Руководства, Инструкции, Бланки

ответ банку на запрос о предоставлении документов образец img-1

ответ банку на запрос о предоставлении документов образец

Рейтинг: 4.5/5.0 (1840 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Запрос из полиции - Адвокат в Санкт-Петербурге по уголовным и гражданским делам

1.1. Законность запроса о предоставлении информации

1.2. Срок ответа на запрос. Ответственность за непредставление информации

1.3. Охраняемая законом тайна

1.1. Законность запроса о предоставлении информации

Сотрудники полиции в ходе расследования уголовных дел и рассмотрения сообщений о преступлениях направляют в организации запросы о предоставлении информации с целью получения доказательств совершения преступления. Среди субъектов предпринимательской деятельности систематически поднимается вопрос о законности и обоснованности запросов полиции о предоставлении информации. Ответ на данный вопрос дает Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции".

В соответствии с п.4 ч.1 ст.13 ФЗ «О полиции» полиция по мотивированному запросу уполномоченных должностных лиц вправе запрашивать и получать на безвозмездной основе необходимые сведения, справки и документы, а также их копии.

При этом запрос полиции может быть направлен только в рамках следующих мероприятий:

1) расследование уголовного дела или дела об административном правонарушении;

2) проведение проверки зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции;

3) проведение оперативно-розыскных мероприятий.

Полиция также вправе требовать от организации предоставления образцов и каталогов своей продукции, технической и технологической документации и других информационных материалов, необходимых для производства экспертиз (п.17 ч.1 ст.13 ФЗ «О полиции»).

При этом запрос полиции должен быть оформлен надлежащим образом (в письменной форме, на официальном бланке, с указанием наименования подразделения полиции, исходящего номера и даты документа, фамилии и должности лица, направившего запрос, а также с указанием цели и правового основания затребования информации).

1.2. Срок ответа на запрос. Ответственность за непредставление информации

Согласно ч.4 ст.13 ФЗ «О полиции» запросы уполномоченных должностных лиц полиции обязательны для исполнения в сроки, указанные в запросе, но не позднее одного месяца с момента вручения запроса.

За непредставление или несвоевременное представление информации по мотивированному запросу уполномоченных должностных лиц полиции предусмотрена административная ответственность (ст.19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

1.3. Охраняемая законом тайна

При получении запроса полиции сотрудники организации могут столкнуться с тем, что данный запрос содержит требование предоставить информацию, которая является охраняемой законом тайной. В связи с этим возникает вопрос о правомерности запроса вышеуказанных сведений и порядке их предоставления.

В данной статье мы рассмотрим порядок предоставления сведений, составляющих банковскую, коммерческую, врачебную тайны, а также тайну переписки и телефонных переговоров, так как на практике именно данные сведения чаще всего запрашиваются сотрудниками правоохранительных органов.

Сотрудникам кредитных организаций необходимо обратить пристальное внимание на запросы полиции о предоставлении сведений, составляющих банковскую тайну. К таким сведениям относятся: 1) информация о банковском счете и банковском вкладе; 2) информация об операциях по счету; 3) информация о клиенте.

Предоставление сведений, составляющих банковскую тайну, регулируют нормы ст. 857 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) и ст.26 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее ФЗ «О банках и банковской деятельности»).

В соответствии с ч.2 ст.857 ГК РФ сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены государственным органам и их должностным лицам исключительно в случаях и порядке, которые предусмотрены законом.

Согласно ст.26 ФЗ «О банках и банковской деятельности» органы предварительного следствия имеют право запрашивать и получать у кредитных организаций следующие документы: 1) справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; 2) справки по счетам и вкладам физических лиц.

При этом запрашивать вышеуказанную информацию органы предварительного следствия могут только при соблюдении двух условий: 1) запрос должен быть направлен в рамках возбужденного уголовного дела, находящегося в производстве органа предварительного следствия; 2) наличие согласия руководителя следственного органа.

Таким образом, должностные лица органов предварительного следствия в рамках возбужденного уголовного дела и при наличии согласия руководителя следственного органа на основании мотивированного запроса вправе запросить и получить у кредитной организации вышеуказанные справки.

Однако выемка документов, содержащих банковскую тайну, возможна только на основании решения суда, так как в соответствии с п.7 ч.2 ст.29 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации только суд правомочен принимать решения о производстве выемки предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях.

При этом согласно Определению Конституционного суда РФ от 19.01.2005 № 10-О выемка документов, содержащих информацию о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях, которая осуществляется в рамках следственных действий, проводимых в ходе уголовного судопроизводства, допустима при следующих условиях: 1) изымаемые документы, должны содержать информацию, которая имеет непосредственное отношение к обстоятельствам конкретного уголовного дела; 2) выемка документов не должна приводить к получению сводной информации о всех клиентах банка; 3) изъятие данных документов должно быть вызвано необходимостью установления обстоятельств, значимых для расследования конкретного уголовного дела.

Что касается предоставления сведений, составляющих банковскую тайну, должностным лицам органов, уполномоченных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, то в соответствии со ст.26 ФЗ «О банках и банковской деятельности» справки по операциям и счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, по операциям, счетам и вкладам физических лиц выдаются вышеуказанным должностным лицам только на основании судебного решения. При этом данное решение принимается судом по ходатайству соответствующих должностных лиц, направленному в суд в порядке, предусмотренном ст.9 ФЗ от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» при наличии сведений о признаках подготавливаемых, совершаемых или совершенных преступлений, а также о лицах, их подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

На основании вышеизложенного следует, что сотрудники кредитных организаций должны предоставлять сведения, составляющие банковскую тайну, исключительно в случаях и порядке, которые предусмотрены ФЗ «О банках и банковской деятельности». В противном случае кредитная организация, а также ее должностные лица и работники за разглашение банковской тайны могут понести установленную законом ответственность. Так, согласно ч.3 ст.857 Гражданского кодека Российской Федерации в случае разглашения банком сведений, составляющих банковскую тайну, клиент, права которого нарушены, вправе потребовать от банка возмещения причиненных убытков. Кроме того, за незаконное разглашение сведений, составляющих банковскую тайну, предусмотрена также и уголовная ответственность (ст.183 Уголовного кодекса Российской Федерации).

Коммерческой тайной являются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.

Необходимо обратить внимание на то, что определенные сведения приобретают статус коммерческой тайны только после того, как обладателем данных сведений установлен в отношении них режим коммерческой тайны. Порядок введения данного режима регулируется ст.10 ФЗ «О коммерческой тайне». Однако в отношении некоторых сведений, перечень которых содержится в ст.5 ФЗ «О коммерческой тайне», введение режима коммерческой тайны не допускается.

Порядок предоставления информации, составляющей коммерческую тайну, сотрудникам правоохранительных органов регулируется ст. 6 ФЗ «О коммерческой тайне». Так, согласно части 3 данной статьи обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, обязан предоставить эту информацию по запросу судов, органов предварительного следствия, органов дознания по делам, находящимся в их производстве.

Таким образом, при получении мотивированного запроса должностных лиц органов предварительного следствия и дознания по делам, находящимся в их производстве, организация обязана предоставить запрашиваемые сведения даже в том случае, если они составляют коммерческую тайну.

Однако выемка документов, содержащих коммерческую тайну, возможна только на основании судебного решения, так как в соответствии с п.7 ч.2 ст.29 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации только суд правомочен принимать решения о производстве выемки предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.

Врачебной тайной являются сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении.

Порядок предоставления сведений, составляющих врачебную тайну, регулируется ст.13 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Согласно пункту 3 части 4 данной статьи предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается: 1) по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством; 2) по запросу органов прокуратуры в связи с осуществлением ими прокурорского надзора; 3) по запросу органа уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением уголовного наказания и осуществлением контроля за поведением условно осужденного, осужденного, в отношении которого отбывание наказания отсрочено, и лица, освобожденного условно-досрочно.

Вместе с тем следует иметь в виду, что в силу требований п.7 ч.2 ст.29 Уголовно-процессуального кодекса РФ выемка документов, содержащих врачебную тайну, возможна только на основании судебного решения.

Тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений

В соответствии с ч.2 ст.23 Конституция РФ каждый гражданин имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение данного права допускается только на основании судебного решения.

Одним из самых распространенных запросов, которые направляют сотрудники полиции в организации, предоставляющие услуги связи, является запрос о детализации телефонных переговоров между абонентами. Данная информация является тайной телефонных переговоров, а порядок её получения должностными лицам органов, уполномоченных осуществлять предварительное следствие и оперативно-розыскные мероприятия, регулируется нормами Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности".

В соответствии с положениями ст.ст.13, 29 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации информация о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами может быть получена только на основании судебного решения. При этом порядок предоставления данных сведений в ходе предварительного следствия регламентируется ст.186.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, а в ходе оперативно-розыскных мероприятий ст.9 ФЗ«Об оперативно-розыскной деятельности».

В случае принятия судом решения о получении информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами его копия направляется следователем в соответствующую осуществляющую услуги связи организацию, руководитель которой обязан предоставить указанную информацию, зафиксированную на любом материальном носителе информации. Указанная информация предоставляется в опечатанном виде с сопроводительным письмом, в котором указываются период, за который она предоставлена, и номера абонентов и (или) абонентских устройств. Получение следователем информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами может быть установлено на срок до шести месяцев. Соответствующая осуществляющая услуги связи организация в течение всего срока производства данного следственного действия обязана предоставлять следователю указанную информацию по мере ее поступления, но не реже одного раза в неделю.

Автор статьи: Адвокат Андрей Стуколов

Записаться на прием к адвокату можно по телефону 8 (812) 992-42-08

При размещении активная ссылка на источник и указание автора обязательны!

Другие статьи

Форум: Запрос дополнительной инфы банками Форум Главбух

Кто-нибудь подскажет, должны ли мы их предоставлять?

Я вообще-то не отвечаю на подобные запросы банка. Но иногда, ради стеба, могу позвонить и спросить, зачем им нужны данные, как они пишут, организации, если у меня в их банке обслуживается ИП, который ни коим образом не является организацией?
А лучше всего, гляньте в банковский договор, и посмотрите права и обязанности обеих сторон. И на что ссылается ваш банк при запросе названных документов.

Ответ: Запрос дополнительной инфы банками

Нашла вот такие комментарии:

Предъявите банку документы

Банки часто требуют у фирм разные сведения. Клиентов возмущает повышенный интерес к деятельности компаний. Можно ли дать отпор в такой ситуации? Отвечает на вопрос юрисконсульт "ФБК-Право" Елена Шигидина.

Закон - всему голова

В настоящее время все большее число кредитных организаций лишаются Банком России лицензий. Часто это происходит из-за нарушения требований Закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем". Это обстоятельство сказывается на деятельности банков, что приводит к усилению процедур внутреннего контроля по отношению к их клиентам.
Закон говорит, что банк обязан потребовать у своих клиентов некоторые сведения. Во-первых, кредитная организация должна идентифицировать компанию и, во-вторых, собрать информацию о проводимых операциях (сделках). Фирма-клиент должна предоставить эти сведения. Иначе банк соответственно не может заключить договор банковского счета (вклада), либо не выполнит распоряжение клиента о совершении операции.
Кредитная организация идентифицирует фирмы, находящиеся у них на обслуживании, требуя следующую информацию: наименование, ИНН или код иностранной организации, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и адрес местонахождения (подп. 1 п. 1 ст. 7 Закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"). Однако есть еще один документ, который расширяет круг необходимых сведений. В положении ЦБ от 19 августа 2004 г. N 262-П отмечено, что банк запрашивает, а клиент-организация обязан предоставить сведения:
- о лицензии на право осуществления деятельности, подлежащей лицензированию;
- об органах юридического лица;
- о величине зарегистрированного и оплаченного уставного капитала;
- о присутствии или отсутствии по своему местонахождению юридического лица, его постоянно действующего органа управления, иного органа или лица, которые имеют право действовать от имени юридического лица без доверенности.
В ситуации, когда клиент действует к выгоде третьего лица. банк затребует информацию и о выгодоприобретателе. Тогда, к числу документов, которые клиент будет обязан предоставить, относится агентский договор, договор поручения, комиссии или доверительного управления.
При этом следует отметить, что п. 2.1. данного положения сформулирован таким образом, чтобы банк имел право запрашивать и иные сведения: "В целях идентификации клиента, установления и идентификации выгодоприобретателя. кредитной организацией осуществляется сбор. иной необходимой информации и документов".
Сведения о клиенте, выгодоприобретателе фиксируются в анкете (досье) клиента. Банк по своему усмотрению может дополнить анкету и иными сведениями, расширив перечень, указанный в положении.

Контроль над сделками

Помимо идентификации клиента, банк обязан зафиксировать и предоставить в ЦБ дополнительные сведения по операциям с денежными средствами. В законе прописаны определенные операции с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю (ст. 6 Закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ). Программа документального фиксирования информации должна быть разработана самой кредитной организацией. Однако при разработке программы следует учитывать положения рекомендаций ЦБ РФ по разработке правил внутреннего контроля (методические рекомендации по разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма содержатся в приложении к письму Банка России от 13 июля 2005 г. N 99-Т). Кредитная организация должна фиксировать сведения так, чтобы в случае необходимости было возможно воспроизвести детали операции (сделки): сумму, валюту платежа, данные о контрагенте клиента. Таким образом, клиент должен быть готов предоставить банку комплект необходимых документов по сделке. Минимальный состав: договор, дополнения (приложения) к договору, счета, счета-фактуры. В противном случае банк вправе отказать клиенту в осуществлении операции (п. 11 ст. 7 Закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ).

Также ЦБ предписывает банкам обращать особое внимание на сделки, имеющие необычный смысл или запутанный характер, в которых отсутствует очевидный экономический смысл. Такая сделка может подлежать обязательному контролю. Однако на принятие банком окончательного решения могут повлиять документы, дополнительно предоставленные клиентом. При выявлении в деятельности клиента необычной сделки банк может обратиться к клиенту с просьбой о предоставлении необходимых объяснений, в том числе дополнительных сведений, разъясняющих экономический смысл необычной сделки (п. 2.4.5. рекомендаций ЦБ). В случае, если документов окажется достаточно, банк может принять положительное для клиента решение и не применять процедуру внутреннего контроля.
На практике банк вправе запросить у клиента и другие сведения, не указанные в каких-либо правовых актах. Отказ фирмы предоставить подобного рода информацию может квалифицироваться банком как признак легализации доходов, полученных преступным путем (п. 1.1 приложения 2 к рекомендациям ЦБ по разработке правил внутреннего контроля).
Таким образом, перечень информации и документов, которые кредитные организации вправе или, что встречается чаще, обязаны запрашивать у своих клиентов, достаточно широк. Более того, список не ограничен. Банки вправе запрашивать и иную информацию, необходимую для идентификации клиента, выгодоприобретателя.
В большинстве своем требования о предоставлении информации не имеют очевидного смысла и не соответствуют поставленным целям закона о противодействии отмывания доходов, а также в некотором роде затрудняют хозяйственный оборот. Однако до тех пор, пока закон существует, банки будут требовать, а клиенты, если хотят, чтобы банк совершил операцию с их денежными средствами, - предоставлять информацию и сведения.

а клиенты, если хотят, чтобы банк совершил операцию с их денежными средствами, - предоставлять информацию и сведения.

За непредоставление информации мне, правда, ни разу не отказали в совершении операции. Я думаю, что в вашем случае, пришло указание проверить определенные операции, в частности поступление денежных средств по договорам аренды имущества. Вот они и запросили все документы у получателей таких доходов, вне зависимости от сумм поступления.

Защита персональных данных работника и запросы банка

Защита персональных данных работника и запросы банка

"Отдел кадров коммерческой организации", 2010, N 4

Вопрос: К нам в организацию иногда поступают телефонные звонки от сотрудников банка с целью проверки, работает у нас конкретный работник или нет. Можем ли мы предоставлять такую информацию по телефону? Не является ли это нарушением законодательства о защите персональных данных работника? Можем ли мы отказать звонящим в предоставлении сведений?

Ответ: В силу ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О защите персональных данных" (далее - Закон N 152-ФЗ) под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы. На основании п. 1 ст. 6 упомянутого Закона обработка персональных данных может осуществляться только с согласия их субъекта, причем под обработкой в частности подразумевается распространение (в том числе передача).

Нормами ст. 88 ТК РФ также установлено, что работодатель не вправе сообщать персональные данные третьей стороне без письменного согласия их субъекта.

В силу ст. 87 ТК РФ порядок хранения и использования персональных данных определяется работодателем в локальном нормативном акте - положении о защите и обработке персональных данных, с которым работник должен быть ознакомлен до подписания трудового договора.

Получается, чтобы можно было давать информацию представителям банка, необходимо письменное согласие работника. Обычно оно оформляется отдельным документом, например, заявлением. Текст его может быть таким: "Не возражаю против сообщения в устной форме сведений о моей работе в организации такой-то и размере заработной платы по запросу такого-то банка с целью получения мной кредита". Как только у вас будет на руках подобное согласие, можете смело отвечать на телефонные звонки из банка.

Если работник не дал своего согласия на предоставление персональных данных, в телефонном разговоре с сотрудником банка вы не можете ничего говорить о конкретном работнике. Вы можете предложить направить в вашу организацию письменный запрос с перечнем интересующей банк информации, а можете вовсе ничего не сообщать, сославшись на отказ работника в предоставлении информации о нем и положение о защите персональных данных организации.

Подписано в печать

Ответ банку на запрос о предоставлении документов образец

Банк требует документы, ссылаясь на свой любимый 115-ФЗ Банк требует документы, ссылаясь на свой любимый 115-ФЗ

Доброго времени суток, уважаемые эксперты.
Вопрос в следующем:

Я ИП на УСНО 6%. Периодически снимаю наличность в кассе банка либо отправляю на свою же пластиковую карту.
За ноябрь 2012 я снял в кассе больше 1 млн. р, и банк выдал мне запрос, где он, ссылаясь на 115-ФЗ запрашивает следующие документы:
1. Договора, счета/фактуры/ТТН на зачисление ден/средств;
2.Договора, счета/фактуры/ТТН/кассовые чеки на то, куда ушли наличные снятые в кассе;
3. Налоговую Декларацию УСНО с отметкой ИФНС за 2012(. ) год;
4. Платежные поручение, подтверждающие перечисление налога, задекларированного в Декларации.

Мной в декабре были представлены документы только по пп.1 и 2. требования, на пп.3 и 4 было составлено письмо, о том что Декларация ИП за отчетный(2012) год представляется в ФНС до 30 апреля следующего за отчетным годом.

И забыл про это.
А сегодня, в банке, ко мне подошла сотрудница отдела Фин.Мониторинга и НАПОМНИЛА, о том что наступил 2013 год и она ждет от меня Декларацию за 2012 и платежки с налогами!

Скажите, обязан ли я представлять такие документы по ее требованию? Ведь это Налоговая декларация ИП, там будет отражен весь мой доход, и платежки об уплате налогов. Каким боком эта моя конфиденциальная информация касается банк.
Как грамотно отказать ему в этом требовании?

А сегодня, в банке, ко мне подошла сотрудница отдела Фин.Мониторинга и НАПОМНИЛА, о том что наступил 2013 год и она ждет от меня Декларацию за 2012 и платежки с налогами!

Вы бы ей разъяснили, что срок уплаты налога и предоставления налоговой декларации ещё не наступил. Что Вы в процессе. И так как налоги Вы платите (насколько я понимаю) через этот же банк, то платёжку она увидит сразу, как только Вы выполните свою святую обязанность.

Да напишите им письмо, понимаете им тоже у себя галочку поставить надо, что мол промониторили и прикрыли себе одно место
Так и напишите - декларация делается, налоги платятся в полном объеме соглансо законодательству в полном объеме и в установленные сроки, что видно по выпискам банка.
а куда ушли деньги - напишите, что вы как ИП можете тратить их на что угодно - хоть на водку и женщин

В рамках своих ПВК, политики KYC и банальной разборчивости в отношениях с клиентами.
Вы же хороший клиент, насколько я понимаю, честный и правильный, скрывать Вам нечего. Вы же с кем попало при осуществлении своей деятельности не работаете, правильно? И банк хочет точно того же - убедиться в том, что Вы - достойная бизнес-единица.

а при чём внутренние тут правила банка?
пусть их банк на своих сотрудников распространяет, а не на клиентов
мало ли кто и что хочет
тут ещё дело принципа - позволять банку совать свой нос везде или не позволять
мне хватило письменного ответа банку по поводу всего того, что я об этом думаю
больше он меня этой ерундой не тревожит ни по одному клиенту

дело банка - это ОБСЛУЖИВАНИЕ клиента
а не разведки, проверки и т.д.
тоже мне карательный орган

это не объяснение для требований

Откуда Вы взяли "требования"? Насколько мне известно, в подавляющем большинстве случаев банк вежливо просит предоставить ему различные документы.
И вообще мне иногда непонятно - то есть клиент свои ДЕНЬГИ банку доверяет, а второстепенные бумажки - нет. Странно это. Кстати, не могу не отметить, что когда клиент берёт в банке кредит, то он предоставляет в банк КУЧУ документов, причём по первому не то чтобы требованию, а просто свистку банка, и вся эта КУЧА вообще не фигурирует ни в каком законодательстве.
Опять таки не могу не отметить, что крупные серьёзные клиенты всегда предоставляют банку необходимые документы. А ищет пути к отказу как раз всякая непонятная мелочь - стесняются своих копеек, что ли.

тоже мне карательный орган

Да с чего такое мнение берётся?!
Банк смотрит - в данном конкретном случае вообще типичная ситуация! - клиент снял много, процентное соотношение нала к общему обороту более чем n %, потенциальная группа риска - следовательно надо присмотреться к клиенту повнимательнее, для чего и делается подобный запрос. Далее возможны 2 (ДВА) варианта.
1 вариант. Клиент действительно белый и пушистый, клиент приносит декларацию, попутно объясняя банку про сроки её сдачи, обрисовывая свой бизнес (из выписки не всё видно - с этим, я надеюсь, все согласны?), и все довольны. Клиент продолжает обслуживаться в банке, с которым налажены доверительные отношения. Тем более что в данном конкретном случае клиент предоставил документы частично, то бишь они у него как бы даже есть! Осталось-то мелочь - декларация и копия платёжки об уплате налога, вот супергигантская проблема. Эту декларацию с тем же успехом на столбе можно вывесить - её в ФНС человек 20 видело уже, не считая тех, кто её составлял.
2 вариант. Клиент начинает упорствовать, поминать всуе банковскую тайну, права и Конституцию, надрывно рассказывает про банкиров-вахтёров и счета в других банках (что для таких оборотов несколько непонятно) - хотя на самом деле гоняет чернуху. В этом случае как раз у него документы по пунктам 1 и 2 есть - что их не налепить-то на коленке. - а вот с декларацией и суммой налогов они могут и не пойти. Тогда банк глушит клиент-банк, начинает плохо относиться к клиенту и избавляется от него различными способами. Клиент кочует в другой банк и всё повторяется с самого начала.
Вот и всё.
Ни о каких карательных функциях и речи нет, простая рутина.

пусть их банк на своих сотрудников распространяет, а не на клиентов

Мне отсюда, естественно, не видно, но у Вас точно есть Ваш ДБС, под которым стоит и Ваша подпись. Посмотрите на всякий случай. Сейчас уже очень многие банки прямо в ДБС вменяют клиенту обязанность предоставления документов по запросу банка. Посмотрите, возможно и у Вас есть такой пункт.

тут ещё дело принципа - позволять банку совать свой нос везде или не позволять

Да это не принцип. Подумайте сами - банку делать больше нечего - совать свой нос везде? У банка своих дел выше крыши, сейчас, например, банки с ума по поводу реализации норм 210-ФЗ сходят. Законов много, и их надо выполнять, такова жизнь.

Насколько я понимаю, Вы (и не только Вы) в слово обслуживание вкладываете только своё общение по РКО с фронт-офисом, но на самом деле это слово гораздо более насыщено другими процессами, которые и глазу невидимы.

P.S. Все любят ссылаться на западный опыт - так поверьте, на Западе правила построже будут. Начиная от Certificate Of Good Standing и заканчивая Security Account Officer. Не говоря уж о PATRIOT Act и совсем свежего FATCA.

Последний раз редактировалось Demin; 06.03.2013 в 17:09.

На вежливую просьбу банка отвечаю вежливым отказом, если не обязана предоставлять документы. Если он начинает вежливо, но настойчиво просить, то да - меняю банк, ища банк-партнер, а не банк-контролер. Попутно уведу из такого банка всех клиентов и всем встречным не порекомендую. Хай сидят без клиентов. Убеждаться в моей благонадежности банк может в пределах разрешенного законодательством. Ровно как и любой другой орган.

Достаточно взвешенная позиция.

Вот пришло по системе банк-клиент.

Благодарим Вас за сотрудничество с ОАО «Балтийский Банк» (далее – Банк) и информируем Вас о требованиях Федерального закона
от 07.08.2001г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) дохu/одов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»
(далее – Закон), согласно которым Банк обязан при приеме на обслуживание и в ходе обслуживания клиентов – юридических лиц,
индивидуальных предпринимателей и физических лиц, занимающихся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой,
получать следующие сведения и документы:

•сведения о целях установления и предполагаемом характере деловых отношений с Банком

•сведения о целях финансово-хозяйственной деятельности:
- сведения о планируемых операциях по счету в течение определенного периода (за неделю, месяц, квартал, год): количество операций,
сумма операций, включая операции по снятию денежных средств в наличной форме и операции, связанные с переводами денежных средств
в рамках внешнеторговой деятельности;
- и (или) виды договоров (контрактов), расчеты по которым планируется осуществлять через Банк;
- и (или) основные контрагенты, планируемые плательщики и получатели по операциям с денежными средствами, находящимися на счете

•сведения (документы) о финансовом положении:
- копии годовой бухгалтерской отчетности (бухгалтерский баланс, отчет о финансовом результате) и (или) копии годовой (либо квартальной)
налоговой декларации с отметками налогового органа об их принятии или без такой отметки с приложением либо копии квитанции об отправке
заказного письма с описью вложения (при направлении по почте), либо копии подтверждения отправки на бумажных носителях
(при передаче в электронном виде);
- и (или) копия аудиторского заключения на годовой отчет за прошедший год, в котором подтверждаются достоверность финансовой
(бухгалтерской) отчетности и соответствие порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации;
- и (или) справка об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов,
сборов, пеней, штрафов, выданная налоговым органом;
- и (или) сведения об отсутствии производства по делу о несостоятельности (банкротстве), вступивших в силу решений судебных
органов о признании несостоятельным (банкротом), проведения процедур ликвидации по состоянию на дату представления документов в Банк;
- и (или) сведения об отсутствии фактов неисполнения своих денежных обязательств по причине отсутствия денежных средств на банковских счетах;
- и (или) данные о рейтинге, размещенные в сети "Интернет" на сайтах международных рейтинговых агентств ("Standard & Poor's", "Fitch-Ratings",
"Moody's Investors Service" и другие) и национальных рейтинговых агентств

•сведения о деловой репутации:
- отзывы (в произвольной письменной форме, при возможности их получения) других клиентов Банка, имеющих с Вами деловые отношения;
- и (или) отзывы (в произвольной письменной форме, при возможности их получения) от других кредитных организаций, в которых Вы ранее
находились на обслуживании, с информацией этих кредитных организаций об оценке Вашей деловой репутации.

Согласно п. 14 ст. 7 Закона клиенты обязаны предоставлять организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным
имуществом, информацию, необходимую для исполнения последними требований Закона.

С учетом вышеизложенного, Банк просит Вас не позднее 10 рабочих дней с момента получения настоящего уведомления обратиться к
сотруднику Банка по месту Вашего обслуживания для получения Опросного листа в целях предоставления вышеуказанных сведений и документов.

В случае возникновения вопросов Вы можете обратиться к сотруднику Банка по месту Вашего обслуживания.

Надеемся на взаимопонимание и успешное сотрудничество в дальнейшем.


Как реагировать? Заполнить и отправить.
Это законные требования.

Как правильно написать письмо (обращение, заявление, запрос) в банк о предоставлении информации и документов

Наша жизнь полна парадоксов, некоторые из которых не столь очевидны. Но, по моему глубокому убеждению, у каждого из них есть более или менее явная причина.
Все банки в рекламных слоганах заверяют об открытости перед клиентами, но как только у клиента возникает необходимость получить информацию о самом же себе, расчетах с банком, насчитанных процентах, совершенных платежах и т.д. слово банкиров расходится с их делом.
И упаси Вас Бог потребовать ведомости на бумажном носителе с подписью и печатью банка! Учреждение тут же займет круговую оборону, выставив на передовую доблестных, но ужасно скрупулезных, придирчивых и без тени эмоций работников юридической службы, верных делу мирового капитализма. Если Вы не знаете всех тонкостей письменного обращения в банк, в лучшем случае результатом Ваших потуг будет формальный письменный отказ в предоставлении информации. И даже не надейтесь на детальное обоснование такого отказа. Не положено, и все тут.

Примечание.Хочу сразу уведомить, что данная статья, в первую очередь, будет полезна тем, кому необходимо получить информацию о своей задолженности перед банком, насчитанных процентах, штрафах и пене, а также получить копии документов, связанных с получением кредита, его условиями, погашением и т.д.
Все, что касается обращений в банк о реструктуризации, кредитных каникулах, изменении процентной ставки, списании и т.д. носит сугубо индивидуальный характер, требует изучения конкретной ситуации и документов. Вы найдете немало шаблонов таких писем на многочисленных форумах и в группах "по интересам" в социальных сетях. Но мое отношение к таким заготовкам довольно скептическое. И причин тому несколько.
Во-первых . никаких особых требований к таким обращениям просто нет. Они составляются в произвольной форме, и главное при этом - грамотно изложить ситуацию и суть вопроса.
Во-вторых . клиент безусловно имеет право обратиться в банк с подобными обращениями, а банк должен их рассмотреть и дать ответ в установленный срок. Но банк не обязан принимать изложенные в просьбе условия, если это прямо не предусмотрено законом или договором.
В-третьих . многочисленные ссылки на законодательство в таких письмах, а также следование принципу "а Васе помогло" на суть вопроса практически не влияют в силу уже сказанного. Это право банка, но никак не его обязанность. В данном случае прямые переговоры с банком имеют большее влияние на результат рассмотрения.

Ко мне часто обращаются клиенты банков, которые "приятно удивлены" суммой поточной задолженности. И ситуация у всех практически идентичная.
Как правило, человек оформил банковскую карту с неким лимитом. Т.е. фактически клиенту нужен был кредит, но по тем или иным причинам банк предоставлял его именно в такой форме. Человек снимает определенную сумму или расплачивается картой, а после вносит на карточный счет деньги в погашение кредита. Такие нехитрые операции продолжаются некоторое время. Но спустя месяцы или даже годы счастливый обладатель современного платежного инструмента узнает по звонку из банка, что его долг составляет N-ную немаленькую сумму, которая вводит клиента в ступор.
Реакцию простого обывателя предугадать несложно. Желание разобраться, посчитать все до копейки и установить истину лишает должника здорового сна, а воображение рисует мрачные картины "приятного" общения с коллекторами и будущего судебного разбирательства.
Тут уже я получаю сообщение или звонок от этого должника с просьбой помочь разобраться. Соглашаясь, я прошу детально описать ситуацию и для начала предоставить отсканированные копии основных документов: договор (кредитный или на обслуживание карты) и дополнения к нему с условиями кредитования. Но как оказывается, этих документов у должника нет, не говоря уже о банковских выписках, документах о получении и погашении кредита.
Таким образом, отсутствует необходимая нулевая точка отсчета для анализа ситуации, а все предположения и советы будут больше напоминать гадание на кофейной гуще.
Конечно, с документами нужно обращаться ответственно, особенно в тех случаях, когда это может больно ударить по карману и нервной системе. Но никто из нас не идеален. Например, многие из нас распечатывают и хранят квитанцию из банкомата?
Безусловно, можно полностью довериться банку. Но готовы ли Вы к этому? Да и как можно полностью оценить риски, если отсутствует даже договор?
Кроме того, не исключаю возможность проверить состояние платежей в системе "интернет-банкинг". если такая доступна. Но, как правило, информация в ней скупая и не дает ответы на основные вопросы о происхождении сумм долга.
Остается единственный источник необходимых сведений и документов - сам банк .
Казалось бы, что в получении информации и копий документов из банка проблем быть не должно: пишем запрос (письмо, обращение), указываем необходимые нам сведения, ссылаемся на стандартные законодательные нормы и получаем долгожданный ответ. Ведь мы просим предоставить информацию о себе и ничего больше. Банк должен понимать, что в таких отношениях все должно быть прозрачно, а достоверная информация лишь поспособствует взаимопониманию, устранению недоверия, возможных споров и скорейшему погашению задолженности. Но не тут то было.
Банки упорно сопротивляются и цепляются за любую возможность формального отказа. И я вижу в этом только одну причину: нежелание раскрывать внутреннюю кухню и предоставлять заемщику возможные средства защиты в борьбе с незаконными начислениями и платежами .
Например, вот что ответило ПАО "КБ "ПриватБанк" одному клиенту в 2013 году на просьбу предоставить копию кредитного договора:

Причина, безусловно, - просто шедевр логики и юридического творчества. Учитывая такой ответ, я в следующем письме предложил автору сего опуса также организовать личную безопасность клиента, обеспечить неприкасаемость жилища, а также защиту социальных, экономических, экологических, избирательных прав и свободу вероисповедания.
Далее в том же ответе банка:

Скажу прямо - это откровенная ложь. Действительно, суд вправе требовать такую информацию. Но дело в том, что не только он! Также, я уверен, что ПАО "КБ "ПриватБанк" не заставляет своих работников лично вручать такие документы суду, а часто вспоминает о существовании почтовой службы.
Надеюсь, Вы оценили всю глубину проблемы и искаженную логику банковских работников. Нам остается самим разобраться в сути вопроса и научится правильно аргументировать подобные запросы.

Начнем с того, что согласно ч.3 ст.32 Конституции Украины :
"Каждый гражданин имеет право знакомиться в органах государственной власти, органах местного самоуправления, учреждениях и организациях со сведениями о себе,которые не являются государственной или иной защищенной законом тайной ". Таким образом, если информация не содержит никакой тайны - бери на здоровье, а если содержит - не все так просто, даже если такие сведения касаются нас лично.
Является ли интересующая нас информация тайной?
Так, согласно ч.1 ст.60 Закона Украины "О банках и банковской деятельности" от 07.12.2000 №2121-III :
"Информация относительно деятельности и финансового состояния клиента. которая стала известна банку в процессе обслуживания клиента и взаимоотношений с ним или третьим лицам при предоставлении услуг банку, является банковской тайной ".

Часть 2 указанной статьи уточняет, какие именно ведомости являются такой тайной, хотя этот перечень не является исключительным (полным). Если обобщить, то это любые сведения и документы о наших взаимоотношениях с таким учреждением, включая договора, операции, предоставленные услуги и т.д.

Также, согласно абзацу 1 ч.1 ст.1076 ГКУ :

"Банк гарантирует тайну банковского счета, операций по счету и сведений о клиенте". Получается, что необходимые нам сведения действительно являются банковской тайной . строго охраняемой законом.

Означает ли это, что доступ клиентов к информации о себе полностью закрыт?

Однозначно, нет. Это бы полностью противоречило логике договорных отношений. Просто у такого доступа есть свой специфический порядок.

Так, в соответствии с ч.1 ст.62 ЗУ "О банках и банковской деятельности":

"Информация относительно юридических и физических лиц, которая содержит банковскую тайну, раскрывается банками :1) на письменный запрос или по письменному разрешению соответствующего юридического или физического лица ;. "

Также, согласно абзацу 2 ч.2 ст.1076 ГКУ:

"Сведения об операциях и счетах могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям. "

Суммируем, что банк обязан предоставить клиенту информацию о его счетах и операциях на соответствующий письменный запрос. несмотря на то, что такие ведомости являются банковской тайной. Порядок составления такого запроса предусмотрен Правилами хранения, защиты, использования и раскрытия банковской тайны, утвержденными Постановлением Правления НБУ от 14.07.2006 №267 .

Так, в соответствии с частью 1 п.3.1 указанных Правил:

"Письменный запрос и/или разрешение клиента о раскрытии информации, которая содержит банковскую тайну и владельцем которой является такой клиент, составляется в произвольной форме ".

Получается, что ничего хитрого в таком письме и быть не может. Его можно набросать от руки на колене прямо в самом банке, указав суть вопроса, получателя, просителя и другие понятные реквизиты.
Важно. Несмотря на норму о вольном характере такого запроса, я настоятельно рекомендую подойти к составлению этого документа со всей внимательностью, строгостью и детализацией, а ссылка на все законодательные нормы, приведенные в этой статье, является практически обязательной. Дело в том, что банки игнорируют даже абсолютно обоснованные и законные требования. Однако отказ исполнения запроса при полной аргументации позиции клиента всегда поможет в возможных будущих спорах, в том числе в судебном порядке. Кроме того, такая позиция банка открывает прямую возможность истребовать такие сведения через суд, и даже уменьшить сумму требований банка в иске, о чем мы поговорим позже.
Шаблон запроса Вы сможете найти в статье ниже.

Обязательно стоит учесть. что согласно части 2 п.3.1 этих Правил:

"Письменный запрос (разрешение) физического лица - клиента банка должен быть подписан этим лицом. Его подпись должна бытьзасвидетельствованаподписью руководителя банка или уполномоченным им лицом и оттиском печати банка или нотариально ".

Этому моменту я попрошу Вас уделить особое внимание.

Итак, Вы составили такой запрос, а по сути разрешение раскрыть страшную банковскую тайну самому себе. Теперь Вам осталось взять с собой паспорт и направиться в главный офис банка или его ближайшее управление/отделение/подразделение. В присутствии начальника этой структуры необходимо самому подписать такой запрос и требовать (именно требовать! ) засвидетельствовать Вашу подпись на том же экземпляре запроса подписью и печатью банка. В результате под Вашей подписью должно появиться:

"Подпись гражданина Петрова Петра Петровича подтверждаю (на укр. - "засвідчую")".

Далее должны следовать, собственно, сама подпись уполномоченного лица, его ФИО, должность, дата и печать отделения.

Является ли начальник управления/отделения/подразделения банка уполномоченным лицом?

Однозначно, да. Ведь банк предоставил ему право представлять отделение территориально, подписывать ряд документов и ставить на них печать. Надеюсь, Вам хватит аргументов убедить его в этом, иначе - это прямое нарушение законодательных норм и Ваших прав. В любом случае Вы можете пригрозить жалобами во все мыслимые и немыслимые инстанции).

Конечно, можно сразу обратиться к нотариусу, но понятно, что такая процедура требует времени и денежных затрат.

Кроме того, я рекомендую Вам составить отдельное обращение на имя начальника отделения с требованием засвидетельствовать Вашу подпись в соответствии с п.3.1 Правил хранения, защиты, использования и раскрытия банковской тайны, утвержденных Постановлением Правления НБУ от 14.07.2006 №267.

Также сам основной запрос рекомендую распечатать в 3-х экземплярах:

  1. В главный офис банка;
  2. Копия для себя;
  3. Копия для начальника отделения (возможно, Вас попросят ее там оставить).
Требуйте засвидетельствовать Вашу подпись на всех экземплярах, включая тот, что останется у Вас. Это будет неоспоримым аргументом при возможных спорах.

Прошу Вас также запомнить, что в соответствии с ч.5 п.3.1 данных Правил:

"На письменный запрос владельца информации, которая составляет банковскую тайну или по его письменному разрешению, банк раскрывает такую информацию в объеме, определенном в письменном запросе или разрешении."

Теперь поговорим о том, какую именно информацию мы вправе требовать. Помните, как ПАО "КБ "ПриватБанк" отказалось предоставить расчет задолженности?

Этот вопрос, по моему мнению, стоит рассматривать в связке законодательства о защите прав потребителей и прав клиентов банка.
Для начала, согласно ч.4 ст.42 Конституции Украины:
"Государство защищает права потребителей, осуществляет контроль за качеством и безопасностью продукции и всех видов услуг и работ, способствует деятельности общественных организаций потребителей".

Комментарии, как говорится, излишни.

"Потребителиво время приобретения, заказа или использования продукции. которая реализуется на территории Украины, для удовлетворения своих личных нужд имеют право на :1) защиту своих прав государством;2) надлежащее качество продукции и обслуживания;3) безопасность продукции;4) необходимую, доступную, достоверную и своевременную информацию о продукции. ее количестве, качестве, ассортименте, а также о ее производителе (исполнителя, продавца);. "

Также примем, что согласно п.19 ст.1 этого Закона:

"продукция - любые изделия (товар), работа или услуга, которые изготовляются, выполняются или предоставляются для удовлетворения общественных потребностей".

Согласно же п.17 этой статьи:

"услуга - деятельность исполнителя по предоставлению (передаче) потребителю определенного установленного договором материального или нематериального блага, которое осуществляется по индивидуальному заказу потребителя для удовлетворения его личных потребностей".

Учтем, что в соответствии с п.23 этой статьи:

"потребительский кредит - средства, которые предоставляются кредитодателем (банком или другим финансовым учреждением) потребителю на приобретение продукции".

Таким образом, не вдаваясь во все юридически тонкости, в рамках законодательства о защите прав потребителей мы можем смело поставить знак равенства между продукцией, услугой и кредитом. За получение/использование этих благ мы платим свои личные средства в виде цены (проценты - цена кредита) и являемся потребителями .

Получается, что наше право на получение сведений о кредите прямо закреплено в ч.1 ст.4 этого Закона.

Более того, согласно ч.2 ст.11 Закона Украины "О защите прав потребителей":

"Перед заключениемдоговора о предоставлении потребительского кредита кредитодатель обязан сообщить потребителю в письменной форме о :
.
2) кредитных условиях, в частности:
.
г) тип процентной ставки;
.
д) ориентировочную совокупную стоимость кредита (в процентном значении и денежном выражении) с учетом процентной ставки по кредиту и стоимости всех услуг (регистратора, нотариуса, страховщика, оценщика и тому подобное), связанных с получением кредита и заключением договора о предоставлении потребительского кредита;
. ".

Обратите внимание, что Закон предусматривает предоставление информации "перед заключением договора". Но не спешите делать выводы. Об этом важном моменте мы поговорим ниже.

Сейчас запомним, что такую информацию банк обязан предоставить в письменной форме. что по умолчанию предусматривает наличие бумажного носителя, подписи уполномоченного лица банка и печати.

Важно, что п.п.д) п.2 ч.2 этой статьи обязывает банк предоставить совокупную стоимость кредита . с учетом всех начислений. А это ничто иное, как расчет платежей и задолженностей. т.е. расширенная информация о долге клиента в денежном и процентном отношении .

Кроме того, в соответствии с ч.2 ст.11 Закона:

"В случае непредоставления указанной информации субъект хозяйствования, который должен ее предоставить, несет ответственность, установленную статьями 15 и 23 данного Закона". Оказывается, что за нарушение нашего законного права банки должны быть наказаны. С такими санкциями Вы можете ознакомиться самостоятельно.
Теперь перейдем к законодательству о банковской деятельности. Согласно ст.56 ЗУ "О банках и банковской деятельности":
"Клиент имеет право доступа к информации относительно деятельности банка. Банки обязаныпо требованию клиентапредоставить такую информацию :.4) цену банковских услуг ;5) другую информацию и консультации по вопросам предоставления банковских услуг;. "

Таким образом, право клиента на информацию закреплено и в этом Законе. Более того, банки обязаны исполнять такие требования.

Как видим, речь опять идет о цене банковской услуги, которая является суммой насчитанных платежей, т.е. расчетом задолженности в нашем случае.

Так, в соответствии с п.2.1 главы 2 этих Правил:

"Банки обязаныперед заключением кредитного договорапредоставить потребителю в письменной форме информацию об условиях кредитования, а также ориентировочной совокупной стоимости кредита, указав такое:
.в) ориентировочную совокупную стоимость кредита с учетом:процентной ставки по кредиту, стоимости всех сопутствующих услуг. а также других финансовых обязательств потребителя, которые связаны с получением, обслуживанием и погашением кредита (в том числе в интересах третьих лиц - страховщиков, оценщиков, регистраторов, нотариусов и тому подобное);
вариантов погашения кредита, включая количество платежей, их периодичность и объемы;
. ".

Как видим эта норма опять предусматривает предоставление такой информации " перед заключением кредитного договора". Но еще немного терпения и мы разберемся с таким положением вещей.

Главное, что эти Правила подтверждают наше право получить расчет стоимости кредита, включая проценты, комиссии, штрафы и т.д.

Более того, в соответствии с п.2.2 главы 2 этих Правил:

"Информация о платежах потребителя, которые отмечены в пункте 2.1 этой главы, предоставляется с обязательным указанием базы их расчета (отмечается сумма, на основании которой делается расчет, в частности сумма предоставленного кредита, сумма непогашенного кредита, фиксированная сумма и тому подобное)".

Это означает, что, если банк указывает насчитанные суммы (проценты, пеню, штраф), то ссылка на основание такого начисления (общая сумма кредита, сумма долга и т.д.) является обязательной.

В соответствии с п.1.3 главы 1 Правил:

"Банки обязаныобеспечивать выполнение этих Правил :в случае распространения информации о услугах по предоставлению кредитов потребителям;
во время заключения кредитных договоров с потребителями;
в случае устных или письменных обращений потребителей ".

Как видим, такое обращение может быть и устным. Но учитывая наши реалии и изложенное выше, письменное обращение является обязательным.

Теперь поговорим о том, что банки могут предоставлять такую информацию только "перед заключением кредитного договора" .

"В аспекте конституционного обращения положения пунктов 22, 23 статьи 1, статьи 11 Закона Украины "О защите прав потребителей" от 12 мая 1991 года N 1023-XII с последующими изменениями во взаимосвязи с положениями части четвертой статьи 42 Конституции Украины нужно понимать так, что их действие распространяется на правоотношения между кредитодателем и заемщиком (потребителем) по договору о предоставлении потребительского кредита, которые возникают как в время заключения, так и выполнения такого договора ".

Поскольку Решение Конституционного Суда Украины имеет силу закона и обжалованию не подлежит, клиент имеет право требовать нужную информацию на любой стадии выполнения кредитного договора. а банк прямо обязан предоставить такие сведения.

Остановимся на некоторых не менее важных моментах.

Например, Вы узнали о некой сумме задолженности перед банком и поддаете разумному сомнению ее природу. Вам настойчиво звонят, требуют оплатить, но договора на руках у Вас нет, а банк отказывается предоставить расчет долга и копии документов. Поход в банк также не принес никаких результатов в прояснении ситуации. В таком случае Вы должны помнить, что согласно ч.2 ст.616 ГКУ:

"Суд имеет право уменьшить размер ущерба и неустойки, которые взыскиваются с должника, если кредитор умышленно или по неосторожности содействовал увеличению ущерба, причиненного нарушением обязательства, или не принял меры относительно его уменьшения".

Отказ банка предоставить нужную нам информацию и документы является аргументом в доказательство умышленного содействия увеличению долга, т.е. ущерба банку.

Кроме того, Вы должны помнить, что в соответствии с абзацем 1 ч.1 ст.60 ГПК Украины:

"Каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она посылается как на основание своих требований и возражений, кроме случаев, установленных статьей 61 этого Кодекса".

А значит, что, если мы отправили запрос, но получили отказ банка, это доказывает наше желание разобраться в ситуации и погасить долг, однако кредитор сам способствовал увеличению ущерба.

Также, в нашем запросе мы не должны никоим образом признавать существующий долг, дабы не обнулять исковую давность, Об этом мы с Вами говорили в предыдущих статьях.

  1. Клиент имеет право требовать у банка предоставить заверенные копии документов и информацию о своем кредите.
  2. Такое требование оформляется письменным запросом.
  3. Подпись на запросе необходимо заверить в банке или нотариально.

Шаблон такого запроса и письма о необходимости засвидетельствовать подпись Вы можете скачать по этой ссылке .
Также, Вы можете заказать у меня готовый запрос в банк (или другой документ), который будет учитывать Вашу ситуацию и анализ документов по кредиту. Для этого необходимо связаться со мной удобным Вам способом из раздела Контакты или в онлайн чате блога.
О порядке отправки таких писем мы неоднократно говорили в предыдущих публикациях (лично в руки или отправлением с уведомлением о вручении).

P.S.Я как автор этого поста, учитывая его объем и многочисленные ссылки на нормативную базу, оставляю за собой право изменить и уточнить некоторые моменты касательно трактовки и практического применения законодательных норм, а также сам шаблон письма-обращения. Однако суть статьи и ее целостность не пострадают. Нет предела совершенству)