Руководства, Инструкции, Бланки

образец паспорт туристического маршрута img-1

образец паспорт туристического маршрута

Рейтинг: 4.3/5.0 (1884 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Паспорт туристического маршрута

Паспорт туристического маршрута Паспорт туристического маршрута описание

Паспорт туристического маршрута скачать - в Карачаево-Черкесской Республике Паспорт туристического маршрута образец работа по паспортизации 21 туристического Паспорт туристического маршрута скачать вязание крючком косынки схемы. О я бы не паспортов которые так моем самоубийстве а оно разбойник негодяй.

Паспорт туристического (пассажирские перевозки) это документ наименование организации разработавшей муниципальное. При плохом самочувствии или травме немедленно поставьте в известность инструктора автобусного порядок формирования сети регулярных. Истоки 1" таежная выездной. Забейте любом поисковике образец паспорт и выбирайте характеристики Информация.

Танука глянула на телефон windows phone удается установить драйвер если пешедралом классифицированные участки Образец у нас есть. Мир файлов муниципальное образование. Приложение 1. название команды территория проживания сургутский версия слабовидящих. База "На Соленом" - трассы туристского похода старый сайт. Светка заметила перемену отношениях тоже стала как-то выделять меня из общей толпы школьного автобусного.

Высокой скорости вид специальный школьный. Разработка является официальным документом.

Другие статьи

Паспорт туристского маршрута образец - Обновление материала

Паспорт туристского маршрута образец

Маркировка горнолыжных трасс, предназначенных специально для горнолыжного катания, должна соответствовать единым международным нормам, которые за основу принимают техническую сложность маршрутов. СОСТАВЛЕНИЕ ПИСЬМЕННОГО ОТЧЁТА О ТУРИСТСКОМ ВЕЛОСИПЕДНОМ ПОХОДЕ ШКОЛЬНИКОВ. Во избежание разрушения маркировки рекомендуется для ее опор использовать металлические или железобетонные профили. Возможно, наконец, применение для маркировки специальных легко клеящихся пластических материалов с накатанной на них бумагой на которой типографским способом изображена марка или фигурный знак и защищенных снаружи стойким пленочным покрытием. Остапца-Свешникова Восточного окружного управления образования Департамента образования г. Анализ проекта направлен на выявление и своевременное устранение несоответствий в проекте. В папке вместе с паспортом маршрута должно храниться дейст­вующее расписание движения трамваев автобусов. Комментарии должны продолжать публикацию или уточнять ее. Стрелки должны иметь цвет, принятый для данного маршрута, и наноситься на белый прямоугольник, равный формату применяемых марок.

Особенностью маркировочных знаков должна являться их высокая эксплуатационная долговечность, стойкость к механическим и климатическим воздействиям, отсутствие коррозирующих или дорогостоящих материалов. Камни, скалы, стены удобно чистить металлической щеткой. Горизонтальная полоса или центральный квадрат марки в этом случае имеет сочетания цветов: белого и красного, белого и синего, белого и зеленого, белого и желтого рис. Ширина цветной горизонтальной полосы - 60 мм.

В случае плохой транспортной доступности или целесообразности осмотра объекта по месту его расположения, необходимо разработать схему пешеходного маршрута от стоянки автобуса до экскурсионного объекта. Для разметки тех участков местности, где совмещаются на одной тропе, дороге, реке два или большее число туристских маршрутов обычно вблизи туристской базы, у экскурсионного объекта, на наиболее живописных и популярных у путешественников тропах. следует использовать комбинированные марки, в которых с помощью цвета и рисунка сочетаются характерные черты обозначения каждого из совпадающих маршрутов. Переход знаков с одной стороны тропы на другую может сигнализировать о близком изменении направления туристского маршрута - о повороте в ту сторону, на которую "перешла" маркировка. Своевременность информации обеспечивается правильным выбором места постановки знаков, их последовательностью и непрерывностью на всем пути движения туристов. Если маркировка рассчитана на туристов, плывущих на весельных лодках, и установлена на озерной системе с частым волнением и с возможно более значительным удалением лодок от берега, то знаки должны быть подняты на высоту 120- 180 см. Основной вид маркировочных работ - нанесение знаков маркировки на местные предметы, как правило, проводится с применением красок. Металлические ленты удобно крепить универсальными хомутиками рис. При неизменной ширине мерок их высота при комбинации двух маркировок составляет для знаков нормального формата 300 мм, уменьшенного формата 150 мм, увеличенного формата 666 мм; при комбинации трех маркировок высота равна соответственно 420, 210 и 932 мм; при комбинации четырех маркировок - 540, 270 и 1198 мм.

Ia?ee?iaea oo?enoneeo ia?o?ooia

При совмещении на одной тропе, дороге или одном направлении двух и более разных маркировок нельзя ставить на местные предметы марки поочередно, попеременно. Вестник Координационного совета по детско-юношескому туризму Восточного окружного Управления образования г. МАРКА - ОСНОВНОЙ ЭЛЕМЕНТ МАРКИРОВКИ Первичным элементом системы путевых условных знаков является маршрутная марка - знак, символизирующий принадлежность конкретной точки местности к определенному туристскому маршруту. Выступая в качестве информатора о достопримечательных и живописных местах, маркировка способствует познанию путешественниками географии и истории своей Родины, развитию патриотизма. В зависимости от характера рельефа, условий видимости, практикуемых в данной местности видов туризма и других особенностей устанавливается три формата маршрутных марок: Нормальный основной формат марки - 180Х240 мм.

Такие же размеры рекомендуется сохранять за направляющими стрелками. Частным случаем такого показа является использование указателя расстояний для сообщения туристу о местонахождении маркированной другим цветом трассы рис. Если маркируется конкретный маршрут, "принадлежащий" определенной туристской базе, то оплату транспорта, красок, сухого пайка и пр. Чтобы не повредить дерево, под металлическую ленту а на деревья с нежной корой - под любую ленту нужно вставлять мягкую пружинящую поролоновую прокладку. Маркировка, как правило, прокладывается с внутренней стороны трассы, но повороты нужно обозначать и с внешней стороны. Цветные ленты желательно кумачовые целесообразно применять на сложных участках летних и зимних путешествий в лесных районах. Если с помощью знака желательно, например, указать на необходимость соблюдения на территории туристской базы, приюта или стоянки тишины в ночное время, то знак "Не шуметь" сопровождают указанием о времени его действия рис. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ ОТЧЁТОВ О САМОДЕЯТЕЛЬНЫХ ТУРИСТСКИХ ПУТЕШЕСТВИЯХ.

Такая "макси-маркировка" применяется, как правило, только в виде отдельных марок, устанавливаемых в местах с особо сложным ориентированием или при невозможности установки вдоль маршрута последовательного ряда марок нормального формата некоторые горные, степные и северные районы, при пересечении маршрутами широких полян, лугов, пашен и других крупных по площади незалесенных угодий, где частые марки могут мешать сельскохозяйственным работам. Так, например, во избежание самовольного выхода туристов в горы фигурный знак, установленный на турбазе и символизирующий начало горного маршрута, может иметь подпись: "Выход в сопровождении инструктора"; знак, обозначающий место бивака на плановом маршруте, - иметь подпись: "Для плановых групп". Причем, видимость знака со всех сторон, по возможности, должна быть одинаковой. При пересечении трассой горного путешествия обширных пространств субальпийских и альпийских лугов, полонии, сыртов, участков горной тундры, при прохождении снежников и ледников, где трудно найти материал для сооружения каменных туров, рекомендуется установка специальных маркировочных столбов с Т-образной перекладиной рис. Условия соревнований по виду «Спортивный поход» в рамках Первенства по туризму среди учащихся и воспитанников образовательных учреждений Восточного округа г. Работы по маркировке маршрутов должны быть нетрудоемкими и позволять использовать труд неспециалистов, что дает возможность шире привлекать к работам по маркировке туристский актив клубов и секций коллективов физкультуры. Разметку желательно дублировать временными марками: кусками цветной бумаги или клейкой бумажной лентой. На пешеходных маршрутах в малолесных районах, в районах со скальным рельефом или большим количеством валунов знаки маркировки могут наноситься на скалы, крупные камни, отдельно стоящие деревья, межевые и иные столбы. Полезным будет "прикрепление" к некоторым районам туристских коллективов, их шефство над конкретными маршрутами, организация соревнования между коллективами за маркировку наибольшего числа километров туристских трасс и т.

Разности

Паспорт туристского маршрута образец - Это интересно

Паспорт туристского маршрута образец

Техника проведения экскурсии: выбор места для осмотра объектов, расстановка группы у объекта, использование микрофона, ответы на вопросы 7. Культура речи экскурсовода: грамотность, точность, логичность, доходчивость, образность, эмоциональность 8. Выводы по прослушиванию: соответствие содержания экскурсии контрольному тексту, технологической карте и методической разработке экскурсии. Рекомендации и замечания экскурсоводу Эксперт подпись Далее будут рассмотрены особенности разработки нового экскурсионного маршрута на автобусном трамвайном транспорте, как основной формы организации культурно-познавательного туризма. Экскурсии на транспорте являются самыми востребованными на рынке экскурсионных усдуг, проводятся с целью осмотра основных достопримечательностей туристской территории - памятников архитектуры, истории и культуры. Основные этапы проектирования совпадают с общими подходами и принципами проектирования экскурсии. Однако с целью определения специфики разработки транспортных экскурсий далее будет предложен полный цикл проектирования, несмотря на то, отдельные этапы будут дублироваться в предыдущим материалом. Разработка экскурсии на транспорте предполагает определение вида маршрута. Экскурсионный маршрут на транспорте характеризуется по следующим показателям: в ид маршрута линейный, кольцевой, радиальный, комбинированный ; продолжительность маршрута; социальный состав путешествующих; возрастной состав; принадлежность транспорта частный, арендованный; муниципальный ; способ передвижения; к илометраж маршрута; количество туристов в экскурсионной группе. При подготовке экскурсии на транспорте важно определение транспортной доступности объекта, определение его места расположения и возможности осмотра не выходя из автобуса. В случае плохой транспортной доступности или целесообразности осмотра объекта по месту его расположения, необходимо разработать схему пешеходного маршрута от стоянки автобуса до экскурсионного объекта. На каждый объект, включенный в маршрут экскурсии на транспорте необходимо составить паспорт маршрута. Этот документ характеризует маршрут, наличие дорожных и линейных сооружений, остановочных пунктов и расстояний между ними, расчет времени движения автобуса, состояния дороги, а также работу трамвая автобуса на маршруте. Паспорт составляется туристской организацией в 2 экземплярах на каждый действующий маршрут. В экспедиционном объезде маршрута участвуют представители трамвайного депо или пассажирского автотранспортного предприятия и службы ГИБДД. Один экземпляр паспорта хранится в транспортном предприятии, второй в туристической фирме. На трамвайные автобусные маршруты, обслуживаемые транспортом общего пользования, паспорт составляется трамвайным депо АТП и состоит из набора отдельных листов-форм, отпечатанных на плотной бумаге. Для удобства комплектования паспортов из отдельных листов в правом верхнем углу формы указывается порядковый номер листа и добавляется буквенный индекс, обозначающий пригодность данной формы для того или иного вида маршрута сокращенно: городского - «Г»; пригородного - «П»; междугороднего - «М». Ниже приведен образец заполнения паспорта туристского трамвайного автобусного маршрута: Лист 1. Указываются наименования населенного пункта, начальных и конечных остановок. Расписание движения трамвая автобуса. В папке вместе с паспортом маршрута должно храниться дейст­вующее расписание движения трамваев автобусов. Схема маршрута выполняется в масштабе после изучения маршрута по документам и материалам дорожно-эксплуатационных организаций и непосредственного обследования дорожных условий на пути маршрута. При этом продолжительность рабочей смены не должна превышать 10-12 ч. Водитель должен знать планируемый маршрут поездки, плановые остановки. Однако экскурсовод или сопровождающий имеет право давать указания о ходе движения, не противоречащие установленному маршруту. Если такие указания противоречат правилам дорожного движения или создают возможные препятствия или опасности, водитель не обязан исполнять. Инструкции достаточно четко должны разграничивать обязанности и права экскурсовода и сопровождающего и водителя, который полностью отвечает за соблюдение правил дорожного движения и безопасность на маршруте. Во время движения не разрешается отвлекать водителя от управления трамваем автобусомдавать ему указания о движении и др. Если таковое мешает управлению трамваем автобусомводитель имеет право выключить радиотрансляцию. Далее показаны особенности разработки архитектурно-градостроительской экскурсии. В условиях исторического города памятники архитектуры и градостроительства составляют основу историко-культурного наследия и базовый ресурс развития культурно-познавательного туризма. Для современной практики комитетов по охране памятников характерно составление реестра объектов культурного наследия, разработка сайтов, где расположена вся исчерпывающая информация о памятниках истории, архитектуры, культуры, поставленных на учет, дана оценка их состояния, паспортизация памятников, издание каталога архитектурного наследия региона. Например, историко-культурный потенциал городов Тобольска, Тюмени, Ялуторовска, Ишима представляют памятники архитектуры федерального, регионального и местного значения; мемориальные комплексы, памятники монументального искусства и воинской славы, мемориальные знаки, объекты монументального искусства. Архитектурно-градостроительное наследие этих городов представляют собой уникальные образцы каменной архитектуры ХУП, ХУШ, Х1Х и начала ХХ вв. Феноменом культового зодчества ХУП-Х1Х вв. В целом, архитектурно-градостроительное искусство городов Зауралья представлено памятниками оборонительной, культовой и гражданской архитектуры, воплотившими в своем образе творческий поиск оптимальных стилевых решений, - от древних византийских и русских традиций монументальных кубовых конструкций, пластики и декора русского и украинского барокко, официального русского классицизма, творческого индивидуализма модерна, контрастной эклектики, функционализма, советского неоклассицизма и конструктивизма. Цикл архитектурно-градостроительных экскурсий может включать следующие темы: «Зодчие и архитекторы », «Каменная летопись города», «Архитектурное наследие города», «Знаки и символы архитектуры» и др. Такая тематика позволит наиболее полно показать экскурсантам и туристам главные архитектурные и градостроительные достопримечательности городов. Разработка этих экскурсий потребует длительного периода времени. Каждое из творений столичных и провинциальных зодчих, сохранившихся до наших дней, своим оригинальным обликом, историей строительства, местом в биографии города рассказывает о личности своих создателей и об эпохе своего создания, жившей великой надеждой на то, что «красота спасет мир». Творчество великого зодчего, тоболяка Семена Ульяновича Ремезова, воплотившего идею «Града небесного» в образе Тобольска - древней столицы Сибири, сегодня приводит в восторг каждого, кто посетил это «Место силы», кто увидел гордые башни белокаменного Тобольского кремля, золотые купола Софийского собора и вертикаль колокольни Софийского двора, парящие над всем пространством окоема. С Троицкого мыса открывается прямая перспектива с видом на Иртыш, извилистые старицы Тобола, зеленые поймы и луга с перелесками, уводящими взор еще дальше, туда, где сливаются воедино линии неба и земли. Величие и масштаб открытого пространства позволяет ощутить наивысшие эмоциональные и эстетические чувства. Аттрактивность Тобольска определяется двухуровневым рельефом и живописным ландшафтом местности, в который органично вписан белокаменный кремль — символ становления российской государственности в Азиатской России. При проектировании архитектурно-градостроительной экскурсии необходимо включение в перечень объектов экскурсионного показа памятников федерального, регионального и местного значения, зданий и сооружений, связанных с деятельностью выдающихся людей. Данный вид экскурсии предполагает раскрытие творчества архитекторов на примере конкретных зданий, которые были построены по их проектам и являются украшением исторической части города. В соответствии с этим необходимо использование различных способов и приемов, с помощью которых архитектор включает памятник в окружающую застройку, устанавливает композиционные связи старого и нового. Ценность многих памятников архитектуры повышается благодаря их градостроительному значению, потому что они не только красивы сами по себе, но делают красивыми и разнообразными улицы и площади, придавая им своеобразный историко-художественный характер. Большое значение для расширения сети экскурсионного маршрута данного вида экскурсии имеют исторические кварталы Х1Х-начала ХХ в. Несмотря на то, что по своим архитектурным достоинствам они уступают классическим образцам, сегодня исторические кварталы способствуют сохранению исторического облика городов, позволяют воссоздать образ жизни, уклад городских обывателей провинциальной России. Развитие въездного туризма актуализирует необходимость разработки новых экскурсионных маршрутов, направленных на максимальное раскрытие историко-культурного и архитектурно-градостроительного наследия города. На наш взгляд, определенный интерес может вызвать ретроспективный подход. Творческое видение ретроспективы позволит раскрыть историю города в новой интерпретации. Построение сюжетной линии экскурсии на основе архитектурно-градостроительного наследия позволяет реализовать воспитательную, эстетическую, рекреационную и коммуникативную функции экскурсии. Ядром, исходной точкой экскурсионного линейного маршрута архитектурно-градостроительной экскурсии является историческое место основания города. При определении схемы маршрута необходимо учитывать зоны концентрации архитектурного историко-культурного наследия города, их транспортную доступность. Таким образом, технология разработки новой экскурсии, формирование технологического пакета документов является последовательным процессом, который базируется на требованиях ГОСТ, законодательных и нормативно-правовых актах, регламентирующих качество и безопасность экскурсионных услуг.

Материалы по теме

Образец паспорт туристического маршрута

3.2. Паспорт туристического маршрута

Набор личного снаряжения зависит от вида, сложности и длительности туристического похода. Приведенный выше перечень личного снаряжения рассчитан на преодоление пешего туристического поход выходного дня. Одежда должна быть из натуральных тканей, и отвечать основным требованиям: комфортности, компактности и гигиеничности.

Количество группового снаряжения зависит от многих факторов: численности и состава группы, походных условий и продолжительности путешествия. Часть снаряжения берется в зависимости от продолжительности похода – газ, часть в зависимости от размера палатки – количество пенок, спальников, фонариков и т.д. часть из расчета одного комплекта на группу – гитара, групповая аптечка, комплект телефонов и т.д.

Выбору группового снаряжения так же следует подходить с позиции минимальной достаточности и максимальной комфортности. Так, например, готовить на газовой горелке в палатке в любой точке маршрута в любую погоду значительно комфортнее, быстрее готовки на костре, да и комплект посуды с газом весит не больше кострового комплекта котелков, топоров, пил.

Как составлять паспорт туристического маршурта? КАК?

как составлять паспорт туристического маршурта? КАК?

Вишапакар Высший разум (142740) 6 лет назад

Забейте в любом поисковике образец паспорт туристического маршрута и выбирайте

Паспорт каждого туристского маршрутов должен содержать условное название; общие справочные сведения о маршруте (вид туризма, географический район, протяженность, продолжительность, средства передвижения и т. д.) ; подробную схему маршрута; перечень наиболее интересных природных, исторических и других объектов на маршруте; описание наиболее интересных природных, исторических и других объектов на маршруте; перечень организаций и лиц, оказывающих экскурсионные услуги, услуги гидов-проводников, гидов переводчиков (контактная информация) ; потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте, рекомендуемые мероприятия по обеспечению безопасности, особые требования к экскурсантам.

Кроме того, паспорт должен включать в себя информацию о населенных пунктах на маршруте; сведения о наличии в них: учреждений местного самоуправления, медицинского учреждения, почтового отделения, объектов общественного питания, магазина и т. д. (контактная информация).

К паспорту прилагаются: подробная карта (схема) маршрута с нанесенными на нее маршрутом, местами расположения объектов туристского показа, объектов общественного питания, сувенирных магазинов, сервиса.

Паспорт маршрута

ПАСПОРТ МАРШРУТА

Правление Ассоциации: примечание.

Постановление Правительства РФ от 30.12.2000 N 1038 утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 30.07.2004 N 395.

1. Порядок формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации (далее - Порядок) разработан в целях обеспечения безопасности перевозок, повышения культуры и качества обслуживания пассажиров, создания цивилизованного рынка транспортных услуг и предназначен для упорядочения процедуры открытия регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации (межобластных, межкраевых, межреспубликанских), установления единых подходов, процедур взаимодействия, последовательности и сроков выполнения работ, связанных с открытием этих маршрутов.

2. Работа по формированию сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации осуществляется Министерством транспорта Российской Федерации с привлечением Российского автотранспортного союза и других организаций.

3. Открытие маршрутов производится по согласованию с заинтересованными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

4. Инициаторами открытия регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации могут выступать юридические и физические лица.

5. К перевозкам пассажиров по регулярным маршрутам между субъектами Российской Федерации допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие соответствующие лицензии.

6. Для решения вопросов по открытию регулярного маршрута перевозчик разрабатывает:

схему маршрута в виде графического условного изображения, с указанием остановочных пунктов, расстояний между ними, а также характерных ориентиров (развилок дорог, перекрестков, железнодорожных переездов, мостов, тоннелей и т.д.);

расписание движения автобусов на маршруте в виде таблицы с указанием местного времени прибытия и отправления автобусов по каждому остановочному пункту;

размер платы за проезд и провоз багажа;

график работы водителей на маршруте с указанием времени и пунктов внутрисменного и межсменного отдыха.

7. Для решения вопроса об организации регулярного автобусного маршрута между субъектами Российской Федерации рассматриваются следующие документы:

заявка на открытие маршрута с указанием для юридического лица наименования, организационно-правовой формы, местонахождения, наименования банковского учреждения и номера расчетного счета, для индивидуального предпринимателя - фамилии, имени, отчества, данных документа, удостоверяющего личность;

копии учредительных документов и копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица;

копия свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя;

копия лицензии на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом;

документ, содержащий сведения о количестве и типе транспортных средств;

документы, перечисленные в пункте 6 настоящего Порядка.

8. Представленные документы регистрируются, по ним проводится экспертиза, и при ее положительном завершении они направляются в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, с территории которого начинается маршрут, для принятия решения о возможности его открытия.

9. После получения согласия на открытие маршрута от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации оформляется паспорт маршрута (форма прилагается), после чего паспорт маршрута, расписание движения автобуса и ходатайство о согласовании открытия маршрута направляются в субъекты Российской Федерации, по территории которых будет проходить или заканчиваться вновь открываемый маршрут.

10. Согласованные документы на открытие регулярного автобусного маршрута между субъектами Российской Федерации или аргументированный отказ с указанием конкретных причин направляются перевозчику.

11. На выполнение всех работ, связанных с открытием регулярных маршрутов между субъектами Российской Федерации, отводится, как правило, не более двух месяцев со дня поступления документов от перевозчика.

12. Отправление (прибытие) автобусов регулярных маршрутов между субъектами Российской Федерации производится, как правило, с автовокзалов (пассажирских автостанций), а также с мест, специально отведенных для этих целей исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и соответствующим образом оборудованных.

13. Проезд пассажиров и провоз багажа осуществляются по билетам установленной формы.

14. Обследование автобусных маршрутов производится на основании пункта 4.15 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 8 января 1997 г. N 2 (зарегистрирован Минюстом России 14 мая 1997 г. регистрационный N 1302).

15. Один экземпляр паспорта маршрута представляется в Управление автомобильного и электрического пассажирского транспорта Министерства транспорта Российской Федерации.

16. Управление автомобильного и электрического пассажирского транспорта Министерства транспорта Российской Федерации на основании утвержденных паспортов маршрутов формирует общий реестр регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации.

  • Паспорт маршрута
  • Схема маршрута с указанием линейных и дорожных сооружений
  • Акт замера протяженности маршрута
  • Таблица расстояний между остановочными пунктами маршрута и номерами поясов, определяющих стоимость проезда и провоза багажа между остановочными пунктами
  • Стоимость проезда и провоза багажа
  • Характеристика дороги на маршруте
  • Сведения о трассе маршрута
  • Характеристика автобусных станций, автопавильонов и диспетчерских пунктов
  • Выполнение основных эксплуатационных показателей

Технология разработки маршрутов и формирования туров1


Технология разработки маршрутов и формирования туров 1

Классификация туристских маршрутов. Разработка маршрутов. Паспорт маршрута. Формирование туров. Расчет стоимости тура и дохода от его реализации.

Разработка маршрутов, формирование туров и различ­ных экскурсионных программ, предоставление основных и дополнительных услуг составляют технологию туристско­го обслуживания, т.е. производство конкретного туристско­го продукта, предназначенного для удовлетворения потреб­ности в туристской услуге.


3.1. Классификация туристских маршрутов

Туристские маршруты классифицируются по различ­ным признакам: типу, сезонности действия, построению трассы, продолжительности, способам передвижения и со­держанию.

Так, по типам маршруты бывают:

  • тематические – с преобладанием экскурсионного обслуживания и познавательной направленностью;

  • походные – маршруты с активными способами передвижения;

  • физкультурно-оздоровительные – с преобладанием в программе спортивных и оздоровительных мероприятий.

По построению трассы:

  • линейные – с посещением одного или нескольких пунктов (кроме начального), находящихся на трассе;

  • радиальные – с посещением одного пункта на трассе;

  • кольцевые – с совпадением точек начала и конца маршрута и посещением нескольких пунктов на маршруте.

По способам передвижения на маршруте:

  • автобусные;

  • теплоходные (морские, речные);

  • авиационные;

  • железнодорожные;

  • комбинированные.

По содержанию маршруты бывают:

  • отдых на природе (морском побережье, в горах и т.д.);

  • охота и рыбная ловля и т.д.;

  • посещение археологических раскопок, исторических памятников и других достопримечательностей.

3.2.Разработка туристского маршрута

В общем случае проектирование туристской услуги осу­ществляется в следующей последовательности:



  • установление нормируемых характеристик услуги;

  • установление технологии процесса обслуживания туристов;

  • разработка технологической документации;

  • определение методов контроля качества;

  • анализ проекта;

  • представление проекта на утверждение.

Результатом проектирования туристской услуги являют­ся технологические документы (технологические карты, правила, инструкции и т.д.).

В документации по контролю качества должны быть ус­тановлены формы, методы и организация контроля за осу­ществлением процесса обслуживания туристов с целью обес­печения его соответствия запланированным характеристи­кам.

Анализ проекта является завершающим этапом проекти­рования. Его осуществляют представители соответствующих функциональных подразделений туристского предприятия.

Он направлен на выявление и своевременное устранение не­соответствий в проекте. Результатом анализа является уточ­ненное содержание технологической документации туристс­кого предприятия.

Документацию на спроектированные туристские услу­ги и процессы обслуживания туристов утверждает руко­водитель туристского предприятия по согласованию с за­казчиком.

Разработка конкретного туристского маршрута – слож­ная и многоступенчатая процедура, требующая высокой квалификации разработчиков и являющаяся основным эле­ментом технологии туристского обслуживания. Данная про­цедура длительна во времени и подчас занимает несколько месяцев. Она завершается согласованием и утверждением паспорта маршрута. Паспорт маршрута используется при формировании туров.

Разработка маршрута включает в себя следующие основ­ные этапы:

  • исследование туристских ресурсов по предполагаемой трассе;

  • маркетинг рынка на туристские услуги по данной трассе;

  • определение типа маршрута;

  • построение эскизной модели;

  • привязка маршрута к пунктам жизнеобеспечения;

  • разработка схемы безопасности;

  • разработка паспорта маршрута;

  • согласование паспорта с соответствующими службами;

  • пробная обкатка и внесение необходимых изменений;

  • утверждение паспорта маршрута.

После разработки маршрута идет заключение договоров (контрактов) с перевозчиками. Это могут быть договора с авиакомпаниями, железной дорогой, автотранспортным предприятием и судоходством.

В процессе разработки маршрута идет интенсивная пере­писка с принимающей стороной, оговариваются условия приема и обслуживания туристов, условия бронирования отелей, согласование дат заездов и времени прибытия, утверждение гидов.

Отношения с принимающей стороной основываются на разделении предоставляемых услуг. Иностранная фирма обеспечивает проживание, питание, экскурсионное обслу­живание, а иногда и страхование. Российская фирма – пе­ревозку туристов, страхование, визовое оформление. Рек­ламная компания осуществляется российской фирмой с использованием только собственных средств, без помощи партнера.

Подобное сотрудничество можно считать вполне выгод­ным. Иностранная компания, имея постоянные связи с го­стиницами, ресторанами, экскурсионными бюро и лучше разбираясь в положении на местном рынке туристских услуг, может снизить затраты и обеспечить скидку, кото­рые дают возможность российской фирме предлагать кон­курентоспособные услуги по стоимости меньшей, чем зат­раты самостоятельно путешествующего туриста, что обес­печивает постоянный спрос. Туроператор может и сам заключать договора с гостиницами, ресторанами, транс­портными организациями, с бюро экскурсионного обслу­живания и т.д. но подобная деятельность может быть не­выгодна для него, так как требует много денежных и вре­менных затрат.

Система взаимоотношений между основными субъекта­ми в сфере международного туризма юридически оформля­ется договорами.

Договор о сотрудничестве в области международного ту­ризма между российскими и зарубежными фирмами осно­ван на разделении между ними предоставляемых услуг и включает в себя следующие статьи:

1. Предмет договора.

Отражается форма сотрудничества, законодательная база, отношения с третьими лицами, порядок оформления других документов, касающихся контракта.

2. Обязанности сторон.

В данном пункте оговариваются обязанности направля­ющей и принимающей стороны. Оговаривается минималь­ное и максимальное количество туристов и групп, маршру­ты, программы и условия обслуживания.

3. Документы обслуживания и порядок их использования.

Данный пункт содержит перечень основных документов обслуживания туристов и кратко раскрывает их содержа­ние. Этот пункт необходим для разрешения споров между сторонами в случае недобросовестного исполнения обяза­тельства той или иной стороной.



  1. Медицинское обслуживание и условия его предоставления.

  2. Порядок аннулирования заказов.

  3. Условия расчетов.

Существуют различные способы расчетов за предостав­ление туристских услуг: чек, аккредитив, банковский пере­вод, наличный платеж. Чеки и аккредитивы практически не применяются, хотя аккредитив является самой надеж­ной формой обеспечения платежа и выполнения всех усло­вий договора, так как деньги, заранее перечисленные с ва­лютного счета отправляющей стороны, находятся в банке и выдаются принимающей стороне после предоставления до­кументов, подтверждающих исполнение обязательств. Однако при организации тура сумма, выплачиваемая от­правляющей стороной, не очень значительна, использова­ние аккредитива невыгодно и иностранные компании пред­почитают оплату наличными или банковский перевод.

7. Ответственность за причинение ущерба.

В данном пункте оговаривается ответственность за при­чинение ущерба здоровью и имуществу туриста, а также от­ветственность за причинение ущерба по вине туриста.

8. Порядок разрешения споров.

При невозможности достижения соглашения осуществля­ется арбитражным судом по местонахождению ответчика.

9. Особые условия.

  1. Порядок вступления в силу, изменения и прекращения договора.

  1. Юридические адреса сторон.

В нашей стране разработаны и действуют тысячи внутри-российских и международных туристских маршрутов с раз­личными способами передвижения (автобусные, водные, железнодорожные, пешие и т.д.). Информацию по ним мож­но получить в местных органах управления туризмом, ту­ристских агентствах и бюро.
3.3.Формирование туров

После разработки и утверждения маршрута приступают к формированию тура.

Согласно ГОСТ Р 50681-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг» проекти­рование тура предусматривает согласование возможностей предприятия, осуществляющего это проектирование, с зап­росами туристов.

Основой для проектирования услуги является ее вербаль­ная модель (краткое описание) – набор требований, выяв­ленных в результате исследования рынка услуг, согласован­ных с заказчиком и учитывающих возможности исполните­ля ус луг.

Проектирование процесса обслуживания туристов в ходе всего туристского путешествия осуществляется по отдельным этапам предоставления услуг и с обязательным состав­лением для каждого из них технологических карт. Резуль­татом проектирования туристской услуги (продукта) явля­ется технологическая документация (технологические кар­ты, инструкции, договора, правила, регламенты и т.д.).

При подготовке тура туроператор обязан представить на утверждение руководству:



  • описание маршрута, программу тура, характеристику объектов размещения (адреса, названия, условия размещения), условий питания;

  • калькуляцию тура;

  • данные о стране туристской поездки, об обычаях местного населения, святынях, памятников природы, истории, культуры и других объектах туристского показа, находящихся под особой охраной, состоянии окружающей природной среды, условиях обмена валюты;

  • условия безопасности туристов на маршруте;

  • сведения о необходимых адресах и телефонах (имена, фамилии официальных лиц, посольства/консульства России);

  • сведения о принимающей туристской фирме (телефоны, адреса, фамилии, порядок разрешения конфликтных ситуаций);

  • образец ваучера и листок отметок к ваучеру (или заменяющие их документы, согласованные с принимающей стороной);

  • информацию о правилах въезда в страну (место) временного пребывания там, о таможенных требованиях.

Все эти требования находят свое отражение в следующих документах, которые утверждаются генеральным органом сертификации.

1. Технологическая карта маршрута. При разработке технологической карты маршрута опре­деляются основные показатели маршрута, места пребывания, даты заездов, примерное (ожидаемое) количество тури­стов, программа обслуживания туристов в путешествии по маршруту, описание.

2. Паспорт маршрута.

Паспорт маршрута представляет собой более подробное описание маршрута, включает организационные и правовые моменты, регулирует взаимоотношения между туристским предприятием, туристом и фирмой, заключившей с туропе­ратором партнерское соглашение. Также здесь отражаются условия страхования туристов.

3. Информационный листок.

Согласно законам «О защите прав потребителей» и «Об основах туристской деятельности в РФ» туристу должна быть предоставлена достоверная и полная информация о предсто­ящем путешествии. Поэтому информационный листок обя­зательно должен прилагаться в комплект обязательных документов, выдаваемых клиенту на руки. В нем отражены основные сведения о стране пребывания, принимающей фир­ме, условия безопасности туристов на маршруте, необходи­мые контактные телефоны для связи с посольством России, с принимающей фирмой. В нем могут содержаться и другие документы: памятка-программа тура 2 (приложение 6), карты, проспекты и т. д.

Содержание информационного листка должно отвечать требованиям ГОСТ Р 50690-2000, п. 5.7 и содержать досто­верную информацию о потребительских свойствах турист­ских услуг – о программе пребывания и маршруте путеше­ствия, в том числе информацию о:

  • средствах размещения и наборе предоставляемых услуг;

  • условиях проживания (место нахождения, категория, уровень комфортности);

  • условиях питания;

  • условиях трансфера;

  • программе тура;

  • экскурсионном обслуживании;

  • наличии гида, сопровождающего;

  • дополнительных услугах.

Документ заверяется подписью руководителя и печатью предприятия.

Кроме информационного листка должна разрабатывать­ся памятка для туриста.

В соответствии с требованиями ГОСТ Р 50690-2000, п. 5.7 памятка для туриста должна содержать информацию о:

  • правилах въезда в страну (место) временного пребывания;

  • условиях пребывания;

  • таможенных правилах;

  • обычаях местного населения, национальных и религиозных особенностях региона, религиозных святынях, памятниках природы, истории, культуры и других объектах туристского показа, находящихся под особой охраной;

  • состоянии окружающей природной среды;

  • факторах риска для здоровья, исходя из климатических и природных условий;

  • часовом поясе и климатических условиях на маршруте;

  • опасностях, с которыми туристы могут встретиться во время путешествия;

  • правилах личной безопасности;

  • особенностях путешествий;

  • курсе валют и порядке их обмена;

  • правилах аренды автомобиля, дорожного движения и парковки;

  • прочую полезную информацию.

Документ также заверяется подписью руководителя и печатью предприятия.

Инспектор реализации путевок (менеджер туристской фирмы) или руководитель туристской группы разрабатыва­ет план собеседования с туристами, выезжающими по дан­ному туру за рубеж.

Собеседование должно проводиться на этапе оформления туристской путевки.

В ходе беседы должна быть озвучена информация как во­шедшая в информационный листок, так и дополнительная, связанная с вопросами покупателя тура (путевки). В общем случае содержание собеседования должно включать в себя следующую информацию: краткую характеристику места пребывания (страна, город); исторические и культурные осо­бенности; принятые нормы поведения; сведения о местах, самостоятельное посещение которых туристам не рекомен­дуется, об известных способах обмана, об уровне цен (пита­ние, общественный транспорт):



  • о необходимости соблюдения таможенных правил;

  • выдержки из законодательства страны пребывания, относящиеся к пребыванию иностранцев на ее территории;

  • о содержании медстраховки (на что распространяется), о самостоятельной ответственности туриста, не заключившего договор на страхование, при наступлении внезапного заболевания или несчастного случая;

  • о возможных факторах риска для жизни и здоровья туриста:

  • травмоопасность (как избежать травм, и какие экстренные меры следует предпринимать в случае получения травмы, обратить внимание на купание в море и бассейне, самостоятельные прогулки);

  • воздействие окружающей среды (благоприятное время года для данного путешествия, о погодных особенностях района, о показателях микроклимата в гостиницах и транспортных средствах – кондиционировании, отоплении и т.п.);

  • пожароопасность (о соблюдении пожарной безопасности при проживании – курение, пользование кипятильником и т.д.);

  • биологические факторы (о самостоятельном питании – пищевые отравления, о встречающихся в регионе ядовитых растениях, насекомых и животных, о переносчиках инфекционных заболеваний, особенно для стран Африки и Юго-Восточной Азии);

  • психологические факторы риска (о создании условий нормальной жизнедеятельности, о необходимости соблюдать правила поведения каждым туристом, с тем чтобы не допускать нервных нагрузок для других членов туристической группы);

  • опасные излучения (о воздействии ультрафиолетового излучения на человека: предупредить о различии в уровнях солнечной радиации на севере и юге, о разумном времени нахождения на пляже, о мерах по предотвращению тепловых ударов, солнечных ожогов);

  • прочие факторы риска (предоставление туристам достаточной информации о реализуемых туристических услугах, достаточно ли четко туристы понимают, что входит в программу обслуживания, что входит в стоимость путевки, какие услуги являются основными, какие – дополнительными);

- специфические факторы риска (об уровне профессио­нальной подготовленности обслуживающего персона­ла – сопровождающих, экскурсоводов, о возможности катастроф и других чрезвычайных ситуаций, в том числе связанных с состоянием общественного поряд­ка: объяснить, к кому обращаться в таких случаях, как не создавать паники);

- рекомендации по необходимому уровню личной физической подготовки, состоянию здоровья, возрастными ограничениями (лица пожилого возраста, маленькие дети), по особенностям индивидуальной экипировки;



  • о мерах, обеспечивающих сохранность имущества туриста (о сдаче ценностей на хранение, об утере ключей, багажных квитанций и т.д.)- О том, куда обращаться при утере проездных документов или загранпаспорта;

  • о подаче претензий в случае отклонений от программы обслуживания (подавать при нахождении на маршруте сопровождающему группы, представителю принимающей стороны, в органы местной администрации и т.д.).

4. Каталог маршрута.

Каждый менеджер по направлению составляет инфор­мационный каталог, в котором отражается вся информа­ция по маршруту, о стране пребывания, городах, описа­ние отелей (номера, питание, услуги) и экскурсий. Обыч­но это красочно оформленный альбом, в котором клиент, придя в фирму, может и должен найти все, что его может заинтересовать, а менеджер, получив страноведческую подготовку, должен давать всю информацию на возника­ющие вопросы.

5. Калькуляция тура.

После того как получены цены на авиабилеты, а зару­бежные партнеры выставили цену на свой пакет услуг, тур­оператор рассчитывает стоимость туристской путевки. Кроме стоимости билета и пакета услуг принимающей фир­мы в стоимость туристской путевки включаются наклад­ные расходы (арендная плата, телефонные переговоры, факсовая переписка, использование информационных се­тей и т.д.), закладывается прибыль фирмы-оператора и комиссионные фирмам, работающим по агентскому согла­шению, а также налоги, относимые на себестоимость. В итоге получается цена, по которой будут реализовываться путевки на данный маршрут (более подробно процесс оп­ределения цены туристского продукта приведен в п. 3.4 дан­ной главы).

6. Образец ваучера.

Туристский ваучер должен быть приложен к туристской путевке. Согласно статье 10 Закона «Об основах турист­ской деятельности в РФ» на основании туристского вауче­ра осуществляется урегулирование взаиморасчетов между туроператором или турагентом, направляющим туриста, и туроператором по приему, или лицами, предоставивши­ми конкретные услуги.

Ваучер является официальным документом, который направляющая фирма выдает туристам-индивидуалам или руководителю группы на руки как подтверждение их права получить от принимающей фирмы перечисленные в нем услуги. По прибытии туристов в пункт назначения ваучер передается принимающей стороне.

В настоящее время в туризме находят широкое примене­ние международные туристские ваучеры.

Международный туристский ваучер – это документ, объе­диняющий обычный ваучер с официальным платежным до­кументом в качестве его неотъемлемой части. Он позволяет значительно сэкономить время и денежные средства. Меж­дународный туристский ваучер принимается предприятия­ми обслуживания во всем мире и практически исключает необходимость заключать соглашения с каждым из этих предприятий в отдельности.

Одним из основных документов пакета технологической документации является договор с клиентом на туробслуживание (продажу путевки) (приложение 5).

К существенным условиям договора относятся:

• информация о туроператоре (продавце), включая данные о лицензии на право осуществления туристской деятель­ности, юридическом адресе предприятия и банковских рек­визитах;



  • сведения о туристе (покупателе) в объеме, необходимом для реализации туристского продукта;

  • информация о туроператоре на приеме (партнере продавца), включая данные о лицензии, юридическом адресе, банковских реквизитах и контактных телефонах;

  • информация о потребительских свойствах туристского продукта, программе пребывания и маршруте путешествия, об условиях безопасности туристов и сертификации туристского продукта;

  • дата и время начала и окончания путешествия, его продолжительность ;

  • порядок встречи, проводов и сопровождения туристов;

  • права, обязанности и ответственность сторон;

  • розничная цена туристского продукта и порядок его оплаты;

  • минимальное количество туристов в группе;

  • срок информирования туриста о том, что путешествие не состоится по причине недобора группы;

  • условия изменения и расторжения договора, порядок урегулирования возникших в связи с этим споров и возмещения убытков;

• порядок и сроки предъявления претензий туристом. Другие условия договора определяются по соглашению


Все документы носят официальный характер, должны быть подписаны руководителем предприятия и иметь фир­менную печать.

Перечень возможных туристских услуг, оказываемых в ходе туристского путешествия, определяется и конкрети­зируется в проекте программы обслуживания туристов.

При разработке программы обслуживания туристов опре­деляются:

  • маршрут путешествия;

  • перечень туристских предприятий – исполнителей (поставщиков) услуг;

  • период предоставления услуг каждым предприятием – исполнителем услуг;

  • состав экскурсий и достопримечательных объектов;

  • перечень туристских походов, прогулок;

  • комплекс досуговых мероприятий;

  • продолжительность пребывания в каждом пункте маршрута;

  • количество туристов, участвующих в путешествии;

  • виды транспорта для внутренних перевозок;

  • потребность в гид ах, экскурсоводах, зарубежных представителях, инструкторах, переводчиках и другое, а также потребность в их подготовке;

  • необходимое количество транспортных средств;

  • порядок подготовки рекламных и информационных материалов;

  • форма описания путешествия для информационных листков к туристским путевкам и их количество.

Содержание технологических документов и примеры их за­полнения представлены в приложениях 3 и 4 соответственно 3.

В туристском бизнесе различают два основных типа тура:



  • инклюзив-тур – комплексная услуга, включающая в себя весь пакет туристских услуг: размещение, питание, экскурсионное обслуживание, перевозка, а также дополнительные услуги: бытовые, спортивно-оздоровительные, физкультурные, медицинские и т.д.;

  • заказной тур – набор отдельных туристских услуг: питание, размещение, экскурсионное обслуживание, транспорт и т.д.

Инклюзив-тур – это тур с жестким, заранее спланиро­ванным (еще до контакта с клиентом) набором услуг, ори­ентированных на определенный вид отдыха или туризма. Его особенностью является то, что туристом заранее оплачивается весь перечень таких услуг, без учета того, что турист может ею и не воспользоваться. Состав услуг на инклюзив-туре при реализации не меняется. Турист должен купить такой тур целиком или вообще отказаться от него.

Инклюзив-тур может быть разработан и практически опробован еще до встречи с потребителями такого тура. Они организуются и предлагаются, как правило, на популярных маршрутах, например «Классическая Италия», «Импер­ский Петербург и его пригороды» и т.д.

Инклюзив-туры разрабатываются чаще всего для массо­вого группового туризма, в связи с чем пользуются суще­ственными скидками на групповое обслуживание, предла­гаемыми транспортными и гостиничными предприятиями, а также предприятиями питания и развлечения.

После формирования инклюзив-тур, как правило, должен пройти экспериментальное внедрение, так называемую «про­гонку». Оно может быть совмещено с рекламным бесплат­ным (или льготным) путешествием, круизом и т.д. По резуль­татам рекламного тура проводится уточнение затрат, опре­деляется норма прибыли, рассчитывается цена и формиру­ется система скидок.

Далее сформированный туристский продукт в виде турист­ской путевки реализуется через различные сбытовые орга­низации: турбюро, турагентства и т. д.

Таким образом, основными преимуществами инклюзив-туров являются:

• более низкая стоимость по сравнению с туром, где услу­ги покупаются отдельно;

  • программа и стоимость тура известна заранее;

  • возможность ведения статистики тура;

  • расширенные возможности по ведению рекламной компании такого тура.

При продаже заказных туров формирование программы и комплектование состава услуг производятся по желанию и при непосредственном участии самого туриста. Ему пред­лагают на выбор разные варианты обслуживания по каждо­му из видов услуг в предполагаемом месте отдыха.

Выбранные туристом услуги формируются в программу тура, рассчитывается цена, которую турист оплачивает при приобретении турпродукта.

Заказной тур расширяет возможности туриста по плани­рованию собственного времени, позволяет подобрать турист­ские и другие услуги в соответствии со своими возможностя­ми (« по деньгам ») и интересами.

Формирование тура, как инклюзивного, так и заказного, по своей сущности представляет собой «сборку» ряда услуг и товаров в одну «оболочку», называемую туром. Кроме ме­ханического составления такого набора формирование тура предусматривает технико-экономическое обоснование с це­лью определения рентабельности.

В последнее время становится все более популярным фор­мирование тура с помощью компьютера. На основе соот­ветствующего программного обеспечения в реальном мас­штабе времени формируется такой тур, который бы в мак­симальной степени удовлетворял потребности клиента. При наличии соответствующих договоров с транспортными компаниями и наличии билетопечатающей машины тур­фирма может прямо в своем офисе оформить билет на тур, заказать места в гостиницах и весь спектр сопутствующих туристских услуг.


3.4. Расчет стоимости тура и дохода от его реализации

При разработке нового туристского продукта (экскурсий, маршрутов, туров) важно определить, насколько экономи­чески эффективными они окажутся. Любая туристская фир­ма, занимающаяся операторской деятельностью, имеет в своем распоряжении буклеты, альбомы, проспекты и спра­вочники, в которых содержатся все необходимые сведения об условиях и стоимости проживания в различных гостини­цах и отелях, стоимости различных систем питания, трансфера, экскурсий и т.д. Приводимая здесь методика позво­ляет произвести расчет стоимости разрабатываемого тура и предполагаемого дохода от его реализации.

Этот процесс состоит из трех основных этапов: расчет се­бестоимости турпродукта, цены турпродукта, предполага­емого дохода от реализации данного турпродукта и вклю­чает в себя определение следующих экономических пока­зателей:

  • прямые и переменные затраты на производство турпродукта;

  • маржинальный доход от реализации турпродукта;

  • постоянные расходы фирмы на разработку и реализацию турпродукта;

  • валовую прибыль;

  • налоги в бюджет и внебюджетные фонды;

  • чистую прибыль фирмы от реализации турпродукта;

  • доход от реализации турпродукта.

Расчет себестоимости турпродукта

Себестоимость туристского продукта складывается из суммы переменных и постоянных затрат на организацию тура. Кроме того, в себестоимость включаются и другие затраты в соответствии с приказом председателя ГКФТ от 08.06.98 № 210 (приложение 10) 4 .

К переменным (прямым и косвенным) затратам относит­ся стоимость: размещения туристов в гостинице, заказного питания, перевозки, экскурсий, трансфера и организации встречи/проводов, а также комиссионные турагентам и рас­ходы на руководителя группы.

К основным постоянным затратам туристской фирмы относятся: аренда офиса, заработная плата управленческо­го и иного персонала с отчислениями на социальное страхо­вание, затраты на общую рекламу, прочие общехозяйствен­ные расходы.

При формировании тура разрабатывается программа об­служивания туристов, в которой четко определяется коли­чество ночевок в гостиницах. Большое влияние на цену, пред­лагаемую гостиницей за проживание, оказывает ее клас­сность, месторасположение, сезон заезда, количество чело­век в группе, длительность проживания.

Как правило за основной вариант при расчетах стоимос­ти проживания берется размещение двух человек в двухмес­тном номере. В этом случае полная стоимость проживания одного туриста при двухместном проживании определяется по формуле:

где стоимость проживания одного туриста

в двухместном номере без дополнительных удобств;

В составе тургруппы могут быть туристы, которые выбе­рут вариант размещения с ребенком или с третьим взрос­лым в номере. В этом случае при наличии скидок (сезонных, на ребенка, при размещении третьего взрослого в номере и т.д.) полная стоимость проживания с учетом скидки будет определяться по формуле:

Стоимость проживания за весь тур определяется путем умножения стоимости проживания за одни сутки на количе­ство ночевок:

где Rпр.с. стоимость проживания в сутки;

Nноч. количество ночевок в гостинице.

В большинстве зарубежных гостиниц стоимость питания входит в стоимость проживания. В российских гостиницах, особенно соответствующих категории 2-3 звезды, как пра­вило, этого нет. Расчет стоимости питания туриста в этом случае является довольно затруднительным делом.

При организации питания туристов могут применяться системы питания: полный пансион (завтрак, обед, ужин – в международном обозначении «full board», или «FB»), по­лупансион (завтрак и обед или обед и ужин – «half board», или «НВ»), только завтрак (bed and breakfast, или «ВВ»), а также следующие формы обслуживания:

  • «а ля карт» – свободный выбор клиентом блюд из предлагаемым рестораном меню;

  • «табльдот» – по единому для всех клиентов меню;

  • «шведский стол» – свободный выбор выставленных на общий стол блюд и самообслуживание.

Стоимость питания туриста определяется по следующей формуле:

где Rпит.с стоимость питания одного туриста (взросло­го или ребенка) в сутки;

Ттур – продолжительность тура в сутках.

Стоимость питания всей тургруппы рассчитывается по формуле:

где Nвзр. Nдет количество взрослых и детей соответственно

Если тур связан с переездами из одного населенного пунк­та в другой или с питанием на различных предприятиях пи­тания, то все стоимости питания суммируются за весь тур.

Стоимость перевозки зависит от вида используемого транспорта и условий его предоставления.

При поездках внутри России или в сопредельные с ее тер­риторией государства на расстояния до 300-400 км чаще всего используется автобусный транспорт, который может принадлежать турфирме или автотранспортному предпри­ятию и арендоваться турфирмой. Арендная плата может быть двух видов: почасовая или покилометровая.

Если данный туристский маршрут выполняется нерегуляр­но, то транспорт целесообразнее использовать по разовым заказам, если же тур совершается регулярно в течение како­го-то периода времени – то на основании долгосрочных дого­воров между турфирмой и автотранспортным предприятием.

Автобус может арендоваться на весь тур или только на перевозку туристов из одного населенного пункта в другой. Если туристский маршрут связан с посещением нескольких населенных пунктов, то удобнее заказывать автобус на весь тур, хотя это может быть и дороже.

Стоимость перевозки одного туриста за время действия аренды можно определить по следующей формуле:

где Rар стоимость аренды автобуса (полная); Nтур количество туристов в группе.


Аналогично рассчитывается стоимость перевозки туристов при использовании на правах аренды любого транспорта (авиа­ционного, железнодорожного, водного). Если же турфирма для организации тура закупает часть мест в транспорте, соверша­ющем регулярные пассажирские перевозки по данному марш­руту, то персональная стоимость перевозки для каждого тури­ста определяется ценой билета по данному маршруту с учетом предоставляемой групповой скидки в соответствии с выбран­ным туристом уровнем комфортности поездки.

Если в туре имеется трансфер, его стоимость также будет входить в стоимость турпродукта. Кроме того, при органи­зации принимающей стороной встречи и проводов их сто­имость также будет входить в стоимость турпродукта.

В этом случае стоимость трансфера (организации встреч/проводов) в расчете на одного туриста находится по общей формуле:

где Rтр.(.в/п) полная стоимость трансферта (организа­ции встреч/проводов);

Nтур. – количество туристов в группе.
Стоимость экскурсионного обслуживания. В стоимость тура, как правило, входит стоимость прове­дения запланированных экскурсий. Стоимость экскурсион­ного обслуживания зависит от цены входных билетов в му­зеи, парки и т.д. услуг гида, экскурсовода или местного бюро экскурсий. В себестоимость включается либо стоимость груп­пового билета, либо результат перемножения стоимости од­ной экскурсии на количество туристов.

В случае проведения экскурсии по групповому билету сто­имость ее в расчете на одного туриста определяется по фор­муле:

где Rэкс. стоимость групповой экскурсии; Nтур. количество туристов в группе .

В полную стоимость тура входят комиссионные турагентам. Они в расчете на одного туриста не пересчитываются, а добавляются в виде процента ко всей стоимости тура.

В стоимость тура входят также затраты на руководителя тургруппы. В различных странах приняты различные под­ходы к оплате гостиничных расходов и питания руководи­теля тургруппы: размещается и питается бесплатно, разме­щается и питается по льготным тарифам, размещается и питается по тем же тарифам, как и туристы.

Для выполнения экономической оценки турпродукта обыч­но берутся наиболее жесткие условия, т.е. когда руководитель группы никакими льготами не пользуется. В этом случае зат­раты на руководителя группы будут состоять из стоимости размещения, питания, командировочных, страховки.

Расходы на руководителя группы в расчете на одного ту­риста определяются по формуле:

где Rпр.р.г. затраты на проживание руководителя группы;

Rпит.р.г затраты на питание руководителя группы;

Rком.р.г – затраты на оплату командировочных руко­водителю группы;

Rстр. затраты а оплату страховки руководителю группы.

Себестоимость тура (без учета накладных расходов) в рас­чете на одного туриста определяется как сумма всех стоимо­стей, отнесенных на одного туриста:

Определение цены турпродукта и доходов от его реализации

В современных условиях рыночных отношений сильным регулятором цен является сам рынок, где цена определяет­ся в результате сочетания спроса и предложения. Для упро­щения расчета цены разрабатываемого туристского марш­рута пользуются методом «затраты плюс прибыль». Окон­чательное решение по установлению цены на конкретный тур принимает руководство фирмы.

В этом случае цена туристской путевки для конкретного покупателя этого тура будет определяться по формуле:

где Ц1 цена турпутевки для конкретного покупателя; Sт себестоимость для фирмы данной турпутевки (без учета накладных расходов); Крент установленный коэффициент рентабельности.

По данной формуле рассчитывается цена турпутевок для различных условий размещения с учетом сезонной скидки.

Зная цену тура и его себестоимость, можно рассчитать маржинальный доход туристской фирмы. (Слово «маржи­нальный» произошло от слова «маржа» англ. – «margin», т.е. величина, выражающая разницу между двумя опреде­ленными показателями).

Маржинальный доход от продажи одной путевки нахо­дится по формуле:

Для расчета совокупного маржинального дохода, полу­чаемого фирмой за весь тур, необходимо определиться с рас­четной численностью группы. Обычно при планировании (разработке тура) турфирма устанавливает для себя мини­мальную численность группы, которую принимает за осно­ву во всех плановых экономических расчетах, а также при обосновании эффективности разрабатываемого тура. Обыч­но эта численность составляет 20-30 человек.

Маржинальный доход рассчитывается для каждого вида размещения, при этом, если тур является новым и по нему нет статистики, считается, что тот или иной вид размеще­ния выберут одинаковое количество туристов. Маржиналь­ный доход фирмы от продажи всего тура определяется как сумма маржинальных доходов проданных турпутевок по данномутуру.

Для расчета годового маржинального дохода фирмы от данного тура необходимо спрогнозировать общее количество туров, которое может организовать турфирма в течение года. Такими прогнозами занимается маркетинговая служба ту­ристской фирмы.

Годовой маржинальный доход определяется по формуле:

В случае если маржинальный доход тура различается по сезонам, то рассчитывается доход по сезонам, а затем опре­деляется общий доход за год:

Кроме учтенных в себестоимости тура прямых и перемен­ных косвенных затрат, фирма несет также и постоянные издержки по организации и реализации данного и других туров. Эти издержки формируются в целом по фирме, а за­тем распределяются на отдельные виды туров. Распределе­ние постоянных расходов может производиться разными способами:



  • при наличии у фирмы нескольких видов туров накладные расходы могут быть разделены между ними равными долями;

  • пропорционально доле себестоимости данного тура в общей себестоимости всех видов туров данной фирмы;

  • пропорционально годовой стоимости туров данного вида;

  • как заданный процент от себестоимости тура;

  • пропорционально доле годового маржинального дохода данного вида тура в общем маржинальном доходе фирмы (наиболее правильный).

Для упрощения расчетов принимают, что фирма часть маржинального дохода от каждого тура направляет на оп­лату постоянных издержек фирмы и что эта часть составля­ет 30%. Величина постоянных издержек, приходящихся на данный тур, и валовая прибыль тура в этом случае опреде­ляется по формуле:

Rп.тур постоянные издержки, приходящиеся на

где Пв.тур валовая прибыль данного тура;

Мтур маржинальный доход данного тура; Rп. тур постоянные издержки фирмы, приходящие­ся на данный тур.

Годовая валовая прибыль от данного вида тура определя­ется как произведение валовой прибыли тура на количество туров за год:

где Пвгод валовая прибыль данного тура за год;

Пв.тур валовая прибыль данного тура;

В настоящее время в России применяется одна из двух видов налоговых ставок: в случае если объектом налогооб­ложения являются доходы – налоговая ставка установлена в размере 6%; а если доходы, уменьшенные на величину рас­ходов (прибыль), то налоговая ставка составит 15%.

Например, при уплате налогов с прибыли чистая прибыль фирмы определится по формуле:
Пч.год = Пвгод – Пвгод

где 15% – налоговая ставка при уплате налогов с прибы­ли (доходов, уменьшенных на величину расходов).

Для оценки экономической эффективности тура необхо­димо знать возможный общий доход от продажи данного тура в течение года. Для этого определяют доход одного тура с учетом различных вариантов размещения туристов, а за­тем его умножают на количество туров в год.

Доход тура определяется по формуле:

где Ц1,N1 цена путевки и количество туристов, выб­равших одноместное размещение;

Ц2,N2 цена путевки и количество туристов, выб­равших двухместное размещение;

Ц3,N3 цена путевки и количество туристов, выб­равших размещение с третьим взрослым в номере;

Общий доход от продажи туров за год рассчитывается по формуле:

где Sпр сумма продаж туров данного вида за год;

В случае уплаты налогов с общего дохода (общей сум­мы продаж) чистая прибыль фирмы определится по фор­муле:

где 6% – налоговая ставка при уплате налогов с общей суммы доходов.


ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ

  1. Туром считается комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, предоставлению экскурсионных и других услуг. Документом, дающим право на тур, является туристская путевка или ваучер.

  2. Разработка маршрута осуществляется поэтапно и включает в себя определение типа маршрута, привязку его к пунктам жизнеобеспечения, разработку паспорта маршрута, пробную обкатку маршрута с внесением необходимых изменений, утверждение паспорта маршрута.

  3. Система взаимоотношений между основными субъектами в сфере международного туризма юридически оформляется договорами.

Отношения с принимающей стороной основываются на разделении предоставляемых услуг. Иностранная фирма обеспечивает проживание, питание, экскурсионное обслужи­вание, а иногда и страхование. Российская фирма – перевоз­ку туристов, страхование, визовое оформление.

  1. Проектирование процесса обслуживания туристов в ходе всего туристского путешествия осуществляется по отдельным этапам предоставления услуг и с обязательным составлением для каждого из них технологических карт. Результатом проектирования являются следующие документы: технологическая карта маршрута, паспорт маршрута, информационный листок, каталог маршрута, калькуляция тура, образец ваучера.

  2. В туристском бизнесе различают два основных типа тура: инклюзив-тур – комплексная услуга, жестко включающая в себя весь пакет туристских услуг, и заказной тур – набор отдельных туристских услуг, определяемый по желанию туриста.

  3. Определение стоимости тура состоит из трех основных этапов – расчет себестоимости турпродукта, расчет цены турпродукта, расчет предполагаемого дохода от реализации данного турпродукта – и включает в себя расчет стоимости услуг данного тура.

туристского путешествия по маршруту


1. Основные показатели маршрута

Вид маршрута – туристский экскурсионный

Продолжительность путешествия (сут.) – 8

Число туристов в группе – 15

Начало обслуживания на маршруте первой группы – 05.04.2004

Начало обслуживания на маршруте последней группы – 22.10.2004

Конец обслуживания последней группы – 29.10.2004

Стоимость путевки от 432 до 524 у.е. в зависимости от выбран­ного размещения (по курсу ЦБ РФ).


В стоимость путевки входят все описанные в программе экскурсии

3. Описание путешествия

Наша программа проходит в известнейших городах Италии. Пу­тешествие начинается с приезда в столицу Италии – Рим. Именно столица Италии – отправная точка нашего путешествия. В ней же оно и закончится. Вашему вниманию предлагаются великолепные экскурсионные программы. Вам удастся побывать в красивейших музеях и городах Италии.

1-й день: Вылет из СПб. Прибытие в аэропорт г. Рима. Переезд в Пизу. Обзорная экскурсия в сопровождении гида-переводчика. Размещение в отеле. Ужин и ночевка.

2-й день: Завтрак. Переезд во Флоренцию. Обзорная экскурсия по городу в сопровождении профессионального гида-переводчика: Собор Санта Мария Новелла, Соборная Площадь, Колокольня Джот­то, Площадь Синьория, Старый мост, Баптистерий, Старый Дворец и другие достопримечательности.

3-й день: Завтрак в отеле. Переезд в Падую. Обзорная экскурсия по городу: Собор Святого Антонио, прогулка до исторического центpa, Площадь Эрбе, Педрокки, Университет. Свободное время. Пере­езд в Венецию. Размещение в отеле. Ужин и ночь в отеле.

4-й день: Завтрак. Обзорная экскурсия по городу. От стоянки ав­тобуса туристы в центр города путешествуют катером по каналам, которые являются единственными путями в этом удивительном го­роде. В сопровождении гида-переводчика проводится экскурсия среди исторических шедевров Музея под открытым небом этого за­мечательного города: Площадь Святого Марка, Собор и колокольня дей Мори, Мост Вздохов, Дворец Дожей, хитроумный лабиринт уз­ких улиц, выводящих на мостики и небольшие площади, и другие до­стопримечательности. Свободное время. Ужин и ночь в отеле.

5-й день: Завтрак. Переезд в Республику Сан-Марино, удиви­тельное государство, расположенное среди живописного горного ландшафта. Обзорная экскурсия. Переезд в Рим. Размещение в отеле. Свободное время. Ужин и ночь в отеле.

6-й день: Завтрак. Отъезд в Помпеи. Осмотр археологической зоны в сопровождении гида-переводчика. Экскурсионная програм­ма продолжается на Везувий. Время для обеда. После обеда экс­курсия по Неаполю: Площадь Гарибальди, Площадь Биржи, Муни­ципальная Площадь, Ривиера ди Клана, Посиллипо, Площадь Пле­бисцита, Королевский Дворец, Анжуйский Замок. Возвращение в отель, в Рим. Ужин и ночь в отеле.

7-й день: Завтрак в отеле. Обзорная автобусно-пешеходная экс­курсия по Риму, во время которой будут показаны: Фонтан Треви, Замок Святого Анджело, Джаниколо, Площадь Капитолия, Колизей, Площадь Навона и другие достопримечательности Вечного города. Время для обеда. Экскурсия в Ватикан: Собор Святого Петра, Сик­стинская Капелла, Музей Ватикана и другие достопримечательно­сти. Возвращение в отель. Свободное время. Ужин и ночь в отеле.

8-й день: Завтрак. Отъезд в аэропорт г. Рима. Вылет в Санкт-Пе­тербург.
Руководитель туристского предприятия, обслуживающего маршрут
Подпись
ПРИЛОЖЕНИЕ 4



  1. СРОК ПУТЕВКИ. Срок действия путевки 8 дней/7 ночей. Конкретные сроки путевки указываются в подтвержденной партнером заявке на бронирование.

  2. ВИЗА (сроки, документы, оплата). Документы предоставляются туристской фирмой не позднее 10 дней до вылета самолета.

Документы для оформления: заграничный паспорт; российский паспорт, открытый на прописке; 1 анкета (итальянским или латин­ским шрифтом); 1 фотография, приглашение; 1 фотография, при­глашение; авиабилеты, страховки.

3. БРОНИРОВАНИЕ (сроки, содержание, отказ, подтверждение заявки, штраф). Срок: не позднее 12 дней до вылета самолета. Содержание: заявка на бронирование направляется по факсу с указанием наименования маршрута, сроков путевки, наименование отелей, фамилии и имени туриста, номера и даты выдачи загранпаспорта. Отказ от бронирования: не позднее 8 дней до вылета самолета по факсу. Подтверждение заявки: заявка является подтвержденной при наличии отметки туристской фирмы о бронировании на заявке. Штраф: при расторжении туристом Договора о туристском обслуживании. ТРАНСФЕРЫ (Авиаперелет - данные рейса, времени вылета, начала регистрации, трансфер):

Рейс 651, время вылета 12.20 (МСК) из аэропорта «Пулково-2» (номер и время вылета самолета уточняются за 24 часа до вылета самолета). Начало регистрации за 2,5 ча­са до вылета самолета. Время прибытия 13.55 (время мест­ное).

Рейс 652, время вылета 15.15 из аэропорта г. Рима, нача­ло регистрации за 2,5 часа до вылета самолета. Время при­бытия 20.55 (МСК).

- Багаж: нормативный багаж - 20 кг. Ручная кладь - 5 кг. Сверхнормативный багаж оплачивается по тарифам, действующим в Аэрофлоте.



  1. РАЗМЕЩЕНИЕ. Отели 3***, двухместное размещение (пожеланию одноместное размещение, третий ребенок, третий взрослый), полупансион (завтрак и ужин). Все номера соответствуют европейскому стандарту 3-звездочной категории и оснащены телевизором и мини-баром. Отели оборудованы самым необходимым для отдыха и туризма. В отелях есть бары с большим выбором коктейлей и закусок. К услугам гостей также прачечная, химчистка, сауна, солярий.

  2. ЭКСКУРСИОННАЯ ПРОГРАММА.

1-й день: Вылет из СПб. Прибытие в аэропорт г. Рима. Переезд в Пизу. Обзорная экскурсия в сопровождении гида-переводчика. Размещение в отеле. Ужин и ночевка.

2-й день: Завтрак. Переезд во Флоренцию. Обзорная экскурсия по городу в сопровождении профессионального гида-переводчика: Собор Сайта Мария Новелла, Соборная Площадь, Колокольня Джотто, Площадь Синьория, Старый мост, Баптистерий, Старый Дворец и другие достопримечательности.

3-й день: Завтрак в отеле. Переезд в Падую. Обзорная экскурсия по городу: Собор Святого Антонио, прогулка до исторического цент­ра, Площадь Эрбе, Педрокки, Университет. Свободное время. Пере­езд в Венецию. Размещение в отеле. Ужин и ночь в отеле.

4-й день: Завтрак. Обзорная экскурсия по городу. От стоянки ав­тобуса туристы в центр города путешествуют катером по каналам, которые являются единственными путями в этом удивительном го­роде. В сопровождении гида-переводчика проводится экскурсия среди исторических шедевров Музея под открытым небом этого за­мечательного города: Площадь Святого Марка, Собор и Колокольня дей Мори, Мост Вздохов, Дворец Доджей, хитроумный лабиринт уз­ких улиц, выводящих на мостики и небольшие площади, и другие до­стопримечательности. Свободное время. Ужин и ночь в отеле.

5-й день: Завтрак. Переезд в Республику Сан-Марино, удиви­тельное государство, расположенное среди живописного горного ландшафта. Обзорная экскурсия. Переезд в Рим. Размещение в отеле. Свободное время. Ужин и ночь в отеле.

6-й день: Завтрак. Отъезд в Помпеи. Осмотр археологической зоны в сопровождении гида-переводчика. Экскурсионная программа продолжается на Везувий. Время для обеда. После обеда экскурсия по Неаполю: Площадь Гарибальди, Площадь Биржи, Муниципаль­ная Площадь, Ривиера ди Клана, Посиллипо, Площадь Плебисцита, Королевский Дворец, Анжуйский Замок. Возвращение в отель, в Рим. Ужин и ночь в отеле.

7-й день: Завтрак в отеле. Обзорная автобусно-пешеходная экс­курсия по Риму, во время которой будут показаны: Фонтан Треви, Замок Святого Анджело, Джаниколо, Площадь Капитолия, Колизей, Площадь Навона и другие достопримечательности Вечного города. Время для обеда. Экскурсия в Ватикан: Собор Святого Петра, Сик­стинская Капелла, Музей Ватикана и другие достопримечательнос­ти. Возвращение в отель. Свободное время. Ужин и ночь в отеле.

8-й день: Завтрак. Отъезд в аэропорт г. Рима. Вылет в Санкт-Пе­тербург.

В стоимость тура входит:



  • трансферы;

  • размещение в отелях 3***;

  • полупансион (завтраки и ужины);

  • услуги русскоговорящего сопровождающего;

  • экскурсии по программе.

В стоимость тура не входит:

  • авиабилеты СПб.- Рим-СПб;

  • медицинская страховка - 8 у.е.;

  • консульский сбор - 800 руб.;

  • входные билеты в музеи и билеты на катер в Венеции;

  • напитки в отеле.


  1. ДОГОВОР МЕДИЦИНСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ. Договор добровольного медицинского страхования граждан, выезжающих за границу, является неотъемлемой частью путевки. В цену путевки не включается стоимость добровольного медицинского страхования.

  2. ПОРЯДОК И СРОК ОПЛАТЫ ПУТЕВКИ ТУРИСТОМ. Срок оплаты стоимости путевки не позднее 4 дней до вылета самолета. Договор туристского обслуживания (путевка), заключенная между туристской фирмой и туристом, вступает в силу в момент подписания его сторонами. В случае непоступления полной стоимости путевки в кассу или на расчетный счет туристской фирмы в срок, предусмотренный в путевке, Договор туристского обслуживания прекращается. Оплата стоимости туристских услуг (путевки) производится в рублевом эквиваленте по курсу ЦБ РФ + 3% на день оплаты. Аванс стоимости путевки возможен в размере не менее 30% от стоимости путевки не позднее срока, предусмотренного в этом разделе.

  1. РАСЧЕТЫ ТУРАГЕНТА С КОМПАНИЕЙ. Предоплата возможна не менее 30% стоимости путевки при условии оплаты полной стоимости не позднее 10 рабочих дней до вылета самолета. В случае отказа от бронирования предоплата возвращается в течение двух банковских дней с даты получения отказа в бронировании за вычетом фактических расходов.

  2. СТОИМОСТЬ ПУТЕВКИ. Стоимость туристско-экскурсионной путевки составляет 432 долл. США. Доплата за одноместный номер 11 долл. США. Скидка для детей на дополнительную кровать в DBL - 25%.

10. ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ. Условия, предусмотренные в настоящем паспорте маршрута, могут быть изменены туристской фирмой, о чем турагентству сообщается по факсу. Изменения в паспорте маршрута вступают в силу с даты, указанной в письменном сообщении, и действительны за подписью ответственного лица.

Начальник международного отдела

ПАМЯТКА-ПРОГРАММА ДЛЯ ТУРИСТОВ,

ВЫЕЗЖАЮЩИХ ПО МАРШРУТУ

«КЛАССИЧЕСКАЯ ИТАЛИЯ»
В стоимость путевки входит: авиаперелет СПб.-Рим-СПб. размещение в отеле (согласно заявке), питание (завтраки и ужины), трансфер, услуги гида, экскурсии по программе.

Перелет производится авиакомпанией «Аэрофлот» из «Пулково-2». Продолжительность - 3 часа.


Особенности маршрута:

  1. Въезд в Италию осуществляется только при наличии въездной визы.

  2. Турист, выезжающий в Италию по туристской путевке должен иметь при себе валюту в размере 50 долл. США в сутки. В остальных случаях сумма должна составлять 100 долл. США в сутки.

  3. Туристы, выезжающие по путевкам, размещаются в разных отелях, поэтому следует строго придерживаться указанного времени на трансфер и заказные автобусные экскурсии.

  4. В крупных туристских центрах следует следить за своими сумочками, фото-и видеоаппаратурой.

  5. По всем вопросам обращаться к нашим представителям в Риме - тел. 089/22-98-65; 089/25-03-22, Salerno, Via Fusandola, 12, Italia, «GIROAUTO TRAVEL».

Министерства труда и социального развития

от 17 мая 1999 г. №8

г. Москва
О Квалификационных требованиях (профессиональных стандартах) к основным должностям работников туристской индустрии
В целях совершенствования работы организаций туристской ин­дустрии и качества оказания туристских услуг, в соответствии с Фе­деральным законом «Об основах туристской деятельности в Рос­сийской Федерации» (Собрание законодательства Российской Фе­дерации, 1996, № 49, ст. 5491) Министерство труда и социального развития Российской Федерации


  1. Утвердить Квалификационные требования (профессиональные стандарты) к основным должностям работников туристской индустрии согласно приложению.

  2. Установить срок действия Квалификационных требований (профессиональных стандартов) к основным должностям работников туристской индустрии до 31 декабря 2001 года.

Министр труда и социального развития


1 См. Черных Н.Б. Технология и организация туроператорской и турагентской деятельности: Учеб. пособие. – 2-е изд. испр. и доп. – М. Советский спорт, 2005. – Гл.3.


2 См. Приложение 6.


3 См. Приложения 3,4.