Руководства, Инструкции, Бланки

образец психолого-педагогической характеристики ребенка на пмпк img-1

образец психолого-педагогической характеристики ребенка на пмпк

Рейтинг: 4.2/5.0 (1910 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Тема 9

Тема 9. Документация ПМПК

1.Образец заключения ПМПК.

2. Примерная схема педагогического направления ребёнка в ПМПК.

3. Образец соглашения с родителями.

4. Рекомендуемая литература для специалистов ПМПК.

Образец заключения городской психолого-медико-педагогической консультации

Дата проведения экспертной комиссии __________________________________________________

№ протокола экспертной комиссии _____________________________________________________

2. Год и месяц рождения _____________________________________________________________

3. Детское учреждение _______________________________________________________________

4. Адрес прописки __________________________________________________________________

5. Краткие сведения о родителях, семье ребёнка, условиях воспитания _______________________

Результаты медицинского обследования

1.Краткие анамнестические данные: _____________________________________________________

2. Соматическое состояние: ____________________________________________________________

3. Неврологическое состояние, особенности моторики: _____________________________________

4. Психическое состояние: _____________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________5. Заключение медико-генетической консультации (при необходимости):______________________

6. Заключение отоларинголога о состоянии органов слуха: __________________________________

_____________________________________________________________________________________7. Заключение офтальмолога о состоянии органов зрения: ___________________________________

8. Данные дополнительных обследований: ________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Результаты психологического обследования

1.Уровень интеллектуального развития с использованием стандартных методик: _______________

2. Особенности развития познавательной деятельности: ____________________________________

3. Особенности поведения и социально-бытовой адаптации: ________________________________

Результаты педагогического обследования

1.Родной язык ребёнка: ________________________________________________________________

2. Данные логопедического обследования: ________________________________________________

3. Знания и навыки по программному материалу дошкольного учреждения или школы: _________

Заведующий ГМПМПК ________________

Состав экспертной комиссии

Представитель Комитета по образованию _______________

Представитель Департамента социальной защиты ________________

Представитель объединения «Детская психиатрия» ________________

Примерная схема педагогического направления ребёнка в ПМПК

1.Общие сведения о ребёнке.

2. Характеристика семьи.

3. Цель обращения в ПМПК.

4. Школьный анамнез.

5. Соответствие объёма школьных знаний, умений и навыков требованиям программы.

6. Характеристика обучаемости.

7. Отношение к учёбе, мотивация учения.

8. Особенности личности и взаимоотношений со сверстниками и педагогами.

9. Доминирующие увлечения и интересы.

10. Общие выводы и впечатления о ребёнке.

Подробный образец схемы педагогического направления ребёнка в ПМПК, образец соглашения с родителями и перечень рекомендуемой литературы для специалистов ПМПК - впособииПсихолого-медико-педагогическая консультация: Методические рекомендации / Науч. ред. Л.М. Шипицына. – 2-е изд. доп. – СПб. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002.

© studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам

Другие статьи

Примерная программа психологического исследования нарушений психического развития ребенка на пмпк под психологической диагностикой понимается психолог

Психологическая диагностика детей

Примерная программа психологического исследования нарушений психического развития ребенка на ПМПК

Под психологической диагностикой понимается психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей ребенка.

Психологическому обследованию принадлежит ведущая роль в получении сведений об уровне умственного развития, личностных и индивидуально-психологических особенностей ребенка. Результативность психологической диагностики и степень обоснованности выводов находятся в тесной зависимости от того, насколько используемый комплекс экспериментальных методик и тестов адекватен объекту и задачам психологического изучения.

Психологическая диагностика предполагает:

Выявление особенностей психического развития ребенка.

Установление нарушений психического развития.

Определение личностных нарушений поведения, системы отношений к учебной деятельности и самому себе.

Выявление сохранных. Потенциальных и компенсаторных возможностей ребенка.

Установление отношения к нормам поведения и ценностным ориентациям, различий в отношениях к другим детям.

Определения оптимальных условий обучения, развития и социальной адаптации.

Данная программа психологического исследования нарушений психического развития ребенка является примерной. Она может быть изменена в зависимости от возраста ребенка, его индивидуальных особенностей и характера нарушений.

Общие сведения о ребенке.

Возраст (год рождения)______________________________________________

Посещение группы детского сада или класса школы______________________

Особенности психического развития ребенка.

Характеристика уровня развития психомоторики. Графические движения, одновременные движения, статическая и динамическая координация, моторная активность, тонкие движения пальцев рук, наличие содружественных движений, двигательная расторможенность, патологические движения, двигательная память, скорость реакции, быстрота, точность, направление, ритм, сила, пластичность, меткость, ловкость, соразмерность координированность движений, мимика, мышечная сила, мышечная выносливость, сила мышечного напряжения.

Особенности восприятия и наблюдений. Восприятие – психический познавательный процесс, состоящий в отражении объектов действительности в совокупности их сторон при непосредственном воздействии на органы чувств. Имеет следующие характеристики: предметность, константность, осмысленность, обобщенность, избирательность, точность, полнота, правильность, темп, объем, эмоциональная окрашенность. Формирование наблюдательности и зрительно-моторной координации. Особенностями детей с нарушениями в развитии выступает замедленность процесса восприятия, фрагментарность и неустойчивость воспринятого образа, трудности распределения внимания, недиффиренцированность восприятия. Затруднено формирование взаимосвязи между двигательным, слуховым и зрительным образами. Становление пространственного восприятия, усвоение словесного обозначения сенсорных эталонов и способов перцептивных действий (долго преобладают такие ориентировочные способы действий, как методы силы, проб и ошибок, целенаправленных проб, даже после обучения).

Особенности внимания. Внимание – направленность и сосредоточенность психической деятельности на значимом объекте при отвлечении от незначимых. Характеристики внимания: объем, распределение переключение, устойчивость, концентрированность, интенсивность. Отвлечения и колебания внимания.

У детей с отклонениями в развитии нарушаются почти все признаки внимания. Особенно снижаются устойчивость и переключаемость внимания, чаще всего слухового и зрительного. Значительно задерживается переход к произвольному вниманию (до 3-4 лет).

Особенности памяти. Память – психический познавательный процесс, состоящий в отражении (запоминании, сохранении или забывании, а также последующего восстановления) прошлого опыта. Запоминание (темп, объем), сохранение (прочность, длительность), узнавание (известного в новом). Воспроизведение: воспроизводящее, опознающее, облегчающее (полнота, точность, последовательность). Забывание (частичное, глубокое, ситуативное).

Вид памяти (зрительная, слуховая, моторная, смешанная). Уровни памяти (механическая, смысловая, логическая).

У детей с отклонениями в развитии процесс памяти характеризуется: снижением объема, темпа запоминания, затруднены удержание в памяти и актуализация образов-представлений. Снижена продуктивность запоминания словесного материала. Запоминание является распространяющимся, а не охватывающим. Для долговременного запоминания требуется больше времени и количества повторений. При опосредованном запоминании используют тактику беспорядочного выбора, затруднено понимание возможностей словесного опосредования процесса запоминания, использование обобщений и группировок. Воспроизведение фрагментарное, упрощенное, схематичное, со смещением и уподоблением сходных образов.

Особенности мышления. Мышление – психический познавательный процесс обобщенного и опосредованного отражения существенных свойств, связей и отношений между объектами и явлениями.

Характеристики мышления: гибкость, точность, темп, активность, быстрота, самостоятельность, экономичность, широта, глубина, последовательность, доказательность, критичность. Способность устанавливать причинно-следственные зависимости и функциональные связи.

Мышление детей с отклонениями в развитии характеризуется затруднениями в протекании мыслительных операций (анализа, синтеза, аналогии, сравнения, абстракции, обобщения, классификации). Данная категория детей имеет трудности в построении выводов, обобщений, умозаключений. Затруднено усвоение понятий (дифференцированность, подмена понятий, выделение существенных признаков, формирование определений). Состояние видов мыслительной деятельности также имеет ряд особенностей:

Наглядно-действенное мышление в большей степени страдает у умственно отсталых детей. Они не осознают проблемности ситуации. Выделяют более яркие признаки, чем существенные и функциональные. Дети не используют вспомогательные средства, не отбрасывают ошибочные варианты, повторяют непродуктивные действия. Также у детей с отклонениями в развитии имеет место склонность к стереотипным способам решения наглядно-действенных задач.

В большей степени проявляются особенности протекания наглядно-образных процессов и словесно-логических. Отмечается дефицитарность образов-представлений, неполное привлечение и применение наглядно-образных средств решения задачи. Анализ и синтез действия по аналогии сильно страдает. Сравнение даже на предметном уровне затруднено и в значительной степени на уровне представлений. Затруднено обобщение, установление причинно-следственных отношений, экспериментирование, построение умозаключений и суждений.

Особенности воображения. Воображение – это психический познавательный процесс, заключающийся в создании новых образов путем переработки материала восприятий, представлений и понятий, полученных в предшествующем опыте. Характеристики воображения: новизна, оригинальность, осмысленность, тип и широта оперирования образом.

У детей с проблемами в развитии отмечаются шаблонность и стереотипность образов воображения, которая выражается в неумении действовать самостоятельно, без образца взрослого, в бедности и стереотипности, схематичности продуцируемых образов, малой вариативности тактики их создания. Иногда имеет место вербализм развертывания процесса детского воображения: детям легче рассказать то, что они придумали, чем реализовать идею в практической деятельности.

Обследование личностных особенностей.

Особенности чувств, эмоций, воли. Протекание эмоционального процесса. Нарушение эмоций, повышенный (пониженный) фон настроения, склонность к аффективным вспышкам (крик, плач, беспричинный смех), депрессии, эмоциональной неадекватности, снижение эмоционального тонуса: выхолощенность эмоций, низкая контактность, эмоциональная лабильность, критичность (оценка собственных достижений, действий, поступков).

Особенности протекания волевого процесса. способность к волевому усилию (высокая, низкая), волевой регуляции поведения, способность проявлять настойчивость, преодолевать трудности, упрямство, легкая внушаемость, податливость, капризы, негативизм, раздражительность, импульсивность, развязность.

Личностные, характерологические и поведенческие особенности. Интересы, потребности, идеалы, убеждения ребенка, самооценка и уровень притязаний (адекватные, неадекватные). Характерологические особенности: склонность к раздражительности, агрессивным вспышкам, жестокости, конфликтности, реакциям протеста, отказа, робости, проявления высокой тревожности, легкой подчиняемости, обидчивости, склонности к одиночеству, впечатлительности, замкнутости, эгоцентризма, наличие аутистических проявлений). Особенности поведения – адекватное, конфликтное (со взрослыми, со сверстниками, вне учебной, игровой деятельности). Поведение с агрессивными или аутоагрессивными тенденциями, с антисоциальными поступками, с наличием патологии влечений, немотивированные поступки, демонстративные поступки и др. Мотивы поведения: интерес к новым видам деятельности, познавательные интересы, интерес к миру взрослых, мотивы личных достижений, признания, возможность установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Оценка нарушений в поведении и характере ребенка (грубо выраженные, слабо выраженные, ситуативные).

Особенности деятельности и работоспособности. Темп и динамика продуктивности деятельности, истощаемость, уровень работоспособности, реакция на похвалу и порицания, наличие признаков инертности, пресыщаемости, мотивы различных видов деятельности: игровой, учебной, трудовой. Нарушения работоспособности, отношения к деятельности, признаки утомляемости.

Похожие работы: Исторический экскурс в проблему семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии

ребе­нок» с целью изучения отношения и особенностей восприятия матерью больного ребенка. Методики, направленные наисследованиеиндивидуально -психологических личностных особенностей человека: индивидуально -типологический.

. детей, нуждающихся в психолого -педагогической и медико-социальной помощи «центр психолого -педагогической реабилитации и коррекции» «Психолого -педагогическая и социальная помощь.

психологического анамнеза; - оказание психологической поддержки при наличии кризисного состояния; - патопсихологическое исследованиенарушенийпсихическогоразвития. - сбор педагогического анамнеза.

. по степени тяжести и этиопатогенетическому принципу Особенностиразвития познавательной сферы

период развития такого ребенка. 5.7. Психологическаядиагностика и коррекция при сложных нарушенияхразвития Единая комплексная программа обследования детей с выраженным нарушением в психическомразвитии.

. реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб пособие для студ.

дея­тельности. 2. Диагностикапсихического и личностного развитияребенка. Цель диагностики — выяснение с помощью психоди­агностических средств сущности индивидуально -психологи­ческихособенностей личности с целью.

Учебник для вузов педагогическая психология

обучения и развития ; психологическаядиагностика – углубленное психолого -педагогическоеизучение обучающихся, воспитанников на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальныхособенностей и склонностей.

Елена Янушко Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия

распространенное нарушениепсихическогоразвитияребенка. Установлено, что этот синдром встречается примерно в 3–6 случаях на 10 000. на государственном уровне занимаются постоянные межведомственные психолого -медико-педагогические комиссии[2] (ПМПК ). ПМПК.

О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения, Письмо Минобразования России от 27 марта 2000 года №27

О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


от 27 марта 2000 года N 27/901-6

О психолого-медико-педагогическом консилиуме
(ПМПк) образовательного учреждения

На основании анализа реальной ситуации психолого-медико-педагогического сопровождения и в целях обеспечения комплексной специализированной помощи детям и подросткам с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации в условиях образовательного учреждения Министерство образования Российской Федерации рекомендует:

- Довести до сведения руководителей образовательных учреждений следующие методические рекомендации:

О порядке создания и организации работы психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) образовательного учреждения (Приложение 1) ;

О формах учета деятельности ПМПк (Приложение 2) .

- Провести мониторинг обеспеченности ПМПк образовательных учреждений региона специалистами, осуществляющими психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся, воспитанников, и направить отчет в адрес Управления специального образования Минобразования России до 20.05.2000 по предлагаемой форме (Приложение 3) .

- Обеспечить контроль за созданием при наличии соответствующих кадров ПМПк в образовательных учреждениях; определить порядок их взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающегося, воспитанника и психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК), обслуживающей данную территорию (Приложение 4) .

- Организовать работу по повышению квалификации и обмену опытом специалистов ПМПк.

Приложение 1. О порядке создания и организации работы психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) образовательного учреждения

1. ПМПк является одной из форм взаимодействия специалистов образовательного учреждения, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации.

2. ПМПк может быть создан на базе образовательного учреждения любого типа и вида независимо от организационно-правовой формы приказом руководителя образовательного учреждения при наличии соответствующих специалистов.

3. Общее руководство ПМПк возлагается на руководителя образовательного учреждения.

4. ПМПк образовательного учреждения в своей деятельности руководствуется Уставом образовательного учреждения, договором между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) обучающегося, воспитанника, договором между ПМПк и ПМПК.

5. Примерный состав ПМПк: заместитель руководителя образовательного учреждения по учебно-воспитательной работе (председатель консилиума), учитель или воспитатель дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), представляющий ребенка на ПМПк, учителя (воспитатели ДОУ) с большим опытом работы, учителя (воспитатели) специальных (коррекционных) классов/групп, педагог-психолог, учитель-дефектолог и/или учитель-логопед, врач-педиатр (невропатолог, психиатр), медицинская сестра.

6. Целью ПМПк является обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья обучающихся, воспитанников.

7. Задачами ПМПк образовательного учреждения являются:

- выявление и ранняя (с первых дней пребывания ребенка в образовательном учреждении) диагностика отклонений в развитии и/или состояний декомпенсации;

- профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов;

- выявление резервных возможностей развития;

- определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи в рамках имеющихся в данном образовательном учреждении возможностей;

- подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния, уровень школьной успешности.

8. Специалисты, включенные в ПМПк, выполняют работу в рамках основного рабочего времени, составляя индивидуальный план работы в соответствии с реальным запросом на обследование детей с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации. Специалистам может быть установлена доплата за увеличение объема работ, размер которой в соответствии со ст. ст. 32 и 54 Закона Российской Федерации "Об образовании" определяется образовательным учреждением самостоятельно. С этой целью необходимые ассигнования для оплаты труда специалистов за работу в составе ПМПк следует планировать заблаговременно.

9. Обследование ребенка специалистами ПМПк осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников образовательного учреждения с согласия родителей (законных представителей) на основании договора между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) обучающихся, воспитанников. Медицинский работник, представляющий интересы ребенка в образовательном учреждении, при наличии показаний и с согласия родителей (законных представителей) направляет ребенка в детскую поликлинику.

10. Обследование проводится каждым специалистом ПМПк индивидуально с учетом реальной возрастной психофизической нагрузки на ребенка.

11. По данным обследования каждым специалистом составляется заключение и разрабатываются рекомендации.

12. На заседании ПМПк обсуждаются результаты обследования ребенка каждым специалистом, составляется коллегиальное заключение ПМПк.

13. Изменение условий получения образования (в рамках возможностей, имеющихся в данном образовательном учреждении) осуществляется по заключению ПМПк и заявлению родителей (законных представителей).

14. При отсутствии в данном образовательном учреждении условий, адекватных индивидуальным особенностям ребенка, а также при необходимости углубленной диагностики и/или разрешения конфликтных и спорных вопросов специалисты ПМПк рекомендуют родителям (законным представителям) обратиться в психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК).

15. Заседания ПМПк подразделяются на плановые и внеплановые и проводятся под руководством председателя.

16. Периодичность проведения ПМПк определяется реальным запросом образовательного учреждения на комплексное, всестороннее обсуждение проблем детей с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации; плановые ПМПк проводятся не реже одного раза в квартал.

17. Председатель ПМПк ставит в известность родителей (законных представителей) и специалистов ПМПк о необходимости обсуждения проблемы ребенка и организует подготовку и проведение заседания ПМПк.

18. На период подготовки к ПМПк и последующей реализации рекомендаций ребенку назначается ведущий специалист: учитель и/или классный руководитель, воспитатель ДОУ или другой специалист, проводящий коррекционно-развивающее обучение или внеурочную специальную (коррекционную) работу. Ведущий специалист отслеживает динамику развития ребенка и эффективность оказываемой ему помощи и выходит с инициативой повторных обсуждений на ПМПк.

19. На заседании ПМПк ведущий специалист, а также все специалисты, участвовавшие в обследовании и/или коррекционной работе с ребенком, представляют заключения на ребенка и рекомендации. Коллегиальное заключение ПМПк содержит обобщенную характеристику структуры психофизического развития ребенка (без указания диагноза) и программу специальной (коррекционной) помощи, обобщающую рекомендации специалистов; подписывается председателем и всеми членами ПМПк.

20. Заключения специалистов, коллегиальное заключение ПМПк доводятся до сведения родителей (законных представителей) в доступной для понимания форме, предложенные рекомендации реализуются только с их согласия.

21. При направлении ребенка на ПМПК копия коллегиального заключения ПМПк выдается родителям (законным представителям) на руки или направляется по почте, копии заключений специалистов направляются только по почте или сопровождаются представителем ПМПк. В другие учреждения и организации заключения специалистов или коллегиальное заключение ПМПк могут направляться только по официальному запросу.

Приложение 2. О формах учета деятельности специалистов ПМПк

- Журнал записи детей на ПМПк

- Журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов и коллегиального заключения и рекомендаций ПМПк

- выписка из истории развития;

при необходимости получения дополнительной медицинской информации о ребенке медицинская сестра ПМПк направляет запрос в детскую поликлинику по месту жительства ребенка.

2. Документация специалистов ПМПк (согласно утвержденным формам):

- заключения специалистов ПМПк;

- коллегиальное заключение ПМПк;

- дневник динамического наблюдения с фиксацией:

времени и условий возникновения проблемы;

мер, предпринятых до обращения в ПМПк, и их эффективности;

сведений о реализации и эффективности рекомендаций ПМПк.

- График плановых заседаний ПМПк

Приложение 3. Мониторинг обеспеченности ПМПк специалистами, осуществляющими психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся, воспитанников

Информирует родителей (законных представителей) обучающегося, воспитанника о условиях его психолого-медико-педагогического обследования и сопровождения специалистами ПМПк.

Выражают согласие (в случае несогласия договор не подписывается) на психолого-медико-педагогическое обследование и сопровождение обучающегося, воспитанника в соответствии с показаниями, в рамках профессиональной компетенции и этики специалистов ПМПк

ДОГОВОР
о взаимодействии психолого-медико-педагогической комиссии
(ПМПК) и психолого-медико-педагогического консилиума ПМПк)
образовательного учреждения

Настоящим договором закрепляются следующие взаимные обязательства ПМПК (указать уровень ПМПК: региональная, муниципальная, др.___________________________________________________________________)

и ПМПк образовательного учреждения: ______________________________________
___________________________________________________________________

(наименование образовательного учреждения)

1. Направлять детей и подростков с отклонениями в развитии для обследования на ПМПК в следующих случаях:

- при возникновении трудностей диагностики;

- в спорных и конфликтных случаях;

- при отсутствии в данном образовательном учреждении условий для оказания необходимой специализированной психолого-медико-педагогической помощи.

2. Информировать ПМПК соответствующего уровня:

- о количестве детей в образовательном учреждении, нуждающихся в специализированной психолого-медико-педагогической помощи;

- о характере отклонений в развитии детей, получающих специализированную психолого-медико-педагогическую помощь в рамках данного образовательного учреждения;

- об эффективности реализации рекомендаций ПМПК.

1. Проводить своевременное бесплатное обследование детей и подростков с отклонениями в развитии по направлению ПМПк образовательного учреждения, территориально относящегося к данной ПМПК, с последующим информированием ПМПк о результатах обследования.

2. Оказывать методическую помощь, обеспечивать обмен опытом между специалистами психолого-медико-педагогических консилиумов образовательных учреждений, территориально относящихся к данной ПМПК.

3. Осуществлять динамический контроль за эффективностью реализации рекомендаций по отношению к детям, прошедшим обследование на ПМПК, при необходимости вносить коррективы в рекомендации.

4. Информировать родителей о всех имеющихся в стране возможностях оказания ребенку психолого-медико-педагогической помощи (с опорой на имеющиеся в РФ базы данных) в соответствии с выявленными отклонениями в развитии и индивидуальными особенностями ребенка.


Руководитель образовательного учреждения

О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения

Требования к составлению психолого-педагогической характеристики детей на ПМПК

Министерство образования
Саратовской области
Требования к составлению психолого-педагогической характеристики детей на ПМПК

09 Окт 2013, Автор: Employee

Статью подготовил сотрудник ГБОУ «Областной центр диагностики и консультирования» социальный педагог, дефектолог Петряева Л. Н.

Для специалистов ПМПК основным документом отражающим важную и существенную информацию о ребенке, является педагогическая характеристика. Этот документ заполняется воспитателем дошкольного учреждения или классным руководителем школы, заверяется подписью руководителя учреждения и печатью.

Педагогическая характеристика должна составляться объективно и грамотно. Анализ педагогических характеристик детей поступающих на диагностическое обследование на ПМПК, показывает, что далеко не всегда этот важный документ составляется грамотно и полно. Педагогам школ и воспитателям дошкольных образовательных учреждений следует ответственно подходить к их написанию. Данные содержащиеся в педагогической характеристике, отражают индивидуальные особенности усвоения детьми программного материала; важные сведения особенностях взаимодействия ребенка с окружающими; трудности, характерные для ребенка при обучении и развитии; информацию о различных сторонах поведения и психической деятельности в целом.

К сожалению, многие педагоги не отражают в педагогических характеристиках той информации, которая дополняет сведения, получаемые специалистами ПМПК, проводящими психолого-педагогическое обследование. Основными недостатками при составлении характеристики становятся следующие:

1.Неполное соответствие педагогических характеристик.

Чаще всего приходится встречаться с характеристиками поверхностного, схематического содержания. В таких характеристиках-схемах отводится по одной строчке для описания таких важных разделов, как отношение к учебной деятельности, сформированности учебных навыков; характеристика общего развития и речи; отношение ребенка к неудачам, особенности работоспособности; заключение и рекомендации. Отводится по две строчке для описания особенностей семейного воспитания, отношения ребенка к словесной инструкции педагога, общая осведомленность о себе. Такие характеристики- схемы не дают информации для специалистов ПМПК.

2.Несоответствие содержания требованиям, предъявляемым к психолого-педагогической характеристике.

Ряд характеристик содержат краткое изложение времени пребывания ребенка в детском учреждении, изложение состояния ведущих психических функций — восприятия, внимания, мышления, памяти. Наблюдается подмена психолого-педагогических характеристик представлением школьного психолога.

3.Отсутствие в характеристиках анализа усвоения ребенком программного материала.

Значительное количество характеристик, представленных на диагностическое обследование, отражают жалобы учителя на неуспеваемость, либо трудности в поведении. Такие характеристики не содержат анализа неуспеваемости детей по разным направлениям программного материала дошкольного и школьного учреждения, нет и указания на возможные причины трудностей ребенка Ограничиваясь жалобами на поведение или обучение, педагоги не отражают положительные возможности ребенка, на которые следует опираться в педагогической работе.

4.Отсутствие в психолого-педагогических характеристиках обобщенных и обоснованных выводов педагога.

Значительное количество характеристик носит безадресный характер: педагог не указывает цель их составления: уточнение состояния ребенка, перевод в другое образовательное учреждение, дублирование программы или другие. В характеристиках не всегда отмечается отношение самого ребенка и его семьи к имеющимся проблемам и трудностям (признание своих неудач, отставания либо равнодушное отношение, либо неадекватное и т. д.)

Для оказания помощи педагогам дошкольных и школьных образовательных учреждений рекомендуется использовать следующие формы психолого-педагогических характеристик заимствованные из руководства по организации деятельности системы ПМПК под руководством А. Юдилевича (Москва- Орел,2002год,с. 112).

(на детей дошкольного возраста)

Фамилия, имя, отчество ребенка___________________________________

Дошкольное образовательное учреждение

тип _____________________ группа________

Срок пребывания в дошкольном образовательном учреждении__________

В каком возрасте поступил ________________________________________

Откуда поступил: из семьи, из другого образовательного учреждения (причина)______________________________________________________

Оценка адаптации ребенка в группе________________________________

Особенности игровой деятельности________________________________

Основные трудности, отмеченные в обучении________________________

Восприятие (зрительное, слуховое, ориентировка в пространстве, знание цветов, времен года, дней недели) ____________________________

Основные трудности, отмечаемые в общении _________________________

Социально-бытовые навыки _______________________________________

Темп деятельности _______________________________________________

/расшифровка Ф.И.О. / подпись

Руководитель дошкольного образовательного учреждения

/расшифровка Ф.И.О. / подпись

(на детей школьного возраста)

Фамилия, имя, отчество ребенка _____________________________________

(Фамилия, имя, отчество)

(Фамилия, имя, отчество)

Наименование образовательного учреждения_____________________________

Бытовые условия. Особенности семейного воспитания______________________

Другие сведения о ребенке (любая дополнительная информация)_____________

Где находился ребенок до поступления в настоящее образовательное учреждение__________________________________________________________

Когда поступил в учреждение, по какой программе обучался, успеваемость

Отношение к занятиям, поведение. Реакция на успех и неудачи в учебе

Отношение со сверстниками и со старшими______________________________

Средства общения. Характеристика речевой активности, словарный запас

Сформированность диалогической речи__________________________________

- внимание, работоспособность, активность, переключение с одного вида

деятельности на другой________________________________________________ -математическиезнанияиумения_______________________________________

- соответствие техники чтения требованиям школьной программы ___________

- может ли воспроизвести прочитанное по плану и без него_________________

- отвечает ли на вопросы по содержанию текста_____________________________

- может ли дать оценку прочитанного____________________________________

- списывание, письмо под диктовку______________________________________

- характер ошибок на письме___________________________________________

Мышление: умеет ли сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-

следственные связи, делает выводы_____________________________________

/расшифровка Ф.И.О. /подпись

Руководитель образовательного учреждения _________________________________

/расшифровка Ф.И.О. /подпись

Данный материал можете скачать в формате WORD ( article.doc )

Образец психолого педагогической характеристики дошкольника 5 лет

Образец психолого педагогической характеристики дошкольника 5 лет Образец характеристики ребенка на ПМПК

Понравился материал, поделитесь им со своими друзьями в любой социальной сети

Образец характеристики ребенка на ПМПК Образец психолого-педагогической характеристики ребенка на ПМПК

Психолого-педагогическая характеристика ученика подготовительного класса ГКОУ РО школы-интерната VIII вида № 14 г. Волгодонска Даричева Ильи Ивановича
Дата рождения: 02.09.2005г.
Домашний адрес: ул. Дружбы д.6.кв.111

1.Общая осведомленность
Ребенок с трудом вступает в контакт, имеет недостаточный уровень знаний о себе, своей семье, окружающем мире. Кругозор ограничен. Словарь беден, неточен.

2. Общая моторика
Наблюдается несовершенство общей моторики, общая вялость, неточность движений, нарушена координация движений, затрудняется при необходимости удержать равновесие, испытывает трудности регуляции темпа движений.

3. Тонкая моторика
У ребенка не скоординированы движения пальцев, умение делать мелкие, точные движения на бытовом уровне. Наблюдается несформированность моторных навыков графической деятельности.

4. Особенности восприятия
Основные цвета, геометрические формы, величину не знает или путает, не соотносит слово с предметом; испытывает трудности при узнавании объекта; трудности в восприятии сюжетного изображения (сюжет в целом не воспринимает, перечисляет изображенное).

5. Особенности внимания
Ребенок не умеет длительно сосредоточиться на каком-либо деле; неспособен к распределению и переключению внимания с одного вида деятельности на другой. Проявляет рассеивание внимания на второстепенное с потерей основного, наблюдаются значительные трудности сосредоточения, недостаточный уровень произвольности внимания.

6. Особенности памяти
Сохранение информации затруднено; преобладает механическая память. При воспроизведении материала постоянно забывает детали, нуждается в наводящих вопросах, привносит вымышленные заимствования, повторяет отдельные фразы, но не может изложить основной смысл, допускает многочисленные ошибки в последовательности воспроизведения, искажает смысл; концентрируется на второстепенных объектах, не улавливает главную мысль содержания.

7. Особенности мышления
Не устанавливает причинно-следственные связи; при выполнении задания нуждается в постоянной опоре на образец, помощь учителя; последовательность действий при выполнении задания не устанавливает или устанавливает с помощью; непоследователен и нелогичен в своих суждениях.

8. Особенности поведения
Имеют место нарушения поведения, вредные привычки. Доминирующие увлечения и интересы слабо выражены. Взаимоотношения с окружающими сверстниками и старшими доброжелательные. Адекватно относится к родным, сверстникам. Не умеет подчиняться требованиям взрослых.

9. Особенности эмоционально-волевой сферы
Ребенок двигательно расторможен, эмоциональные реакции неадекватны, могут проявляться аффективные вспышки, проявляет склонность к отказным реакциям, гневу.

10. Работоспособность
Работоспособность низкая. Ребенок утомляем, истощаем, рассеян на занятиях, неусидчив. Наблюдаются резкие колебания работоспособности на протяжении урока, дня, недели, учебного года; темп работы замедлен.

11. Характеристика устной речи
В речи дефекты произношения, недостаточный уровень лексического запаса. Предложения, употребляемые ребенком нераспространенные, неполные; строит высказывания с помощью педагога.

12. Отношение к учебной деятельности
Учебная мотивация не сформирована: во время урока на слова учителя не реагирует; не понимает, что во время урока надо сидеть, слушать и работать; играет с учебными принадлежностями, как маленький ребенок. Принимает направляющую помощь взрослого. Навыками самообслуживания и трудовыми навыками владеет слабо.

На уроках ребенок постоянно грызет карандаши, ручки, рвет тетрали, портит имущество. В группе сверстников бывает агрессивен – набрасывается, душит, бьет кулаками, кидается вещами. Илья не контролирует сое поведение на прогулках, в спальне. Мальчик нуждается в постоянном контроле со стороны педагогов.

20.02. 2013г.
Зам. директора Осипова В.А._________________
Классный руководитель Соловьева Н.В._________

Составление психолого-педагогической характеристики Подобные документы

Изложение процесса составления психолого-педагогической характеристики школьника: физическое развитие; семейная среда; взаимоотношения ученика со сверстниками; учебная и трудовая деятельность; направленность, характер, темперамент и интеллект ученика.

практическая работа, добавлен 02.04

Актуальные проблемы психолого-педагогической диагностики. Задачи школьной психодиагностики. Данные, используемые в психолого-педагогической диагностике. Методы и инструменты психолого-педагогического исследования. Психолого-педагогический эксперимент.

контрольная работа, добавлен 12.11

Направления и принципы исследовательской работы студента в период психолого-педагогической практики. Схема изучения личности школьника. Методика для изучения самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан. Тест школьной тревожности Филипса.

учебное пособие, добавлен 29.05

Формы нарушения интеллектуальной деятельности у детей с задержанным темпом развития. Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития. Практические рекомендации по организации коррекционно-развивающей работы с детьми.

курсовая работа, добавлен 03.04

Психолого-педагогическая характеристика ученика и классного коллектива. Разработка плана работы и основных приемов обучения детей. Анализ проведенного школьного урока. Психологическая оценка поведения учителя, его стиля педагогической деятельности.

отчет по практике, добавлен 26.12

Ознакомление с основными формами отставания в развитии. Характеристика сущности сказкотерапии, как одного из методов коррекционно-развивающей работы с детьми. Определение целей и задач коррекционно-развивающей работы. Анализ проявления дезадаптации.

реферат, добавлен 25.05

Теоретические аспекты специфики психолого-педагогической диагностики детей с нарушением зрения. Анализ и интерпретация констатирующего и формирующего эксперимента психолого-педагогической диагностики детей 5-7 лет с нарушениями зрения в условиях ПМПК.

дипломная работа, добавлен 14.10

Проблема психолого-педагогической поддержки и социальной адаптации в школе детей с различными нарушениями интеллектуального и физического развития. Этапы работы с детьми-инвалидами, основные методы психотерапии. Преимущества метода групповой работы.

презентация, добавлен 16.04

Показания к психолого-педагогической работе. Проблемы, которые проявляются в нарушенном поведении или развитии ребенка. Контроль развития ребенка. Выявление патологического развития ребенка. Структура и содержание тренинга родительской эффективности.

лекция, добавлен 06.03

Определение понятия и сущность арт-психологии. Характеристика особенностей психолого-педагогической коррекции обучения и воспитания детей посредством искусства. Описание основ музыкотерапии, цветотерапии (в изобразительном искусстве), танцетерапии.

дипломная работа, добавлен 01.10

Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с нарушениями интеллекта. Особенности психологического развития и развития моторики. Особенности организации коррекционно-воспитательной работы в учреждениях для детей с нарушениями интеллекта.

дипломная работа, добавлен 16.12

Изучение эмоциональных характеристик родителей больных детей. Диапазон невротических и психотических расстройств у родителей аномальных детей. Этапы ведения психологических занятий с больным ребенком и его матерью. Формы психолого-педагогической работы.

реферат, добавлен 06.03

Теории и гипотезы леворукости. Рассмотрение причин наличия доминирующей руки. Содержание и методика психолого-педагогической работы с леворукими детьми; практические рекомендации по успешному обучению школьников с данными особенностями работы мозга.

курсовая работа, добавлен 10.04

Структура психики, психолого-педагогическая характеристика умственно отсталого школьника. Проблема памяти в психолого-педагогической литературе. Факторы, влияющие на темп забывания. Классификации видов человеческой памяти. Анализ приемов коррекции памяти.

курсовая работа, добавлен 22.11

Характеристика процесса прохождения психолого-педагогической практики в детском саду: анализ работы педагога-психолога с воспитателями и родителями; диагностика развития психических процессов и составление заключения на детей средней и старшей группы.

отчет по практике, добавлен 19.02

Характеристики психологического развития дошкольников с психолого-педагогической точки зрения; особенности влияния на него детско-родительских отношений. Создание коррекционной программы по преодолению нарушений отношений между детьми и родителями.

курсовая работа, добавлен 21.10

Понятие самооценки в психолого-педагогической литературе. Специфика самооценки младших школьников, особенности взаимоотношений. Методика экспериментального исследования взаимосвязи самооценки и статусного положения младшего школьника в малой группе.

курсовая работа, добавлен 26.05

Условия формирования эффективности процесса психолого-педагогической компетентности родителей на основе взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Психологическое и психофизиологическое исследование специфики межличностных взаимоотношений студентов.

контрольная работа, добавлен 05.10

Основные направления психолого-педагогического сопровождения физического развития детей. Показатели здоровья в детском коллективе. Параметры оценки культурно-гигиенических навыков и двигательного режима. Формы психолого-медико-педагогической диагностики.

презентация, добавлен 10.08

Динамический подход к изучению психологии ребенка. Прослеживание изменений, происходящих в процессе его развития, учет его возрастных особенностей. Формы диагностики нарушений. Теоретико-методологическая основа психолого-педагогической диагностики.

презентация, добавлен 09.01

Общие рекомендации составления психолого-педагогической характеристики класса

Если психолого-педагогическая характеристика класса составлена грамотно, то она может оказаться весьма полезной, например, новому классному руководителю при переходе школьников из младшего звена в среднее. С помощью этой характеристики любой учитель-предметник или педагог-психолог сможет понять, какие ученики учатся в этом классе, разобраться в их личностных характеристиках и в соответствии с этим конкретным контингентом учащихся разработать адекватные методы педагогического взаимодействия. Как правильно составить психолого-педагогическую характеристику класса? Ниже приводятся общие рекомендации и образец такой характеристики.

Произвольная форма составления педагогической характеристики недопустима, так как это в первую очередь документ.

Информация, подающаяся в характеристике школьного класса, не должна быть хаотичным или случайным нагромождением сведений. Этот документ должен быть структурирован.

Сведения о школьном коллективе лучше всего излагать в официально-деловом стиле. Но при этом информация должна быть понятна не только самому составителю, но и тому, кто будет читать этот документ в дальнейшем. Запрещается указывать сокращенно имена и фамилии учеников.

При составлении психолого-педагогической характеристики класса необходимо учитывать три важных принципа.

И классному руководителю, и педагогу-психологу в силу своей профессии приходится составлять большое количество характеристик. Поэтому не стоит удивляться тому, что порой эти документы получаются безликими и шаблонными. Однако этого следует избегать, так как психолого-педагогическая характеристика класса должна отражать полезные сведения, которые после ознакомления с документом может использовать любой педагог. Полезность шаблонных фраз сводится к минимуму.

Надо отметить, что вся информация должна подаваться логично и последовательно. Вся информация в документе должна давать четкое представление о школьном коллективе, на который составлена характеристика.

В характеристике должны содержаться адекватные и непредвзятые сведения, потому что по назначению может использоваться только объективная информация. Необъективно составленная психолого-педагогическая характеристика ученика, класса или бывшего воспитанника дошкольного учреждения не позволит новому учителю, не знакомому с личностью школьника, строить с ним эффективное педагогическое воздействие. И хорошо, если результат такого взаимодействия будет только неэффективным, а не вредным для развития личности школьника.

Учитель, как и врач, должен в своей работе руководствоваться важным принципом – не навреди.

Надо учитывать, что психолого-педагогическая характеристика начального класса будет не похожа на характеристику класса старшего школьного звена. То есть, здесь действует принцип объективности - каждое анализируемое явление должно быть объяснено с опорой на теоретические положения возрастной психологии.

Если характеристика составлена в соответствии с этим принципом, то она будет действительно полезным документом, которым могут руководствоваться в своей работе классные руководители и учителя-предметники.

План психолого-педагогической характеристики класса

Характеристику школьного класса можно составлять, следуя предлагаемому плану:

1. Общие сведения о классе: когда класс был сформирован, кто из учителей был первым классным руководителем, менялись ли классные руководители и как часто.

2. Общие сведения об учениках: количество учащихся, пол, возраст.

3. Лидеры школьного коллектива, актив класса, их характеристики.

4. Уровень воспитанности учеников.

5. Микрогруппы в коллективе, характеристика их образования, взаимодействие микрогрупп с другими членами школьного коллектива.

6. Социометрическая и статусная характеристика класса.

7. Приоритеты и основные ценности, принятые в классе.

8. Оценка уровня коммуникативной культуры учеников.

9. Какими способами решаются конфликты в классе.

10. Мнение педагогов о классе в целом и об отдельных учениках.

А теперь конкретный пример психолого-педагогической характеристики класса.

Образец психолого-педагогической характеристики класса

1. 8 А класс средней школы №44 города Челябинска был образован в 2008 году. Первым классным руководителем была Сергеева Наталья Петровна. В 2012 году классным руководителем стала Смирнова Анастасия Павловна.

2. В 8 А классе 25 учеников, 13 из них юноши и 12 - девушки. 20 ученикам исполнилось по 14 лет. 5 учеников в возрасте 13 лет.

3. Лидеры класса Савельева Оксана и Антонов Александр. Актив класса – Яковлева Вероника, Станько Марина, Ефимова Антонина. Девушки принимают активное участие в общественной жизни класса и школы, а также в спортивных соревнованиях.

4. Уровень воспитанности учеников достаточно высок. Ребят, нарушающих дисциплину, в классе нет.

5. Основные ячейки класса представляют собой актив группы и лидеры. Остальных ребят они ведут за собой, поддерживают высокий уровень сплоченности в классе. Данные микрогруппы были образованы ещё в младшем школьном звене.

6. В классе было проведено социометрическое исследования, по результатам которого были выявлены лидеры в классе. Звезда - Савельева Оксана; предпочитаемые - Антонов Александр, Станько Марина, Ефимова Антонина; изолированный – Демарин Иван.

7. В целом класс ориентирован на получение новых знаний и хороших отметок. В ценностных ориентациях школьников преобладают коллективная ответственность за жизнь класса и дружба.

8. На высоком уровне коммуникативная культура класса.

9. Возникающие конфликты в основном решаются коллективным обсуждением проблемы.

10. Педагоги довольны поведением и успеваемостью учеников 8 А класса.

Психолого-педагогическая характеристика класса выглядит таким образом. Но это только каркас документа. Сведения необходимо подавать в более развернутом виде. Тогда характеристика будет более информативной.

Если психолого-педагогическая характеристика класса составлена грамотно, то она может оказаться весьма полезной, например, новому классному руководителю при переходе школьников из младшего звена в среднее. С помощью этой характеристики любой учитель-предметник или педагог-психолог сможет понять, какие ученики учатся в этом классе, разобраться в их личностных характеристиках и в соответствии с этим конкретным контингентом учащихся разработать адекватные методы педагогического взаимодействия.

Ваш комментарий

Источники: http://45minut.info/load/337-1-0-1189, http://allbest.ru/o-3c0a65625a3ac68b5d43b88421306d27.html, http://ucheba55.ru/articles/article-69.html

Комментариев пока нет!

Времена года поделки детей

Стихи про времена года Детские стихи про четыре времени года для дошкольников 5-6 лет детей школьного возраста ЗИМА рисует дерево Простым карандашом. И выглядит растерянной Берёза

Весенние цветы поделки детьми

Поделки весенние цветы в детском саду Делаем веселые ромашки и тюльпаны на зеленом бумажном панно своими руками. Изготовление тематических

Весенние поделки детьми 5 6

Весенние поделки с детьми Малыши дошкольного возраста очень любят создавать всевозможные поделки своими руками. Это не только интересное

Веселые поделки для детей на день смеха

«1 апреля — День Смеха!» Конкурс «Чудной человечек своими руками из шариков» Евгения Андреева «1 апреля — День Смеха!» Конкурс «Чудной человечек своими руками из шариков» Каждый ребёнок

Интересно