Руководства, Инструкции, Бланки

в 1837 1841 гг под руководством п.д киселева была осуществлена img-1

в 1837 1841 гг под руководством п.д киселева была осуществлена

Рейтинг: 4.7/5.0 (1842 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

Реформа управления государственными крестьянами под рук

Реформа управления государственными крестьянами под рук. Киселева.

В первые годы своего царствования Николай 1 не придавал большого значения крестьянскому вопросу. Постепенно, однако, царь и его ближайшее окружение приходили к мысли, что крепостное право таит в себе опасность новой пугачевщины, что оно задерживает развитие производительных сил страны и ставит ее в невыгодное положение перед другими странами - в том числе и в военном отношении.

Разрешение крестьянского вопроса предполагалось вести постепенно и осторожно, рядом частичных реформ. Первым шагом в этом направлении должна была стать реформа управления государственной деревней. В 1837 г. было создано Министерство государственных имуществ, которое возглавил П. Д. Киселев. Это был боевой генерал и деятельный администратор с широким кругозором. В свое время он подавал Александру 1 записку о постепенной отмене крепостного права. В 1837-1841 гг. Киселев добился проведения ряда мер, в результате которых удалось упорядочить управление государственными крестьянами. В их деревнях стали открываться школы, больницы, ветеринарные пункты. Малоземельные сельские общества переселялись в другие губернии на свободные земли.

Особое внимание киселевское министерство уделяло поднятию агротехнического уровня крестьянского земледелия. Широко внедрялась посадка картофеля. Местные чиновники принудительно выделяли из крестьянского надела лучшие земли, заставляли крестьян сообща сажать там картофель, урожай изымали и распределяли по своему усмотрению, иногда даже увозили в другие места. Это называлось “общественной запашкой”, призванной страховать население на случай неурожая. Крестьяне же увидели в этом попытку внедрить казенную барщину. По государственным деревням в 1840-1844 гг. прокатилась волна “картофельных бунтов”.

Помещики тоже были недовольны реформой Киселева. Они опасались, что попытки улучшить быт государственных крестьян усилят тяготение их крепостных к. переходу в казенное ведомство. Еще большее недовольство помещиков вызывали дальнейшие планы Киселева. Он намеревался провести личное освобождение крестьян от крепостной зависимости, выделить им небольшие земельные наделы точно определить размер барщины и оброка.

Недовольство помещиков и “картофельные бунты” вызвали в правительстве опасение, что с началом отмены крепостного права придут в движение все классы и сословия огромной страны. Именно роста общественного движениям больше всего боялся Николай 1. В 1842 г. на заседании Государственного совета он сказал: “Нет сомнения, что крепостное право, в нынешнем его положении у нас, есть зло, для, всех ощутительное и очевидное, но прикасаться к нему теперь было бы делом еще более гибельным”.

Реформа управления государственной деревней оказалась единственным значительным мероприятием в крестьянском вопросе за все 30-летнее царствование Николая 1.

Цели, поставленные перед этой реформой, были широкими, а именно - показать на опыте реформы управления государственными крестьянами «пример для дворянства» в части «благоустройства крестьян» и тем самым «побудить их к согласию на изменение положения крепостных крестьян». Под этим лозунгом Киселев и осуществлял свои преобразования в управлении государственными крестьянами. Однако поставленной «цели» он не достиг и достигнуть не мог.

Киселев слыл за либерала и считался главным советником царя по крестьянскому вопросу. В 1836 г. Киселев стал во главе V отделения канцелярии «его императорского величества», которому было поручено ведение делами государственных крестьян. Государственными крестьянами до этого времени ведало министерство финансов. И это было не случайно, ибо феодально-крепостное государство стремилось выколотить из государственных крестьян как можно больше податей.

Государственных крестьян было в то время около 10 млн. мужских душ. Положение их отличалось от положения помещичьих крестьян тем, что они эксплуатировались не отдельным помещиком, а классом крепостников и крепостным государством в целом.

На государственных крестьянах лежали тяжелые повинности: устройство дорог, ямская повинность, корабельная - по рубке и заготовке леса и т. п. Государство брало с них большие подати, представлявшие один из основных источников доходов казны. Часть государственных крестьян, особенно на Украине, работала на арендаторов казенных имений, так называемых посессоров, отбывая своеобразную барщину. В связи с реформой, проведенной Киселевым, для управления государственными крестьянами в 1837 г. было создано специальное министерство государственных имуществ, во главе которого был поставлен он сам. На местах - в губерниях - были созданы губернские палаты, в округах и уездах были назначены окружные начальники. Округа делились на волости с шестью-восемью тысячами мужского крестьянского населения. В волости выбирался волостной старшина и два заседателя. При них находился писарь. Сельский сход, «мир», избирал в деревне старосту.

Волостной старшина обладал административными правами, мог приговорить крестьянина к штрафу до 1 рубля, наказать его ударами палок до 20 раз и даже посадить под арест на срок до шести дней. Старшина и староста находились под прямым контролем уездных царских чиновников.

Таким образом, суть реформы, которую провел граф Киселев в управлении государственными крестьянами, сводилась к усилению сверху донизу органов власти, управлявших государственными крестьянами.

Наряду с этим был уточнен порядок обложения крестьян податями и усовершенствована система взимания их.

Положительным моментом в реформе Киселева было создание волостных и сельских самоуправлений и увеличение земельных наделов в тех селениях, где было чрезмерное малоземелье. Но это увеличение наделов было крайне недостаточным и мало меняло положение подавляющей массы государственных крестьян. В то же самое время над государственными крестьянами усиливалась власть и произвол царских чиновников, крестьянские сходы были полностью под их контролем, выросли повинности государственных крестьян по строительству дорог, мостов, рубке леса и т. д. и не даром среди крестьян пошел разговор, что их продали «в удел» Киселеву.

В результате перестройки аппарата по управлению государственными крестьянами Киселеву удалось добиться «снижения» недоимок, т. е. выжать из крестьян гораздо больше средств, чем до тех пор. Количество недоимок до реформы Киселева составляло 33 млн. рублей, а после его реформы оно снизилось до 17 млн. рублей.

Реформа Киселева вызвала обострение борьбы государственных крестьян против усиления их эксплуатации крепостническим государством. Но она не оказала серьезного влияния на положение государственных крестьян и не послужила никаким поводом или примером к изменению положения помещичьих крестьян, как это замышлялось в начале ее проведения.

Другие статьи

Онлайн-тесты на: Политическая история России и зарубежных стран - все вопросы (72


1066. Реформы П.Д. Киселева 1837-1841 гг. Касались крестьян
Государственных

1067. Решающим сражением Северной войны стала битва русских со шведами
под Полтавой

1068. Решающим шагом в реализации нэпа стала замена:
Продразверстки продналогом

1069. Решающую роль в создании РСДРП сыграла газета
«Искра»

1070. Решающую роль в установлении советской власти в Грузии, Армении и Азербайджане в 1920-1921 гг. сыграли(-а):
Красная Армия

1071. Решение о развертывании партизанского движения было принято в:
июле 1941 г

1072. Ритуал венчания на царство был разработан
Митрополитом Макарием

1073. РККК формировалась:
Из добровольцев, достигнувших 18 лет

1074. Родовой вотчиной Владимира Мономаха был:
Переяславль

1075. Родоначальником Московской княжеской династии был князь
Даниил Александрович

1076. Родоначальником революционного направления общественно-политической мысли в России был:
А.Н. Радищев

1077. Родоначальником Тверской княжеской династии был:
Ярослав Ярославович

1078. Родственником половецких ханов был русский князь
Мстислав Удалой

1079. Российские войска были окончательно выведены из Германии в:
1994 г

1080. Россия была объявлена республикой с унитарным государственным устройством в:
сентябре 1917 г

Реформы П

Реформы П.Д. Киселева

Эта статья требует оформления и доводки.

В этой статье необходимо:
  1. Улучшить стиль написания статьи
  2. Оформить структуру (разделы) статьи
  3. Проставить и заполнить карточки и элементы страницы
  4. Аккуратно разместить и подписать изображения
  5. Викифицировать ключевые слова и даты в тексте
  6. Подписать сноски и ссылки

Если вы желаете оформить данную статью, пожалуйста, отредактируйте данный шаблон в тексте статьи, дописав в него |Своё имя

Если вы считаете, что материала в статье недостаточно или он не завершён, проставьте, пожалуйста, шаблон <> с соответствующими параметрами и поясните на странице обсуждения, чего именно недостаёт в статье. Не забудьте убрать данный шаблон со страницы по завершении работ над её оформлением.

Чтобы увидеть количество и список недоведённых статей, добавьте на свою личную страницу шаблон << К оформлению >>. или перейдите сюда: Категория:Википедия:Статьи к оформлению .

Реформы П.Д. Киселева  — это статья, описывающая попытки решения крестьянского вопроса Павлом Дмитриевичем Киселевым, проведенная в 1837-1841 годах.

На протяжении всей истории нашего государства вопрос эффективного проведения той или иной управленческой реформы всегда волновал умы российских политиков. Изучение экономических проблем, возможность их своевременного предотвращения, а также формирование эффективной системы управления является актуальным и на сегодняшний день, поскольку все это непосредственно определяет уровень качества жизни граждан нашей страны.

Одним из наиболее сложных направлений по-прежнему является совершенствование аграрной политики. В России проблемы проведения аграрной реформы всегда имели большое значение. Исследователи пытались найти ответы на вопросы о приоритетных направлениях реформ, наиболее приемлемых методах государственного регулирования, о судьбах российского крестьянства. [1] .

Крестьянский вопрос был основополагающим и приоритетным для Российских императоров, Екатерина II первая поставила вопрос об отмене крепостного права, но натолкнулась на оппозицию консервативно настроенного русского дворянства и крестьянскую войну. Следствием крестьянской войны под руководством Е.И. Пугачева в 1773 – 1775 годах, стало ужесточение правительственной политики, ухудшение положения крестьян.

При Александре I вновь предпринимается попытка решения крестьянского вопроса. Указ о вольных хлебопашцах 1803 года стал следующей попыткой решения вопроса об отмене крепостного права.

При Николае I, после восстания декабристов 1825 года, правительство вновь обращается к разработке крестьянского вопроса.

В апреле 1835 года было образовано 5 отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии под руководством П.Д. Киселева для разработки проекта крестьянской реформы. Павел Дмитриевич Киселев был сторонником отмены крепостного права, но при этом предлагал решить этот вопрос постепенно и без потрясений для государства. Еще, не будучи министром, он уже получил право личного еженедельного доклада государю, имея колоссальные возможности для реализации собственных реформаторских идей. Преобразования предполагалось начать с Санкт-Петербургской губернии, поэтому была учреждена Санкт-Петербургская Контора казенных имуществ, в которую из Министерства финансов передавались все дела о государственных крестьянах и имуществах данной губернии. [2] .

Однако, чтобы развить свою мысль в целостную программу, а также подкрепить ее положительными результатами, Киселеву недостаточно было заведовать государственными имуществами и крестьянами только одной губернии, ему необходимо было насколько это возможно увеличить масштабы предварительного изучения.

В мае 1836 года Павел Дмитриевич обратился к государю с прошением направить в Московскую, Псковскую, Курскую и Тамбовскую губернии чиновников для проведения ими ревизии государственных имуществ. По окончании проверки каждый из чиновников должен был предоставить копию своего официального донесения губернатору, который, в свою очередь, рассмотрев доклад на все предметы проведения ревизии, выносил те или иные замечания.

Киселев считал необходимым самому лично вглядеться в положение крестьян и удостовериться в удобстве применения тех или иных начал, которые предполагались для устройства государственных имуществ и в особенности казенных крестьян, поэтому он отправился в некоторые уезды Санкт-Петербургской губернии, а затем в Псковскую, Курскую и Московскую. Возвратившись, он представил краткий доклад императору Николаю I, в котором были намечены основные направления для разработки проекта реформы. Киселев был уверен в том, что введение особого управления государственными имуществами в губерниях является необходимым и первостепенным действием, предшествующим предполагаемому изменению в податной системе, которое может совершиться с успехом, только если новое управление приобретет полную и справедливую доверенность у народа. [3] .

Проект будущих преобразований П.Д. Киселев представил Николаю I в мае 1837 года, который предполагал учреждение министерства государственных имуществ, губернских палат государственных имуществ, окружного управления, волостного управления, сельского управления, сельский полицейский устав, сельский судебный устав, главные основания хозяйственного устава, учреждение штатов.

27 декабря 1837 года было сформировано Министерство государственных имуществ. в ведение которого находились: казенные, заселенные и пустопорожние земли; казенные оброчные статьи; леса казенного ведомства. Тогда же был утвержден и подписан указ о назначении П.Д. Киселева министром государственных имуществ.

Надо отметить, что Павел Дмитриевич в управлении государственными крестьянами отодвинул финансовую цель на второе место. Он считал, что крестьяне, прежде всего, нуждаются в покровительстве, которое поспособствовало бы улучшению их благосостояния.

Предполагалось введение нового порядка управления государственными крестьянами: учреждение центрального органа, открытие местных палат, прием государственных имуществ, создание окружных, волостных и сельских управлений. Новая система была создана для управления казенными имуществами, попечительства над государственными крестьянами, для заведывания сельским хозяйством.

В каждой губернии формировались Палаты государственных имуществ, состоявшие из двух отделений: хозяйственного и лесного. Во главе округа стоял окружной начальник. В зависимости от численности государственных крестьян округ государственных имуществ мог охватывать один или несколько уездов. Округа, в свою очередь, подразделялись на волости. в каждой из которых избиралось волостное правление сроком на три года, состоявшее из волостного главы и двух «заседателей» (по хозяйственной и полицейской части). Волости подразделялись на сельские общества, включавшее в себя одно или несколько селений. Сельский сход состоял из представителей домохозяев от каждых пяти дворов и избирал сельского старейшину сроком на три года, для исполнения полицейских функций – сотских (одного от 200 дворов) и десятских (одного от 20 дворов).

Для рассмотрения мелких тяжб и проступков крестьян избирались волостные и сельские «расправы», то есть суды, в состав которых входил судья и несколько заседателей.

Сохранялось общинное землепользование с периодическими переделами земли внутри общины, оброчную повинность с учетом доходности крестьянского надела. Для уравнения оброчных платежей в соответствии с доходностью земли было предусмотрено проведение земельных кадастров. Это позволило облегчить для крестьян оброчный гнет. Для улучшения медицинского обеспечения на селе заводились медицинские пункты. В дальнейшем, благодаря П.Д. Киселеву, были учреждены сельские приходские училища. [4] .

Данная реформа устраняла предъявление своих прав помещиками на государственные земли и приравнивала крестьянские наделы к остальным видам государственной собственности. Было важно оградить крестьянские хозяйства от распада, вводить в их жизнь улучшения, поднимать их доходность следить за уравнительным распределением земли между крестьянами. [5] .

Несомненно, реформа П.Д. Киселева является ярким примером преобразования государственной системы управления, поскольку положила начало по организации местного самоуправления, произвела некоторые изменения в правовом статусе государственных крестьян, судопроизводству был придан более либеральный и всесословный характер и др. Однако, поставленной цели так и не удалось достичь, поскольку в результате перестройки аппарата управления была создана еще большая опека органами власти над крестьянами, усовершенствована система обложения и взимания податей, что в дальнейшем вызвало массовые волнения государственных крестьян в 1841-1843 годах. Но есть и существенные плюсы, так как некоторые социальные программы реформы все же удалось воплотить в жизнь: народное просвещение, здравоохранение, общее благоустройство. При правлении Николая I большое внимание уделялось крепостному вопросу, по указу императора были созданы около 7 секретных крестьянских комитетов, разрабатывающих условия освобождения крестьян. Реформа П.Д. Киселева, стала первым шагом в решении проблемы освобождения страны от векового рабства.

Примечания
  1. ^ Ларцева С.А. Салахутдинова Р.Р.,Аграрная политика России: история и вызовы современности // Власть. 2013
  2. ^ Воронов И.И.,Министерство земледелия в эпоху Николая 1 (1837-1856 гг.) // Вестник Оренбургского государственного университета. 2013
  3. ^ Десятовский А.П. Граф П.Д. Киселев и его время. Материалы для истории Александра 1, Николая 1 и Александра 2: в 4 т. СПб: Типография М.М. Стасюлевича. 1882
  4. ^ Румянцев Р.А. «Революция сверху»: реформа государственной деревни графа П.Д. Киселева (1837-1841 годы) // Вестник Екатерининского института. 2008
  5. ^ Иванова Е.Ю. Из опыта законодательного оформления управленческой реформы (на примере реформы государственной деревни П.Д. Киселева 1837-1841 г.г.) // Вестник Тамбовского университета. Серия: гуманитарные науки. 2011

Россия во второй четверти XIX века

Россия во второй четверти XIX века

После смерти Александра I, императором стал его младший брат Николай I (1825—1855). Реакционные тенденции во внутренней политике в годы его правления значительно усилились. Вступая на престол, Николай I следующим образом сформулировал программу своего царствования: «Революция на пороге России, но, клянусь, она не проникнет в нее, пока во мне сохранится дыхание жизни…»

В системе государственного управления при Николае I еще больше выросла роль бюрократии. На высшие государственные посты, как правило, назначались военные. Властные полномочия во многом перешли от системы министерств к императорской канцелярии. Особое место занимало Третье отделение канцелярии, выполнявшее функции политической полиции. Главной задачей этого отделения с приданным ему корпусом жандармов было осуществление политического сыска в стране и борьба с антиправительственными движениями.

Важную роль играло и Второе отделение императорской канцелярии, занимающееся кодификацией (упорядочиванием) российского законодательства. Под руководством возвращенного из ссылки М. М. Сперанского были обобщены законы, принятые после Соборного уложения 1649 г. Все законы, опубликованные в хронологическом порядке, составили «Полное собрание законов российской империи» в 45 томах. Действующие же законы составили отдельный «Свод законов» в 15 томах.

Николай I создал ряд секретных комитетов для рассмотрения крестьянского вопроса, однако, на отмену крепостного права не решился. Были приняты лишь частные меры, несколько улучшившие положение крепостных крестьян: было запрещено отдавать их на заводы, продавать крестьян поодиночке (разрушая таким образом семьи) и без земли. В 1837—1841 гг. под руководством графа П. Д. Киселева проведена реформа управления государственными крестьянами, несколько улучшившая их положение (крестьяне, жившие на государственных землях, составляли более 1/3 крестьянского населения).

В целом же в середине XIX в. Россия стала образцовым бюрократически-полицейским государством, которое выполняло главным образом одну — охранительную — функцию. Разразившаяся в 1853—1856 гг. Крымская война вызвала кризис государственного механизма, поиски выхода из него привели к реформам 1860—1870-х гг.

Во второй четверти XIX в. при правлении Николая I, внешнеполитический курс России мало чем отличался от политики его предшественника. Продолжалось продвижение на Кавказ. В результате войн с Ираном (1826—1828) и Турцией (1828—1829), в состав России вошли Армения и Азербайджан.

На Северном Кавказе продолжалась борьба с горцами, особенно обострившаяся после создания в Северном Дагестане и Чечне исламского государства — имамата во главе с Шамилем (1834). Только в 1859 г. Шамиль был взят в плен, а в начале 1864 г. русскими войсками были подавлены последние очаги сопротивления. В результате, после окончания Кавказской войны, завершилось присоединение Кавказа к России.

Во второй четверти ХIХ в. Россия продолжала играть видную роль в европейских делах. Николай I стремился поддерживать существующий порядок в Европе и выступал за подавление революционного движения в других странах. В 1849 г. русские войска подавили революцию в Венгрии.

Однако к середине ХIХ в. позиции России оказались ослабленными. Англия и Франция, недовольные активной ролью России в мировой политике, в 1853 г. вмешались в очередной русско-турецкий конфликт на стороне Турции. Разгорелась война, в которой России пришлось столкнуться с тремя сильными противниками. Эта война получила название Восточной или Крымской, так как основные военные действия развернулись на территории этого полуострова. Главным событием войны была героическая оборона русскими войсками Севастополя в октябре 1854 — августе 1855 г. Военно-техническая отсталость России по сравнению с передовыми капиталистическими государствами обусловила поражение русской армии. В марте 1856 г. был подписан Парижский мирный договор, по которому Россия потеряла южную часть Бессарабии, лишилась права держать военный флот и иметь крепости на Черном море. Результатом поражения России в Крымской войне явилось ослабление ее международных позиций, обострение внутренних противоречий в стране.

В 30—50-е гг. XIX в. несмотря на гнет николаевского режима, продолжалось формирование различных общественно-политических течений.

Сторонники революционного направления организовывали различные кружки, занимавшиеся, в основном, разработкой революционной идеологии. Именно в это время в Россию впервые проникают социалистические идеи, преимущественно европейских социалистов-утопистов. Самым крупным тайным обществом стал действовавший в 1844—1849 гг. в Петербурге кружок петрашевцев (назван по имени его руководителя М. В. Буташевича-Петрашевского). Помимо пропаганды европейских социалистических учений, петрашевцы выступали за ликвидацию самодержавия и крепостного права, за переход к демократической республике. Царизм жестоко расправился с пропагандистами этих идей: военный суд приговорил 21 человека (в т. ч. М. В. Буташевича-Петрашевского и Ф. М. Достоевского) к смертной казни, замененной в последний момент каторгой.

Большую роль в формировании и распространении революционной идеологии сыграли революционные демократы Н. Г. Чернышевский, А. И. Герцен и В. Г. Белинский. Они занимались разработкой и пропагандой идей крестьянского социализма, рассматривая возможность перехода России к социализму через общину, минуя капиталистическую фазу.

С других позиций выступали с критикой существовавших в стране порядков либералы, связывавшие будущее страны не с борьбой против самодержавия, а с реформами. Они считали необходимым преобразование социально-политического строя страны в конституционную монархию, отмену крепостного права, введение свободы слова и свободы совести. Либералы боялись революционных выступлений и считали, что необходимые реформы должны проводиться «сверху».

Либеральное движение в России не было единым. Оно подразделялось на два течения — славянофильство и западничество. Славянофилы (братья К. С. и И. С. Аксаковы, И. В. и П. В. Киреевские, А. С. Хомяков и др.) исходили из идеи национальной самобытности России и выступали против всяческих заимствований с Запада. Западники (Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин, В. П. Боткин и др.) считали Россию неотъемлемой частью европейской цивилизации и призывали к проведению реформ по европейскому образцу. Идеологические построения славянофилов и западников оказали заметное влияние на последующее развитие российской общественно-политической мысли.

Наконец, третье направление в развитии общественной мысли представляли консерваторы. Идеологи консерватизма (Н. М. Карамзин, С. С. Уваров, С. П. Шевырев и другие) выступали за сохранение существующего строя, доказывая необходимость и «исконность» самодержавия и крепостного права. Особенно широкое распространение получила выдвинутая в 1830-е гг. министром просвещения С. С. Уваровым теория официальной народности, суть которой выражалась формулой «Православие, самодержавие, народность». Эта теория включала положения о единении царя с народом, об отсутствии противоречий в русском обществе, о невозможности и ненужности коренных социальных изменений в России. Данная теория стала одной из опор самодержавия и широко пропагандировалась через прессу, внедрялась в систему образования.

Таким образом, в первой половине XIX в. в российском обществе сформировались основные идейно-политические течения — революционное, либеральное и консервативное, которые отразили назревшие потребности социально-экономического и политического развития страны и оказали заметное влияние на дальнейший ход ее истории.

1. Укажите особенности социально-экономического развития России в первой половине XIX века.

2. Охарактеризуйте политический строй страны в первой половине XIX века.

3. Покажите основные направления внутренней политики Александра I и Николая I.

4. Расскажите об основных событиях отечественной войны 1812 года.

5. Перечислите основные направления внешней политики России в первой половине XIX века.

6. Дайте характеристику основных общественно-политических течений российского общества в первой половине XIX века.

Все темы данного раздела:

Отечественная история
Рекомендовано Межвузовским ученым советом Центросоюза РФ в качестве учебного пособия для студентов кооперативных высших учебных заведений Ставрополь, 2002

I. История как наука
Уже длительное время во многих странах мира идет разработка модели образования XXI века. На базе скрупулезных исследований ученые приходят к заключению, что высшая школа должна готовить высококвали

Образование древнерусского государства
В настоящее время с достаточной долей вероятности можно говорить, что накануне выхода славян в VI в. н. э. на сцену Великого переселения народов под своим именем (словене) они занимали территорию п

Политический строй и социально-экономическое развитие Древней Руси
В истории Киевской Руси выделяется три периода: период становления; укрепления и расцвета; разложения. Первый период, хронологические рамки которого определяются IX — концом X в. связан с деятельн

Причины и значение принятия Русью христианства
Тема христианизации представляет сегодня большой интерес ввиду того, что сейчас происходит эпоха «Второго Крещения Руси». Князь Владимир после восшествия на престол, произвел своего рода

Политическая раздробленность Руси: причины, сущность, последствия
Со второй трети XII в. Русь входит в период феодальной раздробленности (Западная Европа соответственно — в X—XII вв.). Единое государство разделяется на ряд самостоятельных княжеств-земель: Киевску

Владимиро-Суздальское княжество
Северо-восточная часть территории Древнерусского государства отличалась рядом особенностей в своем социально-политическом строе. Будучи сравнительно удаленной от центра Древнерусского государства,

Галицко-Волынская земля
Сложный и противоречивый характер приняло историческое развитие в юго-западных областях Древнерусского государства — в Галиче и на Волыни. Галицкое и Волынское княжества выделились (первое в 90-х г

Монголо-татарское нашествие на Руси и его последствия
В начале XIII в. монгольские племена, кочевавшие на территории нынешней Монголии, объединились в одно государство во главе с Чингисханом. Они завоевали Северный Китай, территорию Сибири, Среднюю Аз

Формирование Московского государства в XIV—XV вв.
Российское централизованное государство сложилось на северо-восточных и северо-западных землях Древней Руси. В его формировании ведущую роль играл политический фактор — необходимость противостояния

Россия в XVI веке. Внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного.
Россия в XVI в. переживала сложные и противоречивые процессы: завершалось объединение русских земель вокруг Москвы, стремительно расширялась территория Российского государства, своеобразно формиров

Смутное время
«Смутным временем» современники, а за ними и историки, назвали период кризиса российской государственности на рубеже XVI и XVII вв. Ныне Смута характеризуется как гражданская война, охватывающая вр

И политический строй России в XVII веке
Во время правления Алексея Михайловича Романова (1645—1676) происходило укрепление царской власти и дальнейшее развитие феодально-крепостнической системы. Господствующий класс в лице феодальных зем

Внешняя политика России в XVII в.
Время установления абсолютизма было отмечено ростом внешнеполитической активности, международного авторитета Российского государства. Основными направлениями внешней политики во второй пол

Россия на рубеже XVII—XVIII вв. Реформы Петра I
Петр I (1682-1725) вошел в историю как крупнейший реформатор. В историографии существуют два противоположных взгляда на причины и результаты петровских реформ. Одни историки полагали, что

Внутренняя и внешняя политика Екатерины II
Вторая половина XVIII в. вошла в русскую историю как «век Екатерины Великой» (годы ее правления — 1762—1795). В это время был осуществлен очередной виток преобразований во многих сферах жизни стран

Россия в годы правления Александра I
В начале XIX в. несмотря на продолжавшие существовать феодально-крепостнические отношения в сельском хозяйстве, экономика России приобретала многоукладный характер. В стране формировался новый кла

Реформы 1860—1870-х гг.
Во второй половине XIX в. наша страна переживала один из переломных моментов своей истории. В 1860—1870-е гг. были проведены широкомасштабные реформы, существенно изменившие облик страны.

Общественное движение в России во второй половине XIX в.
С середины XIX в. в стране начинается подъем общественного движения. Это объяснялось, в первую очередь, воздействием проводившихся в это время реформ на русское общество. Происходившие в стране изм

Социально-экономическое развитие страны во второй половине XIX века
Главная особенность социально-экономического развития во второй половине XIX века — утверждение капитализма как господствующей хозяйственной системы, произошедшее после отмены крепостного права. Вм

Внешняя политика России во второй половине XIX в.
Основными направлениями внешней политики нашей страны в рассматриваемый период являлись следующие: 1) западноевропейское; 2) балканско-ближневосточное («восточный вопрос»); 3) среднеазиатское; 4) д

Россия на рубеже XIX—XX веков
К концу XIX в. завершилось территориальное формирование Российской империи. По размерам своей территории (площадью 22,2 млн. кв. км.) она находилась на втором месте в мире, уступая только Британско

Революция 1905—1907 гг.
Высшим проявлением социально-политического кризиса стала первая русская революция 1905—1907 гг. Причинами революции являлись: 1) нерешенность аграрно-крестьянского и рабочего вопросов; 2)

В 1907—1914 гг.
Внутренняя политика правительства в этот период отличалась двойственностью. С одной стороны, велась ожесточенная борьба со всякими проявлениями революционного движения, а с другой — правительство п

В феврале – октябре 1917 г.
Задачи, стоявшие перед революцией 1905—1907 гг. (уничтожение самодержавия, помещичьего землевладения, сословного и социального неравенства), не были решены и их предстояло разрешить в ходе новой ре

Октябрьские события 1917 года и создание Советского государства
Осенью 1917 г. экономический и политический кризис в России достиг предела. Временное правительство все больше лишалось поддержки со стороны населения. В стране сокращался выпуск промышленной проду

Гражданская война в России: причины, сущность и последствия
Гражданская война 1918—1920 гг. как наиболее острая форма социального противостояния, вооруженная борьба за власть между противоборствующими социальными группами была продолжением и развитием прохо

Советская Россия на путях НЭПа (1921—1927 гг.)
Мировая и гражданская войны нанесли огромный ущерб России. Общие потери населения, начиная с 1914 г. превысили 20 млн. человек, миллионы инвалидов и беспризорных детей усугубили положение. Экономи

Образование СССР
В период с 1917 по 1921 гг. на территории бывшей Российской империи образовался ряд независимых государств: РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР, Азербайджанская ССР, Армянская СС

Социально-экономическая политика Советского государства в 30-е годы
К середине 20-х годов ситуация в стране существенно улучшилась. На рельсах нэпа быстро возрождалось сельское хозяйство. К довоенному уровню выпуска продукции подошла промышленность. Однако СССР ост

И режима личной власти
После смерти В. И. Ленина в январе 1924 г. в руководстве ВКП (б) и СССР усилилась борьба за власть. И. В. Сталин, находясь на посту Генерального секретаря ЦК ВКП (б) и руководя кадровой политикой,

Внешняя политика советского государства в 1920—1930-е годы
Основной целью внешней политики СССР в 20-е годы было укрепление своего политического положения на международной арене и расширение экономических связей. 2 февраля 1920 года было подписано

Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войне
К ноябрю 1942 г. продвижение немецких частей удалось остановить. К этому времени впервые с начала войны советскому руководству удалось добиться общего превосходства сил над немецко-фашистскими войс

Завершающий период Великой Отечественной войны. Итоги войны
На Восточном фронте 1944 год прошел под знаком подавляющего превосходства советских Вооруженных Сил, последовательно осуществлявших крупнейшие стратегические наступательные операции на всем прот

Восстановление народного хозяйства после Великой Отечественной войны
Главной задачей послевоенного периода было восстановление разрушенной экономики. В марте 1946 г. Верховным Советом СССР был принят план реконструкции, который наметил основные направления и показат

Попытки либерализации советского общества в 50—60 годы
5 марта 1953 г. от инсульта умер И. В. Сталин. Ушел из жизни диктатор, почти 30 лет стоявший во главе СССР. 6 марта совместное заседание ЦК КПСС, Совета Министров СССР и Президиума Верховного Совет

Противоречивость развития советского общества в 70—80-е годы
После отставки Н. С. Хрущева в октябре 1964 г. руководство страны вновь вернулось к принципу несовмещения постов. Л. И. Брежнев возглавил ЦК КПСС, главой правительства стал А. Н. Косыгин, главой го

Нарастание застойных явлений в экономике и политике в 70-е годы
Вместе с Л. И. Брежневым в октябре 1964 г. к руководству страной пришло консервативное крыло КПСС, выступившее против коренных изменений во внутренней политике. Вновь укреплялась аппаратная система

Советского государства в 50—80-е годы
Внешняя политика СССР в начальный период хрущевской оттепели велась в условиях напряженной международной обстановки и жесткой конфронтации со странами Запада. С начала 50-х годов в США действовал з

Политика перестройки в СССР: причины, этапы, итоги и значение
К середине 80-х гг. СССР вступил в полосу экономического и политического кризиса: сокращалось промышленное производство, снижался уровень жизни населения, развивалась «теневая экономика», коррупция

Августовский путч 1991 года и распад СССР
Слабость горбачевского правительства, его неспособность подавить сепаратистские настроения национальных регионов привели к усилению стремления отдельных республик выйти из состава СССР, добиться су

Формирование российской государственности в 1990-е годы
Отправной точкой формирования российской государственности является 12 июня 1990 г. когда I съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию, определяющую РСФСР как «суверенное государство, создан

Структура органов государственной власти
Российской Федерации после 12 декабря 1993 г. (согласно Конституции РФ)

Социально-экономические преобразования 1991—2000 годов
Сосредоточив после августовских событий 1991 г. в своих руках всю полноту власти, российское руководство взяло курс на углубление рыночных реформ. В выступлении на V съезде народных депутатов Росси

Роль России в современном мире
Россия является правоприемницей СССР, т. е. юридически занимает в системе международных отношений то же место, что и Советский Союз, но фактически геополитическая ситуация существенно изменилась. Р

Реформа Киселева

Реформа Киселева. Главное положение реформы Киселева

Период властвования Николая I в истории России называют периодом реакции и консерватизма. Действительно, после разгрома декабристского бунта император всячески стремился укрепить империю, делая это по большей части силовыми методами. Сам царь осознавал, что только такими методами страну не успокоить, поэтому пошел на ряд преобразований, одной из которых стала реформа Киселева.

Накануне преобразований

Начало царствования преемника Александра ознаменовалось мощным восстанием, в котором участвовали в том числе и привилегированные слои российского общества. Оно крайне напугало нового императора, поэтому по отношению к заговорщикам были приняты самые строгие меры, а пятеро руководителей бунта были казнены. В ходе начавшегося следствия Николай увидел всю неприглядную картину внутреннего положения страны. Либеральные слои высшего общества настаивали на проведении широких реформ, с чем царь категорически не был согласен. Однако он сделал небольшие уступки общественному мнению, так, была удалена одиозная фигура Александровского правления граф Аракчеев. Но на самом деле это не было концом, дело аракчеевщины продолжили многие последователи графа, оставшиеся у власти, которые пользовались полным доверием Николая.

Первые шаги Николая I

Но все же император окружил себя и поистине прогрессивно мыслящими людьми. Это были М. М. Сперанский, Е. Ф. Канкрин и П. Д. Киселев. С этими фигурами и связаны основные преобразования николаевской эпохи. В начале своего царствования император особого внимания не придавал крестьянскому вопросу, но с течением времени царь и его окружение все больше склонялись к мысли, что крепостное право - это зло, и помещики находятся на пороховой бочке новых бунтов. Но кардинально решать вопрос правительство опасалось, поэтому была ставка на эволюционное и осторожное реформирование. Одним из этих шагов должна была стать реформа государственной деревни Киселева. Павел Дмитриевич был известен как последовательный сторонник отмены крепостного права, в течение 20-30-х годов XIX века несколько раз подавал записки на высочайшее имя с предложениями по улучшению положения крестьян. Поэтому Николай счел его кандидатуру вполне подходящей для решения крестьянского вопроса.

Реформа Киселева

Специально для проведения реформ в 1837 году было образовано Министерство государственных имуществ, руководителем которого был назначен граф П. Д.Киселев. Суть реформы Киселева сводилась к созданию компетентной администрации, которая бы полностью разбиралась в крестьянском вопросе, а также улучшение быта и хозяйственной жизни крестьян. Сразу после назначения граф приступает к преобразованиям. В первую очередь он изменил систему управления крестьянами. В губерниях вводились специальные казенные палаты, им в свою очередь подчинялись округа, состоявшие из нескольких уездов. Кроме того, реформа Киселева предполагала внедрение волостного и сельского самоуправления, особый суд для решения малозначительных правонарушений в среде крестьян. Также была введена в действие новая система налоговых сборов, ее главная идея - учет доходности крестьянского хозяйства.

Идеи и реализация реформы

Крестьянская реформа Киселева этим не исчерпывалась. По прямому настоянию графа во многих сельских округах стали открываться лечебные и образовательные учреждения, с малоземельем пытались бороться путем переселенческой политики. Крестьянские общины уезжали в другие регионы страны, при этом получали небольшое денежное возмещение на первое время. Это направление крестьянской политики не получило большого развития, семьи крестьян не желали покидать родные края. Главное положение реформы Киселева подразумевало повышение агротехнического уровня в обработке земли, повышение доходности крестьянского хозяйства. С этой целью членов сельской общины учили передовым способам земледелия, однако крестьяне с большим недоверием относились ко всем нововведениям, что приводило чиновников в состояние недовольства, и зачастую применялись административные меры в отношении крестьянской общины.

Последствия преобразований

Одним из последствий политики решать вопросы управленческими решениями стало широкое внедрение посадки картофеля. Частые неурожаи и голод должны были уйти в прошлое. Губернские и волостные чиновники принудительным способом изымали у крестьян лучшие земли, заставляя сажать на них картофель, урожай конфисковывали и перераспределяли по собственному усмотрению, порой даже отсылали в другие населенные пункты. Таким образом власти пытались застраховаться на случай неурожаев, это явление получило название общественной запашки. Но крестьянское сообщество увидело в этом попытку введения государственной барщины, по всем казенным деревням прокатилась волна бунтов с требованием отменить общественную запашку. В этом направлении реформа Киселева потерпела крах.

Недовольство помещичьих кругов

Вообще, преобразования шли с большими пробуксовками, в первую очередь это было связано с тем, что большинство помещиков относилось к ним с большими опасениями, а некоторые и вовсе выражали недовольство политикой графа Киселева. Их опасения сводились к тому, что улучшение положения государственных крестьян увеличит желание их крепостных перейти в разряд государственных. Но если с этим они еще худо-бедно мирились, то широкие планы Павла Дмитриевича по личному освобождению крестьян от крепостной зависимости, наделение их небольшими земельными участками и точное определение размеров оброка и барщина вызывали у них яростное недовольство. Реформа государственной деревни Киселева признавалась большей частью помещиков вредной, это вызывало опасение и в правительстве. По мнению реакционных министров начало демонтажа крепостного права могло привести к росту общественного движения по всей стране. Этого больше всего остерегался Николай I, поэтому все дальнейшие попытки разрешить крестьянский вопрос были отложены по указанию императора на отдаленную перспективу.

В целом за все правление Николая Павловича реформа Киселева была единственной значимой попыткой разрешить крестьянский вопрос, она во многом подготовила почву для будущей ликвидации крепостного права, и немаловажную роль в этом сыграл Павел Дмитриевич Киселев.