Руководства, Инструкции, Бланки

анализ состояния безопасности военной службы образец img-1

анализ состояния безопасности военной службы образец

Рейтинг: 5.0/5.0 (1927 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Анализ состояния безопасности военной службы и подведение итогов работы по ее обеспечению

Анализ состояния безопасности военной службы и

подведение итогов работы по ее обеспечению

Важным этапом работы командира соединения (части) по руководству обеспечением безопасности военной службы является регулярный анализ ее состояния, а также подведение итогов деятельности должностных лиц по обеспечению безопасности военнослужащих в повседневной деятельности. От того, с каким качеством решается в соединении (части) эта задача, во многом зависит эффективность и продуманность планируемых мероприятий, четкость и конкретность при постановке задач, результативность работы по выявлению и устранению причин гибели и травматизма личного состава.

Ввиду сложности и многогранности проблемы безопасности военной службы в анализе ее состояния, подведении итогов работы по ее обеспечению должны принимать участие все заинтересованные должностные лица, в первую очередь штаба, а также заместители командира по воспитательной работе, вооружению, тылу, начальники родов войск и служб. Организатором и координатором выполнения этой задачи является штаб. Командир соединения (части) обязан вникать в деятельность штаба на всех этапах его работы по анализу состояния безопасности военной службы, подготовке подведения итогов ее обеспечения, давать конкретные установки при определении причин гибели военнослужащих, травматизма личного состава, формулировании оценочных позиций и аналитических выводов, выработке конкретных профилактических мероприятий и постановке задач на перспективу.

Анализ состояния безопасности военной службы должен производиться в неразрывном единстве с рассмотрением вопросов состояния боевой готовности, правопорядка и службы войск, с учетом их взаимной обусловленности и взаимного влияния. Целью анализа является повышение безопасности военнослужащих в повседневной деятельности на основе выявления наиболее характерных недостатков в работе должностных лиц по созданию безопасных условий военной службы, предупреждению гибели и травматизма личного состава, установление причин, порождающих эти недостатки, раскрытие связи между фактами гибели и травмирования военнослужащих и обстоятельствами, при которых они совершены, а также определение и претворение в жизнь мероприятий по устранению и недопущению выявленных недостатков и условий, способствующих их проявлению.

Процесс анализа состояния безопасности военной службы включает:

1. Сбор, классификацию и систематизацию данных о состоянии безопасности военной службы.

При этом основными источниками сбора информации могут быть:

- учет происшествий и преступлений, грубых дисциплинарных проступков, связанных с гибелью, самоубийствами военнослужащих, нарушениями уставных правил взаимоотношений между ними ведущийся штабом;

- учет состояния травматизма личного состава соединения (части), ведущийся медицинской службой;

- результаты личных проверок командиром соединения (части) выполнения требований законодательства РФ, общевоинских уставов ВС РФ, приказов и директив МО РФ в частях (подразделениях) по вопросам сохранения жизни и здоровья военнослужащих, предупреждения гибели и травматизма;

- доклады и донесения должностных лиц соединения (части) об итогах проверок состояния безопасности военной службы в частях (подразделениях), на объектах, а также обеспечения безопасности военнослужащих при несении боевого дежурства, караульной службы, эксплуатации вооружения и военной техники, в ходе боевой подготовки, выполнения ремонтно-строительных и хозяйственных работ;

- доклады и донесения командиров частей (подразделений), должностных лиц суточного наряда об имевших место происшествиях и преступлениях с гибелью личного состава, случаях травматизма военнослужащих, обстоятельствах их совершения;

- акты итоговых, инспекторских и контрольных проверок, проведенных в соединении (части) вышестоящими органами военного управления;

- приказы старших командиров (начальников) и их директивных указаний по оперативным вопросам обеспечения безопасности военной службы;

- материалы уголовных дел по случаям гибели личного состава соединения (части);

- заключения административных расследований фактов травмирования военнослужащих;

- материалы, поступающие из органов государственной власти и местного самоуправления, военной прокуратуры и военных судов, военкоматов, от военных комендантов;

- итоги ежемесячных проверок штабом хода выполнения Комплексного плана мероприятий по поддержанию правопорядка, улучшению службы войск и обеспечению безопасности военной службы в соединении (части);

- индивидуальные беседы с должностными лицами, отдельными военнослужащими и их различными категориями;

- письма, жалобы и заявления личного состава, родителей военнослужащих.

Классифицируя информацию о состоянии безопасности военной службы, необходимо сгруппировать данные:

- о происшествиях и преступлениях с гибелью личного состава, обстоятельства их совершения;

- о травматизме и трудопотерях личного состава;

- о выявленных упущениях и недостатках в деятельности должностных лиц по обеспечению безопасности военной службы.

Систематизируя собранный материал, важно определить:

- конкретные причины каждого происшествия и преступления с гибелью военнослужащего, какие сделаны выводы и какие меры воздействия приняты к должностным лицам, которые своей деятельностью (бездеятельностью) способствовали их совершению;

- характер и тяжесть травм, тенденции роста или уменьшения в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года, количество травм отдельно по подразделениям, категориям личного состава, месту, времени года и суток, обстоятельствам и условиям их получения;

- в каких подразделениях допущены недостатки в организаторской и воспитательной работе должностных лиц по обеспечению безопасности военной службы, худшие по данным показателям подразделения;

- наиболее слабые звенья общей системы работы должностных лиц соединения (части) по обеспечению безопасности военной службы, предупреждению гибели и травматизма личного состава.

2. Установление общих причин недостатков в обеспечении безопасности военной службы в соединении (части), низкой эффективности работы отдельных должностных лиц по предупреждению гибели и травматизма личного состава.

Для удобства исследования причины целесообразно условно делить на 2 группы:

Первая - причины, связанные с индивидуальными особенностями военнослужащих:

- физические недостатки, болезненное состояние, нарушение психики;

- негативные проявления различных аспектов психологии личности (наличие признаков нервно-психологической неустойчивости и повышенного суицидального риска, вредных привычек; отрицательные черты характера конфликтность, невыдержанность, личная недисциплинированность; слабая мотивационная база направленности и т.д.);

- низкий уровень профессиональной подготовленности к выполнению должностных обязанностей, несоблюдение требований безопасности;

Вторая - причины, связанные с упущениями и недостатками в работе должностных лиц по обеспечению безопасности военной службы:

- неудовлетворительная организация вида деятельности личного состава (несения боевого дежурства, караульной службы, работ на вооружении и военной технике, занятий по боевой подготовке), ремонтно-строительных и хозяйственных работ;

- низкий уровень работы по подготовке личного состава к выполнению требований безопасности в повседневной деятельности;

- слабый контроль за соблюдением личным составом требований безопасности при непосредственном выполнении задач (работ);

- недостаточная работа по изучению личных качеств и индивидуальному воспитанию военнослужащих, выявлению лиц с признаками нервно-психической неустойчивости и повышенного суицидального риска;

- низкий уровень организаторской и воспитательной работы по сплочению воинских коллективов, оздоровлению морально-психологической атмосферы, профилактике нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими;

- неудовлетворительная организация медицинского обеспечения, противопожарной защиты, охраны окружающей среды;

- ослабление работы должностных лиц по предупреждению дорожно-транспортных происшествий.

Всестороннее и глубокое исследование причин упущений и недостатков в обеспечении безопасности военной службы - важное условие для определения правильных путей улучшения ее состояния.

3. Формирование выводов о состоянии безопасности военной службы в соединении (части), определении путей ее повышения.

Результаты анализа состояния безопасности военной службы должны включаться ежемесячно в приказ командира о состоянии воинской дисциплины и службы войск в соединении (части).

Кроме того, не реже одного раза за период обучения в соединении (части) целесообразно издание отдельного приказа командира с анализом работы должностных лиц по обеспечению безопасности военной службы, предупреждению гибели и травматизма среди личного состава, определением комплекса мер по ее улучшению.

Результаты анализа состояния безопасности военной службы в соединении (части) являются основой для подготовки материалов подведения итогов командиром по данному вопросу.

Подведение итогов работы должностных лиц по обеспечению безопасности военной службы проводится командиром, как правило, при подведении итогов боевой подготовки, состояния воинской дисциплины: в бригаде, полку, батальоне (дивизионе) - за месяц; в роте - за неделю; во взводе - по результатам учебного дня.

Подведение итогов проводится со всеми категориями военнослужащих. В батальоне, роте - отдельно с офицерами, прапорщиками и сержантами на служебных совещаниях, со всем личным составом - на общем собрании. В бригаде, полку - с командирами подразделений и их заместителями, офицерами управления части, в отдельных случаях со всем офицерским составом - на совещаниях офицеров.

Практика показывает, что с наибольшей отдачей, проходят подведения итогов в подразделениях, когда в них принимают участие командиры соединений (частей), их заместители, представители вышестоящих органов военного управления. Это дает им возможность получить дополнительную информацию о фактическом состоянии дел, оперативно решить вопросы, требующие вмешательства вышестоящих инстанций.

В докладе командира при подведении итогов работы по обеспечению безопасности военной службы должны быть освещены следующие вопросы:

а) с офицерами, прапорщиками:

- дана общая оценка состояния безопасности военной службы в сравнении с предыдущей неделей, разобран каждый случай травмирования личного состава, определены их причины, виновные должностные лица;

- показаны лучшие и худшие взводы, методы работы командиров взводов, добившихся положительных результатов;

- отмечены конкретные недостатки в работе офицеров и прапорщиков по направлениям обеспечения безопасности военной службы (обеспечении травмобезопасности и безаварийности, предупреждении самоубийств и нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, проведении мероприятий медицинского обеспечения безопасности военной службы, противопожарной защиты и охраны окружающей среды); проанализирована деятельность офицеров, прапорщиков, имеющих подчиненных, по подготовке личного состава к выполнению требований безопасности в повседневной деятельности, а также по контролю за соблюдением требований безопасности при непосредственном выполнении задач (работ);

- дана общая оценка состояния безопасности военной службы в сравнении с предыдущей неделей, показаны лучшие и худшие отделения, методы работы младших командиров, добившихся положительных результатов;

- проанализирована личная примерность сержантского состава в знании и соблюдении требований безопасности в повседневной деятельности;

- разобран каждый случай нарушения личным составом требований безопасности, который мог привести (привел) к травмированию военнослужащих, определены причины этих случаев, младшие командиры, которые своей деятельностью (бездеятельностью) способствовали их совершению;

показаны недостатки в работе конкретных сержантов по обучению подчиненных требованиям безопасности, контролю за соблюдением требований безопасности при непосредственном выполнении задач (работ), предупреждению нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими;

в) с солдатами и матросами:

- показаны знание и соблюдение военнослужащими требований безопасности в повседневной деятельности, проанализирована исполнительность личного состава в выполнении указаний, дающихся должностными лицами при проведении специальных занятий по изучению требований безопасности, а также в ходе инструктажей;

- разобран каждый случай нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, требований безопасности личным составом, который мог привести (привел) к травматизму, определены их причины, виновники, доведены принятые меры дисциплинарного воздействия;

- определены конкретные задачи каждому взводу по устранению имеющихся недостатков, с учетом фактического состояния безопасности военной службы, и повышению эффективности работы по предупреждению травматизма.

2. В батальоне (дивизионе):

С офицерским составом:

- показано состояние безопасности военной службы по сравнению с предыдущим месяцем учебного года и с аналогичным месяцем предыдущего учебного года, определены лучшие и худшие подразделения, формы и методы работы командиров подразделений, добившихся положительных результатов в предупреждении гибели и травматизма личного состава;

- разобрано каждое происшествие и преступление с гибелью военнослужащих, указаны их причины, в каких подразделениях произошли, какие недостатки в работе должностных лиц этих подразделений способствовали совершению данных происшествий;

- проанализировано состояние травматизма личного состава, определены характер и тенденции его развития в сравнении с предыдущим месяцем и с аналогичным месяцем предыдущего года, дано распределение травм по подразделениям, категориям военнослужащих, месту, времени и условиям их получения;

- указаны недостатки в работе должностных лиц подразделений по обеспечению безопасности военной службы по направлениям этой работы;

- определены конкретные меры по устранению имеющихся недостатков, совершенствованию работы по обеспечению безопасности военной службы.

Основными из этих мер являются:

- личное участие командира, офицеров управления батальона (дивизиона) в работе по оказанию помощи должностным лицам отстающих подразделений по предупреждению гибели и травматизма личного состава;

- проведение показных инструкторско-методических занятий с офицерами, прапорщиками, сержантами по обучению их практике обеспечения безопасности военной службы, предупреждению гибели и травматизма среди личного состава;

- проведение воспитательных мероприятий (общих собраний, бесед, информаций, специальных занятий по общественно-государственной подготовке) в целях сплочения воинских коллективов, поддержания здоровой морально-психологической атмосферы, повышения персональной ответственности военнослужащих за неукоснительное соблюдение требований безопасности;

- определение конкретной категории личного состава, с которой необходимо, ввиду высокого уровня травматизма, улучшить организаторскую и воспитательную работу по обеспечению безопасности военнослужащих в повседневной деятельности;

- усиление контроля за качеством подготовки личного состава к выполнению требований безопасности (обучение, организация проверок знаний и навыков по требованиям безопасности, проведение инструктажей), соблюдение требований безопасности личным составом при непосредственном выполнении задач (работ), уточнение периодичности и состава участников проверок подразделений по этим вопросам.

Исходя из состояния безопасности военной службы в батальоне (дивизионе), при подведении итогов работы по ее обеспечению могут быть рассмотрены и другие вопросы, имеющие важное значение для предупреждения гибели и травматизма личного состава.

3. С офицерским составом управления соединения (части), руководящим составом подразделений:

- дана общая характеристика и оценка состояния безопасности военной службы в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года, разобраны происшествия и преступления с гибелью военнослужащих, определены их причины и степень вины должностных лиц;

- проанализирован ход выполнения Комплексного плана мероприятий по поддержанию правопорядка, улучшению службы войск и обеспечению безопасности военной службы на период обучения;

- дан анализ состояния травматизма личного состава, определены тенденции его развития в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года, показано распределение травм по подразделениям, категориям военнослужащих, месту, времени, обстоятельствам их получения;

- определены лучшие подразделения по состоянию безопасности военной службы, эффективные формы работы по предупреждению гибели и травматизма среди личного состава; показаны худшие подразделения и причины имеющихся недостатков по обеспечению безопасности военной службы;

- проанализировано состояние работы по обучению офицеров, прапорщиков, сержантов и старшин практике обеспечения безопасности военной службы, предупреждения гибели и травматизма среди личного состава;

- дан анализ эффективности выполнения офицерами управления соединения (части) должностных обязанностей по контролю за соблюдением личным составом требований безопасности в повседневной деятельности, а также за проведением в подразделениях воспитательных мероприятий, мероприятий медицинского обеспечения безопасности военной службы, противопожарной защиты, природоохранных мероприятий, оказания практической помощи в устранении выявленных недостатков;

- проанализирована работа офицерского состава подразделений по подготовке личного состава к выполнению требований безопасности в повседневной деятельности, обеспечению неукоснительного соблюдения военнослужащими этих требований при выполнении задач (работ).

Применительно к особенностям дислокации и решаемым соединением (частью) задачам возможно и рассмотрение других вопросов, оказывающих существенное влияние на состояние безопасности военной службы. Хорошей методической предпосылкой для повышения эффективности воздействия доклада командира на подчиненных является использование при его изложении метода сравнения (фактические результаты деятельности нескольких подразделений).

В заключение доклада командир соединения (части) должен сделать обоснованные выводы и определить дополнительные меры на следующий месяц, направленные на повышение безопасности военной службы, предупреждение гибели и травматизма личного состава.

Такими мерами являются:

- улучшение работы командования соединения (части) по повышению безопасности военной службы в отстающих подразделениях;

- проведение воспитательных мероприятий с личным составом по разъяснению необходимости соблюдения требований безопасности в повседневной деятельности, поддержанию уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, а также по своевременному выявлению лиц с признаками нервно-психической неустойчивости и повышенного суицидального риска;

- проведение показных, инструкторско-методических занятий, семинаров по обмену опытом командиров подразделений, их заместителей, молодых офицеров, прапорщиков, сержантов в решении конкретных задач по предупреждению гибели и травматизма личного состава (профилактике самоубийств, нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, дорожно-транспортных происшествий, организации безопасного выполнения различных работ с повышенной опасностью и т.д.), а также специальных дополнительных занятий с личным составом, внеплановых и целевых инструктажей по изучению требований безопасности;

- проведение плановых и внеплановых целевых проверок состояния безопасности военной службы в подразделениях, а также работы должностных лиц по конкретным направлениям ее обеспечения;

- обобщение и доведение до всего офицерского состава соединения (части) передового опыта работы командиров (должностных лиц) подразделений, добившихся положительных результатов в обеспечении безопасности военной службы, предупреждении гибели и травматизма личного состава;

- уточнение плана работы комиссии соединения (части) по предупреждению гибели и травматизма личного состава, проведение ею дополнительных заседаний, конкретных профилактических мероприятий;

- подготовка приказов командира соединения (части) с анализом общего состояния безопасности военной службы, а также по результатам расследования происшествий и преступлений с гибелью военнослужащих, случаев получения личным составом тяжелых травм.

В период подготовки к подведению итогов офицерами штаба разрабатываются и оформляются различные иллюстрационные схемы, таблицы с анализом различных аспектов работы по обеспечению безопасности военной службы в соединении (части), ее результатов в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года. Схемы и таблицы должны быть легко читаемыми со значительного расстояния.

Материалы подведения итогов оформляются письменно и хранятся в штабе соединения (части) в течение двух лет.

При подведении итогов повседневной деятельности

и боевой подготовки войск, обеспечении правопорядка,

службы войск и безопасности военной службы

1. Общее положение.

Определение истинного состояния воинской дисциплины и службы войск, выработка наиболее эффективных мер по предупреждению происшествий, преступлений и дисциплинарных проступков и улучшению воспитательной работы в частях и подразделениях является важнейшей задачей всех командиров (начальников), штабов и органов воспитательной работы. В этих целях необходимо проводить глубокий анализ обстоятельств и причин нарушений военнослужащими требований Российских законов, воинских уставов, приказов, директив и других руководящих документов в сроки, определенные Министром обороны РФ.

Анализ состояния воинской дисциплины и службы войск рекомендуется проводить лично:

- в части – командиру, заместителю командира по воспитательной работе и начальнику штаба;

- в подразделениях (батальон, дивизион, рота, батарея) – командирам и их заместителям по воспитательной работе.

В настоящих рекомендациях рассматриваются основные вопросы, порядок, методика и периодичность проведения анализа состояния воинской дисциплины и службы войск от подразделения до соединения включительно в следующей последовательности:

Другие статьи

Безопасность военной службы и ее содержание

Безопасность военной службы и ее содержание

Безопасность военной службы - состояние военной службы, обеспечивающее защищенность военнослужащих, местного населения и окружающей природной среды от угроз, возникающих при осуществлении деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации.

Обеспечение безопасности военной службы заключается в поддержании в полку (подразделении) условий военной службы и порядка ее несения, обеспечивающих защищенность личного состава и каждого военнослужащего в отдельности, а также местного населения, его имущества и окружающей среды от воздействия опасных факторов военной службы, возникающих в ходе повседневной деятельности полка (подразделения).

Общими условиями обеспечения безопасности военной службы в полку (подразделении) являются:

1. Правовое обеспечение безопасности военной службы, которое осуществляется:

- правотворческим обеспечением военной службы, включающим соответствующие мероприятия по совершенствованию организации участия Министерства обороны Российской Федерации в законопроектной деятельности, а также подготовке нормативно-правовых актов органов военного управления;

- улучшением правоисполнительной деятельности органов военного управления и воинских должностных лиц по реализации жизненно важных интересов военнослужащих, предотвращению причинения вреда жизни, здоровью и имуществу местного населения, окружающей среде при осуществлении деятельности войск (сил);

- повышением уровня правоохранительной работы, совершенствование деятельности органов военного управления и воинских должностных лиц по поддержанию правопорядка и воинской дисциплины в гарнизонах и воинских частях;

- улучшением правового воспитания личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации;

- взаимодействием с государственными органами, органами военной прокуратуры при осуществлении ими контроля и надзора за соблюдением конституционных прав, свобод, льгот и социальных гарантий военнослужащих, состоянием правопорядка и выполнением природоохранительного законодательства в воинских частях.

2. Социально-экономическое обеспечение безопасности военной службы, которое осуществляется:

- взаимодействием с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти по проблемам финансирования расходов обороны с учетом реальных потребностей Вооруженных Сил Российской Федерации, разработки основных показателей государственного оборонного заказа, материального, технического обеспечения и энергоснабжения Вооруженных Сил Российской Федерации;

- взаимодействием с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления вопросам реализации льгот и социальных гарантий, установленных законодательством для военнослужащих, разработки и выполнения целевых программ повышения социальной защищенности военнослужащих, строительства, выделения им жилья, особенно при увольнении из рядов Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществления мероприятий по улучшению физической и морально-психологической подготовки граждан призывного возраста к военной службе;

- обеспечением эргономичности и надежности поставляемых в войска (силы) вооружения и военной техники;

- выполнением мероприятий материального, материально-технического обеспечения войск (сил) (обеспечение продовольствием, вещевым имуществом, горючим и смазочными материалами, комплектующими изделиями и материалами для вооружения и военной техники, другим материальным имуществом, ресурсами и услугами);

- совершенствованием бытового обеспечения личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации (обеспечение казарменно-жилищным фондом, торгово-бытовое, банно-прачечное обслуживание, водоснабжение);

- проведением ветеринарно-санитарного надзора в Вооруженных Силах Российской Федерации.

3. Организационно-техническое обеспечение безопасности военной службы. Приоритетными мерами данного направления необходимо считать:

- подготовку военнослужащих к обеспечению безопасности военной службы;

- предупреждение летных, дорожно-транспортных, навигационных и иных происшествий с вооружением и военной техникой, обеспечение их безопасной эксплуатации;

- обеспечение ядерной и радиационной безопасности ядерных и радиационноопасных объектов, предотвращение несанкционированного применения ядерного оружия;

- обеспечение химической и биологической безопасности;

- обеспечение взрывобезопасности арсеналов, баз, складов и мест хранения вооружения и военной техники, ракет, боеприпасов и взрывчатых веществ, иных потенциально опасных военных объектов;

- обеспечение авиационной безопасности;

- обеспечение сохранности оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ;

- обеспечение безопасности эксплуатации объектов гостехнадзора;

- улучшение эргономических характеристик вооружения и военной техники;

- проведение мероприятий по организации местной обороны;

- проведение метрологического надзора за состоянием и применением средств измерений;

- проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проблемам безопасности военной службы;

- разработка военных стандартов обеспечения безопасности военной службы для различных видов деятельности личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации, эксплуатации образцов вооружения и военной техники.

4. Морально-психологическое обеспечение безопасности военной службы, которое осуществляется:

- четкой организацией воспитательной работы по повышению ответственности военнослужащих за обеспечение безопасности военной службы;

- обеспечением психологической устойчивости личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации на основе постоянного анализа и прогнозирования его морально-психологического состояния, поддержания удовлетворительной морально-психологической обстановки в воинских коллективах, обеспечения психологической совместимости и предупреждения нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, профилактики правонарушений;

- предупреждением самоубийств военнослужащих, совершенствованием индивидуальной работы, особенно с лицами с ослабленным состоянием здоровья, проявляющими признаки нервно-психической и эмоционально-волевой неустойчивости;

- проведением мероприятий по психологической реабилитации военнослужащих, участвующих (участвовавших) в выполнении задач в условиях вооруженных конфликтов, при чрезвычайном положении, а также в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- оказанием психологической помощи и поддержки вновь прибывшим и впервые назначенным на должности военнослужащим в освоении должностных, специальных обязанностей, в установлении правильных взаимоотношений с сослуживцами, начальниками и подчиненными;

- снятием морально-психологической напряженности в семьях военнослужащих, оказанием психологической помощи членам семей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту;

- системным анализом и прогнозированием социальной обстановки в войсках (силах), разработкой и осуществлением мер по снижению возникающей социальной напряженности в воинских коллективах;

- проведением военно-социальной работы по обеспечению социальной защиты военнослужащих, членов их семей, реализации прав военнослужащих на обязательное личное государственное страхование, организации выполнения государственных социальных программ и решений;

- проведением информационно-пропагандистских акций и разъяснительной работы в войсках (силах) по созданию и обеспечению условий безопасности военной службы, формированию общественного мнения в воинских коллективах, способствующего реализации жизненно важных интересов военнослужащих, предотвращению причинения вреда жизни, здоровью и имуществу гражданских лиц, окружающей природной среде при осуществлении деятельности войск (сил);

- взаимодействием с общественными и религиозными объединениями, а также с офицерскими собраниями, товарищескими судами чести офицеров и прапорщиков, женскими советами, иными советами и комиссиями, действующих в воинских частях в интересах обеспечения безопасности военной службы;

- организацией профессионально-психологического отбора военнослужащих. Кандидатов гражданской молодежи при поступлении в военно-учебные заведения Министерства обороны Российской Федерации, а также граждан при их поступлении на военную службу по контракту;

- проведением мероприятий по улучшении досуга военнослужащих и членов их семей.

5. Медицинское обеспечение безопасности военной службы, которое достигается:

- постоянным осуществлением санитарно-эпидемиологического надзора за условиями жизни и быта войск (сил);

- проведением лечебно-профилактических мероприятий с военнослужащими;

- проведением военно-врачебной экспертизы граждан при призыве на военную службу, а также при поступлении на военную службу по контракту;

- систематическим анализом состояния заболеваемости и травматизма военнослужащих.

6. Гидрометеорологическое обеспечение безопасности военной службы, которое достигается:

- учетом климатических условий при решении вопросов размещения войск (сил), строительства военных объектов;

- проведением непрерывного контроля и прогнозирования гидрометеорологической обстановки в регионах дислокации войск (сил);

- оперативным оповещением и предупреждением органов военного управления войсками об опасных и стихийных гидрометеорологических явлениях.

7. Обеспечение экологической безопасности военной службы, которое достигается:

- осуществлением мероприятий по охране окружающей природной среды при эксплуатации вооружения и военной техники, в ходе боевой подготовки, иных видов деятельности войск (сил), в процессе функционирования режимных, особорежимных и особо важных военных объектов, объектов инфраструктуры;

- систематической оценкой экологического ущерба, разработкой и реализацией мер по восстановлению окружающей природной среды в районах расположения и действия войск (сил);

- строительством, ремонтом, реконструкцией и эксплуатацией природоохранных сооружений, разработкой и внедрением современных методов, технологий обследования, очистки и восстановления окружающей природной среды;

- экологически безопасной утилизацией (уничтожением) химического и ядерного оружия, реакторных отсеков атомных подводных лодок и надводных кораблей, ракетного и обычных видов вооружений, а также твердых и жидких радиоактивных отходов;

- экологическим обучением личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации, формирование экологической культуры военнослужащих;

- взаимодействием с государственными и ведомственными природоохранительными органами при решении вопросов обеспечения экологической безопасности деятельности войск (сил).

Реферат: Организация службы войск и поддержание правопорядка

Реферат: Организация службы войск и поддержание правопорядка Содержание: Введение 1. Основы организации службы войск. Основные руководящие документы. 2. Система работы командира и штаба воинской части (подразделения) по организации и руководству службой войск

Командиры рот, командиры батальонов – ежеквартально (ДГШ-31, 1998 г. Пр. МО 1996 г. №90)

Организация службы войск - непрерывная управленческая деятельность командира, включающая:

- уяснение задач службы войск, оценку обстановки и принятие решения на ее организацию и совершенствование;

- доведение задач до подчиненных и планирование, подготовку подчиненных и всестороннее обеспечение выполнения задач;

- контроль организации службы войск и оказание помощи;

- анализ состояния службы войск и подведение итогов.

Руководство службой войск - важнейшая составляющая часть деятельности командиров и штабов. Ответственность за состояние службы войск несет командир, а непосредственным организатором этой службы является штаб.

Созданная система по организации и руководству службой войск позволяет командирам и начальникам поддерживать в воинской части (подразделении) внутренний порядок и воинскую дисциплину, обеспечивать ее постоянную боевую готовность, учебу и быт личного состава, организованное выполнение им других задач. В основе всего этого лежит решение командира.

Принятие решения на организацию службы войск.

Командир воинской части: на основании уяснения задач на новый период обучения, изучения руководящих документов по боевой и мобилизационной готовности, боевой подготовке, службе войск, обучению и воспитанию личного состава, воинской дисциплине, обеспечению безопасности военной службы и оценки результатов предыдущего периода обучения принимает решение на организацию повседневной деятельности воинской части.

В решении определяет:

- общую задачу воинской части, поставленную старшим начальником;

- замысел организаторской работы по выполнению задач повседневной деятельности;

- направление сосредоточения основных усилий;

- привлекаемые силы и средства; задачи подразделениям и службам;

- порядок всестороннего обеспечения выполнения поставленных задач;

- организацию управления и взаимодействия;

- порядок оказания помощи подразделениям и осуществления контроля.

- замысел на организацию службы войск: какими силами, средствами и способами, в какой последовательности и в какие сроки должны быть выполнены основные мероприятия по организации службы войск;

- порядок доведения до подчиненных задач по организации внутренней, гарнизонной и караульной служб;

- порядок подготовки подчиненных подразделений к несению службы; порядок всестороннего обеспечения выполнения задач по организации службы войск;

- порядок контроля за несением службы, ее анализа, оказания помощи подчиненным по устранению выявленных недостатков;

- порядок содержания и совершенствования учебно-материальной базы по службе войск.

В решении командира воинской части наиболее полно отражаются:

- порядок охраны и обороны Боевого Знамени, оружия, боеприпасов, боевой техники и допуска к ним;

- состав и подготовка лиц суточного наряда;

- методическая подготовка офицеров, прапорщиков и сержантов по службе войск;

- осуществление контроля за состоянием подразделений и служб.

Организуя службу войск, командир воинской части на основе всестороннего и глубокого изучения и уяснения требований уставов, руководящих документов и принятого решения определяет:

- основные мероприятия по службе войск и сроки их проведения;

- содержание приказа по организации боевой подготовки, внутренней и караульной служб на период обучения и сроки его разработки;

- мероприятия по обеспечению безопасности военной службы;

- мероприятия по охране и обороне военных объектов в случае внезапного нападения, а также ликвидации последствий в случае террористических актов в гарнизоне;

- мероприятия по противопожарной защите воинской части;

- мероприятия по охране окружающей среды.

Принятое решение командира (начальника) на организацию службы войск отражается:

- в плане боевой подготовки;

- в комплексном плане по поддержанию правопорядка, улучшению службы войск и обеспечению безопасности военной службы на период обучения;

- в приказе командира воинской части об организации боевой подготовки, внутренней и караульной служб на период обучения;

- в перспективном плане воспитательной работы.

Основные мероприятия по организации службы войск могут быть дополнительно продублированы в приказах, инструкциях, обязанностях должностных лиц.

Принятое командиром воинской части решение на организацию службы войск составляет основу всей системы работы командира и штаба. Следующим важным этапом их деятельности является планирование службы войск и постановка задач по ее организации.

3. Планирование службы войск и постановка задач по ее организации

Планирование мероприятий по службе войск является составной частью общего планирования повседневной деятельности воинской части на период обучения и осуществляется совместно с планированием боевой подготовки на основе глубокого знания командирами и штабами требований общевоинских уставов, приказов и директив Министра обороны Российской Федерации и начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, тщательного учета решаемых задач, уровня подготовки подразделений и личного состава, наличия вооружения, техники и других материальных средств.

Планирование осуществляется штабом воинской части при' участии заместителей командира воинской части, офицеров управления и начальников родов войск и служб. Оно должно обеспечивать наиболее целесообразное распределение времени, сил и средств.

Целью планирования службы войск является: определение последовательности и способов выполнения поставленных задач; установление порядка несения службы воинскими частями (подразделениями), всестороннее обеспечение мероприятий по службе войск и обеспечению безопасности военной службы.

Оно должно обеспечить: полное и эффективное использование сил и средств, привлекаемых для выполнения задач службы войск; сосредоточение сил и средств для охраны объектов, имеющих важное значение; возможность гибкого маневрирования силами и средствами службы войск при возникновении чрезвычайных ситуаций, поддержание их высокой боевой готовности к выполнению поставленных задач; создание условий для поддержания внутреннего порядка; твердое управление службой войск.

На основе решения командира (начальника) и его указаний по планированию службы войск разрабатываются:

- комплексный план по поддержанию правопорядка, улучшению службы войск и обеспечению безопасности военной службы на период обучения;

- приказ об организации боевой подготовки, внутренней и караульной служб на период обучения;

- план противопожарной защиты;

- план розыска и задержания военнослужащих, самовольно оставивших воинскую часть;

- перспективный, годовой планы внедрения ТСО;

- расписания караулов, схемы расположения постов, табели постам, инструкции начальнику караула;

- ежемесячный график контроля несения службы суточным нарядом.

Эти документы, разработанные в воинской части, доводятся до всего личного состава в части, его касающейся, а их основные мероприятия включаются в планы, разрабатываемые в воинской части на каждый месяц.

Кроме того, штаб воинской части ежемесячно разрабатывает:

- план проверки состояния подразделений и служб части;

- расписание занятий с офицерами, прапорщиками и сержантами. Эти занятия включаются в расписание командирской подготовки офицеров, прапорщиков и сержантов на месяц;

- график несения службы в суточном наряде;

- график проверки караулов должностными лицами воинской части.

На основании этих документов командир воинской части ежемесячно определяет подразделениям задачи по службе войск на очередной месяц, доводит их до офицеров и прапорщиков при подведении итогов за текущий месяц и организует качественное их выполнение.

Конкретные задачи уточняются на каждую неделю. В четверг каждой недели, на служебном совещании командир воинской части заслушивает заместителей, начальников родов войск и служб, командиров подразделений об итогах деятельности на текущей неделе и предложения по организации работы на предстоящую неделю. Завершая совещание, командир воинской части кратко подводит итоги текущей недели, отдает указания по организации повседневной деятельности на предстоящую неделю и утверждает планирующие документы.

Разрабатывая основные мероприятия по службе войск, необходимо добиться такого положения, чтобы они тесно увязывались с планами боевой подготовки и воспитательной работы, частными планами работ заместителей командира, начальников родов войск и служб.

4. Методическая подготовка личного состава по вопросам службы войск

Состояние службы войск во многом зависит от владения офицерами, прапорщиками и сержантами методикой обучения и воспитания подчиненных и претворения в жизнь требований общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации.

Методическая подготовка по вопросам службы войск в воинских частях проводится в целях:

- изучения требований общевоинских уставов ВС РФ и других руководящих документов по службе войск;

- выработки у офицеров, прапорщиков, сержантов умения и практических навыков в поддержании уставного порядка в подчиненных подразделениях;

- освоения наиболее эффективных форм и методов подготовки личного состава для несения службы в суточном наряде и организации несения службы;

- распространения передового опыта командиров подразделений, а также офицеров, прапорщиков, сержантов, солдат, добившихся высоких результатов в несении гарнизонной, караульной и внутренней служб.

Подготовка офицеров и прапорщиков по вопросам организации и руководства внутренней, гарнизонной и караульной службами, укрепления правопорядка и воинской дисциплины, обеспечения нормальных бытовых условий военнослужащих, соблюдения требований безопасности военной службы проводится на учебно-методических сборах, в ходе командирской учебы, подготовки к несению службы в суточном и гарнизонном нарядах и самостоятельной подготовки.

Методические занятия по службе войск включаются в расписание командирской подготовки офицеров, прапорщиков на месяц. Учет их ведется в журналах командирской подготовки. Для отчетных документов заводится отдельная папка, в которой хранятся все планы, план-конспекты и другие документы по службе войск.

Основными формами методической подготовки являются:

- методические совещания (конференции — для соединений);

- показные, инструкторско-методические, специальные занятия (сборы);

- индивидуальная работа командиров (начальников) с подчиненными в ходе несения службы.

Занятиям по методической подготовке должно предшествовать теоретическое изучение положений общевоинских уставов, требований приказов и директив, наставлений и руководств, инструкций и других документов, определяющих порядок организации и руководства службой войск.

Теоретические знания приобретаются в системе командирской учебы и при самостоятельном изучении необходимых документов.

Методическая подготовка по службе войск проводится согласно выписок из плана боевой подготовки воинской части и комплексного плана по поддержанию правопорядка, улучшению службы войск и обеспечению безопасности военной службы на период обучения, которые должны отражаться в ежемесячных планах-календарях основных мероприятий.

Тематика методических занятий определяется с учетом конкретных задач, решаемых воинской частью (подразделением), и разрабатывается командиром воинской части на период обучения.

Методические совещания (конференции) проводятся, как правило, один-два раза за период обучения. На них рассматриваются вопросы методики подбора, подготовки, воспитания личного состава, проверки несения службы

суточным (гарнизонным) нарядом, анализа службы войск и подведения ее итогов, обобщается и доводится опыт работы командиров передовых подразделений, намечаются мероприятия по дальнейшему совершенствованию службы войск.

Учебно-методические сборы проводятся с начальниками штабов
воинских частей, их заместителями по службе войск и безопасности военной
службы, офицерами отделов и отделений службы войск вышестоящим
командиром (начальником) один раз в год по основным вопросам,
нуждающимся в разъяснении, выработке единого понимания штабами и
органами службы войск своих организационных задач.

С военнослужащими, назначаемыми начальниками караулов. проводятся двухдневные или трехдневные сборы в подготовительный период перед началом учебного периода с принятием
зачетов и изданием приказа о допуске к несению службы.

В ходе командирской учебы по службе войск проводятся занятия по методической подготовке и общевоинским уставам.

Показные занятия проводятся перед началом каждого периода обучения по основным вопросам организации и руководства службой войск.

На них показываются оптимальные варианты внутреннего порядка в казармах, парках, на складах, порядок проведения занятий по подготовке суточного (гарнизонного) наряда, выполнения отдельных мероприятий распорядка дня и другие вопросы службы войск.

Инструкторско-методические занятия проводятся согласно распи­санию с командирами подразделений, офицерами, прапорщиками, сержантами, привлекаемыми для несения службы в суточном (гарнизонном) наряде и перед началом каждого периода обучения. На занятиях устанавливается единое понимание практического выполнения специальных обязанностей и даются рекомендации по подбору, подготовке и воспитанию личного состава суточного (гарнизонного) наряда, проверке несения им службы и подведению итогов; определяются наиболее целесообразные приемы и способы действий должностных лиц суточного (гарнизонного) наряда, проверяется знание обучаемыми соответствующих положений воинских уставов, наставлений, инструкций и других руководящих документов по службе войск.

Кроме того, обучаемые самостоятельно тренируются в выполнении отдельных приемов и действий, необходимых при несении службы.

Каждое инструкторско-методическое занятие готовится и проводится только с одной категорией обучаемых, оно проводится на том месте (объекте), где обучаемым придется выполнять свои обязанности.

Специальные занятия (сборы) с председателями и членами внутренних проверочных комиссий проводятся один раз в год согласно приложению к плану боевой подготовки, на которых изучаются воинские уставы, приказы, директивы, положения, наставления, руководства и инструкции, необходимые для работы комиссий. Перед началом работы каждой внутренней проверочной комиссии проводится инструктаж ее членов.

Самостоятельная подготовка проводится в часы, определенные командиром воинской части. В ходе нее изучаются положения воинских уставов, приказов, директив, наставлений и других служебных документов, определяющих порядок организации и руководства службой войск. В конце каждого периода обучения у данной категории принимаются зачеты с выставлением оценок в журналах командирской подготовки.

Знание и умение внедрять требования воинских уставов в повседневную жизнь должны учитываться при аттестовании офицеров и прапорщиков, назначении их на вышестоящие воинские должности и направлении на учебу.

Индивидуальная работа командира воинской части (подразделения) с подчиненными в ходе несения ими службы проводится в целях дальнейшего закрепления теоретических знаний и практических навыков по выполнению специальных обязанностей по службе. Эта работа проводится командиром воинской части (подразделения) с учетом особенностей подготовки офицеров и прапорщиков и их умения практически выполнять свои специальные обязанности.

С командирами подразделений и их заместителями проводятся занятия по порядку подбора и распределения личного состава, назначаемого в суточный (гарнизонный) наряд, методике проведения занятий с лицами суточного (гарнизонного) наряда, проверке несения внутренней и караульной служб, порядку содержания арестованных, практическому несению службы начальником караула, проведению развода и смены караулов, практике повседневного руководства суточным (гарнизонным) нарядом подразделений и другим вопросам.

С офицерами, прапорщиками и сержантами, деятельность которых связана с применением технических средств охраны. проводятся ежегодные сборы, ежемесячные практические занятия и инструктажи при подготовке к несению службы в суточном (гарнизонном) наряде.

Подготовка к несению службы в суточном (гарнизонном) наряде проводится в отведенное распорядком дня время и включает теоретическую и практическую подготовку в объеме, необходимом для исполнения обязанностей, подготовку внешнего вида и оружия. Более подробно эти вопросы будут рассмотрены при изучении вами темы №5 по тактико-специальной подготовке.

5. Распределение времени и повседневный порядок

Большое влияние на организацию службы войск оказывает правильное и грамотное распределение времени и установление в воинской части твердого повседневного порядка. Этому вопросу посвящена глава 5 Устава внутренней службы.

Распределение времени в воинской части осуществляется так, чтобы обеспечивалась ее постоянная боевая готовность и создавались условия для проведения организованной боевой учебы личного состава, поддержания порядка, воинской дисциплины и воспитания военнослужащих, повышения их культурного уровня, всестороннего бытового обслуживания, своевременного отдыха и приема пищи.

Распределение времени в течение суток, а по некоторым положениям и в течение недели осуществляется распорядком дня и регламентом служебного времени.

Распорядок дня воинской части определяет по времени выполнение основных мероприятий повседневной деятельности, учебы и быта личного состава подразделений и штаба воинской части.

Регламент служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в дополнение к распорядку дня устанавливает сроки и продолжительность выполнения этими военнослужащими основных мероприятий, вытекающих из обязанностей военной службы.

Распорядок дня и регламент служебного времени устанавливает командир воинской части или соединения с учетом вида Вооруженных Сил и рода войск, задач, стоящих перед воинской частью, времени года, местных и климатических условий. Они разрабатываются на период обучения и могут уточняться командиром воинской части (соединения) на время боевых стрельб, полевых выходов, проведения учений, маневров, походов кораблей, несения боевого дежурства (боевой службы), службы в суточном наряде и других мероприятий с учетом особенностей их выполнения.

В распорядке дня предусматривается время для проведения утренней физической зарядки, утреннего и вечернего туалета, утреннего осмотра, учебных занятий и подготовки к ним, смены специальной (рабочей) одежды, чистки обуви и мытья рук перед приемом пищи, приема пищи, ухода за вооружением и военной техникой, воспитательной, культурно-досуговой и спортивно-массовой работы, информирования личного состава, прослушивания радио и просмотра телепрограмм, приема больных в медицинском пункте, личных потребностей военнослужащих (не менее двух часов), вечерней прогулки, поверки и 8 часов для сна.

Промежутки между приемом пищи не должны превышать 7 часов.

После обеда в течение не менее 30 мин. не должны проводиться занятия или работы.

Собрания, заседания, кинофильмы, спектакли и другие общественные мероприятия должны заканчиваться до вечерней прогулки.

Регламент служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, должен предусматривать время их прибытия на службу и убытия с нее, время перерыва на обед, самостоятельной подготовки (не менее 4 часов в неделю), ежедневной подготовки к проведению занятий и время на физическую подготовку (общей продолжительностью не менее 3 часов в неделю).

Общая продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не должна превышать нормальную продолжительность еженедельного рабочего времени - 40 часов. установленную федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Положением о порядке прохождения военной службы (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237) определен следующий порядок учета служебного времени и предоставления дополнительных суток отдыха военнослужащим, проходящим военную службу по контракту:

- учет времени привлечения военнослужащих проходящих военную службу по контракту, к исполнению обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени (сверхурочное время);

- учет привлечения их к исполнению обязанностей военной службы в выходные и праздничные дни (в часах);

- учет (в сутках) предоставленных им дополнительных суток отдыха в соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и предоставленного им времени отдыха (в часах)

Весь учет ведется командиром подразделения в журнале. Правильность записи в журнале еженедельно подтверждается подписью военнослужащего.

Когда суммарное сверхурочное время (суммарное время исполнения должностных специальных обязанностей в выходные или праздничные дни с учетом времени, необходимого военнослужащему для прибытия к месту службы от места жительства и обратно) достигает величины ежедневного времени, установленного регламентом служебного времени для исполнения должностных обязанностей, военнослужащему по его желанию предоставляются в другие дни недели дополнительные сутки отдыха или они присоединяются к основному отпуску. Дополнительные сутки отдыха в количестве не более 30, присоединяемые к отпуску, в продолжительность основного отпуска не входят. Сведения о количестве дополнительных суток отдыха, присоединяемых к основному отпуску, представляются командиром подразделения в штаб воинской части (кадровый орган).

Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в военных образовательных учреждениях профессионального образования и учебных воинских частях, предоставляется не менее одних суток отдыха еженедельно. Остальным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, предоставляется не менее одних суток отдыха еженедельно, но не менее шести суток отдыха в месяц.

Более подробно все эти вопросы вам предстоит изучить на последующих занятиях, а также самостоятельно (Устав внутренней службы, глава 5.).

6. Организация контроля за состоянием службы войск в воинских частях и подразделениях.

Успех любого дела, в том числе и контроля, во многом зависит от того, как оно организовано и подготовлено. Орга­низация контроля должна быть направлена на конечный ре­зультат - улучшение состояния службы войск в данном под­разделении, части и в целом повышение боевой готовности. Суть организации контроля не только в самом факте провер­ки. Контроль службы войск включает в себя:

- планирование, подготовку групп проверяющих, проведение проверки и уст­ранение выявленных недостатков;

- анализ состояния службы войск, разработку и издание приказов о состоянии службы войск в части;

- подведение итогов и проведение мероприятий, направленных на реализацию выводов по совершенствованию службы войск в части.

Организация контроля предполагает обязательную его плановость, компетентность проверяющих как в контроли­руемых вопросах службы войск, так и в способности их прове­сти грамотный анализ вскрытых недостатков, выявить причи­ны, их порождающие, и выдать практически реализуемые пред­ложения по их устранению и недопущению в дальнейшем.

Проведение проверок по вопросам, подлежащим постоян­ному контролю должностными лицами согласно обязанно­стям по занимаемой должности, должно планироваться с учетом конкретной обстановки, времени суток и года, решае­мых подразделениями задач.

Обязательным элементом службы войск, подлежащим постоянному контролю, является проверка несения карауль­ной службы. Опыт войск показывает, что проверка караула требует от проверяющего достаточно высокого уровня ком­петентности и ответственности и должна проводиться в строгом соответствии с требованиями Устава гарнизонной и ка­раульной служб ВС РФ, методических рекомендаций по про­верке гарнизонных и внутренних караулов воинских частей. Командиру части следует контролировать проведение таких важных элементов распорядка дня, установленных Уставом внутренней службы ВС РФ, как ежедневный утренний осмотр и вечерняя поверка.

Для проведения периодических проверок по вопросам ор­ганизации и состояния службы войск :в части разрабатывает­ся план проверки состояния подразделений и служб. При разработке планов проверок необходимо учи­тывать мероприятия, 'проводимые в данный период согласно плану боевой подготовки, а также мероприятия, проводимые вышестоящими штабами с целью исключения дублирования проверяемых 'вопросов и дополнительного отрыва подчинен­ных от выполнения повседневных обязанностей.

Перечень вопросов, степень их детализации и объем -про­верки должны определяться в зависимости от ее целей, ха­рактера выполняемых проверяемым подразделением задач, состояния воинской дисциплины и службы войск, местных условий и других специфических особенностей.

По планам вышестоящего командования планируются и осуществляются плановые и внезапные проверки службы войск в воинских частях и гарнизонах.

Проверка состояния службы войск заключается в определении фактического состояния внутреннего порядка в воинской части (гарнизоне), а также соблюдения требований безопасности военной службы, воинской дисциплины, порядка и правил, установленных законами, воинским уставами и служебными документами.

В ходе проверок устанавливается наличие и оценивается содержание планирующих документов по службе войск, а также их выполнение. При этом особое внимание уделяется соблюдению командирами (начальниками) требований воинских уставов, приказов, директив Министра обороны Российской Федерации и начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации по организации и руководству службой войск.

При проверке организации и состояния внутренней и караульной служб в воинской части в первую очередь обращается внимание на наличие и содержание приказа командира воинской части по организации боевой подготовки, внутренней и караульной служб на период обучения и его соответствие требованиям воинских уставов.

Проверка организации и состояния гарнизонной службы начинается с изучения приказов начальника гарнизона, расписаний гарнизонных караулов, документации военного коменданта, учетных данных по состоянию воинской дисциплины в гарнизоне.

Система подбора и подготовки личного состава суточного наряда проверяется непосредственно в подразделениях.

Наличие учебно-материальной базы по службе войск, а также оборудование охраняемых объектов (состояние ограждения, освещения и т.д.) проверяются методом осмотра этих объектов.

Анализ службы войск заключается в сопоставлении, систематизации и принципиальной оценке достоверных фактов, выявлении их объективных и субъективных причин.

В ходе анализа сопоставляются имеющиеся данные по службе войск и полученные в результате проверки, определяется степень влияния конкретных должностных лиц и обстоятельств на ее состояние.

По окончании проверки и анализа всех элементов службы войск воинской части (подразделения) оценивается ее состояние:

"удовлетворительно", если служба войск организована и осущест­вляется в соответствии с требованиями воинских уставов;

"неудовлетворительно". если не выполнены требования на оценку "удовлетворительно".

Завершающим этапом в работе по осуществлению контроля за организацией и состоянием службы войск в воинской части (подразделении) является подведение итогов повседневной деятельности и боевой подготовки, состояния правопорядка и воинской дисциплины, службы войск и обеспечения безопасности военной службы, которое проводится:

- в отделении и взводе — командиром отделения, взвода соответственно по окончании каждого занятия и ежедневно в конце дня;

- в роте — командиром роты еженедельно ;

- в батальоне (воинской части) — соответствующими командирами ежемесячно ;

- в соединении (гарнизоне) — ежеквартально.

Подведение итогов проводится со всеми категориями военнослужащих:

- в роте (батарее) и им равным - на служебных совещаниях со всеми офицерами, прапорщиками и отдельно - с сержантами и солдатами;

- в батальоне (дивизионе) и им равных - на служебных совещаниях со всем офицерским составом и прапорщиками;

- в воинской части — с командирами подразделений и их заместителями, офицерами штаба и начальниками родов войск и служб, в отдельных случаях - со всем офицерским составом, прапорщиками воинской части - на служебных совещаниях.

Один раз в месяц командир воинской части проводит общее совещание с офицерами и прапорщиками по подведению итогов боевой подготовки, повседневной деятельности, воинской дисциплины, состояния, учета, хранения, содержания, сбережения, эксплуатации вооружения и военной техники, экономного расхода материальных средств и ресурсов за прошедший месяц. На этом совещании ставятся задачи на следующий месяц, отдаются необходимые указания.

Начальник штаба воинской части объявляет приказы об итогах боевой подготовки, состояния правопорядка, службы войск и безопасности военной службы, доводит план основных мероприятий повседневной деятельности на следующий месяц.

Командир воинской части определяет места каждой роте, отдельному взводу.

Анализ службы войск должен тщательно готовиться. За основу берутся результаты проверок состояния подразделений и служб должностными лицами, непосредственно подчиненными командиру воинской части, и офицерами штаба. Изучаются также постовые ведомости и доклады лиц суточного наряда.

При подведении итогов состояния службы войск необходимо:

1) довести до офицеров и прапорщиков основные задачи по службе
войск, выполнявшиеся за истекшую неделю или месяц;

2) показать, как в целом выполнены задачи, дать оценку их выполнения каждым подразделением;

3) отметить подразделения, в которых задачи выполняются лучше,
при этом указать те подразделения, где вопросы службы войск длительное время (указать, какое) решаются положительно;

4) раскрыть по опыту передовых подразделений стиль и методы
работы командиров, добившихся лучших результатов в службе войск;

5) дать оценку воспитательной работе по обеспечению выполнения
задач службы войск и ее эффективности; привести положительные примеры, показать лучших военнослужащих, подробно раскрыть пути и способы достижения хороших результатов; особенно подробно остановиться на положительных примерах при несении караульной службы;

6) указать подразделения, в которых задачи выполнены не в полном
объеме, при этом отметить те подразделения, где служба войск длительное время осуществляется с грубыми нарушениями требований общевоинских уставов;

7) указать характерные недостатки в службе войск:

- в выполнении распорядка дня,

- в организации контроля за внутренней и караульной службами,

- в стиле и методах работы командиров по поддержанию строгого уставного порядка в подразделениях,

- в подборе и подготовке различных категорий военнослужащих для несения службы в суточном наряде,

- в оборудовании охраняемых объектов;

- в состоянии учебно-материальной базы и другие недостатки;

8) вскрыть причины имеющихся недостатков;

9) определить конкретные меры по устранению имеющихся недостатков и их причины, а также поставить задачи по службе войск на следующий месяц (меры и задачи с указанием сроков и исполнителей).

Материалы анализа состояния службы войск и подведения итогов в части за каждый месяц оформляются письменно и хранятся в штабе в течение года.

По этим материалам ежемесячно издается приказ командира воинской части. Приказ должен быть кратким и ясным. В нем дается оценка под­разделениям по организации службы войск, выводы из анализа определяются конкретными задачами на следующий месяц.

Заключение

Практика показывает, что совершенствование состояния службы войск надо начинать в первую очередь с решения проблемы обучения офицеров определенному уровню предварительной теоретической подготовки в ВУЗах с последующим повышением их методического мастерства в решении практических задач в войсках, совершенствовании существующих и изыскании новых форм, методов и средств обучения.

Изучение, обобщение и анализ предшествующего опыта, выявление факторов и условий, под влиянием которых должна совершенствоваться система службы войск, имеют важное значение для правильного понимания проблем, определения путей ее дальнейшего совершенствования, а следовательно, повышения боевой готовности частей и соединений в мирное время.

Состояние службы войск является одним из основных показателей боевой готовности воинских частей, поэтому Министр обороны, Начальник Генерального штаба, Главнокомандующий СВ требуют считать важнейшей обязанностью каждого командира (начальника) умение создавать благоприятные условия для службы, боевой учебы, жизни и быта военнослужащих, членов их семей, которые являются непременным критерием деловой зрелости любого командира, каждого офицера.

Рассмотренные на лекции вопросы составляют лишь основу широкого спектра проблем и задач, связанных с организацией службы войск. Вы продолжите их изучение в ходе семинара и группового занятия по данной теме, а также в ходе занятий во время лагерного сбора. Кроме того, значительная часть элементов службы войск создана у нас на кафедре, вы их видите и ощущаете на себе. Это способствует качественному усвоению вами основополагающих принципов и законов повседневной армейской жизни.

Начальник военной кафедры

«___»__________ 2003 г. Н. Костюшко

Замечания и предложения по содержанию лекции: