Руководства, Инструкции, Бланки

реорганизация муп в ооо пошаговая инструкция 2015 img-1

реорганизация муп в ооо пошаговая инструкция 2015

Рейтинг: 4.8/5.0 (1853 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Стадии преобразования МУП в ООО - ФорумЮристов

Необходимо провести преобразование муп (а) в ооо, ранее данным вопросом не занимался и понимаю что вопрос для МЕНЯ сложный но ПОБЕДИМЫЙ, кто сталкивался с данным вопросом прошу помочь в поэтапном преобразовании МУП в ООО, каков порядок, на каких стадиях, что необходимо делать. Заранее Всем огромное спасибо.

Законом данный вопрос не урегулирован и ответ может быть дан только исходя из общих основ законодательства, с учетом сложившейся практики.
Действительно, согласно п. 5 ст. 58 при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
Пункт 2 ст. 59 ГК РФ устанавливает только, что передаточный акт утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридических лиц. Указаний о том, кто должен подписывать акт в такой ситуации, в законе нет. При этом передаточный акт представляется вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц, его непредставление влечет отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц (смотрите также пп. "а" п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей " (далее - Закон N 129-ФЗ)).
Между тем в соответствии с п. 1 ст. 16 Закона N 129-ФЗ реорганизация юридического лица в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица (которое с этого момента начинает существовать - п. 2 ст. 51 ГК РФ), а преобразованное юридическое лицо - прекратившим свою деятельность. Иными словами, юридически до момента регистрации юридическое лицо не существует в новой организационно-правовой форме, а после этого момента оно перестает существовать в своей прежней организационно-правовой форме. Это делает, как минимум, затруднительным (если не невозможным) подписание передаточного акта двумя сторонами. В связи с этим отметим, что ни в одном нормативном акте не указано, что этот акт представляет собой двусторонний документ. Поэтому, полагаем, он может быть подписан и от имени только одного, преобразуемого юридического лица.
Вместе с тем применительно к рассматриваемому вопросу следует также учитывать, что в соответствии с пп. 1.1. п. 1 ст. 13 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон N 178-ФЗ) преобразование унитарного предприятия в общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) является одним из способов приватизации государственного или муниципального имущества.
Согласно п. 1 ст. 37 Закона N 178-ФЗ хозяйственное общество, созданное путем преобразования унитарного предприятия, становится правопреемником этого унитарного предприятия в соответствии с передаточным актом, составленным в порядке, установленном ст. 11 Закона N 178-ФЗ. К сожалению, ст. 11 Закона N 178-ФЗ устанавливает требования к содержанию передаточного акта, но также не указывает, кем он подписывается.
Тем не менее можно учесть, что приватизация - это отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц (ст. 217 ГК РФ, ст. 1 Закона N 178-ФЗ). В рассматриваемом случае имущество, находящееся в муниципальной собственности, хотя и в хозяйственном ведении или оперативном управлении муниципального унитарного предприятия (п.п. 1, 2 ст. 113 ГК РФ, п. 1 ст. 2 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"), передается в собственность ООО (п. 1 ст. 66, п. 3 ст. 213 ГК РФ). При этом согласно п. 5 ст. 37 Закона N 178-ФЗ до первого общего собрания участников ООО руководитель муниципального унитарного предприятия, преобразованного в ООО, назначается директором (генеральным директором) такого общества.
Вероятно, именно поэтому на практике передаточный акт зачастую подписывается между органом, представляющим собственника при реализации полномочий по управлению имуществом, и вновь образуемым хозяйственным обществом, представляемым его (генеральным) директором - руководителем (до момента регистрации завершения преобразования) муниципального унитарного предприятия (смотрите, например, постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2011 N 18АП-200/2011 и от 07.05.2009 N 18АП-2375/09, ФАС Центрального округа от 18.11.2009 N А08-514/07-25, ФАС Восточно-Сибирского округа от 20.11.2008 N А33-7920/2007-Ф02-5621/2008).

Доброго! Необходимо кроме этого еще помнить:

2. Приватизация имущественных комплексов унитарных предприятий осуществляется путем их преобразования в хозяйственные общества.
Приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия в случае, если определенный в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона размер уставного капитала хозяйственного общества, создаваемого в процессе приватизации, равен минимальному размеру уставного капитала акционерного общества, установленному законодательством Российской Федерации, или превышает его, осуществляется путем преобразования унитарного предприятия в акционерное общество.
(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ)

ст. 13, Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О приватизации государственного и муниципального имущества" <КонсультантПлюс>

Статья 26. Минимальный уставный капитал общества

(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 210-ФЗ)

Минимальный уставный капитал публичного общества должен составлять сто тысяч рублей. Минимальный уставный капитал непубличного общества должен составлять десять тысяч рублей.

ст. 26, Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 29.06.2015) "Об акционерных обществах" <КонсультантПлюс>

Короче говоря, если стоимость имущества более 100 000, то только в АО можно преобразовать

Powered by vBulletin® Version 3.8.7
Copyright ©2000 - 2016, vBulletin Solutions, Inc. Перевод: zCarot

Copyright © 2007-2016. Все права на расположенные на сайте материалы охраняются в соответствии с законодательством РФ. Использование материалов сайта возможно только при наличии гиперссылки на ФорумЮристов.ру. Ежедневно тысячи жителей больших и малых городов России ищут во всемирной паутине: юридическая консультация, бесплатная юридическая консультация, консультация юриста бесплатно, юридическая онлайн консультация, консультация юриста, юридическая консультация бесплатно онлайн и т.д. Это совсем неудивительно, т.к. юридическая консультация бесплатно в нынешнее непростое время нужна многим. Бесплатная юридическая консультация онлайн или по телефону помогает защитить нарушенные права и избежать еще больших проблем. ФорумЮристов.ру – это юридическая консультация по телефону и онлайн, бесплатная консультация юристов-профессионалов: 8 (499) 403-34-26 (Москва и МО), 8 (812) 309-51-76 (Санкт-Петербург и ЛО).


Lightweight Styling ©Dartho

Другие статьи

Об утверждении Порядка преобразования имущественных комплексов муниципальных унитарных предприятий в хозяйственные общества, Решение Городской Думы г

Об утверждении Порядка преобразования имущественных комплексов муниципальных унитарных предприятий в хозяйственные общества

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ГОРОДСКАЯ ДУМА ГОРОДА КАЛУГИ

от 30 мая 2012 года N 73


Об утверждении Порядка преобразования имущественных комплексов муниципальных унитарных предприятий в хозяйственные общества

______________________________
Снят с контроля на основании
Решения Городской Думы г.Калуги от 28 ноября 2012 года N 177
______________________________

1. Утвердить Порядок преобразования имущественных комплексов муниципальных унитарных предприятий в хозяйственные общества (приложение).

2. Настоящее Решение вступает в силу со дня его официального опубликования (обнародования).

3. Контроль за исполнением настоящего Решения возложить на комитет Городской Думы города Калуги по бюджетно-финансовой, налоговой и экономической политике (Сотсков К.В.) и комитет Городской Думы города Калуги по территориальному развитию города и городскому хозяйству (Борсук В.В.).

Глава городского самоуправления
города Калуги
А.Г.Иванов

Приложение
к Решению
Городской Думы
города Калуги
от 30 мая 2012 года N 73

ПОРЯДОК
преобразования имущественных комплексов муниципальных унитарных предприятий в хозяйственные общества

1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Федеральным законом от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях ", Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества ", Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации ", Федеральным законом от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах ", Федеральным законом от 8 февраля 1998 года N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью ", постановлением Городской Думы города Калуги от 13.07.2005 N 115 "Об утверждении Правил разработки прогнозного плана (программы) приватизации муниципального имущества г. Калуги и Порядка принятия решений об условиях приватизации муниципального имущества г. Калуги " и определяет порядок преобразования имущественных комплексов унитарных предприятий, находящихся в собственности муниципального образования "Город Калуга" (далее - МУП), в открытые акционерные общества (далее - ОАО) или общества с ограниченной ответственностью (далее - ООО), далее совместно именуемые - хозяйственные общества.

1.1. Организацию преобразования имущественного комплекса МУП в хозяйственные общества осуществляет уполномоченный орган по управлению имуществом Городской Управы Города Калуги (далее - уполномоченный орган).

1.2. Основанием для подготовки и принятия решений об условиях приватизации имущественного комплекса МУП является прогнозный план приватизации муниципального имущества на очередной финансовый год, утверждаемый Городской Думой города Калуги.

1.3. Механизм преобразования имущественного комплекса МУП в хозяйственные общества зависит от величины уставного капитала хозяйственного общества, создаваемого в процессе приватизации:

- если определенный в соответствии со ст. 11 Федерального закона N 178-ФЗ от 21.12.2001 "О приватизации государственного и муниципального имущества" размер уставного капитала хозяйственного общества, создаваемого в процессе приватизации, равен минимальному размеру уставного капитала открытого акционерного общества, установленному законодательством Российской Федерации, или превышает его, то приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия осуществляется путем преобразования МУП в ОАО;

- если определенный размер уставного капитала хозяйственного общества, создаваемого в процессе приватизации, ниже минимального размера уставного капитала открытого акционерного общества, установленного ст. 26 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах". то приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия осуществляется путем преобразования МУП в ООО;

- в случае, если один из показателей деятельности МУП, таких как средняя численность работников или выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость, определенные за предшествующие приватизации 3 календарных года, либо сумма остаточной стоимости его основных средств и нематериальных активов на последнюю отчетную дату, не превышает предельного значения, установленного в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации " для субъектов малого предпринимательства, приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия может быть осуществлена также путем его преобразования в ООО.

1.4. Преобразование имущественного комплекса МУП в хозяйственные общества проходит следующие этапы:

1) разработка и утверждение прогнозного плана (программы) приватизации муниципального имущества города Калуги;

2) принятие решения о проведении и сроках подготовки к акционированию муниципальных унитарных предприятий;

3) подготовка муниципального унитарного предприятия к акционированию;

4) принятие решения об условиях приватизации имущественного комплекса муниципального унитарного предприятия;

5) регистрация хозяйственного общества в ФНС;

6) регистрация недвижимого имущества в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области, отдел в г. Калуге, и исключение из реестра муниципальной собственности;

7) регистрация выпуска акций в Региональном отделении ФСФР по Калужской области (в случае преобразования МУП в ОАО);

8) организация ведения реестра акционеров, получение выписки из реестра акционеров о владении 100% акций муниципальным образованием (в случае преобразования МУП в ОАО).

1.5. Со дня утверждения прогнозного плана (программы) приватизации муниципального имущества и до момента государственной регистрации созданного хозяйственного общества МУП не вправе без согласия собственника:

1) сокращать численность работников указанного унитарного предприятия;

2) совершать сделки (несколько взаимосвязанных сделок), цена которых превышает 5% балансовой стоимости активов указанного муниципального унитарного предприятия на дату утверждения его последнего балансового отчета или более чем в пятьдесят тысяч раз превышает установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда, а также сделки (несколько взаимосвязанных сделок), связанные с возможностью отчуждения прямо или косвенно имущества, стоимость которого превышает 5% балансовой стоимости активов указанного унитарного предприятия на дату утверждения его последнего балансового отчета или более чем в пятьдесят тысяч раз превышает установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда;

3) получать кредиты;

4) осуществлять выпуск ценных бумаг;

5) выступать учредителем хозяйственных товариществ или обществ, а также приобретать и отчуждать акции (доли) в уставном (складочном) капитале хозяйственных товариществ или обществ.

2. Преобразование имущественного комплекса МУП в хозяйственные общества предполагает обязательное включение МУП в прогнозный план (программу) приватизации. На данном этапе МУП, преобразование которого планируется, обязано представить в уполномоченный орган копию устава МУП, перечень земельных участков и объектов недвижимости, балансы и отчеты о прибылях и убытках за последние два года.

2.1. Уполномоченный орган проводит анализ учредительных документов, состава имущественного комплекса (наличие земельных участков, объектов недвижимости), анализ финансово-бухгалтерской отчетности МУП.

2.2. После включения МУП в прогнозный план (программу) приватизации муниципального имущества города Калуги на очередной финансовый год уполномоченный орган разрабатывает постановление Городской Управы города Калуги о подготовке к приватизации по конкретному МУП.

3. После вступления в силу постановления Городской Управы Города Калуги о подготовке к приватизации руководителю МУП необходимо издать следующие распорядительные документы:

1) приказ (распоряжение) о подготовке предприятия к приватизации;

2) приказ (распоряжение) о проведении инвентаризации имущества и обязательств, которым утверждается рабочая инвентаризационная комиссия, порядок и сроки ее работы.

3.1. Составление промежуточного бухгалтерского баланса муниципального предприятия осуществляется в объеме и по формам годовой бухгалтерской отчетности, утвержденной приказами Минфина РФ, в срок, установленный уполномоченным органом.

3.2. Уполномоченный орган заключает договор на проведение аудита полноты и достоверности представленных результатов инвентаризации и промежуточного бухгалтерского баланса и составление аудиторского заключения в соответствии с действующим законодательством.

3.3. В установление сроки МУП представляет в уполномоченный орган следующие документы за подписью руководителя и главного бухгалтера (скрепленные печатью):

- акты по учету результатов инвентаризации;

- промежуточный бухгалтерский баланс;

- проект состава подлежащего приватизации имущественного комплекса МУП;

- проект перечня объектов (в том числе исключительных прав), не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса МУП;

- проект перечня действующих обременений (ограничений), в котором определяется необходимость установления при приватизации имущественного комплекса МУП дополнительных ограничений;

- проект устава хозяйственного общества;

- копии (копию) кадастровых паспортов земельных участков с приложением копий правоустанавливающих документов;

- копии (копию) правоустанавливающих документов на объекты недвижимости.

4. После получения документов, указанных в подпункте 3.3 пункта 3 настоящего Порядка, уполномоченный орган разрабатывает постановление Городской Управы города Калуги об утверждении решения об условиях приватизации имущественного комплекса преобразуемого предприятия в порядке, установленном постановлением Городской Думы города Калуги от 13.07.2005 N 115 "Об утверждении Правил разработки прогнозного плана (программы) приватизации муниципального имущества г. Калуги и Порядка принятия решений об условиях приватизации муниципального имущества г. Калуги ".

5. После вступления в силу постановления Городской Управы города Калуги об утверждении решения об условиях приватизации имущественного комплекса МУП директор преобразуемого предприятия готовит и подписывает передаточный акт в соответствии с действующим законодательством.

Передаточный акт утверждается Городским Головой города Калуги

6. При приватизации имущественного комплекса МУП не подлежащее приватизации имущество изымается в собственность муниципального образования "Город Калуга".

7. В целях сохранности документов преобразованное предприятие осуществляет хранение документов в рамках действующего законодательства.

Контроль за соблюдением порядка хранения и использования документов приватизированных организаций осуществляют уполномоченные органы исполнительной власти.

8. Бухгалтерская и налоговая отчетность преобразуемого предприятия осуществляется в рамках действующего законодательства.

Об утверждении Порядка преобразования имущественных комплексов муниципальных унитарных предприятий в хозяйственные общества

Часть 4) Создание и управление муниципальными хозяйственными обществами

(часть 4) Создание и управление муниципальными хозяйственными обществами

Преобразование МУП в ОАО

В предыдущих статьях был проанализирован порядок создания муниципалите­тами "новых"хозяйственных обществ, учреждаемых не на базе действующих хозяй­ствующих субъектов, а "с нуля". Другим способом возникновения муниципальных хозяйственных обществ является преобразование существующих унитарных пред­приятий в ОАО (так называемое акционирование), а в будущем скорее всего - и в ООО. Рассмотрим различные аспекты акционирования и возможность преобразования унитарных предприятий в 000.

Порядок и сроки приватизации имущества, находящегося в собственности муниципальных образований, определяются органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с положениями Федерального закона от 21Л 2.2001 № 178-ФЗ"О приватизации государственного и муниципального имущества в Рос­сийской Федерации" (в ред. Федерального закона от 22.11.2010 № 305-ФЗ, с изм. внесенными Федеральным законом от 18.07.2009 № 181 -ФЗ; далее - Федеральный закон №178-ФЗ).

Преобразование муниципальных унитарных предприятий в ОАО, при кото­ром муниципальное имущество может быть внесено в уставный капитал ОАО, является самостоятельным способом приватизации, предусмотренным подп. 1 п. 1 ст. 13 Федерального закона № 178-ФЗ. Примечательно, что в отличие от дру­гих способов приватизации акционирование практически не урегулировано цитируемым законом (отсутствует специальная статья, комплексно регулирую­щая данный способ приватизации, отдельные нормы содержатся лишь в ст. 11 и п. 2 ст. 13).

Таким образом, имущественные вклады в уставные капиталы хозяйственных обществ вносятся только при создании ОАО в процессе приватизации. Согласно п. 14 информационного письма Президиума ВАС РФ от 21.02.2001 № 60 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением арбитражными судами Федерально­го закона"О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации"» внесение государственного (муниципального) имущества (объектов приватизации) в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ допускается только в порядке, установленном за­конодательством о приватизации.

Решение о приватизации муниципальных унитарных предприятий, порядок и сроки приватизации могут устанавливаться представительным органом соответ­ствующего муниципального образования. Программой приватизации муници­пального имущества и (или) Положением о порядке управления муниципальным имуществом устанавливается также компетенция иных органов местного самоуправ­ления в части приватизации.

В том случае, если принимается решение о приватизации МУП, она может осу­ществляться только путем преобразования унитарного предприятия в ОАО, посколь­ку размер уставного капитала предприятия превышает минимальный размер устав­ного капитала ОАО, установленный законодательством Российской Федерации, т. е. превышает тысячекратную сумму минимального размера оплаты труда -100 тыс. руб. (п. 2 ст. 13 Федерального закона № 178-ФЗ).

Передаточный акт. В соответствии со ст. 11 Федерального закона № 178-ФЗ состав подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного пред­приятия определяется в передаточном акте, который составляется на основе данных акта инвентаризации унитарного предприятия, аудиторского заключения, а также документов о земельных участках, предоставленных в установленном порядке уни­тарному предприятию. В передаточном акте указываются все виды подлежащего приватизации имущества унитарного предприятия, включая здания, строения, со­оружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, в т. ч. обязательства унитарного предприятия по выплате повременных платежей гражданам, перед которыми оно несет ответственность за причинение вреда жиз­ни и здоровью. В передаточный акт включаются сведения о земельных участках, подлежащих приватизации, в составе имущественного комплекса унитарного пред­приятия.

В соответствии с п. 1 ст. 30 Федерального закона № 178-ФЗ"объекты социально-культурного назначения (здравоохранения, культуры и спорта) и коммунально-бытового назначения могут быть приватизированы в составе имущественного ком­плекса унитарного предприятия, за исключением используемых по назначению:

  • объектов, обеспечивающих нужды органов социальной защиты населения, в т. ч. детских домов, домов ребенка, домов для престарелых, интернатов, госпиталей и санаториев для инвалидов, детей и престарелых;
  • объектов здравоохранения, образования, культуры, предназначенных для об­служивания жителей соответствующего поселения; в детских оздоровительных комплексов (дач, лагерей); 0 жилищного фонда и объектов его инфраструктуры;
  • объектов транспорта и энергетики, предназначенных для обслуживания жите­лей соответствующего поселения".

Объекты коммунального назначения, не включенные в подлежащий привати­зации имущественный комплекс унитарного предприятия, подлежат передаче в му­ниципальную собственность в порядке, установленном законодательством. Объ­екты коммунального назначения, разрешенные для приватизации, но не включенные в подлежащий приватизации имущественный комплекс унитарного предприятия, могут приватизироваться отдельно в соответствии с федеральным законодатель­ством.

Приватизация имущественного комплекса МУП может осуществляться толь­ко путем преобразования унитарного предприятия в ОАО, если уставный капитал превышает минимальный уставный капитал, предусмотренный законодательством для ОАО. Имущество, подлежащее приватизации, указывается в передаточном акте. При этом законодатель лишь устанавливает имущество, которое, безуслов­но, не может быть приватизировано в составе имущественного комплекса (п. 1 ст. 30 Федерального закона № 178-ФЗ), не указывая, что все прочее имущество в обязательном порядке должно входить в состав приватизируемого имущества. Таким образом, могут рассматриваться различные варианты приватизации муни­ципальных унитарных предприятий - как с включением в состав приватизируе­мого имущества всего имущественного комплекса, за исключением объектов, упомянутых в ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 178-ФЗ, так и с исключением из состава приватизируемого имущества части переданного в хозяйственное веде­ние имущества. При этом, однако, необходимо принимать во внимание нормы Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) о недопустимости неправомерного изъ­ятия собственником имущества из хозяйственного ведения. В соответствии с п. 3 ст. 299 ГК РФ допускается прекращение права хозяйственного ведения в порядке и по основаниям, установленным правовыми актами, а также в случае правомер­ного изъятия имущества собственником. К числу оснований правомерного изъ­ятия имущества собственником, наряду с ликвидацией предприятия, может быть отнесено уменьшение уставного фонда унитарного предприятия, а также, как представляется, и решение о приватизации имущественного комплекса МУП на соответствующих условиях.

Варианты акционирования МУП

Переходя к рассмотрению двух основных вариантов акционирования МУП, за­метим, что, по нашему мнению, подобный вариант преобразования (одновременно-приватизации) имеет смысл только в отношении достаточно крупных имущественных комплексов, большинство из которых, как правило, задействовано в коммунальной сфере (водо-, теплоснабжение, водоотведение, реже - очистка сточных вод, газо-и электроснабжение), для которой характерно монопольное положение хозяйству­ющих субъектов.

Вариант 1: акционирование МУП с включением в уставный капитал всего имущественного комплекса, находящегося в его хозяйственном ведении.

Вна­чале рассмотрим вариант, когда в передаточный акт включается все имущество, на­ходящееся в хозяйственном ведении МУП, включая объекты инфраструктуры.

Основными целями преобразования МУП в открытое акционерное общество являются повышение инвестиционной привлекательности предприятия, создание мотивации для повышения эффективности его производственной и инвестиционной деятельности.

После преобразования МУП в акционерное общество собственником всего иму­щества, включая объекты инфраструктуры (например, коммунальные сети), стано­вится созданное акционерное общество.

После акционирования МУП возникает возможность следующих вариантов раз­вития:

  • сохранение 100% акций в муниципальной собственности;
  • частичная продажа акций (пакетов акций) в размере, позволяющем муниципа­литету сохранять за собой принятие основных решений (контрольного или иного пакета акций);
  • продажа всех или контрольного пакета акций акционированного предприятия частному инвестору.

Как уже отмечалось, законодатель не устанавливает обязанность муниципали­тета по продаже акций ОАО и каких-либо конкретных сроков. В ряде законодательных актов (к примеру, в Федеральном законе"О Фонде содействия реформированию жи­лищно-коммунального хозяйства"), однако, содержатся нормы, призванные стиму­лировать муниципалитеты к постепенной продаже акций.

В результате подобного преобразования МУП в ОАО:

  • создается организация с достаточно большим уставным капиталом, что повы­шает ее кредитную и инвестиционную привлекательность - созданное ОАО будет иметь возможность самостоятельно, без гарантий бюджета привлекать внебюджетные инвестиции в восстановление, реконструкцию и развитие систем и сооружений, приобретение нового оборудования и техники;
  • появляются условия для привлечения инвестиций в повышение эффективности производства, замены устаревшего, неэффективного оборудования на новое;
  • отсутствуют риски лицензирования, поиска персонала, оформления функций сбыта, а также риски ликвидации и банкротства МУП, так как частная компания является универсальным правопреемником соответствующего унитарного пред­приятия;
  • ОАО имеет большие по сравнению с МУП возможности по распоряжению иму­ществом, что обеспечивает оперативное решение многих имущественных во­просов;
  • ОАО имеет большую свободу по установлению заработной платы работникам организации, созданию системы стимулирующих выплат, направленных на по­вышение эффективности деятельности организации;
  • поскольку заказчиком на строительство объектов инфраструктуры будет вы­ступать созданное ОАО, то это обеспечит повышение качества строительства объектов и их эксплуатационных характеристик, более эффективное использо­вание средств, направляемых на реконструкцию и строительство инфраструк­туры.

В то же время в случае акционирования МУП и сохранения 100% или контроль­ного пакета акций у муниципалитета создаются инструменты управления предпри­ятием через институты совета директоров и собрания акционеров, которые по-прежнему формируются муниципалитетом. При этом сохраняются все политические риски, связанные с влиянием муниципалитета на предприятие, и не решается задача по формированию эффективного частного менеджмента.

В случае приватизации путем продажи всех или контрольного пакета акций акционированного предприятия частному инвестору муниципалитет взамен муни­ципальной получает частную монополию в управлении системами предоставления соответствующих услуг (например, коммунальных), сменить которую будет доволь­но сложно. Демонополизация конкретного сектора путем формирования конку­ренции за рынок предоставления соответствующих (например, коммунальных) услуг на территории, обслуживаемой акционерным обществом, будет невозможна. Снижаются возможности чисто административного воздействия муниципалитета на хозяйствующий субъект, большее значение приобретают гражданско-правовые механизмы (что с точки зрения перспективы все же является не слабой, а сильной стороной).

Акционирование по данной схеме несет в себе следующие риски:

  • основной риск: происходит отчуждение муниципальной собственности-соот­ветствующие объекты переходят в собственность ОАО; в результате, в частности, не обеспечивается возможность сохранения в муниципальной собственности наиболее важных объектов инфраструктуры (например, сетей, очистных соору­жений и пр.) в случаях обращения взыскания по долгам кредиторов и банкрот­ства;
  • при продаже всех или контрольного пакета акций акционированного предпри­ятия частному инвестору также возникает рисктого, что частная компания, по­тратив средства на приобретение в собственность акций, будет стремиться вернуть деньги, а не вкладывать их в модернизацию. Кроме того, возникает и риск утраты контроля над системой предоставления тех или иных услуг со стороны органов местного самоуправления;
  • с учетом определенных противоречий и пробелов в законодательстве суще­ствует определенный риск признания в судебном порядке включения в уставный капитал ОАО систем (коммунальной) инфраструктуры незаконным. Несмотря на отсутствие прямого запрета на такое включение известны случаи опротесто­вания соответствующих решений со стороны органов прокуратуры.

Вариант 2: акционирование МУП с включением в уставный капитал части имущественного комплекса, находящегося в его хозяйственном ведении.

С целью минимизации рисков акционирования МУП возможна приватизация пред­приятия, при которой в его уставный капитал (передаточный акт) не будут вклю­чены объекты (коммунальной) инфраструктуры. Эти объекты будут переданы во владение и пользование организации на основании договора, который может быть заключен в форме долгосрочной аренды или концессионного соглашения. Учитывая, что по договору аренды ответственность за капитальный ремонт, ре­конструкцию, новое строительство объектов инфраструктуры остается за соб­ственником имущества, переданного в аренду, а также то, что арендатор не может начислять амортизацию на арендуемое имущество, рекомендуется осуществлять последующую передачу объектов инфраструктуры на основании концессионно­го соглашения.

Как и в предыдущем варианте, после акционирования МУП возникают следующие модели развития:

  • сохранение 100% акций в муниципальной собственности;
  • частичная продажа акций (пакетов акций) в размере, позволяющем муниципа­литету сохранять за собой принятие основных решений (контрольного или иного пакета акций);
  • продажа всех или контрольного пакета акций акционированного предприятия частному инвестору.

Основные преимущества акционирования по сравнению с сохранением унитар­ного предприятия, а также продажей части или всего пакета акций изложены в пре­дыдущем пункте.

Существенным отличием данного варианта является исключение из уставного капитала создаваемой акционерной компании тех имущественных объектов, которые собственник - муниципальное образование предпочитает сохранить в своей соб­ственности. Как правило, речь идет об объектах инфраструктуры (например, сетях водоснабжения и водоотведения, а при определенных обстоятельствах-также и об очистных сооружениях).

Исключение из уставного капитала части имущественного комплекса снижает риски утраты имущества в случаях обращения взыскания по долгам и банкротства.

Орган местного самоуправления имеет возможность формировать конкуренцию за право управлять муниципальными имущественными комплексами путем прове­дения тендеров на право заключения договоров на эксплуатацию соответствующего имущества. У муниципалитета сохраняется возможность расторжения договора с ОАО и через конкурсные процедуры привлечения к управлению муниципальным имуще­ством иного частного оператора, который предложит более выгодные для муници­палитета условия.

Муниципалитет оставляет за собой право контроля состояния объектов комму­нальной инфраструктуры, что минимизирует риски утраты имущества по причине высокого износа и обеспечивает своевременное восстановление муниципального имущества.

Свобода в установлении заработной платы для работников предприятия созда­ет предпосылки привлекать для работы на предприятии квалифицированных специ­алистов различных специальностей.

В случае сохранения в муниципальной собственности 100% или контрольного пакета акций по-прежнему сохраняется высокая зависимость акционерного общества от муниципалитета. Какследствие, не решается задача формирования эффективного частного менеджмента.

Созданное акционерное общество будет иметь ограниченные возможности по привлечению инвестиций в (коммунальную) инфраструктуру. Отсутствие обеспечения по кредитам не позволит ему получать кредитные ресурсы в необходимых раз­мерах. Формальное преобразование МУП само по себе еще не обеспечит решение проблемы привлечения инвестиций в инфраструктуру.

Ввиду исключения ряда объектов из уставного капитала уменьшается его размер, что несколько снижает инвестиционную привлекательность ОАО для потенциальных внешних инвесторов.

Как неоднократно подчеркивалось, договор о передаче прав владения и поль­зования имуществом, не вошедшим в уставный капитал, заключается исключительно по результатам конкурса. Существуют риски, что созданное ОАО не станет победите­лем конкурса на право заключения договора аренды или концессионного соглашения. В этом случае ОАО скорее всего придется перепрофилировать, а его имущество -частично или полностью сдавать в аренду.

Риски утраты имущества при этой схеме существенно ниже, чем в предыду­щей (большая степень защищенности), риски неэффективной работы организа­ции, ухудшения качества предоставляемых коммунальных услуг могут быть минимизированы путем заключения юридически и экономически грамотного договора о передаче объектов коммунальной инфраструктуры во владение и пользование акционерного общества, а также через проведение грамотной тарифной политики.

Преобразование МУП в ООО

До недавнего времени подобный вариант преобразования российским законо­дательством не предусматривался. Это вело ктому, что муниципальные образования, стремившиеся на базе существующих унитарных предприятий создать ООО, вынуж­дены были сначала осуществить ликвидацию МУП, а затем (на самом деле - парал­лельно, одновременно) создавать новое ООО, формируя его уставный капитал за счет денежных средств и обеспечивая его участие в последующем тендере на приобрете­ние прав владения и пользования имуществом бывшего МУП (необходимым для вы­полнения уставной деятельности, ради которой ООО и было создано). При этом воз­никали существенные риски: необходимость получения лицензий (в случае если для оказания соответствующих услуг такиелицензии необходимы), отсутствие гарантий победы в тендере на приобретение прав владения и пользования муниципальным имуществом и некоторые другие.

Решением проблемы приватизации некрупных унитарных предприятий, в первую очередь работающих в сфере предоставления муниципальных, в т. ч. коммунальных, услуг, и стало законодательное допущение преобразования их в ООО. Учитывая, что подавляющее большинство российских муниципалитетов очень невелики, сравни­тельно невелики и масштабы деятельности создаваемых ими муниципальных хозяй­ствующих субъектов, и стоимость активов этих предприятий. По своим активам и объ­ему оборота они очень часто сопоставимы с субъектами малого (в редких случаях среднего) предпринимательства. Для небольших компаний, не предполагающих привлечение капитала на рынке ценных бумаг и не ставящих перед собой цели вы­хода на биржу, организационно-правовая форма ООО представляется более под­ходящей.

Подавляющее большинство небольших хозяйственных обществ создается в организаци­онно-правовой форме 000, Это связано с относительной простотой создания 000 и управ­ления им, гораздо более низкими требованиями к публичности (следует иметь в виду, что требования к публичности помимо всего прочего ведут к росту стоимости продукции компании) и рядом других особенностей. Так, к примеру, в Германии их насчитывается около 450 тыс. т. е. примерно в 60 раз больше, чем ОАО.

Федеральным законом от 11.07.2011 № 201 -ФЗ «О внесении изменений в Феде­ральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества"» был дополнен перечень способов приватизации - в него включено"преобразование унитарного предприятия в общество с ограниченной ответственностью"( 1.1 ст. 13).

Пункт 2 цитируемой статьи устанавливает критерии, в соответствии с которыми собственник принимает решение о преобразовании МУП в ту или иную форму хозяй­ственного общества:

«Приватизация имущественных комплексов унитарных предприятий осущест­вляется путем их преобразования в хозяйственные общества.

Приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия в случае, если определенный в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона размер уставного капитала хозяйственного общества, создаваемого в процессе при­ватизации, равен минимальному размеру уставного капитала открытого акционер­ного общества, установленному законодательством Российской Федерации, или превышает его, осуществляется путем преобразования унитарного предприятия в открытое акционерное общество.

В случае если один из таких показателей деятельности этого унитарного пред­приятия, как средняя численность работников или выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость, определенные за пред­шествующие приватизации три календарных года, либо сумма остаточной стоимости его основных средств и нематериальных активов на последнюю отчетную дату, не превышает предельное значение, установленное в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 №209-ФЗ"О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"для субъектов малого предпринимательства, приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия может быть осуществлена так­же путем его преобразования в общество с ограниченной ответственностью.

В случае если определенный в соответствии со статьей 11 настоящего Федераль­ного закона размер уставного капитала хозяйственного общества, создаваемого в процессе приватизации, ниже минимального размера уставного капитала откры­того акционерного общества, установленного законодательством Российской Феде­рации, приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия осущест­вляется путем преобразования унитарного предприятия в общество с ограниченной ответственностью».

Таким образом, муниципальные образования получили право осуществлять при­ватизацию существующих МУП путем преобразования их в 000 при наличии условий и в порядке, установленном Федеральным законом № 178-ФЗ. На наш взгляд, это должно стимулировать процесс перевода действующих унитарных предприятий в более прогрессивную организационно-правовую форму, что немаловажно по разным причинам, в т. ч. и в силу предстоящего упразднения института хозяйствен­ного ведения и соответственно базирующихся на этом праве унитарных предприятий.

Существенные изменения и дополнения в связи с введением нового способа приватизации внесены и в ст. 37, и ряд других статей Федерального закона № 178-ФЗ. В частности, четко закреплено правопреемство хозяйственных обществ (ОАО и ООО), созданных в результате преобразования унитарных предприятий, в части обладания лицензиями и иными разрешительными документами на соответствующие виды де­ятельности. Здесь же установлены особенности регулирования отдельных правоот­ношений в уставах создаваемых хозяйственных обществ.

Поскольку данные изменения и дополнения были приняты совсем недавно, со­вершенно естественно, что отсутствует соответствующий опыт и правоприменитель­ная практика. В этой связи члены Европейского клуба экспертов местного самоуправ­ления планируют в текущем году подготовить письменные рекомендации о реализа­ции данного способа приватизации.

В завершение отметим, что, к сожалению, законодатель пока не пошел дальше и не ввел такой способ приватизации, как внесение вклада в уставный капитал 000, который, как нам представляется, позволил бы существенно оптимизировать струк­туру муниципальных хозяйствующих субъектов (в первую очередь для малых и сред­них муниципалитетов, составляющих подавляющее большинство на территории России).