Руководства, Инструкции, Бланки

образец заключение эксперта по результатам специальной оценки условий труда img-1

образец заключение эксперта по результатам специальной оценки условий труда

Рейтинг: 5.0/5.0 (1905 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Заключение эксперта о результатах проведения специальной оценки условий труда - Пробирная палата России

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЭКСПЕРТА № по результатам специальной оценки условий труда

- Федерального закона Российской Федерации N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда",

- приказа Минтруда России №33н от 24.01.2014г «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по её заполнению»,

- приказа «Об организации и проведении специальной оценки условий труда» № 249 от 15.10.2015

проведена специальная оценка условий труда совместно с работодателем:

Федеральное казенное учреждение "Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации"; Адрес: 119021, г. Москва, Зубовский бульвар, д.25 корп.1.

2. Для проведения специальной оценки условий труда по договору № от привлекалась организация, проводящая специальную оценку условий труда:

Общество с ограниченной ответственностью «Главпромэкспертиза»; 117105, г. Москва, Варшавское шоссе, д.1, стр. 1-2, комната 45.; Регистрационный номер - 3166 от 06.12.2013

и эксперт(ы) организации, проводящей специальную оценку условий труда:

Эксперт Акименко Юрий Владимирович; № в реестре: 744.

3. Результат проведения специальной оценки условий труда (СОУТ).

3.1. Количество рабочих мест, на которых проведена СОУТ: 93

3.2. Рабочие места, на которых вредные факторы не идентифицированы (подлежат декларированию):

1. Руководитель;
2. Первый заместитель руководителя;
3. Заместитель руководителя;
4. Заместитель руководителя;
5. Помощник руководителя;
6. Ведущий специалист по государственной тайне;
7. Начальник управления;
8. Заместитель начальника управления- начальник отдела;
9. Главный контролер по надзору за производством, использованием и обращением драгоценных металлов и драгоценных камней;
10. Главный контролер по надзору за производством, использованием и обращением драгоценных металлов и драгоценных камней;
11. Ведущий контролер по надзору за производством, использованием и обращением драгоценных металлов и драгоценных камней;
12. Ведущий контролер по надзору за производством, использованием и обращением драгоценных металлов и драгоценных камней;
13. Ведущий контролер по надзору за производством, использованием и обращением драгоценных металлов и драгоценных камней;
14. Начальник отдела по надзору за производством, использованием и обращением драгоценных металлов и драгоценных камней;
15. Главный контролер по надзору за производством, использованием и обращением драгоценных металлов и драгоценных камней;
16. Главный контролер по надзору за производством, использованием и обращением драгоценных металлов и драгоценных камней;
17. Главный контролер по надзору за производством, использованием и обращением драгоценных металлов и драгоценных камней;
18. Ведущий контролер по надзору за производством, использованием и обращением драгоценных металлов и драгоценных камней;
19. Ведущий контролер по надзору за производством, использованием и обращением драгоценных металлов и драгоценных камней;
20. Начальник управления- главный бухгалтер;
21. Начальник отдела- заместитель главного бухгалтера;
22. Главный экономист;
23. Главный экономист;
24. Главный экономист;
25. Ведущий бухгалтер;
26. Ведущий бухгалтер;
27. Ведущий бухгалтер;
28. Начальник отдела;
29. Ведущий экономист;
30. Начальник отдела;
31. Ведущий экономист;
32. Начальник отдела;
33. Ведущий экономист;
34. Начальник управления;
35. Начальник отдела;
36. Главный специалист по кадрам;
37. Ведущий специалист по охране труда;
38. Начальник отдела;
39. Заместитель начальника отдела;
40. Ведущий юрисконсульт;
41. Начальник отдела;
42. Ведущий документовед;
43. Ведущий документовед;
44. Ведущий документовед;
45. Ведущий документовед;
46. Начальник отдела;
47. Заместитель начальника отдела;
48. Заместитель начальника отдела;
49. Главный специалист по связям с общественностью;
50. Ведущий специалист по связям с общественностью;
51. Ведущий специалист по связям с общественностью;
52. Начальник управления;
53. Начальник отдела;
54. Заместитель начальника отдела;
55. Ведущий контролер по надзору за производством, использованием и обращением драгоценных металлов и драгоценных камней;
56. Ведущий контролер по надзору за производством, использованием и обращением драгоценных металлов и драгоценных камней;
57. Главный контролер по надзору за производством, использованием и обращением драгоценных металлов и драгоценных камней;
58. Ведущий контролер по надзору за производством, использованием и обращением драгоценных металлов и драгоценных камней;
59. Начальник управления;
60. Начальник отдела;
61. Заместитель начальника отдела;
62. Ведущий инженер по МТС;
63. Ведущий инженер по МТС;
64. Экономист по МТС 1 категории;
65. Механик;
73. Начальник отдела;
74. Главный специалист по государственным закупкам;
75. Главный специалист по государственным закупкам;
76. Ведущий специалист по государственным закупкам;
77. Ведущий специалист по государственным закупкам;
78. Начальник отдела;
79. Заместитель начальника отдела;
80. Ведущий пробирер;
81. Заместитель начальника отдела;
82. Начальник отдела;
83. Главный специалист по информационным технологиям;
84. Ведущий инженер-программист;
85. Начальник отдела;
86. Заместитель начальника отдела;
87. Главный контролер по надзору за производством, использованием и обращением драгоценных металлов и драгоценных камней;
88. Ведущий контролер по надзору за производством, использованием и обращением драгоценных металлов и драгоценных камней;
89. Ведущий контролер по надзору за производством, использованием и обращением драгоценных металлов и драгоценных камней;
90. Начальник отдела;
91. Заместитель начальника отдела;
92. Главный специалист по мобилизационной подготовке и гражданской обороны;
93. Ведущий специалист по гражданской обороне.

3.3. Количество рабочих мест с оптимальными и допустимыми условиями труда: 93

3.4. Количество рабочих мест с вредными и опасными условиями труда: 0

3.5. Выявленные вредные и (или) опасные производственные факторы на основе измерений и оценок:

4. Результаты специальной оценки условий труда представлены в:

- протоколах оценок и измерений ОВПФ;

- сводной ведомости результатов СОУТ;

- Перечень рабочих мест, на которых проводилась специальная оценка условий труда

5. По результатам специальной оценки условий труда перечень рекомендуемых мероприятий по улучшению условий труда не предусмотрен.

6. Рассмотрев результаты специальной оценки условий труда, эксперт заключил:

1) считать работу по СОУТ завершенной;

Дополнительные предложения эксперта: отсутствуют.

Эксперт(ы) по проведению специальной оценки условий труда:

Видео

Другие статьи

Выдержки из методики проведения специальной оценки условий труда

Энгельсский муниципальный район
Саратовской области
Выдержки из методики проведения специальной оценки условий труда

I.Общие положения

1. Настоящая Методика устанавливает обязательные требования к следующим процедурам, последовательно реализуемым в рамках проведения специальной оценки условий труда:

1) идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов;

2) исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов;

3) отнесение условий труда на рабочих местах к классам (подклассам ) условий труда по степени вредности или опасности по результатам проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов;

4) оформление результатов проведения специальной оценки условий труда.

2. Требования настоящей Методики распространяются на работодателей - юридических и физических лиц (за исключением работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) независимо от их организационно-правовых форм, а также на организации, проводящие специальную оценку условий труда, и их экспертов.

II.Идентификацияпотенциально вредных и (или) опасных

3. Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (далее соответственно – вредные и (или) опасные факторы, идентификация) включает в себя следующие этапы :

1) выявление и описание имеющихся на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса, источников вредных и (или) опасных факторов;

2) сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, указанными в классификаторе вредных и (или) опасных производственных факторов (далее – классификатор), предусмотренном приложением № 2;

3) принятие решения о проведении исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов;

4) оформление результатов идентификации.

4. Идентификация осуществляется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда (далее – эксперт). Результаты идентификации утверждаются комиссией по проведению специальной оценки условий труда (далее – комиссия), создаваемой работодателем.

5. Выявление на рабочем месте вредных и (или) опасных факторов, источников вредных и (или) опасных факторов осуществляется путем изучения документации и материалов, предоставляемых работодателем при их наличии.

7. Имеющиеся на рабочем месте факторы производственной среды и трудового процесса признаются идентифицированными вредными и (или) опасными факторами в случае совпадения их наименований с наименованиями вредных и (или) опасных факторов, предусмотренных классификатором .

Выявление на рабочем месте вредных и (или) опасных факторов, источников вредных и (или) опасных факторов может также проводиться путем обследования рабочего места путем осмотра и ознакомления с работами, фактически выполняемыми работником в режиме штатной работы, а также путем опроса работника и (или) его непосредственных руководителей.

8. В случае если вредные и (или) опасные факторы по результатам идентификации не выявлены или наименования имеющихся на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса не совпадают с наименованиями вредных и (или) опасных факторов, предусмотренных классификатором, экспертом фиксируется отсутствие на рабочем месте вредных и (или) опасных факторов.

Условия труда на рабочем месте, на котором отсутствуют вредные и (или) опасные факторы, признаются комиссией допустимыми условиями труда. Работодателем в установленном порядке обеспечивается подача в отношении такого рабочего места декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

9. Результаты идентификации заносятся в раздел «Перечень рабочих мест, на которых проводилась специальная оценка условий труда» отчета о проведении специальной оценки условий труда (далее – отчет).

10. Идентификация не осуществляется в отношении:

1) рабочих мест работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости;

2) рабочих мест, в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

3) рабочих мест, на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и (или) опасные условия труда.

III.Исследования(испытания) и измерения

вредных и (или) опасных производственных факторов

13. Исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов осуществляются испытательной лабораторией (центром), экспертами и иными работниками организации, проводящей специальную оценку условий труда.

Решение о возможности использования данных результатов при проведении специальной оценки условий труда принимается комиссией по представлению эксперта.

17. Результаты исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов оформляются в форме протокола.

В случае если в качестве результатов исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов использованы результаты исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов, проведенных испытательной лабораторией (центром) при осуществлении производственного контроля за условиями труда. то к протоколу прикладывается заключение эксперта о возможности использования указанных результатов.

18. Комиссия вправе принять решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов в случае, если проведение указанных исследований (испытаний) и измерений на рабочем месте может создать угрозу для жизни работника, экспертов и (или) иных работников организации, проводящей специальную оценку условий труда, а также иных лиц. Условия труда на таких рабочих местах относятся к опасному классу условий труда без проведения соответствующих исследований (испытаний) и измерений.

Решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений оформляется протоколом комиссии, содержащим обоснование принятия этого решения и являющимся неотъемлемой частью отчета.

19. Работодатель в течение десяти рабочих дней со дня оформления протокола комиссии, содержащего решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов, направляет копию данного протокола в территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости по месту своего нахождения.

IV.Отнесение условий трудана рабочих местах по степени вредности и (или) опасности к классам (подклассам) условий труда по результатам проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов

20. Отнесение условий труда на рабочих местах по степени вредности и (или) опасности к классам (подклассам) условий труда (далее – отнесение условий труда к классу (подклассу) условий труда) осуществляется экспертом в зависимости от степени отклонения фактических значений вредных и (или) опасных факторов, полученных по результатам проведения их исследований (испытаний) и измерений в порядке, предусмотренном разделом III настоящей Методики, от нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и с учетом продолжительности их воздействия на работника в течение рабочего дня (смены).

Далее указывается отнесение условий труда к классу (подклассу) условий труда при воздействии –

- по тяжести трудового процесса

- по напряженноститрудового процесса

Отнесение условий труда к классу (подклассу) условий труда

с учетом комплексного воздействия вредных и (или) опасных факторов

93. Отнесение условий труда к классу (подклассу) условий труда с учетом комплексного воздействия вредных и (или) опасных факторов осуществляется на основании анализа отнесения данных факторов к тому или иному классу (подклассу) условий труда, выполняемого экспертом (экспертами) организации, проводящей специальную оценку условий труда.

94. Итоговый класс (подкласс) условий труда на рабочем месте устанавливают по наиболее высокому классу (подклассу) вредности и (или) опасности одного из имеющихся на рабочем месте вредных и (или) опасных факторов в соответствии с приложением № 22 к настоящей Методике.

При этом в случае:

сочетанного действия 3 и более вредных и (или) опасных факторов, отнесенных к подклассу 3.1 вредных условий труда, итоговый класс (подкласс) условий труда относится к подклассу 3.2 вредных условий труда;

сочетанного действия 2 и более вредных и (или) опасных факторов, отнесенных к подклассам 3.2, 3.3, 3. 4 вредных условий труда, итоговый класс (подкласс) повышается на одну степень .

V.Результаты проведения специальной оценки условий труда

95. Итоговый класс (подкласс) условий труда на рабочем месте может быть сниженв случае применения работниками эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом, в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

96. Результаты проведения специальной оценки условий труда оформляются в виде отчета, форма и инструкция по заполнению которого предусмотрены приложениями № 3 и 4.

Отчет составляется организацией. проводящей специальную оценку условий труда, подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии. Член комиссии, который не согласен с результатами проведения специальной оценки условий труда, имеет право изложить в письменной форме мотивированное особое мнение. которое прилагается к этому отчету.

Действия после проведения спецоценки труда

Мы провели спецоценку условий труда. Что нам делать дальше? Должны ли мы сдавать какие-то отчеты в связи с этим?

После проведения спецоценки и оформления ее результатов, организация должна подать декларацию соответствия в Трудовую инспекцию (если по результатам спецоценки вредных и опасных условий труда не выявлено), а также заполнять таблицу 10 расчета ФСС на основании данных проведенной спецоценки. Сдать декларацию нужно не позднее 30 рабочих дней с даты, когда был утвержден отчет о проведении специальной оценки условий труда. Пример заполнения можно посмотреть тут: http://www.1gl.ru/#/document/118/22791//?step=83

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Рекомендация: Как провести специальную оценку условий труда

Специализированная организация, которая оказывает услуги по проведению специальной оценки условий труда, составляет отчет о ее проведении (ст. 15 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ ). Форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкция по его заполнению утверждены приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н .

Отчет о проведении специальной оценки условий труда подписывают все члены комиссии, а утверждает ее председатель. Каждый член комиссии, который не согласен с результатами оценки, имеет право изложить в письменной форме мотивированное особое мнение, которое прилагают к этому отчету.

Работодатель обязан ознакомить работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах под подпись. Сделать это нужно в течение тридцати календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда, не позже. В этот срок не входят периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, а также периоды междувахтового отдыха.

Такой порядок предусмотрен статьей 15 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

Использование результатов оценки

Результаты специальной оценки можно использовать, в частности, в целях:

  • разработки и реализации мероприятий по приведению условий труда в соответствие нормативным требованиям охраны труда;
  • обеспечения сотрудников средствами индивидуальной защиты, а также средствами коллективной защиты;
  • определения дополнительного тарифа для страховых взносов в Пенсионный фонд РФ;
  • предоставления сотрудникам гарантий и компенсаций за работу во вредных или опасных условиях труда.

Об этом говорится в статье 7 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

Отражение результатов спецоценки

2. Рекомендация: Как заполнить и сдать декларацию по итогам спецоценки на соответствие условий труда государственным нормативным требованиям

В определенных случаях работодатели должны задекларировать, что их рабочие места соответствуют установленным правилам и нормам и не являются вредными и опасными для сотрудников. Форма для такой отчетности и порядок ее заполнения утверждены приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н .

Кто должен сдавать

Декларацию должны подавать все работодатели (коммерческие организации, организации госсектора, предприниматели), которые провели специальную оценку условий труда на рабочих местах и при этом не выявили вредных и (или) опасных факторов хотя бы на одном таком месте. То есть даже когда на некоторых рабочих местах вредные или опасные факторы установлены, подать декларацию все равно нужно – в отношении остальных мест, условия работы на которых соответствуют требованиям. Это следует из пунктов 1 и 2 Порядка, утвержденного приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н. статьи 8 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

Декларацию соответствия условий труда подавайте в трудовую инспекцию по местонахождению организации или местожительству предпринимателя (п. 3 Порядка, утвержденного приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н ).

Срок и периодичность сдачи

Сдать декларацию нужно не позднее 30 рабочих дней с даты, когда был утвержден отчет о проведении специальной оценки условий труда (п. 5 Порядка, утвержденного приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н ). Выходит, если организация или предприниматель не проводили специальную оценку условий труда в 2014 году, то есть у них есть действующие результаты аттестации рабочих мест, то подавать декларацию в текущем году не придется.

Сданная же декларация действительна в течение пяти лет со дня, когда был утвержден отчет о проведении специальной оценки условий труда. Это значит, что за эти пять лет подавать еще раз отчетность не понадобится.

Более того, если несчастных случаев на производстве или профзаболеваний по причине вредных и (или) опасных производственных факторов за пять лет не произойдет, то действие декларации продлевается еще на пять лет. То есть повторно сдавать декларацию еще через пять лет работодателю тоже не придется.

Но вот если в течение пяти лет со дня утверждения отчета о спецоценке хотя бы у одного сотрудника будет выявлено профзаболевание или произойдет несчастный случай на производстве по причине вредных и (или) опасных факторов, то действие декларации в отношении такого рабочего места прекращается. В этом случае необходимо провести внеплановую специальную оценку условий труда и после утверждения отчета подать декларацию еще раз.

Состав и порядок заполнения

Декларацию соответствия условий труда оформляйте по результатам первого этапа специальной оценки условий труда – так называемой идентификации .

Отчетность нужно заполнить только в отношении тех рабочих мест, на которых этим первым этапом вредные и опасные условия не были установлены. По задекларированным рабочим местам следующие этапы специальной оценки условий труда проводить уже не нужно. Это следует из пункта 2 Порядка, утвержденного приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н .

В верхней части формы укажите полное наименование организации (фамилию, имя и отчество предпринимателя).

Далее укажите адрес, где зарегистрирована и находится организация (проживает и работает предприниматель). При необходимости отразите два адреса: фактический и юридический.

В той же строке укажите ИНН и ОГРН организации. Если декларацию подает предприниматель, укажите его ИНН, если есть.

Далее заполните информацию о рабочих местах, в отношении которых подаете декларацию:

  • индивидуальные номера рабочих мест. Эти номера присваивает комиссия при определении перечня рабочих мест и указывает их в отчете о проведении специальной оценки условий труда. Индивидуальные номера должны содержать не более восьми знаков: от 1 до 99 999 999. Аналогичные рабочие места обозначьте номером с добавлением прописной буквы А. Например: 365А, 1245А. Включите номера всех рабочих мест, аналогичных рабочему месту, на котором не были идентифицированы вредные или опасные условия;
  • наименование профессии или должности сотрудника, занятого на каждом указанном рабочем месте. Наименование возьмите из Общероссийского классификатора ОК 016-94 .

Если наименование профессии или должности отсутствует в классификаторе, их наименование должно соответствовать названию должности, указанному в штатном расписании и трудовом договоре;

  • численность сотрудников, занятых на рабочем месте .
  • наименование организации;
  • регистрационный номер в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда;
  • дату и номер заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда.

Эти данные можно узнать у самой организации, проводящей специальную оценку условий труда, или посмотреть на официальном сайте Минтруда России .

В нижней части формы укажите дату принятия и дату окончания действия декларации. Декларация действует в течение пяти лет со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. Дата окончания этого срока и будет датой окончания действия декларации.

Заполненную декларацию должен подписать руководитель организации (предприниматель), указать рядом с подписью свою фамилию и инициалы и заверить печатью.

Оборотную сторону декларации заполнять не нужно – ее заполнят специалисты трудовой инспекции.

Отказ в принятии декларации

Трудовая инспекция вправе не принять декларацию, если она не соответствует форме. утвержденной приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н. В этом случае контролеры отправят декларацию по почте обратно работодателю в течение 10 рабочих дней со дня ее поступления. А в сопроводительном письме они должны указать, по каким причинам возвращают отчетность.

Отказать в приеме декларации по другим основаниям трудовые инспекторы не вправе.

Получив отказ, можно подать декларацию повторно, устранив перед этим нарушения.

Способы сдачи

Декларацию соответствия условий труда можно сдать в трудовую инспекцию :

Нина Максимова, эксперт

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.

Характерные ошибки экспертов по специальной оценке условий труда - Специальная оценка условий труда

Характерные ошибки экспертов по специальной оценке условий труда

Ключевые проблемы:
Причины возникновения ошибок экспертов при спецоценке
Характерные ошибки при спецоценке
Пути решения проблемы ошибок при спецоценке

Специалисты по спецоценке несут большую ответственность при определении реальных условий труда. Однако сложные и многоступенчатые механизмы отбора квалифицированных специалистов и квалификационные требования к потенциальным экспертам не могут оградить добросовестного работодателя от потенциальных ошибок в процессе проведения спецоценки. Чтобы исключить совершение ошибок, необходимо знать их причины.

Причины возникновения ошибок экспертов при спецоценке

Основными причинами, по которым добросовестные работодатели лишаются необходимого и достоверного результата, как правило, являются:
— изменчивость действующего законодательства в области специальной оценки условий труда;
— наличие противоречащих друг другу нормативно-правовых актов в области санитарных норм и требований;
— человеческий фактор, то есть привычка выполнять работу в рамках ранее освоенных алгоритмов оценки условий труда.

Рассмотрим каждое из выделенных направлений.

Изменчивость законодательства в области специальной оценки условий труда

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426-ФЗ) – основной инструмент для проведения спецоценки. Законодатель предусмотрел возможность учета особенностей в оценке рабочих мест в отдельных отраслях. Их должен устанавливать Минтруд России с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (Пункт 7 ст. 9 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»). Таким образом, так называемые изъятия из закона поставлены в жесткие рамки контроля с единым подходом.

В то же время два существенных обстоятельства препятствуют применению общего подхода в оценке условий производственной среды.

Первый. Минтруд России утвердил Методику проведения спецоценки и не желает ее менять (далее – Методика) (Приказ Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению»). Вместо этого он издает дополнительные нормативные акты, направленные на регулирование спецоценки в отдельных областях. Например, сейчас обсуждается проект приказа Минтруда России «Об установлении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах медицинских работников».
Это ведет к увеличению числа документов, которыми необходимо руководствоваться при спецоценке.

Второй. Отказ Минтруда России интегрировать (отменить или актуализировать) наследие санитарных норм, изданных еще в СССР.

По этой причине велика вероятность, что Итоговое заключение по специальной оценке условий труда будет успешно обжаловано в суде одной из заинтересованных сторон (работодатель или работник (его представитель)). Основанием послужит то, что многие нормативные акты, регламентирующие параметры производственной среды, могут иметь показатели, характеризующие параметры износа оборудования, применяемого в течение 20, а то и 30 лет. То есть сохранившиеся, пусть и в небольшом количестве, санитарные нормы морально устаревшего законодательства фактически могут поставить под сомнение не только сам результат работ, но квалификацию эксперта.

Практика показывает, что эксперты, проводящие спецоценку, были вынуждены при проведении работ обращать внимание не только на положения Методики, но и на разумность применения и оценки параметров производственной среды вкупе с учетом используемых норм и обычной профессиональной логики.

Наличие противоречащих друг другу нормативно-правовых актов в области санитарных норм и требований

Закон № 426-ФЗ и Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» могут иметь разные подходы к оценке одних и тех же условий труда. Это приводит к ошибкам экспертов, которые пытаются соотнести нормы Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов (далее – Классификатор), построенного на принципах закона о спецоценке, с требованиями санитарного законодательства.
Кроме того, сама Методика, требуя от экспертов жестко выполнять ее положения, не вполне соответствует федеральному законодательству. Дело в том, что Классификатор, применяемый в ходе спецоценки (основного мерила показателей уровня факторов производственной среды), в большинстве своем не имеет ссылок на санитарные нормы.

Методика выступает основным и единственным документом, руководствуясь которым необходимо проводить спецоценку. В то же время она не отвечает ни одному критерию нормативного акта, содержащего государственные нормативные требования охраны труда. Они перечислены в пункте 2 постановления Правительства РФ от 27 декабря 2010 г. № 1160 «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда». Это ставит ее в исключительное положение и оставляет открытым вопрос, будет ли полностью защищен результат работ, проведенных на ее основе, от успешного судебного обжалования.

Немалую роль играет не только теоретическая квалификация экспертов по специальной оценки условий труда, но и их опыт оценки производственных факторов. Здесь существенное влияние оказывает привычка выполнять работу по ранее освоенным алгоритмам оценки условий труда.
Практическая работа экспертов в области оценки условий труда выявила ряд закономерных и наиболее часто встречающихся ошибок (стоит отметить, что сам факт наличия указанных недочетов если не существенным образом влияет на недостоверность результатов, то однозначно ставит под сомнение квалификацию экспертов, допущенных по результатам квалификационных испытаний до работ в области специальной оценки условий труда).

Характерные ошибки при спецоценке

Наиболее часто встречающиеся ошибки экспертов можно разделить на два основных типа.
Первый. Ошибки экспертов, обладающих многолетним опытом проведения оценки производственных факторов (те, кто проводил ранее аттестацию рабочих мест).
Второй. Ошибки начинающих экспертов, то есть тех, кто формально сдал квалификационный экзамен и допущен до работы. Среди них нередко встречаются специалисты, которые предоставили о себе недостоверные сведения.

Бывалые эксперты в целом допускают меньше ошибок как при проведении работ, так и при подготовке итогового отчета по результатам специальной оценки условий труда. Тем не менее избежать неточностей не могут. Вот их характерные ошибки:
Забывая о том, что спецоценка, в отличие от аттестации рабочих мест, направлена не на защиту работника от работодателя, а на защиту работодателя и государства от излишних, в том числе финансовых, затрат, в процессе идентификации эксперты пытаются «притянуть» максимальное количество вредных факторов. Имея в виду, что тем самым будет подтверждено максимальное количество льгот и компенсаций. При этом они не всегда обращают внимание на Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов и Методику проведения спецоценки.
Эксперты, учившиеся по ГОСТ, СНиП, СанПиН, СН, СП, измеряют среднесменное воздействие шума, игнорируя метод расчета, содержащийся в Методике проведения спецоценки.

Неправильно указывают на необходимость тех или иных льгот и компенсаций, руководствуются старыми нормативными актами, а не Трудовым кодексом.

Не указывают методики для непрямых измерений производственных факторов.
И это далеко не полный перечень «допущений» экспертов, которые искажают конечное документальное оформление отчета по спецоценке.

У начинающих экспертов ситуация существенно сложнее.
Не имея опыта работы «в полях», зная процесс только по рассказам работников, идентифицируют недостаточное количество факторов.

Не имея понимания о мероприятии в целом, применяют для СОУТ неправильные нормы или даже неверные нормативные данные (устаревшие, не подходящие данной отрасли).
Соглашаются декларировать рабочие места, не подлежащие декларации.

По устному указанию руководителей лабораторий пользуются нормативными документами, запрещенными (не разрешенными для применения) Методикой проведения спецоценки.
Оценивают обеспеченность СИЗ, а не эффективность обеспечения ими.

При проведении измерений параметров шума неправильно выбирают стратегию измерений (не учитывают новые требования по шуму).

Неправильно, некорректно проводят идентификацию или совсем ее не проводят.
Допускают они и другие квалификационные и технические ошибки, приводящие к искажению результатов спецоценки.

Пути решения проблемы ошибок при спецоценке

Чтобы снизить количество допускаемых ошибок и исключить часть из них, необходимо провести ряд мероприятий.

Определить единый порядок и подходы к реализации Методики проведения спецоценки, исходя из потребностей в первую очередь безопасных условий труда в зависимости от отраслей промышленности и сферы услуг. При этом необходимо вносить изменения в Методику, а не создавать новые нормативные акты.

Совершенствовать федеральный закон «О специальной оценке условий труда», не создавая других федеральных законов, регулирующих те же отношения.

Адаптировать санитарное законодательство СССР к действующей системе спецоценки и совместить их.

Ввести процедуру дополнительной оценки профессиональных квалификационных знаний экспертов в Минтруде России.

Дифференцировать ответственность в области проведения специальной оценки условий труда.

Ответы на ваши вопросы

Можно ли использовать факсимиле в протоколе измерений, проводившихся в ходе спецоценки?
В организации проведена специальная оценка. Исполнитель представила протоколы измерений (оценки), а в графе «Ответственное лицо испытательной лаборатории» стоит факсимиле вместо собственноручной подписи. Имеют ли такие протоколы силу, считаются ли заверенными надлежащим образом?
Елена ШУМАКОВА, юрист (Челябинск)

Использование факсимиле возможно только в двух случаях:
это прямо предусмотрено законом;
стороны согласны на использование факсимиле (п. 2 ст. 160 ГК РФ).
Аналогичная позиция высказана в письме ФНС России от 1 апреля 2004 г. № 18-0-09/000042 «Об использовании факсимиле подписи». Налоговики акцентировали внимание, что запрещено использовать факсимиле на документах, имеющих финансовые последствия.
Если рассматривать протоколы спецоценки как отдельный документ, то ничего страшного в использовании факсимиле нет. Однако они являются основанием для заключения по спецоценке. А оно используется для обоснования льгот работникам за вредные условия труда. То есть имеет финансовые последствия. Поэтому мы рекомендуем обезопасить себя и потребовать от экспертов поставить «живую» подпись.

Законно ли заключение эксперта, если не указан его номер в реестре?
Спецоценку в декабре 2014 года проводила организация, которая значится в реестре Минтруда России за № 699 от 29 ноября 2010 г. Но в заключении эксперта, в отчете по спецоценке, после подписи эксперта нет его номера в реестре. Законно ли такое заключение?
Ольга СЕДИНКИНА, бухгалтер (Челябинск)

Эксперт, не внесенный в реестр Минтруда России, не имеет права проводить специальную оценку условий труда. Однако до января 2015 года реестр экспертов фактически не функционировал. Очевидно, поэтому номера у специалиста не было. А значит, заключение эксперта законно.

Что будет работодателю, если он не опубликует на официальном сайте результаты спецоценки?
Существует ли какая-либо ответственность для работодателя за неопубликование на официальном сайте результатов специальной оценки?
Елена ШУМАКОВА, юрист (Челябинск)

Да, существует. Если работодатель не опубликовал на своем официальном сайте результаты спецоценки, он может быть оштрафован на сумму от 60 000 до 80 000 рублей, а руководитель организации – на сумму от 5000 до 10 000 рублей (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ).

Самые необходимые нормативные акты:

?
Запомните главное:
1 Основные причины ошибок экспертов в ходе спецоценки кроются в недостатках и противоречивости законодательства, а также в человеческом факторе.
2 Ошибки допускают как опытные эксперты, так и начинающие специалисты.
3 Природа ошибок зависит от квалификации и опыта работы. Более грубые ошибки допускают начинающие эксперты.
4 Чтобы исправить ситуацию, необходимо усовершенствовать законодательство, адаптировать старые санитарные нормы, ужесточить требования к квалификации экспертов и дифференцировать ответственность за нарушения правил проведения спецоценки.