит 70– 4000 руб.– начислены больничные пособия за первые два дня нетрудоспособности, оплачиваемые за счет средств организации;
Дебет 44 Кредит 69 субсчет «Расчеты с ПФР по страховой части трудовой пенсии» – 175000руб. – начислены пенсионные взносы на страховую часть трудовой пенсии;
Дебет 44 Кредит 69 субсчет «Расчеты с ПФР по накопительной части трудовой пенсии» – 75000руб. – начислены пенсионные взносы на накопительную часть трудовой пенсии;
Дебет 44 Кредит 69 субсчет «Расчеты с ФСС по взносам на социальное страхование» – 36250 руб. – начислены страховые взносы в ФСС РФ;
Дебет 69 субсчет «Расчеты с ФСС по взносам на социальное страхование» Кредит 70 – 40500 руб. (44500 руб. – 4000 руб.) – начислены больничные пособия за счет ФСС РФ;
Дебет 44 Кредит 69 субсчет «Расчеты с ФФОМС» – 13750 руб.– начислены страховые взносы в ФФОМС;
Дебет 44 Кредит 69 субсчет «Расчеты с ТФОМС» – 25000 руб.– начислены страховые взносы в ТФОМС.
Расходы организации на обязательное социальное страхование (ФСС РФ) составили 40500 руб. что больше взносов в ФСС России, начисленных за январь 2010 г. (36250 руб.). Компания решила компенсировать свои расходы за счет уменьшения предстоящих платежей в ФСС РФ. В результате за январь 2010 г. организация ничего не перечислила в ФСС России, а часть расходов, не покрытых страховыми взносами, в сумме 4250 руб. (40500 руб. – 36250 руб.) организация учтет при уплате взносов в ФСС РФ в феврале 2010 г.
Рассмотрим пример, МБДОУ №3 с. Кандры применяет общую систему налогообложения, в январе 2010 г. произошли следующие начисления в пользу сотрудников: зарплата в размере 8 073 руб.
Сотрудник старше 1967 г.р. В январе 2010 г. выплаты по каждому сотруднику с начала года не превысили 415000 руб. поэтому страховые взносы по всем сотрудникам начисляются по единому тарифу 26 процентов.
Общая сумма страховых взносов за январь 2010 г. составит (8 073 руб. ? 26%) 2 099 руб. в том числе: — в ПФР на финансирование страховой части трудовой пенсии – 1130 руб. (8073 руб. ? 14%);
– в ПФР на финансирование накопительной части трудовой пенсии – 484 руб. (8073руб.?6%);
– в ФСС РФ – 234 руб. (8073 руб. ? 2,9%);
– в ФФОМС – 89 руб. (8073 руб. ? 1,1%);
– в ТФОМС – 161 руб. (8073 руб. ? 2%).
В бухучете начисление зарплаты, больничных пособий и страховых взносов отражается следующими проводками:
Дебет 44 Кредит 70 – 8073 руб.– начислена зарплата;
Дебет 44 Кредит 69 субсчет «Расчеты с ПФР по страховой части трудовой пенсии» – 1130руб. – начислены пенсионные взносы на страховую часть трудовой пенсии;
Дебет 44 Кредит 69 субсчет «Расчеты с ПФР по накопительной части трудовой пенсии» – 484 руб. – начислены пенсионные взносы на накопительную часть трудовой пенсии;
Дебет 44 Кредит 69 субсчет «Расчеты с ФСС по взносам на социальное страхование» – 234 руб. – начислены страховые взносы в ФСС РФ;
Дебет 44 Кредит 69 субсчет «Расчеты с ФФОМС» – 89 руб.– начислены страховые взносы в ФФОМС;
Дебет 44 Кредит 69 субсчет «Расчеты с ТФОМС» –161 руб.– начислены страховые взносы в ТФОМС.
По данной организации заполним форму РСВ – 1 ПФР (приложение 1)
По данной организации заполним форму-4 ФСС РФ (приложение 2)
Государственный внебюджетный фонд — фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном Бюджетным кодексом России, а также иными законодательными актами, включая законы о бюджете Российской Федерации на соответствующий год.
Таким образом, государственные внебюджетные фонды социального назначения представляют собой многофункциональную финансовую систему. Они позволяют государству получать дополнительные финансовые ресурсы, что в свою очередь делает возможным выплату пенсий, пособий и других социальных льгот гражданам РФ. Предприятия, осуществляющие отчисления в государственные внебюджетные фонды социального назначения гарантируют своим работникам, потерявшим трудоспособность защиту в виде социальных выплат. Поэтому пенсионеры, инвалиды защищены с двух сторон: со стороны государства и со стороны коммерческих и некоммерческих организаций производящих отчисления во внебюджетные социальные фонды.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что государственные внебюджетные фонды социального назначения играют важную роль в развитии социальной сферы.
Ключевым механизмом социальной поддержки в России можно считать деятельность внебюджетных социальных фондов. Помимо фискальной функции, данные фонды используются государством в качестве регулятора социальных, экономических, политических процессов, происходящих в стране.
1. Новый расчет заработной платы / К.Н. Середа.-Изд. 7-е, изм. и доп. – Ростов н/Д: Феникс,2010. -395 с.
2. Бухгалтерский финансовый учет: Учебник для вузов / Под ред. проф. Ю.А. Бабаева.- М. Вузовский учебник, 2006. -525с.
3. Кондраков Н. П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – 2-е издание, переаб. и доп.-М. ИНФРА-М, 2000.
4. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утверждено Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н.
5. www.nalog.ru – сайт Федеральной Налоговой Службы РФ
6. www.buhonline.ru — информационно-сервисный портал для бухгалтеров.
7. www.buh.ru/document-1538 — информационно-сервисный портал для бухгалтеров.
8. Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ.
9. Инструкция о порядке взимания и учёта страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование: Утв. постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 11.10.93 г. № 1018.
10. Положение о Фонде социального страхования Российской Федерации: Утв. постановлением Правительства РФ от 12. 02.94 г. № 101.
11. Положение о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования: Утв. постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.93г.№4543 – 1.
Еще работы по бухгалтерскому учету и аудиту