Категория: Инструкции
Необходимо провести преобразование муп (а) в ооо, ранее данным вопросом не занимался и понимаю что вопрос для МЕНЯ сложный но ПОБЕДИМЫЙ, кто сталкивался с данным вопросом прошу помочь в поэтапном преобразовании МУП в ООО, каков порядок, на каких стадиях, что необходимо делать. Заранее Всем огромное спасибо.
Законом данный вопрос не урегулирован и ответ может быть дан только исходя из общих основ законодательства, с учетом сложившейся практики.
Действительно, согласно п. 5 ст. 58 при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
Пункт 2 ст. 59 ГК РФ устанавливает только, что передаточный акт утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридических лиц. Указаний о том, кто должен подписывать акт в такой ситуации, в законе нет. При этом передаточный акт представляется вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц, его непредставление влечет отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц (смотрите также пп. "а" п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей " (далее - Закон N 129-ФЗ)).
Между тем в соответствии с п. 1 ст. 16 Закона N 129-ФЗ реорганизация юридического лица в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица (которое с этого момента начинает существовать - п. 2 ст. 51 ГК РФ), а преобразованное юридическое лицо - прекратившим свою деятельность. Иными словами, юридически до момента регистрации юридическое лицо не существует в новой организационно-правовой форме, а после этого момента оно перестает существовать в своей прежней организационно-правовой форме. Это делает, как минимум, затруднительным (если не невозможным) подписание передаточного акта двумя сторонами. В связи с этим отметим, что ни в одном нормативном акте не указано, что этот акт представляет собой двусторонний документ. Поэтому, полагаем, он может быть подписан и от имени только одного, преобразуемого юридического лица.
Вместе с тем применительно к рассматриваемому вопросу следует также учитывать, что в соответствии с пп. 1.1. п. 1 ст. 13 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон N 178-ФЗ) преобразование унитарного предприятия в общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) является одним из способов приватизации государственного или муниципального имущества.
Согласно п. 1 ст. 37 Закона N 178-ФЗ хозяйственное общество, созданное путем преобразования унитарного предприятия, становится правопреемником этого унитарного предприятия в соответствии с передаточным актом, составленным в порядке, установленном ст. 11 Закона N 178-ФЗ. К сожалению, ст. 11 Закона N 178-ФЗ устанавливает требования к содержанию передаточного акта, но также не указывает, кем он подписывается.
Тем не менее можно учесть, что приватизация - это отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц (ст. 217 ГК РФ, ст. 1 Закона N 178-ФЗ). В рассматриваемом случае имущество, находящееся в муниципальной собственности, хотя и в хозяйственном ведении или оперативном управлении муниципального унитарного предприятия (п.п. 1, 2 ст. 113 ГК РФ, п. 1 ст. 2 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"), передается в собственность ООО (п. 1 ст. 66, п. 3 ст. 213 ГК РФ). При этом согласно п. 5 ст. 37 Закона N 178-ФЗ до первого общего собрания участников ООО руководитель муниципального унитарного предприятия, преобразованного в ООО, назначается директором (генеральным директором) такого общества.
Вероятно, именно поэтому на практике передаточный акт зачастую подписывается между органом, представляющим собственника при реализации полномочий по управлению имуществом, и вновь образуемым хозяйственным обществом, представляемым его (генеральным) директором - руководителем (до момента регистрации завершения преобразования) муниципального унитарного предприятия (смотрите, например, постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2011 N 18АП-200/2011 и от 07.05.2009 N 18АП-2375/09, ФАС Центрального округа от 18.11.2009 N А08-514/07-25, ФАС Восточно-Сибирского округа от 20.11.2008 N А33-7920/2007-Ф02-5621/2008).
Доброго! Необходимо кроме этого еще помнить:
2. Приватизация имущественных комплексов унитарных предприятий осуществляется путем их преобразования в хозяйственные общества.
Приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия в случае, если определенный в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона размер уставного капитала хозяйственного общества, создаваемого в процессе приватизации, равен минимальному размеру уставного капитала акционерного общества, установленному законодательством Российской Федерации, или превышает его, осуществляется путем преобразования унитарного предприятия в акционерное общество.
(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ)
ст. 13, Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О приватизации государственного и муниципального имущества" <КонсультантПлюс>
Статья 26. Минимальный уставный капитал общества
(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 210-ФЗ)
Минимальный уставный капитал публичного общества должен составлять сто тысяч рублей. Минимальный уставный капитал непубличного общества должен составлять десять тысяч рублей.
ст. 26, Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 29.06.2015) "Об акционерных обществах" <КонсультантПлюс>
Короче говоря, если стоимость имущества более 100 000, то только в АО можно преобразовать
Powered by vBulletin® Version 3.8.7
Copyright ©2000 - 2016, vBulletin Solutions, Inc. Перевод: zCarot
Copyright © 2007-2016. Все права на расположенные на сайте материалы охраняются в соответствии с законодательством РФ. Использование материалов сайта возможно только при наличии гиперссылки на ФорумЮристов.ру. Ежедневно тысячи жителей больших и малых городов России ищут во всемирной паутине: юридическая консультация, бесплатная юридическая консультация, консультация юриста бесплатно, юридическая онлайн консультация, консультация юриста, юридическая консультация бесплатно онлайн и т.д. Это совсем неудивительно, т.к. юридическая консультация бесплатно в нынешнее непростое время нужна многим. Бесплатная юридическая консультация онлайн или по телефону помогает защитить нарушенные права и избежать еще больших проблем. ФорумЮристов.ру – это юридическая консультация по телефону и онлайн, бесплатная консультация юристов-профессионалов: 8 (499) 403-34-26 (Москва и МО), 8 (812) 309-51-76 (Санкт-Петербург и ЛО).
Lightweight Styling ©Dartho
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ГОРОДСКАЯ ДУМА ГОРОДА КАЛУГИ
от 30 мая 2012 года N 73
Об утверждении Порядка преобразования имущественных комплексов муниципальных унитарных предприятий в хозяйственные общества
______________________________
Снят с контроля на основании
Решения Городской Думы г.Калуги от 28 ноября 2012 года N 177
______________________________
1. Утвердить Порядок преобразования имущественных комплексов муниципальных унитарных предприятий в хозяйственные общества (приложение).
2. Настоящее Решение вступает в силу со дня его официального опубликования (обнародования).
3. Контроль за исполнением настоящего Решения возложить на комитет Городской Думы города Калуги по бюджетно-финансовой, налоговой и экономической политике (Сотсков К.В.) и комитет Городской Думы города Калуги по территориальному развитию города и городскому хозяйству (Борсук В.В.).
Глава городского самоуправления
города Калуги
А.Г.Иванов
Приложение
к Решению
Городской Думы
города Калуги
от 30 мая 2012 года N 73
ПОРЯДОК
преобразования имущественных комплексов муниципальных унитарных предприятий в хозяйственные общества
1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Федеральным законом от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях ", Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества ", Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации ", Федеральным законом от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах ", Федеральным законом от 8 февраля 1998 года N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью ", постановлением Городской Думы города Калуги от 13.07.2005 N 115 "Об утверждении Правил разработки прогнозного плана (программы) приватизации муниципального имущества г. Калуги и Порядка принятия решений об условиях приватизации муниципального имущества г. Калуги " и определяет порядок преобразования имущественных комплексов унитарных предприятий, находящихся в собственности муниципального образования "Город Калуга" (далее - МУП), в открытые акционерные общества (далее - ОАО) или общества с ограниченной ответственностью (далее - ООО), далее совместно именуемые - хозяйственные общества.
1.1. Организацию преобразования имущественного комплекса МУП в хозяйственные общества осуществляет уполномоченный орган по управлению имуществом Городской Управы Города Калуги (далее - уполномоченный орган).
1.2. Основанием для подготовки и принятия решений об условиях приватизации имущественного комплекса МУП является прогнозный план приватизации муниципального имущества на очередной финансовый год, утверждаемый Городской Думой города Калуги.
1.3. Механизм преобразования имущественного комплекса МУП в хозяйственные общества зависит от величины уставного капитала хозяйственного общества, создаваемого в процессе приватизации:
- если определенный в соответствии со ст. 11 Федерального закона N 178-ФЗ от 21.12.2001 "О приватизации государственного и муниципального имущества" размер уставного капитала хозяйственного общества, создаваемого в процессе приватизации, равен минимальному размеру уставного капитала открытого акционерного общества, установленному законодательством Российской Федерации, или превышает его, то приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия осуществляется путем преобразования МУП в ОАО;
- если определенный размер уставного капитала хозяйственного общества, создаваемого в процессе приватизации, ниже минимального размера уставного капитала открытого акционерного общества, установленного ст. 26 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах". то приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия осуществляется путем преобразования МУП в ООО;
- в случае, если один из показателей деятельности МУП, таких как средняя численность работников или выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость, определенные за предшествующие приватизации 3 календарных года, либо сумма остаточной стоимости его основных средств и нематериальных активов на последнюю отчетную дату, не превышает предельного значения, установленного в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации " для субъектов малого предпринимательства, приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия может быть осуществлена также путем его преобразования в ООО.
1.4. Преобразование имущественного комплекса МУП в хозяйственные общества проходит следующие этапы:
1) разработка и утверждение прогнозного плана (программы) приватизации муниципального имущества города Калуги;
2) принятие решения о проведении и сроках подготовки к акционированию муниципальных унитарных предприятий;
3) подготовка муниципального унитарного предприятия к акционированию;
4) принятие решения об условиях приватизации имущественного комплекса муниципального унитарного предприятия;
5) регистрация хозяйственного общества в ФНС;
6) регистрация недвижимого имущества в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области, отдел в г. Калуге, и исключение из реестра муниципальной собственности;
7) регистрация выпуска акций в Региональном отделении ФСФР по Калужской области (в случае преобразования МУП в ОАО);
8) организация ведения реестра акционеров, получение выписки из реестра акционеров о владении 100% акций муниципальным образованием (в случае преобразования МУП в ОАО).
1.5. Со дня утверждения прогнозного плана (программы) приватизации муниципального имущества и до момента государственной регистрации созданного хозяйственного общества МУП не вправе без согласия собственника:
1) сокращать численность работников указанного унитарного предприятия;
2) совершать сделки (несколько взаимосвязанных сделок), цена которых превышает 5% балансовой стоимости активов указанного муниципального унитарного предприятия на дату утверждения его последнего балансового отчета или более чем в пятьдесят тысяч раз превышает установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда, а также сделки (несколько взаимосвязанных сделок), связанные с возможностью отчуждения прямо или косвенно имущества, стоимость которого превышает 5% балансовой стоимости активов указанного унитарного предприятия на дату утверждения его последнего балансового отчета или более чем в пятьдесят тысяч раз превышает установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда;
3) получать кредиты;
4) осуществлять выпуск ценных бумаг;
5) выступать учредителем хозяйственных товариществ или обществ, а также приобретать и отчуждать акции (доли) в уставном (складочном) капитале хозяйственных товариществ или обществ.
2. Преобразование имущественного комплекса МУП в хозяйственные общества предполагает обязательное включение МУП в прогнозный план (программу) приватизации. На данном этапе МУП, преобразование которого планируется, обязано представить в уполномоченный орган копию устава МУП, перечень земельных участков и объектов недвижимости, балансы и отчеты о прибылях и убытках за последние два года.
2.1. Уполномоченный орган проводит анализ учредительных документов, состава имущественного комплекса (наличие земельных участков, объектов недвижимости), анализ финансово-бухгалтерской отчетности МУП.
2.2. После включения МУП в прогнозный план (программу) приватизации муниципального имущества города Калуги на очередной финансовый год уполномоченный орган разрабатывает постановление Городской Управы города Калуги о подготовке к приватизации по конкретному МУП.
3. После вступления в силу постановления Городской Управы Города Калуги о подготовке к приватизации руководителю МУП необходимо издать следующие распорядительные документы:
1) приказ (распоряжение) о подготовке предприятия к приватизации;
2) приказ (распоряжение) о проведении инвентаризации имущества и обязательств, которым утверждается рабочая инвентаризационная комиссия, порядок и сроки ее работы.
3.1. Составление промежуточного бухгалтерского баланса муниципального предприятия осуществляется в объеме и по формам годовой бухгалтерской отчетности, утвержденной приказами Минфина РФ, в срок, установленный уполномоченным органом.
3.2. Уполномоченный орган заключает договор на проведение аудита полноты и достоверности представленных результатов инвентаризации и промежуточного бухгалтерского баланса и составление аудиторского заключения в соответствии с действующим законодательством.
3.3. В установление сроки МУП представляет в уполномоченный орган следующие документы за подписью руководителя и главного бухгалтера (скрепленные печатью):
- акты по учету результатов инвентаризации;
- промежуточный бухгалтерский баланс;
- проект состава подлежащего приватизации имущественного комплекса МУП;
- проект перечня объектов (в том числе исключительных прав), не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса МУП;
- проект перечня действующих обременений (ограничений), в котором определяется необходимость установления при приватизации имущественного комплекса МУП дополнительных ограничений;
- проект устава хозяйственного общества;
- копии (копию) кадастровых паспортов земельных участков с приложением копий правоустанавливающих документов;
- копии (копию) правоустанавливающих документов на объекты недвижимости.
4. После получения документов, указанных в подпункте 3.3 пункта 3 настоящего Порядка, уполномоченный орган разрабатывает постановление Городской Управы города Калуги об утверждении решения об условиях приватизации имущественного комплекса преобразуемого предприятия в порядке, установленном постановлением Городской Думы города Калуги от 13.07.2005 N 115 "Об утверждении Правил разработки прогнозного плана (программы) приватизации муниципального имущества г. Калуги и Порядка принятия решений об условиях приватизации муниципального имущества г. Калуги ".
5. После вступления в силу постановления Городской Управы города Калуги об утверждении решения об условиях приватизации имущественного комплекса МУП директор преобразуемого предприятия готовит и подписывает передаточный акт в соответствии с действующим законодательством.
Передаточный акт утверждается Городским Головой города Калуги
6. При приватизации имущественного комплекса МУП не подлежащее приватизации имущество изымается в собственность муниципального образования "Город Калуга".
7. В целях сохранности документов преобразованное предприятие осуществляет хранение документов в рамках действующего законодательства.
Контроль за соблюдением порядка хранения и использования документов приватизированных организаций осуществляют уполномоченные органы исполнительной власти.
8. Бухгалтерская и налоговая отчетность преобразуемого предприятия осуществляется в рамках действующего законодательства.
Преобразование МУП в ОАО
В предыдущих статьях был проанализирован порядок создания муниципалитетами "новых"хозяйственных обществ, учреждаемых не на базе действующих хозяйствующих субъектов, а "с нуля". Другим способом возникновения муниципальных хозяйственных обществ является преобразование существующих унитарных предприятий в ОАО (так называемое акционирование), а в будущем скорее всего - и в ООО. Рассмотрим различные аспекты акционирования и возможность преобразования унитарных предприятий в 000.
Порядок и сроки приватизации имущества, находящегося в собственности муниципальных образований, определяются органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с положениями Федерального закона от 21Л 2.2001 № 178-ФЗ"О приватизации государственного и муниципального имущества в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 22.11.2010 № 305-ФЗ, с изм. внесенными Федеральным законом от 18.07.2009 № 181 -ФЗ; далее - Федеральный закон №178-ФЗ).
Преобразование муниципальных унитарных предприятий в ОАО, при котором муниципальное имущество может быть внесено в уставный капитал ОАО, является самостоятельным способом приватизации, предусмотренным подп. 1 п. 1 ст. 13 Федерального закона № 178-ФЗ. Примечательно, что в отличие от других способов приватизации акционирование практически не урегулировано цитируемым законом (отсутствует специальная статья, комплексно регулирующая данный способ приватизации, отдельные нормы содержатся лишь в ст. 11 и п. 2 ст. 13).
Таким образом, имущественные вклады в уставные капиталы хозяйственных обществ вносятся только при создании ОАО в процессе приватизации. Согласно п. 14 информационного письма Президиума ВАС РФ от 21.02.2001 № 60 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением арбитражными судами Федерального закона"О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации"» внесение государственного (муниципального) имущества (объектов приватизации) в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ допускается только в порядке, установленном законодательством о приватизации.
Решение о приватизации муниципальных унитарных предприятий, порядок и сроки приватизации могут устанавливаться представительным органом соответствующего муниципального образования. Программой приватизации муниципального имущества и (или) Положением о порядке управления муниципальным имуществом устанавливается также компетенция иных органов местного самоуправления в части приватизации.
В том случае, если принимается решение о приватизации МУП, она может осуществляться только путем преобразования унитарного предприятия в ОАО, поскольку размер уставного капитала предприятия превышает минимальный размер уставного капитала ОАО, установленный законодательством Российской Федерации, т. е. превышает тысячекратную сумму минимального размера оплаты труда -100 тыс. руб. (п. 2 ст. 13 Федерального закона № 178-ФЗ).
Передаточный акт. В соответствии со ст. 11 Федерального закона № 178-ФЗ состав подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия определяется в передаточном акте, который составляется на основе данных акта инвентаризации унитарного предприятия, аудиторского заключения, а также документов о земельных участках, предоставленных в установленном порядке унитарному предприятию. В передаточном акте указываются все виды подлежащего приватизации имущества унитарного предприятия, включая здания, строения, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, в т. ч. обязательства унитарного предприятия по выплате повременных платежей гражданам, перед которыми оно несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью. В передаточный акт включаются сведения о земельных участках, подлежащих приватизации, в составе имущественного комплекса унитарного предприятия.
В соответствии с п. 1 ст. 30 Федерального закона № 178-ФЗ"объекты социально-культурного назначения (здравоохранения, культуры и спорта) и коммунально-бытового назначения могут быть приватизированы в составе имущественного комплекса унитарного предприятия, за исключением используемых по назначению:
Объекты коммунального назначения, не включенные в подлежащий приватизации имущественный комплекс унитарного предприятия, подлежат передаче в муниципальную собственность в порядке, установленном законодательством. Объекты коммунального назначения, разрешенные для приватизации, но не включенные в подлежащий приватизации имущественный комплекс унитарного предприятия, могут приватизироваться отдельно в соответствии с федеральным законодательством.
Приватизация имущественного комплекса МУП может осуществляться только путем преобразования унитарного предприятия в ОАО, если уставный капитал превышает минимальный уставный капитал, предусмотренный законодательством для ОАО. Имущество, подлежащее приватизации, указывается в передаточном акте. При этом законодатель лишь устанавливает имущество, которое, безусловно, не может быть приватизировано в составе имущественного комплекса (п. 1 ст. 30 Федерального закона № 178-ФЗ), не указывая, что все прочее имущество в обязательном порядке должно входить в состав приватизируемого имущества. Таким образом, могут рассматриваться различные варианты приватизации муниципальных унитарных предприятий - как с включением в состав приватизируемого имущества всего имущественного комплекса, за исключением объектов, упомянутых в ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 178-ФЗ, так и с исключением из состава приватизируемого имущества части переданного в хозяйственное ведение имущества. При этом, однако, необходимо принимать во внимание нормы Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) о недопустимости неправомерного изъятия собственником имущества из хозяйственного ведения. В соответствии с п. 3 ст. 299 ГК РФ допускается прекращение права хозяйственного ведения в порядке и по основаниям, установленным правовыми актами, а также в случае правомерного изъятия имущества собственником. К числу оснований правомерного изъятия имущества собственником, наряду с ликвидацией предприятия, может быть отнесено уменьшение уставного фонда унитарного предприятия, а также, как представляется, и решение о приватизации имущественного комплекса МУП на соответствующих условиях.
Варианты акционирования МУП
Переходя к рассмотрению двух основных вариантов акционирования МУП, заметим, что, по нашему мнению, подобный вариант преобразования (одновременно-приватизации) имеет смысл только в отношении достаточно крупных имущественных комплексов, большинство из которых, как правило, задействовано в коммунальной сфере (водо-, теплоснабжение, водоотведение, реже - очистка сточных вод, газо-и электроснабжение), для которой характерно монопольное положение хозяйствующих субъектов.
Вариант 1: акционирование МУП с включением в уставный капитал всего имущественного комплекса, находящегося в его хозяйственном ведении.
Вначале рассмотрим вариант, когда в передаточный акт включается все имущество, находящееся в хозяйственном ведении МУП, включая объекты инфраструктуры.
Основными целями преобразования МУП в открытое акционерное общество являются повышение инвестиционной привлекательности предприятия, создание мотивации для повышения эффективности его производственной и инвестиционной деятельности.
После преобразования МУП в акционерное общество собственником всего имущества, включая объекты инфраструктуры (например, коммунальные сети), становится созданное акционерное общество.
После акционирования МУП возникает возможность следующих вариантов развития:
Как уже отмечалось, законодатель не устанавливает обязанность муниципалитета по продаже акций ОАО и каких-либо конкретных сроков. В ряде законодательных актов (к примеру, в Федеральном законе"О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства"), однако, содержатся нормы, призванные стимулировать муниципалитеты к постепенной продаже акций.
В результате подобного преобразования МУП в ОАО:
В то же время в случае акционирования МУП и сохранения 100% или контрольного пакета акций у муниципалитета создаются инструменты управления предприятием через институты совета директоров и собрания акционеров, которые по-прежнему формируются муниципалитетом. При этом сохраняются все политические риски, связанные с влиянием муниципалитета на предприятие, и не решается задача по формированию эффективного частного менеджмента.
В случае приватизации путем продажи всех или контрольного пакета акций акционированного предприятия частному инвестору муниципалитет взамен муниципальной получает частную монополию в управлении системами предоставления соответствующих услуг (например, коммунальных), сменить которую будет довольно сложно. Демонополизация конкретного сектора путем формирования конкуренции за рынок предоставления соответствующих (например, коммунальных) услуг на территории, обслуживаемой акционерным обществом, будет невозможна. Снижаются возможности чисто административного воздействия муниципалитета на хозяйствующий субъект, большее значение приобретают гражданско-правовые механизмы (что с точки зрения перспективы все же является не слабой, а сильной стороной).
Акционирование по данной схеме несет в себе следующие риски:
Вариант 2: акционирование МУП с включением в уставный капитал части имущественного комплекса, находящегося в его хозяйственном ведении.
С целью минимизации рисков акционирования МУП возможна приватизация предприятия, при которой в его уставный капитал (передаточный акт) не будут включены объекты (коммунальной) инфраструктуры. Эти объекты будут переданы во владение и пользование организации на основании договора, который может быть заключен в форме долгосрочной аренды или концессионного соглашения. Учитывая, что по договору аренды ответственность за капитальный ремонт, реконструкцию, новое строительство объектов инфраструктуры остается за собственником имущества, переданного в аренду, а также то, что арендатор не может начислять амортизацию на арендуемое имущество, рекомендуется осуществлять последующую передачу объектов инфраструктуры на основании концессионного соглашения.
Как и в предыдущем варианте, после акционирования МУП возникают следующие модели развития:
Основные преимущества акционирования по сравнению с сохранением унитарного предприятия, а также продажей части или всего пакета акций изложены в предыдущем пункте.
Существенным отличием данного варианта является исключение из уставного капитала создаваемой акционерной компании тех имущественных объектов, которые собственник - муниципальное образование предпочитает сохранить в своей собственности. Как правило, речь идет об объектах инфраструктуры (например, сетях водоснабжения и водоотведения, а при определенных обстоятельствах-также и об очистных сооружениях).
Исключение из уставного капитала части имущественного комплекса снижает риски утраты имущества в случаях обращения взыскания по долгам и банкротства.
Орган местного самоуправления имеет возможность формировать конкуренцию за право управлять муниципальными имущественными комплексами путем проведения тендеров на право заключения договоров на эксплуатацию соответствующего имущества. У муниципалитета сохраняется возможность расторжения договора с ОАО и через конкурсные процедуры привлечения к управлению муниципальным имуществом иного частного оператора, который предложит более выгодные для муниципалитета условия.
Муниципалитет оставляет за собой право контроля состояния объектов коммунальной инфраструктуры, что минимизирует риски утраты имущества по причине высокого износа и обеспечивает своевременное восстановление муниципального имущества.
Свобода в установлении заработной платы для работников предприятия создает предпосылки привлекать для работы на предприятии квалифицированных специалистов различных специальностей.
В случае сохранения в муниципальной собственности 100% или контрольного пакета акций по-прежнему сохраняется высокая зависимость акционерного общества от муниципалитета. Какследствие, не решается задача формирования эффективного частного менеджмента.
Созданное акционерное общество будет иметь ограниченные возможности по привлечению инвестиций в (коммунальную) инфраструктуру. Отсутствие обеспечения по кредитам не позволит ему получать кредитные ресурсы в необходимых размерах. Формальное преобразование МУП само по себе еще не обеспечит решение проблемы привлечения инвестиций в инфраструктуру.
Ввиду исключения ряда объектов из уставного капитала уменьшается его размер, что несколько снижает инвестиционную привлекательность ОАО для потенциальных внешних инвесторов.
Как неоднократно подчеркивалось, договор о передаче прав владения и пользования имуществом, не вошедшим в уставный капитал, заключается исключительно по результатам конкурса. Существуют риски, что созданное ОАО не станет победителем конкурса на право заключения договора аренды или концессионного соглашения. В этом случае ОАО скорее всего придется перепрофилировать, а его имущество -частично или полностью сдавать в аренду.
Риски утраты имущества при этой схеме существенно ниже, чем в предыдущей (большая степень защищенности), риски неэффективной работы организации, ухудшения качества предоставляемых коммунальных услуг могут быть минимизированы путем заключения юридически и экономически грамотного договора о передаче объектов коммунальной инфраструктуры во владение и пользование акционерного общества, а также через проведение грамотной тарифной политики.
Преобразование МУП в ООО
До недавнего времени подобный вариант преобразования российским законодательством не предусматривался. Это вело ктому, что муниципальные образования, стремившиеся на базе существующих унитарных предприятий создать ООО, вынуждены были сначала осуществить ликвидацию МУП, а затем (на самом деле - параллельно, одновременно) создавать новое ООО, формируя его уставный капитал за счет денежных средств и обеспечивая его участие в последующем тендере на приобретение прав владения и пользования имуществом бывшего МУП (необходимым для выполнения уставной деятельности, ради которой ООО и было создано). При этом возникали существенные риски: необходимость получения лицензий (в случае если для оказания соответствующих услуг такиелицензии необходимы), отсутствие гарантий победы в тендере на приобретение прав владения и пользования муниципальным имуществом и некоторые другие.
Решением проблемы приватизации некрупных унитарных предприятий, в первую очередь работающих в сфере предоставления муниципальных, в т. ч. коммунальных, услуг, и стало законодательное допущение преобразования их в ООО. Учитывая, что подавляющее большинство российских муниципалитетов очень невелики, сравнительно невелики и масштабы деятельности создаваемых ими муниципальных хозяйствующих субъектов, и стоимость активов этих предприятий. По своим активам и объему оборота они очень часто сопоставимы с субъектами малого (в редких случаях среднего) предпринимательства. Для небольших компаний, не предполагающих привлечение капитала на рынке ценных бумаг и не ставящих перед собой цели выхода на биржу, организационно-правовая форма ООО представляется более подходящей.
Подавляющее большинство небольших хозяйственных обществ создается в организационно-правовой форме 000, Это связано с относительной простотой создания 000 и управления им, гораздо более низкими требованиями к публичности (следует иметь в виду, что требования к публичности помимо всего прочего ведут к росту стоимости продукции компании) и рядом других особенностей. Так, к примеру, в Германии их насчитывается около 450 тыс. т. е. примерно в 60 раз больше, чем ОАО.
Федеральным законом от 11.07.2011 № 201 -ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества"» был дополнен перечень способов приватизации - в него включено"преобразование унитарного предприятия в общество с ограниченной ответственностью"( 1.1 ст. 13).
Пункт 2 цитируемой статьи устанавливает критерии, в соответствии с которыми собственник принимает решение о преобразовании МУП в ту или иную форму хозяйственного общества:
«Приватизация имущественных комплексов унитарных предприятий осуществляется путем их преобразования в хозяйственные общества.
Приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия в случае, если определенный в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона размер уставного капитала хозяйственного общества, создаваемого в процессе приватизации, равен минимальному размеру уставного капитала открытого акционерного общества, установленному законодательством Российской Федерации, или превышает его, осуществляется путем преобразования унитарного предприятия в открытое акционерное общество.
В случае если один из таких показателей деятельности этого унитарного предприятия, как средняя численность работников или выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость, определенные за предшествующие приватизации три календарных года, либо сумма остаточной стоимости его основных средств и нематериальных активов на последнюю отчетную дату, не превышает предельное значение, установленное в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 №209-ФЗ"О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"для субъектов малого предпринимательства, приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия может быть осуществлена также путем его преобразования в общество с ограниченной ответственностью.
В случае если определенный в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона размер уставного капитала хозяйственного общества, создаваемого в процессе приватизации, ниже минимального размера уставного капитала открытого акционерного общества, установленного законодательством Российской Федерации, приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия осуществляется путем преобразования унитарного предприятия в общество с ограниченной ответственностью».
Таким образом, муниципальные образования получили право осуществлять приватизацию существующих МУП путем преобразования их в 000 при наличии условий и в порядке, установленном Федеральным законом № 178-ФЗ. На наш взгляд, это должно стимулировать процесс перевода действующих унитарных предприятий в более прогрессивную организационно-правовую форму, что немаловажно по разным причинам, в т. ч. и в силу предстоящего упразднения института хозяйственного ведения и соответственно базирующихся на этом праве унитарных предприятий.
Существенные изменения и дополнения в связи с введением нового способа приватизации внесены и в ст. 37, и ряд других статей Федерального закона № 178-ФЗ. В частности, четко закреплено правопреемство хозяйственных обществ (ОАО и ООО), созданных в результате преобразования унитарных предприятий, в части обладания лицензиями и иными разрешительными документами на соответствующие виды деятельности. Здесь же установлены особенности регулирования отдельных правоотношений в уставах создаваемых хозяйственных обществ.
Поскольку данные изменения и дополнения были приняты совсем недавно, совершенно естественно, что отсутствует соответствующий опыт и правоприменительная практика. В этой связи члены Европейского клуба экспертов местного самоуправления планируют в текущем году подготовить письменные рекомендации о реализации данного способа приватизации.
В завершение отметим, что, к сожалению, законодатель пока не пошел дальше и не ввел такой способ приватизации, как внесение вклада в уставный капитал 000, который, как нам представляется, позволил бы существенно оптимизировать структуру муниципальных хозяйствующих субъектов (в первую очередь для малых и средних муниципалитетов, составляющих подавляющее большинство на территории России).