Руководства, Инструкции, Бланки

политика энергосбережения на предприятии образец img-1

политика энергосбережения на предприятии образец

Рейтинг: 4.0/5.0 (1820 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Политика энергосбережения на предприятии образец: Политика энергосбережения на

Энергосбережение на. принятие энергетической политики предприятия;. На предприятии. Уведомление о смене почтового адреса образец Госпошлина. Федеральный закон от 22 октября 2014 г. № 312-ФЗ «О внесении изменений в главу 25.3.

Политика энергосбережения на. на предприятии образец. образец политика. Политика энергосбережения на. Политика энергосбережения на предприятии образец где в москве получить лицензию на такси.

Сомнительным долгом призется дебиторская задолженность предприятия. которая не погаше в сроки. установленные договорами. и не обеспече соответствующими гарантиями. Предприятие представляет в обязательном порядке квартальную и годовую бухгалтерскую отчетность в срок до ( указать срок по каждому адресату) 1. Установить следующий порядок распределения косвенных ( кладных) расходов ( затрат) при калькулировании отдельных видов продукции ( работ. услуг) ( указанные затраты распределяются пропорциольно ( выбрать) — стоимости сырья. материалов и полуфабрикатов. отпущенных изготовление калькулируемого вида продукции, — заработной плате основного рабочего персола, — другим прямым статьям расходов, — нормативной ( плановой) производственной себестоимости, — иным базам распределения).

Установить ( журльно-ордерную. мемориально-ордерную. машиносчетную

Тарифы и тарифная политика;. энергосбережения на. на предприятии и. Типовая программа по энергосбережению. он может быть распространен и на. предприятий.

Энергосбережение на. / политика энергосбережения на предприятии образец

Энергосберегающие технологии помогут Вам снизить затраты на. образца с диодным. Образец программы. Общие сведения о предприятии и. по энергосбережению и повышению.

Политика энергосбережения на. / Политика энергосбережения на предприятии образец. Оценка: 411 / 500 Всего: 125 оценок.

Другие статьи

Энергосбережение на промышленных предприятиях

/ Книги / Энергосбережение на промышленных предприятиях. Яворский М.И. 2000 г

При регулировании цен и тарифов на топливо и энергию важной задачей является недопущение роста доли расходов на топливо- и энергообеспечение в оплачиваемых населением коммунальных услугах и в то же время, наряду с другими мерами, необходимо стимулирование энергосбережения в коммунально-бытовом секторе, где расходуется 27-28 % потребляемых в стране энергоресурсов. Эти требования соответствуют принципам проведения реформы в жилищно-коммунальном хозяйстве.

11.3. Стимулирование потребителей и производителей
энергетических ресурсов

В соответствии с основными положениями Федерального Закона «Об энергосбережении» (ст. 14) для потребителей и производителей энергоресурсов установлены следующие льготы:

предприятия и организации, выпускающие продукцию с лучшими, чем предусмотрено государственными стандартами, показателями энергоэффективности, пользуются государственной поддержкой при проведении тарифной политики. Стоимость указанной продукции должна составлять не менее половины стоимости общего выпуска продукции предприятия;

производители электрической и тепловой энергии, не входящие в региональные энергоснабжающие организации, имеют право на отпуск энергии в сети этих организаций в количествах и режимах, согласованных с энергоснабжающей организацией и региональной энергетической комиссией. Энергоснабжающие организации обязаны обеспечить прием энергии от указанных производителей в свои сети по ценам, формируемым в порядке, утвержденном региональными энергетическими комиссиями;

для установок, использующих нетрадиционные возобновляемые источники энергии, величина тарифов должна обеспечивать срок окупаемости капитальных вложений для этих установок не более 6-8 лет;

предусмотреть в составе типового договора между потребителями и поставщиками топлива и энергии порядок, согласно которому потребители энергетических ресурсов – юридические лица, в случае использования энергетических ресурсов не в том объеме, который предусмотрен договорами с энергоснабжающими организациями, освобождаются от возмещения расходов, понесенных указанными энергоснабжающими организациями, если недоиспользование энергетических ресурсов является следствием осуществления мероприятий по энергосбережению;

строительство и эксплуатация энергетических установок, которые используют сертифицированное оборудование и имеют производительность тепловой энергии до трехсот киловатт или электрическую мощность до ста киловатт, осуществляются без лицензии;

в целях стимулирования эффективного использования энергетических ресурсов предусмотреть установление сезонных цен на природный газ и сезонных тарифов на электрическую и тепловую энергию, а также внутрисуточных дифференцированных тарифов на электрическую энергию.

Особую значимость имеет экономическое стимулирование потребителей энергоресурсов – организаций и предприятий социальной сферы. Экономное рациональное использование топлива и энергии, а также воды ведет к уменьшению бюджетных средств на топливо- и энергообеспечение объектов этой сферы, финансируемых из бюджетов всех уровней.

В настоящее время население оплачивает не более 30 % затрат на энергообеспечение всеми видами энергоресурсов, а остальные затраты оплачиваются из местных бюджетов различных уровней.

Проводимая жилищно-коммунальная реформа предусматривает к 2003 году оплату жилищно-коммунальных услуг в полном объеме за счет населения. При этом дотации должны выделяться непосредственно потребителям, а использованная ими энергия оплачиваться по единым для всех тарифам.

До массовой установки в жилищно-коммунальном секторе приборов и систем учета предусматривается, исходя из базового расхода энергоносителей за последние 3-5 лет, абонентский тариф, при котором потребитель оплачивает услуги, обеспечивающие нормативный тепловой режим помещений, надежное газо- и водоснабжение. Для стимулирования экономии энергоресурсов необходимо ввести шкалу скидок с тарифов за осуществление стандартных мер экономии.

В целях своевременного оснащения организаций государственной собственности системами учета и регулирования потребления энергии следует установить порядок предоставления администрациями субъектов РФ необходимых гарантий по расчетам с отечественными и зарубежными инвесторами при финансировании ими работ по приборному обеспечению этих организаций.

11.4. Финансирование программ в области энергосбережения

Отечественный и мировой опыт свидетельствует, что на всех этапах развития экономики энергосбережению требуется государственная бюджетная поддержка. Это позволяет обеспечивать использование достижений научно-технического прогресса в области энергосбережения предприятиям с различным финансовым положением, стимулируя их к дополнительным вложениям собственных средств в энергосберегающие проекты.

Государственная поддержка энергосбережения осуществляется в форме предоставления исполнителям средств на возвратной основе, на льготных условиях и на ограниченный срок, исходя из значимости и сроков окупаемости проектов.

Источниками таких средств являются:

целевые средства федерального бюджета, используемые на конкурсной основе;

средства субъектов РФ, включая средства создаваемых ими региональных фондов энергосбережения и их бюджетные средства;

внебюджетный источник Минтопэнерго России.

Региональные фонды энергосбережения формируются органами исполнительной власти субъектов РФ исходя из требований Федерального закона «Об энергосбережении». Консолидируемые в соответствии с этим законом средства используются для финансирования региональных программ энергосбережения и в первую очередь – для финансирования оснащения потребителей регионов приборами и системами учета и регулирования расхода энергетических ресурсов.

Другими источниками финансирования программ в области энергосбережения являются:

собственные средства предприятий и организаций (денежные средства, ценные бумаги, части основных производственных фондов);

заемные средства (целевые облигационные займы, региональные паевые инвестиционные фонды, вексельный кредит, финансовый лизинг и др.).

Объем и структура источников финансирования программ в области энергосбережения должны обеспечить их выполнение при условии введения в действие механизмов гарантии возврата заемных средств, формирования субъектами РФ внебюджетных фондов энергосбережения, средства которых должны быть направлены в первую очередь на финансирование оснащения бюджетных и дотационных потребителей приборами учета и регулирования расхода энергетических ресурсов. В этих целях необходимо отработать на федеральном и региональном уровнях введение в действие рыночных механизмов мобилизации средств для финансового обеспечения программ энергосбережения с учетом опыта работы регионов.

11.5. Рыночные механизмы финансового обеспечения программ энергосбережения

Наряду со средствами государственной поддержки энергосбережения и указанными внебюджетными источниками все большее значение при реализации программ энергосбережения будут иметь такие нетрадиционные внебюджетные рыночные механизмы, как целевые облигационные займы, паевые инвестиционные фонды и финансовый лизинг.

Целевые облигационные займы

Важным источником кредитования энергосберегающих проектов на возвратной основе является выпуск целевых облигационных займов, обеспеченных поддержкой администраций субъектов РФ. Суть поддержки заключается в том, что облигации займов могут быть обменены на налоговые освобождения (в части налогов, зачисляемых в бюджет субъекта РФ). Данные льготы предоставляются специальным решением глав администраций субъектов РФ.

Вырученные средства от размещений облигаций должны быть направлены на кредитование энергосберегающих проектов программ. Эти средства позволяют осуществить ряд первоочередных проектов. При этом за счет взимания дополнительных налогов, начисляемых на прирост валового дохода у предприятий-исполнителей проектов, будет соответствующим образом увеличиваться и доходная часть республиканского бюджета субъектов РФ.

Процедуры регистрации проекта эмиссии, выпуска, обращения и погашения облигационного займа, а также деятельность субъектов займа на территории России осуществляются в порядке, установленном Правительством России и Минфином России. Требования к подготовке проекта эмиссии облигационного займа (необходимая информация об эмитенте, его финансовом положении и предстоящем выпуске займа), а также вопросы, связанные с организацией его выпуска, размещения и погашения разработаны Правлением Российского внебюджетного межотраслевого фонда энергосбережения.

Паевые инвестиционные фонды

Указом Президента Российской Федерации от 26.06.95 № 765 «О дополнительных мерах по повышению эффективности инвестиционной политики Российской Федерации» введена в действие правовая база для создания и деятельности наиболее распространенных в мире инвестиционных институтов – паевых инвестиционных фондов.

На базе паевых фондов может быть организован эффективный механизм финансирования энергосберегающих проектов программ, основанный на минимизации налогообложения и не создающий дополнительных рисков.

Сравнительный анализ показывает, что в современной экономической ситуации именно паевые фонды могут стать эффективным средством для масштабной мобилизации свободных средств юридических лиц и мелких инвесторов под инвестиционные цели.

Таким образом, используя в создавшейся ситуации паевой инвестиционный фонд, проще, дешевле и быстрее всего можно собрать значительный капитал для инвестирования энергосбережения в регионах.

С организационной точки зрения для создания паевого инвестиционного фонда необходимо:

создать управляющую компанию и получить лицензию на право осуществления ею доверительного управления имуществом фонда;

разработать и зарегистрировать правила паевого инвестиционного фонда и проспект эмиссии инвестиционных паев;

заключить управляющей компании договора со специализированным депозитарием, аудитором и независимым оценщиком.

Лизинг – способ финансирования инвестиций, основанный на долгосрочной аренде различных технических средств при сохранении права собственности на них за арендодателем.

Лизинг является альтернативой традиционному банковскому кредитованию. Он позволяет использовать в сфере производство современную технику без оплаты ее полной стоимости. В мировой практике стоимость лизинговых операций неуклонно возрастает и по темпам опережает рост объема капиталовложений в их традиционной форме. Особенностью финансового лизинга, в отличие от оперативного, является то, что срок аренды соизмерим с нормативным сроком службы арендуемого имущества.

Для целей энергосбережения финансовый лизинг – весьма удобный способ приобретения дорогостоящего оборудования, приборов и технологий как в стране, так и за рубежом. Фактически он предполагает 100 %-е кредитование и требует немедленного начала платежей. Арендные платежи обычно начинаются только после поставки имущества, либо еще позже, когда использование начинает давать прибыль. Лизинговый договор более гибок, чем ссуда, которая всегда предполагает ограниченные сроки и стандартные условия погашения. При лизинге арендатор энергосберегающего оборудования может согласовать с лизинговой компанией удобную схему финансирования, включая в условия договора, например, расчеты из средств от экономии топлива и энергии. За счет использования лизинга можно полностью осуществить мероприятия программы, связанные с приобретением приборов средств учета, контроля и регулирования расхода энергоресурсов.

Вопросы для самопроверки

Назовите источники государственной поддержки энергосбережения.

Что такое облигация? Каковы гарантии кредитора (держателя облигаций)? Куда направляется получаемая прибыль?

Какие виды инвестиций Вы знаете? Что такое инвестиционная политика?

Формы международного лизинга. Кто имеет право заниматься лизинговыми операциями?

Назовите налоговые льготы предприятиям и организациям, занимающимся реализацией региональных программ энергосбережения.

Глава 12. Основы энергетического менеджмента 12.1. Необходимость управления потреблением энергии

Основной функцией энергетического менеджмента является управление энергопотреблением предприятия. Современная концепция энергетического менеджмента подразумевает менеджмент энергии как деятельность, направленную на снижение затрат предприятия за счет повышения энергоэффективности производство. В этом смысле энергия рассматривается так же, как любой другой дорогостоящий производственный ресурс.

К сожалению, российские предприятия традиционно обращают больше внимания на удовлетворение потребностей производственного процесса в энергии и не придают особого значения эффективности ее передачи и использования.

В то же время зарубежный опыт показывает, что промышленные компании, обратившие серьезное внимание на энергоменеджмент, оказались в состоянии реально снизить затраты на энергоресурсы на 30 % и более.

12.2. Матрица энергетического менеджмента

Определить и описать приоритеты в различных аспектах энергетического менеджмента на предприятии, выявить альтернативные пути организации энергоменеджмента позволяет матрица энергетического менеджмента. Матрица имеет пять горизонтальных строк, характеризующих уровень развития основных элементов менеджмента. Уровни оцениваются шкалой: 0, 1, 2, 3, 4, причем 0-ой уровень соответствует отсутствию рассматриваемого элемента, а высший, 4-ый уровень, подразумевает его максимальное развитие на предприятии.

Шесть вертикальных столбцов матрицы соответствуют шести основным элементам энергетического менеджмента:

Энергетическая политика, раскрывающая необходимость внедрения энергоменеджмента на предприятии.

Организационные аспекты, устанавливающие интеграцию энергоменеджмента в структуру предприятия.

Мотивация энергоменеджмента, раскрывающая способы создания конструктивных взаимоотношений с потребителями энергии, стимулированное энергосбережение.

Информационные системы, обеспечивающие эффективный менеджмент энергии.

Маркетинг энергоменеджмента: пропаганда и реклама деятельности по энергосбережению.

Финансирование мероприятий энергоменеджмента.

Матрица энергетического менеджмента имеет следующий вид (табл. 12.1).

12.3. Энергетическая политика предприятия

В соответствии с принятой структурой матрицы (табл.12.1) уровень развития энергетической политики предприятия (столбец 1) может иметь следующие градации:

10 - отсутствие определенной политики;

11 - не зафиксированный в письменном виде набор рекомендаций;

12 - непринятие официально энергетической политики, установленной энергоменеджментом;

13 - официальная энергетическая политика, но нет заинтересованности со стороны высшего руководства;

14 - энергетическая политика, план действий и регулярные обзоры находят понимание у руководства как часть общей стратегии развития предприятия.

Организация энергетического менеджмента на предприятии (столбец 2) может дифференцироваться:

20 - энергетический менеджмент отсутствует;

21 - энергетический менеджмент возложен как одна из задач на работника с ограниченными должностными возможностями;

22 - имеется должность энергоменеджера, но структура управления и его полномочия не определены;

23 - менеджер по энергетике контролируется советом по энергетике;

24 - энергетический менеджмент полностью интегрирован в структуру менеджмента, осуществляет четкое делегирование ответственности за энергопотребление.

Мотивация задач менеджмента может находиться на одном из уровней матрицы:

30 - нет контактов с потребителями энергии;

31 - имеются неофициальные контакты между инженерами и отдельными потребителями;

32 - связь с потребителями через специальную группу, возглавляемую старшим менеджером подразделения;

33 - комиссия по энергетике используется в качестве основного канала взаимодействия наряду с прямыми контактами с главным потребителем энергии;

34 - официальные и неофициальные каналы взаимодействия регулярно используются энергоменеджером и персоналом энергетических служб на всех уровнях.

Уровень использования информационных систем характеризуется рядом градаций:

40 - нет информационной системы, нет учета энергопотребления;

41 - отчеты по энергозатратам основаны на платежных документах. Инженер собирает отчеты для внутреннего использования в техническом отделе;

42 - отчеты об энергопотреблении основываются на показаниях коммерческих счетчиков. Энергетические показатели могут использоваться в разработке бюджета;

43 - мониторинг энергопотребления всех подразделений, по информации об экономии не доводится до потребителей;

44 - всеобъемлющая система, устанавливающая цели энергоиспользования, отслеживающая потребление энергии, обнаруживающая нарушения, количественно определяющая экономию и регистрирующая бюджетные расходы.

Уровни маркетинга энергосбережения:

50 - не пропагандируется энергосбережение;

51 - пропаганда энергосбережения через неофициальные контакты;

52 - обучение некоторых специально выделенных сотрудников;

53 - реализация программы пропаганды энергосбережения среди сотрудников, регулярные рекламные кампании;

54 - маркетинг показателей энергоэффективности и работы энергоменеджмента как внутри предприятия, так и за его пределами.

Уровни финансирования энергосберегающих мероприятий:

60 - нет вложений в повышение энергоэффективности;

61 - внедрение только малозатратных мероприятий;

62 - инвестиции только по критерию малого срока окупаемости;

63 - те же самые критерии окупаемости, что и применяемые для всех других вложений;

64 - уклон в сторону экологически чистых схем с детальной оценкой инвестирования во все варианты нового строительства и модернизации.

Для использования матрицы энергетического менеджмента необходимо:

определить место вашего предприятия на матрице;

сосредоточиться на тех столбцах, где реально достижение наибольшего прогресса;

установить, что является препятствием в достижении прогресса и решить, как можно это преодолеть;

выявить возможности для улучшения ситуации и решить, как они могут быть использованы;

вовлечь в этот процесс других людей;

как руководство, так и потребителей энергии.

12.4. Организация и стадии энергетического менеджмента

Матрица обеспечивает быстрый, легкий и эффективный способ установить организационный подход к энергоменеджменту на предприятии. Цель развития энергоменеджмента – движение вверх по уровням матрицы по направлению к существующей «лучшей практике» с достижением баланса между столбцами.

Стратегия введения или усовершенствования энергетического менеджмента на предприятии включает ряд последовательных фаз:

стадия 1 – достижение контроля над энергопотреблением;

стадия 2 – инвестирование в мероприятия по энергосбережению;

стадия 3 – поддержание контроля над энергопотреблением.

В процессе реализации первой стадии фактически осуществляется «беззатратный» механизм устранения потерь энергии и финансовых средств.

Мероприятия по экономии энергии на второй стадии энергоменеджмента требуют денег. Обычно в начале этой стадии вероятны вложения в низко- или среднезатратные мероприятия. Однако после того, как возможности для легкого получения экономии будут исчерпаны, придется заниматься работами с медленными темпами возврата финансовых вложений.

Как только фазы 1 и 2 начнут реализовываться, возникает необходимость в эффективной информационной системе энергетического менеджмента, которая обеспечит поддержку, контроль и защиту инвестиций, направленных на цели энергосбережения. Создание такой информационной системы предусматривает 3 стадия.

На практике стадии 1 и 2 никогда не бывают полностью завершены. Достижение и поддержание контроля – это динамический процесс, требующий постоянного совершенствования. Аналогично выгоды от инвестирования в новые энергосберегающие мероприятия требуют постоянной переоценки из-за технологических и других изменений в производстве.

Энергетическая политика предприятия должна быть документально закреплена для ее сохранения при смене персонала или временных изменений приоритетов производство. Документ должен содержать формулировку заинтересованности предприятия в энергосбережении, а также перечень целей, действий для их достижения и четкое определение ответственности за реализацию энергетической политики. Для сохранения конфиденциальности информации, с коммерческой точки зрения, энергетическая политика может быть опубликована в двух частях, одна из которых предназначена для широкого использования, а другая – для внутреннего.

Разработка энергетической политики осуществляется энергетическими службами предприятия, согласуется со всеми подразделениями предприятия и утверждается советом директоров. Копии документа рассылаются во все подразделения, где должны быть проведены встречи для разъяснения энергетической политики и ее значения для предприятия.

Примерное содержание документа, утверждающего энергетическую политику предприятия, должно включать следующие разделы:

Декларация заинтересованности старшего руководства предприятия в энергетическом менеджменте.

Формулировка целей энергоменеджмента на краткосрочный и долгосрочный периоды.

План действий, определяющий программу работы и конкретные сроки.

Требуемые ресурсы, в том числе финансовые и людские.

Распределение ответственности и подотчетности за планируемые мероприятия.

Описание задач, структуры и состава совета по энергоменеджменту.

Список членов совета и регламентирование графика и методов работы.

Формулировка периодичности и способов проверки и отчетности конкретных работников энергоменеджмента.

Организационно энергетический менеджмент распределяется на все подразделения, но ему должно быть определено место в структуре предприятия. Возможно пять вариантов размещения:

управление исполнительного директора;

Каждый вариант имеет свои преимущества и недостатки. Экономия энергии имеет тенденцию рассматриваться как техническая деятельность, и персонал энергоменеджмента может быть сосредоточен в техническом отделе. Данный вариант является удачным для 1 стадии программы энергоменеджмента, но менее подходит для обучающей и информационной деятельности.

Отдел кадров может быть подходящим размещением с точки зрения мотивации и обучающей деятельности, а финансовый отдел - для финансового контроля и процедур отчетности, необходимых на 3 стадии. Однако оба этих варианта имеют недостатки с точки зрения технической поддержки.

Управление исполнительного директора может обеспечить высокий уровень и доступ к механизмам инициирования мероприятий энергоэкономии. Недостатком этого варианта является невозможность интеграции энергоменеджмента в структуру менеджмента на предприятии в целом.

Приглашение консультантов со стороны оправдано в технических ситуациях, когда опытные специалисты используются для помощи энергетическому персоналу предприятия. Отрицательной стороной такого решения является ослабление взаимоотношений и контактов между сотрудниками предприятия, что является важным для их мотивации и информирования.

Практика показывает, что не может быть идеального места сосредоточения для всех направлений работы по энергоменеджменту. Оптимальное размещение должно изменяться со временем по мере движения предприятия от одной стадии программы к последующим.

Основная роль менеджера по энергетике – это управленческая деятельность. Задачи и обязанности энергоменеджера находятся в широком диапазоне и включают:

формулировка и проведение в жизнь энергетической политики предприятия;

введение и поддержание затратно-эффективных путей обеспечения управленческой информацией об энергопотреблении и выбросах в окружающую среду;

регулярное доведение такой информации до энергетического персонала и до руководства;

проведение и поддержание эффективной и экономически дружественной политики и практики в области приобретения энергоресурсов;

повышение и поддержание осведомленности о проблемах энергетики на всем предприятии;

внедрение и поддержание эффективных административно-хозяйственных мероприятий и эффективной эксплуатационной практики;

определение потребностей предприятия в обучении опыту энергосбережения;

выявление экономически обоснованных возможностей для повышения энергоэффективности – в новых или существующих установках и подразделениях;

формулирование инвестиционной программы по снижению энергопотребления и загрязнения окружающей среды;

введение и поддержание процедур оценки экономической эффективности мероприятий энергетического менеджмента.

Энергосбережение на промышленных предприятиях

9.res.z8.ru Энергосбережение на промышленных предприятиях

Страница 47 из 51

12.4. Организация и стадии энергетического менеджмента

Матрица обеспечивает быстрый, легкий и эффективный способ установить организационный подход к энергоменеджменту на предприятии. Цель развития энергоменеджмента – движение вверх по уровням матрицы по направлению к существующей «лучшей практике» с достижением баланса между столбцами.

Стратегия введения или усовершенствования энергетического менеджмента на предприятии включает ряд последовательных фаз:

стадия 1 – достижение контроля над энергопотреблением;

стадия 2 – инвестирование в мероприятия по энергосбережению;

стадия 3 – поддержание контроля над энергопотреблением.

В процессе реализации первой стадии фактически осуществляется «беззатратный» механизм устранения потерь энергии и финансовых средств.

Мероприятия по экономии энергии на второй стадии энергоменеджмента требуют денег. Обычно в начале этой стадии вероятны вложения в низко- или среднезатратные мероприятия. Однако после того, как возможности для легкого получения экономии будут исчерпаны, придется заниматься работами с медленными темпами возврата финансовых вложений.

Как только фазы 1 и 2 начнут реализовываться, возникает необходимость в эффективной информационной системе энергетического менеджмента, которая обеспечит поддержку, контроль и защиту инвестиций, направленных на цели энергосбережения. Создание такой информационной системы предусматривает 3 стадия.

На практике стадии 1 и 2 никогда не бывают полностью завершены. Достижение и поддержание контроля – это динамический процесс, требующий постоянного совершенствования. Аналогично выгоды от инвестирования в новые энергосберегающие мероприятия требуют постоянной переоценки из-за технологических и других изменений в производстве.

Энергетическая политика предприятия должна быть документально закреплена для ее сохранения при смене персонала или временных изменений приоритетов производство. Документ должен содержать формулировку заинтересованности предприятия в энергосбережении, а также перечень целей, действий для их достижения и четкое определение ответственности за реализацию энергетической политики. Для сохранения конфиденциальности информации, с коммерческой точки зрения, энергетическая политика может быть опубликована в двух частях, одна из которых предназначена для широкого использования, а другая – для внутреннего.

Разработка энергетической политики осуществляется энергетическими службами предприятия, согласуется со всеми подразделениями предприятия и утверждается советом директоров. Копии документа рассылаются во все подразделения, где должны быть проведены встречи для разъяснения энергетической политики и ее значения для предприятия.

Примерное содержание документа, утверждающего энергетическую политику предприятия, должно включать следующие разделы:

1. Декларация заинтересованности старшего руководства предприятия в энергетическом менеджменте.

2. Изложение политики.

3. Формулировка целей энергоменеджмента на краткосрочный и долгосрочный периоды.

4. План действий, определяющий программу работы и конкретные сроки.

5. Требуемые ресурсы, в том числе финансовые и людские.

6. Распределение ответственности и подотчетности за планируемые мероприятия.

7. Описание задач, структуры и состава совета по энергоменеджменту.

8. Список членов совета и регламентирование графика и методов работы.

9. Формулировка периодичности и способов проверки и отчетности конкретных работников энергоменеджмента.

Организационно энергетический менеджмент распределяется на все подразделения, но ему должно быть определено место в структуре предприятия. Возможно пять вариантов размещения:

  • технический отдел;
  • отдел кадров;
  • финансовый отдел;
  • управление исполнительного директора;
  • внешние консультанты.

Каждый вариант имеет свои преимущества и недостатки. Экономия энергии имеет тенденцию рассматриваться как техническая деятельность, и персонал энергоменеджмента может быть сосредоточен в техническом отделе. Данный вариант является удачным для 1 стадии программы энергоменеджмента, но менее подходит для обучающей и информационной деятельности.

Отдел кадров может быть подходящим размещением с точки зрения мотивации и обучающей деятельности, а финансовый отдел - для финансового контроля и процедур отчетности, необходимых на 3 стадии. Однако оба этих варианта имеют недостатки с точки зрения технической поддержки.

Управление исполнительного директора может обеспечить высокий уровень и доступ к механизмам инициирования мероприятий энергоэкономии. Недостатком этого варианта является невозможность интеграции энергоменеджмента в структуру менеджмента на предприятии в целом.

Приглашение консультантов со стороны оправдано в технических ситуациях, когда опытные специалисты используются для помощи энергетическому персоналу предприятия. Отрицательной стороной такого решения является ослабление взаимоотношений и контактов между сотрудниками предприятия, что является важным для их мотивации и информирования.

Практика показывает, что не может быть идеального места сосредоточения для всех направлений работы по энергоменеджменту. Оптимальное размещение должно изменяться со временем по мере движения предприятия от одной стадии программы к последующим.

Основная роль менеджера по энергетике – это управленческая деятельность. Задачи и обязанности энергоменеджера находятся в широком диапазоне и включают:

  • формулировка и проведение в жизнь энергетической политики предприятия;
  • введение и поддержание затратно-эффективных путей обеспечения управленческой информацией об энергопотреблении и выбросах в окружающую среду;
  • регулярное доведение такой информации до энергетического персонала и до руководства;
  • проведение и поддержание эффективной и экономически дружественной политики и практики в области приобретения энергоресурсов;
  • повышение и поддержание осведомленности о проблемах энергетики на всем предприятии;
  • внедрение и поддержание эффективных административно-хозяйственных мероприятий и эффективной эксплуатационной практики;
  • определение потребностей предприятия в обучении опыту энергосбережения;
  • выявление экономически обоснованных возможностей для повышения энергоэффективности – в новых или существующих установках и подразделениях;
  • формулирование инвестиционной программы по снижению энергопотребления и загрязнения окружающей среды;

введение и поддержание процедур оценки экономической эффективности мероприятий энергетического менеджмента.

Организация энергосбережения

Охрана труда Организация энергосбережения. Основные направления энергосбережения. Структура и принципы управления энергосбережением Структура и принципы управления энергосбережением

Формирование основ политики энергосбережения в республике целенаправленно ведется с 1993 года, со времени образования межведомственного республиканского органа Государственного комитета по энергосбережению и энергетическому надзору Республики Беларусь (с 24.09.2001 г. Комитет по энергоэффективности при Совете Министров Республики Беларусь).

Основными принципами государственного управления в сфере энергосбережения являются:

  1. осуществление государственного надзора за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов;
  2. разработка государственных и межгосударственных научно-технических, республиканских, отраслевых и региональных программ энергосбережения и их финансирование;
  3. приведение нормативных документов в соответствие г требованиями снижения энергоемкости материального производства, сферы услуг и быта;
  4. создание системы финансово-экономических механизмов, обеспечивающих экономическую заинтересованность производителей и пользователей в эффективном использовании топливно-энергетических ресурсов, вовлечении в топливно-энергетический баланс нетрадиционных и возобновляемых источников энергии, а также в инвестировании средств в энергосберегающие мероприятия;
  5. повышение уровня обеспечения республики местными топливно-энергетическими ресурсами (ТЭР);
  6. осуществление государственной экспертизы энергетической эффективности проектных решений;
  7. создание и широкое распространение экологически дистых и безопасных энергетических технологий, обеспечение безопасного для населения состояния окружающей среды в процессе использования топливно-энергетических ресурсов;
  8. реализация демонстрационных проектов высокой энергетической эффективности;
  9. информационное обеспечение деятельности по энергосбережению и пропаганда передового отечественного и зарубежного опыта в этой области;
  10. обучение производственного персонала и населения методам экономии топлива и энергии;
  11. создание других экономических, информационных, организационных условий для реализации принципов энергосбережения.

Государственное управление в сфере энергосбережения, основанное на указанных основных принципах государственного управления, осуществляют Правительство и уполномоченный им республиканский орган государственного управления. Этим органом является:

  1. Комитет по энергоэффективности;
  2. областные и Минское городское управления по надзору за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов;
  3. Координационный межведомственный совет по энергосбережению и эффективному использованию местных топливных ресурсов;
  4. Межведомственная комиссия по энергосбережению и соответствующие комиссии в областях и г. Минске;
  5. Экспертный совет при Комитете по энергоэффективности;
  6. Государственные предприятия "Белэнергосбереже-ние" и "Белинвестэнергосбережение".

Комитет по энергоэффективности проводит государственную политику в области энергосбережения путем решения соответствующих задач, определенных Положением о Государственном комитете по энергосбережению и энергетическому надзору, утвержденным постановлением Совета Министров от 11 апреля 1997 г. № 320.

Основными задачами Комитета по энергоэффективности являетсятфоведение государственной политики в сфере энергосбережения и регулирование деятельности, направленной на эффективное использование и экономию топливно-энергетических ресурсов в народном хозяйстве республики. А также осуществление государственного надзора за рациональным использованием топлива, электрической и тепловой энергии объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от их форм собственности и подчинения. Осуществляя эти задачи, Комитет по энергоэффективности и его территориальные подразделения на местах организуют разработку и реализацию мер по энергосбережению; способствуют созданию экономических условий для повышения заинтересованности юридических и физических лиц в экономии топливно-энергетических ресурсов.

Основной целью деятельности экспертного совета при Комитете по энергоэффективности является разработка единой технической политики по приоритетным направлениям энергосбережения, стратегии развития этих направлений.

Экспертный совет принимает участие в проведении экспертиз научно-технологических и технико-экономических разработок, проектов строительства новых, расширения и реконструкции действующих объектов, разработке и рассмотрении проектов стандартов, норм и правил, технических условий, технологий, оборудования, приборов учета, регулирования, относящихся к сфере использования топливно-энергетических ресурсов.

В соответствии с Положением, утвержденным Советом Министров, экспертный совет имеет право:

  1. получать от министерств, других центральных органов управления, научно-исследовательских институтов и Других ведомств информационные материалы, необходимые для выполнения возложенных на совет задач; вносить предложения (рекомендации) в Комэнергоэффективность, министерства и другие центральные органы управления о включении отдельных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; связанных разработкой и освоением производства энергосберегающего оборудования, приборов и другой энергоэффективной техники в ;планы, утверждаемые министерствами и ведомствами; вносить рекомендации о развертывании освоения [Производства энергосберегающих технологий, оборудования и приборов, нетрадиционных источников энергии, вторичных энергетических ресурсов на объектах республики или же их ликвидации в случае малоэффективности, повышенного выхода из строя и неперспективности;
  2. направлять свои предложения непосредственно министерствам, другим центральным органам управления, а также руководителям организаций и учреждений негосударственных форм собственности для использования в работе.

Государственное предприятие "Белэнергосбережение" проводит энергетическое обследование предприятий с целью выявления резервов по экономии, топливно-энергетических ресурсов. Внедряет новое котельное оборудование. Занимается проектированием объектов, поставкой, монтажом и наладкой оборудования с целью снижения потребления топливно-энергетических ресурсов. Разрабатывает удельные нормы потребления топливно-энергетических ресурсов. Обучает специалистов на курсах повышения квалификации. Проводит семинары, выставки, издает журнал "Энергоэффективность".

Планирование энергосберегающих мероприятий

Для проведения эффективной политики и координации деятельности государственных органов в сфере энергосбережения разрабатываются и утверждаются соответствующие республиканские, отраслевые и региональные программы.

Порядок разработки и утверждения этих программ определен Положением о порядке разработки и выполнения республиканских, отраслевых и региональных программ энергосбережения, утвержденным постановлением Совета Министров от 11 ноября 1988 г. № 1731.

Организационное и методическое обеспечение разработки республиканских программ, а также контроль за ходом их разработки осуществляет Комитет По энергоэффективности, являясь одновременно государственным заказчиком этих программ. Разработка республиканских программ осуществляется на каждые предстоящие 5 лет, начиная с 2001 года. На рис. 7.3.1 представлены этапы разработки программ энергосбережения.

Рис. 7.3.1. Этапы разработки программ энергосбережения

Отраслевые программы разрабатываются как долгосрочные, так и краткосрочные, и предоставляются на согласование в Комитет по энергоэффективности.

Долгосрочные программы разрабатываются на каждые предстоящие 5 лет, а краткосрочные на один год.

Организационное и методическое обеспечение разработки программ осуществляют облисполкомы и Минский горисполком, являющиеся одновременно заказчиком этих программ. В разработке программ принимают участие ведущие ученые и специалисты областных и Минского городского управления по надзору за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов Комитета по энергоэффективности. Региональные программы разрабатываются на один год и согласовываются Комитетом по энергоэффективности и Министерством экономики. О ходе выполнения программ энергосбережения Комитет по энергоэффективности в установленном порядке информирует Совет Министров и Министерство экономики, Таким образом, в области энергосбережения осуществляется краткосрочное (сроком на 1 год) и долгосрочное (сроком на 5 лет) планирование.

Охрана труда Законодательство и РД БЖД