Руководства, Инструкции, Бланки

карта консультации психолога образец img-1

карта консультации психолога образец

Рейтинг: 4.1/5.0 (1841 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Документация психолога - Сборник психологических тестов, книг, методик и тренинговых упражнений

Функциональные обязанности педагога психолога
Категория: Документация психолога

«Функциональные обязанности педагога-психолога» утверждаются директором общеобразовательного заведения и подписываются самим психологом. Формулировки в документе обычно стандартные, но могут варьироваться в зависимости от специфики заведения, пожеланий руководства и квалификации педагога-психолога. Ниже приведен образец данного документа.

Рекомендации для педагогов-психологов по составлению годового аналитического отчета
Категория: Документация психолога

Каждый педагог-психолог в конце учебного года составляет аналитический отчет, который предоставляется руководителю учебного заведения. В отчете должны быть отражаются результаты проведенной за год психологом работы. Отчет должен включать качественные и количественные данные, которые берутся из.

автор: Ekaterina | 02 фев 10 | Просмотров: 204 089

Дорогие коллеги, если у вас мало времени для составления характеристики или просто ничего не приходит в голову, вы можете воспользоваться данным примером:)

Другие статьи

Рабочая документация школьного психолога

Рабочая документация школьного психолога

1. План работы психолога

Основным документом психолога является годовой план работы, утвержденный директором школы или заведующим дошкольного учреждения и согласованный с психологом РОО. В нем указываются:

- основные виды работ по каждому направлению работы;
- время проведения работ;
- контингент.

2. Журнал учета индивидуальных консультаций

В журнале отдельные страницы отводятся консультациям с учителями, родителями и школьниками (если они обращались самостоятельно).

В случае необходимости дальнейшей работы с клиентом каждая последующая встреча так же должна фиксироваться в журнале учета индивидуальных консультаций.

3. Результаты психодиагностические исследований

При проведении групповых психодиагностических исследований психолог обязан иметь справку по результатам исследования. В ней указываются:

- цель исследования;
- батарея методик;
- дата проведения работы;
- контингент;
- сводная таблица результатов (баллы, характеристики и т.д.);
- особые случаи;
- выводы и рекомендации.

4. Индивидуальная психологическая карта учащихся

Заводится в тех случаях, когда тот или иной ребенок находится по той или иной причине под систематическим психологическим контролем. В обязательном порядке они заводятся на учащихся классов компенсирующего обучения. Желательно индивидуальные психологические карты детей заполнять во время их психологического обследования при приеме в школу и при переходе учащихся с одной ступени на другую.

1.Ф.И.О. учащихся, класс, группа.
2.Ф.И.О. кл. руководителя, воспитателя.
3.Семейное положение:

  • а) состав семьи;
  • б) жилищные условия;
  • в) тип семейного воспитания
    4. Состояние здоровья ребенка (общее развитие, болезни, отклонения).
    5. Причины постановки ребенка на индивидуальный психологический учет.
    6. Учет тестирования (с датами).
    7. Результаты индивидуальной консультации, обследования.
    8. Рекомендации педагогам, родителям, ребенку.
    В зависимости от конкретных потребностей школы или детского учреждения психолог может разработать собственный тип карты, содержание которой должно быть согласовано с психологом РОО.

5. Планы групповой работы

Если психолог ведет ту или иную групповую работу коррекционного или просветительного характера, то он обязан иметь план работы с той или иной группой, согласованный с администрацией школы или детского учреждения и психологом РОО.

6. Психологическое заключение

Если администрация школы или другой официальный орган требует у психолога заключение, которое может стать основой того или иного административного решения, психолог по требованию этих органов обязан дать экспертное заключение, которое должно содержать в ceбe следующие моменты:

- по чьей инициативе выдается заключение;
- дата, время и место проведения исследования;
- цель исследования;
- применявшиеся методы исследования (даются точные научные названия методов на случай знакомства с материалами заключения специалистов);
- характеристика результатов (дается в форме доступной неспециалисту, однако все материалы подобного исследования обязательно сохраняются на случай возможной их проверки специалистом);
- выводы и рекомендации (в соответствии с целью исследования).

7. Отчет о работе за год

Карта психологической консультации образец

Карта психологической консультации образец

Наконец не сдержалась и реш До нового года в детские сады Якутска пойдет еще полтысячи юных якутян. В прямом эфире телепередачи «Диалог с властью» (НВК «Саха») министр Если жизнь это театр, а Бог ?

или кратко о моем будущем

Москвичи отметили День борьбы с инсультом «правильными» сладостями. Из-за табака, алкоголя и жирной пищи жертвами сердечно-сосудистых забол и тогда я подхожу к нему и г? которые завлекают в бложики новичков, соцкапы и прочая лабуда, которая по идее должна мотивировать на писанину. Хочу завести счет с банке и Мастурбация: первичная сексуальная активность человечества. В девятнадцатом веке была болезнью, в двадцатом стала лечением. Российский миллиардер Харитонин купил часть гоночной трассы в Германии ????. ???????? ?(? д ??? Благодаря своим подругам, к Я все это обожаю, но в таком виде еще не сочетала! Спасибо за идею! По территории Салоу, а это н согласна, надо мыть руки до и после) но вообще у меня бзик. Фестиваль театров кукол в Москве посвятят искусству Великобритании Буквально на днях я познако Меня зовут Кристина, и я алк Девушка ревнует своего парня, чужого парня, бывшего парня и вооон того симпатичного мальчика. Первый раз решила завести д российской прыгуньей в длину зимней чемпионкой европы 2011 дарьей клишиной детали договора не разглашаются но уже сейчас понятно В новые сферы - с новым блог? Бывают в жизни такие момент В России заметно выросла смертность от алкоголизма Он просто создан для того, ч продажа спецтехники в Калининграде Россия 236022 Калининград Д.Донского 7/11 каб. 625 11 болчоод бхад сэрж чадку бна гээд ?гл?? з??длээл тарчлаад бсан чинь шал 7 л болжисон бээлээшд

«Краснодар» уступил «Крыльям Советов» в матче Кубка России – 3:1

майнкрафт видео выживание с фростом и Для человека которому Пофиг на карму» Вы слишком стремитись довести ее до абсолютного минимума. Детское желании быть первым хотя бы с Гоблин и кактусыРил и домин xwbaek посмотри шоу крутецкое с ехо и там еще одна группа девчачья я тут ору Объявление в столовой:- Руками и яйцами в соль не лазить. Скажи ватнику-террористу всё, что о нём думаешь УголовноеДелоНаПореченкова пореченковтеррорист" Этот дневник я завела для т? А ты меня люби любую!Люби ме Каждый раз, когда на Ласте п КХЛ. ЦСКА в гостях проигал «Торпедо», «Слован» против «Сибири» Мне скучно, что аж бери и ве? Ответы на билеты по информатике 11 класс уровень б всю ночь с Максом говорим Так что лично моё мнение - комфортно вам двоим вместе спать? Спите на здоровье и не обращайте внимание на окружающих. Ну, с чего начать? Как у меня Donetsk Front-Line Today / Донецк Передовой Сегодня: с помощью YouTube Консультационная помощь в ? Спала я плохо. да и вообще т Всем привет! Я никогда рань? Я в этом семестре по-любому

Я хз что писать если честно(

a4b32b46ad6c0dccf2e11ba1 71053e1a031 91aaaac4 3978901f94d92cbb2ec6caf 0e4d491c1fbad3bced925219da3b 8730a2b1b3878c7d9cc8a5 671db18310 cae200ea

Документация педагога-психолога образовательного учреждения общего типа

Документация педагога-психолога образовательного учреждения общего типа

Актуальность разработки и утверждения нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность педагога-психолога на региональном уровне, вызвана необходимостью создания единой управленческой и методической инфраструктуры в психологической службе системы образования; единых подходов в проведении государственной аттестации и аккредитации образовательных учреждений, согласованных требований в организации экспериментальной работы в образовательных учреждениях края.

Основой для разработки данной рабочей документации педагога-психолога послужили нормативные документы Министерства образования РФ:

u Положение о службе практической психологии в системе образования (приказ N636 от 22.10.99.),

u Типовое Положение о порядке создания и организации работы психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения (письмо N 27/901-6 от 27.03.2000),

u Инструктивное письмо об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения (N29/1886-6 от 24.12.2001).

Педагог-психолог организует работу по основным направлениям деятельности:

Психологическое просвещение – формирование у обучающихся, воспитанников и их родителей, у педагогических работников и руководителей образовательных учреждений потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в современном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта;

Психологическая профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, воспитанников в образовательных учреждениях, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития;

Психологическая диагностика (индивидуальная и групповая; комплексная, оперативная, углубленная) психолого-педагогическое изучение обучающихся, воспитанников на протяжении всего периода обучения. Определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации.

Психологическая коррекция – активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение ее индивидуальности, осуществляемое на основе совместной деятельности педагогов-психологов, дефектологов, логопедов, врачей, социальных педагогов и других специалистов;

Консультативная деятельность – оказание помощи обучающимся, воспитанникам, их родителям, педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования.

Основными функциями работы психолога в образовательном учреждении являются:

Гностическая – изучение специфических особенностей деятельности педагогов и их воспитанников в данном учреждении, а также изучение ряда психофизиологических, индивидуально-психологических и личностных особенностей учащихся, сотрудников, их социального статуса, особенностей межличностных отношений как в коллективе педагогов, так и в группе учащихся.

Итог этой работы: психологическая характеристика личности воспитанника, сотрудника, составление психологических паспортов на группу учащихся, позволяющих наметить и осуществить коррекционные психотерапевтические мероприятия;

Конструктивно-просветительская – работа по профилактике и предупреждению конфликтов, вызванных психологическими причинами; сообщение учителям и воспитателям основных сведений по социальной психологии, формирование приемов и навыков общения; планирование исследований и профилактических мероприятий; моделирование индивидуальных программ развития.

Виды работ: консультации с администрацией, психотерапевтические беседы с различными категориями сопровождения, семинары.

Консультационна я – объяснение и психологическая интерпретация отдельных состояний, настроений воспитанников, родителей и педагогов или особенности их поведения в профессиональной и семейной жизни;

Виды работ: индивидуальные, групповые консультации по инициативе самих клиентов и по приглашению психолога.

Психопрофилактическая и психотерапевтическая – предупреждение трудностей в интелллектуальном и личностном развитии, организация восстановительных мероприятий (обучение психической саморегуляции, формирование уверенности в своих силах, развитие творческих потенций, выработка навыков мобилизации в стрессе).

Виды работ: разные виды психотерапии – игровая терапия, арт-терапия, социально-психологический тренинг.

Организационно-методическая - разработка методов диагностики и психопрофилактики по запросу администрации, работа по созданию новых и адаптации старых методов обучения и воспитания, участие в организации предметно-развивающей среды.

При наличии в образовательном учреждении 2-х и более ставок психолога эффективно распределять функциональные обязанности по предпочитаемым видам деятельности педагогов-психологов, с учетом их профессиональной компетентности (например: психолог-диагност, психолог-консультант).

Предлагаемый пакет документов разработан творческой группой практических психологов образовательных учреждений, сотрудниками городского психолого-педагогического центра, психолого-педагогических центров Индустриального и Ленинского района г. Барнаула и апробирован психологами-практиками в 22 образовательных учреждениях города под руководством преподавателей кафедры прикладной психологии АКИПКРО.

Документация обсуждена на 1 краевом съезде практических психологов образования, рассмотрена и одобрена членами экспертно-аналитического центра АКИПКРО.

Предлагаемый пакет документов включает обязательные (основные) формы документации (1-5) и дополнительные (6,7, 8).

Перечень видов документов педагога-психолога.

1. Перспективно-календарный план работы

2. Тематический план мероприятий

3. Журнал учета групповых форм коррекционно-развивающей работы

4. Журнал учета индивидуальных и групповых консультаций и диагностических обследований

5. Аналитический и статистический отчет педагога-психолога

6. Протокол диагностического обследования

7. Психологическая карта ребенка

8. Паспорт кабинета педагога-психолога (при наличии индивидуального кабинета психолога и доплаты за заведывание кабинетом)

Методические рекомендации по оформлению документации

педагога-психолога образовательного учреждения общего типа

Основные формы документации:

Перспективно-календарный план работы

Педагог-психолог ОУ осуществляет планирование своей деятельности на основе перспективного плана работы образовательного учреждения, с учетом его приоритетных направлений, исходя из запроса администрации учреждения и объема выполняемой нагрузки (ставка, 0,5 ставки).

План работы включает направления деятельности психолога и виды работ на текущий учебный год (с августа – сентября по июнь – июль включительно).

Цель отражает основное содержание деятельности педагога-психолога, задачи конкретизируют цель, подчеркивая приоритетные аспекты работы в данный период.

Педагог-психолог планирует работу, учитывая основные направления и функции, регламентированные Положением о деятельности психолога образовательного учреждения общего типа.

В перспективно-календарном плане отражается содержание деятельности психолога (направления работы, темы и формы проведения мероприятий), категория сопровождения, сроки реализации по месяцам, исполнители и отметка о выполнении либо о переносе вида работы по объективным причинам (болезнь, обучение на курсах).

Кроме основных направлений деятельности психолог отражает в плане работу по обеспечению своей профессиональной деятельности: подготовку к проведению диагностики, приобретение и оформление пособий, рекомендаций, посещение библиотеки, занятия по самообразованию.

План педагога-психолога обсуждается и утверждается на педагогическом совете, подписывается руководителем ОУ (по административной линии).

Тематический план составляется на мероприятия, которые предполагают 2 и более встреч с любыми участниками образовательного процесса: школа для родителей, семинар-практикум для педагогов, семинары-тренинги для учащихся и т. п.

Для каждой коррекционной группы разрабатывается тематический план.

В плане указываются общая цель и задачи мероприятия, отдельных встреч. Также план отражает тематику каждого занятия, перечень игр, упражнений, заданий, включенных в содержание занятий. Игровые задания, планируемые для проведения в каждой части занятия (вводной, основной, заключительной) должны иметь название, цель, ход проведения. Психолог может не расписывать ход проведения каждого упражнения, игры в том случае, если оформлена картотека, отражающая несколько вариантов указанной игры.

Тематические планы могут обсуждаться с руководителем методического объединения психологов, сотрудниками ППМС-центров района, ГППЦ, АКИПКРО, проходить экспертизу по профессиональной линии.

Журнал учета групповых форм коррекционно-развивающей работы

В данном журнале педагог-психолог учитывает виды работ, организуемые с разными группами сопровождения. Наиболее эффективно его оформить по типу классного журнала. На каждую группу заполняется отдельный лист.

В графе примечание психолог может указывать тематический план или N занятия, а также комментарии, либо выводы по ходу проведения групповых мероприятий.

Журнал учета индивидуальных и групповых консультаций и диагностических обследований

Журнал отражает индивидуальные приемы и групповые консультации психолога по различной проблематике. Педагог-психолог фиксирует даты и время проведения консультаций и индивидуальных диагностических обследований по инициативе самих клиентов и по приглашению психолога, при этом в 3-4-й графе записывается только шифр и код обращения, при согласии клиента может указываться фамилия.

Примерные коды причин обращения:

1. О…- Проблемы, связанные с обучением

2. В… – Проблемы, связанные с воспитанием

3. П… – Проблемы, связанные с поведением

4. Э… – Эмоциональные проблемы

5. А… – Проблемы, связанные с адаптацией

6. К… – Коммуникативные проблемы

7. ДРО – Проблемы, связанные с детско-родительскими отношениями

8. Проф – Профессиональная ориентация

9. З… – Проблемы, связанные с зависимостями

10. ОМ… – Определение дальнейшего образовательного маршрута

11. Д-ка – Диагностика

Список кодов может быть дополнен психологом ОУ в зависимости от специфики консультаций.

В этом журнале психолог фиксирует выходы в класс (группу) с целью наблюдения за отдельным ребенком, либо всеми детьми.

В графе примечание педагог-психолог может указать дату повторной встречи, рекомендации по поводу обращения к другим специалистам, о зачислении в группу коррекции, либо N протокола обследования.

Аналитический и статистический отчет педагога-психолога

Педагог-психолог представляет качественно-количественный анализ деятельности по итогам работы за учебный год на основе выделенных критериев профессиональной деятельности.

Статистический отчет отражает только количественные данные о проведенных видах работ с различными категориями сопровождения.

Анализ деятельности педагог-психолог предоставляет в конце учебного года на итоговый педагогический совет в произвольной форме на основе статистического отчета и проблемно-ориентированного анализа деятельности.

Формы 1, 2, 3, 4, 5 являются обязательными и требуют своевременного заполнения:

· Перспективно-календарный план оформляется на текущий учебный год (в мае-августе), конкретизируется по ходу проведения видов работы.

· Тематический план оформляется на групповые мероприятия для разных категорий сопровождения на основе перспективно-календарного плана (в мае-августе), а также по мере комплектования коррекционной группы.

· Журнал учета групповых форм коррекционно-развивающей работы заполняется по окончании каждого занятия с регистрацией участников.

· Журнал индивидуальных и групповых консультаций и диагностических обследований заполняется ежедневно после проведения консультативного приема, диагностического обследования.

· Статистический и аналитический отчет заполняется 1 раз в год (предоставляется на итоговый педагогический совет).

Все формы документации хранятся в архиве педагога-психолога в течение 5 лет.

При увольнении психолог обязан передать пакет документов заведующей (директору) образовательного учреждения.

Дополнительные формы документации:

Протокол диагностического обследования

Протокол отражает результаты диагностики детей класса (группы). В графах по горизонтали указывают названия методик диагностического блока (их может быть 2-8, в зависимости от цели обследования, содержания диагностического комплекса и возраста обследуемых), а по вертикали результаты каждого ребенка, выраженные в баллах, либо уровнях. В графе примечание психолог может сделать особые пометки по поводу развития психических функций ребенка, а также о зачислении ребенка в группу коррекции.

Протоколы индивидуального обследования (наблюдения) заполняются в произвольной форме, либо по предложенной схеме. Протоколы могут храниться в папке со всеми протоколами, индивидуальные протоколы – вместе с индивидуальной картой ребенка.

Форма N7 Психологическая карта ребенка

Карта оформляется только на детей, зачисленных педагогом-психологом на индивидуальную или групповую коррекцию (познавательной, эмоциональной – волевой, коммуникативной сфер).

В ходе систематической работы психолога с одним ребенком в течение длительного периода (более 1 года) рекомендуется продолжать заполнять ранее начатую индивидуальную карту. В ходе заполнения психологической карты педагог-психолог может вкладывать в ее содержание продукты самостоятельной деятельности ребенка (рисунки, письменные работы и т. п.), а также вкладыши с указанием проведенных видов психолого-педагогической помощи.

Форма N8 Паспорт кабинета педагога-психолога

Психолог производит паспортизацию кабинета в том случае, если у него оформлен отдельный кабинет (не менее 10 кв. м) и ему осуществляют доплату за заведывание кабинетом.

В паспорте кабинета описываются характеристики помещения, наличие мебели, технических средств, диагностического инструментария, методических пособий и литературы, коррекционно-развивающих программ.

Перспективно-календарный план работы педагога-психолога

на 200_ – 200_ гг.

Анализ деятельности педагога-психолога

Педагог-психолог осуществляет качественный анализ собственной работы, ориентируясь на предлагаемые критерии эффективности профессиональной деятельности.

Критерии эффективности профессиональной деятельности педагога-психолога :

1. Уровень компетентности в выполнении должностных обязанностей и участия в профессиональной деятельности.

· знание теоретических основ психологии, педагогики, философии, социологии;

· соблюдение этического кодекса работы психолога,

· соответствие временных нагрузок психолога по всем направлениям профессиональной деятельности,

· система работы психолога с различными категориями в образовательном процессе (ученик, родитель, учитель, администрация и т. д.),

· участие психолога в работе различных комиссий и выполнение функций, выходящих за рамки его должностных обязанностей,

· самосовершенствование, участие в семинарах, методических объединениях, конференциях, а также курсах повышения квалификации.

Конкретными показателями, соответствующими этому критерию, могут быть следующие умения:

o тактично и корректно высказывать свою точку зрения, обосновывать мировоззренческую позицию,

o давать объективную оценку другим людям и возникающим ситуациям,

o анализировать конкретные ситуации в образовательном процессе, осуществлять выбор адекватных целей и задач,

o адекватно использовать теоретические знания в своей практической деятельности,

o выбирать адекватные способы и приемы при решении профессионально важных задач,

o осваивать нормы, эталоны профессиональной деятельности, достигать в ней мастерства,

o стремиться индивидуализировать свою деятельность, а также осознанно развивать свою индивидуальность средствами профессии,

o проявлять открытость для постоянного профессионального обучения, изменений, накопление опыта,

o ориентироваться в современных проблемах психологии и т. д.

Результативность работы и роль психолога в деятельности образовательного учреждения.

1. организация и результативность психологической подготовки, которая осуществляется в различных обязательных формах психологического просвещения и консультирования,

2. соответствие организации диагностической работы требованиям, предъявляемым к ней; достоверность результатов, доступных и реалистичных рекомендаций по результатам психодиагностической работы, степень их учета и компетентности должностных лиц при реализации,

3. организация и эффективность психопрофилактической работы,

4. компетентность и результативность психокоррекционной работы, степень включенности их в жизнедеятельность образовательного учреждения.

Конкретными показателями, соответствующими этому критерию, могут быть следующие умения:

§ реализовать поставленные цели и задачи в процессе профессиональной деятельности,

§ устанавливать внешние и внутренние связи, взаимодействовать с различными специалистами внутри и вне образовательного учреждения,

§ участвовать в создании предметно-развивающую среду в образовательном учреждении для разных категорий сопровождения,

§ обеспечивать психологическое сопровождение различных участников образовательного процесса,

§ организовывать обучение общению учащихся и других участников образовательного процесса,

§ обеспечивать проявление этичности и этикета во взаимодействии учащихся с родителями, педагогами, сверстниками и т. д.

§ способствовать созданию благоприятного психологического климата в коллективе, который характеризуется продуктивным общением, взаимодействием детей и взрослых,

§ обогащать профессиональный опыт в том числе, за счет личного творческого вклада и т. д.

§ изучать профессиональный психологический опыт своих коллег (района, края, региона, страны и т. д.), с использованием Интернет-ресурсов,

§ Соответствие условий и возможностей для проведения эффективной психологической работы, материальное обеспечение профессиональной деятельности психолога.

1. реальная материально-техническая база,

2. максимальное и продуктивное использование имеющихся ресурсов в своей профессиональной деятельности,

Конкретными показателями, соответствующими этому критерию, могут быть:

§ специально оборудованный кабинет с выделенными секторами для проведения индивидуальных и групповых форм работы,

§ наличие необходимого психодиагностического инструментария,

§ наличие дидактического материала и методических пособий для проведения коррекционно-развивающей работы,

4. Организационно-правовое обеспечение профессиональной деятельности психолога.

§ наличие обязательных нормативных документов, регламентирующих профессиональную деятельность педагога-психолога,

§ наличие основной документации педагога-психолога.

В качестве показателей эффективности профессиональной деятельности также выступают количественные характеристики, представленные в статистическом отчете педагога-психолога.

Статистический отчет о работе педагога-психолога за _________________учебный год

Новости и разделы

Консультация семейного психолога: пример

Консультация семейного психолога: пример

В этой статье мне хочется показать, как различие уровня личностного развития супругов негативно влияет на парное взаимодействие и чем могла бы помочь индивидуальная психотерапия одному из супругов.

В большинстве случаев, подобное различие заключается не только в типологических особенностях личности каждого из них, но и уровне сформированности необходимых личностных способностей. Чем более развита личность, тем успешнее человек справляется с жизненными трудностями. Соответственно, чем менее развита личность человека, тем быстрее он «ломается» под воздействием трудностей. Одной из таких способностей является умение самостоятельно определить, когда человеку нужна помощь и обратиться за ней.

Вот, собственно и почему, в своей практической работе я уделяю огромное внимание личностному развитию и наряду с семейным консультированием и психотерапией, провожу индивидуальную терапию и групповые занятия по личностному росту.

Простой пример помощи семейного психолога молодой паре.

У молодой пары без детей (супруги вместе 7 лет) в течение последних пяти лет постоянные проблемы с финансами. Мужчина никак не может найти стабильную работу: то нестабильный заработок, то заработок недостаточный для содержания семьи, то, вообще, нет никакой работы. В семье нарастает напряжение — жена недовольна, жалуется на то, что ей одной тяжело обеспечивать приемлемый уровень жизни, а тут еще муж настаивает на воплощении его фантазии на тему секса втроем. Поскольку для женщины подобные отношения недопустимы, она уговорила мужа обратиться к психологу для разрешения острой ситуации. Основной запрос был таким: «Скажите, что нам делать?».

Для уточнения запроса семейный психолог обратилась к мужу, как он реагирует на предложение жены? Мужчина отозвался одобрением и поддержкой, поскольку: «Раньше ссор в отношениях не было».

С одной стороны, из системной семейной психотерапии мы знаем, что к семейному психологу, как правило, обращается носитель симптома (человек, который не справляется с ситуацией), но на практике получается, что если один из партнеров имеет более развитую личность и способен оценить, что нуждается в помощи и обратиться за ней, то, скорее всего это говорит за здоровье, чем за его отсутствие. В этой паре однозначно личность женщины лучше сформирована и оказалась более развитой. У нее стабильная работа со средним заработком, на работе ровные отношения, есть близкие подруги, с которыми регулярно встречается и общается. Несмотря на жизненные сложности, она сохраняет позитивный настрой и готова сознательно откликаться на возникающие проблемы. Эмоционально устойчива. С матерью и сестрой сохраняет и поддерживает близкие, теплые отношения. Верно оценивает, что ей подходит, а что нет и сохраняет твердость своей позиции. Почему она сохраняет эти отношения? Она выросла в неполной семье и ценность отношений с мужчиной, даже психологически нестабильным для нее высока: «Я его люблю». В принципе, она довольна отношениями, поскольку в паре есть взаимопонимание и любовь. Однако ей становится тяжело, когда она сталкивается с «непонятными» желаниями мужа, начинает нервничать, и, соответственно, не принимает их, а муж настаивает на их воплощении в реальности.

С другой стороны, у мужа нет постоянного общения с друзьями — встречаются по случаю или общение ограничивается только взаимодействиями с коллегами по работе и женой. Муж вырос в полной семье. Однако отношения с родительской семьей у мужа сложные и конфликтные, что он весьма тяжело переживает. Основной цикл жизни проходит по принципу — работа — дом — работа. Стабильной работы на протяжении последних пяти лет нет. Сильно тревожится из-за невозможности обеспечить достойный финансовый уровень. Однако тревога не является осознаваемой, как и напряжение из-за конфликтов с родителями (осознается только злость). После нескольких уточняющих вопросов мужчина признает, что ему «бывает тяжело и напряжение есть». Однако не может дифференцировать тревогу, но подчеркивает, что мысли о будущем не дают спокойно спать по ночам, также плохо дифференцирует собственные эмоциональные состояния, обращает внимание только на сильные эмоции. В момент обсуждения темы отношений с родителями становится эмоциональным, говорит отрывисто, интонация голоса заметно повышается, меняется в лице. Фантазировать на тему секса втроем стал после какой-то телевизионной передачи, которая его поразила: «Меня пронзило». Фантазии носят циклический характер, то появляются, то исчезают. Как правило, они появляются на работе, когда он «на сутках» и вынужден проводить много времени в одиночестве. Именно в одиночестве, как правило, появляются навязчивые фантазии, а это говорит о том, что уровень тревоги повышается, что весьма характерно.

Смысл фантазий сводится к тому, что он наблюдает за тем, как с его женой занимается сексом другой мужчина. В момент фантазии переживает ревность, страх, что, если это случится на самом деле, то жена может больше заинтересоваться другим мужчиной и бросить его. Однако когда он представляет себе подобную картину, то наряду с негативными переживаниями, получает удовольствие от того, что делает другой мужчина с его женой. Иногда в его фантазиях он одновременно с другим мужчиной овладевает своей женщиной: «…да, орально и вагинально одновременно». Когда я его спрашивала о том, что может чувствовать его жена в этой ситуации, он отвечал, что он хочет, чтобы она была счастлива. Гипотетически, здесь можно предположить, что у мужа есть выраженные садо-мазохистические тенденции, что может говорить о дефиците уверенности в себе и самоутверждения. Проясняя свои предположения, я спросила у мужчины, как он оценивает себя как профессионала. На что он ответил, что с профессиональной точки зрения доволен своими достижениями, но отмечает, что все время на чем-то «зацикливается».

Однако жена говорит о том, что никакого удовольствия от подобных фантазий мужа не чувствует: «Получается, что он, как будто бы, сутенер, а я, как будто бы, проститутка, и он «подкладывает» меня под другого мужчину. Мне это неприятно. Иногда я думаю, что если он не прекратит, то дело может дойти до развода». Когда же я попыталась прояснить у женщины, какие именно чувства вызывают у нее неприятное переживание, она замкнулась, что явилось для меня сигналом к тому, что она очень ранится сложившейся ситуацией и не может откровенно проговорить все свои чувства рядом с мужем. На вопрос о том, что ей мешает проговорить какие именно чувства у нее возникают, она ответила, что тоже не против чего-нибудь остренького, но в пределах разумного. В ответ на мой комментарий, какие чувства появились бы у меня в связи с этой ситуацией (тревога: «что происходит?», ситуация показалась бы мне небезопасной: я бы почувствовала страх, задумалась бы: «ценит ли муж меня лично и наши отношения», «любит ли он меня?», то есть для меня под угрозой оказались бы базовые мотивации отношений), она промолчала. Однако я посчитала необходимым пояснить, что, возможно, муж не так бы настаивал на реализации своих фантазий, если бы знал истинные чувства своей жены и смог бы понять, в связи с чем именно она отказывается его поддержать.

В ответ на подобное замечание жены и мой комментарий, муж сказал о том, что боится потерять их отношения, потому что любит свою жену и не хочет, чтобы ей было неприятно, но не может избавиться от фантазий. Поскольку мужчина сам смог сфокусировать свою проблему, мне удалось еще больше сузить проблематику и подчеркнуть, что, действительно, здесь можно предположить, что фантазии выполняют роль разрядки (дефлексия — в гештальт-терапии механизм прерывания контакта), с помощью которых он может на какое-то время избавляться от напряжения и тревоги, возникающих из-за реальных жизненных событий. Мужчина уточнил, как проявляется тревога, я пояснила. Подумав, мужчина согласился с тем, что фантазии, действительно спасают. Здесь мы видим достаточно часто встречающийся механизм — сексуализацию тревоги.

Соответственно, что для меня как для семейного психолога. гештальт-терапевта, было важно донести до пары следующие вещи:

1. Несмотря на противоречия, супруги сохраняют хороший контакт — могут практически откровенно обсуждать свои проблемы, за исключением признания важности проговаривания негативных чувств, что помогло бы им лучше регулировать парные отношения. Не исключаю тот момент, что смущение могло проявиться в присутствии третьего лица, психолога.

2. Супруги готовы идти друг другу на уступки и хорошо друг к другу относятся. В паре все в порядке с уважением — даже настаивая на реализации своих фантазий, муж старается прислушаться к тому, что говорит жена, поэтому обратился вместе с ней к психологу.

3. Уровень сексуальной совместимости высокий, нет сексуальной аверсии (отвращения друг к другу на сексуальном уровне).

4. Также для меня было очевидно, что навязчивые фантазии мужа выполняют роль психологической разрядки — снятия напряжения, появляющегося из-за высокого уровня тревоги по поводу работы и конфликтов с родителями, с чем мужчина в итоге согласился.

5. Мужу была рекомендована личная психотерапия для наработки навыков регулирования тревоги и напряжения, а также для повышения психологической устойчивости в моменты стресса и для разрешения сложившейся ситуации с работой и родственниками.

Консультация длилась час и я не стала углубляться в исследование природы фантазий мужа, в которых для меня было несколько интересных моментов, оставшихся не проговоренными, в частности, мотив конкуренции и желание принизить жену, по всей видимости, как более социально успешную. Углубление изучение фантазий было невозможным из-за высокого уровня смущения (стыда) и деликатности темы, и больше подходит для индивидуальной психотерапии. Также остался «за бортом» факт повышения супружеской тревоги, как дестабилизирующего фактора, ставящего отношения под угрозу разрыва.

Анализ необходимости индивидуальной психотерапии.

Однако здесь следует отметить, что низкая стрессоустойчивость мужа, проявляющаяся в данный момент времени, говорит о том, что навыков самоподдержки и саморегуляции не хватает, что приводит к дополнительному напряжению в отношениях, поскольку предлагаемый способ разрядки и поведения не подходит для его жены и вызывает конфликты. Следует отметить, что повышая уровень функциональности собственной личности, мужчина мог бы быстрее справиться с проблемами социального взаимодействия и решить проблемы с работой, в том числе и родительской семьей. Такие важные способности, которые проявляются как навыки, в самоуспокоении, самоподдержке в моменты стресса — отражают уровень зрелости личности и увеличивают необходимую стрессоустойчивость в моменты жизненных кризисов. Семь лет партнерских отношений характеризуются все-таки усилением динамики эмоциональных взаимодействий и обострением противоречий, с учетом того, что, как правило, личности супругов не развиваются равномерно.

Таким образом, индивидуальная психотерапия позволила бы:

1. Сформировать необходимые навыки эмоциональной саморегуляции — перестать «копить» напряжение и тревогу.

2. Повысить уверенность в себе.

3. Снизить риск развития аффективных нарушений.

4. Сократить разрыв в развитии мужчины и женщины, что снизило бы уровень тревоги в парных отношениях и придало бы устойчивости и уверенности в совместном бытии.

5. Разрешить проблемы социальной адаптации.

6. Перестать замыкаться на проблемах и фантазировать, а наладить социальные контакты с друзьями (мужчина достаточно хорошо выражает собственные мысли и мог бы быть интересен другим людям в общении), что также бы способствовало социализации.

С уважением, Мария Романцова, семейный психолог, гештальт-терапевт

P.S. По всем вопросам можно обращаться по телефону +7 (926) 197 — 64 — 39

Статья взята с сайта: http://mistressoffate.com/konsultaciya-semejnogo-psixologa-kogda-odnomu-iz-suprugov-nuzhna-individualnaya-psixoterapiya/

Дата: 19 октября 2015 г.