Руководства, Инструкции, Бланки

должностные инструкции социального педагога в детском доме img-1

должностные инструкции социального педагога в детском доме

Рейтинг: 4.3/5.0 (1851 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Должностная инструкция социального педагога детского дома

Должностная инструкция социального педагога детского дома 1. Общие положения

1.1. Должностная инструкция социального педагога детского дома разработана на основе квалификационной характеристики социального педагога, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. N 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».

1.2. Социальный педагог назначается и освобождается от должности директором детского дома из числа лиц, имеющих высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки «Образование и педагогика», «Социальная педагогика» без предъявления требований к стажу работы.

1.3. Социальный педагог непосредственно подчиняется директору детского дома.

1.4. Социальный педагог должен знать:

  • - Конституцию Российской Федерации;
  • - приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;
  • - законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;
  • - Конвенцию о правах ребенка;
  • - основы социальной политики, права и государственного строительства, трудового и семейного законодательства;
  • - право социального обеспечения в части, касающейся воспитанников и выпускников детского дома;
  • - общую и социальную педагогику;
  • - педагогическую, социальную, возрастную и детскую психологию;
  • - основы здоровьесбережения и организации здорового образа жизни, социальной гигиены;
  • - социально-педагогические и диагностические методики;
  • - технологии социально-педагогической диагностики (опросов, индивидуальных и групповых интервью), навыки социально-педагогической коррекции;
  • - современные педагогические технологии воспитания, реализации компетентностного подхода;
  • - методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с воспитанниками разного возраста, коллегами по работе, родственниками воспитанников;
  • - технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
  • - основы экологии, экономики, социологии;
  • - основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
  • - правила внутреннего трудового распорядка детского дома;
  • - правила по охране труда, пожарной безопасности, санитарные правила и нормы.

1.5. В своей деятельности социальный педагог детского дома руководствуется Конституцией и законами Российской Федерации. Уставом и законами ______________________, указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации, Правительства _________________________ и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания детей, Семейным кодексом Российской Федерации, правилами и нормами охраны труда, техники безопасности, противопожарной защиты, санитарными правилами и нормами, а также Уставом и локальными актами детского дома, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией, трудовым договором.

2. Функции социального педагога детского дома

Основными направлениями деятельности социального педагога детского дома являются:

2.1. содействие социализации воспитанников, осознанному выбору ими и последующему освоению профессиональных образовательных программ;

2.2. обеспечение режима соблюдения норм и правил техники безопасности в образовательном процессе;

2.3. создание благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности воспитанников.

3. Должностные обязанности социального педагога детского дома

Социальный педагог выполняет следующие должностные обязанности:

3.1. осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите детей детского дома;

3.2. изучает психолого-медико-педагогические особенности личности воспитанников;

3.3. выступает посредником между:

- воспитанниками и учреждением,

- воспитанниками и родственниками,

- воспитанниками и специалистами различных социальных служб, административных органов и ведомств;

3.4. определяет задачи, формы, методы социально-педагогической работы с воспитанниками, способы решения личных и социальных проблем, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы;

3.5. принимает меры по социальной защите и социальной помощи, реализации прав и свобод личности воспитанников;

3.6. выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении детей и своевременно оказывает им социальную помощь и поддержку;

3.7. организует различные виды социально значимой деятельности воспитанников и работников детского дома, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов и программ, участвует в их разработке и утверждении;

3.8. содействует созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности воспитанников, обеспечивает охрану их жизни и здоровья;

3.9. участвует в осуществлении работы по трудоустройству, передаче в замещающую семью, обеспечению жильем, пособиями, пенсиями, оформлению сберегательных вкладов, использованию ценных бумаг воспитанников;

3.10. защищает жилищные права воспитанников детского дома, осуществляет:

- закрепление и сохранность жилплощади воспитанников, если они ее имели на момент поступления детей в детский дом;

- приватизацию жилья в пользу воспитанников;

- контроль за своевременностью возврата жилплощади, если она была изъята местными исполнительными органами;

- сдачу в наем по договору закрепленной жилплощади воспитанника и контроль за своевременным перечислением на сберкнижку воспитанника, чья жилплощадь сдана в наем;

3.11. защищает имущественные (денежные) права воспитанников детского дома;

3.12. оформляет гражданство воспитанникам, отвечает за получение паспортов, осуществляет прописку и выписку детей;

3.13. поддерживает связь с региональным центром усыновления, подготавливает изменения в картах ребенка до 5-го числа каждого месяца;

3.14. подготавливает материал для рассмотрения в суде о взыскании алиментов, о лишении родительских прав и т.п.;

3.15. организует разнообразные виды деятельности воспитанников, ориентируясь на особенности их личности, развитие их мотивации к соответствующим видам деятельности, познавательных интересов, способностей, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности;

3.16. своевременно оформляет личные дела воспитанников детского дома, ведет алфавитную книгу учета воспитанников;

3.17. подготавливает сводные отчеты, статистические данные, развернутые списки воспитанников, своевременно передает информацию в банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей;

3.18. участвует в создание системы преемственности в работе образовательных учреждений, осуществляющих функции попечителей (детский дом – среднее профессиональное образование - вуз);

3.19. своевременно оформляет пенсии, поддерживает связь с органами социальной защиты;

3.20. оперативно извещает администрацию детского дома о каждом несчастном случае, принимает меры по оказанию первой доврачебной помощи;

3.21. участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в работе по организации и проведению, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных планом работы детского дома, в организации и проведении методической и консультативной помощи опекунам (попечителям) и приемным родителям, которым в установленном порядке переданы на воспитание воспитанник(и) детского дома;

3.22. соблюдает этические нормы поведения в детском доме, в быту, в общественных местах, соответствующие общественному положению педагога;

3.23. проходит периодические медицинские осмотры;

3.24. проходит обязательную аттестацию на соответствие занимаемой должности;

3.25. систематически повышает профессиональную квалификацию; один раз в три года обучается на курсах повышения квалификации.

4. Права

Социальный педагог детского дома имеет право:

4.1. участвовать в управлении детским домом в порядке, определяемом уставом детского дома;

4.2. на защиту профессиональной чести и достоинства;

4.3. знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения;

4.4 защищать свои интересы самостоятельно и/или через представителя, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного расследования или служебного расследования, связанного с нарушением педагогом норм профессиональной этики;

4.5. на конфиденциальность дисциплинарного (служебного) расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом;

4.6. самостоятельно выбирать формы, приемы, методы воспитательной работы с детьми и планировать ее исходя из педагогической целесообразности;

4.7. повышать квалификацию;

4.8. аттестоваться в добровольном порядке на первую (высшую) квалификационную категорию;

4.9. в пределах своей компетенции сообщать директору детского дома о выявленных в процессе осуществления должностных обязанностей недостатках в деятельности детского дома и вносить предложения по их устранению;

4.10. иметь доступ ко всем документам детского дома в части, касающейся защиты прав и свобод воспитанников;

4.11. собирать информацию, связанную с потребностью воспитанников, проводить социологические опросы, анализ, диагностические обследования.

5. Ответственность

5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава детского дома, Правил внутреннего трудового распорядка детского дома, иных локальных нормативных актов, законных распоряжений администрации детского дома, должностных обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией, социальный педагог несет дисциплинарную ответственность в порядке определенном трудовым законодательством. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.

Дисциплинарное взыскание в указанных случаях налагается приказом директора детского дома после истребования объяснений в письменной форме и соблюдением сроков, установленных законодательством о труде.

5.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью воспитанника, а также совершении аморального поступка социальный педагог может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством. Увольнение за данный поступок не является мерой дисциплинарной ответственности.

5.3. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил организации учебно-воспитательного процесса социальный педагог привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством.

5.4. За виновное причинение детскому дому или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей социальный педагог несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.

6. Заключительные положения

Социальный педагог детского дома:

6.1. работает в режиме шестидневной недели по графику, утвержденному директором детского дома, исходя из нагрузки 36 часов в неделю;

6.2. взаимодействует с воспитателями, с музыкальным руководителем, с педагогом-психологом, с администрацией детского дома;

6.3. самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год; план работы утверждается директором детского дома не позднее пяти дней с начала планируемого периода;

6.4. представляет директору детского дома письменный отчет о своей деятельности в последний понедельник каждого месяца;

6.5. получает от администрации детского дома информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами;

6.6. систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в свою компетенцию с администрацией и педагогическими работниками детского дома;

6.7. на время отсутствия социального педагога (отпуск, болезнь, прочее) его обязанности исполняет лицо, назначенное приказом директора детского дома; данное лицо приобретает соответствующие права и несет ответственность за качественное и своевременное исполнение возложенных на него обязанностей.

Если хотите регулярно получать актуальные юридические советы, разработанные формы по охране труда, пожарной безопасности, гражданской обороне и другие полезные документы, то подпишитесь на еженедельную рассылку "Юрист образовательного учреждения"

Видео

Другие статьи

Персональный сайт - Страница социального педагога

КЛЯТВА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА.
Я социальный педагог перед своими товарищами торжественно клянусь:
Беззаветно любить избранную профессию.
Клянусь!
Достойно нести звание «российского педагога».
Клянусь!
Вступив на путь социально-педагогической деятельности применять во благо все то, чему меня научили педагоги.
Клянусь!
Неотступно следовать общечеловеческим законам, соблюдая интересы и права ребёнка.
Клянусь!
Оказывая помощь тем, кто идет ко мне, я не допущу, чтобы то, что я узнал о человеке, обернулось против него.
Клянусь!
Всегда помнить, что в моих руках судьба ребёнка.
Клянусь!
Не позорить свою профессию некомпетентностью, непорядочностью, равнодушием и стяжательством.
Клянусь!
И пусть удача сопутствует мне в моем искреннем стремлении: помочь ребёнку в трудные минуты его постепенного взросления .
Клянусь!

Чижова Наталья Ивановна

Должностная инструкция социального педагога детского дома Содержание 1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе тарифно-квалификационной характеристики социального педагога, утвержденной приказом Министерства образования РФ и Госкомвуза РФ от 31.08.95. №463/1268 по согласованию с Министерством труда РФ (постановление Минтруда РФ от 17.08.95. №46), с изменениями и дополнениями, внесенными приказом Министерства образования РФ и Госкомвуза РФ от 14.12.95. №622/146 по согласованию с Министерством труда РФ (постановление Минтруда РФ от 22.11.95. №65).

1.2. Социальный педагог назначается и освобождается от должности руководителем учреждения.

1.3. В должности социального педагога детского дома может работать специалист, имеющий базовое (высшее) профессиональное образование, а также специалист, имеющий высшее педагогическое образование с дополнительной специальностью «Социальная педагогика» или прошедший переподготовку по специальности в объеме не менее 1200 часов, без предъявления требований к стажу работы.

1.4. Социальный педагог подчиняется непосредственно руководителю учреждения.

1.5. В своей деятельности социальный педагог руководствуется Конституцией и законами РФ, Указами Президента РФ, решениями Правительства РФ, органов управления образованием всех уровней по вопросам образования, воспитания, охраны здоровья, профориентации, занятости и социальной защиты обучающихся; трудовым законодательством; типовым положением об учреждении для детей, лишенных родительского попечения; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и локальными правовыми актами учреждения (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями руководителя, настоящей должностной инструкцией), трудовым договором (контрактом). Социальный педагог соблюдает положения Декларации ООН о правах человека и Конвенции ООН о правах ребенка.

2. Основные направления деятельности социального педагога
  • Социально-педагогическое сопровождение процесса социализации детей, лишенных родительского попечения, в условиях учреждения и в социуме, осуществляемое как предупреждение возникновения проблем; обучение сопровождаемых методам разрешения проблемных ситуаций, а также как экстренная помощь в кризисных ситуациях;
  • Реализация мер социальной помощи и защиты воспитанников и контроль за ними. Координация деятельности городских и областных органов власти, муниципальных служб, осуществляющих социальную защиту детства;
  • Сотрудничество/Взаимодействие с государственными органами управления, общественными организациями, учебными заведениями, иными структурами, в которых необходимо представлять интересы учащихся и выпускников.
3. Должностные обязанности

Социальный педагог обязан:

3.1. Знакомиться с личным делом ребенка, проводить беседы с ребенком с целью выявления интересов и потребностей, трудностей, проблем, конфликтных ситуаций, отклонений в поведении обучающихся.

3.2. Изучать семьи, социальное окружение воспитанников; выявляя негативные и позитивные влияния на детей.

3.3. Собирать документы для установления социального статуса ребенка (розыск родителей, родственников).

3.4. Дифференцировать выявленные проблемы и доводить сведения до специалистов - профессионалов.

3.5. Участвовать в программировании и прогнозировании процесса сопровождения и воздействия на воспитанников различных факторов, а также мер помощи, поддержки.

3.6. Представлять интересы воспитанника от имени детского дома в органах государственной власти, милиции или в суде, социальных службах.

3.7. Защищать наследственные, имущественные и жилищные права ребенка.

3.8. Оформлять документы на взыскание алиментов с родителей, на получение пенсий в случае утери кормильца или по инвалидности.

3.9. Систематически проводить работу по сбору информации и накоплению документов, необходимых для решения жилищных вопросов выпускников. Следить за сохранностью жилья, закрепленного за воспитанником, регистрировать по месту пребывания.

3.10.Защищать финансовые интересы детей: контролировать своевременное начисление пенсий, алиментов на сберегательную книжку, контролировать расходование денежных средств со сберкнижки и разницы пенсий.

3.11. Оказывать помощь воспитанникам в определении на учебу или работу.

3.12. Способствовать организации общения подростков внутри детского дома.

3.13. Содействовать созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности воспитанника. Использовать имеющийся арсенал правовых норм защиты прав и интересов воспитанников, содействовать применению мер государственного принуждения и юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямое или косвенное действие, направленное на насилие над личностью.

3.14. Способствовать установлению гуманных и нравственно - здоровых отношений в социальной среде и учреждении, осуществляющем сопровождение детей, лишенных родительского попечения.

4. Права

Социальный педагог имеет право:

4.1. Представлять и защищать интересы детей в органах законодательной и исполнительной власти;

4.2. Информировать администрацию учреждения и органы власти о нарушении прав детей;

4.3. Препятствовать принятию решений, ущемляющих права детей-сирот;

4.4.Проводить социологические опросы и иные диагностические обследования учащихся.

4.5.Требовать от администрации детского дома и вышестоящих инстанций создания условий, необходимых для успешного выполнения профессиональных обязанностей.

4.6. Иметь доступ к документам детского дома в части дел детей, оставшихся без попечения родителей.

4.7. На защиту профессиональной чести и достоинства.

4.8. 3накомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать им объяснение.

4.9. Защищать свои интересы самостоятельно или через представителя, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного или служебного расследования, связанного с нарушением социальных педагогом норм профессиональной этики.

4.10. На конфиденциальность дисциплинарного (служебного) расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом.

4.11. Повышать квалификацию.

4.12. Аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получить ее в случае успешного прохождения аттестации.

5. Ответственность

Социальный педагог несет ответственность в пределах своей компетенции за:

5.1. Планирование и организацию социальной работы, соблюдение прав учащихся;

5.2. Соблюдение трудовой дисциплины, правил производственной санитарии и противопожарной безопасности;

5.3. Сохранность рабочего места, материальные ценности, взятые под расписку у материально ответственного лица;

5.4. Необоснованное вынесение заключения (в рамках своей компетенции) по обследованию ребенка, повлекшее за собой ухудшение его физического или психического здоровья;

5.5. За применение (в том числе однократное) методов воспитания, связанных с физическим и/или психическим насилием над личностью ребенка, а также совершение иного аморального поступка социальный педагог может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом РФ «Об образовании». Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.

6. Содержание и формы взаимодействия со специалистами и службами внутри и вне образовательного учреждения

6.1. Планирует работу на год, по окончании учебного года представляет письменный отчет заместителю директора. План утверждается руководителем не позднее пяти дней с начала планируемого периода.

6.2. Совместно с администрацией детского дома выделяет приоритетные направления социально - педагогической работы и формулирует конкретные задачи работы с детьми и подростками, взрослым контингентом в соответствии с содержанием работы социального педагога.

6.3. Получает от администрации материалы нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.

6.4. Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией и другими субъектами сопровождения, с родителями, представителями органов опеки, попечительства и социальной защиты.

6.5. Взаимодействует с воспитанниками, их родителями или родственниками, воспитателями, психологами, медицинскими и другими работниками детского дома.

6.6. Устанавливает контакты с представителями государственных органов управления, общественных организаций, учебных заведений, со всеми структурами, в которых необходимо представлять интересы воспитанников и выпускников до 18 лет.

6.7. Налаживает связь с Центром занятости, с предприятиями для возможного трудоустройства выпускников, с учебным заведением по будущему направлению на учебу.

6.8. Принимает участие в работе психолого-педагогического консилиума детского дома, педагогического совета детского дома и совещаниях, проводимых администрацией детского дома.

6.9. Оказывает помощь выпускникам, поддерживает связь с работниками учебных заведений, где учатся выпускники.

6.10. С целью создания условий, оптимальных для функционирования образовательного учреждения, поддерживает контакт с общественными организациями и учреждениями.

6.11. Входит в состав методического объединения социальных педагогов, получает поддержку и осуществляет консультативную деятельность по профессиональной линии.

Организация деятельности социального педагога в условиях детского дома

Организация деятельности социального педагога в условиях детского дома В условиях учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей деятельность социального педагога основывается:
  • на международном уровне - Конвенцией ООН о правах ребенка
  • на федеральном уровне - пакетом нормативно-правовых актов, разрабатываемых в рамках реализации основных направлений государственной политики по улучшению положения детей в РФ: федеральной программой "Дети России", в которую входят целевые программы "Дети-сироты", "Дети-инвалиды", "Развитие социального обслуживание семьи и детей", "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"; ФЗ № 124 от 24.07.98 "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ"; ФЗ № 159 от 21.12.96 "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"; ФЗ № 120 от 24.06.99 "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"; ФЗ № 12 от 13.01.96 "Об образовании" и др.

На уровне учреждения социальный педагог работает на основании должностной инструкции и Положения о деятельности реабилитационной службы детского дома.

На основании выше перечисленного, деятельность социального педагога детского дома строится по следующим направлениям:

Защита материальных, жилищных и социальных прав воспитанников
  • определение социального статуса воспитанников - оно предполагает лишение или ограничение родителей в родительских правах, признание их через суд безвестно отсутствующими, оформление инвалидности и гражданства воспитанникам;
  • работа с документацией - формирование личных дел воспитанников, сбор недостающих в личном деле воспитанника документов и сведений о родителях, братьях и сестрах, наличии и сохранности имущества, квартиры, ценных бумаг, открытие счетов в сбербанке;
  • социальная диагностика детского коллектива или статистический мониторинг, обеспечивающий целостное представление о результативности деятельности системы социальной службы детского дома, о качественных и количественных изменениях социального статуса воспитанника;
  • контроль соблюдения социальных прав воспитанников в детском доме;
  • обеспечение защиты личных прав воспитанников: получение общего среднего образования, предоставление свободного времени в распорядке дня, исключение вредного влияния, своевременное получение паспорта и регистрации и т.д.;
  • обеспечение льгот, предусмотренных Правительством России, в период обучения детей, при выпуске их и поступлении на учебу или работу;
  • взаимодействие с судом, загсом, комитетом соц. защиты населения, органами управления образованием и здравоохранением, нотариатом и т.д. по вопросам назначения и выплаты алиментов с родителей, начисления пенсий по утрате родителей и инвалидности и т.д.

Отслеживание постдетдомовской адаптации

Содержанием данного направления определяется:
  • запросы в отделы образования по месту проживания воспитанников, взятых под опеку или возвращенных в семью;
  • ведение картотеки выпускников;
  • оказание помощи выпускникам, оставшимся без попечения родителей, в поступлении на учебу или работу и получении благоустроенного жилья, комнаты в общежитии;
  • мониторинг адаптации выпускников к самостоятельной жизни до достижения ими 23 лет. Поскольку выпускников в нашем детском доме ещё не было, то одной из форм работы по данному направлению можно назвать интегрированный спецкурс "Старт", разработанный проблемной группой детского дома, в рамках реализации которого у воспитанников-выпускников формируются умения и навыки, необходимые для их жизненного становления и обеспечения социально-психологической готовности к самостоятельной жизни.

Информационно-консультационная работа с воспитанниками, их родственниками и педагогами по вопросам нормативно-правовых документов, актуальных проблем воспитанников и т.д. реализуется через индивидуальные консультации и деятельность клуба "Подросток", который организован специально для воспитанников старшего возраста с целью формирования социально-психологической готовности к самостоятельной адаптации в социуме.

Работа по проблемам семьи предполагает выяснение общих проблем родовой семьи воспитанника и ее особенностей. У воспитанника детского дома институт семьи как образец для собственного поведения либо отсутствует вообще (сирота), либо является недееспособным (социальное сиротство). Поэтому большое значение уделяется работе с социально благополучными родственниками. Первоначально обследуются материально-бытовые условия проживания родственников, и если условия позволяют, то ведется работа с ними по возвращению детей в семью (на данный момент семьи родственников посещают 27% воспитанников нашего детского дома). Также формирование у детей позитивного образа семьи ведется через консультации по семейному законодательству РФ и воспитательные мероприятия, посвященные Дню Матери, Дню Отца, Дню Семьи (они включают в себя симультанные и деловые игры, практикумы, библиотерапию, моделирование ситуаций, тренинги, встречи с интересными людьми.)

Профессиональное определение воспитанников.

Роль социального педагога в комплексном профопределении воспитанников заключается:
  • в подборе профессиограмм;
  • индивидуальном выборе профессионального учебного заведения для воспитанника и оформлении пакета документов для поступления в учебное заведение;
  • консультировании воспитанников и педагогов детского дома по трудовому законодательству через деятельность клуба "Подросток";
  • временном трудоустройстве воспитанников старше 14 лет в свободное от учебы время.
Одним из направлений работы социального педагога детского дома является профилактика асоциального поведения воспитанников, которая состоит в предупреждении и коррекции социальных отклонений и социальной дезадаптации. Цель этой работы - успешная социализация наших выпускников в обществе, в том числе, через формирование социальных моделей поведения. Содержанием данного направления выступают:
  • правовое просвещение (деятельность клуба "Подросток", курс правовых знаний, цикл бесед инспектора по делам несовершеннолетних).
  • профилактика школьной дезадаптации (информирование участников образовательного процесса о школьной успеваемости, о нарушениях дисциплины, прогулах, внесение корректив в совместную образовательно-воспитательную деятельность).
  • профилактика девиантного поведения и самовольных уходов воспитанников (установление норм поведения на территории детского дома, выявление асоциального окружения воспитанников, обеспечение занятости во внеучебное время через трудоустройство и посещение учреждений дополнительного образования).
  • деятельность Совета по профилактике на базе учреждения (выявление и индивидуальная работа с детьми "группы риска", индивидуальные отчеты воспитанников инспектору отдела по делам несовершеннолетних об успеваемости и дисциплине, ведение "дневников поведения" в школе и детском доме). Организацию работы по данному направлению смотри в приложении 1 .
Работа по передаче детей на воспитание в семью является одним из направлений деятельности социального педагога и заключается:
  • в занесении воспитанников в региональный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей и своевременной коррекции информации о них;
  • в консультировании потенциальных опекунов и усыновителей;
  • в подготовке документации для процесса оформления опеки или усыновления.

Все вышеназванные направления находят отражение в годовом плане работы социального педагога (см. приложение 2 ).

Критериями оценки эффективности работы социального педагога мы считаем:
  1. Степень разрешения актуальных проблем воспитанников.
  2. Степень защищенности прав воспитанника в детском доме (жилищных, материальных, социальных).
  3. Подготовленность выпускника к самостоятельной жизни.

По данным критериям и направлениям работы в конце каждого учебного года социальный педагог анализирует эффективность своей деятельности.

Одним из самых критических моментов из жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является переход из-под опеки государства к самостоятельной жизни. Воспитываясь в семье, ребенок гармонично адаптируется в общество, учится соизмерять свои потребности с возможностями, обслуживать себя, заботиться о близких. В детском доме у детей ограничены контакты с внешним миром и обеднены условия для приобретения собственного опыта. Низкий уровень социальной компетентности, свойственной воспитанникам-сиротам, впоследствии нарушает процесс включения их в жизнь общества, снижает возможность усвоения принятой системы ценностей, норм, знаний и представлений. Если не проводить специальную работу по социализации ребенка-сироты, то, выйдя из стен детского дома, он будет испытывать большие затруднения, оказавшись один на один с самостоятельной жизнью.

Наиболее характерными затруднениями выпускников в период постинтернатной адаптации являются:
  • проблемы интеллектуального, эмоционального и личностного развития;
  • затруднения профессионального самоопределения, дальнейшего профессионального образования и трудоустройства;
  • затруднения в самостоятельной организации быта и досуга, непрактичность;
  • затруднения в ориентации в системе служб социальной поддержки;
  • правовая некомпетентность;
  • возврат в кризисные условия после выпуска.

Выше названное определяет, что конечным результатом воспитания и образования воспитанников интернатного учреждения должна стать готовность к самостоятельной жизни. В настоящее время в нашем детском доме проживает 10 воспитанников старшего школьного возраста, что составляет примерно 30% от общего числа детей. Поэтому наиболее актуальным вопросом в деятельности педагогического коллектива на данный момент является вопрос о комплексном сопровождении выпускников детского дома. Основной выпуск воспитанников из детского дома придется на 2008-2010 уч.г. следовательно, разработка пошагового планирования по подготовке выпускников, их адаптации к обществу должна найти отражение в обозначении перспектив деятельности детского дома, определении путей, способов построения системы сопровождения данной категории детей.

Подготовка воспитанника к самостоятельной жизни возможна лишь при консолидации усилий всего коллектива детского дома и на основе активизации внутреннего личностного потенциала субъектов воспитательно-образовательного процесса. Всем этим требованиям отвечает особый вид помощи - комплексное сопровождение развития ребенка.

Выпуск воспитанника-выпускника и его дальнейшее сопровождение (постинтернатная адаптация) является последним этапом в психолого-педагогическом, медико-социальном сопровождении. На данном этапе наиболее важно определить:
  • во-первых, место и роль комплексного сопровождения выпускников в едином воспитательно-реабилитационном пространстве детского дома (т.е. ответить на вопрос "зачем?").
  • во-вторых, содержание сопровождения в период подготовки воспитанников к выпуску из детского дома (т.е. ответить на вопрос "что?").
  • в-третьих, эффективные формы, методы комплексного сопровождения выпускников (т.е. ответить на вопрос "как?").
Анализ имеющихся в учреждении ресурсов по сопровождению воспитанников выявил необходимость определения основных факторов, способствующих успешной подготовке их к выпуску из детского дома. Таковыми являются:
  • благоприятный прогноз относительно состояния физического и психического здоровья ребенка;
  • благоприятный прогноз относительно дальнейшего жизнеустройства воспитанника;
  • достаточный уровень социальной компетентности выпускника;
  • благоприятный прогноз школьного обучения;
  • наличие нескольких вариантов продолжения образования;
  • наличие нескольких вариантов трудоустройства;
  • наличие лица, несущего ответственность за постинтернатную адаптацию.
  • Исходя из данных факторов, нами были выделены показатели готовности к выпуску:
  • состояние физического и психического здоровья воспитанников;
  • возможные варианты жизнеустройства;
  • наличие благополучных родственников, обеспечивающих благоприятный семейный климат в период адаптации;
  • материальное благосостояние (разные источники дохода, наличие имущества);
  • уровень социальной компетентности;
  • учебная успеваемость, возможность дальнейшего обучения;
  • профопределение, возможность получения работы по профессии, разные варианта трудоустройства;
  • наличие интересов, склонностей необходимых для организации конструктивных форм досуга;
  • наличие лица ответственного за постинтернатную адаптацию.

На основе показателей выявляется уровень готовности к выпуску, который характеризуется как достаточный, недостаточный и критический (например: достаточный уровень, когда выпускник имеет благоприятный прогноз социальной адаптации по всем показателям).

В ходе анализа внутренних ресурсов детского дома нами были выделены потенциальные возможности для организации работы с воспитанниками:
  • опыт комплексного решения проблем воспитанников детского дома;
  • квалифицированные кадры;
  • наличие устойчивых связей с социальными институтами.

Это позволило нам разработать интегрированный спецкурс "Старт". Интегрированный спецкурс для воспитанников-выпускников "Старт" - это система работы по формированию умений и навыков, необходимых для их жизненного становления и обеспечения социально-психологической готовности детей к самостоятельной жизни.

Целью спецкурса нами было определено- максимально подготовить воспитанника к конструктивной самореализации после выпуска.

Задачи спецкурса были конкретизированы по субъектам деятельности. Так, по отношению к педагогам выдвинута задача: определить содержание, механизмы реализации, формы работы по подготовке воспитанников к выпуску из детского дома.

По отношению к воспитанникам:
  1. Сформировать конструктивную реальную программу самореализации.
  2. Освоить способы поведения в различных жизненных ситуациях.
Основными принципами, которые соблюдались при разработке спецкурса "Старт" являлись:
  • принцип ориентации на личность воспитанника, его внутренние резервы, потребностно-мотивационную сферу, формирующиеся на всех этапах жизни воспитанников;
  • принцип субъект- субъектного взаимодействия и рефлексивной активности воспитанников как адекватной реакции на возникающие социально-педагогические ситуации в реальном процессе жизнедеятельности;
  • природосообразности (воспитание детей сообразно их полу, возрасту, формирование ответственности за развитие самих себя, за последствия своих действий и поведения);
  • эффективности социального взаимодействия (расширение сфер общения, формирование социально-бытовых умений и навыков);
  • концентрации воспитания на развитие социальной и культурной компетенции (стратегия и тактика воспитания направлены на помощь воспитаннику в освоении социокультурного опыта и свободном самоопределении в социальном окружении).

Особенности и специфичность спецкурса "Старт" можно характеризовать рядом признаков:

Спецкурс является составной частью комплексного сопровождения воспитанника-выпускника. По содержанию он дополняет и расширяет деятельность специалистов, педагогов детского дома по психолого-педагогическому и медико-социальному сопровождению. Каждое подразделение реабилитационной службы детского дома проводит свой блок занятий.

Знания, умения, навыки воспитанниками приобретаются в процессе взаимодействия с социумом, поэтому имеют практическую направленность.

Основной формой работы социального педагога в рамках спецкурса является инструктивно-практическое занятие, что позволит отработать социальные навыки на практике, освоить способы поведения в реальных жизненных условиях (например: "Как осуществлять коммунальные платежи", "Как пользоваться услугами сбербанка", "Как сделать ремонт в квартире" и т.д.).

В результате занятий по данному спецкурсу воспитанник получит конкретные рекомендации в форме "Справочника выпускника", содержащего алгоритм действий в проблемных ситуациях с указанием адресов социальных институтов, оказывающих правовую, социальную помощь населению.

Содержание спецкурса направлено на формирование достаточного уровня социальной готовности выпускника к самостоятельной жизни. Под социальной готовностью мы понимаем:

Способность выпускника к адаптации в различных социальных условиях, умение строить конструктивное взаимодействие с окружающими.

Достаточный уровень правовой культуры (реализуется через направления воспитательной работы и работу социального педагога).

Достаточный уровень знаний, умений, навыков, необходимых для эффективного, межличностного взаимодействия (реализуется через направления воспитательной работы, работу педагога- психолога).

Достаточный уровень умений и навыков действовать в условиях конструктивного конфликта, в том числе трудового, (реализуется через направления воспитательной работы, работу педагога-психолога, социального педагога).

Достаточный уровень социально-бытовых навыков.

Умение конструктивно организовать свое свободное время (реализуется через организацию дополнительного образования, детского самоуправления).

Таким образом, основным содержанием спецкурса является: формирование способности выпускника к адаптации в различных социальных условиях, развития достаточного уровня социально-бытовых навыков.

Исходя из содержания спецкурса, работа строится по 4 блокам:

1 блок: правовая и социальная защита;

2 блок: социально-бытовая ориентировка;

3 блок: трудоустройство;

4 блок: взаимодействие с социумом, инфраструктурами города.

Формы и методы мы выбирали, учитывая специфику жизни в детском доме, в частности, закрытость учреждения и оторванность его от реальной жизни. Поэтому основными формами и методами стали:

Создание условий для накопления социального опыта: семья выходного дня, опыт трудоустройства, социоэкскурсы и т.д.

Отработка социальных навыков на инструктивно-практических занятиях, работа по план-заданию и т.д.

Разработка индивидуальных маршрутов постинтернатной адаптации (см. приложение 3 ).