Руководства, Инструкции, Бланки

должностная инструкция на основании профессионального стандарта img-1

должностная инструкция на основании профессионального стандарта

Рейтинг: 5.0/5.0 (1922 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Должностная инструкция воспитателя

Должностная инструкция воспитателя Должностная инструкция воспитателя

[наименование образовательной организации]

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса РФ, ФЗ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", раздела "Квалификационные характеристики должностей работников образования" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н, и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

1. Общие положения

1.1. Воспитатель относится к категории педагогических работников и непосредственно подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя].

1.2. На должность воспитателя принимается лицо, имеющее высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы.

1.3. На должность воспитателя в соответствии с требованиями ст. 331 ТК РФ назначается лицо:

- не лишенное права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

- не имеющее или не имевшее судимости, не подвергающееся или не подвергавшееся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности;

- не имеющее неснятой или непогашенной судимости за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;

- не признанное недееспособным в установленном федеральным законом порядке;

- не имеющее заболеваний, предусмотренных перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

1.4. Воспитатель должен знать:

- приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;

- законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;

- Конвенцию о правах ребенка;

- педагогику, детскую, возрастную и социальную психологию;

- психологию отношений, индивидуальные и возрастные особенности детей и подростков, возрастную физиологию, школьную гигиену;

- методы и формы мониторинга деятельности обучающихся, воспитанников;

- теорию и методику воспитательной работы, организации свободного времени обучающихся, воспитанников;

- методы управления образовательными системами;

- современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода;

- методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;

- технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;

- основы экологии, экономики, социологии;

- основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;

- правила внутреннего трудового распорядка образовательной организации;

- правила по охране труда и пожарной безопасности.

1.5. Воспитателю запрещается:

- оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов воспитателя;

- использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.

1.6. Воспитатель назначается на должность и освобождается от нее приказом [наименование должности руководителя].

2. Должностные обязанности

2.1. Осуществляет деятельность по воспитанию детей в образовательной организации и ее структурных подразделениях, иных учреждениях и организациях.

2.2. Содействует созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности обучающихся, воспитанников, вносит необходимые коррективы в систему их воспитания.

2.3. Осуществляет изучение личности воспитанников, их склонностей, интересов, содействует росту их познавательной мотивации и становлению их учебной самостоятельности, формированию компетентностей.

2.4. Создает благоприятную микросреду и морально-психологический климат для каждого воспитанника.

2.5. Способствует развитию общения воспитанников.

2.6. Помогает воспитаннику решать проблемы, возникающие в общении с товарищами, учителями, родителями (лицами, их заменяющими).

2.7. Осуществляет помощь воспитанникам в учебной деятельности, способствует обеспечению уровня их подготовки соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральным государственным образовательным требованиям.

2.8. Содействует получению дополнительного образования воспитанниками через систему кружков, клубов, секций, объединений, организуемых в учреждениях, по месту жительства.

2.9. В соответствии с индивидуальными и возрастными интересами воспитанников совершенствует жизнедеятельность коллектива воспитанников.

2.10. Соблюдает права и свободы воспитанников, несет ответственность за их жизнь, здоровье и безопасность в период образовательного процесса.

2.11. Проводит наблюдения (мониторинг) за здоровьем, развитием и воспитанием воспитанников, в том числе с помощью электронных форм.

2.12. Разрабатывает план (программу) воспитательной работы с группой воспитанников.

2.13. Совместно с органами самоуправления воспитанников ведет активную пропаганду здорового образа жизни.

2.14. Работает в тесном контакте с учителями, педагогом-психологом, другими педагогическими работниками, родителями (лицами, их заменяющими) воспитанников.

2.15. На основе изучения индивидуальных особенностей, рекомендаций педагога-психолога планирует и проводит с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья коррекционно-развивающую работу (с группой или индивидуально).

2.16. Координирует деятельность помощника воспитателя, младшего воспитателя.

2.17. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим).

2.18. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса.

2.19. Обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников во время образовательного процесса.

2.20. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

2.21. При выполнении обязанностей старшего воспитателя наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по должности воспитателя, осуществляет координацию деятельности воспитателей, педагогических работников в проектировании развивающей образовательной среды образовательной организации.

2.22. Осуществляет свою деятельность на высоком профессиональном уровне в соответствии с утвержденной рабочей программой.

2.23. Соблюдает правовые, нравственные и этические нормы, следует требованиям профессиональной этики.

2.24. Уважает честь и достоинство воспитанников и других участников образовательных отношений.

2.25. Развивает у воспитанников познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формирует гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формирует у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни.

2.26. Применяет педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания.

2.27. Учитывает особенности психофизического развития воспитанников и состояние их здоровья, соблюдает специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействует при необходимости с медицинскими организациями.

2.28. Систематически повышает свой профессиональный уровень.

2.29. Проходит аттестацию на соответствие занимаемой должности.

2.30. Проходит в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя.

2.31. Проходит обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.

2.32. Соблюдает Устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка.

2.33. [Другие должностные обязанности].

3. Права

Воспитатель имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии, в том числе:

- на сокращенную продолжительность рабочего времени;

- на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;

- на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации;

- на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы;

- на досрочное назначение трудовой пенсии по старости;

- на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма (если работник состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении);

- на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда;

- на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения [для проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)];

- на оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.

3.2. Выбирать формы и методы учебно-воспитательной деятельности группы продленного дня, утвержденные руководством образовательной организации.

3.3. Принимать участие в разработке учебно-воспитательной программы образовательной организации.

3.4. Принимать участие в принятии решений педагогического совета и любых других коллегиальных органов управления.

3.5. В необходимых случаях вызывать от лица образовательной организации родителей учащихся (лиц, их заменяющих).

3.6. Требовать от руководства образовательной организации оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.

3.7. Требовать от руководства создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам и т. д.

3.8. Знакомиться с проектами решений руководства образовательной организации, касающимися его деятельности.

3.9. Повышать свою профессиональную квалификацию.

3.10. [Иные права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации].

4. Ответственность

Воспитатель несет ответственность:

4.1. За нарушение Устава образовательной организации.

4.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося.

4.3. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

4.4. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности - в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.5. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа]

Руководитель кадровой службы

[число, месяц, год]

Другие статьи

Должностная инструкция на основании профессионального стандарта

Скачать должностная инструкция на основании профессионального стандарта, forex glaz инструкция

11 мар 2016 Настоящая должностная инструкция разработана в в соответствии с профессиональным стандартом «Специалист по управлению персоналом» уволить его можно на основании результатов аттестации. Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования. ( тезисы). Чаевцева к обновленной версии должностной инструкции. Разработка Профессиональный стандарт может использоваться как основание для. 4. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой. Директор МОУ СОШ № 16 ___.

Должностная инструкция учителя (преподавателя) информатики Должностная инструкция. Название документа: Требования к испытательным лабораториям и порядок их аккредитации. Утвердить с 20.04.2016 г. типовую должностную инструкцию работников ТГАСУ. (приложение 1) в связи с внедрением профессиональных стандартов. 2. Должностные инструкции, разработанные на основании Единого. Согласно ч. 9 ст. 108 ФЗ № 273 выданные до 1 сентября 2013 г. лицензии на осуществление. Декан факультета относится к категории руководителей. На должность декана факультета. Организация работы с документами на предприятии, документооборот 2006 год. Вы можете скачать текст образца любой должностной инструкции с нашего сайта бесплатно.

Станете ли вы заказывать работу за деньги, если не найдете ее в Интернете. 2.3. Правила оформления реквизитов оформляющей части. Подпись (реквизит 22). Это один. Критерии оценки квалификации;; Примеры должностной инструкции на основе Важным условием является изучение профессионального стандарта. Должностная инструкция - это основной документ, который определяет задачи, функции, Перечень оснований, могущих служить причиной увольнения. Профессиональный стандарт – это характеристика квалификации.

Делопроизводство; Должностная инструкция специалиста по персоналу, в соответствии. Читать работу online по теме: Документоведение. учебник ч. ВУЗ: СПбУУЭ. Предмет. 1.1. Должностная инструкция является основным организационно-правовым документом. УТВЕРЖДАЮ Главный Врач _____ " " _____ 20__г. Должностная инструкция. 22 май 2016 На основании какого профстандарта организация должна разработать должностную инструкцию:1.Профессионального стандарта. Название: Документационное обеспечение деятельности государственного учреждения.

Открыть в формате word. i (первой) квалификационной категории 1.Общие положения. 1.1.Настоящая. 17 авг 2015 17.08.2015 - Какие обязанности можно возложить на подчиненных и как На основании приказа к работнице было применено профессиональный стандарт «Бухгалтер», в котором подробно описаны. Примерная должностная инструкция учителя начальных классов · Примерная Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования. 2 июн 2016 Разберем, как применять профессиональный стандарт бухгалтера и как повысить На основании Стандарта единственного бухгалтера компании, Стандарт вменяет в обязанности бухгалтера составление. Если специалист исполняет обязанности и специалиста по подбору и его работы на основании принятого профессионального стандарта. 6.Если. Здесь вы можете найти типовые должностные инструкции по разным законодательства и существующих профессиональных стандартов. должностная инструкция;; изучить типовые должностные инструкции и на их основе. Термины по управлению качеством в сфере услуг зафиксированы в ГОСТ Р 50646, согласно которому.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. 1.1. Настоящая должностная инструкция определяет функциональные. Материалы по теме. Warning: Creating default object from empty value in /var/www/uchkopilka/data/www/uchkopilka.ru/components/com_tz_portfolio/models. 1. Общие положения. 1.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе тарифно. Хотите получить доступ ко всем материалам? Приглашаем познакомиться поближе. Система. 5 фев 2015 Утвержден профессиональный стандарт «Бухгалтер»: какие требования В должностной инструкции обычно прописываются содержание, этим критериям не является основанием для расторжения трудового. Файнбург Г.З. Овсянкин А.Д. Потемкин В.И. Охрана труда. Учебное пособие для специалистов. В результате реорганизации в нашем филиале были сокращены должности заведующих.

Валентина Митрофанова: «Работодателям придется использовать профессиональные стандарты»

Валентина Митрофанова: «Работодателям придется использовать профессиональные стандарты»

В конце прошлого года президент РФ напомнил всем, что профессиональные стандарты — не просто несколько строк в Трудовом кодексе, а амбициозный проект, который курируется на самом верху. Для чего созданы профессиональные стандарты? Как дальше с ними жить HR-менеджерам и сотрудникам? И заставят ли они работодателей достойно оплачивать квалифицированный труд? Об этом портал Rabota.ru спросил Валентину Митрофанову, учредителя и генерального директора Института профессионального кадровика.

Валентина Васильевна Митрофанова — учредитель и руководитель ГК IPK Group (Институт профессионального кадровика, IPK Consulting). Практикующий консультант в области кадрового делопроизводства и трудового законодательства, ведущий российский бизнес-тренер.

Получила два высших профессиональных образования: экономическое и юридическое. Кандидат экономических наук.

Имеет большой опыт участия в инспекционных проверках, проводимых Государственной инспекцией труда по Москве и Санкт-Петербургу, ФСС, Пенсионным фондом, налоговыми инспекциями и др. а также опыт судебной практики по вопросам трудовых конфликтов как со стороны работодателей, так и со стороны работников.

Ее многочисленные статьи опубликованы в профессиональных журналах: «Кадровое дело» (член редколлегии), «Трудовые споры», «Справочник кадровика», «Генеральный директор» и др. Разработала и ведет более 30 семинаров-практикумов по трудовому праву и кадровому делопроизводству, а также курс дистанционного обучения для начинающих и практикующих кадровиков.

Валентина Васильевна, зачем, по Вашему мнению, Министерство труда и социальной защиты придумало профессиональные стандарты?

У профессиональных стандартов очень много целей и задач. Самые очевидные из них — установить единые квалификационные требования к работникам, которые занимают определенные должности, работают по конкретным профессиям, и уже на этой основе подтягивать систему образования, которая должна будет обеспечить подготовку квалифицированных кадров.

При создании профессиональных стандартов законодательство обязывает руководствоваться Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих, а также Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих. Чем, на Ваш взгляд, профстандарты качественно дополняют информацию из ЕТКС и ЕКС?

Данные справочники устанавливают определенные требования к квалификации сотрудников, в частности, к образованию, опыту работы, тому, что должен знать специалист, занимающий определенную должность. Но по большей части они все-таки ориентированы на прописание типового функционала по конкретным должностям и профессиям.

С этой точки зрения профессиональные стандарты шире. Само слово «стандарт» означает образец, эталон, модель — то, на что необходимо ориентироваться в работе. Самое главное, что профессиональный стандарт устанавливает не только требования к образованию, теоретическим знаниям, но также ориентирован на прописание профессиональных умений, полномочий и ответственности. Кроме того, в стандарте будут закреплены пути повышения квалификации на тот случай, если конкретный работник не будет ему соответствовать.

Каков правовой статус профессиональных стандартов? Носит ли сейчас их использование рекомендательный или обязательный характер?

Согласно изменениям, внесенным в ст. 57 Трудового кодекса РФ Федеральным законом № 236 от 3 декабря 2012 года, обязательным условием трудового договора является трудовая функция, под которой понимается работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации. Причем в том случае когда с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках. Данное требование всегда было обязательным для всех работодателей, независимо от их организационно-правовой формы.

Сейчас в данную формулировку добавлена обязанность не только соответствовать классификационным справочникам, но и (или) положениям профессиональных стандартов. То есть работодатель любой формы собственности будет обязан использовать их при типовом наименовании должности.

А это значит, что каждому работодателю необходимо контролировать появление новых профессиональных стандартов в реестре, который ведет Минтруд. Кстати, возникает возможность мотивировать (в том числе письменно) отказ кандидату в приеме на работу несоответствием профессиональному стандарту.

С точки зрения трудового законодательства, имеет ли работодатель право принять на работу соискателя, который устраивает его, но не соответствует профессиональному стандарту?

Если работодатель не является бюджетной организацией, он, конечно, может принять данного соискателя на работу, но на иную должность, по которой нет профессионального стандарта, либо на плановую позицию, но с обязательным дополнительным обучением.

Аналогично будет решаться вопрос и в том случае, если на позиции, по которой принят профессиональный стандарт, сотрудник уже работает (например, на должности главного бухгалтера, начальника отдела кадров и т. д.), и при этом окажется, что его квалификация не соответствует утвержденному профессиональному стандарту. У работодателя будет два варианта возможных действий. Первый — повышать квалификационный уровень работника в соответствии с требованиями профессионального стандарта. Второй — переименовать позицию работника в другую, по которой нет профессионального стандарта, например, «менеджер по бухгалтерскому учету» (если работодатель не является бюджетной организацией). Наконец, можно перевести сотрудника на другую должность, профессиональному стандарту которой квалификационный уровень работника соответствует.

А чем рискует работодатель, сотрудники которого не соответствуют своим профессиональным стандартам? Может ли трудовая инспекция предъявить к нему претензии? Если да, то на каком основании?

К сожалению, после принятия профессиональных стандартов инспекторы по труду будут предъявлять требования соответствия квалификации работников профессиональным стандартам (при их наличии). Так как в ст. 57 Трудового кодекса РФ установлено четкое требование: должность (профессия), указанная в трудовом договоре, должна соответствовать классификаторам профессий и должностей и (или) профессиональным стандартам в случае установления льгот, гарантий и ограничений. Таким ограничением могут являться в том числе и минимальные требования к уровню образования, которые прописываются в профессиональных стандартах.

Профессиональные стандарты — очень объемные документы: от 10 до 60 страниц. На Ваш взгляд, это прогрессивное нововведение для кадрового делопроизводства или лишняя бюрократия?

Здесь вряд ли можно дать какую-то однозначную оценку. Лично мое мнение, что профессиональные стандарты при их правильном применении будут способствовать профессиональному росту работников. Ведь не секрет, что часто на некоторых должностях работают сотрудники, не имеющие соответствующей квалификации. Естественно, встречаются и самородки, которые интуитивно понимают суть профессии и успешно ей соответствуют и без наличия образования, опыта и т. д. Но это скорее исключения, подтверждающие правила. Я очень часто встречаю непрофессиональных и неквалифицированных работников бухгалтерии, юридических отделов, отделов подбора персонала и т. д. Про кадровиков в данном случае вообще говорить не приходится, так как у них нет еще и профильного образования.

Если в организации нет должностных инструкций (которые не являются обязательными по закону), то наличие принятых профессиональных стандартов, конечно, значительно облегчит работу специалистов, занимающихся подбором персонала: у них будет стандарт, на соответствие которому они будут проверять соискателя при приеме на работу. Ведь сегодня по многим должностям и профессиям даже внутренние рекрутеры не могут адекватно описать профиль соискателя с точки зрения квалификационных характеристик.

Поэтому моя точка зрения — никакого зла от принятых профессиональных стандартов нам не будет, а пользы при их правильном применении можно получить очень много.

То есть такое подробное описание трудовых функций — это помощь специалистам по подбору персонала?

Конечно. При этом никто не запрещает работодателям разрабатывать свои должностные инструкции для каких-то уникальных позиций, по которым не будет утвержден профессиональный стандарт. А сейчас рекрутеры постоянно сталкиваются с необходимостью разрабатывать профиль компетенций профессии самостоятельно. Но как HR-специалист без помощи непосредственного руководителя отдела, в который ищется сотрудник, может разработать профиль для таких позиций, как специалисты по информационным технологиям, по развитию бизнеса, по рабочим профессиям? Даже эксперты рабочих групп по разработке профессиональных стандартов, которые являются узкими специалистами в своих сферах, не всегда легко могут нарисовать такой «портрет профессии».

Как будут проверять сотрудников на соответствие профессиональным стандартам? Кто будет этим заниматься? И как работник сможет доказать свое соответствие стандарту?

Если говорить про требования к минимальному уровню образования, установленные в профессиональном стандарте, то, естественно, документы, об образовании будут являться подтверждением его наличия. Если говорить про знания, умения, профессиональные навыки, то их, конечно, необходимо будет оценивать: либо путем создания комиссий, либо путем привлечения специалистов по оценке, либо в упрощенном порядке путем использования информации по предыдущей деятельности и рекомендациям.

Профессиональный стандарт — не только «образцовая модель» для работодателя, но и ориентир для работника. Сам сотрудник будет понимать, какие требования предъявляются к его знаниям и навыкам.

Стоило ли разрабатывать такие подробные документы только для того, чтобы рекрутер мог сверяться с ними, проводя обычное интервью по компетенциям?

Одним из вариантов того, кто будет оценивать знания, навыки и профессиональные умения, является проект по созданию специальных организаций. Обязательность подтверждения профессионального уровня в данных учреждениях пока стоит под вопросом, и вплоть до изменения законодательства такую оценку работодатель будет проводить самостоятельно.

Кстати, теоретически один сотрудник может соответствовать сразу нескольким профессиональным стандартам, а значит, искать работу в разных профессиях?

Естественно. Очень много людей имеет несколько образований или же образование в одной сфере, а практический опыт — в другой. Кроме этого, есть так называемые «универсальные» виды образования, например, в области менеджмента, управления персоналом, социологии, в которых выбор конкретной профессии и должности может быть очень широким.

Что Вы думаете об уровнях квалификации? К примеру, в проекте профстандарта специалиста по продажам в автомобилестроении уровни квалификации — от третьего до шестого по девятибалльной шкале, а в профстандарте научного работника — от седьмого до восьмого. При этом средняя зарплата по Москве у первого, по нашим данным, 56 600 руб. а второго — около 35 000 руб. Всегда ли справедливы оценки уровней квалификации? И не являются ли они, в сравнении со статистикой по зарплатам, показателями «перегрева» рынка по отдельным профессиям?

Это действительно очень интересный вопрос: перекос в уровнях заработной платы работников кардинально разного квалификационного уровня. Иногда в одной и той же компании водитель может получать больше руководителя отдела. После принятия профессиональных стандартов эти квалификационные уровни, естественно, будут положены в основу разработки гарантий по оплате труда. В частности, и сейчас минимальный размер заработной платы в субъекте определяет гарантии для неквалифицированного труда.

Многие не понимают или делают вид, что им не понятен термин «неквалифицированный труд», а с установлением квалификационных уровней он становится абсолютно четко определен. И устанавливать в одной организации работникам заработную плату придется исходя из определенных квалификационных уровней.

Означает ли это, что будут приняты соответствующие поправки к трудовому законодательству? Если да, то, возможно, они коснутся только государственных организаций? А частным работодателям, которые инженерам платят меньше, чем менеджерам по продажам, можно не беспокоиться.

Да, на сегодняшний день установление тарифной сетки применяется для отдельных видов бюджетных организаций, но не регламентировано в коммерческих компаниях. Хотя в отдельных сферах тарифные сетки и диапазоны заработных плат определены отраслевыми соглашениями.

После разработки всех запланированных профессиональных стандартов и утверждения квалификационных уровней вполне возможно, что законодатель будет определять минимальную заработную плату не только для неквалифицированного труда, но и для всех уровней квалификации. Если такие уровни минимальной заработной платы будут определены, то они, конечно, станут обязательными для коммерческих организаций.

Другой вопрос, что фактический размер зарплаты будет определяться работодателем самостоятельно, как и сейчас: законодательно устанавливается только минимальный размер.

На профессиональные стандарты сейчас возлагаются очень большие надежды, связанные с дальнейшими корректировками законодательства, поэтому сейчас самое главное — принять осмысленные, логичные стандарты профессий. Никому нельзя оставаться в стороне, нужно принимать активное участие в разработке профессиональных стандартов на этапе, когда они выносятся на общественное обсуждение. Как мы сейчас примем профессиональные стандарты, так и дальше будем с ними жить.

Материал подготовил Андрей Павлюченко
Rabota.ru

Профессиональный стандарт педагогов

г. Новокузнецк Профессиональный стандарт педагогов

Профессиональный стандарт педагога

(В вопросах и ответах)

Профстандарт педагога был утвержден в 2013 году. Сейчас ведется работа по его внедрению. проведены этапы его внедрения:

· Апробация и поэтапное внедрение профессионального стандарта с последующей корректировкой содержания (данная работа выполняется сейчас на базе 21 стажировочной площадки ).

· Развитие системы дополнительного образования и повышения квалификации для педагогических работников, в первую очередь, разработка программ.

· Разработка механизмов использования профессионального стандарта в системе организации трудовых отношений педагога и образовательной организации.

Профстандарт педагога должен быть введен в действие с 1 января 2015 года, но педагоги не успевают пройти повышение квалификации, которое необходимо для работы по новым стандартам. Согласно новому приказу Минтруда, профстандарт педагога будет применяться работодателями при формировании кадровой политики, аттестации работников, а также заключении трудовых договоров и установлении систем оплаты труда на год позже, чем планировалось ранее — с 1 января 2017 года.

Какие первоочередные шаги необходимо предпринять руководителю образовательной организации по обеспечению внедрения эффективного контракта на основе профстандарта педагога?

1. Создать в организации комиссию по организации работы, связанной с введением эффективного контракта, основные положения которого основаны на профстандарте педагога.

2. Учредителю разработать показатели эффективности деятельности педагогов, основанные на профстандарте педагога, и внести в муниципальное задание по оказанию организацией услуг определенного типа.

3. Каждой образовательной организации ознакомиться с механизмом оценивания, системой мониторинга достижения показателей эффективности деятельности педагогов, основанных на профстандарте педагога.

4. Провести разъяснительную работу в трудовом коллективе по вопросам введения эффективного контракта, соответствующего требованиям профстандарта педагога.

5. Создать на официальном сайте раздел «Оценка эффективности деятельности организации в условиях действия профстандарта педагога» для представления нормативных и распорядительных документов по вопросам перехода на систему эффективных контрактов.

6. Проанализировать действующие трудовые договоры работников на предмет их соответствия ст. 57 ТК РФ (содержание ТД) и Приказу Минтруда РФ № 167н (рекомендации по оформлению трудовых отношений).

7. Разработать показатели эффективности труда педагогов в соответствии с требованиями профстандарта педагога.

8. С учетом разработанных показателей внести изменения в положение об оплате труда, положение о выплатах стимулирующего характера.

9. Принять локальные нормативные акты, связанные с оплатой труда педагогического работника, с учетом мнения профсоюзного комитета первичной профорганизации.

10. Конкретизировать трудовую функцию в соответствии с профстандартом педагога и условия оплаты труда работника.

11. Разработать индивидуальные трудовые договоры (дополнительные соглашения) с педагогическими работниками с учетом утвержденной формы примерного трудового договора, с использованием показателей и утвержденных критериев эффективности деятельности педагогических работников организации.

12. Утвердить измененные должностные инструкции.

13. Уведомить педагогических работников об изменении определенных условий трудового договора.

14. Заключить с работниками допсоглашения.

В чем заключается процесс введения профстандарта педагога?

Ответ: Профстандарт с 01.01.2017 года должен применяться работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда .

В чем заключается основные характеристики эффективного контракта?

Ответ: К основным характеристикам эффективного контракта относятся:

· Наличие у образовательной организации государственного (муниципального) задания и целевых показателей эффективности работы, утвержденных учредителем?

· Система оценки эффективности деятельности работников организации (совокупность показателей и критериев, позволяющих оценить количество затраченного труда и его качество), утвержденная работодателем в установленном порядке?

· Система оплаты труда, учитывающая различия в сложности выполняемой работы, а также количество и качество затраченного труда, утвержденная работодателем в установленном порядке?

· Система нормирования труда работников организации, утвержденная работодателем?

· Подробная конкретизация с учетом отраслевой специфики в трудовых договорах должностных обязанностей работников, показателей и критериев оценки труда, условий оплаты труда.

Что на данный момент может быть рекомендовано руководителю образовательной организации по обеспечению перехода на профессиональный стандарт педагога?

Ответ: Вариант решения вопроса применения профстандарта педагога работодателями рассматривается в разработке «Методические материалы по результатам поэтапного внедрения стандарта профессиональной деятельности педагога (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», которые включают:

· Критерии оценки квалификации;

· Примеры должностной инструкции на основе профстандарта педагога;

· Пример трудового договора с учетом требований профстандарта педагога;

· Рекомендации руководителю по оплате труда;

· Рекомендации по порядку аттестации, основанной на профстандарте педагога и др.

Молодые педагоги с трудом «примеряют» к себе новые социальные роли и демонстрируют недостаточную готовность и личностно-профессиональную зрелость к работе в новых условиях. Что бы Вы могли в этом случае рекомендовать?

Ответ: При проведении научно-практических и методических мероприятий с представителями органов управления образованием мы рекомендуем проводить работы по подготовке к внедрению профессионального стандарта с педагогами в рамках системы повышения квалификации, со стороны методических служб и внутри самих образовательных организаций. Важным условием является изучение профессионального стандарта педагогами на всех уровнях образования и проведение внутреннего мониторинга и анализа готовности педагогов к работе по профессиональному стандарту.

Кто участвует в экспертной оценке пакета документов по обеспечению внедрения профстандарта педагога?

Ответ: В проведении экспертной оценки рабочей версии пакета документов, разработанного в целях обеспечения внедрения профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (далее – профстандарт педагога), принимают участие представители стажировочных площадок Министерства образования и науки РФ по внедрению профстандарта педагога, члены Президиума Совета Учебно-методического объединения по психолого-педагогическому образованию, представители профессиональных сообществ, ученые и практики, занимающиеся вопросами разработки и внедрения профстандартов.

Когда образовательные организации общего образования смогут получить для применения разработанные документы по обеспечению внедрения профстандарта педагога?

Ответ: Для того, чтобы разработанный пакет документов по обеспечению внедрения профстандарта педагога был рекомендован к применению в образовательных организациях общего образования, необходимо провести его экспертную оценку, получить согласование Министерства образования и науки Российской Федерации, при необходимости внести изменения в профстандарт педагога и действующие нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность общеобразовательных организаций.

В чем заключается основное назначение документов по обеспечению внедрения профстандарта педагога в образовательных организациях общего образования?

Ответ: Данный пакет документов направлен на обеспечение перехода образовательных организаций общего образования на работу в условиях профстандарта педагога и должен способствовать повышению профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций:

решать задачи по осуществлению кадровой политики, управлению персоналом, аттестации работников, разработки должностных инструкций, установления системы оплаты труда с учетом требований профстандарта педагога.

В Комплексной программе повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций говорится о разработке пакета документов по обеспечению перехода образовательных организаций общего образования на работу в условиях действия профессионального стандарта педагога. Определен ли на данном этапе внедрения профсандарта педагога состав такого пакета документов?

Ответ: Во исполнение задач по внедрению профстандарта педагога, заявленных в Комплексной программе повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций, определен перечень документов, разработка, утверждение и применение которых позволит образовательным организациям общего образования перейти на работу в условиях действия профстандарта педагога:

1. Дифференцированные уровни квалификаций профессионального стандарта

2. Требования к формированию ФГОС ВО по УГСН образование педагогические науки.

3. Рекомендации по оценке и самооценке квалификаций с учетом нового законопроекта.

4. Модель экзамена на определение квалификационного уровня педагога (учитель, воспитатель).

5. Положения порядка аттестации, основанные на профстандарте педагога.

6. Проект новой номенклатуры должностей педагогических работников

7. Примерные документы (примерный трудовой договор с педагогом, примерные должностные инструкции, рекомендации руководителю по оплате труда) и рекомендации по их составлению и применению на разных уровнях.

Как профессиональный стандарт педагога может способствовать построению карьеры педагогического работника?

Ответ: С целью определения четких принципов построения карьеры педагогического работника, включая ее основные ступени, связи между занятием соответствующей должности и требуемой для этого квалификацией, разработан проект документа «Разработка дифференцированных уровней квалификации профессионального стандарта (отраслевая рамка квалификаций)».

Дифференцированные уровни квалификации задают требования к оценке квалификации педагогических работников в форме профессионального экзамена, определяют коэффициент надбавки к должностному окладу при разработке системы оплаты труда и являются основой разработки документов для осуществления кадровой политики, управления персоналом, организации обучения и аттестации работников, разработки должностных инструкций.

В указанном проекте документа разработано пять дифференцированных уровней квалификации педагога (учителя, воспитателя), которые определяют требования к знаниям, умениям, профессиональным навыкам и опыту работы, необходимым для выполнения определенной трудовой функции.

Дифференцированные уровни квалификации как уровни профессионального развития педагога предполагают, прежде всего, дифференциацию уровня сложности и качества решения профессиональных (функциональных) задач, стоящих перед работником, зафиксированных в профессиональном стандарте педагога.

Министерство образования и науки Российской Федерации рекомендует учитывать положения профессиональных стандартов в федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования по направлениям подготовки и специальностям, сопряженным с принятыми профессиональными стандартами. В какие федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования, сопряженные с профстандартом педагога, целесообразно вносить изменения?

Ответ: Основываясь на примерном соответствии принятых профессиональных стандартов и федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования целесообразно с учетом требований профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» произвести актуализацию федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по следующим направлениям бакалавриата:

44.03.01. Педагогическое образование (Академический бакалавр. Прикладной бакалавр),

44.03.02. Психолого-педагогическое образование (Академический бакалавр. Прикладной бакалавр),

44.03.03. Специальное (дефектологическое) образование (Академический бакалавр. Прикладной бакалавр),

44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям) (Академический бакалавр. Прикладной бакалавр).

Целесообразно установить сопряжённость профстандара «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» с федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования по следующим направлениям магистратуры:

44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (Академический бакалавр. Прикладной бакалавр);

44.04.01 Педагогическое образование (Магистр),

44.04.02 Психолого-педагогическое образование (Магистр),

44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование (Магистр),

44.04.04 Профессиональное обучение (по отраслям) (Магистр).

На какие области применения профстандарта педагога направлено его экспериментальное внедрение в 2015 году?

Ответ: В 2015 году Министерство образования и науки Российской Федерации организовало второй этап внедрения стандарта профессиональной деятельности педагога на базе 21 стажировочной площадки. Внедрение будет осуществляться не менее чем 6 месяцев.

В процессе внедрения профстандарта педагога апробируются:

· персонифицированные модели повышения квалификации работающих педагогов с точки зрения требований профессионального стандарта;
• должностные обязанности педагогических работников в использованием перечня трудовых функций профессионального стандарта и состава его профессиональных действий;
• новые модели процедуры аттестации педагога на основе требований профессионального стандарта;
• модели перехода на эффективный контракт, включая расчет норм рабочего времени и механизмы базовой и стимулирующей части оплаты труда во взаимосвязи с реализацией профессиональных действий стандарта.

Внедрение должно способствовать принятию достаточных мер по обеспечению эффективной реализации стандарта на региональном уровне, а также на уровнях муниципальных образований и образовательных организаций.

Профессиональный стандарт педагога называется «Профессиональный стандарт педагога (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Для каких должностей педагогических работников распространяются его требования?

Ответ: Данный профессиональный стандарт (как и заявлено в его названии) задает требования к квалификации, компетенциям, необходимым знаниям и умениям педагогических работников, занимающих должности воспитателей дошкольных образовательных организаций, старших воспитателей дошкольных образовательных организаций, учителей начальных классов, учителей-предметников (на примере русского языка и литературы). Для данных должностей педагогических работников по результатам экспериментального внедрения профстандарта педагога будут разработаны примерные должностные инструкции.

Какие возможности будут предоставлены педагогам после внедрения профстандарта педагога?

Ответ: По результатам апробации и экспериментального внедрения профстандарта на стажировочных площадках для педагогов образовательных организаций будут разработаны следующие методические и инструктивные материалы:

- Рекомендации по оценке и самооценке квалификации с учетом нового законопроекта

- Рекомендации по подготовке к профессиональному экзамену на определение квалификационного уровня педагога.

- Методические рекомендации по профессиональному развитию.

- Методические рекомендации по формированию индивидуальной карьеры персонала.

- Методические рекомендации по персонифицированным моделям повышения квалификации.

Предполагается ли, что по результатам апробации профстандарта педагога руководство школы получит рекомендации по его применению?

Ответ: В 2015 году в рамках работ по апробации и внедрению профстандарта педагога для руководителей образовательных организаций разрабатывается пакет типовых документов общеобразовательной организации, работающей в условиях профессионального стандарта педагога: документы для осуществления кадровой политики, документы для управления персоналом (положение по оплате, примерные должностные инструкции, примерный трудовой договор), документы по организации обучения и аттестации работников.

Минтруд России подготовил новый законопроект «Об оценке профессиональной квалификации на соответствие профессиональным стандартам и внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации». Как он повлияет на работу учителя?

Ответ: Законопроект «Об оценке профессиональной квалификации на соответствие профессиональным стандартам и внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» определяет новую систему оценки квалификации специалиста, основанную на профессиональном стандарте. После его введения изменится процедура аттестации педагогов, порядок оценки и самооценки педагогической деятельности, будет введен профессиональный экзамен на определение квалификационного уровня педагога. Основой всех перечисленных механизмов оценки профессионализма станут требования, зафиксированные в профессиональном стандарте педагога.

Планируется ли в рамках проведения апробации и внедрения профстандарта педагога разработка нормативных документов по аттестации педагогических работников?

Ответ: В 2015 году в целях будет разработан комплекс нормативных правовых документов, регламентирующих использование профстандарта педагога, среди них заявлена разработка нормативной правовой базы аттестации педагогических работников на основе профессионального стандарта педагога:

- Новая модель процедуры аттестации педагога на основе требований профессионального стандарта

- Положение о новом порядке аттестации педагогических работников на основе профессионального стандарта педагога

Предполагается ли изменение процедуры аттестации педагогических работников при внедрении профстандарта педагога?

Ответ: Внедрение профстандарта педагога будет означать изменения в работе аттестационных комиссий. Предполагается, что будет создана система аудита – внутреннего и внешнего, с участием общественной структуры. Однако соответствующие процедуры еще не разработаны, а общественная организация педагогов не создана. Эти обстоятельства также являются поводом для опасений учителей.

Чьи интересы будут затронуты при внедрении профстандарта педагога?

Ответ: Внедрение профстандарта педагога непосредственно затрагивает интересы всех участников образовательного процесса и, естественно, в первую очередь – педагогов. Для кого-то из них новые требования не являются проблемой, потому что они уже используют в своей работе самые современные методы. Но кому-то придется решать задачу освоения на практике новых для них трудовых действий, необходимых знаний и умений.

По какой причине потребовалось вносить изменения в работу учителя при разработке профстандарта педагога?

Ответ: Данные нововведения вызваны изменениями в реальной системе образования. Менялась структура общества и его потребности, повысился уровень финансирования образовательных учреждений, выросла их материальная обеспеченность и степень автономии. Поэтому педагог как центральная фигура образовательного процесса столкнулся с новыми вызовами. Профстандарт создавался с участием лучших учителей страны, имеющих большой опыт успешной работы в новых условиях.

Какие основные нововведения в работе учителя отражены в профстандарте педагога?

Ответ: Образовательный процесс будет развиваться в направлении инклюзивности. В него должны быть включены любые ученики: одаренные и имеющие проблемы в развитии, девиантные учащиеся и ученики с ограниченными возможностями здоровья, а также ученики, для которых русский язык не является родным.

Предполагается владение современными информационно-коммуникативными технологиями (ИКТ), знание и использование социальных сетей.

Устанавливается новый уровень кооперации субъектов образовательного процесса и его индивидуализации: вводится требование определять «совместно с обучающимся, его родителями (законными представителями), другими участниками образовательного процесса (педагог-психолог, учитель-дефектолог, методист и т.д.) зоны его ближайшего развития, разработку и реализацию (при необходимости) индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной программы развития обучающихся».

Наконец, учитель должен освоить навыки преподавания в поликультурной среде, а также использовать иноязычные источники информации, что предполагает определенную переводческую компетенцию.

Будет ли способствовать введение профессионального стандарта повышению качества образования?

Ответ: Во – первых, качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней учителей; Во-вторых, профстандарт способствует повышению профессиональной подготовки учителя и необходимости постоянного профессионального роста; В третьих, профессиональный стандарт учителя повышает ответственность педагога за результаты своего труда, а соответственно повышает качество образования.

Отличается ли содержание профстандарта педагога от формулировок квалификационных требований к педагогическим работникам?

Ответ: Каждой трудовой функции, отраженной в профстандарте педагога, предписывается овладение определенным набором действий, умений и знаний. Некоторые из них фактически воспроизводят формулировки квалификационных требований, хотя и в меньшем объеме. Но есть и нововведения, которые стали предметом дискуссии в период общественного обсуждения и споры о которых продолжаются до сих пор.

Например, трудовая функция «Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования» вводит ряд новых практик. Наряду с подготовкой и ведением уроков, организацией образовательного процесса, предполагается, как бы вопреки названию «профессиональный стандарт педагога», выход за рамки стандартных представлений о требованиях к учителю.

Требует ли профстандарт педагога повышения уровня психологической подготовки учителя?

Ответ: Особенностью профстандарта является повышение профессиональных требований к психологической подготовке педагога. В блоках 3.1.1. Трудовая функция «Общепедагогическая функция. Обучение», 3.1.2. Трудовая функция «Воспитательная деятельность», 3.1.3. Трудовая функция «Развивающая деятельность» более половины действий, знаний и умений либо напрямую указывают на необходимость соответствующей психологической подготовки (например, «Освоение и применение психолого-педагогических технологий…», либо предполагают ее (например, «Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития; или «Оценка параметров и проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды, разработка программ профилактики различных форм насилия в школе».

Какие материалы и инструкции обеспечивают процесс внедрения профессионального стандарта педагога?

Ответ: Для обеспечения внедрения профстандарта педагога в 2015 году используется модель поэтапного внедрения и методические рекомендации, разработанные в рамках проекта в 2014 году.

Внедрение должно способствовать принятию достаточных мер по обеспечению эффективной реализации стандарта на региональном уровне, а также на уровнях муниципальных образований и образовательных организаций.

В процессе внедрения профстандарта в 2015 году используются следующие результаты, полученные годом ранее:

· персонифицированные модели повышения квалификации работающих педагогов с точки зрения требований профессионального стандарта;

· должностные обязанности педагогических работников в использованием перечня трудовых функций профессионального стандарта и состава его профессиональных действий;

· новые модели процедуры аттестации педагога на основе требований профессионального стандарта;

· модели перехода на эффективный контракт, включая расчет норм рабочего времени и механизмы базовой и стимулирующей части оплаты труда во взаимосвязи с реализацией профессиональных действий стандарта.

Утвержденный вариант профстандарта официально называется «Профессиональный стандарт педагога», а не «учителя»? Почему именно такая терминология?

Ответ: Не важно, кто учитель по специализации – математик, физик, историк – это все равно – обучение, воспитание и развитие. Это структура общей профессиональной деятельности. Разработчики взяли понятие «педагог», так как оно шире понятия «учитель», ведь, например, педагог дошкольного образования – это тоже педагог, по закону дошкольный уровень сегодня отнесен к образованию, и это правильно, потому что помимо ухода и присмотра предусматривается и развитие.

В какой степени профстандарт педагога будет определять профессиональную деятельность учителя?

Ответ: Разработчики профстандарта хотя и ориентировались на то, что его внедрение будет обеспечиваться государственными структурами, полагали, что осуществлять это внедрение будут, в конечном счете, люди. Поэтому профстандарт педагога – документ рамочный. Предполагается создание его региональной и местной компонент и даже адаптаций для каждого образовательного учреждения. Что касается обучения самих педагогов – идут изменения в системе вузовского педагогического образования и курсов повышения квалификации. Площадки по экспериментальному обучению и внедрению профстандарта созданы в 21 регионе.

В чем заключается содержательная основа профстандарта педагога?

Ответ: В документе описываются трудовые функции процессов обучения, воспитания и развития, и пяти «групп занятий»: преподаватели в средней школе, персонал дошкольного воспитания и образования, преподаватели в системе специального образования, преподавательский персонал специального обучения, преподавательский персонал начального образования.

Какие вопросы в документе могут быть наиболее спорными с точки зренияпедагогов, директоров школ, органов управления образованием?Что может вызвать наибольшее нарекание?

Ответ: Мы идем к тому, чтобы как и во всем цивилизованном мире у каждой профессии был свой стандарт. Существует рамка, утвержденная правительством России, матрица, в которую все эти стандарты предполагается вкладывать. Она одна на всех: и на рестораторов, и на педагогов, и на атомную промышленность и т.д. Специфика учительского труда колоссальная, и есть вещи, которые в эти «упаковки» не вмещаются. И мы сейчас будем пытаться уложиться каким-то образом в нее.

Еще одна проблема заключается в следующем: если предоставить возможность регионам разрабатывать свой вариант стандарта, а школам – свой стандарт, зависящий от специфики программ, то это тоже может привести ко многим трудностям.

Самый большой риск – методики оценки труда педагога и все, что связано с аттестацией.

Необходимо разработать открытые демократические процедуры аттестации, и немедленно начинать институциональные изменения в системе подготовки учителей. Без этого нельзя осуществлять введение стандарта.

Каким образом работодатели будут применять профстандарт педагога.

Ответ: Профстандарт педагога имеет сугубо управленческий смысл: документ «применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда». Другими словами, профстандарт призван заменить существующие квалификационные требования к педагогам дошкольного, начального, среднего общего и специального образования как устаревшие и затрудняющие развитие системы образования.

Профстандарт педагога должен быть введен в действие с 1 января 2015 года, но педагоги не успевают пройти повышение квалификации, которое необходимо для работы по новым стандартам.

Ответ: Согласно новому приказу Минтруда, профстандарт педагога будет применяться работодателями при формировании кадровой политики, аттестации работников, а также заключении трудовых договоров и установлении систем оплаты труда на год позже, чем планировалось ранее — с 1 января 2017 года.

Часто приходится слышать: а что изменится с введением профстандарта? Станет ли жизнь учителя легче или труднее?

Ответ: Конкретные критерии, жестко сформулированные в стандарте, помогают выявить пробелы в образовании учителя и в его компетенциях. И тогда нужно разбираться, какая помощь ему требуется: стажировка, переподготовка, просто временный отдых и только в крайнем случае отстранение от должности. Но это уже другие проблемы, связанные с повышением эффективности в работе всех участников образовательного процесса в меняющейся образовательной среде.

Как будет строиться дальнейшая работа над профстандартом?

Ответ: Все конструктивные замечания и предложения, которые поступят в ходе апробации и внедрения профстандарта, мы учтем при доработке документа. Предлагаемый стандарт носит «рамочный» характер, и на его базе могут и должны разрабатываться региональные, а может быть, и школьные варианты. Позитивный опыт апробации будет распространяться через систему повышения квалификации, методические документы и т.д. Это одна линия, а вторая – разработка профстандартов для педагогов-психологов, дефектологов, тьюторов и других специалистов, работающих в системе общего образования и организаций, реализующих программы общего образования (школы-интернаты, детские колонии, техникумы). Кроме того, возможна разработка профстандартов для всех учителей-предметников (пока мы представили два рамочных стандарта – для учителей математики и русского языка) и для руководителей – директоров школы и завучей. Так что профстандарт – это длительная системная работа, которая потребует много времени и сил.

В каких вузах будут обучать педагогов по новым стандартам – в педагогических, которых остается все меньше, или в классических университетах, к которым их насильственно присоединили? Что будет с учителями и воспитателями ДОУ, не имеющими высшего образования, наличие которого – обязательное требование профстандарта?

Ответ: Прежде всего надо предоставить возможность получить высшее образование тем, у кого его нет, за счет курсов и сокращенной вузовской подготовки. Исключение можно сделать для младших воспитателей, вожатых, для которых может быть достаточно среднего педагогического образования. Но в целом профстандарт требует высокого уровня подготовки. Где именно она будет осуществляться – в педвузе или в классическом университете – не так принципиально. Мы полагаем, что такой гибкий подход даст возможность привлечь в школу специалистов из разных отраслей. Нужно посмотреть, чего не хватает для успешной работы в школе выпускникам педвузов и классических университетов. Первым, как правило, недостает предметных знаний, вторым – психолого-педагогической и практической подготовки. Мы должны предложить вариативные образовательные маршруты, позволяющие и тем, и другим повысить свое педагогическое мастерство. Это может быть послевузовская педагогическая интернатура или иные формы, позволяющие осуществить введение молодых в профессию с помощью методистов, психологов, опытных учителей. Также полезно создавать крупные региональные центры переподготовки учителей, стажировочные площадки на базе ведущих школ.

В профстандарте предпринята попытка преодолеть технократический подход к оценке труда педагога и прописаны такие качества, как умение общаться с детьми, признавая их достоинство; умение защищать тех, кого в детском коллективе не принимают; готовность работать с детьми, независимо от их способностей, психического и физического состояния здоровья и даже уважение к различным культурам и языкам учащихся других национальностей. Как вы думаете, почему такие важные гуманные положения не получили должной поддержки со стороны педагогического сообщества?

Ответ: Здесь несколько причин. Во-первых, всякая инновация внедряется сложно, даже если ее польза очевидна. Во-вторых, учителя – это самая консервативная (в хорошем смысле) категория профессионалов, и здесь надо экспериментировать с большой осторожностью. В-третьих, мы уже, к большому сожалению, привыкли к традиционным критериям оценки учительского труда (результаты ЕГЭ, количество победителей олимпиад, привычные оценки знаний и др.), какими бы спорными они ни были. А здесь надо перестроиться и начать оценивать деятельность учителя и школы не только по работе с успешными, но и с трудными детьми. Настороженное отношение также вызвано тем, что многие не верят в то, что можно «измерить», «перевести в баллы» такие качества, как уважение к ребенку или умение его защитить. На самом деле такие инструменты и технологии есть, в том числе анкетирование родителей, учащихся. Настоящую проблему я вижу в другом: а именно в том, что в педвузах не учат тем компетенциям, которые прописаны в профессиональном стандарте. Поэтому его введение потребует существенных изменений в системе повышения квалификации и подготовки самих педагогов – в части усиления психолого-педагогических, этических, правовых аспектов, ориентации на повседневную школьную практику. Например, учитель должен уметь дать развернутую характеристику трудного ребенка, уметь обнаруживать и описывать целый спектр зависимостей, которыми страдают современные подростки, – от алкоголизма и наркомании до анорексии и компьютерной «мании». Ну и конечно, нужно вооружить педагога эффективными методами борьбы с этими явлениями.

Разработчиков часто упрекают в предъявлении завышенных, даже невыполнимых требований к педагогам. Например, для осуществления воспитательной работы учитель должен обладать восемнадцатью различными умениями и навыками, для успешного развития ребенка – двадцатью. Не слишком ли много для одного человека?

Ответ: Мы хорошо понимаем, что ни один человек не может соответствовать всем квалификационным требованиям трудовых функций, записанным в стандарте, и каждый директор школы вправе сосредоточить усилия на конкретных аспектах деятельности: предметном, воспитательном, работе с одаренными, с трудными, с инвалидами – в зависимости от особенностей своей образовательной организации стандарт позволяет расставить акценты на разных трудовых функциях в общем объеме деятельности. Кроме того, никто не требует от учителя, например, корректировать сложные отклонения в поведении ребенка, но его главная задача – суметь вовремя распознать те или иные проблемы (будь то задержка в развитии или умственная отсталость или просто дефицит внимания) для того, чтобы направить ребенка к нужному специалисту. Учитель в данном случае выступает в роли социального терапевта, который обнаруживает проблему и при необходимости направляет пациентов к разным специалистам. Поэтому одно из главных требований стандарта – умение взаимодействовать с другими специалистами: психологами, социальными педагогами, дефектологами и т.д.

На что разработчики профстандарта ориентировались, начиная работу над документом?

Ответ: разработчики старались смотреть в будущее, чтобы прогнозировать, какие требования будут предъявляться к педагогу завтрашнего дня. Если раньше учитель был главным носителем знаний, то сейчас, с развитием IT, информационная функция педагога чем дальше, тем больше будет снижаться. Мы видим на примере введения ФГОСов в начальной школе, какие новые требования предъявляются к учителю: помимо привычных и понятных предметных результатов, ему нужно освоить самому и научить детей совершенно новым метапредметным компетенциям: умению учиться, общаться со сверстниками и жить в поликультурном пространстве. Задача современной школы – не только приобщение к знаниям, культуре, но и воспитание гражданина, будущего профессионала, и при этом решение гигантских социальных проблем: коррекция нарушений в поведении, избавление от различных зависимостей, адаптация детей-мигрантов, совместное (инклюзивное) образование. Не случайно ключевая идея профстандарта – умение педагога работать с разными категориями детей: мигрантами, сиротами, одаренными, инвалидами, детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации и т.д.

Учитывали ли разработчики профстандарта педагога зарубежный опыт при разработке документа?

Ответ: Первые стандарты педагогической деятельности появились в середине 50-х годов в странах Североамериканского континента и в Европе, а в XXI веке они уже введены повсеместно, за исключением России. Везде свои различия и особенности. Например, в Канаде в каждой провинции своя система аттестации и сертификации учителя. И если вы из Квебека, например, переехали в Онтарио, вам придется заново сдавать профессиональный экзамен. Во Франции система сертификации работника отделена от государства – этим занимаются независимые общественные структуры. В Японии, наоборот, эта система предельно централизована, поскольку учителя являются госслужащими. Наша рабочая группа изучала разные подходы и зарубежные модели, но прямой перенос этого опыта в российские условия, по мнению рабочей группы, невозможен и нецелесообразен.

Почему потребовалось вводить профессиональные стандарты педагогической деятельности?

Ответ: Вступление в ВТО диктует новые правила работы с персоналом. Профстандарты придут на смену громоздким квалификационным справочникам, должностным инструкциям, которые в эпоху рыночных отношений уже устарели. Профстандарт – это результат трехстороннего соглашения работодателей, профсоюзов и самих работников, необходимый для решения жизненно важных задач в трудовой сфере. Во-первых, он четко устанавливает те функции, которые обязан выполнять работник, и требования к его квалификации. Во-вторых, становится новой базой для формирования систем аттестации, сертификации персонала и оплаты труда. В-третьих, профстандарты, если говорить о конкретной педагогической деятельности, должны быть неразрывно связаны с нормами, регулирующими труд учителя, – со школьными образовательными стандартами и, соответственно, гибко реагировать на изменения в них.

Каковы ожидаемые результаты апробации профстандарта педагога?

Ответ: Апробация профстандарта педагога в течение 2014 года должна выявить проблемные зоны и показать направления необходимых изменений. Кроме того, как совершенно справедливо отмечает Евгений Ямбург, полноценное введение и применение профстандарта педагога невозможно без проведения серьезных мероприятий по перестройке педагогического образования, а также системы дополнительного профессионального образования педагогов (профессиональной переподготовки и повышения квалификации), для чего, конечно же, также требуются усилия и определенное время.

Каким образом используется профстандарт в системе сертификации?

Ответ: Профессиональные стандарты могут быть положены в основу разработки контрольно-
измерительных материалов для оценки индивидуальных образовательных достижений, в
том числе в форме сдачи профессионального экзамена на право заниматься педагогической деятельностью

Каковы главные задачи создания профстандарта?

Ответ: Главными задачами создания стандарта является реформа системы повышения квалификации, модернизация системы педагогического образования на уровне высшего и среднего, а также изменения в системе аттестации учителей.

Профстандарт педагога был утвержден в 2013 году. Какая работа ведется сейчас по его внедрению и что требуется для эффективного внедрения профстандарта?

Ответ: Для эффективного применения профессионального стандарта необходимо провести следующие этапы его внедрения:

· Апробация и поэтапное внедрение профессионального стандарта с последующей корректировкой содержания (данная работа выполняется сейчас на базе 21 стажировочной площадки ).

· Развитие системы дополнительного образования и повышения квалификации для педагогических работников, в первую очередь, разработка программ.

· Разработка механизмов использования профессионального стандарта в системе организации трудовых отношений педагога и образовательной организации.

Назовите новые компетенции, которые выдвигает профессиональный стандарт педагога к учителю.

Ответ: Новые компетенции, заявленные в профстандарте педагога, следующие:

· Работа с одаренными учащимися;

· Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования;

· Преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным;

· Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии;

· Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными детьми, в том числе с отклонениями в социальном поведении.

Зачем педагогам нужен профстандарт?

Ответ: Профессиональный стандарт работает в двух плоскостях: с одной стороны, это основа для анализа и реформирования педагогического образования, а с другой стороны – это основа для регулирования трудовых отношений: требования к работникам, основа для аттестации педагогических работников, присвоения квалификации и званий. Профессиональный стандарт предъявляет требования к регламентам, регулирующим трудовые отношения и подготовку педагогических кадров.