Руководства, Инструкции, Бланки

инструкция по профилактике самовольных уходов img-1

инструкция по профилактике самовольных уходов

Рейтинг: 4.0/5.0 (1916 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Статья по теме: КОМПЛЕКСYЫЙ ПОДХОД К ПРОФИЛАКТИКЕ САМОВОЛЬНЫХ УХОДОВ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА

Статья по теме:
КОМПЛЕКСYЫЙ ПОДХОД К ПРОФИЛАКТИКЕ САМОВОЛЬНЫХ УХОДОВ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА

Областное государственное образовательное казённое

учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся

без попечения родителей, специальная (коррекционная)

школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся

без попечения родителей, с ограниченными возможностями

здоровья №25 г. Братска

Детство – подготовка к взрослой жизни. Будет оно правильно организованным, и тогда человек вырастет хорошим; плохо направленное всегда обернётся нелёгкой судьбой. Нелёгкая судьба у всех детей, воспитывающихся вне семьи. Вследствие беспризорного неласкового детства, в котором ребёнок потерялся как ненужная вещь у детей - социальных сирот наблюдаются отклонения в поведении, которые относятся к асоциальным, в том числе и бродяжничество.

Проблемой многих учреждений для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является безнадзорность. То есть воспитанники самовольно покидают свой, хотя и временный «дом» и на какое-то время остаются без надзора взрослых.

С целью решения проблемы самовольных уходов детей в нашем образовательном учреждении осуществляется комплексный подход. Он включил в себя следующие компоненты:

- организация медико-психолого-педагогического воздействия на воспитанника, которая строится на профилактике самовольных уходов и возвращении детей в школу на уровне всех структурных подразделений учреждения;

- глубокий анализ личностной ситуации и индивидуальный подход;

- планирование и моделирование прообраза ожидаемых результатов на основании проведённого диагностики и анализа;

- проведение мониторинга профилактической работы, отслеживание результатов работы с детьми, склонными к бродяжничеству.

Работа по созданию комплексного подхода строилась поэтапно: сначала организационный этап, затем теоретический и в заключении – практический этап.

На организационном этапе большое внимание уделяется нормативно-правовой базе. Разработаны Положение о «Совете профилактики», ряд правил и инструкций. Применение инструкции «Ребёнок в изоляторе», памятки действий педагога в случае ухода воспитанника за пределы школы, памятки о правилах педагогического общения с ребёнком группы «риска», алгоритма работы с детьми группы «риска», программы работы наставника позволило осуществить конкретный характер рекомендаций, осуществлять единый подход, соблюдать единые требования, повысить персональную ответственность педагогов. На каждого воспитанника группы «риска», в том числе и потенциальных «бродяжек», заведены индивидуальные карты единого образца, утвержденные школьным методическим объединением. В карте вместе с краткой характеристикой на данного воспитанника имеется информационный листок. В него вносятся сведения о родственниках, родителях, знакомых, их адреса, телефоны и другая информация, которая может помочь в случае ухода ребёнка из учреждения. В карту вложен ежемесячный индивидуальный план работы наставника с ребёнком с подробным описанием её содержания. Требованием к плану является конкретность, реальность выполнения. Три последних года мы практикуем выбор наставника по желанию самих воспитанников, что позволяет избежать межличностного конфликта в их взаимодействии. Эту работу в начале учебного года выполняет психолог школы. Наставником может быть не только педагог, но и медик, соц. педагог, зам. директора, директор. В ходе медико-психолого-педагогического сопровождения воспитанника, отнесенного в группу детей, склонных к самовольным уходам, службами школы и педагогами заполняется карта индивидуального маршрута. Каждая служба фиксирует для себя те проблемы ребёнка, над которыми именно он будет работать как специалист. Ежемесячно проводится анализ работы и происходит корректировка плана работы с теми детьми, которые вызывают тревогу на данный момент. По истечению учебного года проводится повторная диагностика, анализ работы, создаётся программа на новый этап работы. В обязательном перечне документации социального педагога появился журнал оперативной информации. В нем он записывает ФИО воспитанника, фиксирует дату и время, когда был совершён самовольный уход, ФИО педагога, который был на смене, режимный момент, дата и время сообщения об уходе администрации, милиции, дата и время подачи воспитанника в розыск, мероприятия по розыску, дата и кем воспитанник был возвращён в школу, дата снятия с розыска.

Теоретический этап работы по созданию комплексного подхода включает в себя повышение профессиональной компетенций педагогов в вопросах профилактики асоциального поведения детей.

Практический этап работы по созданию комплексного подхода предусматривает, прежде всего, создание социальной среды в школе и за ее пределами. У маленького и не очень маленького человека должен быть большой выбор занятий, интересных для него, чтобы он обязательно мог найти свою нишу, где его ждет радость познания и успех. Поэтому внеурочная деятельность в нашей школе-интернате чрезвычайно разнообразна и имеет интегрирующую функцию, обеспечивающую соединение детей по интересам, ориентирам, общим делам. Для ребят стали привычными участие в соревнованиях на уровне школы, города, района, области, в специальной олимпиаде. Победы радуют, поражения закаляют. Организация досуга - чрезвычайно важное и лучшее средство профилактики отклоняющего поведения. Каждый воспитанник, состоящий на внутришкольном учёте по причине бродяжничества, включен в общественную жизнь класса и школы, является членом Семейного Совета или актива класса. У каждого есть подшефный – младший школьник. Все привлекаются к участию в выпуске школьной газеты «Пристань детства», в коллективных творческих делах, привлекаются к подготовке и проведению общешкольных мероприятий. Коллектив школы – интерната делает всё возможное, чтобы дети жили не изолировано. У школы-интерната много друзей, и помогают они не только материально. Осуществлять профилактическую работу в школе-интернате и работу по розыску воспитанников самовольно покинувших учреждение помогают Комитет по делам несовершеннолетних, инспекция по делам несовершеннолетних, городской отдел милиции. Работа с субъектами профилактики строится на основе совместного плана, помогает выявлению мотивов самовольных уходов, способствует формированию навыков законопослушного поведения.

Практический этап работы по созданию комплексного подхода реализуется в двух направлениях: возвращение детей, самовольно покинувших школу; профилактика самовольных уходов в условиях интернатных учреждений.

Находиться в розыске воспитанник может довольно долго. Чем дольше ученик находится без надзора, тем выше вероятность закрепления асоциальных норм поведения, труднее пройдёт адаптация к школе после его возвращения. Поэтому мы всерьез задумались о «саморозыске», который ни в коем случае не заменяет, не исключает розыск с помощью правоохранительных органов, а лишь дополняет его. Возвращение ребёнка, совершившего самовольный уход из ОУ способом «саморозыска» имеет определенную последовательность. Психолог постоянный член комиссии проводимой пед. расследование по факту ухода беседует с детьми, с педагогами. Таким образом, выясняется предполагаемая причина и обстоятельства ухода. Практически параллельно соц. педагог готовит список предполагаемых мест нахождения с помощью информационного листка, который находится в инд. карте ребёнка. Это значительно сужает круг поиска. Совместно с педагогами, школьным инспектором соц. педагог посещает, причем неоднократно все предполагаемые места нахождения ребёнка. Это могут быть в зависимости от конкретного случая места проживания родственников и друзей, рынки, колодцы и т. д. Ежедневно они отчитываются администрации о проведённых мероприятиях и результатах. В случае проживания родственников и знакомых в удалённой от школы территории педагоги поддерживают связь с ними по телефону. При установлении места нахождения соц. Педагог либо воспитатель сопровождает детей в школу самостоятельно либо при помощи инспектора.

Одним из главных условий успешности в работе с детьми после возвращения в школу и с детьми склонными к самовольным уходам является систематичность в проведении профилактических мероприятий всеми специалистами психолого-педагогического и медико-социального сопровождения. Профилактика самовольных уходов в том и другом случае имеет одинаковые этапы (1 - подготовительный, 2 - организационный, 3 - адаптационный и 4 - профилактический), но различных по их содержанию.

Профилактические мероприятия с детьми, самовольно покинувших учреждение начинаются с издания директором приказа на проведение педагогического расследования. Затем членами комиссии выясняются причины и обстоятельства, ставшие причиной ухода ребёнка. Устраняется конфликтная ситуация, если таковая имеется. Информационный листок из индивидуальной карты ребёнка дополняется новыми сведениями. После доставки воспитанника в школу его обязательно осматривает медик. Учителя выясняют уровень учебных знаний, умений, навыков. Психолог проводит стимулирующую психодиагностику личности ребенка. Это позволяет составить реальную индивидуальную адаптационную программу для конкретного ребёнка, организовать целесообразную работу по её реализации согласно выводам педагогического расследования. На этапе адаптации по мере необходимости проводится амбулаторное либо стационарное лечение. Затем в рамках реализации адаптационной программы к работе с ребёнком подключаются учителя, психолог, социальный педагог, школьный инспектор. Их работа направлена на адаптацию ребёнка к условиям и режиму школьной жизни. Она заключается: в повышенном педагогическом внимании; в проведении индивидуальных бесед с ребёнком соц. педагогом, школьным инспектором; в индивидуальной работе с ребёнком психолога по снятию состояния психологического дискомфорта; в восстановлении социального статуса ребенка в коллективе сверстников; в гармонизации взаимоотношений “ребенок – ребёнок, ребёнок – педагог”; в индивидуальных занятиях по устранению пробелов в знаниях.

Наиболее важным аспектом коррекционной работы с воспитанниками является своевременное первичное выявление детей склонных к самовольным уходам. Поэтому подготовительный этап работы по профилактики самовольных уходов начинаются с выявления таковых, изучения социальных контактов и социальной среды до поступления ребёнка в нашу школу, заполнения индивидуальной карты и составлением списка. Эту работу выполняет соц. педагог. Проблемы социального характера, в том числе и бродяжничество протекают из социального статуса ребёнка, обозначенного как «ничей». Чтобы прервать неотвратимое следствие этого состояния души ребёнка, соц. педагог на организационном этапе работы по профилактики самовольных уходов через паспортно-визовую службу определяет место проживания родственников, организует посещение семей, проживающих в Братске с целью изучения их жилищно-бытовых условий. Воспитатели с помощью доступных педагогу методов и методик в начале учебного года проводят комплексное изучение поведения школьника, изучение психолого – медико – педагогических особенностей личности учащихся. Психолог обследует детей на наличие личностной тревожности и определение степени риска, проводит стимулирующую психодиагностику личности ребенка. Для повышения эффективности педагогического влияния педагоги путем наблюдения на уроках и переменах собирают сведений о взаимоотношения таких детей в классе, школе, проводят систематическую диагностику, необходимую для построения воспитательной тактики. На основе результатов диагностики наставники и специалисты службы сопровождения заносят в индивидуальную карту ребёнка различные сведения социально-педагогического характера, составляют план индивидуальной работы с воспитанником, определяют маршрут сопровождения. Администрация школы организует и контролирует составление скоординированного годового плана служб школы по работе с детьми, склонными к бродяжничеству и плана совместной работы субъектов профилактики.

На этапе адаптации работы по профилактики самовольных уходов усилия службы сопровождения направлены на установление связей с социально благополучными родственниками. Проходит гармонизация взаимоотношений ребёнка с родственниками, одноклассниками и педагогами, снятие комплекса учебной неуспешности. С администрацией школы решается вопрос о возможности пребывания ребёнка в семье родственников во время каникул. Администрацией проводится контроль реализации индивидуальных коррекционно-развивающих, адаптационных программ.

Профилактический этап в работе с детьми после возвращения в школу и с детьми склонными к самовольным уходам строится по принципам комплексности, дифференцированности, многоаспектности, последовательности, имеет схожие формы работы. Большое значение на этом этапе имеет снятие психотравматических ситуаций среди ближайшего окружения детей и подростков, обеспечение их психологической защищённости, предотвращение серьёзных последствий развития сложных для ребёнка событий. В коррекционной работе по профилактике безнадзорности педагоги школы взяли за основу социально-психологический подход подробно описанный Ю.А. Клейберг в книге «Социальная психология дивиантного поведения». Учителя, воспитатели апробировали и успешно применяют специальные методы коррекционной педагогики: субъективно - прагматический, метод естественных последствий, возмещения, трудовой, метод «взрыва», система конкретных сделок воспитателя и воспитанника, различного вида договора и взаимные обязанности. Используемые коррекционные методы и приёмы, педагоги почерпнули из общеизвестных источников: «Педагогическая коррекция» Кащенко, «Курс лекций по коррекционной педагогике» И.П. Подласого и других. В процессе коррекционной работы специалисты стремятся: сделать любую работу или занятие для ребёнка привлекательным; строить отношения на доброжелательной и дружелюбной основе; любой успех переживать как радость; давать положительную эмоциональную оценку любым достижениям ребёнка. Особо уделяется внимание содержанию воспитательных воздействий, правильной организации заботы о ребёнке, всей среды обитания, которая поможет найти психологически верные условия для взаимодействия ребёнка со взрослым, наличие возможности уединится. В школе помещения распределены таким образом, что за каждой группой закреплена классная комната, игровая, спальня. В классе дети учатся, в спальне - спят. Наличие игровой комнаты даёт ощущение дома, семьи, где у каждого ребёнка есть любимый уголок в группе, любимый предмет, которым распоряжается только он. Зоны отдыха: игровая, для ИЗО деятельности, читательский уголок, сюжетно-ролевых игр расположены в группе так, что дети могут играть небольшими подгруппами, найти занятие по душе. Чтобы избавить ребёнка от синдрома неудачника воспитатели: обеспечивают ему ситуацию успеха; хвалят ребёнка не за результат, а за любую попытку его достижения; опираются на ведущий вид деятельности; обязательно находят хоть какую-нибудь сферу, в которой ребёнок может реализовать себя; найти те формы активности, в которых потребность его во внимании может успешно удовлетворятся. Посредством воспитательских занятий по этике и культуре поведения у воспитанников происходит развитие коммуникативных и поведенческих навыков обучающихся, формирование навыков здорового образа жизни. С целью создания благоприятных условий для развития и самореализации школьников необходимо чтобы школьные кружки и секции соответствовали интересам детей, были обеспечены необходимым оборудованием и материалами, все проблемные дети включались в коллективные творческие виды деятельности, осуществлялось сотрудничество с учреждениями дополнительного образования. Коррекционную работу, психологической основой которой, является удовлетворение базовых потребностей в любви и самоуважении организует психолог. Соц. педагог оказывает консультационную правовую помощь несовершеннолетним по защите их прав и законных интересов. Наряду с этим педагоги осуществляют контроль выполнения правил поведения для учащихся, на уроках и во внеурочное время.

Координатором усилий педагогов, направленных на профилактику самовольных уходов является созданный на базе школы Консультационный совет (КС). Руководит работой КС директор. В его состав входят, заместители директора, психиатр, врач-терапевт, педагог-психолог, социальный педагог, инспектор ИДН, педагог-организатор, руководитель внеклассной спортивной работой. Ежемесячно Консультационным советом осуществляется контроль решения проблемы каждого ребенка. На его заседаниях обсуждаются возможные варианты решения, позитивные и негативные стороны разных решений, строят прогнозы эффективности, выбирают различные формы и методы сопровождения. После выбора способа решения проблемы распределяются обязанности по её реализации, уточняются сроки исполнения и возможности корректировки. Два раза в год совместно с администрацией школы проходит расширенное совещание КС, на котором анализируется его работа, выявляются недостатки в работе, определяются их причины и пути устранения. Немаловажное значение имеет организация мониторинга состояния правонарушений и безнадзорности в учреждении. Мониторинг проводится специалистами службы сопровождения и обобщается зам директором по месяцам, четвертям, годам, персонально, по классу и в целом по школе. Результаты мониторинга представляются на совещаниях при директоре, педсоветах.

Таким образом, проблема самовольных уходов детей в образовательных учреждении для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей решаема. Для этого необходимо работу по созданию комплексного подхода строить поэтапно, обязательно включая все её компоненты.

Другие статьи

Занятие для подростков по профилактике самовольных уходов - Самовольный уход из дома

Занятие для подростков по профилактике самовольных уходов "Самовольный уход из дома" Краевое государственное образовательное казенное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом с. Мысовое» «Самовольный уход из дома» (Занятие для воспитанников подросткового возраста)

Цель: профилактика самовольных уходов из детского дома.

Совместно с воспитанниками выявить причины самовольных уходов подростков из дома.

Способствовать осознанию, что уход от проблемы не является её способом решения.

Способствовать осознанию негативных последствий самовольных уходов.

Обсуждение вопросов, волнующих подростков с представителями ТООиП, следственного отдела ОВД и КДН.

Вступительное слово ведущего .

1.Ведущий: Сегодня мы с вами собрались, чтобы поговорить на очень серьезную тему. Нам нужно в конце занятия сказать "ДА" или "НЕТ" самовольным уходам из детского дома. Но для начала давайте с вами вспомним известную всем нам сказку «Колобок». Давайте для начала ее проиграем в сокращенном варианте. (проигрывание сказки).

Вот такой вот плачевный конец. А каков же смысл этой сказки?

2. Теперь давайте перемотаем ленту на начало сказки и поработаем сказочниками. Вам предстоит переписать сказку так, чтобы ее финал стал счастливым, а не трагическим.

Жили - были дед, да бабка и спекла бабка колобок… Что же произошло с колобком дальше в нашей новой сказке?(колобок пошел в школу, учился на 4 и 5, занимался в кружке, радовал успехами родителей, получил аттестат, поступил в институт, по окончании устроился на работу, стал большим начальником и зарабатывал хорошие деньги, у него появилась жена и двое колобков и они все вместе приезжали к бабке и дедке на чай с пирогами.)

Хорошая, интересная, а главное поучительная сказка у нас получилась.

3. Ребята, как вы считаете, что может заставить подростка совершить такой поступок и уйти из дома. (Ответы детей фиксируются на доске)

недостаток внимания и заботы;

запредельные нагрузки и требования;

конфликты со взрослыми, сверстниками проживающими в одной группе;

Чувствует себя не признанным, не понятым, обиженным, в отместку (неблагоприятный психологический климат в коллективе);

Дети убегают из дома, когда.

им скучно и нечем занять себя (не были сформированы творческие потребности);

их сводит оскомина монотонности, однообразия (пассивность, безынициативность);

они хотят необычных впечатлений (нет понятий о последствиях и опасностях);

они испытывают потребность самоутверждения, принятия и признания (неразборчивость в способах, безответственность)

Ведущий: Сейчас мы с вами попробуем найти ответ на вопрос, что же такое самовольный уход из дома: способ решения проблемы или болото, из которого сложно выбраться?

4. Моделирование ситуации «Проблема»

Ведущий приглашает одного из участников «А», просит придумать себе имя предоставить проблемную ситуацию – эта ситуация обозначается стулом, который ставится перед «А». Далее разыгрывается эта ситуация (или описывается). Необходимо подростка подвести к тому, что чувства обиды, злости, отчаяния, желание отомстить и т.п. на время отступают – проблема немного отдаляется. (стул отодвигается). Далее ведущий говорит о том, что у «А» могут возникнуть другие проблемы – с милицией, с родителями (сотрудниками д/д), со здоровьем, в школе, материальные, социальные и т.п. Эти проблемы обозначаются стульями, которые окружают «А». В конце ведущий говорит о том, что ситуация первая также остался не решенной (стул придвигается).

Какие чувства возникали по ходу ситуации, её усугубления (вопрос «А»)?

Вопросы группе о ситуации, которая возникла.

Итог: ситуация с помощью ухода от проблемы не разрешается, а лишь может отодвинуться на время, но потом, к ней могут присоединиться и другие проблемы.

Выступление представителей следственного отдела, ОВД и ПДН .

5. Ведущий: Давайте вернемся к списку причин самовольных уходов и посмотрим, какими способами мы можем разрешить (сгладить, начать разрешать и т.п.) ту или иную проблему (ответы детей):

Отвлечься, заняться любимым делом, поговорить с взрослым, которому вы доверяете, посоветоваться с кем-либо, обратиться к психологу, социальному педагогу, мед. сестре и т.п. использовать телефон доверия .

6. Индивидуальное упражнение «Аргументы, которые помогут мне отказаться пробовать наркотики»(листочки и ручки на каждого участника)

В течение 5 минут каждый на листе пытается написать несколько собственных аргументов, которые помогут тебе отказаться от самовольного ухода из дома (страх перед неизвестным, нежелание огорчать людей, которые мне дороги, боязнь испортить отношения со сверстниками или педагогами, страх попасть в дурную историю, что то-то случиться со мной и т.п.).

Легко ли вам было написать аргументы?

Кто хотел бы поделиться своими аргументами?

У кого возникли сложности?

7. Давайте снова вернемся к сказке «Колобок». И теперь вы можете сделать выбор, какой из этих путей выбрать вам. Представьте себе, что вы и есть тот самый КОЛОБОК и вам предстоит сделать выбор, – какой вариант сказки вы выбираете. Я называю цифру, а вы говорите "Да" или "Нет".

- Первый, когда колобок ушел и был съеден?

- Второй, когда он получил образование и стал успешным человеком?

- Почему вы ответили именно так?

Я думаю, что вы сделали правильный выбор и у вас все в жизни получится как в нашей сказке. Но все зависит только от вас.

Хорошее тебя окружает или плохое – зависит от тебя

Один ученик постоянно жаловался учителю на свою жизнь: и то ему не нравилось, и это было не так – в общем, всё было плохо. Тогда учитель привел его в комнату и сказал:

– Рассмотри эту комнату и постарайся запомнить все вещи черного цвета.

В комнате было много черных вещей, и когда ученик справился с этой задачей, учитель сказал ему:

– А теперь закрой глаза и перечисли все вещи белого цвета.

Ученик растерялся и говорит:

– Но я не замечал белых вещей, потому что запоминал только черные.

– А теперь, – сказал учитель, – открой глаза и осмотрись – в комнате много предметов белого цвета.

Ученик открыл глаза и увидел, что это была чистая правда.

– Этим примером я хотел показать тебе правду жизни, – продолжил учитель. – Если ты ищешь в жизни только плохое, то ты обязательно его найдешь и никогда не заметишь ничего хорошего.

16+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-60625 от 20.01.2015.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 5201 от 20.05.2016.

Адрес редакции: 214011, РФ,
г. Смоленск, ул. Верхне-Сенная, 4.
Контакты: info@infourok.ru

Правообладатель товарного знака ИНФОУРОК: ООО «Инфоурок» (Свидетельство № 581999 )

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ, СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ НАСЕЛЕНИЯ, ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАС

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ, СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ НАСЕЛЕНИЯ, ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ САМОВОЛЬНЫХ УХОДОВ ВОСПИТАННИКОВ ИЗ УЧРЕЖДЕНИЙ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ И ВИДОВ И ОРГАНИЗАЦИИ РОЗЫСКА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ, СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ НАСЕЛЕНИЯ, ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ САМОВОЛЬНЫХ УХОДОВ ВОСПИТАННИКОВ ИЗ УЧРЕЖДЕНИЙ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ И ВИДОВ И ОРГАНИЗАЦИИ РОЗЫСКА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Приказ Минобразования Астраханской области

Министерство образования и науки Астраханской области

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ, СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ НАСЕЛЕНИЯ, ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ САМОВОЛЬНЫХ УХОДОВ ВОСПИТАННИКОВ ИЗ УЧРЕЖДЕНИЙ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ И ВИДОВ И.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И ТРУДА АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

от 10 апреля 2012 года N 147-117-150

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ, СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ НАСЕЛЕНИЯ, ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ САМОВОЛЬНЫХ УХОДОВ ВОСПИТАННИКОВ ИЗ УЧРЕЖДЕНИЙ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ И ВИДОВ И ОРГАНИЗАЦИИ РОЗЫСКА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

В целях совершенствования взаимодействия органов управления образованием, социальной защиты населения, органов внутренних дел Астраханской" области ' по профилактике самовольных - уходов воспитанников из учреждений различных типов и видов (далее - учреждения), организации своевременных розыскных мероприятий, стабилизации криминогенной ситуации в подростковой среде, а также надлежащего исполнения требований Федерального закона от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (с последующими изменениями) приказываем:

1. Утвердить Инструкцию по взаимодействию органов управления образованием, социальной поддержки населения, органов внутренних дел Астраханской области по предупреждению самовольных уходов воспитанников из учреждений различных типов и видов и организации розыска несовершеннолетних (приложение).

2. Руководителям муниципальных органов социальной защиты населения, территориальных органов внутренних дел МВД России Астраханской области на районном уровне, государственным образовательным учреждениям Астраханской области:

2.1. Обеспечить надлежащее исполнение данного Приказа.

2.2. Организовать изучение приказа и Инструкции со всеми категориями работников (специалистов), непосредственно участвующих в работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и сотрудниками органов внутренних дел.

2.3. Ежеквартально рассматривать вопрос организации предупреждения самовольных уходов несовершеннолетних из Учреждений на совместных заседаниях, совещаниях, семинарах.

2.4. Разработать до 30.04.12 комплексные мероприятия, обеспечивающие эффективность работы по предупреждению самовольных уходов несовершеннолетних из Учреждений, утвердить их на комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав.

2.5. Обеспечить систематическое проведение совместных семинаров, совещаний, "круглых столов" и других организационных форм по проблемным вопросам межведомственного взаимодействия в профилактике самовольных уходов несовершеннолетних из Учреждений.

3. Руководителям муниципальных органов управления в сфере образования Астраханской области рекомендовать обеспечить исполнение п.п. 2.1 - 2.5 пункта 2 настоящего Приказа в рамках своей компетенции.

4. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на министра образования и науки Астраханской области Гутмана В.А. министра социального развития и труда Астраханской области Лукьяненко Е.А. заместителя начальника - начальника полиции УМВД России по Астраханской области Свирина О.В.

Министр образования и науки
Астраханской области
В.ГУТМАН

Министр социального развития
и труда Астраханской области
Е.ЛУКЬЯНЕНКО

Врио начальника Управления
Министерства внутренних дел России
по Астраханской области
О.СВИРИН

Приложение. ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ, СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ НАСЕЛЕНИЯ, ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ САМОВОЛЬНЫХ УХОДОВ ВОСПИТАННИКОВ ИЗ УЧРЕЖДЕНИЙ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ И ВИДОВ И.


Приложение
к Приказу министерства
образования и науки
Астраханской области,
министерства социального
развития и труда
Астраханской области,
Управления Министерства
внутренних дел России
по Астраханской области
от 10 апреля 2012 года N 147-117-150

ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ, СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ НАСЕЛЕНИЯ, ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ САМОВОЛЬНЫХ УХОДОВ ВОСПИТАННИКОВ ИЗ УЧРЕЖДЕНИЙ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ И ВИДОВ И ОРГАНИЗАЦИИ РОЗЫСКА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

I. Общие положения

1. Настоящая Инструкция регламентирует порядок взаимодействия органов управления образованием, социальной защиты, органов внутренних дел Астраханской области по предупреждению самовольных уходов несовершеннолетних из Учреждений и организации их розыска.

2. Правовую основу деятельности по предупреждению самовольных уходов несовершеннолетних из образовательных и социальных учреждений и организации их розыска составляют: Конституция Российской Федерации. Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции". Закон Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании". Федеральный закон от 21.05.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", иные законы Российской Федерации, нормативные правовые акты Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Министерства внутренних дел России от 27.02.2010 N 70/122 "Об утверждении Инструкции о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением граждан". Приказ Министерства внутренних дел России от 17.01.2006 "О деятельности органов внутренних дел по профилактике преступлений", Приказ Министерства внутренних дел России от 16.09.2002 "О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции", Приказ Министерства внутренних дел России от 26.05.2000 N 569 "Об утверждении инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел". Приказ Министерства внутренних дел России от 13.11.1998 N 744 "Об утверждении Инструкции об организации и тактике розыскной работы органов внутренних дел", Приказ Министерства внутренних дел России от 29.01.2008 N 81 "Об организации комплексного использования сил и средств органов внутренних дел Российской Федерации по обеспечению правопорядка в общественных местах", Приказ Министерства внутренних дел России от 29.01.2008 N 80 "Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности". Правительства Астраханской области, министерства образования и науки Астраханской области, министерства социального развития и труда Астраханской области, Управления Министерства внутренних дел России по Астраханской области, по вопросам предупреждения и профилактики правонарушений несовершеннолетних, положения и уставы Учреждений.

3. Основными задачами по предупреждению самовольных уходов несовершеннолетних из Учреждений являются:

- защита прав и законных интересов несовершеннолетних;

- предупреждение ситуаций, угрожающих жизни и здоровью воспитанников;

- предупреждение правонарушений и антиобщественных действий как совершаемых несовершеннолетними, так и в отношении них;

- выявление и пресечение фактов вовлечения несовершеннолетних в совершение правонарушений, преступлений и иных антиобщественных действий;

- социально-педагогическая реабилитация и оказание медицинской помощи воспитанникам Учреждений, склонным к самовольным уходам.

4. В систему профилактики по предупреждению самовольных уходов несовершеннолетних из Учреждений входят: руководители и должностные лица органов управления образованием, социальной поддержки населения, органов внутренних дел, руководители и педагогические (социальные) работники Учреждений.

Совместная деятельность предполагает работу с родителями (законными представителями), родственниками в целях устранения причин и условий, способствующих предупреждению совершения несовершеннолетними самовольных уходов из Учреждений.

II. Государственные и муниципальные органы управления образованием и социальной поддержки населения

5. Органы управления образованием, социальной поддержки населения:

- контролируют деятельность подведомственных Учреждений за соблюдением законодательства Российской Федерации и законодательства Астраханской области по вопросам воспитания и обучения несовершеннолетних;

- разрабатывают и внедряют в практику работы Учреждений программы и методики, направленные на воспитание человека и гражданина, на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних;

- организуют, проводят и принимают участие в проведении совместных с субъектами профилактики семинаров, совещаний по вопросам совершенствования профилактики самовольных уходов воспитанников из Учреждений;

- создают Комиссии по профилактике, которые:

а) осуществляют контроль за организацией профилактической работы с воспитанниками в Учреждениях, реализацией программы их социальной реабилитации, принятием мер к профилактике самовольных уходов, устранению причин и условий, способствующих им;

б) не менее 1 раза в месяц осуществляют контрольно-инспекционную деятельность по проверке Учреждений, в том числе в вечернее, ночное время, в выходные и праздничные дни, по ведению банка данных в Учреждениях на несовершеннолетних, систематически допускающих или склонных к самовольным уходам;

в) проводят проверки заключений по результатам служебных расследований фактов самовольных уходов, представленных учреждениями, в целях контроля за полнотой выводов и предложений по реализации мер, направленных на устранение причин и условий, способствующих самовольным уходам в Учреждениях;

г) совместно с территориальными органами внутренних дел МВД России на районном уровне муниципального образования Астраханской области разрабатывают план мероприятий на год по профилактике самовольных уходов детей из Учреждений (при необходимости вносят дополнения, изменения).

III. Действия администрации Учреждений по профилактике самовольных уходов несовершеннолетних

6. Администрация Учреждений:

6.1. Разрабатывает Правила внутреннего распорядка и режим дня воспитанников, Положение о правах и обязанностях воспитанников, Правила поведения, Положение о порядке отпуска детей к родственникам и другим лицам на выходные и праздничные дни, в вечернее и ночное время, а также на период каникул.

6.2. Разрабатывает Индивидуальную программу реабилитации и адаптации несовершеннолетнего, поступившего в Учреждение, на основании его диагностики, бесед с ним, его родителями, родственниками, изучения представленных на него субъектами профилактики характеризующих документов.

Программа ведется постоянно с учетом социальной, педагогической запущенности несовершеннолетнего, медицинских диагнозов, рекомендаций психологов, криминальной активности подростка, с последующим анализом принятых мер и внесением изменений.

6.3. Формирует банк данных на несовершеннолетних, систематически допускающих или склонных к самовольным уходам.

Периодически вносит дополнения, изменения в банк данных (о причинах и условиях повторного ухода несовершеннолетнего, месте его установления, другие сведения). Обеспечивает доступ к ней должностных лиц Учреждения, осуществляющих контроль за поведением несовершеннолетних в вечернее и ночное время суток.

6.4. Знакомит несовершеннолетнего, родителей (законных представителей), родственников, при помещении его в Учреждение с правилами внутреннего распорядка, Положением о порядке отпуска детей к родственникам и другим лицам на выходные и праздничные дни, в вечернее и ночное время, а также на период каникул.

6.5. Информирует в течение суток субъекты системы профилактики о выезде на выходные, праздничные дни, каникулы на их территорию несовершеннолетнего для проведения работы по месту жительства в целях недопущения совершения несовершеннолетним или в отношении него преступлений.

6.6. Проводит и представляет в зависимости от ведомственной принадлежности в государственные или муниципальные органы управления образованием и социальной поддержки населения заключения по результатам служебных расследований по фактам самовольных уходов несовершеннолетних из Учреждений.

6.7. Взаимодействует с общеобразовательными учреждениями, которые при отсутствии (неявке на занятия либо самовольном уходе) на занятиях воспитанников (детских домов, школ-интернатов, реабилитационных центров, приютов) незамедлительно информируют администрацию Учреждения об этом для принятия соответствующих мер.

7. Должностное лицо, отвечающее за организацию профилактики самовольных уходов несовершеннолетних, розыскных мероприятий, назначается приказом руководителя Учреждения и обеспечивает:

- взаимодействие с органами, учреждениями субъектов профилактики по вопросам профилактики самовольных уходов и розыска воспитанников;

- проведение инструктажей сотрудников, осуществляющих работу в вечернее и ночное время, о действиях при установлении факта самовольного ухода несовершеннолетнего из Учреждения;

- контроль выполнения программ социальной реабилитации несовершеннолетних, совершающих самовольные уходы;

- проведение служебных расследований по каждому факту совершения воспитанниками самовольного ухода;

- ведение банка данных на несовершеннолетних, совершающих самовольные уходы.

IV. Порядок действия должностных лиц Учреждений при установлении факта самовольного ухода воспитанника и организации его розыска

8. При установлении факта самовольного ухода несовершеннолетнего из Учреждения руководитель обязан по истечении 3-х часов по телефону сообщить об этом в дежурную часть территориального органа внутренних дел МВД России на уровне муниципального образования Астраханской области, после чего лично обратиться с заявлением в дежурную часть отделения полиции по месту нахождения учреждения.

9. При подаче заявления о розыске несовершеннолетнего представляются:

- описание примет внешности: рост, телосложение, наличие особых, примет (шрамы, родимые пятна, татуировки, родинки и др.);

- описание одежды, в которой ушел несовершеннолетний;

- описание предметов, которые имел при себе подросток;

- информация о взаимоотношениях самовольно ушедшего воспитанника с учащимися, другими воспитанниками, конфликтных ситуациях в детском коллективе, вследствие которых подросток мог самовольно покинуть учреждение;

- сведения о том, где ранее проживал несовершеннолетний, полные данные родителей, родственников, друзей, знакомых, у которых может находиться подросток, местонахождении подростка при предыдущих самовольных уходах;

- состояние физического и психического здоровья;

- дата, время и место ухода, возможная причина ухода;

- иные сведения, способствующие оперативному розыску подростка.

Перечисленные выше сведения заносятся в письменное объяснение, которое составляется в дежурной части сотрудником полиции.

К заявлению прилагается фотография разыскиваемого несовершеннолетнего, соответствующая возрасту, данные паспорта или свидетельства о рождении несовершеннолетнего.

После регистрации в территориальном органе внутренних дел МВД России на районном уровне Астраханской области заявления о розыске несовершеннолетнего необходимо получить от дежурного, принявшего заявление, талон-уведомление с указанием даты принятия заявления и номера его регистрации в книге учета сообщений о происшествиях.

10. Должностное лицо, отвечающее за профилактику самовольных уходов несовершеннолетних, после установления факта данного правонарушения (в дневное, вечернее время):

10.1. Незамедлительно информирует руководителей Учреждения, муниципального органа управления образованием (социальной поддержки населения) об отсутствии воспитанника.

10.2. В течение 3-х часов:

- организует проведение бесед с детьми с целью установления причин и условий, способствующих уходу несовершеннолетнего, его возможного местонахождения, по результатам которых выводит обзорную справку, при необходимости проводит сбор объяснений с воспитанников, в которых должна содержаться информация о возможных причинах, условиях самовольного ухода, местах появления несовершеннолетнего;

- организует проверку силами работников учреждения всех предполагаемых мест нахождения воспитанника (родственников, знакомых, друзей, одноклассников, компьютерных салонов, прилегающей к учреждению территории).

10.3. По истечении 3-х часов:

- принимает совместно с сотрудниками полиции участие в проведении первичных розыскных мероприятий;

- обеспечивает доступ во все помещения Учреждения для их осмотра §ленам следственно-оперативной группы.

10.4. По истечении 24 часов:

- информирует об уходе подростка родителей или лиц, их заменяющих, территориальные органы, учреждения субъектов профилактики (кроме органов внутренних дел), где проживали или проживают родственники подростка, иные лица для организации розыска и необходимости немедленного представления сведений администрации Учреждения, органам внутренних дел о появлении у них или на их территории несовершеннолетнего;

- незамедлительно сообщает в территориальные органы внутренних дел УМВД России на уровне муниципального образования Астраханской области об открывшихся новых обстоятельствах розыска, о совершении в отношении несовершеннолетнего антиобщественного действия или преступления, а также совершения самим подростком правонарушений или общественно опасных деяний;

- проводит служебное расследование по факту самовольного ухода воспитанника с целью выявления причин и условий, способствующих указанному правонарушению, выявлению случаев нарушения прав и законных интересов несовершеннолетнего;

10.5. По истечении 10 суток направляет в орган управления образованием (социальной поддержки населения) заключение по результатам служебного расследования, принятые меры по розыску и предупреждению уходов подростка, мероприятия по его реабилитации и другие сведения.

11. В случае возвращения несовершеннолетнего в Учреждение руководитель незамедлительно обращается в территориальные органы внутренних дел МВД России на районном уровне Астраханской области с заявлением о прекращении его розыска.

12. После возвращения воспитанника в учреждение с ним проводится индивидуально-профилактическая работа, которая включает:

- осмотр ребенка (в случае необходимости - оказание ему первой медицинской помощи);

- проведение психодиагностического анализа эмоционального состояния несовершеннолетнего;

- организацию постоянного психолого-педагогического сопровождения.

V. Действия должностных лиц органа внутренних дел по профилактике самовольных уходов несовершеннолетних из Учреждений

13. Руководители территориальных органов внутренних дел УМВД России на уровне муниципального образования Астраханской области организуют работу и осуществляют контроль по розыску несовершеннолетних в соответствии с нормативными документами МВД России.

13.1. Руководители территориальных органов внутренних дел МВД России на районном уровне Астраханской области:

- организуют проведение профилактической работы в учреждениях по правовой пропаганде, профилактике безнадзорности и правонарушений;

- принимают участие в проведении совместных семинаров, совещаний, иных мероприятий по профилактике самовольных уходов несовершеннолетних;

- информируют органы государственной власти и местного самоуправления о причинах и условиях, способствующих самовольным уходам;

- вносят представления в органы управления образованием, социальной защиты населения по выявленным фактам самовольных уходов воспитанников из учреждений с требованиями об их устранении;

- ходатайствуют перед органами управления образованием, социальной защиты населения о поощрении работников образования, социальной защиты населения, добившихся положительных результатов в вопросах профилактики самовольных уходов несовершеннолетних.

VI. Порядок действий должностных лиц органов внутренних дел по профилактике самовольных уходов несовершеннолетних из учреждений образования и социальной защиты

14. Организационное обеспечение неотложных действий по розыску несовершеннолетних осуществляются силами дежурных нарядов.

Дежурный территориального органа внутренних дел МВД России на районном уровне Астраханской области либо по его поручению другой сотрудник полиции:

- при поступлении телефонного либо устного сообщения о самовольном уходе несовершеннолетнего из Учреждения составляет ориентировку на разыскиваемого и ориентирует на розыск по имеющимся приметам дежурные наряды, в т.ч. органа внутренних дел на транспорте, участковых уполномоченных полиции, инспекторов подразделений по делам несовершеннолетних, обслуживающих административные зоны, строевые подразделения. Для оперативного розыска используются сведения, находящиеся в дежурных частях на несовершеннолетних, неоднократно уходящих из дома или детских учреждений;

- обеспечивает выезд к месту последнего пребывания (жительства) разыскиваемого дежурной следственно-оперативной группы в полном составе (следователь, оперуполномоченный, эксперт-криминалист, участковый уполномоченный полиции, инспектор по делам несовершеннолетних);

- при поступлении заявления (сообщения) регистрирует его в книге учета совершенных правонарушений, заполняет бланк протокола заявления, оформляет талон-уведомление и выдает его заявителю;

- организует опросы заявителя и других граждан, которым могут быть известны обстоятельства исчезновения и иные сведения, имеющие значение для выяснения судьбы пропавшего;

- осуществляет проверку по учетам: задержанных и арестованных, приемников-распределителей, спецприемников и Центра временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, по учетам происшествий и несчастных случаев, медицинских учреждений, моргов;

- ориентирует на розыск территориальные органы внутренних дел МВД России на районном уровне Астраханской области, ЛОВДТ путем направления телетайпограммы;

- организует поисково-спасательные работы при наличии предположений о том, что пропавший оказался в условиях, угрожающих его жизни, и во всех случаях исчезновения малолетних детей;

- при обнаружении признаков, прямо или косвенно указывающих, что разыскиваемый пропал вследствие совершенного в отношении его преступления, организует мероприятия по его раскрытию, установлению и задержанию виновных лиц.

15. Действия членов следственно-оперативной группы:

15.1. Следователь составляет протокол осмотра места происшествия, приобщает изъятые вещественные доказательства; эксперт обнаруживает, фиксирует и изымает идентификационные следы, принадлежавшие пропавшему, следы совершенного в отношении него преступления:

15.2. Оперуполномоченный уголовного розыска, инспектор подразделения по делам несовершеннолетних, участковый уполномоченный полиции:

- опрашивают заявителя, коллектив учреждения, воспитанников о пропавшем, его планах, привычках, о местах времяпрепровождения, о взаимоотношениях в коллективе, с друзьями, о возможном местонахождении разыскиваемого, выявляют причину исчезновения, ухода несовершеннолетнего.

При выезде по телефонному сообщению сотрудники полиции принимают от руководителя Учреждения заявление о розыске несовершеннолетнего.

После проведения следственно-оперативных действий следователь и эксперт возвращаются в территориальный орган внутренних дел МВД России на уровне муниципального образования Астраханской области, а оперуполномоченный уголовного розыска, инспектор подразделения по делам несовершеннолетних, участковый уполномоченный полиции и должностное лицо учреждения проверяют чердаки, подвалы, вероятные места появления разыскиваемого.

15.3. Сотрудники патрульно-постовой службы, вневедомственной охраны после получения ориентировки проводят розыскные мероприятия по маршрутам патрулирования, проверяют места массового скопления людей, места возможного пребывания несовершеннолетнего на улицах.

15.4. Сотрудники инспекции по безопасности дорожного движения после получения ориентировки проверяют автотранспорт, контролируют автотрассы.

15.5. Участковые уполномоченные полиции после получения ориентировки проверяют места возможного появления несовершеннолетнего на их административных участках (адреса, подвалы, чердаки возможного нахождения несовершеннолетнего).

15.6. Дежурный территориального органа внутренних дел МВД России на районном уровне Астраханской области не вправе отказать в приеме заявления (телефонного сообщения) о безвестном исчезновении лица по мотивам исчезновения на территории, обслуживаемой другим органом внутренних дел. В этих случаях принимаются все возможные неотложные меры, а затем материал доставляется нарочным в отделение полиции по месту исчезновения. Если исчезновение произошло в другом населенном пункте, необходимые для розыска сведения передаются в это отделение полиции телеграфом, а материалы высылаются почтой. Заявителю разъясняются принятые меры и куда ему следует в дальнейшем обращаться.

При безвестном исчезновении лица по пути следования железнодорожным, воздушным, водным транспортом или на объектах обслуживания органов внутренних дел на транспорте неотложные действия по розыску осуществляются дежурными частями отделения полиции на транспорте.

15.7. После проведения первоначальных оперативно-розыскных мероприятий (как правило, на следующий день) начальник территориального органа внутренних дел МВД России на районном уровне Астраханской области проведение проверки по заявлению (сообщению) с письменной резолюцией поручает руководителю отдела уголовного розыска.

В течение 10 дней сотрудниками подразделений органов внутренних дел проводятся активные действия по установлению местонахождения несовершеннолетнего. Организуется группа, которая проверяет чердаки, подвалы, проводит подворный обход и другие мероприятия по розыску несовершеннолетнего.

При получении оперативно значимой информации о возможном местонахождении подростка, вновь установленных связях и другой значимой информации, способствующей скорейшему розыску несовершеннолетнего, сотрудники полиции сообщают рапортом в отдел уголовного розыска.

Если при изучении поступившего о розыске заявления и сборе первоначальных материалов обнаружены признаки, прямо или косвенно называющие, что разыскиваемый несовершеннолетний пропал вследствие совершения в отношении него преступления, сотрудник уголовного розыска, подразделения по делам несовершеннолетних, участковый уполномоченный полиции рапортом незамедлительно докладывает начальнику территориального органа внутренних дел МВД России на районном уровне для решения вопроса о передаче материала в следственный комитет.

Информация о результатах проведения розыска воспитанника учреждения сотрудником уголовного розыска территориального органа внутренних дел МВД России на районном уровне Астраханской области направляется администрации Учреждения не реже 1 раза в квартал.

VII. Права и обязанности взаимодействующих сторон

16. В соответствии с действующим законодательством представители взаимодействующих сторон имеют право:

- принимать участие в совещаниях, иных мероприятиях Учреждения и органа внутренних дел по соответствующим вопросам;

- информировать соответствующие государственные органы и учреждения о случаях нарушения должностными лицами требований законодательства по вопросам защиты прав и интересов детей,

- предупреждения самовольных уходов, безнадзорности и правонарушений среди воспитанников Учреждений;

- принимать участие в работе межведомственных семинаров по обмену опытом, внедрению в практику эффективных форм и методов работы по профилактике самовольных уходов;

- в соответствии с действующим законодательством проводить проверки по фактам самовольных уходов из Учреждений;

- совместно с заинтересованными органами субъектов профилактики готовить материалы по защите прав и законных интересов несовершеннолетних для представления их в суд;

- проводить проверки Учреждений по организации воспитательной работы по предупреждению правонарушений и самовольных уходов несовершеннолетних с целью принятия конкретных мер по устранению причин и условий, им способствующих;

- запрашивать у органов и учреждений субъектов профилактики необходимую информацию о несовершеннолетних, их родителях, лицах, их заменяющих, знакомых, причинах и условиях, способствующих социальной, педагогической запущенности, девиантной активности подростков, помещенных в Учреждения, а также без вести пропавших или совершивших самовольный уход из них;

- посещать по месту жительства родителей (законных представителей), родственников несовершеннолетних.

17. В соответствии с действующим законодательством представители взаимодействующих сторон обязаны:

- представлять в заинтересованные органы субъектов профилактики необходимую информацию о несовершеннолетнем, его родителях, лицах, их заменяющих, причинах и условиях, способствующих социальной, педагогической запущенности, девиантной активности подростка, помещенного в Учреждение, а также без вести пропавшего или совершившего самовольный уход из них;

- использовать информацию в целях защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего с соблюдением конфиденциальности;

- оказывать консультативную помощь по адаптации несовершеннолетнего, помещенного в Учреждение, проведению с ним профилактической работы, розыске при самовольном уходе.

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ, СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ НАСЕЛЕНИЯ, ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ САМОВОЛЬНЫХ УХОДОВ ВОСПИТАННИКОВ ИЗ УЧРЕЖДЕНИЙ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ И ВИДОВ И ОРГАНИЗАЦИИ РОЗЫСКА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ, СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ НАСЕЛЕНИЯ, ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ САМОВОЛЬНЫХ УХОДОВ ВОСПИТАННИКОВ ИЗ УЧРЕЖДЕНИЙ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ И ВИДОВ И ОРГАНИЗАЦИИ РОЗЫСКА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ