Руководства, Инструкции, Бланки

индивидуальный маршрут развития ребенка в детском саду образец по фгос img-1

индивидуальный маршрут развития ребенка в детском саду образец по фгос

Рейтинг: 4.9/5.0 (1866 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Каждому ребенку индивидуальный маршрут

«УГ Москва», №25 от 22 июня 2010 года

Каждому ребенку индивидуальный маршрут

В последнее время система дошкольного образования значительно расширяет спектр услуг (образовательных, социальных), предоставляемых детям с ограниченными возможностями здоровья, имеющим инвалидность. В дошкольных образовательных учреждениях общего и комбинированного вида открываются группы кратковременного пребывания и полного дня, интеграционные и инклюзивные группы для детей с соматическими, двигательными, генетическими и другими видами нарушений, создаются условия для индивидуального развития детей с ОВЗ и возможность их социального включения в окружающий мир, основанные на принципе нормализации. Целевая установка этого принципа - создание условий, обеспечивающих нормализацию социального проживания детей с ОВЗ. Реализация этого принципа обеспечивает доступ детей с ОВЗ к достижениям и условиям повседневной жизни, доступной большинству. Это относится к социальному порядку, организованному в учреждении, пространственной и временной организации жизни ребенка (режиму дня, предметно-развивающей среде), учету его личных интересов и потребностей. С этой целью на всех этапах развития ребенка выстраивается психолого-педагогическое сопровождение, соответствующее его потребностям.

Учительская Газета

В детском саду №492 накоплен значительный опыт психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях интегративных групп. Участвуя в экспериментальной деятельности Центрального окружного управления образования с 2001 года, педагогический коллектив детского сада не только успешно реализует предлагаемые интегративные программы для детей с ОВЗ, но и самостоятельно разрабатывает технологии психолого-педагогического сопровождения данной категории детей. Усилия специалистов ГОУ в заданных рамках дошкольного образовательного учреждения направлены на решение следующих задач:

- определение уровня возможностей дошкольников с ОВЗ;

- выявление имеющихся потребностей и формирование системы социальных потребностей;

- создание адекватной среды для удовлетворения потребностей, для обеспечения оптимальных условий жизнедеятельности всех детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение.

Создание среды осуществляется с учетом особенностей детей с ОВЗ - разнообразия клинической картины заболевания, вариативности сопутствующих нарушений (сенсорных, интеллектуальных, психологических), несоответствия биологического и психологического возраста в дошкольный период. Разрабатываются программы, направленные на реализацию образовательных, социальных и других потребностей детей с ОВЗ и их здоровых сверстников, - так называемые индивидуальные образовательные маршруты. Планирование и выполнение этой работы осуществляется по определенному алгоритму, позволяющему структурировать и эффективно организовывать образовательную и социальную составляющие психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с ОВЗ.

В первую очередь отмечается необходимость консолидированных профессиональных умений специалистов в определении формата реализации индивидуального образовательного маршрута. Различия в структуре дефекта, многообразие клинических проявлений, индивидуальный характер дефицитарного развития детей с ОВЗ требуют многоступенчатого дифференциального обследования. Диагностика в дошкольном образовательном учреждении проводится комплексно и носит динамический характер, в ходе которого выделяются приоритетные направления обследования, определяется мера активного участия в нем каждого специалиста. Методы и приемы обследования соответствуют специализации и разграничению функций специалистов. Данные обследования позволяют определить особенности психоэмоционального и личностного развития ребенка, выбрать программу, соответствующую образовательным и социальным потребностям ребенка.

Одним из наиболее сложных моментов в организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ становится вопрос о том, как планировать этот процесс, на что опираться при разработке его содержания. Перспективное (годовое) планирование составляется по итогам комплексной диагностики и содержит основные направления деятельности специалистов, задачи каждого направления. Для детей дошкольного возраста с ОВЗ приоритетны такие направления, как:

- формирование механизмов адаптивного поведения;

- формирование системы представлений об окружающем мире и самом себе;

- формирование основ социально-бытового ориентирования.

Основу адаптивного поведения составляют навыки социального общения: усвоение различных способов реагирования в соответствии с ситуацией, умение делать выбор и соблюдать правила, искать, находить и использовать помощь, ориентироваться на эмоциональное состояние партнера по общению (взрослого, сверстника), регулировать свое поведение. Организация активного взаимодействия ребенка дошкольного возраста с окружающим и установление различных форм общения обеспечивают формирование механизмов его адаптивного поведения. Реализация этого направления предусматривает развитие мотивационно-потребностной сферы и средств общения (невербальных и вербальных). Становление мотивационно-потребностной сферы в дошкольном возрасте обеспечивает регуляцию поведения ребенка с ОВЗ. В этой связи задача формирования мотивации к общению приоритетна по всем видам деятельности и реализуется каждым специалистом. Последовательно формируется готовность к установлению эмоционально-коммуникативных отношений со взрослым и сверстником, выделяется эмоциональная составляющая общения (нормализация эмоционального реагирования в различных коммуникативных ситуациях), реализуется задача обогащения эмоций, их использования в качестве средства коммуникации и способа отражения своего состояния. Развитие средств коммуникации - основа для формирования умений и навыков ребенка. В качестве средств коммуникации используются телесный контакт, контакт глазами, эмоциональные средства (улыбка, дифференцированные ориентировочные реакции), элементарные действия с предметами (сопряженно-отраженные), пантомимические средства (жесты указания, отрицания, имитационные жесты, мимика) и паралингвистические (вокализации). Устная форма словесной речи как средство коммуникации доступна не для всех детей ОВЗ. Однако работа над пониманием ребенком обращенной речи в виде вопросов, инструкций, комментариев включается во все виды деятельности, предлагаемой ребенку. В процессе формирования и расширения представлений об окружающем мире, усвоения продуктивных форм деятельности проводится работа по использованию альтернативных форм коммуникации, в качестве которых рассматриваются различные формы имитационно-изобразительной деятельности (жестовая речь и драматизация, рисунок). На занятиях, в играх, бытовых ситуациях ребенок учится выражать свои желания, свое эмоциональное состояние и отношение к миру. В каждой конкретной ситуации общения перед ребенком стоит задача выбора тех средств коммуникации, которые соответствуют целям и задачам общения. С этой целью составляются сценарии коммуникативного поведения, которые реализуются в различных видах деятельности (коррекционно-развивающих, бытовых), в моделируемых и спонтанно возникающих ситуациях. Ребенок обучается адекватным способам реагирования, усваивает алгоритм поведения, у него формируются навыки практического использования доступных средств коммуникации. К концу дошкольного возраста в специально организованных условиях обучения речь начинает играть роль регулятора поведения ребенка. Формируются различные типы коммуникативных отношений: межличностные и групповые.

Формирование системы представлений об окружающем мире осуществляется на базе развития сенсорно-перцептивной деятельности. В этой связи особую актуальность приобретает работа по обогащению сенсорной сферы, включенная в повседневную жизнь этой категории детей. Выделяются основные задачи:

стимуляция всех видов чувствительности, активизация и дифференциация ощущений различной модальности (зрительной, двигательно-кинестетической, слуховой);

развитие всех видов восприятия, формирование его характеристик (целостности, объема);

формирование гностико-праксических функций (стереогноза, соматопространственного гнозиса, пространственного праксиса);

развитие зрительно-моторной координации, формирование оптико-пространственных представлений, включающих пространственную характеристику объекта или его изображения, ориентировку ребенка в пространстве;

организация деятельности (от манипуляций, предметно-практических действий до орудийных, перцептивных действий).

Успешная реализация каждой задачи осуществляется при правильном выборе видов деятельности и обеспечении оптимальных условий их формирования. Такими видами деятельности для дошкольников с ОВЗ стали специфические манипулятивные действия, предметно-практическая деятельность и игра, организуемые на занятиях и в быту. В процессе этой работы происходит накопление чувственного опыта ребенка, создается база для развития его познавательной активности. Процесс развития собственной активности ребенка обеспечивается пошаговым формированием жизненно важных функций и умений, сопровождается системой контроля и внешними подкреплениями, индивидуально подобранными для каждого ребенка, и реализуется в специально созданной предметно-развивающей среде.

Приобретение ребенком независимости и самостоятельности в повседневной жизни происходит в процессе социально-бытового ориентирования. В условиях дошкольного образовательного учреждения формирование основ социально-бытового ориентирования осуществляется через освоение культурно-гигиенических умений и формирование навыков самообслуживания. Работа в этом направлении ведется в течение всего периода пребывания ребенка в учреждении, благодаря чему закладываются основы его социального поведения. Навыки самообслуживания, обеспечивающие соблюдение личной гигиены, правил и норм ухода за собой для детей с ОВЗ - те результаты, освоение которых захватывает практически весь период дошкольного детства. Их формирование осуществляется по мере усвоения комплекса культурно-гигиенических умений и алгоритма их выполнения. В дошкольный период актуально формирование таких культурно-гигиенических умений, как умение обращаться с одеждой (раздеваться и одеваться), пользоваться предметами быта (кушать, пользуясь посудой, причесываться, пользуясь расческой). Усвоение ребенком различных способов ухода за собой обеспечивается определенным уровнем развития представлений о себе и своих возможностях. Выделяются задачи формирования схемы тела и лица, пространственного ориентирования, моторных умений и навыков, которые становятся базовыми компонентами подготовительной работы. В свою очередь практическое использование усвоенных умений и навыков позволяет развивать представления ребенка о себе и своих возможностях.

Реализация выделенных нами направлений осуществляется с использованием утвержденных и рекомендуемых образовательных программ, авторских технологий и практического опыта специалистов, работающих в условиях интеграции. Практика показывает, что одной программы бывает явно недостаточно для реализации образовательных и социальных задач. В этой связи в индивидуальном маршруте развития используется комплексирование двух или нескольких программ. Педагог-психолог высшей квалификационной категории Ирина Агапова разработала клише программы индивидуального образовательного маршрута для каждой возрастной категории воспитанников детского сада. Используя в качестве базовой российскую программу воспитания и обучения в детском саду, она парциально вводила материалы «Программы воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» авторов Л.Баряевой, О.Гаврилушкиной, А.Зарина, Н.Соколовой, программы ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии «Маленькие ступеньки», программы, утвержденные Министерством образования и науки РФ, по дошкольному образованию детей с нарушениями интеллекта, речи, опорно-двигательного аппарата. Цель этой работы - оптимизация процесса составления индивидуального образовательного маршрута ребенка и координация междисциплинарного взаимодействия специалистов в условиях командной работы.

Образовательный маршрут включает основные направления:

организация движения (развитие общей и мелкой моторики);

развитие навыков (культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных);

формирование деятельности (манипулятивной, сенсорно-перцептивной, предметно-практической, игровой, продуктивных видов - лепки, аппликации, рисования);

развитие речи (формирование чувственной основы речи, сенсомоторного механизма, речевых функций);

формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях);

формирование представлений о пространстве, времени и количестве.

Для каждого возрастного периода выделяются психологически и социально значимые показатели.

Индивидуальный образовательный маршрут строится как взаимосвязанный, гармоничный и целостный процесс, активными участниками которого являются все специалисты дошкольного образовательного учреждения.

И.АГАПОВА, педагог-психолог детского сада №492; Г.ДЕДЮХИНА, специалист по экспериментальной работе детского сада №492

Другие статьи

Варианты индивидуальных образовательных маршрутов детей с ОВЗ, имеющих противопоказания для включения в инклюзивные группы - ИНКЛЮЗИВНАЯ ПРАКТИКА В ДО

Специально для таких случаев нами было разработано моделирование ситуации включения. Дети посещают лекотеку, участвуют в различных мероприятиях дошкольного учреждения совместно с родителями (без посещения группы), а также к ним приходят «гости» – типично развивающиеся сверстники. Педагог-психолог, являющийся ведущим специалистом ребенка, организуя «гостевые» визиты, прорабатывает такие вопросы как:

– подбор «гостевой группы» в зависимости от психофизических особенностей ребенка с ОВЗ и особенностей приходящих детей;

– содержание и соотношение организованной и свободной деятельности детей.

Группа кратковременного пребывания «Особый ребенок».

Существует мнение, что группа кратковременного пребывания является обязательной ступенью для включения ребенка с ОВЗ в среду типично развивающихся сверстников. Результаты нашей работы говорят о нецелесообразности такого подхода. Дети с тяжелыми нарушениями в развитии намного успешнее социализируются в случае их включения в группу типично развивающихся сверстников; довольно быстро проходят путь от подготовительного этапа до полного включения. В то же время воспитанники, которые посещали группу кратковременного пребывания вместе с другими детьми, имеющими тяжелые нарушения в развитии, долго не достигали уровня социализации, позволяющего полностью включать их в группу нормально развивающихся сверстников.

Примеры построения индивидуального образовательного маршрута для различных категорий дошкольников с ОВЗ

Девочка, возраст 2 года 8 месяцев.

Основные особенности развития: тотальное недоразвитие психических функций с нарушениями поведения у ребенка с синдромом Дауна; системное недоразвитие речи.

Девочка из многодетной семьи (5-й, последний ребенок). В основном ребенком занимается мать, которая считает ее развитие соответствующим возрастной норме, интерпретирует любую двигательную или голосовую активность ребенка. Ближайшая образовательная цель семьи: поступление в группу общеразвивающей направленности на полный день, желательно с возможностью ночного пребывания.

Построение и реализация индивидуального образовательного маршрута.

1-й этап. Сентябрь – декабрь.

Длительность этапов планируется предварительно в соответствии с уровнем психофизического развития и тяжестью нарушения конкретного ребенка и может изменяться в зависимости от результатов коррекционно-развивающей работы.

По результатам комплексного обследования (педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед) и диагностики выявлено, что психологический возраст ребенка соответствует приблизительно 1 году 6 месяцам. Осуществлено диагностическое включение в группу общеразвивающей направленности для детей 1,5–3 лет (3 раза по 30 минут во время свободной деятельности в группе).

Выявлено, что девочка не взаимодействует со сверстниками, большую часть времени не обращает на них внимания, может подойти к другому ребенку, привлеченная игрушкой в его руках, отнять ее или толкнуть. Со взрослыми в контакт не вступает, на присутствие в группе педагога-психолога и воспитателя не реагирует.

По результатам комплексного обследования выделены основные задачи коррекционной работы:

– установление контакта со взрослым (специалистом) в рамках игрового сеанса в структурном подразделении Лекотека;

– включение матери в рамках игрового сеанса в целенаправленное взаимодействие с ребенком, обучение матери способам невербальной коммуникации при общении с девочкой;

– инициирование интереса к сверстникам.

Показатели (индикаторы) выполнения задач:

– возникновение и увеличение числа случаев установления и поддержания контакта с ведущим специалистом;

– возникновение и увеличение числа случаев адекватного и целенаправленного (по поводу бытовой, игровой ситуации или предметов) взаимодействия матери с ребенком;

– возникновение и увеличение числа случаев проявления интереса к деятельности сверстников, попыток установления контакта с ними.

Форма фиксации результатов: листы наблюдения.

Для решения поставленных задач определена группа общеразвивающей направленности для детей 1,5–3 лет, в которую будет включена девочка.

Предполагаемые формы и условия работы с ребенком:

• игровые сеансы в структурном подразделении Лекотека;

• индивидуальные коррекционные занятия с учителем-дефектологом и учителем-логопедом;

• участие ребенка с матерью в досуговых мероприятиях в группе, в которую предстоит включение.

Для успешной реализации задачи включения необходима предварительная работа с другими участниками педагогического процесса – нормально развивающимися детьми, их родителями и педагогами ДОУ (таблица 10).

По итогам реализации этапа составляется заключение ведущего специалиста (см. ниже).

2-й этап. Январь – май.

Частичное включение начато с включения ребенка в группу во время проведения музыкальных и физкультурных занятий в сопровождении педагога-психолога структурного подразделения Лекотека.

Структура гостевого визита:

– посещение занятия с группой сверстников (15 мин);

– свободная деятельность в группе (30 мин);

– совместное с группой одевание и выход на прогулку (15 мин);

– передача ребенка педагогом-психологом матери с дальнейшей возможностью продолжить прогулку с группой;

– участие ребенка в организованной деятельности детей на прогулке (продолжительность в зависимости от его состояния);

Индивидуальную программу включения на конкретный временной период удобно оформлять как раздел индивидуального образовательного маршрута в предложенной ниже форме.

Заключение ведущего специалиста по итогам включения: девочка посещает группу по установленному графику (болела ОРВИ с… по…), в детский сад идет охотно, в группе активна, предпочитает контакт со взрослыми, в контакт со сверстниками вступает ситуативно. Перестала привлекать к себе внимание, хватая сверстников за лицо и волосы, для общения использует голос («мычит»), выражая симпатию, обнимает, при непонимании может толкнуть. Самостоятельно надевает штаны и шапку. С помощью взрослого надевает кофту (куртку), ботинки. Застегивает «липучку» без продевания в петлю. Рекомендовано увеличение времени пребывания (до 3 ч) с постепенной передачей сопровождения персоналу группы. Комментарии авторов пособия: в примере 1 не прописаны условия и собственно индивидуальный образовательный маршрут, который определяет ПМПК, что необходимо для направления ребенка в учреждения системы образования города. Приведем образец заключения ПМПК.

Мальчик, возраст 4 года 2 месяца.

Основные особенности развития: парциальная несформированность психических функций (преимущественно речи) у ребенка с синдромом Аперта.

Мальчик из многодетной семьи (3-й, последний ребенок). Мальчик воспитывается в условиях гиперопеки и изоляции от контактов с окружающими, так как семья тяжело переживает реакцию незнакомых на необычный внешний вид ребенка. Ближайшая образовательная цель семьи: поступление в группу компенсирующей направленности для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата с 14-часовым пребыванием на полный день.

Построение и реализация индивидуального образовательного маршрута.

1-й этап. Сентябрь.

По результатам комплексного обследования выявлено, что психологический возраст ребенка соответствует приблизительно 3 годам.

Для последующего включения определена группа компенсирующей направленности для детей с нарушениями ОДА.

Формы работы с ребенком:

• игровые сеансы в структурном подразделении лекотека;

• индивидуальные коррекционные занятия с учителем-дефектологом и учителем-логопедом.

Работа с участниками педагогического процесса в группе, в которую предстоит включение, представлена в таблице 11.

2-й этап. Октябрь – декабрь.

Посещение группы кратковременного пребывания «Особый ребенок». Гостевые визиты в группу, куда готовится включение.

Структура гостевого визита:

– участие в играх-тренингах на развитие коммуникативной сферы (10—15 мин);

– свободная деятельность в группе (30 мин);

– совместное с группой одевание и выход на прогулку (15 мин);

Заключение ведущего специалиста по итогам работы с ребенком. мальчик посещает ГКП «Особый ребенок» и в гостевом режиме группу № 6. В детский сад идет охотно, в режиме ГКП в основном получает занятия специалистов, предпочитает контакт со взрослыми, в контакт со сверстниками вступает избирательно. Инициативу в общении принимает от Нелли, Миши, Паши. По отношению к ним начал проявлять инициативу в общении, в игре. В организованные взрослыми виды деятельности вступает охотно. Самостоятельно одевается, застегивать одежду затрудняется из-за имеющихся физических нарушений. По примеру сверстников и напоминанию воспитателя моет руки, пользуется туалетом, причесывается перед зеркалом. Рекомендовано включение в группу № 6.

3-й этап. Май – по настоящее время.

Посещение группы компенсирующей направленности в общем режиме. Занятия с учителем-дефектологом, учителем-логопедом, ЛФК, массаж, сопровождение педагогом-психологом.

Комментарии авторов пособия: в примере 2 не прописаны рекомендации ПМПК, условия включения.

Приведем образец рекомендаций ПМПК, необходимых для организации индивидуального образовательного маршрута этого ребенка.

Мальчик, возраст 4 года 8 месяцев.

Основные особенности развития: нарушения поведения и недостаточность развития психических функций у ребенка с расстройствами аутистического спектра; системное специфическое нарушение речи.

Двигательно беспокоен. Целенаправленная деятельность существенно затруднена. Острые реакции протеста (кричит, падает на пол) при необходимости перейти в другое помещение, приходе незнакомых людей, особенно остро – при появлении сверстников.

Единственный ребенок в семье. Ближайшая образовательная цель семьи: поступление в группу общеразвивающей направленности, коррекция интеллектуальных и поведенческих особенностей.

Построение и реализация индивидуального образовательного маршрута.

1-й этап. Сентябрь – декабрь.

По результатам комплексного обследования выявлено, что психологический возраст ребенка соответствует приблизительно 2 годам. Определены основные задачи, индикаторы и формы фиксации коррекционной работы на первом этапе (таблица 12).

Формы и условия работы с ребенком:

Мальчик, возраст 2 года 10 месяцев.

Основные особенности развития: поведенческие нарушения у ребенка с расстройствами аутистического спектра, неравномерная недостаточность психического развития.

Единственный ребенок в семье. В основном ребенком занимается мать. Мальчик прошел обследование в детской психиатрической больнице № 6, где была констатирована крайне низкая обучаемость. Двигательно беспокоен. Целенаправленная деятельность затруднена. Не вступает в контакт со сверстниками и взрослыми. В речи отдельные звукокомплексы, произносимые без соотнесения с предметами, людьми и ситуацией.

Были предприняты две попытки посещения дошкольных учреждений, откуда ребенка попросили забрать. Мать тяжело переживает состояние ребенка. Ближайшая образовательная цель семьей не определена, так как семья убеждена в отсутствии образовательных перспектив.

Построение и реализация индивидуального образовательного маршрута.

1-й этап. Сентябрь – ноябрь.

По результатам комплексного обследования психологический возраст не установлен из-за особенностей поведения ребенка. Рекомендовано включение в группу общеразвивающей направленности для детей 1,5–3 лет (5 раз по 30 мин во время свободной деятельности в группе). Мальчик не взаимодействует со сверстниками, не обращает на других детей внимания, если «попадаются на пути», с силой отталкивает. Проявляет признаки полового поведения. Со взрослыми в контакт не вступает, на присутствие в группе психолога и воспитателя реагирует только при физическом контакте. Не отпускает из поля зрения мать, протест выражает громким криком.

По результатам комплексного обследования выделены основные задачи коррекционной работы:

– установление контакта со взрослым (специалистом) в рамках игрового сеанса в структурном подразделении Лекотека;

– включение матери в рамках игрового сеанса в целенаправленное взаимодействие с ребенком, обучение матери способам невербальной коммуникации при общении с ребенком;

– инициирование интереса к сверстникам.

Индикаторы выполнения задач:

– появление и увеличение количества случаев установления и поддержания контакта с ведущим педагогом-психологом;

– появление и увеличение количества случаев адекватного и целенаправленного (по поводу бытовой или игровой ситуации и предметов) взаимодействия матери с ребенком;

– появление и увеличение количества случаев проявления интереса к деятельности сверстников.

Форма фиксации результатов: листы наблюдения.

Для последующего включения определена группа общеразвивающей направленности для детей 1,5–3 лет.

Формы работы с ребенком:

• игровые сеансы в структурном подразделении Лекотека;

• участие ребенка с матерью в досуговых мероприятиях группы, в которую предстоит включение.

Работа с участниками педагогического процесса (см. таблица 10, стр. 116).

2-й этап. Декабрь – март. Частичное включение ребенка в группу во второй половине дня во время свободной деятельности, проведения музыкальных и физкультурных занятий в сопровождении матери и психолога структурного подразделения Лекотека. Комплексные коррекционно-развивающие занятия (учитель-дефектолог + учитель-логопед, учитель-дефектолог + психолог) с участием матери в проведении занятия.

Структура гостевого визита:

– посещение занятия с группой сверстников (15 мин);

Заключение ведущего специалиста по итогам включения: мальчик посещает группу по установленному графику (болел ветряной оспой с … по …), в детский сад идет спокойно, в группе активен, начал отпускать мать на короткое время. В контакт со сверстниками не вступает, но появились случаи наблюдения за их деятельностью. Начал при поддержке матери участвовать в подвижных играх. Иногда самостоятельно надевает штаны, шапку; с помощью взрослого – кофту (куртку), ботинки. Рекомендовано увеличение времени пребывания (до 3 ч) с постепенной передачей сопровождения персоналу группы. Ребенок переведен в группу кратковременного пребывания «Особый ребенок», посещает ее в интегративном режиме: включение в группу общеразвивающей направленности для детей 1,5–3 лет, индивидуальные занятия с учителем-дефектологом и учителем-логопедом, сопровождение психолога.

Заключение ведущего специалиста по итогам включения: мальчик посещает группу по установленному графику (с … по … уезжал к бабушке), в детский сад идет спокойно, в группе активен, с 14 апреля посещает группу без сопровождения. В речи появились отдельные слова. На занятиях целенаправленно участвует в общей деятельности в течение 10 минут. Имеются выраженные затруднения в деятельности, требующей речевой активности. Стал ситуативно вступать в контакт со сверстниками, участвует в организованных воспитателем групповых играх. Иногда неадекватно реагирует (кричит, дерется), если его толкнут или возьмут игрушку. С небольшой помощью сам одевается, затрудняется в застегивании пуговиц. По результатам обследования по итогам года психологический возраст соответствует 2 годам 6 месяцам. Рекомендован перевод в группу компенсирующей направленности (имеются ортопедические показания) с посещением детского сада по режиму группы.

3-й этап. Сентябрь – май. Посещение группы компенсирующей направленности 12-часового пребывания. Индивидуальные и подгрупповые занятия учителя-дефектолога и учителя-логопеда. Массаж, групповые занятия ЛФК. Сопровождение психолога. Ведущий специалист сопровождения – учитель-дефектолог (координация корекционно-развивающей работы и взаимодействия педагогов и специалистов, взаимодействие с семьей).

4-й этап (подготовка к школе). Сентябрь – май.

На сентябрь 2010 г. возраст 6 лет 10 месяцев.

Основные особенности развития: недостаточность развития психических функций у ребенка с аутистическими расстройствами. Системное недоразвитие речи, II уровня речевого развития. Ближайшая образовательная цель семьи: поступление в школу V вида.

План работы по подготовке к школе.

1. Определение конкретного образовательного учреждения.

2. Знакомство специалистов школы с ребенком.

3. Знакомство семьи и специалистов детского сада с программами и организацией образовательного процесса в школе, необходимой документацией для поступления.

4. Коррекция индивидуальной коррекционно-развивающей программы.

Комментарии авторов пособия. В примере 4 нет рекомендаций ПМПК, условия включения ПМПК не прописаны. Приведем образец образовательного маршрута в ДОУ (как это должно быть рекомендовано ПМПК).

Мальчик, возраст 2 года 4 месяца.

Основные особенности развития: тотальное недоразвитие психических функций.

Ребенок из полной семьи. Один в семье. В основном ребенком занимается мать. Ребенок неухожен. Задержка речевого развития. Целенаправленная деятельность затруднена. Периоды заторможенности сменяются периодами двигательного беспокойства.

Физическое развитие не соответствует возрасту. Мать не знает правил ухода и питания ребенка 2 лет (не моет, кормит супами быстрого приготовления). Ближайшая образовательная цель семьи не определена. Мать замечает отставание развития ребенка от возрастной нормы, но предпринимает какие-либо действия, направленные на обследование ребенка и оказание ему коррекционной поддержки, только при наличии настоятельных просьб специалистов и педагогов.

Построение и реализация индивидуального образовательного маршрута.

1-й этап. Декабрь – март.

По результатам комплексного обследования выявлено, что психологический возраст ребенка соответствует приблизительно 11 месяцам.

Осуществленное диагностическое включение в группу общеразвивающей направленности для детей 1,5–3 лет (3 раза по 30 минут во время свободной деятельности в группе) показало, что мальчик не взаимодействует со сверстниками, большую часть времени не обращает на них внимания. Интересуется яркими и звучащими игрушками, предметами. Со взрослыми самостоятельно в контакт не вступает, любит, когда его щекочут или тормошат.

По результатам комплексного обследования выделены основные задачи коррекционной работы:

– установление контакта со взрослым (специалистом) в рамках игрового сеанса в структурном подразделении Лекотека;

– включение матери в рамках игрового сеанса в целенаправленное взаимодействие с ребенком, обучение матери правилам ухода за ребенком и способам взаимодействия с ним;

– инициирование интереса к сверстникам.

Индикаторы выполнения задач:

– появление и увеличение количества случаев установления и поддержания контакта с ведущим психологом;

– появление и увеличение количества случаев адекватного и целенаправленного (по поводу бытовой или игровой ситуации или предметов) взаимодействия матери с ребенком;

– появление и увеличение количества случаев проявления интереса к деятельности сверстников, а также попыток установления контакта с ними.

Форма фиксации результатов: листы наблюдения.

Для последующего включения определена группа № 1 общеразвивающей направленности для детей 1,5–3 лет.

Формы работы с ребенком:

– игровые сеансы в структурном подразделении Лекотека;

– индивидуальные коррекционные занятия с учителем-дефектологом и учителем-логопедом;

– участие ребенка с матерью в досуговых мероприятиях для группы, в которую предстоит включение;

– консультирование матери медицинским работником детского сада по вопросам ухода и питания.

Работа с участниками педагогического процесса (см. таблица 10, стр. 116).

2-й этап. Апрель – май.

• Посещение ребенком группы кратковременного пребывания «Особый ребенок».

• Участие ребенка в сопровождении воспитателя группы или педагога-психолога в музыкальных занятиях и досуговых мероприятиях группы, в которую готовится включение.

Заключение ведущего специалиста по итогам работы: мальчик посещает группу по установленному графику, не болел, в детский сад идет охотно, в группе активен, в контакт со сверстниками самостоятельно не вступает, но принимает инициативу. Может показать игрушку, повторить действие, дать предмет. С помощью воспитателя одевается. Идет мыть руки к умывальнику, берет мыло, но без помощи взрослого дальнейшие операции не выполняет. Начал проситься (показывает жестом и мычит) в туалет. Стал использовать предметы в соответствии с их культурно-бытовым назначением. Рекомендовано посещение группы в режиме полного дня.

3-й этап. Сентябрь – по настоящее время. Посещение группы для детей 1,5–3 лет в режиме полного дня.

– все формы работы в соответствии с планом работы группы;

– индивидуальные занятия с учителем-дефектологом и учителем-логопедом, сопровождение психолога;

– консультирование матери старшей медсестрой детского сада по вопросам ухода, питания и медицинского сопровождения ребенка.

Комментарии авторов пособия: приведем образец образовательного маршрута в ДОУ (как это должно быть рекомендовано ПМПК).

Мальчик, возраст 2 года 8 месяцев.

Основные особенности развития: неравномерная недостаточность психического развития у ребенка с органическим поражением головного мозга после ЧМТ, ДЦП левосторонний гемипарез, угроза по эпилепсии.

Мальчик контактный, подвижный. Несколько нарушена координация движений: часто падает. В речи отдельные лепетные слова.

Второй ребенок в семье (разница в возрасте между детьми – 18 лет). В возрасте 1 года выпал из окна (2-й этаж). Мать остро переживает вину за происшедшее и болезненно реагирует на изменения в жизни семьи в связи с инвалидизацией ребенка. Ближайшая образовательная цель семьи: поступление ребенка в группу компенсирующей направленности для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Построение и реализация индивидуального образовательного маршрута.

1-й этап. Сентябрь – март.

По результатам комплексного обследования выявлено, что психологический возраст ребенка соответствует приблизительно 1 году 9 месяцам. Осуществлено диагностическое включение в группу общеразвивающей направленности для детей 1,5–3 лет (3 раза по 30 мин во время свободной деятельности в группе). Мальчик в разных ситуациях охотно взаимодействует со сверстниками и взрослыми в присутствии матери. В совместные игры не вступает, предпочитает «игру рядом». Мать во время нахождения ребенка в группе очень тревожна, пытается ограничивать активность мальчика иногда неадекватно ситуации, ревниво относится к другим детям. В октябре – ноябре ребенок проходил курс реабилитации в стационаре, затем в санатории.

По результатам комплексного обследования сделано заключение о возможности регулярного посещения ребенком группы в сопровождении матери и педагога-психолога структурного подразделения Лекотека.

2-й этап. Март – июнь.

Посещение ребенком структурного подразделения Лекотека с гостевыми визитами в группу для детей 1,5–3 лет.

Заключение ведущего специалиста по итогам работы: мальчик посещает группу по установленному графику. В детский сад идет охотно, в группе активен, включается в организованную воспитателем коллективную деятельность. Принимает инициативу сверстников в совместных играх, сам инициативу не проявляет. Самостоятельно надевает штаны, ботинки, свитер; с помощью взрослого кофту (куртку). Застегивает «липучку» без продевания в петлю. Спокойно отпускает мать на все время пребывания в группе. Снизились тревожные реакции матери. Рекомендовано посещение группы в режиме полного дня.

3-й этап. Сентябрь – октябрь.

Посещение группы в соответствии с возрастом в режиме полного дня. Индивидуальные занятия с психологом, учителем-дефектологом, учителем-логопедом, ЛФК.

Октябрь 2010 г. – эпилептический приступ ночью дома. Переведен в группу кратковременного пребывания «Особый ребенок» в режиме интеграции в сопровождении матери или бабушки + индивидуальные занятия со специалистами.

Комментарии авторов пособия: приведем образец образовательного маршрута ребенка в ДОУ (как это должно быть рекомендовано ПМПК).

Примеры планирования режима дня (в рамках индивидуального образовательного плана) для детей с ОВЗ, посещающих группы детского сада

Девочка, возраст 6 лет 8 месяцев.

Заключение. Выраженное тотальное недоразвитие у ребенка с синдромом Дауна. Системное недоразвитие речи. Включена в группу компенсирующей направленности для детей 5–6 лет с нарушениями ОДА.

Примерное планирование режима дня

Индивидуальная карта развития ребенка в детском саду по фгос образец - Новое за день

Индивидуальная карта развития

Дата поступления в доу. Карта развития ребенка. Titles индивидуальная карта. Сведения о функционировании групп в. Индивидуальная карта. Карта развития ребенка. Ориентируется на средний уровень развития ребенка. Индивидуальная. В детском саду. Ваш файл найден - индивидуальная карта развития ребенка в детском саду образец фгос.

Ребенка в детском саду. Развития в доу по фгос. В доу по фгос образец. Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка. В детском саду. Ребенка в. Индивидуальная карта. Индивидуальная карта развития ребенка. Карта развития ребенка в.

Индивидуальная карта развития. Дата поступления в детский. Карта развития ребенка. Карта заполняется в дошкольном. Развития ребенка в. С требованиями фгос. Презентация по предмету дошкольные (подготовительная группа) на тему образовательная.

Курсы переподготовки дошкольное образование. Дистанционные курсы для педагогов доу по фгос. Основная образовательная программа мдоу детский сад колокольчик р.п. Духовницкое. Примерный образец заявления музыкального руководителя на аттестацию. Да, вы правы, в. У меня есть карта развития, которую я использую (взята из книги пмпк) карта обследования.